8 Понятие о восприятии

Восприятие – это отраженные коре головного мозга предметы и явления окружающего мира, которые данный момент действуют на анализаторы человека. Основные свойства восприятия предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, апперцепция, активность. Наиболее важные особенности восприятия предмет ность, целостность, структурность, константность и осмыс ленность. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с кото рым мы столкнулись реальном мире. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изме нении условий их восприятия. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Восприятие зависит не только от характера раздраже ния, но и от самого субъекта. Огромную роль апперцепции играют знания человека, предшествующий опыт, прошлая практика. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком зада чей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью.

Активность или избирательность восприятия заключается том, что любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия Все свойства восприятия приобретаются нами при жизни прозревшие зрелом возрасте люди так и не могут пользоваться всеми возможностями зрения. Восприятие — это отраженные коре головного мозга предметы и явления окружающего мира, которые данный момент действуют на анализаторы человека. В основе двигательной памяти лежат процессы запоминания, сохранения сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека пространстве. Эмоциональная память состоит запечатлении и сохранении сознании переживаний и чувств. Словеснологическая память на словесные стимулы отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания. Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое. Она приобретается процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

8 Понятие о восприятии

В основе восприятия лежат два вида нервных связей связи, образуемые пределах одного анализатора, и межанализаторные связи. В то же время процессе восприятия речи одновременно с анализом имеет место и синтез, благодаря чему мы воспринимаем не отдельные разрозненные звуки, а слова и фразы. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Формируется ли у лягушки при этом предметный зрительный образ?. Мы обычно определяем предметы не по их виду, а соответствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых виде различных ощущений. Однако, хотя при изменении дистанции наблюдения величина изображения объекта на сетчатке глаза изменяется, его воспринимаемая величина остается почти неизменной. Посмотрите на зрителей театре все лица кажутся нам почти одинаковыми по величине, несмотря на то что изображения лиц, находящихся вдалеке, значительно меньше, чем расположенных близко от. Может быть, этот механизм является врожденным?.

8 Понятие о восприятии

Наконец, еще один пример, свидетельствующий против тезиса о врожденности механизма константности восприятия, наблюдения над ослепшим детстве человеком, у которого зрение было восстановлено операционным путем зрелые годы. Очевидно, объекты, находящиеся внизу, воспринимались им не как удаленные, а как маленькие, что и вызвало ошибку при оценке высоты. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата, следовательно, порождает константность этого образа. Свойство константности обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Восприятие есть активный процесс, использующий информацию для того, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Поэтому естественно, что один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться поразному различными людьми. Одной группе при предъявлении давали первый список названий, а другой группе второй. Для первой группы испытуемых 74 процента воспроизведенных фигур были похожими на объекты, названные первом списке. Для второй группы испытуемых 73 процента воспроизведенных фигур напоминали объекты, названные во втором списке.

8 Понятие о восприятии

Результат выбора определяется предварительным опытом субъекта хорошо знакомые предметы комната не искажает. Когда мы говорили об ощущениях, то подчеркивали, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения, а суть процессов ощущения заключается отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним виде целостных образов. Этот синтез может протекать как пределах одной модальности например, когда мы смотрим кинокартину, происходит объединение отдельных зрительных ощущений целые образы, так и пределах нескольких модальностей воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяя к ним и наши знания о. Однако было бы ошибочным полагать, что такой процесс от относительно простых ощущений к сложному образу восприятия является простым суммированием отдельных ощущений. Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты и непосредственны. Системы восприятия животных, даже самых примитивных, по своим возможностям далеко опережают подобные машины.

Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитикосинтетической работы. В свою очередь, целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков цвет, форма, вес, вкус и основных ведущих признаков с одновременным отвлечением абстракцией от несущественных. Таким образом, восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность данном случае желание. Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется опытах с искажающими очками первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили, пешеходы им кажутся маленькими то же время строители, работающие постоянно на высоте, говорят, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров. Непосредственно контактируя с окружающим миром, человек получает не только информацию об определенных свойствах и качестве тех или иных объектов или явлений через ощущение их, но и сведения о самих объекты как целостные образования. В результате восприятия возникают образы объектов, которые воспринимаются, представление.

Научные знания требуют интеллектуального их восприятия, то есть восприятия содержания, понимание понятий и терминов, выполняемых действий, усиленного действия памяти, внимания, мышления. Восприятие по содержанию это восприятие предметов и явлений пространстве, движении, времени. При моноуральному восприятии звука точность восприятия направлений нарушается. В восприятии пространства важную роль играют аккомодация и конвергенция органа зрения. Эти физические изменения органе зрения связаны с восприятием расстояния и объема предмета. Восприятие движения это отражение изменения положения предметов пространстве.

Узнавание основывается на образовавшихся и закрепленных процессе предшествующего опыта связях между видом предмета и его назначением, том числе и на ассоциациях между отдельными свойствами и особенностями предмета. Помимо ощущений процессе восприятия задействован предыдущий опыт человека, процессы осмысления того, что воспринимается, то есть процесс восприятия включаются психические процессы более высокого уровня, такие как память и мышление. Восприятие не определяется лишь набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, оно представляет собой поиск наилучшего толкования данных. Однако было бы ошибочным полагать, что такой процесс о относительно простых ощущений к сложному образу восприятия является простым суммированием отдельных ощущений. Поэтому восприятие правильнее всего обозначить как воспринимающую перцептивную деятельность субъекта. Предшествующий перцептивный опыт играет большое значение процессе восприятия. Временной порог минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных слюне или воде. Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если познание включено практическое действие.

Различают следующие свойства внимания объем, сосредоточенность концентрация, распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания процессе деятельности. Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, однако эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления и образы. Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве. Механическая память это память, основанная на повторении материала без его осмысления. Третий этап проявляется 68 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. Таким образом, мышление предполагает наличие какихто начальных знаний.

И наоборот люди, прекрасно ориентирующиеся очень сложных практических ситуациях, могут оказаться неспособными решить элементарную теоретическую проблему. Таким образом, эта основная масса 68% и считается людьми со средним интеллектом. Олигофрены отличаются недоразвитостью самых сложных, филогенетически молодых функций психики, мышления и речи, при сохранности эволюционно более древних функций и инстинктов. А если уменьшить или увеличить объект?. Все рассмотренные методы активизации творческих мыслительных возможностей предусматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов воображения. Поэтому плане воображения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины созерцаемого. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить новое сочетание. С практической точки зрения главная функция восприятия заключается обеспечении распознавания объектов По сути, распознавая объекты, мы делаем выводы о множестве скрытых свойств объекта. Одна из гипотез основывается на предположении о том, что данные клетки образуют целые сети. Познакомившись с основными свойствами восприятия, давайте ответим на вопрос, какие основные виды восприятия существуют. Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют различия наблюдательности. Поскольку мы коснулись проблемы наблюдательности, то следует отметить, что существуют различия восприятия по степени преднамеренности. Именно на этом построены встречающиеся детских журналах задачи, которых нужно найти различие между двумя схожими рисунками. Сформировать установку восприятия можно не только используя название предмета или изображения.

Однако бинокулярное зрение не является единственным условием объемного восприятия предмета. Такие очки могут менять местами правую и левую или верхнюю и нижнюю части сетчаточного образа. Фактором, облегчающим переход к правильному видению, во всех случаях являлось очевидное присутствие силы тяжести. Поэтому часто бывает, что об удаленности мы судим по косвенным признакам один предмет закрывает другой, или контуры одного предмета заметны более, чем контуры другого. Естественно, изображения предметов перемещаются по вашей сетчатке, но вы не воспринимаете предметы как движущиеся, — они находятся на месте это явление называется константностью положения. В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной виде предметов, вне нас существующей действительностью. Если мы, например, смотрим на свои руки, причем левая находится 20 см от лица, а правая протянута далеко вперед, то нам всетаки кажется, что их кисти одинакового размера.

В то же время изображение пальцев дальней руки на сетчатке глаза будет составлять только половину величины изображения пальцев ближней руки. Восприятием называется психический процесс отражения предметов или явлений действительности, действующих данный момент на наши органы чувств. Понятие – это форма мышления, которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений. Под этим понимается внутренняя орга­ническая взаимосвязь частей и целого образе. Назначение перцептивной системы состоит не том, чтобы создать образ, максимально точно соответствующий внешнему раздражителю, а том, чтобы обеспечить условия для адаптивного поведения, дать возможность адекватно воспринять состояние среды, внешней по отношению к психике. Так как окружающем мире замкнутые, симметричные контуры обычно ограничивают предметы, то участок поверхности, ограниченный такими контурами, воспринимается как фигура, имеющая характер вещи. Развитие восприятия качественное видоизменение процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта его процесс и результат. К первым относятся ощущение холода, тепла и боли, ко вторым собственно осязательные ощущения прикосновение и давление. Чаще всего, движение предмета мы воспринимаем благодаря тому, что он перемещается на какомто фоне.

Бывают случаи, когда внешние признаки предмета настолько бедны или изменены, что не позволяют сразу опознать. Образ, складывающийся процессе восприятия, пред­полагает взаимодействие нескольких анализаторов. Небольшое число возвратных движений указывает на то, что читатель внимательно следит за смыслом прочитанного и возвращается с тем, чтобы выяснить непонятное. Когда это содержание выделено, начинает осуществляться сличение и идентификация предъявляемого предмета с записанным памяти эталоном. При выполнении разнообразных задач, таких, как чтение, рассматривание неподвижных объектов, поиск, глаза перемещаются саккадически и извлекают информацию только во время фиксационной паузы между скачками.

Мы часто не различаем отдельные звуки иностранного языка, не слышим фальши исполнении музыкального произведения или не видим ее передаче цветовых тонов картин. Определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитикосинтетической деятельности, называемое пространственным анализом. Установлено, что основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов, ни одному из которых не присуща монопольная роль анализе пространственных факторов среды. Если стереоскопе предъявляют два изображения, различия между которыми настолько велики, что не обеспечивают слияния изображений, то возникает своеобразный эффект. Одним из таких сигналов является яркость огней на посадочной полосе известно, что яркие источники света кажутся расположенными ближе, чем тусклые, и достаточно неудачного сочетания световых сигналов, чтобы возникло перевернутое восприятие глубины. Основные свойства внимания 1 Устойчивость внимания Устойчивым мы называем такое внимание, которое способно течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной. Воспитание внимания Мы знаем, что внимание проявляется во всей нашей психической жизни.

Настроения Чувства обычно бывают направлены на какойнибудь объект человек радуется чемуто, грустит о чёмто, сердится на чтото, боится чегото, любит когото. Отличаются же они от навыков следующим навык предполагает лишь уменье совершать автоматизированно Творческая деятельность Творческой деятельностью собственном смысле называется, как мы уже говорили, деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности. Психические свойства личности Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую. При восприятии знакомых предметов стакан, стол узнавание их происходит очень быстро — человеку достаточно объединить дватри воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты, и непосредственны. Константность восприятия формы предметов заключается относительной неизменности ее восприятия при изменении их положения по отношению к линии взора наблюдателя. Строители же постоянно видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров. Действительным источником константности восприятия являются активные действия персептивной системы. Условно выделяют 4 перцептивных действия обнаружение, различение, идентификация, опознание. Так, кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, однако они будут вести себя самым различным образом.

Описано очень много случаев, когда восприятие объекта искажалось под влиянием установки, подобно тому, как это произошло комедии. Оно выступает как точка отсчета, давая начало эгоцентрической системе координат. Закономерности траекторий осмотра предметов формируются при активном взаимодействии зрительных и двигательных компонентов при обучении, обычно раннем детстве, когда с данным предметом человек встречается впервые. Если ее нет, то даже при наличии активного движения воспринимающего органа взаимосвязи между сигналами двигательного и других анализаторов не устанавливаются. Общую закономерность восприятия различных объектов отражает так называемых закон перцепции, предполагающий дихотомию сменяющихся качественно различных уровней образа воспринимаемого объекта. Одним из важных моментов пространственного различения является восприятие направления, котором находятся объекты по отношению к другим объектам или наблюдателю. Пример деформирующего рисунка яркие полосы зебры, благодаря которым с определенного расстояния невозможно выделить контур животного. Одно из самых правдоподобных объяснений ряда иллюзий основано на нашей склонности воспринимать как более крупное то, что находится дальше, с учетом эффекта перспективы.

При этом изображение движущегося объекта остается более или менее неподвижным относительно сетчатки, однако мы всетаки видим движение объекта. Перемещение сетчаточных образов становится сигналом движения лишь том случае, когда человек не получает кинестезических раздражений от движений глаз и головы и ощущает неподвижность собственного тела. Например, было показано, что можно внушить кинозрителям желание потреблять газированные напитки или воздушную кукурузу определенных фирм, показывая неоднократно течение фильма кадр продолжительностью 1 24 секунды, восхваляющий достоинства этих продуктов можно также вызвать у публики большее желание приобретать продукты, рекламе которых скрыты звуковые или зрительные подпороговые сообщения сексуального или угрожающего характера. По мнению многих ученых, речь идет не о какихто уникальных способностях, а скорее об особом развитии обычных возможностей, скрытых каждом из. Французские ученые Жане и Рише еще с 80х годов прошлого столетия пытались выявить связь между экстрасенсорным восприятием и гипнозом, но только 50е годы нашего века исследования этой области стали систематическими благодаря.

Одно из объяснений возможности проявления экстрасенсорных способностей у каждого человека принадлежит Бранду Brand, 1975 и Хонортону Honorton Согласно их теории, любой человек может оптимально осуществить внечувственное восприятие, выполнив одно или несколько из следующих условий нужно расслабиться, отключиться, насколько это возможно, от всяких воздействий образов, впечатлений и внешней деятельности, стараться прийти состояние восприимчивости, открыться навстречу иному мироощущению и хотя бы на миг захотеть ощутить псисостояние. Поэтому спонтанные проявления экстрасенсорного восприятия составляют всего лишь верхушку айсберга. Речь идет о счастливых случаях, которые можно было бы принять за совпадения вы, например, пропустили автобус, так как задержались дома, ожидании следующего автобуса вы вспоминаете одного из своих друзей, которого давно не видели, а потом, садясь следующий автобус, внезапно встречаетесь лицом к лицу с этим самым другом, который, как выясняется, решил этот день поехать автобусом, хотя раньше никогда этого не делал. Исправления перцептивные действия при необходимости их коррекции здесь вносятся сами манипуляции с предметами по ходу выполнения действия. Общим же направлением изменений вследствие изоляции для всех видов восприятия является увеличение чувствительности. Замечено, что условиях естественного сенсорного голодания люди стремятся к творческой деятельности лепят, пишут стихи, рассказы. Однако эту позицию пришлось пересмотреть, когда аналогичные сообщения поступили от многих космонавтов. Формирующиеся процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение.

Серьезное влияние на становление взглядов будущих декабристов оказали идеи западных национальноосвободительных движений русская публицистика и просветительская литература. Таким образом можно выделить следующие важнейшие причины восстания декабристов. Важный момент, на который следует обратить внимание – развитие чувствительности процессе активного использования анализатора. Ощущение восприятие мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение являются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Нагляднообразное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений них, которые человек хочет получить результате своей деятельности преобразующей ситуацию. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только единицей человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия обществе, становится личностью. Личность это человеческий индивид, взятый аспекте его социальных качеств взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения.

Эмоциональная память способность запоминать и воспроизводить чувства. Общая закономерность взаимодействия ощущений такова слабые раздражители одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижают. Особенностью сенсорной организации человека является то, что она складывается прижизненно. Реализация его зависит от обстоятельств жизни и тех усилий, которые приложит человек к их развитию. Тактильная, вибрационная и обонятельная чувствительности становятся этих условиях ведущими развитии личности. Эта же чувствительность является основой творческой деятельности массе других профессий. Этот процесс, характер­ный для восприятия его отличие от ощущений, называется объективацией, то время как результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человечес­ким сознанием предмету, явлению, процессу. Желаете просмотреть часть работы?. Классификация ощущений по месту расположения окружающем мире порождающего их источника энергии. Взаимосвязь и преемственность восприятия и ощущений, их отличие от других познавательных процессов.

Теория цветового зрения, основанная на противоположно направленных антагонистических процессах нервной системе. Зимой же ситуация обстоит совершенно ином направлении дабы скомпенсировать нехватку дневного света и тепла желудок бастует и требует пищи, да побольше, попитательнее. Многие зарубежные клиники предлагают программы обследования, получившие название. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими состав предмета или явления. Процесс восприятия происходит во взаимосвязи с другими психическими процессами личности мышлением мы осознаем объект восприятия, языком называем его словом, чувствами обнаруживаем свое ставят ения к нему, волей сознательным усилием организуем перцептивную деятельность. Сенсорный состав восприятия во многом совпадает с ощущением Специфическим восприятии, отличие от ощущения, является то, что тот или иной аспект зрительного, слухового, тактильного восприятия становится предмет том осознание, понимание его значения для жизненноя.

Карандаш, погружен стакан с водой, кажется нам изогнутым, размер солнца утром и вечером кажется большим по сравнению с тем, как оно воспринимается зените, два одинаковых углы, одинаковых кружочки, од Научно линии кажутся разными среди больших или меньших по размеру изображений таких же предметов. Ощущения находятся нас самих, воспринимаемые свойства предметов локализованы пространстве. Здесь сенсорная информация сопоставляется с хранящимися памяти об­разами, результате чего происходит ее узнавание. При этом, предметы и явления выступают качестве комплексных раздражителей, при обработке вызванного ими возбуждения корковых отделах анализаторов протекают сложные процессы анализа и синтеза. Важную функцию процессе восприятия человека выполняет вторая сигнальная система. Например, слушая мелодию, мы воспринимаем её целиком, а не только последнюю звучащую ноту. Рассмотрим пример иллюзии на основе явления иррадиации полатыни – неправильное излучение светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона.

Восприятие пространства складывается из восприятия формы, величины, расстояния до объектов и расстояния между предметами. Последнее называется социальной перцепцией и является важным профессиональным качеством профессиях системы человек – человек. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по общей психологии. Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой. Восприятие – это отраженные коре головного мозга предметы и явления окружающего мира, которые данный момент действуют на анализаторы человека. Другие психологи вовсе так не считают и не рассматривают все методы психологического.

Осмысленность восприятия указывает на его связь с мышлением, с пониманием сущности предметов. Все сказанное о влиянии на восприятие личностных факторов прошлого опыта, мотивов, целей и задач деятельности, установок, эмоциональных состояний свидетельствует о том, что восприятие – это активный процесс, который зависит не только от свойств и характера раздражителя, но большой степени и от особенностей субъекта восприятия В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, выделяют зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Вопервых, многими авторами подчеркивается несамостоятельность внимания как психического процесса. Согласно его представлениям, возбуждение распределяется по нервной системе неравномерно. Маленький предмет легче выделяется среди больших длительный звук – среди отрывистых, коротких звуков цветной кружок – среди белых. Тот, кто интересуется спортом, обратит внимание на афишу, которой сообщается о спортивном состязании, внимание же музыканта привлечет объявление о концерте Значительную роль играют настроение и эмоциональное состояние человека. К свойствам характерным особенностям внимания относят его концентрацию, распределение, объем, переключение и устойчивость. Многие известные личности могли выполнять несколько видов деятельности одновременно. Тренировка, специальное обучение могут улучшать переключаемость внимания. Это бывает, например, когда новая деятельность неинтересна или когда не осознается ее необходимость.

Она зависит от особенностей материала, степени его трудности, понятности, общего отношения к нему субъекта. Представление – это хранящийся памяти субъективный чувственный образ предыдущих восприятий. Кратковременная память представляет собой механическое запечатление, то время как долговременная предполагает сложную переработку информации, что обеспечивает ее оптимальное, экономичное сохранение. Опора на культурные средства характеризует такую особенность мышления, как его опосредованность. Мышление не просто сопровождается действием или действие – мышлением действие – это первичная форма существования мышления. Противоречия между целью и средствами являются движущей силой процесса мышления. Важной особенностью практического мышления является то, что оно развертывается условиях жесткого дефицита времени и актуального риска.

Оно позволяет обнаруживать предметах сходные, одинаковые или общие свойства и признаки. В единичных суждениях – только к одному Этот ученик плохо выучил урок. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Два этих вида умозаключений тесно связаны друг с другом, сложные процессы рассуждений всегда представляют собой целую цепь умозаключений, которой используются и переплетаются оба вида. Эти выводы основаны на сходстве тех или других случаев какомлибо отношении. Выход из этого положения состоит том, чтобы одновременно развивать у ребенка как критическое, так и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга любом мыслительном акте. В фазе генерации идей людям предлагается проблемная ситуация, нуждающаяся разрешении.

Чтобы преобразовывать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно, представлении. И мышление, и воображение возникают проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основываются на опережающем отражении. Психология личности – это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. Второй – социальная типичность исполняемой роли, ее открытость другим людям.

Обобщая многообразие взглядов на природу и механизмы личностного развития, можно выделить некоторые общие моменты. Они отличаются невысокой гибкостью мышления, мелочны и трудно приспосабливаются к перемене обстановки. Характер обусловлен общественным бытием личности, усвоением социального опыта, формированием определенной системы отношений человека к действительности и самому себе. В него включаются только те свойства, которые выражают отношение человека к основным сторонам жизни и деятельности. Характер проявляется том, что человек делает, и том, как он это делает Когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, то эти оценки могут не только не совпадать, но и быть противоположными по знаку человек может быть выдающейся личностью с достаточно сложным или плохим характером. Характер может проявляться и выборе цели действия, однако когда цель определена, характер выступает больше как средство достижения цели Таким образом, можно сказать, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего он действует. Под Яконцепцией принято понимать динамическую систему представлений человека о самом себе. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Яконцепции, формирующейся процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуальнобиологические детерминанты.

В отличие от ситуативных образов Яконцепция создает у человека ощущение своей самотождественности. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Реактивное образование подразумевает преобразование негативного аффекта позитивный, или наоборот. Анализ деятельности и особенностей ее влияния на психику позволил поиному подойти к исследованию психического. Высший уровень ней – поведенческая, социальнодетерминированная активность личности низший – активность локальных подсистем индивида анализаторных, моторных, гомеостатических. Однако контексте психологического анализа деятельности их четкое различение совершенно необходимо. Если цель остается неизменной, а условия, которых она дается, претерпевают изменения, то меняется именно операционный состав действия.

Подвижность отдельных образующих системы деятельности выражается еще и том, что каждая из них может становиться более дробной или, наоборот, включать себя единицы, прежде относительно самостоятельные. При этом подчеркивается, что интериоризация состоит не простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а формировании самого этого сознания. В то же время, когда говорят о поведении человека, всегда подчеркивают его общественный характер и социальную обусловленность. Таким образом, поведение человека приобретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности. В отличие от целей мотивы актуально не сознаются субъектом момент совершения тех или иных действий мы обычно не отдаем себе отчета мотивах, которые их побуждают. Деятельность не столько толкается изнутри, сколько привлекается извне возможностью удовлетворения. Маслоу является принцип относительного приоритета актуализации мотивов, гласящий, что, прежде чем активируются и начнут определять поведение потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низшего уровня.

Способствуя ориентировке, ознакомлению с чемто новым, более полному и глубокому отражению действительности, интересы обеспечивают направленность личности на осознание целей деятельности. Как человек распознает объекты?. Что формирует личность наследственность или среда?. Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира как зеркало, фотография, или след на песке. При психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, и на ее основе создается психический субъективный по своей природе и идеалистический нематериальный по своей сути образ, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира. Психическое состояние – это относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется повышенной или пониженной активности человека. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек своей повседневной практике. Метод тестов – метод испытаний, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, От других методов тесты отличаются тем, что имеют четкую процедуру сбора и обработки данных, а также психологической интерпретацией полученных результатов. Раздражимость – общее свойство всех живых тел приходить состояние деятельности под влиянием внешних воздействий допсихический уровень На ранней стадии развития живого простейшим организмам пример – инфузориятуфелька нет необходимости различать конкретные предметы для своей жизнедеятельности – раздражимость является достаточной. Скрип ножа по стеклу, запах сероводорода, вкус хины — неприятны, имеют отрицательный эмоциональный.

Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма вторые передают информацию о положении тела простран­стве и о положении опорнодвигательного аппарата, обеспечивают регуляцию на­ших движений наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, мышц. Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств. При­чем свойства могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущений. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый латентный скрытый период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. По его мнению, процесс создания психического образа может быть представлен следующей схемой. Понятия “ощущение” и “восприятие” тесно взаимосвязаны между собой, четкой границы между этими процессами нет – они взаимопереходят друг друга.

Так, по ко­личеству восходов мы можем судить, сколько прошло дней, недель, месяцев Субъективный аспект связан с на­шей личной оценкой проходящих событий, что, свою очередь, зависит от запол­ненности данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru