Психологические идеи эпохи просвещения

В этот век, как и предшествующий, Западной Европе нарастал процесс дальнейшего укрепления капиталистических отношений Произошла индустриальная революция, которая превратила Англию могущественную державу. Учение об ассоциации Гартли базируется на уче нии о вибрации, так как он считал, что вибрация внешнего эфира вызывает соответствующую вибра цию органов чувств, мышц и мозга Анализируя струк туру психики человека, Гартли выделяет ней два кругабольшой и малый. Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, является фактически рефлекторной дугой, определяющей поведение человека Гартли по сути создает свою теорию рефлекса, которая и объ ясняет, исходя из законов механики, активность че ловека По мнению Гартли, внешние воздействия, вызывая вибрацию органов чувств, запускают ре флекс Вибрация органов чувств вызывает вибрацию соответствующих частей мозга, а та, свою очередь, стимулирует работу определенных мышц, вызывая их сокращения и движения тела. В человеке передовые французские мыслители ви дели венец природы Столь же оптимистичными бы ли и предположения о заложенных каждом инди виде неисчерпаемых возможностях совершенствова ния Если человек плох, то вину за это нужно возлагать не на его греховную телесную природу, а на противоестественные внешние обстоятельства Че ловек дитя природы, поэтому существующий со циальный порядок должен быть приведен соответ ствие с потребностями и правами, которыми челове ка наделила природа. Руссо исходил из теории естественного челове ка и, как Я А Коменский, писал о природосообразном обучении Однако, отличие от Коменского, Руссо имел виду не внешнее подражание при роде, а необходимость следовать естественному ходу развития природы самого ребенка Другими слова ми, Руссо пришел к мысли о необходимости внут ренней гармоничности и естественности разви тии человека.

Таким образом, требование учитывать индивиду альные различия детей, которое у предыдущих поко лений мыслителей оставалось чисто умозрительным, теперь получало научное обоснование, так как зна ние этих различий и помогало взрослому строить обу чение с учетом естественного хода психического раз вития ребенка. Первый периодот рождения до двух летс точки зрения Руссо, надо посвятить физическому раз витию ребенка Он считал, что это время у детей еще не развивается речь, и был противником ее ран него развития. В четвертом периоде от пятнадцати лет до со вершеннолетия как раз и происходит развитие чувств у детей после накопления определенного жиз ненного опыта Это время Руссо называл периодом бурь и страстей и считал, что этот период необхо димо выработать у детей добрые чувства, добрые суж дения и добрую волю. Впрочем, формула Кабаниса была использована для вульгаризации материалистической философии ее противниками Кабанису приписали мнение, буд102. Французский мыслитель Монтескье 16891755 выступил с книгой О духе законов 1748 В ней, вопреки ученик о божественном промысле, утвер ждалось, что людьми правят законы, которые свою очередь зависят от условий жизни общества, прежде всего географических Важная роль отводилась так же этническим особенностям населения, характе ру народа. Другой французский просветитель Кондорсе 17431794 Эскизе исторической картины про гресса человеческого разума 1794 изобразил ис торическое развитие биде бесконечного прогрес са, обусловленного как внешней природой, куль турными достижениями открытия, изобретения, так и взаимодействием людей Он не отрицал роль внутренних побуждений человека, но качестве двигателя истории у него выступали не отдельные личности, а массы. Развитие индивидуального сознания этих кон цепциях ставилось зависимость от культурноис торического формирования народа Оно перестава ло быть явлением, соотносимым лишь с физически ми телами и со своим физиологическим субстратом устройством и функциями организма.

Просвещение В XVIII веке, как и предшествующем, Западной Европе происходило дальнейшее укрепление капиталистических отношений Индустриальная революция превратила Англию могущественную державу Глубокие политикоэкономические изменения привели к революции во Франции Расшатывались феодальные устои Германии Рас ширялось и крепло движение, названное Просвещением. Дэвид Юм субъект пучок ассоциаций Английский мыслитель Д Юм 17111776 занял иную позицию Вопрос о том, существуют ли физические объекты независимо от нас, он полагал теоретически неразрешимым, допуская то же время, что эти объекты могут способствовать возникновению у человека впечатлений и идей. Мнение Юма о том, что понятие о субъекте может быть сведено к пучку ассоциаций, было направлено своим критическим острием против представления о душе как особой, дарованной всевышним сущности, которая порождает и связывает между собой отдельные психические феномены Предположение о такой спиритуальной субстанции защищал, частности, Беркли, отвергавший субстанцию материальную Согласно же Юму, душа есть нечто вроде театральных подмостков, где проходят чередой сцеп ленные между собой сцены. Нашла своих последователей на рубеже XIXXX веков и линия, намеченная Беркли и Юмом Ее продолжили не только философыпозитивисты, но и психологи, сосредоточившие усилия на анализе элементов субъективного опыта качестве особых, ни из чего не выводимых психических реалий. Второй период с двух до двенадцати лет необходимо посвятить сенсорному развитию детей Руссо считал, что развитие ощущений является ос новой будущего развития мышления Поэтому он выступал против раннего обучения, доказывая, что систематическое обучение должно, начинаться толь ко после двенадцати лет, когда заканчивается сон разума. В теориях французских энциклопедистов большое значение имели взгляды на природу биологического и социального Именно Гельвеций и Дидро одними из первых рассматривали наследственность и среду как основные факторы, определяющие психическое развитие ребенка, связывая их влияние с проблемой способностей При этом под способностями понималась возможность выполнять определенную деятельность на высоком уровне, но совершенно не учитывалась быстрота и легкость обучения Естественно, что результате Гельвеций приходил к выводу о том, что способности не являются врожденными, но приобретаются процессе обучения Такой подход был связан с его концепцией о всеобщем равенстве людей, индивидуальные различия которых являются, по мнению Гельвеция, лишь результатом разного социального положения и воспитания Но тот же подход приводил, как ни странно, к фатализму, так как чело век воспринимался как игрушка судьбы, которая по своей прихоти может поместить его ту или иную среду Таким образом, защищая принцип естественного равенства всех людей во всех отношениях, Гельвеций своих книгах Об уме 1758 и О человеке 1773 пришел к односторонним выводам Воспитательное воздействие он возвел степень силы, способной лепить из людей что угодно.

В Германии философ Иоганн Гердер 17441803, отстаивая четырехтомной работе Идеи философии истории человечества 17891791 мысль о том, что общественные явления изменяются закономерно, трактовал эти изменения как необходимые ступени общем становлении народной жизни При этом качестве определяющего начала, выдвигалось развитие не одного только разума, но широко понятой гуманности, достигнутой благодаря взаимному влиянию людей друг на друга. Послесловие История память науки Человек, лишившийся памяти, становится существом мгновения Его настоящее безвозвратно исчезает прошлом и мертво для будущего В понятиях, которыми оперирует совр. М алый круг вибрации, расположенный белом веществе мозга, является основой психической жизни основой процессов познания и обучения Вибрация участков мозга большом круге вызывает ответную вибрацию белом веществе Исчезая большом круге, эта вибрация оставляет следы малом круге Эти следы, по его мнению, являются основой памяти человека От силы этих следов зависит степень их осознанности человеком, причем слабые следы вообще не осознаются Гартли расширил сферу душевной жизни, включив нее не только сознание, но и бессознательные процессы, и создал первую материалистическую теорию бессознательного. Пропагандистами опытного знания, критиками метафизики и схоластики являются Вольтер 16941778 и Кондильяк 17151780 Последний предложил образ статуи, которая поначалу не обладает ничем, кроме способности ощущать Стоит ей, однако, получить извне первое ощущение, например, обонятельное, как начинает действовать вся психическая механика Как только один запах сменяется другим, сознание готово получить все то, что Декарт относил на счет врожденных идей, а Локк рефлексии Сильное ощущение порождает внимание сравнение одного ощущения с другим становится функциональным актом, который определяет дальнейшую умственную работу, и. Другой французский просветитель Кондорсе 17431794 Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума 1794 изобразил историческое развитие виде бесконечного прогресса, обусловленного как внешней природой, культурными достижениями открытия, изобретения, так и взаимодействием людей Он не отрицал роль внутренних побуждений человека, но качестве двигателя истории у него выступали не отдельные личности, а массы. Психологические идеи эпохи Просвещения раздел Психология, Психологические идеи эпохи Просвещени. Расшатывались феодальные устои Германии Рас ширялось и крепло движение, названное Просвещением Как писал Н В Гоголь, просвещение означает стремление силой познания просветить насквозь все существующее Мыслители, представлявшие это течение, считали главной причиной всех человеческих бед невежество, религиозный фанатизм, требовали вернуться к естественной, неиспорченной природе человека, покончить с суевериями, утвердить умах людей взамен ложного знания научное, проверенное опытом и разумом.

Давид Гартли основоположник ассоцианизма Д Гартли 17051757 является основателем ассоциативной психологии, которая просуществовала как доминирующее психологическое направление до начала XX века Получив вначале богословское, а за тем медицинское образование, Гартли стремился создать такую теорию, которая не только объясняла бы душу человека, но и давала возможность управлять его поведением. Гартли считал, что вибрация участков мозга большом круге вызывает ответную вибрацию белом веществе Исчезая большом круге, эта вибрация оставляет следы малом круге Эти следы, по его мнению, являются основой памяти человека. Они могут быть более или менее сильными зависимости от силы и значимости того явления, которое оставило этот след Большое значение имела идея Гартли о том, что от силы этих следов зависит степень их осознанности человеком, причем слабые следы вообще не осознаются Таким образом, Гартли расширил сферу душевной жизни, включив нее не только сознание, но и бессознательные процессы, и создал первую материалистическую теорию бессознательного Почти через сто лет идеи Гартли о силе следов и ее связи с возможностью их осознания будут разработаны психологом Гербартом его знаменитой теории о динамике представлений. Согласно же Юму, душа есть нечто вроде театральных подмостков, где проходят чередой сцеп ленные между собой сцены Историческая судьба учения об ассоциациях Учения об ассоциациях английских мыслителей XVIII века, как материалистическом, так и идеалистическом вариантах, направляли научные поиски многих западных психологов двух последующих веков. Гартли же наметил перспективу бескомпромиссного объяснения, исходя из едино го принципа и тех высших проявлений психической жизни, которые дуалист Декарт относил к не материальной субстанции Эта гартлианская линия вошла ресурс научного объяснения психики новую эпоху, когда рефлекторный принцип был воспринят и преобразован И М Сеченовым и его последователями Нашла своих последователей на рубеже XIXXX веков и линия, намеченная Беркли и Юмом Ее продолжили не только философыпозитивисты, но и психологи, сосредоточившие усилия на анализе элементов субъективного опыта качестве особых, ни из чего не выводимых психических реалий.

Психологические взгляды французских просветителей Самыми радикальными критиками любых учений, допускающих влияние на природу и человека сил, ускользающих от опыта и разума, выступили французские мыслители Они объединились вокруг 35томной Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел 17511780, освещавшей новейшие достижения человеческого знания. Главная практическая идея французского материализма состояла утверждении решающей роли воспитания и законов формировании человека Соответственно обязанности по усовершенствованию общества возлагались на воспитателей и просвещенных законодателей Яркое и страстное обоснование этой идеи содержалось сочинениях Ж Ж Руссо 17121778 и К А Гельвеция Руссо утверждал, что человек от природы добр, но его чудовищно испортила цивилизация. Существуют не только индивидуальные, но и общие для всех детей закономерности психического развития, изменяющиеся на каждом возрастном этапе, подчеркивал Руссо Исходя из этого, он создал первую развернутую периодизацию развития Однако основание, по которому он разделял детство на периоды, было чисто умозрительным. Его критерии периодизации опирались не на факты и наблюдения, а на теоретические взгляды самого Руссо Первый период от рождения до двух лет с точки зрения Руссо, надо посвятить физическому раз витию ребенка Он считал, что это время у детей еще не развивается речь, и был противником ее ран него развития Второй период с двух до двенадцати лет необходимо посвятить сенсорному развитию детей Руссо считал, что развитие ощущений является ос новой будущего развития мышления. Это время Руссо называл периодом бурь и страстей и считал, что этот период необходимо выработать у детей добрые чувства, добрые суждения и добрую волю В теориях французских энциклопедистов большое значение имели взгляды на природу биологического и социального Именно Гельвеций и Дидро одними из первых рассматривали наследственность и среду как основные факторы, определяющие психическое развитие ребенка, связывая их влияние с проблемой способностей. Свой вывод Кабанис подкреплял наблюдениями, сделанными кровавом опыте революции Ему было поручено выяснить, осознает ли казнимый на гильотине человек свои страдания о чем могут свидетельствовать, например, конвульсии Кабанис ответил на этот вопрос отрицательно движения обезглавленного тела имеют, по его мнению, рефлекторный характер и не осознаются, ибо сознание функция мозга Понятие о функции, выработанное физиологией применительно к различным органам, распространялось, таким образом, и на работу головного мозга. Считалось, что развитие происходит силу собственных внутренних причин, а не является игрой случая или предопределения божества Что касается психических свойств человека, то они, согласно Вика, возникают ходе истории общества. В эпоху Русского Просвещения Русский классицизм как основное литературное направление эпохи провозглашал идеи патриотизма и служения родине Именно это время входят К тому времени ещё не был выработан язык русской художественной и научной Как верно отметил позже В Г Белинский, сатиры Кантемира отличаются не только русским языком, но и русским умом. Развитие политической мысли эпоху Просвещения Развитие политической мысли эпоху Просвещения На качественно более высокую ступень своем развитии политическая мысль Родиной Просвещения явилась Англия Это не случайно Эта страна раньше других стала па путь капиталистического. Библиотеки Европы эпоху просвещения По представлениям жителей Скандинавии дохристианского периода, ад был закован снега и вечные льды Посиневшему от холода древнему скандинаву Библиотека была именно таким социальным изобретением, родившимся тогда, когда Из столетия столетие каждая эпоха формировала и использовала собрания письменных документов, чтобы сохранить.

Театр эпохи Просвещения Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения отказ Название закрепилось после выхода статьи И Канта Ответ на вопрос что такое На протяжении всего развития Просвещения центре рассуждений его идеологов находилось понятие разум Разум Идеи русского просвещения пьесе Фонвизина Недоросль Таким образом, создавался образ человека, творящего добро, идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий этом мире Русские деятели Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творитьдела на благо Тут себя любя отменно о себе одном пекуся об одном на стоящемчасе суетяся Дворяне забыли, что такое долг и полезные. Идеи гуманизма и натурфилософии эпоху Возрождения С этим связано и понимание достоинства человека, его сущности как творчески деятельной личности, которая посредством своей активности и деятельности В целом его философские воззрения были просвещенческими Он, полагал, что все С учетом этого он рассматривал человека, как образ и подобие бога Особый упор он делал на самопознание ссылки. Ассоциации устанавливаются между ощущениями, между идеями, между движениями, а также между всеми из перечисленных выше психических проявлений Всем названным ассоциациям соответствуют ассоциированные дрожания нервных волокон или ассоциированные вибрации мозгового вещества Главными условиями образований ассоциаций являются, смежность во времени или пространстве и повторение. Установка на строго причинное объяснение того, как возникает и работает психический механизм, а также подчиненность этого учения решению социальнонравственных задач все это придало схеме Гартли широкую популярность Ее влияние и самой Англии, и на континенте было исключительно велико, причем оно распространялось на различные отрасли гуманитарного знания этику, эстетику, логику, педагогику. Орудием связи человека с внешним миром являются органы чувств, нервы и мозг Без них не могут иметь места ни ощущения, ни идеи Все явления человеческого духа выводятся Пристли из ощущений Он считал, что достаточно одних внешних чувств, чтобы объяснить все разнообразие психических явлений Проявления духа сведены Пристли к способностям памяти, суждения, к эмоциям и воле Все они выступают различными видами ассоциаций ощущений и идей То же самое касается самых общих понятий Анатомофизиологической основой ощущений, идей и их ассоциаций являются вибрации нервного и мозгового вещества Сильные вибрации характерны для чувственных образов, ослабленные вибрации для идей Пристли было чуждо вульгарное представление о психическом, какое имело место у Толанда Он указывал, что ни коем случае нельзя считать, что мозговые вибрации это и есть само ощущение или идея Вибрация мозговых частиц это только причина ощущений и идей, ибо вибрации могут происходить, не сопровождаясь восприятиями. Объективную позицию Пристли занимал вопросе о воле По мнению Пристли, воля не может быть понята, как добровольное решение духа поступать, так или иначе, вне всякой действительной внешней причины Воля имеет такую же необходимость, как и прочие проявления духа Истоки свободной воли следует искать за пределами самой воли. Наиболее тяжелым для всех философов описываемого периода был вопрос о том, имеется ли у животных душа, и если имеется, то чем она отличается от души человека Пристли считал, что животные обладают зачатками всех наших способностей без исключения, причем так, что они отличаются от нас только степени, а не роде Он приписывал им память, эмоции, волю, рассудок и даже способность абстрагировать Наделив животных чертами человеческой психики, Пристли сделал ошибочный шаг сторону антропоморфизма. Качественное отождествление психики животных и человека допускали многие передовые естествоиспытатели и философыматериалисты XVIIIXIX вв Пристли, Ламетри, Дарвин, Чернышевский, Романее и др Антропоморфизм играл ту пору прогрессивную роль, ибо он был формой утверждения материалистического взгляда на природу и происхождение психики животных и человека.

Мнение Юма о том, что понятие о субъекте может быть сведено к пучку ассоциаций, было направлено своим критическим острием против представления о душе как особой, дарованной Всевышним сущности, которая порождает и связывает между собой отдельные психические феномены. Разнообразие впечатлений, или перцепций, Юм делит на две категории восприятия ощущения и идеи В основе их различий лежат сила и живость впечатления К рефлективным впечатлениям Юм относит страсти, эффекты, эмоции Ощущения возникают от неизвестных причин, а рефлективные впечатления связаны с телесными страданиями или удовольствием. Юм видел ассоциациях единственный механизм связи идей Он был далек от того, чтобы считать, будто восприятия и их связи имеют какоенибудь отношение к внешнему миру и к телу Он открыто признается том, что у него нет никакого представления ни о том месте, где протекает смена одних ассоциаций другими, ни о том материале, из которого состоит душевный. Изложение философскопсихологической системы Юма показывает, что она пронизана духом крайнего субъективизма. С необходимостью вставал вопрос о выходе из созданного Юмом тупика Первые попытки были предприняты Э Кондильяком самой же Англии субъективная линия БерклиЮма получает дальнейшее развитие трудах Джеймса Милля 17731836 и его сына Джоне Стюарта Милля 18061873 Их взгляды явились классическим образцом механистической интроспективной ассоциативной психологии.

Милль полагал, что первыми состояниями сознания являются ощущения производными от них идеи Природа сознания такова, что нем самом уже заложены чувственные данные и ассоциативный механизм их связи. Для него законы ассоциации имеют такую же силу психологии, какую имеет закон тяготения астрономии. Д Ст Милль выделял следующие законы ассоциаций сходство, смежность, частота и интенсивность. Английский ассоцианизм XVIII как материалистическом, так и идеалистическом вариантах, направлял искания многих западных психологов двух последующих веков. Как бы умозрительны ни были воззрения Гартли на деятельность нервной системы, она, по существу, мыслилась им как орган, передающий внешние импульсы от органов чувств через головной мозг к мышцам, как рефлекторный механизм. Гартли же наметил перспективу бескомпромиссного объяснения исходя из единого принципа и тех высших проявлений психической жизни, которые дуалист Декарт объяснял активностью нематериальной субстанции.

Нашла своих последователей на рубеже XIXXX вв и линия, намеченная Беркли и Юмом. Душа человека представляет собой совокупность модификаций ощущений Память, воображение, суждение это разновидности различных сочетаний ощущений Ощущения единственный источник внутреннего мира человека. Значительный шаг к объективному анализу психики человека и животных с позиций механики сделал родоначальник французского материализма, врач и естествоиспытатель Ж Ламетри Его воззрения сложились под влиянием физики Декарта и сенсуализма Локка. Объективным показателем течения психических процессов служат те телесные изменения и следствия, которые они вызывают Он считал, что единственной причиной всех наших представлений являются впечатления от внешних тел Из них вырастают восприятия, суждения, все интеллектуальные способности, представляющие собой модификации своеобразного мозгового экрана, на котором, как от волшебного фонаря, отражаются запечатлевшиеся глазу предметы В учении об ощущениях Ламетри обращает внимание на отношение объективных и субъективных моментов образа Чтобы подчеркнуть важнейшую роль мыслительных компонентов становлении образа, Ламетри называл восприятие интеллектуальным. На уровне мертвой материи свойство отражения представлено виде потенциальной чувствительности. Не менее последовательно проводит мысль о природном происхождении психики другой представитель французского материализма Поль Гольбах В его Системе природы нет места для духовной субстанции Человек объявляется совершеннейшей частью природы Что же касается духовного начала человеке, то Гольбахом оно рассматривается как то же самое физическое, но рассматриваемое только под известным углом зрения Благодаря высокой телесной организации человек наделен способностью чувствовать, мыслить и действовать Первой способностью человека являются ощущения Все прочие вытекают из них Ощущать это значит испытывать воздействия внешних предметов на органы чувств Всякое воздействие внешнего агента сопровождается изменениями, происходящими органах чувств Эти изменения виде сотрясений передаются через нервы мозг. Гельвеций пришел к недооценке роли физических потенций человека развитии его психических способностей. Первой формой психической деятельности, по Гельвецию, являются ощущения Способность ощущения рассматривается философом таким же природным свойством, каким являются плотность, протяжение и другие, но только оно относится лишь к организованным телам животных Все у Гельвеция сводится к ощущению память, суждение, ум, воображение, страсти, желания В то же самое время крайний сенсуализм Гельвеция сыграл положительную роль борьбе против сведения Декартом психического к сознанию и мышлению Гельвеций указывал, что душа человека это не только ум, она нечто большее, чем ум, ибо, кроме ума, есть способность к ощущению Ум формируется главным образом при жизни при жизни его можно и потерять Но душа как способность к ощущению остается Она рождается и умирает вместе с рождением и смертью организма Поэтому одно только мышление не может выражать сущность души Сфера психического не ограничивается областью мышления и сознания, поскольку за его пределами имеется большой ряд слабых ощущений, которые не приковывая к себе внимания, не могут вызвать нас ни сознания, ни воспоминания, но за которыми стоят физические причины.

Сильный крен немецкой психологии сторону эмпиризма был осуществлен И Кантом 17241804 Психологические взгляды Канта вытекали из его общей теории познания Он допускал, что вне нас существуют реальные предметы вещи себе Однако о них ничего нельзя сказать, к вещи себе непознаваемы Нам даны лишь явления сознания, которые производятся вещами себе, но не выражают их сущности То, что нам представлено сознании, есть мир явлений, совершенно не похожий на мир вещей Сам по себе чувственный опыт не несет никаких знаний о предметах Рассудочные категории не выводимы из чувственных данных, они даны изначально Поскольку сущность вещей непостижима, а человеку мир может быть дан только явлениях вещи для нас, то все науки имеют дело лишь с явлениями, а поэтому могут быть только науками эмпирическими Исключение составляют математика и механика. Одно из них касается определения психологии как особой объяснительной науки, которой он видел основу для строительства научной педагогики. Призыв за преобразование психологии опытную науку не имел у Гербарта реальных предпосылок потому, что лишал психические процессы физиологического основания Он не допускал, чтобы физиологический подход мог какимлибо образом способствовать получению научного знания о психическом. Мыслители, представлявшие это движение, считали главной причиной всех человеческих бед невежество и требовали вернуться к естественной, неиспорченной цивилизацией природе человека Предполагалось, что, следуя этим путем, удастся избавиться от социальных бедствий и прийти к справедливому миру. Это положение приводит мыслителя на позицию солипсизма отрицания любого бытия, кроме собственного сознания. Английский мыслитель Д Юм занимал иную позицию Вопрос о том, существуют ли физические объекты независимо от человеческого сознания, он полагал теоретически неразрешимым, допуская то же время, что эти объекты могут способствовать возникновению у человека впечатлений и идей. Кондильяк предложил оригинальную модель человека статуи, развивавшую отличный от Декарта и Локка взгляд на происхождение и развитие умственной деятельности. В четвертом периоде от пятнадцати лет до совершеннолетия происходит развитие чувств у детей результате накопления определенного жизненного опыта Это время Руссо называл периодом бурь и страстей и считал, что этот период необходимо выработать у детей добрые чувства, добрые суждения и добрую волю.

Таким образом, эпоху Просвещения получили дальнейшее развитие основные линии объяснения психического материалистическая и идеалистическая Были предложены различные подходы к пониманию природы человека и его души, а также разработаны модели организации человеческой психики, получившие дальнейшее развитие будущем. Таким образом, исследования, начатые астрономами и продолженные физиологами, сыграли важную роль для развития психологической науки Они подготовили почву для возникновения одной из первых областей экспериментальной психологии измерения скорости реакции Основные принципы и схема проведения эксперимента на измерение реакции все это с незначительными изменениями войдет методический фонд будущей экспериментальной психологии. Прежде всего, теория Ч Дарвина внесла психологию генетический принцип С генетическим принципом связаны некоторые важнейшие открытия психологии и смежных науках например, положение о спецификации органов чувств. Помимо этого, И Мюллер выполнил ряд исследований анатомических структур рефлекса и основ рефлекторной деятельности организма Он выдвинул ряд положений относительно связи ощущений, движения и рефлекторных актов, а также о связи различных рефлекторных актов с отдельными спинномозговыми структурами В своих работах И Мюллер полемизировал с шотландским врачом Маршаллом Холлом Холл отрицал участие головного мозга рефлекторных актах Он предполагал, что произвольные движения зависят от головного мозга, рефлекторные от спинного мозга, бессознательные от прямого возбуждения мышц и дыхательные от костного мозга. Профессор естествознания Пьер Флоранс наблюдал и регистрировал последствия разрушения частей головного и спинного мозга у животных В результате своих исследований он пришел к выводу о том, что головной мозг управляет высшими психическими процессами, средний мозг зрительными и слуховыми рефлексами, мозжечок координацией и Для нас важны не столько выводы Флоранса, сколько использованный им метод метод удаления Метод удаления метод установления функции определенной части мозга, путем удаления или уничтожения этой части и последующего наблюдения изменений поведении животного.

В XVIII центром научной психиатрии становится Франция Реформатором французской психиатрии становится Филипп Пинель Пинель предложил систему мер по гуманизации лечения душевнобольных, уничтожение тюремного режима клиниках Также им была разработана классификация психических заболеваний, которой учитывались нарушения таких психических процессов, как чувства, воля, интеллект Среди причин, вызывающих психические расстройства, Пинель выделял предрасполагающие факторы наследственность и индивидуальные склонности и производящие факторы физические травмы и нарушения и моральные потрясения. Русская школа психиатрии И П Мержиевский, С С Корсаков, В М Бехтерев и др также последовательно утверждала психиатрии тенденции гуманного обращения с больными и соматический подход, увязывая образование патопсихологических явлений с повреждениями мозга и нервной системы вообще. Помимо законов ощущений, Фехнер также разработал важнейшие психофизические методики, которые используются до сих пор методы средней ошибки, постоянного стимула, метод установления порога и. Мы уже упоминали о том, что именно Гельмгольц провел первые эксперименты по измерению скорости прохождения нервного импульса Так же его интересы распространялись на психофизиологию слуха и зрения Его работы этих областях являлись фундаментальными для своего времени. Своими работами Г фон Гельмгольц положил начало современной теории слуха и зрения, предвосхитил некоторые идеи гештальтпсихологии, утвердил обусловленность психического акта прошлым опытом, а также много сделал для того, чтобы придать психологии естественнонаучный характер. Новая психология В Вундта Но реальным основоположником новой экспериментальной психологической науки явился немецкий ученый Вильгельм Вундт. Важнейшим вкладом Вундта психологию явились его исследования опыта сознания Он считал, что сознание активно организует собственную структуру Свою теорию сознания Вундт назвал волюнтаризмом учением о непрерывном саморазвитии сознания Однако основе его теории лежит изучение элементов сознания.

В 1875 Вундт становится профессором Лейпцигского университета и первые годы создает здесь психологическую лабораторию В первые двадцать лет существования этой лаборатории ней было выполнено более ста научных работ В частности, вундтовской лаборатории проводились эксперименты по изучению психологических и физиологических аспектов зрения, слуха и других органов чувств Особое внимание уделялось экспериментам по изучению времени реакции Проводились эксперименты по изучению внимания и чувств, том числе, направленные на подтверждение трехмерной концепции чувств Вундта Широкая известность привлекла лабораторию большое количество молодых ученых. Экспериментальная психология Г Эббингауза Всего через несколько лет после того, как В Вундт заявил о невозможности экспериментального исследования высших психических функций, немецкий психологодиночка, работавший вне какоголибо университета, начал успешно применять для изучения этих процессов именно эксперименты. Эббингауз задался целью установить законы памяти чистом виде, и для этого избрал особый материал Единицей такого материала стали не слова они всегда связаны с понятиями, а отдельные бессмысленные слоги Каждый слог состоял из двух согласных и гласной между ними. В экспериментах Эббингауза сравнивалось также время, необходимое для заучивания осмысленного текста и списка бессмысленных слогов Было найдено, что осмысленный материал запоминался девять раз быстрее Кривая забывания обоих случаях имела ту же форму, хотя осмысленный материал забывался медленнее. Французские материалисты ополчились на религию, подвергнув ее социальные институты уничтожающей критике Вольтер, Ж Ж Руссо, Д Дидро, а немецкие мыслители стали пересматривать основы современного мировоззрения И Кант, Г Гегель, Ф Ницше. Итак, обратимся к рассмотрению взглядов выдающихся мыслителей Просвещения. Лейбниц различил перцепцию и апперцепцию, понимая под первой презентацию какоголибо содержания многого едином, а под второй его осознание, представляющее такой же динамический процесс, как и все остальное во внутреннем развитии монады Осознание апперцепция включает внимание и память Понятие о бессознательных представлениях перцепциях противостояло картезианскому взгляду на сознание, согласно которому за пределами того, что дано интроспективно, могут быть только материальные, физиологические процессы. Эмпирические же выводы Беркли постоянно существующей реальности не существует и его парадоксальное разрешение этого вопроса вездесущий Бог очень напоминали софистику.

Философия Беркли привела эмпиризм к абсурду Ведь когда мы делаем выводы из предпосылок на основе здравого смысла, результат часто не имеет ничего общего с теми настолько очевидными предпосылками, с которых мы начинали Здравый смысл это то, как мы пытаемся вести себя нашей повседневной жизни Но если мы хотим преодолеть путаницу и отсутствие всякой упорядоченности нашем существовании и прийти к какойто истине, нам часто приходится отвергать очевидное Как однажды сказал Эйнштейн Здравый смысл это набор предрассудков, которые накапливаются у человека к 18 годам. Юм последний из трех английских эмпиристов после Локка и Беркли Он продолжал линию Локка отношении сенсуализма и его главный труд по философии Исследование о человеческом познании был посвящен проблематике познания Сенсуалистически решая вопрос о природе наших знаний, Юм вопросе их источника занял позицию, отличную как от позиции Локка, так и от позиции Беркли По мнению философа, опытное познание состоит из восприятий, которые сходны с идеями Локка и Беркли Однако он не соглашался с Локком том, что внешний мир источник этих простых идей Не соглашался он и с Беркли, считавшим, что идеи ощущения это и есть сама реальность, мир, вещи Юм утверждал, что мы не можем доказать существование внешнего мира как источника существования наших ощущений Он полагал, что процессе познания мы имеем дело лишь с содержанием наших ощущений, а не с их источником Поэтому мы не можем доказать ни то, что мир объективно существует, ни то, что он не существует. Юм отвергал понятие субстанции, полагая, что такое понятие не может существовать, что оно является иллюзией Иллюзия существования субстанции, по мнению Юма, возникает потому, что нашем сознании одни и те же впечатления возвращаются после того, как они были прерваны при восприятии. Мыслитель утверждал, что наши доказательства истинности христианской религии являются более слабыми, чем доказательства истинности наших чувств Он не признавал утверждения, что религия основывается па доводах разума или на том, что люди ней нуждаются Он писал Первоначальная религия человечества порождается главным образом тревожным страхом за будущее Вместо религиозной веры Юм выдвинул привычку обыденного сознания верить установленный порядок, а также так называемую естественную религию веру сверх мри родную причину Философ отвергал доказательства существования Бога, которые основывались на несовершенстве человека или на целесообразном устройстве мира. Юм исходил из признания неизменной человеческой природы Человек, по его мнению, сформировался как существо, склонное к ошибкам и аффектам, мало руководствующееся разумом и строгими понятиями В противовес сторонникам этического интеллектуализма Юм доказывал, что поведение человека не определяется одним лишь интеллектом, и указывал, что моральной жизни человека большую роль играет чувственность Он отделял разум от нравственности, не считая при этом, что моральные нормы однозначно носят императивный характер. Если большой круг регулирует поведение, то малый круг вибрации, расположенный белом веществе мозга, является основой психической жизни, основой процессов познания и обучения Гартли считал, что вибрация участков мозга большом круге вызывает ответную вибрацию белом веществе Исчезая большом круге, эта вибрация оставляет следы малом круге Эти следы, по его мнению, являются основой памяти человека Они могут быть более или менее сильными зависимости от силы и значимости того явления, которое оставило этот след Большое значение имела идея Гартли о том, что от силы этих следов зависит степень их осознанности человеком, причем слабые следы вообще не осознаются Таким образом, Гартли расширил сферу душевной жизни, включив нее не только сознание, но и бессознательные процессы, и создал первую материалистическую теорию бессознательного. Вольтер ратовал за политическую, идеологическую и религиозную терпимость, толерантность Часто использующаяся и сегодня фраза Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за Ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью принадлежит именно. За распространение опасных материалистических мыслей он был посажен Венеенский замок После тюрьмы принялся за создание первой истории человечества Энциклопедии наук, искусств и ремесел, которая должна была представлять систематическое изложение достижений во всех областях знаний и которой он посвятил 20 лет жизни Участие создании Энциклопедии приняли Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и другие прогрессивные мыслители того времени В значительной степени благодаря факту создания Энциклопедии XVIII называют веком Просвещения.

Головной мозг для него выступал материальным субстратом, котором происходят психические процессы Дидро сравнивал мыслящее я с пауком, гнездящимся коре головного мозга и пронизывающим нитями своей паутины, нервами, все наше тело, на котором нет ни одной точки без отростков этих нитей Нервы образуют мозгу пучок, являющийся основанием для связывания ощущений пучок восприятия Единство самосознания обеспечивается, по мнению Дидро, памятью Он писал Мы инструменты, одаренные способностью ощущать и памятью Наши чувства клавиши, но которым ударяет окружающая нас природа и которые часто сами по себе ударяют Философ выступал против идеализма Беркли и называл его идеалистом, признающим только свое существование Дидро рассматривал человека не только как чувствующее, но и как мыслительное существо, признавая, что человек одновременно и музыкант, и инструмент. Дидро полагал, что религия не является опорой нравственности, хотя и считал, что и просто атеизм нравственности не создает Он не считал, что человек от рождения наделен злом и пороками, и был убежден, что справедливое общество, опирающееся на справедливые законы, является предпосылкой утверждения нравственности Если законы хороши, то и нравы хороши, если законы дурны, то и нравы дурны Труд и добродетель, писал он, вот мои единственные догматы Стараться оставить после себя больше знаний и счастья, чем их было раньше, улучшать и умножать полученное нами наследство вот над чем мы должны работать. Его основные работы Естественная история души, Человекмашина, Человекрастение, Система Эпикура, Искусство наслаждения и школа сладострастия. Критику религии Ламетри сочетал с постулированием ее необходимости для народа По мнению Ламетри, атеизм вполне моральная система взглядов, путь к счастью принятие атеизма. Категорический императив Канта представляет собой не что иное, как золотое правило нравственности, правило общего жития людей, известного со времен Конфуция. Гегель продолжил философскую работу Канта, предложив свое понимание его категорий, свое решение кантовских антиномий и представление о человеке и человечестве. Современный человек Гневные обличения Ницше были направлены против всей современности, рождающей последнего человека презреннейшего человека, который уже не сможет презирать себя, который все делает мелким, живет маленькими удовольствиями стадного животного Современники жители страны культуры, позаимствовавшие у всех народов и эпох разнородные идеалы и ценности Все времена и народы, разноцветные, смотрят изпод покровов ваших все обычаи и верования говорят беспорядочно жестах ваших Если бы кто совлек с вас одеяния и покровы, краски и жесты у него осталось бы ровно столько, чтобы пугать птиц. Центральное понятие ницшеанства воля к власти Ницше пришел к нему, пытаясь свести различные качественные состояния психики инстинкты, эмоции, интеллект и к какомуто единому основанию Сила импульсов количественные различия лежит основе качественных различий В деятельности великого полководца, творчестве художника или ученого воля к власти максимальна, поскольку здесь предельно выражены самообладание, самопреодоление Власть над собой выше, чем власть над другими. Ницше подчеркивал нелепость рекомендаций философов игнорировать жизненные потребности или накладывающиеся на них ограничения без учета самих потребностей, не замечать, что потребность вследствие этих ограничений либо истощается, либо принимает уродливые формы Но, поняв проблему, он стал решать ее путем отрицания всяких ограничений, прежде всего моральных, стремясь вывести новую мораль и ее принципы непосредственно из самого желания. К числу замечательных и ярких фигур истории философскопсихологической мысли Англии XVIII столетии относят Давида Гартли 1705 1757 и Джозефа Пристли.

Физика предполагает, что это ньютоново пространство дано объективно По Беркли же, оно продукт взаимодействия ощущений Одни ощущения например, зрительные связаны с другими например, осязательными, и весь этот комплекс ощущений люди считают вещью, данной им независимо от сознания, тогда как быть значит быть восприятии. После Лейбница немецкую психологию начинают проникать эмпирические тенденции Они стали особенно заметны работах X Вольфа 1679 1754 В психологии Вольф известен разделением психологии на эмпирическую и рациональную части, что нашло отражение названиях его книг Эмпирическая психология 1732 и Рациональная психология 1734 Кроме того, Вольф закрепил за наукой название психологии По Вольфу, настоящая наука идеале призвана решать три основные задачи. Изучая содержание сознания, Декарт приходит к выводу о существовании трех видов идей идей, порожденных самим человеком, идей приобретенных и идей врожденных Идеи, порожденные человеком, связаны с его чувственным опытом, являясь обобщением данных наших органов чувств Эти идеи дают знания об отдельных предметах или явлениях, но не могут помочь познании объективных законов окружающего мира Не могут этом помочь и приобретенные идеи, так как они являются тоже знаниями лишь об отдельных сторонах окружающей действительности Приобретенные идеи основываются не на опыте одного человека, а являются обобщением опыта разных людей, но лишь врожденные идеи дают человеку знания о сущности окружающего мира, об основных законах его развития Эти общие понятия открываются только разуму и не нуждаются дополнительной информации, получаемой от органов чувств. Такой подход к познанию получил название рационализма, а способ, при помощи которого человек открывает содержание врожденных идей, рациональной интуицией Декарт писал Под интуицией я разумею не веру шаткое свидетельство чувств, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что он не оставляет никакого сомнения том, что мы мыслим. Таким образом, рационализм Спинозы приводит не к отрицанию эмоций, а к попытке их объяснения При этом он связывает эмоции с волей, говоря о том, что поглощенность страстями не дает человеку возможности понять причины своего поведения, а потому он не свободен В то же время отказ от эмоций открывает перед человеком границы его возможностей, показывая, что зависит от его воли, а чем он не свободен, зависит от сложившихся обстоятельств Именно это понимание и является истинной свободой, так как освободиться от действия законов природы человек не может Противопоставляя свободу принуждению, Спиноза дал свое определение свободы как познанной необходимости, открывая новую страницу психологических исследованиях пределов волевой активности человека.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru