Русская философия просвещения

Главная О нас Обратная связь Русская философия эпохи Просвещения Петровские преобразования конца — начала. Радищев с гордостью называл его согражданином Афин и Рима, по его словам, он первым России воздвиг храм любомудрия и науки. Третьим направлением этого периода является радикальнодемократическое. В ней раскрывается богатство и своеобразие русского философского мышления. В политической стратегии были поставлены и успешно решались цели укрепления абсолютизма и европеизации России. И Петр, и Екатерина ставили целью этой области полностью изменить устаревшее законодательство и много работали над этим. Наиболее заметными явлениями здесь стали Духовный регламент Петра, написанный. В экономике, несмотря на постоянное тормозящее действие крепостного права, на новых основах сформировался российский рынок, что имело далеко идущие последствия для страны. Элементы просветительства целенаправленно или помимо воли проникали теологию и религиозную философию.

Оживление духовной жизни особенно ярко проявилось расцвете философской науки. Это стало возможным благодаря относительному обособлению философии от религии и становлению ее как самостоятельной системы знания. Именно политической, ибо церковь том состоянии, каком она оказалась после реформ, была призвана и вынуждена решать своими религиозными средствами, прежде всего, политические задачи. Что же касается идеологии, то свято место пусто не бывает это место постепенно, можно сказать нелегальным путем при Екатерине полулегально, заняла идеология Просвещения. С одной стороны, он позволял избежать обвинений атеизме, ибо православную идеологию официально никто не отменял, более того, никто не мог отменить сложившуюся систему религиозного воспитания и вековые традиции.

Поэтому при освобождении от религии всегда имеется опасность освободиться от духовного, впасть приземленность, натурализм и вульгарный материализм. Век век подлинного ренессанса России, высших ее достижений во всей ее истории, имевших и имеющих общемировое значение, ставших общечеловеческой классикой. Базовая, типичная черта любого Просвещения, без которой оно просто немыслимо гуманизм. Почти все российские просветители, том числе и религиозные, отдали дань этим направлениям, особенно если учесть, что России. В частности, этом духе с позиций теории разумного эгоизма трактовались благородные, хотя и идеалистические западные теории естественного права и общественного договора. Это заметно и философии но особенно ярко проявилось философском антропологизме. Православие хотя и было низведено до роли служанки политики, все же имело огромное влияние стране и поддерживалось государством. Отдадим должное прогрессивности российских теологов своих охранительных системах они использовали просветительские идеи и идеалы, что сделало их взгляды если не прогрессивными, то по крайней мере современными. Радищева материалистическое, имевшее базу естественнонаучных прозрениях. И не только потому, что все эти философы мыслят оригинально и не образуют философских партий или что направление порой представлено одной фигурой.

Став профессором академии Киеве, Прокопович сразу же заявил своих просветительских замыслах, то же время резко критикуя схоластический догматизм и слепую веру тексты Священногаписания. Занимаясь учреждением учебных заведений, типографий, библиотек, театральным делом, Прокопович ратовал и за создание науки философии новой. Как просветитель Прокопович ставил пред собой задачу распространения положительных наук, объектом которых является природа, тем самым создавая предпосылки для возникновения светской философии, свободной от религии. В отличие от западных теоретиков, царскую власть Татищев выводит не из договора, а из природы, видя ней выражение естественных потребностей общества. Таким образом, мыслитель подготовил теоретическую основу для образования, обучения, просвещения. Любопытные науки совершенно бесполезны, это астрология, алхимия, хиромантия. Расширительно трактуя науку, Татищев создал четкую программу для развития образования России, причем не только для лиц дворянского происхождения, но и для народа. Значительную роль развитии отечественной культуры и философии сыграл другой член ученой дружины.

Белинского, история светской русской литературы начинается с Кантемира, который первым на Руси свел поэзию с жизнью своих сатирах, чем воздвиг себе скромный, но бессмертный памятник. Впервые переведя на русский язык работу Фонтенеля Разговоры множестве миров. Важное значение философии Кантемира состоит, таким образом, том, что он положил начало созданию русского философского языка и изложил основы современной ему философии. Русский философ обосновал вечность и неуничтожимость материи и движения, открыв закон сохранения вещества и движения. Видя движении деятельную силу природы, ученый подошел к признанию внутренней активности материи. Гуманистическая философия того периода представлена еще одним образованнейшим мыслителем. Он четко поставил вопрос об уничтожении крепостного права России, самодержавия, обосновал идею народной революции и наметил некоторые черты будущего общества, которое соответствовало бы потребностям народа. Радищева были поновому поставлены основные философские проблемы, к которым обращались впоследствии философы России. Трактате системах новое доказательство того искусства, с каким он владеет своим оружием, и показал, насколько он страшен для творцов систем.

Дидро Не только становлении науки Нового времени, но и формировании новой философии, покоящейся на научных основаниях, огромную роль сыграли великие мыслители. Конкретное сущее — вот к чему устремляется славянофильская и русская философия. Российская цивилизация — последняя по времени возникновения великая цивилизация. Мы начинаем оправдываться и искать аргументы, чтобы объяснить тот резкий контраст, который наблюдается истории духовного развития России и Западной Европы веках. Цюрихе История русской литературы является богатым культурно историческим феноменом. Ее корни уходят национальную почву, вместе с тем она испытала влияние различных течений мировой философии, особенно немецкой классической философии веков. Два основных взаимосвязанных Проблемы социального развития решались Герценом преимущественно духе идеи социализма, который представлялся ему социальным устройством, гарантирующим свободу всем членам общества, а не только какойто его части. Творчество Соловьева наглядно показывает, как из исторического исследования вырастает фи лософскоисторическая концепция. Ру Русское Просвещение Просвещение этап культурной истории большинства государств, которые проходят его разное время.

Сущность Просвещения убеждении, что все беды государства и его граждан происходят от невежества и необразованности народа. Средства, употребляемые для искоренения невежества и необразованности, почти везде одинаковы повышение образовательного уровня, критика религии и церкви, критика монархии и пропаганда идеалов республиканского государственного устройства, активная книгоиздательская деятельность. Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения. Это несправедливо, ведь именно тогда происходило становление отечественной философской культуры. Вначале вопросы философского характера, касающиеся мира и бытия человека нем, раскрывались летописях как важной форме древнерусской духовной культуры. В его Слове законе и благодати центральной темой для осмысления явилась христианская история и место ней России. Свободная воля ведь порождает не только добро, но и зло, и поэтому всякий человек нуждается постоянных наставлениях со стороны религии и церкви. Ему рекомендовалось обходиться тремя делами добрыми — покаянием, слезами и милостынею. Филофей учил, что основе человеческой истории лежит божественное провидение, промысел Творца.

Старый Рим, бывший свое время центром христианства, пал силу внутренних кризисных процессов и завоевания варварами. Новый Рим Константинополь стал продолжателем этого вероучения, но и он со временем погиб под ударами турецких завоевателей. По убеждению Ломоносова, основе материального мира лежа1 мельчайшие частицы атомы, из которых и слагаются все вещи. Ломоносов рассматривал движение как проявление внутренней активности вещества. Движение вечно оно никогда не имело начала и никогда не будет завершено. В трактате О человеке, его смертности и бессмертии он рассматривал окружающую природу как многообразие различных форм телесности материи, сотворенных из хаоса всесильным Божеством. Она существует вне и независимо от человека и человечества, порождая ходе своей эволюции все более развитые существа.

Они критически относились к крепостному праву, хотя и не были сторонниками идеи народной революции. К началу этого века философия изучалась уже пяти университетах России. Как и славянофилы, западники горячо любили Россию, искренне желали ей блага и процветания. Полагая, что основным качеством свойством человека является эгоизм Человек любит прежде всего себя, Чернышевский связи с этим разработал теорию разумного эгоизма. Проникновение марксизма с Запада и его укоренение на русской почве происходило по инициативе прежде всего.

Универсализм русской философии столетия проявил себя и наличии ней ряда иных течений. В правовом обществе должна существовать не только свобода человека, но и его ответственность за собственные поступки. Он был ориентирован на философское осмысление данных естествознания и продолжал традиции. Выше нами было отмечено, что русская философская мысль столетия развивалась значительной степени внутри художественной литературы, на пересечении этих двух форм духовного творчества. В литературе особенно поэзии глубоко затрагивались вопросы мире и бытии человека нем, его свободе и счастье, смерти и бессмертии. Абсолютизм ограничил и церковную и светскую власть феодальной аристократии. Приоритет во влиянии на философскую жизнь получают сторонники просвещенного абсолютизма Феофан Прокопович Посошкова Книга скудости и богатстве 1725 имели большое влияние на формирование философских взглядов русских философов следующих поколений.

Вместе с ним он составлял указы, писал сочинения, которых идейно обосновывал политические и государственные преобразования, проводимые Петром. Он считал, что тела состоят из мельчайших корпускул, делимых до бесконечности. Центральное место философском наследии Прокоповича принадлежит теории государства и права. Просвещенный абсолютизм представлениях Прокоповича отнюдь не отождествляется с произволом верховного правителя. Обращаясь к истории России, он показывал, что ней преобладало княжеское самоуправство, неупорядоченность законов, которые не могли защитить общую пользу всех граждан государства. Признавая Бога как творца всего сущего, Кантемир развивал светские воззрения на природу и мышление. Он выступал против попытки верховников ограничить царскую власть России. Татищев написал Российскую историю, Разговор пользе науки училищ, Лексикон, Духовную как завещание сыну.

Монархию он рассматривал как основу порядка, но она должна быть ограниченной общественными установлениями. Написал ряд проектов и сочинений О денежном деле, О ратном поведении, О новоначинающихся деньгах, Зеркало очевидное, Завещание отеческое. Особое значение имеет его работа Книга скудности и богатстве. Посошков духе меркантилистов Европы давал рекомендации по поводу бережливости, умеренности. В народе широкое хождение имела идея том, что Петр царьантихрист и что его следует отстранить от власти. Свои взгляды он изложил книгах Камень веры 1728 и Знамения пришествия антихристова и кончины века 1703, Состязание философов осталась рукописи. Интерес для отечественных философов этого времени представляли проблемы этики, эстетики. Помимо этого трудах философов этого времени подвергались острой критике многие стороны феодальнокрепостнической действительности произвол и жестокость крепостников помещиков, продажность чиновников и судей, невежество дворянства.

Он исходил из того, что общество формируется на основе естественных предпосылок. Это, по его мнению, помогает осознать изменчивость общественной жизни. Важным фактором, обеспечивающим процветание общества, он считал характер власти и обычаи народа. Десницкий рассмотрел развитие собственности и власти и дал характеристику отношений собственности и политических отношений на каждом из четырех выделенных им этапов развития общества. Но Десницкий предостерегал, что чрезмерное обогащение немногих, их эгоцентризм может привести к узурпации ими государственной власти. Новиков, Фонвизин, Десницкий, Крылов апеллировали к здравомыслию господствующих классов, уговаривали путем реформ совершенствовать общество, искоренять негативные явления его жизни. Они видели разуме и научном знании единственную опору благополучия общества и личности, то же время они не были склонны преувеличивать значение науки своего времени устроении общественных.

Философские воззрения Козельского, Батурина, Аничкова базировались на признании двух равноправных начал мира материи и сознания. Утверждали, что нет ничего человеческом уме, что прежде не находилось бы чувствах. Он доказывал, что новорожденные не имеют никаких понятий, а приобретают их постепенно ходе общения со взрослыми. При всем том Сковорода был не только оригинальным этиком, но и разработчиком проблем познания. Причем эти идеи Сковорода высказывал ранее, чем они были опубликованы Кантом.

Идейноэмоциональную оценку изображаемых явлений он сопровождает моральноэтической. Как философ, Сковорода эволюционировал своем развитии от идеализма к материализму. Анализ его собственно философских работ свидетельствует том, что он был понастоящему глубоким мыслителем. В обнаружении невидимой натуры через видимую состоит, по учению Сковороды, основная проблема человеческого существования, которая решается подвиге самопознания. Щербатов находил невозможным наделение дворянскими званиями тех, кто грабил, воровал, разбойничал. Особый период развития русской философии связан с деятельностью декабристов. Декабристами называют дворянских революционеровдемократов, стремившихся отменить крепостной строй России и прямо или косвенно связанных с событиями на Сенатской площади Петербурге 14 декабря. Отсюда, по мнению декабристов, следует, что права правителей и обязанности граждан находятся неразрывном единстве и образ государственного правления должен определяться не произволом той или другой личности, а желанием и согласием самого народа. Многие декабристы полагали, что устанавливать законы и выбирать форму правления должен не государь, а народ. Значение идей декабристов заключалось том, что эти идеи связывались с практикой преобразования политической и экономической жизни России.

Эта теория, будучи реакцией на революционные события Европе и движение декабристов, заключала себе попытку оправдать и обосновать право России на самобытный путь развития. Видным теоретиком и пропагандистом официальноохранительной идеологии был историк. При этом он исходил из признания нереволюционности славян, являющихся народом уравновешенным, спокойным и терпеливым. Полемика между славянофилами и западниками то затухала, то вновь возобновлялась. Наиболее значительными сочинениями Хомякова являются О старом и новом 1839, О сельских условиях и Еще раз сельских условиях 1842, По поводу Гумбольдта 1849, По поводу статьи Киреевского характере просвещения Европы и его отношение к просвещению России 1852, По поводу отрывков, найденных бумагах.

Для кушитства, проникнутого духом вещизма, рабства, нет свободы и нет ответственности. Историки философии высоко оценивают его вклад философию, хотя его взгляды не получили систематического изложения написанных им произведениях. В статье Девятнадцатый век, получившей негативную оценку со стороны императора Николая, мыслитель отдает предпочтение русской культуре, сравнивая ее с западной. В силу ряда обстоятельств произошел перевес знания материальных факторов жизни общества над нравственными началами, носителем которых выступает православие. В других своих статьях Ответ Хомякову, О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России Киреевский частично отказывается от прозападных симпатий. Ценным славянофильстве было то, что его представители поставили вопрос самобытности исторических путей России, необходимости сохранения и преумножения национальной культуры. Славянофильская доктрина имела точки соприкосновения с теорией официальной народности.

Как и другие просветители, русские просветители ставили своей целью преобразование на антисредневековых, антифеодальных началах всех сфер общественнополитической, социальноэкономический, национальной, культурной жизни общества. Радищев дополнил эти выводы сравнением природы с лестницей веществ, где вершиной является мыслящий человек, мозг и нервная система которого составляют материальную основу сознания. Общим для социальнофилософских взглядов обоих мыслителей было то, что они носили ярко выраженный просветительскогуманный характер. Он резко критиковал крепостное право и абсолютизм, выход из которых видел народной революции. Но, с другой стороны, и помогало, приобщая к уже развитой философии, позволяя пользоваться всеми ее достижениями. По цензурным и другим притеснительным причинам художественная литература на Руси была одной из самых распространенных форм выражения философских проблем. Отсутствие критического иммунитета к религиозному опыту объясняет также увлечение русской философии идеалом христианской любви как связи между людьми их стремлении к подлинному преображению жизни. Это обстоятельство не могло не проявиться и русском Просветительстве, для которого оказалось характерным, частности, исключительно своеобразное переплетение демократических и социалистических идей. В России не могла не возникнуть ситуация, при которой к древу оформившегося 4060х годах. И это обстоятельство не могло не отразиться специфическим образом на исторических судьбах Просветительства России, котором диалектические идеи оказались представленными гораздо большем объеме, нежели западноевропейских просветительских концепциях.

Одним словом, фиксируя те или иные общие для западноевропейского и русского Просветительства черты, необходимо помнить синкретизме последнего рядом с демократическими идеями нем существовали социалистические, рядом с антифеодальными антикапиталистические, рядом с механистическими диалектические. Попытки некоторых современных отечественных авторов представить мыслителей круга Белинского и Чернышевского как деятелей, якобы оторванных от национальной почвы, лишены какихлибо серьезных фактических оснований. Критика русскими просветителями консервативной системы Гегеля, падение авторитета гегелевской философии России с начала 40х годов и вплоть до 80х годов. Чернышевского стала критика современного ему русского идеализма лице Новицкого и Юркевича. Потому, как ни высок интерес, возбуждаемый астрономиею, как ни привлекательны естественные науки, важнейшею, коренною наукою остается и останется навсегда наука человеке. Учение Чернышевского человеке гораздо шире, нежели монистическая концепция психофизической природы человека. Это, как и у всех философовпросветителей, учение человеке во всех аспектах его естественной органической и общественной жизни, человеке как одновременно природном и общественном существе, со всеми его качествами физическими, физиологическими, психологическими, умственными, нравственными и, со всеми потребностями, во всех его связях материального и духовного, политического, социального, экономического, правового, культурного, национального и иного порядка. Главный принцип здесь оставался тем же стремление к осознанию всей глубины свободы человека, его достоинства и значения мире. Секуляризация культуры петровскую эпоху стала основой самого появления философии как самостоятельной сферы духовной культуры, ее отделения от сферы религиозной догматики.

Два других важнейших принципа европейского Просвещения приоритет разума и представление простоте и естественности законов, определяющих человеческое бытие, также не столь прямолинейно проводились русской философии, а часто и просто отвергались. Сердце это именно духовное средоточие человека, объединяющее все его духовные способности оно не только не сводится к разуму, к рациональности, но даже определенном смысле противостоит им как целостность, противостоящая частичности и раздробленности. В дальнейшем это противоречивое сочетание двух тенденций тенденции к пониманию истинного состояния человека как состояния единства с другими людьми и с космосом и тенденции к признанию абсолютного значения каждой человеческой индивидуальности станет одним из главных противоречий, определяющих развитие русской философии. Однако развивающийся процесс секуляризации культуры привел к тому, что начале. Под непосредственным влиянием натурфилософии Шеллинга он даже приходит к негативной оценке природы как результата деградации духа, как результата разложения духовных сил человека при этом сам человек понимается как центральное звено мироздания.

В этой идее можно видеть предвосхищение понятия интуитивного знания, которая конце. По сути, такое же противопоставление хотя и без столь однозначных оценок проводит. Традиционное отнесение его к западникам основано только на нескольких эмоциональных суждениях первого Философического письма, то время как его глубокие историософские идеи, изложенные пятом и шестом письмах, свидетельствуют скорее более привычном для русской философии критическом отношении ко всей западной цивилизации, начиная с эпохи Возрождения. Но укорененность человеческого духа Боге означает его единство с другими людьми божественном бытии. Причастность и подчиненность индивидуального сознания высшему духовному порядку означает, что наше сознание господствует над пространством и временем, как частными формами взаимосвязи индивидуального сознания с ограниченным материальным миром. Чаадаев высказывает идею, которая целом не слишком характерна для главного направления развития русской философии и которая сближает его мировоззрение с некоторыми религиознофилософскими учениями Востока.

Причину нашего несовершенного эмпирического бытия Чаадаев видит нашей свободе. В полном согласии с традициями русской философии Чаадаев не останавливается перед самыми крайними выводами из основополагающих идей своей концепции его представление человеке оказывается пронизанным радикальными противоречиями, которых, впрочем, можно видеть отражение объективных противоречий человеческой сущности. Но это утверждение явно противоречит убеждению вечности всеобщего разума, приобщение к которому определяет всю духовную жизнь человека. Белинский, ставший на позиции уже достаточно зрелого просветительства во всех частях своего мировоззрения, том числе философии, последний, третий период своей жизни и деятельности До этого лишь отдельные части его мировоззрения носили просветительский характер, мировоззрение же целом облекалось непросветительские, романтические философские формы. Как и всякое Просветительство, русский люмьеризм не представляет собой монолитной, однородной, общепризнанной теоретической системы. Русские философы оказались очень восприимчивы к философской культуре Запада.

Чтобы этого избежать, надо познавать самого себя, надо вернуть уму власть над страстями. Политика, писал Козельский, есть наука производить праведные намерения самыми способнейшими и праведными средствами действо. Офирская система поощряла лишь технические совершенствования, умножавшие материальные блага. Уже средние века у нас получили широкое распространение натуралистические представления, близкие по своей направленности к материализму. Классический период становления русского материализма связан с именем. Никакого абсолютно пустого пространства не существует мир заполнен целиком и представляет собой сочетание двух родов материи. Основными свойствами материи, по Ломоносову, являются протяженность, сила инерции, форма, непроницаемость и механическое движение. Он считал, что первичное движение существует вечно О тяжести тел и об извечности первичного движения.

В целом материя вечна и неуничтожима, она всегда остается пределах собственного наличного бытия. Нет никаких других начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения. Сложность здесь не состоит разности языка, но разности времен успешность и точность употребления понятий определяется общим уровнем культуры, науки и философии. Другими словами, можно миновать материальные свойства и перейти на более высокий уровень абстрагирования. Проблема человека занимала особое место философских исканиях русских просветителей.

Он указывает, что философии благополучие, то есть всех наших действий внешних и внутренних естественная причина, самом подлинном виде лицо свое показывает. В русском Просвещении века эту тенденцию с наибольшей полнотой выразил своей диссертации Рассуждение из натуральной богословии начале и происшествии натурального богопочитания. Отечественные просветители второй половины века отстаивали идеал свободной творческой личности, принципиально способной познавать законы природы и своего бытия с тем, чтобы использовать их на благо человека и человеческого общества. Концепции человека русских просветителей, которых той или иной степени отразились все стороны их мировоззрения, представляли собой прогрессивное по своей социально политической ориентации и философскому содержанию учение русской мысли. Радищева, философии, ставшей своеобразным творческим синтезом, устремлённым будущее итогом развития общественного самосознания России это время. Он был тяжело ранен неправдой, крепостного права, был первым его обличителем. Интерес к познанию человека постоянно присутствовал на всех этапах духовной эволюции мыслителя. Радищеву, философия призвана раскрыть человеку глаза на природу, самого себя, на основы мироздания.

Так называемая лествица веществ и существ по Радищеву, отражая единство материального мира, даёт представление его развитии. Принципы единства неорганической и органической природы Радищев соединял с суждениями. Основанием общности человека со всем миром живых существ Радищев считал сходство функций живых организмов. И всё же, подмечая некоторые черты, общие растениям и человеку, Радищев резко возражал Ламетри, который своей книге Человек растение с сугубо физиологической точки зрения пытался доказать, что люди самом существенном не отличаются от растений. Делая акцент на вопросе природе психического, он не считал парадоксальной возможность объявить мысленность, идеальное как бы небестелесным, поскольку его волновал не столько вопрос душе, сколько вопрос об основах или элементах душевных процессов, приложимости к ним антропологических критериев. Она не только обеспечила быстрый взлет русской философии века, но дальнейшем сохранила свое самостоятельное значение Отечественная философская мысль зародилась эпоху расцвета Киевской Руси на волне христианизации страны конец века. В ересях выдвигалась идея равенства всех людей перед Богом и светской властью.

Новый Рим Константинополь стал продолжателем этого вероучения, но и он со временем погиб под ударами турецких завоевателей. Посошков, которых называли ученой дружиной Петра Великого. В философском осмыслении окружающей природы Ломоносов придерживался идей и принципов античного атомизма. Все свойства материи действие и противодействие, притяжение и отталкивание, движение, покой и др обусловлены ее внутренней природой, а не воздействием неких сверхъестественных. Упразднение государства посредством бунта должно произойти на следующий же день после революции, иначе она не исполнит своей миссии. Исполнить такую миссию призвана партия действия, которая представляет собой революционное меньшинство. Безграничная вера науку и разум, счастье людей и общественное благополучие. Просвещение и революционное движение критика социальной несправедливости.

Деизм как учение свободомыслия против религиозного фанатизма и христианской церкви. Влияние идей Просвещения на деятельность легальных и тайных обществ Белоруссии. Биографии и анализ философских идеи Бенедикта Добшевича и Анджея Снядецкого. Чаадаев как никто другой русской философии противопоставляет материальный и духовный прогресс человечества и видит главный недостаток культуры Запада впрочем, этот же недостаток он находит и у великих культур Востока абсолютном подчинении второго первому 18. Подобно другим русским философам Чаадаев решительно утверждает религиозные корни всякого духовного делания, доступного человеку. Чаадаев высказывает идею, которая целом не слишком характерна для главного направления развития русской философии и которая сближает его мировоззрение с некоторыми религиознофилософскими учениями Востока. Киреевского О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России. К этому же периоду относится и начало формирования светской общественной мысли.

Наиболее существенное влияние на развитие философии этот период оказало творчество. Ломоносова можно считать одним из крупнейших представителей механистического материализма мировой философской культуре. Существование души, считает адищев, зависит от материальной системы мозга, нервов, чувственности. Этот период характеризуется развитием матери алистической традиции философии. Особенности формирования и развития русской философии контексте своеобразия исторического пути России обусловили ряд ее характерных черт. Однако аадаев резко противопоставлял католическую и православную церковь, отдавая предпочтение католицизму, который, по его мнению, обусловил превосходство западноевропейской культуры над отечественной. Он обвиняет православную церковь сохранении крепостничества оссии, выражает протест против монархии, которая тоже опирается на православие. Освоив все ценное, что есть на Западе, Россия может стать центром религиозного синтеза и культурной жизни. Западничество целом характеризуется европейской ориентацией мысли, интересом к западноевропейской философии, стремлением перевести Россию на пути европейской цивилизации.

Соборность, по мнению славянофилов, нашла свое выражение общинном крестьянском земледелии. Материалистическая революционнодемократическая традиция русской философии. Журнальная публицистика служила для них формой пропаганды философских и социальнополитических убеждений. Значительное внимание Чернышевский уделял проблемам познаваемости мира. С материалистических позиций Чернышевский разработал эстетическую теорию. Второй этап развития взглядов на общественный прогресс, на революц ионное развитие общества связан с течением народничества. В ее рассмотрении он выделяет два главных вопроса возможности получения объективной истины и соотношении абсолютной и относительной истины. Метафизика видит источник развития во внешних причинах, а диалектика сосредотачивает внимание на саморазвитии. Важнейшее место его работах занимает разработка диалектического материализма как теоретической основы революционной деятельности рабочего класса, теории социалистической революции и построения социалистического общества. Центральной идеей русской религиозной философии выступает идея всеединства.

Важнейший аспект концепции всеединства Соловьева антропологический. Соловьеву, всеединство предполагает теснейшую связь и постоянное взаимодействие духовного бытия и материальной природы. Поэтому человек противоречив, он соединяет себе высокое и низкое, нем борются Бог и. Человек, по Бердяеву, представляет собой сложное единство личности и индивида. Бердяев не признавал положения приоритете рода над индивидом, общества и государства над личностью. Бердяев говорил необходимости революции духа, означающей творческое преображение мира.

В условиях духовного кризиса современного общества, появления глобальных проблем, требующих для своего решения объединения усилий всех наций и государств, русская идея приобрела новое, современное звучание. Основные проблемы космизма единство человека, природы и космоса место разума во Вселенной, развитие космонавтики, новая космическая этика. Настоящая жизнь этих атомов начнется мозгу высших, бессмертных космических существ. Вернадским как вы сший, завершающий и закономерный этап эволюции биосферы. В их работах получили научное обоснование идеи материалистического подхода к осмыслению природы, человека и общественных явлений. Сеченов положил начало экспериментальным исследованиям центральной нервной системы. Он распространил рефлекторный принцип на деятельность головного мозга и тем самым положил начало созданию рефлекторной теории психической деятельности животных и человека. Сеченов сделал важный вклад естественнонаучное обоснование ряда гносеологических проблем вопрос природе чувственного отражения и его познавательных возможностях, связи чувственного отражения и мышления.

Изучение высшей нервной деятельности животных и человека методом условных рефлексов озволило ему открыть основные законы и механизмы деятельности головного мозга. Географическая теория развития современного общества, где он обосновал неравномерность общественного развития изменением географических условий. Критерием общественного прогресса он считал рост общечеловеческой солидарности и делал вывод движении общества к братству народов. Похожие Русская философия эпохи Просвещения В веке наступает отрочество отечественной философии. Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания, частности, области физики он развивал. В понимании природы позицию Ломоносова можно охарактеризовать как деистический естественнонаучный материализм. В первой четверти века Россию проникают идеи немецкой классической философии. Наиболее значительным мыслителем этой поры был Александр Николаевич Радищев 17491802, прославившийся своей бескомпромиссной борьбой с самодержавием и крепостничеством.

В целом, трактат не претендует на достижение объективной истины, а носит нравоучительный, воспитательный характер. Толстого, которые были духовными предтечами отмеченных выше направлений. Писатель верил то, что люди добры по природе, что они делают зло только по недоразумению. Гуманизм Достоевского нерасторжимо связан с православием как наиболее подлинным воплощением христианства, с идеями свободы, любви и красоты как высших ценностей. В результате Толстой выступил как реформатор христианской религии, за что и был отлучен от Православной церкви. Идея всеединства как свободного гармонического объединения всех отдельных, частных проявлений бытия. Другим самобытным направлением отечественной мысли стал русский космизм, который представляет собойсинтез философских и научных учений, объединённых общим представлением взаимосвязи и взаимодействии, взаимодополнительности и взаимонеобходимости Человека и Природы, Человечества и Вселенной. Преобразование Вселенной, обуздание природы, освоение Космоса составляют лишь средство для увеличения мире количества Добра, преодоления и уничтожения страданий, морального совершенствования людей. Центральной задачей философии общего дела Федорова выступает воскрешение предков как высший моральный долг потомков по отношению к предкам.

Примечательно, что России экзистенциальная философия рождается самом начале века раньше, чем Западной Европе, а потому обладает своим самобытным лицом, делает акцент не на человекеодиночке, а на взаимоотношениях личности с Богом. Работы Бердяева отличает яркая, простая, легкая и то же время насыщенная речь, что делает чтение его произведений огромным удовольствием 76. Только после 1991 года российская философия получила свободу, и наши дни отечественная философская мысль, всегда ставившая во главу угла нравственные искания, отличавшаяся человеколюбием, гуманистической направленностью, стремлением решить самые сложные, проклятые вопросы человеческого бытиявмире, постепенно начинает возрождаться. Напротив, проблема ценностей, ценностных ориентаций человека и общества форме вопросов смысле жизни, предназначении истории появилась ещё древней философии. Но обычно эта проблема решалась либо рамках этики, нравственной философии, либо рамках социальной философии. Центр Каролингского возрождения — кружок при дворе Карла Великого Академия, которой руководил Алкуин деятельности кружка принимали участие сам Карл Великий. В основном сочинении Возрождение наук вере считал богопознание иррациональным актом индивидуального экстатического переживания, опровергал все философские системы, особенно восточный аристотелизм, дав, однако, его классическое изложение. Когда говорят мессианизме целого народа, то имеют виду его спасительную миссию истории мира.

Чаадаев как никто другой русской философии противопоставляет материальный и духовный прогресс человечества и видит главный недостаток культуры Запада впрочем, этот же недостаток он находит и у великих культур Востока абсолютном подчинении второго первому 18. В екатерининское время шло формирование той культурной среды, которая просуществовала России вплоть до 1918 года. В России получают распространение идеи Вальтера, Руссо, деизм, масонство, но Русское Просвещение отличалось от западноевропейского тем, что особое внимание занимали вопросы нравственнорелигиозные, социальные, эстетические красота природы, правомерность элитарного положения дворянства, вопросы нравственного совершенствования человека, творческая деятельность. Вопросы социального равенства несословной ценности человека и другие идеи просвещения вступали России неразрешимое противоречие с крепостнической системой, поэтому одновременно русской культуре века сосуществовали две взаимоисключающие художественные системы классицизм и сентиментализм государство личность, разум чувство, общественная польза частное право, национальная гордость космополитизм, которые тем не менее обе пропагандировали просветительские идеалы. Точное воспроизведение законов природы позволяет построить естественную нравственность, естественную религию и естественное право. Теоретическое познание неотделимо от практики, обеспечивающей прогресс как высшую цель общественного бытия. Объединяющим всех просветителей моментом была ненависть к исторической Церкви, однако отношение к религии не было единообразным. Гораздо большее внимание просветители обращали на социальные, экономические и политические вопросы.

В социальной сфере просветители старались обосновать теорию прогресса и связать её со стадиями хозяйственного и политического развития общества. Реформы Петра превратили церковь из носительницы глобальной идеологии один из институтов политической жизни. В этом случае просвещение мыслилось самом широком смысле этого слова связанном с идеями Просвещения, но далеко их не исчерпывающим. При всей зависимости трактата от идей Лейбница, Гердера и Гельвеция Радищев демонстрирует определенную самостоятельность продумывании поставленного им вопроса смерти и бессмертии человека. О бессмертности души свидетельствует активность разума и такие феномены, как сон и лунатизм, которые демонстрируют самостоятельность души по отношению к телу. Общественный договор предполагает соблюдение всеми людьми неких добровольно принятых правил совместной жизни. Радищев был принципиальным противником монархии, которая, как неограниченная власть, противоречит естественным правам других людей. В основе неприятия Радищевым российского самодержавия, крепостничества, политического неравенства лежит его представление моральной справедливости и живое, искреннее переживание страданий обращенного крепостное состояние народа. Масонство было альтернативой как исторической Церкви, потерявшей глазах русских дворян статус высшего авторитета вопросах веры, так и деистическим и атеистическим веяниям эпохи.

Для русских масонов Библия была одним из источников мистического вдохновения. Воззрения масонов характеризуются своеобразным религиозным синкретизмом, что указывает на его близость к гностической традиции. История мира аспекте соединения человека с Богом локализуется истории масонского ордена, внутри которого выделяется группа просвещенных и мудрых. Духовное единство людей обеспечивается не Церковью, а масонским орденом как Храмом Бога Живого. Масоны стремились примирить веру и разум, науку и религию, а средством такого примирения считали очищение религии от суеверий. Вот почему метафизические и натурфилософские идеи масонов напрямую связаны с разработкой ими нравственных и религиозных понятий. Именно своей метафизике масонство было предвосхищением и предчувствием романтизма, романтической натурфилософии. Остановимся чуть подробнее на фигуре замечательного русского гуманиста. После роспуска Комиссии занимался издательской деятельностью сатирические журналы Трутень, Пустомеля, Живописец, Кошелек. Арендовав 1779 году типографию Московского университета, он развернул активную книгоиздательскую деятельность.

Не случайно Карамзин, самый крупный представитель русского сентиментализма, молодости был близок к масонам новиковского круга. Путь к идеальной личности они видели высвобождении и совершенствовании естественных чувств, воспитании сердца. Если досентименталистскую эпоху русский человек оказывался зависим от принятого им образца цивилизованной, разумной жизни и должен был с сожалением смотреть на собственных сограждан, пребывающих первобытной дикости, то Руссо обратил внимание русского европейца внутрь его души, побуждая сделать ее материалом для творчества. Ты им милее всех Искусственных забав и ветреных утех. Самостоятельное творчество области философии начинается России, по мнению многих авторов, лишь во второй половине века. Русская философия не оставляла и не оставляет надежды раскрыть сущность и смысл исторического процесса, предложить грандиозный мироустроительный проект. Все это ведет к парадоксальному выводу все назначение человека состоит разрушении своего отдельного существования и замене его существованием совершенно социальным, или безличным.

Еще работы по философии Контрольная работа Русская философия эпохи Просвещения. Еще работы по философии Научная работа Русская философия эпохи Просвещения. Впрочем, антропологизм русской философии был основном религиозным, он требовал соотносить всегда человека с Богом, ориентировал на потусторонние ценности. Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. Слово культура вошло русский язык довольно поздно оно стало известно, как отмечает.

В 20е годы века Андрей Белый пытался осмыслить причины долгого и трудного освоения народным самосознанием категории культура. В сборнике теоретических трудов Символизм, статье Проблема культуры, Белый писал Вопрос том, что такое культура, есть вопрос наших дней. По мнению поэтамыслителя, разрешение этого вопроса не может не внести переоценки постановку вопросов философии, искусства, истории и религии. В России получают распространение идеи Вальтера, Руссо, деизм, масонство, но Русское Просвещение отличалось от западноевропейского тем, что основном среди русских просветителей Дмитрий Фонвизин, Николай Новиков, Александр Радищев не получили распространение материалистические и атеистические идеи. Крестьянская война под предводительством Пугачева положила конец официальному развитию либерализма и начало консервативноохранительной политики, которая, прежде всего, началась сфере культуры с борьбы с инакомыслием запрещены масонские организации, Радищев сначала приговорен к смертной казни, а потом сослан, Новиков за свои идеи заключен. Таким образом, наметившаяся цельность дворянской культуры к концу века распалась на два крыла консервативнохранительное и либеральное. Освобождение мысли позволило самореализоваться многим образованным людям. Даже при Петре существует ученая дружина, которую входят такие знаменитые мыслители. Но России он представлял собой, к сожалению, не объединяющую общество тенденцию, а поле борьбы, поскольку отношение к освобождению крестьян а именно здесь основной пафос российского гуманизма оказалось диаметрально противоположным у разных философских течений. Важно и то, что они не исчерпывают всего спектра философской мысли.

Киреевский первым дал имя русской философии духовная философия, своей нацеленностью на постижение духовности человека и народа эта философия отделена и отдалена от западной философии. Цельность и разумность составляют характер того просветительского начала, которое, по милости Божией, было положено основу нашей умственной жизни. Хомяков и Киреевский владели тайнами немецкой философии, выработанными ею категориями, том числе рассудком и разумом как категориями, существенно противоположными. Общинная ещё дохристианская жизнь славян создавала предпосылки для естественного принятия христианства, казалось, как очень тонко пометил. Та цельность духовной жизни, которая могла развиваться монастырях, помогла мирянам обрести душевное равновесие, заглянуть обитель духа, справляться со страстями и заблуждениями.

Хомяков и Киреевский, таким образом, шагнули неизведанную область различий категорий русской духовной философии от категорий европейского рационализма, но, обнаружив такие различия, пытались примирить их несоответствие друг другу иногда это проявилось открытии подлинного смысла категорий европейской философии, иногда же категорию русской духовной философии переносили чужеродную почву рационализма это как раз относится к категории правды, ибо европейские языки не ведают сокровенно русского смысла правды и вполне обходятся одним словом для обозначения и научной истины, и тех духовных, нравственных исканий, которые России зовутся правдой, правдоискательством, правдолюбием и зачастую оказываются не исканиями даже, а терзаниями, мучительным приближением к высшей нравственной планке жизни, непостижимой интеллектом, ибо, правда это истина души, стремящейся к божественной Истине.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru