Понятие научного исследования по психологии

Научная научноисследовательская деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед познании мира. Конфликтология это наука, изучающая причины, сущность, форму и динамику конфликтов во всех сферах общественной жизни. Предмет научного труда – это объект исследования, на познание которого направлена деятельность ученого. Любое исследование начинается с определения темы она ограничивает то, что будем исследовать. Психологическая гипотеза, или экспериментальная, — гипотеза о психическом явлении, инструментом проверки которой служит психологическое исследование. Психологическую гипотезу часто путают со статистической, которая выдвигается ходе статистического анализа результатов эксперимента.

Зависимая переменная — научном эксперименте измеряемая переменная, изменения которой связывают с изменениями независимой переменной. Исследования по их характеру можно разделить на фундаментальные и приклад­ные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные. Прикладное исследование про­водится целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи. Комплексные иссле­дования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально или оптимально возможное число значи­мых параметров изучаемой реальности. Научное мышления – это искусственное мышление это надындивидуальное мышление.

Понятие научного исследования по психологии

Этапы психологического исследования Исследование психологии, как и любых других науках, проводится несколько этапов. Математика для психологов, Математические основы психологии и Математические методы психологии. Наука начинается там, где соответствии со специальными процедурами разрабатываются теоретические представления и применяется беспристрастная оценка их истинности или ложности отношении реального мира соответствие фактам. Чем больше подтверждающих теорию данных – тем больше уверенность корректности научных выводов. В современной науке термин методология путь познания обозначает три разных уровня научного знания. В качестве общей методологии выступают различные философские системы, переломленные затем через специфику каждой науки. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Как и других гуманитарных науках, теории социальной психологии не носят дедуктивного характера не представляют собой такой хорошо организованной связи между положениями, чтобы можно было из одного вывести любое другое. С одной стороны, по очевидным научным причинам мы хотим, чтобы наши эксперименты как можно больше напоминали реальный мир, с другой стороны мы не хотим причинять нашим испытуемым ненужный и необязательный стресс, дискомфорт и неприятные ощущения.

Понятие научного исследования по психологии

Обман может использоваться, только если нет других средств проверить гипотезу. Методы исследования психологии квазиэксперимент Учебное пособие Под. Это и биографический метод, и опросы, и эксперимент, и беседа… Надо всегда смотреть какие есть достоинства и недостатки у каждого метода. Субъективизм каждый наблюдатель интерпретирует результат со своей колокольни апперцепция. Человек, претендующий на членство научном сообществе, должен не только разделять ценности этой сферы человеческой деятельности, но и применять научный метод как единственно допустимый. Парадигма — это общепризнанный эталон, пример научного исследования, вклю­чающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование.

Понятие научного исследования по психологии

И до сих пор, какие бы возражения ни выдвигались критиками против правомерности использования лабо­раторного эксперимента психологических исследованиях, научные работники про­должают ориентироваться на принципы организации естественнонаучного иссле­дования. Как правило, большинство исследований имеет теоретикоэмпирический характер. Фромм проводил рамках научной програм­мы исследования причин злокачественной агрессии. Для людей разного возраста не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Теоретические основы понятия Мотивация и особенностей мотивации учебной деятельности старших подростков. Мотивацияэто широкий круг явлений, побуждающих человека к деятельности. Шопенгауэр статье Четыре принципа достаточной причины 1900 –. Это поиск ответов на вопросы типа почему?. Под влиянием этой теории психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных. Если раньше исследователи, как правило, пытались связать потребности с нуждами организма и поэтому использовали понятие потребность чаще всего для объяснения поведения животных, то процессе трансформации и развития научных воззрений данное понятие стали использовать и для объяснения поведения человека.

Поведенческая концепция мотивации по своей сути являлась логическим продолжением идей основоположника бихевиоризма. Павловым, а ее развитие продолжено учениками и последователями, среди которых были следующие. В частности между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма взаимного соответствия, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит подчиняющееся объективным социальным законам развитие системы деятельностей. Таким образом, данная концепция объясняет происхождение и динамику мотивационной сферы человека. Она показывает, как может изменяться система деятельностей, как преобразуется ее иерархированность, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. В современных условиях производственной, культурной и общественной деятельности человека значительно возрастает роль активности, инициативности самостоятельно принимать решения и организовывать условия для выполнения принятых решений. Значительно расширяются и углубляются, прежде всего, интересы социальнополитического плана. Ученик начинает интересоваться не только текущими событиями, но и проявлять интерес к своему будущему, к тому, какое положение он займет обществе. В процессе дальнейшего развития и деятельности формирование интересов, как правило, не прекращается. Однако этот процесс значительной степени носит осознанный или даже плановый характер, поскольку эти интересы значительной мере связаны с совершенствованием профессиональных навыков, развитием семейных отношений, а так же с теми увлечениями, которые по той или иной причине не были реализованы юношеском возрасте.

Особую роль приобретает овладение контрольнооценочными действиями до начала работы форме прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной работы и на этой основе — приемов самообразования. Учебнопознавательный мотив интерес к способам добывания знаний совершенствуется как интерес к методам теоретического творческого мышления участие школьных научных общества применение исследовательских методов анализа на уроке. Другими словами, методология это система основных понятий и принципов, лежащих основе науки и исследования. Этот уровень представлен конкретными эмпирическими методиками, с помощью которых происходят сбор и обработка психологических данных для решения исследовательских задач определенного типа. Механистический подход подразумевал исследование отдельно каждого элемента или его свойств и попытку соединения этих элементов для изучения свойств целого. Любое новое качество объекта – это следствие перестройки его внутренней структуры, которая вызвана требованиями взаимодействия. Перестройка расширяет возможности взаимодействия и изменяет принцип устройства данной системы.

К организационным методам Ананьев отнес сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Любая наука имеет своё внутреннее строение и занимает определённое место среди других наук. В частности, имеется виду чья именно субъективная реальность учитывается какие именно явления субъективной реальности учитываются и каковы место и роль субъективной реальности при коммуникации культуры. Вопервых, считается, что время непрерывно, направлено от прошлого будущее. Логически заключение является продолжением введения, так как во введении проблема заявляется, ставятся цели исследования, а заключении указываются основные результаты курсовой работы. Работающие сегодня психологической науке ученые постоянно сталкиваются с нерешенностью ряда науковедческих и методологических вопросов. Нам же представляется, что качественное развитие самосознания данном периоде должно детерминироваться потребностью ученика познании себя как личности.

Эксперименталь­ную психологию иногда трактуют как систему экспериментальных методов и методик, реализуемых и конкретных исследованиях. Главная функция беседы – привлечь самих обучаемых к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окружающей действительности. В случае если существует информация о качественной связи между двумя переменными, то выдвигается гипотеза о виде этой связи. Но для заключения о таком своем свойстве нужно набрать достаточное количество случаев, убедиться их типичности, увидеть более спокойный способ реагирования других людей. Под функциональным развитием мы понимаем процесс необходимого изменения и усовершенствования понятия ходе решения интеллектуальной задачи, процесс возникновения понимания объективного конфликта задачи и овладения собственными действиями по его разрешению. Принципиальная разница способах анализа представлений, где проходит водораздел между логикой и философией, обуславливает и различия их трактовке человеческого мышления и его частного случая — понятия. В философии после Гегеля появляется возможность изучения культурноисторических законов мышления и деятельности человека, которых содержание представлений человека выступает определенным звеном его материальнопрактической деятельности, с одной стороны, но сами представления оказываются детерминированы общественноисторическими способами разделения труда, с другой. Чтобы избежать этого понятие должно быть встроено определенное предметное действие, которое опосредует отношения между предметом и представлением о. Ошибки этого вида свидетельствуют об отсутствии связи предметного уровня с иерархически более высокими планами понятия, определяющими правила преобразования математических выражений. Тот факт, что поля оцениваемых экспериментально гипотез и возможных других интерпретационных гипотез не тождественны, выступает качестве одного из парадоксов. К таким теориям можно, например, отнести теорию групповой сплоченности, теорию группового принятия решений, теорию лидерства.

Как видно, все эти способы не дают абсолютной гарантии обоснованности применяемого инструмента, и этом одна из существенных трудностей социальнопсихологического исследования. Многие исследователи отмечают, что все способы проверки информации на надежность недостаточно совершенны социальной психологии. Самой сложной проблемой, однако, оказывается проблема репрезентативности, возникающая специфической форме и социальнопсихологическом эксперименте. Существуют многочисленные правила построения каждого вопроса, расположения их определенном порядке, группировки отдельные блоки. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, а именно произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных. Философские предпосылки возникновения психологии как самостоятельной науки Эмпирические корни психологии восходят к Леонардо да Винчи 14521519, великому флорентийскому художнику, ученому, гуманисту и гению механики эпохи Возрождения, который выдвинул следующие принципы. В настоящее время для достижения объективности и точности наблюдения используются также такие технические средства, как киносъемка, диктофон, фотография. Первые психологические исследования были направле­ны на выделение и фиксирование эмпирических и фено­менологических признаков психических явлений, а так­же на раскрытие их специфических характеристик. Данная область методологических проблем психологии нуждается подробном анализе и дальнейшей разработке.

Такое положение дел вполне естественно для науки, которая совсем недавно вырвалась из жестких рамок государственной идеологии. При этом познавательная активность носит цикличе­ский, разворачивающийся во времени характер познава­тельный цикл. Функциональные структуры высших уровней интегриру­ют себе структуры нижележащих. Центробежные эфферентные механизмы преобразова­ния внутренней среды организма изменяются и совершен­ствуются на протяжении индивидуальной жизни, связыва­ясь через познавательные процессы с жизненными задача­ми, которые решает субъект предметной среде. Естественные врожденные потребности — это результат эволюционного развития живых организмов, приспособ­ления их к меняющимся условиям окружающей среды. Отношения живого существа с условиями окружающей среды складываются на разных уровнях, которые определя­ют разные уровни существования потребностей. Какова роль научения процессах восприя­. В процессах восприятия следует различать’, а зритель­нодвигательную центрацию на элементах поля восприятия, организуемую внешними объектами перцептивноиссле­довательскую деятельность, организуемую интеллектуаль­ными схемами. Способность к эмпирическому обобщению формируется еще дошкольном возрасте, но наиболее сензитивным возрастом является младший школьный возраст.

Теперь к этим двум причинным сеткам, которыми наука улавливает жизненные процессы, присоединялась третья. Подавляющее большинство юношей и девушек – это учащиеся либо общеобразовательной школы, либо средних профессиональных или специальных учебных заведений. В этом возрасте завершается физическое, том числе половое, созревание организма. Оглушение – нарушение деятельности сознания, которое характеризуется резким повышением порога чувствительности ко всем внешним воздействиям, когда восприятие затруднено, а действия заторможены. Комплекс динамических стереотипов представляет собой физиологическую основу устойчивых особенностей поведения личности. Виды 1 аналитическая интроспекция 2 систематическая интроспекция 3 феноменологическое самонаблюдение.

Однако, когда мы наблюдаем за животными, мы тоже говорим об их поведении. Изменяя окружающий мир, человек тем самым изменяет условия своего существования. Научный анализ игровой деятельности показывает, что игра есть отражение ребенком мира взрослых. Дети, воспитывающиеся дома, включаются коллективные игры с большим трудом, чем дети, посещающие детский. Предметы политехнического цикла лежат основе практической подготовки к трудовой деятельности.

На больших расстояниях лучше всего воспринимаются черные объекты на желтом фоне. Статический глазомер – определение размеров неподвижных предметов, их удаленности и расстояний между ними неподвижным наблюдателем. Людей с цветовой слепотой стали называть дальтониками по имени этого ученого. При восприятии прямоугольного предмета папки, листа бумаги с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобразиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Наиболее высокие уровни психической активности связаны с состоянием вдохновения, медитации, религиозного экстаза. Вторая группа факторов, оказывающих влияние на внимание, – это детерминанты. В рекламной деятельности применяются разнообразные методики, основанные на использовании принципа контраста.

Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось. Узнавание какоголибо объекта происходит момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека или на основе личных впечатлений, или на основе словесных описаний. Эйдетические образы – возникновение памяти зрительных образов, которые по своей отчетливости почти приравниваются к галлюцинациям. Кроме общих факторов интеллекта, этом подходе выделяются отдельные факторы, обусловленные работой анализаторов, как, например, фактор визуализации, а также связанные со скоростью переработки информации, объемом памяти, способом воспроизведения из долговременной памяти. Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, отличие от мира природы, – все это является продуктом человеческого воображения и основанного на этом воображении творчества. По степени выраженности активности различают воображение пассивное и активное. Творческое воображение представляет собой активное, целеустремленное оперирование наглядными представлениями поисках путей удовлетворения потребностей, решения жизненной или иной задачи. Центральной фигурой, системообразующим началом процесса обучения является учитель – носитель содержания образования и воспитания, организатор всей познавательной деятельности детей.

Завершающим элементом структуры процесса обучения является педагогическая диагностика. Она обеспечивается совокупностью специальных методов, способов и приемов, направленных на выявление качества знаний, умений и навыков учащихся, на получение обратной информации об эффективности его обучающего взаимодействия со школьниками. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление термине развивающее обучение. Основание мер вовлеченности психодиагностическую процедуру самого психолога и степени его влияния на результат диагностики объективные методы – тесты, опросники, шкальные техники. Величина экспериментальной выборки определяется видом статистических мер и выбранной точностью достоверностью принятия или отвержения экспериментальной гипотезы. Гипотеза, проверяемая экспериментально, форму­лируется как предполагаемая связь между переменными независимыми и переменными зависимыми. Проверка выполняется посредством соответственной психодиагностической процедуры. Кэмпбелл выделил восемь основных факторов, нарушающих внутреннюю валид­ность эксперимента. Экспериментальный отсев — неравномерное выбывание испытуемых из сравни­ваемых групп, приводящее к неэквивалентности групп по составу.

Число экспериментальных групп равно числу сочетаний уровней всех независимых переменных. Научное исследование – это процесс познания нового явления и раскрытия закономерностей изменения изучаемого объекта зависимости от влияния различных факторов для последующего практического использования этих закономерностей. Появляется понятие создание, под которым подразумевают способность жить, думать, чувствовать. Философы поразному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений. Данное понятие, как и понятие индивид, имеет различные варианты толкования. Психология представляется наукой о законах порождения и функционирования психического отражения жизни, деятельности живых индивидов. Он выделял структуре личности четыре основных компонента направленность, опыт, психические процессы и биопсихические свойства.

Бехтеревым подчеркивается роль социальной сферы, которая является объединяющим звеном и возбудителем всех вообще следов психорефлексов, возникающих на почве общественной жизни и оживляющих те или иные органические реакции. С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики. К контактным относятся осязательные, вкусовые рецепторы, к дистантным – зрительные, слуховые, обонятельные. Например, установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Мышление есть познание отражение отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Оно расширяет до бесконечности пределы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятий, предвидеть наступление какихто событий затмение Солнца и Луны, смещение орбиты космического тела, ход общественноисторического процесса. Например, некоторые запахи, боль отличаются ясно выраженным неприятным чувственным тоном. В зависимости от наличия и степени развития способностей, входящих комплекс способностей конкретного человека, каждая из них приобретает иной характер. Принято считать, что за всю пятитысячелетнюю историю цивилизации их было не более 400 человек. Личность есть понятие социальное она выражает все что есть человеке надприродного исторического.

В этом мире все взаимосвязано и отсутствие взвешенной, объединяющей население России национальной идеи, безусловно сказывается на методологической базе социальной психологии. Афферентный нерв — нервное волокно, приводящее нервный импульс органов чувств к центральной нервной системе. Внедрение психологию эксперимента позволило поновому поставить вопрос о методах психологического исследования, выдвинуть новые требования и критерии научности. Выделение отпочкование различных отраслей психологии и приобретение ими относительной самостоятельности происходит, вопервых, результате усложнения социальной жизни и деятельности и, следовательно, запросов практики. Продолжать ли размышлять над заданием или отказаться от попыток и перейти к следующему — подскажет здравый смысл.

Воспроизведите по памяти определение психологии оно давалось первой теме и, исходя из этого определения, сформулируйте основную задачу психологической науки целом и конкретные задачи ее отраслей. Использование категориального анализа исследовании истории отечественной психологии. Первая выражается стирании граней между ними Многовековая принадлежность психологии к философии накладывает печать и на современные попытки построения общей теории психологии, что проявляется частности использовании для этих целей философской терминологии, сохраняющей лишь отчасти свое традиционное содержание, а остальном наполненной уже содержанием чисто психологии Дубровский. Каждый исследователь и каждое направление имеет свой категориальный профиль Ярошевский. Следовательно, становится возможным вывести некоторые инварианты, свойственные всей психологической науке. При изучении перцептивной стороны общения используется специальный концептуальнотерминологический аппарат, включающий ряд понятий и определений и позволяющий анализировать разные аспекты социальной перцепции процессе общения. В этом смысле понятие психологической компетентности входит как овладение определенным объемом знаний о принципах, закономерностях и приемах эффективного общения, так и тренинг по совершенствованию собственных навыков и умений общения до уровня, позволяющего психологу заниматься практической профессиональной деятельностью.

Идеографическая сензитивность связана с пониманием уникальности каждой личности и дистанцировании ее от общих характеристик групп Емельянов Социальнопсихологическая компетентность предполагает определенный объем знаний и уровень сформированности навыков и умении, позволяющих адекватно ориентироваться различных ситуациях общения, объективно оценивать людей, прогнозировать их поведение, формировать с ними необходимые отношения и успешно воздействовать на них, исходя из сложившихся условий. По мере освоения психологических понятий и жизненного опыта они начинают разносторонне воспринимать и оценивать людей. В зависимости от видов ощущений, по которым к людям поступает основная информация при восприятии человека человеком, нейролингвистическое программирование классифицирует людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Бодалева, более правильное понимание человека складывается у общающихся людей при не очень длительном и, главное, не очень тесном знакомстве. В научной литературе качестве основных выделяют обычно следующие виды психологических исследований теоретическое фундаментальное эмпирическое прикладное монодисциплинарное – проводимое рамках отдельной науки междисциплинарное проводится на стыке нескольких дисциплин и требует участия специалистов различных областей знания комплексное — с целью охватить максимально возможное число явлений, параметров изучаемой реальности аналитическое однофакторное — направленное на выявление наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности. Деление психологических исследований на теоретические и эмпирические довольно условно. Оцениваются перспективы дальнейшей разработки проблемы своими силами и не только. Например, целях изучения динамики изменения психического явления обследуются группы дошкольников, младших школьников и старших школьников течение определенного времени. Но, вопервых, никто и никогда не видел человека, людей, животных без психики к слову, как и психики без ее материального носителя. Выготского, как известно, сконцентрировалось на изучении знаковой структуры сознания толчком к этому послужила работа.

Леонтьева к вычленению таких понятий, как деятельность, мотив, цель и условия задачи, действие, операция. Такой силой для него выступала лежащая за сознанием жизнь, или реальная деятельность человека. Сложность, многогранность и междисциплинарный статус любой научной проблемы приводят к необходимости ее изучения системе координат, которая задается разными уровнями методологии науки. Философская, или фундаментальная, методология является высшим уровнем методологии науки, который определяет общую стратегию принципов познания особенностей явлений, процессов, сфер деятельности. Итак, фундаментальные принципы базируются на обобщающих, философских положениях, которые отражают важнейшие свойства объективной действительности и сознания с учетом опыта, приобретенного процессе познавательной деятельности человека. Наблюдение, как метод познания, дает возможность получить первичную информацию об объекте исследования виде совокупности эмпирических утверждений. Обобщая существующие разнообразные определения, можно сказать следующее социальная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включенностью их социальные общности, а также психологические особенности этих общностей. Это направление, с одной стороны, тормозило становление социальной психологии как самостоятельной дисциплины, так как запутывало вопрос о ее предмете, с другой – вызывало повышенный интерес к развитию социальнопсихологического знания. Традиционно к методам эмпирического исследования относят наблюдение, эксперимент, тестирование.

Деятельность и ее мотив могут не осознаваться, но действие и его цель всегда осознанны. Оперативная память отличается тем, что время хранения информации определяется ее задачей Кратковременная память характеризуется тем, что течение 20 секунд ней хранится информация, которая затем переводится долговременное хранение. Воздействуя на человека, предметы вызывают у человека потребности – энергетические заряды, которые аккумулируют напряжение, этом состоянии человек пытается разрядиться Именно актуализированная потребность и есть энергия, которая питает разнообразную деятельность, том числе и познавательную. Интеллектуальная функция состоит том, что для человека речь также и средство мышления. Грезы подразумевают возможность по собственному усмотрению вызвать их содержание. В том случае, если идеальное я отличается от реального, человек начинает относиться к себе плохо. Правильное соотношение сил и научных задач установилось бы при соединении следующих педагогических дисциплин истории воспитательных систем истории педагогических идей теоретической педагогики экспериментальной педагогики.

Выстраивается цепочка семья, группа детского сада, школьный класс, подростковое объединение. Высшие психические функции сначала формируются совместной деятельности, общении с другими людьми, а затем становятся внутренними психическими процессами ребенка. Ребенок осознает, что он не может включиться во взрослую жизнь, но он стремится к ней и отстаивает свои права на. Экспериментальную психологию иногда трактуют как систему экспериментальных методов и методик, реализуемых и конкретных исследованиях. Многие психологи считают недопустимым проведение исследований методом обмана, когда его цели скрываются от исследуемых людей и\или когда испытуемые не знают, что они — объекты наблюдения или экспериментальных манипуляций.

Но анкетирование трудно отнести к собственно психологическим исследовательским методам. Согласно другим источникам термин психология наука о душе науку ввел немецкий философ Учитель. Например, наиболее авторитетном Психологическом словаре дается следующее определение Экспериментальная психология – общее наименование областей и разделов психологии, которых эффективно применяется метод лабораторного эксперимента. Основными задачами экспериментальной психологии являются • формулирование методологических и теоретических основ исследования психологии • разработка экспериментальных планов и эмпирических процедур • поиск методов анализа, интерпретации и проверки статистической значимости результатов психологических исследований • оценка эффективности экспериментальных процедур • оценка взаимосвязи теоретических положений и экспериментальных данных • разработка этических принципов психологических исследований • разработка правил представления результатов психологических исследований. Каждая из этих общественных организаций создает этические кодексы, определяющие нормы и правила профессиональной деятельности. Каждая запись дневнике наблюдений должна содержать небольшое введение, позволяющее лучше понять поведение, ставшее предметом фиксации.

При этом беседа, направленная на получение психологической информации и оказывающая психологическое воздействие на личность, может быть отнесена наряду с самонаблюдением к наиболее специфичным для психологии методам. По процедуре проведения интервью можно разделить на направленные и ненаправленные. Необходимость вопросахфильтрах возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только ее часть. К этой группе факторов также можно отнести темперамент, характер, способности, склонности испытуемого, его интересы, взгляды, убеждения и другие компоненты общей направленности личности. Психофизиологические состояния испытуемых рекомендуется не только поддерживать на одном уровне, но и оптимизировать этот уровень Следует убедиться, что до проведения опыта у испытуемого не было сверхзначимых для него переживаний, у него достаточно времени для участия эксперименте, он не голоден. Он может быть записан таком виде XO1 O2 Этот план позволяет учитывать эффект тестирования, благодаря введению контрольной группы контролировать ряд внешних переменных. Однако при их применении нередко наблюдается так называемый эффект Хотторна. Главный источник артефактов – взаимодействие тестирования и экспериментального воздействия.

В отличие от простого лонгитюда исследователя интересуют изменения не столько самих переменных, сколько связей между ними. Анкетирование более свободно по процедуре сбора информации вплоть до рассылки анкет по почте, тестирование обычно подразумевает непосредственный контакт с тестируемым. В зависимости от степени охвата свойств личностные опросники делятся на реализующие принцип черт и типологические. В основе психологического тестирования лежит классическая теория погрешности измерений. Стандартизация теста заключается приведении процедуры оценок к общепринятым нормативам. Выделяют следующие этапы адаптации тестов 1 анализ исходных теоретических положений автора теста 2 для иностранных методик – перевод теста и инструкций к нему на язык пользователя с обязательной экспертной оценкой соответствия оригиналу 3 проверка надежности и валидности соответствии с психометрическими требованиями 4 стандартизация на соответствующих выборках. Иногда бывает настолько сложно подобрать языковые и смысловые аналоги заданий теста, что полная его адаптация становится сопоставимой с разработкой оригинальной методики. Обобщение проводится на следующем этапе исследовательского процесса – интерпретационном.

При качественной обработке данных главное заключается соответствующем представлении сведений об изучаемом явлении, обеспечивающем дальнейшее его теоретическое изучение. Это означает обратную зависимость увеличение значения одной переменной влечет за собой уменьшение другой. Яркий пример реализации комплексного подхода науке – концепция человекознания, согласно которой человек как объект изучения подлежит скоординированному исследованию большого комплекса наук. Но еще важнее, что системные описания выполняют функцию интеграции знаний об объектах. Переходным от графического к аналитическому вариантом отображения информации являются первую очередь графики, представляющие функциональную зависимость признаков.

Решение по ограничению этого права увеличивает ответственность исследователя за достоинство и благополучие участника. В современном научном знании термином методология обозначаются различные уровни научного подхода. В психологии такая ситуация может возникнуть, например, когда проводимый опрос является ситуативным, где определенную роль может сыграть время его проведения, силу чего возникает дополнительный фактор, не проявляющийся других ситуациях. В науке существуют общие требования к объективности научного психологического исследования. Возможно, на их выбор влияет постоянное переживание дефицита знаний о мире, которое ощущается как непонимание.

Подчеркну лишь, что придумать хитрые вопросы – это не полдела, а лишь сотая доля дела, если можно так выразиться. Курс лекций Коллектив авторов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес. Но какой бы характер не носили научные исследования – теоретический, теоретикоприкладной, прикладной, – все они подчинены логике общенаучного поиска и имеют общий для данной науки алгоритм.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru