Строительство в римской империи

Прежде чем говорить об архитектуре Римской империи следует сказать, что целом она развивалась под мощнейшим влиянием греческой архитектурной мысли В своих постройках римские зодчие пытались показать силу, величие здания. Римские храмы сооружались чаще всего виде храмовых комп лексов например, Гелиополисе, сегодняшнем Баальбеке Лива не, на форумах, но иногда и как отдельно стоящие здания В ос новном они имели вытянутый прямоугольный план и были решены как простиль или периптер, однако встречаются и круглые храм Весты Риме, завершенный 80 и храм Венеры и Ромы Риме 135 и 307 гг, Из центричных храмов особенно выделяется своим. Римские инженерные сооружения К вершине строительной дея тельности римлян относятся инженерные сооружения Крупнейши ми сооружениями являются сеть дорог, которой была покрыта вся территория империи, а также водопроводы и акведуки Во II до только Риме было девять больших водопроводов, которые обеспечивали 1350 источников воды, 15 фонтанов, десятки общест венных бань и 11 роскошно оборудованных терм Общая длина во доводов, снабжавших Рим водой, составила около 430 км Крытый водоводный канал проходил через овраги и реки, над дорогами с помощью мостовых конструкций, имевших иногда огромные разме ры Они представляли собой систему высоких каменных пилонов и срок, при большой глубине ущелья поставленных несколько рядов друг на друга знаменитый акведук ПонтдюГард у Ним во Франции. Преемниками Веспасиана были его сыновья Тит и Домициан В целях пополнения оскудевшей казны, Домициан развязал террор против имущих слоев, который сопровождался массовыми конфискациями По примеру Калигулы требовал именовать себя господином и богом и ввел ритуал церемониального поклонения, проводил периодические его чистки сената. В Десяти книгах об архитектуре рассматриваются следующие основные вопросы круг знаний, необходимых архитектору, основные категории античной теории архитектуры, классификация важнейших видов сооружений, а также основные вопросы градостроительства и оборонительных сооружений книга I, строительные материалы книга II, построение ионических храмов книга III дорические и коринфские, а также этрусские и круглые храмы книга IV общественные сооружения площади форумы, базилики, курии, театры и связи с ними вопросы акустики, бани, палестры, строительство гаваней книга V частные дома и виллы книга VI отделочные работы устройство полов, штукатурные и лепные работы, стенопись, устройство искусственного мрамора, виды красок книга VII вода питьевая и ее свойства, водопроводы акведуки, книга VIII прикладная астрономия, счет времени и устройство солнечных и водяных часов книга IX основы механики, подъемные механизмы, применяемые строительстве, водоподъемники, приборы для измерения пройденного пути, военноосадные машины и книга. Продолжали существовать и старые торговые и ремесленные центры Коринф, Милет, Пергам Важную роль играли города, имевшие административное значение и являвшиеся центрами обширных провинций Афины, них находились римские правители областей со своим административным аппаратом, там же располагались римские легионы, контролировавшие эти провинции Антиохия, Пергам и. Существовали города курортного типа, они располагались на берегу Неаполитанского залива К их числу относились Байи, отчасти Помпеи. Наконец, особенно многочисленными и наиболее типичными являются города, возникшие из военного лагеря Города этого типа играли роль административных, экономических и культурных центров небольших сельскохозяйственных районов. Внутриквартальная застройка могла быть самой различной, но преобладающих типов жилищ больших городах было два особняк, занимавший часто целый блок, и многоэтажный доходный дом инсула. Городские ансамбли получают композиционную четкость, законченность и выразительность. В градостроительстве начинают действовать разнообразные административные и юридические правила и законы Происходит достаточно жесткая унификация планировки и застройки городов регламентируется ширина улиц, высота застройки, типы благоустройства городов и. Фонтаны, большие открытые водоемы, множество водонапорных колонок украшали и оживляли город В то же время задача озеленения города, за исключением редких случаев, никогда не была решена В большинстве крупных городов на улицах не было никаких насаждений Существовало лишь несколько общественных парков или парков при богатых особняках Отсутствие зелени, подчеркивало монотонность и однообразие жилых кварталов города.

Пригороды характеризуются обычно хаотичной застройкой, вытянутостью вдоль дорог, более низким, чем городе, уровнем благоустройства и санитарии. Рим как бы делился на две части город холмов и город низин Первый был основном заселен знатью, которую привлекал сюда здоровый микроклимат Здесь находились обширные и роскошные особняки Второй располагался сырых и нездоровых низинах между холмами Он принадлежал бедноте, и здесь господствовали многоэтажные доходные дома инсулы Рим был типичной городской агломерацией эпохи расцвета и упадка рабовладельческой системы. Помимо Марсова поля Риме имелось еще значительное число парков, охватывающих город по периметру, однако большинство из них были частном владении. Огромную роль жизни Рима играли акведуки Вода распределялась между императорским двором парки, дворцы, придворные службы, общественными местами бани, термы, сады, амфитеатры, склады, рынки и большими фонтанами. Вторая основная улица кардо сохраняет значение как магистраль, связывающая порт с центральной частью города Но все же она имеет подчиненное значение, и Остию можно рассматривать как город, имеющий главным образом осевую планировку. Пальмира важный экономический центр античного мира, расположенный на пересечении караванных путей из Средиземноморья страны Востока. Мост, построенный греческим архитектором Аполлодором через Дунай Длина моста превышала 1 км Он возвышался на 20 каменных пилонах высотой 44 Под пилонами располагались мощные фундаменты. Константин перенес столицу империи на восток, бывший греческий город Византий Назван он был новым Римом, или Константинополем Отсюда начнет свою историю новое государство Византия Рим же оставался еще на протяжении двух веков центром западной части империи Та же картина наблюдается и за пределами Рима, как Италии, так и провинциях Античное искусство еще долго будет сохранять свою силу, однако оно, перерастая средневековое, становится только традицией. Этапы развития архитектуры имперский период Древнего Рима конец I до. Оба этих ордера, дорический и ионический, казались римлянам, пристрастным к пышности и блеску, слишком простыми и бедными поэтому они употребляли предпочтительно коринфский ордер переделав его посвоему и сообщив ему большую роскошь В капители коринфской колонны они увеличили число аканфовых листьев и придали им несколько иной вид, скруглив и закрутив их края кроме того, для пущей нарядности, они примешивали к ним листья лавра и других растений, причём иногда отливали эти украшения капители из бронзы Фуст римскокоринфской колонны состоял обыкновенно из гладкого, полированного гранитного или мраморного монолита, отличавшегося цветом от капители и базы, которые почти всегда бывали беломраморные Случалось, что колонна была каннелирована тогда желобков на ней было больше, чем грекокоринфском ордере, и каждый из них до известной высоты был снабжён валиком лат dentura, заполнявшим собой его углубление и смягчавшим выступы его рёбер Коринфский антаблемент получил Риме роскошную и разнообразную орнаментацию, какую только могла изобрести фантазия архитекторов сильно выдающиеся вперёд полоски перлов и листьев, скульптурные гирлянды, фигуры людей и животных и Это обилие орнаментации некоторых зданиях последней эпохи Римского искусства, превышало всякую меру, доходило до безвкусия.

Произвольно переделывая архитектурные стили Греции, римляне не стеснялись и применении их к делу Так, например, для одного и того же здания они употребляли различные стили, причём дорический стиль обыкновенно являлся нижнем этаже, ионический во втором, коринфский или композит верхних этажах Пользуясь колонной преимущественно как элементом декоративным, они не соблюдали греческого принципа равных, определённых промежутков между колоннами греч μεσοστύλιον и группировали их по две, по три, одна подле другой если колонна казалась слишком длинной для данного места, её укорачивали и помещали под её базой пьедестал, выступающий из стены коль скоро находили её слишком короткой, делали над её антаблементом опятьтаки выступ стены, виде пилястры, и ряд таких выступов образовывал над рядом колонн полосу так называемого аттика, котором означенные выступы служили подножием поставленных тут статуй Не менее свободно обращались римляне и с другими формами греческого зодчества Удержав треугольные фронтоны, они придали им большую высоту и употребляли их равно как и декорирование колоннами не только снаружи, но и внутри здания кассетоны, появившиеся греческой архитектуре, как естественное следствие устройства плоского потолка из толстых, пересекающихся под прямым углом балок и из более лёгкой настилки над ними, стали употребляться совершенно нерационально, единственно с декоративной целью, на сводах арок и куполов. Полное своё развитие тип базилики получил во втором периоде римской архитектуры, котором греческое влияние, ещё перед тем начавшее проникать неё, отразилось на ней уже очень сильно Этот период, продолжающийся с середины II до падения республиканского правления то есть до 31 до, ознаменован, кроме того, появлением Риме первых мраморных храмов, тогда как прежде храмы строились из местных вулканических пород камня, пиперина и травертина вместе с тем, подобные здания, и по плану, и по конструкции, стали больше походить на греческие, хотя и сохраняли постоянно некоторые отличия от. После смерти Августа строительные предприятия Риме на некоторое время уменьшились тем не менее, Тиберий начал сооружать храм Кастора и Поллукса впоследствии довершенный Калигулой бедные остатки этого некогда красивого и пышного здания три колонны с частью его основания и их антаблемента стоят теперь южной части форума Клавдий построил акведук своего имени доставлявший Рим воду реки Анио с Сабинских гор громадное сооружение длиной более 10 км, тянущееся через римскую Кампанию и состоящее из обширных арок, поддерживающих канал, по которому неслась вода Нерон после известного пожара Рима на его дымящихся развалинах построил Золотой дом, который должен был превзойти великолепием все, что было создано до той поры архитектурой и декоративным искусством это гордое здание после смерти тирана было разрушено негодовавшим на него народом. Архитектура Великобритании Британская архитектура сложилась результате смешения стилей Вверху Здание Парламента Северной Ирландии В центре слева Небоскрёб Мэри Экс и Церковь Св Андрея Википедия. Архитектура СанктПетербурга Архитектура Санкт Петербурга, особенности его исторического центра, представляет собой созданный XVIII XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов На территории России Санкт Петербург стал первым Википедия. На нашем сайте вы может найти разнообразные бесплатные варианты решений фасадного декора. К концу 1 сформировалась Римская империя с единоличной властью Время правления императора Августа породило августовский классицизм архитектуре Римской империи, который и стал дальнейшем основой для европейской архитектуры В это время стали разрабатывать лунский, затем каррарский мрамор Римская архитектура того периода ориентировалась на творения времен Фидия Древней Греции Вместо домов из сырца и дерева появились первые многоэтажные, дома, особняки аристократов, которые строились из обожженного кирпича и бетона и облицовывались мрамором Город украсили виллы Кампаньи, дворцы, украшенные портиками, колоннами, фронтонами, богатым скульптурным декором Фонтаны с лепным декором сочетались с зеленью садов Появился Римский Форум, вокруг которого возводят общественные здания и храмы На Римском Форуме и сейчас стоят коринфские колонны храма Кастора и Полукса высотой. В период правления Флавиев и Траяна конец 1начало 2 вв сооружались большие архитектурные комплексы В завоеванных Афинах Адриан возвел храм Зевса Олимпийского 135 реконструирован 307 При Адриане 125 стали возводить Пантеон яркое сооружение архитектуры Римской империи, сохранившееся до сегодняшнего дня Пантеон создавался из объемов строгой геометрической формы цилиндрической ротонды, полусферического купола, портика с двумя рядами колонн виде параллелепипеда На куполе сделано отверстие, через которое освещается внутреннее помещение храма В этом произведении четко отображены пропорции диаметр ротонды равен высоте сооружения Высота купола равна половине условной сферы, которую можно было бы вписать храмовую конструкцию В отделке Пантеона мраморные плиты нижнего яруса и штукатурка на верхних ярусах Кровля была покрыта бронзовыми черепицами Пантеон стал образцом для многих сооружений европейской архитектуры разных исторических эпох.

Храм Св Софии Константинополе Построен при императоре Константине 324 337. В Риме появилось огромное число просторных библиотек, галерей, театров Вместо небольших купален стали строить общественные и частные банитермы, рассчитанные более чем на тысячу посетителей Такие гигантские сооружения стали возможны благодаря изобретенному римлянами бетону Театры, где актеры представляли комедии или трагедии, вошли жизнь римского города под влиянием греков Но именно римляне первыми стали строить вместительные амфитеатры Колоссальный амфитеатр, построенный I веке вошел историю под названием Колизей На его гигантской арене разыгрывались целые сражения между отрядами гладиаторов. В Риме к началу II века было 9 акведуков, которые снабжали город водой Самые большие имели длину более 90 км Некоторые акведуки столетия спустя использовали потомки древних римлян. Культура Римской империи отличалась богатством и разнообразием Сам Вечный Город, столица мировой державы, приобрел новый облик В отдаленных частях империи Африке, на Востоке, как и самой Италии, знак величия императоров вознеслись триумфальные арки Строились новые храмы, такие общественные здания, как библиотеки, театры, термы Строительная техника римлян осталась непревзойденной не только древности, но и последующую эпоху. Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич. Строительство и архитектура В течение всего XVI ведется широкое строительство каменных городских кремлей. Из книги Средневековые хронологи удлинили историю Математика истории автора Носовский Глеб Владимирович. Тема 25 Архитектура и изобразительное искусство римской империи правление династии Флавиев Эпоха империи Риме 30 до 476 и особенности развития культуры и искусства эту эпоху изменение зависимости от идей династии или определенного правителя, архитектура и искусство на службе государства, качестве инструмента пропаганды. В первые века I тыс до территорию Апеннинского полуострова населяли италийские индоевропейские племена, состоящие из нескольких этнических и языковых групп На формирование ранней римской культуры наибольшее влияние оказали племена латинов и этрусков. Римская архитектура древнейшего периода практически неотделима от этрусской, у которой она заимствовала зачатки регулярной осевой планировки, восходящей к террамарам, исходные типы ряда сооружений оборонных, гидротехнических, жилых и культовых, а также высокую строительную технику полигональная и правильная, квадровая каменная кладка, ложные своды и купола, деревянный каркас и терракотовая облицовка постройках из сырцового кирпича Среди немногочисленных дошедших до нас остатках сооружений Рима древнейшего периода примечателен храм Юпитера Капитолийского освящен 509 до впоследствии многократно обновлялся Его этрусские черты трехчастная целла, подий, акцентировка главного фасада портиком и лестницей дальнейшем станут характерными особенностями римского культового зодчества О развитии жилищной архитектуры можно судить по глиняным урнам, вначале изображавшим древнейшие хижины, а с 4 до примитивные прямоугольные дома атриумного типа, зародившегося, повидимому, Лации и сыгравшего важную роль дальнейшей эволюции древнеримского жилища Дмитриева Н А Краткая история искусств М 1985.

Строительство в римской империи

Расширению римской империи сопутствовали широкие градостроительные мероприятия на завоеванных территориях Строительство стало твердо выработанной системой, которая утверждала римских провинциях не только новый образ жизни, но и новые концепции сословной и политической организации общества Уже процессе колонизации латинских, этрусских и самнитских земель, применялась типичная схема генерального плана города основу которого составляли две, точно ориентированные по сторонам света, магистрали кардо и декумануса две пары соответствующих им городских ворот Вписанная прямоугольник оборонительных стен, эта схема повторяла разбивку римского военного лагеря. С развитием города и уплотнением застройки его кварталов композиция жилища развивалась глубину сохраняя осевую симметрию Позади дома появился портик, обращенный сторону дворика или огорода, который во 2 веке до превратился окруженный колоннадой перистиль Постепенно дворики дополнялись фонтанами, водоемами, скульптурами Стремление к синтезу архитектуры с природой привело к изменению традиционного плана террасных домов, выстроенных например на склонах римских холмов Геркулануме Их особенностью стало завершение перистиля террасой с выходом на город и природу Для загородных вилл, где жилой комплекс владельца уже во 2 до отделился от обычных построек, характерен переход от ландшафта к внутреннему пространству и снова к природе Главный вход вел непосредственно перистиль, вокруг которого группировались жилые помещения Далее ряд помещений вели на террасу с видом на природу, при этом на самих террасах размещались водоемы, сады и пр виллы Мистерий, 2в до 1 и Диомеда, 1я пол 1в до близ Помпей Великолепные аристократические дома резко контрастируют с рядовыми постройками В основном это 3 5 этажные кирпичные дома инсулы, скомпонованные вокруг световых двориков Нижние этажи таких зданий были как правило заняты торговыми помещениями Выше располагались квартиры, каждая с самостоятельной лестницей и выходом наружу Такие дома появились не позднее 3 до известны по руинам Остии. На протяжении 2 1й пол 1 до развитии римской архитектуры совершается важный перелом Именно это время получает художественное осмысление клинчатая арка, введенная римлянами строительную практику еще 5 или 4 до В результате изобретения бетона возникает новая техника возведения стен забутовка между облицовками, распространяются бетонные арки и сводчатые перекрытия Появляются и совершенствуются такие внушительные инженерные сооружения, как арочный мост, водопроводы, огромные склады Необычайно прочный римский бетон, состав которого, помимо известкового раствора и щебня, входила пуццолана песок вулканического происхождения, не только упростил и удешевил кладку массивных несущих конструкций, но и обеспечил гибкость и пластичность их форм, а также создал возможности для возведения построек, включавших большие крытые помещения Дмитриева Н А Краткая история искусств М 1985. Термы частные, а затем и общественные сооружения, соединявшие себе функции бань и греческих палестр Они также служили для встреч, диспутов и бесед Здание терм состояло из нескольких помещений К числу их принадлежали аподитерий раздевальня, фригидарий холодная баня, тепидарий теплая баня и кальдарий горячая баня Термы отапливались воздухом, который подавался по каналам проложенных под полом, стенах и даже сводах. Изобретение бетона сказалось и на характере театральной архитектуры К ее особенностям относятся расположение кавеа мест для зрителей на субструкциях полукруглая форма кавеа и орхестры, причем последняя предназначалась для почетных гостей, а не для актеров, игравших теперь на деревянном помостесцене театры конца 1 до нач 1 Оранже На обращенном к улице фасаде и по периметру кавеа крепились деревянные мачты для тента, который натягивался над театром Строились и небольшие здания одеоны предназначенные для выступления музыкантов они нередко были крытыми одеон Помпеях. В это время сложился архитектурный тип цирка цирк Фламиния, 221 год до и Максимус Риме, предназначавшиеся для конных состязаний цирки отличались от греческих стадионов большими размерами и великолепием отделки Овальная форма чисто римского типа зрелищных сооружений амфитиатров, предназначавшихся для битв гладиаторов и др игрищ родилась повидимому, результате сочетаний прямоугольной площадки для действия и двух зеркально расположенных кавеа Древнейший известный амфитеатр Помпеях имеет врытую землю арену и места, расположенные на насыпном грунте Дмитриева Н А Краткая история искусств М 1985. Династия Флавиев 69 96 гг пыталась завоевать симпатии народа строительством крупнейшего из римских амфитиатров Колизея, вмещавшего 50 тыс зрителей Дворец Флавиев на Палатине 92 архитектор Рабирий, состоявший из помещений для официальных приемов, жилых покоев и вытянутого овального сада, являет собой образец полуофициального, получастного жилища. При Адриане 117138, который сам был архитектором, строительство велось с особым рвением По его замыслу были построен храм Венеры и Ромы Риме, который является сочетанием типичных греческих и римских традиций Его другое сооружение, Пантеон храм всех богов, представляет собой освобождение от всех греческих традиций Это крупнейшее купольное сооружение древнего мира.

Свойственное всей римской архитектуре стремление к грандиозности реализуется строительстве гигантских комплексов на территории бывших восточных деспотий Таков храмовый ансамбль Баальбеке Его торжественная композиция подкреплена поставленным с боку Малым храмом и складывается из трех частей пропилей, к которым ведет парадная лестница и которые фланкированы двумя башнями, шестиугольного дворавестибюля, окруженного портиками, и обширного главного перистиля с Большим храмом Дмитриева Н А Краткая история искусств М 1985. В самом Риме строительство несколько оживилось при Северах арка Септимия Севера. Возникновение империи, ознаменовавшее стабилизацию средиземноморского рабовладельческого общества после бурного периода гражданских войн I до дало мощный толчок развитию античного градостроительства Первые века нашей эры характеризуются известной устойчивостью социальной и экономической структуры империи Длительный внутренний мир, успешные внешние войны, консолидация господствующего слоя, постепенно включившего себя не только римских рабовладельцев, но и рабовладельцев покоренных Римом стран все эти обстоятельства способствовали созданию этой устойчивости. Продолжали существовать и старые торговые и ремесленные центры, такие как Коринф, Милет, Пергам Важную роль играли города, имевшие административное значение и являвшиеся центрами обширных провинций В них находились римские правители областей со своим административным аппаратом, там же располагались римские легионы, контролировавшие эти провинции Антиохия, Пергам и Афины, сохраняя свое значение административного центра провинции Ахайя, то же время постепенно приобретали характер специфического культурного центра города, значение которого определялось прежде всего его памятниками прошлого и школами философии, существовавшими нем Наконец, совершенно особую категорию представляли собой столицы империи сначала Рим, а затем Константинополь, города, бывшие помимо административных центров с императорским двором, высшей знатью, императорской гвардией настоящими городамипаразитами, центрами потребления В частности, полноправное малоимущее население Рима очень значительных размерах бесплатно снабжалось императорами хлебом Для увеселения этой толпы устраивались роскошные празднества, цирковые представления, травли зверей и бои гладиаторов, стоившие огромных денег Достаточно сказать, что иногда число выступавших на арене гладиаторов достигало нескольких тысяч Наконец, были города курортного типа, они располагались на берегу Неаполитанского залива К их числу относились Байи, отчасти Помпеи. Воздействие целостной системы римских градостроительных принципов сказывалось не только при основании новых городов, но и при реконструкциях старых, давно сложившихся центров, находившихся главным образом на территории восточной половины империи Римский облик большей мере приобретали города, построенные по Гипподамовой системе, нежели города, имеющие нерегулярную, стихийно сложившуюся планировку например, Афины. Большинство новых городов эпохи империи строилось по типу римского военного лагеря Они основывались чаще всего римскими полководцами конца республики и императорами, когда после завершения войн они распускали армии В награду за службу солдаты получали землю и деньги на обзаведение и расселялись компактными массами, основывая города этого типа Такие города возникали и Италии где Сулла основал их не менее 12, а Август более 30, и провинциях Значительное число городов этого типа возникло на границах империи Они вырастали непосредственно из военных лагерей. В античных городах не было деления на промышленную и жилую зоны Специализация кварталов и районов города имела иной характер либо социальный, либо профессиональный Так, Риме начиная с I четко выделяются две части города холмы с их здоровым микроклиматом, занятые основном особняками, и низины сырые, заливаемые водой, нездоровые районы обитания социальных низов. Благодаря многочисленным указаниям античных писателей можно представить себе характер районов Рима Так, Священная дорога улица, соединявшая район форумов с Палатином была занята ювелирами и торговцами драгоценностями В районе Велабра ложбина между Капитолием и Палатином находилась основная масса лавок, торговавших съестными припасами Аргилет улица к юговостоку от форумов на большом протяжении был занят книжными лавками Дурной славой пользовалась Субура долина между Оппием и Виминалом, где было множество мелких лавочек, кабачков и других увеселительных заведений сомнительной репутации. Центром римского города, а также любого старого города, получившего римские муниципальные права, являлся форум.

Важными элементами, определяющими эстетическую ценность городского пейзажа, были зелень и вода Воде как средству украшения города придавалось очень большое значение Фонтаны, большие открытые водоемы, множество водонапорных колонок украшали и оживляли город В то же время задача озеленения города, за исключением редких случаев, никогда не была решена Только немногих западных городах империи зелень украшала городской пейзаж. В большинстве крупных городов на улицах не было никаких насаждений Существовало лишь несколько общественных парков или парков при богатых особняках Так, Риме пояс садов и парков на окраинах города принадлежал императорам и стал доступен жителям только после переезда двора Константинополь До этого главным общедоступным парком Рима было Марсово поле. Стены, обычно окружавшие римский город, создавали четкую границу между собственно городом и его пригородами Развитые пригороды не были характерны для городских центров эпохи империи Даже Риме пояс застроенных пригородов представлял собой полосу шириной всего 200 650 Только вокруг городовлагерей постоянно встречаются торговоремесленные пригороды Обычно же районах за пределами городских стен отсутствует сплошная застройка Там располагаются загородные виллы богачей, сады, парки. Иногда силу определенных причин пригороды развиваются особые густонаселенные районы, имеющие специфический характер Так, Арелате вне пределов города, на другом берегу реки, возник обширный торговый район За южными стенами Тимгада вырос район, населенный христианами, имевший свой особый центр церковь. Иногда пригороды оказывались включенными территорию, защищаемую городскими стенами В ряде западных городов при их основании стены были построены с расчетом на дальнейший рост города В таких случаях сплошная застройка занимала только часть городской территории и районы вдоль стен обычно бывали заняты садами и виллами местной знати. В первые века существования империи города постоянно росли, они развивались за счет включения и освоения территорий пригородов Иногда при этом частично изменялся и городской пейзаж Так, Нарбонне состав городских территорий были включены и загородные виллы богатых горожан, что придало особый, полусельский облик окраинным районам С III доминирующим является противоположный процесс результате кризиса империи, сопровождаемого варварскими нашествиями, города уменьшаются размерах и пригороды занимают территории, ранее бывшие городскими. Своей вершины культура этрусков достигает VI до когда Риме некоторое время правила династия этрусских царей, позже она сливается с римской. Римское строительное искусство берет свое начало из этруского и греческого. Римскоионический ордер наибольшей степени унаследовал формы и пропорции греческих ордеров Однако с развитием тенденции населения Рима к обогащению несколько усложнились элементы ордера, особенно карниз, котором поддерживающая часть по высоте приблизилась к венчающей.

Наиболее простой тип дома домус атриумный дом включал вестибул входной тамбур, лавки таберны жилые помещения, группирующиеся вокруг атриума с бассейном, таблинум главное парадное помещение, выходящее на небольшую усадьбу огород. Гробница Цецилии Метеллы Риме конец I до на Аппиевой дороге представляет башню из бетона, облицованную травертином Сверху был купол, но позже, когда гробницу использовали как крепостную башню, купол разобрали и верх перестроили Пирамида Цестия Риме 20е гг до построена виде остроконечной пирамиды Одним из грандиознейших мемориальных сооружений является мавзолей Августа Риме 28 до. Формирование сложной системы общественных сооружений, храмов, площадей, вмещавших большое количество людей. Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира, вместимостью свыше 50 тыс человек, велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев Его начали строить 72 году при императоре Веспасиане а 80 году амфитеатр был освящен императором Титом Амфитеатр расположился на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона. Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. На Палатинском холме строились императорские дворцы Самым роскошным из них был Золотой дом Нерона, построенный 65 Он сгорел при пожаре 69 Сохранились остатки его монолитных конструкций Центральное пространство, восьмигольное плане, было перекрыто бетонным куполом с отверстием вверху Дворец Августа на Капитолийском холме занимал площадь около 10 га Дворец Флавиев на Палатине соединял себе черты дворца и виллы Он состоял из парадной и жилой частей, между которыми был перистильный двор Огромный тронный зал был перекрыт кессонированным цилиндрическим сводом пролётом 29, 3 Высота шелыги свода около 44 К тронному залу были пристроены храм и базилика, где император осуществлял функции верховного жреца и судьи.

Первые убежища христиан катакомбы были найдены Риме, Эфесе, Александрии, Сиракузах и других крупных городах Это были узкие шириной около 1м подземные коридоры с двумя ярусами ниш для захоронения Они выдалбливались мягкой каменной породе Некоторые помещения делались виде небольших крестообразных плане залов, где устанавливались саркофаги проповедников С III появились молельные домацеркви, которые устраивались частных или выкупленных домах Помещения жилого дома обращались залы молитвенных собраний, баптистерии крещальни, кладовые для имущества общины, винные погреба, склады одежды для раздачи бедным Купель обычно находилась нише, перекрытой арочным сводом Арка и свод были символом небесного свода во многих восточных культурах С IV началось безжалостное разрушение языческих храмов и памятников античной культуры В качестве первых христианских храмов использовались базилики Затем началось строительство христианских церквей по образцу трёхнефных базилик или круглых ротонд В ранних базиликальных храмах алтарная апсида ещё не отделялась иконостасом, а амвон и кафедра усраивались центральной части среднего нефа В культовом строительстве IVVвв Преобладали деревянные перекрытия, которым иногда придавали пирамидальную или купольную форму В Сирии базилики покрывались каменными плитами по поперечным аркам Больше всего крупных раннехристианских церквей строитлось Малой Азии и Сирии и Палестине на путях к палестинским святыням Эти базилики строились копмлексе с подсобными и бытовыми помещениями Примерами таких сооружений являются базилика Брад 395402 гг арх Маркиан Кирис и соборный комплекс Герасе, включающий базилики, часовни, баптистерий, бани, жилые помещения, перистильные двор и пешеходные улицы, обрамлённые колоннадами В интерьерах использовались мрамор, позолота, мозаика Фасады были лишены украшений В центрических зданиях применялись кирпичные и каменные своды, шатровые перекрытия и купола из дерева Постепенно появляются новые формы планов Так, храме Вифлееме пешеходное пространство, перистильный двор, пятинефная базилика и восьмиугольный баптистерий составляют единую анфиладу В конце IV V вв планах культовых зданий появляется форма равноконечного греческого креста как символа христианской веры Впервые эта форма появилась церкви СанЛоренцо Милане, церкви близ Антиохии и церкви Пророков, Мучеников и Апостолов Герасе Дальнейшее развитие этого типа храмов привело к появлению крестовокупольной конструктивной системы архитектуре Византии. Такими же огромными размерами и монументальностью архитектурного решения отличался храм Бела Пальмире I III вв Его участок расположен на искусственной платформе с размерами 210х205 и окружён стеной, оформленной снаружи пилястрами и нишами По внутреннему периметру стен были пристроены портики. Наследником художественной культуры Древней Эллады стал рабовладельческий Рим, покоривший Грецию во II до Римляне, познакомившись с мифологией, наукой, литературой и театром Древней Греции, высоко оценили творческий гений эллинских зодчих и скульпторов. Недаром знаменитый римский поэт Гораций говорил, что Греция, взятая плен, победителей диких пленила, Лаций суровый внеся искусство Однако Рим, прошедший за восемь столетий с VIII по I до путь от маленького, ничем не примечательного города до столицы громадного государства Римской империи, не только воспринял лучшие достижения искусства народов Ближнего Востока и Средиземноморья Римляне внесли свой вклад художественную культуру древнего мира. Начало древнеримского искусства относится к периоду республики конец VI середина I до Оно достигло расцвета период образования мировой рабовладельческой державы, разнородной по этническому и социальному составу, сложной по хозяйственной и общественной организации. Высокий расцвет переживали провинции Римская империя превратилась империю рабовладельцев Средиземноморья Сам Рим приобрел облик мировой державы Конец I и нач II период правления Флавиев и Траяна время создания грандиозных архитектурных комплексов, сооружений большого пространственного размаха. Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, ко множеству украшений, больший чем у греков интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, частности широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Эти планировки отвечали условиям жизни торговле огромного размаха, духу военщины и суровой дисциплине, тяготению к зрелищности и парадности В римских городах известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадам, арками, монументами.

На Капитолии было воздвигнуто еще несколько более мелких храмов, и там же стояла, очевидно, одна из первых триумфальных арок Сципиона Африканского, украшенная конными статуями Холм Палатин меньше застраивали годы Республики В начале II до там стоял храм Великой Матери Кибелы, культ которой занесли Рим из Малой Азии. Самое оживленное место годы Республики Римский Форум застраивался особенно красивыми зданиями Здесь воздвигли перестроенные годы Империи храмы Сатурна, а также Кастора и Поллукса У склонов Капитолия после примирения патрициев и плебеев построили храм Согласия Конкордии. Наряду с помостами для ораторов принялись за возведение соборов, храмов и дорог ведущих к центру Вечного города У подножья холмов создавалась царская резиденция, строились усадьбы для аристократов и вельмож города Архитектура римской империи, что создавалась древними мастерами, не может оставить никого равнодушным Даже по наполовину разрушенным зданиям и руинам, можно судить о великой культуре древнего народа. Нередко между рабами и знатными вельможами происходили склоки и раздоры Очень часто споры перерастали ненависть и вражду Но, несмотря на это, им приходилось сосуществовать, так они зависели друг от друга Именно честь примирения знати и бедняков был сооружен Храм Конкордии, которая почиталась у римлян как Богиня Согласия Он был построен 4 веке до западной части центра столицы. Ранние поселения на месте будущего города Рима возникли на Апеннинском полуострове, долине реки Тибр, начале I тысячелетия до По преданию, римляне происходят от троянских беженцев, основавших Италии город АльбаЛонгу Сам же Рим, по легенде, был заложен Ромулом, внуком царя АльбаЛонги, 753 до Как и греческих полисах, ранний период истории Рима им управляли цари, пользовавшиеся фактически такой властью, как и греческие При царе тиране Тарквинии Гордом произошло народное восстание, ходе которого царская власть была уничтожена и Рим превратился аристократическую республику Её население чётко делилось на две группы привилегированное сословие патрициев и обладавшее значительно меньшими правами сословие плебеев Патрицием считался член древнейшего римского рода, только из патрициев избирался сенат главный правительственный орган Значительную часть ранней его истории составляет борьба плебеев за расширение своих прав и превращение членов их сословия полноправных римских граждан. Величественная Порта Нигра то есть Черные ворота, вздымающаяся на 30 высоту, олицетворяет мощь имперского Рима Укрепленные ворота фланкированы двумя башнями, одна из которых значительно повреждена Некогда ворота служили въездом за городские стены II века Августу Тревирорум впоследствии Трир, северную столицу империи. Римляне широко использовали достижения греческой архитектуры, но, обращаясь к тем или иным типам, композиционным приемам, архитектурным формам греческих построек, римляне коренным образом перерабатывали их Так, например, созданная греками система архитектурных ордеров подучила у римлян соответствии с новыми задачами, разрешавшимися римском зодчестве, новое истолкование В отличие от греческих архитекторов, для которых ордер был логическим выражением конструкции, римские архитекторы понимали ордер основном как декорацию. К монументальным сооружениям эпохи республики относятся гробницы римской Знати и римских богачей, располагавшиеся вдоль больших дорог за воротами Рима.

Цельность архитектурного образа, совершенство пропорций и мастерство конструктивного решения храма позволяют предполагать, что строителем его мог быть Аполлодор Дамасский Историкохудожественное значение Пантеона исключительно велико Для архитектуры последующих эпох Пантеон навсегда остался одним из самых совершенных образцов центрического здания, увенчанного куполом, и одновременно примером блестящего решения задачи создания сооружения с обширным внутренним пространством Пантеон является примером замечательного единства глубокой образной идеи и архитектурных форм ее выражения и, наконец, одним из самых высоких достижений строительной техники античной эпохи. Наружный фасад терм был прост стены покрыты штукатуркой Вероятно, более нарядны были фасады помещений, выходящих парк Под залами главного корпуса находились колоссальные субструкции, которых располагались все подсобные помещения и, частности, отопительная система и водопровод Большое помещение глубине двора занимала огромная цистернаотстойник, которой отстаивалась вода Совершенство системы отопления, снабжения водой и канализации свидетельствует об очень высоком искусстве римских инженеров. Критерии проверки Верный ответ полностью правильный Частично верный недостаточно полный, содержащий неточности. Рим получает совершенно новый облик, необходимый для престижа мировой столицы Умножается количество общественных зданий, строятся форумы, мосты, акведуки, возрастает богатство архитектурного убранства По словам историка Светония, Август так Рим украсил, что по справедливости мог хвастаться, что принял его кирпичным, оставляет его мраморным Город поражал современников необозримостью площади ни с одной стороны он не имел четких границ Его предместья терялись роскошных виллах Кампаньи Великолепные здания, колонные портики, сводчатые и украшенные фронтонами крыши, богато декорированные бассейны и фонтаны чередовались с зеленью рощ и аллей. В тех случаях, когда на пути встречались препятствия виде рек и долин, римляне строили мосты Примерами такого рода сооружений могут служить мосты Фабриция и Цестия Риме, мост Римини и многие. Аоста, или Августа Преториа, была основана римлянами Альпах период завоевания этих территорий войсками императора Августа 2625 гг до Местное племя салассов, обитавшее здесь не хотело покоряться завоевателям Посланный сюда римский легион, состоявший из 3 тыс солдат, смел с лица земли небольшое поселение салассов и за очень короткий срок воздвиг городлагерь.

Представление о стиле культовой августовской архитектуры дает храм Ниме начало 1 Южная Франция, принадлежащий к типу псевдопериптера, котором акцентировалось внутреннее пространство В нем сочетаются черты греческого периптера с элементами италоэтрусского храма, расчлененного на открытый портик и замкнутую целлу святилище Классические формы коринфского ордера строго соблюдены, пропорции стройны, целла окружена полуколоннами, сливающимися со стеной свободно стоящие колонны сохраняются лишь на фасаде Они лишены пластической выразительности, присущей греческой архитектуре В композиции целого и каждой детали проступают волевое напряжение и рассудочная ясность, придающие зданию оттенок холодной официальности Торжественность усиливается и тем, что храм поднят на высокий подий основание В отличие от греческого храма он рассчитан на фронтальное восприятие, нем подчеркнут один вход с парадной лестницей и открытым со всех сторон шестиколонным портиком. Следует отметить, что строительство городе велось на частные средства Даже мощение дорог вменялось обязанность наиболее обеспеченным жителям города, главным образом, триумфаторамполководцам, привозившим с собой из походов огромное количество награбленного добра и рабочую силу виде пленных рабов Античные писатели, характеризуя эпоху Августа, называют множество храмов, театров, водопроводов, построенных членами императорской фамилии и его приближенными, а также им самим Так, на Марсовом поле этот период были построены и достраивались театры Марцелла и Бальбы, портик Октавии. С именем Августа связана застройка главных холмов Рима Капитолийского и Палатинского Так, по свидетельству римского писателя и историка Светония, на Капитолийском холме на месте более древних сооружений им были построены храмы Юпитера и Аполлона Особое внимание Август уделял благоустройству и застройке Палатинского холма Здесь им был воздвигнут дворец, устроен сад, котором размещались отдельно покои его жены Ливии, построена большая экседра с видом на Большой цирк, возведенный на склонах Палатинского и Авентинского холмов. Большое внимание этот период было уделено древнему римскому форуму форуму Романум, сооружение которого уходило корнями глубокую древность Здесь сохранились материальные остатки царского и республиканского периодов развития города атриум и храм Весталок, так называемые Царские чертоги, базилика Эмилия, храм Сатурна, трибуна для ораторов Ростра и др При Августе все обветшавшие постройки были починены Была достроена базилика Юлия, построен поминальный храм Юлия Цезаря, заново возведен храм Кастора и Поллукса, подновлен храм Сатурна и, наконец, выстроен у подножья Капитолийского холма большой храм Согласия Одновременно было продолжено мощение форума, начатое еще при Юлии Цезаре В результате этой строительной деятельности форум Романум превратился прекрасный архитектурный ансамбль, как нельзя более отражавший свою эпоху, когда греческое начало градостроительном искусстве органически сочеталось с римским Отсутствие жесткой прямоугольной формы и симметрии, наличие разновеликих сооружений, живописность, открытость и включение окружающего пейзажа все это отличало древний форум от форумов императорского периода. После почти 50летнего периода, когда во главе римского государства стояли такие одиозные фигуры из династии ЮлиевКлавдиев, как Тиберий, Калигула, Нерон, наступил новый этап строительства города К этому времени Рим не только не украсился новыми зданиями, а, наоборот, основательно был разрушен пожарами и грабительской политикой самих императоров Строительная деятельность императора Клавдия 4154 гг, построившего водопровод и святилище с храмом Клавдия, не меняла общей картины деградации города Не внесло существенных изменений городскую структуру и строительство так называемого Золотого дома Нерона, огромного дворцового комплекса на склонах Эсквилинского холма Эта постройка поглотила все средства императорской казны и не пользовалась популярностью среди жителей Рима, так же как и ее венценосный хозяин Особенно сильные разрушения принес пожар 64 во время которого практически выгорела вся центральная часть Рима Пожар продолжался около недели, и жители города, покинув свои жилища, ютились храмах и портиках Марсова поля.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru