Понятие методологии методология педагогической науки

Что такое методология и зачем нужно ее знать?. Прежде всего усилилась ее направленность на помощь исследователю, на формирование у него специальных умений области исследовательской работы. Различие между методологической культурой ученого и учителя обусловлено тем, что первый производит научные педагогические знания, а второй их использует. Отправной пункт, определяющий подход к разработке вопросов методологии, – позиция практики. В области педагогики практическая деятельность соотнесена с деятельностью научной и, что не всегда принимается во внимание, с методологической. Недостатком имеющихся работ по методологии педагогики является то, что речь них идет, как правило, лишь о методологическом знании учении.

Между тем наука уже давно не отождествляется с систематизированным знанием. В начале этой книги мы приводили высказывания ученых – методологов науки. Понятие методологическая деятельность введено научный обиход. Дальше мы увидим, как оба ее аспекта составляют единое целое контексте реальной научной работы. В соответствии с этой задачей предмет методологии педагогики – это соотношение между педагогической действительностью и ее отражением педагогической науке.

Понятие методологии методология педагогической науки

Методологию можно также понимать как учение о методе научного познания и преобразования мира. Следовательно, это совокупность норм поведения, приводящих к определенным результатам соответствии с целями, которые требуется достичь. В методологии как отрасли науки правомерно выделение деятельностного аспекта, который интерпретируется через понятие методологическая деятельность двух формах – методологическое обеспечение и методологические исследования. Новиков выделяют методологию научного исследования, практической деятельности, учебной деятельности, а также деятельности художественной и игровой. Методология специальной науки включает себя как проблемы, специфические для научного познания данной области например, соотношение педагогики и психологии, так и вопросы предыдущих уровней, например системного подхода или моделирования их применении к педагогике. Зачем нужно знать методологию, видно сразу — без методологических знаний невозможно грамотно провести педагогическое или любое другое исследование. Другими элементами методологической культуры учителя являются осознание и творческое решение задач, методическая рефлексия умение осмысливать свою работу с позиций науки и умение проектировать учебновоспитательный процесс.

Понятие методологии методология педагогической науки

На уровне частной научной методологии особенно значимым является освоение принципов единства образования и социальной политики, целостного подхода, расширения совокупного субъекта образования, приоритета воспитательных целей целостном педагогическом процессе. Формирование методологической культуры будущего педагога опирается на понимание сущности методологии познания и преобразования педагогических процессов. Степень сформированности умений, входящих состав методологической культуры, определяется такими показателями, как проблемное видение способность выделять противоречия, формулировать проблему постановка перспективных целей выдвижение стратегических и тактических задач выявление причин неудач определение и анализ своих недостатков. Возникает характерное для современной педагогической науки методологическое противоречие между гуманистическими целевыми установками и формирующими, задаваемыми извне средствами их присвоения. Эти умения влияют на самоформирование коммуникативных, организаторских, культурологических, познавательных. Более того, каждый предмет и каждая проблема требуют собственного метода, выработка которого невозможна без культурной деятельности педагогического сознания. Методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Понятие методологии методология педагогической науки

Любые научные исследования имеют основу виде теорий, положений, концепций, которые и составляют методологическую основу этой науки. Но и сейчас педагогическая наука продолжает развиваться под влиянием философских концепций. На содержание педагогического процесса решающее влияние оказывают потребности общества, но то же время человек, уже рождаясь, имеет склонности и способности к каким либо видам деятельности. При таком подходе особое значение приобретает взаимосвязь педагогической теории и практики практический опыт является неким источником истинных знаний, требующих теоретических выводов и разработок на их основе. Прикладные исследования изучают уже существующие методики с целью выявления и устранения недостатков, а так же содержат обоснования актуальности или непригодности тех или иных педагогических подходов. Объектом исследований могут выступать гипотезы, имеющие лишь теоретическую основу и для утверждения, требующие практического подтверждения своей пригодности конкретных условиях.

Исследование происходит, как правило, несколько этапов эмпирический, гипотетический, теоретический, экспериментальный и прогностический. Что такое методология и зачем нужно ее знать?. Однако и до сего времени остатки прежних догм продолжают сказываться на развитии этой отрасли научного знания. Это, по существу, означает ликвидацию педагогики как науки и замену ее методологией практической образовательной деятельности. Таким образом, мето дология приобретает, как принято говорить, нормативную направленность, и ее важной задачей становится методологическое обеспечение исследовательской работы. Чтобы понять характер изменений этой сфере науки, необходимо рассмотреть общий ход развития методологии научного познания. Но методологическое знание может выступать либо дескриптивной описательной, либо прескрип тивной нормативной форме Говоря о дескриптивной форме, мы имеем виду научнопознавательное описание — совокупность знаний о данной области явлений, включая сюда также и теоретическое объяснение, когда речь идет не только о данном опыте, но и о внутреннем содержании сущности изучаемых процессов. Различия, а также точки соприкосновения методологической культуры учителяпрактика и педагогаисследователя раскрыты. Отправной пункт, определяющий подход к разработке вопросов методологии, — позиция практики.

Таким образом, методология — это не только учение как совокупность знаний, но и область познавательной деятельности. Даниловым Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Наука может развиваться лишь том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. Но методологическое знание может выступать либо дескриптивной описательной, либо прескриптивной нормативной форме Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания служит ориентиром процессе исследования, а прескриптивная направлена на регуляцию деятельности.

Методология конкретной науки включает себя как проблемы, специфические для научного познания данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, например, как проблемы системного подхода или моделирование педагогических исследованиях. Высшим уровнем профессиональной готовности педагога является наличие у него методологической культуры, основными признаками которой выступают. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень. Выделение педагогики из философии и оформление ее научную систему произошло. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.

Активное участие творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял. Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками. Педагогика – это единственная специальная наука об образовании ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. Изначально педагогические мысли и умозаключения возникали на основе философскосоциологических теорий. Термин методология научной лексике используется нескольких смыслах. Существует взаимосвязь двух уровней методологии педагогики методологии практики и методологии науки, а именно. Взаимосвязь методологий практики и науки обеспечивает разработку целей, содержания, технологий инновационной педагогической деятельности, системы критериев эффективности инноваций и внедрение инноваций педагогическую практику. Он на­стоятельно требует признания уникальности личности, ее интел­лектуальной и нравственной свободы, права на уважение.

Они создали антипедагогический образ ребенка и антипедагогическую модель человека. Если считать, что воспитание это не насилие взрослых, разрушающее личность ребенка, а процесс жизнетворчества. Обществознание они относят к области мифологии, признавая наукой лишь математику и естествознание. Основные положе­ния диалектического материализма сводятся к тому, что материя первична, а сознание вторично. Общенаучный уровень методологии ориентирует исследователя и прак­тика подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования. Реализация вышеназванных методологических принципов осуществля­ется во взаимосвязи с культурологическим подходом. Являясь универсальной характеристикой деятельности, она, свою очередь, как бы задает социальногуманистическую программу и предопределяет направ­ленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов. Эвристические и практикопреобразующие возможности системного подхода исследовании образования как педагогического процесса обнаруживают себя при обращении к категориям педагогическая система, целостность и взаимодействие.

Первый включает обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий категориального аппарата, предварительный системный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы. Антропологический подход — системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения, выступающие качестве методологии различных человековедческих наук, том числе и педагогики экзистенциализм, неотомизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм. Констатирующий эксперимент — выявляет наличное состояние, существующие педагогические факты до формирующего экс­перимента. Понятие, подходы, закономерности, принципы методологии педагогической науки. Деятельность – это целесообразное преобразование людьми окружающей действительности. Данный подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Он писал Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Однако, для того чтобы сформулировать проблему, недостаточно только обнаружить такое пpoтивоpeчиe, необходимо проникнуть вглубь явления, понять, что о нем известно, а что не известно. Проблема представляет собой вопрос, ответ на который должен дать эксперимент – наиболее надежный и верный путь решения педагогических проблем.

Целью называется идеальный образ желаемого результата неявном виде она содержится уже постановке проблемы и темы. Можно выбрать приблизительно одинаковые классы либо взять качестве контрольного заведомо более сильный класс. Из факторов, оказывающих влияние на педагогический процесс, исследователя должны интересовать те, которые способны повлиять на объект эксперимента и нарушить экспериментальную ситуацию. Участники эксперимента и учителя, и учащиеся должны быть подробно проинструктированы, между ними должны быть налажены необходимые деловые отношения. Сначала педагог проводит эксперимент с использованием обычных содержания, методов и средств. В констатирующем и контрольном срезах обоих случаях фиксировалось количество наличных ассоциаций теоретического материала с примерами из практики. Представление полученных вторичных данных разнообразных формах таблицы, схемы, графики. Немалые трудности при внедрении представляет создание определенных материальных условий подготовка учебнометодических материалов, наглядных пособий, технических средств обучения. Журавлев выделяет два основных принципа выбора методов педагогических исследований 1 принцип совокупности методов исследования, согласно которому для решения любой научной проблемы используется на один, а несколько методов.

Эта операция позволяет выделить из явления определенную сторону чистом виде Например, при изучении мотивации учения школьников исследователя интересуют их мотивы, потребности, интересы, но другие качества параметры тела, цвет волос и глаз не берутся во внимание. Эмпирические данные большинстве случаев обрабатываются методами математической статистики, которые по определению не являются собственно методами педагогического исследования. Опрос может быть сплошным и выборочным, индивидуальным и групповым, очным и заочным, гласным и анонимным. Есть и другие определения методологии как учения о методе научного познания и преобразования мира. Сластенин, выделяя философский уровень методологии как высший, замечает, что в настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения направления, выступающие качестве методологии различных человековедческих наук, том числе и педагогики экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм 9, 70. Экзистенциалисты отмечают деформацию личности современном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия. Другие же вообще не касаются философского уровня методологии своих работах, не говорят на какую теорию познания опираются, предпочитая обосновывать формы и принципы, осуществляемого ими научного исследования, из общенаучного уровня методологии. Задача воспитателя отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат коллективе.

Во всякой теории выделяются различные ее этажи — уровни, каждый из которых имеет свое строго определенное назначение. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования. Критическая функция позволяет педагогу осознать необходимость преобразования педагогической действительности, так как полученные знания демонстрируют разрыв между тем, что есть данный момент, и тем, что необходимо для успешного развития системы образования. Четвертый уровень технологическая методология составляют методика и техника исследования Методология педагогики – это совокупность теоретических положений о познании и преобразовании педагогической действительности принципов построения научноисследовательской деятельности области педагогических наук, форм и способов организации педагогического исследования. Существует несколько подходов к классификации методов педагогического исследования. Основными принципами реализации системного подхода, уточняющими его сущность, являются принцип целостности, который отражает специфику свойств системы, зависимость каждого элемента, свойства и отношения внутри системы от их места и функций внутри целого принцип структурности, позволяющий описывать системы как структуры через раскрытие совокупности связей и отношений между ее элементами принцип взаимозависимости внешних и внутренних факторов системы принцип иерархичности, предполагающий рассмотрение объекта трех аспектах как самостоятельной системы, как элемента системы более высокого уровня, как системы более высокого иерархического уровня по отношению к ее элементам, рассматриваемых, свою очередь, как системы принцип множественности представления системы, означающий необходимость создания множества моделей для описания системного объекта принцип историзма, требующий изучения системы и ее элементов не только как статических, но и как динамичных, имеющих историю своего развития.

Таким образом, использование методологических подходов педагогики позволяет, вопервых, определить ее научнотеоретические проблемы, установить их иерархию, разработать стратегию и основные способы их разрешения, вовторых, обосновать, создать и реализовать технологические механизмы модернизации образовательной практики а также осуществить прогнозирование развития педагогической науки и практики. Такая позиция ученых позволяет сформулировать основные признаки методологического знания. Понятие методология является сложным и не всегда понимается однозначно. Его кризис — двусторонний кризис институтов образования личностный кризис образовании, который долгие годы многие не хотели замечать. Она реализует 4 принципа реформирования возвращение к религии человек создан Богом, а не произоот обезьяны. Прагматизм — философское течение, возникшее связи с тем, что быстрые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму. В такой трансформации проявляется единство общечеловеческого, национального и индивидуального.

Заключение Итак, прочитав эту книгу, вы теперь знаете, что именно мы скрываем от себя и своих детей, боясь нарушить их и свое спокойствие, не зная, как начать разговор, или не считая нужным вообще иска. Задача педагога — научить ребенка различать добро и зло и помочь ему сделать правильный выбор. Отдельные методы помогают получить конкретные данные и раскрыть различные свойства, аспекты изучаемого объекта, а выбор научного подхода связан с задачей отбора методов, объединения их систему, классификации полученных данных, обнаружения определенного типа закономерностей и разработки рекомендаций. Социальный контекст, определяющий нормативы и координаты этой деятельности и создающий ее эмоциональномотивационный фон, оказался практически вне поля научного анализа. Таким образом, индивидуальнотворческий аспект культурологического подхода педагогической теории и практике требует учета связей культуры, ее ценностей с личностью и творческой деятельностью. Все эти определения не противоречат друг другу, а лишь дополняют сущностное понимание такой сложной категории и одновременно – отрасли научного знания, как методология педагогики. Методология педагогики понимается как нормативное знание о способах организации научнопедагогического исследования. В учебном пособии рассматриваются единстве уровни философской методологии, общенаучных диалектических принципов, частнонаучных методов, конкретных методик и процедур психологопедагогических исследований.

Коренные преобразования обществе создали реальные предпосылки для обновления всей системы российского образования и привели действие механизм саморазвития школы. Оба эти обстоятельства решающим образом стимулировали развитие исследований области методологии как вглубь сторону всё более обстоятельного раскрытия основных принципов и форм научного мышления, так и вширь – сторону скрупулёзного и специального конструирования системы средств научного познания. Междисциплинарная природа общенаучных направлений методологии, их близость к философской проблематике иногда порождают неоправданную тенденцию к универсализации таких направлений, к возведению их ранг философских и даже идеологических концепций. В настоящее время особенно остро стоит далеко не новая проблема повышения качества педагогических исследований. Методологической основой конкретной реализации принципа объективности при исследовании личности служат практические действия людей, представляющие собой социальные факты. Любой педагогический феномен связан многими нитями с другими явлениями и его изолированное, одностороннее рассмотрение неизбежно приводит к искаженному, ошибочному выводу.

Следовательно, метод той или иной своей форме сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок. В психологии и педагогике научный метод представляет собой систему подходов и способов, отвечающих предмету и задачам данных наук. Ее принципы, законы и категории определяют общее направление и стратегию исследования, “пронизывают” все другие уровни методологии, своеобразно преломляясь и воплощаясь конкретной форме на каждом из. Научные исследования области педагогики включают, с одной стороны, методологический, а с другой специальнонаучный анализ. Предмет прикладных исследований более ограничен и направлен на практический результат. Такое разделение научных исследований ориентировано на цели исследования и для научного поиска области методологии педагогики, например, фундаментальными исследованиями будут работы, которых рассматриваются общие вопросы измерения педагогических явлений и процессов, наиболее общие педагогические теории, направления развития науки, ее отношение с другими областями знаний 295 Под прикладными исследованиями здесь можно понимать общие предписания к применению тех или иных методов исследования, а под разработками конкретные рекомендации, раскрывающие тот или иной метод исследования.

Современный бихевиоризм необихевиоризм уже не рассматривает зависимость между внешними условиями становления человека и его поведением как однонаправленную акцентируется способность человека воздействовать на социальную среду и контролировать собственное поведение. Диалогический подход единстве с личностным и деятельностным составляют сущность методологии гуманистической педагогики. Но все же лучше, если Вы, посоветовавшись с научным руководителем, другими опытными исследователями выберете тему исследования, актуальность которой обусловлена объективными потребностями практики или педагогической теории, вне зависимости от конъюнктурных условий. У последних нередко бывают случаи, что их интересует то направление, котором Вы работаете, а печатать нечего. Важно то, чтобы названия глав и параграфов выстраивались определенную логику.

Затем проверяете свои подходы, способы решения опытноэкспериментальной работе II глава. Но при этом, конечно, не надо полагать, что во всем остальном тексте диссертации может быть написано, что угодно. Нередко диссертанты не придают значения этой важнейшей категории научного исследования, так же, как и предмету исследования, считая их пустыми формальностями, которые зачемто требуются каждой диссертации. Приведем примеры некоторых, на наш взгляд, правильно определенных объектов исследования. Обосновать эффективные пути напрашивается мысль о том, что диссертант сам еще не представляет, каких направлениях он будет действовать и чем все это закончится. Но предположим, что Вы, уважаемый читатель, успешно избежали такого рода недочетов и достаточно корректно сформулировали цель своего исследования. Гипотеза вообще это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. О методах оценки качества исследовательской работы О правилах осуществления научной деятельности О способах построения и обоснования теорий и концепций образовательной деятельности. Основное приложение педагогические открытия и разработки находят военных учебных заведениях и частях Вооруженных Сил, где молодежь осваивает воинские специальности.

С этой точки зрения, оценка образовательных парадигмов дореволюционной России, советской системы образования с ее плюсами и минусами, современного состояния российского образования и науки о нем требуют от исследователей полной беспристрастности, объективности, честности. Наконец, как свидетельствует науковедение, наступает период межнаучного синтеза. Воспитание детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики мышления, деятельности. Второй узел связи двух наук — показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Для того, чтобы определить место методологии общей системе методологического знания, нужно учесть, что различают несколько уровней методологии. Основанный на этих соображениях педагогический подход долгое время преобладал мире, нашел свое отражение педагогической системе школы знания, но постепенно его практика сужалась, хотя и сохранилась до настоящего времени. Эти принципы позволяют включиться диалог и совместно работать представителям различных философских течений, искать оптимальные педагогические решения. Признание личности как продукта общественноисторического развития и носителя культуры не допускает сведеґния личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату. Представление о социальнодеятельной сущности личности, обретающей свое Я процессе совместной деятельности и общения, процессе сотрудничества с миром людей и продуктами культуры, привлекает внимание к порождаемым ходе жизни личности обществе личностным смыслам и смысловым установкам, регулирующим деятельность и поступки разных проблемноконфликтных ситуациях нравственного выбора.

Беседу и интервью называют опросом лицом к лицу, анкетирование — заочным опросом. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии — перечня источников, отобранных для работы связи с исследуемой проблемой реферирование — сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике конспектирование — ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы аннотирование — краткая запись общего содержания книги или статьи цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся литературном источнике. Математические методы педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Во взаимопроникновении и взаимодействии различных наук, например, применении способов, принципов и определений других наук. Отношения педагогики с медициной сделали возможным возникновение коррекционной педагогики как специфической сферы педагогического знания, которая изучает образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения развитии. Общая педагогика – изучает основные законы воспитания человека определяет сущность, цели, задачи воспитания.

Наука – это система развивающихся знаний, которые мы получаем с помощью соответствующих методов познания. С точки зрения науковедения и философии, теория – это система объективных, логически упорядоченных знаний, между которыми существуют определенные отношения. Это необходимо исследователю понять, чтобы вычленить научную новизну и теоретическую значимость своего исследования. Изучение педагогических явлений требует от исследователя их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе. Дальнейшим этапом исследования этой проблемы является проверка полученных выводов и разработанной методики массовой школьной практике. Суть естественного эксперимента состоит анализе тех или иных педагогических явлений, стремлении создавать педагогические ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода деятельности учащихся и учителей и этом смысле носили естественный характер. Рейтинг – метод исследования, когда испытуемым предлагается, например, оценить важность тех или иных нравственных качеств развитии личности. Философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.

Педа гогическое исследование — это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях обучения, воспи тания и образования, их структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Объектом изучения может быть массовый опыт — для выявления ведущих тенденций отрицательный опыт — для выявления характерных ошибок и недостатков передовой опыт — для выявления и обобщения элементов нового, эффективного деятельности организаторов образовательновоспитательного и управленческого процессов. Как следует, это совокупа норм поведения, приводящих к определенным результатам согласовании с целями, которые требуется достигнуть. Пользуясь методологией науки, учитель способен не только лишь использовать чужие эталоны воспитательной деятельности, да и создавать собственные, неподражаемые авторские модели на базе умения придавать личностный смысл педагогическим парадоксам. Данный метод предусматривает исследование номенклатуры целей личностного, выявление специфического содержания образования, на основе которого формируются личностные качества и основные сферы индивидуальности интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметнопрактическая, экзистенциальная, саморегуляции, обоснование педагогических систем и технологий, направленных на достижение целей развития личности. Закономерности воспитания выступают как основополагающие принципы или требования, на основе которых необходимо осуществлять учебновоспитательную работу. Развивая потребностномотивационную сферу личности и создавая необходимые условия для формирования у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности поведения, представляется возможным стимулировать ее активность и добиваться надлежащего воспитательного эффекта. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания человека. Биологическая наследственность обусловлена генами, определяет строение и размер тела, стадии созревания организма, биологические и некоторые психические качества.

Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Эффективно осваиваются социальные нормы поведения и культурные ценности под влиянием авторитетного взрослого. Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех его структур. Для того чтобы педагогический процесс пришел движение, необходимо управление. Компоненты процесса управления постановка цели информационное обеспечение диагностирование особенностей учащихся формулировка задач зависимости от цели и особенностей учащихся проектирование, планирование деятельности для достижения цели реализация проекта контроль за ходом выполнения корректировка подведение итогов. Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются такие. Виды педагогических целей Нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся правительственных документах, государственных стандартах образования. Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования. Педагогические инновации – это идеи, процессы, средства и результаты, взятые единстве качественного совершенствования педагогической системы. Чаще всего инновационной называют гуманистическую педагогику она не требует внешней перестройки педагогической системы эффект повышенного учебновоспитательного влияния достигается за счет внутренней перестройки системы.

Педагогическая система — это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. На микроуровне – это педагогические системы, реализующие специфические задачи авторские педагогические системы педагогические системы, сложившиеся рамках деятельности группы учителей и учащихся. Функционирование педагогической системы предполагает взаимодействие ее элементов на основе реализации внутренних и внешних связей, которое позволяет достичь определенных результатов педагогической деятельности. Бабанский содержание, структура и логика функционирования его обеспечивают эффективное и качественное решение задач обучения, воспитания и развития школьников соответствии с требованиями государственного стандарта на уровне максимальных учебных возможностей каждого школьника достижение поставленных целей обеспечивается без превышения расходов времени, отведенных действующим планом для классных занятий, а также без превышения максимальных норм времени, установленных школьной и трудовой гигиеной для домашних занятий учащихся и учителей одновременно должно предупредить факты переутомления учителей и учащихся. На этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции. Собранная информация позволяет скорректировать протекание процесса, вводить действенные стимулы, использовать эффективные средства. В структуре педагогической деятельности выделяются следующие компоненты гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Аттестация учителей проводится на основе экспертной оценки труда его результативности и качества учебновоспитательного процесса. Являясь отраслью научного знания, дидактика решает ряд теоретических задач. Главный вклад Гербарта дидактику состоит вычленении этапов ступеней обучения. Цели обучения этих современных подходах предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников. Функции обучения характеризуют сущность процесса обучения, тогда как задачи являются одним из компонентов обучения. Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Использование наглядности должно быть той мере, какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Осознанные выражаются умении школьника рассказать о том, какие причины побуждают его к действию, выстроить побуждения по значимости.

На содержание образования оказывают большое влияние методологические позиции ученыхпедагогов. Энциклопедическая модель была принята большинстве престижных учебных заведений Европы, частности российских классических гимназиях. Изложенное представляет собой общие основы стандартизации образования по ступеням, уровням образования и конкретизируется оно по образовательным областям, конкретным учебным дисциплинам, и уже на основе требований к уровню представления учебного материала и обязательной подготовке ученика разрабатывается система заданий тестов, служащих инструментарием для контроля и оценки уровня подготовки школьников. Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Содержание образования подробно раскрывается учебной литературе учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе. Совокупность этих промежуточных решений и составляет одно целостное решение о выборе определенного сочетания методов обучения. В кабинете должны быть обеспечены все условия для демонстрации наглядных пособий источники постоянного и переменного тока, заземление, затемнение, проекционная аппаратура, экраны, подставки, световая указка, стенды. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия. Основная задача педагога процессе развивающего обучения – организация учебной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.

Суть проблемного обучения состоит том, что преподаватель не сообщает знаний готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Вопросы преподавателя должны вызвать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поток самостоятельная исследовательская деятельность. Модульное обучение представляет собой метод, при котором содержание учебного материала и организация его изучения заключаются модули. По количеству набранных баллов из возможных ученик сам может судить о степени своей успешности овладении учебным материалом. Уроки классифицируют также исходя из цели организации занятий, содержания и способов проведения уроков. Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более полные и точные данные об уровне усвоения, однако он оставляет пассивными на уроке других учеников, что вынуждает учителя решать проблему их занятости во время опроса. В современной дидактике существуют различные подходы к конструированию показателей владения знаниями, умениями и навыками, ориентированных на цели обучения различным учебным предметам, что приводит к значительным сложностям их осмыслении как педагогом, так и учащимся и, как следствие, к формальному использованию ущерб объективности оценки. Оценка – средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Причины биопсихического характера – это наследственные особенности, способности, черты характера. Целью обучения и воспитания должно быть не приобретений знаний как набора знаний фактов, теорий.

При отборе средства главным для педагога первую очередь выступают ключевые воспитательные функции. Такими составляющими являются пять компонентов индивидуальногрупповой ценностноориентационный функциональнодеятельностный пространственновременной диагностикоаналитический. Преподаватель должен знать и понимать закономерности групповых процессов, оказывать благотворное воздействие на их становление. Неопозитивизм – философскопедагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научнотехнической революцией. Человек – единство материн и духа, а поэтому он одновременно и индивид, и личность. Методологические установки Дьюи по вопросам целей воспитания разделяют современные американские теоретики. Буянов называет такие типы семьи гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная.

Конвенция предупреждает родителей об авторитаризме семейном воспитании. И первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя, возникает истероидная акцентуация характера, приносящая человеку множество переживаний во всей дальнейшей жизни. Ребенку внушается мысль, что он должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. При этом родители должны обладать необходимой чуткостью и тактом, умением войти детский мир без нажима, навязывания своих взглядов, критических замечаний, без нервозности и предубеждений. Четвертый тип объединяет семьи, где родители по разным причинам не состоянии правильно воспитывать детей, утратили контроль за их поведением и интересами, уступив свое влияние обществу сверстников. Реакция непомерного подражания комулибо реальному человеку, персонажу кино, книги проявляется копировании одежды, манеры, речи, суждений, поступков. Негативные особенности родительского поведения являются причиной формирования отклоняющегося поведения и невротичного состояния детей.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания семье. Использовать беседу работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения конфликтных ситуациях. В Законе Российской Федерации Об образовании содержатся основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия, и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования России. К чему это может привести. Между тем методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Считая, что ценность знаний определяется важностью их для конкретной личности, представители этого научного подхода предлагали учителю предоставлять ученикам полную свободу освоении этих знаний.

Метод изучения продуктов деятельности учащихся письменных, графических, контрольных и творческих работ может дать информацию об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков той или иной области, о его интересах и способностях. Словом подход обозначают обоснованное научное положение, принцип или целую теорию, служащую основой других теорий. Деятельностный подход педагогике означает взгляд на педагогические процессы с позиций теории деятельности. Например, система образования, процесс ее функционирования рассматриваются как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов целей образования содержания образования на всех его ступенях, форм, методов, средств реализации этого образования технологий преподавания, обучения субъектов системы образования педагогов, обучающихся, родителей. Методика научнопедагогического исследования и система методов ……………………………………………………………………. Человеческая деятельность и ее отличие от других форм активности………………………………………………………………………………. Объективная потребность упорядочении и систематизации педагогического знания о существующих путях и способах учебновоспитательного процесса обусловила появление определенных ориентиров осмыслении многообразия педагогических систем, концепций, теорий, технологий. На ранних этапах познания методология определялась знаниями, предписанными геометрией как наукой, содержащей нормативные указания по изучению реального мира. В еще более узком смысле, методология – это учение о методах научного исследования. Идеалистический подход позволяет рассматривать явления сравнении с идеальными.

Исследователь выделяет определенный образ идеального и выстраивает определенный способ его достижения. Материалистический подход рассматривает психологопедагогические явления диалектическом единстве соблюдение трех законов диалектики единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений качественные. Методология конкретной науки включает как проблемы специфического познания данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоком уровне методологии. Как известно, всякая наука отвечает на ряд последовательно возникающих вопросов, но может наступить такой момент, когда один или несколько вопросов оказывается неразрешимыми.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru