Понятие цивилизация и её типы в философии

История общества это развитие человеческой цивилизации, проходившей определенные этапы и закономерности стадии социального прогресса Понятие цивилизации. У А Тойнби предварительной классификации насчитывается ряд обществ одного вида, которые, как он констатирует, принято называть цивилизациями египетское, андское, китайское, минойское, шумерское, майянское, сирийское, индское, хеттское, эллинское, православное христианское России, дальневосточное Корее и Японии. Эта классификация цивилизаций активно комментируется отечественной литературе и на ее основе иногда выделяют пять современных цивилизаций западноевропейскую, российскую, исламскую, индобуддийскую и конфуцианскую Л Васильев. По мнению выдающегося русского философа К Н Леонтьева 1831 1891, цивилизация это сложная система отвлеченных идей религиозных, государственных, личнонравственных, философских, художественных, которая вырабатывается всей жизнью нации В Европе она сформировалась из византийского христианства, германского рыцарства, эллинской эстетики и философии К Леонтьев резко отрицательно относился к современной ему Европе и ее цивилизации, порождающей буржуазные уравнительные тенденции А всякое уравнение рассматривается им как чтото противоестественное, чуждое нормальному развитию Поэтому его социологические взгляды формируются, главным образом, на основе критики идеалов буржуазного равенства, либерализма, парламентаризма, ибо все возрастающее однообразие буржуазной цивилизации, по мнению Леонтьева, ведет к гибели человечества Остановить этот процесс сможет только молодая, не исчерпавшая еще всех своих ресурсов, славяновосточная цивилизация, именно она должна прийти на смену западноевропей ской Основа этой цивилизации базируется, утверждал он, на византийском христианстве, византийском самодержавии и византийских нравах Однако период ее развития завершается после отмены крепостного права и начала буржуазных общественноэкономических и политических преобразований Россия утрачивает присущие ей ранее своеобразие и индивидуальность и более напоминает бесцветную среднепропорциональную Европу, вступает период вторичного упрощения В данной ситуации К Леонтьев видел лишь один выход ни коем случае не подражать Западной Европе Он не без оснований полагал, что это может привести к подмене духовных ценностей ценностями мещанскими, материальными, породить массовую атеизацию населения, полное забвение религии Отсюда и его знаменитый призыв подморозить Россию Вместе с тем, К Леонтьев противник всякого национализма, который, по его мнению, всегда ведет к аморфному единообразию, разложению Имея виду, прежде всего, русский народ, он писал, что тот народ наилучше служит и всемирной цивилизации, который свое национальное доводит до высших пределов развития И неудивительно, что, несмотря на всю его привержен ность православной вере, К Леонтьев значительно выше ставил ее национальную красоту, национальное своеобразие Одетый яркий костюм турокмусульманин ему бесконечно ближе и родней, чем облаченный сюртук для него символ буржуазной революции православный русский Только народ, по мнению К Леонтьева, сохранил свою национальную физиономию Просвещать его, по Леонтьеву, нельзя, ибо это неизбежно приведет к размыванию славяновосточной цивилизации буржуазной цивилизацией. Выступая против расизма, против социологов, распространявших законы биологии на общество, Мечников видел специфику последнего свободной кооперации людей, постепенно изменяющих природу. Критерием социального прогресса для Мечникова является возрастание солидарности и свободы общества, которое развивается от угнетения к анархии во взглядах Мечникова сказалось влияние М А Бакунина Теория Мечникова свое время сыграла положительную роль борьбе с религиознофилософскими воззрениями на общество Г В Плеханов назвал Мечникова замечательным представителем того поколения 60х годов, которому много обязана наша общественная жизнь, наша наука и литература. Качественно новым, перспективным, с точки зрения истории, типом Данилевский считает славянский тип, наиболее полно выраженный русском народе Славянофильскую идею противостояния мессианской культуры России культурам Запада Данилевский вуль гаризирует, облекая ее проповедь борьбы русской государственности с другими народами. Общие черты цивилизаций проявляются специфических чертах На Западе больше внимания обращают на индивидуальную свободу человека Не случайно именно там возникла теория естественного права, согласно которой все люди равны от природы и, следовательно, должны иметь одинаковые естественные возможности для достижения одних и тех же целей Отсюда постоянные ссылки на права человека На Востоке же очень почитают традиции и обычаи, которые предписывают уважение к старшим, родителям, государю, вообще власть имущим Поэтому там права человека приобретают несколько иной характер, чем на Западе Вот почему нельзя с одинаковыми мерками подходить к разным цивилизациям, к их ценностям, к нормам поведения людей.

Понятие цивилизации является одним из наиболее употребительных философии, истории и других науках гуманитарного цикла Оно родилось во Франции, середине XVIII и обозначало идеальное устройство человеческого общества Этимологически термин восходит к латинскому слову цивилис городской, гражданский, что говорит о тесной связи цивилизации с городским типом культуры. Вот как характеризует цивилизацию С Хантингтон Цивилизация представляет собой некую культурную сущность Деревни, регионы, этнические группы, народы, религиозные общины все они обладают своей особой культурой, отражающей различные уровни культурной неоднородности Деревня Южной Италии по своей культуре может отличаться от такой же деревни Северной Италии, но при этом они остаются именно итальянскими селами, их не спутаешь с немецкими В свою очередь европейские страны имеют общие культурные черты, которые отличают их от китайского или арабского мира. Тут мы доходим до сути дела Ибо западный мир, арабский регион и Китай не являются частями более широкой культурной общности Они представляют собой цивилизации Мы можем определить цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей Следующую ступень составляет уже то, что отличает род человеческий от других видов живых существ Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективной самоидентификацией людей Есть различные уровни самоидентификации так житель Рима может характеризовать себя как римлянина, итальянца, католика, христианина, европейца, человека западного мира Цивилизация это самый широкий уровень общности, с которой он себя соотносит Культурная самоидентификация людей может меняться, и результате меняются состав и границы той или иной цивилизации. Нужно подчеркнуть, что при всем многообразии подходов к определению соотношения культуры и цивилизации основным является представление о цивилизации как о более внешнем по сравнению с культурой слое человеческого бытия Цивилизация воплощает себе технологический аспект культуры со ставкой не на качественные, а на количественные параметры бытия, с установкой на беспредельное развитие со сменой целей этого развития Главное цивилизации непрерывная смена технологий для удовлетворения столь же непрерывно растущих потребностей и возможностей человечества при законодательном обеспечении этого процесса Такое представление о цивилизации основано основном на успехах и достижениях научнотехнической революции странах Запада и на постулатах либеральной демократии. В понятии цивилизации заключена интегральная характеристика, относящаяся и к человеку, и к обществу и представляющая качественное своеобразие данного периода мировой истории и человека, находящегося. В процессе разработки концепции цивилизаций теоретические взгляды Тойнби претерпели значительную эволюцию и некоторых положениях даже своего рода метаморфозу Это объясняется двумя обстоятельствами с одной стороны, сама эта концепция была изложена им двенадцатитомном труде Исследование истории, который публиковался на протяжении почти трех десятилетий с 1934 по 1961 год, а затем вплоть до самой смерти автор во многих книгах постоянно возвращался к этой теме разумеется, на протяжении почти всей своей творческой жизни Тойнби непрерывно обогащал свою теорию новыми положениями С другой стороны, само время жизни Тойнби совпало с грандиозными политическими и социальными преобразованиями истории человечества Второй мировой войной и холодной войной, освобождением большинства народов от колониальной зависимости, возникновением глобальных проблем, то есть с событиями, требовавшими глубокого постижения и переосмысливания всей предшествовавшей истории И именно эта эволюция взглядов английского историка придает особую ценность его концепции цивилизаций. Впоследствии Тойнби постепенно отходит от изложенной выше схемы Прежде всего, многие цивилизации предстали как воспринявшие во все большей мере наследие своих предшественниц В XII томе своего исследования, символично озаглавленном Переосмысление 1961, он развивает идею последовательных цивилизаций первого, второго и третьего поколений, воспринявших главным образом благодаря универсальной церкви многие социальные и духовные ценности своих предшественниц например, Запад воспринял наследие эллинизма, а последний духовные ценности минойской критомикенской цивилизации История Китая и Индии избавляется от излишнего дробления на дветри цивилизации Таким образом, из первоначальных 21 цивилизаций остается 15 не считая побочных Основной своей ошибкой Тойнби считает то, что первоначально своих историкофилософских построениях он исходил лишь из одной эллинистической модели и распространял ее закономерности на остальные, а уже затем положил основу своей теории три модели эллинистическую, китайскую и израильскую. Если, характеризуя современное общество и общество недалекого будущего, мы попытаемся выделить основные его составляющие, основные направления развития, то ими, несомненно, будут информация и техника современные технологии.

В области экономики возникают мощнейшие монополии и транснациональные корпорации, которые концентрируют своих руках необъятные богатства и обширную власть Формируется влиятельная прослойка информационной олигархии, которая стремится диктовать свои условия рынку, извлекая огромные монопольные сверхприбыли информационную квазиренту Это становится еще одним каналом экономической поляризации стран и цивилизаций. В политической сфере современные средства телекоммуникаций становятся умелых руках действенным и гибким инструментом манипулирования общественным мнением, подрыва политической стабильности и стимулирования социального взрыва, формирования позитивного имиджа претендентов на роль диктаторов, особенно если электронные средства информации попадают руки монополий или авантюристов, располагающих необходимыми средствами. Широкое употребление слова цивилизация с момента возникновения отражало совпадение подходов представителей различных областей знания к идеям прогресса и эволюции Уходя истоками философию Просвещения, теория цивилизации была дополнена, развита, углублена новыми философскими системами с их историческим и позитивистским взглядом на развитие общества, исследованиями антропологов и этнографов, открытиями биологов Для наиболее глубоких мыслителей XIX таких как Г В Ф Гегель, О Конт, К А СенСимон, история прогресс такой взгляд на исторический процесс, на прознание его непрерывного становления создавал собственно социальнофилософское обоснование идеи связи цивилизации и прогресса В то же время Англии была издана книга Ч Дарвина Происхождение видов 1859, которой утверждение единой эволюции и прогрессивного развития природы и общества стало одним из фундаментальных доказательств непрерывности исторического процесса Нельзя также не отметить влияние антропологических исследований, где, без сомнения, решающую роль сыграли исследования американского ученого Л Моргана, а именно его работа Древние общества 1877, которой изложена концепция развития общества, рассматривающая историю человечества как длительное становление, как эволюцию, делящуюся на три последовательных этапа дикость варварство цивилизация Сейчас можно утверждать, писал он, основываясь на неопровержимых доказательствах, что во всех человеческих племенах периоду варварства предшествовало состояние дикости, а варварство предшествовало цивилизации История человечества обладает единой причиной, единым опытом и единым прогрессом 2 Методология исследования, предложенная Л Морганом, не только определила вектор гуманитарных и естественнонаучных изысканий области цивилизации и цивилизационного процесса для представителей различных областей науки и обществознания, для различных философских школ и течений, но и долгое время оставалась фундаментом многих идеологических направлений. С одной стороны, новый аспект понимании цивилизации был связан с развитием и углублением позитивистской парадигмы изучении общественного процесса Возникло много определений цивилизации, носящих научный или дескриптивный характер Так, известный социолог Э Литтрэ под цивилизацией понимал совокупность характерных черт, принадлежащих некоторому обществу, сгруппированному на некоторой территории некоторый момент истории 4 Для социологической школы Э Дюркгейма цивилизация есть совокупность социальных феноменов, которые не являются связанными с определенным социальным организмом они простираются на пространства, которые выходят за национальные территориальные границы и развиваются течение определенного периода времени, охватывающего историю нескольких обществ Они живут сверхнациональной жизнью 5 Для представителей этнографической концепции цивилизация совокупность материальных, интеллектуальных, моральных, политических и социальных способов бытия и деятельности определенной человеческой группы Для Ф Броделя цивилизация представляет собой совокупность, всеобщность ценностей, культурных черт, феноменов. Практически во всех концепциях и категория цивилизации, и понимание специфики той реальности, которая описывается данным понятием, непосредственно определяются либо через культуру, либо через ее отдельные черты В данном контексте возможны различные модификации и подходы, однако любом случае цивилизация это культурная общность, культурная целостность Ф Бродель полагал, что цивилизация есть прежде всего культурная зона, жилище, внутри которого существуют различные подсекторы культурных черт, начиная от языка, религии, искусства, политики, заканчивая специфическими чертами образа жизни и психологическими реакциями А Тойнби утверждал, что формообразующим цивилизационным фактором является не этническая составляющая, не политическая реальность, а именно культурный феномен религия С Хантингтон отмечал, что цивилизация это широчайшие культурные общности, которых язык, антропологические особенности, религия, образ жизни, социальные институты являются теми объективными моментами, которые определяют цивилизацию.

Понятие цивилизации является одним из наиболее употребительных философии, истории и других науках гуманитарного цикла Оно родилось во Франции, середине XVIII и обозначало идеальное устройство человеческого общества Этимологически термин восходит к латинскому слову цивилис городской, гражданский, что говорит о тесной связи цивилизации с городским типом культуры Вот какое определение понятию цивилизации дается Философском энциклопедическом словаре цивилизация от лат civilis гражданский, государственный, городской 1 синоним культуры В марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры 2 Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры античная цивилизация 3 Ступень общественного развития, следующая за варварством Л Морган, Ф Энгельс В конце XX оформилось несколько подходов к трактовке этого понятия Часто термин цивилизация выступает синонимом термина культура или обозначает особый этап развитии культуры Например, Освальд Шпенглер считает цивилизацию закономерным итогом эволюционного развития культуры Культура рождается тот миг, когда из прадушевного состоя ния вечномладенческого человечества пробуждается и отслаива ется великая душа, некий лик из пучины безликого, нечто ограниченного и преходящее из безграничного и пребывающего Она рас цветает на почве строго отмежеванного Ландшафта, к которому она остается привязанной чисто вегетативно Культура умирает, когда эта душа осуществила уже полную сумму своих возможностей ви де народов, языков, вероучений, искусств, государств, наук и таким образом снова возвратилась прадушевную стихию Но ее испол ненное жизни существование, целая череда великих эпох, строгих контурах очерчивающих поступательное самоосуществление, представляет собой сокровенную, страстную борьбу за утвержде ние идеи против сил хаоса, давящих извне против бессознательного, расширяющего изнутри, куда эти силы злобно стянулись Не только художник борется с сопротивлением материи и с уничтожением идеи себе Каждая культура обнаруживает глубоко символичес кую и почти мистическую связь с протяженностью, с пространст вом, котором и через которое она ищет самоосуществления Как только цель достигнута и идея, вся полнота внутренних возможнос тей, завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются она ста новится цивилизацией Н А Бердяев считает, что разграничение понятий цивилизация и культура весьма условно Различение культуры и цивилизации стало популярным со времен Шпенглера, но оно не есть его изобретение Терминология тут услов на Французы, например, предпочитают слово цивилизация, пони мая под этим культуру, немцы предпочитают слово культура Рус ские раньше употребляли слово цивилизация, а с начала XX века от дали предпочтение слову культура Но славянофилы К Леонтьев, Достоевский и др уже отлично понимали различие между культу рой и цивилизацией Ошибка Шпенглера заключалась том, что он придал чисто хронологический смысл словам цивилизация и куль тура и увидел них смену эпох между тем как всегда будут сущест вовать культура и цивилизация и известном смысле цивилизации старее и первичнее культуры, культура образуется позже Изобре тение технических орудий, самых элементарных орудий примитив ными людьми есть цивилизация, как цивилизация есть всякий соци ализирующий процесс Латинское слово цивилизация указывает на социальный характер указываемого этим словом процесса Цивили зацией нужно обозначать более социальноколлективный процесс, культурой же процесс более индивидуальный и идущий вглубь Мы, например, говорим, что у этого человека есть высокая культура, но не можем сказать, что у этого человека есть высокая цивилиза ция Цивилизация означает большую степень объективации и соци ализации, культура же более связана с личностью и духом Вот как характеризует цивилизацию С Хантингтон Цивилизация представляет собой некую культурную сущность Деревни, регионы, этнические группы, народы, религиозные общины все они обладают своей особой культурой, отражающей различные уровни культурной неоднородности Деревня Южной Италии по своей культуре может отличаться от такой же деревни Северной Италии, но при этом они остаются именно итальянскими селами, их не спутаешь с немецкими В свою очередь европейские страны имеют общие культурные черты, которые отличают их от китайского или арабского мира Тут мы доходим до сути дела Ибо западный мир, арабский регион и Китай не являются частями более широкой культурной общности Они представляют собой цивилизации Мы можем определить цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей Следующую ступень составляет уже то, что отличает род человеческий от других видов живых существ Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективной самоидентификацией людей Есть различные уровни самоидентификации так житель Рима может характеризовать себя как римлянина, итальянца, католика, христианина, европейца, человека западного мира Цивилизация это самый широкий уровень общности, с которой он себя соотносит Культурная самоидентификация людей может меняться, и результате меняются состав и границы той или иной цивилизации Цивилизация может охватывать большую массу людей например, Китай, о котором Л Пай сказал Это цивилизация, которая выдает себя за страну Но она может быть и весьма малочисленной как цивилизация англоязычных жителей островов Карибского бассейна Цивилизация может включать себя либо несколько наций государств, как случае с западной, латиноамериканской или арабской цивилизациями, либо одноединственное как случае с Японией Очевидно, что цивилизации могут смешиваться, накладываться одна на другую, включать субцивилизации Западная цивилизация существует двух основных вариантах европейском и североамериканском, а исламская подразделяется на арабскую, турецкую и малайскую Несмотря на все это, цивилизации представляют собой определенные целостности Границы между ними редко бывают четкими, но они реальны Цивилизации динамичны у них бывает подъем и упадок, они распадаются и сливаются И, как известно каждому студентуисторику, цивилизации исчезают, их затягивают пески времени Нужно подчеркнуть, что при всем многообразии подходов к определению соотношения культуры и цивилизации основным является представление о цивилизации как о более внешнем по сравнению с культурой слое человеческого бытия Цивилизация воплощает себе технологический аспект культуры со ставкой не на качественные, а на количественные параметры бытия, с установкой на беспредельное развитие со сменой целей этого развития Главное цивилизации непрерывная смена технологий для удовлетворения столь же непрерывно растущих потребностей и возможностей человечества при законодательном обеспечении этого процесса Такое представление о цивилизации основано основном на успехах и достижениях научнотехнической революции странах Запада и на постулатах либеральной демократии Понятие цивилизация плодотворно прежде всего для исторической науки, ибо позволяет синтезировать объективный подход к истории и основанное на нем формационное деление и субъективный фактор, связанный с деятельностью человека Последнее особенно важно для понимания духовной ситуации на каждом этапе истории Это человеческое измерение исторических событий заключается ментальности каждой эпохи и цивилизации, под которыми понимается особый путь умонастроения большинства людей, ведущая вера или идея, вдохновляющая миллионы Однако уповать только на духовный потенциал было бы не меньшей односторонностью, чем принимать во внимание только экономический базис или социальнополитические институты общества В понятии цивилизации заключена интегральная характеристика, относящаяся и к человеку, и к обществу и представляющая качественное своеобразие данного периода мировой истории и человека, находящегося. Показательно плане характеристики каскадной эксплуатации броделевское парадоксальное определение культуры Культура это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста А тем временем и время это может затянуться соседние цивилизации эксплуатируют ее тысячью способов и это естественно, хотя и отнюдь не справедливо И всетаки несправедливость всегда и везде выглядит противоестественно С внутренним и межгосударственным иррациональным социальноэкономическим неравенством и каскадной эксплуатацией народы мира никогда не примирятся. Основное противоречие современной эпохи заключается углубляющейся противоположности олигархического и субсидиарного, социальнокомпромиссного типов капитализма, идейным выражением которой становится размежевание либеральных и подлинно демократических ценностей Отпадение все большего числа локальных цивилизаций том числе промежуточных от геополитических центров олигархокапитализма и переход на национальные пути строительства субкапитализма, имеющего тенденцию к конвергенции с социалдемократическими порядками, институтами, явятся исходными формами разрешения указанного противоречия. Южная Корея, Таиланд, Сингапур, Тайвань, Гонконг Лидируют по вышеуказанным параметрам передовые скандинавские нациигосударства, возглавляющие растущую группу подвижников субкапитализма. Однако часто не только кризисных, но и во внешне благополучных странах, том числе так называемых великих державах, эти институты подвергаются деформации изза приверженности гегемонистской формальной демократии и закамуфлированному либеральному авторитаризму Для активного противостояния негативным перекосам, связанным с редукцией выхолощенной демократии к уровню либеракратии, необходимо, чтобы оппозиционные ей общественнополитические организации и прогрессивные социальные движения этих странах консолидировались борьбе за действительную гуманизацию социальноэкономического и политического строя, преодолевая иго скрытой за фасадом рекламной свободы закомуфлированной принудительности и увеличивая привлекательность и актуальность аутентичных демократических ценностей и программ При этом во многих переходных трансформационных сообществах предстоит осуществить подъем общей культуры, усовершенствовать культуру социального управления, предполагающую рост творческой инициативы индивидов, самоорганизующихся корпоративные производственные и социальнопрофессиональные союзы, неуклонное увеличение полномочий органов местного самоуправления Примерами для этих сообществ могут стать образцы реальной альтерглобализации, выработанные Швеции, Норвегии, Финляндии и ряде других стран субсидиарного капитализма, где высок уровень производственной и политической демократии, экономической и информационной культуры. Подвижное динамическое равновесие гомеостаз между культурой и цивилизацией обществе массового потребления сегодня нарушено изза замеченного еще О Шпенглером Закате Европы превращения цивилизации цель, а культуры средство Выживание человечества третьем тысячелетии напрямую зависит от достижения обратного отношения Это предполагает. Следует различать современные и исторические типы цивилизаций, не отрывая их друг от друга.

В основу приведенной Н Я Данилевским первой классификации исторических типов цивилизаций надо сказать, весьма усеченной положено понятие культурноисторического типа психологической, нравственной, культурной, государственнополитической, экономической общности исторически сблизившихся народов В данной классификации выделяются 10 положительных деятелей истории. Другая также неполная известная классификация английского историка А Дж Тойнби, данная Постижении истории, охватывает 21 цивилизацию Если семь из них живые общества, то остальные 14 мертвые Гибель большинства исчезнувших цивилизаций, по мнению автора, была ускорена изнурительными войнами и внешними завоеваниями В отличие от Н Я Данилевского и О Шпенглера, он принципе допускал возможность перманентного выживания территориально локализованных культур и цивилизаций, но приводил ограничения, делал пессимистические оговорки и допускал непоследовательные высказывания. Например, статье Повторяется ли история А Дж Тойнби склоняется к выводу о том, что будущем шансы выжить, придать истории новый, не имеющий прецедента поворот имеет только западная цивилизация при условии создания мегагосударственных органов управления кооперативного мирового правительства, нахождения компромисса между свободным предпринимательством и социализмом и появления новой Универсальной религии Как видно, западноцентризм, выдворенный Постижении истории дверь, статьях середины 1940х гг просунулся окно виде неоглобалистской утопии, которой некоторые верные догадки затушевываются реставрацией мифа о неизменном господстве, об исключительном праве на выживание центральной цивилизации. Рассматривая генезис выживших и трансформировавшихся цивилизаций, А Дж Тойнби указывал на радикальный способ отрицания ими своих предшественниц Начав с мутаций, преобразовавших примитивные общества цивилизации, мы обнаружили процесс перехода от статического состояния к динамической деятельности Эта же формула характеризует и альтернативный способ возникновения цивилизации через отчуждение пролетариата от правящего меньшинства ранее существовавших обществ, утративших свою творческую силу Правящее меньшинство такого Рода обществ статично крайне консервативно И Ш, и отделение пролетариата представляет собой динамичную реакцию именно на эту статичность, что конечном счете оказывается главным условием возникновения нового общества При эволюционных же изменениях активная масса создает духовнопрактическую почву для поворотных реформ и выдвигает из своей среды резерв пассионарного творческого и правящего меньшинства, генерирующего вместе с ней новую идею, форму жизни, стиль культуры и цивилизации. Объединенный дух беларускасцi и беларускарускасцi лице его достойных носителей будет жить всегда, проявляясь новых творческих узорах на традиционной канве, обогащая национальную картину мира Стиль творческого традиционализма сохранит цивилизацию соработниковсобственников и близкую их уму и сердцу демократическую элитарномассовую культуру, которая из века век будет достигать подвижного динамического равновесия, гомеостаза материальных и духовных ценностей Белорус, как и голландец, находит этом равновесии и простоте привычных форм здесьбытия способы надежного и устойчивого жизнеустройства.

Термин цивилизация пришел к нам из латыни и связан с такими понятиями, как civiles гражданский, civis гражданин, civitas гражданское общество. Отечественная традиция толковании понятия цивилизация начинается ХІХ веке и связывается с вопросом об исторических судьбах русского народа Западники Т Грановский, П Чаадаев и др однозначно отождествляли цивилизацию вообще с западноевропейской Они признавали единство исторического процесса и считали невозможным приписывать Росссии какиелибо особенные законы общественного развития. Ф Энгельс дал следующее определение цивилизации Цивилизация является той ступенью общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющий оба эти процесса, товарное производство достигают полного рассвета и производят переворот во всем прежнем обществе. Существует и такое определение цивилизации, когда под ней понимается культурная общность людей, обладающих некоторым социальным генотипом, социальным стереотипом, при этом освоившая большое достаточно автономное, достаточно замкнутое мировое пространство и силу этого получившая прочное место мировой раскладке По мнению В Л Цымбурского, образ каждой цивилизации трехмерен, задаваясь тремя множествами признаков Это, вопервых, типологически контрастные традиции социальности и духовности, вовторых, относительно ограниченные общности, тяготеющие к самозамкнутости мировом географическом раскладе Наконец, втретьих, каждая такая традиция воплощена специфической популяции носительнице этноса или группе этносов, с обособленной традицией государственного строительства и геополитической сюжетикой, лишь экстремальной ситуации накладывающуюся на геополитику иных синхронных цивилизаций Иначе говоря, каждая цивилизация это образ особого человечества на отдельной земле. Таким образом первоосновой развитых товарного производства и обмена по праву считается частная собственность, важнейшее из изобретений цивилизации. Частная собственность была изобретена при переходе от варварства к цивилизации И для всего последующего развития истории, включая современность, она оказалась весьма эффективной предпосылкой стимулирования энергии, самостоятельности, предприимчивости, ответственности выбора и решения, здравого смысла и смекалки, словом, индивидуальной свободы и разумности человека производстве, обмене, повседневном быту. Принципы и практика наибольшей свободы для наибольшего числа людей издавна связаны с демократией Демократическое взаимодействие людей древнее изобретение цивилизации Наряду с демократией человеческая цивилизация рождает также целый набор иных разнообразных форм совместного бытия людей, государственного и общественного управления Сегодня можно с уверенностью говорить, что процессе изменения цивилизации развитая и прочная демократия уже выигрывает историческое соревнование с другими социальноэкономическими, политическими порядками Другие же недемократические, тем более антидемократические, тоталитарные, деспотические формы правления подвергнуты строгому суду и осуждению историей Теснейшая связь цивилизации, цивилизованностии ненасильственной, все более широкой и необратимой демократии явная тенденция современной истории Она же подтверждается яркими страницами истории прежней например, расцветом полисной демократии и одновременным цивилизованием Древней Греции. Поскольку путь к демократии, сама демократическая дорога чрезвычайно трудны и совсем не усыпаны розами, необычайно важным всегда было и остается сегодня цивилизование самой демократии Также следует не забывать, что цивилизование демократии лишь часть цивилизационного усовершенствования межиндивидуальных, межгрупповых, международных человеческих отношений. Историческая тенденция состоит не просто увеличении средств и возможностей такого цивилизационного благоустройства и комфорта, а предоставлении их максимально большему числу людей. Каждой культуре концепции Шпенглера присущ строго индивидуальный способ видеть и познавать природу У каждой культуры своя специфическая природа, которой не может обладать точно таком же виде человек другой культуры Склонность западноевропейцев к автобиографиям совершенно не характерна для античности Крайней сознательности западноевропейской истории противостоит сонная полусознательность индийской.

В своей книге Закат Европы сам Шпенглер привел впечатляющие иллюстрации, свидетельствующие о том, что культуры слышат всетаки друг друга Шпенглер рельефно описывал десятки погибших культур Пифагор понимал египтян Средневековье приняло от античности христианство Возрождение обнаружило восприимчивость к античности Все это свидетельствует о том, что идея универсальности истории не беспочвенна. Переход от культуры к цивилизации античном мире происходит IV а на Западе XIX Все великие конфликты миросозерцания, политики, искусства, науки, чувства происходят под знаком противоположности культуры и цивилизации Дух денег проникает во все исторические формы народного бытия Само искусство становится спортом. Таков смысл, по Шпенглеру, всех эпох заката истории Наиболее отчетливым по своим очертаниям является закат античности. Культура не способна развиваться вечно по единой, универсальной схеме В ее развитии наступают сложности, коллизийные феномены Они могут свидетельствовать только об истечении времени данной культуры Никакого перерождения культуры быть не может Кризис это сигнал к окончательной гибели. Теория цивилизаций А Тойби продолжает линию Н Я Данилевского и О Шпенглера и может считаться кульминационным пунктом развитии теорий локальных цивилизаций Всемирную известность ему принесла работа Исследование истории, которой он стремился переосмыслить все общественноисторическое развитие человеческого рода духе круговорота локальных цивилизаций Локальные цивилизации, по Тойнби, это общества, имеющие как во времени, так и пространстве протяженность большую, чем национальные государства. Такова общая природа упадка цивилизаций Фазы гибели цивилизации следующие Творческое меньшинство, опьяненное победой, начинает починать на лаврах, поклоняться относительным ценностям как абсолютным Оно теряет свою харизматическую привлекательность, и большинство не подражает и не следует ему Поэтому все больше и больше приходиться использовать силу, чтобы контролировать внутренний и внешний пролетариат В ходе этого процесса меньшинство организует универсальное великое государство для сохранения себя и своей цивилизации вступает войны становится рабом косных установлений и само ведет свою цивилизацию к гибели.

Внешний же пролетариат организуется и начинает штурмовать падающую цивилизацию, вместо того чтобы стремиться врасти нее Таким образом, раскол входит тело и душу цивилизации. Единственный плодотворный путь это путь преображения, перенос цели и ценностей сверхчувственное царство Божие Оно на может остановить разложение данной цивилизации, но может послужить посевом, из которого вырастет новая дочерняя цивилизация Цель преображения дать свет тем, кто погряз во тьме Она достигается поисках царства Божьего, чтобы привести его жизнь действие Таким образом, цель преображения царство Божие. Таков общий скелет философии истории Тойнби Труд Тойнби целом реальный вклад дело исторического синтеза. Труд Тойнби, по мнению П Сорокина, имеет два коренных дефекта Они относятся, вопервых, к цивилизации, избранной Тойнби качестве исторического исследования, вовторых, к концептуальной схеме генезиса, роста и упадка цивилизаций, положенной основу его философии истории. Под цивилизацией Тойнби имеет виду не просто область исторического исследования, но единую систему, или целое, части которого связаны друг с другом причинными связями Поэтому, кок во всякой такой системе, его цивилизации части должны зависеть друг от друга и от целого, а целое от частей. Предыдущее объясняет, почему труде Тойнби так мало анализируется стадия роста цивилизаций Характеристика процесса роста его двадцати одной цивилизации, очевидно, фантастична Если мы нее поверим, то придется согласится, что Греции до 431403 гг до надлом эллинской цивилизации согласно Тойнби не было никаких войн, революций, классовой борьбы, рабства, традиционализма, нетворческого меньшинства и что все эти бедствия появились только после Пелопоннесской войны С другой стороны следует ожидать, что после этого Греции и Риме творчество прекратилось, не было Платона, Аристотеля, Эпикура, Зенона, Полибия, отцов церкви, Лукреция, научных открытий ничего творческого. Это означает, что единообразия роста и упадка цивилизаций у Тойнби совершенно фантастичны и не основаны на фактах.

Кроме культурных обширных систем, существуют еще более обширные системы, которые можно было бы назвать культурными суперсистемами Идеология любой суперсистемы базируется на определенных основных предпосылках или определенных конечных принципах, развитие, разработка и провозглашение которых совокупности образуют идеологию суперсистемы Коль скоро идеологии суперсистем являются самыми обширными из идеологий, их основные посылки или конечные принципы являются самыми обобщенными из истин, ценностей или предположений Перед человечеством вставал вопрос Какова природа истинной и конечной ценности На этот вопрос есть три ответа. Конечная истинная ценность чувственна Кроме нее нет других реальностей и не существует внечувственных ценностей, таков первый ответ Из этой основной посылки развилась огромная суперсистема, называемая сенситивной Есть и другое разрешение этого вопроса конечной истинной целью является сверхчувственный и сверхразумный бог Брахма, Дао, Священное Ничто и прочие ипостаси бога Чувственные или какие либо другие реальности или ценности являются либо миражами, либо низменными и тенеподобными псевдореалиями Такая основная посылка и соответствующая ей культурная система является идеационная. Так, например, средневековой культуре Европы с XI до конца XIIв мы обнаруживаем, что идеационная суперсистема была господствующей Ее важнейшим положением был христианский символ веры со сверхзвуковой и сверхчувственной Троицей, представляющей собой конечную и истинную реальность и ценность Этот символ веры провозглашался и господствовавшей середине века наукой и философией, и искусством, и правом, и моралью, и экономикой, и политикой. Материальные ценности, благосостояние, комфорт, наслаждение, власть, слава и популярность стали основными ценностями, за которые борется нынешний сенситивный человек. Первое Любое племя и народ, говорящие на одном языке или принадлежащие к одной языковой группе, представляют собой культурноисторический тип, если он духовно способен к историческому развитию и прошел стадию детства. Пятое Ход развития культурноисторических типов напоминает жизнь многолетних растений, период роста которых длится бесконечно, а период цветения и плодоношения относительно короток и истощает их силы раз и навсегда Период возникновения великой культуры может длиться очень долго Он кончается, когда культура переходит от этнографической формы существования к форме модели На второй стадии оформляется культурная и политическая независимость Третья стадия расцвет представляет собой полное развитие творческого потенциала и реализацию идей справедливости, свободы, мудрости, социального и индивидуального благополучия Этот период кончается, когда исчерпаны все творческие силы цивилизации Тогда нация окаменевает, становится нетворческой и дезинтегрирует, раздираемая внутренними противоречиями Первая и вторая фазы могут длиться очень долго, последняя же обычно коротка и продолжается среднем 400600. Говорить о зарождении цивилизации можно когда человек окончательно выделился из животного мира На этом этапе биологическое совершенствование человека прекратилось и эволюция перешла новую стадию общественного развития. Причина такой дихотомии понятия цивилизация состоит том, что человечество своем развитии со времени появления человека современного типа прошло три крупных общественных стадии, разделенных двумя эпохами революционных сдвигов экономике. С одной стороны, человечество противопоставило себя природе и космосу, что послужило стимулом их рациональному изучению, развитию наук, небывалому расцвету открытий и изобретений В совокупности все это качественно изменило жизнь людей Создавались условия для полного их нивелирования друг другу как автономных граждан, каждый из которых является потенциальным собственником Во второй раз, вслед за античностью, но на иной производственной основе и более широких масштабах было создано гражданское общество Личная инициатива получила освобождение от контроля со стороны общинных и сословных объединений Изменился и тип мышления, основным принципом которого стал рационализм В то же время все эти перемены поляризовали людей на основе общественного разделения труда на две основные категории 1 организаторов общественного производства, задающих тон общественной жизни, и 2 работников, вынужденных довольствоваться предлагаемыми им экономическими условиями Поэтому классовая борьба приобрела новые формы.

Второй период Однако чаще цивилизационное ядро успешно подавляло стремления периферийных мутаций к обособлению Стремясь к постоянному расширению, цивилизационное ядро постепенно объединяло вокруг себя чрезмерно большие массы населения, а иногда и несколько локальных цивилизаций Это предъявляло новые требования к организации общества Появляются надобщественные имперские структуры и надэтническая идеология форме мировых религий Иногда функцию объединителей выполняют представители не центрального цивилизационнного ядра, а политические силы более динамичной периферии, однако сути процесса это не меняет Так начинается второй период развитии цивилизаций На Ближнем Востоке он созрел течение VIIIVI вв до Индии с IVIII вв до Китае с IIIII вв до Европе на рубеже Южной Америке XV. Но своем развитии цивилизации могли попасть сложные условия Так случилось с античной цивилизацией, которая полностью исчерпала потенциал развития свойственной ей социальной структуры Следствием этого было ослабление ее контроля за внешней периферией и как следствие распад цивилизации на культурно более однородные части, ставшие ядрами новых цивилизаций Католической, Византийской, Исламской Такие цивилизации возникли на уже существовавшей социокультурной основе результате создания новой системы ценностей, которая стала объединяющим началом новой цивилизации Поэтому их можно определить как вторичные цивилизации К вторичным цивилизациям следует отнести и Индустриальную цивилизацию, возникшую результате внутренней перестройки средневековой Католической цивилизации, оказавшейся состоянии глубокого кризиса изза неспособности к расширению обычным путем. Каждая цивилизация имеет свой логический центр, котором популяционнные признаки выражены наиболее четко Ослабление соционормативных признаков к периферии популяционного поля создает там условия для рождения новых соционормативных принципов Их появление можно рассматривать как своего рода суциальные мутации, которые могут проявляться как на общественном, так и на политическом или идеологическом уровнях Поэтому цивилизация стремится унифицировать популяционное поле, ликвидировав мутации Кризисные явления процессе роста цивилизации могут вызвать разрастание периферийных мутаций и использование их для корректировки или перестройки цивилизационной социанорматики. Каждая цивилизация процессе роста создает вокруг себя зону влияния виде внешнего популяционного социокультурного поля Это поле стимулирует общественные процессы у окружающих цивилизацию этносов, способствуя формированию у них племен как социальнопотестарных организаций и их союзов. Каждая цивилизация формирует общую религиозноэтическую систему, традициях и принципах которой закодированы ее соционормативные принципы Такая идеологическая система играет роль еще одного инструмента популяционного функционирования наряду с политической системой и поэтому может объединяться с последней.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru