Социальная культура древнего египта

Египет, как и любая другая велика, а на момент ее рассвета мировая держава, развивался несколько этапов Столь могущественное и развитое государство внесло свой вклад мировое культурное наследие, касающееся не только архитектуры, но и письменности, литературы и даже математики, астрономии и медицины Древние египтяне оставили множество следов для археологов, благодаря чему сегодня можно воссоздать приблизительную картину быта тот период. В периоды Древнего и Среднего царств Египте моральные понятия типа добро и зло были малоубедительны Главными определениями человека было толковый или глупый Существовала уверенность том, что справедливость заключается свершении больше положенного, а несправедливость осуждалась как минимальное исполнение долга Между Средним царством и империей, период войн и набегов кочевых племен, проявляется тяга к безопасности Тревожный коллективизм начинает вытеснять самонадеянный индивидуализм. История Древнего Египта делится на несколько больших периодов доисторический период, Древнее царство, Среднее царство, Новое царство, поздний династический период, персидское завоевание, а далее уже завоевание Египта Александром, римский период, потом византийский или коптский, и, наконец, арабское завоевание. Власть фараона была тоталитарной, его указы неукоснительно соблюдались, он держал руках все ветви власти законодательную, исполнительную и судебную важно также то, что он бы также и объектом религиозного культа Таким образом, власть держалась не только на страхе и соблюдении законов, она была замешана также и на религиозном поклонении, от фараонабога, верили люди, зависит безопасность государства, его процветание, он обеспечивает справедливость и сытую жизнь В ведении фараона был и земельный фонд, только правитель мог распределять земельные наделы и жаловать титулы. Уже начиная с Древнего царства власть Древнем Египте начала передаваться по наследству, хотя с этим и возникали проблемы периоды смут и смен династий У фараонов была практика иметь одну главную царственную женуегиптянку, зачастую единокровную или родную сестру, а несколько второстепенных жен и наложниц Все дети, рожденные от них, имели право на престол, но принцип первородства сохранялся Однако, как уже упоминалось, часто возникали смены династии, новые из которых могли основать, например, жрецы храмов, это порождало необходимость обряда легитимации новой династии. Таким образом, мы понимаем, что египтяне видели своем правителе не только ЦаряСолнце, подобного богу, но и живого человека, смущаемого страстями, отягощенного проблемами Это давало им возможность духовно приблизиться к нему, ощутить родство, и принять его правление Также на сильную интегрированность граждан и чиновников во все дела государства влияло то, что поначалу обязанности слабо разделялись между чиновниками разных специальностей Они могли одновременно быть задействованы военной, религиозной, культурной и хозяйственно сферах, хотя со временем ктото мог больше углубляться во чтото одно Только эпоху Нового царства религиозная власть сосредоточилась руках ограниченной касты жрецов, зачастую противостоящих чиновникам из других сфер Все большее значение приобретает военная категория служащих. В известной Истории Геродота прошлое Египта описано достаточно подробно, хотя некоторые сведения, полученные им от самих египтян, были недостоверны. Несмотря на то, что Египте сохранилось много памятников, лишь 1822 году, благодаря усилиям французского ученого Франсуа Шампольона, удалось найти ключ к расшифровке египетских иероглифов, что продвинуло историческую науку о Египте на несколько шагов вперед В распоряжении ученых оказались надписи на стенах пирамид и храмов, папирусы самого различного содержания произведения религиозной литературы, летописи, поучения, сказки и повести.

В отличие от первобытного мифа, мы застаем здесь пробуждение и первые шаги свободного духа, однако его начальным сознанием оказывается чувство своей темницы, своей замкнутости во внешней несвободе Дух здесь тоскует и рвется наружу из подавляющего его мира, но даже бунте он оказывается внутренне связан выборе своих путей Путь человека к своей свободе на Древнем Востоке оказывается не поиском нового бытия, а отказом от всякого определенного бытия На вершинах восточной мудрости свобода выглядит как тотальное отрицание внешнего мира, от которого пытаются укрыться, растворившись вечном потоке жизни, или обрести внутри себя покой, где нет ни страха, ни надежды. Эти черты культур Древнего Востока во многом определены способом коллективного выживания, единственно возможного для человека той эпохи и тех географических условиях Условием выживания было наличие мощного деспотического государства, получавшего свое смысловое оправдание культуре и мироощущении древнего человека Но наиболее развитые восточные культуры рождали себе не только оправдание, но и духовный протест против подавляющей человека государственной мощи и пытались дать человеку внутреннее смысловое убежище от внешнего деспотизма см Жаров С Н Три лика китайской культуры конфуцианство, буддизм, даосизм. Научным и техническим достижением было изобретение водяных и солнечных часов Самые древние египетские водяные часы клепсидры обнаружены Карнаке и датируются эпохой Аменхотепа III XIV до. Религии Древнего Египта представляют собой одну из самых интересных страниц истории, а верования древних египтян отражают не только их культуру и быт, но также и социальнополитическую ситуацию стране то далекое время Археологические раскопки и исследования десятков ученых позволили современному человеку узнать много интересного и доселе неизвестных фактов из жизни и верований древних египтян. Общеегипетскими богами становились божества какоголибо номового центра, правители которого захватывали трон фараонов, основывали общеегипетскую династию, превращали свой номовый дом столицу всего государства Так, например, когда номовый центр Фивы превратился столицу Египта, его местный бог Амон, ранее малоизвестное божество, становиться покровителем царствующего фараона и царем богов. Жрецы, служившие культу, были влиятельными и заметными фигурами государстве В храмах главной персоной был служитель бога, истолковавший его волю В обрядах богослужения принимало участие множество женщин Храмовые певицы были каждом храме Они пели во время церемоний, потрясая систрами и трещотками Если другие женщины жили семье и приходили храм только на богослужение, то те, кого называли хенеретет и их предводительница, именовавшаяся Божественной женой должны были постоянно находиться при храме так называемом добровольном заточении. Однако положение большинства египтян отнюдь не было столь идиллическим Привлекательная сторона жизни присуща дворцам фараонов и богатым усадьбам знати, тогда как домах простых смертных были свои непростые повседневные проблемы, достаточно вспомнить пристрастие к палочным наказаниям долине Нила Изучение жалких остатков бедных поселений позволяет историкам взглянуть на повседневную жизнь древних египтян значительно объективнее, чем об этом говорят гробницы и храмы. Жрецы весьма эффективно использовали накопленные течение весьма длительного времени систематические наблюдения небесных явлений Так, процессе астрономических наблюдений жрецы открыли циклически повторяющиеся затмения Солнца Способность предвидеть затмения Солнца с весьма большой точностью использовалась ими для управления обществом Люди верили, что жрецы предсказанные дни и часы способны погасить и снова зажечь солнце Помимо астрономического знания жрецы накапливали также знания области математики, химии, фармакологии, медицины, психологии и др Они использовали гипноз, ясновидение и др чтобы вызвать страх, возбудить надежду и принудить общество к подчинению Жрецы применяли специализированные знания для усиления своей власти, убеждали людей, что они являются посредниками между людьми и богами, что подношением даров богам при помощи жрецов можно получить благосклонность богов.

Высокого художественного уровня достигли древнеегипетская живопись скульптура и монументальная архитектура До сих пор поражают зрителя мастерством статуя писца Каи, скульптурные портреты царицы Хатшепсут, фараона Эхнатона и удивительный своей одухотворенной красотой образ Нефертити, великолепные аллеи сфинксов и колоссальные храмы Луксоре, Карнаке и других местах. После объединения египетских племен единое царство, сложилась и неизменная с тех пор группа общеегипетских верховных божеств, равно почитавшихся по всей стране, так называемая эннеада греч девятка Эннеада состояла из божеств отдельных стихий, Солнца и владык земной жизни и подземного царства. Но целом религия Древнего Египта представляла собой сложное напластование верований, возникших разное время и разных местах Древние египтяне поклонялись множеству верховных богов Почти все боги имели разные имена, а некоторые даже назывались поразному разное время суток Так, главный бог Египта бог Солнца как Восходящее Солнце назывался Хепри, или Хепрер, как Солнце зените Ра, как Солнце перед закатом Атум Сколько всего богов создали и почитали египтяне, сказать трудно, некоторые исследователи предполагают, что счет шел на сотни и тысячи. Таким образом, культ ибиса позволял предсказать разлив Нила и вовремя подготовить ирригационные сооружения и начать подготовку к земледельческим работам. Таким образом, миф об Осирисе закреплял сознании египтян последовательность сельскохозяйственных работ выступал своеобразным неписаным пособием по сельскому хозяйству. К тому же, почитание Осириса и соответствующие мистерии связывались с культом фараона, поскольку важную роль этом мифе играл Гор, покровитель и символ царской власти Нередко мистериях Осириса принимал участие сам фараон Он выступал роли Гора, мстящего за смерть отца, и конце ритуала короновался на царство, как Гор, наследовавший трон после Осириса. Согласно другому мифу, о загробном суде, бог Анубис клал сердце умершего на одну чашу весов, а на другой находилось птичье страусовое перо из головного убора богини истины Маат Боги а их было более 40 задавали каждый по вопросу, умерший отвечал Перечень вопросов и ответов являлся, по сути, сводом жизненных правил египтян ответы всегда должны были быть отрицательными Я не причинил людям зла, должен был сказать египтянин, Я не мучил животных, Я не богохульствовал, Я не совершал насилия над бедными, Я никого не убил, Я ни к кому не посылал убийц, Я чист Если истина перевешивала, умерший признавался грешником Если весы оставались равновесии, Осирис принимал его свое царство В случае неблагоприятного решения умерший должен был закончить свое существование утробе страшного чудовища Амелит Амт Пожирательницы существа с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила. Поэтому египтяне верили бессмертие это было главной доктриной египетской религии Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение. Поэтому и загробный мир, где с точки зрения язычника все стихии природы, том числе и человек, возрождались своем прежнем телесном облике, представлялся египтянам точной копией земного мира. Усилия египтян еще при жизни были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла приготовлениях к смерти.

Социальная культура древнего египта

И даже путь на тот свет виделся египтянам настоящей полосой препятствий, где на каждом шагу подстерегала опасность второй смерти Подробные сведения об этом пути содержались Книге мертвых, Книге о вратах, Книге о подземных пещерах, Книге о том, что есть другом мире, которых перечислялись коварные ловушки, ожидавшие мертвых, и давались подробные советы, как их избежать В этих книгах были приведены гимны, которые следовало исполнять перед богами, чтобы снискать их расположение, давались указания, как убивать подземных крокодилов и змей, как не попасть сети подземных рыбаков Там были и магические заклинания, с помощью которых умерший мог обезвредить своих врагов. Согласно религиозным представлениям египтян, каждый человек обладал несколькими важнейшими характеристиками, числе которых назывались Сах тело человека, Шунт его тень, Рен его имя, Ах его привидение, Ба проявление сущности Ведущую роль играла Ка душа человека. Но душа эта представлении египтян не имела ничего общего с тем представлением о душе, которое возникло рамках последующих духовных религий. Ка после смерти продолжал обитать гробнице Именно Ка ел и пил, глядя на оставленные или нарисованные на стенах припасы Ба днем выходила из гробницы, беспрепятственно путешествовала по небесам и подземном царстве Ба приходила на суд Осириса, держала перед ним ответ за прижизненные деяния человека И если Ка полностью повторял прижизненный облик человека, то Ба изображали чаще всего образе птицы с человеческой головой. Но именно Ка предстояло вновь соединиться со своим телом для того, чтобы умершего ожидало воскрешение. Египтяне верили, что покойному достаточно было видеть все то, что сопровождает его на тот свет, чтобы пользоваться всем этим Для этого на саркофаге обязательно помешали изображение покойного, а если саркофаг был замурован стене, то ней либо оставляли незаделанную щель, через которую обитатель гробницы мог видеть все нарисованными глазами, либо повторяли на стене изображение усопшего. Государственная же жизнь для египтян, воспринимавших каждого человека, входившего государство, природной стихией, была такой же стихией природы, как и прочие стихии внешнего мира И такое восприятие государства тоже было естественным следствием языческого мировоззрения. Жрецы наиболее образованная часть египетского общества уподобляли государственный строй своей страны пирамиде, главному символу Египта В основании пирамиды находился народ, простые крестьяне и ремесленники Их было больше всего, и они придавали пирамиде устойчивость Над ними располагались жрецы, хранители мудрости и знаний Это был средний слой пирамиды И на самом верху пирамиды находил фараон, живой бог Египта, властитель и символ власти.

Социальная культура древнего египта

Поэтому храмовые жрецы хама ната слуги бога очень часто совмещали религиозные обязанности с отправлением всевозможных административных должностей при местном вельможе или государственной системе Многие жрецы трудились качестве писцов при храмовом ли хозяйстве, при пер джет хозяйстве вельмож или, к примеру, при войске фараона. А служба качестве низшего храмового служителя зачастую становилась для отпрысков знати первой ступенькой карьерной лестницы. В Египте сформировалось представление о божественности фараона он признавался сыном бога во плоти Он был живым воплощением бога Ра И простые люди, и знатные вельможи падали ниц перед фараоном и целовали следы его ног Большой милостью считалось разрешение фараона целовать свою сандалию. Ведь он один был непосредственной связью между миром людей и миром богов Он ощущался как своеобразный канал связи и воздействия, объединяющий два мира, определённым образом влияя на который, можно направить благо из мира богов мир людей Благое влияние вызывало благую реакцию, дурное дурную. Реально же, фараон был связующим звеном не с миром богов, а море земледельческих родовых общин. Ведь после объединения Египта верховный правитель фараон стал для египтян олицетворением государственной природной стихии, богом, и теперь не от лица коллективной власти, а именно от его имени осуществлялось управление государством Человек же, всё так же, не признаваясь индивидуальностью, мог иметь преимущественное значение перед другим человеком не силу своих личных достоинств или личного богатства поскольку понятия личности не существовало, а по своему положению государстве как представитель и часть его силы Т он, не имея самостоятельного значения, олицетворял часть, а значит количество, степень силы государственной природной стихии Чиновники были не просто частными людьми, выполняющими распоряжения вышестоящей инстанции, а малыми меру данной им части силы воплощениями всей государственной стихии и потому считались подчинёнными самого фараона, олицетворяющего.

Начиная со времени Позднего царства, наряду с крупнейшим стране хозяйством фараона для экономики страны существенное значение приобрели хозяйства крупных вельмож пер джет. Все хемуу нисут а это было практически все незнатное население страны подчинялись фараону и формально трудились его хозяйстве. Хемуу оставались лично свободными гражданами, однако не обладали никакой личной собственностью на орудия производства и на результаты своего труда. Хемуу трудились при хозяйстве того или иного вельможи, получали за свой труд довольствие из закромов хозяина и составляли часть хозяйстваджет, полагавшегося вельможе или царскому чиновнику по должности. Поскольку же вельможа, чиновник, был частным малым воплощением воли и силы сущности государства целом, государство же, свою очередь, воспринималось египтянами как одна из стихий природы, то и рабский труд хозяйстве фараона и вельмож государственном хозяйстве воспринимался людьми этого времени не как зависимость человека от человека, а как символ зависимости человека от природы И такая форма не личного, а государственного рабства была вполне естественной для языческого мировоззрения при той форме государственности, которая существовала Египте. Однако порабощение сограждан не поощрялось В гробницах многих вельмож среди прочих надписей, восхваляющих умершего, нередко отдельно упоминался тот факт, что он ни разу не обратил рабство свободного человека, то есть своего соплеменника. Подавляющая надстоящая, починяющая сознание человека колоссальность огромность размеров, монолитность, подчинённость всех частей единству, цельность пирамид подспудно символизировали для египтян колоссальный, подавляющий и подчиняющий человека, целостный своём непостижимом единстве мир природы, от которого они полностью зависели, и который поэтому необходимо было символически воплотить произведении культуры, чтобы обрести свободу и индивидуальность самостоятельном, индивидуальном восприятии и неосознанной интерпретации этого символа Тем более, что пирамиды и были частью религиозного обряда, языческой религии, имели прямое отношение к миру богов, миру природы. Во II тыс до пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня это было чуть менее разорительным, да и сами пирамиды стали меньше. В Египте большое развитие получил и скульптурный портрет Поскольку египтяне верили, что портретные статуи, выполняя роль двойников умерших, служат вместилищем их.

Литература Самые ранние памятники художественной литературы Древнего Египта относятся ко II тысячелетию до Вероятно, существовали и более древние тексты, но они не сохранились Наиболее древние египетские тексты, дошедшие до нас, это молитвы богам и хозяйственные записи Первые хозяйственные документы представляли собой скудные записи о том, что принесено столькото туш животных, собрано столькото снопов ячменя с одного поля Вообще же литература Древнего Египта была представлена различными жанрами это поучения царей и мудрецов своим сыновьям и ученикам, множество сказок о чудесах и чародеях, повести, жизнеописания сановников, песни, заклинания. С конца Древнего царства получили распространение надгробные надписи хвалебного характера На стенах гробницы богатого человека записывалась от его лица вся автобиография перечислялись заслуги перед фараоном, личные доблести, описывалось богатство усопшего и положение, которое он занимал при жизни Это были так называемые Тексты пирамид. Наряду с подобными философскими сочинениями поэты Среднего царства создавали и любовную лирику. Примером повествовательной литературы I тысячелетия до являлся Отчет Унуамона о его путешествии по поручению фиванского верховного жреца финикийский город Библ за лесом для храмовой ладьи Унуамон подробно и живо рассказывал о своих злоключениях, не забывая, впрочем, давать и волнующие описания природы. Многочисленные папирусные свитки времен Нового царства содержали изложения мифов поэтической и прозаической форме, жизнеописания фараонов и истории победоносных походов.

И можно было заметить, что все жанры египетской литературы на протяжении всей истории Древнего Египта имели безличностный характер, не несли на себе отпечатка индивидуального авторского стиля и индивидуальных переживаний, чувств Чувства, выраженные описанные здесь, были лишь теми общечеловеческими чувствами, которые были характерны и проявлялись у всех людей данного народа данный период истории, и не имели индивидуальных отличительных особенностей Эти произведения мог написать любой грамотный и сведущий египтянин. В связи с этим древнеегипетской литературной традиции существовали четкие, раз навсегда выработанные правила Произведения большинства жанров были строго выдержаны рамках единого стиля для данного жанра. Статуи богов делались из дорогого дерева, слоновой кости и золота Зиккурат ступенчатая башня, каждые ступени окрашивались, а наверху храм для бога. Никогда не была свободным политическим государством Долг родителей по отношению к детям Законодательная власть народное собрание, исполнительная власть совет пятисот, суд присяжных, архонты, стратегии Безрабочие позор Зависимое положение женщин Патриархальная власть отца Спортивные состязания Олимпийские игры 776г до 432г, Пятиборье бег, пряжки, метание копья, диска, борьба, состязания поэтов, драматургов, художников любовь к дискуссиям, состязания ораторов. Буддизм учение, возникшее ок 5 века до 4я по численности религия. Протестанты не признают церковь как посредника между Богом и человеком. Вооружение рыцарства 12 веке рыцари носили кольчугу, сделанную из сотен колец для того, чтобы сделать хорошую кольчугу, нужно было примерно 5 лет Позднее перешли к доспехам из отдельных металлических пластин вес 1520 кг Рыцарь жил замке. Созвал 1 земский собор совещательный орган, решавший вопросы о налогах и войне, выпустил свод законов поддержка крестьянским общинам, рассчитывал на поддержку широких слоев население, основывает стрелецкое войско, покоряет Казанское и Астраханское ханства Состоялся церковный стоглавый собор, унификация церковной жизни. Строгановы крестьяне, разбогатевшие на продаже соли, очень сильно помогали период смуты и войн.

Пленительный и загадочный Восток, чьи тайны и поныне волнуют умы исследователей, стал колыбелью человеческой культуры Именно здесь зарождаются три древнейших центра цивилизаций египетской на реке Нил, шумерской между Тигром и Ефратом. Совсем другая картина складывается при изучении памятников монументальной архитектуры Древнего Египта Колоссальные каменные сооружения, вырубленные толще скал или сложенные на ровных строительных площадках вдалеке от каменоломен, являют собой великолепные образцы инженерной и художественной мысли. Погребальные сооружения древнейшая область приложения сил египетских архитекторов Первоначально гробницы знатных людей представляли собой помещения, вырубленные толще скального грунта или вырытые земле и укрепленные изнутри каменной кладкой Эти погребениямасштабы начинаются узким коридором, под углом ведущего подземелье собственно погребальную камеру с одной, реже с двумятремя комнатами В этих комнатах располагался гроб с телом покойного и вещи, что могли понадобиться ему загробной жизни Сверху вход могилу закрывала невысокая плоская плита отсюда и название. Пирамиды гробницы фараонов Древнего царства, действительно древнейшие образцы собственно архитектурного творчества древних египтян, дошедшие до наших дней С архитектурной точки зрения, пожалуй, более прочих интересна самая первая из воздвигнутых египтянами пирамид сравнительно невысокая ступенчатая пирамида Джосера изображена на рисунке 2, фараона III династии Подлинным шедевром древнеегипетской архитектуры является не столько пирамида сама по себе, сколько весь погребальный комплекс, остатки которого до сих пор виднеются рядом с пирамидой близ города Саккара. Мелкая скульптура статуэтки, укладывавшиеся гроб вместе с усопшим очень быстро сформировалась особый жанр характерных фигурокушебти Поскольку назначением статуэток было символизировать слуг и работников, занимающихся строго определенным делом, им придавали форму, долженствовавшую максимально ясно передать принадлежность изображаемого персонажа к тому или иному ремеслу позы, выражения лиц оказались раз навсегда канонизированы Это, впрочем, не мешало художникам придавать статуэткам естественные черты, создавать скульптурные композиции, оживляя персонажей Ушебти ответчик, статуэтка, чья роль заключалась символической помощи усопшему загробной жизни. Повесть о красноречивом крестьянине возможно, первое истории мировой литературы произведение, героем которого выступает представитель низших слоев населения, выступающий с обличительными речами адрес более высокородного или богатого обидчика. Первоначально анимализм египтян выражался простом поклонении животным, особенно имевшим определенные отличительные знаки так, священным почитался, как было отмечено выше, черный бык с белыми пятнами То же было верно и отношении коровы, чья черная шкура с белыми подпалинами олицетворяла звездное небо По мере развития и усложнения верований, слияния нескольких культов один, часть богов, ранее изображавшихся виде животных, приобрела антропоморфные черты В таком виде эти боги стали изображаться на рельефах и росписях Чаще всего человеческое тело божества было украшено звериной или птичьей головой В скульптуре, однако, боги преимущественно изображались виде полностью зооморфных статуй животных воплощений бога У некоторых божеств таких воплощений было более одного Тот, например, имел свою священную птицу ибиса, и священное животное павиана, облик которого принимал во многих мифах частности, мифе о бегстве Тефнут, дочери Ра, Нубию Тот облике павиана пением и музыкой завлек богиню, воплотившуюся львицу, обратно домой. Обожествление всевозможных сил природы и проявлений жизни достигло Египте небывалого уровня, несопоставимого ни с одной другой древней культурой Необычайно красочные образы, созданные египетскими художниками, оставляют далеко позади многообразие демонов, населявших мир Шумера и Вавилонии, а с всеохватностью египетского пантеона вряд ли сравнится любая из древних религий Образность и фантастичность при минимуме собственно фантастических элементов вот основные черты египетской мифологии, делающие ее явлением не только мировоззренческого, но и художественного порядка.

VI Роль культуры Древнего Египта развитии культуры древних народов мира. Общественное расслоение Египта наблюдалось уже середине I династии Об этом свидетельствует усыпальница важного сановника с многочисленными помещениями, с большой утварью и припасами Вельможа похоронен поцарски, с ним похоронены его рабы В ряде могил было обнаружено дорогая каменная посуда, игральные пешки из слоновой кости, изящная булавка, большая медная чаша, что свидетельствует о погребенных как о людях с достатком Могилы изнутри отделаны сырцовым кирпичом. В эпоху Раннего царства бог Хор Гор становится великим богом покровителем единого Египетского царства владыка Обеих Земель, носитель двойной короны Египта. Первым лицом государственном управлении после царя был верховный сановник визир, он же и главный судья совмещавший ряд должностей и управляющий многими отраслями хозяйства. Раскраска и принятые цвета красноватый для мужчин и желтоватый для женщин Глаза, вырезанные из цветных камней или фаянса, иногда вставлялись изваяния, и так искусно, что выглядели совсем живыми Изображения царей должны были выражать их божественность Перед пирамидой Хефрена лежал большой сфинкс естественная скала высотой 20 обработанная виде льва с головой этого царя Плоских изображений дошло до нас от Древнего царства очень много преимущественно гробничных меньше храмовых.

С середины XXIII до начался период упадка Египта, его внутренней раздробленности Оросительная система пришла запустение, начался голод. Ко II половине Среднего царства широко развились товарноденежные отношения. Египтяне вели войны с соседними ливийскими и переднеазиатскими племенами, покорили Северную Нубию, страна переполнялась трофеями и невольниками Доля номархов была опасно большой и укрепляла мысль о возможности независимого правления, а также позволяла местным правителям вести царский образ жизни. Помимо писчей существовала оберточная или купеческая бумага Было и подобие картона из которого делали футляры для мумий. Особых изменений лексическом и грамматическом строе разговорного и литературного египетского языка период Среднего царства не произошло. Египтяне Среднего царства уже используют число Пи 3, 16 Вместе с тригонометрией объемных тел разрабатывается система правил золотого сечения. В строительстве используется известняк, алебастр, песчаник, однако наблюдается широкое применение камня красный гранит.

С появлением красителей цветную одежду долгое время носили только привилегированные сословия крупные землевладельцы, жрецы, придворные. К древним символам царской власти относится и головной убор клафтушебти, состоящий из большого куска полосатой ткани, ленты и обруча с уреем змеем. Характерной особенностью костюма жителей Древнего Египта является стремление к прямым четким линиям. В экономике нарастают признаки застоя, связанные с прекращением наступления регулярных трофейных подпиток, сложившейся системы хозяйствования Занятные внутренними распрями фараоны редко выбираются завоевательные походы. Египетское войско служило надежной опорой для того, чтобы государство перешло к новым заведениям, для захвата рабов и иной добычи. В эпоху Нового царства появляются первые попытки использовать пластические свойства тканей Появление тонких прозрачных тканей дает возможность носить одновременно несколько одежд Одежда украшала человека, позволяла скрывать и скрашивать недостатки, то время как схенти Древнего царства оставлял тело обнаженным и служил лишь некоторой защитой Появляются элементы кроя. Золотые украшение эпохи Нового царства отличаются высокой техникой, но и изысканным художественным решением, тонким рисунком изящной простотой, красотой умело стилизованных форм. Смена династий, нестабильность и смута между номархами вызвали волну увлечений чудесами, оракулами богов В Фивах росло почитание Амона, позже возвеличилась древняя саисская богиня Нейт военная покровительница В Позднем царстве почитались местные животные священный бык Апис.

Добываются полезные ископаемые нефть, природный газ, железная руда, фосфаты, минеральные соли, марганец. Цель данной курсовой работы описать культуру древнего Египта Для того чтобы раскрыть данную цель необходимо решить некоторые задачи, такие как Ш Дать характеристику памятникам Древнего Египта по периодам Древнего Царства, Среднего Царства и Нового Царства Ш Объяснить особую привлекательность этой страны у туристов всего мира Ш Проанализировать современное состояние познавательного туризма Египте и перспективы создания новых туров и маршрутов по достопримечательностям Древнего Египта. Египетская программа от Инны тур С Чичкина Туризм практика, проблемы, перспективы 2003 11 С 4445 11 Богданова С Египетская лихорадка С Богданова Туризм практика, проблемы, перспективы 2003 N9 С 4647 12 Гриненко Г В Хрестоматия по истории мировой культуры Учебное пособие Г В Гриненко. Обилие богов, переплетение их функций заставило жрецов упорядочить пантеон и установить определенные отношения между богами Одной из наиболее разработанных систем взаимоотношений богов и их роли сотворении мира была система, созданная гелиопольскими жрецами Согласно этим представлениям, сначала существовал бог Нун первобытный водный хаос Из него появился бог Атум позднее Ра, который понимался образе некоего холма, выступающего из водного хаоса, своего рода первичной тверди Бог АтумРа создает из себя первую пару богов Шу воздух и его жену Тефнут влажность От них рождаются боги земли Геб и богиня неба Нут, которые свою очередь порождают Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду Эти древнейшие божества объединяются семью важнейших и изначальных богов божественную девятку, так называемую Эннеаду, от которой и происходят все другие египетские боги и люди. В отличие от Ка, Ба представляет душу человека и является хранителем себе самые низменные идеи и страсти Ба, также как и Ка, может покидать гробницу, когда пожелает Странствуя по земным и небесным дорогам, лишь дух остается неизменным Дух атму или саху это часть человека, которая позволяет ему вернуть себе божественное состояние, некогда утраченное. Египтяне хорошо изучили видимое простым глазом звездное небо, они различали неподвижные звезды и блуждающие планеты Звезды были объединены созвездия и получили имена тех животных, контуры которых, по мнению жрецов, они напоминали бык, скорпион, гиппопотам, крокодил и Были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба Одной из наиболее точных и подробных карт звездного неба помещена на потолке гробницы Сенмута, фаворита царицы Хатшепсут.

Согласно преданию, Мин основал столицу объединенного царства на стыке Верхнего и Нижнего Египта, воздвигнув плотину, чтобы защитить город от наводнения Этот город греки и назвали впоследствии Мелефисом. В культуре Древнего Египта заупокойный культ играл очень важную роль Не только фараон, а и любой простой египтянин с самого рождения начинал думать о своей будущей загробной жизни Он приносил жертвы душам своих умерших родственников, заботился о сохранности их гробниц, строил свою будущую гробницу В египетском обществе часто о социальном статусе человека судили по тому, какую он построил себе гробницу Не было, наверное, мире народа более серьезно относящегося к своей будущей смерти. Суд происходит Чертоге Двух Истин Обеих Маат Умерший вступает этот чертог, где заседает загробный суд полном составе во главе с великим богом Ра Здесь присутствует бог преисподней Осирис, а также 42 сверхъестественных существа, каждое из которых отвечал за особый грех Умерший произносил речь, которой он утверждал, что не совершал ни одного из этих грехов Для того, чтобы судьи не смогли уличить его во лжи, умерший называет имена всех 42 существ и они не смогут ему противостоять Затем боги Тот и Анубис взвешивают сердце умершего Если человек совершил большей хороших дел он попадает загробный мир, если больше плохих, то его душу. Концепция фараонабога делала фараона бесспорным и единственным носителем верховной власти Он был главой законодательной, исполнительной, судебной и военной ветвей власти, а также главой религиозного культа, олицетворяя прямую связь с миром богов Власть фараона была безграничной Все принадлежало живому богу, поэтому он распоряжался любым своим подданным, любым имуществом Такая власть нашла свое отражение социальноэкономическом устройстве Древнего царства. Мастераремесленники по своему социальному статусу находились на уровне низших чиновников, поскольку они тоже обладали знанием, мастерством и хранили свои профессиональные тайны Как правило, ремесленники входили число царских людей и работали под контролем чиновников В самом низу социальной лестнице свободных египтян находились крестьяне общинники которые платили налоги и выполняли натуральные повинности за право работать на земле, которая формально вся принадлежала фараонубогу Из детей крестьян набирались так называемые царские работники, которые обслуживали царское, храмовое и вельможное хозяйства.

Скульптурные портреты сановников были менее строгими и торжественными Для всей скульптуры обязательной является прямая постановка головы, передача атрибутов власти или профессии, определенная раскраска мужские тела была кирпичного цвета, женские желтого, волосы черного Глаза часто инкрустировали бронзой и горным хрусталем Шедевром староегипетской скульптуры является двойной скульптурный портрет царевича РаХотепа и его жены Нофрет из гробницы Медуме 27 известняк, высота 1, 2 Он демонстрирует ту важную роль, которая играла семья жизни египтян, стремившихся сохранить ее и ином мире. Живопись периода Старого царства представлена рисунками, которые украшали стены погребальных построек Они рассказывали о жизни покойного и также были призваны обеспечить его загробную жизнь Художник рисовал все необходимое, и эти рисунки считались воплощением реальных вещей. Наиболее необычным общественнополитической истории Нового царства является правление фараонареформатора Аменхотепа IV ЭхнАтона Он столкнулся с сильно возросшим экономическим и политическим могуществом жрецов бога АмонаРа Это божество представляло собой объединенный культ бога Ра и фиванского бога Амона, особо почитаемого на юге Фивы оставались столицей Нового царства, что способствовало росту могущества фиванских жрецов АмонаРа. Около 1348 Аменхотеп провел религиозную реформу с целью подрыва этого могущества Фараон ввел единый государственный культ солнечного диска Атона Он взял себе новое имя ЭхнАтон полезный Атону и основал новую столицу АхетАтон совр Эль Амарна. Фараоны Нового царства приказывали хоронить себя спрятанной от глаз Долине царей, высеченных глубоко скалах погребальных комплексах, вход которые маскировался Так они надеялись уберечь свои могилы от грабителей Для отправления заупокойных обрядов на берегу Нила фараоны строили себе специальные поминальные храмы Наиболее известными являются террасный храм царицы Хатшепсут местечке Дейр эль Бахри и скальный храм фараона Рамзеса II АбуСимбеле. Прикладное искусство наиболее яркой форме представлено находками гробнице фараона ТутанхАмона, который вошел историю связи с тем, что именно его гробница не была разграблена древности, и 1922 ее открыл английский археолог Г Картер Там найдены прекрасные изделия из золота, ценных пород дерева, полудрагоценных камней. Как и у других культур Ближнего Востока, обусловлено благоприятными условиями обитания долинах крупных рек, на плодородных землях Приоритет социальных связей и разрушение родовой Замкнутости привели к качественным сдвигам развитии орудий труда Расширение и развитие земледелия происходило как за счет внедрения более совершенных систем ирригации и освоения пойменных земель, так и путем завоеваний, увеличения государственной территории Увеличивалось и число используемых хозяйстве растений, одомашненного скота Крестьянское натуральное хозяйство велось на основе личной собственности и права наследования, хотя формально земля и вода принадлежали фараону, который собирал налоги с вельмож и храмовых хозяйств Несмотря на недостаток леса, Древнем Египте высокого уровня достигла деревообработка Ремесленники изготавливали прекрасную мебель, образцы которой найдены некоторых гробницах Из дерева также были сделаны луки и колесницы, речные и морские суда, известные по изображениям и сохранившимся реальным предметам В глубокую древность уходят корнями традиции гончарного искусства С помощью гончарного круга древнеегипетские мастера изготавливали разнообразную посуду Они изобрели фаянс, глазурь и стекло И за пределами Египта славились изделия ювелиров из золота, серебра, полудрагоценных камней, слоновой кости По суше грузы транспортировались главным образом рабаминосильщиками или вьючными животными ослами, по воде на лодках, судах, баржах, плотах Колесные грузовые повозки изза плохих дорог использовались редко Знать передвигалась на носилках, которые несли слуги, и колесницах с эпохи Нового царства Жилые дома Древнем Египте отличались разнообразием зависимости от достатка их владельцев глинобитные хижины, большие двух, трехэтажные дома городах, особняки знати с усадьбой Крыши, как правило, были плоскими, жаркое время года на них спали В жилищах бедноты мебели не было, обходились простыми циновками Зажиточные люди пользовались кроватями, креслами, столиками, скамейками, ларями Одежда древних египтян отличалась простотой и обычно ограничивалась набедренной повязкой или юбкой Использовались также рубахи у женщин длинные и плащи Но бурное развитие культуры было первую очередь обусловлено высвобождением из непосредственного производства все большего числа людей, что возможно только при ужесточении эксплуатации остального населения, с развитием рабовладельческого общества. Художникам Древнего Египта было свойственно ощущение красоты жизни и природы Зодчих, скульпторов, живописцев отличало тонкое чувство гармонии и целостный взгляд на мир Это выражалось, частности, присущем египетской культуре стремлении к синтезу созданию единого архитектурного ансамбля, котором имели бы место все виды изобразительного искусства Древние зодчие Египта умели прекрасно учитывать особенности географической среды, характер освещения.

В Египте как и Двуречье можно было выжить, лишь практикуя орошаемое земледелие и постоянно создавая общественные запасы зерна на случай неурожая и весьма частых стихийных бедствий Целенаправленное накопление запасов и их рачительное использование были немыслимы без жесткого администратирования Таким образом, ответом на вызов природы Древнем Египте как других цивилизациях Древнего Востока явилась такая форма государственного устройств, которая известна под названием восточная деспотия. В Древнем Египте были накоплены значительные знания как теоретического, так и прикладного характера Астрономам удавалось предсказать затмения чем ловко пользовались жрецы, устрашавшие ими народ, была высказана догадка о том, что звезды не уходят с небосвода и днем, но их затмевает Солнце Египетские математики умели вычислять объем шара, значительных успехов достигла медицина была установлена роль мозга организме, проводились операции, даже трепанация черепа Были изобретены первые истории часы водяные и солнечные, ниломер устройство для измерения уровня воды Ниле, позволяющее предсказать урожай. Египет дважды был завоеван иностранными захватчиками С VI до до 405 до длился период персидского владычества, а 332 до здесь установил свою власть Александр Македонский, основавший Александрию Египетские жрецы предпочли объявить его сыном бога Был установлен культ нового бога Сераписа Александрия стала вскоре центром ГрекоВосточного мира, крупным портом, центром торговли и науки В III до там был создан Александрийский Мусейон центр науки и культуры В нем были залы для заседаний, столовые и комнаты отдыха для ученых Приезжая из различных стран, они содержались там за государственный счет В Александрии работали Архимед, географ Эратосфен Там же во II до был создан музыкальный инструмент с необычным звучанием гидравл водяной орган, был сконструирован гидравлический насос Александрийский маяк 280 до стал еще одним из семи чудес света, наряду с пирамидами В правление Клеопатры, последней царицы Египта 51 30 гг до история Древнего Египта завершилась, Египет стал провинцией Древнего Рима. Существовал представлении египтян и духовный разум, или дух человека Ху, имевший вид святящегося неосязаемого образа его тела Другой очень важной частью человеческой сущности была Сехем древнеегип властвовать над чемлибо сила Очевидно, Сехем человека была персонификацией его жизненной силы Она следовала за своим земным владельцем на небо. Большую роль египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только могиле Ее необходимые условия сохранение тела умершего отсюда обычай мумифицировать трупы, обеспечение жилища для него гробницы, пищи приносимые живыми заупокойные дары и жертвы Позднее возникают представления о том, что умершие их ба, душа днем выходит на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству дуат Сущность человека мыслилась неразрывном единстве его тела, душ их, считалось, было несколько ка, ба русское слово душа, однако, не является точным соответствием египетского понятия, имени, тени Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд ему специально посвящена 125 глава Книги мертвых Перед лицом Осириса происходит психостасия взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной изображением богини Маат или ее символом Грешника пожирало страшное животное Амт лев с головой крокодила, праведник оживал для счастливой жизни на полях иару Оправдан на суде Осириса мог быть, согласно так называемой Отрицательной исповеди, содержащейся 125 главе Книги мертвых перечне грехов, которых не совершал покойник, только покорный и терпеливый земной жизни, тот, кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя а также чистый сердцем я чист, чист, чист, утверждает умерший на суде.

Представления об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим сосредоточием плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера с наступлением времени подъема Нила бросал реку свиток указ о том, что начало разлива наступило первым торжественно начинал подготовку почвы для посева срезал первый сноп на празднике жатвы за всю страну приносил благодарственную жертву богине урожая Рененутет и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ. В то же время пирамида символизирует лестницу к солнцу, да и само солнце треугольниками древности обозначали солнечные лучи вершинами примыкающими к кругу Пирамиды были завершающим звеном погребального обряда, который начинался на пристани, куда выносили тело фараона, привезенное по Нилу Дальнейший путь умершего фараона повторял путь солнца по небосводу с востока на запад Обряды очищения и мумификацию фараона совершали нижнем храме это ворота начале его пути Далее вела дорога восхождения к заупокойному храму, где проходила церемония обожествления фараона После этого гроб с мумией помещали саркофаг В Среднем царстве символика пути фараона очевидно изменилась теперь это путь царство Осириса царство мертвых, котором солнце движется обратном направлении Стороны пирамиды теряют строгую ориентацию по сторонам света, система внутренних коридоров усложнялась имитация сложностей пути На стенах комнат, расположенных внутри гробницы, обычно изображали сцены жизни покойного и его семьи, снабжая их пояснительными надписями и текстами внутрь гробницы помешали предметы домашнего обихода, пищу, вино и пр Это должно было дать возможность умершему продолжать вести привычный для него образ жизни и пользоваться своим имуществом загробном мире.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru