Самооценка понятие и виды

Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития ходе становления самой личности. Заниженная самооценка приводит к выученной беспомощности человек заранее опускает руки перед трудностями и проблемами, так как всё равно ни на что не способен. Такие люди не могут объективно воспринимать мир и, следовательно, принимать правильные решения. Он состоянии самостоятельно разобраться ситуации и сделать правильный выбор, опираясь на свой опыт, а не на чужое мнение. Самооценка служит основой, на которой человек выстраивает свои взаимоотношения с окружающим миром. К этим внутренним признакам, отличающим успешного человека от неуспешного, относятся, первую очередь, три фактора самооценка, общительность, энергичность. Самооценка нередко приравнивается к любому личностному суждению о себе, своих характеристиках, особенностях, возрасте, планах и переживаниях. Ребенок потихоньку начинает разбираться своих способностях умственных и прочих, мотивах и поведенческих проявлениях, целях, физических и духовных возможностях, отношениях с окружающими. Математически это определяется через величину разницы притязаний человека к его реальным результатам и достижениям. Каждой личности свойственно отталкиваться оценке себя от того, как, ее восприятии, оценивается она другими людьми.

Так и общении вначале приготовь себя, понравься себе, а потом предлагай себя другому. Наше умение разбираться своем сложном психическом мире поможет нам легче решать трудные жизненные проблемы, вступать общение с людьми. В индивидуальности личности выделяются базовые свойства ее самооценка, темперамент, характер, способности человека. Поэтому аюге самооценки человек судит о моральном значении своей деятельности не просто от своего имени, а как бы со стороны, от лица других людей, от имени группы, к которой он принадлежит и субъективно относит себя. Здесь самопознание представлено как обобщение, при котором последовательности образ восприятия представлениепонятие из многочисленных образов самого себя различных ситуациях выделяется общее, устойчивое. Главные функции самооценки – регуляторная, на основании которой происходит решение задач личного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира. В этом случае, чтобы повысить самооценку человека вернее, сделать самооценку более адекватной стоит выделять отдельные области с более или менее общими критериями и сформировать отдельную самооценку. Самооценка оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать источником конфликтов личности, которые могут проявляться по разному.

Самооценка понятие и виды

Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием системе его мировосприятия. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции 1 148150. В зарубежной психологии самооценку рассматривают структуре Яконцепции, которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Самооценка аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. И к оценке достигнутого он подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Человек с неадекватно завышенной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Если же высокая самооценка пластична, меняется соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка понятие и виды

Психологическая характеристика личности педагогически запущенных детей младшего школьного возраста Итак, как было определено выше, педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками воспитательнообразовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебнопознавательной, игровой и других видов деятельности. Самооценкой называют то, как человек воспринимает, осознает свои личные качества, а также то, как он оценивает. Видит ли он свои достоинства и недостатки реальном свете это зависит от самооценки. Тип темперамента холерик имеет как свои положительные, так и отрицательные качества. Чувства у холериков проявляются очень быстро, они всегда ярки и эмоционально окрашены.

Самооценка понятие и виды

Очень медленно включаются новую работу, а также переключаются с одного дела на иное. В деятельности настойчивы, все дела доводят до логического завершения. Опять же на первый план выходит повышенная чувствительность, эмоциональность. Человек оценивает свой потенциал и возможные трудности, которые могут возникнуть на пути к цели. Исходя из временных отношений, она бывает прогностической, актуальной и ретроспективной. Психологи выделяют оптимальную и не оптимальную оценку себя, которая свою очередь подразделяется на несколько уровней. Те, кто высоко оценивают себя и свои возможности, готовы прилагать большие усилия борьбе за место под солнцем. Любопытно, что люди, воспринимающие себя положительно, склонны к более безрассудным, рискованным поступкам.

Те, чье самовосприятие остается на низком уровне, зачастую предсказуемы и инертны своем поведении. Способность дать себе правильную оценку оказывает огромное влияние на то, как общество воспринимает человека, и на его жизнь целом. Все люди время от времени анализируют свой характер, ищут себе плюсы и минусы. Какие же типы существуют?. Каждый человек склонен сравнивать себя с неким идеальным образом, с тем, кем он хотел бы быть. В результате люди испытывают постоянную неудовлетворенность, но при этом боятся предпринять решительные шаги, чтобы както изменить ситуацию.

Объяснить человеку, что у него неадекватная самооценка, практически невозможно. Каждая женщина сможет найти себе чтото хорошее. Прочтите его своему ребенку!. Каково быть девственницей 30 лет?. Одним из важнейших показателей индивидуальноличностного развития человека является самооценка. В основе самооценке, по мнению психолога, лежат ценности которые человек принимает, определяющие на внутриличностном уровне механизмы саморегуляции и самоконтроля человеком своего поведения и деятельности. В психологической литературе самооценку связывают с уровнем притязания личности, а начало данный подход берет работах одного из представителей гештальтпсихологии Курта Левина. Поэтому вполне возможно, что юношеском возрасте ощущение собственной ценности определя­ется скорее мнениями родственников, друзей, соседей, чем обще­ственным престижем как таковым.

Снижение общей самооценки под влиянием экспе­риментальной неудачи сопровождается у некоторых людей появлением мыслей о смерти, а удачная проверка высоко ценимой способности вызывает значительное повышение уров­ня самооценки других качеств. Изменения, под влиянием внешних оценок, образа Я, как и социаль­нонравственных установок, более значительны, если испытуе­мый думает, что значимые для него лица например, товарищи по работе единодушны оценке его качеств или поведения, чем тех случаях, когда их мнения расходятся. Сравнению подверглись три показателя само­оценка объективная групповая оценка, полученная путем ус­реднения оценок, данных индивиду его товарищами по работе предполагаемая групповая оценка. При этом такой индивид преподносит слабые стороны за сильные, выдавая обычную агрессивность и упрямство за решительность и волю. И уже изза восприятия, а также понимания другого человека подросток понимает себя. В данной методике обследуемому дается возможность определить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с учетом ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного личностного свойства. Данная методика имеет два способа применения групповой и индивидуальный. Но представления о себе скорее предвосхищают будущую индивидуальность, чем констатируют.

От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья. Что же такое самооценка?. Джемс рассматривает действующее Я как субъекта мысли, но при характеристике эмпирического Я выходит за пределы сознания. С данным представлением связана субъективность сознания, понятие действующего лица, наблюдателя, которое получило название. Кон, необходимо выделять Я как объект восприятия, мышления, то есть объектное, рефлексивное, категориальное Я, или образ Я, понятие Я, или Я концепцию. Обобщённый образ Я формируется процессе интеграции множества единичных, конкретных образов ходе самовосприятия, самонаблюдения, самоанализа. Основными факторами формирования представления о себе являются ведущая деятельность, характерная для каждого возрастного этапа психического развития ребёнка, и форма его общения с окружающими людьми, причём эти факторы тесно взаимосвязаны между собой. В Я концепции представлена не только констатация, описание черт, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний.

Уже сложившиеся оценки собственного Я есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает себе, с тем, что видит других людях. Если этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки, он может успокоить себя Ничего страшного, ведь целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно Иногда человек перенимает ее детстве у своих родителей, так и не вобравшихся со своими личностными проблемами, других случаях она развивается у ребенка изза плохой успеваемости школе, что, свою очередь, является результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного внимания родителей. В итоге все действия, поступки дошкольника направляются и организуются взрослыми, которые объективно оценивают их, сравнивают, на примерах показывая лучшие и худшие образцы, тем самым, воспитывая у детей стремление, сравнивать себя с другими, оценивать. Оценочные рассуждения действий детей позволяют наметить некоторые тенденции и особенности развитии детской оценки и самооценки. Познающий себя индивид был назван Я субъектом, а те особенности, которые он может у себя обнаружить и познать, Я объектом. Сопоставление самооценок индивида с его реальным поведением и оценкой его окружающими имеет не только теоретическое, но и прикладное значение, показывая, насколько точную информацию заключают себе самооценка, насколько адекватно они характеризуют личность.

Наименее распространенной является точка зрения, согласно которой самооценка понимается как когнитивная подструктура обобщает прошлый опыт человека и организует, структурирует новую информацию о Я Бороздиной, самооценка не сводится ни к образу Я, ни к эмоционально ценностному отношению к себе. Эмоциональноценностный компонент самооценки это эмоциональное отношение к этому комплексу убеждений оценочные характеристики составляющих когнитивной самооценки и связанные с ними переживания, сила и напряженность которого зависит от значимости для личности оцениваемого содержания. Из окружающих взрослых наиболее яркую положительную оценку получают те из них, к которым ребенок испытывает любовь, доверие, привязанность. Расширение видов деятельности, которые осваивает ребенок, приводит к формированию четкой и уверенной конкретной самооценки, которой выражается его отношение к успеху отдельного действия. В этом возрасте намечается желание, что то изменить себе, хотя оно не распространяется на характеристики нравственного облика. Они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, и собственный опыт. Но это не означает, что детская самооценка собственной личности теперь низкая.

Они состоят усвоении ориентаций на ценности своего пола, усвоении социальных стремлений, установок, стереотипов поведения. Влияние мнения значимых для ребенка взрослых при оценке себя 8, 3% говорит о недостаточной степени осознания своего Я, что нехарактерно для данного возраста. Результаты методики №2 позволяют сделать следующий вывод основном преобладает позитивная направленность общей самооценки 75%, которая признается адекватной и социально желаемой нейтральная 8, 3% является также допустимой, но то же время указывает на недостаточно развитое чувство самоценности индифферентная 16, 6% указывает на несформированность, отсутствие или неадекватность системы ценностных ориентиров негативный и амбивалентный показатели этой возрастной. Сравнительное распределение эмоциональной направленности общей самооценки детей 56 и 67. Однако синонимичное использование понятий образ Я и самосознание или Я – концепция приводит к тому, что самооценка иногда целиком подменяет самосознание место и роль самооценки структуре сознания себя не обсуждаются. Эмпирическая правомерность данной формулы Джемса доказывается не только житейским опытом, но и множеством специальных экспериментов, которые свидетельствуют, что удачи и неудачи какойлибо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей этом виде деятельности неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает. В данном исследовании мы рассмотрим, какую роль играет самооценка развитии личности.

Подобным образом, если человек сравнивает себя с членами своей группы и это сравнение не его пользу, уровень его самооценки падает, депрессия усиливается гораздо большей степени, чем при неблагоприятном для него сравнении с людьми из другой группы. Если отношение к себе положительное, можно с уверенностью сказать, что человек обладает определенными идеальными чертами своего идеального Я, отрицательная же реакция на самого себя указывает на наличие нежелательных характеристик. Он не понимает того, что такие импульсы на самом деле достаточно широко распространены 16. На основе внешней стороны поведения мы как бы читаем другого человека, расши. Результаты методики №2 позволяют сделать следующий вывод основном преобладает позитивная направленность общей самооценки 50% которая признается адекватной и социально желаемой, индифферентная 16, 6% указывает на несформированность, отсутствие или неадекватность системы ценностных ориентиров нейтральная – 16, 6% является также допустимой, но то же время указывает на недостаточно развитое чувство самоценности негативная и амбивалентная по 8, 3% негативный – указывает на утрату ребенком чувства индивидуальной и социальной значимости а амбивалентный – на отсутствие адекватной для данного возраста устойчивости развитии общей самооценки и свидетельствует о невозможности социокультурного самоопределения ребенка. Но несмотря на это а может быть, именно благодаря этому структуре отношений лич­ности самооценке принадлежит особо важное место. Для первого варианта характерно рассматривать самооценку как аффективный компонент Я концепции, связывать ее с эмоциональным отношением к своему Я, или рассматривать самооценку как особый вид эмоционально – ценностного отношения, либо как оценочный аспект всех отношений к самому себе, показывающий как человек относится к себе, какое имеет мнение о себе. Помимо этого, он также определил условия формирования того или иного уровня самооценки.

Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Яконцещии, самосознания, и как процесс самооценивания. Но при этом они имеют и некоторые общие признаки, что дает возможность использовать их качестве синонимов разных контекстах. В настоящее время его концепция структуры личности приобрела хрестоматийный характер. Способность к анализу ситуации, самоанализ, воображение, совесть, независимая воля, целерациональное действие. Положение, занимаемое человеком обществе и связанное с определенными правами и обязанностями, называют социальным статусом. Роли не всегда гармонично сочетаются друг с другом, а иногда приводят к внутреннему конфликту. Дошкольник осознает себя не изолированным, а находящимся системе человеческих отношений, то есть у него появляется переживание себя как существа социального. Вторая группа характеризуется тем, что представления у входящих эту группу учащихся о себе неадекватны и неустойчивы. Особенно важными для ребенка являются контакты со значимыми другими, которые, сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Другими словами, самооценка зависит от характера межличностных отношений микросоциальном окружении.

Важность развития способности ребенка к рефлексии именно момент начала ее формирования можно назвать одной из важнейших задач процессе становления личности младшего школьника. В процессе оценивания себя эти компоненты функционируют неразрывном единстве ни тот, ни другой не может быть представлен чистом виде. Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться новой среде и преодолевать трудности, связанные с процессом обучения, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с высоким уровнем учебных успехов, соответствующим их способностям или превышающим их, получают одобрение и вознаграждение учителя согласно принятой школе системе оценок. Дети с низкой самооценкой не уверены себе, у них слабо развито чувство собственного достоинства. Дети с пониженной не обязательно очень низкой самооценкой пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, – бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу. Отсутствие такой уверенности у ребенка ведет к апатии, принятию зависимого положения, пессимистическому образу мыслей. Учитывая положительные и отрицательные мнения учителейпрактиков, работающих по системе. У них сформирован высокий уровень удовлетворения школьной деятельностью, высокий уровень школьной мотивации.

С целью формирования адекватной самооценки детям предлагались дифференцированные домашние задания. Исследуя проблему формирования самооценки младших школьников учебновоспитательном процессе, основанного на определении данным. Это доказывает изменение типа самооценки, тенденции к сформированности реального и идеального, умения выходить из конфликтных ситуаций, знание и соблюдение нравственных норм и речевого этикета. Необходимо использовать похвалу работе с детьми, имеющими заниженную самооценку. В исследованиях, таким образом, обсуждаются, с одной стороны, проблемы связи личности и самооценки, с другой – соотношение самосознания и самооценки. Методы изучения детскородительских и межличностных отношений дошкольников Исследование осуществляется три этапа констатирующий, формирующий и контрольный. Анализ научной литературы показал, что большинстве разработанных моделей Я концепции исследователи выделяют образ Я как когнитивную подструктуру и эмоционально ценностное отношение человека к себе самоотношение, которые порождают поведенческие реакции. Например, процессе самооценивания оценка и знание функционируют неразрывном единстве, следовательно, ни образ Я, ни самооценка не могут быть представлены чистом виде. Самооценка часть Я концепции, входящая, либо целиком отождествляемая с эмоционально ценностным отношением субъекта к себе.

Самооценка оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение успехов. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он действительности есть, то у него самооценка заниженная. Таким образом, можно выделить следующие характеристики внутриличностного конфликта. Менталитет и ментальность Категории менталитет и ментальность так часто употребляются как взаимозаменяемые, что последнее время наблюдается тенденция к их конкретизации. Иными совами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, то есть без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Это естественно – ведь мысль видите, какой я умный подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим. К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только игровой, но также и других видах деятельности учении, труде и общении.

Ребенок этой ситуации оказывается психологически надломлен, он не доверяет окружающему миру, ему не хватает ощущения собственной личностной ценности. Нередко такой сдвиг бывает довольно устойчивым, причем заодно с главными самооценками сплошь и рядом изменяются и такие, которые непосредственно оценка окружающих не затрагивала. Но самокритичность подразумевает конкретные недостатки, с которыми нужно бороться. Знаний о внутреннем строении неуспеваемости такого рода типологии не дают. Они обобщены понятием слабая самоорганизация, которая проявляется неумении ученика управлять собственными психическими процессами вниманием, памятью, отсутствием сформированных рациональных способов умственной работы, нежеланием думать при решении учебных задач. Само понятие признака неуспеваемости теоретической и практической работе не тождественно. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Отличительной чертой понятий как теоретического, так и фактического материала анализируемых учебных предметах является их высокая абстрактность. В отличие от других интересов познавательные интересы ориентированы не только на потребление информации, но и на ее переработку и добывание. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помотает.

Они относятся к тем учебным предметам, которые характеризуются большим удельным весом творческой деятельности, опирающейся на знания, первичные умения и навыки. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Прежде чем переходить к конкретному анализу причин отставания сопоставлении с причинами неуспеваемости, необходимо общем плане определить различие их системах. Во всех этих случаях имеет место внеучебная мотивация, и это препятствует развитию познавательных интересов. Ананьев показал важнейшее значение оценки учителя как для учащихся, так и для него самого. Поощряемые и подбадриваемые учителем, они постепенно включаются работу и нередко сами находят ошибку. Если маленькому школьнику первокласснику, второкласснику, который обычно получает хорошие отметки и высоко оценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а работе другого найдет массу недостатков. Оценивая знания, учитель, по существу, одновременно оценивает личность, ее возможности, ее место среди других.

Человек, считающий себя хорошим, видит хорошее других людях, хорошо к ним относится и ответ получает такое же отношение, что повышает его мнение о себе и уверенность своих силах. В тетради начертите 7 одинаковых горизонтальных отрезков длиной 1215 см, один под другим на расстоянии. Не пишите явных признаков, по которым вас можно узнать!. Это наблюдение позволило ему прийти к выводу о том, что самооценка может быть общей и частной конкретной. Федеральное агентство по образованию Мурманский государственный педагогический университет Факультет педагогики и психологии кафедра психологии Курсовая работа На тему Определение самооценки младших школьников методом сравнения оценки и самооценки. Личностное развитие младшего школьника соотносится с формированием его самосознания, важной и неотъемлемой частью которого является сформированность самоконтроля и самооценки.

Определить роль учителя и семьи формировании самооценки у школьников. Подведение общих итогов март 2007 – апрель 2007 Практическая значимость результатами исследования смогут воспользоваться учителя начальных классов, для воспитания детей с адекватной и устойчивой самооценкой. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Конфликтность самооценки может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. От уровня самооценки зависит активность личности, ее стремление к самовоспитанию, ее участие деятельности коллектива. Самооценка аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты Образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Эмоциональный компонент самооценки эмоциональное отношение к этому комплексу убеждений оценочные характеристики составляющих когнитивной самооценки и связанные с ними переживания, сила и напряженность которого зависит от значимости для личности оцениваемого содержания. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность поведении, у него появляется другая логика мышления. Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления школу.

Но оценку этих результатов всегда дают окружающие взрослые учитель, родители. Длительное сохранение завышенной самооценки имеет место двух случаях когда ребенок, несмотря на неуспех, всетаки получает от коголибо положительную оценку или когда он обладает какимито способностями, которые обеспечивают ему частичный или временный успех. Последнее требует умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности В связи с этим исследования, направленные на выявление психологических условий и закономерностей становления самооценки на разных возрастных этапах, приобретают чрезвычайную актуальность. Леонтьев, предмет деятельности выступает двояко первично своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется результате деятельности субъекта. Зависимость самооценки от уровня сформированности учебной деятельности лишь последнее время стала предметом специального исследования. Проблема оценивания современной школе Рассмотрим основные факторы, непосредственно влияющие на формирование самооценки младшего школьника. На становление самооценки младшего школьника огромное влияние оказывает стиль воспитания семье, принятые ней ценности. Следует постоянно фиксировать внимание детей на разных сторонах поведения каждого ребенка различных видах деятельности, привлекать всех к активному наблюдению за этим поведением, формировать детском самосознании объективные критерии оценки, привлекать детей к совместной оценке, своей же оценке подчеркивать продвижение каждого ребенка вперед, его моральный рост. Владение навыками самооценивания и взаимооценивания будет способствовать более быстрой адаптации ребенка среднем звене школы.

В данном дневнике ребята самостоятельно оценивают свои знания по 5балльной системе по заранее предложенным критериям, выработанным учителем совместно с учащимися, оценки выставляются по основным темам. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность. Завышенные и заниженные уровни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты. Образ Я — это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех.

На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже раннем детстве, — отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Не только на основе предвосхищения успеха или неудачи, но и на основе прежних успехов или неудач идет формирование личностью своего уровня притязаний. К примеру, процессе ответа на поставленный вопрос на семинарском занятии студенту говорят Вы идете правильном направлении или Ваша мысль правильна. Отсюда, обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализировать различные потребности. Однако чувства, являясь общим побуждением к определенному роду действий, сами по себе не являются мотивом действий. Ещё острее стоит вопрос о создании нём такого настроения, чтобы учебно – воспитательный процесс был эффективным.

Степень адекватности Яобразавыясняется при изученииодного из важнейших его аспектов самооценки личности, Самооценка оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Большую роль разработке понятия этнического национального идеала сыграли работы. Смита, трактующего этнический национальный идеал как особый, свойственный этносу нации взгляд на мир, на культуру и историю, влекущий за собой определенное чувство солидарности и направленности к державности или к гражданскому обществу. В случае принятия предыдущих тезисов можно констатировать, что построении этнической самооценки существенную роль играют как отношение к этносу со стороны “значимых других” этносов, так и этнический идеал, фиксирующийся “народной идее”, подкрепленный традициями и именами авторитетов героев, патриархов данного народа и понимаемый этносом как поведенческий императив. Сама бесспорность глазах представителей этноса культурной темы как действующего факта всегда предполагает наличие идеального этнического “Я”, ввиду которого народ и оценивает свое бытие. Отсутствие интегративного подхода к самооценке, многозначность обсуждаемых феноменов, связанных с ней, и противоречивость эмпирических результатов создают объективные сложности структурировании учебного пособия по самооценке. Мы, как и большинство других исследователей, принимаем точку зрения, согласно которой человек имеет потребность положительном самоотношении, для него важно позитивно оценивать свое. Озабоченность самооценкой современной культуре является следствием убеждения, что чувства бесполезности и низкой самооценки принуждают людей делать вещи, которые являются вредными и разрушительными как для личности, так и для окружающих другими словами, низкая самооценка – один из источников Зла.

СверхЯ – это идеализированный образ отца матери, ставший процессе разрешения Эдипова комплекса комплекса Электры частью психики ребенка. Фрейда качестве определяющей детерминанты человеческого поведения рассматривал не пансексуализм, а особую творческую силу жизни, которая выражается стремлении к превосходству, развитию, совершенствованию. Он различал I – субъект психической деятельности, реакции личности на воздействия других, и me – усвоенные человеком установки Других на самого себя. Ключевые элементы гуманистического подхода индивид представляет собой единое, уникальное, организованное целое внутренняя природа человека позитивна ней заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования творческий потенциал человека – неотъемлемое свойство его природы человек свободен выборе и развитии собственного стиля жизни, выборе и определении своей судьбы самоактуализация, стремление к росту – основная тема жизни человека, которую можно выявить, лишь изучая психически здоровых и зрелых людей. Потребность позитивном самоотношении или самоуважении формируется на основе усвоения позитивного отношения к себе со стороны других. Поскольку позитивное отношение к себе зависит от оценок других, может возникнуть разрыв между реальным опытом индивида, его непосредственными переживаниями и его потребностью позитивном отношении к себе.

Защитные механизмы, позволяя сохранить ложное Я, становятся основным барьером на пути становления зрелой личности. Наряду с первичными условиями индивидуального склада личности задатки, наследственность и вторичными условиями ее образования окружающая среда, приобретенные признаки здесь выступают третичные условия рефлексия и самооформление Выготский Выготскому эти третичные функции, функции самосознания, есть не что иное, как перенесенные личность психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми. Переживания, связанные с осознанием собственных психологических особенностей, опосредуются реальным бытием личности и возникают как результат ее конкретной жизнедеятельности. Уровень притязаний трактуется как уровень трудности выбираемых субъектом целей и формируется под влиянием успеха или неуспеха деятельности. Это положение привело к многочисленным работам отечественных авторов, которых раскрывалась связь уровня притязаний с самооценкой Липкина, 1976 Неймарк, 1961 Савонько, 1969. Захарова 1989 подразделяет регулятивные функции самооценки на собственно оценочные, контрольные, стимулирующие, блокирующие и защитные, подчеркивая также, что самооценка не только выполняет адаптационные функции, но и выступает качестве фактора мобилизации человеком своих сил, реализации скрытых возможностей, творческого потенциала.

Яконцепция, самосознание также, по мнению большинства авторов, содержат подобные аспекты, таким образом, фактически мы обнаруживаем отождествление структуры самооценки и самосознания. Столина самооценка как самостоятельный компонент самосознания исчезает, оказываясь включенной и зачастую растворенной двух других компонентах – Яобразе и самоотношении. Если традиционно самооценка рассматривается как следствие развития самоотношения и самопознания или как единство этих компонентов, то, по мнению. Образ Я фиксирует знание субъекта о себе, это комплекс сведений данного человека о нем самом, отвечающий на вопрос что Я имею, чем Я обладаю?. В противном случае полученный результат можно лишь констатировать и описывать, но не оценивать как более или менее удавшийся Хекахаузен В качестве оснований сравнения, как было показано примерах, могут выступать другие люди, идеалы, должествования, заданные нормы, собственные прошлые достижения.

Таким образом, оценка Я умный будет располагаться на полюсе очень хорошо, вызывая позитивные эмоциональные переживания. Такое изменение будет обусловлено сменой мотивов, ценностей или других смыслообразующих структур, от которых зависит наделение личной значимостью той или иной стороны своего Я или целом Яобраз Таким образом, чувства по отношению к себе возникают по итогам проводимой самооценки, как эмоциональная реакция на значение, приписываемое своей личности или отдельным ее чертам и поступкам. Одна и та же самооценка может вызывать разные эмоции зависимости от контекста, и то же время различные самооценки могут вызывать одинаковые эмоции. В качестве доказательства данного положения можно привести исследования, констатирующие изменения структурноиерархической организации самооценки связи с изменением жизненной ситуации например, ситуация онкологического заболевания, ведущей к смене основных мотивов жизнедеятельности человека Кудрявцев. В целом, говоря о двухуровневом строении самооценки, мы должны, с одной стороны, признать их взаимосвязь движение как от частных самооценок к общей, так и движение от общей самооценки к частной с другой стороны, необходимо подчеркнуть возможность относительно независимого от частных самооценок существования сформированной общей самооценки. Он становится существом не только для других, но и для себя, открывая и переживая свой уникальный внутренний мир Шадриков Эти переживания становятся как бы точками кристаллизации всего внутреннего мира человека, всей его внутренней жизни Шадриков Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность. Таким образом, Яконцепция базируется на воспоминаниях о совершенных жизни поступках и действиях, на зафиксированных автобиографической памяти случаев из жизни, отношениях и оценках других и своих реакциях на них Нуркова И то же время только при участии Я, осмысливающем и творящем отношения прошлого, настоящего и будущего своей жизни, история индивидуального бытия становится автобиографией Старовойтенко Сервон 2003 на основе обзора работ, посвященных Яконцепции, выделили пять ее аспектов. Поскольку человек реализует обычно некоторую совокупность жизненных отношений, то одни и те же по своему содержанию обстоятельства, действия, их последствия, вовлекаемые разные жизненные отношения разные деятельности, могут иметь различный личностный смысл позитивный смысл отношении к одному мотиву и иной, негативный смысл отношении к другому Столин Множественность жизненных отношений, а следовательно, деятельностей приводит к множественности смыслов Я, пересечение деятельностей – к поступкам, которые порождают конфликтный смысл Я Я – хороший друг. На этом уровне самопознания складываются единичные образы самого себя и своего поведения, как бы привязанные к конкретной ситуации.

Для второго уровня самопознания характерно соотнесение знаний о себе процессе аутокоммуникации Через самопознание человек приходит к определенному пониманию себя, знанию о самом себе Она представляет собой систему устойчивых, привычных, стержневых представлений о себе, неких когнитивных обобщений о собственном Я, обусловленных прошлым опытом и автобиографическими воспоминаниями Markus, Nurius Наряду с Ясхемой существуют собственно рабочие или актуальные представления о себе, которые могут быть абсолютно разными зависимости от текущих обстоятельств и будут соревноваться с Ясхемами за влияние на аффективные и мотивационные состояния индивида, текущие когнитивные оценки и сиюминутные действия. Оценочная подструктура – наличие критической позиции человека по отношению к тому, чем он обладает Бороздина, 1992 субъективное значение, приписываемое собственному. Из многих частных самооценок самых различных сторон своей личности, собственных действий, поступков, перспектив развития, проявляющихся разных ситуациях и контекстах, разных деятельностях и при взаимодействии с разными людьми, складывается более или менее обобщенная, устойчивая, целостная самооценка. Самооценка выступает качестве важнейшего фактора формирования личности. Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка новую общественно значимую и оцениваемую деятельность. Выготского рассматривает самооценку как компонент самосознания личности концепции деятельности и общения Все процессы самосознания носят опосредованный характер, поскольку они развиваются деятельности человека и его общении с другими людьми. Развитие этой функции исследователи обоснованно связывают со становлением ее устойчивости, так как именно устойчивая самооценка выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может оказывать существенное влияние на его поведение. Рубинштейн добавляет, что самооценка выражает фундаментальные свойства личности и наряду с другими факторами отражает ее направленность и активность. Однако если обзоре Уэлса и Марвелла представлены различные понимания глобальной самооценки как единого и целостного образования Роджерс рассматривает самоприятие и самооценку как два аспекта самоотношения, которые разбиваются на две подсистемы самооценочную и эмоциональную.

Личностная самооценка помогает определить уровень удовлетворенности самим собой исходя из количественной оценки этого уровня. Так, дети, имеющие адекватную самооценку, активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Как и все нем, а она еще только формируется и поэтому большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению. Самооценка проявляется сознательных суждениях индивида, которых он пытается сформулировать свою значимость. Дети с завышенной самооценкой, скорее всего, воспитываются семьях, где ребенок центр жизни, где его достоинства и недостатки оцениваются одинокого положительно, где ребенка уверяют его исключительности. Ценность этой программы том, что ученик учится самостоятельно добывать нужные ему знания, действовать и решать проблемы любых жизненных ситуациях. Такими факторами может являться неблагополучие семье, переход новую школу, новый класс, коллектив учащихся во главе с учителем, для которых приоритетом оценке учеников является успешная учебная деятельность.

Методика Самооценка и групповая оценка личности позволяет соотнести самооценку личности с ее групповой оценкой. Отмечается, что самооценка является, подвижным личностным образованием.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru