Позднее возрождение это маньеризм

В европейском искусстве 16 разочарование ренессансных идеалах и представлениях о природной гармонии и красоте находит свое выражение маньеризме от итал maniera прием, манера направление западноевропейском искусстве 16 отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы Италии живописцы Я Понтормо, Ф Пармиджанино, А Бронзино, скульпторы Б Челлини, Джамболонья утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений портретах, рисунках. Франческо Петрарка 1304 1374 был первым европейским гуманистом и первым интеллигентом Он признан родоначальником новой европейской лирики Своей единственной героиней он выбрал Лауру, которую он встретил 1327 авиньонской церкви Ее он прославляет сонетах и канцонах песнях на итальянском языке Именно итальявские стихотворения Канцоньере Книги песен принесли поэту мировую славу и бессмертие Книга состоит из двух частей На жизнь мадонны Лауры и На смерть мадонны Лауры она умерла от чумы 1348 Возвышая Лауру, подчеркивая ее целомудрие и добродетель, благородство и неприступность, поэт одновременно рисует совершенство ее земной красоты, очарование голоса, прелесть движений. Русское искусство 1213 веков Влияние феодальной раздробленности на его развитие Во второй половине 12 произошел окончательный распад Киевского государства Возник ряд феодальных княжеств, оспаривавших друг у друга первенство Прогрессивное значение этого. Пейзажная живопись русском искусстве 19 века В творчестве художниковпередвижников расцвета достиг и жанр пейзажа Горячая любовь их к родной стране выразилась стремлении передать красоту и выразительность русской природы И если художники. Зажиточным гражданам Европы больше не было необходимости укрываться за стенами замков На смену им пришли городские дворцы палаццо и загородные виллы, радовавшие владельцев красотой и комфортом Типичный палаццо обычно имеет 34 этажа На нижнем этаже находились вестибюли, служебные помещения, конюшни и кладовые На следующем уровне пьяно нобиле размещаются просторные богато украшенные парадные залы Иногда на этом этаже устраивали спальни членов семьи хозяина дома Личные покои это спальня и студио, комната, используемая как кабинет, мастерская или помещение для частных бесед Рядом помещалась комната для умывания воду брали из фонтана или колодца Третий этаж часто имел такую же планировку, как и piano nobile, здесь были жилые комнаты с более низкими потолками На верхнем этаже высота потолков была еще меньше, здесь находились помещения для слуг Средневековые лестницы были винтовыми или напоминали узкие щели, прорубленные толще стен, теперь они стали широкими и прямыми и доминируют интерьере Дополнительные лестницы часто были плохо освещены Загородная вилла строилась не таких стесненных условиях, и поэтому могла быть больше При этом сохранялась та же схема служебные помещения помещались внизу, парадные комнаты на втором этаже, а комнаты слуг на верхнем этаже или на чердаке. Интерьеры эпохи Возрождения говорят об увлечении классикой Во главу угла ставится симметрия, а детали заимствуются из древнеримских образцов Стены часто нейтральных тонов или с узорами В богатых домах стены часто украшены фресками Потолки балочные или кессонированные Потолочные балки и кессоны окрашены яркие цвета Полы украшены сложными геометрическими орнаментами Камины, служившие единственным источником тепла, покрыты резьбой Если судить по картинам художников того времени, драпировки и другие аксессуары были разноцветными.

В эпоху Вожрождения мебель была более широко распространена, чем Средние века, но по современным меркам ее все же было немного Резьба, инкрустация и интарсия присутствовали интерьере зависимости от финансовых возможностей и вкусов домовладельца. Термин маньеризм впервые стал использоваться литературе по истории искусства для обозначения направления ренессансной живописи Для маньеризма характерны фигуры, изображенные движении, их жесты театральны, картины проникнуты беспокойством и напряжением Архитекторы стремятся порвать с классическим стилем, искажения форм иногда выглядят эксцентрично, а иногда комично На смену сложившимся правилам постепенно приходят смелые авторские решения. Во дворце Фарнезе над главным входом Микеланджело устроил мраморную лоджию и надстроил третий этаж во внутреннем дворе В церкви СанЛоренцо во Флоренции к Старой сакристии Брунеллески была добавлена Новая сакристия, спроектированная Микеланджело, строительство которой началось 1519 Она представляет собой квадрат плане со скарселлой и куполом на парусах, как и капелла Брунеллески Но интерьер имеет напряженный, драматичный характер, отличие от классического, спокойного интерьера сакристии Брунеллески Пилястры и фризы из темносерого камня выделяются на фоне белых стен Двери и ложные окна втиснуты между пилястрами, над ними расположен верхний ярус арок, пилястр и окон Вдоль стен установлены гробницы герцогов Медичи работы Микеланджело, давшие сакристии название Капелла Медичи Экспрессивная, полная жизни скульптура гробниц усиливает впечатление. В СанЛоренцо 1524 Микеланджело проектирует библиотеку крытой галерее второго этажа, надстроенного над первым Снаружи новый объем почти незаметен Читальный зал это длинное помещение, котором темные пилястры задают четкий ритм Столы для чтения расположены под окнами по обе стороны зала Расположение кессонов совпадает с расположением окон, рисунок пола повторяет рисунок потолка Все детали пилястры, оконные рамы, отделка пола и потолка отличаются изяществом С читальным залом контрастирует предваряющий его вестибюль Площадь вестибюля 10 квадратных метров, пол расположен на уровне нижнего этажа, высота потолка 14 Попасть вестибюль можно через маленькие двери, расположенные углах, входящий оказывается сбоку от лестницы, занимающей почти все свободное пространство Классические элементы втиснуты пространство вестибюля, которое едва их вмещает Парные колонны разделяют каждую стену на три части Базы колонн находятся на том уровне, где заканчивается лестница Под каждой колонной находится консоль, колонны не выделяются из сетны, а наоборот, утоплены а нее На первый взгляд кажется, что Микеланджело использует колонны тосканского ордера, но если присмотреться внимательнее, оказывается, что это оригинальная трактовка классического ордера На каждом отрезке стены помещается глухое окно с сандриком Настоящие окна расположены высоко под потолком Парные пилястры и окна находятся на одной оси с колоннами и ложными окнами Все архитектурные детали выполнены из темносерого мрамора Вестбюль производит драматическое впечатление. Палладио спроектировал целый ряд городских домов и вилл Виченце и окрестностях Вилла Барбаро Мазере начата ок 1550 это похожее на храм здание с боковыми крыльями, где размещались хозяйственные службы Внутренняя планировка главного здания типично палладианская, греческий крест плане Архитектурное решение интерьеров очень простое, росписи Паоло Веронезе 15281588 изображают архитектурные детали, открытые двери, балконы, пейзажи, людей и животных свешивающихся с балкона слуг, заглядывающего дверь пажа, сидящего на перилах балкона попугая. Вилла Фоскари часто называемая Мальконтента, начата ок 1558 Мире, недалеко от Венеции, имеет портик только с одной стороны, портик поднят на высокое основание с лестницами по бокам План вписан характерную для построек Палладио сетку с простыми отношениями, например 2 3 или 3 5 Британский критик Колин Роуэ обращает внимание на то, что основе плана виллы Гарше 1927 Ле Корбюзье лежит та же самая сетка Работы Палладио вызвали всеобщее восхищение и были описаны его сочинениях, снабженных иллюстрациями, творчество этого архитектора стало источником вдохновения и путеводной нитью для английского Ренессанса Замок Колина Кэмпбелла 1723 или вилла лорда Берлингтона Чизвике 1725, несомненно, ориентируются на постройки Палладио Даже поместье Томаса Джефферсона Монтичелло близ Шарлоттсвилля, штат Вирджиния начато 1770, просматривается влияние творчества Палладио. Великолепные церкви, сооруженные Палладио Венеции, Сан Джорджо Маджоре 1565 и Иль Реденторе 15761577, построены с использованием ордера, центральный неф с окнами наверху перекрыт цилиндрическими сводами, над средокрестием возвышается купол По обе стороны от центрального нефа расположены капеллы Иль Реденторе и боковые нефы Сан Джордже В Иль Реденторе по обе стороны от средокрестия находятся апсиды В обеих церквях ордерные элементы из темного камня контрастируют с белоснежными сводами и стенами Интерьеры светлые, воздушные, свободные. Острое восприятие жизни сочеталось маньеризме с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную внутреннюю идею художника, образа, рождавшегося его душе В этом противоречивом духе представители маньеризма интерпретировали отдельные элементы творчества мастеров Высокого Возрождения Они культивировали представления о неустойчивости мира, шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил Искусство маньеризма тесно связано с придворной позднефеодальной культурой, элитарной по своей сущности и ориентированной на узкий круг знатоков Ярче всего маньеризм проявился Италии творчестве Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо, для которых характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложненность и преувеличение, экспрессия поз и мотивов движения, удлиненность пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. Особую роль произведениях маньеризма играет виртуозная нервная линия, нередко приобретающая самостоятельное значение В большинстве портретов маньеризма подчеркивается внутренняя напряженность и замкнутость персонажей, обостренное субъективноэмоциональное отношение художника к модели В изощреннодекоративных монументальных циклах Джулио Романо и др преобладают насыщенные гротескной орнаментикой решения С 40х гг XVI маньеризм стал господствующим течением итальянском придворном искусстве и приобрел черты холодной официальности Его художественный язык отмечен принципиальным эклектизмом, насыщен сложными, доступными лишь узкому кругу посвященных аллегориями живописцы Дж Вазари, Веронезе, Тициан, Тинторетто В скульптуре Б Челлини, Джамболонья и архитектуре Ам манати, Вазари, Джулио Романо маньеризм проявился главным образом тяготении к неустойчивой, динамичной композиции, подчеркнутой нередко чрезмерной выразительности декора и фактуры, стремлении к сценическим эффектам Превращению маньеризма общеевропейское явление способствовала деятельность итальянских мастеров во Франции Николо дель Аббате, Россо Фьорентино, Приматиччо, Испании В Кардуччо, Чехии Дж Арчимбольдо, а также широкое распространение маньеристской графики и прикладного искусства. Основоположником маньеризма во Флоренции был Якопо Понтормо Якопо Карручче да Понтормо 14941556 Первым произведением Понтормо стала оконченная 1520 фреска на вилле Медичи ПоджоаКайано, сюжетный замысел которой трудно определим В противовес классическим решениям здесь нет ни героя, ни действия, связь между персонажами перенесена сферу мечтательности и едва уловимой тревоги В крупной станковой композиции Христос Эмма усе Пантормо с неприкрытой правдой обрисовал типы босоногих апостолов Художник ввел колористическую гамму картины крупные полосы открытого алого, лимонножелтого, зеленого и синего цветов Положение во гроб монументальная алтарная картина церкви СантаФеличита законченное программное произведение маньеризма, нем элементы объективного мировосприятия уступили место стихии субъективного, естественная норма болезненному искажению.

Для живописи маньеризма характерны figura serpentinata змеевидные фигуры с вытянутыми пропорциями Другой представитель раннего маньеризма Россо Фьорентино 14951540 первый период творчества тяготел драматическим решениям В резко угловатых линиях и кричащих красках, обрисовке персонажей Снятия с креста есть нечто истерическое Композиция Моисей и дочери Иофара полна яростного возбуждения Пармская школа маньеризма связана с творчеством Пармиджанино 15031540, у которого принципы нового направления определены таких работах, как Мадонна с длинной шеей Изысканные линии удлиненной фигуры мадонны представлены каноническом змеевидном изгибе, манерны движения рук, тонкие бескостные пальцы Колорит словно замутнен В портретах Пармиджанино субъективная фантазия автора противостоит реальным качествам модели. В архитектуре Италии второй половины 16в Маньеризм проявился произвольном смешении и алогичном использовании элементов различных ордеров, романских и готических архаизмов Разрушение строгой, логичной связи элементов ордера, присущей классической системе, можно было бы назвать эклектичным и нехудожественным, если бы не новые, пусть и алогичные, композиционные принципы, которые заключались, прежде всего, смене тектонического формообразования пластическим Именно это, вероятно, имел виду Дж Вазари, когда писал о постройках Б Перуцци, что они не сложены, а словно выросли Особое течение искусстве архитектурного маньеризма представляют стилизации под причудливые естественные образования пещеры, гроты, обросшие мхом стены Со временем слово маньеризм стало выражать то, что служит для исправления, украшения, улучшения натуры, поскольку сама действительность, как она есть, для художника неинтересна, а ценность имеет лишь фантазия, выдумка, воображение Здесь термин маньеризм означает по сути идеализм и романтизм Практически же, стремление заменить главный эстетический критерий классицизма Высокого Возрождения верность природе субъективизмом манеры означало стилизацию искусстве Одним из теоретиков подобной стилизации Италии был Ф Цуккаро. Поздние маньеристы, ощущая несоответствие классических норм потребностям времени, разрушали композиционные связи, но, отличие от художников Барокко, не могли найти нового организующего пространственного принципа В частности, декоративных росписях, как отмечал Б Виппер, отличие от классицизма Высокого Возрождения, изобразительные композиции не связывались органично с архитектурой, но и не создавали новое, как барокко, ирреальное пространство, а оставляли непреодоленным противоречие между реальностью и мнимостью элементами изображаемого пространства, иллюзией объема и архитектурным обрамлением, что производило странное, путанное впечатление Именно поэтому во многом экстатическое напряжение и динамика маньеристического стиля выливались либо чрезмерную дробность мелких деталей и отсутствие ясного, связующего эти детали пространственного принципа, либо поверхностное, внешнее подчеркивание экспрессии, искажение пропорций фигур Например, типичным для живописцев итальянского Маньеризма было создание композиций из нагромождения обнаженных тел с преувеличенно нервными движениями и гипертрофированной мускулатурой карикатурные повторения фигур Микеланджело Для живописи маньеризма были характерны змеевидные фигуры с вытянутыми пропорциями Для усиления пластичности чрезмерно малыми изображались головы, кисти рук и пр Это особенно характерно для картин Пармиджанино Удлинение фигур и уменьшение деталей действительно усиливает их пластичность, но данном случае выглядит манерным В живописи Бронзино, напротив, пропорции остаются классическими, но разрушается целостность пространства Слишком крупные фигуры не умещаются отведенных им пределах, они либо перерезаются рамой, либо зрительно выпадают из плоскости картины Их контуры уже не выражают пространственные отношения фигур, как это было живописи Леонардо да Винчи или Рафаэля, а становятся орнаментальными. Маньеризм проявился и итальянской скульптуре, главным представителем которой конце 16в был Б Челлини Его произведения при всей их кажущейся классичности отличаются вниманием ко всем деталям без учета их отношения к целому, чего не было у его великих предшественников Донателло, Микеланджело Еще одной чертой маньеризма изобразительном искусстве является особое пристрастие художника к тщательной, ювелирной обработке поверхности, увеличение материалом большей степени, чем тем, что он должен выразить Не случайно Челлини после отливки своих скульптур из бронзы тщательно полировал их поверхность, украшая ее чеканкой и гравировкой Занимаясь много ювелирным искусством, он и к скульптуре подходил как к ювелирному изделию. Музыка конце XVI века подвергается тем же изменениям, что и другие виды искусств Часто музыку этого периода относят к маньеризму В то же время происходит дальнейшее развитие музыкальных жанров Во второй половине века появляются жанры оперы и балета Большую роль формировании оперы сыграл К Монтеверди, который развивал традиции ренессансной музыки и стремился к единству драматического и музыкального начал Другой крупный композитор конца XVI О Лассо, соединил своих сочинениях нидерландскую, немецкую, французскую и итальянскую музыкальную культуру Гуманистические черты Возрождения отразились творчестве главы римской школы Дж Палестрины. Характерная черта культуры Возрождения тесная связь науки и искусства Художники, стремясь наиболее полно отразить все природные формы, обращаются к научному знанию Вырабатывается новая система художественного видения мира Художники Возрождения разрабатывают принципы линейной перспективы Это открытие помогло расширить круг изображаемых явлений, включить живописное пространство пейзаж, архитектуру, превратив картину своеобразное окно мир Соединение ученого и художника одной творческой личности было возможно только эпоху Ренессанса Титаны Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер, величайшие художникиученые, воплотили характерные черты Ренессанса универсальность, разносторонность, творческую одаренность В эпоху Возрождения зарождаются и развиваются новые стили и направления, во многом определившие как расцвет современной культуры, так и дальнейшее ее развитие. В эпоху Возрождения меняется и сам способ мышления человека Не средневековый схоластический диспут, а гуманистический диалог, включающий разные точки зрения, демонстрирующий единство и противоположность, сложную многоликость истин о мире и человеке, становится способом мышления и формой общения людей этого времени Не случайно диалог один из популярных литературных жанров эпохи Возрождения Расцвет этого жанра, как и расцвет трагедии, комедии, одно из проявлений внимания литературы Возрождения к а тичной жанровой традиции Но Возрождение знает и новые жанровые образования сонет поэзии, новелла, эссе прозе Писатели этой эпохи не повторяют античных авторов, а на основе их художественного опыта создают, по существу, другой и новый мир литературных образов, сюжетов, проблем. В процессе исторического развития действительность позднего Возрождения становится все более бурной, неспокойной Растет экономическое и политическое соперничество европейских стран, ширится движение религиозной Реформации, приводящее все чаще к прямым военным столкновениям между католиками и протестантами Все это заставляет современников эпохи Возрождения острее чувствовать утопичность оптимистических упований ренессансных мыслителей Недаром само слово утопия его можно перевести с греческого как место, которого нет нигде родилось эпоху Ренессанса названии известного романа английского писателя Томаса Мора Растущее ощущение дисгармоничности жизни, ее противоречивости, понимание трудностей воплощения ней идеалов гармонии, свободы, разума приводит конце концов к кризису ренессансной культуры Предчувствие этого кризиса проступает уже творчестве писателей позднего Возрождения.

Блеск живописи, великолепно выписанные детали, аристократическая непринужденность поз наполняли библейские композиции Веронезе почти языческой жизнерадостностью, что шло вразрез с церковной линией искусства, где возрождалась мистика, вера тленность плоти и вечность духа Веронезе даже пришлось давать объяснение инквизиции по поводу слишком жизнерадостного характера своих картин Лишь сохранившийся Венеции светский характер правления избавил Веронезе от более серьезных последствий. Хотя драматизм был чужд творческому складу Веронезе, его полотна Снятие с креста и Оплакивание являются лучшими на эту тему, где ноты скорби сочетаются с почти придворной грацией Но эти полотна являются скорее исключением, чем правилом его творчестве Его настоящей жизненной стихией остаются пиры и торжества, отражающие только праздничную сторону быта патрицианской верхушки Венеции И самым грандиозным отражением этого беспечнопраздничного бытия являются фрески. Полотна этой серии кажутся созданными из драгоценностей, ибо них соединились самые красивые вещи мире молодое женское тело, золотые волосы, шелк, нити жемчуга, зеркала, розы Сусанне бриллиантовая россыпь звезд на иссинячерном бархатном небе, фосфоресцирующее лунным блеском тело богини Млечном Пути полыхающий алым заревом плащ принцессы, радужные переливы небесного сияния и зеленые купы деревьев Св Георгии Все это относится к области живописной магии, которую невозможно передать словами Но эти мечтательные поэзии только одна грань творчестве мастера Его внимание все более привлекает бурное движение людских масс Интерес к большим монументальным циклам характерная черта позднего Тинторетто, реализованная им Скуоло ди СанРокко Скуолами назывались Венеции собществ мирян, соединившихся для благотворительных целей и избравших своим покровителем какоголибо святого Такому сообществу честь св Рокко принадлежало двухэтажное здание, почти полностью украшенное Тинторетто Помимо росписи плафонов и бесчисленных декоративных панно, он создал около двадцати больших композиций, среди которых наиболее известными являются Голгофа, Христос перед Пилатом, Благовещение. Композиционная усложненность сопровождалась усложненностью сюжетной фреска сочетает два мотива Снятие с креста и Пьету Двое юношей поддерживают тело мертвого Христа, колени которого соприкасаются с коленями Марии, а сама она, потрясенная страданием и почти теряющая сознание, тянется к сыну Сопереживание отражено на лицах присутствующих лицах обычного для Понтормо типа с глубоко посаженными глазами, мясистым ртом с резким рисунком верхней губы, углы которого подернуты леонардовским сфумато Удлиненные фигуры приближены к переднему плану и будто стремятся выйти из живописного пространства Такое впечатление усиливается взглядами, направленными на зрителя Легкое и плавное, уподобленное танцу движение бесплотных фигур кажется устремленным ввысь Поэтому, вероятно, существует точка зрения, согласно которой двое юношей, поддерживающих тело Иисуса, это ангелы, стремящиеся передать его объятия БогаОтца, некогда изображенного куполе капеллы Холодный колорит усугубляет ощущение напряженного мистицизма Композиционной. Самым выдающимся представителем второго этапа маньеризма является. Земля изящно выполненный храм, а Нептун кораблик В работе присутствуют.

Венеция практически не пустила маньеризм свои врата, однако этом периоде времени она стала центром искусства позднего итальянского Возрождения Роскошь и величие её культуры прикрывали собой упадок самого государства. Следующий этап этого течения длится уже около половины столетия, примерно 1540 1590 годы В это время он распространяется и на другие области культуры, его перенимают архитекторы и скульпторы Он даже проникает аристократические круги общества и постепенно распространяется по всей стране Очень известным считается мастер второго этапа позднего итальянского Ренессанса Медичи Аньоло Бронзино Его произведения это, основном, портреты За лицами и манерами изображённых на них людей, порою, скрываются проблемы, скудность и мелочность их жизни Искусство портретов итальянского маньеризма частично было перенято и другими государствами. Мой, нежной дружбою написанный, портрет, Тебе, как дар любви, сей день я посвящаю В Жуковский Стихи на портрете Считается, что позднее Возрождение продолжалось с 30х годов XVI века до начала XVII В это время Италии, особенно Риме, 40е годы начались кризисные тенденции, приведшие позже к упадку искусств и наук католическая реакция и усиление инквизиции, а к концу века уже составлялись списки запрещенных книг и учений, так как они пагубно влияли на умы людей, и загорались костры инквизиции Некоторые художники чувствовали эти перемены, но продолжали творить духе тех высоких идеалов Возрождения, которые привели начале века к расцвету культуры. Рассказывают, что слава Тициана была настолько велика, что когда он по приглашению германского короля Карла V писал его портрет и уронил кисть, то король поднял ее со словами Услужить Тициану почётно даже императору. Если художники Венецианской школы еще долго продолжали гуманистические традиции Высокого Возрождения своем творчестве, то во Флоренции к середине века лоне позднего Возрождения уже не только зародился, но и успел созреть маньеризм, став господствующим течением Отношение искусствоведов к этому направлению живописи отличается неопределенностью некоторые не считают маньеризм самостоятельным стилем и приписывают его кто к позднему Возрождению, кто к раннему Барокко А есть мнение, что формотворческое, претенциозное начало искусстве этого направления пронизывает все эпохи культуры от античности до авангардизма Одним из наиболее ярких представителей этого течения был Анджело Бронзино ди Козимо ди Мариано, 1503 1572, придворный художник флорентийского герцога Козимо I Медичи. Некоторые исследователи относят Эль Греко к представителям испанского барокко, которое являлось какойто мере продолжением и развитием маньеризма В любом случае эмоциональность свойственная портретам Эль Греко, отмеченным порой психологической и социальной проницательностью, черты ирреальности, вселенской печали делают их неповторимыми и легко узнаваемыми. Кризис гуманизма позднем Возрождении и его отражение искусстве общая характеристика. В искусстве Западной Европы черты кризиса гуманизма сказались возникновении академизма и маньеризма Обозначился разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовной и физической жизнью человека Уже 2030 гг XVI века наряду с Возрождением искусстве Италии возникают новые явления Разлад гуманистических идеалов и действительности породил неверие возможность гармонического развития личности Ряд художников отказался от классических принципов для поиска новых средств выражения В произведениях этих художников нарушены принципы равновесия и гармонии, свойственные искусству Высокого Возрождения Это направление получило название маньеризма Окончательно он сформировался к середине XVI Для зрелого маньеризма характерно стремление отгородиться от жизни, поставить искусство выше реальности Новый идеал изящества основан на произвольных нормах эстетического вкуса Лишенное высокого идейного содержания, свойственного искусству Возрождения, искусство художниковманьеристов стало не только чересчур жеманным, но и холодным, маловыразительным. Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру и технику так называемый маньеризм великих мастеров Возрождения Термин манера, или маньеризм, впервые применил историк искусства Луиджи Ланци 1792 году для обозначения стиля, царившего итальянской живописи период с 1527 до начала деятельности братьев Карраччи Первые Болонские Академисты Он использован для обозначения искусства, которое изменяет правде без какой бы то ни было оригинальности и которое основано на имитации и повторении Сегодня маньеризм принято считать не искажением, а логическим продолжением глубинных изменений искусстве Ренессанса Искусствоведы истолковывают данное течение как художественное выражение тревог и беспокойства своего времени, кризиса духовной атмосферы той эпохи Почти маниакальное стремление к формальной изысканности, поиск необычной и усложненной композиции, спиралеобразные позы, непривычные тона и странные сближения цвета, элементы галлюцинации все это присуще творчеству маньеристов.

При угасании Высокого Возрождения на первый план выдвигалась Реформация вкупе с Контрреформацией, сосредоточенная на религиозных вопросах Художественное творчество затмили ожесточенные идейнополитические и вооруженные столкновения между католиками и протестантами, а заодно между нациями, придерживавшимися разных вероисповеданий Однако Возрождение мгновенно не кануло Лету и еще сотню лет оставалось весьма влиятельным процессом второго плана. Благородное стремление маленьких итальянских государств к независимости и суверенитету достойно всяческих похвал и искреннего уважения Хотя сегодня трудно понять, почему гражданин Миланского герцогства считал чужеземцем гражданина Неаполитанского королевства Ведь они говорили на одном языке и придерживались весьма схожих взглядов на жизнь Тем не менее, история сыграла с итальянцами злую шутку К концу XV Франция и Испания, закончив собственное объединение, набросились на богатые города и государства Италии И те силу политической раздробленности и бесконечных распрей стали легкой добычей жестоких и жадных завоевателей Позже к раздирающим Италию французам и испанцам присоединились англичане и немцы Итальянские войны 14941559 опустошили родину Ренессанса И Высокое Возрождение из яркого пламени превратилось прощальные отблески Позднего Возрождения. Для Позднего Возрождения характерно рассудочное отношение к творчеству гармонию старались привести соответствие с многочисленными теоретическими трактатами и надуманными идеалами При этом острые темы исчезали, мощь и богатство содержания улетучивались. Искусство Позднего Возрождения представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений Все запутывалось, опустошалось и приукрашивалось В результате получалось нервное искусство надуманных цветов и изломанных линий Его отличительные особенности произвольное сочетание античных и христианских мотивов, нарочитая живописность, утрированность и вычурность форм, капризное усложнение и скучивание элементов. Маньеризим был очень модным течением Художественные студии маньеристов стали чемто вроде современных фотоателье, поскольку изготовляли портреты заказчиков быстро и массово. Самым известным маньеристомреалистом стал скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини 15001571 Целый период развитии ювелирного искусства был назван эпохой Челлини Челлини с неистовым пылом творил, нападал на своих действительных и мнимых врагов, был чудовищно суеверен, наивно хвастлив, неумеренно тщеславен Все это делает его похожим на большинство тех необузданных индивидов, которые создавали славу и позор эпохи Возрождения. Микеланджело да Караваджо 15731610 и его последователи обратились к изображению народного быта и природы Именно они сформировали реалистическое искусство XVII и эпохи Просвещения Караваджисты передали будущим поколениям традиции, созданные эпохой Возрождения. Вершиной нидерландского Ренессанса было творчество Питера Брейгеля Старшего 15251569 В его творчестве пейзаж стал самостоятельным жанром Даже его знаменитой картине Падение Икара 1558 от самого Икара остался только всплеск на воде, все остальное пейзаж Дескать, герой погиб, а жизнь продолжается, как ни чем не бывало.

Бруно предельно гиперболизировал гипотезу Н Кузанского о бесконечности и единстве Вселенной Критикуя учение Коперника, Джордано писал, что и Солнце не является центром Вселенной, что нет и не может быть ничего неподвижного, что все звезды и иные тела находятся непрерывном движении Критикуя всех гуманистов сразу, Бруно утверждал, что человек не есть венец творения, что со временем мы найдем во Вселенной более совершенных существ. Несколько иные плоды Позднее Возрождение принесло Англии Именно там конце XVI начинали Френсис Бэкон 15611626 и Вильям Шекспир 15641616 Первый как создатель современного эмпирического метода познания индукции движения мысли от частного к общему Второй как величайший гений английской и мировой литературы Их раннее творчество значительной степени было завершением Позднего Ренессанса, даже темы и сюжеты они заимствовали у итальянцев эпохи Возрождения Их зрелые работы стали фундаментом культуры, которая выросла из руин Позднего Возрождения И Бэкона, и Шекспира, безусловно, роднит с эпохой Возрождения интерес к античной классике и представление о человеке, как о главном объекте философии и литературы Но у зрелого Бэкона и позднего Шекспира общественные, а не личные, интересы выдвигаются на первый план В их творчестве человек только участник игры под названием жизнь, с ее неумолимыми и непреодолимыми законами И только знание этих законов делает человека сильнее 1 Так начиналась эпоха исследования объективных законов природы и человеческого общества, затмившая гуманистические блуждания во внутреннем мире индивида. Роман Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий стал энциклопедией испанской жизни и одновременно показал несовместимость самых возвышенных средневековых идеалов с грубыми реалиями новой жизни Это было одновременно прощание со Средневековьем с его рыцарскими идеалами и прощание с эпохой Возрождения с ее культом прекрасной незнакомки, а заодно пронзительный крик большой человеческой души, обращенный к современникам и потомкам. Зато богатстве, почете и славе закончил свои дни другой испанский писатель Лопе де Вега Лопе Феликс де Вега Карпьо 15621635 Он был современником Шекспира и, как тот, предпочитал создавать драматические произведения чрезвычайно модного любовноприключенческого и военноисторического жанра стиле новой комедии Де Вега сочинил свыше 2 000 пьес, а также множество романов, стихотворений и романсов Его творчество открывает и украшает золотой век испанской классической литературы. В период Позднего Возрождения работали и другие известные деятели Среди. На протяжении всей эпохи Возрождения история оставалась любимым предметом всех ученых и деятелей культуры Правда, центре их внимания оставались биографии и поучительные примеры Только Бруни и Макиавелли сумели возвыситься до истории государств, став примером для подражания При этом исторические труды очень тяжко и медленно очищались от баснословных и сказочных элементов, заполонивших средневековую историографию. Но одновременно центрах, наиболее сильно захваченных экономическим и политическим кризисом, Флоренции, Риме, Парме и др выступает поколение художников, воспринимающих этот кризис как полное крушение всех устоев бытия, представлений о мире и человеке и бессильных обрести действительности новые положительные идеалы, ибо, по существу, это поколение выражает смятение и растерянность той части итальянского общества, которая стояла стороне от наиболее передовых устремлений жизни и культуры страны Поэтому у большинства ранних маньеристов ощущение разлада с окружающей действительностью перерастает разочарование действительности и ренессансных идеалах, стремлении отгородиться от реального мира, от его противоречий Это приводит маньеристов к утрате больших положительных идейных ценностей, потере веры человека, обусловливает узость их эстетических позиций и идеалов, нарочито противопоставленных действительности и ее законам, приобретающих сугубо отвлеченный и формальный характер. Образ человека искусстве маньеристов не только теряет героическую значительность, наполняется ощущением смятения, тревоги, но и, постепенно подчиняясь условному, сугубо аристократическому идеалу, утрачивает содержательность и самостоятельное значение Отказ от ренессансного реализма, стремление противопоставить действительности мир субъективной фантазии художника который один из теоретиков маньеризма, Федериго Цуккари, позднее назвал disegno interno внутренним рисунком, приводит к характерному для живописи раннего маньеризма подчеркнутому субъективизму, нарочитому искажению пропорций человеческой фигуры и подчинению ее произвольной линейной схеме, иррациональности построения пространства, отвлеченности цвета, одностороннему культу рисунка. Искусство ранних маньеристов уже характеризуется, таким образом, утратой гуманистических идеалов и антиреалистическими тенденциями однако оно еще включает себя элементы субъективного протеста, далекого от официального выражения идей феодальнокатолической реакции Недаром творчество большинства из них за исключением Пармиджанино не нашло признания придворной среде и вызвало осуждение у теоретиков маньеризма середины 16 в частности у Джорджо Вазари. В это время маньеризм уже выходит за пределы флорентийскоримского круга и к концу века становится господствующим направлением придворном искусстве как на севере страны Милане, так и на юге Неаполе, проявляясь не только живописи, но и скульптуре, отчасти архитектуре Амманати, Вазари Одновременно увеличиваются точки соприкосновения между итальянским маньеризмом и придворным искусством других европейских стран школой Фонтенбло во Франции, романистами Нидерландах и хотя так называемый маньеризм других европейских странах существенно отличается от итальянского Этому способствуют и творческие контакты художников большие группы итальянских мастеров работают 30 50е гг 16 во Франции Россо, Приматиччо, Никколо дель Аббате, Серлио, Челлини и 80х гг Испании Пеллегрино Тибальди, Помпео Леони, Федериго Цуккари.

Главным очагом формирования маньеристического направления является Флоренция, которой социальноэкономические сдвиги, потрясшие жизнь Италии, приняли наиболее катастрофический характер В 1520е гг флорентийское искусство переживает тяжелый кризис, самым ярким выразителем которого является Якопо Каруччи да Понтормо 1494. Понтормо одна из самых значительных, противоречивых и трагических фигур во флорентийском искусстве 16 Мастер огромного дарования и большой искренности, Понтормо выступает первоначально как смелый новатор, стремящийся найти новые пути для искусства Возрождения И то же время Понтормо принадлежит к тем представителям итальянской интеллигенции, которые необычайно остро ощутили драматическую сложность коллизий современной им действительности Уже 1520е гг постоянно усиливающееся чувство жизненного разлада приводит его к глубокому творческому кризису, к отказу от ренессансных традиций. Это накладывает отпечаток и на его портретное творчество середины 1520х гг Первые портретные работы мастера Резчик драгоценных камней конец 1510х гг Лувр, Двойной портрет Флоренция, собрание Гвиччардини, для которых характерна особая внутренняя яркость, эмоциональная приподнятость образов, еще близки портретам Андреа дель Сарто Но середине и второй половине 1520х гг портретные образы Понтормо приобретают особую утонченность и то же время неуверенность, меланхолическую встревоженность Таков портрет юноши Лукке Алессандро Медичи, написанный около 1525 1526 гг Строя его на нарочито остром контрасте тяжелых масс одеяния и прозрачной бледности юного лица, тонкости шеи, Понтормо сообщает всему образу хрупкость, почти болезненность, повышенную, беспокойную одухотворенность. В следующем своем значительном произведении Положении во гроб церкви Санта Феличита во Флоренции 1525 1528 Понтормо уже целиком захвачен творческим кризисом Это одно из самых трагических произведений итальянского искусства 16 полное глубокого, мучительного отчаяния, выраженного Понтормо с большой эмоциональной силой И то же время мастер приходит к отказу от гуманистических и реалистических исканий своего раннего творчества Предстающие перед нами юноши с искаженными лицами, полными ужаса глазами, женщины, склоняющиеся над телом Христа, теряют и внутреннюю силу и жизненную конкретность образов раннего Понтормо, приобретают отвлеченноидеальный характер Произвольным и условным становится и изобразительный язык Приподнимая горизонт, Понтормо создает впечатление, что вся группа как бы парит воздухе, ноги юношей и женщины на первом плане едва касаются земли Легкие лиловатые тени, скользящие по хрупким телам, лишают их объемности и земной тяжести Высветленный колорит, построенный на диссонансах холодных, прозрачных тонов розоватокрасного, бледнолилового, светлоголубого, зеленого, увеличивает ирреальность всего изображенного. Творческий облик второго основоположника флорентийского маньеризма Россо Фьорентино Джованни Баттиста ди Якопо ди Гаспарре, 1495 1540 внешне обнаруживает много точек соприкосновения с Понтормо уже ранний период ок 1517 1518 гг Россо отказывается от возвышенноидеального стиля, стремится к повышенной экспрессии, драматизации, обращается поисках новых средств выражения к северному искусству Однако Россо принадлежит к числу мастеров, у которых кризис гуманистических идеалов и пессимистически субъективное восприятие трагичности жизненных коллизий перерастают утрату больших идейных ценностей, приводят к внутренней опустошенности Художник идет по пути нарочитого противопоставления своего искусства реальной действительности, стремится к надуманной экстравагантности, парадоксальности и внешней Эффектности решений Если Понтормо искусстве северных мастеров привлекала глубокая эмоциональность, реалистическая острота, то Россо ищет нем опору для своих антиреалистических, носящих формальный характер исканий Так, его ранних композициях Мадонна с четырьмя святыми 1518 Уффици, Мадонна со святыми Вольтерра, ряде рисунков появляются причудливые образы аскетов с преувеличенно вытянутыми пропорциями тела, неправдоподобно маленькими, словно иссохшими головами, подчеркнуто экспрессивными жестами выразительность строится на взбудораженности и переусложненности ритмов как бы ломающихся складок, резкости красочных сочетаний Но сознательная деформация человеческой фигуры, искажение лиц странными гримасами например, Мадонне с ангелами, ок 1517 Эрмитаж, заставлявшими современников сравнивать его святых с дьяволами, так же как и повышенная экспрессивность изобразительного языка, становятся у Россо самоцелью, не связаны с поисками выражения, хотя бы и субъективно односторонней форме, больших идей и чувств. Поэтому даже самом значительном произведении Россо Снятии со креста 1521 Вольтерра, Музей нет того подлинного драматизма, которым отмечено положение во гроб Понтормо Вся драматическая патетика этой картины носит чрезвычайно внешний характер и растворяется орнаментальном рисунке линейного ритма недаром наиболее выразительным картине является образ молодой женщины с простодушным и любопытным взглядом. Кризис гуманистических и реалистических традиций Возрождения 20 30х гг 16 сказывается и искусстве Рима Однако он принимает Риме специфический характер, выражается не отказе ряда мастеров от принципов Высокого Возрождения, а их творческом оскудении, формальном и эпигонском следовании Микеланджело и особенно Рафаэлю Так, Себастьяно дель Пьомбо своих многофигурных композициях выступает как эпигон Микеланджело, ученики Рафаэля Джулио Романе и другие разрабатывают формальные моменты утонченной декоративной системы монументальных росписей своего учителя росписи Перино дель Вага замке св Ангела, 1540е гг Особенно сильно сказывается кризис самой грандиозной из работ Джулио Романо 1492 99 1546 росписях построенного по его же проектам палаццо дель Те Мантуе, выполненных 1528 1535 гг В большинстве своем они навеяны фресками Фарнезина, но гармоническую легкость и естественность декоративных работ Рафаэля сменяют нарочитая переусложненность композиций, тяготение к внешней эффектности и грубоватой пышности Зал Психеи. Формирование творческого облика Пармиджанино тесно связано с искусством Корреджо, который приехал Парму 1518 и оказал большое воздействие на юного мастера Близость к Корреджо сказывается и первом монументальном цикле Пармиджанино фресках церкви Сан Джованни Эванджелиста 1519 22, и замечательных росписях одной из комнат замка Фонтанеллато близ Пармы, которые обычно датируют 1530ми гг хотя часть исследователей убедительно доказывают, что они написаны 1523 В росписях Фонтанеллато Пармиджанино, используя мотивы фресок Корреджо монастыре Сан Паоло, как бы раздвигает стены помещения, превращая зеркало плафона покрытое облаками небо, распалубки свода зеленый шатер, а люнеты своеобразные лоджии, где на фоне неба, воды, деревьев изображены нимфы, охотники с собаками, испуганные олени, развертываются эпизоды легенды о Диане и Актеоне Вся эта сложная композиция пронизана легким, скользящим ритмом движущихся фигур, развевающихся одежд, колеблемых ветром цветов и ветвей, что сообщает ей особую поэтическую непосредственность. Однако, отличие от Понтормо и Россо, антиренессансный характер творчества которых выражал пессимистический надлом мировосприятия целого поколения, ощутившего безысходность трагических противоречий итальянской действительности, эстетическая программа Пармиджанино тесно связана с устремлениями складывающейся придворной культуры Она отражает умонастроения той части итальянского общества, которая пытается уйти от трагических противоречии действительности узкий мирок субъективных, утонченных, оторванных от жизни идеалов Не случайно именно Пармиджанино, а не флорентийские маньеристы выработал эстетический идеал маньеризма и оказал огромное воздействие на последующее развитие маньеристического искусства.

Особенно отвлеченный и субъективный характер приобретает эстетический идеал Пармиджанино произведениях его второго пармского периода 1531 1540 Синтезом исканий этих лет является знаменитая Мадонна с длинной шеей 1534 1540 Уффици, которой все нарочито причудливо и нереально и неправдоподобно вытянутые пропорции тела мадонны, его странный волнообразный изгиб, и сверхъестественный пространственный разрыв между недописанным архитектурным фоном и фигурами мадонны и ангелов на первом плане, и переливчатый холодный колорит У Пармиджанино появляются уже и определенные каноны воплощения его идеала вытянутость пропорций человеческой фигуры, текучая, причудливо изгибающаяся линия силуэта, подчиненная, как и весь композиционный строй картины, сложной совокупности змеевидных ритмов Этот принцип змеевидной фигуры стал одной из главных изобразительных формул маньеризма и полвека спустя был разработан теоретических трудах Ломаццо.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru