Титаны эпохи возрождения и их творчество

XV и XVI столетия были временем больших перемен экономике, политической и культурной жизни европейских стран Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города Некогда могущественнейшие силы средневекового мира империя и папство переживал глубокий кризис В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных революций Великой крестьянской войны Германии и Нидерландского восстания Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни, процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени. Дальнейшую эволюцию творчества Джотто представляют пострадавшие от времени росписи небольших семейных капелл Барди и Перуцци на хорах флорентийской церкви Санта Кроче ок 132025 Живописная декорация каждой капеллы включает шесть сцен, расположенных на боковых стенах по три друг над другом и решенных более сложно, чем капелле дель Арена Возрастает роль архитектурного фона, ограничивающего и четко формирующего сценическое пространство, сами постройки становятся более многообразными, приобретают сходство с реальной архитектурой эпохи Джотто В многофигурных сценах появляется больше подробностей и повествовательных моментов, наконец, Джотто интересуют сложные пространственные и оптические эффекты Так, росписях капеллы Перуцци, посвященных Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову, Джотто изображает архитектурную декорацию угловом ракурсе, соответствующем точке зрения зрителя, стоящего у входа капеллу. Похоже, Леонардо был громадной степени самоучкой, которого во Флоренции не воспринимали всерьез Отъезд Милан 1482 году, по всему, явился для Леонардо знаменательной вехой его жизни ученические годы позади, он обрел свободу, отныне он будет жить, как хочет, тем более что природа наделила его всем физической красотой, изумительной силой, грацией и всеми дарованиями, какие только мыслимы, начиная с игры на лютне и пения, что при дворе герцога Миланского было оценено, разумеется, прежде всего. У Леонардо все перевернуто элементы оказываются носителями жизни, как у античных натурфилософов, а душа их запирает человеческом теле Но душа активное начало, самом деле, она подчиняет элементы, то есть материю, и от видимого материализма ничего не остается. Больше десяти лет провел Милане Леонардо, занимаясь всем, что обещал герцогу Миланскому, пока не получил заказ исполнить на стене трапезной миланского монастыря СантаМария делле Грацие фреску Тайная вечеря 14951497 То, что он не успел осуществить динамичном замысле Поклонения волхвов, теперь находит уникальный сюжет для изображения движения, но уже не внешнего, а внутреннего, движения души. Даже Мадонна на лугу 1505 или 1506, не заключая себе ничего сакрального, кажется портретом молодой женщины, может быть, не матери, а кормилицы с двумя младенцами, которых видят маленьких Христа и Иоанна Крестителя Местность узнаваема за лугом Тразименское озеро окрестностях Пассиньяно, недалеко от Перуджи. С конца 1508 года Рафаэль Риме, где это время Браманте и Микеланджело, словно сама судьба позаботилась о молодом художнике, чтобы он достиг вершин искусства, с изучением руин античности и опыта современной эпохи, то есть эпохи Возрождения Италии целом Формируется, по сути, римская школа, а если взять шире, с именами Леонардо да Винчи, Андреа Палладио, Джорджоне, Веронезе, Тициана итальянская школа, вершинное явление Высокого Ренессанса.

В работах по росписи Ватиканского дворца принимали участие многие художники со всей Италии Но лишь Рафаэль и Микеланджело создали там целые миры. В основных темах и композициях, историях, как говорил Вазари, какие слагал Рафаэль, как никто, фресок Станца делла Сеньятура перед нами воочию проступает миросозерцание эпохи с внесением него идей ренессансного гуманизма и, разумеется, русле его эстетики. Микеланджело Буонарроти Michelangelo Buonarroti иначе Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони 6 3 1475, Капрезе, ныне КапрезеМикеланджело, Тоскана, 18 2 1564, Рим, итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт В произведениях Микеланджело, во многом определивших развитие европейского искусства как 16 так и последующих столетий, отразились с наибольшей силой не только глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, но и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для культуры Позднего Возрождения Родился семье подеста Микеланджело учился у живописца Гирландайо 148889 и скульптора Бертольдо ди Джованни 148990, однако наибольшее значение для его творческого развития имели произведения Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, а также античная пластика. Творчество Микеланджело явилось одним из факторов, стимулировавших развитие маньеризма, но, отличие от маньеристов, односторонне понимавших его наследие, сам Микеланджело сумел до конца сохранить и выразить своих произведениях любовь к человеку и веру его величие и красоту. В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи 14521519 Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника и ученого стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия Леонардо посвящена колоссальная литература, подробнейшим образом изучена его жизнь И, тем не менее, многое его творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей Леонардо Да Винчи родился селении Анкиано близ Винчи недалеко от Флоренции он был внебрачным сыном зажиточного нотариуса и простой крестьянки Заметив необычайные способности мальчика живописи, отец отдал его мастерскую Андреа Верроккьо В картине учителя Крещение Христа фигура одухотворенного белокурого ангела принадлежит кисти молодого Леонардо Среди его ранних работ картина Мадонна с цветком 1472 В отличие от мастеров XY Леонардо отказывался от повествовательности, использования деталей, которые отвлекают внимание зрителя, насыщенного изображениями фона Картина воспринимается как простая, безыскусная сцена радостного материнства юной Марии Леонардо много экспериментировал поисках различных составов красок, он одним из первых Италии перешел от темперы к живописи маслом Мадонна с цветком исполнена именно этой, тогда еще редкой, технике Работая во Флоренции, Леонардо не находил применения своим силам ни как ученыйинженер ни как живописец изысканная утонченность культуры и сама атмосфера двора Лоренцо Медичи остались ему глубоко чуждыми Около 1482 Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро Мастер рекомендовал себя при этом первую очередь как военного инженера, зодчего, специалиста области гидротехнических работ и только потом как живописца и скульптора Однако первый миланский период творчества Леонардо 14821499 гг оказался наиболее плодотворным Мастер стал самым известным художником Италии, занимался архитектурой и скульптурой, обратился к фреске и алтарной картине Не все грандиозные замыслы, том числе и архитектурные проекты, Леонардо удавалось осуществить Выполнение конной статуи Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро продолжалось более десяти лет, но она так и не была отлита бронзе Глиняная модель монумента натуральную величину, установленная одном из дворов герцогского замка, была уничтожена французскими войсками, захватившими Милан Это единственное крупное скульптурное произведение Леонардо да Винчи получило высокую оценку современников До нашего времени дошли живописные картины Леонардо миланского периода Первой алтарной композицией Высокого Возрождения стала Мадонна гроте 14831494 г Живописец отошел от традиций XY столетия религиозных картинах которого преобладало торжественная скованность В алтарной картине Леонардо мало фигур женственная Мария, Младенец Христос, благословляющий маленького Иоанна Крестителя, и коленопрекосновенный ангел, словно выглядывающий из картины Образы идеально прекрасны, естественно связаны с окружающей их средой Это подобие грота среди темных базальтовых скал с просветом глубине типичный для Леонардо пейзаж целом фантастически таинственный Фигуры и лица окутаны воздушной дымкой, придающей им особую мягкость Итальянцы этот прием Деонардо называли сфумато В Милане, повидимому, мастер создал полотно Мадонна с младенцем Мадонна Литта Здесь отличие от Мадонны с цветком он стремился к большей обобщенности идеальности образа Изображен не определенный момент, а некое длительное состояние покой радости, которое погружена молодая прекрасная женщина Холодный ясный свет озаряет ее тонкое мягкое лицо с полуопущенным взором и легкой, еле уловимой улыбкой Картина написана темперой, придающей звучность тонам голубого плаща и красного платья Марии Удивительно написаны пушистые темнозолотистые вьющиеся волосы Младенца, не подетски серьезен его внимательный взгляд устремленный на зрителя Когда 1499 году Милан был взят французскими войсками, Леонардо покинул город Началась пора его скитания Некоторое время он работал во Флоренции Там творчество Леонардо словно озарила яркая вспышка он написал портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо ди Джокондо около 1503 Портрет известен как Джоконда, стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи Небольшой окутанный воздушной дымкой портрет молодой женщины, сидящей на фоне голубоватозеленого пейзажа, полон такой живой и нежной трепетности, что, по словам Вазари, углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса Казалось бы картина просто для понимания Между тем обширной литературе, посвященный Джоконде, сталкиваются самые противоположные толкования созданного Леонардо образа В истории мирового искусства есть произведения, наделенные странной, таинственной и магической силой Объяснить это трудно, описать не возможно В их ряду одно из первых мест занимает изображение Моны Лизы Она по видимому, была незаурядной, волевой личностью, умной и цельной натурой Леонардо вложил ее удивительный, устремленный на зрителя взгляд, знаменитую, словно скользящую загадочную улыбку, отмеченное зыбкой изменчивостью выражения лица заряд такой интеллектуальной и духовной силы который поднял ее образ на недосягаемую высоту В последние годы жизни Леонардо да Винчи мало работал как художник Получив приглашение от французского короля Франциска 1, он уехал 1517 во Францию и стал придворным живописцем Вскоре Леонардо умер На автопортрете рисунке 15101515 г седобородый патриарх с глубоким скорбным взглядом выглядел гораздо старше своего возраста О масштабе и уникальности дарования Леонардо позволяют судить его рисунки, занимающие истории искусства одно из почетных мест С рисунками Леонардо да Винчи, зарисовками, набросками, схемами неразрывно связаны не только рукописи, посвященные точным наукам, но и работы по теории искусства Много место отдано проблемам светотени, объемной моделировке, линейно и воздушной перспективе Леонардо да Винчи принадлежат многочисленные открытия, проекты и экспериментальные исследования математике, механике, других естественных наук Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические исследования, уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры и науки, оказали огромное влияние. XV и XVI столетия были временем больших перемен экономике, политической и культурной жизни европейских стран Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города Некогда могущественнейшие силы средневекового мира империя и папство переживал глубокий кризис В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных революций Великой крестьянской войны Германии и Нидерландского восстания Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни, процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени. Обаяние искусства Боттичелли всегда остается немного загадочным Его произведения вызывают чувство, какое не вызывают произведения других мастеров Искусство Боттичелли за последние сто лет после его открытия оказалось слишком перегруженным всевозможными литературными, философскими и религиозными ассоциациями и комментариями, какими его наделили художественные критики и историки искусства Каждое новое поколение исследователей и почитателей пыталось найти картинах Боттичелли оправдание своих собственных воззрений на жизнь и искусство Одним Боттичелли представлялся жизнерадостным эпикурейцем, другим экзальтированным мистиком, то его искусство рассматривалось как наивный примитив, то нем видели буквальную иллюстрацию самых изощренных философских идей, одни изыскивали невероятно головоломные истолкования сюжетов его произведений, другие интересовались только особенностями их формального строя Все находили образам Боттичелли разное объяснение, но никого они не оставляли равнодушным. Необычайно остро для своего времени почувствовал Боттичелли непримиримые противоречия жизни противоречия социальные и противоречия своей собственной творческой личности, и это наложило яркий отпечаток на его произведения Беспокойное, эмоционально утонченное и субъективное, но вместе с тем бесконечно человеческое, искусство Боттичелли было одним из самых своеобразных проявлений ренессансного гуманизма Рационалистический духовный мир людей Возрождения Боттичелли обновил и обогатил своими поэтическими образами. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил росписях станц комнат Ватикана 15091517, достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величества архитектурных фонов Много изображения богоматери Сикстинская мадонна, 151519, художественные ансамбли росписях виллы Фарнезина 151418 и лоджиях Ватикана 1519, с учениками В портретах создает идеальный образ человека Возрождения Бальдассаре Кастильоне, 1515 Проектировал собор св Петра, строил капеллу Киджи церкви СантаМария дель Пополо 151220 Риме. Прекрасно вскричал тот смеясь Но где же ты видел старика, у которого были бы целы все зубы.

Титаны эпохи возрождения и их творчество

Мальчик покраснел до белков глаз Как только незнакомец удалился, он выбил ударом резца два зуба из челюсти фавна. Микеланджело вернулся во Флоренцию 1501 году, тяжелый для города момент Флоренция изнемогала от борьбы партий, внутренних раздоров и внешних врагов и ждала освободителя С очень давних лет во дворе Санта Мария дель Фьоре лежала огромная глыба каррарского мрамора, которая предназначалась для колоссальной статуи библейского Давида для украшения купола собора Глыба имела 9 футов высоты и осталась первой грубой обработке Никто не брался завершить статую без надставок Микеланджело решился изваять цельное и совершенное произведение, не уменьшая его величины, и именно Давида. Итальянские художники эпохи Возрождения это люди целиком и полностью посвятившие себя искусству, не обращавшие внимания на обычные житейские проблемы, что порой приводило их к бедному существованию Не исключение и Мазаччо гениальный мастер умер очень рано, возрасте 2728 лет, оставив после себя великие произведения и большое количество долгов. Пожалуй, это самая неординарная и выдающаяся личность истории мировой художественной культуры Он был человеком универсальным полном смысле этого слова и обладал самыми разносторонними знаниями и талантами Художник, скульптор, теоретик области искусства, математик, архитектор, анатом, астроном, физик и инженер все это о нем Причем каждой из областей Леонардо да Винчи 14521519 проявил себя как новатор До настоящего времени дошло лишь 15 его картин, а также множество эскизов Обладая потрясающей жизненной энергией и жаждой знаний, он был нетерпелив, его увлекал сам процесс познания В совсем юном возрасте 20 лет он получил квалификацию мастера Гильдии Святого Луки Его самыми важнейшими произведениями стали фреска Тайная вечеря, картины Мона Лиза, Мадонна Бенуа на фото выше, Дама с горностаем и. Его по праву считают титаном эпохи Возрождения, наряду с Микеланджело, Рафаэлем и да Винчи Еще до того как ему исполнилось 30 лет, за Тицианом закрепилась слава короля живописцев и живописца королей В основном художник писал картины на мифологические и библейские темы, к тому же, прославился как великолепный портретист Современники считали, что быть запечатленным кистью великого мастера значит обрести бессмертие И это действительно так Заказы к Тициану поступали от самых почитаемых и знатных особ римские папы, короли, кардиналы и герцоги Вот лишь немногие, наиболее известные, его работы Венера Урбинская, Похищение Европы на фото, Несение креста, Коронование терновым венцом, Мадонна Пезаро, Женщина с зеркалом и. Миланский период творчества оказался самым плодотворным Много начинаний, но многое остается не завершенным К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелого стиля Мадонна гроте и Тайная вечеря. Он расписывал апартаменты папы римского Ватикане Дар Раф монументалиста и декоратора проявился во всем блеске Диспут, Афинская школа, Парнас, Мудрость, Умеренность и Сила Здесь виден синтез архитектуры и изобразительного искусства Римский период отмечен достижениями и области портрета Портрет папы Юлия II, папы Льва. Микеланджело работал один над своим произведением, да и невозможно было здесь чужое участие так трудно было рассчитать все пропорции статуи Художник задумал не пророка, не царя, а юного гиганта полном избытке молодых сил В тот момент, когда герой мужественно готовится поразить врага своего народа Он твердо стоит на земле, отклонившись немного назад, отставив правую ногу для большей опоры, и спокойно намечает взором смертельный удар врагу, правой руке он держит камень, левой снимает с плеча пращу В 1503 году 18 мая статуя была установлена на плошади Сеньории, где она простояла более 350 лет Давиду Микеланджело удивлялись даже невежды Однако, гонфалоньер Флоренции Содерини, заметил, осматривая статую, что нос его, кажется, немного велик Микеланджело взял резец и незаметно немного мраморной пыли и поднялся по лесам Он сделал вид, что поскоблил мрамор. Микеланджело не имел ни учеников, ни так называемой школы Но остался целый мир, созданный. В конце XV начале XVI в рамках итальянского Возрож дения сформировалась художественная культура, не имевшая равных по своим идеалам и эстетическим ценностям Высокое Возрождение это период ослепительно ярких взлетов искус стве и одновременно трагических падений и кризисов государ ственной и экономической жизни Италии Этот недолгий около 40 лет период развитии художественной культуры выдвинул плеяду блестящих мастеров, среди которых первую очередь следует назвать титанов Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля. Новое искусство творили художники, прекрасно осознававшие свое высокое предназначение Это были люди, обладавшие энциклопедическими знаниями во многих областях науки, философии и искусства Они прекрасно усвоили законы изображения трехмерного пространства, постигли тайны рисунка, колорита, овладели приемами передачи воздушной среды, света и тени В их произведениях появились свобода, гармония и естественность движений Они совершенстве изучили видимый мир во всем его бесконечном разнообразии, блеске и красоте.

Титаны эпохи возрождения и их творчество

Какими же были идеалы и мечты творцов Высокого Возрождения Прежде всего это были идеалы гуманизма, непоколебимой веры творческие возможности гармонично развитого человека Проблемы гражданского долга перед обществом, высоких моральных качеств и героического подвига составляют главное содержание искусства того времени. В отличие от художников Раннего Возрождения, осуществлявших экспериментальные поиски и аналитические исследования окружающего мира, мастера Высокого Возрождения, отказавшись от частностей, пришли к постижению универсальных законов бытия, к синтезу и обобщению явлений реальной жизни Искусствовед Н А Дмитриева писала. Как чуткий собеседник, она откликается на любое наше настроение и мысли Благодаря теням, таящимся уголках рта, улыбка то исчезает, то неожиданно появляется вновь Нежнейшая светотень сфумато от итал затуманенный, рассеянный термин, обозначающий мягкость живописной манеры, плавность тональных переходов, размытость контура, которой мастерски пользовался Леонардо, помогала преодолеть скованность и неподвижность лица, действительно сделав его зеркалом душевных переживаний Техническая сложность этого приема заключалась том, что масляные краски, которыми пользовался художник, по природе своей непрозрачны Для достижения желаемого эффекта Леонардо наносил поверх высохшего красочного слоя несколько десятков лессировок тончайших слоев прозрачных и полупрозрачных красок Их мерцание создавало впечатление воздушной дымки, сквозь которую проступали неясные, размытые очертания предметов Теофиль Готье 1811 1872, французский поэтромантик, уподоблял Джоконду древнему загадочному сфинксу, который таинственно улыбается из рамы картины Леонардо да Винчи и, кажется, предлагает восхищенным столетиям загадку, которую они еще не решили. Микеланджело соорудил анонимные гробницы, отказавшись от каких бы то ни было пояснительных надписей И этом также заключался глубокий философский смысл. В 1536 1541 гг Микеланджело продолжил работу Сикстинской капелле, украсив ее алтарную стену фреской Страшный суд, ставшей апофеозом страдания и справедливого возмездия Вновь здесь были возведены леса, и на них появилась фигура художника, с утра и до последнего луча солнца, наносившего мазки на свежую штукатурку Как ему хотелось передать красках человеческие чувства и страсти надежду и отчаяние, измену и предательство, бессильный гнев и нестерпимую физическую боль, ужас и умиление, радость и восхищение. В центре концентрической композиции Микеланджело изобразил мощную фигуру Христа, карающего людей за совершенные грехи В величественном облике ТворцаДемиурга, его страстном и волевом жесте нашел отражение диалектический взгляд художника на мир, сущность которого заключалась постоянном столкновении противоборствующих сил Поднятой правой рукой Христос обрушивает вниз фигуры грешников, пытающихся подняться вверх, а левой притягивает к себе избранных, стоящих справа от него Его фигуру можно воспринимать не только как орудие справедливого возмездия, но и как единственную точку опоры, надежду на спасение и созидание нового Именно это обстоятельство выявило суть авторского замысла, определило оптимистический характер восприятия монументальной фрески. Долгий и трудный путь на земле Микеланджело закончил со зданием вознесшегося к небесам купола собора Святого Петра Риме В городе, некогда поразившем его творческое воображе ние, ему суждено было оставить вечную память о себе В предло женном им проекте нашла воплощение идея центрального ку польного сооружения, усилившая монолитность и динамичность всего архитектурного облика При жизни мастера были заверше ны алтарные стены и пилоны, начал возводиться купол Мике ланджело не суждено было увидеть свою работу завершенной, за мысел архитектора был воплощен по его проектам и чертежам уже после смерти. Более пяти столетий имя Рафаэля 1483 1520 окружено ореолом поклонения и восхищения Исследователи отмечали непринужденный вкус выборе прекрасного, способность ума извлекать из многих частностей красоту, живое чувство лег кость послушнейшей кисти воплощении творческой фантазии Современники, высоко ценившие его талант, называли художника божественным Рафаэлем.

Титаны эпохи возрождения и их творчество

Рафаэля справедливо считают певцом женской красоты Он говорил Чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц Но ввиду недостатка красивых женщинах, я поль зуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум Имеет ли она какоелибо совершенство, я не знаю, но очень стараюсь его достигнуть Благородные овалы лиц, длинные прямые волосы, спокойные и добрые глаза, чуть тронутые улыбкой губы тако вы созданные им женские образы. Интересно, что грандиозная композиция, которой представлено более 50 фигур, не кажется перегруженной Напротив, она со здает удивительное впечатление простора и свободы, безупречной легкости изображе нии каждой из многочисленных групп Как великолепна и изящна архитектура с уходя щими бесконечность арками величественно го собора, сквозь которые видна синева клу бящегося облаками неба. Последним произведением Рафаэля стало Преображение Господне 1518 1520 Но, к сожалению, ему не суждено было завершить работу Лишь верхняя часть картины полностью вы полнена великим Мастером Неоконченное Преображение ус тановили у изголовья умершего день своего рождения художни ка, и весь Рим, прощаясь с любимцем, с восхищением взирал на чудо, которое совершилось здесь, на земле, а не на небесах Через два года ученики Рафаэля завершили картину Художник, опла киваемый всем Римом, был с почестями похоронен Пантеоне, храме всех богов Один из его современников пророчески напи сал те. Период эпохи Возрождения внес вклад огромной важности мировую художественную культуру Это был период войн и экономического ослабления, но не смотря на это творческое созидание было неутомимой потребностью людей того времени Художественная жизнь переживала подъем рисунке, гравюре, скульптуре и во всех других ее проявлениях. Подчиняясь жадному своему влечению, желаю увидеть великое множество разнообразных и странных форм, произведенных искусной природой, блуждая среди темных скал, я подошел ко входу большую пещеру На мгновение я остановился перед ней пораженный Я наклонился вперед, чтобы разглядеть, что происходит там глубине, но великая темнота мешала мне Так пробыл я некоторое время Внезапно во мне пробудилось два чувства страх и желание страх перед грозной и темной пещерой, желание увидеть, нет ли чегото чудесного ее глубине. Познать и познании овладеть миром видимым и невидимым, тем, что кроется темной пещере Ибо человек универсален Познать опытом и овладеть творчестве, ибо для человека небо не слишком высоко, а центр земли не слишком глубок и человек должен уподобиться сам той силе, той энергии, которую покорном неведении он так долго называл богом Власть через познание Какая упоительная мечта, пьянящая страсть Этой страстью был одержим Леонардо, и сердце его и уме он вступала, вероятно, единоборство со смущением, порождаемым темными глубинами чудесной пещеры Человеку суждено потревожить их Но не поглотят ли они его самого за такую дерзость. Величественный пейзаж открывается тех местах, где протекало его детство темные уступы гор, буйная зелень виноградников и туманные дали Далеко за горами море, которого не видно из Анкиано Затерянное местечко Но рядом и просторы, и высь. Исключительная одаренность будущего великого мастера проявилась очень рано По словам Вазари, он уже детстве настолько преуспел арифметике, что своими вопросами ставил затруднительное положение преподавателей Одновременно Леонардо занимался музыкой, прекрасно играл на лире и божественно пел импровизации Однако рисование и лепка больше всего волновали его воображение Отец отнес его рисунки своему давнишнему другу Андреа Верроккио Тот изумился и сказал, что юный Леонардо всецело посвятить себя живописи В 1466 Леонардо поступил качестве ученика во флорентийскую мастерскую Верроккио Мы видели, что ему суждено было очень скоро затмить прославленного учителя. Следующий эпизод, подробно описанный Вазари, относится к начальному периоду художественной деятельности Леонардо.

Работа над щитом так увлекла Леонардо, что по великой своей любви к искусству он даже не замечал жуткого смрада от подыхавших животных. Когда неосуществимость создания управляемого человеком орнитоптера была, наконец, совсем недавно осознана, приверженцы Леонардо все же стали указывать на то, что он изобрел пропеллер или геликоптер на его рисунке очень четко изображен один такой прибор Но даже этом его приоритет подвергнут сомнению В начале 1960х годов ученые обратили внимание на картину анонимного французского мастера XV века и на витраж, относящийся приблизительно к 1525 году, на которых Христосмладенец играет юлой У этой игрушки на ось надето некое подобие пропеллера К оси привязана веревочка если ее сильно дернуть, то можно запустить маленький геликоптер воздух Очевидно, такие игрушки были широко распространены во времена Леонардо вполне возможно, что его изобретение было всего лишь усовершенствованием Только несколько мелких рисунков, расположенных углу большого листа бумаги, доказывают, что Леонардо все же продвигался к современной идее полета с помощью закрепленного крыла Он нарисовал древесный лист, зигзагообразно падающий на землю рядом четыре изображения человека, держащегося за ровную крылоподобную поверхность и спускающегося по воздуху на землю Если бы он развил эту идею, соединив ее со своими познаниями области воздушных течений и движущихся сил а он достаточно знал об источниках энергии его могучему воображению было под силу смоделировать идею ракеты, продвигающейся с помощью реактивной струи, то он вполне мог бы запустить планер с вершины горы. Леонардо принимал идею Платона о макрокосме и микрокосме, но решительно отказывался принимать его доктрину об идеях, которой отрицается прямая очевидность смысла Это доктрины придерживались современные Леонардо неоплатоники например, круг Медичи Они верили, что мир изменчивых и преходящих чувственных вещей представляет собой лишь тень мира идей Поэтому следует созерцать Вселенную, абстрактную идею, по отношению к которой субъект всего лишь мимолетное отражение Такое утверждение было прямо противоположно тому, к чему склоняется своих мыслях Леонардо оно его приводило ярость С начала и до конца он оставался художником, погруженным наблюдение материального мира бесконечно доверчивым к зрению Тот, кто теряет зрение, теряет видение Вселенной и становится похож на заживо погребенного, который все еще двигается и дышит своей могиле, писал он Разве ты не видишь, что глаз охватывает красоту всего мира Он господин астрономии он направляет все искусства и помогает развиваться им Он управляет всеми отделами математики и всеми самыми непогрешимыми науками Если бы ктонибудь сказал Леонардо, что очевидности органов чувств нельзя доверять, такой человек показался бы ему либо дураком, либо шарлатаном. В анатомии области, где Леонардо добился значительных результатов, он был первым, кто описал клапан правого желудочка сердца, носящий его имя, и изобрел технику просверливания мелких дыр черепе умершего и заполнения расплавленным воском полостей мозга целях получения отливок Наверное, он был первым, кто предложил стеклянные модели органов известно, что он собирался сделать из стекла аорту быка, так, чтобы можно было наблюдать, как по ней течет кровь, и даже намеревался вставить нее мембрану, которая играла бы роль клапана В больнице Санта Мария Новелла во Флоренции он демонстрировал анатомирование, которое расценивается как уникальное Во время частых и для пациентов, очевидно, не слишком приятных посещении больницы он познакомился со столетним человеком, который безболезненно умирал симптомами его состояния были лишь слабость и озноб Однажды старик сел на постели, улыбнулся и без всяких жестов, без единого вздоха, без малейшей жалобы ушел из этой жизни Обследуя его тело, чтобы определить причину столь легкой смерти, Леонардо нашел сильную закальцинированность артерий и сделал их доскональное описание вероятно, его можно считать первым медицине детальным описанием смерти от артериосклероза. Самый значительный вклад Леонардо геологию заключался правильном объяснении морских отложений, найденных горах Италии он считал, что места, где есть такие отложения, когдато были дном мирового океана Эта идея противоречила учению церкви о том, что суша и море были отделены друг от друга Богом третий день творения, более трех тысяч лет назад Существовало объяснение, что морские отложения появились на суше во время Всемирного потопа, однако Леонардо неутомимо опровергал это объяснение на страницах своих дневников Отложения найдены разных геологических слоях, писал он, с неопровержимой логикой указывая на возможность не одного, а многих грандиозных наводнений История Всемирного потопа казалась ему неправдоподобной В Библии сказано, писал он, что вода во время Потопа поднялась на десять локтей над самой высокой горой мире, покрыв всю землю Такие воды были бы неспособны к движению, так как вода может двигаться только одном направлении падать вниз Как же воды величайшего Потопа уходили, если ясно, что у них не было возможности двигаться Если же они всетаки уходили, то как при этом двигались, если не могли падать вниз В данном случае естественные объяснения бессильны, и поэтому, чтобы разрешить свои сомнения, мы либо должны объяснить все чудом, либо признать, что вся вода была превращена пар солнцем.

В рассуждениях об окаменевшей рыбе Леонардо заимствовал у Овидия его известное описание времени, хотя и изменил его применительно к собственной теме Даже перевод демонстрирует нам стиль прозы Леонардо с самой лучшей стороны О Время, быстрый разрушитель всего сотворенного Скольких королей, скольких людей ты свергло Как много изменилось с тех пор, как эта чудесная рыба умерла, укрывшись тайнике И теперь, побежденная Временем, лежит она пустоте, с оголенными костями, окаменевшая, основании горы, которая над ней возвышается. Леонардо был скромен своих привычках почти до аскетизма Он не любил долго спать сон представлялся ему младшим братом смерти В то время еще не существовало надежных часов с будильником, и он придумал остроумное приспособление для пробуждения, описав его струя воды медленно течет из верхнего сосуда нижний, и когда тот переполняется, то своей тяжестью надавливает рычаг, который подбрасывает ноги спящего человека вверх Чтобы увеличить силу рычага, Леонардо использовал то, что называется механическим реле, с его помощью сила удваивается, писал он, резко подбрасывает вверх ноги спящего, и тот встает и идет по своим делам. Прекрасно зная повседневную работу ремесленных мастерских, Леонардо изобрел механическую пилу, которой лезвие двигалось вертикально К управляемому педалью токарному станку он добавил тяжелое маховое колесо возможно, первое во всей истории механики, которое обеспечивало постоянное и продолжительное движение После ознакомления с широко известной те времена сверлильной машиной, которая была снабжена тремя сверлами, опущенными трубку с водой, Леонардо сделал то, что нельзя назвать изобретением, однако можно считать существенным вкладом здравого смысла механику Обычно три сверла, закрепленных вертикально, сверлили предмет сверху вниз Образовывалось много стружек, мешавших работе Леонардо сконструировал машину, которая сверлила снизу вверх и была снабжена специальным коническим щитом, защищавшим оператора от потока стружек, сыплющихся из отверстия Он также изобрел машину, которая могла пробивать дыры заготовках и чеканить монету, и другую машину, с помощью которой листы бумаги, обычно загружаемые вручную печатные прессы, загружались туда автоматически Он был мастером конструирования каналов, шлюзов и плотин он также предложил вполне практичный метод хотя и казавшийся современникам неудачным поднимания больших каменных строений с помощью домкрата, а во время работ по строительству каналов нарисовал несколько землечерпалок, подъемных кранов и других механизмов, чрезвычайно продуктивных для своего времени. Термин человек Возрождения вызывает памяти прежде всего имя Леонардо да Винчи никто из его современников, даже самых блистательных и многосторонне одаренных, не мог с ним сравниться Простое перечисление его внехудожественных интересов кажется невероятным анатомия, ботаника, картография, геология, математика, аэронавтика, оптика, механика, астрономия, гидравлика, акустика, гражданское строительство, конструирование оружия, планировка городов. Так почему же он не выдвинулся число величайших гениев науки всех времен Ответ таков несмотря на активность его творческой натуры, он был ученым исключительно по призванию Он обладал огромным любопытством ученого отношении тайн природы, но тому, что он узнавал, он не находил применения Скрупулезность его рисунков показывает, что он вынашивал мысль о воплощении своих идей жизнь но никогда не шел дальше идеи Он всегда обращался к новому прежде, чем делал последний шаг, который привел бы к превращению его проектов конкретную вещь Все его записи и рисунки оставались секрете, он никому не позволял них заглядывать, изучать их или применять на практике И этом основная причина его неуспеха как ученого ведь достижения научного ума оцениваются практическими результатами, а склонный к отшельничеству Леонардо вступал только те отношения с миром, которые считал необходимыми, и чаще всего предпочитал оставаться одиночестве. Рисунок дубовой ветви с листьями и желудями единственный среди множества других, посвященных растительному миру, который показывает, как Леонардо подходит к открытию некоторых фундаментальных законов ботаники Его метод включал визуальное обследование, до такой степени точное, что он, воспроизведя детали растения, прежде не замеченные другими, мог уловить законы роста и внутренней жизни растения. Это последнее замечание Вазари особенно интересно Возможно, люди XVI считали, что знаменитый художник напрасно тратил свое драгоценное время на подобные упражнения Но этом рисунке, где непрерывное сплетение введено строгие рамки им намеченного порядка, и тех, где он изображал какието вихри или потоп с разбушевавшимися волнами, самого себя, задумчиво созерцающего эти вихри и этот водоворот, он старался решить или всего лишь поставить вопросы, важнее которых, пожалуй, нет мире текучесть времени, вечное движение, силы природы их грозном раскрепощении и надежды подчинить эти силы человеческой воле.

Подлинной славы, всеобщего признания Леонардо добился, закончив глиняную модель конной статуи Франческо Сфорца, когда ему было уже сорок лет Но и после этого заказы не посыпались на него, и ему приходилось попрежнему настойчиво домогаться применения своего искусства и знаний. Это одна из причин неудачи Леонардо поисках возможных способов применения своих знаний грандиозность замыслов, пугавшая даже самых просвещенных современников, грандиозность, восторгавшая их, но всего лишь как гениальная фантазия, как игра. К шестидесяти пяти годам силы Леонардо начали сдавать Он с трудом двигал правой рукой Однако продолжал работать, устраивая для двора пышные празднества, и проектировал соединение Луары и Соны большим каналом. Значение двух первых работ Микеланджело должно быть оценено также качестве важной вехи эволюции ренессансного искусства целом, частности, формировании принципов искусства Высокого Возрождения. Быть может, ни для кого Рим не значил так много, как для Микеланджело, масштабность творческого воображения которого нашла величественных памятниках Вечного города вдохновляющий пример Увлечение Микеланджело античной скульптурой было настолько велико, что на первых порах оно заслонило его работах присущий ему ярко выраженный личный отпечаток Пример тому созданная 1496 1497 годах статуя Вакха Флоренция, Национальный музей.

Правда, пример гармонического равновесия леонардовских образов был, очевидно, настолько неотразим, что римской Пьета Микеланджело дал необычайно сдержанное для себя решение Однако это не помешало ему сделать здесь важный шаг вперед В отличие от Леонардо, обликах персонажей которого видны черты некоего общего идеального типа, Микеланджело вносит свои образы оттенок конкретной индивидуализации, поэтому герои его при всей идеальной высоте и масштабности их образов приобретают особый отпечаток своеобразной, почти личной характерности. Давида, который по общепринятой традиции как об этом свидетельствовали известные работы Донателло и Верроккьо изображался облике хрупкого мальчика, воспринимается данном случае уже не просто как нарушение некоторых канонических правил, а как обретение мастером полной творческой свободы истолковании освященных многовековыми традициями мотивов. В 1505 году Микеланджело был призван Юлием II Рим, где он создал проект папской гробницы После того как папа охладел к этому замыслу, Микеланджело, не снеся оскорбительного обращения, апреле 1506 года самовольно покинул Рим и вернулся во Флоренцию, где находился до начала ноября этого года Микеланджело приступил к выполнению очень крупного заказа, полученного им здесь еще 1503 году, когда он взял на себя обязательство исполнить двенадцать больших статуй апостолов для Флорентийского собора Но позже, не успев закончить работу над первой из статуй Матфеем, Микеланджело вынужден был пойти на примирение с папой Далее последовали работа Болонье над бронзовой статуей Юлия II, а затем отъезд Рим, вследствие чего работа над статуями апостолов для Флорентийского собора уже не возобновлялась. Говоря от Матфее, который не был и наполовину закончен, можно сказать, что он захватывает зрителя какимто новым яростным драматизмом Если Давиде драматический накал образа был оправдан сюжетно мобилизация всех сил героя для смертельной схватки, то Матфее это идея внутреннего трагического конфликта Впервые ренессансном искусстве мастер изображает героя, душевные импульсы которого выходят изпод власти человеческой воли. Живописец, скульптор, поэт, Микеланджело был также и гениальным архитектором Им исполнена лестница флорентийской библиотеки Лауренцианы, оформлена площадь Капитолия Риме, возведены ворота Пия Porta Pia, с 1546 он работает над собором св Петра, начатым еще Браманте Микеланджело принадлежит рисунок и чертеж купола, который был исполнен уже после смерти мастера и до сих пор является одной из главных точек панораме города. Термин Возрождение Ренессанс появился XVI веке древности Рассматривая эпоху Средневековья как простой перерыв развитии культур Еще Джордано Вазари живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих 1550 писал о возрождении искусства Италии Это понятие возникло на основе широко распространенной то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической культуры, историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее античном мире, впервые возродилось их время к новой жизни. Живопись Византии, от влияния которой итальянские художники начали освобождаться только к концу XIII создала шедевры, вызывающие наше восхищение, но она не изображала реального мира. Для того чтобы и над готикой, и над византийской художественной системой восторжествовало новое, реалистическое искусство, нужен был переворот мироощущении людей, который можно назвать одним из самых величайших прогрессивных переворотов истории человечества.

Гармония, красота обретут незыблемую основу так называемом золотом сечении этот термин был введен Леонардо да Винчи впоследствии применялся и другой божественная пропорция, известном еще древности, но интерес к которому возник именно XV в связи с его применением как геометрии, так и искусстве, особенно архитектуре Это гармоническое деление отрезка, при котором льшая часть является средней пропорциональной между всем отрезком и меньшей его частью, чему примером может служить человеческое тело Итак, человеческий разум как движущая сила искусства построения Таково было уже кредо архитекторов кватроченто, а сто лет спустя Микеланджело скажет еще определеннее. У истоков Возрождения Раннего Возрождения Италии стоял великий Данте Алигьери 12651321, автор Комедии, которую потомки, выражая свое восхищение, назвали Божественная комедия Данте взял привычный для Средневековья сюжет и сумел силой своего воображения провести читателя по всем кругам Ада, Чистилища и Рая некоторые простодушные его современники полагали, что Данте действительно побывал на том свете. Естественное искусство, ибо оно основано на изображении окружающего нас мира таким, каким его видит наш глаз. Начиная с Джотто, природа и человек сами становились объектом любования, них стали искать и находили красоту и духовное богатство Мир словно заново раскрывался перед людьми Внимание, интерес, любовь художников все больше сосредоточивались на человеке и на всем том, что его окружает В этом были сила и заслуга Раннего Возрождения, его великое философскохудожественное открытие порыв к человеку и природе как к сфере красоты и добра означал перенесение эстетического и этического центра тяжести из горней, мнимой, сверхнатуральной сферы мир земной, реальный, человеческий.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru