Северное возрождение эразм

Последнее 10летие 15 века первая четверть 16 века Сильное влияние на духовное развитие Общая особенность северного возрождения гуманистическое творчество развертывается ученом, идеологическом аспекте Философские споры, теологические проблемы, борьба гуманистов со средневековой схоластикой Ярко выраженный религиозный характер Реформация, Мартин Лютер Но это только часть эпохи Германия раздроблена Первая крестьянская война под предводительством Томаса Мюнцера Движение крестьянской войны против папы и феодалов Мартин Лютер вскоре отходит от Томаса Мюнцера, тот погибает. Третья книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля вышла свет 1546 с обозначением подлинного имени автора Она существенно отличается от двух предыдущих книг Сатира третьей книге стала по необходимости более сдержанной и прикрытой. Рабле зло осмеивает средневековый суд, феодальные войны, старую систему воспитания, всякую схоластику, богословскую метафизику и религиозный фанатизм. Т о Северное Возрождение это принятое современной искусствоведческой науке обозначение периода культурном и идейном развитии стран, лежащих к северу от Италии главным образом Нидерландов, Германии и Франции 1й трети 1516 вв для отдельных стран существует собственная периодизация, переходного от средневековой культуры к культуре нового времени В отличие от итальянского Возрождения, для Северного Возрождения характерны большая стойкость средневековых традиций, интерес к индивидуальной неповторимости человека и его окружению к интерьеру, натюрморту, пейзажу Крупнейшие представители Северного Возрождения Ван Эйк, Х Босх, П Брейгель Старший Нидерландах А Дюрер, М Нитхард, Л Кранах Старший, Х Хольбейн Младший Германии Ж Фуке, Ф Клуэ, Ж Гужон во Франции. Антропоцентризмвоззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания, существующий мир создан для человека. Задача воспитания нового человека осознается как главная задача эпохи Греческое слово воспитание является самым четким аналогом латинского humanitas откуда берет свое происхождение гуманизм. Клеман Маро 14961544, крупнейший поэт Франции, опублико вал перевод Метаморфоз Овидия Бал лады и песни занимают значительное место его произведениях, что свидетельствует о близости Маро к народному творчеству В его патриотических посланиях и сатирах можно обнаружить на строения широких демократических кругов Франции сборник Клеманова юность, аллегорическая сатира.

Самой яркой фигурой французского Ренессанса по праву счита ется Франсуа Рабле 14941553, прославленный своим романом Гаргантюа и Пантагрюэль. В 16 веке французский язык подвергся тщательной литературной обработке со стороны французских поэтовгуманистов С конца 40х гг возникло литературное направление, извест ное под названием Плеяды Это был кружок, объединявший семь поэтов Плеяды опубликовали литературный манифест, написанный дю Белле 1549 Защита и прославление французского языка В этом манифесте звучал призыв к укреплению и обогащению французского литературного языка, к созданию произведений, пронизанных гражданским пафосом. Вторым направлением творчестве поэтов кружка Плеяды был жанр оды Ведущая роль принадлежала Ронсару В работе над одами получили ясное выражение принцип подражания антич ности и стремление и художественному воплощению возвышен ного, идеального начала. Задуманный как пародия па крайне популярные это время рыцарские романы, Дон Кихот быстро перерос первоначальный замысел Его главный герой трагикомическая фигура Живя вымышленном мире, он принимает постоялые дворы за замки, мельницы за великанов, стадо овец за вражеское войско Его нелепые приключения кончаются побоями, которые обрушиваются на него и его оруженосца Санчо Пансу По все явственнее выяв ляется главное качество Дон Кихота он выступает поборником справедливости, защитником, но его собственному выражению, обездоленных и угнетенных сильными мира сего и проявляет при этом поразительную стойкость Дон Кихот представляет собой вершину испанской литературы. Развитие философских идей во второй половине XVI все более сковывалось жестким контролем церквей Поэтому не случайно ряд новых явлений натурфилософии осмыслен выразителями мистикопантеистических идей Выдающийся швейцарский врач и алхимик Т Парацельс 14931541, одухотворяя природу, наделяя ее антропоморфными признаками, подчеркивал единство мироздания, соответствие между макрокосмосом и человеком Характерной чертой учения Парацельса стал культ неутомимой творческой активности человека постижении тайн природы, света натуры, триединый принцип мочь, знать, уметь. Французское Возрождение было отмечено аристократизмом Этому способствовало широкое меценатство французского королевского двора Традиции литературного кружка Анны Бретонской получили развитие деятельности более знаменитого кружка одаренной и образованной Маргариты Наваррской, привлекшей к себе Ф Рабле, молодого Ж Кальвина Но следует отметить и глубокое влияние народных традиций во французском Возрождении Это особенно наглядно проявилось творчестве Ф Рабле, великого французского гуманиста С усилением Контрреформации 30х гг XVI против гуманизма и протестантизма выступил Сорбоннский университет Королевская власть из покровительницы превращается гонительницу свободомыслия Жертвами репрессий стали многие гуманисты и протестанты Массовая резня Варфоломеевскую ночь апогей конфессиональной борьбы во Франции.

В архитектуре характерное для предреформационного периода широкое строительство культовых сооружений сменилось развитием преимущественно светского зодчества дворцы и замки герцогов и баронов, здания гильдии и дома горожан, ратуши, склады и др Традиции позднеготических конструкций как основы зданий Германии и Швейцарии сочетались с использованием ренессансного декора Вершиной ренессансной архитектуры Франции стало здание нового Лувра. Для искусства стран Европы XVI характерно утверждение ренессансных проявлений Ведущие жанры живописи Северного Возрождения пейзаж, портрет, бытовая картина. Подлинным началом Северного Возрождения можно считать перевод Мартином Лютером Библии на немецкий язык. На творчество Дюрера оказало большое влияние путешествие по Италии 1495 Позднее он будет туда наезжать, особенно полюбит Венецию Не случайно манера письма этого мастера близка к итальянской Однако специфика видения мира Альбрехта Дюрера состоит поисках возможности как можно объективнее отразить мир, ему был чужд итальянский возрожденческий идеализирующий реализм, он хотел добиться от живописи и рисунка полной достоверности Этим пафосом проникнуты его автопортреты, особенно карандашные, письмах к брату Сюда же можно отнести и портрет матери художника В письме, где сделан этот набросок изможденной болезнями женщины, Дюрер пишет о кончине матери Я сам видел, как смерть нанесла ей два сильных удара сердце. До сих пор пленяет графика Дюрера, понять которую часто пытаются, расшифровывая средневековую мистическую символику, которую там действительно можно обнаружить Но искать разгадки завораживающих изображений нужно эпохе Реформации Может быть, графические листы ярче всего отразили стойкость духа этих людей, готовность отвергнуть искусы, но и горестные сомнения конечном результате борьбы Именно об этом думаешь, глядя на Меланхолию, на гравюру Смерть, черт и рыцарь Есть у Дюрера и лирическое начало графике К нему можно смело отнести цикл гравюр Жизнь Марии, вдохновивший XIX Рильке на цикл стихов, а XX Хиндемита на цикл романсов на эти стихи. Христос, но и другие библейские персонажи на картинах Нитхардта обнаруживают сходство с самыми демократическими слоями современников художника В Изенгеймский алтарь вписана одна из самых мистических картин художника Вознесение Христа. Главная же причина, по которой термин Возрождение распространяется на всю европейскую культуру этого периода, заключается общности внутренних тенденций культурного процесса То есть повсеместном росте и становлении буржуазного гуманизма, расшатывании феодального миросозерцания, растущем самосознании личности.

В формировании немецкого Возрождения немалую роль сыграл экономический фактор развитие горного дела, книгопечатания, текстильной промышленности Все более глубокое проникновение хозяйство товарноденежных отношений, включенность общеевропейские рыночные процессы касались больших масс людей и меняли их сознание. Идеи лютеранства объединяют наиболее прогрессивные круги Германии него оказываются вовлечены и такие мыслителигуманисты, как Филипп Меланхтон, художники Дюрер и Хольбейн, священник и вождь народного движения Томас Мюнтер. В первой части речи Мория как мудрость природы гарантировала жизни разнообразие интересов, движение и всестороннее развитие Там она соответствовала гуманистическому идеалу универсального человека Но безумствующая односторонняя глупость создает фиксированные, косные формы и виды человеческой жизни сословие родовитых скотов, которые кичатся благородством происхождения, или купцов накопителей, породу всех глупее и гаже, разоряющихся сутяг или наемных воинов, мечтающих разбогатеть на войне, бездарных актеров и певцов, ораторов и поэтов, грамматиков и правоведов Филавтия, родная сестра Глупости, теперь показывает другое свое лицо Она порождает самодовольство разных городов и народов, тщеславие тупого шовинизма и самообольщения Счастье лишается своего объективного основания природе всего живого, оно уже теперь зависит от нашего мнения о вещах и покоится на самообмане Как мания, оно уже субъективно и всяк посвоему с ума сходит, находя этом свое счастье Как мнимая глупость природы, Мория была связью всякого человеческого общества, теперь, как доподлинная глупость предрассудков, она, напротив, разлагает общество Особенно достается этой части церковникам. Этот короткий, но блестящий этап истории западноевропейской культуры по праву может быть назван эразмовским не только потому, что автор Адагий, Энхиридиона, Жалобы Мира и Похвалы Глупости обладал наиболее широкой и устойчивой славой среди своих современниковгуманистов, но и силу специфической емкости его таланта, его способности охватить творчестве самые характерные тенденции интеллектуальной и художественной культуры своего времени, особенности стиля мышления и жизненных принципов эпохи 13 И все же для Италии, как бы ни было там известно и даже популярно его имя, Эразм всегда оставался чужим то время как за Альпами он был повсеместно признан главой невидимого государства ученых Эразм сам отказался от заманчивых предложений папы Льва X, переданных ему графом Каноссой У Эразма никогда не было того ностальгического отношения к родине гуманизма и Возрождения, с каким писал об Италии, например, Альбрехт Дюрер 14711528. Выступая против Реформации, Эразм стоял на защите единства и культурном развитии Практически это была защита Северного Ренессанса Так, общем верно, расценивается эта роль Эразма научной традиции, но к этому примешивается и нечто другое Говоря о роли Эразма для Северного Возрождения, Маргарет Манн Филиппс, а вслед за ней Льюис В Спитц 29, с 68 само понятие Северное Возрождение интерпретируют как Религиозное возрождение, считая, что философия Христа Эразма, а затем религиозная реформация и составляют главную его специфику Не возвращаясь к вопросу о типологической основе Северного Возрождения, заметим, что подобное толкование дает искаженную картину Ренессанса Ведь именно появление гуманистических элементов народной культуре позволяет полнее уяснить специфику самого гуманизма. Письмо, которое художник отвез Антверпен 1525 Петру Эгидию содержит наилучшие рекомендации, хотя тон его значительно более сдержан, чем восхваления Дюрера 1, с 152 Первый раз Гольбейн изобразил Эразма, очевидно, не будучи еще с ним знаком В одном из рисунков выполненных молодыми братьями Гольбейн, Амброзиусом и Гансом на полях принадлежавшего базельскому гуманисту О Миконию экземпляра Похвалы Глупости издании Фробена 1515 гуманист представлен сидящим за пюпитром над рукописью Адагий Над рисунком владелец книги пометил Когда эти места приехал Эразм, то, увидев себя изображенным, он воскликнул Ого, если Эразм сейчас еще так хорошо выглядит, он еще заведет себе жену 45, с 26 Как непосредственный отклик на эти слова рассматривает Г А Шмид забавный и совершенно не связанный с текстом рисунок, изображающий почтенного, напоминающего Эразма, человека Заглядевшись на нарядную девицу на площади города, похожего на Базель, он попал ногой корзину торговки яйцами 45 Существенно не то, изображен ли здесь шутку Эразм, или это просто своеобразная вариация на тему Глупости, не имеющая конкретного прототипа у Эразма, любом случае художник предвосхитил жанровые сценки, распространившиеся уже голландской живописи XVII смешной нравоучительный сюжет, как бы увиденный во всей реальности.

В северных странах Возрождение началось позднее, чем Италии, и вскоре переплелось с Реформацией Однако был короткий период, самом начале XVI века, течение которого новое знание стремительно распространялось во Франции, Англии и Германии, оставаясь стороне от теологических споров Это северное Возрождение во многих отношениях существенно отличалось от Возрождения итальянского Ему были чужды анархизм или аморализм, напротив оно связывалось с благочестием и общественной добродетелью Среди интересов северного Возрождения большое место занимало применение принципов научного исследования к Библии и создание более точного текста, чем текст Вульгаты Северное Возрождение было менее блистательным, но зато более основательным, чем его итальянский прародитель, менее занято личной ученой славой, но зато более озабочено распространением знания вширь, насколько это было возможно Типичными представителями северного Возрождения являются два человека Эразм и Томас Мор Они были близкими друзьями и вообще имели много общего Оба были эрудитами, хотя Мор уступал этом отношении Эразму оба презирали схоластическую философию оба стремились к внутренней реформе церкви, но осудили протестантский раскол, когда он произошел оба были остроумны, обладали чувством юмора и выдающимся литературным талантом До лютеровского бунта они были умственными вождями своего времени, но после этого оба лагеря оказались слишком бурными для людей такого типа Мор погиб мученической смертью, а Эразм потерял все свое влияние Ни Эразм, ни Мор не были философами строгом смысле слова Причиной, побуждающей меня говорить о них, является то, что они иллюстрируют характер предреволюционной эры, когда требование умеренной реформы охватило широкие круги и люди робкого десятка еще не бросились объятия реакции из страха перед экстремистами Эразм и Мор воплощают также отвращение ко всему возведенному систему теологии или философии, что характеризовало реакцию против схоластики. Томас Мор 14781535 как человек был гораздо обаятельнее Эразма, но значительно уступал ему по степени влияния, оказанного на современников Мор был гуманистом и вместе с тем человеком глубочайшего благочестия В Оксфорде он принялся за изучение греческого языка, что было тогда делом необычайным и навлекло на него подозрение симпатиях к итальянским безбожникам Университетские власти и его отец выразили сильнейшее неудовольствие, и Мора забрали из университета Затем он увлекся учением картезианцев, вел аскетическую жизнь и подумывал о вступлении орден От этого шага он отказался, повидимому, под влиянием Эразма, с которым впервые повстречался как раз это время Отец Мора был юристом, и он решил посвятить себя профессии отца В 1504 году Мор стал членом парламента, где возглавил оппозицию Генриху VII, требовавшему введения новых налогов Борьба Мора увенчалась полным успехом, но король был взбешен он бросил отца Мора Тауэр, правда освободив его после уплаты штрафа 100 фунтов стерлингов После смерти короля, последовавшей 1509 году, Мор вернулся к юридической деятельности и завоевал благоволение Генриха VIII В 1514 году Мор был возведен рыцарское звание и работал нескольких посольствах Король много раз приглашал его посетить двор, но Мор не являлся конце концов сам король явился без приглашения на обед к Мору его дом Челси Мор не питал никаких иллюзий относительно Генриха VIII когда его както поздравили с милостивым расположением короля, Мор ответил Если бы ценой моей головы он мог завоевать какойнибудь замок во Франции, она тут же слетела бы с плеч Когда Уолсей пал, король назначил Мора канцлером вместо него Вопреки обычной практике, он отказывался принимать какие бы то ни было подарки от тех, кто обращался королевский суд Но уже вскоре Мор попал немилость, ибо король решил развестись с Екатериной Арагонской, чтобы жениться на Анне Болейн, а Мор был непреклонным противником развода Это было причиной его отставки 1532 году Насколько Мор был неподкупен, занимая пост канцлера, видно из того, что после своей отставки он получал лишь 100 фунтов стерлингов годового дохода Не считаясь с убеждениями Мора, король пригласил его на церемонию своего бракосочетания с Анной Болейп, но Мор отклонил это приглашение В 1534 году король добился от парламента принятия Акта о супрематии, объявившего его главой английской церкви вместо папы На основании этого акта подданные обязаны были принести присягу супрематии, что Мор отказался исполнить юридически это считалось только недонесением об измене преступлением, не влекущим за собой смертного приговора Однако было доказано при помощи весьма сомнительных свидетелей будто Мор заявил, что парламент не имел права провозглашать Генриха главой церкви на основании этих свидетельств Мор был признан виновным государственной измене и обезглавлен Собственность его была передана принцессе Елизавете, которая берегла ее до дня своей смерти В наше время Мора помнят почти исключительно как автора Утопии 1518 Утопия это остров, расположенный южном полушарии, где все вершится наилучшим способом, какой только возможен Случайно его посетил моряк по имени Рафаил Гитлодей который провел здесь 5 лет и возвратился Англию лишь затем, чтобы сделать известными мудрые учреждения Утопии В Утопии, как и Государстве Платона, все находится общей собственности, ибо благополучие общества невозможно там, где существует частная собственность, без коммунизма не может быть равенства Мор беседе, завязавшейся с Гитлодеем, возражает что коммунизм непременно сделает людей бездельниками и уничтожит всякое уважение к властям но Рафаил на это отвечает, что тот кто пожил Утопии, никогда не пришел бы к такому заключению В Утопии пятьдесят четыре города выстроенные по одному и тому же плану, за исключением того, что один является столицей Все улицы имеют одинаковую ширину 20 футов, совершенно одинаковы и все частные дома с одной дверью на улицу и другой сад Двери не имеют никаких замков, и каждый может входить любой дом Крыши сделаны плоские Каждые десять лет жители меняют дома, очевидно, чтобы не зарождались никакие собственнические чувства В деревнях есть фермы, каждой из которых живет не менее сорока человек, включая двух рабов каждая такая ферма управляется отцом и матерью семейства, людьми преклонных лет и мудрыми Цыплята выращиваются не наседками, а инкубаторах которые были неизвестны во времена Мора Все утопийцы одеваются одинаково, за исключением того, что одежда мужчин отличается от одежды женщин, а одежда людей женатых от одежды людей неженатых Моды никогда не меняются, летняя одежда не отличается от одежды зимней На работе утопийцы прикрываются кожей или шкурами, которых хватает на 7 лет После окончания работы они надевают шерстяной плащ поверх своей рабочей одежды Все эти плащи одинаковы, естественного цвета шерсти Каждое семейство само изготовляет для себя одежды Все как мужчины, так и женщины работают 6 часов день три часа по обеда и три часа после Все ложатся спать восемь часов и спят восемь часов В ранние утренние часы читаются лекции, которые собирают множество слушателей, хотя посещение их не обязательно После ужина 1 час посвящается забавам Шестичасового труда совершенно достаточно, ибо Утопии нeт бездельников и не тратятся усилия на бесполезные занятия у нас же, говорится Утопии, женщины, священники, богачи, челядь и нищие большинстве своем не делают ничего полезного, а благодаря существованию богачей много труда тратится на производство бесполезных предметов роскоши ничего этого нет Утопии Иногда обнаруживается избыток, и тогда городские власти на время сокращают рабочий день Некоторые лица отбираются для ученой деятельности и освобождены от прочих трудов, если они оправдывают возложенные на них надежды Все высшие должностные лица избираются из числа ученых формой правления является представительная демократия, покоящаяся на системе многоступенчатых выборов во главе стоит князь, который избирается пожизненно, но может быть низложен за стремление к тирании Семейная жизнь носит патриархальный характер женатые сыновья живут доме отца и повинуются ему, если только его умственные способности не ослабели от старости Если какоелибо семейство становится чересчур многолюдным, то излишние дети перечисляются какоенибудь другое семейство Если чересчур многолюдным становится целый город, то часть жителей перечисляется другой город Если же все города оказываются чересчур многолюдными, то на свободной от обработки земле основывается новый город Мор ничего не говорит о том, как надо поступить том случае, когда вся свободная от обработки земля окажется использованной Резать скот на мясо позволяют только рабам, чтобы свободным гражданам оставалось неведомо чувство жестокости Для больных существуют больницы, устроенные столь прекрасно, что люди, страдающие какимлибо недугом, предпочитают лежать там, а не у себя дома Разрешается питаться дома, но большинство граждан предпочитает питаться общественных дворцах Все грязные работы исполняются здесь рабами, но приготовление пищи входит обязанности женщин, а прислуживают кушающим дети старшего возраста Мужчины сидят на одной скамье, женщины на другой кормящие матери, а также все дети, которым не исполнилось пяти лет, сидят особой столовой Все матери сами кормят своих детей Дети старше пяти лет, если по возрасту не могут прислуживать кушающим, стоят тут, и притом глубоком молчании, пока старшие едят они не имеют специального времени для еды и должны довольствоваться тем, что им дадут сидящие Что касается брака, то как мужчины, так и женщины подвергаются тяжкому наказанию, если вступают брак не девственниками глава того семейства, чьем доме был совершен позор, навлекает на себя сильное бесчестие, как небрежно выполнивший лежавшую на нем обязанность Прежде чем вступить брак, невеста и жених видят друг друга голыми ведь никто же не станет покупать коня, не сняв сначала седло и сбрую, и точно так же надо подходить и к браку Развод разрешается исключительно случае прелюбодеяния или нестерпимо тяжелого характера одной из сторон, но виновная сторона не может вступить новый брак Впрочем, иногда развод разрешается просто потому, что обе стороны его желают Оскорбители брачного союза караются рабством Утопийцы торгуют с другими странами, главным образом затем, чтобы получить железо, которого на острове нет Торговля служит также целям, связанным с войной Утопийцы совершенно не помышляют о славе, добытой войной, но, несмотря на это, все учатся военному делу как мужчины, так и женщины Они прибегают к войне ради трех целей чтобы защитить свою территорию случае вторжения чтобы защитить территорию своего союзника, подвергшегося вторжению, и чтобы освободить угнетенный народ от тирании Однако, когда только возможно, они ведут войны не сами, а при помощи военных наемников Утопийцы стремятся поставить другие народы долговую зависимость от себя и разрешают им выплачивать долг поставкой военных наемников Из тех же военных соображений утопийцы признают полезным иметь запас золота и серебра, ибо они могут быть использованы для жалованья иноземным военным наемникам Сами же утопийцы не пользуются деньгами, а используют золото на изготовление ночных горшков и цепей, которыми сковывают рабов, чтобы воспитывать презрение к золоту Жемчуг и бриллианты служат украшением малолеток, но ни коем случае не взрослых Во время войны утопийцы обещают огромные награды тому, кто убьет вражеского государя, а еще большие награды тому, кто приведет его живым, или ему самому, если он сдастся Они жалеют массу простого народа того государства, с которым воюют, ибо знают, что эти люди дут на войну не по своей воле, а гонимые безумием государей Женщины сражаются наравне с мужчинами, но только по доброй воле Военные машины они изобретают очень искусно Можно заключить, что отношении утопийцев к войне больше благоразумия, чем героизма, хотя случае необходимости они проявляют огромную храбрость Что касается этики, то мы узнаем, что утопийцы решительно склоняются к мнению, согласно которому счастье состоит удовольствии Однако это воззрение не имеет своим следствием никаких дурных поступков, ибо утопийцы полагают, что после настоящей жизни за добродетель назначены награды, а за пороки наказания Они не аскеты и пост почитают глупостью Среди утопийцев существует много религий, и все они пользуются полной терпимостью Почти все верят Бога и бессмертие те немногие, что отвергают эту веру, не считаются гражданами и отстранены от участия политической жизни, но остальном не подвергаются никаким наказаниям Отдельные святые люди совершенно воздерживаются от употребления мяса и брачных услад их считают людьми святыми, но не благоразумными Священниками могут быть и женщины, но только вдовы и притом пожилые Священников очень немного они пользуются почетом, но не властью Рабы это граждане, осужденные за позорные деяния, или иноземцы, которые у себя на родине были приговорены к казни, но которых утопийцы согласились принять к себе как рабов В случае мучительной неизлечимой болезни страдальца уговаривают кончить жизнь самоубийством, но если он отказывается совершить это, за ним продолжают усердно ухаживать Рафаил Гитлодей рассказывает, что он проповедовал среди утопийцев христианство многие обратились эту веру, когда, узнали, что Христос был противником частной собственности Непрестанно подчеркивается значение коммунизма почти самом конце Гитлодей заявляет, что другие государства представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах Широта взглядов, выраженных Утопии Мора, во многих отношениях поразительна Я имею виду не проповедь коммунизма, являющуюся традицией многих религиозных движений Я имею виду скорее то, что Мор говорит о войне, о религии и религиозной терпимости, его осуждение нелепого убийства животных одно из самых красноречивых мест книги посвящено осуждению охоты и выступление пользу мягкого уголовного законодательства Книга открывается аргументацией против обычая карать смертью воровство Однако надо признать, что жить Утопии Мора, как и большинстве других Утопий, было бы нестерпимо скучно Для счастья необходимо разнообразие, а Утопии трудно было бы найти какоелибо разнообразие. Возрождение Испании и Португалии относится к 16 В это время Испания очень могущественное и обширное госво Но у испанского могущества было шаткое основание, экономика не создавалась Филиппу II пришлось дважды объявлять банкротство госва В Испании то время самой яркой была инквизиция приобрела наибольшие размеры В начале 16 Испания из небольшого госва превратилась мировую державу, появились новые темы, связанные с жизнью Америке, Индии Португалия тесно связана с Испанией С 15801640 Португалия подвластна Испании. Португальская поэзия Луис Де Камоэнс 15241580 учился университете занимался самообразованием Влюбился даму, стоявшую намного выше его по положению В 1546 покинул двор и отправился Марокко, где одном из сражений теряет правый глаз, возвращается замешен драке, уезжает Индию, много путешествует, встречает свою любовь Умер поэт 1580 когда Португалия перешла под власть Испании Будучи странствии, он работал над сборником Парнас но он был утрачен Камоэнс хорошо знал произведения античных и итальянских авторов Прежде всего, он автор сонетов, певец возвышенной идеальной любви Такая любовь способ перевоплощения идеальной красоты Но мир Камоэнса более тревожен, наполнен трагизмом, скорбной мыслью Лузиады крупнейшая эпопея, восходит к Лузу На Камоэнса безусловно, оказала влияние Божественная комедия Источники его повествования вся история Португалии В поэме есть выдержанные духе Вергилия вступления Сам поэт не остаётся безучастным к тому, что описывает, активно излагает свою точку зрения Его поэзия имеет широкий мифологический план Вольтер много писал о Лузиады. Алонсо Кехано назвал себя громким именем Дон Кихота Ламанчского, облекся рыцарские доспехи, избрал себе даму сердца и, оседлав боевого коня, отправился на поиски приключений Вскоре появился у него оруженосец, мирный землепашец Санчо Панса Нелепы и часто смехотворны подвиги Дон Кихота постоялый двор представляется ему замком, купцы странствующими рыцарями, ветряные мельницы многорукими великанами и. Самая известная группа бытовые комедии, комедии плаща и шпаги Прежде всего, это любовные драмы, женщины никогда не могут побороть настигнувшую их страсть Жёны часто изменяют, появляется муж, убивает и любовника, и жену Фуэнте Овехуна название деревни, где происходило действие пьесы У Лопе очень редко попадаются художественно переделанные произведения. Лопе де Вега создал огромное количество пьес Дерзкий жизни, Лопе поднял руку и на традиции испанской драматургии он отказался от принятого тогда принципа единства места, времени и действия, сохранив лишь последнее, и смело объединял своих пьесах элементы комического и трагического, создав классический тип испанской драмы Пьесы Лопе де Вега затрагивают различные темы социальнополитические драмы из отечественной и иностранной истории например, пьеса о Лжедмитрии Великий герцог Московский, исторические хроники Доблестный кордовец Педро Карбонеро, любовные истории Собака на сене, Девушка с кувшином, Учитель танцев. В драмах Лопе очень велик исторический пласт Среди них Последний готский король, Граф Фернан Гонсалес, Зубцы стен Торо, Юность Бернарда дель Карпио, Незаконный сын Мударра и др пьесы, основе которых народные романсы и Песнь о моём Сиде Трактовка исторических событий у Лопе близка или совпадает с той, которую столетиями давали романсеро Театр Лопе де Вега на более высоком уровне разыгрывал знакомые любому жителю Пиренеев сюжеты Любая пьеса Лопе де Вега построена таким образом, что случай, вмешивающийся поток явлений, опрокидывает спокойный ход действия, доводя напряжение драматических переживаний до степени трагизма, чтобы затем ввести это взволнованное море страстей и своеволия русло законности и строгой католической морали Любовная интрига, развитие и разрешение которой составляет стержень его драматической фабулы, именно силу того, что она состоянии раскрыть все могущество человеческих инстинктов и своеволия, служит у Лопе де Вега, с одной стороны, для показа всей полноты и многообразия человеческого поведения семье и обществе, с другой дает возможность наглядно продемонстрировать значимость политических и религиозных идей, господствовавших современном писателю обществе.

Его подготовка начинается XIV Уильямом Ленглендом и Джеффри Чосером Война Алой и Белой розы задержала развитие культуры, но именно это время Томас Мэлори 14171471 собирает единую книгу романы о дворе короля Артура. Жанр утопии, созданный Томасом Мором период раннего английского Возрождения, продолжит Фрэнсис Бекон ученый и дипломат Елизаветы I и Якова I книге Новая Атлантида 1627, написанной на английском языке и основанной на научном прогрессе. Ренессансная поэзия первой половине века представлена именами Томаса Уайетта и Генри Говарда Сари, создавшего английскую форму сонета, а во второй Филиппа Сидни сборник сонетов Астрофил и Стелла, трактат Защита поэзии и Эдмунда Спенсера поэма Королева. Роман Эвфуэс Джона Лили дал название стилю эвфуизм, для которого характерны метафоры, сравнения, аллитерация, ассонанс, игра слов, ритмизация прозы влияния этого стиля не избежал и Шекспир К другим разновидностям жанра относятся пасторальные романы Аркадия Сидни и Розалинда Томаса Лоджа, бытовой роман Злополучный путешественник Томаса Нэша В одном из своих памфлетов Роберт Грин высмеял Сострясателя Сцены Шекспира, хотя сам он, как большинство романистов, тоже работал для театра. Кентерберийские рассказы 1385 1400 первый классический образец реализма английской литературе Автор обратился к изображению реальной английской жизни Произведение напоминает Декамерон Боккаччо, представляет собой сборник стихотворных повестей и новелл, которые рассказываются определенными личностями Начинается с пролога, котором дается изображение рассказчиков, затем истории 22 стихотворных и 2 прозаических рассказа В середине апреля рассказчик остановился гостинице, где поселилась группа паломников 29 человек Переночевав, они отправились Кентербери к мощам святого Чтобы сделать путешествие приятным, хозяин предлагает рассказывать истории Автор лучшего рассказа будет награжден ужином В сборнике изображаются рыцари и купцы, студент и юрист, продавец индульгенции, игуменья женского монастыря, веселый мельник, вдовушка и Каждый из них рассказывал историю, соответствующую его социальному и психологическому облику Перед нами проходит вся Англия 14 Автор использует принцип двойного изображения жизни рассказ рассказе. Возрождение пофранцузски ренессанс это термин, впервые введенный Джорджо Вазари для определения исторической эпохи Эпоха Возрождения это синоним личной свободы, совершенства искусстве, красоты жизни, гармонии физических и духовных качеств человека. Эпоха Возрождения это эпоха гуманизма и просвещения, когда меняются взгляды на человека и его роль обществе и мире, когда рушатся старые схоластические и церковные учения В центре произведений литературы, живописи, скульптуры стоит человек со всей сложностью его внутреннего мира Идеал человека эпохи Возрождения сильная личность, гармонически развитая физически и умственно Новый идеал личности предполагал сочетание человеке энергии, ловкости, предприимчивости и то же время поэтичности В этот период небывалого расцвета достигают все виды искусства Это время выдающихся художников, скульпторов, архитекторов, чьи произведения стали основой нового художественного мировоззрения. Основная тема культуры и философии эпохи Возрождения человек Человек, как мера всех вещей, как героическая, независимая, гармонически развитая личность Этот мотив находит свое выражения во всех отраслях искусства В архитектуре он проявляется создании идеи этажа как пространственного слоя для жизни и деятельности человека, а также постепенном отделении скульптуры и живописи виде монумента и станковой картины от здания.

Конечно, говоря о человеке искусстве Возрождения, невозможно не сказать о так называемом Северном Возрождении Этот термин достаточно условен и относится к искусству стран, находящихся севернее Италии Нидерланды, Германия, Франция В искусстве северного Ренессанса больше сказались традиции средневековья Наряду с распространением гуманистических идей и черт итальянского искусства, культуре Северного Возрождения не исчезает готическая напряженность и лихорадочность Сплав итальянских влияний с самобытными готическими традициями составляет своеобразие стиля Северного Возрождения. Подлинным началом Северного Возрождения можно считать перевод Мартином Лютером Библии на немецкий язык Лютеровская Библия создает эпоху немецком языке, так как становится основой немецкого единого литературного языка кроме того перевод Библии на современный литературный немецкий язык, послужит толчком для переводов на английский, французский и др языки. Эпоха Возрождения обогатила политическую мысль блестящей и глубоко оригинальной разработкой принципа социальной гармонии и справедливости на базе общественной собственности. Томас Мор, автор социальнофилософского произведения Утопия, положившего начало направлению утопического социализма, считается крупнейшим представителем Возрождения. Столь же бескомпромиссен Мор и к первым шагам капитализма на английской почве огораживанию, приводящему к тому, что овцы пожирают людей. Подвергаются резкой критике феодальные правители, видящие свое призвание завоевании, а не общественном благоустройстве Корень социальной несправедливости Мор видит частной собственности Я полностью убежден, говорит Гитлодей, что распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно, иначе, как вовсе уничтожив собственность. Огромным авторитетом и влиянием среде гуманистов пользовался Эразм Роттердамский, представлявший христианский гуманизм. В отличие от Италии, где обращение к античной культуре осознавалось как возрождение своего национального прошлого та самая гордость, о которой говорил Эразм, странах Северного Возрождения неизбежно должна была проявиться известная отрешенность от локальных традиций средневековой культуры, своего рода абстракция гуманизма На раннем этапе эту тенденцию выразил Николай Кузанский В период апогея гуманистического движения с наибольшей полнотой она проявилась творчестве Эразма Позиции величайших гуманистов Северного Возрождения были до известной степени квинтэссенцией гуманизма как такового, вне каких бы то ни было локальных патриотических условностей В основе их взглядов лежало непременное условие идея всеобщего мира Для Николая Кузанского она выразилась концепции всеобщего согласия 1434, Эразм воплотил ее своей Жалобе Мира. Именно поэтому Германии с началом Реформации имя Эразма непосредственно связывается с выступлением Лютера Ярким примером этому может служить известное место дневнике Альбрехта Дюрера, где он выражает свои чувства связи с известием о похищении Лютера О Эразм Роттердамский, где ты Посмотри, что творит неправедная тирания мирского насилия и сил тьмы Слушай ты, рыцарь Христов, выезжай вперед рядом с господом Христом, защити правду, заслужи мученический венец.

Исследователи творчества Роттердамского задаются вопросом Почему же Эразм именно годы Реформации так энергично выступает с позиций защиты римской церкви, категорически не приемля учения Лютера, значительной мере опиравшегося на эразмианские принципы Обычно главное внимание уделяется данном вопросе спору о свободе воли и принципиальных противоположностям понимании отношений разума и веры, что принципе бесспорно Но нетрудно убедиться, что отмеченные расхождения не объясняют сами по себе преданности Эразма единству церкви, его готовности даже защищать авторитет папства Здесь нельзя видеть и признак какоголибо отступничества Эразма от своих принципов Скорее, наоборот, при всех обстоятельствах Эразм, следуя за Николаем Кузанским, оставался верен идее религиозного мира и единства церкви Он также считал справедливой войну против турокзавоевателей защиту христианства целом и считал необходимым сохранять единство христианской церкви под высшим авторитетом папы. Выступая против Реформации, Эразм стоял на защите единства и культурном развитии Практически это была защита Северного Ренессанса Так, общем верно, расценивается эта роль Эразма научной традиции, но к этому примешивается и нечто другое Говоря о роли Эразма для Северного Возрождения, Маргарет Манн Филиппс, а вслед за ней Льюис В Спитц само понятие Северное Возрождение интерпретируют как Религиозное возрождение, считая, что философия Христа Эразма, а затем религиозная реформация и составляют главную его специфику Не возвращаясь к вопросу о типологической основе Северного Возрождения, заметим, что подобное толкование дает искаженную картину Ренессанса Ведь именно появление гуманистических элементов народной культуре позволяет полнее уяснить специфику самого гуманизма. Об этой важнейшей стороне мировоззренческой деятельности Эразма лучше всего судить по наиболее прославленному из его произведений знаменитой Похвале глупости 15091511 Здесь блестяще продемонстрированы его качества писателясатирика, снискавшие ему нашем веке имя Вольтера XVI Из этого произведения можно многое узнать относительно его философских симпатий и позиций В монологе гжи Глупости, напыщенно произносящей шутливую декламацию, самовосхваляющей себя, автор рисует самом язвительном свете множество сторон современной ему жизни. Можно считать, что именно Эразм доводит до кульминации бунт гуманистов против схоластического формализма, вступившего непримиримые противоречия с многообразными проявлениями жизни Он нащупывает едва ли не наиболее уязвимый пункт этого формализма, заявляя, что и сам св Петр, ключарь Рая, вряд ли способен уяснить, каким образом можно держать своих руках ключи от знания, не обладая самим знанием. Гуманистическое просветительство Эразма и его трактовка свободы включает себя и другие моменты Важнейший из них является общегуманистическим подлинное благородство принципе вовсе не зависит от того, где издал ты свой первый младенческий крик Истинная знатность активности и непрерывной борьбе за моральное совершенствование К сожалению, реальной действительности принцип этот, с горечью констатировал автор во многих своих произведениях, остается благим пожеланием Но исторически было весьма важным и перспективным обоснование этого принципа Признавая природное равенство всех людей независимо от их происхождения, Эразм некоторых своих произведениях даже утверждал, что природная одаренность при всей ее важности все же не играет решающей роли достижении человеческого благополучия и подлинного благородства Такую роль он приписывал воспитанию и образованию человека Мысль эта станет одной из решающих просветительской философии нового времени, продолжая играть первостепенную роль и нынешней социальной философии и педагогике Возвращаясь к Эразму, следует указать, что самому ему была, конечно, ясна неосуществимость этой сугубо демократической идеи социальных условиях того времени Народ остается для него исполинским многоголовым зверем, осужденным своем подавляющем большинстве на бесконечно многообразную приверженность Глупости В этих условиях стремление к подлинному благородству отражало возрастание роли новой аристократии, противостоявшей сословной псевдоаристократии. В философском аспекте наибольший интерес представляет их полемика вокруг фундаментальной проблемы свободы воли Лютер настаивал на исключительной роли божественного предопределения, до предела сужавшего человеческую инициативу или просто сводившего ее на нет Эразм же своем сочинении О свободе воли 1524 защищал общем те же принципы человеческой свободы, с которыми мы встречались у итальянских гуманистов предшествующего столетия Именно этом духе еще Похвале глупости, как бы перекликаясь с Макиавелли, автор подчеркнул, что фортуна любит людей не слишком благоразумных, но зато отважных, таких, которые привыкли повторять Будь что будет А мудрость делает людей робкими, и потому на каждом шагу видишь мудрецов, живущих бедности, голоде повсюду встречающих лишь презрение и ненависть К дуракам же плывут деньги, они держат своих руках кормило государственного правления и вообще всячески процветают В трактате О свободе воли Эразм доказывает, что божественное провидение не отменяет свободы человеческой воли, свободы выбора, ибо без этого теряют всякий смысл все божественные призывы, зафиксированные Писании, теряют смысл понятия греха, наказания, добродетели Начало и конец человеческой жизни руках Бога, но ее протекание невозможно без свободноволевых действий человека. Период XV и XVI веков занимает особое место истории, культуре и искусстве Европы Усилиями всего лишь нескольких поколений художников, скульпторов, архитекторов и мыслителей гуманистов был создан запас духовных ценностей непреходящего значения Европейское искусство Возрождения это огромная, впечатляющая своим разнообразием панорама национальных и местных школ, взаимных связей и параллельных явлений, вызванных к жизни велением нового времени Италия, Нидерланды, Франция, Германия искусство этих стран прошло трудный путь от условности средневекового изобразительного языка к объективному, чувственно богатому отражению реального мира и далее к исчерпанию гуманистической веры гармоничные закономерности бытия и безграничные возможности человека. Эразм 1469 1536 философ богослов, гуманист, представитель Северном Возрождения Основные направления его философии были. Самое знаменитое произведение философа котором затра гиваются данные вопросы Похвала Глупости. Франсуа Рабле великий гуманист, философ Автор романа Гаргантюа и Пантагрюэль.

В человеческом существе Природа как бы играет своими возможностями и заставляет его быть таким же артистически изменчивым, то есть быть лицедеем По этой причине неудивительно, что именно на севере Европы, Англии, возник великий театр Ренессанса, который итальянцы создать не смогли. Строится как панорама вс евозможных видов неразумия, демонстрирующая власть этого порока над человечеством глупость народов ʼʼнациональные идеиʼʼ как вид неразумия, глупость сословий социальные модификации неразумия, глупость полов специфика мужского и женского неразумия и. В качестве полемиста диатрибе Глупость доказывает парадоксальный тезис человек может жить и быть при этом счастливым только благодаря своему неразумию, тогда как мудрость его злейший враᴦ И данном Эразм согласен со своим персонажем мудрецы стремятся к истин о человеке, но она настолько безрадостна и неприглядна, что искатели истины не выдерживают этого знания Чтобы избежать печальной участи мудрецов, человеку достаточно довериться своей природе, то есть впасть иллюзию самообольщения, порождаемой Глупостью Самовлюбленность Филавтия, будучи спутницей Глупости, привязывает человека к жизни и этим спасает от опасных подозрений.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru