Охарактеризуйте основные педагогические идеи эпохи возрождения

Школа и педагогическая мысль эпоху Возрождения раздел Педагогика, Курс лекций по дисциплине История педагогики Тема 1 Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли первобытном В Европейской Культуре Постепенно Складывается Новый Взгляд На Мир И Человека. Сложившийся античности идеал разносторонне развитой человеческой личности претерпевал новую эпоху существенные изменения Мыслители Возрождения не только описывали этот идеал, но и сами были как бы его воплощением. Свои идеи педагогигуманисты отыскивали не только классическом наследии Они взяли много от рыцарского воспитания, когда стремились к физическому совершенству человека Отвечая на потребности времени, педагогигуманисты имели виду формирование общественно полезной личности В результате педагогическая триада Возрождения классическое образование, интенсивное физическое развитие, гражданское воспитание базировалась на трех основных слагаемых античности, средневековье и идеях предвестниках нового общества. Среди тех, кто заслужил память благодарного человечества, можно назвать английского мыслителя Томаса Мора. Человек, по Мору, рожден для счастья, никто не может быть настолько глуп, чтобы не чувствовать стремления к удовольствию В этих суждениях заключен протест против педагогического религиозного аскетизма. Т Мор строил нравственное воспитание на началах религии священники должны наставлять нравах Правоверный католик, он, однако, был далек от религиозного фанатизма В придуманном им государстве царит свобода вероисповедания. Полагая, что разум способен руководить человеком течение всей его жизни, Т Мор ищет пути, чтобы вооружить человеческий разум знанием Только образованный человек способен добиться счастья. Особое внимание Мор уделил проблеме женского образования Он ценил женщине ученость сочетании с присущими этой половине человечества добродетелями. Основные философские идеи эпохи Возрождения это утверждение достоинства человека, воспевание его красоты, огромных возможностей человеческого разума, воли, творческого потенциала Все эти принципы являются гуманистическими, то есть центре их стоит человек, они утверждают человека. Выдающиеся представители Возрождения литературе Мишель де Монтень, Уильям Шекспир, Франческо Петрарка, Франсуа Рабле, Мигель Сервантес, Лопе де Вега У истоков Ренессанса также стояли такие средневековые творцы как Данте Алигьери, Джованни Боккаччо.

Период возрождения XVXVII вв характеризуется трехуровневым образованием начальное обучение, повышенное и высшее образование. Учебные заведения повышенного типа возникали на основе городских и церковных школ К ним относятся городские школы нового типа латинские, гимназии, грамматические и публичные школы, колледжи, школы иеронимитов, дворянские дворцовые школы, школы иезуитов Существенным отличием школ эпохи Возрождения от средневековых учебных заведений была более светская организация и управление Влияние церкви ограничивалось религиозными основами воспитания Значительную роль видоизменении школ повышенного образования сыграли педагоги Реформации М Лютер создал Эйслебене 1527 низшую и высшую латинские школы Программа таких протестантских школ состояла из школьного Катехизиса, церковного пения, латинской грамматики и литературы, а так же изучения сочинений древнегреческих авторов Часто проводились беседы на разные темы, касающиеся повседневной практической деятельности как личной, так и профессиональной В городских школах практиковали мистерии театральные представления по классическим текстам греческих и национальных авторов Это свидетельствует о возрастании роли эстетического образования и культурного уровня учащихся. Высшее образование эпоху возрождения получило дальнейшее развитие и еще более широкое распространение Стремительно растет число студентов В XV веке Европе насчитывалось 80 университетов, а XVI веке уже 180 основная масса университетов находится под контролем католической церкви Иезуиты и протестанты открывают свои высшие учебные заведения с собственной программой и особенностями организации Так, например, программа иезуитского университета состояла из двух циклов трехлетний философский и четырехлетний теологический Протестантские университеты являлись первыми бастионами Реформации Английский Кембриджский университет стал центром влияния Реформации на систему образования В результате высшее образование стало доступно третьему сословию Меняется и программа обучения, теперь ряде университетов уделяют большое внимание культуре и искусству Изучение истории и географии приобретает более научный характер, используются глобусы и карты. Ф Рабле был сторонником наглядных методов обучения, поэтому основной путь овладения знаниями это непосредственные наблюдения молодого человека за окружающим миром. Много внимания М Монтень уделял вопросам развития детской самостоятельности, выдвигая императивное требование Я не хочу, чтобы классе работал и говорил бы всегда один учитель Пусть ученики работают, наблюдают, говорят Учитель должен развивать умственные способности и навыки самостоятельного мышления учеников, а не вливать знания, словно воду воронку Мыслитель выступал против телесных наказаний, широко распространенных школе, противопоставляя насилию идеал свободного и радостного учения, нравственном воспитании предлагал сочетать мягкость со строгостью, но не суровостью, настаивал на гармоничном развитии духовных и физических сил ребенка, высказывал мысли о необходимости изучения родного языка. Заслугой гуманистов стала разработка содержания образования, основу которого составляли древние языки, дававшие возможность оценить произведения и философию мыслителей прошлого, и изучение античного культурного наследия Были внесены дополнения содержание семи свободных искусств, расширялся тривиум, него включались история, моральная философия, поэзия К XVI возрастает внимание к дисциплинам естественнонаучного цикла, кроме того, обучении считалось важным наблюдение природных явлений, знакомство с различными ремеслами и искусствами В это же время формулируется положение о необходимости обучения на родном языке Таким образом, сформировалось представление об энциклопедическом содержании образования, включавшем обширный круг научных и культурных достижений В эпоху Возрождения сложилось новое понимание процесса обучения как добровольного, сознательного и радостного, с чем связаны и методы обучения принцип мягкой руки, широкое применение морального поощрения Идея гуманистов о связи обучения с жизнью сделала основным критерием образования его полезность, прежде всего для подготовки человека к жизни обществе. Эразм Роттердамский резко протестует против суровой школьной дисциплины, побоев, требует, чтобы учение доставляло ребенку радость и удовольствие Он настаивает, чтобы образование было доступно и мужчинам, и женщинам, особое место образовании женщин должны занимать классические языки. Юрист, автор знаменитого труда Опыты, котором отразились передовые гуманистические взгляды на воспитание и обучение детей, Мишель Монтень 1553 1592 рассматривал ребенка, его природные особенности, задатки, способности, составляющие индивидуальность, как главный ориентир деятельности воспитателя Критикуя современную ему школу, сохранившую многие черты схоластического обучения, Монтень требует, чтобы организация образования ориентировалась на физические особенности детей и прежде всего не подрывала их здоровье Провозглашая опыт основой всякого познания, педагог методике обучения предлагает сначала знакомить детей с конкретными предметами и лишь затем со словами, обозначающими эти предметы, что, по мнению М Монтеня, должно формировать интерес к учению, основанный на понимании знаний Впоследствии такая логика подачи знаний будет рассмотрена теории Я А Коменского. К середине XVI огромное развитие получили школы иеронимитов монашеского ордена братьев общей жизни Школы учреждались религиозными общинами, процесс обучения и его организация основывались на гуманистических идеях и возглавлялись крупными педагогамигуманистами В содержание образования включались классические языки и литература, родной язык, разнообразные науки, исключалась схоластика Позднее новые типы учебных заведений, возникшие позднем Возрождении, развивались и трансформировались период Реформации. Представители эпохи Возрождения обогатили программу классического образования, добавив нее изучение древнегреческого языка, возродив классический латинский язык Смысл таких нововведений состоял извлечении из античной литературы воспитательнодидактического материала идей государственного устройства у Аристотеля, уроков военного искусства у Цезаря, агрономических познаний у Вергилия и пр Если средневековая школьная традиция почитала прежде всего философию Аристотеля, то теперь на первое место выходят идеи Платона.

Мишель Монтень своем основном труде Опыты рассматривает человека как наивысшую ценность Он верит его неисчерпаемые возможности, относясь с большой долей скепсиса. Из Италии и Франции гуманистическое педагогическое движение Возрождения распространилось на остальные страны Европы, и каждой появились представители этого движения Эразм Роттердамский 1467 1536, Томас Мор 1478 1533, Хуан Луис Вивес 1492 1540, Иоганн Вессель 1420 1489, Рудольф Агрикола 1445 1485, Александр Гегиус 1468 1498, Якоб Вимпфелинг 1450 1522, Роджер Ашам 1515 1568, Дж Колет 1464 1519, Томас Эллиот 1490 1546, Иоганн Рейхлин 1455 1522, Ульрих фон Гуттен 1488 1523. Европейскую славу снискали X Л Вивес, Эразм Роттердамский и Томас. Главный педагогический труд Вивеса О порче нравов В этом и других сочинениях О преподавании наук, Воспитание христианской женщины Вивес рассматривал отличия домашнего и школьного воспитания, вопросы нравственного воспитания, ряд дидактических проблем При этом школьное обучение ставилось на первый план сравнении с домашним воспитанием Осуждались антигуманность, схоластика и фразерство средневекового воспитания и обучения В отношении ребенка предлагалось сочетать кротость и строгость с преобладанием гуманного подхода Воспитание не мыслилось без учета природных психофизиологических особенностей детей Осуждался предрассудок о вреде образования для женщин Организация процесса обучения увязывалась с необходимостью проникновения закономерности познания. Осуждая грубых и жестоких учителей, Эразм писал Этим людям я неохотно доверил бы укрощать диких лошадей, тем более им нельзя отдавать руки хрупкие существа Эразм не видел никакой педагогической пользы физических наказаниях, предлагая опираться на здравый смысл учеников Не следует приучать ребенка к ударам Тело постепенно становится нечувствительным к тумакам, а дух к упрекам Будем настаивать, повторять, твердить Вот какою палкой нужно сокрушать детские ребра. Между идеалами эпохи Возрождения и реальными условиями европейского воспитания и образования существовало громадное противоречие Безусловно, идеи Возрождения природосообразность воспитания, демократизация системы обучения, обогащение содержания образования и воспитания и пр оказали благотворное воздействие на развитие школы и педагогики Вместе с тем они не могли быть скольконибудь полно осуществлены Нередко эти идеи носили утопический характер Ряд педагогических идей Возрождения был попросту выхолощен Именно так произошло при распространении первой половине XVI установок филологического образования Трактовка гуманистического образования как программы духовного, общественного, физического становления личности ограничилась знакомством с частью классической литературы, изучением латинской грамматики, выработкой навыков изощренного красноречия. Реформация провозгласила принцип индивидуальности, самости человека, несущего личную ответственность перед Богом Критический и гуманистический настрой Реформации имел важные последствия для школы и педагогики По сути, Реформация смыкалась с Возрождением стремлениях переместить центр воспитания человеческую личность, приобщать к национальной культуре, языку, литературе, поощрять светскую образованность. В движении Реформации прослеживались умеренные и радикальные течения Лидер последнего Томас Мюнцер 1490 1525 выступал за разрушение старой школы, которая затрудняет доступ народа к просвещению С целью создания новой школы Т Мюнцер разработал специальные проекты учебных программ для народного образования. Ученик Лютера Ф Меланхтон известен не только как теоретик, но и практик образования В его творчестве прослеживается тесная связь гуманизма Возрождения и педагогических установок протестантизма Противник схоластики, Меланхтон видел цель полноценного образования выработке научного мышления и освоении ораторского искусства Убежденный сторонник изучения классической грекоримской литературы, он предложил метод, который предусматривал изучение краткого курса грамматики, интенсивное чтение, сопровождающееся различными упражнениями составлением писем, переводами, диспутами, индивидуальными выступлениями В программу обучения, по убеждению Меланхтона, непременно должно входить усвоение реальных знаний математика, физика, метафизика, этика и др Дидактическим материалом при этом должна служить прежде всего классическая литература. В эпоху Возрождения противовес религиозным представлениям о земной жизни как о подготовке к загробному миру провозглашалось право человека на радостную жизнь на земле Ввиду того что культуре 1415 вв центром внимания был человек, она получила название гуманистической от латинского слова humanus человеческий.

Гуманизм эпохи Возрождения представлял собой, несомненно, прогрессивное явление, но он был идеологией сравнительно узкого образованного круга людей и имел социально ограниченный характер Провозглашенный гуманистами культ человека распространялся только на представителей социальной верхушки общества и не имел виду трудящиеся массы, которые жестоко эксплуатировались феодалами и нарождавшейся буржуазией Леонтьев А И Проблемы развития психики М Педагогика 2012. Протестуя против феодальной системы воспитания, против догматизма и подавления умственных сил ребенка, педагоги гуманисты выдвигали, безусловно, передовые для своего времени педагогические требования Но гуманистическая педагогика, как и все культурное достижение гуманизма эпохи Возрождения, не была связана с борьбой за интересы широких народных масс Возрастная и педагогическая психология под ред А В Петровского М Просвещение 2011 146 Её влияние получило распространение только школах, где учились дети знатных и состоятельных родителей. Становление капиталистических отношений, прогресс науки и культуры вызвали повышенный интерес к античному культурному наследию Возросший интерес к духовной культуре античного мира эпоху Возрождения породил новый вид общего среднего образования, получившего название классического Его главное содержание составляло изучение латинского и греческого языков, античной литературы и искусства Учебным заведением, котором можно было получить классическое среднее образование, стала гимназия. В ХVХVII вв обострилась борьба народных масс с феодалами Протест принял форму религиознодемократического, сектантского движения Наиболее полно и ярко педагогические воззрения того периода выразил великий чешский педагог Ян Амос Коменский 1592 1670, идеи которого получили широкую известность и мировое признание и до сих пор сохраняют свое научное значение Он был одним из вождей общины ремесленников и крестьян Чешские братья, входившей гуситское национальнорелигиозное движение против немецкого дворянства и католической церкви. XIV XVI вв прогресс науки и культуры, рост интереса к знаниям, возрождение интереса к античному наследию, становление гуманистической идеологии. Две педагогические концепции 1 церковнохристианская человек рожден во грехе, цель воспитания подготовка к искуплению этого греха во имя загробной жизни Идеал аскетизм, покорность, фатализм. Школа Мантуе Италия по определению ее автора Дом радости школа на природе, изобилие света и воздуха отсутствие физических наказаний игры и прогулки на лоне природы Витторино жил со своими воспитанниками как отец со своими детьми, не имея других интересов кроме детей.

Школьная программа семь свободных искусств, классические языки и литература, музыка, пение, танцы и физическое развитие. Система домашнего воспитания Ф Рабле переживет второе рождение трудах Дж Локка, Ж Ж Руссо и других мыслителей. Школа должна воспитывать не ум, не тело, а всего человека, всестороннее развитие детей и воспитание потребности к самопознанию и самосовершенствованию. Выступал против средневекового догматизма и схоластики, показал их отупляющее влияние на человека. Воспитание начинается с колыбели привлекательном виде для приобщения ребенка к добродетелям и знанию. Программа женского и мужского образования должна быть одинаковой Однако женское образование должно быть по преимуществу классическое языковое и очень малом объеме естественнонаучное. Забота не только об умственном и нравственном развитии детей, но и об эстетическом и физическом воспитании противоположность средневековой боязни плотской красоты.

Изменение отношения к проступкам, поведению детей отмена телесных наказаний, что считается унизительным для личности ребенка. Возрождением чего можно считать эпоху, получившую такое название Почему изменилось отношение к науке и образованию В чем состояли принципы гуманизма и как они повлияли на образование. Определите чем сходство и различие гуманистических идей, теорий мыслителей эпохи Возрождения Усвоение, каких гуманистических теорий вызвало затруднение Выскажите замечания себе, которые дальнейшем помогут вам усвоении материала. Гуманисты заново открыли, как много культуре и образовании сделали античные народы Греции и Рима Стремясь подражать им, они и называли свое время Возрождением, восстановлением античной традиции В грекоримской культуре видели отражение лучшего, что есть человеке и природе Гуманистов привлекала свобода, выразительность и красота классической литературы Из материала обучения она становится олицетворением идеалов воспитания В классическом наследии стремились черпать то, чтобы было утеряно, традицию воспитания физически, эстетически развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия. Умственное движение гуманизма и Возрождения возникло как следствие перемен средневековом мировоззрении, оплотом которого являлась католическая церковь Если церковь учила, что человек земной юдоли должен обращать надежды к Богу, то центре нового мировоззрения оказался человек, который возлагал надежды на себя Философыгуманисты разрушали идейную основу средневекового воспитания схоластику. В Фельтре, представитель итальянского гуманизма, организатор школы при дворе правителя Мантуе. Среди итальянских гуманистов Возрождения выделяется Томазо Кампанелла 1568 1639 Он провел 27 лет тюрьме, где написал ряд трактатов, том числе Город солнца В утопии Город солнца рисуется образец общества экономического и политического равенства В трактате изложены педагогические идеи, пафос которых заключен отрицании слепого подражания и книжности, возврате к природе, отказе от узкой специализации, энциклопедизме и универсализме образования Юные солярии свободны от таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость, вороватость, плутовство В городе солнца заботятся об улучшении породы людей, так как убеждены, что это основа общественного блага Здесь поощряют занятия наукой, изучение истории и обычаев Соляриям прививают любовь к искусству, прекрасному, естественной красоте человека Благодаря воспитанию и жесткому биологическому отбору жители отличаются отменным здоровьем и привлекательностью Главой государства является наиболее образованный и ученый гражданин Девочки и мальчики учатся вместе Им преподают чтение, письмо, математику, историю, географию и естествознание С ними занимаются гимнастикой, бегом, метанием диска, играми Их обучают ремеслам До семи лет дети изучают родной язык, выполняют физические упражнения, с семи до 10 лет добавляется изучение естественных наук, с 10 лет математика, медицина и прочие науки Предлагалось оживлять обучение путем наглядности городские стены разрисованы превосходнейшей живописью, удивительно стройной последовательности отражающей все науки Дети без труда и как бы играя знакомятся со всеми науками наглядным путем до достижения десятилетнего возраста Широко используется принцип соревновательности Преуспевающие науке и ремеслах пользуются большим почетом В качестве учебника используется пособие Мудрость, где сжато и доступно изложены все науки Солярии воспитаны духе религии как закона природы Они вправе выбирать любую конфессию Кампанелла подчеркивал обязательное участие детей общественно полезном труде В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с орудиями труда, работают вместе со взрослыми.

М Монтень, французский писатель, представитель гуманизма, автор социальнопедагогического сочинения Опыты. Мишель Монтень 1533 1592 своем основном труде Опыты рассматривал человека как наивысшую ценность Он верил неисчерпаемые человеческие возможности, относясь с большой долей скепсиса к божественному провидению По меткому замечанию французских историков педагогики, М Монтень предпочитает снять перед Богом шляпу, но не становиться на колени М Монтень видел ребенке не уменьшенную копию взрослого, как это считалось средневековой педагогике, а особое природное индивидуальное существо Ребенок от рождения обладает первозданной чистотой, которую дальнейшем разъедает общество По суждениям М Монтеня, ребенок превращается личность нс столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность критических суждений Подвергая резкой критике средневековую школу, он образно писал, что это настоящая тюрьма, откуда слышны крики терзаемых детей и опьяненных гневом учителей Зло и метко осуждал М Монтень гипертрофированное словесное обучение трубят уши, будто воду льют По убеждению М Монтеня, традиционное обучение приносит мало пользы большая часть наук, которыми мы занимаемся, нс приложимы к делу. Из Италии и Франции педагогическое движение перекинулось остальные страны Европы, оставив заметный след истории школы и педагогики Так, Р Агрикола 1445 1485 воспитал немало учеников, которые создали школы германских государ. X Л Вивес, представитель испанского гуманизма, преподаватель Лувенского и Оксфордского университетов, автор ряда сочинений педагогического характера. Э Ротердамский, философ, представитель гуманизма, автор сочинений О воспитании христианского государя, О воспитании детских нравов. Человек, по Т Мору, рожден для счастья, никто не может быть настолько глуп, чтобы не чувствовать стремления к удовольствию В этих суждениях заключен протест против педагогического религиозного аскетизма Вместе с тем Т Мор строил нравственное воспитание на началах религии священники должны наставлять нравах, однако Утопии царит свобода вероисповеданий. Особое внимание Т Мор уделил проблеме женского образования Мужчины и женщины Утопии равны образовании, ибо природа одинаково благоволит ко всем Он ценил женщине ученость сочетании присущих ей добродетелей Когда существо женского пола соединяет хотя бы небольшие знания со многими похвальными добродетелями, тогда я ставлю ее выше сокровищ Креза и красоты Елены Разница пола смысле учености значения не имеет, так как при наступлении жатвы совершенно безразлично, посеяны зерна рукой мужчины или женщины И мужчины, и женщины одинаково способны к тем занятиям, которые совершенствуют и оплодотворяют разум, подобно почве, на которой посеяны семена мудрости.

Школы элементарного начального обучения стали ареной соперничества нового и старого Особенно заметна была конкуренция между католическими и протестантскими учебными заведениями. Римскокатолическая церковь уступала протестантской организации элементарного обучения Чтобы выправить положение, Тридентский вселенский собор принял Катехизис собора автор кардинал К Бартоломеи В этом документе предлагалось повсеместное открытие католических воскресных школ для низших слоев населения и начальных учебных заведений для знати. Центром гуманистического образования стала гимназия, созданная 1537 Страсбурге И Штурмом 1507 1589 Альфой и омегой обучения были классические языки и литература В 1578 например, здесь обучалось до трех тысяч учащихся Помимо новых программ, гимназии прибегали к оригинальным методическим приемам Так, ученики имели персональные словари древних языков. В условиях царившей суровой, палочной дисциплины приемы воспитания некоторых гимназиях выглядели свежо и ново Так, гимназии Гольдельберге Силезия, которой руководил Фридланд Троцендорф 1490 1556, существовало подобие ученического самоуправления Ученики жили республикой, избирая сенат, консулов, трибунов, цензоров Каждый класс назначал квестора, который помогал поддерживать дисциплину, и эфора, ведавшего раздачей еды трапезной Глава гимназии носил титул несменяемого диктатора. Масштабы деятельности коллежей росли Так, 1627 на севере Франции Париж, Тулуза, Шампань они насчитывали до 25 тыс учеников. В да Фельтре был приглашен Мантую для воспитания детей герцога Гонзаго В числе его воспитанников также оказалось до 80 отпрысков знати и высших сословий Мантуи Так появилось учебновоспитательное учреждение дом счастья По суждению В да Фельтре, воспитание должно содействовать гармоничному развитию тела, ума и сердца Поэтому школе дети много постоянно упражнялись физически верховая езда, спортивная борьба, фехтование, стрельба из лука, бег, плавание, военизированные игры Наставники следили за соблюдением воспитанниками правил личной гигиены, умеренности еде Девизом умственного образования были слова В да Фельтре Я хочу научить учеников мыслить, а не болтать вздор А главными предметами программы были классические языки и литература Предпочтение отдавали чтению и комментированию поэм Гомера, произведений Демосфена, Вергилия, Цицерона Кроме того, преподавали математику, логику, живопись, музыку, танцы, правила этикета. Б Гуарини руководитель школы для знати Ферраре считал непременным компонентом школьного обучения не только классическое образование, но и новые языки и литературу, а также естественнонаучную подготовку, что явно шло вразрез средневековой традиции Оценивая педагогическую значимость подобного образования, Б Гуарини писал Ни одна из отраслей знания не охватывает такого множества предметов, как та ученость, которую я пытался описать Школа Гуарини давала такое образование Здесь отдавалось предпочтение занятиям по естественнонаучному циклу, прививались некоторые профессиональнотрудовые навыки. Идейной основой ренессансной культуры был гуманизм, светскирационалистическое по своей главной направленности мировоззрение Оно лишь частично отражало интересы и настроения социальной верхушки, будучи по содержанию мировоззрением демократическим, антифеодальным, к освобождало сознание человека от сословных, корпоративных, церковносхоластических пут, способствовало активной, деятельной жизни С эпохой Возрождения приходит новое видение человека выдвигается предположение, что одна из причин трансформации средневековых представлений о человеке заключается особенностях городской жизни, диктующих новые формы поведения, иные способы мышления.

В романе Рабле рассказывает, как король пригласил для воспитания своего сына Гаргантюа ученыхсхоластов, которые заставляли его зазубривать все наизусть Он выучил некоторые схоластические книги так, что мог пересказать их как с начала до конца, так и обратно, результате чего лишь отупел. Христианский гуманист, окончил Парижский университет, друг Т Мора, впервые мировой педагогике показал воспитание как форму становления и развития человека, отстаивал природное равенство людей. Перечислите виды деятельности, благодаря которым эти результаты достигнуты. В истории утопии своеобразная форма общественного сознания, воплощение социального идеала, критика существующего строя, попытки предвосхитить будущее общества Первоначально утопия тесно переплеталась с легендами о золотом веке, об островах блаженных В античности и эпоху Возрождения утопия имела форму описания совершенных государств, якобы существующих гдето на земле либо существовавших прошлом XVII XVIII вв были распространены утопические трактаты и проекты социальных и политических реформ С середины XIX утопия превращается специфический жанр полемической литературы, посвященный проблеме социального идеала и моральных ценностей. Идеи эпохи Возрождения были воплощены искусстве того периода Но прежде чем говорить о самом искусстве, хотелось бы выделить его главные этапы Так, отмечают Проторенессанс или вводный период приблизительно 12601320 годы, Дученто XIII ст, Треченто XIV ст, а также Кватроченто XV ст и Чинквеченто XVI.

Идеи единой светской школы, общественно полезного обуче ния граждан, которые могли бы способствовать демократическо му обновлению своего государства, выдвигали передовые немец кие педагоги И Г Фихте, Ф А Вольф, И Г Базедов, Х Г Зальц ман, И Г Кампе. В Северной Италии, Мантуе была известна школа под руководством Витторжо да Фельтре XV Он был приглашен для воспитания детей герцога Гонзага с ними вместе оказались еще 80 воспитанников детей аристократов и одаренных детей незнатного происхождения, содержав шихся за счет самого да Фельтре Учебновоспитательное учреждение. Деятели Контрреформаций стали создавать европейских странах обще доступные бесплатные начальные школы С целью привлечения к себе господствующих классов они старались активизировать свое влияние как на среднюю, так и на высшую школу. В 1574 году во Львове и 15801581 гг Остроге он издал знаменитые буквари, впитавшие опыт учительской работы мастеров грамоты пред шествующих веков В послесловии к Букварю 1574 Иван Федоров изложил некоторые методические требования к использованию этих изданий Само название послесловия Обращение к детям и родите лям говорит о том, что букварем могли пользоваться и дети, и роди тели, а обучение грамоте рассматривалось как дело семейное. Жизнь братских школ была религиозноцерковной Обязательно соблю дались все посты, праздники, весь день сопровождался молитвами В школах основательно изучали церковный устав, церковное чтение, пе ние, Священное писание, к этому добавлялось изучение греческого и латинского языков и семи свободных искусств, трактовавшихся с по зиций православия. Джон Беллерс разработал проект изменения общества путем трудового воспитания всего народа, предложив для этого учреждать колледжи, которых подростки и юноши выходцы из всех социальных слоев воспитывались бы духе трудолюбия Соответствующий план изложен сочинении Беллерса Предложения об учреждении трудового колледжа.

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества создании специальных учебновоспитательных учреждений, теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни Образование и воспитание, таким образом, превратились объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. Я А Коменский 1592 1670 г отец современной педагогики Великая дидактика, вышедшая Амстердаме 1654 одна из первых научно педагогических книг Она является как бы своеобразным сплавом педагогических идей Нового времени В ней сформулированы сенсуалистические педагогические принципы Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира В трактате проводиться мысль о необходимости поставить знания закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике. Большое значение придавал Мор физическому воспитанию, причем придерживался афинской системы физического воспитания развития путем гимнастики и военных упражнений здорового, сильного и красивого тела. Другими словами, средневековый человек считал себя всецело обязанным традициям, даже если вносил существенный вклад них, а индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги себе При этом стремлению стать выдающимся мастером художником, поэтом, ученым и содействует общая атмосфера, окружающая одаренных людей буквально религиозным поклонением их чтут теперь так, как античности героев, а средние века святых Идеалом возрожденческого человека стал разносторонне развитый индивид. Главным центром гуманистического движения во всех его аспектах стала Флоренция, которую можно назвать столицей итальянского Ренессанса Здесь родился и провел многие годы своей политически весьма активной жизни великий поэт и мыслитель Данте Алигьери 12651321 первоисточник важнейших идей гуманистического мировоззрения Божественная комедия исходным документом гуманистической мысли ее делает интерес Данте к человеку, ибо из всех проявлений божественной мудрости человек величайшее чудо Причем этот интерес глубоко социален, ибо судьба благородного человека отнюдь не предопределена условностью рождения том или ином сословном звании и должна складываться не на основе его животной доли, а на основе неустанного стремления к доблести и знанию. Другой важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека Если центре внимания философии античности была природнокосмическая жизнь, а средние века религиозная жизнь проблема спасения, то эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека этой жизни, на Земле Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место жизни Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое Центральная фигура не Бог а человек Бог начало всех вещей, а человек центр всего мира Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей Человек своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен Ему все по плечу, он может все. Процесс секуляризации освобождение от религии и церковных институтов проходил во всех областях культурной и общественной жизни Самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия Правда, этот процесс совершается вначале очень медленно и поразному протекает разных странах Европы. Пантеизм и гуманистический антропоцентризм обеспечили устойчивую веру человека способность познать мир и самого себя этом мире, что и осуществляли естествознатели Имя пионера современного естествознателя по праву заслужил Леонародо да Винчи 14521519 Своей многогранной творческой деятельностью он проложил дорогу науке будущего Его многочисленные заметки, сделанные особым зеркальным почерком, не предназначались для печати Они не стали достоянием современников он работал для будущих поколений.

Вообще, возникновение и утверждение ренессансной культуры началось с вызова схоластике под сомнение были поставлены и структура знания, и претендующий на универсальность формальнологический метод В противовес традиционному комплексу studia divinitatis познанию божественного гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний studia humanitatis куда входили грамматика, филология, риторика, история, педагогика и этика, ставшая стержнем всего этого комплекса От термина studia humanitati ведут начало термины гуманист знаток и приверженец studia humanitatis и гуманизм Необходимо отметить, что humanitas человечность употреблялось еще I до известным римским оратором Цицероном Для него humanitas это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название studia humanitatis гуманитарные дисциплины Уже XV в итальянских университетах гуманисты стали преподавать не только риторику, но и поэтику, основанную на изучении античной литературы, а также моральную философию Однако пору раннего гуманизма еще предстояло утвердить правах studia humanitatis, обосновать их право на главную роль формировании новой культуры, обращенной прежде всего к человеку, острой полемике со схоластами и теологами, ставившими под сомнение тезис гуманистов о необходимости широкого освоения античного наследия греческой и римской языческой культуры. Меньшиков, В М Педагогика Эразма Роттердамского открытие мира детства В М Меньшиков М Просвещение, 1995. Новичкова, Г А Историкофилософские очерки западной педагогической антропологии Г А Новичкова М Владос, 2001. Оржековская, Л В Гуманизм как система идей и ценностей Л В Оржековская Credo 2001 5. Как руководитель дворцовой школы Ферраре, Б Гуарини непременными компонентами обучения считал не только классическое образование, но и новые языки и литературу, естественнонаучную подготовку, что шло вразрез со средневековой традицией Оценивая педагогическую значимость подобного образования, Б Гуарини ука зывал Ни одна из отраслей знания не охватывает такого множества предметов, как та ученость, которую я пытался описать Школа Ферраре, давала такое образование Здесь было больше, чем обычно, занятий по естественнонаучному циклу, велось обучение некоторым профессиональнотрудовым навыкам. Определенным шагом вперед были взгляды Эразма на женское образование Он рекомендовал одинаковую программу женского и мужского образования, оговорив, однако, что женщинам целесообразно давать по преимуществу классическое языковое образование и очень малом объеме естественнонаучные знания. Французские просветители, предлагая реформы воспитания и обучения, обращали особое внимание на совершенствование тогдашнего заведения общего образования коллежа Они высказывались за гражданское, духе конституционализма, воспитание учеников этого учреждения Вольтер, частности, писал Надо надеяться, что французы наконец изучат публичное право которое им никогда не преподавали Предлагалось расширить коллеже программу естественнонаучного образования, сократив одновременно объем преподавания древних языков и литературы Так, Д Дидро, задумав такую реформу, советовал концентрировать обучение каждом учебном году по определенному разделу школьной программы математике, механике, астрономии, естествознанию и физике, химии и анатомии, логике и грамматике, античным языкам и литературе Параллельно предусматривались три концентра образования философия, мораль, история, география рисование и начала архитектуры музыка, фехтование, танцы, верховая езда, плавание Опыт коллежей, прежде всего ПорРояля, оставил заметный след, будучи осмыслен и использован во Франции при дальнейшем реформировании национальной системы образования. Педагогика обратилась к вопросу о социальной цели воспитания каким должен быть общественный человек, подготовленный школой Тезис Просвещения и Французской революции о полезной личности был воспринят и осмыслен новых условиях В XIX была подхвачена идея Просвещения и Французской революции о праве на образование всех общественных классов. Выдвинул программу формирование подрастающего поколения на идеалах конституционного государства, неприятие деспотии абсолютной монархии, замена сословной школы системой демократического, национального образования, где каждый юный гражданин приобщается к знаниям. Свои мысли о народном образовании он изложил Плане университета или школы публичного преподавания наук для Российского правительства, составленном по просьбе Ека терины II Д Дидро наметил новые принципы организации просвещения всеобщность и бесплатность обучения, его бес сословность, светскость Он предлагал пересмотреть состав предметов, преподававшихся школах, выдвигая на пер вый план науки естественного цикла, способные обеспе чить связь с потребностями жизни и производства.

Школы должны быть государственными, а обучение бесплатным и нерелигиозным Образование должно быть всеобщим, одинаковым для всех, но то же время должно предоставлять возможность наиболее ода ренной части граждан получать бо лее высокое образование. Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство Заключалось оно особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях Это, прежде всего, цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм, том числе церковных Путь преодоления социальных бед и неравенства, обеспечения царства свободы, равенства, всеобщего счастья просветители видели просвещении умов. Выдающийся представитель Французского Просвещения Вольтер 1694 1778 отличался острым умом, разносторонними способностями и энциклопедическими познаниями Вольтер поэт, драматург, историк, философ, физик, публицист, политический деятель Всю свою жизнь Вольтер боролся за уничтожение духовного рабства, выступал за свободу вероисповедания, печати, слова, утверждая, что справедливый общественный порядок может быть тогда, когда он основан на свободе и равенства Ненавидя всякую тиранию, он считал необходимым ограничить власть короля, однако верил силу просвещенной монархии Главным социальным злом Вольтер признавал церковь, которая обманывала народ В то же время он верил Бога Бог перводвигатель, законодатель Вселенной, ее высшее разумное начало, вера Бога нужна как основа морали и узда для народных масс. Среди педагогов начала нового времени особое место занимает чех Ян Амос Коменский 1592 1670 Философгуманист, общественный деятель, ученый занял видное место борьбе против отживших и отживавших средневековых норм науке и культуре, воспитании и образовании Я А Коменского по праву можно назвать отцом современной педагогики Он одним из первых попытался отыскать и привести систему объективные закономерности воспитания и обучения, решить вопросы, на которые не смогла дать ответа прежняя педагогика. Не оставил своих педагогических замыслов Я А Коменский и во время пребывания венгерском городе Шарошпатоке 1650 1654 гг Здесь он, однако, столкнулся с ситуацией, которая заставила его оставить на время обширные планы улучшения образования В условиях почти поголовной неграмотности Венгрии следовало решать более скромные задачи, и Коменский направляет свои усилия прежде всего на организацию первоначального обучения Он предлагает новые формы обучения и преподавания В Венгрии ученый издает ряд педагогических. Представления Дж Локка о воспитании складывались контексте его общефилософских воззрений, на основе собственных наблюдений как наставника детей дворянских семьях. Известный церковник, автор педагогического романа Телемак, Ф Фенелон на закате жизни перешел оппозицию к абсолютистскому режиму Сравнительно демократические взгляды отразились педагогических суждениях Фенелона Он отвергал воспитании авторитарность, полагал необходимым обеспечить естественное, свободное развитие ребенка Фенелон один из первых педагогов нового времени, оставивший размышления о женском образовании трактат Воспитание девиц 1680 Он считал, что необходимо не только давать женщине некое образование, но и формировать ее нравственно как будущую мать, на которую лягут заботы о воспитании детей.

Сами идеи Руссо о трудовом воспитании и обучении носили новаторский характер Ручной труд огородничество, столярное, кузнечное дело и пр провозглашался незаменимым средством воспитания Ж Ж Руссо был глубоко убежден, что любой человек может обеспечить себе свободу и независимость прежде всего собственным трудом Каждый должен овладеть какимлибо. Первая школа ПорРояля была открыта предместье Парижа того же названия 1637 Подобные школы просуществовали до 1661 когда были закрыты королевским указом после интриг иезуитов, видевших этих учреждениях опасных конкурентов. Учениками школ были ставшие затем известными всему миру ученые и писатели Б Паскаль, Ж Расин, Б Фонтенельидр. Римскокатолическая церковь справедливо увидела Реформации угрозу своему влиянию Тридентский вселенский собор 1545 1565 качестве основных средств борьбы с Реформацией определил инквизицию и воспитание Контрреформацию возглавил орден иезуитов создан 1534 Главными способами борьбы с ересью, как записано законах costitutiones ордена, назывались проповедь, исповедь и воспитание Иезуиты претендовали на роль носителей католического гуманизма, они использовали идеи Возрождения Например, педагогические взгляды Вивеса заметно повлияли на создателя ордена И Лойолу Иезуиты основательно переосмыслили идеи главного противника Реформации Как замечает современный французский историк педагогики Р Мушамбер, враги вопросах веры, иезуиты нередко сходились с протестантами вопросах школьного образования По сути, однако, идеи Возрождения и Реформации трактовались иезуитами с консервативных позиций Они переиначивались для воспитания изворотливых, беспринципных, сильных телом и духом служителей католической церкви. С эпохой Возрождения приходит новое видение человека выдвигается предположение, что одна из причин трансформации средневековых представлений о человеке заключается особенностях городской жизни, диктующих новые формы поведения, иные способы мышления.

Кто явился инициатором обновления содержания образования из гуманистов эпохи Возрождения. X Л Вивес родился Валенсии, но большую часть жизни провел за пределами Испании Известен как автор ряда педа гогических трактатов и как наставник дочери английского короля Генриха VII Выступал против схоластики, защиту опытного познания Я не знаю человека, преподавание которого было бы более ясным, приятным и благотворным, писал о нем Т.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru