Понятие возраста в психологии

Он определяется как стадия развития индивида онтогенезе — объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная. После 30 лет наблюдается обратная картина, люди бессознательно стараются занижать свой возраст и при этом ощущают себя моложе на несколько. Подобная тенденция, как правило, прослеживается до действительного зрелого, можно сказать, старшего пенсионного возраста, при котором на самосознание человека большей степени оказывают значительное влияние такие факторы, как социальная среда обитания, уровень эмоциональной и социальной поддержки. В связи с чем, можно сделать вывод, что психологический возраст – это принципиально обратимая категория, а значит, человек способен не только стареть психологическом возрасте, но и молодеть за счет коррекции собственного субъективного восприятия. Сторонники непрерывного развития утверждают, что процесс идет, не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь границ, отделяющих один этап от другого По мнению приверженцев дискретного развития, оно идет неравномерно, то ускоряется, то замедляется и имеет главный, ведущий фактор развития. Первая группа включает себя периодизации, построенные на основе внешнего критерия, связанного с процессом развития. Бюлера – автора теории трех ступеней развития инстинкт, дрессура навыки, интеллект, который считал, что ребенок начинает чтолибо осознавать после дошкольного возраста.

Фрейд построил периодизацию с учетом полового созревания и предложил следующие стадии оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную, соответствующие бесполому, нейтральнополому, двуполому и половому детству. Колберг 1927–1987 сделал акцент на моральное развитие и выделил следующих три уровня. На каждом этапе формируется новое, необходимое для социальной жизни качество, противоположные черты характера и идет подготовка к следующему жизненному этапу. Он предложил при создании периодизации использовать анализ социальной ситуации развития ребенка и психические новообразования, учитывать переходные критические периоды развития от рождения до юношества. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

Понятие возраста в психологии

Поэтому возраст – это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения его внутреннем мире, произошедшие за эти годы. Выготский выделил несколько таких периодов период новорожденности, одного года, трех лет, шестисеми лет, подростковый период. Штерна Раннее детство до 6 лет – ребенок проявляет лишь игровую деятельность Период сознательного учения с разделением игры и труда с 6 до 14 лет Период юношеского созревания 14–18 лет с развитием самостоятельности личности и планов дальнейшей жизни. После стадии раннего детства до 3 лет начинается стадия дошкольного возраста 3–6 лет, основное содержание которой составляет воспитание семье или дошкольном учреждении. Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак – появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи беззубое детство до 8 месяцев – 2–2, 5 лет, детство молочных зубов примерно до 6, 5 лет и детство постоянных зубов до появления зубов мудрости. Латентная стадия 5–12 лет как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Кроме того, них не учитывается изменение роли выбранного признака общем развитии ребенка на протяжении детства, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту. Взрослый тоже не только человек, имеющий конкретные индивидуальные качества, но и представитель какойто профессии, носитель других видов общественной деятельности, с их специфическими задачами и мотивами, нормами отношений Деятельность ребенка внутри систем ребенок – общественный предмет и ребенок – общественный взрослый представляет единый процесс, котором формируется его личность. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми.

Понятие возраста в психологии

Они значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело, главным образом, с системой отношений ребенок – общественный взрослый или, шире, человек – человек. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Выявленные исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка. Неравномерность темпа развития указанных сторон приводит к нередким расхождениям степени физической, психологической или социальной зрелости индивида, обусловливая явления акселерации, психофизического и личностного инфантилизма, задержки психического развития.

Понятие возраста в психологии

Необходимо различать процессы возрастного онтогенетического и функционального развития рамках отдельных психических процессов. Возрастные ступени отличаются относительностью, условной усредненностью, что не исключает, однако, индивидуального своеобразия психического облика человека. Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не имеет абсолютного значения границы. Возрастная психология понятие возраста и возрастные кризисы психологии. Социальный возраст – это психологии степень принятия общественных ролей и функций.

Современные исследователи считают, что ребенок начинает познавать мир еще до своего рождения, поэтому воспитатели детском саду занимаются завершением начального обучения, а за основы отвечают исключительно родители. Есть мнение, что до 3 лет дети только впитывают происходящее, а при достижении переломного возраста уже проявляют попытки повлиять на окружающий. После поступления школу происходит еще одна глубокая перемена, связанная с обнаружением новых ориентиров. Понемногу дети приходят к осознанию индивидуальности и стремлению ее выразить. При неблагоприятной ситуации наступает время застоя, опустошения, погружение кризисные размышления. Зрелости свойственно чувство стабильности, которое смешивается с постоянными вопросами относительно верности сделанного выбора и реализации своего потенциала. Помощь это время могут оказать близкие, дав шанс пожилому человеку вновь почувствовать себя полезным. На каждом этапе развития человеку приходится преодолевать внутренние противоречия или возрастные кризисы.

В этот момент ребенок все чаще отказывается от поддержки взрослых, пробуя собственные силы. Часто дети стараются утвердить свою значимость, не отпуская мать из дома, требуя не трогать его игрушки. Поэтому и ранее любимые игрушки выбрасываются, чтобы не видеть напоминаний о том времени. Авторитетных заявлений уже недостаточно, любое мнение требует доказательств, которые будут сравниваться с собственными ощущениями. Появляется интерес к философским вопросам, становится более понятной абстракция, поэтому среди всех видов искусств самым интересным становится музыка. Постепенно юношеская модель поведения прекращает быть убедительной, открывая новый кризис возраста. Это время максимального развития своих качеств, человек чувствует себя полностью состоявшимся, перестает быть открытым новому. Этот кризис возникает случае неразрешенным проблем 30 лет, заставляя снова искать смысл существования. Нередко смешиваются карьерные и семейные проблемы, объясняемые прекращением поддержки детей и старших родственников, работа больше не приносит удовлетворения. Благодаря полученным статистическим данным о том, каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить, были установлены определенные возрастные нормативы.

Следовательно, субъективный возраст относительно свободен от хронологического возраста. Первую группу составили периодизации, созданные не путем расчленения самого процесса развития на этапы, а по аналогии со ступенчатым построением других хронологических систем. К этой же группе можно отнести и периодизацию психосексуального развития. Фрейда, предполагающую следующие фазы развития личности 1 оральная фаза 1й год жизни эрогенные зоны – области рта формы поведения – захват, удержание, сосание, кусание 2 анальная фаза 2 – 3й годы жизни эрогенные зоны – области заднего прохода формы поведения – интерес к функциям отправления 3 фаллическая фаза с 3х до 6ти лет эрогенные зоны – области первичных половых органов формы поведения – исследование своих гениталий 4 латентная фаза с 5–6 лет до 11–12 лет стадия полового созревания эрогенные зоны не выделяются и специфические формы поведения отсутствуют 5 генитальная фаза фаза половозрелости активизируются все эрогенные зоны и формы поведения. С этих позиций периодизации выделяются доморальный уровень связанный с ориентацией на избегание наказания и получение поощрения, уровень конвенциональной морали связанный с ориентацией на образец или авторитет и уровень автономной морали связанный с ориентацией на общественный договор и общепринятые моральные нормы.

Выготский включил периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого психического развития. Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев, их числе 1 социальная ситуация развития как система отношений, которую вступает ребенок, и способ ориентации этих отношениях 2 основной ведущий тип деятельности 3 основные новообразования развития 4 кризис. Выготского кризис новорожденности, кризис 1го года, кризис 3х лет, кризис 7 лет, кризис 13 лет, кризис 17. Каждый возрастной период характеризует особое строение сознания и особая роль каждой психической функции. Каждый возраст это новый тип строения личности и новый тип деятельности на основе психических и социальных изменений, характерных для данного периода возрастного развития, образующих совокупности психоновообразования. Метрически она оценивает не эти общие циклы, а составляющие их стадии Первый цикл включает четыре стадии внутриутробный период со сменой последовательных состояний зигота — эмбрион — зародыш — рождение. Одной из конкретных разновидностей этой проблемы является относительное влияние семьи и школы, школы и общества на развитие детей. Психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом человека.

В зависимости же от открытого и ведомого временем счета приобретений и потерь отдельной личности и человеческого рода оно удостаивалось самых различных почестей, включая и благодарения за его нелицеприятную рассудительность, и постоянные сетования по поводу скрытого нем подвоха. Быть человеком – это и значит вполне реально и постоянно быть не равным самому себе, оценивая себя как общезначимой мерой задачами зоны ближайшего своего развития. Возраст подлежит диагностике, как биологический, так и психологический. Соответственно, его субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту Сапогова Возрастная психология раздел психологии, где изучается онтогенетическое развитие психики, его качественные этапы и закономерности перехода от одного этапа к другому. Человек оказывается как бы выброшенным на обочину текущей уже без его деятельного участия общей жизни. Так, отказываясь от минутных желаний, он может показать свой характер, свое.

Важно, чтобы взрослые не настаивали на собственной точке зрения, оставляя право выбора за молодыми людьми. Завершающим этапом периода молодости можно считать переход человека на следующий этап развития, когда он становится социально самостоятельным, взрослым. Это своего рода повтор, дубль 30летнего кризиса, когда человек заново начинает искать смысл жизни. Правила и нормы складывались процессе исторического развития и прочно усвоились носителями этой культуры. Поскольку ребенок уже ходит или активно ползает и круг досягаемых пред­метов увеличивается, взрослым следует убирать острые вещи, закрывать электрические розетки. Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность улыбку, знаменует собой появление первой социальной потребности потребности общении.

С появлением первых слов начинается новый этап психическом развитии ребенка. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Мотивационная готовность к школе включает себя Внутренняя мотивация. Отрок не имеющий права говорить, значение этого слова раб, слуга. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.

Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. Подавляющее большинство юношей и девушек это учащиеся либо общеобразовательной школы, либо средних профессиональных или специальных учебных заведений. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни более раннем возрасте, чем юноши. Обучение отодвигается на второй план, профессиональный опыт формируется и накапливается сфере непосредственно практической преобразовательной деятельности. Конформистский тип характеризуется тем, что выбор профессиональной деятельности женщины осуществляют под влиянием ближайшего социального окружения друзей, знакомых, родителей. Нужна значительная гибкость поведении, общении, манерах с тем, чтобы они соответствовали его возрасту. В самом общем виде они сводятся к следующему продолжение выполнения профессиональных и социальных ролей они могут поочередно доминировать и ослабевать уход детей из родительской семьи и изменение связи с этим образа жизни некоторые женщины, например, возвращаются на производство, к своей профессиональной деятельности менопауза изменения физическом и интеллектуальном развитии. В период старости мужчина рискует умереть от сердечнососудистых заболеваний три раза чаще, чем женщина.

Существуют и неизлечимые болезни, и критическое стечение обстоятельств, и угроза неосуществления жизненно важных целей по разным причинам, том числе и потому, что у человека остается небольшой запас сил и времени, например, к концу периода зрелости. Ведь общеизвестно, что определенной системой тренировок можно улучшать функции дыхания, кровообращения и мышечную работоспособность у лиц пожилого возраста. А поскольку домашняя работа неисчерпаема, то женщинам, занимающимся ею, просто некогда хандрить, скучать. Однако, отмечают психологи, удовлетворенность жизнью у этой группы людей ниже, чем у первых двух. У молодежи есть энергия и ум, но она не обладает способностью принимать верные решения, правильно судить о том, как использовать эти качества. Констатируется также, что долгожители бывают довольно скромными отношении своего материального обеспечения, они малограмотны или совсем безграмотны, не избалованы хорошими гигиеническими условиями и легкой физической работой. Их интересы носят активный характер, реализуясь не только разных формах профессиональной деятельности, но и других социально значимых сферах, что увеличивает шансы реализации разнообразных потенциальных возможностей личности период геронтогенеза. Социальный возраст измеряется посредством соотнесения уровня социального развития человека например меры овладения определенным набором социальных ролей с тем, что статистически нормально для его сверстников.

В относительно устойчивые, или стабильные периоды развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка, которые, накапливаясь до известного передела, затем скачкообразно обнаруживаются виде какоголибо возрастного новообразования. Ребенок критические периоды не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Современные периодизации детского развития, как правило, не включают период пренатального развития. Выготский считал, что развитие зависит от двух факторов биологического и социального. Орудийные действия – действия, которых один предмет – орудие употребляется для воздействия на другие предметы. Негативизм – негативная реакция не на само действие, которое ребенок отказывается выполнить, а на требование или просьбу взрослого реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого. Самоуважение – видение себя человеком, обладающим положительными качествами, то есть таким, кто делает хорошо все, что считает важным. Психосексуальная ориентация – направленность полового влечения и форм его реализации. Менопауза – необратимое прекращение менструаций, которое происходит среднем возрасте и может сопровождаться физическими симптомами и интенсивными эмоциональными реакциями.

В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека. По мере отдаления от периода юности признаки постепенного увядания тела должны были бы вызывать нарастание нервнопсихической напряженности. Эльконин развили и обосновали эти психологические характеристики возраста. Она выделяет формы общения, свойственные детям различного возраста и показывает их взаимосвязь с ведущим типом деятельности. Стадия конкретных операций от 7 до 11 лет связана со способностью к рассуждению, доказательству. Даже богословии сложилось и до сих пор существует учение, согласно которому человек уже от рождения предопределен либо к спасению, либо к гибели, направлении которых он и развивается. Жизнь зародилась воде существовали различные соединения воды, воздуха, света прежде, чем появились первые растения. Младший школьный возраст психологическая диагностика Екатерина Крашенинникова, 1 сентября. Ребенок может выглядеть не по годам взрослым своих суждениях и поступках подросток или юноша во многом могут проявлять себя как дети.

Однако точно сказать, какой степени психическое развитие ребенка на том или ином его этапе зависит от организма или среды, не представляется возможным. Как обе стороны развития интеллектуальное и личностное определяют его целом?. Включение ребенка экспериментальную игровую ситуацию позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить о том, что ребенок скрывает от наблюдения или не состоянии вербализовать при опросе. Факторы развития могут способствовать или препятствовать ему, ускорять или, напротив, замедлять процесс развития ребенка. Развитие детей происходит одновременно во многих видах деятельности и общения. Но даже лучших исследованиях этого рода, посвященных развитию речи и мышления ребенка дошкольного и школьного возраста, развитию суждений и умозаключений детском возрасте, развитию детского мировоззрения, представления о мире. Люди не являются простыми механизмами, полностью зависящими от внешних влияний. Знание этих принципов, их понимание необходимо для организации конструктивного взаимодействия с детьми, построения содержательной работы педагога. Кольцовой 1978 позволили выделить три основные ступени развитии обобщений возрасте от 1 года до 2, 5 года.

Группа играющих детей выступает по отношению к каждому отдельному участнику как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение взятой ребенком роли. Не случайно с изучением подросткового возраста связан целый комплекс проблем разного уровня, характера и содержания. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают и к конфликтным формам поведения. Текущие наблюдения должны быть научными и сопровождаться ведением систематических записей, анализом и обобщением результатов наблюдения. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты. На разных уровнях это взаимодействие обладает своими специфическими характеристиками, которые нашли свое отражение различных психологических теориях по проблеме самоопределения. Прейера, его бесспорный приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка и введением детскую психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с методами естественных наук.

Пиаже показал, что у ребенка дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение все, что окружает ребенка, том числе и явления природы, результат деятельности людей. Высшие психические функции, такие как понятийное мышление, разумная речь, логическая память, произвольное внимание, волевое поведение, эмоциональное восприятие. Брунера для познания мира существует два способа – чувственный и двигательный. Кризис одного года, по Выготскому, объясняется появлением автономной детской речи. Между младенческим возрастом 01 и ранним детством 13 существует переходный период, который называется кризис 1 года. В настоящее время мире существует множество учебников по детской психологии.

Учение о психологическом возрасте позволяет избежать биологического и средового редукционизма при объяснении детского развития. При этом продолжительность детства первобытном обществе не равна продолжительности детства эпоху Средневековья или наши. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. На данном этапе развития родовой возникает кризис 7й месяц эмбрионального развития – 3 недели после рождения. На третьей ступени интеллект человек получает удовольствие от предвосхищения деятельности. Законченное выражение конституциональнохарактерологический подход получил работах.

Считается, что именно эти линии развития ребенка определяют его готовность к школьному обучению. В дошкольном возрасте общение детей и взрослых особенно часто носит познавательный характер. Оно позволяет понять и установить взаимосвязи между теми конкретнопсихологическими изменениями, которые наблюдаются дошкольном возрасте, и подойти к этим изменениям, как к единому процессу психологического развития личности ребенка. С этой задачей дети возрасте от 3 до 7 лет сталкивались различных условиях, что и позволило вскрыть не только фактический ход развития умения управлять своим поведением, но также и некоторые важные психологические предпосылки этого процесса. Изучение развития произвольности двигательного поведения дошкольном возрасте позволяет обнаружить внутренние связи этого процесса с общим ходом развития ребенка двух направлениях. Очевидно, что эта общность изменений создается тем, что они связаны с одними и теми же обстоятельствами. Эта первоначально обязательная конкретность и действенность формы, какой происходит овладение ребенком высшими процессами человеческого поведения, непременно требуют, чтобы задачи, которые воспитатель ставит перед ребенком, были содержательны для него, чтобы связь между тем, что он должен сделать, тем, ради чего он действует, и условиями его действия была не формальной, не условной и не слишком сложной, но возможно более непосредственной и близкой. Сила самого мотива и вызванного им у ребенка стремления не является на этих этапах решающим фактором, а действительно решающим является здесь сознательная смысловая связь между побуждением ребенка и тем действием, которое он должен подчинить данному побуждению, данному мотиву. Его тяготит несоответствие занимаемой социальной позиции и своих устремлений. Любой совместный труд людей подразумевает разделение труда, выполнение каждым человеком индивидуального набора операций.

Басиной, вполне правомерным видится и различие между общим представлением о себе – образом я – и его аспектами содержательным я концепция и оценочным самооценкой. Аффективное осмысление себя, эмоциональное самоощущение, самочувствие возникают онтогенезе прежде содержательного представления о себе, о собственных индивидуальных качествах и большей мере связаны с самооценкой, чем с я концепцией. Поэтому можно предполагать, что ранний образ я характеризуется, основном, предвосхищающими представлениями о себе. Ассоциативные и смысловые связи противопоставлялись со стороны своего психологического содержания. Игнорировалась определяющая роль условий жизни, отношения субъекта к этим условиям, а связи с этим, и его активность образовании связей. Деление связей на ассоциативные и смысловые было одной из причин недооценки теоретического и практического значения непроизвольного запоминания. Между тем, непроизвольная память, являющаяся единственной формой у животных и не теряющая своего значения у человека на всех этапах его исторического и онтогенетического развития, не может быть случайной. И по мере взросления у ребенка возникают менее конкретные потребности, все более осложняются мыслительные процессы, и общении он уже может приводить примеры, добавлять подробные описания И по мере взросления речь ребенка не перестанет быть ситуативной, и, если он рассказывает о конкретном событии, к оборотам речи, необходимым для непосредственного описания времени, места и действа, добавятся контекстные обороты – примеры, аналогии, описания. Он плачет от того, что чегото очень сильно хочет, а это чтото ему не дают.

Далее, по мере ознакомления со свойствами и атрибутами предмета, явления, значение вбирает себя полученные знания. У человека генетически фиксированные элементы жизнедеятельности лишь незначительно могут модифицировать заданные извне формы жизнедеятельности. Перечисленные чувства далеко не однозначны, отличаются по своему содержанию, по сложности, и потому, естественно, они далеко не сразу возникают у ребенка. Детям не страшно просто потому, что они еще не осознают опасности – не оценивают расстояния, не предвидят боли, не понимают того, что могут упасть. Процесс развития психики подразумевает прохождение человеческим индивидом следующих этапов. Личностносовершенным человеком можно назвать человека, умеющего ставить перед собой цели с последующим их достижением, с использованием приобретенного широкого спектра знаний и развитого межличностного взаимодействия. Значит, хотя стадии развития и распределяются определенным образом во времени, но их возрастные границы зависят от их содержания, а оно свою очередь определяется теми конкретноисторическими условиями, которых протекает развитие ребенка. Тем самым совершается переход к новой стадии развития его психической жизни. Но смысл этого действия для ребенка будет всякий раз различным поэтому психологически различными будут и сами его действия.

Кроме внутреннего объединения и координации, личность как понятие содержит себе и активное отношение к окружающему миру, основанное на индивидуальной переработке внешних воздействий. По Риботу реальная личность – это организм, и его высший представитель – мозг, заключающий себе остатки всего, чем мы были, и задатки всего, чем мы будем. Пагубно на развитие личности влияют общие неврозы, особенности истерия и эпилепсия, развивающиеся главным образом на почве неблагоприятных физических и психических моментов. Естественно, что все неблагоприятные факторы влияют на развитие личности ребенка. Этой проблемой активно занимались видные психологи того времени, такие как немецкий психолог. Среди форм нарушения интеллектуальной деятельности у детей выделяют следующие связанные с нарушением условий среды и воспитания, с длительными астеническими состояниями, с разными видами инфантилизма или с нарушениями речи, слуха, чтения и письма вызванные соматическими заболеваниями. Стимулирование умственного развития первые дни жизни ограничивается тем, что должна быть обеспечена чистая, эмоционально теплая внешняя среда, свободная от грязи, шума, беспокойства, нервозности. В его классификации детство делится на три периода беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Развитие человека происходит ходе овладения общественноисторическим опытом миром человеческих предметов и миром человеческих отношений. Теряется интерес, появляется бессмысленность восприятия окружающих явлений. Почему хронологический и психологический возраст могут не совпадать. Холла, созданная по аналогии с представлениями о ступенях развития общества. Тем не менее время жизни — понятие формальное, обозначающее лишь хронологические рамки индивидуального существования безотносительно к его содержанию. Озерова о том, что на издание своих трагедий он соглашался по одним убеждениям. Литературная основа спектакля рассматривалась ту пору как нечто не совсем полное, немыслимое без сценического воплощения.

Было бы ошибочным упростить реальное содержание патриотических идей — было них и возмущение ужасами французской революции, детищем как понималось тогда просветительских идей, было них и предощущение грядущего отпора захватчикам, посягавшим на отечество. Подчас это оборачивалось прямой профанацией и литературы, и истории так, драме. Или желание угодным быть народу Способно заглушить душе твоей природу. Но — не говоря уже о художественной несоизмеримости сравниваемых произведений — подлинное значение катенинской Андромахи и оригинальность её художественных принципов проясняется прежде всего контексте современной ей драматургии и, частности, при сопоставлении с Поликсеной Озерова. Защитником героини трагедии Катенина становится Пирр, ее главным гонителем — Агамемнон. Активное усвоение русской драматургией этого сюжета объяснялось тем, что фигура скептика, с насмешкой относящегося к общепринятой идеологии и морали, стала довольно заметной среде дворянской молодежи 1810—1820х. Романтический пафос этой программы очевиден, но ум Грибоедова был не только пытливый, но и высшей степени аналитический, вовлекающий сферу художественного изображения конкретные социальные явления и противоречия действительности. Однако только Грибоедов ввёл их таком множестве, создавая неослабевающее на всём протяжении пьесы впечатление присутствия гдето рядом тьмы и тьмы знакомых незнакомцев, и таким образом как будто бы раздвинул стены фамусовского особняка, вынес действие на площадь, неизмеримо укрупняя тем самым основной конфликт пьесы столкновение пылкого правдолюбца с косной общественной средой. Всё это делает комедию ключом к пониманию целого исторического периода, по удачному выражению Писарева. Соблюдая формально классицистические единства времени и места, драматург свободно и творчески овладевает ими, добиваясь предельной концентрации действия.

Лишь один день понадобился возвратившемуся родной дом, к любимой девушке Чацкому для того, чтобы отрезвиться сполна от слепоты своей, от смутнейшего. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса ребенок и взрослый. Он учиться заново теперь уже на уровне возрастной отчужденности строить новые отношения со своей семьей. Холл же распространил действие биогенетического закона на человека, доказывая, что онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивид, свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество самом широком смысле с другими людьми. На этой стадии формируются определенные новообразования, позволяющие личности состояться группе, не теряя своей индивидуальности. Однако у подростка период от 10 до 15 лет, на основе развития сознания и самосознания, вновь преобладает позиция Я и общество.

Общественный взрослый выступает носителем общественно выработанных способов действия с предметами, воплощением смыслов и норм жизни. Она характеризует высшую ступень детской сексуальности если до сих пор она была аутоэротичной, то теперь становится предметной Фаллической стадии соответствует зарождение таких личностных черт, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью. Среда и наследственность не должны рассматриваться как две силы, действующие на личность независимо друг от друга. Каждому возрастному периоду онтогенеза свойственна социальная ситуация развития Вопервых, эта такая деятельность, форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Пиаже Эта независимость выражается, частности, том, что мышление ребенка проходит через известные стадии, независимо от того, обучается он или не обучается. Общение этот период должно носить эмоционально положительный характер.

Лисину к выяснению роли коммуникативной деятельности становлении познавательной активности. Механизмы действия во внутреннем плане появляются раньше общении и лишь впоследствии распространяются на взаимодействие ребенка с предметным миром. Начало процесса активного экспериментирования во внешней действительности с целью ее более глубокого познания. Если это даже то, что ребенку очень хочется, он, все равно, откажется, потому что так ему диктует его негативизм. Кризис 3х лет протекает остро только том случае, если взрослые не замечают изменений, происходящих ребенке, если стремятся сохранить прежний характер взаимоотношений семье, которые ребенок уже перерос. Капризы детей гораздо чаще объясняются недостатком, а не избытком внимания. Б мотивы игры стремление ребенка к самостоятельности и невозможности реализовать его реальной деятельности, а только вымышленной игровой. Собственноролевая игра ребенок берет на себя роль и отображает взрослых людей конкретных людей 4х до 56. Меняются авторитетные фигуры если раньше родитель был для ребенка самой авторитетной фигурой, то теперь появляется еще и учитель, мнение которого подчас даже важнее, чем мнение родителей.

Ребенок начинает испытывать неизвестные ему до сих пор эмоции и переживания, у него появляются новые цели и желания. Эти планы при необходимости могут быть пересмотрены, поскольку, с точки зрения людей с достигнутой идентичностью, будущее существует для самореализации, а не для достижения идеалов, заданных заранее кемто другим. Особенно сильно плавают границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей. Роль образовательновоспитательных систем разви­тии психики ребенка. Социальный возраст отражает систему норм, предписаний и вариантов поведения, усвоенных данном возрасте данном обществе. Не случайно мы вводим такие понятия, как нормальное и нарушенное развитие. Мы видим, что возраст является не хронологической и не биологической хотя созревание анатомофизиологических функций учитывается при анализе возрастного развития, а социальнопсихологической категорией.

Выготским положений о диалектическом, кризисном характере развития ребенка, протекающего виде закономерно повторяющихся периодов относительно медленного количественного нарастания возрастных изменений стабильных возрастов и быстрого формирования качественно новых личностных образований кризисных возрастов. Дозорцевой, позволяет дифференцированно оценивать меру возможности субъекта преступления сознавать значение своих действий или руководить. Эта мера может быть охарактеризована как степень достаточности и адекватности, слаженности функционирования рассмотренных структур и механизмов конкретной криминальной ситуации. Более того, относительная неизменность, например, педагогической классификации возрастов порождает иллюзию полного и неслучайного изоморфизма между стадиальностью психического развития и возрастной шкалой, сложившейся системе образования. Крутецкий, созревание нервной системы происходит на протяжении долгого времени.

Ведущими развитии ребенка являются не врожденные особенности его нервной системы, а новые нервные образования, которые возникают результате его жизнедеятельности определенных общественных условиях. Это относится не только к высшим психическим функциям, например произвольное внимание, логическая память, отвлеченное мышление. Фельдштейн приходит к выводу, что действенная выработка программы поведения человека происходит только определенной общественной среде, только путем деятельного воспроизведения ее опыта. Каждое новое поколение людей совершенствуется своих психических способностях лишь на основе такого специфического присвоения результатов деятельности предшествующих поколений, как собственная деятельность, которой и происходит образование психологических функций и психических процессов – от чувствительности до воли, сознания, личности. Во–вторых, опыты показали, что выполнение одного действия ради другого раньше всего возникает у ребенка процессе общения, под влиянием воспитания, когда соотношение мотивов создается требованием взрослого, и лишь затем условиях, когда того требуют сами по себе объективные предметные обстоятельства его деятельности. Леонтьев указывает, что непосредственность отношения, связывающего между собой мотив, побуждающий ребенка выполнять задачу и выделяющуюся ней новую для него цель – следить за собой, играет решающую роль только на этапе первоначального формирования произвольности двигательного поведения. Таким образом, вначале сознательное и произвольное управление своей позой опирается еще на механизм сознательного управления движениями, направленными на внешнепредметные цели, который формируется гораздо раньше.

Здесь наблюдается своеобразный предметный фетишизм ребенок как бы не замечает взрослого, который закрыт предметом и его свойствами. Открыть новую главу изучаемом курсе психологии имеет смысл с различия, которое читатель, вероятно, уже заметил названии первой части и первой главы и ее отдельных параграфов. Возрастная психология — это область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях детей разного возраста, то время как психология развития — это сфера знаний, содержащих информацию основном о законах возрастного преобразования психологии детей. Организации и проведение психологопедагогического эксперимента с детьми. Соединение слова с мыслью и влияние этого факта на дальнейшее развитие речи, ее смысловое обогащение.

Фельдштейна, который представил более детализированную картину периодизации детского развития. Полностью или почти полностью диалог превращается во внутренний с переходом ребенка из младшего школьного подростковый возраст. Схема представляет собой повторяющуюся структуру или организацию действий типичных ситуациях. В возрасте 11—12 лет это же распространяется и на объем ребенок предсказывает, что после того, как сахар растает, уровень воды стакане будет оставаться на своей первоначальной высоте. Определенную роль развитии интеллекта играет биологическое созревание организма. Одна из попыток последнего рода была сделана американским ученым Паскуалем Леоне. Эти первые произвольные, контролируемые операциональные структуры затем координируются друг с другом. Готовность к функционированию с рождения обнаруживают не только основные органы чувств, но и головной мозг. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными.

Вместе с тем зрение, повидимому, является чувством, наименее развитым при рождении имеется виду тот уровень развития, которого зрение может достичь у взрослого человека. Для этого выражение лица взрослого должно быть добрым, радостным, а его голос приятным и эмоциональным. После 3—4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери любое время. Ребенок этого возраста может также делать многочисленные, и усердные попытки взять цветок с платья матери, не понимая. Примерно 10 месяцев наряду с эмоциональножестовым и речевым общением у ребенка и взрослого появляется новая его форма — предметное общение. Различные формы активности ребенка служат движущей силой его психического развития. Ведущей деятельности концепция — совокупность представлений о закономерностях развития психики ребенка, разработанная. Однако тесно взаимосвязанные между собой линии физического физиологического, психического и социального развития индивида могут не совпадать во времени. В центре внимания – различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека. Изучение психологии ребенка – ключ к пониманию психологии взрослого человека.

Современная наука располагает многочисленными данными о том, что складывающиеся. Жизненный план – широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты. Elder, с учетом изменения циклов развития семьи, социальновозрастных критериев созревания и времени основных социальных переходов 3 превращение возрастной психологии психологию развития, расширение ее предмета и концептуальных границ за счет данных социальной геронтологии и понимания широкой индивидуальной вариабельности всех процессов изменения и развития 4 понимание необходимости изучать индивидуальное развитие изменяющемся мире. Житейских понятий развитие — одно из направлений развития мышления ребенка появление и совершенствование обобщений, стихийно складывающихся у ребенка обыденной жизни. Асмолов, направленного на предоставление личности веера возможностей выбора жизненных целей, активизирующего ее поисковую активность, апробирующего необщие пути выхода из неопределенной ситуации культуре.

Рибо и носящему его имя чем позже онтогенезе сформировалась какаялибо функция, тем раньше она распадается. Индивидуальный стиль деятельности – устойчивая, индивидуальноспецифическая система психологических средств и способов выполнения деятельности. При диагностике уровня развития ситуативноличностного общения наибольшее значение имеет наличие инициативности. Пиаже и другими понятие для обозначения процессов переработки поступающей через органы чувств информации. Степень свободы и независимости ребенка при переходе к подростковому возрасту резко возрастает, причем это свобода, завоеванная ребенком, а не предоставленная ему взрослыми добровольно. Подобные кризисные противоречия обычно осознаются самим человеком как явное расхождение, угнетающее несоответствие между Я реальным и Я идеальным, между областью наличного и областью возможного, желаемого.

Пограничные состояния – обозначение слабых, стертых форм нервнопсихических расстройств, находящихся вблизи условной границы между психическим здоровьем и выраженной патологией. Оно характеризуется преобладанием ориентации субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения отличие от ориентации на принятую цель деятельности, низким уровнем произвольности. Развитие рефлексии, осознание своих индивидуальных качеств, стремлений и ценностных ориентаций приводит к формированию нового уровня самосознания и самооценки подростков, что является одним из наиболее важных новообразований этого периода. Психическое новообразование – качественные особенности психики, которые впервые появляются данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. Психосоциальная область – психосоциальные свойства – личностная сфера, эмоциональная сфера, характер, Яконцепция, самосознание личности и сама личность. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Филогенез – процесс возникновения и исторического развития психики животных и человека. В возрастной психологии проявляется все больший интерес к развитию психики человека во внутриутробном периоде, период эмбрионального развития. Может ли сам по себе рост уровня интеллектуального развития вести к изменению личности ребенка, и наоборот способны ли личностные изменения влиять на интеллектуальное развитие.

Постулируется, например, что развитие какоголибо психологического образования осуществляется на основе потребности персонализации или за счет присвоения воспроизводящих деятельностей. Можно сказать, что развитие оформляется, результируется возрасте именно поэтому возраст не развивается, а образуется как форма.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru