Законы хаммурапи преступления и наказания статьи

Если строитель построил дом, а он рухнул и результате погиб хозяин, то предается смерти подрядчик ст 229 Если жертвой стал сын хозяина, будет умерщвлен сын строителя Если же задавили насмерть раба хозяина, подрядчик должен отдать своего раба, то есть возместить ущерб Эти статьи устрашали бракоделов Такое же наказание грозило ростовщику, если он дурным обращением довел до смерти сына своего должника, отданного долговую кабалу. Судопроизводство не различается уголовный и гражданский процесс Обвинение поддерживает частное лицо, нет общественного обвинения, штраф полагается потерпевшему и взыскивается по его инициативе. Доказательство клятва, показание свидетелей, ордалия испытание водой, велись судебные протоколы глиняная плитка, которых писали показания сторон, их клятвы, приговор, имена свидетелей Ответчик или истец по приказу судьи брали на себя письменные обязательства передававшиеся противоположной стороне, за невыполнение штраф, а иногда и знак бесчестия Не было норм общих уголовных принципов, но ряд положений свидетельствовал о различном подходе к разным формам вины, соучастию недоносительство, укрывательство В отдельных случаях допускался самосуд вор, крадущий при пожаре или пойманный ночью с поличным мог быть убит без суда Особо опасные для всего общества правонарушения карались смертной казнью как случае умышленного, так и случае неосторожного причинения вреда. Законы Хаммурапи были найдены французской археологической экспедицией 1901 году Сузы Эламе к востоку от Вавилона Эта находка представляла собой чёрный базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью Кодекс законов Хаммурапи содержит 282 статьи. Законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признавались преступными, ничего не говорится Кодексе о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений против личности, имущественные и против семьи.

Названы преступлениями действия, подрывающие отцовскую власть сын, ударивший своего отца, лишается руки. Виды наказания, предусмотренные Законами Хаммурапи, определяются его целью Такой целью является возмездие Поэтому при определении наказания законодатель довольно часто руководствовался принципом талиона наказание есть возмездие за вину, и потому оно должно быть равным преступлению Эта доктрина обычно выражается афоризмом око за око, зуб за зуб Для древних людей это был наиболее логический способ ограничения наказания не больше того, что сделано тебе Выросшее на основе первобытных представлений о справедливости, оно питалось понятным стремлением ослабить врага настолько, насколько он ослабил тебя, твое племя, твой род Прямолинейное применение принципа равным за равное исключает установление субъективной стороны действия, умысла, неосторожности, случайности. Своеобразным выражением талиона Законнике Хаммурапи служило правило, согласно которому всякий ложный обвинитель клеветник должен был нести ответственность той мере, которая грозила обвиненному кто неосновательно обвинил другого убийстве, должен умереть сам Когда по характеру преступления применение принципа равным за равное точном значении было невозможно, прибегали к фикции непослушному рабу отрезали ухо сыну, оскорбившему отца, отрезали язык врачу, сделавшему неудачную операцию, отрезали пальцы и Это называют обыкновенно талионом символическим. Судебный процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии Законы упоминают испытание водой Нормы процессуального права требовали от судей лично исследовать дело Судья не мог изменить свое решение Если он это делал, то платил штраф 12кратном размере к сумме иска и лишался своего места без права судить когдалибо. Вопрос о том, чем был парламент предреволюционной Англии, до сегодняшнего дня остается остро дискуссионным Почти все авторы, писавшие о парламенте, начинают свои рассуждения о нем с изучения этимологии слова parliament и с выяснения истории происхождения этого представительного института Нередко посредством этимологического анализа пытались определить основное предназначение парламента Существовали, как писал У Лэмбард, две точки зрения на проблему появления данного слова английском языке Согласно одной термин parliament возник результате соединения двух латинских слов во множественном числе parium равные и lamentum жалобы, печали и, таким образом, означает место, где люди, равные по статусу, имеют возможность высказать свои жалобы Согласно другой название представительного органа Англии происходит от французских слов parler говорить и ment мнение, что означает собрание людей, соединившихся вместе, чтобы выразить мнение или дать совет Сам У Лэмбард считает вторую точку зрения более правдоподобной и полагает, что термин parliament начал входить английский язык после нормандского завоевания Эд Кок также был сторонником второй точки зрения, полагая, правда, что Англия была знакома с термином парламент еще до прихода нормандов Юрист писал Он называется парламент, поскольку каждый член этого органа обязан искренне и беззлобно выражать мнение parle la ment во имя общей пользы такое же имя носит представительный орган Шотландии и название это употреблялось во времена Эдуарда Исповедника, до завоевания страны Вильгельмом Завоевателем. Английский парламент один из старейших парламентов мира Он возник конце XIII века и с тех пор продолжает функционировать без перерывов на протяжении всей политической истории страны.

Длительный эволюционный путь обусловил характерную для высшего представительного органа страны преемственность Английский парламент удивительный пример сочетания старых и новых форм, их напластований, сосуществования Эта особенность находит отражение во многих сторонах его организации и деятельности. Становление и развитее Британского парламента происходило период с XII по XV. Во второй половине XII века собраниях участвовали уже не только высшие, но и средние вассалы В Великой хартии 1215 года была специально оговорена обязанность короны созывать подобные собрания необходимых случаях В дальнейшем, опираясь на Хартию, сословия повели политическую борьбу за влияние на распределение королевских должностей. Стремление знати поставить только под свой контроль королевскую власть вызвало оппозицию среди более широких кругов рыцарства и горожан Политическим и военным лидером оппозиции выступил выходец из французской знати граф Симон де Монфор один из приближенных короля Генриха III В 1264 году он поднял против монарха восстание и заставил монарха созвать национальную ассамблею с участием представителей городских поселений Де Монфором Лондоне был созван парламент, куда помимо прелатов и знати были приглашены представители от графств и крупных городов Это стало рождением нового учреждения, где были представлены основные сословия Англии. Члены нижней палаты, отличие от лордов, получали денежное довольствие К началу XV века эти выплаты стали традиционными. В XIVXV веках обществе складывается представление и о статусе депутата Это понятие равно касалось членов обеих палат и включало ряд юридических привилегий, прежде всего депутатскую неприкосновенность Последняя, вошедшая практику к началу XV века, подразумевала охрану жизни и имущества депутатов, а также свободу от ареста и то и другое только на время сессии.

Эдуард I был первым королем, который собрал настоящий парламент Парламент Генриха III состоял из одних дворян, и был назван Палатой Лордов Однако, лорды не могли обеспечить королевскую казну достаточным количеством денег, поэтому Эдуард был вынужден облагать лордов, города и торговцев налогами Далеко не все соглашались платить налоги, поэтому Эдуард создал Палату Общин, которую входили менее благородные граждане рыцари, торговцы, небогатые землевладельцы и В 1275 году Эдуард приказал прибыть парламент двух представителей от каждого города и от каждого графства, которые стали невольными представителями своих мест В следующие полтора века после смерти Эдуарда Палата Общин стала решать вопросы дополнительного налогообложения, а также активно участвовала законодательном процессе. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран Под ред З М Черниловского М Юрид лит. Иркутский юридический институт, 1 курс, 2009 год Вопросы Основные памятники права стран Древнего Востока Форма древневосточного права Законы Вавилонского царя Хаммурапи Законы Ману Древней индии Салическая правда источник раннефеодального права Происхождение и юридическая природа Салической правды Преступления. Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни Тексты составлены основном казуистической форме Законы не содержат общих принципов, нет системы изложении, хотя известная логика присутствует Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью Законы Хаммурапи отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализаторского элемента Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия. Брак был действительным только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты Семейные отношения строились на главенстве мужа Законы Хаммурапи признают усыновление детей Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями Преимущественным способом наследования является наследование по закону В качестве наследников выступали дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыниналожницы, если отец признавал их своими. Нарушение контракта наказывалось различными методами, посреди которых было воззвание рабство. В законе тщательно прописано, что происходит с имуществом супругов разных ситуациях семейных отношениях Разрешено было заключать брак свободных людей с рабами Детки, рожденные таком браке, числились свободными. Превалировали моногамные браки Но неких обстоятельствах супруг мог иметь вторую супругу Хотя правовом смысле дама была равна мужчине, семье она находилась угнетенном положении. На исходной стадии становления законодательства, как и других странах с легализованным рабством, наследниками числились обычно сыновья, один из которых обладал ценностью Дочери получали наследие имущество, только когда отпрыской не было Позже детки различного пола получили равные права на наследование Если малыши погибали ранее собственных родителей либо отрешались от наследования, это право переходило к внукам Малыши, которых семья усыновила, имели однообразные наследные права с родными детками.

Исходя из того, что богатство не должно покидать пределы рода, закон наделял правом наследования женатых отпрыской Про замужних дочерей закон умалчивал. К этой категории злодеяний можно отнести убийство предумышленное либо нечаянное Примерами таких злодеяний являются убийство одним из супругов другого, операция доктора, приведшая к погибели, предумышленное нанесение телесных повреждений, словесное оскорбление либо оскорбление действием, инсинуация. Самыми частыми этой категории злодеяний были злодеяния, нарушающие семейные традиции кровосмешение, брачная измена супруги, порочное поведение супруги, изнасилование Сюда же относились злодеяния, связанные с кражей либо заменой малышей, побег супруги от собственного жена, кража дамы, которая замужем. Наказания были очень ожесточенными Гибелью наказывались более 30 видов злодеяний Нечаянное убийство либо убийство по неосторожности тянуло за собой погибель обвиняемого Не считая смертной экзекуции использовались телесные наказания, членовредительство, возмещение имущества кратных размерах, наказание, исходя из равного возмездия принцип талиона, штрафные санкции. Как говорил сам царь, законы были нужны, чтобы более сильные не угнетали слабых, чтобы вдовы и сироты и другие угнетенные получали по справедливости. Для куплипродажи требовался письменный договор При передаче вещи новому собственнику к предмету символически прикасались палочкой Продавать можно было движимое имущество, здания и рабов. В законе подробно прописано, что происходит с имуществом супругов различных ситуациях семейных отношениях Разрешено было заключать брак свободных граждан с рабами Дети, рожденные таком браке, считались свободными. Вдове после смерти мужа возвращалось приданое и подарки, сделанные мужем Она могла жить доме покойного супруга Если умирала мать семейства, приданое, которое за ней было дано, получал не муж, а дети равных долях Все, что имел раб, с его смертью доставалось хозяину.

Особое внимание уделялось охране храмового имущества и собственности царя, карой за попытку похитить которые без всяких условий была смертная казнь Причем стоимость имущества, которое украдено, не имеет значения Так же жестоко карались люди, скупавшие краденое. Несколько иначе формулировалась статья о краже скота, которая, кажется, несколько противоречит наказаниям за преступления, приведенные выше Кража вола, овцы, свиньи или осла наказывается тем, что украденное возвращается тридцатикратном размере Наказание кажется излишне мягким, если не учитывать того, что столь высокий штраф равносилен смертной казни, так как найти чем заплатить штраф, практически невозможно В итоге преступник был вынужден расплачиваться своей головой. Некоторые преступления, связанные с имуществом, согласно законам Хаммурапи, допускали использование самосуда Эти нормы существовали под влиянием обычного права, относящегося к самосуду как к наиболее справедливой мере наказания Похититель, которого удалось схватить на месте преступления помещении, куда он проник через пролом, сделанный им, приговаривался хозяевами к мгновенной казни и закапыванию прямо на месте поимки. Среди имущественных преступлений были ограбления, снятие рабского клейма с раба, порча чужой собственности, уничтожение посевов домашним скотом. Законы Хаммурапи давали ряд привилегий зависимости от социального статуса или пола злоумышленника Аналогичные преступления карались разными наказаниями для раба и свободного человека Хотя чаще всего законы Хаммурапи карали за преступления индивидуально, ряде ситуаций осталась круговая порука пережиток родоплеменных отношений Так, если похитителя не удавалось задержать, община вынуждена была возмещать украденное на территории, где она проживала, имущество. Выдержки из свода, где приведено каждое преступление и наказание по законам Хаммурапи со статьями, можно прочесть ниже. Таким образом, можно сделать вывод, что Законы Хаммурапи преимущественно защищали права господствующего класса рабовладельцев. Приданое и подарки давали будущей жене некоторые гарантии ее материального обеспечения на случай смерти мужа или развода кроме случаев, когда она обвинялась разгульном образе жизни или предосудительном поведении.

Если муж обвинял свою жену прелюбодеянии, но сам факт не был доказан, жена, дав клятву своей непорочности, могла покинуть его и вернуться дом отца ст 131 В качестве другой, весьма суровой альтернативы доказательства своей невинности жена могла подвергнуть себя водной ордалии Утонувшая считалась виновной За безнравственное поведение жену следовало утопить, бросить реку, если она, не дождавшись своего мужа из плена, не хранила своего достояния и вошла дом другого ст 133 или была схвачена, лежащей с другим мужчиной ст 129 Жену за убийство мужа сажали на кол ст 153 Ее могли приговорить к смертной казни, если она при наличии детей от первого брака без разрешения суда вышла замуж вторично. В более привилегированном положении находились жрицы, состоящие при храме Однако там высокие должности получали дочери высокопоставленных родителей Права жриц и других служителей богини любви Иштар сфере имущественных отношений мало чем отличались от прав авилум. Если сын ударил своего отца, ему отрубали пальцы ст 195 Если приемный сын отрекался от своих родителей, которые его вскормили и воспитали, ему отрезали язык Отец мог лишить сына наследства, предварительно получив санкцию суда. Государство и право Законы Хаммурапи выдающийся памятник права Древнего Вавилона, Реферат. Хаммурапи царь Вавилонии, знаменитый политик и полководец XVIIIв до Сохранившиеся законы Хаммурапи ценный памятник древне восточного права, отразивший характерные черты рабовладельческого права. Но запустение было не долговременным Крупные царские хозяйства распались Крестьяне работали теперь на небольших клочках земли, которые были их собственностью Никто не гнал сельских жителей теперь на полевые работы, не отбирал урожай царские амбары и не вел долговых записей на глиняных табличках Хозяева решали сами выращивать ли им ячмень или финиковые пальмы, сами распоряжались урожаем С приходом кочевников амореев Междуречье стало больше коров и овец Государство не подавляло активность крестьян и ремесленников и не отбирало основную часть произведенных ими продуктов или изделии Возникают множество рынков, на которых можно было продать или купить рыбу, финики, зерно, ткани и другие товары, нанять умелого работника Появившиеся излишки продуктов и изделии скупают и продают за пределами страны богатые торговцы тамкары Обратно они провозят основном рабов, так как Междуречье стало не хватать рабочей силы К 1800 году до Междуречье оправилось от последствий разорения и превратилось цветущий, заботливо ухоженный сад Новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению Вавилона, то время как соседние города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости ремесленников и крестьян. Положение меняется при шестом царе Вавилона Хаммурапи, одном из величайших политиков древности Он правил Вавилоном с 1792 по 1750 до Взойдя на трон небольшого царства, расположенного среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тогдашним меркам государства, включавшего себя основную часть Междуречья Продуманная система политических союзов помогла ему разгромить противников причем нередко чужими руками В конце концов, Вавилонский царь расправился со своим главным союзником, царем северного государства Мари, которого звали Зимри Лим. Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла Хаммурапи стал автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками Кодексом Хаммурапи Из этих законов и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хаммурапи управлял страной. При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития Царским и храмовым хозяйством управлял царь С развитием частной собственности на землю происходил упадок общины Земли могли свободно продаваться и сдаваться аренду, передаваться по наследству Каких либо ограничений со стороны общин на подобные сделки не существовало Большую роль земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде поля, сада, еще не освоенной земли. Будучи главой семьи, отец имел сильную власть над детьми он мог продавать детей, отдавать их качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, признаваемых преступными, Законы Хаммурапи не дают Из содержания кодификации выделяются три вида преступлений. К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство, а об умышленном убийстве ничего не говорится Подробно рассматриваются различного рода членовредительства повреждения глаза, зуба, кости Отдельно отмечается причинение побоев. Имущественными преступлениями называют кражу скота, рабов Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж и укрывательство рабов. При определении наказания руководствовались принципом талиона мера за меру, когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему Талион применялся большинстве случаев правонарушений преступивший закон возмещал тот самый ущерб, который он нанёс или только собирался нанести потерпевшему при лжесвидетельстве и ложном доносе, когда ему полагалось понести то наказание, которое грозило бы несправедливо обвинённому. Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны Историки считают, что суды проводились как царском дворце, куда приводили пойманных преступников, так и храмах перед изображениями богов В ведении любого суда находилось рассмотрение широкого спектра дел области гражданского, уголовного, семейного том числе о наследстве, усыновлении, разрешении некоторых случаях повторного брака права Инициатива возбуждении того или иного дела всегда исходила только от одной из заинтересованных сторон, которая должна была выступить суде с обвинением или претензией Судебный процесс носил состязательный характер, причём бремя доказывания целиком лежало именно на заинтересованных сторонах, участниках процесса обвинителе или истце и обвиняемом или ответчике, а также на их свидетелях Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, ордалии испытание водой При рассмотрении многих исков было обязательно наличие свидетелей делах, касающихся уплаты и получения денег или документа с печатью, подтверждающего совершение определённых операций и сделок или определённые отношения при передаче какихлибо ценностей для продажи была обязательна своеобразная расписка с печатью о получении денег при заключении брака обязателен был письменный договор, иначе брак считался недействительным при дарении имущества, том числе между родственниками при гарантиях мужа жене, что она не может быть отдана заложники за его долги о назначении приданого дочерям и вдовьей доли жене о передаче скота пастуху В некоторых случаях требовалось наличие и свидетелей, и документа с печатью при сдаче на хранение денег или имущества Если истец не мог представить суду этих доказательств, то его претензии судом не принимались Особый вид доказательств составляли обращения к божьему суду Речь идёт о клятвах перед богами и ордалиях, состоявших том, что обвиняемый бросался или его бросали реку, и считалось, что его судьба зависит от воли бога реки если он был невиновен, то всплывал, а если виновен тонул то есть бог реки забирал его Клятвы перед богами приносились по множеству поводов это обязан был сделать обвинитель, свидетели, заявитель о пропаже или краже имущества и об имевшей место сдаче его на хранение, а также об уплаченной за товар сумме В ряде случаев обвиняемым уголовном преступлении или ответчикам по гражданским искам было достаточно принести клятву богам, чтобы считаться невиновными и быть свободными от ответственности при неумышленной потере или случайной гибели чужого имущества, доверенного ответчику, а также о сбривании по неведению рабского знака у чужого раба обвинённая мужем, но не уличённая измене жена также должна была поклясться своей невиновности, и была признаваема таковой это же относилось к человеку, обвинённому непреднамеренном убийстве или нанесении раны драке Вполне серьёзно предполагалось, что боги неминуемо поразят смертью клянущегося ложно поэтому принесение такой клятвы считалось ряде случаев достаточным доказательством для оправдания и подтверждения правоты, а отказ принести клятву доказательством справедливости обвинения Описанная выше водная ордалия считалась необходимой нескольких случаях при обвинении чародействе, при обвинении женщины третьим лицом измене мужу, если она не была уличена этом В этих случаях также отказ от ордалии считался равносильным признанию вины.

Однако, речь идёт не о том, что дело принципе не подлежало пересмотру, а только о том, что этого не имел права делать тот же самый судья и суд, которые выносили первоначальное решение и, следовательно, для пересмотра дело должно было направляться вышестоящую инстанцию вероятно, прямо к царю Хотя тексте Законов Хаммурапи нет прямого упоминания того, что царь являлся кассационной или апелляционной инстанцией, одной из статей 129 1 проскальзывает намёк на традиционное царское право помилования если муж пощадит свою прелюбодейкужену, то царь автоматически дарует помилование любовнику кроме того, трудно сомневаться, что царь при желании мог казнить, кого хотел. Естественно, следует учитывать, что Законы Хаммурапи как и вообще любые законы рисуют идеализированную картину, так как реальные общественные отношения отражены них лишь преломлении через правовые взгляды того времени Кроме того, эта картина неполная, потому что писаные законы были рассчитаны, очевидно, только на царские суды и они вовсе не представляют свода всего действовавшего права Тем не менее Законы Хаммурапи, являясь плодом огромной работы по сбору, обобщению и систематизации правовых норм древней Месопотамии, дают достаточно адекватное представление о системе действовавшего тогда судопроизводства. Хаммурапи так и не удалось создать крепкое государство Уже при правлении его сына, Самсуилуны1 Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и ее владения сократились. Значительное развитие Вавилоне получило обязательное право Обязательства возникали 1 из договора 2 из причинения вреда Договор мог быть заключен при наличии сторон, объекта сделки, свидетелей При этом хозяин вещи должен был быть действительным ее собственником и мог гарантировать приобретателя от эквиции, то есть от претензии на данную вещь со стороны третьего лица Кроме того, хозяин вещи должен был предупреждать приобретателя о всех скрытых недостатках объекта сделки Договор оформлялся письменной форме и регистрировался специальным чиновником Ответственность за неисполнение договора была различна Должник отвечал своей личностью или личностью членов своей семьи, которые теряли свободу Нередко неисполнение договора влекло за собой имущественную ответственность, выражавшуюся обязанности возместить ущерб контрагенту трех и даже шестикратном размере. Законы содержали указания о регулировании брачносемейных отношений, которые носили патриархальный характер закрепляли власть домовладыки и неравенство супругов, полное подчинение детей отцу Без заключения договора брак считался недействительным Тесть мог требовать от будущего зятя выкупа за дочь, но и был обязан дать ей приданое В случае смерти мужа, распада семьи не по вине жены ей разрешалось взять свое приданое обратно Если муж изменял жене или без основания обвинял ее неверности, жена могла взять приданое и вернуться к своим родителям В отдельных случаях жена имела право заключать имущественные сделки Но из этого не следует делать вывод, что супруги были равноправны Для мужчины допускалось многоженство Закон признавал возможность усыновления детей от рабыни Домохозяин имел огромную власть над членами семьи, мог заставить их трудиться как рабов, продать рабство, отдать жрицы свою дочь, отсечь сыну пальцы рук, если последний его ударил Брак прекращался со смертью одного из супругов или на основе развода, который был легко осуществим для мужа случае болезни жены или если он уличил последнюю растрате совместного имущества. Наследование по завещанию, связанное с предоставлением наследователю широкой или той или иной степени ограниченной свободы распоряжении наследственным имуществом, приходит Вавилон позднее, связи с дальнейшим развитием товарноденежных отношений. Идеологами господствующего класса усиленно поддерживался культ царя и распространялось учение о божественном происхождении царской власти Однако обожествление личности царя не мешало тому, что дворцовые интриги, перевороты, междоусобицы были древней Индии самыми обычными явлениями По свидетельству древних писателей, царь Магадхи вынужден был каждую ночь менять свою спальню, чтобы сбить с толку возможных заговорщиков.

При царе был совет паришад, состоявший из представителей знатнейших семей рабовладельческой аристократии Паришад имел лишь совещательные функции Для управления большим государством существовал многочисленный и сложный аппарат, обслуживавший царскую канцелярию, налоговое ведомство, военное ведомство, монетный двор, царское хозяйство Высшими должностными лицами были главный мантрин, возглавлявший царскую администрацию, сенапати командующий войсками, пурохшпа главный жрец, дхармадъякша главный авторитет по вопросам судопроизводства и толкования законов, астролог и др Большую роль управлении страной играли тайные осведомители, руководство которыми находилось непосредственно руках царя Царские чиновники получали жалованье либо деньгами, либо, что бывало чаще, натурой. Правовое положение отдельных групп населения Правовые памятники дают яркую картину сословнокастового деления древнего общества Индии, которое приобрело здесь наиболее законченные формы. Формированию варны жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов Особая воинская верхушка, военная аристократия кшатрии начала складываться процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии В эту категорию первоначально входили только арии, но ходе ассимиляции завоеванных племен варна кшатриев пополнялась и местными вождями, главами сильных родовых групп, на что, частности, указывает существование Древней Индии особой категории вратьякшатриев, кшатриев по обету, а не по рождению. С формированием самой многочисленной и эксплуатируемой варны шудр связаны процессы завоевания аборигенных племен, но не меньшую роль играло и развитие социального неравенства внутри самого арийского общества разряд шудр пополнялся представителями не только коренного населения, но и беднейшей части арийской общины, тех ее членов, которые отрабатывали долги, находились услужении, попадали зависимость, иногда и рабскую. В Законах Ману VIII, 415 указаны семь разрядов рабов а соответственно и семь источников рабства захваченный под знаменем военный плен, раб за содержание, рожденный доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, и раб силу наказания Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общепризнанным Древней Индии Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными VIII, 163 и др Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину, равную 20 25 их цены, как при продаже других товаров, сдавали внаем, закладывали и пр Потомство рабыни считалось собственностью хозяина IX, 48 В дхармашастрах одних случаях проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися услужении, других эти различия отсутствуют Слово даса Законах Ману X, 32 одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся услужении Связано это было с тем, что рабство Древней Индии было одной из форм зависимости, но далеко не единственной Здесь широко были представлены многочисленные переходные социальные формы, промежуточные социальные состояния от свободных, но неполноправных беднейших слоев населения к рабам. Формированию государственных земель способствовали арийские завоевания, войны Одна часть земель завоеванных племен по мере укрепления государственной власти и расширения государственной территории непосредственно переходила царские владения сита, судя по Артхашастре, здесь применялся труд рабов и зависимых арендаторов другая очень рано стала передаваться знати, лицам управленческого аппарата виде служилых временных пожалований, кормление Они приобретали право сбора налогов с общин, целых областей, деревень одного или нескольких домохозяйств. Усиление имущественной дифференциации во второй половине 1 тысячелетия до все чаще стало проявляться расхождении варнового статуса и фактически занимаемого человеком места обществе В Законах Ману можно найти упоминание о брахманах, пасущих скот, брахманахремесленниках, актерах, слугах, к которым предписывается относиться как к шудрам. Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скрепленные правом, религией, сдерживали их слияние единую классовую общность Это и создавало особую пестроту сословноклассовой социальной структуры Древней Индии.

В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам сборникам религиозноправовых предписаний Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием Появление дхармашастр связано с социальноклассовым расслоением Первое упоминание о законах Ману относится к 9му веку до Современным исследователям законы Ману известны лишь списках 3го века до. На первый план законах Ману выступает сословноварновое деление общества брахманы, кшатрии, вайшии, шудры неприкасаемые. Налогами облагались некоторые животные, виды деревьев и полезных ископаемых, а также определенный вид дохода С личности налог не взимался Размер налога колебался от 1 5 до. В основе соц деления Древней Индии лежала varnasrama кастовая система Все население делилось на четыре основные группы брахманы жрецы, кшатрии воины, вайшья земледельцы и шудры неприкасаемые Этнически шудры не были арийцами. У женщин совершеннолетие наступало с момента окончательного полового созревания с приобретением способности к деторождению Законы Ману устанавливали также и верхнюю границу дееспособности 70. Также необходимо заметить что юр положение шудры правом не регулировалось, тогда как юр положение раба вполне четко определено Раб, как и римском праве вещь, говорящее орудие Неприкасаемые не были отдельной варной, они вообще находились вне варновой системы Неприкасаемым было запрещено селиться местах обитания дваждырожденных, проходить через поселок арийцев они могли только ночью Хранить пищу разрешалось только разбитой посуде, одеваться только лохмотья По своему юридическому статусу они были приравнены к собакам. В законах регламентируются договоры куплипродажи, займа, дарения, перевозки и др а также общие положения о договоре. Договор куплипродажи был нестабилен и мог быть расторгнут течение 10 дней после заключения сделки без всяких причин.

Государственный строй Афинской республики 54вв до Зарождение системы разделения властей. Высшая исполнительная власть вручалась Совету 500 буле и коллегии стратегов. В Афинах были как частновладельческие, так и государственные рабы Последние находились более привилегированном положении. Вместе с тем законы Драконта ограничивают кровную месть, установив ответственность за убийство не должна распространяться, как прошлые. Драконта не представляют этом отношении исключения из общего правила. Достаточно сказать, что воровства наказывалось, как правило, смертной. Предметом залога служили как движимые, так и недвижимые вещи должника.

Первые, всякого рода ценности, том числе одежда и утварь должника. Для мужа не считалось чемто необыкновенным иметь любовниц и не только. При наличии сыновей дочь по афинскому праву наследницей не являлась Если. Наиболее тяжелыми преступлениями против религии, наказываемыми смертной. От оратора требовалось знание закона по ходу речи он обыкновенно, когда.

По окончании судебного расследования приступали к голосованию Вначале. В целях поддержания единства спартиаты должны были участвовать общественных трапезах сисситиях Одинаковыми были одежда и вооружение воинов Поддержанию единства спартиатов способствовали и установленные Ликургом правила против роскоши Запрещалось спартиатам и торговать, для них вводились тяжелые, неудобные обращении железные монеты. Илоты порабощенные жители Мессении были собственностью государства Они предоставлялись распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им около половины урожая на домашних работах спартиаты использовали рабов из военнопленных Хотя Спарте, как и Афинах, эксплуатация рабского труда стала основой общественного производства, коллективное спартанское рабовладение отличалось от классического рабства Илотия была специфической формой рабства Илоты практически самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся у них частью урожая Их экономическое и социальное положение было близким к положению крепостных крестьян Предполагается, что они имели семью и образовывали какоето подобие общины, являвшейся коллективной собственностью общины спартиатов. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии сотни Всадники составляли центурии конницы, 13 разряды тяжеловооруженной пехоты, 45 разряды легковооруженной пехоты Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию Общее число центурий равнялось 193 Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Наиболее важным этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям центуриатные комиции, где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям. Вторая часть реформ деление свободного населения по территориальному принципу В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен трибы В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие ней, подчинявшиеся ее старосте Он же собирал с них налоги Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания трибутные комиции, которых каждая триба имела один голос Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении организации общественной власти Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия. Завершением борьбы плебеев за равноправие было принятие 287 году до Закона Гортензия, по которому решения плебейских собраний по трибам стали распространяться не только на плебеев и, следовательно, получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний. Общее попечение над культами, надзором за храмами и священными местами и. Известны попытки воссоздания империи Западной Европе период Средневековья, но этих правителей трудно принять за законных наследников Августа и его преемников это были, скорее, политические фикции, однако нельзя не упомянуть о них, ибо они обращались к великой традиции истории человечества. Принципат это исторически самый важный период жизни Римской империи, так сказать, классическая эпоха империи В этот период Римская империя была самой большой территориально и самой сильной державой мира Кроме того, превосходя остальной мир развитием цивилизации, Римская империя распространяла эти материальные и духовные завоевания цивилизации по всем странам вокруг Средиземного моря Наследием этих веков являются великолепные произведения науки и литературы, шедевры изобразительного искусства и архитектуры, оказавшие ни с чем не сравнимое влияние на все последующие поколения европейцев Римская империя Правящие период принципата цезари они же императоры достаточно хорошо известны культурному человечеству благодаря многим ценным источникам той поры. В римском государстве правили четыре великие династии ЮлиевКлавдиев, Флавиев, Антонинов и, наконец, Северов сирийская Почти все представители этих династий выдающиеся личности, не обязательно положительные, но оставившие истории Рима важный след Некоторые из них запомнились прямотаки зловещим обликом, прославились жестокостью и даже какимто изуверским безумием Речь идет о таких персонажах римской истории, как Тиберий и Калигула, Нерон и Домициан, Каракалла и Гелиогабал В благодарной памяти потомков остались выдающиеся правители, умные, справедливые, много сделавшие для блага страны и хозяйственном, и культурном отношении, а также укрепившие военную мощь империи.

Какоето время продолжалась агония умирающего государственного организма, растянувшийся на несколько десятков лет процесс добивания жертвы, когда из живого еще тела вырывались его отдельные органы, отдельные составные части и территории некогда грандиозной державы. Кризис поразил все государство, многочисленные проблемы внутри него и постоянные вторжения извне привели итоге к его ликвидации. Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме центре политической жизни республиканского Рима Знание этих Законов было обязательным, а следовательно, с их принятия стало необходимым светское правовое воспитание образование римских граждан. Основанные на обычае ограничения землепользовании были введены Законами XII таблиц таком виде запрещалось сажать де ревья ближе 59 футов от соседнего участка. Уступка права состояла передаче права собственности на манципируемые и неманципируемые вещи путем мнимого судеб ного спора тоже обрядовой манере, суть которой была уступ ке права Мнимый судебный спор разыгрывался перед претором покупатель делал вид, что вещь, подлежащая отчуждению, принадлежит ему, о чем он торжественно объявлял вслух Отчуждатель на это ничего не возражал, после чего пре тор присуждал вещь приобретателю на правах собственности. Для феодального строя характерно наличие различных социальных прослоек, но основные феодалы, выступающие субъектами права частной или государственной собственности на землю и претендующие на получение соответствующей доли рентыдохода и феодальнозависимые крестьяне, ведущие мелкое хозяйство и вынужденные благодаря существующей системе внеэкономического принуждения отдавать значительную часть полученного ими продукта господствующему классу Различия праве, поэтому не просто классы, а классысословия Сословный строй получил большое развитие Европе на Востоке большей мере кастовые, племенные, национальные деления, которые тоже получили правовое закрепление Правовое положение определялось по принципу иерархии Иерархическисословная структура оказывала воздействие на распределение ренты внутри класса феодалов и на саму политическую организацию и государственное устройство. Образование нового государства сопровождалось развитием недрах франкского общества феодализма, становлением новых отношений собственности и формированием новых классов, практикой широкой раздачи земель родовой аристократии и королевским дружинникам Подаренные земли становились наследственной и свободно отчуждаемой собственностью аллодом Постепенно происходило превращение дружинников феодаловземлевладельцев. К ослаблению власти франкских королей привело, прежде всего, истощение их земельных ресурсов Только на основе новых пожалований, предоставления новых прав землевладельцам, установления новых сеньориальновассальных связей могло произойти это время усиление королевской власти и восстановление единства франкского государства Такую политику и стали проводить Каролинги, фактически правившие страной еще до перехода к ним королевской короны 751 году. Постепенно были ликвидированы местные формы самоуправления традиционные собрания деревень Страна была разбита на округа во главе с королевским чиновником графом Он осуществлял административную, судебную и военную власть во вверенном округе.

С середины VII в эпоху так называемых ленивых королей, знать уже непосредственно берет бразды правления свои руки, отстраняя короля Сначала это делается за счет все большего усиления роли и значения должности майордома, а затем путем прямого смещения короля Ярким примером этому может служить сама смена королевской династии у франков Еще VII своим могуществом, земельным богатством стал выделяться род майордомов Пипинидов Усиление центральной власти привело к провозглашению 751 сына Карла Мартелла, Пипина, королем франков При его сыне Карле 768814 гг, прозванном Великим, франкское королевство достигает своего расцвета. В процессах установления власти крупных землевладельцев над крестьянами Западной Европе огромную роль играла христианская церковь, ставшая сама крупным земельным собственником Оплотом господствующего положения церкви были монастыри, а светской знати укрепленные замки, которые становились вотчинными центрами, местом сбора ренты с крестьян, символом могущества сеньоров. Владелец прекария обладал правом судебной защиты против третьих лиц, но только не отношении землевладельца Прекарий мог быть взят обратно землевладельцем любую минуту По мере того как число подвластных магнату людей прекаристов, коммендируемых росло, он приобретал над ними все большую власть. Государство всемерно содействовало укреплению этой власти В капитулярии 787 года, например, запрещалось комулибо принимать под покровительство людей, оставивших сеньора без его разрешения Постепенно вассальные связи, или отношения зависимости, охватывают всех свободных В 808 году им было предписано идти на войну со своим сеньором либо с графом. Происходят изменения и правовом статусе рабов Ослаблялись, например, строгие запреты на браки рабов со свободными Если по римскому праву свободная женщина за связь с рабом обращалась рабство, а по Салической правде ее можно было безнаказанно убить, то Аламаннская правда давала такой женщине право возражать против рабской работы служанки.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru