Основные идеи просвещения в философии

Эпоха Просвещения XVIII века не заключала себе исключительно оригинальных, ранее невысказанных до нее философских идей. С одной стороны это век распространения сенсуализма и эмпиризма, с другой — это, по праву, век Разума и век Просвещения. В этот период, начиная от Бэкона и Декарта и далее через Локка и французских материалистов к мыслителям немецкой классической философии развивалась могучая критическая философская традиция. Долгая и сложная эволюция рационализма великих систем 17 века и эмпиризма 18 века, которые боролись друг с другом и одновременно взаимодополняли друг друга стала своеобразным теоретическим источником для последующего развития диалектической мысли немецкой классической философии, а позднее и философии марксизма. Рассматриваем Основные идеи философии просвещения добавлено 6 комментария ев. К материалистам эпохи Просвещения относятся Дени Дидро, Жюльен Ламетри, Поль Гольбах, Клод Гельвеций. Таким образом, вся природа является живой не только потому, что она есть Бог, но и потому, что ей присуще мышление.

Но после лиссабонского землетрясения 1755 году, приведшему к огромному количеству жертв, он усомнился лейбницевой теодицее. Это необходимо как для представителей социальных низов, от которых надо защищать частную собственность, так и представителей власти, ибо атеизм — весьма опасное чудище, когда оно находится тех, кто стоит у власти. Готфрид Вильгельм Лейбниц 1646 — 1716 — немецкий философ, математик, физик, изобретатель, юрист, историк и языковед. Среди важнейших достижений философской мысли эпохи Просвещения следует отметить теорию общественного договора идею естественного права как основания неотъемлемых прав и свобод человека гражданском обществе идею естественноисторического происхождения человека, его разума, языка, культуры учение о стадиях всемирной истории и концепцию общественного прогресса идею разделения властей и теорию правового государства материалистическую концепцию природы. Концепция прав человека философии английского Просвещения становление идеологии либерализма. Такими фикциями Беркли и Юм считали материю, субстанцию, причину, следствие, необходимость и предлагали отказаться от этих ложных понятий. В то же время лице Руссо Просвещение уже перерастает себя и приближается к постпросвещенческим настроениям критики разума. Философия Просвещения представляет собой далеко не однородное явление она имеет свои особенности и различия во времени Англии, Франции, Германии. Просветители распространили это понятие и на общество втретьих, важнейшим законом развития общества просветители считали то, что оно развивается от менее совершенных форм, к более развитым Именно просветители ввели научный оборот идею общественно исторического прогресса вчетвертых, просветители резко критиковали абсолютную власть монарха, сословный строй, ограничение личных прав и свобод. При этом, обращение идет не просто к разуму, а к научному разуму, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверхопытных гипотез.

Просвещение зародилось Англии, и было идеологической подготовкой французской революции. Письма к друзьям заканчивал фразой Раздавите гадину!. Науки развивают цивилизацию, которой нет без государства, а государство–это частная собственность, основная причина безнравственности. Автор сенсуалистической теории познания, суть которой состоит том, что человеческие чувства объявляются источником истинного знания. Более известен как математик и физик, создатель классической механики. В нем с позиций материализма формулируются понятия и законы механики, подводится теоретическая основа под опытные данные. В человеке уживаются эгоистические и альтруистические влечения, но только последним принадлежит ведущая роль нравственной жизни.

Духовная и культурная жизнь Европы ХVIII века отмечена широким распространением и исключительной популярностью идеи всевластия человеческого разума, решающей роли знания и научного познания. На основе доверия ко всему естественному laquo естественная религияraquo, laquo естественные права человекаraquo эпоху Просвещения складывается представление о человеке как laquo гражданине мираraquo, для которого солидарность со всем разумным человечеством важнее его национальной принадлежности, который служит Истине, а не тому или иному государству. Философия французских просветителей В философии французских просветителей критика религии, церкви и социального неравенства приняла наиболее радикальные формы. Наиболее видными философами просветительского плана уже XVII веке выступили Пьер Бейль, Жан Мелье. Самыми выдающимися мыслителями XVIII века являются Франсуа Мари Аруэ Вольтер, Жан Жак Руссо, Жан Антуан Кондорсе, а также Дени Дидро и Жан Батист дэ Ламбер так называемые laquo энциклопедистыraquo, возглавившие работу над созданием laquo Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремеселraquo. В отличие от Вольтера, имущественное неравенство, являющееся основой всякого другого неравенства, он считал несправедливым. Гольбах придерживался строгого детерминизма весь мир пронизан сетью причинных связей, случайностей не существует. Основной интерес социалистыутописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости. Внес вклад логику своим отрицанием догматизма и использовани­ем индуктивных доказательств. Основной частью феодальной к Учение Фомы Аквинского о гармонии разума и веры.

Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию войны всех против всех. Канта Этическое учение Канта изложено Критике практического разума. С одной стороны Маркс первый из философов отказывается от тезиса о разумной пр Россия диалоге культур. Славянофильство и западничество русской философии Западничество — сложившееся 1830х—1850х направление русской общественной и философской мысли, представители которого, отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, Специфика и основные формы чувственного и рационального познания Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. У науки свой, особый набор объек Понятие диалектики принципы и законы диалектики Диалектика – признанная современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод Oslash принцип развития, движение основной атр Альтернативы диалектики Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Без природы и вне природы человек не существует и существовать не может. В преданиях, ска Философия Просвещения охватывает период XVI XVIII.

Однако остается проблемой выработка общенаучных методов познания, возникает необходимость обобщения и систематизации данных естественных наук. Они ищут законы разума, возможности которого представляются безграничными Однако разум реальной жизни затуманен, затемнен некими ложными представлениями и понятиями идолами Бэкон. В любом случае, торжествуют рационализм и методы аналитического порядка, применяемые ко всем областям реальности. Энгельс, давший большой эффект прежде всего механике и математике, провозглашается основой научного знания. При поисках нового суперметода и произошло разделение философов на сторонников эмпиризма эмпирио опыт и рационализма рацио ум считали, что единственный источник знания это опыт, который связан с чувственностью, ощущениями, восприятиями, представлениями. В душе и разуме человека нет никаких врождённых знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, как вощёная табличка tabula rasa чистая доска, а уже ощущения, восприятия пишут на этой табличке свои письмена.

Знание должно идти от частного, опытного экспериментального к обобщениям и выдвижению теорий. Это индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом он и есть истинный метод философии и всех наук считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Мы можем ощущать то, чего нет например, боль потерянной конечности, и можем не ощущать некоторые звуки, цвета и прочее. Разумеется, сведения о мире мы черпаем из ощущений, поэтому и опыт, и эксперимент важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода надо искать самом. Последние даны вне непосредственного опыта начинаются с общих, но предельно ясных и четких формулировок. Математика пользуется обычным методом, следуя от общих идей к частным выводам, ней нет эксперимента.

В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера науку, наш разум. Если эпоху Возрождения принималось, что наш разум безграничен своих возможностях познании мира, то XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Идейной формой свободомыслия Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм еще не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но рамках деизма жестоко постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается природу теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов ней следует искать только ней самой, ее собственных закономерностях. В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления • деистическое • атеистическоматериалистическое • утопическосоциалистическое коммунистическое. Свою основную задачу просветители видели соединении научного и социального прогресса, создании рациональной программы преобразования общества, затрагивающей все сферы его жизни. Ряд положений работы Руссо Об общественном договоре вошел американскую Декларацию независимости и французскую Декларацию прав человека и гражданина.

Вся наблюдаемая действительность, все бесчисленные тела, подчеркивали они, есть не что иное, как материя. Как следствие этого философии появляются новые идеалистические школы, с новых позиций противостоящие материализму. Усматривая основную опору материализма понятии материи как объективной реальности, стоящей за нашими ощущениями, чувствами Он всеми средствами доказывает, что это понятие материи пустое, что за ним ничего нет реального есть только бог, идеи и наши ощущения. Беркли, представляют не материю, а всего лишь комбинации наших ощущений. Новое мировоззренческое мышление, прошедшее школу научной критики, систематического сомнения истинности разнообразных догм и предрассудков, не могло принять без сопротивления идею врожденного основополагающего знания, независимого от человеческого опыта, как не принимало оно истины религиозного откровения. Показательна эволюция философских взглядов французского просветителя, писателя Дени Дидро 17131784, вместе с математиком и философом Жаном Лероном Д'Аламбе ром 17171783 наметившего план Энциклопедии и приложившего колоссальные усилия для его реализации. Речь идет о своеобраз ном сплаве философии особенно учений о разуме, деятельности, свободе, психологии, социальной философии, социологии, политэкономии. Идеальной является форма государственного правления, которая обеспечивает право собственности и свободу личности. Развитие эмпирической философии происходит у английского философапросветителя Джона Локка 16321704. Венчает эту иерархию Бог – единственная высшая монада, он согласовывает движение всœех монад.

Во многом сходной с Вольтером онтологической позиции придерживался еще один крупный мыслитель Просвещения ЖанЖак Руссо 17121778. В восьмой главе четвертой книги Общественного договора Руссо кратко изложил свое отношение к религии. Либо всюду действуют законы механики Ньютона и тогда жизнь и сознание являются необъяснимым чудом, либо существуют и иные законы бытия, но они непостижимы для разума. По своим взглядам он являлся продолжателем демократической традиции политикоправовой мысли. Фейербах считал, что прежняя философия преувеличивает роль разума освоении мира. Исследователи творчества Вольтера особо выделяют воздействие на его взгляды трудов. Они объявляли естественными этические и юридические принципы, но то же время естественными являются частная собственность и свобода конкуренции, а противным естественному порядку представляется любое вмешательство государства, препятствующее нормальному действию естественных законов. Основания этой свободы просветители видели именно естественной природе человека. Локк, друг Ньютона, чья философия, по убеждению современников, стояла на тех же принципах, что и научная программа великого физика.

Речь идет то об особенностях национального характера, то о нравственном прогрессе человечества, то о гуманности. Хотя для нас, утверждал Ламетри, настоящее время еще не понятен механизм посредством которого материя наделяется свойством ощущения, но несомненно, что все наши ощущения обусловлены связью чувства при посредстве нервов с материальным веществом мозга. Последовательно опровергается все богословские и идеалистические предрассудки о характере действующих природе сил и об их причинах. Материальные процессы исключают какую бы то ни было случайность или целесообразность. По Гельвецию, не только индивид есть часть более широкого целого, но и общество есть звено более обширной общности, связанного нравственными узами.

Истинная движущая сила человеческих действий эгоизм, или личный интерес. Возникновение души не может быть разумно отнесено ни к какому времени ни к вечности, ни к моменту зачатия ни к эмбриональной стадии развития, ни к моменту рождения. Руссо считает, что нормальным политическим устройством может быть только республика, но этим термином он обозначает всякое государство, управляемое законами, какова бы ни была форма управления. Искусство же это профессиональная сфера деятельности, кот эстет сознание из сопутствующего элта превращ основную цель. Здесь то и открывается доступ к бытию как таковому, он идет через наше существование. Платон возвел акты сознания особый мир идей, противоположный миру матер. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, самом разуме и составляют основу знания. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Более высокая ступень разум, когда самосознание постигает свою всеобщность и усматривает себе высшую полноту реальности.

Ломоносов 17111765 Будучи деистом, Ломоносов положил начало материалистической традиции русской философии. Рано или поздно любая теория оказывается опровергнутой, а на смену ей приходит новая теория, более богатая содержанием эволюция знания. Цель психоаналитика помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты реализации желаний и адаптации к обществу. Сознание не добавление к психике человека, а сама субъективная сторона психики, осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя человека, и одновременно осознание природы. Главнй принцип морали, считает Вольтер, сформулирован уже муцдрецами древности Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Что касается идей, то они возникают из опыта человека, результате воздействия внешнего мира на его органы. Существует единый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук и благополучие общества, но и моральнорелигиозное совершенство верное воспроизведение законов природы позволяет построить естественную нравственность.

При все своем остром интересе к социальной и исторической проблематике французские просветители не создают общей философии истории, растворяя специфику исторического природе с ее властью случайности и произволе человеческой воли. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения конец XVII – первая четверть XVIII. Ошибочность ее основных положений заключается абсолютизации, гипертрофировании роли техники и науки обществе, неправомерном переносе организаторских функций из одной, узкой сферы на все общество целом тут происходит замена целого одной из его составных частей. Согласно учению Фихте философским может быть названо такое мировоззрение, которое сводит наличное многообразие опыта к единству одного общего начала и затем исчерпывающим образом объясняет и выводит из этого единства все многообразие. Логика развитие осуществляется как процесс превращения количественных изменений качественные. Ситуация, которая сложилась во Франции, исключала возможность компромиссов. Благодаря деятельности Вольтера, Монтескье, завещания Мелье появляются целые плеяды просветителей начиная с 40х годов 18 века Руссо, Кондильяк, придерживающиеся деистических воззрений. Только перед самой смертью ему суждено было вернуться Париж, где он принял давно заслуженные почести.

Добрые – это те, кто распинают всех, пишущих новые ценности на новых скрижалях, а, значит, приносят себе жертву человеческое будущее. Это поистине трагический момент, который герой осознает свое безвыходное положение. Согласно разработанному Декартом рационалистическому методу познания, истинадолжна четко и ясно усматриваться человеческим разумом. В 1748 году Смит начал читать лекции Эдинбурге под покровительством лорда Кэймса. В 1776 году ученый переехал Лондон, где опубликовал Исследование о природе и причинах богатства народов. Немало последователей во Франции нашло учение Локка об обществе и государстве. Просвещение явилось завершением мощного революционного всплеска, захватившего ведущие страны Запада. Разработал прямую форму правления народа государством #8212 прямую демократию, которая используется и по сей день, например Швейцарии.

Деизм как бы допускает объективное, самостоятельное существование природы, которая уже развивается по своим собственным, природным законам, материальных по своему характеру По сути дела Ньютоновский закон всемирного тяготения исходил из представления о способности материальных сил к механическому дижению как перемещинию пространстве и времени. Локк признает объективное существование материального мира, состоящего из многообразия тел, предметов, вещей и явлений, обладающих свойствамикачествами, определяющих их конкретную природу. Если ощущения являются непосредственными образами – образами вещей, то представление о восприятие являются знаками свойств вещей, но не отрицанием объективности самих свойств. Позиции Гоббса, Толанда, Коллинда, Локка, которую мы вправе назвать материалистическим сенсуализмом, противостояло другое течение рамках философии Английского Просвещения – линия Дж, которое можно обозначить, как субъективноидеалистический сенсуализм. Амплитуда материализма колеблется от деизма вспомните чем сущность деизма до последовательного материализма, отрицающего наличия любого сверхматериального начала мира и сверхматериальной деятельной силы. Истинным они считают такое знание, которое соответствует содержанию и свойствам природных законов и вне такого соответствия установить истинность знания невозможно. Гражданин, по их мнению, есть суверенное, свободное, самостоятельное существо, личность, осознающая свою ответственность перед обществом и всеми гражданами и добровольно возлагающая эту ответственность на себя. Руссо одним из первых философии уловил противоречивость развития культуры, наук и цивилизации, которые выявились гораздо позднее, особенно конце XIX – XX веков, неоднозначность прогресса цивилизованного развития, абсолютная вера которой господствовала вплоть до конца XIX века. Искусство Просвещения отражает иные тенденции, связанные с развитием просветительской философии и науки.

Очень большое место Комедии отведено античным поэтам и философам — начиная с учителя Данте Вергилия, олицетворявшего земной разум и руководившего поэтом его странствиях по аду и чистилищу, и кончая всеми крупнейшими античными философами их числе и философ знаменитый Демокрит, как затем и Авиценна с Аверроэсом, которые качестве нехристиан помещены самый легкий, первый круг. Флорентийцем по происхождению, тесно связанным, однако, с римской курией, был и выдающийся гуманист ^ Леон Батиста Альберти 14041472. Отсюда и его ироническииздевательское отношение к Фоме Аквинскому, которому он противопоставлял апостола Павла, ибо тот, не мудрствуя лукаво, укреплял христиан вере. Считается, что после появления Об ученом незнании и О предположениях, особенности же после. Малый — подобие similitude большого, большой — подобие максимального Об игре шар Для уяснения проблемы человека важно не столько то, что он — подобие универсума, ибо оно было установлено уже античности, констатировано некоторыми гуманистами и лежало основе ренессансных натуралистических истолкований человека. Заниматься же преимущественно философией, литературно оформляя созревшие у него мысли, Флорентиец стал известной степени вынужденно. Ответ автора Похвалы целом сводится к тому, что сфера чувственности, связанной со всем телом человека, много шире и сложнее сферы его разума, сконцентрированного его голове и даже части. В силу этого люди вынуждены играть комедию жизни XXIX, исполняя самые различные роли. Таким образом, к основным неотчуждаемым естественным правам человека.

Церковь проявляла религиозную нетерпимость, беспощадно расправлялась с еретиками и инакомыслящими. Среди просветителей выделялась группа убеждённых материалистоватеистов Ламетри, Гольбах, Дидро, Гельвеций. И чем дальше продвигается мысль немецких философов, тем яснее то, что речь идет не о первозданной природе, а о мире культуры, организованном соответствии с законами Истины, Добра и Красоты метафизика, этика и эстетика три части философии Канта, которые посвящены открытию этих законов. Якоби quot Об учении Спинозыquot, представляющей атеистическую интерпретацию его философии. Однако центральной проблеме гносеологии взаимодействии субъекта и объекта докантовская философия акцентировала внимание на анализе объекта познания. Поэтому при освобождении от религии всегда имеется опасность quot выплеснуть с водой ребенкаquot quot освободитьсяquot от духовного, впасть приземленность, натурализм и вульгарный материализм.

Но этот исключительно самобытный мыслитель и писатель не ограничивался идеями просветительства. Ход истории направлен к царству Божию как выражению совершенного строя на Земле. Неоднозначна его оценка России признается ее отсталость и подчеркивается ее историческая предназначенность. Славянофилы исходили из убеждения, что русский народ должен обладать самобытными духовными ценностями, а не воспринимать огульно и пассивно духовную продукцию Запада. Соборное единение предполагает подчинение его членов целому, но это акт свободного единения, ибо лишь сочетании со свободой единство становится соборным. Люди могут найти себя, обрести духовную свободу церкви, но они постоянно уходят из нее, чтобы стать рабами природной и социальной необходимости. Ибо русская деревенская община, основанная на совместном возделывании земли и общем пользовании продуктами труда, наименее quot раздробленнаяquot последствиями специализации и разделения труда, дает реальное основание предположить, что именно крестьянство способно совершить социальную революцию.

В центре внимания мыслителя духовный мир человека, его природа и характер, душевный склад, чувства и мысли человека, обнаружение внутренних quot пружин этого мираquot, суть его противоречий. Покой, устойчивость свойственны лишь поверхностному пласту души человека. Противоречивость и трагизм свободы, по Достоевскому, том, что ней сосуществуют две опасности свобода добра, предполагающая свободу зла, ибо добро не может быть принудительным, и свободу зла, которая ведет к перерождению свободы злую необходимость. Трудность выбора делает путь к свободе мучительным, страдальческим, трагическим. В проблеме quot воскрешенияquot Федоров сочетает как религиозные, так и научные аспекты.

Понижение социального статуса философии, ее полная зави­симость от религии отразились и на ее содержании, круге обсу­ждавшихся ею основных проблем, ее онтологии, антропологии, гносеологии. Основными принципами средневекового философского мышления считаются геоцентризм — Бог есть центральная точ­ка мировоззрения, креационизм — вера то, что все существу­ющее является актом божественной воли, сотворено Богом из ничего провиденциализм — вера божественную предопреде­ленность всего существующего эсхатологизм — вера конец света и действенное ожидание. Самым выдающимся философом периода расцвета схоластики и всего вообще средневековья был итальянский религиозный мыслитель Фома Аквинский. Особое место философии Возрождения занимают концепции, обращенные к проблемам государства основанные на реалистиче­ских принципах политические теории Никколо Макиавелли 1469— 1527 и Франческа Гвиччардини 1482—1540 и социальные утопии Томаса Мора 1479—1555 и Томмазо Кампанеллы 15681639. Это воззрение противостояло древнему и средневековому взгляду на исторические процессы, который является теологическим, или богословским.

Это была мысль о естественном происхожде­нии Вселенной под действием динамических сил из первона­чальной газовой туманности. Гегель называет высшую духовную реальность Абсолютной идеей или Мировым Разумом, а все существующее представляет как ее саморазвитие. Пространство мыслилось как пустое вместилище вещей, а время вместилище событий. Философия Нового времени даёт три основных решения сенсуализм, рационализм и эмпиризм. Идол рода жадность разума имея дело с конечным, человек дерзает постигнуть бесконечное и склонен своим знаниям, полученным из ограниченного опыта, придавать универсальное значение. Одной из основных проблем философии Нового времени являлась проблема субстанции. В своём этическом учении Кант выступает против господствующего эвдемонизма, склонного видеть главное предназначение человеческой жизни счастье. Герцена� Голиков Альберт Константинович ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа доктор философских наук, профессораааааааааааааааааааааааааааааааа ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааОсипов Игорь Дмитриевич Защита состоится � аааа ааа 2008 года, а часов на заседании диссертационного совета. В ходе исследования нельзя также упускать из вида сопоставление русской и западной традиций просвещения, обнаружить черты их сходства и различия. Зеньковского писал об антропоцентризме философских построений русских мыслителей, их озабоченностью темой о человеке, его судьбе и путях, о смысле и цели истории.

Наконец, современная ситуация также представляет несомненный интерес для изучения проблем просвещения. Для достижения поставленной цели диссертации ставятся следующие задачи рассмотреть понятие просвещение, как оно понималось рамках русской культурной традиции обосновать необходимость и принципы реализации философскоантропологического подхода к исследованию познавательного и практического опыта русского просвещения определить сущностные характеристики отечественного просвещения как целого дать содержательный анализ основных этапов развития русского просвещения осуществить сравнительный анализ западной и русской традиций просвещения, установить границы их тождественности и различия установить фундаментальные философскомировоззренческие константы соотношения теоретических и духовнопрактических аспектов отечественной традиции просвещения исследовать философскоантропологические предпосылки генезиса и становления русской традиции просвещения выявить философскоантропологический смысл стратегий просвещения условиях реформирования мировой и отечественной системы образования изучить историю и современное состояние идеи лметафизики света� контексте анализа развития русской идеи просвещения. Выявлены фундаментальные мировоззренческие основания, устанавливающие соотношение теоретических и духовнопрактических аспектов отечественной традиции просвещения. Диссертация состоит из введения, четырех глав, разделенных на одиннадцать параграфов, заключения и списка литературы. Эти события содействовали формированию концепции русского мессианизма лМосква Ц третий Рим�.

Во II главе лФилософскоантропологические аспекты просвещенческих концепций петербургского периода� исследуется феномен отечественного просвещения XVIII Ц начала XX века. Роль главного двигателя просвещения берет на себя государство, а уже спустя столетие на это место начинает претендовать оппозиционная интеллигенция. Тип просветителя на первом этапе воплощается деятеле лученой дружины� Феофан Прокопович Их воззрения на науку и образование можно характеризовать как утилитаристские, причем особую роль развитии просвещения они уделяли государству, возглавляемому просвещенным монархом. В трудах Татищева и Кантемира мы видим большее влияние западных философов Декарта, Вольфа. Одним из наиболее эффективных просветительских институтов являлась армия, получившая исключительное значение деле воспитания и образования Ц особенно первые десятилетия советской власти. В своих работах по антропологии Гессен указывал, что могущество личности коренится не ее природной мощи, не физикопсихологических реалиях, но тех духовных ценностях, которыми проникаются душа и тело, тех ценностях, которые лпросвечивают� человеке, как задания его творческих устремлений. Последние десятилетия истории отечественного просвещения характеризуются сочетанием противоречивых тенденций. Так, на вопрос, кем он себя считает, он ответил – философом что означало любомудр, цель жизни которого заключается бесконечных поисках единой истины. В конце концов, философии не существовало бы, если бы у людей отсутствовала предрасположенность к разного рода изысканиям и привычка делать соответствующие выводы, которые затем принимаются как основы философии. Соответственно, впоследствии инквизиция использовала этот принцип для борьбы с видными мыслителями, например Джордано Бруно, Ванини, со многими другими.

Земля рассыпается и из нее рождается вода, а уже из воды – все остальное. Так вот, по его мнению, светлое испарение, постепенно поднимаясь вверх, непременно когданибудь достигает Солнца. Весь процесс развития абсолютного духа можно разделить на три крупных этапа, по своей сущности схожих с вышеописанной триадой. Такое существование ведет к состоянию небытия, так как отрешенность от земных желаний ведет к уничтожению собственного Я и его растворению во всеобщем безмолвии и сострадании. Внутри каждой из игр может быть выделен принцип, поняв который, можно понять и все, что делает и может сделать данный субъект. Для достижения этой задачи Декарт считал необходимым предварительно усомниться во всем имеющемся существовании. Правдивостью Бога, по Декарту, обусловлена сама возможность познания при правильном употреблении своей познавательной способности мы никогда не могли бы заблуждаться и ошибаться. Сенсуализм – это направление, признающее ощущения единственным источником знаний, утверждающее, что все знание основывается на чувственных ощущениях. Простые идеи представляют собой элементарное понятие или образ предмета, например цвет, свет.

Эти другие геометрии имели свои, особенные, непосредственно усматриваемые суждения, или аксиомы, которые отличались от аксиом евклидовой геометрии, что дало возможность указать на существование нескольких истин одновременно. Он писал так конечно же, проверка на практике необходима, однако может ли она быть полной?. Но радостная и плодотворная дружба длилась недолго, так как спустя некоторое время Сократа казнили. Это модель идеального сообщества, которого еще нет реальности, но проект его осуществления всетаки возможен. Наслаждения досуг как завершают деятельность, так и стимулируют ее, побуждают к новой деятельности ради последующего отдыха. Находясь за решеткой, Кампанелла и создал главный труд своей жизни – книгу Город Солнца.

Такой размеренный образ жизни приводит к тому, что все жители острова долгожители, доживающие до 100, а иногда и до 200. У каждого из трех помощников также есть помощники, более узкие специалисты например, Математик, Логик, Политик, Стратег. Предполагается, что Кампанелла использовал существовавшее ранее сочинение своих целях. Важно отметить, что то время, как культуры совершенно несхожи и представляют собой единичные и неповторимые создания, цивилизации походят одна на другую и ничем не отличаются. Если допустить возможность господства лишь одного культурноисторического типа, это привело бы к постепенной, но неминуемой деградации. Ученые сочли, что Данилевский всего лишь собрал уже известные антидарвинистские теории и сделал их более подробными.

В 1844 году Маркс познакомился с молодым, но подающим надежды философом Фридрихом Энгельсом, совместно с которым он напишет свои наиболее известные труды Святое семейство, Немецкая идеология, Нищета философии, Манифест коммунистической партии. Воспитанные на них, мы даже не догадываемся о том, что идеи, связанные с историческим прогрессом, занимали отнюдь не главное место творчестве Маркса. Однако этой книге нас будут интересовать именно идеи философа о классовой борьбе и формациях. Относительно него формация получает свое название и место периодизации. Рабовладельческая формация характеризуется противостоянием рабов и их владельцев. Поэтому абсолютная истина человеку недоступна, и она является лишь достоянием высших. Ссылаясь на меня, Сократа, он хотел сказать, что даже мудрейшим среди вас, люди, о Сократе должно быть по правде признано, что и его мудрость не много стоит. Он считал, что истину невозможно записать на бумагу, иначе она станет мертвой истиной.

Августин родился африканском провинциальном городе Тагаст 13 ноября 354 года. Ни одному другому существу на земле не дано понимание этих трех понятий. Исходя из подобного понимания тела, оно может быть рассмотрено путем разложения на запасные части точно так, как любой другой механизм. Однако воля к власти – это не естественный отбор, о котором говорил Дарвин. Тема об отношении к человеческой культуре и культурным ценностям и продуктам суть уже вторичная и производная. Переживание греховности, понятое как единственное и всеобъемлющее начало духовной жизни, не может привести к творческому подъему и озарению, для этого оно должно перейти другое переживание, чтобы произошло возрождение к жизни. Но благодать исходит от Бога, сверху снизу же, от индивида, исходит лишь переживание греховности и собственного ничтожества. Другими словами, причину большинства отклонений и патологий Фрейд видит развитии детской сексуальности.

Известно, что философ состоял партии с 1933 по 1945 год и постоянно находился под слежкой гестапо. Язык для Хайдеггера – это дом бытия, то есть только словах оно существует, обнаруживает себя и только через язык оно может быть познано. Хайдеггер говорит, что сама жизнь представляет собой бытиексмерти, то есть неуклонно движется к. Следовательно, никто не должен быть использован или использовать себя ради целей, не служащих развитию его собственных. После внимательного изучения марксистской философии он пришел к выводу, что это всего лишь революционаристский. Вопервых, мораль нравственное поведение есть мера человечности всякого дела, поскольку признается, что человек лучше и важнее того, что он делает. Философ призывает не заботиться о своих делах раньше и больше, чем о себе самом. Как уже говорилось ранее, Диоген Синопский обладал незаурядным умом и практиковал крайний аскетизм, порою граничащий с эксцентрическим юродством. Будучи глубоко верующим, Диоген считал, что все происходящее на земле находится во власти богов. Когда ктото предложил философу решить трудную задачу, тот ответил Зачем, глупец, хочешь ты распутать узел, который, даже запутанный, доставляет нам столько хлопот?.

А его страсти – это материя, через которую он обнаруживает свою нравственную сущность. Это свою очередь ведет к рассудительности, к правильному знанию человеком того, что делать и что не делать, руководствуясь долгом. Подобное поведение ведет человека к добродетели, которая является у стоиков высшим благом. Первые древнегреческие мыслители предметом изучения философии сделали природу — исследовали проблемы возникновения и строения мира, искали первооснову всего сущего, из которой все возникает и которую все превращается. Философия языка — исследования языка с точки зрения его сущности, происхождения и функции человеческом обществе, развитии культуры. Впервые истории человечества мифологии ставится и ряд собственно философских вопросов что такое жизнь и смерть как возник мир и как он развивается. Пантеизм существует четырех формах 1 теомонистический пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая при этом мир самостоятельного бытия 2 физиомонистический пантеизм утверждает, что существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, лишая тем самым Бога самостоятельного существования 4 имманентнотрансцендентный пантеизм, согласно которому Бог осуществляется вещах. Его наличное бытие — это реальность, ограниченность, конечность, бессознательность, объективность. Неопозитивисты полностью отказались от метафизики, а вместе с ней и от идеи абсолютного бытия и предельного основания мироздания. Русские философы считали, что философские проблемы и их решения подпитываются духовными запросами людей, а если сказать точнее, являются их отражением.

Сознание — это одна из черт человека, определяющая его специфическое положение мире, его особый онтологический статус. Инструментализм — направление философии, согласно которому ум и интеллект точно так же являются средством инструментом приспособления к изменяющимся условиям, как части тела и зубы. С точки зрения философии познание бывает чувственное рациональное житейское научное интуитивное художественное. Диалектика включает себя и преодолевает два типа представлений о процессе развития — первое представляет развитие виде стрелы и утверждает, что процессе развития всегда появляется чтото совершенно новое и нет никакого повторения старого — второе представляет развитие форме кругового движения и утверждает, что процессе развития есть лишь повторение того, что уже было когдато. Логика является общим учением об историческом развитии, самодвижении предмета познания и его отражении мышлении, движении понятий. Целостный образ, который отражает непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения, называется восприятием. Познание истины опирается на интеллект и опыт, основании которого лежат чувства.

В этом труде он разработал Аристотель анализировал категории и оперировал ими анализе философских проблем, он рассматривал операции ума, его логику, том числе и логику высказываний. Декарт утверждал, что интеллектуальная интуиция или чистое умозрение — это отправной пункт познания. Анализируя природу души, Декарт внес бесценный вклад психофизиологическую сущность этого феномена, дав тончайший анализ нейрофизиологических механизмов работы мозга, выявив сущности рефлекторную основу психики. Но чувственный опыт может дать достоверное знание только тогда, когда сознание свободно от ложных призраков — призраки рода — это ошибки, которые вытекают из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей — призраки пещеры — это ошибки индивидуального характера, которые зависят от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей — призраки рынка — это привычки пользоваться суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения — призраки театра — это слепая вера авторитеты. Природа является естественной средой и предпосылкой существования и развития общества.

Диалектикопротиворечивая взаимозависимость общества и природы заключается том, что, постепенно увеличивая власть над природой, общество то же время попадает во все большую зависимость от нее как источника удовлетворения потребностей человека и самого производства. Но главная роль отводится немецкими мыслителями нравственной деятельности человека. В произведении Братья Карамазовы Достоевский словами своего Великого Инквизитора подчеркнул важную мысль Ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы, а потому нет заботы беспредельнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклониться. Если логически следовать этой идее, то люди обречены на вечность, потому что уже живут вечности. В отличие от рационалистических учений, философская антропология вовлекает сферу исследования душевнодуховную жизнь человека эмоции, инстинкты, влечения, что зачастую приводит к иррационализму представители данного направления абсолютизируют эту сторону внутреннего мира человека, умаляя разумное начало.

Общество — это единый целый социальный организм, его внутренняя организация представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, основе которых конечном счете лежит человеческий труд. Довольно сложная жизнь родоплеменного периода обусловила появление потребности думать о прошлом семьи, рода, племени. Массовость культуры — это не только ее низкий уровень будто бы только для примитивно мыслящих, но и формальная характеристика — своего рода рынок искусства. Так, предполагалось, что любое стремящееся к порядку государство должно запретить музыку да и другие искусства, потому что она размягчает нравы и делает невозможной строгую субординацию. Неотомизм занимается философским обоснованием бытия Бога доказательством различных религиозных догм рассмотрением чистого бытия как некоего духовного первоначала толкованием естественнонаучныхтеорий и социальной практики. Наука является сложным и многогранным общественным явлением вне общества наука не может ни возникнуть, ни развиваться, но и общество на высокой ступени развития немыслимо без науки.

Позитивизм — направление науке и философии, исходящее из позитивного Первый позитивизм называется классическим позитивизмом, его представители Огюст Конт 1798–1857 Милль Джонс Стюарт 1806–1873 Спенсер Герберт 1820–1903 и. Спенсер Герберт — английский философ, который называл своей основной целью создание синтетической философии, объединяющей данные всех наук и формулирующей их общие закономерности. Понятия австрийский философ рассматривал как символы, которые обозначают комплексы ощущений, а науки целом — как совокупность гипотез, которые подлежат замещению непосредственными наблюдениями. Научные исследования, не сопровождающиеся изучением истории науки, ведут к одностороннему знанию, создают условия для догматизма. Галилео Галилей 1564–1642 — итальянский ученый, основатель экспериментальнотеоретического естествознания. Галилей признавал существование Бога, но считал, что после сотворения мира Творец отошел сторону и не вмешивался его дальнейшее развитие. Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Вера — один из основных устоев духовного мира человека и человечества.

Первые древнегреческие мыслители предметом изучения философии сделали природу – исследовали проблемы возникновения и строения мира, искали первооснову всего сущего, из которой все возникает и которую все превращается. По Канту, религия – это закон, живущий нас, это мораль, обращенная к познанию Бога. Для этого ему следует научиться разбираться – проблеме смысла жизни человека. Главная проблема философии, по мнению мудрецов Средневековья, – не Космос, а человек. Но главное для него – это не физическое существование человека и даже не те социальные блага, которые с ним связаны, а внутренний мир человека, диалектика его идей, которые и составляют внутреннюю сущность его героев Раскольникова, Ставрогина, Карамазовых, Неточки Незвановой. Вторая историческая форма позитивизма возникла конце XIX – начале. Многие постмодернисты предлагают новый тип философствования – философствование без субъекта. Знак – это материальный предмет, процесс, действие, которые выполняют процессе общения роль представителя чегото другого и используются для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации. Объективная истина – это независимое от общества целом и человека частности познавательное содержание. Теория познания – исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах мнения к постижению их сущности истинного знания – исследует то, как человек впадает заблуждения и каким образом преодолевает.

Таким образом, противоречия, которые формируются системе, выступают как источник самодвижения и саморазвития, а переход количественных изменений качественные – как форма этого процесса. Различают – прикладную логику – охватывает традиционной логике учения о методе, определении и доказательстве – чистую логику – охватывает традиционной логике учения о логических аксиомах, понятии, суждении и умозаключении. Один и тот же мир, по мнению Парменида, взятый двух его измерениях – человеческой повседневности и умопостижения, – раздваивается Демокрит около 460 – около 370. Не ссылаться ни на какие авторитеты – таков был принцип науки Нового времени, истинную связь вещей Бэкон видел определении естественной причинности. Позитивизм – философское направление, которое исходит из данного, фактического, устойчивого, несомненного, позитивного и ограничивает им свое исследование, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru