Ученые просвещения

Ученый может построить картину мира, потому что за миром стоит следующая схема Бог Сотворил человека, способного постигать мир и действовать нем Сотворил мир, вложил законы устроил мир математическим способом. Он пропагандировал идеи новой эпохи во всех областях жизни Широко известен своей антицерковной пропагандой за которую его преследовали во Франции По социальным воззрениям Вольтер сторонник неравенства Общество должно делиться на образованных и богатых и на тех, кто, ничего не имея, обязан на них работать или их забавлять Такая позиция не удивительна, ведь дружбой с Вольтером гордились такие просвещённые монархи, как Екатерина II как Фридрих II как Густав III шведский. Символами общественного прогресса XVII становятся буржуазные революции Под влиянием революционных преобразований происходят изменения экономике, политике, социальных отношениях, сознании Мануфактурное производство, быстрый рост мировой торговли, мореплавание, интересы военного дела определили основной вектор развития науки Все более проявляется потребность научных исследованиях, имеющих прикладное, практическое значение. К XVII наука далеко продвинулась своем развитии Помимо телескопа, были изобретены такие приборы, как микроскоп, термометр, барометр и воздушный насос Европейская наука вышла на новые рубежи Передовые мыслители, исследовав Вселенную с помощью приборов, нарисовали совершенно новую картину мироздания и места человечества. Подлинным техническим переворотом черной металлургии явился переход от сыродутного способа получения железа к двухстадийному к выплавке домнах чугуна с последующим его кричным переделом сталь и железо Кричный передел соответствовал мануфактурному производству железа, предполагавшему участие производстве нескольких рабочих, между которыми существовало разделение труда К первой половине XVII были усовершенствованы металлообрабатывающие инструменты Теперь строили большие кузницы для отковки металла штанги или листы с помощью механических рычажных молотов, приводимых действие водяными колесами Вал водяного колеса имел кулаки, поднимавшие молоты, которые при свободном падении совершали удар Применение кузнечных работах механической силы способствовало специализации инструментов Широко стали использоваться токарные станки, которых обрабатываемое изделие получило вращение от водяного колеса, но резец держал руках рабочий. Наука же изучала природу и законы Вселенной Передовые идеи часто наталкивались на ожесточенное сопротивление В частности, новые теории вошли противоречие с религиозными догмами объяснении природных явлений, подвергать сомнению которые считалось недопустимым. Чтобы определить, что послужило причиной научной революции XVII и чем она состояла, недостаточно перечислить результаты и достижения науки Так как многие из новых идей были выдвинуты частично или целиком во времена, предшествующие научной революции, и, тем не менее, не оказали тогда решающего влияния на развитие науки Например, представление о бесконечности Вселенной, считающееся одним из основных результатов научной революции, было выдвинуто Н Кузанским на 100 лет раньше Коперника и не оказало то время никакого воздействия на ученых. Рене Декарт основатель философии Нового времени явился типичным представителем ятрофизики, направления естествознании, где живая природа рассматривается с позиций физики Основными выводами Декарта явились следующие положения мире отсутствует пустота, Вселенная наполнена постоянно движущейся материей, материя и пространство это одно и то же, абсолютного движения и абсолютной системы отсчета не существует Декарт первый стал изображать кривые виде графиков функций и создал аналитическую геометрию Он ввел науку правила математического доказательства, настаивал на необходимости доказательства любого утверждения Когда у Декарта попросили доказать, что он существует, он ответил Я мыслю следовательно, я существую. Кроме астрономических объектов ученых интересовал и микроскопический мир Первый простой микроскоп использовал для изучения микроорганизмов Антуан Левенгук За свою жизнь ученый изготовил более 400 приборов Помимо микрофлоры дождевой воды, Левенгук изучал строение клеток растений, дал первое описание красных кровяных телец и способы движения и размножения у некоторых простейших Роберт Гук с помощью усовершенствованного микроскопа изучал структуру растений и ввел термин клетка Одним из основателей микроскопической анатомии был М Мальпиги, занимавшийся анатомией животных, ботаникой, он завершил начатую английским врачом У Гарвеем теорию о кровообращении. Успехи области математики, появление вычислительных машин обязаны совершенствованию часовых механизмов Еще конце XVI Галилей открыл явление изохронности колебаний физического маятника, но настоящий переворот часовом деле совершил Х Гюйгенс, который 1657 создал первые маятниковые часы Гюйгенс применил маятник качестве регулятора хода, а также изобрел балансир со спиралью и анкерным спуском.

Гуманитарные науки развиваются контексте утверждения рационалистического мировоззрения Буржуазные революции повлияли на развитие политической мысли Зарождается и формируется теория естественного права, которая развивала мысль, что государственная власть и право даны не свыше, а созданы людьми соответствии с законами разума Требования человеческого разума исходят из природы людей и составляют основу естественного права Естественному праву должно соответствовать положительное право, законы государства Теория естественного права получила развитие трудах Б Спинозы, Т Гоббса и Дж Локка Юридические науки отмечены началом формирования концепции общественного договора и правового государства Т Гоббс, Дж Локк, принципов международного права Г Гроций. В конце XVII в европейской культуре возникла идеология Просвещения, проповедовавшая приоритет науки, разума жизни личности, общества и государства, идею воспитания совершенного человека Наибольшее развитие идеи Просвещения получили во Франции. Отдельное направление технической мысли связано с созданием экспериментальных приборов, необходимых для научного исследования Появление таких приборов стимулировало научные открытия и теории Например, изобретение часов с маятником Х Гюйгенсом 1657 стало основой для создания автоматических вычислительных приборов. Одним из направлений исследований стали атмосферные электрические явления Американский деятель и ученый Б Франклин отметил сходство между электрической искрой и молнией В 1752 он придумал способ предохранять здания от молнии с помощью громоотвода В этой области трудились и российские ученые, например, М В Ломоносов, который первый показал присутствие электричества атмосфере отсутствии грозы. В оптике основными направлениями исследований стали разработка принципов фотометрии проблема измерения количества света Происходит утверждение двух основных гипотез о природе света волновой и корпускулярной Однако решающих научных аргументов пользу какой либо теории не было Так, Ньютон склонялся к корпускулярной идее, а Лейбниц, Ломоносов к волновой теории. Позднее Джон Дальтон предложил атомистическую теорию строения вещества, согласно которой каждый элемент имеет свой атом Он утверждал, что атомы различных веществ обладают различным весом, а химические соединения образуются сочетанием атомов определенных численных соотношениях Также Дальтон выявил закономерности сочетании атомов разного рода и объяснил свойства газов взаимоотталкиванием из атомов. Начало Промышленного переворота XVIII начавшегося Англии, можно рассматривать прямой зависимости от развития научных знаний, воплощенных на практике Первыми ростками промышленного переворота стали новшества текстильном производстве, которой сначала появился механический самолетный челнок, изобретенный Д Кэем 1733 Это значительно ускорило процесс и позволило ткать широкое полотно Еще более значительным вкладом текстильную промышленность стало изобретение 1765 механической прялки Дженни Джеймсом Харгривсом Механик К Вуд усовершенствовал прядильную машину, а Р Аркрайт создал ватермашину с водяным приводом, что позволило получить более прочную нить В итоге, 1786 появился ткацкий станок с полной механизацией всех ручных операций. Задача просвещения народа, которую ставили перед собой просветители, требовала внимательного отношения к вопросам воспитания и образования Отсюда сильное дидактическое начало, проявляющееся не только научных трактатах, но и литературе Как истинный прагматик, придававший большое значение тем дисциплинам, которые были необходимы для развития промышленности и торговли Романом воспитания можно назвать Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо 1719 Д Дефо 1660 1731 В нем была представлена модель поведения разумного индивидуума и с дидактических позиций показано значение знаний и труда жизни отдельной личности Просветительская мысль направлялась на конструирование утопических моделей как идеального государства целом, так и идеальной личности Поэтому 18 может называться золотым веком утопии В художественной культуре Просвещения не было единого стиля эпохи, единого художественного языка В нем одновременно существовали разнообразные стилевые формы позднее барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм Менялось соотношение различных видов искусства На первый план вышли музыка и литература, возросла роль театра Происходила смена иерархии жанров Историческая и мифологическая живопись большого стиля 17го столетия уступила место картинам на бытовые и нравоучительные темы В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства После реформы, проведенной К В Глюком 1714 1787, опера становится синтетическим искусством, соединяющим одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие На высшую ступень классического искусства поднял Ф Й Гайдн 1732 1809 инструментальную музыку Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И С Баха 1685 1750 и В А Моцарта 1756 1791 Особенно ярко просветительский идеал проступает опере Моцарта Волшебная флейта 1791, которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось разных странах не одинаково Становление Просвещения каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Ломоносов не был одинок Открытия ряда русских ученых составили золотой вклад русской науки мировую Основоположник русской минералогической школы, сын придворного музыканта В М Севергин много сделал для развития идей Ломоносова минералогии и геологии Трудами русских ученых XVIII была исследована Сибирь Описание земли Камчатки С П Крашенинникова было переведено на четыре европейских языка Имена С И Челюскина и братьев Лаптевых навечно остались на географических картах Севера нашей Родины Исследования выдающегося натуралиста, путешественника и этнографа И И Лепехина открыли для русской науки богатства Поволжья, Урала и Сибири Кратка, но выразительна характеристика из его жизнеописания Ума был быстрого, суждениях тверд, исследованиях точен, наблюдениях верен. Период нового времени ознаменован трудами ученых Г Гроция 15831645гг, Т Гоббса 15881645гг, Б Спинозы 16321677гг Эти социальные философы высказывали идею общественного договора как причины возникновения государства и послужившей основой учения о гражданском обществе Гражданское общество высший этап развития общества, которое основывается на юридических законах, признаваемыми всеми гражданами. Эти просветители стали основателями теории либерализма Так же значительный вклад развитие обществознания внесли классики немецкой философии И Кант 17241804, Г Ф Гегель 17701831. Удается решить некоторые задачи, которые не удавалось решить Ньютону Область механики стоит на основании положений, которые зародил Ньютон Однако она освобождается от геометризма у Ньютона геометризм был принципиальным эталоном подлинной науки Знаковые имена Леонард Эйлер и Жозеф Луи Лагранж Механика становится первую очередь аналитической На основе второго закона Ньютона удается описать более широкий круг идей, например движение идеальных жидкостей и газов Механика воспринимается как эталон науки. Ученые модифицируют идеи дифференциального и интегрального исчислений, применяют их во все новых и новых областях, оперируют с бесконечными рядами и пр Математики получали достаточно адекватные результаты, хотя не обладали тем критическим аппаратом, который будет с упорством разрабатываться XIX Одним из основных инструментов описания явления становятся дифференциальные уравнения Математика активно расширяет сферу своего влияния, основном на тех основах, которые были созданы. Эпоха Просвещения была верой научный разум человека и его способность преобразовывать жизнь В XVIII основательно занимаются вопросом истории, как непрерывного постепенного процесса. В первую очередь природу постигает поэт Поэт является более пригодным математиком, поскольку видит математических действиях таинственную магию Романтики делают акцент на конкретном человеке, его таинственной, непредсказуемой, творческой глубине, а вовсе не на некотором понимаемом по аналогии с паровой машиной устройством тела У Эрнста Теодора Амадея Гофмана есть сказка Песочный человек В ней он высмеивает идеалы ученых Один из персонажей искусный механик, который пытается создать заводную куклу неотличимую от человека, этой науке не удается обойтись без магии, ей приходится прибегнуть к помощи странного существа Механик создает девушку, которую выдает за свою дочь и влюбляется нее Обман раскрывается и он видит, что это просто кукла и сходит с ума Т если мир есть заводной автомат, то жить нем невозможно, нем можно только сойти с. XVIII век истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь начало распространяться вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий светские салоны Парижа и Лондона, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии Уверенность мощи человеческого разума, его безграничных возможностях, прогрессе наук, создающем условия для экономического и социального благоденствия, вот пафос эпохи Просвещения. Наиболее обобщено и систематично механистическое мировоззрение материализма эпохи Просвещения выражено работе Гольбаха П Система природы Гольбах прямо заявляет, что мы можем объяснить физические и духовные явления, привычки с помощью чистого механицизма В мире ничего не совершается без причины Всякая причина производит некоторое следствие, не может быть следствия без причины Следствие, раз возникнув, само становится причиной, порождая новые явления Природа это необъятная цепь причин и следствий, беспрерывно возникающих друг из друга Общее движение природе порождает движение отдельных тел и частей тел, а последнее, свою очередь, поддерживает движение целого Так складывается закономерность мира.

Таким образом, Просвещение представляет собой далеко не однородное явление оно имеет свои особенности Англии, Франции, Германии и России Умонастроения просветителей меняются и во времени они различны первой половине XVIII века и его конце, до Великой французской буржуазной революции и после. Искусство революционной поры, яркая страница художественной культуры, логически вписалось художественный контекст Просвещения, с которым генетически связано основными своими идеями В его эстетических потребностях и критериях полно и разносторонне отображены антифеодальный пафос Просвещения, его философские, социальные и моральные засады, своеобразное понимание природного человека, природы, ума На вере общечеловеческое единство, общность кардинальных заданий, возможность быть гражданином мира основывалось искусство. Чувствительной к изменениям оказалась музыка, освоив драматизм тематики, бурные страсти, драматические развития мысли, резкие контрасты В результате рождаются большие циклические формы, оперы, оратории Параллельно происходят процессы замены придворной серьезной оперы бытовой комической, которая выражает демократические идеалы широких масс вокальное и инструментальное творчество проникает народная песня, массовые жанры активно влияют на симфонические и оперные творения. Творческая индивидуальность большинства мастеров того времени складывалось недрах барокко Барочными были образы коллизии опер Генделя, его инструментальная музыка, но мощность фантазии, сила чувств, зримость образов сочетании с эпической величиной и героическим оптимизмом зрелого этапа его творчества преодолели границы концепции барокко Работая Англии, немецкий органист и композитор оказался той революционной атмосфере, героическое напряжение которой вдохновляло на поиск соответственных сюжетов Их источником для Генделя стала Библия, сюжеты которой определили около тридцати его монументальных ораторий. Прежде чем музыка пришла к обобщающему стилю венских классиков, XVIII веке произошло несколько так или иначе связанных с Просвещенством молодых стилей, что формировали вкусы общества Их общая цель стильное облегчение, отказ от религиозной тематики, сложных концепций, декоративной пышности выражались по разному стремление к утонченному и грациозному поверхностному рокко границах классической французской оперы, к наивнореалистичному молодому стилю итальянцев Порголези и Вивальди или искреннего раскрытия чувств сентиментализме мангеймская школа, Пиччини и др Так стилем передового искусства, который создавался революционное время, стал стиль венских классиков Их творческие индивидуальности оказались такими выдающимися, что говорить про каждого это говорить про явление мирового значения На первый взгляд, между операми Глюка, парижскими симфониями Гайдна и Пятой симфонией Бетховена пролегает целая эпоха, но это только этапы развитии единого большого стиля школы, которая питала музыку от конца 60х годов XVIII столетия до начала 1810х годов. В русле классицизма, что поднялся революционную эпоху и имел огромные возможности идейных и художественных обобщений, развивалось творчество Моцарта, которая глубже отображала жизненные противоречия Их основное содержание человеческая драма, столкновение сильных характеров, раскрытие психологии борьбы ради утверждения гуманистического идеала Моцарт всегда воспевает красоту жизни и наличие трагическом видит поэзию, ища равновесие между верованиями пристрастий и гармонией мира. Весь рационализм при построении философской теории исходит из установки о подобии и конечном совпадении результатов человеческой деятельности Мир предстает рационалистических системах законообразным, самоупорядоченным, самовоспроизводящимся. Но конкретной интерпретации устройства этого мира представители различных мировоззренческих ориентаций обнаруживают различные подходы Идеалистический рационализм мистифицирует рациональный аспект взаимоотношения человека с миром и стремится доказать, что разумное, рациональное существует вне и независимо от человеческой деятельности и ее объективации. Именно проблемный анализ позволит подойти к истории философии не как к антикварному наследию, и не как к музейному экспонату, а как к живому и по сей день актуальному богатству человеческой мысли, имеющему не переходящую ценность. Роскошь есть преступление против человечества, пока хоть один человек общества нуждается.

Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты респраведливости. Горячая лошадь вместе со всадником может сломать себе шею как раз на той тропинке, по которой осторожный осел идет не спотыкаясь. Заставьте самого беспристрастного судью разбирать свое собственное дело, и посмотрите, как он начнет толковать законы. Природа сказала женщине будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно. Франк, С Л Духовные основы общества Русское зарубежье Из истории социальной и правовой мысли Несмотря на то, что некоторых германских княжествах XVIII веке было введено обязательное начальное обучение, многие, и том числе король Пруссии Фридрих II, всячески препятствовали просвещению простолюдинов Сходной позиции придерживался и Вольтер, считавший, что народ всегда груб и туп это быки, которым нужны ярмо, погонщик и корм Это углубляло разрыв между верхами и низами. Быстрые изменения культурной жизни Европы XVII XVIII веков коснулись основном просвещенной элиты Сознание основной массы народа с трудом воспринимало новые идеи, при этом сильно искажая их содержание.

Но вера мощь разума и науки была настолько велика, что для многих ученых буквально превратилась новую религию, ради которой они шли на лишения и жертвы. С 1751 по 1776 год во Франции издавалась Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел Это огромное 35томное издание содержало около 60ти тысяч статей, которых с позиций материализма и свободомыслия пытливому читателю сообщались новейшие сведения из области науки, политики, культуры, образования, экономики, жизни различных народов планеты Редактировали издание Дени Дидро 1713 1784, сын зажиточного ремесленника, окончивший иезуитский колледж, но потом навсегда порвавший с религией, и писатель, философматериалист Жан Д Аламбер 17171783 Статьи Энциклопедию писали также Гольбах, Вольтер, Руссо, Тюрго, Монтескье и другие авторы Энциклопедию преследовали иезуиты, профессора парижского университета Сорбонны Энциклопедия и энциклопедисты сыграли выдающуюся роль формировании общественного мнения просвещенной Европы, направленного против абсолютистских порядков и религиозного фанатизма. Каким же представлял себе мир целом ученый XVII XVIII веков Мир казался ему похожим на огромный часовой механизм, однажды созданный и заведенный Творцом Все нем устроено очень разумно, каждая деталь имеет свое предназначение За всем этим просматривается инженерный гет ний, гений Разумного существа Если нет никаких помех, часы сами работают по определенной программе, их работу не нужно вмешиваться, надо предоставить им возможность идти своим ходом И тогда можно не сомневаться конструкция часов не допустит сбоя. Система взглядов на мир как на огромный механизм, который можно познать при помощи законов механики, получила название механистической картины мира. Именно благодаря опытам к концу XVIII века уже было известно, что при горении происходит увеличение массы вещества, а не ее уменьшение что солнечный луч это целый световой спектр что атмосферное электричество присутствует воздухе всегда, а не только во время грозы что все живое состоит из клеток Благодаря более совершенным измерительным приборам уточнялись представления о форме Земли, о расстоянии между Землей и Луной.

Культура капиталистического общества или культура Нового времени Новоевропейская охватывает период XVII XX веков В классической форме она сложилась середине XIX века, когда передовых странах буржуазия завоевала господствующее положение экономике, политике и духовной жизни. Новоевропейская культура прошла определенные этапы своем развитии Наиболее значительные из них 1 раннебуржуазная культура Возрождения, возникшая условиях разложения феодального общества, когда начали складываться существенные элементы культуры Нового времени 2 культура Просвещения XVII XVIII века, когда укреплявшиеся буржуазные экономические отношения вызвали формирование соответствующих им социальных и идеологических отношений, но вплоть до перехода политической власти руки буржуазии, эти изменения затрагивали почти исключительно сферу культуры они проявились обыденном сознании масс, психологии и идеологии буржуазии, сдвигах образе мышления части господствующего класса, так возникли новые течения общественной мысли, философии, науке, различных сферах художественной культуры 3 собственно развитая буржуазная культура Нового времени, сложившаяся к середине XIX века 4 культура XX века, когда начали нарастать кризисные явления, возник кризис буржуазной культуры и заявили о себе элементы новой постиндустриальной культуры попыткой преодолеть кризис капиталистической системы был социализм. Однако у Просвещения был главный недостаток иллюзия, что путем просвещения можно устранить человеческие пороки и недостатки общества, и естественный человек предстанет во всем блеске своих добродетелей. Из ученых можно выделить Ньютона, Лейбница, Бойля, Кеплера, Паскаля, Ферма и других Имелись важные технические изобретения телескоп, микроскоп Ф Бэкон сформулировал великий принцип знание сила. В становлении буржуазной морали особую роль сыграл протестантизм, требовавший самоотверженного труда, бережливости, успеха мирских делах, осуждавший праздность, расточительство Успехи на профессиональном поприще рассматривались как проявление божественной благодати. Мощное развитие Просвещение XVIII веке получает во Франции, хотя оно и не было однородным Культурным свершением XVIII века была 35ти томная Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусств и ремесел 1751 1780, организатором которой был Д Дидро, привлекший к работе выдающихся ученых и философов Вольтера, Монтескье, Руссо, Тюрго, Бюффона, Д Аламбера, Гольбаха и других Основной причиной общественного неблагополучия они полагали невежество людей, заблуждения рассудка, поэтому главной своей задачей считали пропаганду знаний, чему служила Энциклопедия Продолжается углубление идей естественного права, возникают сомнения естественности частной собственности и благотворности прогресса На базе этих теорий складываются идеи либеральной демократии, которые, распространяясь по странам и континентам, начинали воплощаться практике государственного строительства разных народов. Позднее барокко переросло стиль рококо от франц рокайль раковина, как изысканный и легковесный стиль В рококо причудливо соединяются гедонизм, прихотливость, пренебрежение естественным ради эстетства, экзотики и блестящая художественная культура Рококо выражение тенденции к отрицанию устоявшихся, ставших бесплодными форм и противопоставление им новых, пусть не бесспорных, но весьма своеобразных подходов Стремление к освобождению от официоза классицизма выливается пристрастие к сельским идиллиям и пасторалям, игривым галантным сценам пышности, величию и патетике противопоставляются камерные, интимные, связанные с бытом, формы искусства, экстерьеру интерьер, где кроме красоты, важным становится и требование удобства, классицистской симметрии сложная асимметричность Рококо находит яркое проявление прикладном искусстве мебели, посуде, бронзе, фарфоре Ощущение праздника интерьере создавали многочисленные зеркала, обильная лепнина, позолота, шелк обоев, вычурная, но и удобная мебель, статуэтки, живописные полотна преимущественно любовного содержания Видными представителями последнего были А Ватто, Ф Буше, Ж Фрагонар. Прогрессу человеческого разума способствовало, согласно просветителям, развитие различных наук, с одной стороны, и распространение просвещения с другой Развитие разума и прежде всего прогресс наук оказывают, по их мнению, решающее воздействие на все стороны общественной и культурной жизни и на прогресс техники, и на создание разумного политического устройства, и на совершенствование морали и нравственности, рационализируя их и избавляя от предрассудков и предубеждений Вместе с тем идеологической подготовке французской буржуазной революции сыграла важную роль и противоположная линия критика науки Она представлена прежде всего Руссо.

Противоборство двух линий отношения к науке идеологии Просвещения пронизывает все предреволюционные и революционные годы Защита науки основное содержание деятельности энциклопедистов Контрнаучная линия нашла свое выражение руссоистской критике науки, различного рода мистических сектах и движениях и, конечно же, плебейской ярости против существовавших к началу революции научных организаций Для всех идеологов эгалитаризма ученые были привилегированным сословием, а существовавшие дореволюционной Франции научные учреждения Академия наук, королевский колледж, школа военных инженеров Мезьере, Парижская обсерватория и Королевский ботанический сад защитниками деспотии и социального неравенства. Следует обратить внимание на рост числа статей по естественным наукам с 1720 по 1781 гг 1 26 39 Mercure de France 7 70 135 Journal des SЗavants, более чем 35 раз за полстолетие. Немалую лепту месмероманию внес не только высший свет, среди которого было много фанатиков месмеризма, но и представители различных идейных течений от масонства до католицизма. Большой популярностью предреволюционной Франции пользовалось мистическое учение Л К СенМартена 17431803, пытавшегося соединить гностицизм с каббалой и с учением Сведенборга и Беме и открыто выступавшего против скептицизма просветителей. В декрете об управлении, предложенном им, перечисляются те знания, которые считаются полезными будущем обществе равных На первом месте среди них земледелие, на последнем преподавательская и научная деятельность, которая допускается лишь тех пределах, которые необходимы для обеспечения крестьянского и ремесленного труда. В другом месте Ф Буонарроти замечает При помощи наук порой исцеляются либо предупреждаются болезни они научат человека познать самого себя они предохраняют его от религиозного фанатизма, настораживают его против деспотизма, делают приятными его досуг и возвышают его душу до самых высоких добродетелей 13 Допуская развитие наук довольнотаки жестких пределах натуральноремесленного хозяйства, бабувисты проповедовали всеобщий аскетизм и грубую уравнительность община обеспечивает гражданам равный и умеренный достаток, жилье, одинаковую одежду, предметы питания так, чтобы не было даже признаков кажущегося превосходства одного человека над другим Само собой разумеется, рамках такого казарменного коммунизма место искусств и наук весьма сомнительно ведь они просто не нужны при такой аскетической жизни. Нападки на Королевскую академию наук начались уже 1790 при подготовке и обсуждении проекта ее реорганизации 17 августа 1790 газете Друг народа Марат начинает публиковать памфлет Современные шарлатаны 11 писем, где проводит мысль о бесполезности академических ассоциаций, о том, что все открытия были сделаны людьми, не входившими академию, и что для блага наук и искусств необходимо ликвидировать во Франции академический корпус По его мнению, академики всегда выступали против подлинных открытий и вели настоящую войну с теми людьми, которые их делали. Еще октябре 1790 выходит анонимная прокламация, где плебейская ярость против Академии наук выразилась уподоблении академического корпуса священникам, а поскольку Национальная ассамблея декретировала упразднение сословия священников как инструмента королевской тирании, необходимо ликвидировать и Академию наук, названной этой прокламации башенкой на тюрьме тиранов В этом же месяце газета Mercure de France выступила за упразднение академии. Академия наук была уничтожена Началось время преследований ученых И этом преследовании науки и ученых оказались единодушными католики и защитники нового культа Верховного Существа Так, депутат Конвента католик П Т ДюранМайян 17291814, выступая декабре 1792 против засилья науки, отверг саму идею создания какихлибо научных корпораций Его поддержали при обсуждении проекта реформы высшего образования, предложенного Кондорсэ, председатель якобинского клуба Э Ж Сийес 17481836 и П К Ф Дону 17611840 депутат от жирондистской партии Они считали неприемлемым существование Академии наук как государственной монополии области прогресса человеческого разума После декрета Конвента от 14 августа 1793 проведенного по настоянию Ж Лаканаля 17621845, борьба между сторонниками сохранения академии и ее ликвидации обострилась.

В программе к курсу Начертательная геометрия науке, созданной Г Монжем для решения проблем инженерной строительной техники, он не только излагает программу реформы системы образования тогдашней Франции, но и формулирует новый образ науки, которая отдает приоритет исследованию прикладных задач Чтобы освободить французский народ от иностранной зависимости, которой он до сих пор находился, надо прежде всего направить народное образование к познанию объектов, требующих точности, что было полном пренебрежении до нашего времени, и приучить наших специалистов к пользованию всевозможными инструментами, предназначенными для того, чтобы вносить точность работу и измерять ее степень Вовторых, надо расширить знание многих явлений природы, необходимое для прогресса промышленности, и воспользоваться для развития общего образования народа тем счастливым обстоятельством, что она имеет своем распоряжении главнейшие ресурсы, которые ей требу ются. В 1789 на арену истории вышли совершенно иные люди идеологи и политики весьма решительные, переведшие абстрактные философемы на язык революционных действий И хотя все они видели просветителях предвестников революции, но все же не могли не отметить различие между их философскими построениями и политической практикой Так, Мирабо писал Между метафизиком, который тиши своего кабинета схватывает истину во всей ее выразительной чистоте, и государственным деятелем, который обязан считаться с прошлым, с затруднениями и преградами, между учителем народа и политическим администратором существует та существенная разница, что один думает только о том, что есть, а другой заботится о том, что может быть Если желают достигнуть цели, то надо беспрестанно помнить, что находишься на земле, а не мире идей. Философия Просвещения с ее уверенностью во всемогущество Разума обернулась годы французской революции репрессивной идеологией подавления инакомыслия, испытала странную метаморфозу санкционировании террора Сциентистская философия Просвещения, усматривавшая науке путь построения нового общества, новой нравственности, нового государства обернулись политической идеологией, санкционировавшей подавление, принуждение, репрессии, террор Тот слой среднего сословия, который, восприняв идеи просветителей, стал сначала парламентскими представителями народа, а затем вождями народа, был слоем среднего и низшего чиновничества, юристов, нотариусов, судей, адвокатов В Учредительском собрании 373 из 577 делегатов третьего сословия были представителями так называемого юридического сословия Именно эта группа и стала идеологами революции, ее трибунами и вместе с тем ее жертвами. Позднее Марат все более и более увеличивал число жертв террора Свобода не восторжествует, пока не отрубят преступные головы двухсот тысяч этих злодеев Он готов был и к миллионам жертв. Взгляды философов, историков, писателей и ученых Просвещения были весьма разнообразны Однако их сочинениях поднимались сходные проблемы и высказывались близкие суждения В интеллектуальной культуре этого периода была предпринята попытка пересмотреть такие ключевые понятия, как человек и общество Что такое человеческая природа Благодаря чему возникает общественное устройство Что объединяет и отличает множество народов мира Почему, несмотря на успехи наук и усовершенствование нравов, люди несчастны Можно ли изменить нынешний порядок таким образом, чтобы и государства, и народы жили гармонии На эти вопросы предполагалось найти ответы на основании рациональной философии и экспериментальных наук. Историкифилософы XVIII предприняли попытку решить проблему универсальных исторических законов Подчиняются ли многообразные события какомуто порядку, подобно тому, как явления природы ее общим законам Прежде связующую роль между эпохами играло Божественное провидение, наделяя смыслом разрозненные эпизоды человеческой истории Философы Просвещения предложили обществу новые универсальные схемы, которые объясняли события, заново соединяя прошлое, настоящее и будущее Большой авторитет среди интеллектуалов XVIII приобрели концепции прогресса и исторических циклов. В сочинении Вольтера положение о неизменности человеческой природы вступало противоречие с идеей поступательного движения цивилизации становления культуры, смягчения нравов и выработки храбрости народа По мысли автора, человечеству удавалось всего четыре раза на короткий срок зафиксировать равновесие между высоким моральным духом и кротостью нравов во времена Александра Македонского, римского императора Августа, правления Медичи во Флоренции и Людовика XIV во Франции. Вольтер последовательно писал о цивилизациях Древнего Китая и Индии, Японии, Ближнего Востока, Африки, Америки и Европы Приведенные примеры должны были свидетельствовать о непрерывности процесса цивилизационного развития Однако у разных народов прогресс осуществлялся не одинаково вот почему при единстве разума сохранялось многообразие традиций и укладов жизни Согласно Вольтеру, Запад опережал Восток, Америку и Африку утверждении рационального взгляда на мир Философы Просвещения представляли историю прогресса как постепенное освобождение разума от суеверий и ошибок на протяжении веков Отставание неевропейских обществ было связано с тем, что них еще сохранялись предрассудки, законы, обычаи и верования, подавлявшие свободу мысли. Просвещение это идейное, интеллектуальное, культурное движение, имеющее общие исходные принципы Однако просветители вовсе не были согласны друг с другом во всем и всегда ученик Дж Локка А Э К Шефтсбери вел полемику со своим учителем, поклонник энциклопедистов Ж Ж Руссо пришел конце концов к резкому расхождению с ними, Ш Монтескьё был сторонником монархии, тот же Руссо республиканцем Существовали также определенные различия воззрениях просветителей разных стран, разных этапов Английское просвещение было, очевидно, наиболее ранним и наиболее компромиссным, французское наиболее ярким, авторитетным и разнообразным, немецкое наиболее поздним и носящим прежде всего философскоэстетический характер В движении просвещения участвовали буржуа и дворяне, светские люди и священнослужители, их просветительские воззрения порой причудливо сочетались Англии с пуританизмом у Д Дефо, С Ричардсона, Германии с пиетизмом у Х Томазия, во Франции со спиритуализмом у Э Б Д Кондильяка Объединяла этих разных людей прежде всего высочайшая оценка свободного размышления.

Слово просвещение произошло от немецкого Aufklang английского Enlightenment французского Les Lumieres, итальянского Illuminismo испанского Illustracion. До царствования Екатерины II Академия наук была у нас единственным ученым учреждением затем для разработки и распространения научных знаний возникают ученые общества, по частной инициативе Первым таким обществом при значительной поддержке правительства, имевшим правильную организацию, было Вольное экономическое общество, основанное 1765 и состоящее, по последнему уставу 1872, из трех отделений 1 сельскохозяйственного, 2 технических сельскохозяйственных производств и земледельческой механики и 3 политической экономии и сельскохозяйственной статистики Вторым было Вольное российское собрание, открывшееся 1771 при Московском университете для разработки русского языка и истории и издавшее до своего закрытия 1783 шесть томов Опыта трудов Вольного Российского Общества Далее, при том же университете были основаны проф Шварцем Дружеское ученое общество 1782 и Собрание университетских питомцев для литературных целей 1781, из трудов которых составлялись, большею частью, сборники, издававшиеся Н И Новиковым В 1789 там же возникло Общество любителей учености Заслуживает упоминания еще Общество для исторических исследований, основанное 1759 Архангельске В В Крестининым и А Н Фоминым, успевшими собрать несколько исторических документов, часть которых была потом напечатана Академией наук см о нем ст В Рудакова, В В Крестинин, Ж М Н Пр, 1895, 5 С начала царствования имп Александра I возникает целый ряд ученых учреждений обществ, задававшихся различными целями На увеличение их числа, а также и расширение их деятельности особенно влияли университеты, которым предоставлено право учреждать их с разрешения министра народного просвещения Закон 1897 предоставил министру нар просв право разрешать открытие всякого рода ученых обществ. Культура России первой четверти 18 века Отставание культурном развитии Образование Наука Музыка Введение Новый для России архитектурный жанр Юности честное зерцало Изобразительное искусство План В 1703 году крестьянин Шилов открыл на Урале месторождение медных руд Цель Выдающееся значение имел выход свет 1703 Арифметики Архитектура Изменения быту Изменения культуре и быте первой четверти XVIII века Книжное дело быстро обрастало своими учреждениями. В отличие от французских просветителей, немецкие философы классического периода И Кант, Г Гегель, Ф Шеллинг определяют культуру как разумный ход истории, при котором вновь создаваемые ценности основываются на ценностях предыдущих эпох, культурном опыте предшествующих поколений Они рассматривают культуру с точки зрения морали По мнению И Канта, создателя концепции категорического императива, человек это высшая культурная ценность и любые попытки его принижения, какими бы целями они не оправдывались, являются высшим проявлением антикультуры Сущность культуры, по Канту, заключается преодолении животного начала силой морали, а не разума. Г Гегель работе Феноменология духа объясняет культуру как закономерное развитие, проявление силы мирового разума Человек не только познает мир, но и преобразует его не без участия и влияния мирового разума. Связь с революционным движением своей эпохи, с потребностями жизни народа отличительная черта развития русской культуры пореформенное время Великие революционные идеалы делали культуру близкой и родной народу, превращали ее действенную силу, активно влиявшую на ход исторического развития. Рост фабрик и заводов, развитие техники требовали грамотного работника, который мог. По инициативе прогрессивных кругов создавались воскресные школы для обучения взрослых Эти школы иногда использовались революционерами для пропаганды передовых идей Полиция строго следила за преподаванием воскресных школах, преследовала их, но они сыграли положительную роль распространении грамотности народе. Нужда образованных чиновниках, инженерах, техниках, агрономах заставила правительство расширить сеть средних и высших учебных заведений Был открыт ряд новых университетов Одессе, Томске, несколько технических учебных заведений. Особенно плохо было с женским образованием До 60х годив России не было открытых средних школ для девушек Институты благородных девиц и частные пансионы, доступные только богатым дворянкам, давали довольно поверхностное образование В университеты и другие высшие учебные заведения женщин не принимали Только 60х годах под давлением общественного движения правительство открыло первую женскую гимназию, а 70х годах женские врачебные курсы Этим было положено начало женскому образованию, но вплоть до Октябрьской революции женщины оставались неравноправном положении.

В целом, несмотря на реакционную политику царизма, просвещение России во второй половине XIX достигло значительных успехов Культурный уровень России значительно поднялся по сравнению с дореформенной эпохой. Первостепенное значение приобретают во второй половине ХIХ естественные науки. На основе достижений математики, физики, химии во второй половине XIX изобретатели добились крупнейших успехов, означавших переворот технике. Выдающимся путешественником и ученым был Н иколай Николаевич МиклухоМаклай 18461888 С юношеских лет он принимал участие революционном движении За участие студенческих сходках МиклухоМаклая исключили из Петербургского университета, и он вынужден был уехать за границу, где и завершил свое образование Первые путешествия МиклухоМаклай совершил на Канарские острова, Марокко, по побережью Красного моря и провел ценные исследования по вопросам зоологии и географии В начале 70х годов он предпринял путешествие на острова Тихого океана с целью изучения народов, населяющих эти острова 15 месяцев исследователь прожил среди папуасов на северовосточном берегу Новой Гвинеи этот берег с того времени называется берегом Маклая Своим добрым, гуманным отношением к местному населению русский ученый завоевал искреннюю любовь и безграничное доверие жителей Затем МиклухоМаклай путешествовал по Филиппинам, Индонезии, Малакке, изучал народности Микронезии и Малонезии На основе своих исследований он пришел к выводу о видовом единстве и взаимном родстве человеческих рас Расовые и культурные признаки народов формируются под влиянием природной и социальной среды МиклухоМаклай решительно отвергал лженаучное деление рас на высшие и низшие Его описания быта и нравов, хозяйства и материальной культуры папуасов до сих пор не потеряли научного значения, МиклухоМаклай страстно выступал против колониальных захватов, разоблачал варварство колонизаторов, боролся против колониального разбоя и работорговли Общественные выступления МиклухоМаклая были горячо поддержаны передовыми кругами русского общества. Взгляды деятелей Просвещения характеризовало критическое отношение к власти и традиции В предложенной новой системе ценностей высшим критерием были разум и здравый смысл, противостоявшие предрассудкам, сословному неравенству, верховенству церкви Глубокие изменения экономике, социальной сфере, повседневной жизни, связанные с промышленным переворотом, позволили идее прогресса приобрести вес философских системах того времени Вера силу разума давала надежды на быстрый культурный прогресс человечества избавление от собственных ошибок, невежества, суеверий, угнетения.

В Британии возрос интерес антикваров к недавнему прошлому страны периодам Английской революции и Реставрации В 4070е гг XVIII здесь издавались парламентские акты, документы и памфлеты предшествовавшего века.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru