Общая характеристика древнего китая и древней индии

Общая характеристика философии Древнего Востока Древняя Индия, Древний Китай. Философия Древнего Китая характеризуется следующими специфическими чертами автохтонность возникновение на собственной культурной почве самобытность отсутствие влияния иноземных идей традиционность существование тысячелетиями без серьезных изменений высокий общественный статус философии внимание к государственной и социальнополитической жизни большая роль государственных и семейнородовых ценностей божественных характер происхождения власти императора. Конфуций хотел убедить человека, что его спасение заключается его собственном самосовершенствовании, организации и управлении социальной жизнью Он считал себя лишь транслятором родовых традиций Все внимание он сосредоточил на взаимоотношениях людей Чтобы сделать нравственность домом своего индивидуального бытия, надо войти прошлое своего народа В процессе учебы и приобщения к прошлому человек познает истину Самовоспитание начинается с момента сдерживания каждым себя и почтительности к другому Конфуций говорил Не делай другим, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Зародыши философского мышления Индии относятся к давним временам 2500 2000 гг до Содержание этого мышления отражают Веды, Брахманы и Упанишады Веды древние памятники индийской литературы, написанные стихами и прозой В состав Вед входят салихиты 4 сборника стихотворных гимнов, молитв, заклинаний Брахманы это своеобразный комментарий к текстам Вед, которых особое внимание уделяется разъяснению смысла древних ритуалов Упанишады заключительный этап развитии Вед Это общее название разных по своему характеру и размерам трактатов религиознофилософского плана. В вопросе познания миманса стоит на позициях сенсуализма Особое внимание обращает учение мимансы на связь языка и мышления, слова и его значения Миманса различает вечные, неизменные звуковые субстраты, слова и их конкретные фонетические выражения, которые способны изменяться под влиянием людей. Оригинальность философской школы ньяя буквально правило, рассуждение, логика заключается том, что она есть вершиной древнеиндийской логики и теории познания Логика ньяя возникла процессе обобщения приемов и методов публичных философских выступлений, которые широко практиковались Древней Индии Что касается теории познания ньяя, то она выходит из принципа знание отвечает объективной действительности, которая существует независимо от субъекта познания Ньяя считает, что существует 4 источника познания 1 чувственное восприятие 2 логический вывод 3 сравнение 4 словесное засвидетельствование авторитетов. Нельзя этом контексте не отметить и буддизм вспомните его основные положения, которые Вы учили по религиоведению.

Важной особенностью древнеиндийской философии есть ее связь с медициной и фармацией Аюрведа главное произведение индийской медицины Философские идеи, которые изложены там, оказывают существенное влияние и на современную медицину и фармацию Сегодня сторонников Аюрведы насчитывается более 2х тысяч Аюрведа это наука о жизни аюс жизнь, веда знание, которая была создана 3 тысячи лет тому назад. Таким образом, рассматривая философию Древней Индии, мы можем отметить, что главной особенностью ее есть то, что она сформулировала идею единства души и тела, духовного и телесного, сознания и материи, активнодеятельной сущности и человека, и мира. Среди народов, которые стояли у истоков человеческой цивилизации, значительное место занимает и китайский народ Становление философской мысли Древнем Китае отмечается уже 7 до Об этом свидетельствуют древнекитайские трактаты Ицзин Книга перемен, Шицзин Книга песен, Шуцзин Книга истории и В этих книгах просматриваются такие философские проблемы о единстве и разнообразии мира о действии противоположных сил единой субстанции о природной закономерности о природности человеческой души и сознания В мифах и первых книгах выделяются 5 первоначал мира вода, огонь, дерево, металл и земля именно они стали основой и всей древнекитайской медицины В человеческом организме каждый орган соответствует определенному первоначалу При этом печень и желчный пузырь соответствуют дереву, селезенка и желудок земле, легкие и толстая кишка металлу, почка и мочевой пузырь воде Лечение, а значит и удел фармации, заключается том, чтобы оказать влияние на связи первоначал. Главным требованием дао по отношению к человеку является у вей принцип надеяния это созерцательное отношение к действительности, или поступки, действия, совершаемые соответствии с природой Надеяние это не отказ от действия, а это большая работа человека над собой, конечной целью, которой является достижения гармонии человека и космоса Это требование не только предъявляется к индивиду, но и к обществу, и к познанию. Кроме этого, дао обозначает вечный процесс превращений, здесь прослеживается своеобразная наивная диалектика В мире все связано диалектически добро рождает зло, легкое тяжелое, бытие небытие Мудрость человека состоит умеренности, спокойствии, близости к природе Принцип у вей главный метод психологической практики даосов, который требует отвечать на зло добром и уметь регулировать свои эмоции Это было необходимым условием постижения дао, и мудрец, который постиг его, придерживался уже не закона земли, а непосредственно закона. Своеобразно решает Ван Чун проблему движения природы указывая, что телесность и движение связаны между собой, что источник движения находится объективной реальности Раскрывая природу человека, Ван Чун указывает, что жизнь и человек появились с единой субстанции ци Человек, как и все живые организмы, имеет свою энергию, что порождается кровообращением Вне тела нет души, нет жизненной силы Философ глубоко верил силу человеческого разума, его познавательные возможности В теории познания он стоял на позициях сенсуализма. Итак, большинстве философских школ Древнего Китая превалировала практическая философия, которая была тесно связана с проблемами житейской мудрости, морали, познанием природы и социальным управлением По форме и методам постановки проблем эта философия есть широмасштабным явлением, ценностнозначимым и гуманистичным. Также частично пересекаются, у них есть общие черты, присутствуют эмоции, носят личностный характер и отражают свою эпоху. Идеология отражение массовых интересов, а философия космополитична вненациональна. Таким образом, Гераклит является основателем античной диалектики учении о непрерывном развитии мира.

Общая характеристика древнего китая и древней индии

Философия является сложным и многоуровневым знанием Это вызвано сложностью предмета ее изучения, которым является бытие все существующее, поэтому внутри философии много учений и направлений. Основной интерес представляет досократовская и классическая философия, это был рассвет философии древней Греции. К VIIIVI вв до ведах выделяется особый раздел, ранее входивший состав брахман и араньяк упанишады Слово упанишады этимологи чески представляет собой отглагольное существительное, образованное от вы ражения сидеть подле и означает буквально сидеть у ног учителя, получая наставле ния Это подчёркивает характер знания, содержащегося упанишадах, оно шрути услышанное, отличие от смрити запоминаемого Вместе с тем, индийскими мыслителями неоднократно подчёр кивается, что упанишады не просто знание, но знание священное, предназ наченное лишь для узкого круга посвящённых ибо сидеть подле учителя мо жет не кто попало, но лишь избран ный качестве ученика, а известнейший представитель ведантизма Шанкара VIIIIX вв толкует упанишады как уничтожение незнания и приближение к Брахману, так как корень sad входящий состав слова, может быть этимо логически интерпре тирован и как уничтожение, и как приближение По своей сути упанишады это синтез толкований и пояснений ведийских мифов, ритуалов и символов, причём данные толкования, отличие, например, от тол кований брахман, носят не практический, а умозрительный, собственном смысле слова философский характер Главная цель упанишад дать человеку истинное знание, освобождающее от иллюзий, свойственных обы денной жизни, и приблизить его к постижению верховной, полной и це лостной реальности Упанишады неоднородны по содержанию они включают себя поэтические строфы и прозаические тексты, диалоги и беседы между легендар ными личностями, афоризмы и разъяснения, однако круг проблем этика, эсте тика, космогония и натурфилософия не оставляет сомнений их исконно фи лософской сущности. Китайскую традицию жизни и мышления наиболее чётко характеризуют такие черты, как гармония и традиция Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа Все существа носят себе инь и ян, и образуют гармонию 1 Человек следует законам земли Земля следует законам неба Небо следует законам дао а дао следует самому себе 2 Эти слова красноречиво свидетельствуют о том аспекте истины, которую фиксирует древнекитайская мысль мир во множестве его форм это многообразное рас крытие имманентном трансцендентного, которое есть премирное начало мира, охватывающее его собой и являющееся залогом его целостности Таким образом, как и древнеиндийская философия, философия Древнего Китая явля ется панентеизмом Поэтому лишь следование законам трансцендентного, сле дование Дао понятому как Истинный Путь, делает существование человека осмысленным и гармоничным Однако само следование Пути приобретает раз личные оттенки разных философских школах, и, прежде всего, даосизме и конфуцианстве. Представителям высших каст нельзя было даже находиться рядом с более низкими, тем более стирать пищу или воду из их рук Считалось высших может осквернить даже тень Неприкасаемых Только представители высших могли читать и слушать священные тексты Те кто нарушал эти обычаи и традиции подвергался жестоким наказаниям. В мифах о происхождении Вселенной налицо очень смутные, робкие зачатки натурфилософии. Философии Древнего Китая тесно связана с мифологией Однако эта связь имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии Китае Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о пошлых династиях, о золотом веке. Глубокие политический потрясения нашли свое отражение бурной идеологической борьбе различных философскополитических и этических школ Этот период характеризуется расцветом культуры и философии. Наконец, для китайской философии была характерна тесная связь с мифологией. Конфуций излагал идеал совершенного человека, рассматривая личность как самоценную Он создал программу совершенствования человека с целью достижения духовно развитой личности лада с Космосом Благородный мужисточник идеала нравственности для всего общества Ему одному присуще чувство гармонии И органический дар жить природном ритме Он являет единство внутренней работы сердца и внешнего поведения Мудрец действует природосообразно, поскольку от рождения приобщен к правилам соблюдения золотой середины Его назначение преобразовывать социум по законам гармонии, царящей Космосе, упорядочивать и охранять ее живое Для Конфуция важны пять постоянств ритуал, гуманность, долг справедливость, знание и доверие В ритуале он видит средство, выступающее как основа и утоп между небом и землей, позволяющее вписать каждую личность, общество, государство бесконечную иерархию живого космиче6ского сообщества При этом правила семейной этики Конфуций перенес на сферу государства В основу иерархии им были положены принцип знания, совершенства, степень приобщения к культуре Чувство меры, заложенное во внутренней сути ритуала через внешние церемонии и обряды, доносило ценности гармоничного общения на доступном уровне до каждого, приобщая их к добродетелям.

Конфуций сосредотачивает внимание на воспитании человека духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу В его социальной этике личность является личностью не для себя, но для общества Этика Конфуция понимает человека связи с его социальной функцией, а воспитание это подведение человека к надлежащему исполнению той функции Такой подход имел большое значение для упорядочения жизни аграрном Китае, однако он вел к редукции индивидуальной жизни, к определенному социальному положению и деятельности Индивид был функцией социальном организме общества. Ведическая литература формировалась течение длительного и сложного исторического периода, который начинается с приходом индоевропейских ариев Индию и завершается возникновением первых государственных образований, объединяющих обширные территории В этот период обществе происходят важные изменения, и первоначально кочевые племена ариев превращаются классово дифференцированное общество с развитым земледелием, ремеслами и торговлей, социальной структурой и иерархизацией, содержащие четыре главные варны сословия Помимо брахманов священнослужителей и монахов здесь были кшатрии воины и представители прежней племенной власти, вайшьи земледельцы, ремесленники и торговцы и шудры масса непосредственных зависимых производителей и преимущественно зависимого населения. Традиционно ведическая литература разделяется на несколько групп текстов Прежде всего, это четыре Веды буквально ведение отсюда и название всего периода и его письменных памятников старейшая и важнейшая из них Ригведа знание гимнов сборник гимнов, который формировался относительно длительное время и окончательно сложился к 12 веку до Несколько более поздними являются брахманы руководства ведического ритуала, из которых важнейшее Шатапатхабрахмана брахмана ста путей Конец ведического периода представлен очень важными для познания древнеиндийского религиознофилософского мышления упанишадами. В более поздних ведических текстах брахманах встречается высказывание о происхождении и возникновении мира В некоторых местах развиваются старые положения о воде как первосубстанции, на основе которой возникают отдельные стихии, боги и весь мир Процесс генезиса часто сопровождается спекуляциями о влиянии Праджпати, который понимается как абстрактная творческая сила, стимулирующая процесс возникновения мира, а его образ лишен антропоморфных черт Кроме того, брахманах встречаются положения, указывающие на различные форма дыхания как первичные проявления бытия Здесь речь идет о представлениях, первоначально связанных с непосредственным наблюдением человека дыхание как одно из главных проявлений жизни, спроецированных, однако, на абстрактный уровень и понимаемых как основное проявление бытия. Здесь представлена своеобразная попытка объяснить имущественные и социальные различия обществе как следствия этического результата деятельности каждого индивида прошлых жизнях Таким образом, тот, кто действует соответствии с существующими нормами, может, согласно упанишадам, подготовить себе лучшую участь некоторых из будущих жизней. Упанишады основном идеалистическое учение, однако, оно не целостно этой основе, так как нем встречаются взгляды, близкие к материализму Это относится к учению Уддалака, который не выработал целостной материалистической доктрины Он приписывает творческую силу природе Весь мир явлений состоит из трех материальных элементов тепла, воды и пищи земли И даже атман является материальной присущностью человека С материалистических позиций отбрасываются представления, согласно которым начале мира было несущее, из которого зародилось сущее и весь мир явлений и существ. Возникает ряд новых доктрин, принципиально независимых от идеологии ведического брахманизма, отбрасывающих привилегированное положение брахманов культе и поновому подходящих к вопросу о месте человека обществе Вокруг глашатаев новых учений постепенно образуются отдельные направления и школы, естественно с различным теоретическим подходом к насущным вопросам Из множества новых школ всеиндийское значение приобретают, прежде всего, учения джайнизма и буддизма. Центром учения являются четыре благородные истины, которые Будда провозглашает самом начале своей проповеднической деятельности Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием Рождение, болезнь, старость, сметь, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого это все ведет к страданию. Всего выделяются пять групп этих факторов Кроме физических тел существуют психические, такие, как чувства, сознание и Рассматриваются и влияния, действующие на эти факторы течение жизни индивида Особое внимание уделяется дальнейшему уточнению понятия жажда.

На этой основе разрабатывается содержание отдельных разделов восьмеричного пути Правильное суждение отождествляется с правильным пониманием жизни как юдоли скорби и страданий, правильное решение понимается как решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам Правильная речь характеризуется как бесхитростная, правдивая, дружественная и точная Правильная жизнь заключается предписании нравственности знаменитых буддийских пяти заповедей, которых должны придерживаться как монахи, так и светские буддисты Это следующие принципы не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей и не пользоваться опьяняющими напитками Подвергаются анализу и остальные ступени восьмеричного пути, частности последняя ступень вершина этого пути, к которой ведут все остальные ступени, рассматриваемые лишь как подготовка к ней Правильное сосредоточение, характеризуемое четырьмя степенями погружения, относится к медитации и медитационной практике В текстах ей уделяется весьма много места, рассматриваются отдельные аспекты всех психических состояний, которые сопровождают медитацию и медитационную практику. Рис 3 6 Ицзин Книга перемен Наивные стихийнодиалектические идеи несет себе памятник середины I тысячелетия до с Ицзин Книга перемен Его основу составляют восемь триграмм ба гуа, каждая из которых представляет собой комбинацию из трех параллельных черт сплошных и прерывистых Триграммы, являющиеся символами неба, земли, огня, воды, озера, ветра, горы и грома, определенном сочетании образуют 64 гексаграммы Сплошная черта означает космическую силу света ян, прерывистая силу тьмы инь Первая триграмма, состоящая только из сплошных черт, представляет небо, вторая, включающая себя лишь прерывистые черты, землю, они выступают воплощением активного и пассивного, положительного и отрицательного начал, во взаимодействии и взаимопреодолении которых рождается все сущее Среди ученых есть мнение, что Книге перемен впервые истории предпринята попытка представить явления мира двоичной системе Исходя из основной идеи Книги перемен об изменчивости, неизвестные авторы трактата середины I тысячелетия до с Сицы чжуань, комментируя Ицзин, развивали мысль о движении как неотъемлемом свойстве объективного мира, истолковывали кардинальное ицзиновское понятие тайцзи великий предел как первоматерию некую изначальнодвойственную сущность аналог Дао, порождающую двоицу образов субстанциальные силы инь и ян Натурфилософские идеи о пяти элементах, тайцзи, силах инь и ян и дао идут от космогонических мифов В одном из них природные духи Инь и Ян рождались из бесформенного первозданного хаоса, дух Ян взялся управлять небом, дух Инь землей, совместно они создали людей и привели мир состояние гармонии. Рис 3 10 Первый мире китайский сейсмограф В ходе своих астрономических наблюдений и исследований Чжан Хэн пришел к выводу, что Земля является круглой, и, что Луна дает свет благодаря облучению солнечным светом Он считал, что космос окружает Земной шар подобно скорлупе яйца, а Земной шар, словно яичный желток, расположен центре космического пространства Эти суждения с сегодняшних позиций выглядят не совсем точными, но то, что они были сформулированы ученым, жившим более 1800 лет тому назад, не может не вызывать уважения и восхищения современных людей Следует иметь виду, что посвященная Европа только Эпоху Возрождения начало XIV последняя четверть XVI веков с и некоторых случаях первые десятилетия XVII века закончила наконецто споры о шарообразности нашей планеты и разрешила ей стараниями Николаса Коперника не быть центром Мира, а вращаться, как и все прочие планеты вокруг Солнца Маленько христиане поотстали Для того, чтобы вести астрономические наблюдения, Чжан Хэн изобрел прибор Хуньтяньи Он представлял собой пустотелый бронзовый шар диаметром 2, 7 метра Железный шест, подобно оси, проходил через центр шара Ось была установлена на подставке и совпадала с направлением вращения Земли вокруг оси На шаре были изображены Сонце, Луна, большие звезды Прибор вращался за счет силы воды Каждые сутки он оборачивался на один круг, таким образом мог сравнительно точно показывать положение Солнца, Луны и звезд К настоящему времени учёными астрономами, историками и археологами доказано, что самый древний каталог звёзд был создан Древнем Китае Известно, что он уже существовал к 360 году до Этот каталог был составлен астрономом и философом Ши Шенем, каталоге были описаны 122 созвездия, включавшие 809 звёзд В Китае, начиная с III тысячелетия до с начали вестись летописи, которые, частности, содержали и астрономические сведения Кометы на небе начали наблюдать и описывать, начиная с 2296 года до с Из этих наблюдений стало известно, что 989, 1066, 1145 и 1301 годах до с наблюдалось появление кометы, которая много позже была названа именем Галлея, который родился 1656 и отошёл мир иной 1742 с Как обычно католическая Европа попыталась быть впереди планеты всей Китайским астрономам первым удалось описать вспышку сверхновой звезды, произошедшую созвездии Тельца В 2137 году до с астрономы Поднебесной научились вычислять периоды затмения Солнца и Луны, что свидетельствует о самых передовых позициях астрономической науки На придворных астрономов была возложена обязанность предсказания погоды При раскопках столицы Древнего Китая города Шан была найдена кость, датируемая 1217 годом до с где сделана запись прогноза погоды на предстоящий лунный месяц. Выдающиеся работы области астрономии и достижения прикладных науках не могли состояться без соответствующего математического обеспечения Во II веке до с увидел свет китайский математический трактат Математика десяти книгах и математикоастрономическое сочинение Трактат об измерительном шесте, которые обобщили многовековые знания области фундаментальных дисциплин. Физические учения Китае начали развиваться с VII века до с когда путём долгих братоубийственных войн шёл процесс объединения 1800 мелких царств 140 более крупных, которые затем трансформировались 7 самостоятельных государств, а уж потом единую империю Укрупнение государств сопровождалось не только изменениями статусах политической и экономической жизни, возникло множество философских течений и школ, лидеры которых часто приглашались к властителям разного ранга качестве консультантов Этих натурфилософов при власти можно рассматривать как придворных учёных из среды которых и возникли Китае естественнонаучные школы В 318 году до с император Сюань основал первую Китае академию, где работали на постоянной основе крупнейшие мыслители того времени со своими школами В Европе академия появилась Древней Греции примерно это же время, а Риме только 1603 году с Физика, как самостоятельная наука к этому времени ещё не состоялась, она входила, как и многие другие отрасли знаний, философию Философские трактаты, выпускаемые учёными академии, содержали разделы, посвящённые физическим проблемам Анализ достаточно отрывочных сведений, показывает, что, как и везде, физика Китае возникала исходя из необходимости освоения новых технологий, используемых инженернотехнической деятельности Наиболее заметное влияние на развитие начал физических учений оказали два трактата, созданных между 450 и 250 годами до с Прежде всего это трактат философа Мо Ди Моцзы Моист ский канон и трактат его учеников Книга учителя Мо В физике Мо Ди превалирующую роль играла, естественно, механика, потому что именно этот раздел физики был первоначально востребован инженерами и ремесленниками Существенно отметить, что китайскими философами было впервые введено научную и инженерную практику понятие силы Сила ли это то, что заставляет двигаться предметы, имеющие форму Очевидно, что Мо Ди под предметами, имеющими форму, подразумевал абсолютно твёрдые тела, которые процессе действия силы не изменяют форму Известна китайцам была, хотя и неявном виде, и сила тяжести Вот как сказано у Мо Ди о процессе движения двух тел, связанных нитью, перекинутой через блок Тяжесть есть сила Падение одного предмета или подъём чеголибо другого есть движение, вызванное тяжестью Китайскими физиками, по сути, был частично сформулирован закон инерции Если нет противодействующей силы, движение никогда не приостановится Это так же верно, как и то, что бык не лошадь Идея прямолинейности движения по инерции китайскими учёными обыгрывается следующей фразе Если имеется поддерживающий столб, то движение всё равно не остановится Оно будет подобно переходу по висячему мосту Витиевато конечно, но время и специфика языка обязывали А говорится этой фразе о том, что если на движущееся тело под углом к направлению перемещения станет действовать сила поддерживающий столб, то движение не прекратится mg Tmg M mg M mg Рис 3 14 Равновесие тела станет происходить по криволинейной траектории Напомним, что европейском варианте закон инерции был сформулирован незабвенным Галилеем 1632 году В Китае отдельные, наиболее интересные законы физики излагали стихах Китайский поэтучёный Цзя И 200 168 годы до с изложил третий закон Ньютона 1642 1727 аллегорически стихотворной манере Если вода устремляется, она становится диким потоком Если стрела выпущена она, летит далеко Но всё это обладает силой, действующей назад, и всё колеблется этом противоборстве Таков дао естественный путь природы Древних китайских механиков интересовало механическое состояние шара, как наиболее совершенной геометрической фигуры Совершенный шар не может противостоять силе Здесь имеется виду, что на горизонтальной плоскости, сила, тормозящая движения шара мала, и он может перемещаться любом направлении Вполне успешные попытки были сделаны учёными Китая описания принципов действия простейших механизмов, таких как рычаг и блок Подвешивающая сила действует направлении, противоположном, силе тянущей вниз Для подвешивания требуется сила, а свободное падение происходит без приложения нами силы Подвешивающая сила сосредоточена необязательно той точке, где она приложена, как случае балки моста Посмотри на балку, подвешенную на верёвке Та сторона, где расстояние от точки подвеса больше будет опускаться, та сторона, где расстояние от точки подвеса короче, будет подниматься.

Когда верёвка находится под прямым углом к балке, веса одинаковы с обеих сторон и достигается взаимное равновесие Эту цитату из китайского трактата можно интерпретировать графически с использованием современных обозначений Если прямоугольную балку, моделью которой служит хорошо всем известная линейка рис 3 14 подвесить на невесомой нити посередине, то линейка будет находиться равновесии, так как два момента сил тяжести Mz mg будут равны по модулю и противоположны по знаку Таким образом, физики Китая умели пользоваться условиями равновесия тел, причём, несмотря на отсутствие явном виде понятия момента силы, его интуитивно подразумевали Много позже Европе благодаря трудам Лагранжа 1736 1813 это положение обретёт вид хорошо известных математических уравнений F1X 0 fiy 0 Fz 0 mo F 0 i 1 1 1 1 1 1 1 Твёрдое тело может находиться равновесии только том случае, если векторная сумма всех действующих на него сил равна нулю, и равна нулю сумма моментов этих сил относительно произвольного центра O Изучение рычага и условий равновесия было обусловлено централизованной стандартизацией мер и весов, когда такой огромной стране, как Китай необходимо было внедрить гириэталоны и регулярно, раз год, день осеннего равноденствия контролировать сотни тысяч масс используемых торговых операциях Китайскими учёными было обнаружено, что зависимости от температуры материалы, из которых изготавливались рычаги, могли сжиматься и расширяться Во II веке до с сочинении Дун Цзиньфу стихах отмечалась необходимость выравнивания весов соответствии со сжатием и расширением от холода и жары. Использование компаса внесло переворот судовождение Когда на китайских океанских джонках рис 3 18 впервые появился компас, экипаж парусников мог достигать 500 600 моряков и воинов Технические и эксплуатационные характеристики китайских парусников, так же как и суда северных славян превосходили параметры европейских парусников, построенных на несколько веков позже Рис 3 18 Океанская джонка Когда уже конце XIII в Китае побывал венецианец Марко Поло, китайские корабли произвели на него неизгладимое впечатление У себя на родине он ничего подобного не только не видел, но даже и не слышал, хотя Венеция была первой морской державой Западной Европы Судя по всему, Марко Поло запамятовал о ранних набегах на Европу северных славян, которые прибыли гости на своих знаменитых дракарах, преодолев перед этим нешуточные водные пространства Марко Поло о китайских судах своих заметках писал Суда эти, знайте, строятся вот как строят их из елового дерева у них одна палуба, на ней больше 60 покоев, и каждом одному купцу жить хорошо Они с одним рулем и от двух до четырёх мачт зачастую прибавляют еще две мачты, которые водружают и опускают, как пожелают Вода не может перелиться из одного помещения другое Из этих откровений знаменитого путешественника видно, что китайские судостроители уже его время применяли водонепроницаемые переборки В Европе такие переборки появились лишь XVIII Неудивительно, что Марко Поло предпочел вернуться на родину по морю, совершив путешествие из Китая Иран на китайском судне Так было всего безопаснее 1Г К Mf Ip 7. Китайская лечебная гимнастика даже при всех достижениях современной медицины является достаточно загадочной и не понятной Древние китайские медики полагали, что болезнь входит тело человека, когда нарушается баланс энергий инь и ян Известно, что IV тысячелетии до с Древнем Китае имели место профессиональные врачеватели, как для правителей и знати, так и для простолюдинов В Китае существовал закон, соответствие с которым эскулапы должны были, периодически подтверждать свою квалификацию путём прохождения профессиональных тестов В Древнем Китае, постоянно участвовавшим кровопролитных войнах с внешними врагами, соседями, а временами и с собственными гражданами, был объективно необходим культ здорового образа жизни Стратегическое значение имело воспроизводство населения с целью компенсации военных потерь Здоровых и сильных детей могли рожать только здоровые женщины, поэтому культ здорового образа жизни был многовековой государственной традицией Китая Одним из первых китайских врачевателей, живших около пяти тысяч лет назад, считается мифический император Шэнь Нун рис 3 20, который использовал для лечения всевозможные травы. Рис 3 26 Лакированная китайская мебель К числу выдающихся достижений технологической культуры относится древнекитайское лаковое производство, зародившееся период Чжаньго Его успехам способствовало развитие деревообделочного ремесла и особенно горнорудного дела, частности добычи киновари и других минеральных красителей рис 3 26 Смолу, содержащую нужные компоненты, добывали из ядовитого сока лакового дерева путем ее сложнейшей переработки, затем многослойно наносили ее на основу заготовку из дерева, шелка, кожи и других материалов. Из всех многочисленных изобретений и открытий, сделанных китайцами, секрет производства фарфора сохранялся дольше всего В Китае настоящий фарфор умели изготовлять ранее VII с полуфарфор на несколько столетий раньше На сколько, пока не установлено Каждая китайская археологическая экспедиция удлиняет историю китайских технологий Настоящий фарфор европейского производства появился только XVIII Китайский фарфор стал известен на Западе Рис 3 29 Китайский фарфор гораздо раньше Фарфор был одним из главных предметов китайского экспорта По сухопутным и морским путям он проник Европу уже XII Но понадобилось более 500 лет, чтобы тайна китайского фарфора перестала быть тайной И это, несмотря на то, что фарфор ценился Европе чуть ли ни на вес золота Европейские правители и феодалы тратили на него огромные деньги, а владетель Саксонии обмен на несколько китайских ваз отдал королю Пруссии целый конный полк Гончары и химики Западной Европы не жалели сил, чтобы создать собственный фарфор короли и герцоги не скупились на посулы и угрозы, обещая то мешки с золотом, то пеньковую петлю И всетаки столетие сменяло столетие, а получить Европе настоящий фарфор так и не удавалось Не удавалось получить его и странах Ближнего и Среднего Востока, хотя там китайский фарфор стал известен еще раньше, чем Европе фарфоровые изделия из Китая появились этих странах уже IX с Секрет производства фарфора хранили ещё более тщательно, чем производство шёлка Это было делать не сложно, потому что изначально все производства принадлежали императору На предприятиях по производству фарфора секреты хранили не только от посторонних, но и от собственных работников Как правило, рабочие и мастера одного цеха не знали, что делается других цехах Любознательность наказывалась с исконно китайской щедростью Укорачивали на голову Европа Китае пыталась действовать традиционно Засылала религиозных миссионеров с целью привлечения неразумных дикарей азиатов к истинной вере, а заодно посланцам истинной веры давались шпионские задания по выведыванию технологических секретов Но китайцы и те стародавние времена оказались мудрее славян Они истребляли религиозных послов физически, впрочем, как и японцы, что, конечном счёте, предотвращало гражданские конфликты на религиозной почве и утечку национальных секретов Не пример языческой Руси, где смена веры стоила много миллионов жизни славян. Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа Ментальности народов, относящихся к этому типу цивилизации, присуща ярко выраженная своеобразие сознание ориентирована на идеалы и духовные ценности Уверенность религиозного поиска, аскеза, стремление к духовному совершенству характерные для индо буддийской культуры Человек начинает внутренне противопоставлять себя миру, выражая стремление прожить жизнь как индивидуальность она идет от коллектива, развивает свою субъективность, становится отшельником, мудрецом, ищет знания, выдвигает умопостигаемые идеи о мировом порядке. Основное содержание первого составляет спор о власти между братьями Кауравами и Пандавами, закончившийся многодневной битвой между ними, которой победили Пандавы.

Главные герои событий Арджуна и его возничий и наставник Кришна, поучения которого составляют отдельную часть памятника Бхагаватгиту Содержанием Рамаяны являются подвиги и приключения царя Рамы поисках похищенной любимой Ситы Из более поздних памятников литературы особого выделения заслуживает Панчатантра Пятикнижие, IIIIVвв сборник сказок, басен, притч и рассказов нравоучительного толка. Характерными особенностями китайской культуры выступают традиционализм ориентация на поддержку образа жизни предков, на подчинение индивида социальному порядку, религиозно поэтическое отношение я к природе, которая была предметом поклонения, китайская церемония наличие фиксированных норм поведения и мышления, которые сложились на основе культа древности, и которые были положены основу нового типа городской рациональной культуры, растворением религиозного начала социальном, что нашло яркое отражение конфуцианстве. Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры так, во II веке число иероглифов составляло более 10 тыс с, III веке более 18 тыс Создание иероглифической письменности дало возможность легко общаться носителям многочисленных языковых диалектов, не понимали устной речи, письменной форме При императорских дворах создаются большие библиотеки В начале I тыс до относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы Книга песен, содержащий около 300 песен и стихов, и Книга перемен Широко известны древние китайские монументальные сооружения Большой канал, который строился на протяжении многих веков, и Великая китайская стена, строительство которой осуществляется период объединения страны единстве дину централизованное государство 221207 до и которая должна была защитить Китай от внешних врагов. В культурной жизни Китая важны буддийские монастыри, которые были украшены скульптурными изображениями Будды и буддийских божеств, императорские дворцы III веке до их было построено более 7000 В VIIXVIII веках основное место среди других видов искусства занял живопись, который отразил преклонение людей перед красотами Вселенной, природы Самостоятельными жанрами были люди, цветы, птицы, горы, воды, ставшие традиционными на многие века. Характеристика культурнорелигиозного развития Древней Индии Особенности религии индуизма и буддизма Философские направления, литературные памятники, архитектура, скульптура и живопись Древней Индии Научные открытия сфере точных наук и медицине. Раскрытие особенностей даосизма и буддизма как институциональных религий и специфических форм развития религиозных идеологий Древнем Китае Культы богов и формирования религиозных систем Древней Индии Соотношение религии Китая и Индии с церковью. К философии Древнего Востока традиционно относят философию Индии, Китая, Египта и Вавилона Однако силу определенных исторических причин Древнем Египте и Древнем Вавилоне не сложилось целостных философских учений, школ и направлений Раньше всего философские традиции и школы сложились Древней Индии и Древнем Китае. Древнейшим памятником индийской мысли являются Веды переводе с санскрита означает знание Время их создания II I тыс до Вся последующая за Ведами философская литература связана с толкованием и комментарием данных текстов.

Истоки философии Древнего Китая восходят к первым памятникам китайской письменности Книге песен, Книге порядка, Книге перемен Книга перемен Ицзин имела для Китая такое же значение, как Веды для Индии В ней развивается учение о всеобщей изменчивости и текучести мира Текучесть всего сущего воспринималась как естественный процесс, не требующий особых доказательств Эта идея отразилась учении об инь и ян, стремлении представить природные и человеческие явления двоичной системе Здесь же упоминается и о дао путь безличном мировом законе, которому подчиняются и природа, и люди Дао это и космический, и нравственный закон В Ицзине рассматривались вопросы о первооснове мира, о строении Вселенной Так, например, перечисляются восемь первоэлементов, составляющих природу земля, небо, огонь, вода, озеро, ветер, гора, гром Различные комбинации этих первоэлементов приводили к образованию всех вещей, заполнивших видимый людьми. Империя Гуптов В правление Гуптов переживали расцвет наука, философия, литература Были записаны древние устные трактаты по различным областям знания Индия славилась буддийскими университетами Таксиле, Наланде, Аджанте Правители династии Гуптов покровительствовали буддизму, но сами были приверженцами индуизма поклонялись Кришне, Дурге, Шиве, Сурье Литературные источники свидетельствуют о широком размахе строительства тот период возводились многочисленные буддийские и индуистские храмы, дворцы В эпоху Гуптов развивалось пещерное зодчество Образцом великолепного единства архитектуры, скульптуры и живописи является пещерный комплекс Аджанте Среди сооружений выделяются чайтьи и вихары общежития буддийских монахов Скальные ансамбли Аджанты славятся прежде всего своей живописью Этот вид изобразительного искусства известен Индии с начала I тысячелетия до Однако поскольку под действием влажного климата живописный слой быстро разрушается, пещерные храмы Аджанты являются едва ли не единственным сохранившимся памятником, по которому можно судить о росписях Гуптской эпохи Стенопись Аджанты относится к IVVII вв поэтому росписи, выполненные эпоху Гуптов, входят неё только как составная часть Живопись сохранилась лишь шестнадцати пещерах Здесь расписывались потолки, стены, и даже колонны Росписи пещер сложны по содержанию, композициях много персонажей, но нет и намёка на передачу перспективы, объёмы фигур чуть намечены Линия, цвет и ритм составляют основу всего живописного ансамбля Разнообразие красок невелико, но их богатые сочетания и контрасты вызывают необычное эмоциональное чувство Краски на росписях как будто светятся темноте Возникает ощущение, что земное и небесное гармонично соединились этом храме Влияние комплекса Аджанты на искусство Индии огромно Основные стилистические и идейные особенности этого памятника нашли отражение и скульптуре Гуптской эпохи Гуптский Будда образ идеальный, воплощающий идею достижения нирваны Именно таким он предстают знаменитой статуе из Сарнатха Vв Божественный Будда восседает на троне, богато украшенном скульптурными изображениями и орнаментом Его фигура лишена всех черт живой человеческой плоти Будда сидит позе лотоса, его руки сложены жесте поучения В гуптской художественной культуре буддийское искусство пережило свой последний расцвет, надолго уступив место изображениям богов индуизма. Культура Китая восходит к очень глубокой древности и отличается не только богатством своих материальных и духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая Каждая из культурных эпох тесно связана с социальнополитическими, экономическими и другими особенностями данного исторического периода и представляет собой определённый этап развития культуры Таких культурных эпох истории Китая несколько История и культура древнего Китая охватывает период от II до до III В эту эпоху входит культура Китая периода династии Шан Инь и династии Чжоу, а также культура империи Цинь и Хань Культура Китая III IX вв охватывает два исторических периода период Южных и Северных династий и период объединения Китая и создания танского государства Культура Китая X XIV вв включает себя период пяти династий и образования империи Сун, а также период монгольских завоеваний и правления династии Юань Культура Китая XV XIX вв это культура периода династии Мин, а также период завоевания Китая маньчжурами и правления маньчжурской династии Цин Обилие и разнообразие керамических изделий от бытовой посуды до жертвенных сосудов и их техническое совершенство свидетельствуют, что культура этого периода стояла, несомненно, выше яншанской К этому времени относятся и первые гадальные кости, на которых имеются знаки, нанесённые с помощью сверления Письменность Изобретение письменности является важнейшим признаком того, что общество вышло из периода варварства и вступило эпоху цивилизации Древнейшие китайские надписи дают возможность проследить процесс возникновения и первоначальное развитие иероглифической письменности Развитию письменности содействовал переход от письма на узких бамбуковых дощечках к письму на шелке, а затем и на бумаге, впервые мире изобретённой китайцами на рубеже нашей эры, с этого момента писчий материал перестал лимитировать объём письменных текстов В конце I века до была изобретена тушь Для передачи всего богатства китайского языка применялись знаки иероглифы, фиксирующие те или иные единицы языка Подавляющее большинство знаков представляло собой идеограммы изображения предметов или сочетания изображений, передающих более сложные понятия Но число применявшихся иероглифов было недостаточно В китайском письме каждое односложное слово должно было выражаться отдельным иероглифом, и даже многочисленные омофоны сходно звучащие словаоднослоги зависимости от их смысла изображаются разными иероглифами Теперь число знаков было пополнено, с тем, чтобы учесть и более редкие понятия, и доведено до 18 тыс знаки были строго классифицированы Начали составляться словари Так были заложены предпосылки для создания обширной письменной литературы, включающей не только поэзию и афоризмы, рассчитанные и на устное запоминание, но и художественную прозу, прежде всего историческую. Религия Сохранившиеся литературные источники, по большей части произведения так называемой классической литературы древнего Китая, позволяют проследить процесс возникновения и развития китайской религии, философии, права и возникновение очень древних социальнополитических систем Этот процесс мы можем наблюдать на протяжении целого тысячелетия Китайская религия, так же как и религиозные воззрения всех народов древности, восходит к фетишизму, к другим формам культа природы, культа предков и тотемизма, тесно связанного с магией Специфика религиозной структуры и психологических особенностей мышления всей духовной ориентации Китае видна во многом В Китае тоже есть высшее божественное начало Небо Но китайское Небо это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и не Будда Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку Её нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться Но системе китайской религиознофилософской мысли существует, кроме Неба, и Будда представление о нём проникло Китай вместе с буддизмом из Индии начале нашей эры, и Дао основная категория религиозного и философского даосизма Причём Дао его даосской трактовке существует и иная трактовка, конфуцианская, воспринимавшая Дао виде Великого Пути Истины и Добродетели близко к индийскому Брахману Однако именно Небо, всегда было центральной категорией верховной всеобщности Китае Специфике религиозной структуры Китая свойствен и ещё один существующий для характеристики всей китайской цивилизации момент незначительная и социально не существующая роль духовенства, жречество Все эти и многие другие важнейшие особенности религиозной структуры Китая были заложены глубокой древности, начиная с эпохи ШанИнь У иньцев был немалый пантеон богов и духов, который они почитали и которому приносили жертвы, чаще всего кровавые, том числе человеческие Но с течением времени на передний план среди этих богов и духов всё более отчётливо выходил Шанди, верховное божество и легендарный родоначальник иньцев, их предок тотем Шанди воспринимался как первопредок, заботившийся о благосостоянии своего народа Смещение культе Шанди акцента сторону его функций первопредка сыграло истории Китайской цивилизации огромную роль именно оно логически привело к ослаблению религиозного начала и к усилению начала рационального, проявившегося гипертрофировании культа предков, ставшего затем основой основ религиозной системы Китая У Чжоусцев было такое религиозное представление, как почитание Неба С течением времени культ Неба Чжоу окончательно вытеснил Шанди главной функции верховного божества При этом на Небо перешло представление о прямой генетической связи божественных сил с правителем чжоуский ван стал считаться сыном Неба, и этот титул сохранился за правителем Китая до XX века Начиная с эпохи Чжоу Небо его основной функции верховного контролирующего и регулирующего начала стало главным всекитайским божеством, причём культу этого божества был придан не только сакральнотеистический, сколько моральноэтический акцент Считалось, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных Культ Неба стал главным Китае, а полное его отправление прерогативой лишь самого правителя, сына Неба Отправление этого культа не сопровождалось мистическим трепетом или кровавыми человеческими жертвами Также существует Китае культ умерших предков, культ Земли, тесно связанный с магией и ритуальной символикой, с колдовством и шаманством Все отмеченные системы верования и культов древнем Китае сыграли огромную роль становлении основной традиционной китайской цивилизации не мистика и метафизические абстракции, но строгий рационализм и конкретная государственная польза не эмоциональный накал страстей и личная связь индивида с божеством, но разум и умеренность, отказ от личностного пользу общественного не духовенство, направляющее эмоции верующих русло, возвеличивающее бога и усиливающее значение религии, но жрецычиновники, исполняющие свои административные функции, частью которых были регулярные религиозные отправления Все эти специфические особенности, складывавшиеся иньскочжоуской китайской системе ценностей за тысячелетие, предшествовавшие эпохе Конфуция, подготовили страну к восприятию тех принципов и норм жизни, которые навсегда вошли историю под наименованием конфуцианства.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru