Политические мысли в древнем риме

Самые древние политические учения возникли Древнем Китае, и это связано с общей социальнополитической направленностью китайской культуры, где не было развернутой мифологии и философской метафизики. Государственный строй, по Аристотелю, представляет из себя такой порядок, при котором господство принадлежит законно установленной власти. Точно также можно и должно не повиноваться распоряжениям властей, если они предписывают греховные деяния. Он считал, что основе политического поведения лежат выгода и сила, политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Самоуверенность, смелость и гибкость – вот от чего зависит успех политики, по мнению Макиавелли. Наилучшей формой государства Макиавелли считал смешанную, воплощением которой была для него умеренная республика, сочетающая достоинства монархии сильное объединяющее начало, аристократии мудрость и добродетельное правление и демократии свобода и участие народа управлении.

В течение 14 лет он работал секретарем правительства Флорентийской рспублики и наблюдал политику, что называется, изнутри. Непосредственное участие участие политической жизни укрепило его во мнении, что политическая наука – это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач. Для этики Эпикура характерна аполитичность, проповедь неучастия общественной жизни. Цель познания освобождение человека от невежества, необразованности и суеверия, страха перед богами и смертью. Деятельность и законы государства должны соответствовать представлениям о справедливости, содержание справедливости предусматривается договором между людьми о совместной пользу. По социальнополитическим содержанием концепция Эпикура о договорном происхождении справедливости, государства и законов есть в' субъективной, демократической. Политические учения Древнем Риме формировались на основе философских школ, перенесенных из Греции. И новизна и оригинальность политических воззрений римских мыслителей заключалась том, что ими выдвинуты идеи, соответствующие отношениям зрелого рабовладельческого общества.

Марк Цицерон утверждает, что государство не только естественный организм, но и искусственное образование, народное установки, признает равенство всех людей от природы и возможность достижения мудрости каждым, кто получит образование. Видными идеологами плебеев были братья Тиберий и Гай Гракхи, которые, будучи избраны народными трибунами соответственно 133 и 123 гг, решительно выступили за ограничение крупного землевладения, конфискацию излишков земли и их раздачу безземельным гражданам. Результаты этого ознакомления были использованы при составлении важного источника древнеримского права – знаменитых Законов XII таблиц первые десять таблиц были приняты. Значительным достижением древнеримской мысли было создание самостоятельной науки – юриспруденции. Резкие выпады против богатых содержатся и Соборном послании апостола Иакова. Существенное значение при этом придавалось принципу равенства всех людей и соблюдению такого равенства различных сферах человеческих взаимоотношений. Но реальная практика и земные дела новой религии оказывались во многом иными, чем это представлялось энтузиастам раннего христианства. Специально эти вопросы освещены его работах О государстве и О законах. В целом творческое использование идей предшественников политикоправовом учении Цицерона сочетается с развитием им ряда оригинальных и новых положений области теории государства и права. Тем самым государство трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, общий правопорядок.

У каждого хозяина должен быть надсмотрщик над рабами, возможно, даже один из рабов, который будет наказывать тех, кто плохо работает, по всей строгости. Со временем Древнем Риме стали появляться те, кто работает за деньги или определенную часть урожая впоследствии их стали называть издольщиками. Историки и современники считают, что тот период не было более экономного и умеющего правильно распоряжаться деньгами человека во всем Риме. Так, общефилософские воззрения Демокрита и Эпикура, представления Демокрита о прогрессивном развитии людей от первоначального естественного состояния до создания упорядоченной политической жизни, государства и законов. Римские авторы не ограничивались лишь простым заимствованием положений своих предшественников, а развивали их дальше с учетом специфических социальнополитических условий и задач римской действительности.

Римские юристы тщательно разработали обширный комплекс политикоправовой проблематики области общей теории государства и права. Раб, согласно Сенеке, человек, равный по натуре другим людям, и ему присущи те же душевные качества, что и всем остальным. В духе воззрений древнегреческих стоиков Сенека считал судьбу причиной всех причин. У Эпиктета призывы к личному нравственному совершенствованию и надлежащему исполнению той роли, которая ниспослана каждому судьбой, дополняется резкой критикой богатства и осуждением рабства. Этот процесс особенно ускорился после завоевания Римом греческих городов. Впоследствии юриспруденция Древнего Рима становится самостоятельной дисциплиной.

Люди избрали надежду на спасение как главный козырь своей жизни надежда на пришествие мессии. Это избавитель, который может наказать всех угнетателей, так как такое количество людей не может жить рабстве. Для раннего христианства характерно стремление сделать религиозные заповеди непосредственными правилами всего поведения человека. У первохристиан принцип эквивалента был подчинен гуманистическим идеалам нового человека и его свободы. У первохристианства богатство причина порчи человека, корень всех. Раннее христианство представляет новый этап учении о государстве и свободе. Политическая мысль нового времени Гобс, Гегель, Маркс, Фурье, ЖанЖак Руссо. Политическая мысль Востока проникнута верой мудрость старых установлений и традиций, их совершенство. Именно там возникла кастовая система деления общества существовало 4 касты брахманы – мудрецы и философы, кшатрии воины, вайшьи – земледельцы и ремесленники, шудры – слуги. Дхарма – это праведное исполнение своих обязанностей о природе и содержании дхармы писали дхармашастры, а данда – принуждение, наказание о ней писали артхашастры.

Оно понималось как сохранение созданного божественным провидением общественного порядка, который достигается исполнением каждым человеком его дхармы. Изображаемая Конфуцием социальнополитическая иерархия строится на принципе неравенства людей темные люди, простолюдины, низкие, младшие должны подчиняться благородным мужам, лучшим, высшим, старшим. Шан Ян считал, что народ – простой материал, из которого можно делать что угодно, ослабление народа ведет к усилению государства, главная его цель состояла укреплении военной мощи государства. Наконец, даосизм представитель Лаоцзы – У1 –У века до нашей эры говорил о том, что все подчиняется естественному закону самих вещей –. Именно традиционализм определил то, что общественном создании сохранились пережитки мифов. Политикоправовые учения Древнего Востока оставались сугубо прикладными. Политику он рассматривал, как важнейшее искусство, задача которого – обеспечить общие интересы свободных граждан при демократии. Всю жизнь он боролся против нее и 70 лет добровольно выпил яд по приговору афинского суда, обвинявшего его выступлениях против демократии. Древняя Греция испытывает упадок и городагосударства, полисы исчезают, уступив место Древнему Риму.

Древние греки говорили о нем – он украл у нас последнее, чем могла гордиться Греция, ораторское искусство. Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым и сведущим учениях о государстве, владеть основами права. Право частных лиц с точки зрения свободы, гражданства и положения обществе. Значение систематики Гая для римского права было очень велико, она составила структуру всего частного права. Впоследствии теория римского права была развита и усовершенствована Павлом Ульпианом и императором Юстинианом. Выход из сложившейся проблемы Цицерон нашел следующий для получения идеальной формы правления следует равномерно смешивать позитивные качества каждой из форм. Развивая их, Цицерон определяет государство res publica как дело народа, где под народом понимается соединение многих людей, связанных между Собой согласием вопросах права и общностью интересов. В составе права, действовавшего Римской империи, юристы выделяли три части естественное право ius naturale, право народов ius gentium и право граждан ius. Ударившему тебя по щеке подставь и другую и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Связь между общинами поддерживали странствующие проповедники апостолы, не имевшие привилегий.

Последнее предписание права вполне отвечало интересам знати и вельмож, так как оправдывало эксплуатацию простых людей, социальное, политическое и правовое неравенство римском государстве. Развивающееся промышленность и торговля требовали новой правовой надстройки, способной активно содействовать их быстрейшему развитию, помочь перешагнуть границы мелких феодальных государств. Такие правовые категории, как договор, обязательство, делект, частная собственность, залог и многие другие, ведут начало с римского гражданского права и трактуется с незначительными национальными модификациями почти во всех странах однозначно. Значительным достижением древнеримской мысли было создание самостоятельной науки юриспруденции. Подавляя эксплуатируемых, господствующий класс использовал против них не только прямое насилие, но и различные средства идеологического воздействия. В ведах формулируется идея о том, что никто не должен завидовать чужим успехам и богатству. Рассуждая о соотношении религиозноморального закона дхармы и земной пользы артха, автор утверждает, что лишь земное полезное является главным, провозглашает первенствующими земные интересы 1 Главную задачу царя автор трактата видит подавлении внутренней смуты, для чего используется карающий жезл власти. Отказ буддизма признать справедливой систему варн, проповедь мира находили отклик народе.

Поэтому освобождение трудящихся от эксплуатации он видит не активной борьбе за новый строи, а возврате к первобытнообщинным порядкам, к древности обращает свои взоры прошлое, что является реакционной чертой учении Лаоцзы. Ступенькой ниже располагаются воины сословие мужественных и волевых людей, призванное оберегать государство от внутренних и внешних врагов. Ненавидя народ, он считал, что “демократия самая порочная из всех форм Идея об относительном превосходстве монархии перед республикой обосновывалась рассуждениями о том, что царская власть подобна отеческой, что Рим своим могуществом обязан древним царям, что как одна воля управляет рабами, как хорошей семье должен быть один отец семейства, так и государстве должна быть воля одного лица. Но, боясь восстаний рабов и неимущих свободных, Сенека говорит о необходимости гуманного отношения к рабам и ограничения произвола деспота. Так, материалистические воззрения Демокрита и Зпикура, представления Демокрита о прогрессивном развитии людей от первоначального естественного состояния до создания упорядоченной политической жизни, государства и законов, мысль Эпикура о договорном характере государства и права были восприняты и развиты Т и о Л у к и К а о 99. Платоновское же государство это скорее не реальность, а лишь желание, оно не такое, какое могло бы существовать, а такое, каком было бы возможно усмотреть разумные основы гражданственности. Бак теоретик и практический политик, находившийся гуще тогдашней борьбы за власть, Цицерон не мог не видеть тенденции к перегруппировке сил и власти, к отливу. Этот истинный закон один и тот же везде и всегда, и на все народы любое время будет распространяться один вечный и неизменный закон, причем будет один общий как бы наставник и повелитель всех людей бог, создатель, судья, автор закона.

Всякого, кто, презрев человеческую природу, своевольно и произвольно не покоряется данному закону, Цицерон характеризует как беглеца от самого себя, который неминуемо понесет величайшую божью кару, если даже ему удастся. У Э и к т а призывы к личному нравственному совершенствованию и надлежащему исполнению той роли, которая ниспослана каждому судьбой, дополняются резкой критикой богатства и осуждением рабства. В этих целях выдающиеся юристы уже со времени правления Августа получили специальное право давать ответы от имени императора jusrespondendi. Следует иметь виду, что прежде всего именно собрание текстов римских юристов обеспечило кодификации Юстиниана выдающееся место истории права. Отмеченные идеальноправовые качества права и закона подразумеваются и там, где римские юристы заняты юридикотехническим анализом закона и иных источников права. В области цивильного права римские юристы обстоятельно разработали вопросы собственности, семьи, завещаний, договоров, правовых статусов личности. Республика не просто выражение общего интереса всех свободных граждан, но одновременно и согласие между ними вопросах права, она есть общий правопорядок. Существенную роль истории Древнего Рима сыграла борь­ба плебеев за уравнение своего положения с патрициями с собственно римским народом, члены которого монополизи­ровали своих руках политические и гражданские права. Плебеи по­лучили право на участие народном собрании и на долю от общественной собственности том числе и земельной.

Специально эти вопросы освещены рабо­тах О государстве и О законах. Достоинства государственного устройства Рима — это, по оценке Цицерона, плод многовекового опыта всего римского народа, а не создание отдельного одаренного лица, от которого обязательно чтото ускользает. Во времена Цице­рона римская республика переживала тяжелый кризис и дожи­вала свои последние. Его труды находились цен­тре внимания римских стоики, юристы, историки и христиан­ских Лактанций, Августин. Объектом и сферой рабства может быть, согласно его представлениям, лишь телесная и чувствен­ная, но не духовная и разумная часть человека. А покажите мне, — говорил он, — кто не рабствует том или другом смысле!.

Эта публикация получи­ла название ius civile Flavianum цивильное право Флавия. Этому посвящен ряд максим раннехристианской пра­вовой идеологии Каким судом судите, таким будете судимы. Появление и утверждение христианства как мировой рели­гии свободы и равенства людей стало важным фактором обнов­ления мира и оказало существенное влияние на все последую­щее историческое развитие. Общая характеристика История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие ив своей эволюции отражает су­щественные изменения социальноэкономической и полити. Кодекс Юстиниана создал основу для развития закона во многих странах Европы. Возникновение государства также и права не по мнению и произволу людей, а согласно всеобщим требованиям природы, том числе и согласно велениям человеческой природы, трактовке Цицерона означает, что по своей природе и сущности они государство и право носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости. Благоволением своим, — пишет Цицерон, — нас привлекают к себе цари, мудростью — оптиматы, свободой — народы. Из слов апостола “всякая власть от бога”, рассуждал Златоуст, не следует, что каждый князь лично ставится богом – богом дан лишь общий принцип власти.

Источник рабства – прегрешение библейского Хама “Грех – первая причина рабства, и это бывает не иначе, как по суду божию, у которого нет неправды”. Сама церковь была организована по феодальному образцу по принципу строгой иерархии, на монархических началах возглавлялась римским папой. Высказывая такое суждение, даже и ведущее к низложению правителя, церковь не посягает на божественный принцип власти, необходимый для общежития. Монархия – наиболее естественная форма правления, ибо всякое множество происходит от единства. Из различения двух видов законов проистекают разграничения целей, сфер и методов деятельности церкви и государства. Проповеди Мухаммеда, возвестившего относительно простую религию, притязавшую на постижение полного откровения и обещавшую спасение ее приверженцам, довольно быстро сплотили общину верующих. Стремительное расширение Арабского халифата вовлекло сферу арабской культуры наследие античной особенно греческой философии, научные достижения завоеванных стран и народов. В связи с этим ИбнХальдун различает два этапа состояния общества 1 примитивное, или сельское, когда люди занимаются только земледелием и скотоводством, и 2 цивилизованное, или городское, когда получают развитие ремесла, торговля, науки, искусства. С одной стороны, для содержания искусственной группы, на которую опирается владыка, он взимает все большие и большие налоги, изымая у подданных не только излишки, но и необходимое, вмешивается торговлю, с помощью принуждения скупает товары по самым низким ценам и продает по самым высоким. Эволюция церковной организации сопровождалась, очевидно, изменением политикоправовой идеологии христиан, однако книгах Нового завета содержатся как первоначальные, так и последующие идеи христианства I–.

В произведениях раннехристианской литературы Откровение Иоанна – “Апокалипсис” осуждались рабовладельческий Рим – “великий город, царствующий над земными царями”, римские императоры особенно “зверьантихрист Нерон” – гонитель христиан, цари В христианском учении религиозной форме были выражены некоторые общечеловеческие ценности, элементарные нормы нравственности и справедливости “И как хотите 72 чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними”, – говорится Новом завете. Мудрый государственный деятель, согласно Цицерону, должен видеть и предугадывать пути и повороты делах государства, чтобы воспрепятствовать неблагоприятному ходу событий смене форм правления пагубную сторону, отклонению от общего блага и справедливости и всячески содействовать прочности и долговечности государства как общего правопорядка. В том крайнем случае, когда под вопрос поставлено само благополучие государства как общего дела народа, с согласия последнего истинный государственный деятель, по Цицерону, должен как диктатор установить государстве порядок. Следует, считал он, установить не только для магистратов меру их власти, но и для граждан меру их повиновения. В общем виде им формулируется и следующий правовой принцип Под действие закона должны подпадать все.

В первые полтораста лет Риме и западной части империи было мало последователей христианства. Когда общины стали велики и христиане стали собираться больших церквах, различие между совершенными и всеми остальными было ясно видно богослужении. Для оглашенных и касающихся отводили особое большое место передней части церкви. Между христианами были люди строгого обычая, которые считали невозможным входить какоелибо общение с поклонниками богов. Нельзя занимать какуюлибо должность, потому что иначе пришлось бы совершать перед народом жертву, присягать перед статуей императора. Боги очень напоминают людей и внешне, и действиями, очень почеловечески выглядит их доброта, ревность, зависть. Основные письменные памятники этого ᴨȇриода это поэмы Илиада и Одиссея Гомера, Теогония Гесиода, труды Пифагора и Гераклита и другие. На данном этаᴨȇ поднимались и обсуждались проблемы справедливости и законности, которые рассматривались связи с системой мифов о гибели мира титанов и установления власти олимпийских богов во главе с Зевсом. Древнегреческий философ Пифагор и его последователи ᴨȇрвыми начали теоретическое обоснование понятия равенство, которое рассматривали как равную меру нормирования неравных отношений между неравными от рождения людьми. Живущие сегодня обладают достаточным историческим опытом, чтобы понимать, что построение рая земного всегда связано с подавлением человеческой воли, с насилием над личностью, и конце концов приводит совершенно не к тем результатам, которые предполагались изначально.

Вселенная естественное государство, членами которого по закону природы являются все люди. Каждое из них должно выполнять определенные общественные функции, каждое соответствует 3 началам, преобладающим душе человека 1 разумное начало присуще философаммудрецам, 2 эмоциональное или аффективное – воинам, 3 чувствительное или вожделеющее – земледельцам и ремесленникам. Его политические взгляды изложены трактатах Политика и Никомахова этика. Разработку моральнополитической проблематики Сократ вывел на уровень понятий и определений, положив тем самым начало собственно теоретических политических исследований. Он сделал весомый вклад всестороннюю разработку науки о политике как отдельной, самостоятельной области знаний. В Откровении Иоанна Богослова Апокалипсисе, написанном 68 –. Такие перерожденные виды властвования уже не являются формами государства, потому что отрицают само государство как общее дело и достояние народа. Свои политические взгляды он изложил главным образом труде О граде Божьем. Цицерон отвергал идею имущественного равенства и считал справедливым социальное расслоение и неравенство общественности. Именно данное духовное свойство природы ее разумно духовный аспект.

Вместе с тем теоретические достижения этой мысли использовались следующих концепциях. Оно должно, кроме того, быть сведущим учениях о государстве и владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедлив. Православие и католицизм два крупнейших направления одной из величайших мировых религий христианства. Епископы меньших городов подчинялись митрополитам епископам более крупных городов. По мере усиления экономического могущества римских пап Западной Европе возрастали и их притязания на роль главы Вселенской Церкви, что, естественно, остальной Церковью было признано незаконным. Крестоносцы взяли город, разграбили его, осквернили святыни православных храмов и образовали Константинополе Латинскую империю, которая просуществовала более 50.

Только благодаря собствен­ным усилиям, удивительной работоспособности и таланту, Цицерон стал и оратором, и политиком, и ученым, труды которого актуальны по сей день. Благодаря Цицерону естественное право, которое раньше было главным образом предметом философских размышле­ний, приобрело практическое значение римском праве. Марсилий Падуанский испытал на себе огромное влияние Аристотеля будучи католиком, ссылался на христианские священные книги Только учение Моисеево и евангель­ское Политикоправовое учение Марсилия Падуанского 67 людей существует для того, чтобы жить и жить хорошо. С развитием промышленного капитализма на Западе становится актуальной проблема интеграции про­летариата рассеянной силы числа. Возникновение крупной земельной собственности и концентрация богатства, поставили господствующие классы перед необходимостью усилить правовую защиту имущественных отношений. Римские юристы В римском рабовладельческом обществе господствующее положение занимала землевладельческая аристократия. Виднейшим идеологом римской аристократии период республики был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон 106–43.

Понятие права юристы выводили, подобно Цицерону, из стоической идеи мирового, всеобщего закона природы. Критикуя начальствование и власть человеческую, Августин то же время признавал за избранными гражданами небесного града право господствования над грешниками и принципе над всеми своими противниками, которых они состоянии будут победить справедливой войне, ведущейся по всевышнему дозволению или указанию. Теоретические концепции римских мыслителей были основаны на обобщении реального опыта политикоправового развития римского государства, что позволило преодолеть прежние мифологические воззрения. Важное место истории социальнополитической мысли Древнем Риме занимает представитель римского стоицизма Луций Антей Сенека 4 до 65р Многочисленные труды, и, частности, величайшее произведениеПисьма к Луцилию\, пришли оригинале до современности Сохраняя пантеизм греческих стоиков рассматривая мир как единое материальное и разумное целое, Луке Сенека разрабатывает преимущественно моральноэтические проблемы, при правильном решении которых достигается покой и неподвижность духа Не отрицая рабства как социальнополитического института, Сенека вместе с тем отстаивал человеческое достоинство рабов, призвал гуманно относиться к ним как к духовно равных Неизбежный и божественный по характеру, закон судьбы приобретает значение ролевого права природы, которому подчиняется ни все человеческие отношения, том числе государство и закон Вселенная естественное государство со своим естественным правом Люди и являются члены такого государства по законам природы Отдельные же государственные образования случайные и значительные для всего человеческого рода Понимание закона судьбы естественного права, божественного духа собственно и заключается том, чтобы противостоять случайности и том числе принадлежности к той или иной малой ержавы, признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими Но Сенека свою, основном индивидуалистическую этику, пытается свя связать с задачами общества и государства Этика Сенеки имела большой влияние на формирование христианской идеологиитиянської ідеології. Поэтому задачами политики является не воспита­ние добродетелей нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей граждан. Человек по природе своей есть существо политическое, и государстве политическом об­щении завершается генезис этой политической природы челове­ка. Согласно одному из законов Солона, граждане, которые период борьбы между аристократией и народом вели себя безразлично и мирились со всем, что происходило полисе, объявлялись бесчестными и лишались гражданских прав. В отличие от Платона, он выдвигает на первое место не абсолютно наилучшую форму государства, а предпочитает говорить о таком устройстве, которое было бы приемлемым для большинства граждан. Третий период развития политико–правовой мысли Древней Греции IV –. Это период эллинизма, начало заката древнегреческой государственности.

Это развитие идет по кругу завершаясь, процесс повторяется сначала формы правления меняются, переходя одна другую. Его политические и правовые взгляды изложены трех сочинениях – О государстве, О законах, Об обязанностях. Древнеримская политикоправовая мысль находилась под заметным воздействием соответствующих древнегреческих концепций. Тем самым государство трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концеп ций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, общий правопорядок. Подчеркивая опасность крена сторону того или иного начала смешанной государственности и выступая за их взаимное равновесие, он подчеркивает необходимость неравномерного распределения прав, обязанностей и полномочий, с тем чтобы достаточно власти было у магистратов, достаточно влияния у совета первенствующих людей и достаточно свободы у народа. Много внимания творчестве Цицерона уделено восхвалению доб родетелей истинного государственного деятеля и идеального граж данина. Так называемое право народов трактуется им частью как положительное право разных народов и частью как естественное право международного общения.

Идею взаимосвязи и единства различных составных моментов и свойств, присущих праву вообще, теоретически точней и четче, чем Ульпиан и Гай, выразил юрист Павел. Также и во многих суждениях римских юристов понятием закон охватываются как характеристики определенного ис точника права народногo или императорского закона, так и его необ ходимые идеальноправовые, ценностносодержательные, качественные черты. Например, когда юрист Модестин пишет, что действие сила права повелевать, запрещать, наказывать 1, то при этом предполагается, что подобные формализации и классификации правовой императивности имеют смысл и силу лишь постольку, поскольку речь идет об императивах велениях именно права Так, Павел пишет To, что вос принято вопреки началам права, не может быть распространено на пос ледствия. При переходе от республики к монархии римские юристы приложили немало усилий для правового оформления режима цезаризма и обоснования претензий императоров на законодательную власть. Важнейшее различие правовом положении лиц, писал Гай, то, что все люди или свободные, или рабы. Приморским городам, — писал Цицерон, — свойственны, так сказать, порча и изменение нравов ибо они приходят соприкосновение с чужим языком и чужими порядками, и них не только ввозятся чужеземные товары, но и вносятся чуждые нравы, так что их отечественных установлениях ничто не может оставаться неизменным течение долгого времени. Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи правового государства. Следовательно, под природой как источником справедливости и права права по природе, естественного права имеются виду космос, весь окружающий человека физический и социальный мир, формы человеческого общения и общежития, а также само человеческое бытие, охватывающее его тело и душу, внешнюю и внутреннюю жизнь. Творческое наследие Цицерона, том числе и его учение о государстве и праве, оказало большое влияние на всю после­дующую человеческую культуру.

Целый ряд политикоправовых проблем он рассматривает и других произведениях например, Об обязаннос тях, а также многочисленных политических и судебных речах. Концепция же Цицерона о смешанном правлении и вообще его суждения о государстве как деле народа явно расходились с современ ными ему социальнополитическими реалиями и действительными тенден циями развития римской государственности. Здесь политик выступает не своих корыстных целях, а общих интересах как спаситель респуб лики. Следовательно, под природой как источником справедливости и права права по природе, естественного права имеются виду кос мос, весь окружающий человека физический и социальный мир, формы человеческого общения и общежития, а также само человеческое бытие, охватывающее его тело и душу, внешнюю и внутреннюю жизнь. Закон, устанав ливаемый людьми, не может нарушить порядок природе и создавать право из бесправия или благо из зла, честное из позорного. Цель такой преамбулы укрепить божественный авторитет закона и использовать страх божьей кары ин тересах исполнения людьми своего долга и предотвращения правонарушений. Следует, замечает он, установить не только для магис тратов меру их власти, но и для граждан меру их повиновения. Исходя из стоической идеи единства божественного и человечес кого мира, Сенека заключает, что люди родные друг другу, члены единого тела ведь природа сотворила всех людей из одной и той же материи и для одних и тех же целей.

Офилий был автором многих книг по гражданскому праву и впервые сос тавил подробный комментарий к преторскому эдикту. Со второй половины III века намечается упадок римской юрис пруденции, значительной мере связанный с тем, что приобретение им ператорами законодательной власти прекратило правотворческую де ятельность юристов. Творчество римских юристов оказало большое влияние на последу ющее развитие правовой мысли. Законы государства должны соответствовать установленному природе божественному порядку противном случае они не имеют законной силы. Августин один из первых церковников, призывавших насильственно приобщать к христианской церкви, вооруженным путем искоренять ереси. Источник рабства отдельных людей военный плен, причем и это имеет оправдание, поскольку войны, по учению Августина, не противоречат божьим заповедям. Хотя такая власть и продолжает ошибочно именоваться правлением оптиматов, но на деле, замечает Цицерон, нет более уродливой формы правления, чем та, при которой богатейшие люди считаются наилучшими.

Считая управление государством сочетанием науки и искусства, требующим не только знаний и добродетелей, но и умения практически их применять интересах общего блага, Цицерон замечает, что сама природа влечет лучших людей к тому, чтобы сделать жизнь людей более безопасной и более богатой. Все люди равны и том смысле, что они сотоварищи по рабству, поскольку одинаково находятся во власти судьбы. Разумность и, следовательно, понимание закона судьбы естественного права, божественного духа как раз и состоят том, чтобы, противодействуя случаю том числе и случайной принадлежности к тому или иному малому государству, признать необходимость мировых законов и руководствоваться. Причем юристы оформляли свое мнение по делу виде письменного обращения к судьям или виде протокола, который содержал устную консультацию и составлялся при свидетелях. Названные части это не изолированные и автономные разделы права, а скорее взаимодействующие и взаимовлияющие компоненты и свойства, теоретически выделяемые структуре реально действующего права целом.

Свою концепцию наилучшей смешанной формы государства, отличие от платоновских проектов идеального государства, Цицерон считал реально осуществимой, подразумевая при этом практику римской республиканской государственности лучшую пору ее существования при предках. Своего расцвета римская юриспруденция достигает последний период республики и особенно первые два с половиной века империи. Со времени Диоклетиана императоры, получив неограниченную законодательную власть, перестали давать юристам ius respondendi. Право народов, – писал Ульпиан, – это то, которым пользуются народы человечества можно легко понять его отличие от естественного права последнее является общим для всех живых существ, а первое – только для людей их отношениях между собой. Кто иной, как не Бог, – риторически вопрошал Августин, – вписал сердца людей естественное право. Древние римляне проявили наибольший интерес к стоицизму и предприняли значительные усилия для его дальнейшего развития. В ос­нове права лежит справедливость, главное требование которой — не вредить другим и не покушаться на чужую собственность. Он также впервые выделяет право наро­дов, существенным принципом которого является необходимость со­блюдения обязательств, налагаемых международными договорами. С точки зрения истории юридической науки представляет интерес его принципиально единый естественноправовой подход к закону позитивному праву и государ­ству, который, по существу, являлся теоретическим обоснованием пред­мета юриспруденции как единой науки о праве и государстве. Много внимания творчестве Цицерона уделяется восхвалению доб­родетелей истинного государственного деятеля и идеального гражда­нина.

Разумность и, следовательно, по­нимание закона судьбы естественного права, божественного духа как раз и состоят том, чтобы, противодействуя случаю том числе и слу­чайной принадлежности к тому или иному малому государству, при­знать необходимость мировых законов и руководствоваться. Человек, обладающий возвышенным и свободным ду­хом, способен все невзгоды преодолевать внутри себя. Аврелий писал Всеобщая причина есть как бы стремительный по­ток она все уносит с собой. Блаженны те, кто, никогда не забывая о пределах, поставленных человеческой природе, ни­когда не обольщаясь возможностью их перейти, находят себе силы не­устанно работать для приближения к никогда не осуществимому идеалу. История общества до возникновения политической власти делилась на два этапа. Существовало две системы религиозноморальных предписаний одна для членов монашеской общины, другая для мирян. Он сосредоточился на этом мире, на обществе, на наилучшем, разумном устройстве государства. Он считает иерархию, деление на благородных и простолюдинов естественным, хотя и осуждает крайности бедности и богатства, которые подрывают мир государстве. Справедливость состоит том, чтобы каждое сословие занималось своим делом.

Втретьих, производственные потребности земледелия предполагается полностью обеспечить за счет рабского труда. Его аристократическое правление философов и стражей воспоминание о родовой аристократии, о героических временах, оттуда идеи единства и общности имущества. Отец его был врачом и долгое время служил при дворе македонского царя Аминты. Политика определяется как наука о высшем благе человека и государства. Он происходил из всаднического рода денежная аристократия и жил эпоху последнего периода республики Рима, когда республика двигалась к закату. Цицерон вслед за Аристотелем отстаивает идею о естественном божественно природном происхождении общества и государства. Полновластие народа приводит к безумию и произволу толпы и приобретает форму охлократии. Политикоправовая мысль Древнего Востока, Древней Греции и Рима оказало огромное влияние на последующие развитие политикоправовой идеологии Западной Европы.

По знаменитой формуле Ульпиана, публичное право относится к положению государства, частное — к пользе отдельных. Вооруженные дубинами ибо, согласно писанию, все, взявшие меч, мечом погибнут агонистики нападали на усадьбы богачей, уничтожали кабальные документы, убивали владельцев латифундий или заставляли их работать на мельницах и каменоломнях если кто не хочет трудиться, тот и не. Церковь странствует по земле, имея цель на небе, церковь и теперь есть царствие небесное. Благоволением своим, пишет Цицерон, нас привлекают к себе цари, мудростью оптиматы, свободой народы. Перечисленные достоинства правления, по мысли Цицерона, могут и должны быть их совокупности, взаимосвязи и единстве представлены смешанной а потому и наилучшей форме государства, а простых формах государства эти достоинства представлены односторонне, что и обусловливает недостатки простых форм, ведущие к борьбе между различными слоями населения за власть, к смене форм власти, к их вырождению неправильные формы. Приморским городам, пишет Цицерон, свойственны, так сказать, порча и изменение нравов, ибо они приходят соприкосновение с чужим языком и чужими порядками, и них не только ввозятся чужеземные товары, но и вносятся чуждые нравы, так что их отечественных установлениях ничто не может оставаться неизменным течение долгого времени. Чего не желаешь себе, не желай и другим, поучает Эпиктет, тебе не нравится быть рабом не обращай и других рабство. Отсюда вытекает и повсеместное мире подчинение и соподчинение, а среди людей наиболее совершенных существ единомыслие, достижению чего и служит стоическая философия.

Характерна данной связи позиция Павла Правило краткое выражение того, что есть не из правила выводится право, а из существующего права правило означало, что трактовке римских юристов естественное право, как и всякое иное признаваемое ими право, относится к действующему праву, является его специфической составной частью компонентом и свойством права вообще, а не только теоретикоправовой конструкцией и категорией, не только чистым понятием, внешним для норм и принципов фактически действующего права. Показательно этом отношении, частности, следующее положение Павла Говорится, что претор высказывает право, даже если он решает несправедливо это слово относится не к тому, что претор сделал, но к тому, что ему надлежало сделать. Представление Языков Народов России И Стран Снг В Российском Сегменте Интернета. Семинар Российского Комитета Программы Юнеско Информация Для Всех И Межрегионального Центра Библиотечного Сотрудничества В Рамках Международной Конференции Eva 2007 Москва. Конфуций исходил из представления о подчинении человека судьбе, якобы предопределенной небом. Платон полагает, что все реально существующие государственные образования противостоят политическому идеалу и представляют собой отрицательный тип общественного устройства. Справедливость, по Аристотелю, означает также определенное отношение закона к гражданам государства. Так, монархии управление может быть аристократическим, если монарх предоставляет должности только знатным и богатым, или демократическим, если государственные должности доступны всем. Определяя государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит, Боден вносит это определение правовой принцип.

Для мифов характерно тождество информационного сообщение об имевших место событиях и знаменитых деяниях богов и нормативного безусловная необходимость для людей считаться с этими событиями. Земные порядки, согласно древним мифам, неразрывная часть общемировых космических порядков, имеющих божественное происхождение. Преступить стезю Шамаша означало совершить преступление, нарушить право. Он отвергал мысль о боге как о верховной личности и нравственном правителе мира первоисточнике закона Брахман для буддистов – это не член привилегированной варны, а всякий человек, который независимо о своей сословной принадлежности достиг совершенства путем личных усилий. В понимании буддистов дхарма выступает как управляющая миром природная закономерность, естественный закон. Высказывания, подчеркивает он – должны применяться управлении страной, исходить при этом из интересов простолюдинов Поднебесной. Критикуя ее, они отмечали, что человек по своей природе не может обойтись без руководства, начальства и надлежащего воспитания. Критикуя демократию, где правит толпа и нет места лучшим, Гераклит выступал за правление лучших.

Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению. Сократ различал естественное право и закон полиса, но он считал, что и естественное право и полисный закон восходят к разумному началу. Определяя полис, как совместное поселение, обусловленное общими потребностями, Платон подробно обосновывает положение о том, что наилучшее удовлетворение этих потребностей требует разделения труда между гражданами государства. Государство трактуется им как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей земной общественнополитической жизни полисе. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами властью, почестью, деньгами. Следует, замечает он, установить не только для магистратов меру их власти, но и для граждан меру их повиновения.

Марциан, например, с большой похвалой приводит следующее определение закона, данное стоиком Хрисиппом Закон есть царь всех божественных и человеческих дел нужно, чтобы он стоял во главе как добрых, так и злых, вождем и руководителем живых существ, которые по природе принадлежат к общине, мерилом справедливого и несправедливого закон приказывает делать то, что должно быть совершено, и воспрещает совершать то, что не должно быть совершаемо.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru