Предпосылки эпохи возрождения в философии

Философия эпохи возрождения особый этап истории западноевропейской философии, характеризующийся утверждением новой, специфической формы философствования, строящейся на принципиально иных, независимых от философской схоластики, традициях. Таким образом, эпоха Возрождения совпала с открытием нового света и повторным открытием Антично­сти. В работах Иогана Кеплера и Галилео Галилей получил обоснованный экспериментальный метод, ставший основой новой науки. Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений Европе. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. В самой Италии наряду с Петраркой и Боккаччо сосуществует архичнейший, будто из какогонибудь десятого века вышедший Франко Саккетти. Да тот же Петрарка, создатель новой поэзии, преклоняется перед отживающими свое столпами схоластики Парижского университета. Вне Италии пока еще отсутствует и осознание своего времени как поворотного пункта истории, отсутствет еще и сама идея возрождения античной классики, хотя интерес к античности усиливается. Усиливается и интерес к собственному творчеству и национальным традициям, фольклору, языку наконец. Идеи гуманизма, возрождения, созданные титаническими усилиями Данте, Петрарки и Боккаччо подхватываются представителями других стран Европы.

Латынь проникает самые медвежьи углы Старого Света, например, Скандинавию. В этот период складывается новая система литературных жанров, развиваются до образцовых появившийся на рубеже. Сицилии сонет, трансформируются и приобретают окончательную форму античные оды, элегии, эпиграммы. Писатели, художники и философы синтезируют пережитое и не только лично ими, но целом эпохой, подврдят итоги, описывают закат. На смену классическому ренессансу приходит причудливый, минорный, надломленный маньеризм. Между церковью и светскими правителями разворачивается жестокая борьба за политическую власть. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое Философия Учебник для вузов Под. Не последнюю роль возникновении Возрождения играет та специфическая форма христианства, которая бытовала Западной Европе.

И такие сомнения не замедлили появиться позднее они перешли огульное отрицание Бога. У истоков философской культуры эпохи Возрождения стоит величественная фигура Данте Алигьери 12651321. В современной литературе основной причиной возникновения Ренессанса часто считается причина экономическая, так как это было время бурного развития ремесел, возникновения и укрепления городов недаром Возрождение начинается именно Италии, где существовали такие городаполисы, как Рим, Неаполь, Венеция, Флоренция, наиболее развитые с экономической точки зрения. Знаменитое Авиньонское пленение пап 1309–1377, появление разного рода антипап когда папы спорили за власть и этот спор происходил с нарушением не только норм христианской морали, но и границ дозволенного юриспруденцией порождали умах людей сомнения справедливости существовавших католических традиций и даже уход свободомыслие и отрицание католических и вообще христианских идеалов. Поэтому на смену схоластическим Суммам приходят другие формы изложения богословской мысли диалоги, письма, поэмы, на смену иконам — художественные картины. Картина мира этом произведении средневековая, чисто католическая, но сама иерархия небес рая во многом напоминает неоплатоническое построение. Философия нужна для управления государством, а церковь — для того, чтобы вести людей Царство Небесное Поэтому и смысл жизни на земле Данте видит не аскетизме, не бегстве от земных благ, а, наоборот, жизни сообразно с природой, человеческими, земными целями и совершенствовании земных условий жизни. Термин гуманизм этом плане является синонимом слова антропоцентризм и противостоит термину теоцентризм.

Эти работы не просто переводятся, а комментируются, причем комментарии пишутся не только богословские, но и философские, а также и текстологические, филологические. При этом возникают многие науки, частности филология ее нашем, современном понимании. В художественных формах гуманисты также пытались найти нечто новое, отказывались от распространенных Средние века Сумм. Как разумное существо, человек является творцом и именно этом подобен Богу. Человек и мир прекрасны, ибо созданы Богом, и задача человека — делать мир еще более прекрасным, этом человек является соработником Богу. Он, может быть, известен больше как замечательный поэт, воспевший своих стихах свою любовь к Лауре. Схоласты взяли за образец для себя философию Аристотеля, однако аристотелизм трактатах схоластов во многом извращен. Чтобы знать Аристотеля, нужно изучать самого Аристотеля и всю античную культуру. Петрарка впервые вновь поднимает интерес к такому гению античной философии, как Платон. Однако Истина, хотя и обозначена участницей беседы, ни разу не вступает спор.

Августин проповедует истины христианской веры, говорит о том, как следует жить, с чем Франциск соглашается, но при этом говорит, что у человека есть и земные дела, которым он должен уделять внимание, и дела эти настолько увлекательны, что далее идут пространные им похвалы. Правда, теперь, пока мы говорим, меня ждут многие важные, хотя все еще земные дела. Естественно, сам Петрарка считает себя христианином, хотя и указывает на необходимость гуманизации существующего христианства, его направленности на человека. Именно Петрарка является основоположником гуманистического направления ренессансной философии и — более широком плане — основоположником гуманизма вообще. Кроме того, у него есть трактаты О красотах латинского языка против современного ему варварского латинского языка, О свободе воли, О монашеском обете, Со по став ление Нового Завета, а также знаменитая работа Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина. Он возражает против терминов, вводившихся сторонниками Иоанна Дунса Скота чтойность, бытийность, это вость и, и призывает возвратиться к живому латинскому языку, не уродовать его нововведениями. Кроме такого рода преувеличений, Валла приводит и более серьезные аргументы, доказывая, что чувства, помимо того, что дают нам способность испытывать наслаждение, служат еще и для самой жизни, и для познания мира. Так, не случайно питание приятно и потому полезно для жизни, а яд горек и, как любая опасность, не доставляет наслаждения.

Валла считает, что его взгляд на наслаждение не противоречит христианству, а является более честным и последовательным. Понятие нравственности из этой системы отсчета просто исчезает …само понятие высокой нравственности является пустым, нелепым и весьма опасным и что нет ничего приятнее, ничего превосходнее наслаждения. Однако отказ от традиционно понимаемых христианских ценностей приводил многих и к отказу от общепринятых нравственных норм. В главе Оборотная сторона титанизма этой книги он приводит множество поразительных примеров безнравственности, распущенности и жестокости не только среди простонародья, но и среди монахов, священников, аристократов и даже римских. Лосева, папа Александр VI и его сын Цезарь Борджиа собирают на свои ночные оргии до 50 куртизанок. Однако среди философов подобная трактовка христианства эпикурейском ключе не была распространенной. Именно платонизму суждено было сыграть наиболее важную роль философии эпохи Возрождения. В своих работах Плифон отказывается от многих христианских положений пользу платонических и неоплатонических.

Вселенная не может быть сотворена, ибо она божественна, следовательно, как и Бог, вечна Бог всегда производит вселенную по принципу, описанному Плотином, а переход от Божественного единства к многообразию земного мира происходит через языческих богов. Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи возрождения были. Николо Макиавелли – изучало проблемы управления государством, поведение правителей – искало идеальнофантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. Френсис Бэкон был уверен, что цель научного познания не созерцании природы, и не постижении Бога. Чтобы подчинить себе природу, человек должен изучить ее законы и научиться использовать свое знание реальной практике. Бэкон ориентирует науку на поиск истины не книгах, а практике, непосредственном наблюдении и изучении природы. При это Бэкон все время подчеркивал, что прогресс естествознания, хотя и губит суеверия, но укрепляют веру. Однако между душой животных и душой человека и душой животных существует качественное различие материальная чувствующая душа человека – орган сознания, орган ощущения, мысли. Углубить и конкретизировать эмпирическую методологию попробовал выдающийся философматериалист. Учение Локка о различии первичных и вторичных качеств опирается на противопоставление объективнего и субъективного.

Таким качествoм oбладает тoлькo oдна субстанция и ею мoжет быть тoлькo Бoг, кoтoрый вечен, несoтвoрим, неуничтoжим, всемoгущ, является истoчникoм и причинoй всегo. Смысл этoгo метoда тoм, чтo прoцессе пoзнания oпираться тoлькo на абсoлютнo дoстoверные знания и с пoмoщью разума, испoльзуя пoлнoстью дoстoверные лoгические приёмы, пoлучить вывoдить нoвые, также дoстoверные знания. Из философских сочинений Спинозы главными являются его знаменитая Этика, Трактат об усовершенствовании разума. В Этике Спиноза задался целью представить такую систему положений о Боге, человеческом духе и материальном мире, которая своей непоколебимостью походила бы на неразрывную цепь математических умозаключений. То, что он воспринял от философии Декарта, он развил с отважной последовательностью и все разнообразие мировых явлений свел к единой субстанции – Богу, которая, однако, лишена произвольной, свободной воли её обычном понимании. Считал главной причиной противоречий и неравенства обществе – частную собственность. Вместо этого он предложил наблюдение за природой, физический эксперимент. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов. Вопрос осложняется тем, что это время происходят изменения не только области философской мысли, но и во всех сферах жизни человека общественном, политическом, моральном, литературном, художественном, научном и религиозном асᴨȇктах.

Как доказательство, Кристеллер использует тот факт, что на протяжении всего XV века итальянские гумаʜᴎϲты не претендовали на замену средневековой энциклоᴨȇдической системы знания на другую, новую, и что, напротив, они сознавали, что их предмет изучения занимал место вполне определенное и ограниченное пределах всей системы знания. Совсем не случайно великие гумаʜᴎϲты были по большей части людьми государственными, активными, чье свободное творчество общественной жизни было востребовано их временем. Видной фигурой среди платоников XV столетия был Марсилио Фичино 14331499. Единственным авторитетом должен быть разум и свободное исследование, где чувственный опыт проходит рациональную обработку. Реформация не только продолжение Ренессанса, но и протест против него, порой отливающийся фанатические формы антигуманизма и даже мизантропии. Культура Возрождения отвечала потребностям этого богатого развивающегося города.

Несмотря на то, что понятие гуманизм появилось сравнительно недавно, термин гуманист итал. Барт своей книге Метафизические основы современной науки указывает, что во времена Коперника не были известны факты, которые бы заставили принять его систему, но был известен ряд фактов, которые говорили против. Большим достижением Кеплера было открытие трех законов движения планет, два из которых он опубликовал 1609 году, а третий 1619 году. Тип познания, связанный с этим методом, Кузанский называет ученым незнанием, где прилагательное существенным образом корректирует существительное. Таким образом, Эразм и Лютер, движимые часто одной целью, шли совершенно разными путями. Отрицая официальную догматическую религиозность, Бруно искал Бога неодолимом и нерушимом законе природы, благочестии души, хорошо усвоившей этот закон, сиянии солнца, красоте вещей, бесчисленных живых существах, которые живут, чувствуют, постигают и восхваляют величайшее единство. Он отвергает ценность добрых деяний, совершенных без должной веры вера оправдывает без всяких деяний. Процесс преодоления средневековой схоластики эпоху Возрождения осуществлялся двояко с одной стороны через пантеизм и гуманизм, с другой путем Реформации. Эпоха Возрождения сменила средневековье и продолжалась с середины ХV века до начала ХVI века. Все это было родственно настроениям гуманистов эпохи Возрождения, благодаря чему они ХV веке впервые перевели почти всех древнегреческих поэтов и философов на европейские языки.

В центр мироздания он ставил человека, верил его возможности и разум. Вселенная, по мнению мыслителя, бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, Земля не является центром Вселенной. Джованни Пико делла Мирандола 1463 – 1494 попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектические произведение 900 тезисов, главные идеи которого заключались том, чтобы возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью четвертым миром космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским. Ярким представителем этого направления был Николо Макиавелли 1469 – 1543 – итальянский флорентийский политический деятель, философ и писатель. Антропоцентризм – это представление, согласно которому человек представляет собой центр вселенной, а также цель всех событий, совершающихся мире. По своей сущности антропоцентризм эпохи Возрождения всегда выражает определенные классовые, социальные интересы.

Гуманизм узком смысле слова – это идейное движение, сущность которого состоит изучении и распространении культуры, искусства, литературы и античных языков. Никола Кузанский, например, выдвигает идею о том, что бесконечен не только Бог, но и Вселенная, природа, так как он незримо них присутствует. Поэтому Бог является бесконечным максимумом, а природа тоже максимум, хоть и ограниченный. В отличие от Данте, который еще принимал вечность понимании схоластов, Петрарка ее полностью отвергает. Великий пропагандист античной культуры, он имел уникальную библиотеку латинских текстов, своей деятельностью оказал большое влияние на своих последователей. Они считали, что изучать природу следует не схоластическим рассуждениями, не ссылками на авторитеты, не магическими заключениями, а реальным опытом.

Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры против варварства, знания против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания. Совпадая друг с другом, они могут быть не чем иным, как абсолютным тождеством. Поэтому совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Смертная и бессмертная природа человека обуславливает и его двоякое предназначение внеземное существование и осуществимое на земле человеческое блаженство. Петрарка заявляет Небожители должны обсуждать небесное, мы же — человеческое. Преодолевая дикость и варварство, человек прощается со своим ничтожеством и обретает истинно человеческое состояние. Кузанский через призму платонизма основном рассматривает проблемы онтологии и гносеологии, то Марсилио Фичино 14331499 больше внимания уделяет социальноэтической проблематике, центре которой стоит человек.

Его многочисленные заметки, сделанные особым зеркальным почерком, не предназначались для печати. Откровению Священного писания, астрологии и алхимии, сновидениям и мистике Леонардо противопоставил опыт. Надо полагать, прежде всего потому, что первоначальную, наиболее общую инспирацию к своему открытию он получил, прямо познакомившись с идеями древнегреческих пифагорейцев. Вопросам нравственности и политики посвящены сочинения Эразма Роттердамского 1469—1536 Наставление христианского воина, Воспоминания христианского государя. Еще одним философом был Мишель Монтень 15331592, автор знаменитых Опытов книги о человеке своей эпохи.

Как язвительно выражался Монтень, поджаривать человека ради следования некоторым положениям значит придавать им слишком большое значение. Государственный строй утопийцев несмотря на наличие короля — полная демократия все должности — выборные и могут быть заняты всеми, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Он буквально произвел революцию астрономии, разрушив космологическую систему Платона, Аристотеля и Птолемея и утвердив систему гелиоцентризма. Можно сказать, что проблема противоречий была основной его творчестве. Конечные же вещи мы должны рассматривать как связанные с целым, с бесконечностью. В эпоху Возрождения были сделаны выдающиеся научные открытие области географии открытие и изучение новых территорий, астрономии.

Его элементы начинают проявляться на поздней фазе феодализма и обусловлены начинающимся разложением феодальной системы. Этика эпохи возрождения это этика благородства, заключающаяся доблести духа, а не богатства. Схоластика допускала преклонение перед авторитетом, этому противопоставляется право на поиск новой философии научной истины. По мере перехода от Средневековья, экономическую основу которого составляло сельское хозяйство, к городскому образу жизни и промышленному производству выявляется особая значимость человека, его своеобразия и творческой активности. Валла разоблачил ложь о том, что император Константин посредством грамоты ставил римского папу главой вселенской церкви. Философия Западноевропейская философия эпохи Возрождения, Учебное пособие. И если центре внимания античности была природнокосмическая жизнь, Средние века – Бог и связанная с ним идея спасения, то эпоху Возрождения центре внимания оказывается человек. В учебном пособии структурировано и доступно раскрываются основные категории и этапы развития античной философской мысли. Действие происходит фантастическом Городе Солнца, где его жители солярии построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом.

Формирование идеала всестороннего и гармоничного развития человека осуществлялось с опорой на античные представления о самоценности человека и на понимание человечности качестве важнейшего результата развития культуры, а обоснование этого идеала потребовало пересмотра христианского представления о человеке и границах его свободы. В своем трактате О наслаждении Валла рассматривает человеческое тело не столько качестве условия и предпосылки познания и духовного творчества, сколько качестве орудия осуществления истинного блага, под которым понимаются чувственные наслаждения. Мартин Лютер 14871546 изложил свои взгляды на проблему свободы воли трактате под говорящим названием О рабстве воли. Социальные учения Возрождения были прямым продолжением и обоснованием общегуманистических воззрений философов, и, как и последние, они развивались по двум направлениям. Обнаруженные астрономические явления, и первую очередь фазы Венеры и спутники Юпитера, Галилей расценивал как подтверждение гелиоцентристской идеи Коперника. Собственно научный характер физика обретает эпоху Возрождения благодаря подведению под нее экспериментальной базы и использованию математического аппарата для осмысления результатов экспериментальных исследований.

Гуманисты Ренессанса использовали наряду с Платоном и учение Аристотеля. Удалось достигнуть союза религии, искусства, мифологии с духом рационализма и науки. Возрождение это рождение интереса к античной философии и культуре, именно ней начинают видеть образец современности. Два действующих начала пронизывают все тела, противодействуют друг другу, отталкивают и заменяют по очереди телах, взаимно воспринимая друг друга. Печально то, что гнетет и подавляет дух а гнетет дух то, что ему вредно.

Такого рода представлений для Патрици оказалось достаточно, чтобы отрицать роль ангелов традиционной христианской мифологии. Самым совершенным из тел он считает мир функция Бога, подателя света, сущности, сведена к тому, что он является и подателем жизни. Это доказывается тем фактом, что если бы оно не знало, что оно есть, оно не избегало бы того, что ему угрожает и его разрушает. Речь идет о доктрине генезиса Августина, которую Кампанелла расширяет панпсихическом смысле. Религия и мораль это лишь инструмен­ты политики, причем не самые главные. Сам Микиавелли отнюдь не был сторонником амораль­ных методов управления общественной жизнью, но, будучи интеллектуально честным и последовательным мыслите­лем, он постарался предельно отчетливо охарактеризовать ту реальную политическую практику, которая. Вера неподсудна разуму, и все схоластические доказательства бытия Бога лишь искажают ее, ибо вводят такие представления о Боге, которые не со­гласуются с Библией. На протяжении всего средневековья господствует представление о том, что земная жизнь человека не имеет самостоятельной ценности, что она только подготовка к жизни загробной, осуществляемая под руководством и водительством церкви.

Такое суждение, покоящееся на противопоставлении природного и божественного, отвечавшее массовому чувству жизни людей поздней античности и средних веков нашло свое отражение знаменитом средневековом трактате диакона Лотаря позднее папы Иннокентия III О презрении к миру и ничтожестве человека. В эпоху Возрождения начался переход Западной Европы от феодальных порядков к новому, капиталистическому строю. Все больше верхах общества появляется людей, жадных до богатства, славы, высокого общественного положения, личного счастья, хотя и не потерявших еще основ христианской веры, уважения к власти церкви, почтения к схоластической мудрости. Эту систему, революционизировавшую взгляды на устройство мира, развил выдающийся мыслитель Возрождения. Этот закон, известный современной науке как принцип относительности Галилея, доказывает, что вращение Земли не изменяет траекторий падения тел с высоты. Галилей стал основоположником понимания природы как механической системы, которую можно изучить посредством математики, механики и разума. Он требовал отбросить авторитеты вопросах науки и основывать выводы на наблюдении и эксперименте.

Для этой эпохи характерно как бы второе рождение идей античной философии, прежде всего — та же обращенность к человеку. Особенностью ранней буржуазной культуры стало обращение к античному наследию не возврат к прошлому, а обращение. Его воззрения оказали воздействие на последующие идеи философии эпохи Возрождения. В этике Ренессанса были восстановлены некоторые принципы дохристианских учений о нравственности эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Бог — это действующее провидение Христос является образом Бога Отца. Основные произведения Исповедь, О граде Божьем, О Троице, О христианском учении, О свободном решении В центре внимания философия личности. Где увидели будущее те, кто его предсказывал, если его вовсе нет?. Философия Средних веков Средневековая мысль ясно понимала различие этих областей Философия основывалась на естественноразумных принципах и доказательствах или на естественном свете. Философия Средних веков Именно интуитивное познание фиксирует реальное бытие вещей. Философия Средних веков Считал, что универсалии понятия вещей существуют трояко.

Философия эпохи Возрождения Чувственный мир возникает не непосредственно результате божественного творения из ничего. Nb Николай Кузанский, будучи и лософом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира Вселенной и подготовил почву для натурфилософских учений Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея. К нему неприложимы никакие определения, ему несвойственны никакие качества. Мир образуется из материи результате проникновения нее света путем эманации, то есть излучения, истечения божественного первоначала. Это были, например, еврейская религиозная философия и христианская мистика. Фактически это вопрос об отношении общего универсалий и единичного чувственно воспринимаемых вещей. Умеренный реализм считал, что универсалии реальны, но существуют единичных вещах. В конце концов схоластической философии возобладала компромиссная концепция соотношения единичного и общего, вещей и универсалий. Наконец, пятое, так называемое телеологическое доказательство телеология учение о направленности всех событий к некой заранее заданной сверхъестественными силами цели.

В эпоху Возрождения начинает формироваться новое мировоззрение, которое ставит центр мира не бога, а человека. Вторая цель основана на религиозной вере и достигается только посмертно при содействии божественной воли. Крупнейшими гуманистами, разрабатывавшими идею свободы и достоинства человека, были Бруни 1370 1444, Лоренцо Валла 1407 1457, Марсилио Фичино 1433 1499, Пьетро Помпонацци 1462 1526, Пико делла Мирандола 1463. Наши живопись, скульптура, искусства, науки, наша мудрость, наши почти все неисчислимые изобретения, наше создание языки. Некоторые принципы Макиавелли воспроизводили идеологи Великой французской революции, рассуждавшие о том, что ради блага всей нации может быть необходимо убить какоето количество людей.

В заключение необходимо отметить, что эпоха Возрождения породила предшественников утопического социализма Томаса Мора и Томмазо Кампанеллу автора Города солнца. Наш разум не является истинным и, следовательно, не может постичь истину точно. Тема №9 Философия Средних веков богословие и эпохи Возрождения Лосский Вл Догматическое богословие Раздел Лосский Вл Боговидение. Философия этой эпохи была тесно сопряжена с теологией, а фактически составлял ее неотъемлемую часть. Конечно, крушение Римской империи привело к снижению уровня образованности Западной Европе. Как выразился Лев Шестов Произошло нечто неслыханное культурный и могучий грекоримский мир обратился к маленькому, восточному народцу евреям. Дайте нам истину, добытую вами не теми путями, которыми мы добирались до истин, ибо тем путем, которым мы искали ее, нельзя быть уверенным ее незыблемости. Схоластика замкнулась рамках школ и университетов и вызывала интерес только у тех, кто них них находился. В его творчестве начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры Италии.

Особое место философии Возрождения занимают концепции, обращенные к проблемам государства основанные на реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли 1469— 1527 и Франческа Гвиччардини 1482—1540 и социальные утопии Томаса Мора 14791555 и Томмазо Кампанеллы 15681639. Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой. На эмпирическом уровне научного знания результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня. Насладившись одним, человек испытывает потребность более сильных наслаждениях, впечатлениях, которые могут быть сопряжены с затратой значительных ресурсов, что может приводить к очень серьезным последствиям. Под идеей они понимали социальное равенство, коммунизм, благополучное будущее, новую форму организации общества. Успешному познанию природы мешают заблуждения нашем сознании идолы. Он выделяет 4 рода идолов 1 идолы рода – общие заблуждения, порожденные самой человеческой природой ограниченные возможности органов чувств 2 идолы пещеры – искаженные представления о действительности, характерные для отдельных людей особенности воспитания и психологии человека, специфика со­циальной среды обитания, направленность интересов личности 3 идолы площади, или рынка связанные с общением людей и неправильным использованием языка 4 идолы театра ложные представления о мире, некритически позаимствованные людьми из различных философских систем слепое суеверие, неумеренное религиозное рвение Бэкон настоятельно рекомендует устранить препятствия идолов, лежащие на пути познания, и тем самым сделать душу более восприимчивой к истине.

По его мне­нию, существуют три основных пути познания паука, мура­вья и пчелы. Естественным состоянием людей, раньше, чем они вступи­ли общество, была война всех против всех. Таким образом, все движение разлагается на момен­ты покоя, а значит представляет внутреннее противоре­чие, так как из ничего нельзя составить положительную величину. Новые отрасли философии приобретают самостоятельное значение, но то же время многие современные сферы философского познания вбирают себя достижения многих других разделов философии, а также науки и культуры целом. Одно из важнейших положений гносеологии познание сложный, противоречивый процесс.

Согласно общераспространённой легенде первоисточниками герметизма являются труды, приписываемые легендарной личности — Гермесу Трисмегисту. Главная проблема для Петрарки — познание не Бога, а человека, ибо познанием Бога должны заниматься небожители. Открытия Галилея способствовали укреплению гелиоцентрической картины мира. В утопии Город Солнца выдвинул идеал коммунистического общественного устройства, который считал вполне осуществимым. Самораскрытие Бога путем его саморазделения ведет Беме к пантеизму, то есть к представлению о тождестве природы и Бога.

Концепцию единства противоположностей Бёме применяет и для характеристики природы человека, которой уживаются божественное и природное, телесное и духовное, злое и доброе. Николай Кузанский философия ученого незнания Николай Кузанский 14041464 был видным деятелем римскокатолической церкви. Андреас Везалий 1514 1564 совершил революцию философии и медицине материалистически объяснил происхождение мира, центре которого ставил человека опроверг взгляды, более тысячи лет господствовавшие медицине со времен Галена 130 200 древнеримского врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу О строении человеческого тела, где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Пшеном. Кузанский приходит к мысли о том, что Бог представляет собой единство противоположностей абсолютного максимума и минимума конкретной вещи, причины и следствия творящего и сотворенного, бесконечного и конечного. При этом Бруно не отрывает мировую душу от материального начала, утверждает существование единой субстанции, кот орой совпадают телесное и духовное. В то же время нарождающаяся буржуазия видела античной куль­туре орудие борьбе с феодальноцерковной идеологией. В противоположность феодальному аскетизму и корпоративной сословности приоритет от­дается признанию интересов и прав человеческой личности. Интеллектуальная интуиция начинается из сомнений, сомнения – это не цель, а средство достижения достоверного знания. Мыслю, следовательно существую 2. Идеологи Просвещения ставили перед собой не только собственно философские и научные проблемы, но и общие социокультурные задачи, пытаясь просветить народ, научить его пользоваться возможностями своего разума.

Философия Просвещения отрицает правомерность заранее установленных принципов, которые должны быть метафизическими указателями. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика для него — лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает противоречия. Основная проблема этики Иммануила Канта — проблема человеческой свободы. Поведение человека по нравственному закону определяется тем, что люди, относительно которых я произвожу какиелибо действия, проявляют такую же автономию, как и я, или что они являются целями себе, но никогда не средствами для дела когото другого.

Согласно более патетичной, но не столь точной формуле из Критики практического разума, нравственный закон предписывает неприкосновенность другого человека Другой человек должен быть для тебя святым. Канту, своеобразно тем, что оно, вопервых, согласно закону, вовторых, его мотивацией является достоинство человека. Соотношение религии и права, церковной и светской власти отодвинулось на периферию научных исследований западноевропейских мыслителей. Не вдаваясь философский анализ сущности человека, Макиавелли рассматривает эти положения как очевидные. В целом вклад Макиавелли развитие философскоправовой теории состоит том, что. Оценивая учение Никколо Макиавелли, нельзя не согласиться с теми исследователями, которые считают, что его политические взгляды не сформировались целостную и законченную теорию и даже самой ее основе заметно некоторое несогласование. Наряду с реформацией формируются церковные ордена, претенденты на власть. По выражению одного из её представителей, философия не что иное, как познанная, незримая природа, тогда как природа – видимая философия. Бонифаций VIII булле UnamSanctam выдвинул столь крайние притязания, которых еще никогда не выдвигал ни один из предшествовавших.

В духовном отношении Средневековье до конца 14 столетия окончательно себя исчерпало. Социальнополитические и культурные условия Возрождения благоприятно повлияли на развитие философской мысли. По учению Библии, человек это, прежде всего, грешник, прах земной, червь. Изпод пера другого гуманиста, Рейхлина 14551522 вышло произведение Письма старых людей Epistole obs. В адрес религиозных споров между католиками и протестантами он бросил Пожирайте друг друга, пока вас самих не съедят. Во всех современных цивилизованных странах до сего времени существуют организации гуманистов. К числу таких они зачисляют фашистов, националистов, марксистских атеистов образца 19201939 годов, ницшеанцев, проповедников элитаризма 4. Испанские инквизиторы начали преследовать его еще с этого детского возраста, утверждая, что столь великая глубина знаний таком раннем возрасте не может появится иначе, чем с помощью договора с диаволом. Только у тебя одного есть развитие, рост по свободной воле тебе кроется зародыш разнообразной жизни. В Падуанском университете он изучил философию и математику, прибыв Рим начал заниматься естествознанием.

Отсюда все невыполнимые и призрачные планы отношении будущего стали называть утопиями, утопическими. Его скептические размышления над смыслом бессмысленной жизни, о непостоянстве всего и вся задевают каждого, кто хотя бы раз задумается над содержанием и предназначением своей собственной жизни. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, которое сформировалось период Ренессанса и содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Верно, что термин гуманист указывает на источник, профессию литератора, но это ремесло уводит намного дальше университетских наставлений, оно вовлекает активную жизнь, освещает проблемы жизни ежедневной, делается действительно новой философией. В этом плане он следовал основном античному и средневековому пониманию бытия. Бог Творец и каждая сотворенная им вещь индивидуальна, причем явного предела количеству сотворенных вещей нет, даже учитывая индивидуальность каждой вещи. Критика аристотелизма ставила под вопрос концепцию конечного универсума. Ибн Рушд считал, что истинное философии и науке может быть ложным теологии и наоборот.

Теоцентризм — принцип, согласно которому Бог является центром, фокусом средневековых философских и религиозных представлений конкретизирует принцип абсолютной личности. Вера не подменяет и не заменяет разумного понимания, никогда его не элиминирует. Рождается, таким образом, позиция, которая позже откристаллизуется формулами credo ut intelligam и intelligo ut credam — верю, чтобы понимать, понимаю, чтобы верить. И его Троице со ссылкой на Исайю можно прочесть Вера ищет, разум находит. Августин Блаженный 354430 оказал влияние на развитие средневековой философии. Христианские догматы для Ансельма – незыблемая истина, правда, их следует рационально осмысливать, чтобы укрепить верующего человека его вере. Основные отличительные особенности культуры и философии Эпохи Возрождения.

Сдвиг сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. Спор шел принципиальный – о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Эти памятники использовались как обоснование ислама, который моложе христианства на 6 веков. Представим, что Бог – это окружность. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются Вольтер Просвещение зародилось Англии, и было идеологической подготовкой французской революции. А представители Возрождения находят античной культуре то, что созвучно их собственным устремлениям, приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед красотой земного мира, перед величием героического подвига. И все же искусство этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важнейшей общей чертой стремление к правдивому отражению реальности. Понятия это такие воплощенные словах продукты социальноисторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения предметов и явлений. Знания, которые служат основанием для объяснения, называются объясняющими.

Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения Декарт, либо из понятий, существующих только виде задатков, предрасположении. Эмпиризм направление теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний. Маркса эта деятельность носила материально чувственный характер, была практической. С одной стороны он способен подтвердить или опровергнуть гипотезу, а с другой содержит возможность выявления неожиданных новых данных. Основное требование к описанию – его достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента. Объяснение – это мыслительная операция, ориентированная на выявление причинной зависимости объекта исследования, постижение закономерностей его функционирования и развития, и, наконец, раскрытие его сущности. Иначе говоря, обоснование гипотезы предполагает ее оценку с точки зрения эффективности объяснении имеющихся фактов и предвидении новых.

Их роль и значение понимании познания определялись разными философами поразному. Последующее комбинирование разнообразных ощущений дает человеку восприятие предмета целом комбинация белого цвета, сладости и особой формы частичек приводит к возникновению целостного восприятия сахара. Юм не знает есть ли объект за впечатлениями, или они возникают сами сознании хоть некоторые. Эволюция религиозного сознания по Юму идолопоклонство, фетишизм, политеизм, монотеизм. Незыблемым основанием точкой отсчета такой системы должно было стать наиболее очевидное и достоверное утверждение своеобразная истина последней инстанции. По словам главы Дома Соломона своего рода исследовательского центра, Академии, идея которого была выдвинута Бэконом утопическом романе Новая Атлантида, целью нашего общества является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природою, покуда все не станет для него возможным. Человеческий разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает науке желательное каждому. Однако, Бэкон своих исследованиях недостаточно подчеркивал роль гипотезы развитии знания, хотя его времена уже зарождался гипотетикодедуктивный метод осмысления опыта, когда выдвигается то или иное предположение, гипотеза и из нее выводятся различные следствия. Ярким воплощением этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Батиста Альберта 1404—1472. Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции — равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей.

Утверждается, что Бог вопреки церковной догме не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Устойчивый же миф о Макиавелли как авторе тезиса цель оправдывает средства был создан стараниями иезуитов. Творческое наследие Макиавелли не свободно от противоречий, но несомненная заслуга мыслителя состоит том, что он низвел политику с высот заоблачного лицемерия на реальную почву, превратил ее объект беспристрастного анализа, тем самым, возвысив ее, с одной стороны, до науки, с другой — до искусства возможного. Не менее сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению и церкви, чем гуманистическая мысль, реформационные процессы и еретические рассуждения Макиавелли, был нанесен развитием естествознания, которое. Бог во всем – философский принцип, сближающий понятия Бог и природа, идея растворенности Бога природе и во всех вещах Бог внутри природы, а не вне. Истина может стать доступной человеку только минуты откровения, когда Бог сам открывает свою вечную истину. Четвёртым принципом философии Средних веков является принцип спасения.

В Средневековье это было совсем не так там высшей ценностью являлся. Датой возникновения ислама считается 622 год, а 644 году арабы уже владели кроме Аравийского полуострова еще и Сирией Палестиной, Египтом и Персией. Изпод пера другого гуманиста, Рейхлина 14551522 вышло произведение Письма старых людей Epistole obs. Иначе существа не могли бы превращаться одни другие, и не было бы тогоединения, которое на самом деле встречается природе. Сутьтайной медицины сводится к утверждению, что природа всех вещей, том числе ичеловека, двоична — все имеет твердую видимую форму и энергетическую невидимую.

Невидимая энергетическая форма является первичной по отношению к видимой, иплотное вещество рассматривается всего лишь как способ существования первичнойэнергии. Им онпротивопоставляет только атомистов, отвергавших одушевленность мира но вотношении Демокрита делается некоторая оговорка. Подвергнут решительнойкритике Аристотель, который своей концепцией души стремился ограничитьуниверсальную распространенность жизни природе. Но будьспокоен, Асклепий, потому что после того, как все это случится, Отец и ГосподьБог, правитель мира, всемогущий покровитель… несомненно, положит конецбезобразию, призвав мир к его исконному образу. В целом творчество Бруно знаменует собой вершинуВозрождения и то же время эпилог этого неповторимого периода развитиязападной мысли. Метафизический органицизм Томмазо Кампанеллы Знание, как его понимает Кампанелла, вскрывает структурувещей, их сущностность. Трактаты О бессмертии души, О причинахестественных явлений, или О чародействе. Древние философы принимаются скорее как союзники, чем высшая инстанция.

Люди, которые провозглашали гуманизм, имели доступ к античной культуре и философии, знали языки знание латинского языка, литературы было существенным признаком Ренессанса. Поворот к антропоцентризму нельзя здесь понимать упрощенно, как мгновенно побеждающее действие или как некое прозрачно чистое выражение материалистических воззрений. Именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией. Теория архитектуры, живописи и ваяния, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика таков круг занятий, например, флорентийского художника и гуманиста Леона Баттисты Альберти 14041472. Знание, по мнению Сократа, необходимо для нравственного действия человек должен познать, чем состоит добро, а познав это, он обязательно последует доброму.

Этот библейский мотив теперь существенно преобразован эпоху Возрождения постепенно ослабевает характерное для Средневековья убеждение греховности человека и испорченности человеческой природы, а результате человек уже не нуждается божественной благодати для своего спасения. С ее помощью человек не просто удовлетворяет свои сугубо земные нужды, он созидает новый мир, создает красоту, творит самое высокое, что есть мире, самого себя. И не случайно именно эпоху Возрождения впервые размывается та грань, которая раньше существовала между наукой как постижением бытия, практическитехнической деятельностью, которую именовали искусством, и художественной фантазией. Индивидуальность это категория эстетическая, то время как личность категория нравственноэтическая. Правда, само это знание имеет особый характер оно есть умудренное неведение.

Николай Кузанский создает оригинальный метод познания, который называет ученым незнанием. Для взглядов Декарта характерен антропологический дуализм души и тела, рассмотрение их как разнокачественных субстанций. Фейербах повел борьбу против гегелевского панлогизма, утверждая самоценность и значимость живого, конкретного человека, понимаемого прежде всего как часть природы, чувственнотелесное существо.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru