Законы хамурапи это

Сегодня считается, что Вавилония не была отдельной страной Вавилон это последний всплеск умирающего царства шумеров Первым царем красивейшего и самого загадочного города, как считается, был великий Хаммурапи, который правил 17921750 годах до нашей эры Именно он жесткой рукой объединил разрозненную после очередных смут страну, он же возобновил торговлю, строительство, ужесточил законы, которые позволили продлить предсмертную агонию шумерской цивилизации. Кстати, некоторые считают, что Вавилонская башня была построена именно эту эпоху Другие считают, что она была разрушена задолго до его воцарения. В целом правление Хаммурапи и его свод законов это значимая эпоха истории древнего Шумера. Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социальноэкономического устройства Месопотамии того времени В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью. В то же время, некоторые исследователи отмечают, что из Кодекса Хаммурапи фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности невиновен, пока не доказано обратное В случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона око за око, хотя если социальный статус виновного выше, чем у пострадавшего, наказание значительно мягче.

В настоящее время столб с законами Хаммурапи хранится парижском музее Лувр Точную копию столба можно также увидеть Москве Учебном художественном музее слепков им И В Цветаева филиале Музея изобразительных искусств имени А С Пушкина и Переднеазиатском музее Берлине. Царь Хаммурапи 18101750 гг до известен тем, что за годы своего правления покорил почти всё Междуречье и создал сильное Вавилонское царство Такая держава не могла существовать без единой законодательной базы Поэтому был разработан свод законодательных актов, вошедший историю как законы царя Хаммурапи. Каменная стела спереди и сзади с нанесёнными на неё законами царя Хаммурапи. В данном случае наказания за преступления базировались на принципе талиона То есть мера наказания должна быть точно такой же как преступление Это означает, что если преступник отрубил человеку руку, то, соответственно, и преступнику рубят руку Лишил зрения, значит, и совершившему этот акт вандализма выкалывают глаза. Если обратиться к конкретике, то за ложное обвинение убийстве полагалась смертная казнь За ложное обвинение колдовстве полагались смерть и конфискация недвижимости А вот если обвинение колдовстве подтверждалась, то тогда обвинителю отдавали дом колдуна.

Если на царскую собственность покушался вор, то его ждала смертная казнь В редких случаях он должен был 30кратно возместить стоимость украденного В случае кражи храмового имущества наказанием также являлась смерть А вот если кража осуществлялась вне территории храма овца, корова, свинья, то предусматривалось 30кратное возмещение Смертная казнь назначалась и за похищение рабов. Предусматривались расправы без суда и следствия Если при пожаре доме, принадлежащем человеку, состоящему на службе царском дворце, случалась кража, то вора можно было смело бросать огонь В то время пожары случались часто, а дома стояли на узких улицах впритык друг к другу Поэтому вороватых людей, желающих поживиться на горе других, хватало Отсюда и проистекала жестокость наказания. В операциях с недвижимостью большое внимание уделялось различным видам аренды Если человек брал аренду поле, а урожай не вырастил, так как нерадиво отнёсся к работе, то он должен был отдать хозяину поля столько зерна, сколько смог бы собрать на этом поле Было также такое понятие как кабальная арендная сделка То есть не добровольная, а под нажимом Закон препятствовал подобным злоупотреблениям Арендатор этом случае, собрав урожай, лишь выплачивал свой долг, а весь остальной доход оставлял себе. Если чужое поле потравил скот, то пастух должен был выплатить штраф виде конкретных мер зерна Если же урожай был погублен полностью, то этом случае штрафные санкции возрастали 3 раза. Законы царя Хаммурапи касались и вопросов расторжения браков Если муж находился плену, но доме имелось пропитание, то жена не имела права вступать новый брак А вот если пропитания не было, то женщине давалось право на новое замужество Однако если муж возвращался из плена, то жена должна была вернуться к нему, а вот дети от второго брака оставались с родным отцом. За неосторожное убийство предусматривалась денежная плата серебром Оскорбление мужчиной женщины не являлось наказуемым Но если результате удара у женщины случался выкидыш, то тогда виновный платил денежную компенсацию Если результате удара женщина умирала, то силу вступал божий суд или всё ограничивалось денежной компенсацией Тут всё зависело от социального статуса виновника и его жертвы. Тамкары Тамкар государственный торговый агент купец на царской службе Древнем Вавилоне Он же ростовщик, кредитор. Начинаются законы с пролога, котором говорится о божественном происхождении власти монарха Составлены законы казуистической форме, это совокупность конкретных решений Самая ранняя, примитивная форма изложения правовых норм Нет строгой систематизации. Понятие собственности не разработано, но по существу речь идёт о собственности Земля основное средство производства Она передавалась аренду мелким земледельцам или предоставлялась воинам, тамкарам как награждение за их службу.

Частная собственность на землю хотя и упоминается, но распространения не имеет. Формы собственности дворцовые земли, храмовые земли, общинночастное землевладение частная собственность на землю хотя и существовала, но не была развита. Договор найма имущественного и личного Аренда земли стоила до половины урожая За аренду сада платили даже до двух третьих урожая Если арендатор не мог вовремя выплатить к примеру, изза стихийных бедствий аренду, ему давалась отсрочка на. На частную торговлю были введены ограничения, торговля полностью попала под контроль государства Для контроля торговли царь поставил купцов, которые стали чиновниками. Об ответственности при использовании чужой земли или поля, наказание полагались огромные штрафы и суровое наказание 4288 пункты. Как правильно совершать операции со всяким движимым имуществом, сюда же включался и наем 215282 пункта. Законы устанавливали две основные группы рабовладельцы и рабы В тоже время, социально общество делилось.

Законы Хаммурапи о рабах определяли группу людей вардум Это были рабы, которые вообще не имели прав и они были для своего хозяина только лишь имуществом Интересно то, что если рабу наносили телесные повреждения, то это не было покушением на здоровье или жизнь, а объявлялось как порча имущества Если законы Хаммурапи читать внимательно, то становится ясно, что раб движимое имущество. Единым владельцем всей земли Вавилоне был царь, который выдавал землю аренду воинам и земледельцам И они платили ему за это налог Воины владели землей, имуществом, рабами на правах аренды Но они имели права наследования Поэтому имущество передавалось по наследству, также как и сын, после отца продолжал нести военную службу Воины были особом почете И если воин попадал плен, то, по закону, его обязательно должны выкупить Если не было нужной суммы, то деньги давал или поселковый храм или они были выделены из казны. После рассмотрения мы видим, кого защищали законы царя Хаммурапи В первую очередь законы защищали интересы царя, потому что земля давалась только на правах аренды Храмы полностью подчинялись царю, происхождение которого считалось божественным. Тексты составлены основном казуистической форме Законы не содержат общих принципов, нет системы изложении, хотя известная логика присутствует Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью Законы Хаммурапи отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализаторского элемента. Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных форме двустиший шлок Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся основном главах VIII и IX всего Законах 12 глав Главное Законах Ману закрепление существующего варнового строя Здесь подробно описывается происхождение согласно религиозному учению варн, указывается на наследственнопрофессиональный характер варн определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений. Уголовное право и процесс Уголовное право, представленное Законах Ману, с одной стороны отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется указании на формы вины умысел и неосторожность, на рецедив, на соучастие, на тяжесть преступления зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. Афинское государство возникло на территории Аттики Собственно образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ В результате чего афинское общество было разложено на три социальных группы родовую знать эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей простых земледельцев геоморов и ремесленников демиургов Кроме того значительную часть населения составляли метеки выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные своих политических и экономических правах. Дальнейшее развитие Афинского государства тесно связано с борьбой широких народных масс демоса с господством родовой аристократии, долговым рабством и другими формами закабаления Решающими этапами становлении новых общественных отношений Афинах стали реформы, проведенные архонтами Соленом и Клисфеном.

Основным содержанием реформ Солона начало VI до была отмена долгового рабства сисахфия, а также изменение политической структуры общества В соответствии с новой структурой афинское общество было разделено на 4 категории исходя из имущественного положения граждан пентакосиамедимны пятисотники, всадники, зевгиты и феты Представители первой категории могли занимать любую должность, зевгиты и всадники не могли лишь избираться архонты, феты обладали правом только избирать должностных лиц, но не могли быть избраны. С реформами Клисфена связана дальнейшая демократизация афинского политического строя Было изменено административное деление, основу которого был положен исключительно территориальный принцип Три округа подразделялись на 10 территориальных фил по три триттии каждая Были образованы новые государственные органы совет пятисот и коллегия стратегов. К компетенции народного собрания относились вопросы законодательства, внутренней политики и международных отношений, войны и мира, выборы важнейших должностных лиц и контроль за их деятельностью. Компетенция Совета была довольно обширна Члены Совета собирали народные собрания, готовили заключения по рассматриваемым на этих собраниях вопросам Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, заслушивал их отчеты, том числе и архонтов Под руководством и наблюдением действовал весь финансовый и административный аппарат Афин. Большое внимание памятнике права уделено и такому важному институту гражданского права, как собственность В собственности могло быть как движимое зерно, раб, лодка, оружие драгоценности и, так и недвижимое имущество дом, поле, сад и др Любое посягательство на имущество наказывалось, но тяжесть наказания зависела от формы собственности дворцовое или частное, от вида имущества и многих других обстоятельств, при которых совершено посягательство на имущество.

В Законах Хаммурапи большое внимание уделено такому институту гражданского права, как договор Следует заметить, что силу несовершенства законодательной техники памятнике права нет общего понятия договора, основных условий его законности но, касаясь того или иного вида договора указываются отдельные обязательные условия, которые должны соблюдаться сторонами при его заключении Из анализа статей, посвященных договорам, усматривается, что по способу заключения договоры были и устные ст ст 7, 106, 124, и письменные ст ст. По содержанию Законах Хаммурапи речь идет о договорах куплипродажи ст ст 9, 40 и др, найме лица и имущества ст ст 78, 228, 257, 273, и др, залога ст 114, 115, аренды ст ст 42, 45, 46 и др, хранения ст 124, займа ст ст 48, 50, 51 и др, дарения ст. Устанавливая новую форму заключения брака, законодатель, безусловно, использовал и некоторые положения прежних правовых обычаев, сложившихся сфере брачносемейных отношений Ст 159 предусматривала, что жених при заключении брачного договора должен был принести дом тестя брачный дар родителям невесты и выкуп за нее, а невеста дом жениха приданое. В Законах Хаммурапи можно выделить четыре вида преступлений против личности, против собственности имущества, против семьи семейных устоев и должностные. Должностным преступлениям посвящено небольшое количество статей, которых идет речь о неправомерных действиях судьи ст 5, воинских начальников по отношению к своим подчиненным ст 34, об уклонении воина от участия царском походе путем неявки или отправки вместо себя наемника. Важным элементом состава преступления является субъект преступления которым по Законам Хаммурапи признавался и свободный человек, и раб Классовый характер уголовного права проявлялся том, что при совершении одного и того же преступления, например против личности, раб как субъект права нес бульшую уголовную ответственность Так, по ст 205, если раб человека ударит по щеке коголибо из людей, то должно отрезать ему ухо, к нему применялось телесное членовредительское наказание За подобное преступление к свободному человеку применялось имущественное наказание, размер которого зависел от последствий и от того, кем был потерпевший ст ст 203, 204, и только тогда, когда потерпевший был свободным, но бульшим по положению, чем свободный человекпреступник, то к последнему применялось телесное наказание Можно предполагать, что законодатель XVIII до отличал общий субъект права от специального субъекта права, так как весьма часто использует термины судья, редум, корчемница, врач и т при определении наказания за некоторые преступления предписывалось узнавать занимаемую должность, профессию ст ст 5, 34, 109, 215. Как уже отмечалось, зная субъективную сторону преступления законодатель либо не учитывал ее при назначении наказаний, либо особо выделял именно этот элемент преступления, который и определял вид и форму наказания Так, ст 206 гласит Если человек ударит человека драке и нанесет ему рану, то этот человек должен поклясться Я ударил его не умышленно, а также оплатить врача Именно субъективная сторона принималась во внимание при определении меры ответственности цирюльника за то, что он сбрил с раба знак если умышленно, его должно убить и зарыть его воротах, а если неумышленно, то он должен быть свободным от ответственности ст. Наиболее обстоятельно Законах Хаммурапи отражена объективная сторона преступления действие ударил, украл, обманул, построил и бездействие не схватит, не приведет, место совершения преступления корчма, на земле общины, доме, способ совершения преступного посягательства сделает пролом, последствия причинит вред, повредит глаз, выбьет зуб, выведет за городские ворота Такое многообразие обстоятельств, характеризующих объективную сторону, свидетельствует о том, что преступления древневавилонском обществе были довольно распространенным социальным явлением, и законодатель того времени с целью поддержания стабильного общественного порядка и защиты существовавшего строя с помощью норм права стремится регулировать общественные отношения и наказывать лиц, совершивших неправомерные деяния.

Смертная казнь применялась простой менее мучительной форме и квалифицированной мучительной форме Последняя форма смертной казни осуществлялась различными способами с целью устрашения разорвать его на этом поле с помощью скота ст 157 сжечь ст 157 посадить на кол ст 153. Имущественное наказание было предусмотрено трех формах штраф, возвращение вещи, материальная компенсация за причиненный вред Что касается телесных наказаний, то они применялись по Законам Хаммурапи двух формах болезненное телесное наказание ст 202 ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи и членовредительское телесное наказание ст 193 вырвать глаз, ст 194 отрезать грудь и др Позорящее наказание упомянуто Законах Хаммурапи только одной статье 127 повергнуть перед судьями, а также обрить ему виски Так же редко применялось такое наказание, как отстранение от должности, которое указано только одной ст 5 Судья за совершенное им должностное преступление должен быть поднят со своего судейского кресла и не должен возвращаться и заседать с судьями суде Суровым и применяемым древнее время наказанием было изгнание, которое по Законам Хаммурапи предусматривалось различных формах изгнание из общины, изгнание из поселения и изгнание из дома отца ст ст 154 Таким образом, основные институты уголовного права, исходя из уровня развития древневавилонского общества, государства и правовой мысли, нашли довольно широкое отражение Законах Хаммурапи Реализация норм уголовного права, которому была присуща такая черта, как жестокость, процессе осуществления карательной политики содействовала укреплению существовавшего Древнем Вавилоне государственнополитического режима и правопорядка. Анализ текста Законов Хаммурапи свидетельствует о том, что судебный процесс велся специально назначенными должностными лицами судьями, которые своей деятельности должны были руководствоваться установленными для ведения судебного процесса правилами ст ст 5, 13 Нарушение последних влекло довольно тяжкие последствия для судьи отстранение от должности и уплата штрафа 12кратном размере от цены иска По существовавшей то время идеологии считалось, что суд осуществлялся по воле царя и всегда справедлив К сожалению, не все институты процессуального права нашли отражение Законах Хаммурапи судебные инстанции, стадии процесса, исполнение приговора и др Но сведения, которые имеются памятнике права, позволяют утверждать, что дело могло рассматриваться как несколькими судьями, так и одним судьей, а процесс основном был обвинительносостязательным, который применялся как по большинству уголовных дел, так и по гражданским делам Следует отметить, что процесс целом велся устно, но решения судьи должны были оформляться письменно и скрепляться печатью. Рабы Вавилоне были таким же объектом собственности как и другое имущество Хозяин мог распоряжаться своими рабами продавать их, дарить их передавать по наследству Наем чужого раба древневавилонском обществе рассматривался как наем имущества Плата таком случае поступала его хозяину. Причинение вреда чужому имуществу влекло за собой обязанность возмещения убытков Собственник пропавшей вещи обнаружив ее у другого лица, мог через суд истребовать свою вещь Договор займа предусматривал не только обязанность должника вернуть долг срок, но и уплату процентов При заключении договора куплипродажи составлялся письменный документ, котором указывались предмет куплипродажи, цена, а также другие условия договора По договору хранения хранитель нес ответственность за сохранность вещей Пропавшее при хранении имущество должно было быть возмещено собственнику двойном размере Договор аренды земли заключался на одиндва года Арендатор должен был платить арендную плату или фиксированном заранее размере, или виде определенной части будущего урожая до. Семья Древнем Вавилоне была патриархальной При заключении брака жених уплачивал своему будущему тестю выкупную плату Отец давал дочери приданое, которое поступало распоряжение мужа, после смерти жены оно должно было быть возвращено ее старую семью или передано ее детям При заключении брака требовалось составление письменного договора Имущество умершего переходило к его сыновьям равных долях Дочери при этом получали свою наследственную долю виде необходимого им приданого Дети от рабынь, усыновленные отцом, принимали равное участие дележе наследства. Брак по законам царя Хаммурапи Брак заключался при помощи договора В Вавилоне допускались браки рабов и свободных Дети, рожденные таких браках, признавались свободными Жена занимала семье достаточно высокое положение, но муж все же имел над ней значительную личную власть Мужчина мог жениться на другой женщине, а бывшую жену оставить доме как рабыню Мужчина мог развестись свободно, но для женщины развод был затруднен.

Судопроизводство В вавилонском праве не выделяются различия между гражданским и уголовным процессом Судебные доказательства клятва, свидетельские показания, письменные документы, ордалии испытания водой Законы царя Хаммурапи устанавливают строгую ответственность за лжесвидетельство и безосновательные обвинения на суде. Составленные при Хаммурапи законы не были всеобъемлющим сводом всего современного ему вавилонского права Многое оставалось во власти норм и правил обычного права так, законы даже не упоминают о наказании за простое убийство за обычную кражу за посягательство на религиозные обряды и сфере действия традиционных судов Новыми же законами следовало руководствоваться царским судьям решении тех дел, которые не регулировались обычны правом, и тех случаях, которые выходили за рамки обыденной юстиции, представляли особый интерес для власти и государства Строго говоря, это были не законы общем значении слова, а отдельные или типичные судебные решения, записанные для общего сведения. Свод Хаммурапи составлялся обдуманно и по своеобразной системе Условно его подразделяют на 282 статьи, которые можно объединить несколько тематических разделов Начинает текст законов особое Введение значительной степени повторяющее Введение из Законов ЛипитИштара В нем Хаммурапи перечисляет свои царственные достоинства, призывая поддержку своей власти богов, и подчеркивает цели своих нововведений Дать сиять справедливости стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого доставлять стране благополучие 1й раздел ст 15 заключал общие правила об отправлении правосудия 2й раздел ст 625 правила охраны собственности царя, храмов, общин 3й раздел ст 2641 посвящался охране имуществ, полученных от царя за службу 4й раздел ст 4267 71 операциям с недвижимостью и охране ее от неправомерных посягательств посторонних 5й раздел ст 78 88126 торговым делам и неправомерным действиям, связанным с торговлей 6й раздел ст 127195 семейному праву 7й раздел ст 196214 охватывал правила о наказаниях за телесные повреждения 8й раздел ст 215282 правила об операциях с движимым имуществом и связанных с этим нарушениях. Общими для всех сословий были требования брачносемейных законов Общие условия заключения брака, порядок сопровождавших брак церемоний здесь не регулировались повидимому, этом отношении беспрекословно действовали нормы обычного права Не характеризовались специально и права главы семьи, который рассматривался как собственник всего имущества и самих членов семьи Законы Хаммурапи регулировали более усложненные ситуации брачносемейных отношений. Заключение брака оформлялось договором без которого женщина не рассматривалась качестве жены Договор был, как правило, устным Из литературных памятников известно, что браку сопутствовали особые церемонии и сама процедура заключалась произнесении фраз типа Ты лишь да будешь моим мужем, я же буду твоей женой Письменные договоры употреблялись тогда, когда надо было обговорить некие особые условия Супруги должны были соблюдать браке взаимные обязанности жена хранить верность, муж обеспечивать средства к существованию нельзя было покидать супругу случае, если ее постигнет тяжкая болезнь Нарушение этих обязанностей влекло либо уголовные наказания для женщины, либо имущественную компенсацию со стороны мужа Развод допускался по инициативе и мужа, и жены В случае развода по вине мужа что устанавливал соседский суд бывшей жене полагалась имущественная компенсация, кроме того, она забирала приданое Если же жена станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа, то никакой разводной платы не следовало При особо злостном пренебрежении женщиной своим долгом предписывалось ее бросить воду По общему правилу, брак был моногамным Однако случае злонамеренного поведения жены, длительного бесплодия разрешалось взять дом вторую жену, рабыню или наложницу но не всех разом при этом первая жена могла остаться жить общей семье. Специальный поверенный, тамкар получивший держание царскую землю на условиях отчисления прибыли от торговых операций, выступает как особый субъект целом ряде договоров и сделок Он может заключать договор поручения с торговым агентомшамаллумом, передавая ему деньги для получения торговой прибыли, причем здесь не действовало ограничение о предельном проценте по займу В спорном случае деньги взыскивались вдвое Попытка шамаллума злоупотребить доверием тамкара наказывалась тройным штрафом, но и тамкар аналогичном случае терпел шестикратный убыток Развитие торговых отношений Вавилоне определило специфическое регулирование сферы коммерческого оборота, неожиданное для такой ранней эпохи Специально оговаривались обязанности сторон при постройке и найме корабля с корабельщиком, который отвечал за возможные потери только случае доказанной своей вины Допускалось соглашение о товариществе целях получения прибыли от совместно вложенных денег прибыль или убытки предписывалось делить поровну. Главными источниками Законника были судебные решения самого Хаммурапи и высших судов вообще Смертная казнь упоминается 30 случаях Была она, как правило, мучительной сожжение, утопление, насажение на. Царствование Хаммурапи было также ознаменовано созданием свода законов, названных законами Хаммурапи Свод законов состоит из 282 статей Правда не все они дошли до наших дней Законы Хаммурапи были написаны на каменном столбе, который выставлялся на городской площади, где и совершалось правосудие Кроме того, это позволяло всем подданным фараона ознакомиться с законами, действующими данном государстве. В своде законов нет различия между гражданским и уголовным правом, что весьма характерно для кодификаций древности Кроме того, Законах Хаммурапи о многих преступлениях, государственных например, вообще ничего не сказано Похоже, наказание за эти преступления было столь естественным и очевидным, что законодатель не видел смысла их разъяснении. В Законах Хаммурапи активно используется объективное вменение За совершенное преступление могли отвечать члены семьи преступника.

Очень интересной представляется регламентация семейной жизни, что так характерно для восточных государств Семья Древнего Египта была патриархальной Жена и дети должны были безоговорочно подчиняться мужу и отцу Отец имеет право продать своих детей. Муж не имеет права без согласия жены распоряжаться имуществом жены Интересно, что случае развода жена может забрать свое имущество Анализ некоторых статей Законов Хаммурапи позволяет сделать вывод, что незамужняя и не находящаяся под опекой женщина, например жрица, обладает значительной экономической свободой. Подробно рассмотрев отражённую Законах Хаммурапи систему древневавилонского судопроизводства, можно сделать некоторые выводы и обобщения, касающиеся основных принципов её функционирования Прежде всего к ним относилась коллегиальность состава суда, будь то царского или храмового Процесс носил состязательный характер, причём участники сами выступали от своего имени никаких представителей или защитников не существовало кроме того, все следственнорозыскные мероприятия собирание доказательств по делу, поиск и доставка суд свидетелей должны были производить сами судящиеся стороны В качестве доказательств могли служить письменные документы, свидетельские показания, клятвы перед богами и водные ордалии Основанием для вынесения приговоров судом служил принцип талиона воздаяния равным за равное Решение суда обязательном порядке документировалось и скреплялось печатью Оно не подлежало пересмотру, по крайней мере тем же судом вероятно, оспорить его можно было только высшей инстанции повидимому, эти апелляции принимались царём К таким выводам можно прийти на основании самих Законов Хаммурапи, но для получения более полного и всестороннего представления о древневавилонском судопроизводстве следует обратиться также и к другим правовым источникам этого периода переписке Хаммурапи со своими наместниками и чиновниками и частноправовым документам того времени договорам о заключении различных сделок, отражающим реальную правовую ситуацию. Законы Хаммурапи высечены на черном базальтовом столбе, который качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии XII до Кодекс законов Хаммурапи содержит 282 статьи, но на столбе сохранилось 247 статей, 35 статей были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных Сузах, библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала 669 около 630 г до Ниневии. Одновременно приходилось бороться с засолением почв от насыщенных минеральными солями речных и подпочвенных вод, использовавшихся для орошения, а также от недостатка дождевой влаги, промывающей почву. Во Времена Хаммурапи наблюдалось расширение посевных площадей освоения залежных и целинных земель В значительной степени это достигалось за счет расширения ирригационной сети по всей стране Специальные чиновники обязаны были строго следить за состоянием больших и малых каналов Из документов Мари явствует, что к выполнению ирригационной повинности привлекалось все трудоспособное население от способных до рабов, а за уклонения от неё виновные наказывались вплоть до смертной казни В Законах Хаммурапи четыре статьи специально предусматривают наказания за различные случаи небрежности или невнимательности земледельцаобщинника к оросительным сооружениям на своём участке 53, 54, 55, 56 В случае их прорыва и затопления поля соседей он должен был возместить ущерб, о чём, кстати говорится. В противном случае его имущество и его самого продавали возмещение соседям ущерба. Как уже говорилось, Месопотамии были достаточно неблагоприятные условия для ведения сельского хозяйства и, вследствие этого, земля ценилась очень высоко, вплоть до того, что были установлены специальные наказания за её порчу 42, 43, 44 Например, 43, направленном на арендаторов, говорится.

Одной из отраслей сельского хозяйства Месопотамии было садоводство, а главной выращиваемой культурой садах, судя по Законам Хаммурапи, была финиковая пальма, о которой упоминается пунктах 64 и 66 Причем самым распространённым способом садоводства была сдача хозяином земли или целины другому человеку аренду на определенный срок для создания сада и по истечении этого времени последующий радел результатов труда между арендатором и владельцем земли поровну Правда хозяин выбирал свою долю первым. Если человек даст садоводу поле для насаждения сада, а садовод насадит сад и будет растить сад течение 4х лет, то на пятый год хозяин сада и садовод делят между собой поровну хозяин сада должен выбрать и взять свою долю первым. Скотоводческая отрасль включала себя разведение как мелкого овцы, так и крупного быки рогатого скота Скот передавался для пастьбы специальным пастухам наемным или царским людям, которые несли ответственность за потраву, а также за любой другой ущерб, происшедший стаде по вине пастуха 263 265 и 267 Статьи 244 251 также можно отнести к скотоводству, них, достаточно подробно рассматриваются различные случаи найма скота, а также возмещение убытков связанные с этим наймом, что свою очередь может свидетельствовать о том, что скот являлся достаточно большой ценностью Месопотамии те времена и обладать им мог не всякий, а только достаточно состоятельные люди В то время как обработка земли требовала больших усилий и без помощи животных здесь было бы очень трудно обойтись. Если какойлибо ремесленник возьмет малолетнего воспитанники и научит его своему ремеслу, то он не может быть потребован обратно по суду. Здесь предположительно могла быть такая ситуация отец, допустим, воин, ушел и не вернулся В этой ситуации матери могли отказаться от своих детей, чтобы они выжили, и передать их другому человеку И вот этот ребенок попадает к ремесленнику, а потом возвращается его отец который это время мог быть плену и начинает требовать ребенка назад И здесь все решалось достаточно просто если ремесленник не успел к этому времени передать ремесло забирайте, если успел не вернется, к переняв ремесло, он становился ремесленником и автоматически попадал на царскую службу Он, конечно, же мог встречаться с родителями, но вернуться к ним качестве сына обратно не мог, ведь войны были земледельцами свободное от походов время и не входили число тех, кто принадлежал к царскому или храмовому хозяйству Одновременно с этим существовала другая причина, препятствующая возврату ребенка назад По религиозным представлениям древних вавилонян, если человек за время своей жизни не успел передать ремесло детям и не важно каким родным ли, приемным ли, то его будущей жизни ждали муки голода Поэтому ремесленник естественно и не хотел отказываться от усыновленного ребенка.

Месопотамия сильно зависела от международной торговли, ибо импортировала основные виды сырья металлы, дерево, поделочные кожи и Предметами месопотамского экспорта служили ремесленные изделия, а также, вероятно, хлеб и растительное масло. При этом вавилоняне, видимо, четко различали торговую прибыль и рост по займу Очевидно, что торговая прибыль подсчитывалась после того, как отложат основной капитал и проценты на него Именно поэтому 100 предусматривается подсчет роста на доверенный шамаллуму капитал прежде всего он должен был возвратить тамкару капитал и рост на него Затем уже из чистой прибыли тамкар рассчитывался с шамаллумом Вавилоняне, следовательно, полагали, что деньги, переданные другому лицу, должны любом случае давать рост том числе и деньги, вложенные товарищество Сверх того они могут приносить и прибыль Величина торговой прибыли была, видимо, очень значительной, ибо шамаллум обязан был любом случае вернуть тамкару удвоенный капитал что и говорится 101, минимальная прибыль равнялась 100 процентам, а максимальная, следовательно, могла быть намного выше И лишь том случае, если тамкар предоставлял шамаллуму беспроцентный займ, тот должен был вернуть ему основную сумму даже том случае, если он не получил никакой прибыли 102 Участие торговых операциях, следовательно, было гораздо более выгодным делом, чем просто отдача денег рост Однако оно было вместе с тем и очень рискованным делом, к грабежи торговых людей на дорогах и средь бела дня случались достаточно часто И не случайно поэтому 103 предусматривает снятие с шамаллума всякой ответственности если он по пути сделался жертвой грабежа. Если тамкар даст шамаллуму хлеб, шерсть, масло или любое другое имущество для продажи, то шамаллум должен подсчитать серебро и вернуть тамкару Шамаллум должен получить документ с печатью о серебре, которое он. Карум сложных условиях тогдашней внутренней и внешней торговли мог нормально работать лишь при строгом учете и честности всех партнеров Нарушение доверия здесь рассматривалось как очень тяжкий проступок и каралось соответственно, что и нашло свое отражение параграфах 106 и 107 предусматривающих случаи спора между шамаллумом и тамкаром Так если шамаллум взял у тамкара серебро и затем отпирается получение этого серебра, то тамкар должен был изобличить его перед богом и свидетелями судебные заседания карума происходили храме Шамаша, и шамаллум был обязан вернуть взятое серебро троекратном размере 106 Если же тамкар совершал аналогичный поступок против своего шамаллума, то он подвергался еще более тяжкому наказанию он обязан был вернуть серебро шамаллуму шестикратном размере что говорится. Очень важным моментом является то, что Хаммурапи своих законах учел также различные природные катаклизмы, что можно проследить пунктах 45, 47, 48 Особенно это видно 48, который гласит Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет жатву, или вследствие засухи поле не вырастет хлеба, то он может этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, а также и проценты за этот год он может не отдавать.

Это можно проследить и других статьях, не касающихся арендноростовщических отношений Например, статье 266, гласящей, что пастух не несет ответственности, если падеж загоне произошел по воле бога. Объектом аренды могла быть не только недвижимость, а также любое движимое имущество В статьях 236 239 говорится о найме речных судов для транспортировки различных грузов водным путем Наличие этих статей кодексе, наверное можно объяснить тем, что построить какоенибудь, хотя бы маломальски пригодное судно те времена было делом хлопотным и достаточно дорогим и позволить это себе мог не каждый, но тоже время транспортных средствах для осуществления торговых операций нуждались многие, поэтому суда приходилось нанимать Водный путь, следовательно, был самым оптимальным средством осуществления торговых сделок, ибо статье 239 можно проследить следующее. Если человек наймет корабельщика, он должен давать ему 6 курру хлеба. Если судно, идущее вверх по течению, ударит судно, идущее вниз по течению, и потопит его, то хозяин судна, чье судно было потоплено, должен клятвенно показать перед богом все, что погибло на его судне, и судно, шедшее вниз по течению, должно возместить ему судно и все погибшее у него. Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и без ведома хозяина хлеба возьмет хлеб из житницы или с гумна, то этого человека должно изобличить во взятии им хлеба из житницы или с гумна без ведома хозяина хлеба, и он должен вернуть весь взятый им хлеб, а также теряет все, данное им долг. Если заложник умрет доме взявшего залог от побоев и дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить своего тамкара, если взятый залог сын человека, то должно убить его сына, если он раб человека, он должен отвесить 1 3 мины серебра, а также теряет все, данное им долг.

Законы показывают с несомненностью, что Хаммурапи стремился несколько облегчить положение задолжавшей свободной бедноты и ограничить ростовщичество С одной стороны, это можно рассматривать как мероприятия, предпринятые русле его общей экономической политик с другой же здесь явно прослеживается попытка Хаммурапи, поставившего перед собой задачу прочного объединения страны, расширить свою социальную базу, на которую он мог бы опереться Но также ясно, что его законы о ростовщиках носили половинчатый характер и никак не могли решить вопрос о кабальных займах, который начал вырастать главную проблему эпохи Положения о недействительности заемных сделок на условии процента выше 1 3 основной суммы носили явно утопический характер человек, чья семья и хозяйство гибнут, не станет отказываться от предлагаемого ему займа или доносить на недобросовестного кредитора, если рискует более никогда не получать взаймы К тому же, как уже было сказано, основными ростовщиками были царские чиновники те же тамкары, а также храмы жрицы которых, частности, надитум, будучи богатыми, нередко вели собственную торговлю и также могли заниматься ростовщичеством, и апеллировать от одного бюрократа к другому было бы явно безнадежно Закон об освобождении заложника на четвертый год тоже не решал никаких проблем заложник уходил от кредитора тем же неимущим бедняком, каким к нему попадал, и ему предстояло либо сейчас же вновь идти кабалу, либо прибегнуть к защите царского или храмового хозяйства. Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить его. Но зато имущество мушкенумов охраняется более строго, подобно имуществу храма или дворца, и это не удивительно ведь оно фактически есть составляющая часть имущества самого царя. Если человек украдет либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо ладью, то, если это божье или это дворцовое, он может отдать. В некоторых случаях субъектом права могла быть и женщина, прежде всего если она жрица В отношении имущественных прав жрицы почти ничем не отличались от мужчин Замужняя женщина тоже могла иметь некоторых случаях отдельное от мужа полученное из отцовского дома имущество 150 и обезопасить себя от ответственности за его долги, сделанные до женитьбы 151 Известными имущественными правами пользовалась также и вдова она получала свое приданное и вдовью долю, если муж дал ее ей Если же муж при жизни не оставил супруге вдовьей доли, то она получала из наследства долю, подобную доле одного наследника В любом случае она могла и дальше жить доме своего мужа, правда не могла распоряжаться им, отдавать за серебро Причем ее дети не могли насильно выселить ее из дома 171.

Весьма интересно и важно, что этот период некоторые остатки правоспособности сохраняют также и рабы Так, за оскорбление действием, нанесенное свободному, раб карался только по суду отрезанием уха. Вдова такого раба, если она была свободной, имела право забрать свое приданое и половину совместного нажитого имущества для своих детей 176 Вторая половина отходила к господину умершего раба Характерно, что дети этом именуются не детьми раба, но ее детьми Прочие рабы, видимо не имели и этих скромных привилегий Раб, купленный чужой стране и приведенный затем Вавилонию, подлежал отпуску на свободу без выкупа, если выяснялось, что он сын Страны, вавилонянин Так как свободнорожденный вавилонянин принципе не мог быть обращен навсегда рабство и тем более продан другую страну, то здесь, надо полагать, речь идет о жертвах вражеских набегов В связи с этим возникает один очень интересный вопрос кто же станет покупать за рубежом такого раба себе убыток Однако нужно учесть, что при Хаммурапи вся торговля была подчинена государству и торговые агенты были государственными служащими Таким образом, очевидно, расход за выкуп изза рубежа своих граждан несло государство Из частных писем нам известно, что таких выкупленных поглощало царское хозяйство. Если человек купит поле, сад или дом редума, баирума или приносящего доход, то его табличку должно разбить, а также он теряет свое серебро Поле, сад и дом возвращается их хозяину. И письмах этого времени эта земля часто называется, так же как собственная земля, владением отцовского дома цибит битабим Тем не менее земля эта, а также дом и огород, расположенный на ней, не могли отчуждаться по произволу владельца. Статья 38 Редум, баирум или приносящий доход не может отписывать из поля, сада или дома, связанных с его повинностью, своей жене или дочери, а также отдавать за свой долг. И для работников дворцового хозяйства наши бильтим, которым совершенно запрещались отдача надела за долги и дарение его частей жене и детям 38 и, конечно, также его продажа аналогичном положении находились и наделы воинов. Если редум или баирум, которому приказано выступить царский поход, не пойдет, или, наняв наемника, пошлет его замену себя, то этого редума или баирума должно убить нанятый им может забрать его. Если декум или лубиттум вероятно, десятник и сотник возьмет пожитки редума, причинит вред редуму, отдаст редума наем, предаст на суде более сильному или возьмет себе подарок, который дал редуму царь, то этого декума или лубиттума должно убить. Если редума или баирума, который был уведен плен во время царского похода, выкупит тамкар и доставит его поселение, то если его доме есть чем выкупиться, то он должен выкупить себя сам если его доме нечем выкупиться, он должен быть выкуплен храме своего поселения Если у храма его поселения нечем выкупить его, то его должен выкупить дворец Его поле, сад и дом не должно отдавать на его выкуп.

Служащим царя не возбранялось приобретать частную землю из общинного фонда. При возвращении же война из плена, его жена возвращалась к нему, что сказано 135, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого В этом пункте прямо так и говорится дети следуют за их отцами, что может свидетельствовать о том, что эта женщина могла войти дом другого человека, уже имея собственных детей, и случае возвращения своего мужа из плена эти дети, конечно же, уходили назад вместе с ней, но она не могла забрать с собой детей рожденных от человека, который ее содержал все это время. Но, если этот человек, так сказать, дезертировал, то его жена, после его возвращения назад не должна была возвращается к нему. Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и выдаст ее документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего по суду мать может отдать то, что будет после нее своему сыну, которого любит, брату она не должна отдавать. Как уже упоминалось, целью брака было рождение детей и поэтому случае бездетного брака выход искали усыновлении чужих детей по согласованию с их кровными родителями или найденышей.

Уважаемые посетители, просим обратить внимание, что представленная на сайте информация актуальна на дату опубликования, представлена для ознакомительных целей и не может быть руководством к применению. Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный 1902 году французской археологической экспедицией Сузы древней столице Элемского царства территория современного Ирана Наверху, на лицевой стороне стеллы находился рисунок, изображающий бога солнца Шамаша, вручающего свиток документов знатному человеку царского обличья Это был знаменитый памятник древневосточного рабовладельческого права Законник царя Вавилона Хаммурапи.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru