Понятие и сущность правопонимания

Классовое, общесоциальное, религиозное, национальное, расовое сущности права. В основание классификации типов правопонимания нами будет положена методология анализа права, позволяющая выделить позитивистский тип правопонимания, а также естественноправовой и философский типы правопонимания, ориентированные на непозитивистскую методологию исследования. Каждый из перечисленных выше подходов к пониманию права несет себе важные познавательные возможности, которые востребованы современной социальноправовой практикой. Значение этого термина зависит, как правило от содержания контекста, котором оно употребляется. Регулятивность права означает, что право выступает государственным нормативным регулятором общественных отношений. Волевой характер означает, что право это проявление государственно выраженной воли. Сущность права это совокупность основных свойств и отношений, определяющих его природу и назначение жизни общества. При этом наблюдается определенная эволюция концепций, учений, различающихся по своим философским истокам, по содержанию и аргументации. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого, положительного закона, если он расходится с естественным правом. Право система норм, которая существует внутри той или иной социальной общности и опирается на публично признанный авторитет вождь, старейшина решения которого воспринимаются как обязательные Теория насилия.

Это означает, что правовые нормы могут создаваться и помимо государства, результате определенных эмоций и переживаний человека по поводу права. Характерны функциональный подход к праву выделение правоотношений качестве основных, наиболее существенных элементов права несводимость права к закону. Правопонимание как юридическая категория юридической науке является мыслительной деятельностью человека, направленной на познание права, его оценку и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Некоторые исследователи усматривают следующие два основных подхода к сущности права классовый и надклассовый подходы. Важную роль здесь играет также и форма изложения и аргументации теории, которая имеет тем больше.

Понятие и сущность правопонимания

Сырых также кладет основу типологии проблему метода и различает концепции, основанные. Именно тип правопонимания определяет парадигму, принцип и образец смысловую модель юридического познания права и государства, собственно научноправовое содержание, предмет и метод соответствующей концепции юриспруденции. Поэтому все, что теории права и государства и целом юриспруденции, включая отраслевые дисциплины, говорится о праве, по своей сути относится и к государству, и все, что говорится о государстве, относится и к праву. К основным идеям и положениям “юридического позитивизма” относятся трактовка права как творения власти, властная принудительность как конечном счете единственная отличительная особенность права, формальнологический и юридикодогматический методы анализа права, “очищение” учения о праве от разного рода “метафизических” положений о сущности, природе, причинах, ценностях права. Авторы различных естественноправовых концепций поразному представляют себе конкретное содержание естественного права. Формальное равенство как сущность и принцип права включает себя три взаимосвязанных, взаимодополняющих и взаимно предполагающих подразумевающих друг друга составных компонента, три сущностных свойства права 1 всеобщую равную меру норму, 2 формальную свободу всех адресатов этой равной регулятивной меры нормы и 3 всеобщую справедливость этой одинаково равной для всех формы регуляции. Данное принципиальное обстоятельство свидетельствует о том, что либертарноюридический подход выражает теоретически более развитую, чем юснатурализм или легизм, концепцию правопонимания и трактовки предмета теории права. Правовое равенство — это равенство свободных и равенство свободе, общий масштаб и равная мера свободы индивидов. Разным этапам исторического развития свободы и права человеческих отношениях присущи свой масштаб и своя мера свободы, свой круг субъектов и отношений свободы и права, словом, свое содержание принципа формального правового равенства. Так что принцип формального равенства представляет собой постоянно присущий праву принцип с исторически изменяющимся содержанием.

Понятие и сущность правопонимания

Понимание права как равенства как общего масштаба и равной меры свободы людей включает себя и справедливость. Справедливо то, что выражает право, соответствует праву и следует праву. Например, те или иные требования так называемой “социальной справедливости” с правовой точки зрения имеют рациональный смысл и могут быть признаны и удовлетворены лишь постольку, поскольку они согласуемы с правовой всеобщностью и равенством и их, следовательно, можно выразить виде требований самой правовой справедливости соответствующих областях социальной жизни. Отдавая каждому свое, правовая справедливость делает это единственно возможным, всеобщим и равным для всех правовым способом, отвергающим привилегии и утверждающим свободу. Маркс право – это возведенная закон воля экономически господствующего класса. Петражицкий право – это плод воображения, человеческого разума, который несовершенен. В России настоящее время господствует нормативизм рамках позитивистского правопонимания. Право – это система общеобязательных, формальноопределенных правил поведения, исходящих от государства, охраняемых им и регулирующих общественные отношения.

Понятие и сущность правопонимания

Системность право представляет собой иерархичную, согласованную, непротиворечивую совокупность взаимодействующих норм. Классовая сущность присутствует праве рабовладельческих, феодальных и буржуазных государств имущественные цензы для выборных лиц, различные правовые статусы представителей различных классов лишение политических прав. Право оформляет и охраняет компромисс между различными социальными группами, понимается как мера свободы пределах своих прав человек свободен своих действиях, а его права признаются, соблюдаются, охраняются и защищаются государством государством закрепляется единый конституционный статус личности, равноправие и равенство перед законом и судом. Правопонимания это процесс и результат умственной деятельности человека относительно познания, восприятия оценка права и отношение к нему как к социальному явлению. Субъектом правопонимания является конкретное лицо, объектом право конкретного общества, отрасли, институты права, отдельные правовые нормы, а содержание правопонимания является знание субъектов о праве, о своих правах и обязанностях, а также оценка и отношение к. К естественным правам относятся право на жизнь, честь, достоинство, личную неприкосновенность, свободу передвижения, право на частную собственность, право на насильственное изменение тоталитарной власти и тому подобное. Они признавали эволюцию права, которая по их мнению, осуществлялась автономно и не требовала вмешательства людей, а также утверждали, что какоенибудь право, правовая система не могут функционировать отчуждено от состояния исторического развития общества, национального и культурного духа народа. Взгляды представителей исторической теории права определенной степени совпадали со взглядами сторонников природноправовои доктрины. Кельзеном система права имеет вид пирамиды, на вершине которой находится так называемая основная норма, которая имеет чисто гипотетический характер, является юридическим постулатом, что выводится путем юридического анализа позитивного права. Ниже основной нормы размещается конституция, законы, указы и индивидуальные нормы, которые создают суд и органы управления отношении отдельных правовых ситуаций.

То есть ниже нормы вытекают из высших, чем обеспечивается обязательность правовых норм и их подчиненность. Сторонники этой теории призывают к гибкости права и выступают против четкости правовой терминологии и юридических конструкций. Росс, которые считали источником права правовые переживания и эмоции человека. Правовые явления, по Петражицкого, это особого рода сложные емоцийноинтелектуальни психические процессы, которые осуществляются сфере психики индивида. Но с 1938 года право стало отождествляться с законом, признаваться производным от государства, продуктом ее деятельности, обязательной классовости и ориентации на принуждение праве, отрицание его общесоциальной ценности. Положительным этой теории является то, что она обращает внимание на наличие права определенной социальной базы, его материальную обусловленность, тесная связь права с государством, обоснование положения о возможности обеспечения с помощью права юридического равенства людей. Одну из этих теорий нельзя отрицать, поскольку они характерны для различных правовых школ и раскрывают какойто один аспект такого сложного многомерного социального явления как право. Право системе нормативного регулирования современного российского общества. Естественные права выступают виде идей, представлений, выражаются морали, нравственности, обычаях и юридических нормах.

Право создается применительно к конкретным случаям путем прецедентов, поскольку, согласно мнению приверженцев данной теории, суд ближе к жизни и сталкивающимся интересам. Ведущим моментом правопонимании стал классовый подход, а точнее, интересы господствующего класса, порождающие систему порядок общественных отношений. Его основу может составить учение о естественной справедливости, которое создаст фундамент правотворчества. Если Вы заметили ошибку тексте выделите слово и нажмите Shift. Восстановительная функция направлена на восстановление нарушенного права, прежнего. Итак, правовые запреты, обязывания и санкции следует расцени­вать как обеспечивающие режим всеобщей сво­боды, равной для всех, кто признается субъектом права.

Так на­зываемое позитивное право – это пра­вовые законы и другие официальные юридические акты. Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации человеческих отношений их развитием от первобытной, общиннородовой организации людей к современной, государственноправовой. Абсолютный принцип, распространяемый на все без исключения нормы права для всех субъектов. Все это свидетельствует о том, что координация имеет юридическивластный характер как во взаимоотношениях между вышестоящими и нижестоящими субъектами исполнительной власти, так и между несоподчиненными исполнительными органами. Различаются следующие основные формы источники права правовой обычай, юридический прецедент судебная практика, нормативноправовой.

Практическое правопонимание – это существующее общественном правосознании и правовой культуре правовидение и правочуствование, характеризующееся ценностным отношением к праву. Правовые нормы сообразно специфике регулируемых общественных отношений могут объединяться определенные правовые комплексы – институты, отрасли, подотрасли. Закрепление нормативных актов прав и обязанностей и способа их возникновения у участников общественных отношений. Характерен для блока отраслей публичного права, где превалирует отношение власти и подчинения Диспозитивный – метод, характеризующийся предоставлением субъектам известной возможности выбора вариантов поведения рамках закона, использованием норм дозволений. Для социологического типа характерно понимание права, как эмпирического явления, которое нужно искать не норме права или психике человека, а реальной жизни. И тогда позитивное право можно будет назвать юридическим, которое наиболее совершенное выражение находит юридическом законе.

На самом верху пирамиды находится основная норма, принятая законодателем. Каждая норма пирамиде вытекает из нормы, занимающей более высокую по сравнению с ней ступень. Само право рассматривается как возведенная закон воля экономически и политически господствующего класса 69. Судьи наделялись правотворческой функцией, поскольку они применяли законы на практике. В книге предпринимается попытка рассмотреть право качестве двуединого феномена, поразному проявляющегося и воспринимающегося условиях объективной и субъективной реальности. При этом устанавливается прямая зависимость конкретного типа правопонимания от данных условий, а соответственно проявлений права объективной реальности и его последующего восприятия субъектом правопонимания.

Отсюда вывод – восприятие права применительно к данному определению является на самом деле второстепенным признаком и, следовательно, рассматриваемом нами случае без него дефиниция не теряет своей значимости. В результате акта оценки предмет может быть признан либо не ценностью, либо ценностью. На основании данного подхода правопонимание предлагается рассматривать двух аспектах Вопервых, качестве специфического социального процесса научного познания права, его сущности, обосновании, ведущих принципов и признаков. Это предопределяется как юридическим образованием, предполагающим наличие специальных знаний, так и требованием практики глубже разбираться конкретных правовых вопросах. Кезин, – характерно также и то, что ее аргументы открыты для критической проверки любым субъектом, обладающим нормальными способностями, иначе говоря, научные аргументы интерсубъективно проверяемые. Рассматривая первый из обозначенных аспектов – методологический – следует констатировать, что использование разных методов правопознания, как правило, ведет конечном счете к разным результатам Так, использование идеалистической методологии ведет к интерпретации права как некоего порождения человеческого сознания, как явления, способного к существованию вне материального мира. Однако эти понятия и категории, взятые отдельности, не составляют еще ни теории, ни науки, так как этом случае они не обладают достаточной доказательственной силой и не могут выразить конкретной истины. Даже диалектичность природы, юридической формы владения, к тому или иному способу производственной деятельности человека, выступающей созиданием одних вещей продуктов производства и одновременно потреблением массы других вещей, которую ученый упомянул для подтверждения своей правоты, подтвердило лишь богатство категории отношения. Но, как известно, отношение нуждается установлении главного отношения опять же раскрытия сущности, где как раз и происходит схождение или расхождение разных подходов к пониманию права. Норма права обобщенно моделирует желательное с точки зрения его интересов поведение членов общества общественных отношениях определенного предметного вида.

Так, часть ученых сходятся во мнении о необходимости единого понятия права, но при этом допускают возможность и даже необходимость различных его определений. Нередко еще наших работах и устных выступлениях допускается смешение этих двух связанных между собой, но то же время различных вопросов. Без этого дальнейшее изучение способно отклониться от истины, от эмпирически установленных наукой признаков данного явления. Понятие представляет собой мысль, отражающую обобщенной форме явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, качестве которых выступают свойства явлений и отношения между ними. Принадлежность к тому или иному типу правопонимания имеет определяющее значение для любого конкретного учения о праве. Как было отмечено выше, типология правопонимания – это научная классификация При этом по способу построения выделяют два основных вида типологии – эмпирическую и теоретическую.

Применительно к вопросу о типизации правопонимания эти виды типологии могут быть охарактеризованы следующим образом. Так, нравственное видение права важно и для правового воспитания и для развития действующего права. Если право интерпретируется качестве системы обеспечиваемых государством норм, то это так называемый узкий, или нормативный, тип правопонимания. Основой же власти во всех государствах… служат хорошие законы и хорошее войско. Для понятия права не важны предписания норм, главное – нормы установлены или санкционированы государством. Социология права и ее место системе наук о праве Государство и право. Однако многие авторы не делают различий между понятиями правопонимание и концепция правопонимания. В связи с тем, что категории правопонимания и правосознания тесно связаны, по аналогии с видами правосознания можно выделить следующие виды правопонимания зависимости от субъекта, его осуществляющего. Правовые нормы закрепляются преимущественно издаваемых государством предписаниях, законах, поэтому право и есть законы, созданные государством. Субъектом всегда выступает конкретный человек, поэтому правопонимание всегда субъективно, оригинально и может не совпадать у человека, группы лиц или у целых классов.

Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию. Он обнародует законы, издаёт декреты, награждает, формально назначает главу правительства только главу партии или блока партий победившей на выборах, имеет право амнистировать осуждённых, сохраняет за собой представительские функции, имеет право формального утверждения состава кабинета министров, право открыть первое заседание парламента нового созыва. Естественноправовой или юснатурализм переводе с латинского jus – право, natura – природа. Объективное право называют позитивным правом, поскольку оно устанавливается либо санкционируется государством, находится под его защитой и обеспечивается государственным принуждением. Несомненно, вопрос о сущности права имеет не только собственно на­учное, но и важное практическое значение от решения этого воп­роса зависит определение круга юридических источников, кото­рых содержатся нормы права, правильное определение критериев правомерного и противоправного поведения. Они определяют собственно юридические функции права например, регулятивная и охранительная функции права. Современное правопонимание связано прежде всего с двумя распространенными подходами к пониманию права широком философском и узком узконормативном смыслах.

Ведь от понимания права, его сущности зависит подход к пониманию многих правовых и иных социальных явлений, решение очень важных как теоретических, так и практических вопросов жизни общества. Для юридического правопонимания право это не просто произвольное и субъективное властное веление, а нечто объективное и самостоятельное, обладающее своей не зависящий от воли законодателя собственной природой. Присущий и для социологического правопонимания, принцип который выражает его специфику это принцип формального равенства людей их общественных отношениях при этом трактуется как правой синтез триединство всеобщий равной меры, свободы и справедливости. Но эффективность закона должна трактоваться уже не как степень достижения внешних по отношению к праву политических, экономических, идеологических. Право есть результата только правотворческой функцией государства, независимо от экономических и классовых отношений. Но подход к праву как к совокупности норм, изучение норм логических конструкций остается неизменным.

В содержании правовых норм могут выражаться представления о социальной справедливости, желание следовать религиозным, моральным, идеологическим и иным ценностям, идеалам, убеждениям, той или иной научной теории, тем или иным правовым учениям, доктринам. Например, если выбирать социологический подход, который считает, что правовые нормы должны устанавливать непосредственно судьи, исходя, из этого получается, что представители данной школы обосновывают и оправдывают административный и судебный произвол. Как появилось это общественное явление, этот незаменимый современном цивилизованном обществе социальный регулятор?. На сегодняшний день задача науки должна заключаться установлении четкого критерия, который бы позволил отделить подлинное право от произвола и других, переходных к нему форм. В данной работе будут раскрыты основные проблемы определении сущности права и кратко проанализированы основные современные подходы к пониманию права. Канта необходимо отметить, что для постижения сущности права недостаточно знать содержание законодательства разных стран и народов.

Как видно из изложенного, каждое из правопониманий имеет свои основания, потому они существуют одновременно и имеют сторонников. В то время как научной аналогии производится тщательный отбор переносимых свойств и отношений по степени их существенности, а также внутренней связи переносимого признака свойства или отношения с другими признаками, популярной аналогии чаще всего берутся первые попавшиеся свойства и отношения, и поэтому во многих случаях такая аналогия оказывается ошибочной. Даже представление о звуковых волнах зародилось из наблюдения за волнами на поверхности жидкости. Динамизм права проявляется подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений. Таким образом, право обладает целым рядом признаков, которые позволяют его отделять от иных социальных норм, частности, моральных и религиозных. С одной стороны, всегда выступают органы публичного управления, с другой граждане. Все другие права и свободы человека и гражданина проявляются процессе реализации его правоспособности через участие конкретном правоотношении. Функция права выражает наиболее существенные его черты и направлена на решение важнейших задач права. В реальной жизни функции права тесно взаимосвязаны, поскольку каждая из них действует рамках единой системы функций права, а сферы общественной жизни, на которые они воздействуют, также взаимосвязаны, поскольку являются частями целостной системы общества. Поскольку право регулирует волевое поведение людей, о правонарушении можно говорить только тогда, когда от воли человека зависело поступить правомерно или неправомерно, и избран второй вариант ущерб первому.

Кодексом законов о труде предусмотрены такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или перевод на низшую должность на определенный срок, увольнение. Если, скажем, грабеж или разбой караются так же или даже строже, чем убийство, человеческая жизнь приравнивается к имущественной ценности, причем стимулируется убийство потерпевшего с целью избавиться от свидетеля. Неотчуждаемый характер прав и свобод состоит также том, что гражданин не может взять на себя обязательство перед кем бы то ни было не пользоваться своим правом или совокупностью прав. Обладание правами и свободами не означает возможности ничем не ограниченного произвола при их осуществлении или злоупотребления. Думается, нужно обратить особое внимание на то, что раздел о правах человека и гражданина не всегда занимал столь значимое место предыдущих Конституциях нашей страны появился он лишь Конституции 1937 года, да и то, числе последних глав. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах Таким образом, была воспринята общая концепция прав человека, принятая этих международных документах. Оба пакта составили своеобразный международный кодекс прав человека и гражданина, а государстваучастники взяли на себя обязательство принять необходимые законодательные меры по обеспечению предусмотренных пактах прав и свобод. Пятый принцип беспрепятственное осуществление гражданских прав заключается том, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Договором признается согласие двух или нескольких лиц об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей. В имущественные и связанные с ним личные неимущественные отношения качестве самостоятельного, специального элемента включается предпринимательская деятельность.

При этом следует обратить внимание на то, что вновь введенные правила только том случае обязательны для участников ранее заключенных договоров, если обратная сила им придана законом. Так, например, для договоров розничной куплипродажи и бытового обслуживания равной мере обязательным является то, что эти договоры должны быть направлены на удовлетворение соответствующих потребностей. Право собственности это система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещью по усмотрению собственника и его интересах, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц сферу его хозяйственного господства. Трудовой договор соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнить работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, работодатель выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон. Это лицо непосредственно ответственно с одной стороны, перед собственником за результаты деятельности хозяйственной структуры, а с другой перед остальными работниками за соблюдение заранее оговоренных условий и оплаты труда. Нормы предельно допустимых нагрузок подъема и перемещения грузов на работе. Возможность требовать выступает здесь как нечто вторичное, как поддержка осуществления собственных прав свобод.

Поощрительные экологоправовые нормы относятся к правовым нормам, регулирующим функционирование экономического механизма охраны окружающей природной среды. Экологические правоотношения это общественные отношения, возникающие сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права. Однако на пути к такой юриспруденции отличие от России Запад стремится к компромиссу, к готовности признать известную обоснованность альтернативной точки зрения. Такая коммуникация имеет диалогическую форму и рассчитана на взаимное понимание. Хабермаса, следует различать материально организованные отношения, существующие независимо от правового регулирования, подчиненные внутреннему механизму неформального регулирования, и формально организованные впервые возникающие форме правоотношений, не существовавшие ранее качестве отношений жизненного мира. Хабермаса, это юридические нормы, которые не могут быть легитимированы лишь посредством процедуры, например, основные положения конституционного права, принципы уголовного права и уголовного процесса. Однако это освобождение во многом можно назвать лишь внешним основе этих теорий лежали положения марксизма, право попрежнему трактовалось основном с этатистских позиций и вообще рассматривалось как инструментальная категория, нежели как феномен, требующий глубокого теоретического осмысления.

Понятие правовых законов, формулирования законах правовых предписаний. Спиридонова, вряд ли эта задача вообще может быть разрешима при помощи формальнологических средств, которые только и могут быть использованы для разработки традиционных определений. Тогда как вторые, молчаливо отвергая классовость апеллируют к “общечеловеческим” ценностям и интересам или же к “общим и индивидуальным интересам населения страны. Не могут служить достижению этой цели и так называемые “ходячие”, по выражению известного немецкого теоретика права Иеринга, или “наиболее распространенные”. Так, по “Украинской Правде” – важнейшему памятнику древнеукрнаинского права – за убийство княжеского служащего дружинника следовал штраф вира – 80 гривен. Аналогичный вывод можно сделать и отношении других классовых по своему характеру положений и государственноправовых утверждений. Специфические воля и интересы правящих кругов реализуются реальной жизни не только непосредственно, но и посредственно, прикрываясь всеобщей волей и интересами. Маркс, когда писал, подчеркивая объективно обусловленный процесс нормотворчества, что “законодательная власть не создаст закона, она лишь открывает и формулирует. Причем такого рода дискуссии распространяются не только на отечественное, но и на зарубежное государствоведение и правоведение. Все остальные создаются и развиваются различными негосударственными – общественными, партийными и иными органами и организациями.

Последовательно отстаивая мнение о том, чтос высшей исторической точки зрения право и правопорядок являются для государства лишь средством” для решения стоящих перед ним задач, он то же время считал, что “праву присуща тенденция все больше и больше эмансипироваться от своего творца, от государства, тенденция освобождаться от его влияний и выступать против него виде самостоятельной силы, виде правовой идеи. Финансовое право воображает собою совокупность норм, которые регулируют общественные отношения сфере финансовой деятельности. Например, для того чтобы реализовать право на трудоустройство, необходимо официальное решение администрации предприятия, организации о принятии на работу, то есть издание приказа руководителем учреждения о реализации указанных прав. В этом случае компетентный орган арбитраж, суд выносит властное решение, на основании которого принудительном порядке обеспечивается выполнение организацией своих обязательств по договору. На этой стадии правоприменительный орган прежде всего решает вопрос, на основании что нормы должна решаться дело, которое рассматривается. Право различных обществах и конкретных случаях проявляет себя поразному.

В общественном сознании на каждый момент присутствуют все эти типы правопонимания, но какой из них становится господствующим определяет деятельность законодателя, определяет юридическую практику, преобладает общественном сознании, зависит от многих факторов, частности, не столько от научных усилий, от уровня развития науки, сколько от ситуации обществе. Господствующее правопонимание показывает, как представлено права том или ином обществе. Оно свойственно современному нравственному обществу, где сложилось разделение властей, демократия. Правосознание — это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов. Имеет место общая закономерность уровень профессиональной культуры сотрудников милиции, как правило, тем выше, чем ближе они находятся к деятельности, осуществляемой сфере права. Когда люди вступают отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать сво­бодно, не опасаясь неблагоприятных последствий социаль­ном плане.

В этой связи существовали и существуют сейчас и другие взгляды на сущность права. Среди ученых нет единого мнения отношении перечня общеправовых принципов. В этом плане большую роль сыграло учение известного немецкого юриста. Со второй половины 50х годов, когда начали возрождаться прерванные на несколько десятилетий социологические исследования, опыт, накопленный российской юриспруденцией прежние годы вновь оказался востребованным. В последнее десятилетие по мере освоения российской правовой наукой и практикой нового, непозититвистского, правопонимания, основанного на различие права и закона, горизонты социологии права существенно расширяются. На первый план выходят проблемы социальной обусловленности права и легитимности законодательных решений 11. Для себя я сделала вывод, что основная роль, функция права, необходимая каждой стране – это обеспечение гражданам свободы личности, чтобы право взаимодействовало гармонии с обществом, но некоим образом не было мерой принуждения или навязыванием, чьих то интересов.

Исходит из того, что право как и государство имеет Божественное происхождение. В качестве примеров сугубо классового подхода к определению понятия права, можно ссылаться на такое, довольно типичное определение соответствии с которым право рассматривается как совокупность установленных и охраняемых государством норм, выражающих волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса. Однако для того, чтобы практика сказала свое слово и тому или иному определению понятия права был вынесен оправ дательный или обвинительный приговор, потребуется определенное время. Последовательно отстаивая мнение о том, чтос высшей исторической точки зрения право и правопорядок являются для государства лишь средством для решения стоящих перед ним задач, он то же время считал, что праву присуща тенденция все больше и больше эмансипироваться от своего творца, от государства, тенденция освобождаться от его влияний и выступать против него виде самостоятельной силы, виде правовой идеи. Юридически оно оформляется государственноорганизованном обществе как основной нормативный регулятор обще­ственных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы перво­бытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений.

Оно гарантирует жизнег ные интересы личности, помогает удовлетворению разнообразных требностей людей. Правила социальной солидарности, подчеркивает Дюги, и составляют объективное право, которое не подчинено госу­дарству, но подчиняет себе государство. Нормативистское направление объединяет неоднозначные взгляды на право и его роль общественной жизни, хотя них про сматривается и определенное единство. Впоследствии положение марксизма о классововолевом содержа нии права бьшо перенесено нашей юридической наукой на отечествен ное право. И если Лассаль говорит, что общественная собственность на основные средства производства позволяет производителям обществен­но полезного подукта получать то, что они заработали за вычетом того количества результатов труда, которое идет общественные фон­ды, и это означает царство равенства, то Маркс считает данное утверждение ошибочным. Б рамках историкоматериалистической концепции права таким специфи­ческим Тфинципом признается принцип формальногоравенства.

Соответственно тип правопонимания — это обобщенная идеологизированная модель права, отражающая общие существенные признаки определенного множества конкретных правовых представлений и понятий, которые, свою очередь, соответствуют этой идеологизированной модели как определенному формальному образу. Нормативисты ограничивают задачу юридической науки формальнодогматическим анализом правовой нормы, изучением лишь внешнего ее строения структуры. Иными словами, естественное право — это некий идеальный образ, к которому следует стремиться. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы силу самого факта своего рождения право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым. На самом верху пирамиды находится основная норма, принятая законодателем. Это проявляется том, что случае отклонения поведения субъектов права от норм, предписываемых законом, начинают работать меры государственного воздействия том числе и меры принудительного характера, которые корректируют активность субъектов, направляя ее на точную реализацию юридических предписаний. Право это высокоэффективный инструмент проведения жизнь политики государства, специфическое средство организации и обеспечения его разносторонней деятельности, осуществления задач и функций. Позитивное право можно определить как систему общеобязательных, формально определенных, издаваемых или санкционируемых государством норм, выражающих возведенную закон волю и интересы общества, являющихся властным регулятором общественных отношений и охраняемых от нарушений государственным принуждением. Они либо существуют сознании людей, либо могут быть записаны различных источниках, не имеющих официального характера. На протяжении многих веков не утихали споры ученых по вопросу определения сущности и формулировки понятия право.

В действительности следует признать, что право не существует вне взаимосвязи с психологией общества, людей, которые нем живут. Достоинства и недостатки социологического типа правопонимания Достоинство данного типа правопонимания состоит следующем 1 справедливо отмечается приоритет общественных отношений как содержания над нормой права как формой их выражения 2 придает большое значение изучению эффективности правовых норм и юридической практики 3 посредством данного правопонимания право приобретает конкретность и реализацию на практике, без чего право остается простой декларацией, абстрактными пожеланиями. Соотношение системы права и правовой системы Элементы и структура правовой системы Нормативнорегулятивный компонент. Таким образом, классические типы правопонимания самостоятельно не отвечают современной правовой действительности, а новое правопонимание настоящее время не сложилось. Касательно российской правовой системы можно сказать, что здесь длительное время господствовало нормативное правопонимание, но присутствовали и нравственносоциологические воззрения той или иной форме. Правовые средства запреты, санкции норм права, юридическая ответственность. Объективность принципов права проявляется том, что принципы отражают окружающий человека мир, существующие общественные отношения. Будучи “регулирующей нормой политического общения”, право как отмечал.

Не “растворяются” ли последние первых?. Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового. Как составные моменты принципа формального равенства а поэтому и компоненты правовой формы отношений все элементы данного триединства равная мера, свобода и справедливость рамках развиваемого нами формальноюридического правопонимания носят чисто и последовательно формальный характер. Пытаясь реформировать юриспруденцию с помощью общего языковедения, он даже предлагал вовсе отказаться от слова право и пользоваться вместо него словом закон, поскольку, как утверждал он, реальности нет особого явления право. Кельзеновская норма и вместе с тем форма права — это чистая и пустая форма долженствования, пригодная для придания императивноприказного статуса и характера любому произвольному позитивноправовому содержанию. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне рферы норм дол­женствования, и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Сторонники исторической школы права исходили из многомерно­сти права каждого народа, передаваемого из поколения поколение.

Нормативная теория права, которая сложилась на базе марксистской теории, и которая может быть отнесена к узкому пониманию права исходит из стратного толкование социальной сущности права, а именно классового фонов лумаченняСущность права выражается его классовости Право классовый регулятор общественных отношений, обладающий мощной классовой силаю силою 91 Возникнув результате распада первобытнообщинного строя, появления частной собственности и обусловленных ею классовых противоречий право является важнейшей частью надстройки над экономическим базисом классового сплошь ьства 92 При этом считается, что классовый подход к пониманию сущности права вытекал из знаменитой формулыМанифеста Коммунистической партии\, где авторы, обращаясь к классовых противников утверждают Ва аши идеи сами являются продуктом буржуазных производственных отношений и буржуазных отношений собственности, так же, как ваше право есть лишь возведенная закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего классатя вашого класу. При этом содержание основной идеи естественного права заключается том, что естественные права человека выдвигаются качестве определенного ориентира, своего рода критерия для оценки правового содержания закона писаного права Еще знаменитый оратор и государственный деятель Древнего Рима Марк Туллий Цицерон говорил Несправедливое закон не создает правоСоответственно этот подход к пониманию права является аксиологических оценочным и пр ескрептивним, определяющий, каким должно быть содержание позитивного права При этом, поскольку с точки зрения естественноправовой школы естественное право присуще всем людям и не зависит от государства и позитивного рава, по своей сути право является общесоциальным, то время как закон, не соответствует основам естественного права, может быть воплощением классовых интересов, но этом случае он не является правовым есть право всегда общесоциальную сущностьальну сутність. Однако отдельные направления психологического подхода к праву допускают постановку вопроса о сущности права причем стратному ключи, вспомним теорию М Рейснера опролетарское\, буржуазноеи. Нетрудно увидеть, что из приведенных аспектов понимание социальной ценности права рамках интегративной школы. Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно утверждать, что • понимание социальной сущности права непосредственно не определяется характером правопонимания, но определенный взаимовлияние подходов к толкованию этих категорий \правопониманияисущность права\ имеет место • определение социального назначения и социальной ценности права непосредственно и первую очередь зависит от подхода к пр аворозуминнду до праворозуміння. С точки зрения этого определения кладущего основу деления содержание нормы. Право не только устанавливает границу свободы, оно еще обеспечивает свободу, защищает. Дать понятие чеголибо, том числе и права, это значит назвать его свойства, отличающие его от всех иных явлений окружающей действительности. Принципы права основополагающие правовые идеи, определяющие содержание и направленность правового регулирования. Для юридического правопонимания вопрос что такое право?.

Необходим единый, универсальный поход к предмету теории государства и права, но его выработать невозможно ввиду того, что право — понятие, складывающееся из множества факторов, часть которых меняется. Для сторонников юснатуралистского подхода естественное право его религиозной версии или светской трактовке с позиций философии права, юриспруденции, этики, социальной философии и как единственно подлинное, разумное, нравственное и справедливое право дано самой природой и коренится объективной природе природе бога или человека, физической, духовной или социальной природе, природе вещей и, так и недостатки смешение права с неправовыми явлениями моралью, нравственностью, религией. Право, подразумеваемое либертарным правопониманием, это лишь необходимый правовой минимум, то, без чего нет и не может быть права вообще, том числе и правового закона. О совместимости разных направлений правопонимания и путях поиска общего понятия права 133 Краткие выводы из сравнительного анализа нормативного и широкого понимания права 144 Глава. Вопрос о структуре исходных норм права, не являющихся правилами поведения.

Данный подход к пониманию права как предписанного публичной властью общеобязательного правила поведения, обеспеченного политиковластным принуждением, получил название легистского от слова Lех — закон. По его мнению, правовые начала, так же, как нравственные, коренятся психике человека, его эмоциях. В качестве сущностной характеристика права была названа свобода, но иногда под сущностью права понимают справедливость.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru