Проблема периодизации исторического процесса в философии кратко

Главная О нас Обратная связь Периоды всемирной истории древний мир, средние века, новое время, новейшее время вот те периоды, которые многие назовут безошибочно. Необходимость выделения стадий исторического процесса обусловлена задачей определения направления исторического развития и сопоставления различных исторических эпох. Сорокина выделяется три типа, или три сверхсистемы культуры идеациональная, чувственная и идеалистическая Каждый тип культуры отличается собственным менталитетом, религиозными установками, политической и экономической ор ганизацией. Оригинальный подход к периодизации исторического процесса предложил. Он считал, что цель земной жизни человеческого рода свободное и согласно с разумом устройства всех своих отношений. Воля должна быть наукой разумных законах, согласно которым род должен устраивать через свободное искусство свои отношения. Понятно, что единообразия подходах к проблеме периодизации истории нет ведь выделение периодов истории зависит от критериев, положенных основу периодизации. Карл Ясперс 1883 1969 сделал вывод о том, что история это прежде всего переход от одной эпохи к другой. Для объяснения человеческого единства Ясперс вводит широко известное сейчас понятие осевого времени середина 1. Каждая историческая эпоха отличается от другой своей специфической исторической ситуации на рынке.

Именно поэтому, каждый конспект, каждая лекция и семинар несет себе огромную информационную нагрузку и полностью раскрывает свою тему!. Конт, теоретики индустриального и информационного общества Разнообразие периодизации исторического процесса объясняется выбором оснований по которым весь процесс исторического развития подразделяется на определен ные эпохи. Опираясь на представление о циклическом характере исторического процесса, Д Вико выделяет три эпо хи, которые проходит своем развитии каждая нация век богов, век героев и век людей. Вико и Г Гегеля, были противопоставлены теории исторического процесса, строящиеся с учетом конкретноисторических факторов, таких как, например, географическая среда, экономические отношения, научнотехнические достижения. Лля чувственной культуры характерно признание чувственной реальности качестве единственно существующей и выступающей тем самым как основной ценностный ориентир. Сущность исторического процесса изучает философия истории, которая представляет собой один из тематических разделов философского знания. На развитие общества оказывают влияние многие факторы их сложном диалектическом взаимодействии уровень развития производительных сил, характер производственных отношений и соответствующих им надстроечных явлений, природная среда, плотность и рост народонаселения, общение народов между собой.

Бердяев справедливо обращал внимание на то, что проблема смысла истории начинает волновать человека те периоды, когда рушится традиционный уклад жизни и подвергаются сомнению ранее казавшиеся очевидными представления о мире. В относительно спокойные исторические эпохи вопрос о смысле истории уходит на второй план. В его концепции мировая история является единым путем всего человечества. Широкое признание получил подход, при котором основные этапы истории человечества выделяются по принципу смены форм хозяйственной деятельности, развития материальной культуры. Эпоха первобытнообщинного строя характеризовалась крайне низким уровнем развития производительных сил, когда еще не было частной собственности, люди полностью зависели от природы и мгли выжить лишь при условии овместнг, коллективного труда и потребления. Феодальное общество характеризовала частичная личная зависимость работников от собственников земли феодалов. При изучении всемирной истории необходимо исходить из понимания мирового развития как процесса постоянно происходящих взаимосвязанных изменений во всех сферах жизни обществ, государств, их отношениях, во взаимодействии народов с природной средой их обитания. В других случаях переход к новому этапу оказывается растянут по времени. Это было время раскола общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, шиокг распространения рабства хотя и не во всех государствах древности оно имело большие хозяйственное значение.

Для этого времени характерно преобладание натурального хозяйства и особая роль религии это время становления крупных феодальных государств, роста значения городов. В условиях роста социальных и религиозных противоречий усиливается центральная власть, возникают абсолютистские монархии. Цивилизации Древнею мира и Средних веков рамках теории стадий роста не разганичиваются, они рассматриваются как тдиционное общество, основой котг выступает натуральное и полунатуральное агарноремесленное хозяйство. Тоффлер книге Третья волна 1980, от Китая и Индии до Бенина и Мексики, Греции и Рима повсюду цивилизации росли и приходили упадок, боролись и сливались дг с дгм, образуя бесконечную. Однако под этими внешними различиями имеется фундаментальное сходство. Промышленный переворот, начавшийся Англии, охватывает страны континентальной Европы, где быстрыми темпами идет становление капиталистических отношений. России знаменовала переход к эпохе становления коммунистической формации, именно с ней связывалось нступление Новейшег времени.

Они предпочитали говрить об истории хх века, или истории современности. В развитых странах складывается социально ориентированная рыночная экономика, меняется характер быта и досуга человека. Какие подходы к периодизации всемирной истории существовали исторической науке?. При каких изменениях общественном развитии правомерно говорить о наступлении новг этапа мировой истории?. Какие перемены мировом общественном развитии можно связывать с наступлением новг этапа?. История России и мира с древнейших времен до конца века Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.

Более того, на процессе возникновения философии здесь сказалось влияние и других факторов своеобразие способа производства, различная степень развития мифологии, сила традиций, войны, психологические особенности. Древневосточная философия не получила явного вычленения из предфилософии, сливаясь то с обыденнонравственным сознанием как Китае, то с религиозномифологическим мировоззрением как Индии. Односторонность применении этих методов ведет к ошибкам историкофилософских исследованиях, поэтому необходимо гармоничное сочетание различных методов. Вот почему историк философии должен своей работе использовать такие методы, как понимание, герменевтическое видение, сопереживание. Уже этот период обозначилось своеобразие философских традициях восточной и западной философии, притом, что им были присущи и общие моменты возникновение лоне мифологии, появление период формирования классового общества и государства, обнаружение мировоззренческого характера философии, выработка ею собственного метода. Невыделенность философии на Востоке из предфилософии порождала феномен одновременной представленности той или иной концепции качестве философской и качестве религиозной брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство. Самой философичной была школа даосизма основатель Лаоцзы, где разрабатывалась идея дао как первоначала, всеобщего закона мироздания. Другие школы, например конфуцианство, развивали такие темы, как взаимоотношения между людьми, воспитание, правильное правление, мораль.

Мистическая троица эпох высшей степени привлекательна для метафизического вкуса Гердера, Канта и Гегеля… Мы видим, что не только для них она приемлема для историкоматериалистического вкуса Маркса, она приемлема и для практическиаксиологического вкуса Макса Вебера для авторов любой философии истории, которая представляется им некоей заключительной стадией духовного развития человечества. Падение Запада и глобальные проблемы человечества общедоступное введение Шпенглер. Оригинальный подход к периодизации исторического процесса предложил. Термин формация был воспринят из геологии, где им обозначается напластование геологических отложений определенного периода. Организация и учреждения политические государство, партии, культурнопросветительные, религиозные. О некоторых спорах, связанных с современным восприятием марксизма мы уже говорили разделе, посвященном философским проблемам экономической жизни общества. Маркса азиатский способ производства?. Соответствует ли он античному или феодальному способу производства, или представляет какойто другой, возможно, шестой по счету?. Теория общественноэкономических формаций не только основана на теоретических выводах середины.

Глобализация его взглядов произошла позднее, благодаря интерпретаторам марксизма. Шпенглер 4 высокий уровень материальной деятельности человека, орудий труда, технологии, экономических и политических отношений и учреждений. Однако современной социальной философии под цивилизацией чаще понимают крупномасштабную социокультурную общность людей и народов. С его помошью можно выделить ряд социальнокультурных различий современных восточной и западной цивилизаций. Какие этапы развитии общества и соответственно типы обществ выделяет современная социальнофилософская мысль?. Мы живем среди последних материальных и интеллектуальных остатков Средневековья.

Современная философская мысль пошла сторону укрупнения выделяемых этапов. Ростоу поясняет, что конечном итоге, различие между традиционным и современным обществом, по его мнению, состоит том, является ли уровень капиталовложений низким по отношению к приросту населения. Фейербаха Несмотря на подавляющий авторитет учения Гегеля, Германии появляется философ, который с позиции материализма даёт резкую критику идеалистической диалектике Гегеля. Сциентистское рационалистическое направление неопозитивизм, структурализм, герменевтика. Сознание рассматривается как личный компьютер, раскрывающий операционновычислительные способности человека. Термин общественное сознание характеризует как реальное сознание конкретного человека, так и идеальную модель общественного сознания. Характеристика информационного общества Социальная философия изучает состояние общества как целостной системы, общесоциологические законы его функционирования и развития, которые реализуются через деятельность человека.

Существует множество мнений о возникновении и развитии человека, однако основном они сводятся к вопросу о соотношении биологического и социального человеке Понятие индивид указывает, вопервых, на отдельную особь как представителя высшего биологического вида Смысл и назначение человеческого бытия Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека. Материалистическая концепция устраняет все сверхъестественное, трансцендентальное, внеисторическое. В современной философии истории концепции линейного развития общества подвергаются критике у Шпенглера, Тойнби. Последовательная смена главных общественноэкономических формаций первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической представляет объективную закономерность и лежит основе марксистской периодизации всемирной истории. Циклическая теория развития должна, по Шпенглеру, преодолеть механицизм одномерных эволюционных схем развития линейных схем развития истории и общих периодов, эпох истории для всех культур Древности, Средневековья.

Маркса, исследование возможности их применения экономической, социальной и политической жизни. Отметим, что полный термин общественная экономическая формация вместе с определением этого понятия впервые встречается предисловии к работе. Разнообразие подходах к проблеме периодизации истории обусловлено тем, что выделение периодов истории зависит от того критерия или критериев, которые положены основу периодизации. Коренная идея формационного подхода состоит признании единства человеческой истории и ее прогресса форме стадиального развития. Понятия базис и надстройка являются соотносительными, они неразрывно связаны с категорией общественноэкономической формации.

Душа европейской культуры, неудовлетворенная пребыванием границах достигнутого, нацеленная на бесконечное движение к неизведанному, фаустова душа. Например, некоторые немецкие философы считали, что история является загадкой для людей, поэтому лишена всякого смысла. Любые массы людей возникают время от времени они могут появиться случайно, когда скапливается огромное количество людей связи с тем или иным событием они могут быть заранее организованы и выведены на улицы для проведения тех или иных организационных мероприятий митингов, демонстраций и др Понятие толпы близко к понятию массы, но оно очень отличается от понятия народа. В своем трактате Основания новой науки об общей природе наций 1725 он представил светскую концепцию всемирной истории как исторического круговорота, единого для всех народов. Согласно взгляду Маркса, истории человечества сменилось пять общественноэкономических формаций первобытнообщинная первобытнокоммунистическая, азиатская, античная рабовладельческая, феодальная и капиталистическая. Это и Кант, веривший установление вечного мира, и Гегель, связывавший прогресс с ростом свободы, и Спенсер, дополнивший идею прогресса идеей порядка, и Маркс, предсказывающий наступление коммунизма как результат действия объективных законов. Рассмотрим же некоторые широко распространенные точки зрения по этой проблеме. Такой общей для человечества верой может быть, полагает Ясперс, только философская вера.

На всей территории страны у нас не было такого периода, как рабовладельческий строй за исключением узкой полосы прибрежных древнегреческих и древнеримских городовгосударств, античных колоний Причерноморье. Сейчас его часто используют, причем, не только качестве существительного, но и как прилагательное, поэтому понятно, что значений этого термина множество. В тех же случаях, когда речь не идет об общей теории и истории социальной эволюции, когда нас интересуют по преимуществу аспекты развития собственно философских идей, прямое замыкание истории философии на историю развития способов производства удовлетворить не может. Это традиции киников, стоиков, эпикурейцев, которые прочно связаны европейской культуре с определенными типами поведения и нравственными установками. Та форма общественного сознания, которая испытывает наибольшее напряжение, претерпевает самые радикальные изменения, естественно, становится и центром тяготения рефлексивной деятельности. Отношение философии и науки как методологическая проблема Философия современном мире. Так же обстоит дело и постиндустриальном обществе, где производство знания и информации становится ведущей сферой деятельности людей. Одной из важнейших перемен по мере становления постиндустриального общества становится изменение роли собственности. Смысл этой концепции изложен, частности, книгах известного американского социолога.

Есть ли у истории конечная цель?. Конечно, эта истина истории далеко не очевидна для всех, но, несмотря на грядущие столкновения, она повсеместно утвердит себя, пусть даже через несколько веков. Идейная разнонаправленность сосуществующих одном и том же пространственновременном срезе философских систем такова, что порой создается впечатление об их несоизмеримости. Но уже Аристотель различает первую философию и вторую философию. Они даже не искали начала смысле изначального состояния, замещенного последующими во времени состояниями бытия. Появилась возможность критической оценки любой теории и, стало быть, возможность постепенного проникновения природу вещей. Никогда ранее не наблюдавшееся такой резкой форме разочарование во всех видах и формах общественнополитической борьбы ведет к тому, что само счастье понимается уже не как сумма положительных благ, а как нечто чисто отрицательное, как невозмутимость, как отсутствие всего того, что могло бы нарушить спокойствие индивида. Философы античности рассматривали человека как образ космоса, как микрокосмо.

Развитие культуры носит противоречивый характер, который включает прогрессивные и регрессивные моменты. Таких культур Шпенглер насчитал восемь индийская, китайская, египетская, вавилонская, античная, арабская, русская и западноевропейская. В марксистском видении ее история выражена цепочкой последовательных ступеней ручные орудия, ремесленномануфактурный период, машинная техника, автоматизированные системы. Кроме того, известны религиозные пророчества, оракульские предсказания и гадания. Критерием периодизации истории стал не уропен развития производительных сил, а смена форм собственности на средства производства. Поскольку коренной разницы уровне производительных сил древности и средневековья не обнаружено, а во многих обществах Востока рабовладение было развито слабо, ряд ученых полагал, что мировой процесс следует разбить на четыре стадии, объединив рабовладение и феодализм одну. И тем не менее по ряду причин, на взгляд автора, решить проблему создания адекватной периодизации исторического процесса полностью не удалось. В диссертации использован и фактический материал из многочисленной исторической и этнографической литературы. Доказано, что границами формации являются три производственные революции аграрная, промышленная и научнотехническая. Суть аграрной революции переходе от присвоения пищи к ее производству.

И только с промышленным переворотом экономия труда с помощью машин стала главной. В стадии расцвета, вероятно, ускорил ось расселение людей по планете, а с этим происходит углубление специализации и дифференциации орудий труда. Люди смогли охотиться более скудных или трудных для проживания местах лесах, джунглях, делясь на малые группы. Неправильно представлять первобытное общество как тоталитарное, с казарменной дисциплиной. Смысл истории усматривается реализации определенных принципов, идей, сущностей или ценностей. Такие объективно существующие всеобщности конституируют историческую жизнь человечества организованное, упорядоченное целое, прозрачное для философской рефлексии. Таким образом, базисная форма философского постижения истории воплощает себе возможные вершинные образцы теологической и философской концептуализации исторического процесса. Масштаб исторической личности определяется мерой ее продуктивности такой реализации.

Античность создает историографию как особую область знания и, следовательно, особый способ осмысления действительности. Судьбы западноевропейского исторического сознания практических и теоретических своих формах на протяжении многих веков были нераздельно связаны с судьбами западнохристианского со знания. Ведь эсхатологичность христианского переживания времени коренится совершенно конкретном прошлом событиисобытии явления Иисуса Христа. Новое времяэто эпоха появления дерзновенных философских тематизаций всемирной истории, грандиозных историографических полотен, масштабных и новаторских теологоисторических построений. Такие регулятивные представления относительно теоретического постижения истории крайне затрудняют возможность смысловой и ретроспективы, и перспективы, базирующихся на теоретической реконструкции исторического процесса. Сознание является объектом внимания многих наук, как естественных, так и гуманитарных, каждая из которых исследует сознание с точки зрения предмета своей науки. Первая из них мистическая связана с верой сверхестественные силы, воздействующие на человека и его сознание. Применительно к технознанию это означает исследование всей совокупности отношений технознания к другим общественным явлениям, первую очередь к производственной деятельности, и к естествознанию и к обществознанию, а также анализ собственного движения технознания. Следовательно, необходимо определить непосредственную основу технических наук.

То и другое синтезируется новой системе единое целое, причём старое, более общее продолжает быть основой существования новой, более высокой стороны этого целого, а новая выражает сущность возникшей системы, определяет её функционирование и развитие. Здесь мы вступаем область прогнозов, которые, как известно, дело неблагодарное даже естественных науках, а тем более — науках общественных, где авторитет футурологии как научной дисциплины оказался подорванным провалом предсказаний о будущем, коммунистическом, развитии общества. Таковы основные методологические соображения, на которые мы будем опираться при определении основных тенденций развития технознания. В настоящее время существует определённый разрыв между формирующимися постнеклассическим естествознанием и классическим с элементами неклассического обществознанием. И вовторых, выявив исследовательским путём существующие тенденции развития технознания, попытаемся далее определить, что нужно сделать, чтобы сблизить пути достижения идеальной глобальной целитенденции научнотехнического развития с реальным процессом и тенденциями развития технознания.

Необходимо проанализировать, какие различные периоды отмечаются исследованном генезисе дисциплины, какие моменты найденной периодизации присущи лишь данной дисциплине, а какие могут подходить для целого класса дисциплин или для каждой дисциплины. Процесс математизации технознании применительно к подсистеме технических наук разворачивался той же последовательности, какой шёл процесс становления технических наук и захватил сначала технические науки механического цикла, которых количественная сторона превалирует над качественной, затем — науки физического и химического циклов, где количественная и качественная сторона находятся примерно на паритетных началах, и лишь позднее этот процесс стали втягиваться технические науки геологического и биологического циклов, которых качественная сторона явно превалирует над количественной и где процесс математизации ещё только начинает разворачиваться. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта. Не трудно объяснить, но очень непросто принять подобное нагромождение поверхностных и несогласованных абстракций. Получилось, конечно, смешно, авторская философия осталась без явного предмета, предпочитая болтать обо всем и ни о чем конкретно. Осталось, впрочем, не выясненным, являются ли универсалии культуры философской категорией, и если да, то результатом рефлексии над какими универсалиями культуры?. Впрочем, спорить ли на экзамене?. Внимание здесь и далее под новым временем авторы преимущественно понимаются только века. Не теоретический, а практический разум дает нам знание Бога и реальности, а также ведет по жизни. Согласно этой концепции все системы самоусложняются растет их разнообразие, а стабильность снижается.

Кроме того, дополним следующим аспектом темы Образ человека истории культуры Человек истории культуры центральная фигура. Лечение с помощь психоанализа состоит том, чтобы освободить от излишних страхов психозов, неврозов Эго Я, чересчур сдавленное подсознательным и сверхиндивидуальным. Основные элементы структуры общественного сознания идеология, религия, философия, культура, искусство, наука, мораль, право, общественная психология. Кроме того, субъект умер так как объелся этой многовариантной каши, а объект, слишком игнорируемый неклассиками, начал мстить и теперь его приходится принимать расчет. Есть два типа интерпретации направлений развития истории линейные и не линейные циклические. Готовность подчиняться зависит от качеств субъекта и объекта, характера властных требований, средств воздействия, ситуации. Власть, как настаивают авторы, универсальна, ибо проявляется во всех сферах человеческой деятельности.

Фундаментальная проблема глобализации сохранение разнообразия, национальной и культурной самоиндентичности. Здесь выявляются зерна и предпосылки потенциалы будущего, содержащиеся настоящем. На протяжении столетий христианстве существовало представление о том, что бессмертная душ человека обременена не только оболочкой, которую называли сосудом мерзости и греха, но и разумом подарком дьявола, который своей гордыне пытался противостоять бессмертной душе, несущей дыхание самого Бога. В означенной плоскости философии истории превалируют две проблемы, имеющие фундаментальное значение развертывании исторического процесса и осмысления его сущности. Итак, при рассмотрении вопроса о направленности исторического процесса представлены две позиции его решении — теория круговорота и теория общественного прогресса.

И хотя наше время концепция исторического круговорота, кратко охарактеризованная нами выше, не закончила свое существование, продолжая иметь современных приверженцев, стремящихся отстоять ее правомерность, следует определенно признать, что теория общественного прогресса получила несомненно преобладающее влияние научных кругах и разделяется большинством специалистов, занимающихся исследованием проблем философии истории. Согласно взглядам Ясперса вся история человечества делится на три последовательно сменяющие друг друга фазы доистория, история и мировая история. В этой фазе все происходящее, по его словам, близко тому, что бессознательно происходит природе. Критически рассматривая подходы великих предшественников и обращаясь к непосредственному анализу реальных процессов общественного развития, мы склоняемся к мысли, что основу содержательной периодизации всемирной истории следует положить качественно своеобразные виды прогрессивно развивающейся человеческой деятельности, связанные с углублением познания и практического освоения окружающей природы, овладения ее силами. Каждый исторический период не просто несет разнообразие, а представляет собой подобное углубление новый исторический шаг овладении природной средой, являясь тем самым ступенью прогресса развитии человечества. Данная формация характеризуется общественной и личной собственностью на средства, первобытным коллективизмом производстве, распределении и потреблении жизненных благ. Основатели марксизма, которых трудно заподозрить чрезмерных симпатиях к капитализму, еще середине века писали, что буржуазия за сто лет создала более грандиозные производительные силы, чем предшествующие поколения, вместе взятые.

Соответственно растет и значение интеллигенции, как того элемента современной социальной структуры, который преимущественно осуществляет информационную деятельность. Не случайно первые аграрные цивилизации зародились лишь Междуречье, долинах Нила, Инда, Хуанхэ и других немногих местах, располагающих благоприятными условиями для аграрного производства. Сложность и трудность перехода к индустриальному обществу российского народа обусловлена, на наш взгляд, прежде всего устойчивостью и предельным консерватизмом тех пережиточных, оставшихся, быть может, с первобытных времен социальных порядков. Подобным же образом отсутствие или недостаточное развитие частной собственности на землю, создавая ситуацию обезличенности, ничейности собственности, порождало бесхозяйственность и безответственность. Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Но религия — сознание массовое, а философия — сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия — всегда работа мысли. Философия языка — исследования языка с точки зрения его сущности, происхождения и функции человеческом обществе, развитии культуры. Культура — совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов. Цивилизация — это все человечество широком проявлении символических богатств.

Своеобразие философии сказалось характере мышления — философы создавали главным образом трактаты, которые имели обращения к знаниям, разуму людей. Важнейшие функции философии — открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия — прогноз, формирование гипотез об общих принципах, тенденциях развития конкретных явлений, еще не проработанных специальнонаучными методами. В античной философии разрабатывается проблема логики, большой вклад ее изучение внесли Сократ, Платон и Аристотель. Важнейшим условием расцвета культуры эпоху Возрождения явился слом диктатуры церкви. Основными философскими течениями этой эпохи были иррационализм рационализм гуманизм персонализм. Рационализм образовался как выражение прогресса знания, науки и техники, их огромных успехов Новое время. Поппер исследует важные проблемы соотношения закона и тенденции, роли жизни общества социальной технологии. Герменевтика разъясняю, истолковываю — искусство и теория интерпретации текстов. Зигмунд Фрейд — австрийский психолог, невропатолог, психиатр, для него характерны исследования явлений бессознательного, их природы, форм и способов проявления.

Бытие — это чистое существование, которое не имеет причины, оно причина самого себя и является самодостаточным, ни к чему не сводимым, ни из чего не выводимым. Его наличное бытие — это реальность, ограниченность, конечность, бессознательность, объективность. Но наряду с гносеологическим объяснением он допускал и ее онтологическую интерпретацию как сверхчувственной реальности и оценивал ее как первичную, которая определяет мир чувственных явлений именуемых феноменами, а метафизические явления именуются ноуменами это ноуменальная реальность, которая аффицирует нашу чувственность Смысл кантовского агностицизма, как принято считать, состоит том, что чем вещь является для нас феномен, и то, что она представляет сама по себе ноумен, принципиально различны. Неотомизм занимается философским обоснованием бытия Бога доказательством различных религиозныхдогм рассмотрением чистого бытия как некоего духовного первоначала толкованием естественнонаучныхтеорий и социальной практики проблемами метафизики — учением о действии и потенции наличие бытия является действием определенного бытия, неактивная потенция выражает реальное ограничение действия, становление есть переход от потенции к действию. Господство прошлом религиозной идеологии имело печальные последствия для развития философии. Вопрос о соотношении сознания и бытия носит иной характер, чем обычные философские вопросы. Сложнейшее взаимодействие и противостояние бытия и сознания, материального и духовного вырастает из всей человеческой практики, культуры, пронизывает.

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от обычного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своей жизни, ее нравственным содержанием. Обращаясь к другим людям, говорящий сообщает им свои мысли и чувства побуждает их к тем или иным поступкам убеждает их чемлибо приказывает советует отговаривает их от какихнибудьдействий. Маркс предложил анализировать сознание и его содержание через изучение предметнопрактических форм человеческой деятельности Важнейшим философским произведением Бергсона является Опыт о непосредственных данных сознания, котором он вводит понятие чистой длительности — сути сознания и бытия. Важнейшим, по мнению Фрейда, двигателем психической жизни человека является либидо половое влечение, которое определяет противоречия человека и социальной среды, человека и культуры, человека и цивилизации. Конкретность истины является ее определенностью — независимо от степени строгости и точности истина имеет предел положительной применимости, где понятие последнего задается областью фактической выполнимости теории. Людвиг Витгенштейн — австрийский мыслитель, логик и математик. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Понятие и суждение отличаются тем, что суждение как высказывание, отличие от понятия как высказывания, должно быть непременно истинным или ложным.

Умозаключение должно иметь доказательство, процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей. Таким образом, противоречия, которые формируются системе, выступают как источник самодвижения и саморазвития, а переход количественных изменений качественные — как форма этого процесса. Логика является общим учением об историческом развитии, самодвижении предмета познания и его отражении мышлении, движении понятий. К таким методам относятся законы и категории диалектики наблюдение и эксперимент сравнение анализ и синтез индукция и дедукция. Отсюда возникает необходимость во взаимной дополнительности отдельных методов, что обусловлено, кроме всего прочего, тем, что каждый метод имеет определенные пределы своих познавательных возможностей. Идеализация — образование с помощью мысли абстрактных объектов результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически. В процессе познания некто приближается к нечто, узнает его, но при этом оставляет границу, дистанцию. Соотношение единичного и общего контролируется такой наукой, как логика. Монизм Спинозы носил пантеистический характер Бог отождествлялся у него с природой. По отношению к индивидуальному опыту априорными могут быть не только формы чувственного познания, но и формы работы рассудка — категории.

Цель философии неокантианства — творческая работа созидания объектов всякого рода, но вместе с тем познает эту работу ее чистом законном основании и этом познании обосновывает. Позитивизм — философское направление, которое исходит из данного, фактического, устойчивого, несомненного, позитивного и ограничивает им свое исследование, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Любые объекты познания формируются нашими познавательными усилиями ходе решения жизненных задач. Истина является не объективной, а субъективной, духовной реальностью ее информационном и ценностном аспектах. Если бы познание не являлось с самого своего возникновения более или менее истинным отражением действительности, то человек мог бы не только разумно преобразовывать окружающий мир, но и приспособиться к нему. Другими словами, его нельзя сводить лишь к экономическому человеку, или только к человеку разумному, или к человеку играющему. Целостность бытия выражается первую очередь том, что человек — это единство трех основных начал Свое наиболее полное выражение проблема человеческого существования нашла экзистенциализме философии существования.

Обращение к антропологической проблематике связано с критической и просветительской деятельностью софистов и созданием философской этики Сократом. Философия эпохи Возрождения Ренессанса поставила человека на земную основу и на этой почве пыталась решить его проблемы. Достоевский был одним из самых типичных выразителей начал, призванных стать основанием нашейсвоеобразной национальной нравственной философии. Герои романов Федора Михайловича находятся противоречии сами с собой, они ищут скрывающееся за внешней стороной христианской религии и окружающих их вещей и людей. Если логически следовать этой идее, то люди обречены на вечность, потому что уже живут вечности. Философская антропология, объявив себя основополагающей философской дисциплиной, пытается на основе тех или иных особенностей человека найти способы постановки и решения всех философских проблем. Как наука философия истории возникла Новое время, этот термин ввел великий мыслитель Вольтер.

Но любое новое поколение не просто повторяет то, что делалось их предшественниками, а реализует свои собственные потребности и интересы, осуществляет свои собственные цели. Понятие общества включает себя не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения Общество на каждой ступени своего развития — это многостороннее образование, сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Историей называется общественная память человечества, его самопознание и самосознание исчезнувшее действительности живет сознании. Культура эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Эстетическое — это непосредственно данная чувственная выразительность внутренней жизни предмета, запечатлевающая себе двусторонний процесс опредмечивания человеческой сущности и очеловечивания природы и воспринимающаяся человеком бескорыстно, переживаемая как самостоятельная жизненная ценность.

Эстетическое отношение к действительности, которое содержится во всех видах человеческой деятельности, не могло не стать предметом самостоятельного культивирования. Искусство — это средство самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются отношения человека и мира, сам человек во всех его измерениях — психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. В отличие от философии, науки, религии и этики, искусство начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, которая обеспечивает создание особого второго наряду с предметным, изящно вымышленного мира, котором все является эстетическим созданием человека. Литература как часть искусства была представлена большей частью поэтическими произведениями, проза же при всей ее эстетической оформленности была по своим целям, как правило, философской или исторической. Широкое распространение имеют различные религиозные модели философского мышления. Позитивной философией французский мыслитель называл совокупность общих научных положений всего обширного положительного естественнонаучного и социального материала. Большое значение философ придавал нравственному совершенствованию индивида. По мнению Эрнста Маха, мир целом и все вещи нем — комплексы ощущений. Постпозитивизм — множество концепций, пришедших на смену логическому позитивизму неопозитивизму.

Основной идеей Куна является то, что развитии научного знания большую роль играет деятельность научного сообщества и особую значимость имеют социальные и психологические моменты. Эмпиризм — теоретикопознавательное направление, выводящее познание из чувственного опыта. Галилей был на стороне рационализма и считал, что мир можно постигнуть чисто механическим способом, с помощью математики, механики и разума. А с помощью эксперимента реализуются научные идеальные объекты идеальное движение пустоте, идеальный газ. Фурье дополнил эту периодизацию ступенью эндемизма райскойпервобытности, а поскольку социалистыутописты страстно верили переходчеловечества к высшей, гармоничной ступени своего развития к социализму, то фактически их трудах своем первозданном виде выступила пятичленнаясхема исторического процесса.

Приэтом преобладающая какуюто эпоху форма теоретического отношения кистории тем или иным способом соотносится с другими формами, даже еслитакое соотнесение и не принимает отчетливо выраженного характера или еслиэти другие наличествуют лишь рудиментарном виде. Такие образования, как правило, включают определенные картины исторического процесса, апелляции ксобственному прошлому, призывы к созиданию будущего. Такая констатация позволяет такжеуказать характер отношения между прошлым, настоящим и будущим. Смысл истории усматривается реализации определенных принципов, идей, сущностей или ценностей. Если говорить кратко, то философия истории призванауказать сущностное содержание, процессуальную форму и смысл истории. Такая реконструированная концепцияпредстанет как базисная форма философскоисторического рассуждения, поотношению к которой реально существовавшие теории являются как быопределенными модификациями. Теоретическое осмысление исторической жизни античную эпохуосуществлялось историографии и философии. Еще не сложилось представление о принципиальномкачественном различии между разными временами, эпохами, обстоятельствами, иразличные исторические события, ситуации, действия считаются различнымипроявлениями одного и того же мира, различными поступками одинаковых посвоей сущности людей.

Участие античной философской мысли оформлении философскогопознавательного отношения к истории не только обеспечило егорационализацию, но и обусловило его метафизическую природу. Желательно установить те конститутивныесодержания христианской веры, которые порождают историческое сознание. История воспринимается как нечто творимое, созидаемое, соответственнообновляемое. Оно оказало мощнейшее воздействие на всю последующую христианскуюмысль. Наиболее интересным явлением сфересобственно философскотеологического толкования истории было, несомненно, творчество Иоахима Флорского. Новое времяэто эпоха появления дерзновенныхфилософских тематизаций всемирной истории, грандиозных историографическихполотен, масштабных и новаторских теологоисторических построений. Историческое сознание предстает как один изконституирующих факторов мировоззренческой культуры.

В конечном счете оформление настоящих и будущих отношений междулюдьми зависит от усмотрения разумом истин, надысторических по своей сути. Появление критической философии истории обусловлено основном двумяфакторами. В философии истории настоящее время фактически не предпринимаютсяпопытки создать единую концептуальную кар тину всемирной истории, которойнынешнее состояние человечества предстало бы как естественный или какзакономерный результат предшествующего исторического развития. Так, представителей медикобиологических наук первую очередьинтересует мозг как орган сознания его строение, спецификафункционирования. Христианство считало, что сознание представляет собой Бога, то надмировое начале которое существует до всего и затем творит весь мир исамого человека. Лосский, определяя характерные черты русской философии, отмечал постоянный интерес к вопросу о сущности исторического процесса. Наследницей философской и научной мысли Аристотеля является школа перипатетиков.

От оригинального платоновского учения об идеях они отклоняются настолько, что лишь с трудом их можно назвать последователями Платона. Весьма резко Аркесилай выступает против учения стоиков о каталептических представлениях. Представления будут истинными, если они одинаковы у многих людей, совместное переживание представлений является критерием их истинности. То есть понятия возникают как общее различных восприятий, как некое предвосхищение внутреннего логоса. Соответственно Космос из вещественного организма превращается организм вещественносмысловой, котором большое значение имеют внеразумные факторы, например, судьба. Скептицизм как философское направление стал симптомом угасания творческой мысли греческих мыслителей. Ущемляя чужую свободу, человек рискует сам оказаться зоне дефицита свободы. Ибо, как человек создан из четырех стихий творения огня, воды, земли и воздуха, так и жизнь его поддерживается телами, состоящими из четырех стихий, каковыми являются плоды земли. Одни называют свободой легкую возможность низлагать того, кого они наделили тиранической властью другие право избирать того, кому они должны повиноваться третьи право носить оружие и совершать насилия четвертые видят ее привилегии состоять под управлением человека своей национальности или подчиняться своим собственным законам.

Он резко отрицательно относился к либеральным воззрениям на государство. Однако мы не признаем такого билля о правах, который ставит личность выше государства и позволяет личности противостоять обществу. Безусловно, свобода присуща не всякой форме взаимоотношений между людьми и не всякому сообществу. Когда люди живут сообща, но не образуют политической целостности, например, племенных обществах или просто домашнем быту, факторы, определяющие их поведение и поступки не есть свобода, это жизненные потребности и забота об их поддержании. Куда история направлена и есть ли это направление?. Эти и другие вопросы человечество разрешает до сих. Мировоззрение всегда являет собой сплав разнообразных составляющих компонентов. В общем историкофилософский процесс структурируется трех этапах пребывание, познание, творчество. Ничто также обнаруживается и выступает наравне с мышлением и сущим как чистая всеобщность —. Предполагается, что он первым сделал карту Земли форме цилиндра. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира.

Необходимо, так как чел есть явление среди др явл прир и этом отнош подчинен необходимости. Ф признает важную познав функцию теорет мышления и его способности достичь более глубокого познания действительности. М связывает его с общ преобразованиями, с освобождением кот основе имеет уничтожение отчужд труда. Процессы, связанные с преобразованием качва предметов, с появлением новых качых состояний, характеризуются как развитие. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд. Способность к Р составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания. Чувственное восприятие чел конкретных событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того какой мере сод понятий освоено данным.

Суждение форма мысли, которой посредством связи понятий утверждается или отрицается чтолибо. Первая группа это всеобщие методы диалектический и метафизический, еще их называют общефилософскими методами. Вторую группу методов составляют общенаучные методы, которые используются самых различных областях наук Третья группа методов частнонаучные, которые используются только рамках исследования какойто конкретной науки или даже конкретного явления. Наряду с динамическими законами действуют законы, которые получили название статистических. Знание есть отражение и сущ виде чувственного или понятийного образа.

Ошибки нередко совершаются ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. Общество это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой. Ведущее звено политической системы государство, которое осуществляет деятельность власти интересах господств общ социальноклассовых.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru