Век просвещения век разума

Филантропы люди занимающиеся благотворительностью, помощью нуждающимся. Идеи Просвещения лежат также основе политических свобод и демократии как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности рыночных механизмов капитализма научного метода Начиная с эпохи Просвещения мыслители настаивают на своем праве искать истину, какой бы она ни была и чем бы она ни угрожала общественным устоям, не подвергаясь при этом угрозам быть наказанными за правду. Чезаре Беккариа 1738 1794, Италия Приобрел широкую известность благодаря сочинению О преступлениях и наказаниях. Эдмунд Бёрк 1729 1797, Ирландия, политик и философ, один из ранних основателей прагматизма. Джеймс Бернет 1714 1799, Шотландия, юрист и философ, один из основателей лингвистики. Екатерина Дашкова 1743 1810, Россия, литератор, президент Российской академии. Бернар Ле Бовье де Фонтенель 1657 1757, Франция, ученый и писательпопуляризатор науки. Иоганн Вольфганг фон Гёте 1749 1832, Германия, поэт, философ и естествоиспытатель.

Олимпия де Гуж 1748 1793, Франция, писатель и политический деятель, автор Декларации прав женщины и гражданки 1791, заложившей основы феминизма. Поль Анри Гольбах 1723 1789, Франция, философэнциклопедист, одним из первых объявил себя атеистом. Гуго Коллонтай 1750 1812, Польша, теолог и философ, один из авторов польской конституции. Антуан Лавуазье 1743 1794, Франция, естествоиспытатель, один из основателей современной химии и авторов закона ЛомоносоваЛавуазье. Василий Татищев 1686 1750, Россия, историк, географ, экономист и государственный деятель. Шарль Луи Монтескьё 1689 1755, Франция, философ и правовед, один из авторов теории разделения властей.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона 1890. Эпоха просвещения XVIII век Серия памятных монет Банка России Эпоха Просвещения XVIII век Основная статья Памятные монеты России Содержание 1 Эпоха Просвещения XVIII век 1 1 3 рубля Троицкий собор Википедия. Эпоха просвещения монеты Основная статья Памятные монеты России Серия памятных монет Центрального банка Российской Федерации Эпоха Просвещения XVIII век посвящённая эпохе развития общества, получившей название Эпоха Просвещения Монеты данной серии стали Википедия. Повлияли на формирование европейской литературы господство рационализма Положили начало теории естественного права, теории разделения властей, экономическим идеям свободного рынка Положили начало современной науке, дали новые методы анализа Идеи Просвещения лежат также основе политических свобод и демократии как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности, рыночных механизмов, капитализма, научной картины мира Оказали влияние на французскую буржуазную революцию подготовили ее программу. Выработать у учащихся способность доказывать, обосновывать собственное мнение и личностное отношение к культурному наследию эпохи Просвещения.

Абсолютизм, феодальные порядки, религия, ограничение его свободы, доступ к образованию. При подведении итогов подчеркивается, что для французского Просвещения характерна беспощадная критика церкви, старинных традиций и абсолютной монархии Следует также добавить, что одним из достоинств человека просветители признавали его спо собность к общению, сотрудничеству с другими, участию кол лективной созидательной деятельности. Скажите, пожалуйста, ребята, а кого из просветителей XVII XVIII века вы можете назвать. Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. Писатели, художники, композиторы видели цель творчества гражданском воспитании общества Они обращались к народу Их произведения способствовали формированию нового мировоззрения Прогрессивных деятелей XVIII своим творчеством боровшихся с феодализмом, называли просветителями Просветители были уверены, что народ терпит рабство потому, что его держат невежестве, и надеялись, что просвещение народа, освобождение его сознания от религиозных и классовых предрассудков приведет к торжеству Разума, к установлению царства Свободы, Равенства и Братства на земле Движение просветителей зародилось Англии после событий буржуазной революции Английские просветители видели свой долг закреплении достигнутых революцией побед Они стремились перевоспитать человека духе буржуазных добродетелей Французские просветители отрицали существующий строй, звали к борьбе с ним Их произведения отличались революционной страстностью, идеи и требования воплощались лозунге Свобода, равенство, братство для всех людей Немецкие просветители жили и боролись феодальных государствах, которых еще не созрели условия для революционной ликвидации феодального строя Они звали к объединению, верили грядущее избавление от власти тиранов Но герои их произведений часто погибали неравной схватке с деспотизмом. На смену XVII веку, веку Разума, пришел век XVIII, эпоха Просвещения На базе науки, созданной Ньютоном Декартом, Паскалем и Лейбницем, развитие современной математики и естествознания продолжалось поколением Франклина, Ломоносова, Эйлера, де Бюффона и Аламбера С изданием многочисленных энциклопедий, том числе Энциклопедии Дидро, началась популяризация науки. В конце века дают о себе знать совсем новые направления сентиментализм и романтизм Жизнь искусства это время была активной и достаточно разнообразной Поэтому необходимо отметить новые черты институтов художественной культуры Появляются первые музеи 1743 году Британский музей, 1793 году Конвент открывает Париже Музей искусств Однако основным является становление такого нового явления как художественная критика1 разных странах Европы, но раньше всего Англии и Франции Это свидетельствовало о расширении зрительской аудитории и появлении силу менявшейся системы заказов и реализации произведений определенного отрыва создателей произведений от увеличившейся числе публики Этот отрыв и создал благоприятную почву для появления художественного критика как фигуры, профессионально обращенной и к создателю произведений, и к тем, кто эти произведения воспринимал Проблема художественной 252 критики широко обсуждалась Многие просветители были не только теоретиками, но и яркими критиками Журналы и их активная деятельность как части институтов художественной культуры новая примета XVIII века В 1711 Англии начинает выходить Спектейтор Аддисона, первом номере которого издатель обращается к читателям с рассказом о себе и целях предпринимаемой им работы В значительной степени она была связана с художественной критикой и формированием вкуса читателей Во Франции появляется рукописный журнал энциклопедиста Гримма, котором публиковались просветители, том числе и Дидро С журналами связана деятельность одного из видных деятелей российского Просвещения Н И Новикова В числе институтов художественной культуры следует указать и на роль академий, профессионально готовивших живописцев, скульпторов, архитекторов В это время академии выступали как опора классицизма, официального искусства К существовавшим Европе академиям 1757 году присоединилась созданная России стараниями И И Шувалова Академия художеств Академии сохраняли определенный профессиональный престиж, постепенно порождая то, что будет названо академизмом, что уже XIX веке тормозило развитие нового искусстве В научной литературе XVIII века достаточно широко обсуждались проблемы прекрасного, совершенного, возвышенного Не случайно именно это время было найдено имя эстетика для выделения особую часть философии размышлений о способности человека воспринимать с помощью воображения ценности, не имеющие для него прямого практического или познавательного значения. Классицизм же не только не сдал своих позиций, но и приобрел новый облик Это был не тот, упорядочивающий мир, прославляющий гражданское служение государственной идее классицизм прошлого века, а просветительский классицизм, увидевший противоречия между обществом и личностью, а точнее, между монархией и свободой человека Гражданственность героев просветительского классицизма заключалась служении справедливости, противопоставленной тиранической власти Чтобы не быть слишком буквально понятыми, многие авторы выносили действие своих произведений на Восток, рисуя восточных деспотов и героев, способных противостоять им Такова самая известная из трагедий Вольтера Заира В ней Вольтер сталкивает судьбы людей различных религий, различных моральных принципов, различного понимания долга, совести, справедливости и любви Один из героев, Оросман мусульманин, почитающий все положения ислама но он не становится фанатиком, все его порывы человечны, независимо от того, на кого они направлены Он, например, отпускает христианского пленника на родину за выкупом, освобождает не десять, а сто пленников, движимый чувством справедливости Его возлюбленная Заира несет себе то, что Вольтер называет сердечным здравым смыслом, она чувствительна, нежна и предана своей любви Вольтер показывает, что только фанатизм, как христианский, так и мусульманский, ведет к гибели героиню.

Все большее место искусстве эпохи Просвещения начинает занимать реализм В отличие от других художественных направлений его целью становится аналитический взгляд на мир Этот взгляд XVIII веке постепенно пробивается из стремления увидеть человека единстве разума и чувств, из обильной дидактической поучающей литературы, из критического отношения ко многим реалиям жизни Многообразие сатиры, среди которой особое место занимает Путешествие Гулливера Джонатана Свифта 1667 1745, критикует свой век с позиций рационализма, но уже позволяет проследить глубокие сущностные проблемы времени Это и отношение власти к народу, и религиозные распри, и многообразие характеров, дающих картину нравов Хотя Свифт считает, что наш век достоин лишь сатиры, хотя его Путешествии лишь гуингнгнмы лошади оказываются достойными просветительского представления о добре и справедливости, он не теряет надежды на лучшее и со всей страстью просветителя утверждает всякий, кто сумеет вместо одного колоса или одного стебля травы вырастить на том же поле два, окажет человечеству и своей родине большую услугу, чем все политики, взятые вместе 269, с 211 Позже Вольтер призовет каждого возделывать свой сад Так литература, стремясь обнаружить и показать самые опасные, с точки зрения авторов, пороки общества, совершает дело просвещения читающей публики, показывает ей тот путь, который должен привести мир к благоденствию. Внимательный и пристальный взгляд испанского художника Ф Гойи 1746 1828 оставил миру множество портретов, предлагающих блестящую характеристику каждого персонажа, а гравюры серии Капричос сатирическую картину человеческих пороков Реализм этого времени создает и образ нового героя, человекаборца, способного противостоять невзгодам, защищать истину и справедливость Таковы Робинзон Крузо, Фигаро или Фауст Реализм оказал огромное влияние на развитие романа, котором стало возможным через множество героев и ситуаций полнее передать идеи своего времени. Сатирические и реалистические традиции романа продолжила поэзия, особенно творчестве Роберта Бёрнса, внесшего нее искреннюю непосредственность народного стиха, песенность и лиричность и одновременно с этим страстную веру лучшее будущее людей. В это время идеи гуманизма легли основу дальнейшего развития науки, общественной мысли, литературы и искусства На их основе развивалось Просвещение идейное течение, настаивавшее на решающей роли разума и науки познании естественного порядка, соответствующего подлинной природе человека и общества запись тетради. Эпоха Просвещения это эпоха духовного развития европейского общества 1718вв.

Как видим, этих разных людей объединяла способность критически мыслить по поводу существующих порядков Они затронули все сферы жизни общества экономику, политику, культуру, общественные отношения Считая феодальные порядки неразумными, эти вольнодумцы посчитали необходимым заменить их разумными, основанными на естественных правах человека свободе, равенстве, собственности Просветители исходили из того, что первую очередь просвещение и воспитание может привести к изменению существующих порядков Многие деятели эпохи просвещения возлагали свои надежды на просвещенного монаха Который был бы состоянии реализовать их идеи на практике Прекрасными примерами этом смысле является переписка Вольтера и Дидро с Екатериной II, дружба Вольтера с прусским королем Фридрихом II Политику просвещенного абсолютизма проводила и австрийская императрица МарияТерезия. В истории нового времени просвещению принадлежит очень важное место Просвещение является естественным продолжением гуманизма XIVXV. Познание окружающего мира провозглашалось делом разума, науки и опыта Носителей этих взглядов называют просветителями, а период к 17к 18 вв веком Просвещения. Требовали равенство всех перед законом, неприкосновенности собственности, невмешательство церкви светскую жизнь, свободы печати, справедливых налогов, поддержки науки и техники. Горячо выступал за свободу личности Свобода есть право делать все, что дозволено законом. Идеи свободы, равенства, права собственности Роль создателя разумного общества отводил просвещенному монарху. Восемнадцатый век истории христианства это век дальнейшего развития пиетизма, приведшего конце концов к образованию так называемой Братской общины Гернгуте Саксонии и через нее оказавшего свое влияние на великое множество христиан во всем мире Пиетизм восемнадцатого века породил так называемую языческую миссию, то есть проповедь Евангелия языческим народам. Наконец, восемнадцатый век, как век называемого Просвещения, наложил свою печать и на богословие, породив восемнадцатом веке новое богословие, богословие модернизма, богословие рационализма. В 1722 году Цинцендорф приобретает широкую известность преследуемым Моравии и Богемии так называемым моравскими или чешским братьям он предоставляет для поселения свое имение, расположенное у подножия горы Гутберг Саксонии. Поселившись здесь, моравские братья с необычайным прилежанием принялись за устройство своей новой жизни на чужбине, и вскоре здесь образовалась самая цветущая не только земледельческом, но и духовном смысле община, получившая название братской общины Гернгут.

Гернгутеры были пламенными христианами, и их христианство хорошо выражено словах одной из песен Цинцендорфа У меня одна лишь только страсть, и это Он, лишь. Словом, путь к язычникам, которым шли за двести лет до гернгутеров миссионерыиезуиты, стал теперь путем протестантских миссионеров, вестников Евангелия Братской общины. Введение лютеранских и кальвинистских церквах так называемой конфирмации было также делом пиетистов. Но главное значение пиетизма заключается том, что он оказал самое мощное сопротивление идеям нового, то есть рационалистического богословия, хлынувшим потоком церкви восемнадцатого века Пиетизм всегда и везде высоко держал знамя старого апостольского богословия богословия Крови Христа и Огня Святого Духа. Преемником Цинцендорфа по руководству Братской общиной Гернгуте стал Август Готлиб Шпангенберг 1704 1792 В годы его деятельности Братская община вышла из официальной лютеранской церкви и стала самостоятельной церковью. Просвещение это большое движение, которое возникло не только помимо церкви, но даже и против церкви Это движение начертало на своем знамени Человеческий разум единственное мерило всякого познания Если гуманизм сделал человека средоточием всего, то Просвещение сделало средоточием всего разум человека Эта идея нашла для себя подготовленную почву умах и сердцах людей того времени Замечательные открытия доказали силу человеческого разума Астроном Иоганн Кеплер открыл законы движения планет Физик Галилео Галилей установил основы механики и создал первый телескоп Ученый Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения Возникали все новые и новые отрасли знания, и человеческий разум одерживал победу за победой. Но вот среди всех голосов, раздававшихся честь всесильного разума, прозвучал голос знаменитого философа XVIII века Иммануила Канта, который своей критикой чистого разума старался доказать, что при всем могуществе человеческого разума все же им нельзя постигнуть вещи себе. Влияние Просвещения католической церкви проявилось также том, что ее духовенство стало терпимее относиться к протестантизму, и к концу восемнадцатого века не редкостью был Германии обмен богослужениях католическими и протестантскими проповедниками Но Рим скоро спохватился и положил конец такой веротерпимости Все же надо сказать, что под влиянием острой критики Просвещения, всесильный некогда орден иезуитов значительно утратил свой авторитет, и некоторых странах, как, например, во Франции и Португалии, а также Латинской Америке, иезуиты подвергались даже преследованиям Дело дошло до того, что папа Климент XIV 1773 году был вынужден даже закрыть орден иезуитов Только двух странах он еще сохранил свободу для своей деятельности это цитадели папства Италии и, как это ни странно, протестантской Пруссии, где это время правил веротерпимый король Фридрих Великий, которому принадлежат известные слова В моей стране каждый может спасаться по своему фасону. Что же касается протестантизма, то его контроверза дискуссия с Просвещением достигала больших размеров Но как же протекала дискуссия протестантизма с Просвещением Ее результатом было не обращение просвещенцев к вере, а наоборот сильное развитие духовного индифферентизма равнодушия среди верующих протестантских церквей Словно холодный циклон, врывался дух рационализма лютеранские и кальвинистские церкви, оставляя за собой снежный покров сердцах верующих.

Критика началась с книг Нового Завета, и богословы модернисты из 14 посланий апостола Павла оставили, конце концов, без вопросительного знака только четыре послания, а именно послание к Римлянам, два послания к Коринфянам и послание к Галатам От остальных посланий апостола Павла они, как им казалось, не оставили камня на камне Так новое, рационалистическое богословие подтачивало веру христиан восемнадцатого века. Новое богословие распространялось, подобно пожару, по всем богословским факультетам университетов Европы Богословский модернизм начал отрицать богодухновенность всей Библии, оставив силе лишь богословие разума, то есть оставив Библии лишь то, что понятно разуму Это модернистское богословие продолжает не только существовать, но и господствовать сегодня во многих университетах и богословских колледжах мира. Рационализм богословии и церкви привел к тому, что проповеди превратились учение о морали Церковные песни перестали быть песнями о Христе, о Его смерти и воскресении, а превратились песни о красотах природы и человеческих добродетелях Результатом всего этого было то, что духовная смерть охватила большую часть христианства Проповедь об одной только морали довела церкви до безлюдия, и величественные соборы и храмы блистали пустыми скамьями. Это три имени Джон Веслей, Чарльз Веслей и Джордж Уайтфильд Все трое родились начале восемнадцатого века, все трое с глубокой печалью наблюдали, как умирала духовно церковь. Джон и Чарльз Веслей два родных брата были студентами Оксфордского университета, и там они создали небольшой студенческий кружок пиетистского характера, целью которого было достижение истинного благочестия Это было 1729 году Кружок занимался изучением Библии, совместной молитвой и взаимным назиданием Недруги подсмеивались над этим кружком и называли его шутку святым клубом Благодаря некоторой методичности достижении благочестия, члены кружка Веслея получили также прозвище методистов И это название вначале как насмешка стало впоследствии почетным названием для миллионов христиан, образующих ныне методическую церковь В 1732 году к кружку Веслея примкнул и Джордж Уайтфильд В 1735 году Джон и Чарльз Веслей направились Америку для проповеди Евангелия языческим племенам индейцев Во время путешествия у них состоялось знакомство с гернгутеровскими миссионерами во время страшного шторма, разразившегося океане, братья Веслей были поражены их удивительному спокойствию и упованию на Бога момент воцарившегося среди пассажиров смятения и отчаяния. В Америке братья Веслей имели мало успеха, и великом разочаровании вернулись на родину Здесь они снова встретили одного гернгутеровского проповедника, по имени Петр Белер, который указал обоим братьям путь к решительному обращению ко Христу, как это практиковалось Братской общине гернгутеров результатом этого было то, что 24 мая 1738 года Джон Веслей пережил свое сознательное обращение ко Христу. Деятельность Джона Веслея и Джоржа Уайтфильда была необычайно успешной Они вели борьбу с новым богословием и заблуждением деистов модернистов Они ярких красках рисовали грядущий суд Божий и звали людей к покаянию и обращению ко Христу, как Спасителю грешников И люди слушали их с глубочайшим вниманием и, потрясенные их проповедью, падали на колени, отдавая свою жизнь на служение Богу И все это происходило дни, когда кругом дули холодные ветры модернистского богословия и религиозной критики.

Методистское движение, начавшееся с маленького кружка студентов пиетистов Оксфорде, росло не по дням, а по часам Уайтфильд был могучим проповедником, но он не обладал ни малейшими организаторскими способностями Зато Джон Веслей был блестяще одаренным организатором, и он из множества обращенных через живую проповедь Евангелия душ создавал методистские поместные церкви с глубоко продуманным порядком их устройства и деятельности Ни один член поместной церкви методистов не мог быть праздным членом все верующие должны были быть самоотверженными работниками на ниве Христовой Не трудившиеся для Христа автоматически выбывали из состава членов методистских церквей Этот порядок был характерной чертой методизма. Методизм был замечательным явлением и том отношении, что нем, кроме богословов, стали допускаться до проповеди и рядовые члены церкви. Уайтфильд нашел покровительницу своего движения лице богатой графини Хентингдон Она ввела Уайтфильда высшие аристократические круги Англии, помогла ему открыть проповеднический колледж Тревекке и вообще много жертвовала материальных средств для развития методистского движения К сожалению, она обладала весьма деспотическим характером, за что и получила прозвище методистской королевы. После смерти Уайтфильда графиня Хентингдон, с частью сторонников Уайтфильда, вышла из Англиканской церкви и организовала самостоятельный союз методистов так называемый Союз леди Хентингдон Большинство же сторонников Уайтфильда осталось Англиканской церкви. Надо сказать, что при всех разделениях методизм восемнадцатого века оставался верен всем основным истинам Писания и был образцом пламенной любви ко Христу и радостном служении Ему всех его членов без исключения. Связь методизма с гернгутерами восемнадцатом веке была самая тесная, хотя до объединения одну церковь у них никогда не дошло. Мы уже сказали, что восемнадцатый век истории христианства является веком рождения широкой языческой миссии, то есть проповеди Евангелия языческим народам. Карэй и сам отправляется Индию, где он после многих трудностей, поселяется наконец датской колонии Сирампуре Здесь он получил полную свободу для своей деятельности, и вскоре ему удается открыть типографию для печатания книг Священного Писания Он переводит Библию на разные индийские диалекты и сам же издает их С необычайной настойчивостью и неутомимой ревностью осуществляет он свою великую задачу нести свет Евангелия жителям Индии Как только Карэй находил какоелибо индийское наречие, на котором еще не было Священного Писания, он принимался за изучение этого наречия и выпускал свет Евангелие, переведенное им же на это наречие.

Французское Просвещение, направленное целом против феодализма и абсолютизма, состояло из различных по политической и философской радикальности учений Представители старшего поколения Ш Л Монтескье и Вольтер тяготели больше к постепенному реформированию феодального общества по образцу Англии, где установилась конституционная монархия форма государственного устройства, при которой власть монарха ограничивается рамками конституции и сильного парламента Они рассчитывали на разумное сочетание интересов буржуа и аристократов Д Дидро, Ж О Ламетри, К А Гельвеций, П А Гольбах принципе отрицали феодальную собственность и феодальные привилегии, отвергали монархическую власть, выступая при этом за просвещённую монархию, воплощение идеалистической веры возможность улучшить монархическую власть через активное просвещение монархов духе новых идей времени как компромиссный промежуточный вариант. Каждую вещь рококо наряжает, покрывает гирляндами завитков, инкрустациями, узорами Стены особняков знати и богатой буржуазии, выстроенных классицистическом духе со строгими ордерными формами, внутри разбиты нишами, обильно украшены шелковыми обоями, живописью, лепниной Единство интерьера не нарушала вычурная мебель с инкрустациями К изящным столикам и пуфикам на тонких гнутых ножках удивительно шли фарфоровые безделушки, ларчики, табакерки, флакончики В моду вошли фарфор и перламутр Во Франции возникла Севрская фарфоровая мануфактура, Германии не менее знаменитая Мейсенская Произведения прикладного искусства заняли культуре рококо важное место В эту эпоху одежда, прически, внешность человека стали произведениями искусства Неестественные фигуры дам кринолине, фижмах, париках приобрели силуэт, несвойственный человеческому телу, и казались вычурной игрушкой фантастическом интерьере. Предтечей критического реализма живописи стал великий английский художник Уильям Хогарт 16971764 Целые серии картин из 68 композиций, объединенные одним сюжетом Карьера мота, Модный брак, Прилежание и леность, Выборы парламент переводились гравюры и становились доступными широкому кругу людей Более демократичная и дешевая, чем живопись, гравюра стала пропагандистом идей Просвещения. Театр эпохи Просвещения и драматургии, и сценических приёмах отразил новый взгляд на мир Драматурги и актёры Англии, Франции, Германии были едины желании представить как можно точнее современную жизнь Комедии Севильский цирюльник и Безумный день, или женитьба Фигаро Пьера Огюстена Бомарше 17321799 очень точно отражают расстановку общественных сил Фигаро выступает представителем всего третьего сословия Фигаро символ простолюдина, за которым будущее Король Людовик XVI, прочитав Безумный день, заявил, что скорее Бастилия падёт, нежели эта пьеса будет поставлена И действительно, Бастилия пала через пять лет после премьеры этот острой, обличительной комедии. Первая часть трактата была написана Пейном во французской тюрьме, куда он был заключён якобинцами за осуждение казни Людовика XVI Французский перевод увидел свет раньше английского оригинала, 1794 году Вторая часть, написанная по совету Дж Монро вышла свет два года спустя. Более глубоким становится понимание античной классики Кроме продолжавшегося классицизме удерживания ее норм, мифологии, ориентации на римское наследие, появляется интерес к проблемам свободы греческом полисе, моральнонравственной стороне его жизни как влиявших на короткий и мощный взлет греческого искусства 53 веках до Именно XVIII век античная классика Греции получило определение золотой. В научной литературе XVIII достаточно широко обсуждались проблемы прекрасного, совершенного, возвышенного Не случайно именно это время было найдено имя эстетика для выделения особую часть философии размышлений о способности человека воспринимать с помощью воображения ценности, не имеющие для него прямого практического или познавательного значения.

Такова теоретическая позиция крестного отца нашей науки Тот факт, что имя, данное Баумгартеном одному из разделов философии эстетика было воспринято не только классиками немецкого идеализма XVIII XIX в но сохраняет значение до наших дней, дает основание считать этот факт одним из важнейших событий эпохи Просвещения. Проблема вкуса как одна из центральных эстетике Просвещения В числе эстетических проблем, интересовавших философов этого времени, следует выделить проблему вкуса ставшую актуальной обстановке демократизации публики и безусловного роста места искусства жизни общества Проблема вкуса, столь сложная для изучения и нынче, первоначально привлекла внимание мгновенностью и дорефлексивностью реакции человека на произведения искусства, события, картины природы, лишенные для него практического или познавательного интереса Сложившееся классицизме представление о высоком вкусе, основанное на рационализме и нормативности, уже не устраивало Круг произведений, событий, картин природы эстетически открывшихся человеку XVIII веку, был так велик, что существовала научная необходимость более широкого обсуждения проблемы ориентации этом многообразии. Большое место занимали проблемы прекрасного наряду с моралью трудах английского просветителя А Э К Шефтсбери 1671 1713 В работе Характеристика людей, нравов, мнений и времен, вышедшей 1711г он намечает новые подходы к проблеме вкуса Так Шефтсбери, как бы предвосхищая будущие споры, утверждал, что эстетические оценки не могут быть определены неким качеством материала В духе времени Шефтсбери отличал эстетический вкус от вкуса гастрономического, как более высокое проявление духовных качеств человека, связывая вкус с моралью, носившей для философа абсолютный характер Понятие естественного человека, выразившее у Шефсбери критическое отношение к цивилизации, было воспринято Европе, частности К А Гельвецием. При обсуждении вкуса вставал острый вопрос о том, что области эстетического отношения существует вкус индивидуальный и общий Этой проблеме была посвящена работа видного шотландского сенсуалиста Давида Юма 1711 1776 носившая название О норме вкуса 1739 В Эдинбурге он был известен как автор статей о впечатлениях от театра, выставок живописи, от архитектуры Франции, где он жил представляя Шотландию и неоднократно бывал Очевидно, эти впечатления сделали для него интересной проблему несовпадения вкусов индивидуальных и общих, поиск путей снятия, по возможности, этой разницы Естественно, писал Юм что мы ищем норму вкуса, то есть норму, позволяющую нам примирить различные чувства людей или найти, по крайней мере, какоето решение, которое бы дало возможность одобрить одно чувство и осудить другое 15 Он указывает, что люди, казалось бы одинаково воспитанные, во вкусах рознятся Юм не упускал возможности показать значимость при этом религиозных убеждений Он осуждает заповеди Корана, котором усматривает моральные поучения дикие и нелепые. В проблеме вкуса французских просветителей интересовала социологическая сторона Подобный подход позволил им выступить против уступок рационализму у некоторых английских философов врожденность чувства прекрасного и доброго. Особое значение имел демократический характер мировоззрения просветителей Адресат критических эссе не знаток, не меценат С мыслями об искусстве он обращается к людям мало искушенным его тонкостях вспомним Дюбо В случае затруднений с оценкой Дидро прибегает к арбитру, которым для него является простой человек, случайно увидевший картину или услышавший мелодию Главный аргумент критика его непосредственная эмоциональная реакция.

Театр как объект теоретических и художественнокритических анализов Просветители много размышляли и писали о театре, поскольку этот вид искусства пользовался XVIII веке большой популярностью, Кроме бродячих трупп во многих странах Европы существовали постоянные театры В России, например, 1756г был учрежден государственный Русский для представления трагедий и комедий театр с первым трагиком Федором Волковым. В дальнейшем во времена Французской революции 1789г популярность театра была использована идеологических целях для организации зрелищ, первым из которых, привлекшим огромные толпы, стало перенесение праха Вольтера Пантеон по сценарию известного живописца Ж Л Давида ставшего их первым и лучшим устроителем 31 Центральным персонажем при этом был Разум, который должен был подрывать идеологию аристократии и католической церкви, враждебных революции Опыт французской революции 1789 вопросах искусства был учтён русскими революционерами 1917 года 1919г во Дворце искусств так назывался тогда Зимний дворец была устроена большая выставка живописи всех направлений, крупных городах осуществлялся план монументальной пропаганды с установкой памятников выдающимся деятелям демократии на площадях проводились театральные постановки, поощрялась самодеятельность. Лессинг был не только выдающимся критиком, но и серьезным теоретиком Он поднял проблему не сходства, а специфики отдельных искусств работе Лаокоон или о границах живописи и поэзии Ссылаясь на опыт древних выражение живопись немая поэзия, а поэзия говорящая живопись, Лессинг подчеркивал, что уже древние знали, что оба искусства весьма различны как по предметам, так и по роду их подражания Забыв об этом различии, новейшие критики сделали из сходства живописи с поэзией самые дикие выводы Они то стараются втиснуть поэзию узкие границы живописи, то позволяют живописи заполнить всю обширную область поэзии они самоуверенным тоном произносят самые поверхностные приговоры Лессинг заключает, что его главнейшая задача состоит том, чтобы противодействовать этому ложному вкусу и необоснованным суждениям 34 Он всегда видел задачу критика правильном применении эстетических начал к частным случаям. Вокруг Петра формируется ученая дружина, трудах ее представителей философские вопросы занимают заметное место Феофан Прокопович 16811736, псковский епископ встретился с Петром первым 1709 Киеве, где он уже прочёл КиевоМогилянской коллегии первые лекции по философии Был переведён столицу для осуществления церковных реформ Он стал главой ученой дружины, будучи убеждённым сторонником церковных реформ и обновления культуры На первое место он ставил не священное писание, а познание естественных законов, поскольку самом естестве есть закон от бога положенный Он высоко ценил поэзию, считая, что она ближе к философии Основной задачей поэтических образов является философское познание жизни Прокопович распространяет эту задачу и на живопись, считая, что поэзия и живопись сходятся замыслах, а различаются способах изображения Как художник, услышав о какомто событии, сначала обдумывает, зрительно представляет себе местность и лица так же и поэт должен поглубже рассмотреть действительное событие умственным взором и посвоему измыслить правдоподобное. Искусства он разделял на художественные произведения, умножающие красоту мира, действенное средство воспитания и постижения мира, на художества ремёсла, требующие особого знания, например металлургия это делали и современные ему теоретики и свободные искусства, к которым относились литература, живопись, скульптура и архитектура Последние два вида искусства занимали как бы промежуточное положение этом делении, хотя дальнейшем Ломоносов назвал скульптуру, архитектуру и живопись тремя знатнейшими художествами. Видная фигура русского Просвещения 17701780х годов Н И Новиков 17441818, о котором справедливо сказал А С Пушкин, что он подвинул на полвека образованность нашего народа Н Новиков верил, что причина многих заблуждений человечества состоит невежестве, что только знание может вести к его преодолению и к совершенству человека Им издавались сатирические еженедельники несколько страниц Трутень, Пустомеля, Живописец и Кошелек Содержание их было не только критическим, но и нравоучительным Обращаясь к читателям, он призывал писать сатиры на дворян, на мещан, на приказных, на судей, совесть свою продавших, и на всех порочных людей При этом, зная русские порядки, предостерегал не наводить свое зеркало на знатных бояр и боярынь Вступив 1775г масонскую ложу, Н И Новиков отказался от сатирической направленности своих изданий Теперь названия его журнала, ставшего первым России философско литературным журналом, менялось 17771780 это Утренний свет, затем 1781 Московское ежемесячное издание Позже Вечерняя заря и 17841785 Покоящийся трудолюбец Но идеалам Просвещения, поскольку масонство посвоему боролось за христианскую нравственность, обличало пороки, Н И Новиков остался верен Показательно, что появление его журналах масонской статьи сопровождалось появлением нередко том же номере статьи просветительской Дискуссия с масонами характерная черта века Просвещения Главным расхождением был вопрос о путях гармонизации общества Просвещенцы видели её активной позиции приобщения народов к знанию, масоны пассивной работе по самоусовершенствованию человека, аполитизме. В 1784г Прибавлениях к Московским ведомостям издатель Н И Новиков была опубликована статья Об эстетическом воспитании, принадлежавшая очевидно, перу издателя журнала В ней речь шла о новой науке эстетике, о возможном ее развитии, о формировании эстетического вкуса, о пользе эстетического воспитания для народного просвещения и образования Еще несколько лет назад сама Екатерина II издавала журнал Всякая всячина и писала для журнала Н И Новикова Живописец Но к масонству она относилась отрицательно, высмеивала масонов своих комедиях, с успехом ставившихся Петербурге Известно, насколько Екатерина была напугана пугачёвским восстанием и казнью королевской семьи ходе Французской революции Просвещенческие идеи и членство масонской ложе Павел, её наследник, был масоном стали основанием указа императрицы апреле 1792 об аресте Н И Новикова Без суда на 15 лет он был заключен Шлиссельбургскую крепость Все издания были конфискованы Часть попала университетские библиотеки, часть была сожжена 47 Освободил его по смерти матери император Павел. Расцвет искусств возможен только при утверждении обществе вольности, зависящей от многих обстоятельств Отсюда и роль искусства утверждении вольности, оно осуществляет функцию совершенствования как самого индивида, так и общества. Трактат А Радищева О человеке, о его смертности или бессмертии как бы подводил итог работам предшественников, и был призывом к дальнейшей разработке не столько эстетической проблематики, сколько проблем человека. Ребята, а кого вы можете назвать из просветителей КабардиноБалкарии XVIIXVIII.

Атеизм система взглядов отвергающих религиозные представления и религию целом. Материализм философское учение, которое исходит из первичности природы, матери, бытия и вторичности духа сознания, идеального. Научная революция гигантский прогресс научном познании мира углубление знаний о природе, обществе и человеке Научная революция выступает как фактор формирования научно материалистического мировоззрения. Рафаэлла Спенс Рафаэлла Спенс Raphaella Spence английский художник Работает жанре фотореализма гиперреализма Родилась 1978 Лондоне В конце 1970х ее семья переехала во Францию, где Рафаэлла Спенс провела первые восемь лет своей жизни. Поздний Ренессанс вторая треть XVI первая половина XVII Период Позднего Возрождения отмечен рядом важных изменений искусстве Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру и технику так называемый маньеризм великих мастеров Возрожден. Образовательные Способствование формированию у каждого учащегося гуманистических ценностей эпохи Просвещения. Равенство вот что привнесло Просвещение жизнь Как раз понятие равенства и стало ключевым для дальнейшего культурного развития Тот факт, что все люди изначально равны между собой и имеют одинаковые права на свое дальнейшее развитие как личностей, и послужил основой для создания идеалов эпохи Просвещения. Ученик То есть, по мнению деистов, Бог является создателем мира как некой машины, которой он определил законы ее движения Всякое дальнейшее вмешательство Бога устройство этой машины деистами отклоняется, здесь на первый план выходит человек, который и вносит свои коррективы.

Слайд 3 Стоит отметить, что эпохе Просвещения были свойственны оптимистические настроения, связанные с верой то, что человека можно изменить лучшую сторону Недаром существовало еще одно определение эпохи Просвещения как золотого века утопии запишем это определение Эта утопия относилась, прежде всего, к изменению политическом и социальном устоях Но многие утописты не верили данную идею. Просвещение сказалось не только на социальном устройстве общества, но и на культурном развитии. Слайд 5 Идеи равенства придерживался и другой английский просветитель, философ Томас Гоббс 1588 1679 Он верил то, что все люди равны от природы, а неравенство есть причина многих. Слайд 6 Одним из сторонников деизма во Франции был писатель и просветитель Вольтер 1694 1778, настоящее имя которого Мари Франсуа Аруэ Уже ранних его произведениях прослеживалось его негодование относительно абсолютизма, он всячески высмеивал феодальное общество с его принципами и моральными ценностями Критике феодальноабсолютистской системы посвящены такие произведения, как Философские письма, написанные 1733 и Философский словарь, написанный период с 1764 по 1769 гг Но творчество Вольтера охватывало не только философскополитические темы Его проза была посвящена весьма разнообразным темам, написана различных жанрах от трагедии и комедии до стихов и романов Идеи Вольтера сыграли не последнюю роль развитии мировой мысли. Развитие музыкального искусства прежде всего связано с именами таких великих композиторов, как И С Бах, Г Ф Гендель, И Гайдн, В А Моцарт, Л В Бетховен. Если Кант исследует возможность познания, сам процесс познавания, то Фихте исследует содержание знания, знание само по себе По Фихте, природа сознания состоит том, что оно знает, а цель философского познания есть знание этого знания Он поэтому называл свою философию знанием знания наукоучением Фихте считал, что философия не прирождена, но должна быть изучена, и поэтому о ней может судить только тот, кто изучил. Фихте И Г Ясное как солнце сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии М 1947. Тема единства человека и природы упирается вопрос о связи духа с природой, вопрос каким образом возникла и действует целесообразная, подчиненная законам, а потому познаваемая природа вне нас Шеллинг пишет Мы не хотим, чтобы природа случайно совпадала с законами нашего духа, но чтобы она сама была необходима и первоначально не только выражала, но даже и реализовала законы нашего духа Природа должна быть видимым духом духов невидимой природы Следовательно, здесь, абсолютном тождестве духа нас и природы вне нас, должна решиться проблема Гармония человека с самим собой и окружающим его миром лежит для него реализации разума, который требует установления единства природы и человека Но такую гармонию Шеллинг считает не существующей, так как природа отступила как таинство.

Среди всего многообразия литературных школ и направлений наиболее выделяются три основных, возглавляемых Вольтером, Руссо и Дидро Вольтер был основном продолжателем французского классицизма, Руссо явился родоначальником школы революционного романтизма, а Дидро был основателем и главой школы французского материализма философии и создателем школы реализма литературе и искусстве. Вершиной литературного творчества Дидро является философская повесть Племянник Рамо, которой широкая панорама общественных нравов и социальных пороков тесно переплетается с глубиной аналитического исследования души главного героя. Моральноэстетические идеалы Руссо полной мере отразились наиболее известном и значительном романе Новая Элоиза Это произведение явилось образцом сентиментального романа письмах, котором Руссо удалось совместить изображение глубоких и тонких лирических переживаний главных героев учителя СенПре и его воспитанницы Юлии с критикой общественного порядка, лживых нравов столичных аристократических салонов Конфликт страстной любви и предрассудков сословной морали приводят Юлию к гибели. Проникновенное произведение Руссо оказало огромное влияние на литературу эпохи Просвещения Последователями Руссо были Карамзин Бедная Лиза, Гете Страдания юного Вертера, Шодерло де Лакло Опасные связи и многие другие известнейшие литераторы той поры Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социальнополитической и культурной жизни Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла плоть и кровь западной цивилизации. Европейское искусство XVIII столетия соединяло себе два различных начала классицизм и романтизм Классицизм включал себя идею подчинения человека общественной системе Романтизм подчеркивал индивидуальное и личностное начала Классицизм XVIII в отличие от XVII уже полностью отбрасывал античные классические формы и включал элементы романтизма Это был новый классицизм эпохи Просвещения.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru