Немецкая историография второй половины xix в

Развитие исторической науки во второй половине XIX шло очень сложным путём С одной стороны, особенно первые десятилетия этого периода продолжал оказывать влияние романтизм С другой стороны, под влиянием развития капитализма, связи с огромными успехами естественных наук и техники, вновь возродилась, правда, преображённой форме, рационалистическая концепция XVIII Определённую роль сыграло и марксистское учение, под влиянием которого историки всё больше внимания стали уделять экономике Т наряду с военнодипломатической историей духе Ранке, наряду с построениями истории культуры появляются первые попытки синтеза экономического развития человечества. Фюстель де Куланж был типичным позитивистом Великие личности Юлий Цезарь, Карл Великий отодвинуты у него на задний план, а движущей силой исторического процесса он считал массы. Однако большинство крупнейших французских историков вышли не из школы Фюстель де Куланжа, а из школы Моно Они организовали обширные коллективные предприятия Всемирная история ред Лависса и Рембо между 1892 и 1901 70 французских историков создавали этот труд хотя и несколько устарела, но является одним из лучших синтетических произведений Другое ред Лависса История Франции 19001911, 18 тт лучшая коллективная национальная история. Иоганн Густав Дройзен происходил из семьи бедного гарнизонного пастора провинциального городка Трептов, и уже детстве его сознание были заложены сохраненные на всю жизнь идеи лютеранства и прусса чества Окончив Берлинский университет, Дройзен занимался проблемами антично сти и 1833 опубликовал Историю Александра Великого 1836, за которой последовала двухтомная История элли низма 1853 Уже этих первых работах Дройзен расценивал проведенное военным путем объединение мелких греческих госу дарств вокруг Македонии как образец на ционального объединения. Наиболее ярким и талантливым представителем ма логерманской школы был Генрих фон Зибель Он родился Дюссельдорфе семье крупного прусского чиновника, которому было пожаловано наследственное дворянство учился Бер линском университете у Савиньи и Ранке В 18гг он был приватдоцентом Бонне, гг профессором Марбурге, затем до 1861 Мюнхене и снова Бонне В 1875 его пригласили Берлин на должность директора Прусского государст венного архива Зибель был членом Баварской Акаде мии наук и с 1859 до конца дней главным редакто ром созданного им первого общегерманского Истори ческого журнала.

Зибель историк яркой индивидуальности и боль шого темперамента Будучи признанным вождем мало германской школы, он некоторых вопросах занимал более прогрессивные позиции, чем такие ее представи тели, как Дройзен и Трейчке. Для Зибеля история всегда была полем боя, на ко тором решались спорные вопросы современной полити ки Отвергая объективизм Ранке, Зибель откровенно ут верждал неизбежность тенденциозности всякого истори ка науке и был этом вопросе, несомненно, более прав и честен, чем Ранке Однако он не хотел видеть связи между политической тенденцией историка и его классо вой идеологией В конечном итоге источником тенденци озности историка он считал не классовую, а человечес кую его заинтересованность делах человеческих В отличие от ортодоксальных ранкеанцев, Зибель сближал историю смысле ее познавательных возможностей с естественными науками, считая, что она также способ на достичь точного знания Вместе с тем Зибель го раздо отчетливее, чем позитивисты, видел различия между историком и естествоиспытателем Он правильно заметил, что отличие от натуралиста историк имеет дело не только с материальными явлениями, которые поддаются чувственному восприятию, но также с на строениями, мыслями и поступками людей, да еще жив ших далеком прошлом, которые не могут быть пред метом непосредственного чувственного опыта исследо вания Обо всем историк узнает из свидетельств третьих лиц, часто недостаточно достоверных, так как они стра дают, как правило, субъективностью, а иногда и прямо лживы. Самым авторитетным представителем великогерманского направления являлся профессор Инсбрукского университета Юлиус Фиккер, родом из от сталого аграрного района Вестфалии Ра боты по истории средневекового немецкого и итальянского права принесли Фиккеру известность благодаря богатству содер жавшегося них фактического материала и тщательности обработки источников Весьма ценными для своего времени были и его Очерки по источниковедению 1877. В споре о содержании и значении ита льянской политики императоров научном плане последнее слово осталось за более подготовленным Фиккером Большинство немецких историков, включая и Дройзена, высказались его поддержку, то же вре мя отметив многие грубые фактические ошибки Зибеля и его слишком бросавшу юся глаза политическую тенденциоз ность. В ранний период творчества Буркгардт видел суть исторического прогресса раскрытии возможностей человеческой личности Считая, что история представляет собой взаимодействие государства, религии и культуры, особо важную роль он отводил последней, поскольку именно культуре человеческий дух раскрывался наиболее полно Подробно такая концепция была изложена работе История Ренессанса Италии. Одним из первых среди историков Буркгардт попытался на основе воссоздания быта и нравов описываемой эпохи, характеристики взглядов её выдающихся представителей выявить свойственный Возрождению и охватывающий все его аспекты тип культуры Этим и объяснялось статичное изображение Возрождения как единого целого, без выделения какихлибо хронологических этапов Само возникновение Ренессанса Буркгардт считал загадочным феноменом взлёта человеческого духа Это было связано с его общеисторической концепцией, согласно которой история есть смена культур на основе высших и непостижимых законов жизни. Историкоправовое направление Во второй половине XIX в немецкой историографии попрежнему видное место занимала историческая школа права Наиболее ярким представителем которой это время являлся Г Л фон Маурер Юрист по образованию, он долгое время был крупным судейским чиновником, начале 1830х гг по приглашению вновь созданного независимого греческого государства разрабатывал для него законы и конституцию, 1847 был назначен первым министром Баварии Однако мартовская революция 1848 положила конец его политической карьере, после чего Маурер сосредоточил своё внимание на научной работе.

Марковая, или общинная теория, создании которой, помимо Маурера, принимали участие и другие историки и экономисты Ганссен, Рошер, Зибель, легла основу тех представлений о происхождении феодализма и развития аграрных отношений средние века, которые на несколько десятилетий сделались господствующими западноевропейской историографии Применительно к истории Германии дальнейшее своё развитие марковая теория получила работах Гирке, Мейцен, Брунера. Густав Шмоллер был про фессором Страсбургского, а затем Берлин ского университета, членом Прусской ака демии наук, официальным придворным историографом Бранденбурга, инициато ром и руководителем издания знаменитой серии исследований и документов по адми нистративной и социальноэкономической истории Пруссии Прусские акты Он создал также Еже годник по вопросам законодательства, уп равления и народного хозяйства. Домашним Бюхер называл полностью обособленное натуральное хозяйство, кото рым по его периодизации характеризова лись первобытное, рабовладельческое общество и средневековье на стадии вот чинного хозяйства Когда средние века с развитием городов обмен принимает ре гулярный, устойчивый характер, наступа ет, по Бюхеру, период городского хозяй ства С укреплением политической центра лизации разобщенные городские хозяйства превращаются единое народное хозяй ство, которое охватывает уже всю страну. В Дюрюи 1868 был назначен министром народного просвещения Находясь на этом посту он, стремясь улучшить организацию исторической работы, создаёт особое учреждение Ecole pratique des hautes etudes представлявшую нечто вроде института для подготовки аспирантов к самостоятельной научной работе Руководство этим учреждением было поручено Г Моно, который перед этим течение двух лет работал учебных заведениях Германии Это во многом определило направление его деятельности Так Моно перенёс во Францию опыт исторических семинаров Ранке ему принадлежит также заслуга основания первого во Франции общего исторического журнала Revue Historique 1876, задачей которого была пропаганда исторических знаний и борьба за реорганизацию исторического образования во Франции В 1893 позитивист младшего поколения Рене Вормс основал Международное социологическое обозрение Тогда же возникли Парижское социологическое общество и Международный социологический институт, издающий с 1895 свои Труды Однако для Франции этого времени по сравнению с другими западными странами была характерна та особенность, что социология выступала здесь как чисто историческая дисциплина, имевшая своим предметом теоретические и философскометодологические проблемы истории. Концепция народа как объекта и субъекта истории прослеживается другом крупном труде Мишле История Французской революции 7 1847 1857 Мишле трактовал истоки революции с психологической точки зрения Революция возникла из чувства равенства и братства и справедливости Мишле говорил о том, что революция имела глубокую народную основу Следуя своему пониманию народа, он противопоставлял необразованную, но сильную своими природными инстинктами массу образованной части общества буржуазии, юристам, врачам, лицам свободных профессий и политикам честолюбцам Высшие слои общества путём демагогии стремились обмануть народ В этой связи Мишле осуждает деятельность якобинцев, лице которых усматривал нечто вроде замкнутой секты образованных фанатиков Хотя Мишле и отрицал наличие социальных предпосылок революции, он сделал важный вывод относительно социальной структуры французского общества накануне и ходе революции По его мнению, Французская революция была одновременно революцией нищеты и революцией богатства К этому тезису Мишле французские историки будут неоднократно возвращаться. Элементы историзма существовали работах великих немецких просветителей И В Гёте, Ф Шиллера, Новалиса, братьев Августа и Фридриха Шлегелей и др Большую роль становлении немецкого идеалистического историзма сыграл И Г Гердер Ранние немецкие романтики Юстус Мёзер, Адам Мюллер использовали своих трудах принцип исторического сравнения Они идеализировали немецкое средневековье и противопоставляли его современности Первое теоретическое обоснование принцип немецкого историзма получил работах представителей исторической школы права Фридриха Карла Савиньи 1779 1861 и Карла Фридриха Эйхгорна 1781 1854 Ф К Савиньи ввел понятие народного духа, который, по его мнению, является основой исторического развития Право невозможно создать заново или заимствовать у других государств Оно есть продукт исторического развития. Ранке отрицал идею прогресса истории, так как он полагал, что каждая эпоха имела свои критерии прогресса Он был убежденным сторонником прусской монархии и высоко оценивал роль дворянства не только Германии, но и Европе целом Ранке выступил против революции 1848 1849 годов Германии, но поддержал политику объединения Германии под эгидой Пруссии под руководством Бисмарка Под влиянием идей Ранке находилось большинство немецких историков XIX начала XX веков. Английская политическая система стала тем идеалом, на который ориентировались передовые слои Европы А характерные черты английской политической культуры индивидуализм, либерализм, стремление к эволюционному развитию общества были идеалом, к которому стремился каждый, считающий себя прогрессивным, европеец Но самой Англии, внешне достаточно благополучной, происходила серьезная политическая борьба 1 между аристократией и буржуазией 2 между буржуазией и начавшимся рабочим движением чартизм 3 Англия первой половине XIX века полной мере испытала влияние противоречий раннего капитализма, что создавало постоянную социальную напряженность английском обществе Политическая борьба не могла не отразиться на развитии английской исторической науки. В центре дискуссий стояла проблема наследия Английской буржуазной революции Великая Французская буржуазная революция обострила полемику о традициях английской буржуазной революции политической жизни Англии Ключевую роль начале этой дискуссии сыграла книга видного политика и публициста Эдмунда Берка 1729 1794 Размышление о революции во Франции, опубликованная 1790 году Берк с позиции английского политика и сторонника парламентской монархии и эволюционного пути общественного развития резко осудил радикализм французских революционеров Книга Берка получила широкую известность Европе 90х годов XVIII столетия, а её автор по праву считается отцомоснователем идеологии консерватизма европейской общественнополитической мысли.

Именно русле позитивизма возникла новая специальная отрасль общественного познания социология Её родоначаль ником, как и зачинателем философской традиции позитивизма, был О Конт Он мыслил социологию, которую первона чально именовал социальной физикой, как одну из теоретических наук, изучаю щих фундаментальные законы определен ной категории явлений, наравне с такими науками, как астрономия, химия, физика, биология. Став 1840 профессором Кильском университете, Дройзен обратился к изучению нового времени и создал двухтомные Лекции по освободительным войнам 1846 После перехода Берлинский университет он создаёт свой основной труд История прусской политики 14 18551886 В этом произведении Дройзен преследует чисто политическую цель доказать провиденциальную роль Пруссии судьбе Германии не только новое время, но и средние века. Самым авторитетным представителем великогерманского направления являлся профессор Инсбрукского университета Юлиус Фиккер 18261902, родом из от сталого аграрного района Вестфалии Ра боты по истории средневекового немецкого и итальянского права принесли Фиккеру известность благодаря богатству содер жавшегося них фактического материала и тщательности обработки источников Весьма ценными для своего времени были и его Очерки по источниковедению 1877. Культурноисторическое направление Зачинателем нового культурноисторического направления немецкой историографии являлся Яков Буркгардт 18181897 Он окончил Берлинский университет, где был учеником Ранке Однако Буркгардт не только не воспринял строгого научнокритического подхода Ранке к источнику, но и занял по отношению к нему достаточно враждебную позицию В противоположность школе Ранке, он выдвигал на первый план не государство и политическую историю, а историю духовной и отчасти материальной культуры человечества Он писал история была и остаётся для меня величайшей поэзией я рассматриваю её как удивительный процесс новых, вечно новых открытий духа. Историкоправовое направление Во второй половине XIX в немецкой историографии попрежнему видное место занимала историческая школа права Наиболее ярким представителем которой это время являлся Г Л фон Маурер 17901874 Юрист по образованию, он долгое время был крупным судейским чиновником, начале 1830х гг по приглашению вновь созданного независимого греческого государства разрабатывал для него законы и конституцию, 1847 был назначен первым министром Баварии Однако мартовская революция 1848 положила конец его политической карьере, после чего Маурер сосредоточил своё внимание на научной работе. В изображении самой революции Тэн также отошел от традиционной французской историографии патриоти ческой апологии всех революций или одной из политичес ких партий Он критиковал членов Учредительного собра ния за то, что те, не дав Франции конституции, начали с составления Декларации прав человека и гражданина Они не поняли, что свободы без обязанностей не бывает Отме нив прежнее правительство монархию, новое правитель ство увлеклось теоретическими спорами, что породило стране безначалие Событие взятие Бастилии, послужив шее началом этой анархии, прежними историками рассмат ривалось как патриотический подвиг Для Тэна это толчок, создавший благоприятную почву для зарождения нового политического типа якобинца и захвата им власти И хотя он считал якобинских вождей посредственностью, это не помешало ему защищать их перед английским историком Карлейлем Они были преданы отвлеченной истине, как ваши пуритане божественной они следовали филосо фии, как ваши пуритане религии они ставили себе целью всеобщее спасение, как ваши пуритане свое лич ное 40 При этом якобинстве Тэн видел зловредный поли тический тип, происшедший от властолюбия, вскормлен ного догмой о всемогуществе государства, на благоприят ной для того почве анархии, созданной революцией.

Крупным представителем французского позитивизма истории являлся Фюстель де Куланж 18301889 Ранний период его творчества посвящён изучению древней истории Важное значение имели его исследования античной гражданской общины или полиса Гражданская община античного мира 1864 Автор решительно выступил против начинающейся модернизации древности и показывал, что экономической основой античной общины являлась рабство, глубоко отличное от капиталистических отношений Кроме того, по мнению Куланжа, гражданская община состояла из семей и основывалась на религии, отсюда учёный выводил её силу Существование индивидуальной свободы городегосударстве Ф де Куланж отрицал действует не личность, а массы, которыми руководят понятие и интересы. Фундаментальный труд Олара содер жал громадный новый материал относи тельно политических аспектов Француз ской революции и этом смысле не утратил значения до сих пор Однако глубинные пласты социальной и экономической ее истории оставались тот период вне поля зрения Олара. Главную задачу своего труда Сорел видел том, чтобы показать, что Французская революция являлась естественным и необходимым продолжением истории Европы Руководствуясь этим исходным принципом, Сорель стремился показать, что фатальной силой вещей Комитет общественного спасения и Наполеон I продолжали своей внешней политике осуществлять задачи, поставленные еще абсолютной монархией, завоевание естественных границ Франции границы по левому берегу Рейна, Альпам и Пиренеям. Сорель действительно показал наличие определённой геополитической преемственности долговременной ориентации внешнеполитичес кой деятельности Французского государства Но, следуя изначально заданной теме, он не видел исторической обусловленности различных типов внешней поли тики социальным характером сменявшихся во Франции режимов Освободительные войны революции и экспансионистские войны Первой империи сливались у него одно целое. Большую роль формировании нового научного понимания истории сыграл Генри Томас Бокль 18211862, автор работы История ци вилизации Англии 18571861 Эту работу он задумал как введение к 15томной Исто рии мировой цивилизации Бокль долго и основательно готовился к осуществлению своего грандиозного замысла он изучил многие языки, собрал обширный мате риал и тщательно его обработал, но ранняя смерть помешала ему выполнить свой план, и законченном виде осталось только введение к основному труду Бокль предполагал показать полную и связную историю мировой цивилизации через исто рию отдельных народов, представить все развитие человечества как единый процесс Это была для своего времени весьма смелая и прогрессивная идея. Бокль серьезно относился к задачам изучения истории Я убежден, писал он, что приближается время, когда исто рия будет поставлена на должную основу, когда изучение её будет признано как самое благородное и самое трудное заня тие Он выражал уверенность наступлении времени, когда история будет разра батываться подготовленными людьми и будет спасена от рук биографов, генеало гов и собирателей анекдотов, придворных хронистов, князей и дворян этих пустых болтунов, которые стоят на каждом углу и засоряют движение нашей национальной литературы. Работа Бокля проникнутая глубокой верой прогресс, оказала большое влия ние на социальную и историческую мысль Она была переведена почти на все евро пейские языки, неоднократно переиздава лась и России.

Чтобы закончить характеристику германской исторической науки первой половины XIX нам надо остановиться еще на нескольких именах, сыгравших большую роль свое время и оказавших значительное влияние на дальнейшее развитие европейской исторической науки. Леопольд Ранке 1795 1886 прожил 91 год и до конца своей жизни продолжал работать, В последние годы жизни, когда он уже не мог писать сам, он диктовал свои произведения Поэтому нас не должно удивлять, что посмертное издание его сочинений вышло 54 томах. Эта книга, которой, частности, содержится критика ряда нсториковгуманистов, сразу дала Ранке известность ученых кругах, и 1825 он был приглашен Берлинский университет, где стал читать общий курс истории Западной Европы Особое внимание при чтении этого курса он обратил на изучение одного вида источников, именно дипломатической переписки, частности дипломатической переписки венецианских послов, которая действительно представляет собой исключительно ценный источник. С 1832 по 1836 Ранке, по предложению Савиньи, был редактором исторического журнала Historischpolitische Zeitschrift, целью которого была борьба с либерализмом Журнал этот прочно стоял на позициях исторической школы права и должен был быть направлен, по мысли Ранке, против современной схоластики, которая хочет управлять миром по своим школьным теориям Журнал должен был выступать против разрушительных нововведений и особенно предостерегать Германию против увлечения иностранными доктринами В этом журнале был напечатан ряд статей Ранке по разнообразным вопросам истории. Ранке находился молодости под влиянием круга Меттер них а Он был лично дружен с Генцем, самым талантливым и самым бесстыдным из сотрудников Меттерниха Позднее, Берлине, он был близок к высшей бюрократии, ко двору и лично к ФридрихуВильгельму IV Как мы видели, Савиньи возложил на него миссию защищать консервативную политику прусского правительства аргументами истории журнале Historischpolitische Zeitschrift. Для политической характеристики Ранке интересны докладные записки, поданные им революционные 1848 1849 гг ФридрихуВильгельму IV В этих записках высказывается непримиримая вражда Ранке к революции, но наряду с этим и убеждение необходимости какойто сделки с конституционализмом В них доказывается необходимость национального объединения Германии и уверенность, что оплотом этого объединения должна стать милитаристская Пруссия В конце своей жизни Ранке был близок с Бисмарком, который публично признавал, что он держится одних взглядов с Ранке. Словом, Ранке является представителем той группы наиболее консервативной немецкой буржуазии, которая пошла на соглашение с феодальными элементами Пруссии и видела осуществление своих политических целей объединении Германии под главенством Пруссии.

Ранке находился под сильным влиянием консервативных идей исторической школы права, хотя и не разделял ее наиболее крайних политических воззрений Это влияние, частности, отразилось на его оценке германской революции 1848 Ранке полагал, что она происходила исключительно под влиянием Франции, и считал это обстоятельство самой отрицательной чертой этой революции Он любил проводить разницу между французским и немецким духом Подобно Бёрку, он считал характерными для французов попытки рационального переустройства государственного строя, а также механическое понимание политической жизни В противоположность этому, по мнению Ранке, немцам свойственно органическое понимание жизни и исторического процесса, и они поэтому не способны так всецело отдаваться одному центральному влиянию господствующей личности или преобладающей идее им чужд дух общественного однообразия, который так существенно отличает французов Но вместе с тем Ранке постоянно подчеркивал общность германской и романской культур По его мнению, германские и романские народности представляют некое единство, хотя этом единстве есть определенные различия и даже борьба, баланс которой, как полагал Ранке, складывается новое время пользу германского национального духа. Ранке отрицательно относился к конституционализму, хотя и склонен был идти на некоторые сделки с ним Он говорил, что монархия, которая выросла из глубины веков, которая посвятила себя общественному служению, является лучшим представителем народа, чем какието депутаты, выражающие лишь требования преходящей минуты Он полагал, что политические идеи представляют собой отвлечение от реальных фактов жизни данного народа, что каждый народ имеет свою политику и выражает свою особую идею Всемирная история это борьба таких отдельных национальных существований. Этой внешнеполитической цели, с точки зрения Ранке, должны быть подчинены и внутренние отношения государства Он заявляет, что государство должно установить все внутренние отношения таким образом, чтобы победить во внешней борьбе Для него это важнейший закон истории. Ранке, частности, считается большим мастером исторического портрета Он старается выявить каждом историческом деятеле, о котором пишет, основные черты эпохи, но при этом избегает какого бы то ни было восхваления или осуждения этого деятеля Больше всего его привлекают деятели, требующие тонкой и сложной характеристики Напротив, характеры очень резко выраженные, грубые, которые были свойственны многим деятелям реформации, ему решительно не удаются Он не умеет рисовать такими крупными, сильными штрихами, которые необходимы для изображения характера, например, Лютера Но зато изображение психологически сложных характеров, частности некоторых пап XVI и XVII вв особенно пап эпохи католической реакции, с их утонченной и рационализированной религиозностью, удается ему значительно лучше. Так, говоря о Карле II Английском, он отмечает общеизвестные черты его характера, но делает это так, что эта довольно грязная личность выступает его книге совершенно приличным человеком. Немецкие апологеты Ранке, пытаясь оправдать эти слабые стороны его работ, утверждают, что он не обязан был писать обо всем Почему, например, он должен был писать о социальных вопросах, если его интересуют прежде всего международные отношения Но Ранке не только не писал сам об этих вопросах, он их игнорировал вообще, не придавая им никакого значения развитии истории. Те националистические прусские тенденции, которые он проводил своих исторических работах, та идеология, которую он ставил во главу угла, требования завоевания политического места под солнцем и территории для Германии, и частности Пруссии, все это соответствовало то время и соответствует до сих пор вкусам определенной части буржуазии Всё это создало ему значительную популярность кругах немецкой консервативной буржуазии при его жизни В последние же десятилетия16 эта популярность всячески подогревалась представителями германской реакционной исторической науки Те буржуазные историки новейшего времени, которые стремятся обосновать с помощью истории свои партийные и классовые воззрения под прикрытием якобы объективного изложения фактов и под предлогом этой объективности выхолостить историю, сделать ее безвредной для своего класса, выбросить из истории всякого рода обобщения и оставить ней только индивидуальное, подняли Ранке на высоту, которой он не заслуживает Очень характерно, что такой крупный представитель немецкой реакционной историографии более позднего времени, как Белов, придает Ранке совершенно не соответствующее его заслугам значение Белов пишет, что Ранке поднял историческую науку на небывалую высоту. Следует заметить, что созданная Ранке историческая школа подхватила как раз наиболее слабые стороны его методологии и исследовательских методов Ранке готовил эту школу своеобразным способом В этой связи интересно напомнить одно место из письма Маркса к Энгельсу от 7 сентября 1864 где он говорит о Ранке Это единственный случай, когда он вообще упоминает о Ранке.

Для того чтобы оценить едкое остроумие этих замечаний Маркса о Ранке, нужно иметь виду, что Ранке был небольшого роста, с огромной головой, заросшей вьющимися волосами, которые развевались по плечам Он был чрезвычайно подвижен, читал лекции, непрерывно жестикулируя, подпрыгивая, то говорил с необычайной быстротой, то вдруг останавливался, искал какоенибудь подходящее выражение Потом опять начинал говорить очень быстро Слушать его ие всегда было легко Так рассказывает о нем один из его ближайших учеников известный немецкий историк Зибель. В чем же заключалась та критика источников, за которую Ранке обычно так превозносят Белов считает Ранке одним из величайших умов XIX на том основании, что он создал новые методы критики источников По словам Белова, Ранке сделал для средних веков и нового времени то, что Нибур сделал для римской истории, но имеет при этом целый ряд преимуществ перед Нибуром, потому что он благоразумнее и хладнокровнее последнего Действительно, методах критики источников у Ранке есть много здравых положительных черт, но основном она очень поверхностна, разбросанна, носит односторонний характер Так, критикуя некоторых историков XVI с точки зрения достоверности их сведений, Ранке обрушивается больше всего на Гвиччардини, справедливо указывая, что историки прошлого, особенно историки таких отдаленных времен, как XVI сами были порождением определенного времени, определенных воззрений и, стало быть, прежде чем использовать их данные, необходимо сначала составить себе представление о самом историке, психологическая одаренность и направленность интересов которого всегда играют немалую роль освещении описываемых им событий Дав очень яркую, художественную характеристику Гвиччардини, Ранке высказывает мысль, что, чем ярче выражена индивидуальность историка, тем менее можно ему доверять Надо всегда разложить его произведение на источники, которыми он пользовался Ранке показывает, что Гвиччардини мало дает от себя, что он пользуется другими источниками, которые передает не всегда точно Все эти соображения во многом правильны Но Ранке сам противоречит себе, когда противоположность Гвиччардини превозносит как наиболее достоверного свидетеля другого историка XVI Джовио, который, как мы видели, являлся продажным публицистом, но который, по мнению Ранке, черпал сведения из первоисточников, сам расспрашивал участников событий, имел множество корреспондентов и, наконец, живя Ватикане, имел возможность получать наилучшую информацию. Каждая эпоха стоит непосредственном отношении к богу, и ее ценность основана вовсе не на том, что из нее выйдет, а на ее существовании, на ее собственном я 22 Поэтому, с точки зрения Ранке, несправедливо говорить, что одна эпоха является предшественницей другой или ступенью к ней Каждая эпоха непосредственно связана с божеством и имеет свой непосредственный смысл существования Каждая эпоха, таким образом, ценна сама по себе и поэтому всегда достойна рассмотрения В общем, как замечает далее Ранке, прогресс заметнее области материальных благ и естествознания В нравственном отношении нельзя проследить прогресс, разве только смысле интенсивности просвещения Но это он не считает существенным. Ранке решительно высказывается и против гегелевской диалектики, по которой развитие человечества движется, как логический процесс Он говорит, что этой схоластике погибает жизнь 23, и замечает, что последовательное применение идей Гегеля может привести только к пантеизму24. В итоге оказывается, что Ранке не только признает прямое влияние божества истории, но и полагает, что пути господни неисповедимы к что задачей историка не может быть познание глубин истории Историк должен преклониться перед неисповедимым, не исследовать глубоких основ исторического процесса и изучать лишь то, что поднимается над поверхностью Таким образом, Ранке приходит к своеобразному теологическому агностицизму, к признанию непознаваемости общих закономерностей истории При этом он прочно стоит на точке зрения христианства Христианство для него истинная религия, носитель истинной нравственности Он полагает, что христианство возникло внезапно, как божественное явление Так его наивная теология является оправданием для его нежелания углублять свой исторический анализ. Вообще же заслуги Рима истории были следующие Он создал всемирную литературу, преобразовал римское право, право римского государства право всеобщее, образовал монархический строй и связи с этим создал правительственную централизацию и, наконец, возвысил христианскую церковь до господствующего положения.

Белов допускает большое преувеличение, когда говорит, что Ранке не игнорировал социальной истории, что он признавал ее значение Если бы это было так, то обзоре всемирной истории он бы не мог не упомянуть о рабовладении Римской империи или о крепостничестве средние века, не мог бы ничего не сказать о значении феодализма, об исторической роли городов создании нового европейского общества. После краткого обзора истории Рима он переходит к тем изменениям, которые произошли Римской империи под влиянием нашествия германцев и завоеваний арабов. При этом Ранке характеризует Карла как высококультурного государя Благодаря ему Германия, Франция и Италия получили сознание своей национальности В то же время он создал между ними связь, которая с тех пор непрерывно чувствуется европейской истории и является основой этой истории. Однако при всем своем почтении к римскороманскому миру Ранке спешит отметить, что Карл Великий чувствовал себя добрым немцем, который, удерживая элементы античной культуры, не забывал также и германскую культуру. При объяснении причин ослабления средневековой Германской империи после смерти Оттона I у Ранке особенно ярко выступает то, что Маркс называет сведением великих исторических событий к пустякам Он объясняет это ослабление империи, вопервых, тем, что Отгон II умер рано и оставил малолетнего сына, вовторых, тем, что Гуго Капет создал могущество Франции, а Вильгельм Завоеватель могущество Англии Третьей причиной является борьба пап с императорами. Время с XI по XIII Ранке называет иерархической эпохой Ранке употребляет слово иерархия как синоним теократии Он считает эту эпоху эпохой господства папства, заявляя при этом, что преобладание пап не было связано с какойнибудь идеей, а было создано политическим путем путем борьбы и войн.

Германцы пришли из своих лесов для завоевания Римской империи, а не для служения римской церкви Они хотели принять культуру, а не это служение Поэтому за этой иерархической эпохой следует другая, когда это внутреннее стремление романогерманских народов развивалось чрезвычайно деятельно Это развитие, пишет Ранке, шло не по предначертанной философской программе, а выражалось непрерывной разработке основной тенденции. Основная тенденция XIV XV вв прямо противоположна тенденции XI XII вв В этот период единство государства и церкви распадается Здесь Ранке говорит о падении авторитета пап, о великом церковном расколе, о Столетней войне, о смутах Англии, Франции и Германии В эту эпоху общего разложения взоры снова обратились к папству, как единственному авторитету, который еще признавался почти повсюду Но, к сожалению, рядом существовало двое пап 29 Этот раскол приводит к соборному движению Наконец, весь этот период заканчивается завоеванием Константинополя турками, которое вызвало перенесение культурного центра из Византии Италию. Со времени реформации, полагает Ранке, Европа разделяется на два ствола, оставаясь все же единой Но это единство базируется уже не на единстве церкви, а на общности культуры, учреждений и взаимного влияния германских и романских наций. Изложение событий английской революции этих лекциях Ранке крайне поверхностное Глубже она изложена его большой работе по истории Англии, где он подчеркивает связь английской революции с некоторыми явлениями других странах Европы, но и там он основном все сводит к изложению запутанных ходов европейской дипломатии этой эпохи. Интересно, как Ранке объясняет причины усиления России Они иного характера, чем те, которые он приводит отношении германороманского мира Он выдвигает следующие причины. Последним периодом истории Европы Ранке считал современную ему конституционную эпоху, которой он видит борьбу двух принципов монархии и народного суверенитета Примирением их является строй конституционной монархии. В школе Ранке, его методе подхода к историческому исследованию, с точки зрения советских историков, можно видеть большую опасность для исторической науки, цели которой были опошлены и измельчены самим Ранке и еще больше его учениками и последователями Представители этой школы конце XIX и начале XX открыто становятся на службу интересам империалистической буржуазии Германии. Аналитические же работы были опубликованы уже после провозглашения Германской империи Это такие книги как Вильгельм I и Бисмарк Е И Утина, 3 Князь Бисмарк, его жизнь и государственная деятельность Р И Сементковского, Восточный вопрос В Д Панаева, Князь Бисмарк Л З Слонимского 6 Таких работ мало, но, тем не менее, они представляют интерес, ибо каждая из них своеобразна и освещает разные аспекты процесса объединения Германии Если труд Е И Утина несет на себе отпечаток таланта автора как адвоката произошедших событий, то исследование Р И Сементковского представляет собой пример речи обвинителя Р И Сементковский поставил себе задачу проверить, насколько образ человека железа и крови, могущественного канцлера объединенной Германской империи соответствует действительности В пылу разоблачения и развенчания Бисмарка Р И Сементковский проявил чрезмерный критицизм, граничащий с предвзятостью, необъективностью. В советской историографии тема создания Германской империи 1871 году не скоро нашла своих исследователей Недоступность архивных документов и господство революционной тематики сказались на многих исследованиях советских историков по истории объединения Германии, хотя международное положение первой половине XX века обусловило устойчивый интерес к важным страницам истории Германии и, частности, к событиям, связанным с образованием Германской империи 1871 году Первыми работами, которые касались различных сторон данного процесса, были труды А И Молока, 3 В М Хвостова, 4 А С Ерусалимского. Одной из первых специальных историографических работ о прусских объединительных войнах стала статья Д С Гутмана, отражающая отношение к Парижской Коммуне и франкопрусской войне И С Тургенева, где красной нитью проходит тезис К Маркса Нынешняя война перенесла центр тяжести континентального рабочего движения из Франции Германию.

III 1920е 1970е годы проблемы образования Германской империи советской историографии до 80х годов XX века, наряду с большей научной фундаментальностью, подвергались чрезмерно идеологизированным интерпретациям Несомненным достоинством советской исторической литературы по теме создания Германской империи является всё более значительное использование документальных материалов из фондов германских архивов дипломатических, правительственных, частных, относящихся к этому событию Также важным было расширение проблематики, прежде всего за счет включения вопросов о социальных аспектах создания Германской империи С первой половины 1970х годов, со времени разрядки, восточной политики правительства Вилли Брандта под ход к данной теме начал приобретать ещё более взвешенный характер. Освещение России 60 80х гг XIX событий, связанных с процессом объединения Германии. Если первые работы советских историков касались событий объединения Германии 1871 году, главным образом, связи с историей Парижской Коммуны 1871 года, то последующие публикации представляли собой специальные исследования истории 1ерманского объединения 1860е 1870е годы Историки уже с 1420х годов используют западную литературу, материалы отечестиеннон периодической печати, царских архивов Хотя и нет ссылок на труды дореволюционных историков, но все же заметно было влияние их идей и. Однако после франкопрусской войны 18701871 гг по результатам которой 1871 создается Германская империя, оба направления общественной мысли, единодушно выражают негативное отношение к этому событию. Более того, советские историки после 1945 года получают возможность работать с документами немецких архивов, что позволяет полнее и 1лубже осветить вопросы, связанные с исходными мотивами дипломатии европейских держав по германскому объединению XIX веке. В тоже время необходимо отметить, что историки России мало внимания уделяли исследованию экономических и юридических аспектов образования 1 Германской империи 1871 В работах историков эти проблемы только затрагиваются Изучение этих сторон истории Германии актуально и наше время. Победа России октябре 1917 революции, выступившей под демократическими лозунгами, и приход к власти партии большевиков определили дальнейшем переход к монопольному господству марксистсколенинской методологии Однако монопольный идеологический диктат оформился не сразу. Самосознание австрийского либерализма 55 Эта работа, впрочем, обобщает историю политического течения вплоть до современности, что накладывает свой отпечаток на авторские трактовки Так, конец XIX века охарактеризован как эпоха зарождения праконфликта Urkonflikt австрийского либерализма Конфликт этот, по мнению исследователей, заключался нетипичной для либерализма агрессивности по отношению к инаковости окружающих сил австрийском контексте речь идет, конечно, о не немецких национальностях Таким образом, националистическая специфика этого течения трактуется не как его характерная черта, но как источник как внутренних, так и внешних конфликтов. Ценность этой монографии, помимо богатой фактологической составляющей, заключается кропотливо собранных пражских архивах и проанализированных статистических данных На их основе Коэн делает выводы не только сугубо исторического, но и социологического характера Состав населения Праги исследован им ракурсе этнической и профессиональной принадлежности, с точки зрения уровня образования и доходов, политических пристрастий и общественной активности Стоит заметить, что при этом поле зрения исследователя попали не только пражские немцы целом, но и отдельные округа города, те или иные общественные организации или союзы Их состав был также проанализирован, исходя из вышеперечисленных критериев. В 20 40е годы XIX века определённую конкуренцию гегелевскоранкеанскому пониманию истории составляла так называемая Гейдельбергская школа Гейдельбергская школа сформировалась 20е годы вокруг профессора Гейдельбергского университета Фридриха Кристофа Шлоссера 1776 1861 Позднее под Гейдельбергской школой стали понимать всю либеральную историографию южной Германии Гейдельбергская школа была главным выразителем идей либерального романтизма немецкой исторической мысли и немецкой исторической науке первой половине XIX века По своим политическим взглядам историки этой школы примыкали к южнонемецкому либерализму 20 40х годов XIX столетия Теоретикометодологические взгляды историков Гейдельбергской школы основывались на традициях немецкого и французского Просвещения Помимо Шлоссера видными представителями Гейдельбергской школы были Георг Готфрид Гервинус 1805 1871, Вильгельм Циммерман 1807 1878 и Карл фон Роттек 1775. Представители сформировавшейся 70е годы варшавской школы были тесно связаны с идеологическим и культурным течением варшавского позитивизма, отражавшим интересы либеральной буржуазии Лозунгам освободительной борьбы оно противопоставляло требования капиталистического обогащения Либеральнобуржуазное течение стояло а позициях соглашения с Царизмом, но во имя буржуазного прогресса Поэтому 70 90е годы XIX оно имело известное прогрессивное значение.

Капиталистическая индустриализация, обострение классовой борьбы, распространение марксизма, успешные попытки привлечения экономического материала трудах предшествовавших поколений историков, развитие буржуазной социологии на Западе все это способствовало возрастанию интереса польских историков к социальноэкономической проблематике Они обратились к новым видам источников статистике, счетам, описям, инвентарям и Характер источников и проблематика поставили исследователей перед необходимостью изучать производство и положение нем отдельных классов В результате историографии сформировалось экономическое направление. Работы Люксембург и Мархлевского положили также начало изучению истории польского рабочего движения, его борьбы с царизмом. Выступая как против политического радикализма, так и против политической реакции, Масарик воспевал реформизм, социальный либерализм, способствовал разработке буржуазнолиберальной программы преобразований, осуществление которой должно было служить утверждению позиций чешской буржуазии Он пропагандировал идеи классового мира и национального единства, решительно осуждал идею социальной революции В работе Социальный вопрос 1898 Масарик выступил как убежденный противник марксизма. После глубокого идейнополитического кризиса 50х годов XIX начался новый этап словацкого национального движения Хотя замедленное социальноэкономическое развитие Словакии, сохранение двойного национального и социальнополитического гнета продолжали тормозить процесс формирования словацкой нации, национальной идеологии и культуры, 1861 была сформулирована новая программа национального движения Меморандум словацкого народа, включавшая требования о выделении автономной территории, введении словацкого языка школах и административных учреждениях В 1863 возникла Матица словацкая культурнонаучное просветительское общество Одной из важнейших сторон ее деятельности явилось издание документов по отечественной истории В журнале Letopis Matice Slovenskej Летопись Матицы словацкой 1864 1875 наряду с публикацией фольклора, статей по истории печатались источники, прежде всего по средневековой истории Словакии В 1868 при Матице словацкой был учрежден исторический отдел, занимавшийся также археологией, этнографией и другими науками.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru