Мессенские войны

В конце 13 века до на полуостров Пелопоннес вторглись дорийцы и другие греческие племена из северозападной Греции Захватчики разрушили микенскую культуру и заняли наиболее плодородные земли Местное население, которое основном было представлено также греческими ахейскими племенами, частично покинуло свои земли, основав колонии, частично было порабощено или поставлено зависимое положение Дорийцы поселились трёх районах Пелопоннеса Арголиде на северовостоке, Лаконике на юговостоке и Мессении на югозападе Согласно легенде, переселение возглавили потомки Геракла Гераклиды и идеологически оно представлялось как восстановление законной власти богов возвращение Гераклидов Три названные выше области были поделены между тремя царями, потомками Геракла Вскоре последовал ряд войн за полный захват и подчинение окружающих городов и территорий При этом спартанцы проводили наиболее жёсткую политику отношении коренных жителей Часть из них, владевшая лучшими землями, была обращена илотов лично зависимые крестьяне, привязанные к земле и обязанные отдавать часть урожая Остальные, обитавшие отдалённых районах периеки имели собственную автономию, но вопросах внешней политики подчинялись Спарте Правящий класс спартиатов придерживался убеждения, что единственным достойным занятием для мужчины является война Поэтому после полного покорения Лаконики они перешли к агрессии отношении соседей, и одной из первых пострадала Мессения. Мессенские войны Войны между жителями Мессении и спартанцами Первая война происходила 743 724 гг до Р Х вторая 660 643 гг до Р Х третья 464 455 гг до Р Х В этих войнах победителями большей частью оставались спартанцы, и мессенцы после войн Энциклопедия мифологии. Мессенские войны три войны между Мессенией См Мессения и Спартой Древняя Греция В результате 1 М 2 я половина 8 до спартанцам удалось захватить восточную часть и южное побережье Мессении побежденные должны были отдавать спартанцам Большая советская энциклопедия. Главной целью Спарты Мессенских войнах было приобретение новых земель Спартанская традиция передает, что царь Полидор, начиная эту войну, объявил, что идет завоевывать землю, еще не поделенную на клеры Плут Мор 231 D Перед завоевателями вряд ли стояла задача покорить всю территорию Мессении Ведь большая часть Мессении, кроме долины реки Памиссы, гориста Холмистая местность и узкие прибрежные долины скорее благоприятствовали пастушеству, чем земледелию В классическое время большая часть западной Мессении была пустынна так же, как и прибрежные районы Так что предметом завоевания, скорее всего, являлись две плодородные долины, расположенные по берегам Памиссы, Стениклер и Макария Эти две равнины легко могли обеспечить участками земли, по крайней мере, три тысячи спартанцев ср Плут Лик. Это позволило Мессении спустя десятилетия поднять общемессенское восстание, которое вошло предание под именем Второй Мессенской войны Точную дату этой войны определить трудно Все подсчеты основываются, главным образом, на словах Тиртея, что Первая Мессенская война была во время отцов наших отцов, при буквальном понимании этого поэтического образа при дедах тиртеевского поколения Согласно хронологии Павсания, война длилась с 685 по 668 гг IV, 15, 2 Однако науке эта дата часто оспаривается, и Вторая Мессенская война помещается или середину VII или его 2ю половину, хотя какихлибо весомых оснований кроме указания Евсевия на 636 год как год начала войны Хрон II, 182, нет Ведь датировку Павсания косвенно подтверждает и Тиртей промежуток два поколения между концом Первой и началом Второй Мессенской войны должен был быть достаточно коротким, чтобы остаться живой памяти Тиртея.

Восстание мессенцев началось на севере, Андании Во главе восставших стоял царь Аристомен В памяти мессенцев он приобрел черты национального героя, предмета религиозного почитания и героического культа Среди союзников мессенцев были аргосцы, элейцы, аркадяне, а также Пилос и Мефона, мессенские города на западном побережье, сохранившие свою независимость после Первой Мессенской войны Надо заметить, что конфликт между Спартой и Мессенией носил чисто локальный характер В качестве союзников обеих Мессенских войнах принимали участие только полисы Пелопоннеса. Историки V до не только не знали деталей Мессенских войн, но и не представляли, что их было несколько Аристотель упоминает только одну Мессенскую войну Страбон говорит о частых войнах, Диодор о трех войнах Традиция нСтрабон асчитывает три Мессенских войны, хотя последняя, третья, относится уже к периоду классики 464 до и войной может быть названа только условно Это было восстание преимущественно мессенских илотов. Одним из главных источников по истории Мессенских войн являются фрагменты элегий Тиртея Согласно Тиртею период архаики имели место две большие военные кампании Самый пространный рассказ о Мессенских войнах принадлежит Павсанию II Автор Описания Эллады добросовестно изложил позднюю явно благоприятную для мессенцев традицию Историческая ценность этого источника незначительна первоначальный исторический материал предания был полностью заменен героическим мифом, созданным спустя три столетия после окончания Мессенских войн У Павсания с известной долей доверия можно отнестись только к основным вехам Мессенских войн. Повстанцы сдались на условиях свободного ухода Аркадию и другие области Греции Мессенские крестьяне были превращены илотов и вместе со своими земельными участками распределены между отдельными семьями спартиатов Спартанцы оставили на территории Мессении и какоето число городов на положении периэкских общин Для Спарты завоевание Мессении стало своеобразным вариантом колонизации Для Мессении поражение Мессенских войнах оказалось страшной катастрофой Была уничтожена ее нарождающаяся государственность и надолго прервано ее культурное развитие. Pearson L The PseudoHistory of Messenia and its Authors Historia 11 1962 P. Сейчас мы читаем эти греческие мифы, как сказки Но тогда, древние времена, греки верили, что все их боги действительно существуют, действительно живут на огромном горной хребте Олимпа и время от времени, спускаясь на землю, вмешиваются судьбы людей Поэтому и строили им храмы, и приносили жертвы Поэтому и ходили священные прорицалища, чтобы узнать волю богов, и подчинялись изречениям пифии А если не подчиниться и оскорбить божество, будешь беспощадно наказан Погубила урожай грозовая буря наказали боги Появился мор стране наказали боги Произошло землетрясение наказали боги. Но они не уставали ненавидеть спартанцев, не уставали ждать счастливых времен, когда кончится это иго, не уставали верить, что Мессения снова будет свободна Ведь талисман, зарытый Аристоменом на горе Итоме, еще хранится там, скрытый от вражеских рук и глаз А пока этот талисман Мессении, мессенцы знают, что не навек утратили родину и свободу.

Мессенские войны

В Спарте чтото случилось Несколько спартанцев совершили какоето преступление, и старейшины приговорили их к смертной казни. Гора Итома скалиста и неприступна Чтобы добраться до мессенцев, надо много положить сил Спарте давно было известно, что с мессенцами воевать нелегко Спартанцы побеждают их, порабощают, изгоняют из страны, а они снова поднимают голову и снова готовы к битве. У афинян, как и у всех народов Эллады, тоже были рабы Но афиняне никогда не были к рабам так жестоки, как спартанцы Здесь рабам запрещалось все устраивать какиелибо игры, петь, танцевать Это могли делать только свободные люди Раб у них до конца раб Иногда спартанцы, напоив рабов не смешанным с водой вином, приводили их пьяных на свои общие трапезы и тут издевались и потешались над ними Это они делали для воспитания молодежи Пусть посмотрят молодые спартанцы, как отвратителен пьяный человек. Это решение поразило и оскорбило афинян Они тотчас собрались и ушли из Лаконики. Спарта вероломна сама, поэтому не доверяет и другим С этими людьми нельзя заключать никакого союза.

Мессенские войны

Мессенцы получили это решение и стали собираться путь И этому поколению приходилось покидать родину Но куда идти. И вот, наконец, наступило это долгожданное время, и надежды их исполнились В судьбу мессенского народа вмешался благородный человек, знаменитый беотийский военачальник Эпаминонд. Схватка была жестокой В спартанском отряде было больше тысячи человек Но фиванские пехотинцы так тесно сомкнули ряды и так дружно ринулись на спартанцев, что те не устояли Начальники их были убиты, вместе с ними погибли и охранявшие их отряды Остальное войско бежало паническом страхе. Аргивяне, которые тоже ненавидели Спарту и рады были отомстить за прошлые обиды, поручили своему полководцу Эпителу помочь мессенцам восстановить Мессению Эпителу тоже приснился. Может, и не снилось вождям никаких пророческих снов Но так было легче сговориться с народом ведь через сны разговаривают с человеком боги А кто же будет противиться указанию богов. Когда жрецы произнесли это имя, вся долина вдруг всколыхнулась И все, кто там был, воскликнули один голос. День закончился всеобщим пиром жареного мяса на алтарях после богов осталось много Все этот день были сыты, веселы, счастливы. Скитания мессенцев продолжались почти триста лет И, несмотря на это, они не только не утратили обычаев своей родины, не только не изменили своего дорийского наречия, но из всех пелопоннесцев именно они одни и соблюли его во всей чистоте даже до нашего времени. Аполлон амиклейский, бывший богом войны, стал пользоваться поклонением и у спартанцев Праздник иакинфий принадлежавший культу природы, и вероятно занесенный на низовье Эврота финикийцами, стал одним из двух главных праздников спартанцев Другим был праздник Карнеев обряды которого изображали походную жизнь Спартанцы чтили жертвоприношениями, гимнами, танцами, состязаниями пении бога, побеждающего враждебные силы мрака На карнейском празднике пел половине VII века свои гимны под аккомпанемент своей новоизобретенной семиструнной кифары Терпандр основатель художественной музыки Греции, и величественные звуки его песен наполняли душу спартанцев возвышенными чувствами После покорения Амикл скоро были покорены все другие города Лаконии, до самого приморья, где стоял Гелос. Покорив ахейцев южной части Лаконии, спартанцы обратили свое оружие против соседей этой страны, чтобы присоединить к ней пограничные части Аркадии, Арголиды и Мессении Эти войны шли целых два столетия, следовавшие за временем Ликурга О них мы знаем лишь по поэтическим сказаниям, из которых видим, что воспитанные по законам Ликурга спартанцы были одушевлены отвагой, но которых напрасно искать достоверных исторических сведений.

Мессенские войны

Во время Первой Мессенской войны Спарте было много смут В это время цари Полидор и Феопомп произвели переворот, увеличив права царской власти и уменьшив полномочия народного собрания апеллы Спартанским царям и герусии было предоставлено право по собственному произволу действовать вопреки постановлениям народного собрания Но через некоторое времени это было отменено Была учреждена или получила расширение своей власти коллегия эфоров и это надо, по всей вероятности, считать борьбою между монархическими и начинавшими усиливаться демократическими стремлениями Были и другие раздоры Со времени Первой Мессенской войны являются два класса спартанских граждан граждане полноправные homoioi, гемои и неполноправные гипомейоны, hypomeiones, и является новый класс новопокоренных поселян, неодамодов они не периэки но и не илоты Из этого мы видим, что прежние политические и аграрные учреждения подверглись важным изменениям, но видим лишь по неясным данным Быть может, уменьшение числа граждан от смертности на Первой Мессенской войне заставило их пополнить свои ряды принятием некоторого числа периэков состав сословия граждан, а число периэков пополнить илотами, но переводимым из низшего сословия высшее были даны не все, а только некоторые права его Могло быть и то, что некоторые из дорийских граждан были за неисполнение своих военных обязанностей лишены некоторых прав Достоверно то, что во время и после Первой Мессенской войны было много недовольных и обедневших граждан Главою их был Фалант Они задумали произвести восстание во время праздника иакинфий, вытребовать себе поземельные участки и равноправность с гомеями Заговор был открыт, но число недовольных было, вероятно, очень велико, потому что правительство нашло надобным поступить с заговорщиками очень милостиво Фаланту и, его товарищам велено было, по совету Дельфийского оракула, отправиться плодородную землю япигов и основать там город их снабдили изобильными запасами если им будет дурно там, им было предоставлено право возвратиться Пелопоннес и получить пятую часть завоеванной мессенской земли Они основали Япигии колонию Тарент 708 до Р Х Позднейшее и баснословное предание называет этих переселенцев парфениями сыновьями девушек и эпевнактами прижитыми от любовников и говорит, что они были рождены во время войны спартанскими женщинами и девушками от связей с илотами, или от молодых, крепких спартанцев, данных любовники им правительством, которое хотело увеличить число детей у гражданок Быть может, во время этих смут были призваны Спарту Терпандр с Лесбоса и Фалет с Крита, чтобы исцеляющею души силою музыки и пения победить злые силы вражды. Спартанская чернофигурная чаша с изображением воина Ок 550540 до. Античная традиция обычно говорит о дорийском переселении как о возвращении Гераклидов и походе дорийцев, причем ни у одного древнего автора нельзя найти цельного связного рассказа, котором бы излагалось все предание Наиболее полная версия о походе дорийцев представлена у Эфора, на которого ссылается своей Географии Страбон VIII, 5, 4, p 364 Эфор был хорошо знаком с преданием о возвращении Гераклидов, согласно которому, отвоевав Пелопоннес у Тисамена, сына Ореста, Гераклиды сразу же поделили весь полуостров на три части Лакония досталась братьямблизнецам Еврисфену и Проклу, которые стали первыми спартанскими царями и основателями двух царских династий Братья сделали своей резиденцией Спарту и, разделив всю Лаконию на шесть частей, создали систему вассальных княжеств Жители окрестных городов Лаконии уже тогда стали именоваться периеками. Изза скудости источниковедческой базы открытым остается вопрос, что собой представляли мессенцы этническом отношении перед началом Мессенских войн Имела ли место Мессении первые века после ее завоевания дорийцами постепенная ассимиляция, полное слияние один народ ахейцев и дорийцев или этот процесс понастоящему затронул только верхушку общества, не проникнув другие слои населения. Конечно, сравнительно легкой доризации Мессении какойто мере могло способствовать сравнительно мягкое отношение дорийцев к местному населению Стандартной моделью отношений завоевателейдорийцев с местным ахейскоионийским населением являлся скорее не спартанский вариант, а модель взаимоотношений римлян с Латинским союзом начальный период римской истории Повидимому, по неизвестным нам причинам ситуация для дорийцев Мессении была изначально несколько иной, чем Лаконии И мессенские дорийцы отличие от спартанцев предпочли не завоевывать Мессению течение столетий, а заключить с местным ахейским населением чтото вроде контракта, основе которого лежала идея компромисса Подобного рода компромиссы между дорийскими завоевателями и старой ахейскоионийской знатью. До войны со Спартой Мессения была свободной и независимой страной Что она собой представляла политическом отношении, трудно сказать Некоторые историки полагают, что Мессения не имела никакой политической организации аристотелевском значении этого слова Так, согласно Л Пирсону, Мессении до ее завоевания Спартой вообще не было городов Это была страна маленьких деревень В качестве доказательства отсутствия какихлибо поселений городского типа Л Пирсон ссылается на результаты археологических раскопок, во время которых не было найдено ни царских дворцов, ни чеголибо другого, что указывало бы на существование какихлибо политических центров 005_12 Pearson L The PseudoHistory of Messenia P 402 f и n 14 Но доказательства, основу которых положены основном данные археологии, вряд ли могут считаться вполне надежными Тем более, что архаический период еще многие города, повидимому, не имели городских стен и выглядели как поселки Так, Фукидид, говоря своей Археологии о древних временах, упоминает, что часто жертвами разбойных нападений становились неукрепленные города, где жили по деревням povlesin ajteicivstoi kai kata kwvma oijkoumevnai. Обратимся теперь непосредственно к Мессенским войнам Нам нет нужды верить легендарной истории Мессенских войн том виде, как ее описал Павсаний Но основные моменты противостояния Мессении и Спарты, возможно, переданы правильно Среди них объединение мессенцев вокруг царского дома Стениклере Paus IV, 6, 6 ср IV, 3, 8 005_17 Свидетельства о существовании Мессении диархии и других институтов, аналогичных спартанским Paus IV, 4, 4, отражают историческую реальность Хотя иногда них видят и чисто искусственную конструкцию, а именно зеркальное отражение спартанских институтов, перенесенных на мессенскую почву создателями псевдомессенской истории Повидимому, угроза со стороны Спарты сильнейшей степени подтолкнула отдельные мессенские общины к добровольному политическому объединению вокруг дорийского ядра Если можно говорить о складывании единой этнической общности на территории Мессении, то, скорее всего, ее завершение совпадает с началом Мессенских войн, которые заставили мессенцев осознать свою политическую, культурную и даже этническую идентичность перед лицом врага. О Тиртее известно очень мало В древности точно не знали, был ли Тиртей уроженцем Спарты или иностранцем Традиция об афинском происхождении Тиртея берет свое начало от Платона, который впервые греческой историографии упоминает Тиртея Платон называет его афинянином, приобретшим права гражданства Спарте Leg I, 629 a Павсаний IV, 15, 6 и Страбон VIII, 4, 10, p 362, со ссылкой на более ранних авторов, передают анекдот, согласно которому спартанцы по совету оракула попросили у афинян полководца, но вместо опытного военачальника получили хромого школьного учителя Тиртея.

В защиту афинского происхождения Тиртея часто приводят то соображение, что его элегии написаны на ионийском диалекте Следует заметить, что это как раз не совсем подходящий аргумент Ведь мегарский поэт Феогнид, дорийском происхождении которого нет никаких сомнений, также писал на ионийском койнэ 005_21 Та же языковая картина наблюдается и элегиях других дорийских поэтов Hoffmann O Geschichte der griechischen Sprache 2 Aufl Bd I Berlin Leipzig, 1916 S 85 Как правило, дорийский диалект представлен элегиях виде редких вкраплений. Но, как считают некоторые исследователи 005_22 Например, Г Бузольт Busolt G GG T I Gotha, 1885 S 166 f доказательства его лаконского происхождения можно найти непосредственно самих элегиях Тиртея Они присоединяются к критике Страбона, который, процитировав отрывок из тиртеевской Евномии, делает из него вывод о кровном родстве Тиртея с теми, кто пришел Пелопоннес вместе с Гераклидами VIII, 4, 10, p 362 Tyrt fr 1 Diehl 3 005_23 Основанием для подобного мнения служит единственно то, что Тиртей приведенном Страбоном отрывке как бы объединяет себя с теми, кто вместе с Гераклидами пришел Пелопоннеc oi sin JHrakleivdai ј eujrei an Pevlopo nh son ajfikovmeqa По словам Страбона, или эти элегические стихи не подлинные, или не следует верить Филохору Philochor FgrHist 328 F 215, который говорит, что Тиртей был афинянином а также Каллисфену и многим другим писателям, утверждающим, что он прибыл из Афин VIII, 4, 10 Однако из слов Страбона следует, что древности традиция об афинском происхождении Тиртея была не только самой распространенной, но и самой ранней творчество Каллисфена и Филохора относится соответственно ко 2й половине IV и 1й половине III Платон, говорящий о Тиртее как об афинянине. Вторым источником для Павсания была история Мессенских войн, написанная младшим современником Риана, прозаиком Мироном из Приены Paus IV, 6, 14 005_30 О Мироне и Риане cо ссылками на источники см Pearson L The PseudoHistory of Messenia P 410 ff и n 3235 По словам Павсания, трудах Мирона и Риана рассматривались только отдельные эпизоды Мессенских войн, причем Мирон писал о Первой Мессенской войне, а Риан о Второй IV, 6, 2 Эти источники Павсания были a priori тенденциозными их основной целью было прославление мессенского народа П Олива полагает, что основную историческую канву для своих произведений Мирон и Риан, свою очередь, нашли у какогонибудь историка IV может быть у Эфора 005_31 Oliva P Sparta. Однако стоит прислушаться и к более взвешенной позиции Как представляется, верно оценивает существующее предание К Краймс Отказываясь принимать на веру явно фиктивные детали Мессенских войн и особенности историю подвигов их национального героя Аристомена, тем не менее, не вижу необходимости отвергать целиком всю традицию о Мессенских войнах 005_36 Chrimes K M T Ancient Sparta P 299 Вслед за К Краймс мы полагаем, что с известной долей доверия можно отнестись только к основным вехам Мессенских войн, отбросив как предмет мифотворчества их событийную канву. Пелопоннеса иногда видят проявление панэллинского конфликта конца VIII вошедшего традицию под названием Лелантской войны 005_45 Forrest W G Colonisation and the Rise of Delphi Historia Bd 6 1957 P 16075 Huxley G L Early Sparta P 35 О характере и продолжительности Лелантской войны см частности Пальцева Л А Из истории архаической Греции.

Для Спарты война с Мессенией была продолжением ее агрессии Лаконии Повидимому, никакого значительного временного промежутка между последним этапом завоевания Лаконии и началом мессенской кампании не было Цель Мессенских войн кратко сформулирована у Плутарха, который, очевидно, только передает спартанскую традицию Приведем полный текст Плутарха из его трактата Изречения спартанцев Когда Полидор 005_46 Царь из дома Агиадов, сын Алкамена и отец Еврикрата Her VII, 204 Правил одновременно с Феопомпом во время Первой Мессенской войны Подробнее с указанием источников см Poralla P Prosopographie der Lakedaimonier bis auf die Zeit Alexanders des Grossen Breslau, 1913 S 108 f вел свое войско на Мессену, его спросили, неужели он собирается воевать со своими братьями Нет, ответил царь, я только хочу пройти к неразделенным землям Таким образом, царь Полидор, начиная войну с Мессенией, объявил, что идет завоевывать землю, еще не поделенную на клеры ejpi th n ajklhvrwton th cwvra badivzein Mor 231 e В другом месте Плутарх, следуя, повидимому, той же традиции, сравнивает количество клеров, нарезанных Ликургом на территории Лаконии, с их количеством, приобретенным Мессении царем Полидором соответственно 6 тысяч и 3 тысячи. Сохраненная Плутархом традиция свидетельствует, что перед завоевателями изначально не стояла задача покорить всю территорию Мессении Ведь большая часть Мессении, кроме долины реки Памиса, гориста Холмистая местность и узкие прибрежные долины благоприятствовали скорее пастушеству, чем земледелию В классическое время большая часть западной Мессении была пустынна так же, как и прибрежные районы Поэтому объектом завоевания, по всей видимости, являлись только две плодородные долины, расположенные по берегам Памиса, Стениклер на севере и Макария на юге Эти две равнины легко могли обеспечить участками земли всех спартиатов, которые них нуждались ср Plut. Единственным близким по времени источником для Первой Мессенской войны является следующий фрагмент Тиртея. В свое время уже К Ф Германн заметил, что слова Тиртея о натуральном обложении мессенцев fr 5 Diehl 3 вовсе не доказывают, что те были превращены илотов уже конце Первой Мессенской войны 005_53 Hermann K F Lehrbuch der Griechischen Staatsaltertumer Bd I, Abt I S 203, Anm 3 Существенным образом их положение ухудшилось только после Второй Мессенской войны, когда, согласно Павсанию, все мессенцы были зачислены илоты IV, 23, 1 После же Первой войны мессенцы еще не стали правильными илотами, их зависимость имела более мягкую форму Мессения, скорее всего, находилась вассальной зависимости от Спарты и выплачивала последней контрибуцию виде части урожая Как заметил Ю В Андреев отношении Крита, реальных исторических условиях периода завоевания общинное или государственное рабство могло означать только зависимость одной общины от другой, выражавшуюся выплате натуральной дани 005_54 Андреев Ю В К вопросу об организации критских сисситий Античный мир и археология Вып 1 Саратов, 1972 С. Это позволило Мессении спустя несколько десятилетий поднять всеобщее восстание, которое вошло предание под названием Второй Мессенской войны О том, что это было именно восстание, свидетельствуют Страбон VIII, 4, 10, p 362 и Павсаний IV, 15, 1 Начав военные действия против Спарты, мессенцы тем самым нарушили одно из условий мирного договора и стали клятвопреступниками, что послужило для Спарты формальным поводом впредь узаконить состояние постоянной войны с Мессенией Как полагает П Олива, именно после победы во Второй Мессенской войне эфоры при вступлении свою должность стали объявлять войну илотам 005_57 Oliva P Sparta P 111 Эти, странные на первый взгляд, ежегодные объявления войны уже не существующему политическом отношении противнику были, повидимому, формой легализации криптий, которые имитировали военные действия сначала против мессенских илотов, а после восстания 464 против всех илотов вообще. Дату начала Второй Мессенской войны и ее продолжительность едва ли можно сегодня установить с какойлибо долей точности Все подсчеты основываются главным образом на словах Тиртея, что Первая Мессенская война была во времена храбрых отцов наших отцов aijcmhtai patevrwn hJmetevrwn patevre fr 4 v 6 Diehl 3, при буквальном понимании этого поэтического образа при дедах тиртеевского поколения Это единственный путеводитель для датировки восстания Фрагмент, где встречается эта строка, представляет собой обычный для Тиртея призыв, обращенный к его современникам, сражаться так же храбро, как это делали течение 19 лет их деды fr 4 Diehl 3 Возможно, начиная уже с классического периода основе всех подсчетов о временном промежутке между Первой и Второй Мессенскими войнами лежала прежде всего данная строка Тиртея Хотя, с другой стороны, оперировать именно этим свидетельством Тиртея и абсолютизировать его нас заставляет тот печальный факт, что до нас не дошла основанная на архивных документах хронографическая традиция, которая, конечно же, была еще распоряжении эллинистических и римских историографов, включая Павсания. Как не раз уже было отмечено научной литературе, на основании свидетельства Тиртея вероятны только самые грубые и приблизительные подсчеты 005_58 Hermann K F Lehrbuch der Griechischen Staatsaltertumer Bd I, Abt 1 S 203, Anm 4 Oliva P Sparta P 113 Тиртей ведь был поэтом, а не историком или составителем генеалогий Выражение aijcmhtai patevrwn hJmetevrwn patevre представляет собой поэтический образ, котором заключено представление о связи времен и поколений без точной фиксации какоголибо временного промежутка Зато указание Тиртея на то, что Первая Мессенская война продолжалась 19 лет, свидетельствует о том, что о войне еще помнило старшее поколение спартанцев и мессенцев 005_59 М Клаусс считает, что это выражение Тиртея не следует понимать как безусловное указание на временной промежуток два поколения, гдето на 60 лет Речь, по его мнению, скорее идет о какомто значительно более коротком отрезке времени, когда еще не только были живы, но и вполне активны участники Первой Мессенской войны Clauss M Sparta S 20 Но всякие рассуждения о длительности исторической памяти вне данных источников носят умозрительный и потому не обязательный характер. Согласно Павсанию, мессеняне восстали на 39м году после взятия Ифомы, 4й год 23 олимпиады, 685 4 IV, 15, 1 Но вот сроки окончания войны у Павсания называются разные По первому варианту, война закончилась 668 7 IV, 23, 4, а по второму 657 IV Тем не менее науке датировка Павсания часто оспаривается Одна группа исследователей полагает, что Павсаний или, скорее, его источник ошибся и Вторая Мессенская война началась не 685 4 а 668 7 Не раз уже высказывалась мысль с нашей точки зрения, недоказуемая, что мессенцы не могли поднять оружие против Спарты ранее 669 этот год спартанцы потерпели чувствительное. Желая примирить эти две различные традиции, почти на полвека расходящиеся определении сроков окончания войны, некоторые исследователи выдвигают гипотезу, что обе версии отражают, конечном счете, подлинную хронологическую канву И хотя главная борьба, очевидно, закончилась незадолго до середины VII подавление всех очагов сопротивления по всей стране могло затянуться на многие годы, и Мессения окончательно была замирена только конце VII 005_68 Huxley G L Early Sparta P 58 P 130 n 377 Jeffery L H Archaic Greece P 120 Эта точка зрения настоящее время вызывает наибольшее доверие у исследователей Так, Э Балтруш своей работе, опубликованной 1998 высказывает суждение, что Вторая Мессенская война, начавшись 669 была закончена лишь к концу века 005_69 Baltsch E Sparta. Согласно традиции, первые годы войны для спартанцев были крайне неудачными много раз они оказывались на грани полного поражения Ситуация усугублялась еще и тем, что Мессении удалось приобрести Пелопоннесе влиятельных союзников Стихи Тиртея передают крайнее напряжение сил Спарты Победу Спарты и окончательное поражение мессенцев, несмотря на их бесспорный героизм, Павсаний объясняет изменой союзников По его словам, спартанцы подкупили Аристократа, царя аркадян и главнокомандующего над их войском, и тот увел свои контингенты домой IV, 17, 2 О предательстве Аристократа было известно уже Каллисфену FgrHist 124 F 23 IV который, свою очередь, мог опираться на более древнюю традицию У нас нет веских оснований полагать, как это делают сторонники пересмотра традиции, что рассказ Павсания о предательстве аркадского царя всего лишь искусственная конструкция, выдуманная авторами мессенской легенды По мнению гиперкритиков, ничем иным, кроме измены союзников мессенофильская традиция не могла объяснить факт поражения мессенцев во Второй Мессенской войне Так, Дж Хаксли уверен, что история о дезертирстве Аристократа возникла не раньше мессенского возрождения и основания Мегалополя 005_80 Huxley G L Early Sparta.

Как бы то ни было, решительной битве у Большого Рва мессенцы были разбиты Несмотря на большой список союзников, коалиция против Спарты, повидимому, оказалась непрочной и недолговечной Из всех союзников генеральном сражении у Большого Рва принимали участие только аркадяне, да и то, по свидетельству Павсания, они самый ответственный момент ретировались, оставив мессенцев один на один со спартанцами IV, 17, 68 После этого поражения война перешла другую стадию И хотя сопротивление мессенцев продолжалось, оно приобрело уже черты партизанской войны Мессенцы укрепились на пограничной с Аркадией горе Ире, где продержались еще 11 лет Paus IV, 17, 1011 В течение всего этого времени они совершали регулярные рейды. В Мессении спартанцы сражались ради того, чтобы сохранить привычный образ жизни и обеспечить праздное существование не только спартанской элите, но и всему совокупному гражданству Размеры угрозы и далеко идущие последствия Мессенских войн для Спарты были даже большей значимости, чем Пунические войны для Рима 400 лет спустя. Время появления фаланги Спарте подтверждают также археологические находки, датируемые примерно серединой VII а именно посвящения храм Артемиды Орфии виде свинцовых фигурок гоплитов Повидимому, около 650 Спарта уже имела вполне сознающий себя таковым гоплитский класс По словам О Мюррея, уникальная колониальная комбинация экономических и военных факторов сделала этот переход особенно внезапным, ибо гоплитский класс охватил быстро и полностью весь гражданский коллектив 005_94 Murray O Early Greece P 165 Победа Мессенских войнах дала спартанцам возможность заниматься только военным делом и политикой По образному выражению Э Балтруша, Спарта стала гоплитским государством совершенно особой чеканки 005_95 Baltsch E Sparta. Однако вскоре спартанцы, благодаря счастливым предсказаниям, почувствовали себя снова воодушевленными и достаточно сильными для новых предприятий В новом большом сражении мессенцы, еще находясь полном уповании на оракула, сражались так мужественно, что опять не было никакого перевеса той и другой стороны Но этом сражении мессенцы потеряли своего царя Эфая и вместо него провозгласили царем Аристодема. Аристодем течение шести лет причинял спартанцам большой вред своими опустошительными набегами их область Поддержанный аргивянами и аркадянами, он одном сражении нанес им такое жестокое поражение, что они на некоторое время совершенно присмирели. Мессенцы еще раз попытались сбросить с себя позорное иго упорной войной Выросло новое, сильное, молодое поколение, горевшее одним только чувством желанием отомстить Спарте Вся сила этой мести и стремления к свободе сосредоточилась Аристомене юноше из царского рода Он стал душой нового восстания все мессенцы возложили свои упования на ум и мужество этого юноши, который к тому же смог договориться о помощи с аргивянами и аркадянами Так началась вторая мессенская война В первом же сражении между мессенцами и спартанцами Аристомен настолько доказал свою храбрость и способность, что мессенцы предложили ему сперва царское достоинство, а потом, когда он отказался от этого, неограниченную власть предводителя Вскоре после этого Аристомен проник ночью Спарту и положил храм Афины Халкиокийской свой щит с надписью Аристомен посвящает его богине после победы над Спартой Спартанцы должны были противопоставить такому страшному противнику самого выдающегося человека. Мессенцам не оставалось другого выхода, как тот, к которому они прибегли уже первую мессенскую войну Они оставили за собой только западный берег Жители остальной страны, особенности способные сражаться, заняли укрепленную гору Иру Отсюда Аристомен предпринимал такие успешные набеги, что спартанцы решили не обрабатывать полей близлежащих областях Мессении и Лаконии, так как Аристомен уничтожал все посевы на них Такое положение создало голод и повело к возмущению землевладельцев, которых с трудом усмирил Тиртей. Дорийцы, завоевавшие на рубеже II I тысячелетий до область Лаконика Пелопоннесе, сделали своим оплотом ее главный центр Спарту или Лакедемон как его чаще называют античные авторы Местное ахейское население было подчинено, лишено всех политических и гражданских прав и превращено подневольных работников рабского типа илотов. В результате войн территория спартанского полиса стала самой большой греческом мире Он занимал всю южную часть Пелопоннеса При этом Лаконика и Мессения были наиболее богаты плодородными землями и природными ресурсами среди всех регионов Эллады Поэтому Спарта никогда своей истории не сталкивалась с проблемой стенохории характерной для большинства греческих государств Напротив, спартанцы обычно жаловались на олигантропию малолюдье. Илоты не были рабами классического типа Они считались собственностью не того или иного хозяина, а всего полиса Поэтому спартиат не имел права по собственному почину продать или лишить жизни илота Часть илотов качестве вспомогательных сил принимали участие военных предприятиях Спарты Однако массе своей они проявляли недовольство существующим порядком, условиями своей жизни и были постоянно готовы к мятежу.

По примерным оценкам, общая численность илотов составляла 100150 тысяч человек, десять, а то и пятнадцать раз больше, чем полноправных граждан Жизнь горстки спартиатов среди десятков тысяч недовольных полурабов, была высшей степени опасной Ситуация требовала абсолютного сплочения Любая смута среде спартиатов была бы для них губительной, ибо илоты использовали для восстания всякий удобный случай. Царь Харилай принял сторону Ликурга, получившего возможность провести свои законы Они были оформлены виде документа, названного Мегало ретра Великое Постановление Законы предусматривали строгую регламентацию всех сторон жизни и деятельности граждан полиса Их целью было безусловное подчинение человека государству, сплочение населения и предотвращение внутренних конфликтов. Каждый спартиат, достигнув совершеннолетия, должен был стать членом какой либо группы граждан, собиравшихся на сисситии Отныне он не имел права обедать у себя дома Этот порядок распространялся на всех, том числе на представителей элиты и даже на царей Самое знаменитое блюдо на этих трапезах спартанская или чёрная похлёбка Рецепт ее не сохранился, но полагают, что состав ее входили свиная кровь, свинина, чечевица и уксус. В пути пастухи, сговорившись, решили убежать Это им не удалось Их догнали, жестоко избили и заставили идти дальше. Но один пастух всетаки остался Он забился колючие кусты вечнозеленого маквиса и лежал там, прижавшись к земле Купцам было некогда задерживаться Их вооруженные слуги проскакали взад и вперед по долине, но пастуха не нашли, и купцы вместе с Полихаровыми стадами тронулись своей дорогой Пастух глядел им вслед до тех пор, пока облако пыли не растаяло вдали А потом, пробираясь горными тропами, поспешил домой, Мессению. Эвефн понял, что отпираться бесполезно Ведь если Полихар пойдет Спарту, то сразу узнает, что это так и было купцы угнали и стадо и пастухов, а он, Эвефн, получил деньги.

Но как же ты мог сделать это с горечью удивлялся Полихар Ведь я принимал тебя своем доме как друга, я доверял тебе Ни одному спартанцу я так не доверял, как тебе. Всю дорогу Эвефн шел с поникшей головой и сокрушенно потряхивал кудрями Но как только они вступили на землю Лаконики и тень скалистого мрачного Тайгета упала на них, Эвефн поднял голову. Полихар продолжал смотреть на него так же пристально, Андрокла смущал его взгляд, но он владел собой. Андрокл говорит правильно, раздались отдельные голоса, изза одного человека может пострадать вся Мессения. Сторонников Антиоха, не желавших терпеть вероломства Спарты, оказалось гораздо больше Они убили Андрокла и всех, кто его поддерживал. Потом стало мучить сомнение А может, Андрокл был прав Может, надо было попробовать примириться со Спартой. Примириться со Спартой Иными словами делать все так, как хочет Спарта Нет Этого Антиох принять не мог и не хотел.

Так же, как всегда, юноши и взрослые спартанцы проводили свои дни гимнасиях, соревновались беге, прыжках, борьбе, метании копья Иногда отправлялись на охоту ущелья Тайгета Или под вечер, скрываясь и таясь зарослях камыша и маквиса, шли на другую охоту С короткими мечами, спрятанными складках плаща, рыскали по полям, где работали илоты, и, выслеживая самых сильных и красивых людей, тайком убивали их Видно, и это предусмотрел Ликург сильные рабы могут стать опасными для своих поработителей. Молодые спартанцы ждали войны, хотели войны Походная жизнь влекла их, как отдых В походе не нужно будет так трудно, так непрерывно тренироваться, бить своих и получать от своих синяки А наоборот, надо будет защищать друг друга И, защищая своих, бить и убивать врага, давая полную волю своей силе, ловкости, своему тренированному телу, своей жестокости, которую них воспитывали с детства. Не возвратимся домой, пока не завоюем Мессению Если даже война будет очень долгой, не возвратимся, пока не завоюем Мессению Если нам предстоят тяжкие военные бедствия, не повернем назад и не возвратимся домой, пока не завоюем Мессению Клянемся. Но для спартанцев теперь уже не было никаких законов, кроме закона силы и жестокости Они ворвались храмы, как простые дома, и перебили всех, кто надеялся найти там защиту К утру городе ни одного мессенца не осталось живых Бога их не защитили Очень немногим удалось бежать из Амфеи И те, кто успел бежать, всполошили Мессению Страшная весть обогнала их пути и очень скоро достигла ворот Стениклара. Это случилось VIII веке до нашей эры, во втором году девятой Олимпиады, когда одержал победу Ксенодок и тем прославил Мессению Ксенодок был мессенянин. Это произведение, предположительно, находится статусе public domain Если вы считаете, что это не так и размещение материала нарушает ваши или чьилибо права, то сообщите нам об этом.

Пиши комментарии, отзывы на книги и получай по 7 рублей за комментарий. Это зловещее слово прозвучало как набат, как угрожающий меч нависло над прекрасной Мессенией над ее цветущими селами и городами Со всей страны народ начал стекаться Стениклар Многие шли уже с оружием, с мечами и дротиками, с луком и колчанами, полными стрел Из деревень везли разные припасы, нужные походе, хлеб, оливки, мясо Каждый понимал, что нельзя сидеть дома, когда родине угрожает опасность. Речь царя была искренней, пылкой, мужественной И народ разошелся с площади, полный решимости встать на защиту своей страны. Мессения начала поспешно вооружаться Мрачные, тревожные дни наступили Мессенской долине Города стояли, наглухо закрыв ворота, днем и ночью их стены охраняла стража Поселяне торопились убрать и увезти хлеб с полей Но они часто должны были все бросать и бежать под укрытие городов или прятаться лесах спартанские вооруженные отряды неожиданно налетали на них, отнимали собранный хлеб, увозили плоды их садов и огородов, виноград, оливки, тащили амфоры с оливковым маслом, угоняли скот. Молодые радовались похвалам, гордились возрастающим счетом убитых мессенцев И заранее ликовали, представляя себе, как войдут мессенские города и как сделают мессенян своими рабами.

На четвертом году, после того как спартанцы взяли Амфею, царь Эвфай объявил поход Ожесточение и ярость против Спарты полыхали по всей Мессении, и Эвфай понял, что медлить больше нельзя. Злым огнем засверкали дротики, засвистели тучи смертоносных стрел и легковооруженные скоро схватились врукопашную на краю оврага Лишь тяжеловооруженные, хоть и скрежетали зубами от ярости, не могли броситься друг на друга овраг мешал. Понемногу спартанцев стало охватывать изумление Они шли бой с песнями и флейтами, заранее торжествуя победу Но вот они бьются час, другой, третий а мессенцы не уступают им Они не уступают спартанцам ни чем ни умении драться, ни упорстве, ни горячности, ни численности войска. Бились до самой ночи Густая тьма положила конец битве стало трудно различить, кто враг, а кто свой Падая от усталости, и спартанцы и мессенцы ушли к своим кострам, запылавшим темноте Только стоны раненых мессенцев иногда нарушали тишину У спартанцев же даже умирающие не стонали это считалось у них позором Они умирали молча. Молодым спартанским воинам, вернувшимся ни с чем из Мессении, не стало дома житья Мальчишки смеялись над ними Девушки язвили насмешками, придумывали им обидные прозвища Старики издевались. Дня не проходило без того, чтобы не слышались Спарте брань, упреки и насмешки над воинами, испугавшимися крутого оврага и частокола Говорили об этом и гимнасиях, и на рынках, и вечером, когда долго сидели и беседовали после.

Вот и сегодня ночь эфебы отправились за город Шли, разделившись на два отряда, шли походным шагом, равномерно шаркая толстыми подошвами сандалий Темнота не мешала эфебам Спарте никто и никогда не ходил с факелами Ликург говорил, что надо ночью ходить без факелов это научит ориентироваться темноте. Помните клятву, которую вы дали не возвращаться домой, пока не возьмем Мессению Ваши отцы совершали великие военные подвиги Вы должны совершить еще больший подвиг покорить Мессению и присоединить ее к Спарте Вы, молодые спартанцы, помните, что Спарта непобедима Держите высоко свою честь и честь нашей несравненной Спарты Мы победим. Его речь была, как тяжелый звон копья о копье, отрывиста, сурова, непреклонна Так было Так должно быть. Спартанцы мерной поступью, сомкнув щиты, двинулись на мессенцев Войска сошлись и остановились И перед тем как схватиться битве, они принялись, потрясая оружием, грозить и осыпать друг друга бранью. Сначала наступали друг на друга плотными рядами Особенно крепко и сплоченно держали свои ряды спартанцы И численностью спартанцев было больше их войсках сражались покоренные ими соседние племена, а также наемные отряды критских стрелков Но мессенцев держало их отчаяние, их готовность умереть за отечество Свои мучения они не считали мучениями, если это делалось для того, чтобы защитить родину Многие вырывались из рядов и бесстрашно кидались на врага Раненые не стонали и не жаловались, но дрались до последнего мгновения своей жизни И, умирая, они только просили тех, кто еще сражался, не допустить, чтобы их смерть была напрасной. И видно, любовь к отечеству была сильнее всех других чувств и помыслов Эвфай начал теснить спартанцев Еще удар, еще натиск, и пробил час Феопомп, царь спартанский, отступил и бежал, проклиная мессенцев. Но это ликование тотчас и погасло Он с горестью увидел, что предводитель правого крыла его войска Пифарат упал под вражескими копьями Полководец убит, и отряды его заколебались, расстроились, отступили Хоть и не пали они духом, но растерялись и побежали так же, как бежал от Эвфая Феопомп. К концу дня послали друг к другу глашатаев Договорились не начинать сегодня боя, потому что тела убитых еще лежали на земле непогребенные В этот вечер они уносили своих убитых воинов и хоронили.

По горным дорогам Парнаса по направлению к Дельфам шел знатный мессенский гражданин Тисис Он славился Мессении человеком, сведущим гаданиях Поэтому именно его послали мессенские власти к дельфийскому оракулу спросить у божества как им поступать и что сделать, чтобы спасти Мессению.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru