Творчество века просвещения

Культура века Просвещения Истоки, особенности и значение европейского Просвещения Люди XVIII называли свое время столетием разума и просвещения Средневековые представления, освящаемые авторитетом церкви и всесильной традицией, были подвергнуты неумолимой критике. Искусство эпохи Просвещения, пронизанное идеями величия Разума, поисками Свободы и Счастья, ставит перед собой задачу привнести действительность эти идеи, зажечь ими, убедить них Поэтому главное место нем занимает литература, ее герои воплощают себе пытливый ум, способность противостоять невежеству и самым невероятным испытаниям, они наделены горячим сердцем, справедливостью и другими добродетелями Эти черты присущи не только положительным персонажам романов Ирония и сатира, обличающие несовершенство мира, глупость, пошлость или обскурантизм, также утверждают эти качества любой сфере общественной жизни. В искусстве еще живут сложившиеся прошлом веке направления классицизм, барокко, но они вобрали себя новые веяния времени, и некоторые из привычных традиций начинают изживать себя Барокко, выражавшее состояние мятущегося человека мире рухнувших идеалов Возрождения, наполненное переплетением противоположностей, бурное, пышное, изощренное, постепенно сходит на нет, его отголоски некоторое время звучат лишь театре На его место приходит, правда, на короткое время, другое направление искусства рококо, по предположениям различных исследователей, выросшее из барокко Его приверженцы славили жизнь, погоню за мимолетным наслаждением, игру любви и случая Жизнь произведениях этого направления выступает как быстротечный праздник, которым правят Вакх и Венера 121, 5 Литературное рококо унаследовало от барокко игру слов, красочные описания пейзажа, новыми стали, особенно во французской литературе, ироническая заостренность речи, множество намеков и недомолвок, приправленных фривольностями Мы найдем этот стиль у Вольтера поэме Орлеанская девственница, Персидских письмах Монтескь, романах Лесажа 1668 1747 Хромой бес и Дидро Нескромные сокровища, где просветительские идеи, сатира и ирония облечены самую нескромную форму проявления Например, вольтеровская Жанна Арк вовсе не сторонница аскетизма только данный ею обет удерживает героиню от любовных забав Лесаж своем романе, используя сюжет более раннего произведения Луиса Белеса де Гевары, откровенно живописует жизнь Мадрида во всей ее неприкрытой полноте Одни авторы привнесли свои произведения эротику и гедонизм, призывая наслаждаться быстротечной жизнью, другие вольномыслие, иронию и сатиру Например, Дидро повести Монахиня описывает далеко не целомудренные монастырские нравы. Так классицизм Просвещения связывает упорядоченность мира с человечностью, с мудростью, которая должна привести людей к разумному пониманию, к веротерпимости, к той справедливости, которую принято называть высшей. Совершенно особое место искусстве заняла музыка, которой единственной было под силу передать глубину и богатство чувств, во всем их великолепии И Гайдн, и Моцарт создали великую музыку, которой равной степени были свойственны продуманность гармонии, логическое построение всех музыкальных форм и способность к передаче всевозможных оттенков чувства У Гайдна мы встретим прелестные, легкие пасторальные мотивы, туманную грусть, настоящую страсть и одновременно картины сельской жизни, связанные почти со звукоподражанием Гайдн 1732 1809 смог средствами музыки, как гласит легенда, дать понять князю Эстергази, что оркестрантам не заплачено жалованье В одной из его симфоний, Прощальной, последняя часть построена таким образом, что каждый оркестрант, завершив свою партию, встает и уходит, гася на пюпитре свечу Звучание музыки постепенно слабеет Под конец звучит только одна скрипка, и ее мелодия способна растрогать самое суровое сердце Моцарт 1756 1791 прошел свой музыкальный и жизненный путь от почти детской, непосредственносчастливой и ясной мелодической мысли до высот и глубин понимания смысла и бессмыслицы жизни Реквиеме.

Судьба унаследованных от XVII века творческих принципов оказалась неодинаковой Классицизм был принят Просвещением, потому что отвечал его рационалистической природе, но его идеалы радикально переменились Барокко превратилось декоратизм нового стиля рококо Реалистическое осмысление мира набирало силы и проявлялось самых разных формах художественного творчества. В эпоху Просвещения завершился переход к современной культуре Складывался новый образ жизни и мышления, а значит, изменялось и художественное самосознание нового типа культуры Название Просвещение хорошо характеризует общий дух этого течения области культурной и духовной жизни, ставящего себе целью заменить воззрения, основанные на религиозных или политических авторитетах, такими, которые вытекают из требований человеческого разума. Новый тип культуры был связан с осознанием суверенности и самодостаточности личности Художественное творчество века Просвещения утверждало самоценность личности, того, что отличало ее от всех других людей Новые экономические, политические, социальные условия любой деятельности, том числе и художественной, приводили к тому, что исполнитель вкусов заказчика превращался свободного художника, который так же, как и любой другой производитель товаров, мог свободно продавать продукт своего труда. В различных государствах и различных областях культурной жизни процесс просвещения протекал поразному В Англии начало Просвещения некоторые исследователи относят к XVI Английское Просвещение носило религиозный и политический характер Во Франции торжество идей эпохи Просвещения XVIII было закреплено победой революции 1789 В Германии оно приняло характер просвещенного абсолютизма, не проявляясь политических событиях, а уходя во внутреннюю духовную жизнь, философию и литературу В Италии Просвещение проявилось антиклерикализме В Испании просветителями можно назвать лишь небольшую группу людей, противостоявших двору и церкви и отделенных пропастью от непросвещенного народа, не верившего прогресс и не желавшего реформ. Французские просветители обратились к английским теориям как к схемам для выражения своих собственных стремлений Большинство из них знали английский язык, побывали Англии путешествия туда были большой моде, познакомились с ее общественными порядками Масса переводов, общедоступных переложений открыла французской публике философию Бэкона и Локка Знакомство с Англией давало новый культурнообщественный материал и указывало на ряд поучительных параллелей.

Литература опиралась на общественное мнение, которое формировалось кружках и салонах Двор перестал быть единственным центром, к которому все стремились В моду вошли философские салоны Парижа, где бывали Вольтер, Дидро, Руссо, Гельвеций, Юм, Смит Образованное общество с жадностью набрасывалось на вновь изданные тома просветителей С 1717 по 1724 было напечатано более полутора миллионов томов Вольтера и около миллиона томов Руссо. Демократическое направление Просвещении получило название руссоизм по имени одного из наиболее радикально настроенных просветителей ЖанЖака Руссо 17121778 Он был одним из тех, кто духовно подготавливал Французскую революцию Руссо видел причину социального неравенства частной собственности Рассуждение о начале и основаниях неравенства Он защищал республиканские демократические порядки, обосновывал право народа на свержение монархии Его общественнополитические трактаты легли основу деятельности якобинцев. Главным редактором и душой предприятия был Дени Дидро 17131784 представитель демократического направления просветителей Для успешного издания Энциклопедии был необходим именно такой человек упорный своих начинаниях, бескорыстный, разнообразных познаний и интересов, неутомимый работе. Развитие экспериментальных исследований, установление количественных соотношений между явлениями природы, их точное математическое выражение, способность человеческого разума понять и использовать законы природы, создание новых техники и технологии приводили к изменениям мироощущении людей того времени Люди оказались настолько смелыми, что вторглись даже сферу религии Существование различных вероисповеданий они стали рассматривать как факт, противоречащий разуму Традиционные формулировки лишь относительны, а не абсолютны, следовательно, нужно было создать рационалистическую религию Стремление доказать существование Бога средствами разума деизм стало очень популярным Отвергая церковнорелигиозные догматы, деисты защищали бытие божества В формировании рационалистической религии участвовала вся Европа Юм, Бейль, Руссо, Вольтер, Дидро, Лейбниц, Лессинг и многие другие Протестантизм, который уже таил себе рационалистическое учение, а затем и католицизм с середины века стали допускать веротерпимость там, где раньше было преследование инакомыслящих Признанный враг веротерпимости орден иезуитов, руках которого находилось практически все образование, потерял свои позиции и 1773 был упразднен папой Климентом XIV Рационалистическая религия успешно боролась с суевериями середине века суды большинства европейских стран отказывались разбирать дела по обвинению колдовстве. В этот же период появился новый жанр устного на родного творчества исторические песни Они были непосредственным откликом на происходящие события Героями песен были простые люди, совершавшие по двиги борьбе с завоевателями Одна из них песня об АвдотьеРязаночке, про стой женщине, которая высво бождает из полона жите лей Рязани и возрождает город Поэтическим откликом на происшедшее 1327 году восстание жителей Твери про тив ханского баскака Чолхана стала песня о Щелкане Дуден тьевиче В ней слышен не только плач народа о постиг шем несчастье, но и уверен ность неизбежности победы над поработителями. Литература XIV XV веков Центральной темой русской литературе XIV XV веков была борьба против иноземных захватчиков Одним из распространенных жанров становится воинская повесть В основе произ ведений этого жанра лежали конкретные исторические факты и события, а персонажами были реальные люди Выдающимся памятником литературы является По весть о разорении Рязани Батыем В ней рассказыва ется о взятии древнего города и трагической судьбе кня жеской семьи Повесть включает себя и рассказ о ге роебогатыре Евпатии Коловрате и его отряде, наво дившем ужас на врага Основная мысль произведения выражена словах Лучше нам смертию живота купи ти, нежели поганой воли быти. В XV веке возрождается общерусское летописа ние Первая общерусская летопись, преодолевшая ме стные интересы и ставшая на позиции единства Руси, была составлена Москве начале XV века так на зываемая Троицкая летопись Московские летописцы провели большую работу по объединению и обработке разрозненных местных летописей Около 1418 года при участии митрополита Фотия было предпринято состав ление новой летописи, главной идеей которой был союз московской великокняжеской власти с городским насе лением целях политического объединения Руси. Все московские летописи пронизывает мысль о необходи мости государственного единст ва и сильной великокняжеской власти Они последователь но проводили идею о том, что Москва является наследницей и преемницей политических тра диций Киева и Владимира Что бы ярче подчеркнуть эту идею, московские летописные своды начинались с Повести времен ных лет Развитие литературы XVI века Литература XVI ве ка все больше внимания уделяет проблеме крепнувшей великокняжеской, а затем царской власти В начале XVI века одним из первых к этой теме обратился неиз вестный автор Сказании о князьях владимирских В основе этого произведения лежали две легенды Одна из них утверждала, что московские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа В дру гой рассказывалось, как византийский император Кон стантин Мономах передал киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царские регалии, которыми Владимир якобы венчался на царство Отсюда следовало, что и преемники Владимира Мономаха имели законное право на царский титул Эти легенды обосновывали право московских великих князей как наследников киевских князей на самодержавную власть. Тогда гуси загоготали на речке на Мече, лебеди крыльями заплескали Это не гуси загоготали, не лебеди крыльями заплескали, но поганый Ма май на Русскую землю пришел и воинов своих привел. Под влиянием просветительских идей сложилось реалистическое творчество немецких портретистов Антона Графа 1736 1813 и Иоганна Фридриха Тишбейна 1722 1789 Самое заметное место немецком искусстве XVIII принадлежит музыке, представленной первой половине этого века мужественным, полным глубокого чувства творчеством Баха и Генделя выдающихся немецких композиторов Развитие немецкой музыки было тесно связано с Реформацией.

К концу XVIII буржуазия Европы настолько окрепла, что ждала от искусства эпохи Просвещения призыва к подвигу, прославления гражданской доблести, героики борьбы. В Предисловиях авторы романов настойчиво указывают на бесспорную пользу своих сочинений они рассматривали роман не как забаву, а как серьезное, полезное и поучительное чтение Романисты единодушно утверждали, что их произведения не только полезны, но и абсолютно правдивы Стремление доказать достоверность своих повествований приводило писателей к использованию определенных художественных форм Большинство романов этих лет имеет форму автобиографическую, повествование ведется них от первого лица Это, как правило, романымемуары или эпистолярные романы, которых события разворачиваются хронологической последовательности Главным достоинством романа и залогом его успеха считалось отражение нем жизненной правды Во французском романе первой половины XVIII формировались черты просветительского реализма Романисты, не ограничиваясь воспроизведением реалий быта, стремились воссоздать жизнь во всем ее разнообразии, уделяя внимание прежде всего фактам, отражающим всеобщность явления, а при изображении человеческих характеров особенно выделяли черты, делающие того или иного человека представителем определенного общественного сословия Характеры и обстоятельства романном творчестве начинают соотноситься с объективными национальными и социальноисторическими условиями жизни человека и развития общества. Французской революции Однако никакие декреты не смогли убить жанр, рожденный самой жизнью роман существовал, прогрессировал, способствовал формированию просветительской идеологии. Многие проблемы, которые Монтескьё разрешал своих трактатах, были впервые поставлены им философском романе Персидские письма 1721, написанном эпистолярной форме Роман Монтескьё мало похож на другие романические произведения его времени с их энергичным развитием действия, многочисленными персонажами, судьбы которых переплетаются единый узел У Монтескьё внешнее действие сведено к минимуму Основные герои романа персы Узбек и Рика, путешествуя по Европе и живя во Франции, пишут письма на родину и получают ответы Они наблюдают жизнь во Франции и описывают ее, подвергая критике Монтескьё создал роман на восточную тему, вслед за ним к восточной экзотике обращались многие французские просветители как с целью сатирикообличительной критика европейской цивилизации непредубежденным человеком, так и философской сравнение двух цивилизаций восточной и западной, что способствовало развитию историзма мышления Роман Монтескьё решал философские и политические проблемы. Западная часть романа описание французской жизни заключает себе ее принципиальную критику Персы приезжают во Францию последние годы правления Людовика XIV Они критикуют государственную систему во Франции абсолютизм и короля, который был классическим образцом абсолютного монарха Король любит славу, вовсе не считаясь с тем, что бессмысленные войны, которые он ведет, дорого обходятся Франции Осуждают персы и религиозный фанатизм после отмены Нантского эдикта нетерпимость стала причиной большого числа преступлений и жертв Персы приходят к выводу, что французский король бездарен и тщеславен, что он избрал персидский деспотизм примером для подражания Папа римский, по мнению персов, повелевает умами всех, хотя на самом деле он всего лишь старый идол, которому кадят по привычке Персов поражает, что христианское духовенство бесконечно спорит о догматах веры и никак не может достичь согласия, при этом за денежное вознаграждение верующим разрешается нарушать догмы, что свидетельствует о своекорыстии католической церкви Инквизицию они считают страшным орудием произвола и деспотизма Автор Персидских писем приходит к выводу, что само понятие Бога, возможно, лишь порождение фантазии человека если бы, говорит он, треугольники умели мыслить, то их Бог был бы также с тремя углами, и неудивительно, что у негров Бог черный, а дьявол белый. Творчество Монтескьёпросветителя, который боролся против феодальных установлений за права и свободу человека, оказало сильное воздействие на французских философов и писателей XVII и частности на дальнейшее развитие жанра романа. Изучая природу человека, Мариво приходит к выводу, что ей свойственно естественное побуждение к доброму и следовать ему полезно для самого индивида и для окружающих его людей Мариво реабилитирует чувство способность чувствовать оправдывает поведение героев, нарушающих привычные обычаи и законы, если они неестественны и основаны на предрассудках Мариво был убежден существовании природного альтруизма человеке и зло считал следствием воздействия на человека дурных общественных условий Отношения человека с внешним миром, считает Мариво, устанавливаются на основе ощущений Чувство раньше, чем разум, помогает постигнуть законы действительности и характер взаимоотношений людей Разумно поступает тот, кто прислушивается к внутренним побуждениям, к инстинкту, к интуиции Поэтому герои Мариво, подчиняясь внутренним побуждениям, познают реальность интуитивно инстинктивные движения их сердца Мариво приравнивает к советам разума Природное чутье помогает им понять и оценить обстоятельства и людей, а также поступать справедливо и добродетельно Достоинства человека кроются его способности к тонким и добрым чувствам, вложенным природой и ведущим человека по жизни. В искусстве еще живут сложившиеся прошлом веке направления классицизм, барокко, но они вобрали себя новые веяния времени, и некоторые из привычных традиций начинают изживать себя Барокко, выражавшее состояние мятущегося человека мире рухнувших идеалов Возрождения, наполненное переплетением противоположностей, бурное, пышное, изощренное, постепенно сходит на нет, его отголоски некоторое время звучат лишь театре На его место приходит, правда, на короткое время, другое направление искусства рококо по предположениям различных исследователей, выросшее из барокко Его приверженцы славили жизнь, погоню за мимолетным наслаждением, игру любви и случая Жизнь произведениях этого направления выступает как быстротечный праздник, которым правят Вакх и Венера 121, 5 Литературное рококо унаследовало от барокко игру слов, красочные описания пейзажа, новыми стали, особенно во французской литературе, ироническая заостренность речи, множество намеков и недомолвок, приправленных фривольностями Мы найдем этот стиль у Вольтера поэме Орлеанская девственница, Персидских письмах Монтескье, романах Лесажа 16681747 Хромой бес и Дидро Нескромные сокровища, где просветительские идеи, сатира и ирония облечены самую нескромную форму проявления Например, вольтеровская Жанна Арк вовсе не сторонница аскетизма только данный ею обет удерживает героиню от любовных забав Лесаж своем романе, используя сюжет более раннего произведения Луиса Белеса де Гевары, откровенно живописует жизнь Мадрида во всей ее неприкрытой полноте Одни авторы привнесли свои произведения эротику и гедонизм, призывая наслаждаться быстротечной жизнью, другие вольномыслие, иронию и сатиру Например, Дидро повести Монахиня описывает далеко не целомудренные монастырские нравы. В живописи рококо радовало глаз зрителя пасторальными сценами, где участвовали амуры и нимфы, где переплетались изящные линии тел и драпировки, гирлянды цветов, облака голубоватожемчужных и розовых полутонах Такова живопись Франсуа Буше 17031770, одного из любимцев французской аристократии. Часто сентиментализм уводил своих читателей от тягот жизни мир иллюзии, мечты или обитель уединения, уныния и мрачных чувств Английский поэт Эдуард Юнг 16831765 поэме Жалоба, или Ночные думы говорит о том, что жизнь пустая суета, и только потусторонний мир может быть прибежищем для человека Такие настроения возродили литературе, а особенно поэзии сентиментализма жанр элегии с ее мотивами скорби о быстротечности жизни, описаниями кладбищ и размышлениями о том, что смерть естественное завершение жизни, не обрывающее уз любви и дружбы умершие попрежнему живут памяти односельчан 121, 5 Сентиментализм возник последней трети XVIII века Он стал выражением кризиса просветительской мысли, устремленной к рационалистическому началу Название нового направления вошло художественный обиход после выхода свет романа английского писателя Лоренса Стерна 17131768 Сентиментальное путешествие по Франции и Италии 1768 Немецкий теоретик искусства и драматург Готхольд Лессинг 17291781 говорил, что произведения нового искусства прокладывали путь к познанию человеческого сердца и магическому искусству представлять глазам зарождение, развитие и крушение великой страсти 122.

Внимательный и пристальный взгляд испанского художника Ф Гойи 17461828 оставил миру множество портретов, предлагающих блестящую характеристику каждого персонажа, а гравюры серии Капричос сатирическую картину человеческих пороков Реализм этого времени создает и образ нового героя, человекаборца, способного противостоять невзгодам, защищать истину и справедливость Таковы Робинзон Крузо, Фигаро или Фауст Реализм оказал огромное влияние на развитие романа, котором стало возможным через множество героев и ситуаций полнее передать идеи своего времени. Французская скульптурная россика 2й половины 18 является предметом внимания ученых уже давно Достаточно подробно освещено пребывание России Э М Фальконе, последнее время исследователи проявляют более пристальный интерес к творчеству Н Ф Жилле, Ж, Д Рашетта МариАнн Колло остается наименее изученным французским скульптором, творческой биографии которого связь с Россией сыграла решающую роль Изучение наследия Колло, жизнь которой была связана с именами известных просветителей Д Дидро, Ф М Гримма, Д А Голицына и Э М Фальконе, дает редкую возможность исследовать один из аспектов искусства 2й половины 18 века непосредственной взаимосвязи с интеллектуальным движением времени. В работе предпринята попытка рассмотреть все доступные настоящее время произведения художницы максимально полном контексте, то есть не только с точки зрения эволюции французской портретной пластики 18 века, но и той роли, которую сыграли французские мастера развитии русской скульптуры последней трети 18 века Вместе с тем, автор пытается показать взаимосвязь портретного творчества Колло с идеями тех просветителей, которые оказывали влияние на саму портретистку, а также на ее заказчицу Екатерину II выборе моделей для портретов, формах и типологии портрета как жанра, отношении к задачам портрета Впервые вводятся научный оборот некоторые архивные документы, выявлены ранее не использовавшиеся для анализа творчества Колло литературные источники Предложены новые атрибуции, касающиеся идентификации. Практическая ценность заключается том, что впервые собран материал о французском скульпторе, имевшем контакты с Россией Полученные результаты могут быть использованы исследованиях, посвященных изучению западноевропейского искусства 18 при написании обобщающих трудов, связанных с проблематикой культуры Просвещения, а также могут быть привлечены каталогах при подготовке выставок, монографических статьях и путеводителях Материал диссертации может найти применение педагогической деятельности, частности, при подготовке спецкурсов Результаты исследования используются автором научной работе Государственной Третьяковской галерее Приложения и альбом иллюстраций являются основой для дальнейшей атрибуционной работы. В соответствии с целью и задачами диссертации выстроена ее структура Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и комплекса приложений, куда включены список произведений М Колло, архивные документы, предложенные автором диссертации и получившие апробацию атрибуции, впервые собранный иллюстративный материал Работа снабжена списком использованной литературы.

В обобщающих трудах по истории французского искусства 18 или обзорах французской скульптуры Колло почти не уделяется внимания, как и многим другим скульпторам, работавшим за пределами Франции Особенности творческой судьбы Колло предопределили трудности для французских историков искусства изучении ее творческого наследия, которое оказалось разделено между разными странами Скульптор чаще упоминается обобщающих трудах по истории русского искусства или связи с исследованием проблемы русскофранцузских художественных связей. Для изучения художественных связей России и Франции особенно много сделал крупнейший французский историк искусства 1й половины 20 Луи Peo Результатом исследований Peo области французского художественного влияния Европе стал фундаментальный четырехтомный труд История экспансии современного французского искусства Первым 1924 вышел свет том, котором рассматривалось французское влияние на славянский мир и Восток 1819 вв Большая часть этого тома посвящена России Обширный художественный материал рассматривается Л Рео только с точки зрения влияния французской традиции Явно преувеличивая, несомненно, очень большое значение французской традиции для русской скульптурной школы 18 Peo называет ее отростком французской. Отечественные историки искусства начале 20в рассматривали русскофранцузские контакты 2й половины 18 несколько ином ракурсе, чем их французские коллеги Творчество французских мастеров интересовало их с точки зрения места этих художников истории русского искусства и их роли становлении русской художественной школы наравне с представителями других национальных школ, работавшими России Вместе с тем для русских исследователей начала 20 был также характерен галлоцентристский взгляд, при котором русская художественная школа иногда воспринималась почти как лишенная своеобразия и самостоятельности Следует, однако, заметить, что такой подход может быть отчасти объяснен самим характером материала Более скромную оценку творчеству Колло давали отечественные историки искусства во 2й половине. Во 2й половине 20 продолжалось более углубленное изучение отдельных произведений Колло, которое привело к переосмыслению некоторых аспектов творчества скульптора В конце 1990х годов возникла новая волна интереса к творчеству Колло, предпринимались попытки пересмотреть ее место истории портретной пластики 18 столетия Этот интерес проявился и как следствие внимания современных исследователей к проблемам женского творчества целом Изучается эрмитажное собрание произведений французского скульптора с точки зрения музейных экспертов Очень высоко оценивает наследие Колло французская исследовательница М Л Бекер В статьях под названием МариАнн Колло искусство терракоты женских руках и МариАнн Колло Петербурге ею анализируются не только ранние терракоты художницы, но делается краткий обзор всего творческого пути В ее статьях особенно важен материал, касающийся парижских работ художницы. Важнейшим моментом, многое определившим судьбе Мари Колло, было решение отправиться Россию вместе с Э М Фальконе, заключившим контракт на сооружение конного монумента Петру I Петербурге Это решение было для нее непростым В главе рассматриваются подробности подписания контракта, позволяющие заключить, что ученица Фальконе уезжала Россию, не имея письменно оформленного договора о службе при дворе Отмечается роль Д Дидро, который активно поддержал Колло ее желании последовать за учителем далекую и незнакомую страну.

Часть из них так или иначе имела отношение к главному труду Фальконе Петербурге Так генерал П И Мелиссино, обладая богатырским телосложением, позировал художнику для фигуры Петра I, позже. С начала 18 получает особенно широкое распространение мифологический тип портрета, скульптуре он существует форме статуи и бюста Более интересной является портретстатуя рост До этого времени она использовалась для изображения святых, религиозной и надгробной скульптуре В 17 столетии прижизненной портретной статуи рост мог удостоиться только король, остальных случаях ограничивались формой бюста Считается, что начало новому типу мифологического портрета скульптуре положила статуя работы А Куазево МарияАделаида Савойская облике Дианы 1710, мрамор, Лувр, изображающая супругу наследника престола Этот тип портрета, подобен тому, который живописи разрабатывали Н Ларжильер и Ж М Наттье В середине века мадам Помпадур, будучи фавориткой Людовика XV, становится главной героиней многочисленных мифологических портретов Она прославляется скульпторами своего времени под образами античных богинь Помоны и Авроры, аллегорий Изобилия, Музыки, Дружбы. Далее выявляются особенности мифологического портрета В форме статуи он имеет точки соприкосновения с историческим жанром, поскольку понятие историческая картина включало сюжеты с историческими и мифологическими персонажами Однако рококо превращает мифологию игру и маскарад Соответствующие атрибуты используются художниками скорее для того, что придать портрету жанровый или даже бытовой оттенок, при этом сохраняя возвышенный строй образов Миф по сравнению с историей представляет собой как бы доисторический период невозможен реальный отсчет времени Широкое распространение мифологического портрета указывает на свойственное стилю рококо восприятие времени, для которого, отличие от неоклассицистической ориентации на прошлое, не столь существенны связи с другими историческими эпохами, важнее полнота ощущения настоящего момента. После обзора портретного творчества Лемуана автор останавливается на высказываниях современников, касающихся эстетики портрета. В наследии Ж Б Пигаля и Э М Фальконе портрет занимает небольшое место В этом жанре оба мастера были далеки от стремления к идеализации, напротив, им было свойственно желание запечатлеть все особенности натуры без сглаживания характерного во внешнем облике. Автор считает необходимым привлечь внимание к теоретическим высказываниям Фальконе о жанре портрета, которые ранее оставались вне поля зрения исследователей Подчеркивается также расхождение взглядов скульптора с мнением Дидро Малое число портретов наследии Фальконе не было вызвано отсутствием заказов или неудачами Оно объясняется отношением Фальконе к портрету как жанру второстепенному сравнении со статуарной пластикой сопоставимой по значению с исторической живописью и было характерным для своего времени. Новая волна более пристального интереса к античности, захватившая европейскую культуру и постепенно нараставшего к концу столетия, с середины века затрагивает и французское искусство С приходом на пост директора Королевских строений 1774 графа Анживийе во французском искусстве усиливаются морализирующие, ретроспективные и антикизирующие тенденции На французском портретном бюсте увлечение античными формами 17601780е годы и нарастание. В завершении третьей главы подводится краткий итог развитию портретной пластики обозначенного периода Портретная традиция, утвердившаяся творчестве Куазево, получила развитие творчестве Ж Б Лемуана, затем была продолжена произведениях его учеников и Ж А Гудона Почти все крупнейшие французские скульпторы этой эпохи много работали жанре портрета, исключение составляют Э М Фальконе и Ж Б Пигаль В творчестве Ж Ж Каффиери и Ж А Гудона портрет стал самым важным жанром Интерес общества к портрету и расширение круга заказчиков привели к увеличению числа портретной продукции, типологическим изменениям и более развитой типологической структуре скульптурного портрета. Своеобразие этой группы работ том, что она очень ярко выражает характерную тенденцию скульптурном портрете концентрацию внимания портретистов на интеллектуальном и эмоциональном своеобразии индивидуальности портретируемого и предпочтение камерного бюста для показа неповторимой совокупности этих качеств конкретной личности.

Собранный материал позволяет утверждать, что прослеживается определенная взаимосвязь образных характеристик Колло с эволюцией взаимоотношений философов с Екатериной II и изменением общественного имиджа русской императрицы Впечатления и опыт, полученные от личного общения с императрицей, представления, об идеальном просвещенном монархе, сложившиеся этом кругу просветителей, оказывали влияние и на творчество Колло, частности, на портретный образ Екатерины. Именно у Колло впервые встречается тип форме барельефа, котором императрица увенчана лавровым венком, изображение высоко срезано и включает лишь обнаженную шею Повторение этой иконографии работах Колло 1772 и 1774 гг показывают, что был найден один из образов, удовлетворивших саму императрицу В нем больше величественности и отстраненности, благодаря использованию антикизирующих элементов С 1773 заказы на портретные бюсты императрицы стал получать Ф И Шубин, он следует типу изображения лавровом венке, добавляя диадему Происходит трансформация этого типа сторону большей репрезентативности, и он остается популярным форме бюста на протяжении последующих двух десятилетий. Таким образом, обобщая рассмотренный материал, касающийся данной темы, можно констатировать, что Колло вводит два типа изображения императрицы, один из которых популярен ранний период правления Екатерины II мрамор предназначается подарок Вольтеру, с него изготавливаются гипсовые слепки, которые отправляются Париж и Англию, портрет изображается полотне Д Г Левицкого и позднее не встречается, другой, антикизирующего характера, получает долгую жизнь В нем создается более идеализированный, чем ранних работах Колло, облик императрицы. Наряду с изображениями императрицы наиболее значимую часть наследия Колло составляют портреты деятелей Просвещения и тех, кого они называли просвещенными монархами Ф Вольтер, Д Дидро, Э Фальконе, Петр I, Генрих IV и герцог Сюлли. Екатерина П зачитывалась книгами Вольтера, вела с ним переписку, после смерти философа приобрела его библиотеку, задумала мемориальный ансамбль его память Она предлагала перенести издание Энциклопедии Россию, купила библиотеку Д Дидро, приглашала Ж Л Даламбера стать воспитателем великого князя, составляя Наказ уложенной комиссии, заимствовала идеи у Монтескье По нашему мнению, одном из ретроспективных портретов Колло Екатерина II, изображенная до восшествия на престол, представлена как юная ученица просветителей. Так барельефное изображение Г Г Орлова 1772, при героикомемориальном пафосе и неоклассицистической программе, композиционном, линейном и пластическом решении тяготеет к барочнорокайльной стилистике парадного портрета Барельефы с профильным изображением составляют значительную часть петербургских работ художницы В выборе такой формы сказалось влияние неоклассицизма.

В Заключении приводятся общие итоги исследования Рассматривая свете контактов с просветителями жизненный путь Колло, следует отметить, что на протяжении всей своей творческой биографии до переезда Нанси после смерти Этьенна Фальконе Колло постоянно была сфере влияния и находила под держку у просветителей и их приверженцев. Из анализа конкретных произведений Колло становится очевидно, что непосредственное влияние просветительских воззрений на характер творчества Колло сказалось прежде всего на отношении к портрету как виду искусства, котором мемориальная функция представляется тесно связанной с моральнодидактическими задачами, а также на выборе персонажей. В связи с этим автором диссертации выделены следующие задачи Вопервых, уточнить детали биографии, рассматривая скульптора как личность эпохи Просвещения Вовторых, исследуя контакты Колло с просветителями, выяснить, какое место занимает ее творчество культуре Просвещения Втретьих, определить характер изменений, происходящих ее произведениях контексте становления европейского неоклассицизма Вчетвертых, исследовать характер ее связей с русской культурой, проанализировав работу над произведениями, заказанными Екатериной II ее собственными изображениями и портретами ее окружения При освещении отдельных проблем петербургского периода возникают частные задачи Одна из них рассмотрение влияния М А Колло на русских мастеров скульптурного портрета Исследование конкретных произведений ставит также атрибуционные задачи. Именно произведения Колло, сохранившаяся переписка Фальконе с Екатериной II, другие документы дают материал для исследования этой проблематики на примере портретной скульптуры Колло. Архиве Древних Актов, Российском Государственном Историческом Архиве, Отделе рукописей Государственного Эрмитажа. В диссертации анализируются скульптурные произведения Колло с привлечением обширного сравнительного материала, выводы основываются на сопоставлении с работами как французских, так и русских скульпторов, являвшихся ее современниками или предшественниками. В соответствии с целью и задачами исследования строится структура диссертации Она состоит из введения, четырех глав, заключения и комплекса приложений, куда включены список произведений художницы, архивные материалы, предлагаемые атрибуции Диссертация снабжена списком литературы и альбомом впервые собранного вместе иллюстративного материала. Среди портретов, созданных ею Петербурге, значительное число относится к погрудному типу изображения различных композиционных вариантах Соотношение камерного и парадного творчестве Колло отражает сложившуюся период становления рококо во французском портретном бюсте тенденцию к более спокойной и камерной характеристике противовес бравурности барокко Для изображения просветителей и исторических персонажей, высоко ими ценимых, использовались наиболее лаконичные формы Во второй половине столетия, приблизительно с 1770х годов складывается представление о том, что философа понимании эпохи интеллектуала, строящего свою литературную или научноисследовательскую деятельность на просветительских взглядах подобает представлять как людей античной эпохи, которая воспринималась золотым веком человеческой истории Сложению и утверждению такого представления способствовали высказывания Дидро, который видел себе сходство с античным оратором Колло одновременно с Гудоном была первым скульптором, который использовал антикизирующий тип бюста без драпировок для изображения философа. В основе эстетики Просвещения лежало рационалистическое начало Для неоклассицизма, стиля, начало расцвета которого хронологически совпадает с широким распространением просветительских идей, был характерен рационалистический подход, нормативность эстетического идеала Его отличала обращенность прошлое Уже однажды истории, античную эпоху, этот идеал нашел свое воплощение Само устройство античного общества, породившего столь совершенное искусство, было достойным этическим и гражданским примером Наряду с поучительными историческими сюжетами большую роль начинает играть скульптурный портрет как увековечивающий память достойной подражания личности, и соответственно падает интерес к мифологическому портрету Историзм, характерный для мышления неоклассицизма, порождает увлечение ретроспективным портретом, портретомпамятником В наследии Колло петербургского периода эта разновидность портрета представлена достаточно широко.

Фальконе Париже, нашла наиболее яркое проявление Петербурге На почве увлечения русской императрицы идеями просвещенного абсолютизма, у самой Екатерины II и придворных кругах возникли контакты с французскими просветителями, а с некоторыми из них сложились и более тесные связи Благодаря этому создалась благоприятная среда для раскрытия портретного дарования Колло Ее вклад культуру Просвещения связан прежде всего с воплощением портретной пластике образов просвещенного монарха Петр I, Генрих IV, Екатерина II и философапросветителя Вольтер, Дидро, Фальконе Анализ собранного материала выявил значительность той роли, которую она сыграла портретной пластике на рубеже 1760 и 1770х годов. Так, Просвещении выходит на первый план идея воспитания человека Вера большие возможности воспитания укріплювалася авторитетом английского мыслителя Дж Локка философ утверждал, что человек рождается чистым листом, на котором могут быть начертаны любые моральные, социальные ведомости, важно лишь руководствоваться при этом разумом Век разума таково распространенное название XVIII. Однако, во всех направлениях на первый план выходили различные прозаические жанры новелла, роман, философская повесть Несмотря на то, что этот период развивалась и поэзия поэмы, элегии, эпиграммы, баллады, все же эпоха Просвещения получила репутацию века прозы. Век Просвещения понятие и виды Классификация и особенности категории Век Просвещения 2014 Нелепые рассказы и суждения, Пророчества, исполненные лжи, Гадания, видения, сновидения И всякий прочий вздор достойны осуждения Вальтер Скотт Немного хронологии Окончание Тридцатилетней войны 1616 48 гг Казнь Карла Стюарта 1649 Фронда 1648 52 и начало царствования читать подробнее. XVIII век обычно называют эпохой Просвещения Это идейное течение было основано на убеждении решающей роли разума и науки познании естественного порядка, соответствующего подлинной природе человека и общества Личность постепенно эмансипируется, осознает свой читать подробнее. Однако он не был исключительно вузькоидеологичним движением представителей среднего класса, направленным против феодализма. Напротив, литература рококо это слово образовано от фр наименование морской раковины рокайль обращена к частной жизни человека, его психологии, проявляет гуманное уступчивость к его слабостям, ищет легкости, непосредственности и изящества художественной речи, предпочитая остроумноироническом тона повествованиеі. Сентиментализм ставил акцент на изображении чувств человека, его эмоционального жизни, возлагал надежду на открытость и сочувствие, утверждал превосходство сердца над умом, конце концов, противопоставлялась я благоразумия чувственность.

В отличие вол предшествующего литературного этапа, когда основные художественные направления барокко и классицизм определенно противостояли друг другу, эстетические течения XVIII часто смешивались, переплетались, образую кая компромиссную единствоь. На протяжении всего развития Просвещения центре рассуждений его идеологов находилось понятие разум Разум, представлении просветителей, дает человеку понимание как общественного устройства, так и самого себя И то и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать Таким образом обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения царство разума Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума считалось научное познание. В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства После реформы, проведенной К В Глюком 1714 1787, опера становится синтетическим искусством, соединяющим одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие На высшую ступень классического искусства поднял Ф Й Гайдн 1732 1809 инструментальную музыку Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И С Баха 1685 1750 и В А Моцарта 1756 1791 Особенно ярко просветительский идеал проступает опере Моцарта Волшебная флейта 1791, которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной. Со второй половины XIV века вместе с хозяйственным восстановлением русских земель начинается и культурное возрождение Руси Самым благоприятным образом на развитии русской культуры сказалась Куликовская битва первая крупная победа над ордынцами Идеи единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством становятся ведущими во всех русских землях Эти идеи проходили красной нитью через произведения устного народного творчества, литературы, живописи, архитектуры. В это же время начинается постепенное преодоление культурной разобщённости русских земель и возрождение единой русской культуры Центр политической и культурной жизни постепенно перемещается Москву, возглавившую борьбу против ордынцев Возрастает значение Москвы как одного из главных культурных центров. В каких городах находились центры русской культуры до монгольского завоевания. В этот же период появился новый жанр устного народного творчества исторические песни Они были непосредственным откликом на происходящие события Героями песен были простые люди, совершавшие подвиги борьбе с завоевателями Одна из них песня об Авдотье Рязаночке простой женщине, которая высвобождает из полона жителей Рязани и возрождает город Поэтическим откликом на происшедшее 1327 году восстание жителей Твери против ханского баскака Чолхана стала песня о Щелкаие Дудентьевиче В ней слышен не только плач народа о постигшем несчастье, но и уверенность неизбежности победы над поработителями.

В ходе изучения нового материала запишите тетрадях основные особенности развития русской культуры 14 16 веках виде таблицы. Идеи единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством становятся ведущими темами во всех русских землях Эти идеи проходили красной нитью через произведения устного народного творчества, литературы, живописи, архитектуры. Русская культура приобретает самобытные национальные черты, освобождается от византийского влияния.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru