Просвещение канта

Но более возможно, и даже почти неизбежно, что публика сама себя просветит, если только предоставить ей свободу Ибо тогда даже среди поставленных над толпой опекунов найдутся самостоятельно мыслящие, которые, сбросив с себя иго несовершеннолетия, распространят вокруг дух разумной оценки собственного достоинства и призвания каждого человека мыслить самостоятельно При этом следует иметь виду, что публика, до этого поставленная ими под это иго, затем заставит их самих оставаться под ним, если ее будут подстрекать к этому некоторые ее опекуны, не способные ни к какому просвещению Вот как вредно насаждать предрассудки, которые конце концов мстят тем, кто породил их или кто был предшественником тех, кто породил их По этой причине публика может достигнуть просвещения только постепенно. Но может ли некое сообщество из представителей духовенства, нечто вроде собрания, или досточтимая группа класс, как они называются Голландии иметь право клятвенно обязаться установить некую неизменную церковную символику, чтобы таким образом приобрести верховную опеку над каждым своим членом и через них над народом и даже увековечить эту опеку Я говорю это совершенно невозможно Подобный договор, заключенный с целью удержать человечество от дальнейшего просвещения на все времена, был бы абсолютно недействительным, даже если бы он был утвержден высшей властью, рейхстагом и самыми торжественными мирными договорами Никакая эпоха не может обязаться и поклясться поставить следующую эпоху такое положение, когда для нее было бы невозможно расширить свои прежде всего настоятельно необходимые познания, избавиться от ошибок и вообще двигаться вперед просвещении Это было бы преступлением против человеческой природы, первоначальное назначение которой заключается именно этом движении вперед И будущие поколения имеют полное право отбросить такие решения как принятые незаконно и злонамеренно Критерий всего того, что принимается как закон для того или иного народа, заключается вопросе принял бы сам народ для себя такой закон Он мог бы быть признан на короткое время, как бы ожидании лучшего для введения определенного порядка При этом каждому гражданину, прежде всего священнику, нужно было бы предоставить свободу качестве ученого публично, своих сочинениях, делать замечания относительно недостатков существующем устройстве, причем введенный порядок все еще продолжался бы до тех пор, пока взгляды на существо этих дел публично не распространились бы и не были доказаны настолько, что ученые, объединив свои голоса пусть не всех, могли бы представить перед троном предложение, чтобы взять под свою защиту те общины, которые единодушно высказываются пользу изменения религиозного устройства, не препятствуя, однако, тем, которые желают придерживаться старого Л о совершенно недозволительно прийти к соглашению относительно некоего постоянного, не подвергаемого ни с чьей стороны публичному сомнению религиозного установления, пусть даже на время жизни одного человека, и тем самым исключить некоторый промежуток времени из движения человечества к совершенствованию, сделать этот промежуток бесплодным и тем самым даже вредным для будущих поколений Человек может откладывать для себя лично просвещение и даже этом случае только на некоторое время тех вопросах, какие ему надлежит знать Но отказаться от просвещения для себя лично и тем более для будущих поколений означает нарушить и попрать священные права человечества Но то, что не может решить относительно самого себя народ, еще меньше вправе решать относительно народа монарх Ведь его авторитет законодателя покоится именно на том, что он своей воле объединяет всеобщую волю народа Если он обращает внимание лишь на то, чтобы всякое истинное или мнимое усовершенствование согласовалось с гражданским порядком, то он может позволить своим подданным самим решать, что они считают нужным делать для спасения своей души это его не касается его дело следить за тем, чтобы никто насильственно не препятствовал другим заниматься определением этого спасения и содействием ему по мере своих сил Он сам наносит ущерб своему величию, вмешиваясь эти дела, когда он доверяет своему правительству надзор над сочинениями, которых его подданные пытаются разобраться своих взглядах, а также когда он делает это по собственному высочайшему усмотрению, заслужив тем самым упрек Caeser non est supra Grammaticos, и еще большей степени тогда, когда он свою высшую власть унижает настолько, что начинает поддерживать своем государстве духовный деспотизм отдельных тиранов по отношению к остальным своим подданным. Я определил основной момент просвещения, состоявшего выходе людей из состояния несовершеннолетия по собственной вине, преимущественно делах религиозных, потому что отношении искусств и наук наши правители не заинтересованы том, чтобы играть роль опекунов над своими подданными Кроме того, несовершеннолетие делах религии не только наиболее вредное, но и наиболее позорное Однако своем образе мыслей глава государства, способствующий просвещению делах религии, идет еще дальше он понимает, что даже отношении своего законодательства нет никакой опасности позволить подданным публично пользоваться своим разумом и открыто излагать свои мысли относительно лучшего составления законодательства и откровенно критиковать уже существующее законодательство мы располагаем таким блистательным примером, и этом отношении ни один монарх не превосходил того, кого мы почитаем настоящее время. Спустя шестьдесят лет после смерти Канта эти изначально английские идеи представлялись самим англичанам как легкомысленный и претенциозный интеллектуализм Английское слово enlightenment просвещение, просвещенность, которое использовалось с самого начала для перевода слова Aufkläng Просвещение на английский язык, даже еще и сегодня несет на себе отпечаток легкомысленной и претенциозной просвещенности Aufklärerei. Но послушаем, что говорит сам Кант об идее Просвещения Просвещение, пишет он, это выход человечества из состояния своего несовершеннолетия, котором он находится по собственной вине Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны когото другого Несовершеннолетие по собственной вине это такое, причина которого заключается не недостатке рассудка, а недостатке решимости, и мужества пользоваться им без руководства со стороны когото другого Sapere aude имей мужество пользоваться собственным умом таков, следовательно, девиз Просвещения 4 Кант И Ответ на вопрос Что такое Просвещение Кант И Соч В 6 М Мысль, 1966 Т 6 С 27 То, что здесь говорит Кант, является, несомненно, его личным признанием, его исповедью это очерк его собственной истории Кант, выйдя из нужды, обстановки пуританской строгости, которых он рос, смело вступил на путь самоосвобождения посредством знания Спустя много лет он иногда с ужасом вспоминал как сообщает Хиппель 5 Хиппель Теодор Готлиб Hippel Theodor Gottlieb, 1741 1776 немецкий писатель, друг И Канта, пропагандировал его философские идеи Здесь Поппер имеет виду роман Хиппеля Жизненные пути по восходящей линии В 3 1778 1781 См Hippel Th G Lebensläufe nach aufsteigender Linie Leipzig, 1859 свою невольную молодость, годы своего духовного несовершеннолетия Пожалуй, можно было бы сказать, что путеводной звездой всей его жизни была борьба за свое духовное освобождение. Решающую роль этой борьбе играла физика и небесная механика Ньютона, которые приобрели известность Европе благодаря Вольтеру Коперниканская и ньютоновская системы мира оказали очень большое влияние на интеллектуальное развитие Канта Его первая значительная книга Всеобщая естественная история и теория неба имела интересный подзаголовок Опыт об устройстве и механическом происхождении всего мироздания, истолкованных сообразно принципам Ньютона 6 См Кант И Всеобщая естественная история и теория неба Кант И Соч М Мысль, 1963 Т 1 Эту книгу, повидимому, можно рассматривать как величайший вызов, брошенный когдалибо космологии и космогонии Она содержала не просто первую и ясную формулировку теории, обычно именуемой сегодня кантовсколапласовской гипотезой о происхождении Солнечной системы, но и ее применение к самой системе Млечного пути которую за пять лет до этого Томас Райт 7 Райт Томас Wright Thomas, 1711 1786 английский астроном Выдвинул гипотезу 1750 о том, что Млечный путь обособленная сплюснутая звездная система и что должны существовать и другие подобные системы трактовал как звездную систему Этим Кант предвосхитил идею Джинса 8 Джине Джеймс Хопвуд Jehns James Hopwood, 1877 1946 английский математик, физик и астроном Поппер имеет виду космогоническую гипотезу Джинса об образовании планетной системы из струи вещества, вырванной из Солнца притяжением пролетавшей мимо звезды Эта гипотеза была частью его более общей гипотезы, которой он пытался объяснить образование галактик из первичного хаоса, звезд из галактического газа, планет из звезд Космогоническая гипотеза Джинса получила широкое распространение 20 30х годах XX которую, однако, затмила попытка кенигсбергского философа трактовать звездные туманности как далекие Млечные пути, ближайшие звездные системы, подобные нашей собственной. В ней книге Всеобщая естественная история и теория неба по существу была поставлена, как поясняет сам Кант одном из своих писем 9 См Kants gesammelte Schriften В 1902 Bd 12 Kants Briefwechsel Bd 3 1795 1803 S 254 255 Рус пер Письмо Канта Гарве от 21 сент 1798 Кант И Трактаты и письма С 616 617 космологическая проблема, приведшая его затем к теории познания и Критике чистого разума Проблема, которую он пытался решить ее ни один космолог не мог обойти это достаточно сложная и запутанная проблема конечности или бесконечности мира пространстве и времени Вопрос о конечности или бесконечности мира пространстве блестяще разрешил Эйнштейн, показав, что мир конечен, но не имеет границ Эйнштейн тем самым, можно сказать, развязал кантовский узел, основываясь при этом на самом Канте и его современниках Но проблеме конечности или бесконечности мира во времени, напротив, до сих пор нет еще такого ясного решения. Рассмотрение второго доказательства мы начнем с анализа понятия абсолютно пустого времени времени возникновения мира Такое пустое время, котором вообще ничего не существует, должно быть временем, котором ни одна его часть не отличается от другой его части их временном отношении к вещам или процессам, поскольку последние вообще не существовали Теперь рассмотрим последний интервал пустого времени интервал времени, непосредственно предшествовавший началу мира тогда очевидно, что этот интервал времени отличается от всех предшествующих тем, что он непосредственно связан с таким явлением, как возникновение мира Однако, как мы видели, этот же самый интервал времени пуст, это значит, что он никак не может быть связан с какимлибо явлением или процессом Следовательно, этот последний интервал пустого времени является нелепостью, противоречием себе Второе доказательство Кант аргументирует следующим образом мир не может иметь начала во времени, ибо, противном случае, должен был бы существовать интервал времени, интервал, непосредственно предшествующий возникновению мира, одновременно и пустой, и тесно связанный с какимто событием мире Однако это, как мы видели, невозможно, что и требовалось доказать. Это указание Канта на активную роль наблюдателя, исследователя и теоретика наложило свой отпечаток не только на философию, но и на физику и космологию В этом смысле можно говорить о неком интеллектуальном кантовском климате, вне которого немыслимы теории Эйнштейна или Бора, а Эддингтон этом отношении был, пожалуй, так можно сказать, более кантианцем, чем сам Кант Даже те, кто не любит во всем следовать Канту к их числу я отношу и себя, вынуждены согласиться с ним том, что разум исследователя должен заставлять природу отвечать на его вопросы, а не тащиться у нее словно на поводу 15 Там же С 85 Исследователь должен брать природу измором, силой, чтобы увидеть ее свете своих сомнений, предположений, идей и побуждений Я считаю такой подход высшей степени философским Он позволяет рассматривать естествознание не только теоретическое, но и экспериментальное как подлинное человеческое творение и излагать его историю, подобно истории искусства и литературы, как часть истории идей Но коперниканский переворот Канта несет себе и другой смысл, указывающий нам на противоречивость двойственность кантовской позиции Этот переворот разрешает определенном смысле проблему человека, которая была поставлена самим Коперником Коперник отнял у человечества его центральное место мире Коперниканский переворот Канта восстановление этой позиции, так как великий кёнигсбергец не только доказал, что наше пространственное положение мире несущественно, но и показал, что определенном смысле наш мир вращается вокруг нас, что мы те, кто, по меньшей мере отчасти, создает открываемый нами мире порядок Мы те, кто творит наше знание о мире Мы те, кто исследует мир, а исследование это творчество, искусство. Теперь от Кантакосмолога, гносеолога и философа науки обратимся к Кантуфилософу морали Я точно не знаю, не указывал ли уже раньше ктонибудь на то, что основная идея кантовской этики также зиждется на коперниканском перевороте, описанном мною выше Кант сделал человека законодателем морали таким же самым образом, каким он сделал его законодателем природы Благодаря этому перевороту человек стал занимать у него такое же центральное место нравственном мире, какое до этого он занимал мире физическом Кант очеловечил этику, равно как и очеловечил науку.

Та же самая идея смело проводится Кантом и области религии Он пишет Звучит хотя и сомнительно, но отнюдь не предосудительно, когда говорят, что каждый человек сам себе создает бога, и по моральным понятиям даже обязан его создавать, чтобы уважать нем того, кто создал его самого Ибо какими бы способами некая сущность ни была изучена и описана другим как бог и даже, быть может являлась ему самому все же подобное представление он должен прежде всего согласовать со своим идеалом, чтобы решить, имеет ли он право считать и почитать эту сущность как божество 16 Кант И Религия пределах только разума Кант И Трактаты и письма. Этика Канта не ограничивается лишь положением о том, что совесть человека остается его единственным авторитетом Больше того, он пытается также установить, что может требовать от нас наша совесть Кант дает различные формулировки нравственного закона Одна из них гласит Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и своем лице, и лице всякого другого как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству 17 Кант И Основы метафизики нравственности Кант И Соч Т 4, 1 С 270 Дух кантовской этики можно, пожалуй, обобщенно выразить так поступай так, чтобы сохранять свою свободу, и уважай, и защищай свободу других. Просвещение это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, котором он находится по собственной вине Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны когото другого Несовершеннолетие по собственной вине это такое, причина, которого заключается не недостатке рассудка, а недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны когото другого Sapere aude имей мужество пользоваться собственным умом таков, следовательно, девиз Просвещения. Ленность и трусость вот причины того, что столь большая часть людей, которых природа уже давно освободила от чужого руководства, все же охотно остаются на всю жизнь несовершеннолетними по этим же причинам так легко другие присваивают себе право быть их опекунами Ведь так удобно быть несовершеннолетним Если у меня есть книга, мыслящая за меня, если у меня есть духовный пастырь, совесть которого может заменить мою, и врач, предписывающий мне такойто образ жизни, и то мне нечего и утруждать себя Мне нет надобности мыслить, если я состоянии платить этим скучным делом займутся вместо меня другие То, что значительное большинство людей и среди них весь прекрасный пол считает не только трудным, но и весьма опасным переход к совершеннолетию, это уже забота опекунов, столь любезно берущих на себя верховный надзор над этим большинством После того как эти опекуны оглупили свой домашний скот и заботливо оберегли от того, чтобы эти покорные существа осмелились сделать хоть один шаг без помочей, на которых их водят, после всего этого они указывают таким существам на грозящую им опасность, если они попытаются ходить самостоятельно Правда, эта опасность не так уж велика, ведь после нескольких падений конце концов они научились бы ходить однако такое обстоятельство делает их нерешительными и отпугивает их, удерживая от дальнейших попыток. Но может ли некое сообщество из представителей духовенства, нечто вроде собрания, или досточтимая группа класс, как они называются Голландии иметь право клятвенно обязаться установить некую неизменную церковную символику, чтобы таким образом приобрести верховную опеку над каждым своим членом и через них над народом и даже увековечить эту опеку Я говорю это совершенно невозможно Подобный договор, заключенный с целью удержать человечество от дальнейшего просвещения на все времена, был бы абсолютно недействительным, даже если бы он был утвержден высшей властью рейхстагом и самыми торжественными мирными договорами Никакая эпоха не может обязаться поклясться поставить следующую эпоху такое положение, когда для нее было бы невозможно расширить свои прежде всего настоятельно необходимые познания, избавиться от ошибок и вообще двигаться вперед просвещении Это было бы преступлением против человеческой природы, первоначальное назначение которой заключается именно продвижении вперед И будущие поколения имеют полное право отбросить такие решения как принятые незаконно и злонамеренно Критерии всего того, что принимается как закон для того или иного народа, заключается вопросе принял бы сам народ для себя такой закон Он мог бы быть признан на короткое время, как бы ожидании лучшего для исследования определенного порядка При этом каждому гражданину, прежде всего священнику, нужно было бы предоставить свободу качестве ученого публично, и своих сочинениях, делать замечания относительно недостатков существующем устройстве, причем введенный порядок все еще продолжался бы до тех пор, пока взгляды на существо этих дел публично не распространились бы и не были доказаны настолько, что ученые, объединив свои голоса пусть не всех, могли бы представить перед троном предложение, чтобы взять под свою защиту те общины, которые единодушно высказываются пользу изменения религиозного устройства, не препятствуя, однако, тем, которые желают придерживаться старого Но совершенно недозволительно прийти к соглашению относительно некоего постоянного, не подвергаемого ни с чьей стороны публичному сомнению религиозного установления, пусть даже на время жизни одного человека, и тем самым исключить некоторый промежуток времени из движения человечества к совершенствованию, сделать этот промежуток бесплодным и тем самым даже вредным для будущих поколений Человек может откладывать для себя лично просвещение и даже этом случае только на некоторое время тех вопросах, какие ему надлежит знать Но отказаться от просвещения для себя лично и тем более для будущих поколений означает нарушить и попрать священные права человечества. Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта Менеджер библиографий. Просвещение это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, котором он находится по собственной вине Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны когото другого Несовершеннолетие по собственной вине это такое, причина которого заключается не недостатке рассудка, а недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны когото другого Sapere aude имей мужество пользоваться собственным умом таков, следовательно, девиз Просвещения. Леность и трусость вот причины того, что столь большая часть людей, которых природа уже давно освободила от чужого руководства, всё же охотно остаются на всю жизнь несовершеннолетними по этим же причинам так легко другие присваивают себе право быть их опекунами Ведь так удобно быть несовершеннолетним Если у меня есть книга, мыслящая за меня, если у меня есть духовный пастырь, совесть которого может заменить мою, и врач, предписывающий мне такойто образ жизни, и то мне нечего и утруждать себя Мне нет надобности мыслить, если я состоянии платить этим скучным делом займутся вместо меня другие То, что значительное большинство людей и среди них весь прекрасный пол считает не только трудным, но и весьма опасным переход к совершеннолетию, это уже забота опекунов, столь любезно берущих на себя верховный надзор над этим большинством После того как эти опекуны оглупили свой домашний скот и заботливо оберегли от того, чтобы эти покорные существа осмелились сделать хоть один шаг без помочей, на которых их водят, после всего этого они указывают таким существам на грозящую им опасность, если они попытаются ходить самостоятельно Правда, эта опасность не так уж велика, ведь после нескольких падений конце концов они научились бы ходить однако такое обстоятельство делает их нерешительными и отпугивает их, удерживая от дальнейших попыток. Если задать вопрос, живём ли мы теперь просвещённый век, то ответ будет нет, но мы живём век просвещения Ещё многого недостаёт для того, чтобы люди при сложившихся настоящее время обстоятельствах целом были уже состоянии или могли оказаться состоянии надёжно и хорошо пользоваться собственным рассудком делах религии без руководства со стороны когото другого Но имеются явные признаки того, что им теперь открыта дорога для совершенствования этом, препятствий же на пути к просвещению или выходу из состояния несовершеннолетия, котором люди находятся по собственной вине, становится все меньше и меньше В этом отношении наш век есть век просвещения, или век Фридриха. Однако только тот, кто, будучи сам просвещённым, не боится собственной тени, но вместе с тем содержит хорошо дисциплинированную и многочисленную армию для охраны общественного спокойствия, может сказать то, на что не отважится республика рассуждайте сколько угодно и о чём угодно, только повинуйтесь Так проявляется здесь странный, неожиданный оборот дел человеческих, да и вообще они кажутся парадоксальными, когда их рассматривают целом Большая степень гражданской свободы имеет, кажется, преимущество перед свободой духа народа, однако ставит этой последней непреодолимые преграды Наоборот, меньшая степень гражданских свобод даёт народному духу возможность развернуть все свои способности И так как природа открыла под этой твёрдой оболочкой зародыш, о котором она самым нежным образом заботится, а именно склонность и призвание к свободе мысли, то этот зародыш сам воздействует на образ чувствования народа благодаря чему народ становится постепенно более способным к свободе действий и наконец даже на принципы правительства, считающего для самого себя полезным обращаться с человеком, который есть нечто большее, чем машина, сообразно его достоинству.

Da aber ein Publikum sich selbst aufkl re, ist eher m glich ja es ist, wenn man ihm nur Freiheit l t, beinahe unausbleiblich Denn da werden sich immer einige Selbstdenkende, sogar unter den eingesetzten Vorm ndern des gro en Haufens, finden, welche, nachdem sie das Joch der Unm ndigkeit selbst abgeworfen haben, den Geist einer vern nftigen Sch tzung des eigenen Werths und des Befs jedes Menschen selbst zu denken um sich verbreiten werden Besonders ist hiebei da das Publikum, welches zuvor von ihnen unter dieses Joch gebracht worden, sie hernach selbst zwingt danter zu bleiben, wenn es von einigen seiner Vorm nder, die selbst aller Aufkl ng unf hig sind, dazu ufgewiegelt worden so sch dlich ist es Vortheile zu pflanzen, weil sie sich zuletzt an denen selbst r chen, die, oder deren Vorg nger, ihre Urheber gewesen sind Daher kann ein Publikum nur langsam zur Aufkl ng gelangen Durch eine Revolution wird vielleicht wohl ein Abfall von pers nlichem Despotism und gewinns chtiger oder herrschs chtiger Bedr kkung, aber niemals wahre Reform der Denkungsart zu Stande kommen sondern neue Vortheile werden, eben sowohl als die alten, zum Leitbande des gedankenlosen gro en Haufens. Aber sollte nicht eine Gesellschaft von Geistlichen, etwa eine Kirchenversammlung, oder eine ehrw rdige Klassis wie sie sich unter den Holl ndern selbst nennt berechtigt sein, sich eidlich unter einander auf ein gewisses unver nderliches Symbol zu verpflichten, um so eine unaufh rliche Obervormundschaft ber jedes ihrer Glieder und vermittelst ihrer ber das Volk zu f hren, und diese so gar zu verewigen Ich sage das ist ganz unm glich Ein solcher Kontrakt, der auf immer alle weitere Aufkl ng vom Menschengeschlechte abzuhalten geschlossen w rde, ist schlechterdings null und nichtig und sollte er auch durch die oberste Gewalt, durch Reichst ge und die feierlichsten Friedensschl sse best tigt sein Ein Zeitalter kann sich nicht verb nden und darauf verschw ren, das folgende in einen Zustand zu setzen, darin es ihm unm glich werden mu, seine vornehmlich so sehr angelegentliche Erkenntnisse zu erweitern, von Irrth mern zu reinigen, und berhaupt in der Aufkl ng weiter zu schreiten Das w re ein Verbrechen wider die menschliche Natur, deren urspr ngliche Bestimmung gerade in diesem Fortschreiten besteht und die Nachkommen sind also vollkommen dazu berechtigt, jene Beschl sse, als unbefugter und frevelhafter Weise genommen, zu verwerfen Der Probierstein alles dessen, was ber ein Volk als Gesetz beschlossen werden kann, liegt in der Frage ob ein Volk sich selbst wohl ein solches Gesetz auferlegen k nnte Nun w re dieses wohl, gleichsam in der Erwartung eines bessern, auf eine bestimmte kurze Zeit m glich, um eine gewisse Ordnung einzuf hren indem man es zugleich jedem der B rger, vornehmlich dem Geistlichen, frei lie e, in der Qlit t eines Gelehrten ffentlich, d i durch Schriften, ber das Fehlerhafte der dermaligen Einrichtung seine Anmerkungen zu machen, indessen die eingef hrte Ordnung noch immer fortdauerte, bis die Einsicht in die Beschaffenheit dieser Sachen ffentlich so weit gekommen und bew hret worden, da sie durch Vereinigung ihrer Stimmen wenn gleich nicht aller einen Vorschlag vor den Thron bringen k nnte, um diejenigen Gemeinden in Schutz zu nehmen, die sich etwa nach ihren Begriffen der besseren Einsicht zu einer ver nderten Religionseinrichtung geeinigt h tten, ohne doch diejenigen zu hindern, die es beim Alten wollten bewenden lassen Aber auf eine beharrliche, von Niemanden ffentlich zu bezweifelnde Religionsverfassung, auch nur binnen der Lebensdauer eines Menschen, sich zu einigen, und dadurch einen Zeitraum in dem Fortgange der Menschheit zur Verbesseng gleichsam zu vernichten, und fchtlos, dadurch aber wohl gar der Nachkommenschaft nachtheilig, zu machen, ist schlechterdings unerlaubt Ein Mensch kann zwar f r seine Person, und auch alsdann nur auf einige Zeit, in dem was ihm zu wissen obliegt die Aufkl ng aufschieben aber auf sie Verzicht zu thun, es sei f r seine Person, mehr aber noch f r die Nachkommenschaft, hei t die heiligen Rechte der Menschheit verletzen und mit F en treten Was aber nicht einmal ein Volk ber sich selbst beschlie en darf, das darf noch weniger ein Monarch ber das Volk beschlie en denn sein gesetzgebendes Ansehen beht eben darauf, da er den gesammten Volkswillen in dem seinigen vereinigt Wenn er nur darauf sieht, da alle wahre oder vermeinte Verbesseng mit der b rgerlichen Ordnung zusammen bestehe so kann er seine Unterthanen brigens nur selbst machen lassen, was sie um ihres Seelenheils willen zu thun n thig finden das geht ihn nichts an, wohl aber zu verh ten, da nicht einer den andern gewaltth tig hindere, an der Bestimmung und Bef rdeng desselben nach allem seinen Verm gen zu arbeiten Es thut selbst seiner Majest t Abbch, wenn er sich hierin mischt, indem er die Schriften, wodurch seine Unterthanen ihre Einsichten ins Reine zu bringen suchen, seiner Regiengsaufsicht w rdigt, sowohl wenn er dieses aus eigener h chsten Einsicht thut, wo er sich dem Vorwurfe aussetzt Caesar non est supra Grammaticos, als auch und noch weit mehr, wenn er seine oberste Gewalt so weit erniedrigt, den geistlichen Despotism einiger Tyrannen in seinem Staate gegen seine brigen Unterthanen zu unterst. Aber auch nur derjenige, der, selbst aufgekl rt, sich nicht vor Schatten f rchtet, zugleich aber ein wohldisciplinirtes zahlreiches Heer zum B rgen der ffentlichen he zur Hand hat, kann das sagen, was ein Freistaat nicht wagen darf r sonnirt so viel ihr wollt, und wor ber ihr wollt nur gehorcht So zeigt sich hier ein befremdlicher nicht erwarteter Gang menschlicher Dinge so wie auch sonst, wenn man ihn im Gro en betrachtet, darin fast alles paradox ist Ein gr erer Grad b rgerlicher Freiheit scheint der Freiheit des Geistes des Volks vortheilhaft, und setzt ihr doch un bersteigliche Schranken ein Grad weniger von jener verschaft hingegen diesem Raum, sich nach allem seinen Verm gen auszubreiten Wenn denn die Natur unter dieser harten H lle den Keim, f r den sie am z rtlichsten sorgt, n mlich den Hang und Bef zum freien Denken, ausgewikkelt hat so wirkt dieser allm hlig zur k auf die Sinnesart des Volks wodurch dieses der Freiheit zu handeln nach und nach f higer wird, und endlich auch sogar auf die Gnds tze der Regieng, die es ihr selbst zutr glich findet, den Menschen, der nun mehr als Maschine ist, seiner W rde gem zu behandeln. Кант, Иммануил Сочинения шести томах М Мысль, 1966 Философ наследие Т 6 1966 743 с. Unless otherwise stated, the content of this page is licensed under Creative mons AttributionShareAlike 3 0. Именно эта способность суждения является для Канта необходимой составляющей нового человека человека совершеннолетнего, руководствующегося призывом Sapere aude имей мужество пользоваться своим собственным рассудком 5 названным Кантом девизом эпохи Просвещения. Особый интерес представляют рассуждения Канта о необходимости некоторого ограничения свободы По его мнению, не всякая свобода полезна для просвещения и не всякое ограничение свободы ему препятствует, а, напротив, некоторое не только не препятствует, но даже содействует ему. Нужно добавить, что, размышляя о современной для него эпохе, Кант говорит, что она еще не является просвещенным веком, поскольку слишком многого еще не достает для того, чтобы люди были бы состоянии надежно и хорошо пользоваться своим собственным рассудком 19 Но именно эту эпоху, по его словам, открывается простор для свободного совершенствования этом, а препятствий к всеобщему просвещению постепенно становится все меньше 20 потому она и носит название век Просвещения. Фуко начинает свою работу с признания неоспоримой важности самой постановки вопроса о том, что такое Просвещение Фуко считает, что именно этот, обозначенный Кантом вопрос стал определяющим для всей последующей за ним истории философии Он отмечает, что вместе с этим текстом Канта историю мысли незаметно входит вопрос, на который философия нового времени не была способна ответить, от которого ей так никогда и не удалось избавиться 21 Этот вопрос философия вот уже как два столетия повторяет различных формах, и от Гегеля до Хоркхаймера или Хабермаса включая Ницше или Макса Вебера почти не встречается философии, которая прямо или косвенно не сталкивалась бы с этим вопросом. Фуко указывает, наконец, что этой работе Кант обосновывает свой философский метод, поскольку именно ней он говорит о критике как о необходимом методе философствования эпоху Просвещения Кант описывает просвещение как момент истории, когда человечество начинает применять свой собственный разум, не подчиняясь никакому авторитету, так что эту самую пору как раз и становится необходимой Критика.

Просвещение канта

Прежде всего, он подводит читателя к задаче выяснения того, что такое современность по отношению к Просвещению продолжение этого проекта или отход от него По мнению Фуко современная. Прежде всего, Фуко говорит о стратегии конституирования нас самих качестве рациональных субъектов и считает необходимым проведение анализа отношений, выстраиваемых эпоху Просвещения между разумным, составляющим сущностное ядро рациональности, и неразумным, выходящим из области рациональности Именно эта проблема является центральной труде Фуко История безумия классическую эпоху. Также, Фуко говорит об особого рода властных стратегиях, появившихся эпоху Просвещения, и считает необходимым исследование их механизмов, непосредственно связанных с ростом XVIII веке разнообразных технологий великое упование 18 столетия, заключавшееся одновременном и соразмерном росте технических способностей и свободы индивида, не оправдалось, поскольку рост разнообразных технологий только породил новые механизмы властных отношений Мы ведь могли видеть, какие формы властных отношений могли возникать благодаря разнообразным технологиям 42 Именно эта проблема является центральной его труде Надзирать и наказывать История тюрьмы. Спустя шестьдесят лет после смерти Канта эти изначально английские идеи представлялись самим англичанам как легкомысленный и претенциозный интеллектуализм Английское слово enlightenment просвещение, просвещенность, которое использовалось с самого начала для перевода слова Aufklang Просвещение на английский язык, даже еще и сегодня несет на себе отпечаток легкомысленной и претенциозной просвещенности Aufklarerei. Эта работа была опубликована Лондоне на английском языке под названием Письма об англичанах 1733, во французском издании, содержащем важное дополнение виде критических Замечаний на Мысли Б Паскаля Вольтер изменил заглавие книги на Философские письма. Кант И Заявление по поводу наукоучения Фихте Кант И Трактаты и письма М Наука, 1989. Леность и трусость вот причины того, что столь большая часть людей, которых природа уже давно освободила от чужого руководства naturaliter maiorennes, все же охотно остаются на всю жизнь несовершеннолетними по этим же причинам так легко другие присваивают себе право быть их опекунами Ведь так удобно быть несовершеннолетним Если у меня есть книга, мыслящая за меня, если у меня есть духовный пастырь, совесть которого может заменить мою, и врач, предписывающий мне такойто образ жизни, и то мне нечего и утруждать себя Мне нет надобности мыслить, если я состоянии платить этим скучным делом займутся вместо меня другие То, что значительное большинство людей и среди них весь прекрасный пол считает не только трудным, но и весьма опасным переход к совершеннолетию, это уже забота опекунов, столь любезно берущих на себя верховный надзор над этим большинством После того как эти опекуны оглу. Государь, который не находит недостойным себя сказать, что он считает своим долгом ничего не предписывать людям религиозных делах, а предоставлять им этом полную свободу, который, следовательно, отказывается даже от гордого эпитета веротерпимого, такой государь сам просвещен и заслуживает того, чтобы благодарные современники и потомки их славили его как государя, который избавил род человеческий от несовершеннолетия, по крайней мере когда речь идет об опеке со стороны правительства, и предоставил свободу каждому пользоваться собственным разумом делах, касающихся совести При таком государе досточтимые представители духовенства могут без ущерба для своих служебных обязанностей качестве ученых высказать свободно и публично свои суждения и взгляды, которые том или ином отношении отклоняются от принятой ими церковной символики.

И так как свобода мышления которую мы здесь постоянно встречаем, примененная плодотворным умом, всегда дает пищу для размышления, то мы попытаемся выделить из его идей, насколько удастся, самые важные и своеобразные и изложить их его же словами, присоединив заключение коекакие замечания о целом. С точки зрения вечного существа, видящего все единой связи, форма льдинки, как она возникает, и образующейся снежинки имеет, быть может, аналогию образовании зародыша во чреве матери Человек среднее существо животном царстве, самая распространенная форма, которой тончайшем виде собраны все черты всех окружающих его родов В воздухе и воде я как бы вижу животных, которые из глубин и с высоты идут к человеку и шаг за шагом приближаются к его облику Эта книга заключается словами Радуйся своему положению, о человек, и изучай себя, о благородное среднее существо, во всем, что живет вокруг тебя. В третьей книге автор сравнивает строение растений и животных с организацией человека Мы не станем прослеживать мысли автора, ибо он использует своих целях идеи натуралистов Приведем лишь несколько его выводов При помощи такихто и такихто органов животное создает из мертвых растений живое возбуждение и из суммы возбуждение, очищенных своих каналах, средство ощущения Результатом возбуждения становится инстинкт, результатом ощущения мысль вечно развитие органического творчества, заложенное каждом живом существе Автор исходит не из зародыша, а из органических сил как у растений, так и у животных Он говорит Так же как растение есть органическая жизнь, так и полип есть органическая жизнь Существует поэтому много органических сил органические силы произрастания, мышечных импульсов, ощущения Чем многочисленнее и тоньше нервы, чем крупнее мозг, тем понятливее данный род Душа животного совокупность всех сил, действующих его организме, и инстинкт не есть особая природная сила, а направление, которое природа дала всем этим силам через температуру их тела Чем большем числе орудий и различных членов распределен органический принцип природы, который мы называем то образующим камне, то гонящим растениях, то ощущающим, то искусственно строящим и который сущности представляет собой одну и ту же органическую силу, чем больше этот принцип имеет. Мысль вовсе не то, что говорит вам чувство все данные опыта относительно происхождения мысли и чувства свидетельствуют лишь о действии хотя и органического, но все же самовластного существа, поступающего по законам духовного единения Так же как тело укрепляется пищей, так и дух идеями мы даже замечаем духе те же законы ассимиляции, роста и рождения Короче говоря, нас сформировался внутренний духовный человек, имеющий собственную природу и нуждающийся теле только как орудии Ясное сознание, это великое преимущество человеческой души, образовалось ней сначала духовно, благодаря характерным чертам человека, и Одним словом, если мы его понимаем правильно, душа возникла прежде всего из постепенно присоединявшихся к ней духовных сил Наша человеческая природа есть лишь предварительное условие, лишь бутон будущего цветка Природа шаг за шагом отбрасывает неблагородное, создает духовное, делает тонкое еще более тонким, и ее умелые руки дают нам основание надеяться, что зародыш человечности проявится подлинном, истинном, божественном облике человека. Что же касается иерархии организмов, то нельзя ставить автору упрек, что ее недостаточно для его замысла, выходящего далеко за пределы этого мира Ведь пользование ею применительно к царству природы здесь, на земле, также ни к чему не ведет Когда подгоняют друг к другу виды по их сходству, то незначительность различий при столь большом многообразии есть необходимое следствие именно этого многообразия Если бы один род возник из другого или все роды возникли из одного первоначального рода либо из одного.

Настоящие замечания не могут лишить это богатое мыслями сочинение его достоинств Одно из больших его достоинств если вспомнить здесь не всегда изящно высказанные, но благородные и верные мысли это мужество, с которым автор преодолевает свойственные его сословию сомнения, столь часто стесняющие всякую философию отношении одних лишь попыток разума, рамках, которых разум сам может удовлетворить себя и этом мы желаем автору иметь много последователей Помимо этого таинственный мрак торым природа сама окутала свои действия по организации и классификации своих созданий, отчасти виноват той туманности и неопределенности, что свойственны этой первой части философской истории человечества, задача которой состояла том, чтобы по возможности связать друг с другом крайние точки этой истории начальную точку с той, которая за пределами истории Земли теряется бесконечности такая попытка, правда, дерзновенна, но свойственна любознательности нашего разума и похвальна даже тогда, когда ее не удается осуществить полностью Тем более желательно, чтобы наш глубокомысленный автор, продолжая свой труд и найдя под ногами твердую почву, несколько обуздал свой пылкий гений и чтобы философия, забота которой состоит больше сокращении числа спесивых любимцев, чем умножении их, могла направлять автора дальнейших его трудах не указаниями, а определенными понятиями, не предполагаемыми, а установленными наблюдением законами, не воображением, окрыленным метафизикой или чувствами, а широким замыслах, но осмотрительным применении разумом. Разум должен быть освобожден от опеки Для этого надо преодолеть не только внешние препятствия наличие опекунов, феодальных властителен и их советников, министров и, но также внутреннее сопротивление сознания, привыкшего к пассивному, нерассуждающему подчинению Просвещение требует, таким образом, борьбы против того отрицательного частности, лености и трусости, которое свойственно человеческой природе, достаточно вспомнить учение Канта о зле, изначально присущем человеческой природе, не представляющем собой чегото наносного, внешнего. Эта рецензия свидетельствует об отрицательном отношении Канта к философскоисторическим так же как и к натурфилософским спекулятивным построениям Гердера Herder, Johann Gottfried, 1744 1803, которые рассматривались им как догматическая метафизика, источник которой некритическая безудержная фантазия, пытающаяся выйти за пределы всякого возможного опыта В статье Идея всеобщей истории во всемирногражданском плане 1784 Кант разъясняет, что с точки зрения трансцендентальной философии можно указать лишь некоторые априорно мыслимые, дедуцируемые из понятия чистого практического разума основные направления и конечную цель истории человечества, все же остальное должно быть предоставлено эмпирическим исследованиям Совершенно иную позицию занимал Гердер В книге Идеи философии истории человечества он пытался, опираясь на ограниченные фактические данные, раскрыть переход от неорганической природы к живым существам, растениям, животным и наконец к человеку, котором, по мнению Гердера, совершеннейшим образом соединены все вещества природы, все ее силы и потенции Человек рассматривался Гердером как высший цвет природы, а все другие живые существа как ступени к достигнутому человеке совершенству организации природных сил Но и это совершенство не предел Ставя вопрос об обитателях других планет Солнечной системы Гердер допускает, что они достигли более высокой ступени развития, к которой рано или поздно приобщится и человек Движущей силой этого непрерывного прогресса и совершенствования Гердер считал невидимые органические силы, внутренне присущие материи, одушевляющие ее Благодаря действию этих сил возникают все ступени иерархии живых существ и человек становится не только высшей ступенью восходящем ряду земных творений, но и соединительным звеном между земным и божественным. Столь же несостоятельной кажется Канту одна из основных идей гердеровского учения о становлении человека, идея о решающем значении прямохождения, которое, согласно Гердеру, возвысило человека над всеми животными и привело к возникновению человеческих чувств и разума С точки зрения трансцендентального идеализма прямохождение имело своей причиной развитие человеческого разума, а не наоборот Кстати сказать, эту мысль Кант высказал еще своей рецензии на сочинение итальянского анатома Москати относительно различия строении животных и людей, опубликованной 1771 см настоящее издание, 2, стр. Критика Кантом философии истории Гердера имеет, следовательно, как положительную, так и отрицательную стороны с одной стороны, эта критика вскрывает слабости философскоисторической спекуляции, но, с другой стороны, она выявляет ограниченность самого Канта, который вследствие своего агностицизма, априоризма и критицизма не заметил гениальных догадок Гердера, его историзма, диалектических попыток вскрыть взаимосвязь, единство, развитие природы и человека Призывая Гердера обуздать свой пылкий гений и таким образом найти под ногами твердую почву, Кант отвергает не только неосновательную претензию на познание сверхчувственного, но и вполне рациональные попытки углубиться от познания чувственно воспринимаемых явлений к познанию их непосредственно не наблюдаемой сущности Кантовская критика философскоисторического учения Гердера выявляет несовместимость трансцендентального идеализма с теорией развития, неприменимость кантовского критицизма к тем проблемам теоретического естествознания, которые Кант пытался решать докритический период, частности своей космогонии Таким образом, этой небольшой работе наглядно выявляются не только органические пороки идеалистической философии истории Гердера и других философовидеалистов, но и не менее существенные пороки философии самого Канта. Источник Кант, Иммануил Сочинения шести томах М Мысль, 1966 Философ наследие Т 6 1966 743 с.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru