Родоначальник гуманизма в эпоху возрождения это

В странах Западной Европы огромный прогресс культуры эпоху, давно именуемую эпохой Возрождения, или Ренессанса от pp Renaissance, приходится на последние столетия средневекового феодализма, на XVXVI вв Однако развитие культуры невозможно заключить какието точные хронологические рамки То, что мы именуем культурой Возрождения, Италии началось уже XIV а XV достигло расцвета В XVI культура Ренессанса стала, можно сказать, общеевропейским прежде всего западноевропейским явлением. Обличая религиозный фанатизм, Эразм отстаивал свободу вероисповедания, природное равенство людей В педагогическом трактате О первоначальном воспитании детей, работах О благовоспитанности детей, Метод обучения Эразм обосновывал сочетание античной и христианской традиции образовании В своей философии Христа он, наряду с англичанином Дж Колеттом 1467 1519, чьем кружке некоторое время состоял, был проводником идей христианского гуманизма В книге Руководство христианского воина 1501 1503 Эразм ратовал за возрождение идей подлинного христианства, погребенных под грудой обрядового формализма Здесь он смыкался с Лютером, требовавшим реформы католической церкви Но еще большей степени он с ним расходился Особенно претил Эразму религиозный фанатизм Лютера Когда яростный монах повел за собой немецкого зверя, а борьба против папства стала превосходить своей нетерпимостью само католичество, Эразм отмежевался от Лютера Эразм отстаивал свободу воли, не принимая протестантское предопределение Лютер, свою очередь, обвинял Эразма искажении христианской этики, очеловечении Христа вместо христианизации человека, том, что Христе его интересует скорее не божественное, а человеческое начало. Всеобщее образование залог прочности любого общества Естественно, не ставится никаких ограничений женскому образованию, важнейшая роль отводится трудовому воспитанию Не отрицая значения религии наставлении нравственности, Т Мор предостерегает от воспитания фанатизма На Утопии царит социальная гармония, которая начинается с любви к детям В стихотворном послании К моим возлюбленным детям он одаряет их многими поцелуями Только тогда детях возможно искоренить чувства тщеславия, эгоизма, а счастья может достичь только образованный человек. Живопись итальянского Возрождения складывалась, прежде всего, во Флоренции Ее основоположником стал Мазаччо В его фресках капелле Бранкаччи героизация образов неотделима от их жизненной реальности и пластической выразительности фигуры изгнанных из рая Адама и. При благородстве крови скромность эта, Блестящий ум и сердце простота, При замкнутости внешней теплота, И зрелый плод от молодого цвета. Да, к ней была щедра ее планета, Вернее царь светил, и высота ее достоинств. Внимание художников Возрождения привлекал реальный земной мир Они понимали природу и изображали ее, пользуясь научными достижениями например, применяя закон перспективы, открытый Брунеллески В человеке их интересовала индивидуальность. Великому живописцу Рафаэлю Санти 1483 1520 принадлежит величайшее произведение мировой живописи Сикстинская мадонна юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына, младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая необходимость принесения этой жертвы во имя искупления грехов человечества. Великим представителем культуры Высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти 1475 1564 скульптор, живописец, архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Давида, скульптурных фигур Утро, Венер, День, Ночь, выполненных для гробниц капелле Медичи. Замечательным художником Возрождения был Джорджоне 1477 1510 В знаменитых полотнах Юдифь, Спящая Венера, Гроза он показал единство человека и природы. Жизнеутверждающая красота человека и природы стали главной темой творений другого выдающегося художника эпохи Тициана 1477 1576, использовавшего своих картинах мифологические сюжеты Даная, Венера перед зеркалом, Венерам Адонис.

Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция В 40е гг XVI здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения В середине XVI папой. Щавлом IV был составлен Индекс запрещенных книг, впоследствии пополняемый новыми работами В этот список во шли произведения, которые запрещалось читать верующим под угрозой отлучения от церкви, так как они противоречили, по мне нию церкви, основным положениям христианской религии и па губно влияли на умы людей В Индекс вошли и сочинения неко торых итальянских гуманистов, частности, Дж Боккаччо ЗапреЕщенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постиг. Гуманистическое движение было общеевропейским явлением XV гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распроя по всем западноевропейским странам Каждая страна. Гуманистическая мысль второй половины XV обогатилась новыми идеями, важнейшей. Первый гуманист Ф Петрарка Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт. Гуманизм возникает как мировоззренческое течение эпоху Возрождения, центре этого учения стоит человек, причем не просто человек, а Человек как высшая ценность Родоначальников гуманизма было несколько, но из предложенных вариантов ответов, нам подходит только Франческо Петрарка.

Содержание Введение 3 1 Гуманистическая направленность и социальнофилософское содержание философии Возрождения 4 2 Натурфилософия эпохи Возрождения 8 3 Связь идей Ренессанса с идеями Античности 12 Заключение 14 Список используемой литературы. Скачать работу можно на сайте бесплатно для ознакомления по теме Философия эпохи возрождения гуманистическая направленность. Основоположниками гуманизма Италии считаются Петрарка и Боккаччо поэты, ученые и знатоки древности То центральное место, которое системе средневекового схоластического образования занимали логика и философия Аристотеля, теперь начинают занимать риторика и Цицерон Изучение риторики должно было, по мысли гуманистов, дать ключ к духовному складу античности овладение языком и стилем древних рассматривалось как овладение их мышлением и мировоззрением и важнейший этап освобождении личности Латинский язык, бывший и ранее языком науки и литературы, очищается эпоху Возрождения от средневековой порчи и восстанавливается своей классической чистоте Греческий, знание которого было потеряно средневековой Европе, становится предметом ревностного изучения Сочинения древних разыскиваются, переписываются, издаются В Xv почти полностью был собран дошедший до нас состав памятников античной литературы. В упомянутом трактате проявляется принципиально новый подход к оценке античного наследия По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и то же время переосмыслить и чемто превзойти ее Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей отношении гуманизма к античному наследию. Гуманисты этого периода, составлявшие очень немногочисленную творческую элиту, которую входили представители самых разных социальных групп, наряду с Богом возвеличивают человека как творца мира культуры, обожествляют его как субъекта творческой деятельности, сближая его с Богом Человек эпоху Возрождения считается не пассивным об разом и подобием Божьим, он становится богоравным существом Уравнивают же человека с Богом два основных присущих ему качества разум и свобода воли, по мнению гуманистов, позволяющие человеку перебирать бес конечное количество возможностей для творческой самореализации Жизнь и деятельность многих гуманистов, например, Леонардо да Винчи, бывшего од новременно и художником, автором знаменитой Джоконды, и инженером, чей творческий гений предвосхитил многие открытия будущего танк, парашют, вертолет, и ученым, служит прекрасной иллюстрацией к словам Ф Энгельса, назвавшего Возрождением эпохой, которая нуждалась титанах и которая по родила титанов по силе мысли и характеру, по многосторонности и учености. Франческа Петрарка считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания. Наиболее примечательна этот период деятельность двух так называемых социалистовутопистов Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы Они являются предшественниками научного социализма, и их работы похожи между собой Они оба, но каждый посвоему, пытались создать общество, котором люди равны между собой, отсутствует частная и даже личная собственность, труд обязанность всех, а разделение происходит по потребности.

Подобному социальнополитическому идеалу трудно дать однозначную оценку ему были присущи как те элементы, которые впоследствии были реализованы и ныне успешно функционируют во многих современных странах, так и те, которые пока не выдержали проверку временем Однако очевидно, что утопии эпохи Возрождения предлагали строй, гораздо более совершенный, нежели тот, который существовал во времена их создания государствах Западной Европы. О средствах достижения социальнополитических идеалов эпоху Возрождения дает яркое представление политическая фи лософия Николо Макиавелли итальянского политического деятеля и историка Он был убежден, что фор туна распоряжается половиной наших действий, но все же позволяет нам управлять другой половиной или приблизительно около того 13 Управление этой половиной Макиавелли отнес к особой сфере сфере политики, которая отделяется у него от нравственности В политике, по его мнению, вместо служащих основой общечеловеческой морали 10 заповедей действует иной принцип цель оправдывает средства Государь, особенно новый, не может делать только то, за что людей считают хорошими, ведь ради сохранения государства ему часто приходится нарушать свои обещания, идти вопреки милосердию, доброте и благочестию Так что душе он всегда должен быть готов к тому, чтобы изменить направление, если изменятся обстоятельства или ветер удачи начнет дуть другую сторону, то есть, как мы сказали, по возможности не отходить от добра, но при необходимости не избегать и зла. Гуманисты Возрождения полагали, что человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность В качестве идеального человека признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человектворец самого себя и своей судьбы В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подход к жизни становится индивидуализм, что способствует распростри нению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей обществе Не случайно гуманисты, целом не выступившие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир движение и далее не вмешивающегося жизнь людей. Внимание художников Возрождения привлекал реальный земной мир Они понимали природу и изображали ее, пользуясь научным достижениями например, применяя закон перспективы, открытый Брунеллески В человеке их интересовала индивидуальность. Один из основоположников искусства Раннего итальянского Возрождения Мазаччо 1401 1428 Его фрески церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции свидетельствуют о решитель ном разрыве с готической традицией Он первым применил жи вописи научные законы перспективы, открытые Брунеллески Его фрески отличаются монументальностью, лишены готического декора, а изображенные на них фигуры объемны Классическим об разом алтарной композиции стала его Троица, созданная для церкви СантаМария Новелла во Флоренции Величавая отрешенность образов сочетается здесь с невиданной до тех пор реальностью пространства, с объемностью фигур, выразительной портретной характеристикой лиц донаторов и с удивительным по силе сдержанного чувства образом Богоматери. Это время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии Именно тогда с наи большей полнотой и силой были высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле Титанами Возрождения назовет человечество Леонардо ял Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонаротти.

Одна из важнейших его художественных работ Тайная вечеря фреска миланском монастыре СантаМария делла Грацие, на которой изображен момент вечери после слов Христа Один из вас предаст меня Внутреннее напряжение, драматизм картине придает контраст между возбужденными учениками и возвышенноспокойным Иисусом Христом, просветленность которого подчеркивают ясные тона пейзажа на заднем плане Всемирно известен еще один шедевр мастера портрет молодой флорентийки Моны Лизы, имеющий еще одно название Джоконда, по имени ее мужа Джоконде Необычайная глубина и значительность сделали символом эпохи Возрождения. Продолжали развивать реалистическую традицию живописи Веронезе 1528 1588, Тинторетто 1518 1594, Караваджо 1573 1610 Новаторство и смелость отличают работы Веронезе роспись потолков во Дворце дожей Венеции На какую бы тему ни были его картины религиозную, мифологическую, историческую или аллегорическую везде он славит мощь и величие Венеции Драматические полотна на религиозную тему Тинторетто насыще ны динамикой, контрастами света и тени, одухотворенностью образов Караваджо создатель мощного живописного стиля, построенного на контрастах света и тени, монументальности, энергичной лепке объемов Художник имел немало подражателей караваджистов Голландии, Фландрии, Франции, Испании Взаимопроникновение культур становилось все более глубоким, гик формировалась общеевропейская культура, общеевропейская цивилизация. Эпоха Возрождения вызвала глубокие изменения во всех областях культуры и прежде всего религии Как уже отмечалось выше, кризис. Необходимость реформирования христианства и Церкви понимали и сами служители культа, но все их попытки этом направлении не увенчались успехом В результате они получи ли мощное движение Реформации и раскол католицизма. Рассматривая другие функции Церкви, сторонники Рефор мации приходят к мысли, что все они, как и само существова ние Церкви, противоречат Священному писанию Существо вание Церкви, как религиозного института, покоится на положении католицизма о делении верующих на священников и мирян Однако необходимости такого института и деления нет Библии Напротив, там провозглашается принцип все общего священства, всеобщего равенства людей перед Богом. Отрицание католической Церкви обосновывалось также новым пониманием Бога В католицизме Он воспринимается как нечто внешнее по отношению к человеку, некий небожи тель, внешняя опора человека Пространственный разрыв ме жду Богом и человеком известной мере допускал наличие между ними посредника, каковым и стала Церковь.

Пересмотр места и роли Церкви религиозной жизни по влек за собой отказ от многих обрядов, таинств и святынь Были сохранены только те, которые строго соответствуют Пи санию В частности, из семи таинств осталось только два кре щение и причастие. Возникший из Реформации протестантизм включает себя несколько течений лютеранство, кальвинизм, англиканство, пресвитерианство, баптизм др Однако все они представляют собой религию, которая является удивительно простой, деше вой и удобной Именно такая религия нужна была нарождав шейся буржуазии Она не требует больших денег на строитель ство дорогих храмов и обслуживание пышного культа, что имеет место католицизме Она не отнимает много времени для молитв, паломничества к святым местам и других обрядов и ритуалов. Утверждение новой религии шло с большими трудностями Католицизм во главе с папством не мог смириться с тем, что терял контроль над значительной частью Германии, Франции, Швейцарии и всей Англией Противостояние между старой и новой религиями привело во второй половине XVI века к от крытой религиозной войне с протестантизмом, получившей название Контрреформации, которой особую роль сыграл Орден иезуитов, созданный Игнатием Лойолой 1491. Именно этот орден прославился таким печально знамени тым событием, как Варфоломеевская ночь, когда одном только Париже, ночь на 24 августа 1572 было убито более 2 тысяч протестантовгугенотов, а по всей стране течение последующих двух недель около 30 тысяч протестантов Гонениям подвергались не только протестанты, но и гумани сты, произведения которых объявлялась запрещенными Для этого был создан Индекс запрещенных книг, куда были включены Божественная комедия Данте, Декамерон Боккаччо, Об обращениях небесных, сфер Коперника и многие другие. Вместе с античными учениями широко распространение получает натурфилософия, или философия природы Ее про поведуют такие философы, как Б Телезио, Т Кампанелла, Д Бруно В их трудах развиваются мысли о том, что философия должны изучать не сверхприродного Бога, а саму природу, что природа подчиняется своим, внутренним законам, что основу познания составляют опыт и наблюдение, а не божественное откровение, что человек является частью природы. Победа Реформации середине XVI вызвала общественный подъем и рост национальной культуры Замечательного расцвет достигло изобразительное искусство Живописец и гравер Альбрехт Дюрер 1471 1528 создал цикл гравюр Апокалипсис, где он добил ся небывалой выразительности И хотя тема апокалипсиса родит этот цикл с искусством поздней готики, способ раскрытия реали стических образов говорит о влиянии итальянского Возрождения, В портретах Дюрер утверждал новое ренессансное понимание личности. Величайшим художником своего времени был Питер Брейгель Старший 1525 1569 Его картины крестьянского быта дали нача ло жанровой живописи Художник черпал темы быту, жизни Охотники на снегу, Возвращение стада, Крестьянская свадьба, Сенокос и Другие полотна, вошедшие серию Месяцы В его картинах часто звучит тема страдания и смерти, порождаемая духом совре менной ему эпохи Слепые, Триумф смерти На одной из картин Брейгеля Нидерландские пословицы размещено более 100 иллюстра ций к народным пословицам и поговоркам Смысл многих из них понятен и нам Смотреть сквозь пальцы, Вооружен до зубов, Биться головой об стену. Питер Брейгель носил прозвище Мужицкий Его сыновья Питер Младший, прозванный Адским Брейгелем, писал на рели гиозные сюжеты, а Ян, прозванный Бархатным Цветочным, натюрморты с цветами, характеризующиеся насыщенностью и гармонией красок. Основоположник английской классической литературы и со временного английского языка Джефри Чосер ок 1340 1400 наиболее известное его произведение сборник стихов и прозаи ческих новелл Кентерберийские рассказы, якобы рассказанных поломниками по пути Кентербери В них он проявил себя тонким психологом и стилистом.

Величайшая фигура английского Возрождения Уильям Шекспир 1564 1616, создатель всемирно известных трагедий Гамлет, Король Лир, Макбет, Отелло, исторических драм Генрих VI, Ричард III, комедий Виндзорские насмешницы, Много шума из ничего, сонетов. Мировосприятие драматурга на протяжении его творчества из менялось Так, оптимизмом проникнуты его первые комедии, позже, исторических драмах он решает проблему закона и вла сти, и мировосприятие становится все более пессимистическим Его пьесы написаны белым стихом с вкраплением прозы. Эту линию продолжил и развил великий испанский писатель Мигель де Сервантес 1547 1616 Главное его произведение бессмертный роман ДонКихот, котором органически сочетаются реализм, героика и романтизм Пародируя рыцарский роман, пи сатель создал всеохватывающую панораму испанского общества. Основоположник испанской национальной драмы великий Лопе де Бега 1562 1635, автор более чем 1500 литературных про изведений, том числе таких, как Собака на сене, Учитель танцев Свои взгляды он изложил форме важнейших принципов испан ской ренессансной драмы стихотворном трактате Новое искусство сочинять комедии наши дни Его пьеса Фуэнте Овехуна Овечий источ ник была названа первой народной драмой. Термином Возрождение или Ренессанс характеризуют культуру Италии, ставшей этот период центром гуманитарного знания studia humanitatis Отсюда происходит понятие гуманизм, котором представлены идеи об уважении прав и достоинства человека, его стремление к свободе и счастью Гуманизм формировался на почве античной греческой и римской литературы В работах гуманистов встречаются многочисленные обращения к философии Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, Цицерона, Сенеки и других философов. Творческим началом мира попрежнему считался Бог, передавший эту способность и человеку Поэтому смысл философии состоял раскрытии гармоничного единства Божественного и человеческого, а не их противопоставлении. Человек рассматривался как высшая ценность, а его благо, его счастье и развитие представлялись как высшая цель и задача государства Лоренцо Валла, автор известного трактата Об истинном и ложном благе первой редакции О наслаждении, Само понятие высокой нравственности, считает Валла, является пустым, нелепым и весьма опасным, и нет ничего приятнее, ничего превосходнее наслаждения. Иную эстетическую позицию занимал Микельанджело 1475 1564 гг Он стремился приблизить искусство к философии В основе искусства, по его мнению, лежит нравственное чувство, духовность человека, связующая его с Творцом Это видно его знаменитых скульптурах Давид, Восставший раб и др полных внутренних экспрессии и совершенства Идее слияния искусства с природой Микельанджело противопоставил идею возвышения искусства над природой. Философия, как мировоззрение Философия рассматривает наиболее глубокие основания бытия Она выступает как метафизика это второе название философии Метафизика это учение об основополагающих принципах и нача.

Специфика философии, как науки Функции философии Специфика философии, как науки состоит том, что она сводит воедино знания из различных сфер, поэтому можно определить её, как науку о наиболее общих закономерностях природы, общес. От мифологии к философии Мифология впервые представила наглядную систему представлений о реальности, которой каждое явление находит объяснение Мифологическая картина мира отвечала принципу справедливости любой поступок. Проблема познания и самопознания Одна из центральных тем упанишад проблема познания Истинное познание состоит полном осознании тождества Атмана и Брахмана И, лишь тот, кто это единство осознаёт, освобождается от бесконечной. Философские аспекты буддизма Буддизм возник середине 6 век до 1 тысячелетия до как протест против брахманизма, кастового деления общества Основателем буддизма был реально существовавший. Философская система даосизма Даосизм это философское направление основателем которого является древнекитайский философ ЛаоЦзы Согласно ему, природа и жизнь людей подчиняются естественному закону. Досократовский период античной философия Ранняя греческая философия была тесно связана с мифологией Человек рассматривался как Микрокосм по отношению к Макрокосму, как часть и повторение Макрокосма Эта черта. Эпикуреизм Эпикур 342 271 до римское время Тит Лукреций Кар понимал под философией деятельность, дающую людям посредством размышлений безмятежную, свободную от страданий, жизнь Пусть. Особенности средневековой христианской философии Эпоха средневековья датируется V XIV веками При периодизации средневековой истории Западной Европы за точку отсчета обычно принимается V век век крушения рабовладельческой Римской.

Патристика Теология христианства Августина Аврелия В литературе принято делить средневековую философию на два периода патристику и схоластику Патристика от лат pater отец учение основателей богословия Это происхо. Универсалии Номинализм и реализм Содержанием спора был вопрос существуют реально универсалии общие понятия или нет В основе проблемы вопрос о соотношении единичного и общего Реалисты считали, что наряду. Особенности философии немецких просветителей Литература 1 Вольтер Философские сочинения М 1988 2 Гольбах Я Письма к Евгении Здравый смысл М 1956 3 Дидро Д Философские принципы. Характерные черты философии английского Просвещения Для английских просветителей Д Локк, Д Толанд, М Тиндаль и др была характерна борьба с традиционным религиозным мировоззрением Английское просвещение носило аристократ. Диалектический идеализм Г В Ф Гегеля Георг Вильгельм Фридрих Гегель 17701831 родился Штутгарте После окончания богословского факультета Тюбингенского университета, где он изучал философию и теологию, им избирается светс. Суть антропологического принципа философии Л Фейербаха Людвиг Фейербах 1804 1872 после окончания Берлинского университета защитил Эрлангенском университете диссертацию О едином, всеобщем и бесконечном разуме 1828 и стал приватдоцентом. Герменевтика, как философское направление Герменевтика наука о понимании Изучает процессы передачи информации познании межсубъектные, междисциплинарные, межвременные По древнегреческому преданию бог Гермес вестник Зевса должен. Человек индивид личность индивидуальность Литература 1 Арнольдов А И Человек мире культуры М Грааль, 2002 2 Бердяев Н А Эрос и личность Прометей, 1989 3 Глобальные проблемы и. Проблема сущности человека соотношение биологического и социального Не меньше вопросов возникает и по поводу сущности человека С одной стороны, очевидно, что все люди, жившие и живущие, обладают неко торыми сходными чертами 1 Они умеют изготавливать. В ранний период гуманизма вопросы этики изучались едином контексте с социальнополитическими аспектами трудах Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери и других. Важным шагом развитии гражданского гуманизма стала этикополитическая концепция Маттео Пальмиери 1406 1475 гг Он был не только автором ряда сочинений, но проявил себя и как активный политический деятель Флорентийской республики В сочинении О гражданской жизни Пальмиери, опираясь на античные традиции, изложена идея о совершенном обществе Работа носит четкую дидактическую направленность научить своих сограждан как создать совершенное общество Главным условием правильного устройства общества и государства он считал справедливые законы Политический идеал Пальмиери пополанская республика, которой власть принадлежала бы не только верхушке, но и среднему слою граждан При этом Пальмиери, отличие от Бруни, который с недоверием относился к низшим слоям пополанства, отводил достаточно большую роль политической жизни республики небогатым торговоремесленным слоям.

Однако этом значении термин Возрождение следует трактовать весьма условно Возрождение на деле означало поиск нового, а не реставрацию старого В истории невозможно повернуть назад, возвратиться какуюлибо прошлую эпоху Пережитое, накопленный опыт и культурный потенциал, не выбросишь и не преодолеешь Он все равно будет оказывать свое воздействие, поскольку именно этот капитал является той экономической и культурной средой, которой приходится действовать людям, ориентированным на его преодоление. Другими словами, средневековый человек считал себя всецело обязанным традициям, даже если вносил существенный вклад них, а индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги себе При этом стремлению стать выдающимся мастером художником, поэтом, ученым и содействует общая атмосфера, окружающая одаренных людей буквально религиозным поклонением их чтут теперь так, как античности героев, а средние века святых Идеалом возрожденческого человека стал разносторонне развитый индивид. Именно с этим и связано понятие гуманизм, ведь еще известный римский оратор Цицерон говорил, что гуманизм это воспитание и образование человека, способствующие его возвышению Поэтому совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название studia humanitatis гуманитарные дисциплины. Из бесконечности мира следует далее и бесконечность процесса познания Знание и истина это многоугольник и круг как ни велико число сторон знания, оно, хотя и приближается к действительности, но никогда не совпадает с ней Знание бесконечно углубляется, но абсолютное знание так же недостижимо, как время не достигает вечности Это уже идеи не средневековые и не античные Они готовят Новое время. Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом Человек укрощает ветры и побеждает моря, знает счет времени Кроме того, он с помощью светильника ночь превращает день Наконец, божественность человека раскрывает нам магия Она руками человека творит чудеса как те, которые может сотворить природа, так и те, которые может сотворить только бог В подобных рассуждениях Джанноццо Манетти 1396 1472, Марсилио Фичино 1433 1499, Томмазо Кампанеллы 1568 1639, Пико 1463 1494 и др проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма тенденция к обожествлению человека Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами Наоборот, подавляющем большинстве они оставались верующими Но если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.

Политический реализм Макиавелли проявляет и при анализе государственных форм Основная политическая забота Макиавелли определялась плачевным состоянием тогдашней Италии, раздробленной и бессильной перед лицом её могущественных соседей В принципе Флорентиец, так много делавший для родного государства, оставался сторонником республиканского государственного устройства Но он видел невозможность его реализации масштабах всей Италии, невозможность её объединения на республиканских началах Отсюда и идея нового государя principe nuovo, давшая название одному из двух его главных социальнофилософских произведений Широко известны слова автора Государя гл XVIII о том, что мудрый правитель государства обязан по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла Такой правитель должен сочетать своей личности и своих действиях качестве льва, способного расправиться с любым из врагов, и лисицы, способной провести самого изощрённого хитреца Такого рода политическое вероломство давно получило наименование макиавеллизма Для одиозного значения этого термина сам автор Государя не давал серьёзных оснований Напротив, он глубоко постиг новое качество политики. Приходу Ренессанса способствовали многие факторы расширение торговли, развитие финансовой системы, освоение новых земель географические открытия, снижение авторитета католической церкви, распространение идей гуманизма Появились первые меценаты покровители деятелей искусства например, Медичи Несомненно, итальянский Ренессанс самое мощное интеллектуальное и творческое направление истории европейского континента. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей. Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка 13041374 В его творчестве начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры Италии В трактате О невежестве собственном и многих других он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной дня человека его времени В упомянутом трактате проявляется принципиально новый подход к оценке античного наследия По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и то же время переосмыслить и чемто превзойти ее Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей отношении гуманизма к античному наследию. Данте еще принимал вечность понимании схоластов, Петрарка же ее полностью отвергает Он склоняется также к идее активной самореализации человека, его антропоцентризм выступает как противовес средневековому геоцентризму Интересовали Петрарку прежде всего внутренние, этические проблемы человека, что является признаком индивидуализма эпохи Ренессанса В философском диалоге Моя тайна он вскрывает глубочайшие внутренние конфликты человека и способы их преодоления Творчество Петрарки отличается земным характером, полным пониманием радостей и страстей человека Среди тех, кто способствовал созданию новых, гуманистических традиций итальянской культуре, был друг Петрарки, флорентиец Джованни Боккаччо 1313 1375, который своем Декамероне высмеивал глупое и лживое духовенство, восхвалял разум, энергию, полнокровие нового городского класса В его творчестве отразились типичные черты Ренессанса земной характер, телесная чувственность, практический утилитаризм, который он выражает живым, лишенным аллегорий языком. Мысли Эразма часто перекликаются с рассуждениями Лютера это и саркастический взгляд на привилегии католических иерархов, и язвительные замечания по поводу образа мыслей римских богословов Но они разошлись отношении к свободе воли Лютер отстаивал мысль о том, что перед лицом Бога у человека нет ни воли, ни достоинства Только если человек осознает, что он не может быть творцом своей судьбы, он может спастись А единственным и достаточным условием спасения является вера Для Эразма же человеческая свобода значила не меньше, чем Бог Священное Писание для него это призыв, обращенный Богом к человеку, и последний волен откликнуться на него или. Философия природы Ренессанса исходила из античного философского наследия платонизма, стоического пантеизма, ионической философии Она обращается к неортодоксальным традициям средневекового философского мышления, аверроистским и неоплатенистским пантеистическим направлениям Характерным для философии природы период Ренессанса является прежде всего отвращение к схоластике и схоластическому аристотелизму.

Положение о бесконечности Вселенной позволило Дж Бруно поновому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы К вершинам философской мысли Ренессанса бесспорно принадлежит пантеистическая философия природы Джордано Бруно 1548 1600, которой наиболее полно выражен гуманистический стихийнодиалектический характер философии и науки Ренессанса. Для Мюнцера Священное Писание подлежало свободному толкованию контексте современных событий, толкованию, непосредственно обращенному к духовному опыту читателя. Тест71 Характерная черта Ренессанса а антропоцентризм Ответ на тест наукоцентризм космоцентризм теоцентризм природоцентризм. Со второй половины XIII начале XIV в борьбе с местными феодалами крепнет флорентийское бюргерство Флоренция одной из первых превращается богатую республику с конституцией, принятой 1293 с быстро формирующимся буржуазным бытом и складывающейся буржуазной культурой Почти сто пятьдесят лет просуществовала Флорентийская республика, нажившая богатства торговле шерстью и шелком и прославившаяся своими мануфактурами. Общеизвестно, что определенные периоды расцвета искусства могут не совпадать с общим развитием общества, его материальным, экономическим статусом В трудные для Италии времена и наступает недолгий золотой век итальянского Возрождения так называемый Высокий Ренессанс, наивысшая точка расцвета итальянского искусства Высокий Ренессанс совпал, таким образом, с периодом ожесточенной борьбы итальянских городов за независимость Искусство этого времени было пронизано гуманизмом, верой творческие силы человека, неограниченность его возможностей, разумное устройство мира, торжество прогресса В искусстве на первый план выдвинулись проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств, подвига, образ прекрасного, гармонично развитого, сильного духом и телом человекагероя, сумевшего подняться над уровнем повседневности Поиск такого идеала и привел искусство к синтезу, обобщению, к раскрытию общих закономерностей явлений, к выявлению их логической взаимосвязи Искусство Высокого Ренессанса отрешается от частностей, незначительных подробностей во имя обобщенного образа, во имя стремления к гармоничному синтезу прекрасных сторон жизни В этом одно из главных отличий Высокого Возрождения от раннего. Поводом к Реформации послужил отказ папы римского разрешить королю Генриху VIII развод с его первой женой Екатериной Арагонской, теткой германского императора Карла. По аграрному законодательству якобинцев июньиюль 1793 крестьянам передавались общинные и эмигрантские земли для раздела все феодальные права и привилегии В сентябре 1793 правительство установило всеобщий максимум верхнюю границу цен на продукты потребления и заработную плату рабочих Максимум отвечал чаяниям бедноты однако он был весьма выгоден и крупным торговцам Якобинцы продолжали наступление на католическую церковь и ввели республиканский календарь Конвент поставил террор на повестку. Одним из важных этапов развития философской мысли является философия эпохи Возрождения В ней рассматривается большой круг вопросов, затрагивающих различные стороны бытия Данная эпоха характеризуется как возрождением определенных идей прошлого, так и некоторыми новаторскими идеями. Начиная с XIV XV вв еков странах Западной Европы происходит целый ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла историю под именем Возрождения. В средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, поэтому даже выдающиеся люди выступали качестве представителей той корпорации, которую они возглавляли В эпоху же Возрождения, напротив, индивид приобретает большую самостоятельность, он все чаще представляет не какойто союз, а самого себя Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты В человеке имеет значение не только духовная жизнь, он телесное существо и свои творения человек реализует телесном С этим как раз и связан культ Красоты Так, представители эпохи Возрождения возобновляют античную тенденцию рассмотрения единстве духовного и телесного При этом творение должно быть максимально совершенным, что и будет считаться красотой Человек эпохи Ренессанса это не просто творец, а творец и художник одновременно Поэтому не случайно живопись, изображающая, чаще всего, прекрасное человеческое лицо и тело, становится главенствующим видом искусства. Самым крупным из них был итальянский мыслитель, историк и государственный деятель Никколо Макиавелли, основатель реалистической политической философии, автор известных трактатов Государь и Рассуждения о первой декаде Тита Ливия По Макиавелли, определенное устройство общества, том числе и государственное, возникает не по воли Бога, а из потребностей людей, их заинтересованности защите, сохранении своей собственности, имущества, жизни друг друга Ведь люди по своей природе неблагодарны, непостоянны, порочны, корыстолюбивы, жестоки и склонны к лицемерию и обману, их отпугивает опасность Чтобы обуздать эти порочные свойства и нужна сильная государственная власть, сосредоточенная руках правителя. Одной из особенностей ренессансной науки является то, что она возникает тесной связи с искусством Причем, это единство иногда проявляется деятельности одного человека Примером служит творчество художника, инженера, ученогоестествоиспытателя, философаЛеонардо да Винчи Сфера его инженерных интересов необозрима идеи ткацкого станка, танка, парашюта, вертолета, подводной лодки, гидротехнических шлюзов и другие Многие из этих идей обгоняли технические возможности и потребности своей эпохи и были оценены по достоинству только XIX. Являясь непримиримым противником схоластической учености, Леонардо да Винчи видел основу научной деятельности практике, разрабатывал методику целенаправленного опыта эксперимента Утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается опыте Но подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать лишь теория Он говорил, что влюбленный практику без науки словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса, потому что он никогда не уверен, куда плывет Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории Наука, по его мнению, полководец, практика это солдаты. Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословскосхоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира Бог философии Кузанскогоабсолютный максимум, или абсолют, который не является чемто находящимся вне мира, а находится единстве с ним Бог, охватывающий все сущее, содержит мир себе Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм от греч pan все, theos бог, важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом, не может иметь самостоятельного существования Следствием этой зависимости мира от Бога и является его безграничность мир имеет повсюду центр и нигде окружность Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут.

В космологии Кузанского отвергается учение о Земле, как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли В трактате Об ученом незнании он утверждает, что Земля движется, хотя мы этого не замечаем Отвергая центральное положение и неподвижность Земли, он не отдавал предпочтения какойлибо определенной схеме движения небесных тел, но при этом расшатал традиционные представления о мире и открыл путь к освобождению космологии от религиозных толкований Человеческая природа рассматривается Кузанским качестве высшего и наиболее значительного божественного творения она помещена над всеми творениями Бога Человек есть Бог, но не абсолютным образом, ибо он человек, писал Николай Кузанский трактате О предположениях Следовательно, он человеческий Бог, он содержит себе Вселенную человечески ограниченным способом. Идеи Н Кузанского и Н Коперника получили свое развитие натурфилософии итальянского мыслителя Джордано Бруно, воплотившего своем творчестве наиболее полно и глубоко такие важные черты гуманистической философии как пантеизм, диалектичность, острое чувство гармонии природы, ее бесконечности. Активно использует положения диалектики Кузанского, освобождает ее от теологического содержания и формулирует как учение о природе Так, например, Дж Бруно отказывается от признания абсолютного центра Вселенной бесконечность Единого исключает саму возможность подобного центра Тем самым снимаются различные теологические ограничения бесконечности Вселенной, окружающего мира Вселенная никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть Она неподвижна, ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. И философы этого времени рассматривали субъективную сторону человека и его сознание, главным предметом философского исследования становится субъективный мир личности На этом далее строится философская мысль эпохи Возрождения Происходит дальнейшее изучение человека, только не его субъективного мира, а его взаимосвязи с природой и Богом. Идея тождества микро и макромира и вследствие этого своеобраз ное органистическое мировоззрение, трактующие природу по аналогии с человеком. Отметим важную социальнополитическую концепцию Гоббса Он гово рит о двух состояниях человеческого общества естественном и госу дарственном В первом, естественном состоянии человек живет своими чувствами, желаниями, страстями, каждый человек не только хочет сохранить свою свободу, но и склонен приобрести господство над дру гими Отсюда возникает война всех против всех человек человеку волк Но затем страх за свою жизнь приводит людей к осознанию не обходимости перехода от естественного состояния к гражданскому, го сударственному Путем общественного договора создается государствен ная власть, чтобы положить конец всеобщей войне всех против всех. Далеко не все явления культуры XY XYI веков были ренессансными, этот период продолжала существовать средневековая культура В XIY веке ренессансный гуманизм сосуществовал с поздней схоластикой.

Областями, которых новое мировоззрение получило яркое выражение, были литература, изобразительной искусство и архитектура Литературные произведения, например, Декамерон Боккаччо, Гаргантюа и Пантагрюэль Рабле, Дон Кихот Сервантеса, драмы Шекспира, новеллы являются своеобразными энциклопедиями гуманизма В изобразительном искусстве, как и литературе, на смену религиозному спиритуализму и аскетизму пришли реалистические изображения человека и земного мира, жизнелюбие, вера человека, его разум В них утверждалась красота и гармония природы и самого человека Религиозные сюжеты приобретали земной облик, появлялись светские сюжеты В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения, дворцы, городские дома.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru