Школы римской империи

Поначалу христиане учили своих детей общественных учебных заведениях Однако поскольку существовала потребность грамотных людях, прежде всего для отправления богослужения, то церковь организует школы, которые имели исключительно теологический характер Егоров С Ф и др 2001, с 23 Уже I христианская церковь приступила к организации собственных школ катехуменов Первые школы христиан не адресовались к определенным социальным стратам и носили явно демократическию окраску Они предназначались для катехуменов, то есть тех, кто желал сделаться членом христианской общины, но не обладал знаниями христианского учения В числе учащихся были дети верующих и новообращенные христиане В школах изучалась Библия Давались основы музыкальной образованности Учащиеся находились под нравственным надзором, регулярно выслушивали моральные наставления священника Андреева И Н и др 2001, с 70 Школы катехуменов оказались предтечей школ катехизиса, где давали образование повышенного типа Одна из первых школ катехизиса возникла Александрии 179 Джуринский, 1999 с 79 Это учебное заведение сочетало программу христианского и античного образования и предназначалось для будущих священнослужителей. По духу этой истины, человек имеет право на уважение уже потому, что он человек, сознаваемый качестве разумно самостоятельной, Богом признанной личности, и все человечество является единым нравственным целым, члены которого взаимно связаны между собой узами любви и справедливости Перед Богом, как перед общим Отцом, все люди равны этим стирается грань между господином и рабом, мужем и женой и так как эти естественные различия не определяют более истинного достоинства человека как самостоятельной личности, одаренной свободной, разумной волей Егоров С Ф и др 2001. Начало высшего образования относится ко второй половине V века до Греческом мире появились публичные преподаватели начал философии софисты, которые считаются первыми профессорами истории высших наук, а их слушатели первыми студентами Преподавание имело форму отдельных публичных лекций и систематических курсов, прохождение которых обусловливалось уже денежной платой, впервые тогда введенной практику высшего преподавания Школы философии, обнимавшей целую энциклопедию знаний, возникли по частной инициативе и оставались частными во всё время существования греческих школ Их курсы были свободными и стояли вне всякого отношения к государству Не принимая на себя материальных забот о преподавателях высших наук, муниципальные органы власти не поддерживали материально и студентов Эти школы собирали довольно много слушателей Так, у Теофраста, непосредственного преемника Аристотеля собиралось аудитории до 2 тысяч человек Обучение высшему знанию греческими философами было бесплатным 12, Сократ допускал только подарки хлебом и вином начиная с Исократа и Спевсиппа племянник Платона преподаватели брали плату за весь курс риторики всего 10. Получению правительственной кафедры предшествовал конкурс Соискатели официального звания профессора должны были доказать способности и знание перед соперниками Питомником кандидатов на этот пост были профессорские помощники и частные преподаватели высших наук приватдоценты Профессора довольно часто засиживались на занимаемых кафедрах, а жили они долго Так, Аспасий Равеннский, профессор красноречия Риме, осуждался за то, что не хотел уступить кафедру другому соискателю заметки Филострата 2 Кафедр не столичных университетов, оплачиваемых из казны, было не так уж много, обычно официальные профессора провинциальных университетов получали свое содержание из городских средств. Первым императором, определившим путь правительственного дотирования, был Веспассиан 6970 гг, он назначил профессорам по 100 тысяч сестерциев. Было принято ограничение возраста студентов В Римской империи студентами могли быть молодые люди с 16 до 20 лет, 370 году эдиктом установлено, что питомцы высших школ Рима к 20 годам должны проходить собеседование и отбывать по месту назначения Правильные занятия высших школах были установлены с 1 января до конца июня Студенты высшей школы делились на союзы или корпорации, группировались около своих профессоров, объединялись и по принципу землячеств Создавались корпорации и для научных целей, и приятного провождения времени Во главе стоял старший, староста προςτάτηζ, senior из наиболее влиятельных студентов сообщества Понятно, что бывало достаточно грубости, вражды, дедовщины Поведение многих молодых людей, приезжавших высшую школу Рима и ведущих беспорядочную жизнь, послужило причиной публикации строгого эдикта императоров Валентиниана I, Валента и Грациана к префекту Рима 370 году первый закон, регулирующий жизнь римского студента. По поводу дисциплины студентов известен эдикт императора Валентиниана I Этот указ предписывал начальнику ценза Рима 1 потребовать от будущего студента документ от своего провинциального начальства с разрешением на выезд, 2 указать, каким наукам абитуриент намерен обучаться, 3 сообщить свой адрес податному присутствию, 4 студент обязан вести себя должным образом, не вступать противозаконные общества, 5 студентов, унижающих своим поведением достоинство науки, подвергать телесному наказанию, сажать на корабль и выдворять на родину, 6 трудолюбивые студенты имеют право жить столице до 20 летнего возраста ведется учет прибытия и отправления родной город, 7 представлять императорский архив краткие характеристики, по коим император мог судить о достоинствах и занятиях каждого студента, чтобы им воспользоваться, когда придет надобность Такие эдикты показывают серьёзную потребность молодых специалистах, и серьёзное отношение к молодым специалистам во всех провинциях Римской империи.

Наиболее заметную группу среди серьёзных студентов представляли молодые люди, работающие под руководством наставников и вместе с ними занимающиеся решением какоголибо вопроса, например, усовершенствованием искусстве красноречия общество Клепсидрион. В государственных высших школах плата за обучение со студентов не взималась, но содержание, жилье и пропитание было за счет самих студентов Серьёзные студенты даже во время вакаций путешествовали с научной целью, занимались сбором растений, беседами с философами. В Римской империи прекрасно совмещались фундаментальная и прикладная наука Так, купол римского Пантеона диаметром 44 не мог быть построен без знания законов механики. Древнеримские аристократы придавала большое значение образованию Они старались предоставить своим детям самое лучшее классическое образование Они нанимали образованных греческих рабов и проповедников для обучения своих детей Бедняки не могли обеспечить своих детей классическим образованием Все что они могли позволить это обучить своих детей чтению и письму. В древнем Риме не было общественных школ Были только частные платные школы, которых детей могли обучать только богачи. Университетом античности являлась риторская школа, где учились с 1516, а то и с 1314 лет, зависимости от способ ностей ученика Риторы обучали своих подопечных приемам ора торского искусства Поскольку эпоху империи политическое красноречие сошло на нет, риторские школы готовили адвокатов, чья карьера была почетной и доходной Сами риторы относились к элите педагогического и ученого сообщества, о чем свидетель ствовала, частности, довольно высокая оплата их труда. Преподавание философских доктрин осуществляется уже не тех учебных заведениях, которые возглавлялись последовательно сменявшимися преемниками их основателей В каждом крупном городе есть школы, где можно изучать платонизм, аристотелизм, стоицизм или эпикуреизм Мы наблюдаем завершение процесса, который ясно обозначился конце эллинистической эпохи, процесса огосударствления образования 4 Начало этому движению было положено Афинах во II до когда программу обучения афинских эфебов 2 были официально включены уроки философов, приглашаемых, повидимому, качестве представителей какойлибо из четырех крупных школ 5 За участие общественной службе философы, вероятно, получали от города вознаграждение Как бы то ни было, преподавание философии, оплачиваемое за счет города, эпоху империи получает все большее распространение Это движение достигает своего апогея и получает высочайшую санкцию, когда 176 император Марк Аврелий учреждает четыре кафедры, содержание которых оплачивается из государственной казны здесь преподаются четыре традиционных учения платонизм, аристотелизм, эпикуреизм, стоицизм Кафедры, открытые Марком Аврелием, не имели непосредственной исторической связи с прежними афинскими школами, но со стороны императора это была попытка вновь превратить Афины центр философской культуры И самом деле, древний город снова устремятся люди, желающие изучать философию По всей вероятности, кафедру аристотелизма Афинах конце II возглавлял крупнейший комментатор Аристотеля, знаменитый Александр Афродисийский.

Образ жизни этих пифагорейцев, повидимому, состоял том, чтобы применять на практике akusmata, максимы, среди которых были пищевые запреты, табу, моральные рекомендации, теоретические определения и ритуальные предписания 26 С наступлением христианской эры наряду с другими школами возрождается и пифагореизм Возникает целая апокрифическая литература именно эту эпоху написаны знаменитые Золотые стихи 27 В многочисленных биографиях Пифагора, частности у Порфирия и Ямвлиха 28 описываются идиллическая философская жизнь основанной им школе и принципы организации первоначального пифагорейского союза отбор кандидатов, испытательный срок, протекавший многолетнем молчании, общность имущества у членов союза, их аскетическая и созерцательная жизнь 29 Во вновь появляющихся пифагорейских сообществах развиваются умозрения относительно чисел, и платоники, убежденные преемственности истины, склонны считать платонизм продолжением пифагореизма. Отсюда ясно, что созерцательная жизнь не исключает заботы о других и что такая забота вполне совместима и с жизнью, подчиненной уму Несмотря на попечение о стольких людях, никогда не ослаблял он, покуда бодрствовал, устремления своего к Уму, он был одновременно и сам с собою, и с другими 43 Сам с собою означает, по сути, со своим подлинным я, с Умом. Итак, трактате О воздержании Порфирий утверждал, что цель философов жизнь, подчиненная духу, уму 4 два последних слова можно написать и с маленькой, и с большой буквы, потому что речь идет одновременно и о нашем разумении, и о божественном Разуме, которому причастно наше разумение Но Жизни Плотина мы читаем предельной целью для Плотина было сближение и воссоединение с верховным Богом. Тональность и дух приведенного текста относительно новы для античной философии Философский дискурс здесь лишь обозначает, но не изъясняет то, что его превосходит, а именно некий опыт, котором уничтожается всякий дискурс, котором нет больше сознания индивидуального я, а есть только чувство радости и ощущение божественного присутствия Но тем не менее этот опыт вписывается традицию, восходящую, по крайней мере, к Пиру Платона 46 где говорится о внезапном вúдении красоты удивительной природы, которая есть не что иное, как Прекрасное само по себе зрелище это Платон уподобляет тому, какое предстает взору посвященного Элевсинские мистерии Да и название свое мистический опыт получил от мистерий тайных созерцаний, которые тоже представлялись как внезапное видение В созерцании Прекрасного самого по себе, говорит Платон, только и может жить человек, его увидевший, и если даже любовь, внушенная человеческой красотой, порою заставляет нас забыть о себе самих, то какова же будет сила любви к божественно прекрасному 47 Следы этой традиции мы находим у Филона Александрийского, например, следующих строках, где ясно выражен преходящий характер подобного опыта. Когда завладела умом человеческим божественная любовь, когда напрягает он все силы свои, чтобы достигнуть сокровеннейшего святилища, когда стремится туда неудержимом порыве, влекомый Богом, то забывает всё, забывает и самого себя он помнит лишь о Боге и лишь ему одному привержен Но как скоро воодушевление проходит и пыл остывает, он, удаляясь божественного, вновь становится самим собою, не преминув немощи человеческой, поджидающей его преддверии храма.

Таким образом мы достигаем первой ступени мистического опыта, ибо здесь есть превосхождение деятельности, присущей разумной душе, становлениеиным, отрыв ввысь После того как я отождествилось с разумной душой, оно отождествляет себя с Умом, становится Умом Но что такое стать Умом Плотин представляет себе Ум по образцу аристотелевского Мышления как совершенно адекватное и прозрачное самосознание В то же время он полагает, что Ум вмещает себе все Формы, все Идеи это означает, что всякая Форма есть Ум и поскольку Ум есть совокупность Форм, мыслящая самое себя, что всякая Форма, будь то Идея Человека или Идея Лошади, свою очередь, является совокупностью Форм Уме все пребывает внутри всего Стать умом значит, таким образом, мыслить себя перспективе целого, мыслить себя уже не как индивидуума, но как мышление целого не расчленяя это целое, а, наоборот, чувствуя его связность, глубинное единство, внутреннюю слаженность 58 Дух следует рассматривать как наше подлинное я, говорит Плотин 59 Стать Умом означает, конечном счете, привести свое я такое состояние, когда оно достигает внутренней собранности, сосредоточенности на себе самом, прозрачности для самого себя, свойственных Уму состояние это символизирует образ света, который зрит сам себя чрез себя самого 60 В общем, стать Умом значит достичь состояния совершенной ясности отношении к самому себе, устранив именно индивидуальный аспект своего я, связанный с некоей душой и с неким телом, и оставив только чистую сосредоточенность мысли на себе самой. Отношение между философским дискурсом и экзистенциальным выбором Плотин подытожил яркой формулировке, обращенной против гностиков. Нравственный или мистический опыт единственное, что наполняет содержанием философский дискурс. Система образования Древнем Риме Белогубец Евгения Евгеньевна презентация. Школьное дело и зарождение педагогической мысли Древнем Китае страница. Воспитание и педагогическая мысль Древней Греции VIIV вв страница.

Реформация и ее политика области образования и воспитания страница. Просвещение на территории средневековых государств Закавказья страница. Педагогическая мысль Древней Руси и Русском государстве страница. Педагогическая мысль Древней Руси и Русском государстве страница. Школа и педагогика странах Западной Европы и Северной Америке XVII XVIII.

Обучение Риме общем мало чем отличалось от обычной практики эллинизма Методика обучения была та же, а цели образования были несколько более прагматичны, что превращало римские учебные заведения типичные школы учебы, так распространенные эпоху средневековья У Горация, римского поэта I до первой книге Сатир мы читаем Сыновья благородных центурионов, к левой руке подвесив пеналы и счетные доски, шли обучаться, проценты по идам название 15го дня месяце, по древнеримскому календарю, время уплаты долгов считать и просрочку. На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда была ответственна за нравственное, гражданское становление юных римлян В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим подготовке подрастающего поколения Вся наука из родного дома так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний V. Со II до на организацию школьного обучения Риме все большее влияние оказывала традиция эллинистических центров античного мира. Вместе с тем римская система образования и воспитания никогда не теряла своей самобытности При сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными частных учебных заведений она имела более практическую направленность подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан Из программы воспитания беспощадно исключали изящные искусства музыку и пение, ибо они, как полагали многие римляне, побуждают более мечтать, нежели действовать Девиз польза можно назвать альфой и омегой римского воспитания и обучения, главной целью которых было обеспечить определенную карьеру, будь то военное дело или политическое искусство оратора. Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы Продолжительность обучения не превышала двух лет Учились мальчики и девочки приблизительно с семилетнего возраста В круг дисциплин входили латинская грамота иногда греческая, общее знакомство с литературой, начатки счета На занятиях арифметикой систематически пользовались особой счетной доской абакой, считать учили по пальцам Учитель занимался отдельно с каждым учеником Школы находились не приспособленных для занятий помещениях Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, ходу были поощрения для успевавших. В IV появились риторические школы по греческому образцу Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно философию В последнем случае нередко практиковались диспуты духе софистики не самого лучшего свойства До нас дошли темы таких диспутов, например прославление мухи или плеши Риторические школы выполняли определенный социальный заказ готовили юристов для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи.

Одним из первых представителей римского просвещения явился Катон Старший 234 149 до Будучи эллинофобом, он тем не менее опирался на греческие каноны при составлении римской риторики Катон особенно настаивал на консервации римской традиции домашнего воспитания Он сам обучал своего сына грамоте, законам, гимнастике Хотя Катон владел образованным рабом, которому можно было поручить обучение сына, он не прибег к его услугам не подобает рабу бранить моего сына В присутствии ребенка Катон избегал непристойных выражений Он охотно играл с детьми. Под влиянием греческой философской традиции Цицерон рассматривал душевную жизнь человека как сложный поток меняющихся состояний Человека толкают к гибели вспыльчивость, жадность, похоть, помутнение разума Но есть силы, которые дают надежду и препятствуют его гибели это всепобеждающий разум и чувство благоразумия Поощрять развитие таких сил прежде всего должна семья, полагал Цицерон. Яркая фигура римской философской и педагогической мысли Квинтцлиан 42 ок 118 Адвокат и оратор, Квинтилиан черпал свои идеи из грекоримского культурного наследия Гомер, Гесиод, Эсхил, Софокл, Еврипид, Демосфен, Цицерон и др Главный труд Квинтилиана Ораторское образование Из 12 книг этого трактата наиболее известны две О домашнем воспитании мальчика и О риторическом обучении. Квинтилиан отдавал предпочтение организованному школьному обучению по сравнению с домашним свет хорошей школы лучше одиночества семьи Он, например, утверждал, что дух соревнования, честолюбия процессе обучения зачастую бывает причиной добродетелей. В ходе домашнего обучения необходимо пробуждать интерес похвалой и забавами, чтобы ребенок не возненавидел ученье, соблюдая, однако, определенную меру золотую середину. На занятиях по риторике преподавателю было рекомендовано, например, читать сочинения с заведомыми просчетами стиле, заметить и исправить которые должны были сами учащиеся. Как следует из евангельских текстов, Иисус Христос и его апостолы были странствующими учителями.

Для христианского воспитания были характерны приоритет веры над знанием и наукой, связь обучения с нравственным религиозным воспитанием, осознание высокой важности трудового воспитания Последнее хорошо иллюстрируют слова апостола Павла Кто не хочет трудиться, тот не. Идеологи раннего христианства II V вв Григорий Назианский, Василий Великий, святой Иероним, Иоанн Златоуст, блаженный Августин и другие иначе, чем античная мысль, трактовали сущность человека и его воспитание Если одной из центральных идей античности являлся постулат Что полезно для человека, то должно быть сделано, то христианское учение исходило из иного императива Что справедливо, то должно быть сделано Таким образом, античная мысль ставила центр земное существование, тогда как христианство вечные общечеловеческие ценности В противовес античному идеалу соревнования и самоутверждения, культу образованности, прекрасного ума и тела отцы христианской церкви проповедовали идеал взаимопомощи и духовной независимости, смирения, аскетизма умерщвление плоти, объявляли, частности, греховной мерзостью усиленное эстетическое воспитание. Вместе с тем проповедях Иоанна Златоуста предложены христианские методы воспитания учетом античной традиции, частности наставление и беседа Считая, что при воспитании надо обращаться к божественному началу человеке, он настаивал на антиавторитарном воспитании увещевание, совет, предостережение Главным источником обучения называлась Библия Неоднозначное отношение к античной педагогической традиции высказывали другие отцы церкви Так Григорий Назианский ок 329 390 был поклонником греческой литературы Климент Александрийский до 215 изучал и посвоему развивал идеи Платона, а дидактические идеи Василия Кесарийского 330 379 были созвучны педагогическим взглядам Плутарха. Василий Кесарийский автор трактата О том, как молодые люди могут извлечь пользу из языческих книг В трактате предлагалось воспитывать позитивное отношение к традициям грекоримской образованности Светскую образованность Василий Кесарийский оценивал как необходимую бренном мире, но совершенно ненужную для пребывания ином мире Соответственно вершиной воспитания признавались уход от мирской жизни, молитва и пост Аврелий Августин 354 430 также признавал определенные положительные стороны античного образования и педагогической мысли Он почитал Платона, называя его предшественником христианства Как и некоторые античные мыслители, Августин проявлял интерес к психологии ребенка, говорил о том, что физические наказания наносят детям ощутимые психические травмы Августин высоко ставил значение и возможности обучения по программе семи свободных искусств Вместе с тем он утверждал, что античная традиция образования погрязла вымыслах, изучении слов, но не вещей Августин полагал, что главное место образовании должно занять изучение Библии и христианской догматики, а светские знания при обучении следует расценивать как второстепенные и вспомогательные. Хотя существование средневекового воспитания и обучения различных регионах мира по времени не совпадало, для него были характерны общие черты. Будучи тесно связанной с античной эпохой, школа и воспитание средневековье стали тем не менее определенной альтернативой педагогической традиции древних сообществ и цивилизаций. Центры обучения писцов возникали при дворцах и храмах Критомикенской эгейской культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями С этой традицией, например, связаны правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавндых букв. По свидетельству Плутарха, ввиду понимания сугубой важности образования городаполисы зачастую не прерывали учебы юных граждан даже трудные дни войн Когда умирал философ Анаксагор 500 428 до и, и горожане спросили, чем почтить его память, он сказал Пусть день моей смерти у школьников не будет занятий. В школе закладывалось все великое и прекрасное, что оставила нам Древняя Греция. Пению учили только унисон, с голоса, поскольку нот не ыло Пение сопровождали игрой на семиструнной кифаре.

Среди государствполисов Эллады особо выделялись респубканские Афины и авторитарная Спарта Эти государства не Только представляли различные политические системы, но и во Многом олицетворяли противоположные принципы воспитания обучения. На втором этапе воспитания к минимальному обучению грамоте добавляли занятия музыкой и пением, которые преподавались несколько более тщательно Приемы воспитания становились еще более суровыми Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду Попавшегося на воровстве жестоко били плетьми, но не за то, что украл, а потому, что потерпел неудачу. К 20 годам эйрены получали полное вооружение воина и затем еще течение десяти лет постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины Все это время не прекращались военная подготовка, воспитание немногословного, без дур ных наклонностей, воина К порокам, однако, не относили, например, никак и ничем не ограниченную половую жизнь Зато резко осуждалось и пресекалось пьянство Легендарный законодатель Ликург, чтобы уберечь спартиатов от пьянства, устраивал своеобразные уроки трезвости, когда рабов заставляли напиваться, чтобы спартиаты могли воочию убедиться, сколь непригляден и отвратителен пьяница. Иначе, чем Спарте, строилось воспитание и обучение Афинах Идеал афинского воспитания сводился к многозначному понятию совокупности добродетелей По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитыми интеллектом и культурой тела Считалось, что стремиться к достижению подобного идеала был вправе лишь свободный и имущий гражданин Афин. В палестрах занимались развитием культуры тела Как говорил Платон, гимнастические школы помогали тому, чтобы не приходилось от плохого свойства тел плоховать на войне и прочих делах Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием Все это было необходимо будущим воинам Афинский тяжеловооруженный пехотинец гоплит во время сражений должен был делать частые перебежки, вступать единоборство, пользуясь копьем и мечом Так что полученная палестрах подготовка была напрямую необходима такому воину. В гимнасиях совершенствовались образовании юноши 16 18 лет Акцент делался на упражнения, укрепляющие и развивающие тело Одновременно оттачивались и умственные способности В гимнасии всегда можно было послушать популярного политика или философа Например, известно, что для великого мыслителя древности Сократа одним из излюбленных мест для встреч со слушателями был Ликей. В пифагорейских братствах воспитание и обучение молодежи представляло собой хорошо продуманную отлаженную систему День начинался с прогулки, чтобы упорядочить и гармонизировать сознание Затем храме велось преподавание, учение и исправление нравов После обеда проходили совместные чтения с комментариями.

Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ 470 469 399 до Его главным дидактическим достижением можно назвать майевтику повивальное искусство диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира По Платону, земная жизнь преходящий этап движения человека к истинному бытию неким умопостигаемым и бестелесным идеям Земная жизнь должна готовить к слиянию человека с истинным бытием Приобретение знаний, следовательно, является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек Вот отчего столь большое значение придавалось самопознанию. Воспитатель должен учитывать такие противоречия, готовить воспитанников к преодолению отрицательных природных потенций По мысли Платона, воспитание должно обеспечить посте пенное восхождение ученика к миру идей Реализовать подобное зоспитание способен прежде всего наставник преклонных лет, то гсть человек, стоящий на пороге мира идей Сделать это можно 5ыло при наличии тесной духовной связи между наставником учеником что впоследствии стали именовать платонической обовью. В трактате Законы Платон изложил свои педагогические воззрения, особо выделив значение социальных функций воспитания сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать. Хотя Платон не оставил специальных трактатов по воспитанию, его с полным основанием считают выдающимся мыслителем по вопросам воспитания и обучения Уже более двух тысяч лет наследие Платона пользуется особым вниманием педагогической мысли И это закономерно Ведь Платон стоит у истоков разработки обширного комплекса проблем воспитания непреходящей теоретикопрактической значимости Особенно велико влияние Платона на педагогическую мысль европейской цивилизации Раннее христианство видело нем своего идеолога при осмыслении цели воспитания Взлет интереса к идее разностороннего воспитания Платона наблюдался эпоху Возрождения Новое звучание Платоновы мысли об идеальном воспитании нашли педагогических построениях утопистов Т Мора, Т Кампанеллы, К А СенСимона, Ш Фурье, Р Оуэна Своеобразная преемственность существует между педагогическими идеями Платона и Ж Ж Руссо Хотите получить представление об общественном воспитании, прочтите Платона, писал Ж Ж Руссо. Аристотель ставил наставника на самую высокую ступень обществе Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые достойную жизнь. Вплоть до смерти Платона, около двадцати лет, Аристотель провел афинской Академии, затем три года был наставником. При общей философской направленности образования программах школ делались определенные акценты В Академии поощрялся, например, интерес к математике, Ликее к естествознанию, истории, теории музыки. Основатель стоической школы Зенон 335 262 до полагал, что с помощью воспитания можно сделать человека добродетельным В числе главных добродетелей назывались невозмутимость, спокойствие, самодостаточность У Зенона молодежь обучалась философии, которая включала физику, этику, логику с риторикой и диалектику под последней понималась наука правильно спорить при помощи рассуждений виде вопросов и ответов. В отличие от греческого воспитание образовательновоспитательной системе Рима находится место и для бедного, но свободного населения Для детей плебеев были доступны начальные школы.

Во времена империи вид грамматических школ сохраняется Важное достижение этом отношении связано с развитием женского образования III вв наряду с мужскими грамматическими школами возникают и женские, что для истории педагогики было новым. Рим, по преданию, был основан 752 До В конце VI до он стал столицей Римской республики, которая на протяжении нескольких столетий вела захватнические войны С 31 до Рим превратился столицу огромной империи, город с миллионным населением В 330 императорская резиденция была перенесена Константинополь В V разрушенный германским племенем вандалов вечный Рим, как говорили о нем, стал провинциальным городом, пока не возродился VIII в качестве резиденции пап и столицы папской области. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим подготовке подрастающего поколения. Рассматривая извечную проблему о соотношении социальных и биологических детерминант воспитании, Аристотель занял гибкую позицию Он считал, что с одной стороны, от хороших родителей может произойти лишь хорошее потомство, а с другой природа зачастую стремится к этому, но достичь этого не может. Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному.

Хотя Платон не оставил специальных трактатов по воспитанию, дальнейшем его с полным основанием считали выдающимся мыслителем области воспитания и обучения. Предметом первых уроков пажа была религия, уставы которой он не только должен был соблюдать, как и всякий христианин, но и охранять их ценой жизни и смерти Преподавателем этого важного предмета юным пажам обыкновенно была одна из самых благородных, набожных и добродетельных дам замка Уроки религии внушали им к священным предметам неизгладимое уважение то же время кротость, любезность и достоинства преподавательниц порождали сердцах слушателей внимание и почтительность к прекрасному полу, что составляло отличительную черту рыцарства Пример дам и рыцарей, которым пажи служили, постоянно поддерживал них скромность и благонравие Вот источник внешней грации, столь необходимой общественных сношениях и которую можно почерпнуть только обществе Но более всего старались развить пажах почтение к величественному характеру рыцарства и благоговение к тем доблестям, которые возводят это звание Самые игры и удовольствия способствовали такому преднамеренному образованию они заранее приучались к разнородным турнирам и вообще к рыцарским обязанностям Так, например, они смиряли непокорных коней, бегали тяжелых латах, перескакивали ограды, бросали дротики и приучались владеть копьем и биться с деревянным рыцарем Они строили иногда городки и брали их приступом городки эти назывались именами некоторых местностей Палестины они осаждали глиняный Вавилон, брали дерновую Антиохию, Мемфис из хвороста Поляна снабжала их султанами, а роща стрелами все это было зарей их будущей славы. Боевых рослых коней конюшие вели с правой стороны, поэтому они назывались destries, их подводили рыцарю при виде неприятеля Шлем и другие оборонительные и наступательные доспехи подавались рыцарю оруженосцами все они вооружали его с одинаковой поспешностью Так они сами приучались вооружаться с предусмотрительностью собрать и укрепить все связи лат, крепко надеть шлем и закрепить забрало требовало и ловкости, и умения часто от этого зависели успех и безопасность сражающихся Оруженосцы принимали от рыцаря шлем, копье, меч и проч когда он снимал их при входе церковь или при въезде замок В боях оруженосцы становились позади своих рыцарей и были как бы зрителями. Два эффекта сопровождали деятельность университетов Первый это рождение некоего сословия учёных, священников и мирских людей, коим церковь доверяла миссию преподавания истин откровения Историческое значение этого феномена состоит том, что наряду с традиционными двумя властями церковной и светской явилась третья власть интеллектуалов, воздействие которых на социальную жизнь со временем становилось всё ощутимее. В его творчестве начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры Италии В трактате О невежестве собственном и многих других он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной дня человека его времени. Крупнейшие представители Реформации понимали важность учреждения начальных школ как средства влияния протестантизма Кальвин 1533, Лютер 1524 провозгласили идею всеобщего элементарного обучения детей горожан Катехизису на родном языке Чтобы облегчить задачу учителейпасторов, Лютер 1529 составляет малый катехизис Аналогичные пособия на французском языке подготовили Т де Вез и Ж Кальвин Во второй половине XVI протестантские начальные школы пользовались особыми школьными катехизисами на английском, французском и немецком языках Там. На протяжении XV середины XVII место священникаучителя начальной школе постепенно занимает профессиональный учитель Его положение меняется Раньше он жил на школьные деньги и натуру от общины и прихожан С конца XVI распространился принцип оплаты труда учителя общиной Это означало усиление независимости школы от церкви, хотя назначение учителя попрежнему согласовывалось со служителями культа Профессиональный уровень учителей, особенно школах для малоимущих, был весьма низким Учителями часто становились неудачники, случайные люди бывшие школяры, ремесленники, солдаты и пр Многие из них были неучами Большинство учителей не состоянии хорошо писать и читать, узнаем мы из документа о французских малых школах начала XVII Подобная ситуация была повсеместной. В школах элементарного обучения царило словесное мнемоническое обучение Тем не менее наметился известный прогресс формах и методах преподавания и учения В XVI при обучении родному языку отказываются от автоматического запоминания отдельных слов и обучают по звукам и буквам Появляется школьная доска В XVII повсюду для письма используют уже не уголь, а перья При обучении счету середине XV переходят от римских цифр к арабским Наряду с абакой XVII появляются кубики и жетоны, которые применяли вплоть до конца XVIII.

В содержании повышенного образования начали вводиться сугубо светские предметы той или иной форме математика, история, естествознание, астрономия, география и Однако изучение тех или других дисциплин полностью зависело от руководителей образовательных учреждений. Таким образом, воспитание с точки зрения Коменского универсально Оно имеет и философское, и практическое значение. Коротко охарактеризуем основные направления развития средней школы Европы. Иезуитские колледжи Их история начинается со второй половины XVI века благодаря деятельности Игнатия Лойолы Современное содержание образования, а главное прекрасная организация сделали их лучшими образовательными учреждениями Европы вплоть до их закрытия 1773 связи с запрещением ордена иезуитов В 1832 орден был организован вновь, вновь были открыты и колледжи, но они уже не имели таких успехов и славы образовании, какие имели раньше. Профессиональное образование XVII XVIII вв это время создания высшего профессионального образования С XIX века идет создание учреждений начального и среднего профессионального образования разных государствах Европы. Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию Здоровье необходимо нам для наших дел и нашего благополучия, говорил он и предлагал тщательно разработанную, стоявшую на уровне науки того времени систему В здоровом теле здоровый дух, подчеркивал он Необходимо поэтому с раннего детства закалить тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены Локк подробно обосновывал значение строгого режима жизни ребенка, давая советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом. Локк своими философскими и педагогическими трудами, своей теорией договорного происхождения государства и естественного права оказал значительное влияние на французских просветителей, хотя созданные ими учения значительно отличались от педагогической системы Локка, особенно своими социальными и прогрессивными установками. Педагогическая теория И Ф Гербарта особенности его теоретическое обоснование педагогики, идея воспитывающего обучения и разработки методов, приемов, учитывающих воспитательные возможности учебных предметов, оказала большое влияние на последующее развитие теории и практики воспитания во многих странах. Социалистыутописты не поднялись до понимания классовой сущности целей воспитания и решаемых им социальных задач Они мечтали построить общество, основанное на принципах разума и справедливости с помощью только правильно организованного воспитания.

Выступая против искаженного толкования понятия равенства, В И Ленин говорил, что социалисты борются за общественное равенство, равенство общественного положения, но не ставят задачи добиваться равенства физических и душевных способностей отдельных личностей. В И Ленин резко критиковал уродливое разделение труда при капитализме и односторонность развития человека, выдвигая задачу полного устранения противоположности между умственным и физическим трудом социалистическом обществе В И Ленин указывал, что для полного уничтожения классов надо не только свергнуть эксплуататоров, отменить частную собственность на средства производства, надо уничтожить как различие между городом и деревней, так и различие между людьми физического и людьми умственного труда Намечая программу коммунистического строительства, В И Ленин указывал, что идти к коммунизму надо, осуществляя переход к уничтожению разделения труда между людьми, к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать Все эти идеи получили дальнейшее развитие ленинской теории культурной революции, программе строительства новой советской школы, призванной стать орудием коммунистического преобразования общества. Предпосылки позитивизма Возникновение позитивизма было связано с активным развитием науки и, прежде всего естественных наук Новое время Последовательное использование новой методологии и первую очередь экспериментального метода привело к многочисленным научным открытиям, что позволило создать технику, принципиально изменившую характер производства XVIIXVIII вв произошла первая промышленная революция В XIX многочисленные технические изобретения широко вошли повседневный быт людей, значительно изменив его1 Тезис о безграничной мощи человеческого разума, возникший еще эпоху Просвещения, получил XIX новое подтверждение и обоснование Причем, если XVIII надежды на улучшения социальной жизни связывались просто с распространением знаний, с просвещением, то XIX прежде всего с развитием науки и техники, которые преобразуют материальную действительность, улучшая условия жизни и деятельности человека Успехи и достижения области естественных наук привели к тому, что именно позитивное или фактическое знание об окружающем нас мире стало особенно высоко цениться. Следует также обратить внимание на то, что сам термин высшее образование применительно к эпохе поздней античности неохотно используется как истории Древнего мира, так и истории педагогики, видимо, изза устоявшихся представлений о том, что высшее образование детище Средневековья. Высшая школа, противница узкой специализации, пыталась снабжать своих выпускников универсальным, энциклопедическим знанием, стремилась развить все возможности человеческого существа, с тем чтобы её воспитанник был способен выполнить любую задачу, зависимости от общественных потребностей и личного призвания Высшее образование составляло важнейшее звено аксиологической шкале элиты древних римлян и романизированной провинциальной знати, генерировавших новые идеи, мировоззренческие установки благодаря раскрытым них высшей школой интеллектуальному потенциалу и богатству личности. Высшее образование Римской империи это уникальный культурноисторический, антропологический, социальнопедагогический феномен, который никогда не рассматривался органическом единстве всего многообразия его сторон, отражающих через призму учебновоспитательного процесса системное единство личности и социума Изучение высшего образования Римской империи как целостного историкокультурного явления было важным стимулом к постановке заявленной проблемы. Современные зарубежные исследователи античных образовательных систем, к числу которых принадлежит и высшее образование Римской империи, утверждают, что всё современное западное образование до сих пор чувствует на себе влияние двух великих сил Римской империи и христианской церкви 11, так как философия образования XIX глубоко уходит своими истоками прошлое, где возникли многие принципы и образовательные идеи, лежащие основе новейших методов обучения. Непрекращающийся с эпохи Аристотеля Политика VIII 1 34 спор о разумном соотношении общекультурного и профессионального образования, о предпочтительном развитии интеллектуальных способностей или нравственных качеств учащихся, возобновившийся с новой силой постсоветской России, также обращает нас к изучению высшего образования Римской империи, где эта сбалансированность существовала наиболее распространённом типе учебных заведений высшего уровня школах риторики. Следует специально подчеркнуть, что сам термин высшее образование был введён науку немецкими учёными 39, которые не менее охотно прибегали и к другим понятиям, не находящим подтверждение литературных и документальных источниках IV вв университет, высшие учебные заведения, высшие образовательные школы 40 Высшие школы, по их убеждению, были предшественниками средневековых университетов.

Стремясь дать оценку труду преподавателей высших школ, французские специалисты охарактеризовали самый многочисленный отряд античных профессоров риторов, делая попытку, соответствии со своими научными традициями, проникнуть их духовный мир Это позволило им утверждать, что риторы всегда стремились к совершенству, но, силу своих профессиональных привычек, они превращались людей консервативных, живущих воображаемом мире и не доходящих до сущности вещей 54 Эти качества не позволяли им плодотворно заниматься нравственным воспитанием и выработкой характеров своих слушателей. Междисциплинарный подход, многофакторное объяснение исторического процесса, растущее воздействие антропологии характеризуют и современную англоамериканскую историографию 78, отдельные представители которой обращаются своих исследованиях к истории образования античности. Наконец, никогда не производился междисциплинарный культурологический дискурс проблемы высшего образования Римской империи, то время как постижение целостного характера феномена высшего образования системе позднеантичной культуры возможно лишь на методологической основе интегративного культурологического знания. Степень изученности проблемы Высшее образование Римской империи позволяет нам сформулировать цель и задачи исследования. Авторов трёх других биографических сочинений, Евнапия, Порфирия, Марина, объединяет принадлежность к философскому направлению неоплатоников, поэтому главным действующим лицом такой биографии не мог быть человек, находящийся во власти пороков, поражающий своей безнравственностью и несовершенством В центре внимания неоплатоников всегда был боговдохновенный мудрец, который силу своей божественности, то есть чистоты души и её близости к Богу, благотворно воздействовал на мир Факты из жизни такого мудреца.

Профессии преподавателя специально посвящены также многочисленные речи Либания, среди них К юношам о слове, К юношам о ковре, Против тех, кто издевались над ним за его преподавание, К тем, кто назвали его несносным, К тем, которые не держат речей и др Информация о деятельности преподавателей риторики царицы наук рассеяна и других речах Либания, непосредственно не связанных с темой его выступления, его письмах Изучив наследие этого крупнейшего преподавателя Римской империи, мы получаем богатейшую информацию внутреннего содержания об образовании и воспитании юношей поздней Римской империи, а также о карьере, личной жизни преподавателей, методах и формах их работы, психологическом климате, царившем высшей школе, отношениях между коллегами, восприятии ценностей образования антиохийскими студентами.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru