Маат в древнем египте это

Жители Древнего Египта считали, что, поклоняясь различным божественным существам, они могут получить покровительство делах и удачу Бог мог символизировать успехи на войне, хороший урожай, счастье и другие блага Маат один из самых известных объектов поклонения Об этой богине мы и поговорим сегодня. Я не вырвал хлеб у ребенка, и не относился с презрением к Богу моего города. Некоторую загадку для египтологов представляет отсутствие скольконибудь значимых храмов, посвященных богине Сегодня известны только небольшие святилища возле Карнака и Фив, которых, очевидно, на регулярной основе отправлялся культ Маат Очевидно, создании храмов более масштабных египтяне просто не видели специальной надобности богиня правды Древнем Египте пребывает не столько храмах, сколько сердцах людей. Также Маат это богиня правосудия, она отвечала за то, чтобы каждому человеку воздавалось по его поступкам, чтобы отношения между людьми были справедливыми Кроме того, во время произношения клятвы египтяне призывали свидетели богиню Маат, чтобы она засвидетельствовала искренность и честность произносимых слов Таким образом, Маат была еще и богиней истины Египтяне считали, мудрость и честность тесно связаны друг с другом Не удивительно, что мужем Маат был бог мудрости. Кроме того, по верованиям египтян, от богини Маат зависело и существование человека загробном мире После смерти душа каждого человека попадала на суд к отцу бога неба и солнца Гора, воскрешему Осирису владыке Царства мертвых На суде оценивалось каким был человек был при жизни, какие поступки он совершал, соблюдал ли веления богов Суд происходил при обязательном участии богини истины, справедливости и правосудия На одну чашу весов Осириса помещалось сердце умершего человека, а на другую страусиное перо богини Маат Если весы находились равновесии, то это свидетельствовало о том, что человек жил соответствии с заповедями Маат и совершал достаточное количество добра своей жизни Такой человек загробном мире удостаивался счастливой жизни, наполненной наслаждениями В противном случае, когда равновесия на весах не достигалось, человека направляли на вечные мучения.

Имя богини переводится как то, что является прямым или правда, но также и как заказ, баланс и правосудие Таким образом, она персонифицировала порядок и гармонию Принцип ma at правила Маат, который объединял древнее египетское общество, играл ключевую роль религиозной вере Древнего Египта Этот термин также имел фундаментальное значение для правящего фараона Его задачей являлось следование принципу ma at который воспринимался как неизменная, неподвергающаяся сомнению сила, дух Маат. Эта укоренившаяся вера навсегда определенный порядок вселенной имела следствием чрезвычайную консервативность египтян Изменений нужно было избежать, а новшество не было желательным. Дело том, что отличие от cемитских религий, у египтян не было никакого понятия общего для всех Судного Дня, когда все те, кто жил мире, должны были одновременно получить награды и наказание за их дела напротив каждая душа представала Зале двух истин перед судом богов индивидуально Здесь ей душе или разрешалось пройти царство Осириса, или она уничтожалась навсегда. Египетская богиня истины Маат с крыльями Украшение мумии Льняной картон Многохромовая краска Период Птолемеев Викториямузей, Уппсала. Она не сразу стала дочерью бога Ра Тексты саркофагов называют ее вначале дочерью бога Атума Во время Среднего царства богиня истины считалась ноздрей Ра, а во время Нового царства начиная с XVIII династии, она уже упоминается как дочь.

Маат в древнем египте это

Среди всех египетских богинь Маат самая абстрактная, но, пожалуй, и самая почитаемая египтянами. Маат как бы объединяет мир богов и мир людей Своим сводом правил, больше похожим на свод космических законов, она не только способствует правильности и закономерности развития всей Вселенной, но и сообщению всего египетского общества Так эти правила говорят об ответственности за свои поступки и раба, и жреца, и самого фараона Нарушение же этих законов неизбежно приведет к дисбалансу существующей гармонии египетского общества. По мнению исследователей то, что Маат изображена значительно больше фараона, говорит не только о божественном принципе Вселенской Гармонии, но и о желании представить богиню роли Матери Царя, которая ведет его на Ладью солнечного бога Ра, символизирующая путь фараона к вечной жизни. Существовала даже традиция во время ежедневных богослужений храме, подносить к лику божества статуэтку дочери солнца Маат, которая способствовала превращению обычного властителя само воплощение царственности. Маат была самой почитаемой богиней у египтян Поэтому ее изображение находят практически во всех древнеегипетских храмах, а вот ее культу было посвящено всего несколько храмов Наибольшее святилище находится Дейр эль Мединэ, расположенное на западном берегу Нила, недалеко от Фив Еще один крупный храм находится Карнаке, неподалеку от храма Монту бога Луны. Даже во времена правления фараона Эхнатона и его реформ, Маат попрежнему почиталась А на грибнице Рамоса Фивах ранних текстах этот фараонреформатор назван живущим по принципам Маат.

Маат в древнем египте это

Сегодня, несмотря на то, что прошло много веков со времени существования древнеегипетской цивилизации, Маат все еще находит отражение нашей жизни Ее образ лег основу богини правосудия Фемиды, символами, которой также являются весы А ее принципы положена основу 12 заповедей христианства. Имя богини Маат переводится как страусиное перо, она было дочерью солнца Ра Исходя от египетской мифологии она являлась богиней истины, гармонии и правосудия Маат учувствовала сотворение мира, после того как был уничтожен весь хаос на земле и вновь восстановлен порядок Так же она играла весьма значимую роль загробном суде бога Осириса. Маат одно из основных действующих лиц на Психостасии, когда ее страусиное перо служит противовесом сердца умершего Весы, на которых проводится измерение, также изображаются увенчанными фигуркой Маат. Богиня истины, космического закона и справедливости Изображена она крылатой женщиной с пером на голове Была женой бога мудрости Тота Египтяне чтили мудрость и закон как вселенские качества После физической смерти праведный человек попадает космическое состояние, которое описано как всеобщая честность, чистота, справедливость, истина Символом Маат было страусовое перо Оно служило наименьшей мерой веса Египте Считалось, что вес человеческой души равнялся весу пера В посмертном мире на одну чашу весов клали сердце умершего, а на другую перо или статуэтку Маат Равновесие чаш весов считалось свидетельством честности и непогрешимости В этой связи вспоминается гениальная денежная единица, изобретенная Древнем Египте около пять тысяч лет назад Она называлась шетит Ею пользовались при обмене товарами, оценке недвижимости или рабского труда Эта единица была чисто теоретической Официальным властям никогда не приходило голову наделать из металла кружочки строго определенного веса и выбить на них соответствующее изображение, однако все египтяне хорошо знали, какое количество золота, серебра или другого металла соответствовало по весу одному шетиту. Что же представляет собой найденная Ромером композиция Каково ее назначение и символизм с учетом места ее нахождения усыпальнице фараона.

Маат в древнем египте это

В Древнем Египте выразительницей этого Закона была богиня Маат наиболее почитаемая египтянами Ее изображения находят различных храмах Египта женщина со страусиным пером густых волосах, иногда сидящая, крылатая Часто изображался ее символ страусиное перо или предвечный холм со скошенной стороной, на котором ее часто изображали древние. На древних изображениях Маат присутствует на загробном суде такое изображение содержится и Книге Мертвых, который совершается над каждым усопшим Перед престолом судьи Осириса находятся великие Весы Правосудия Весы держал Анубис бог с головой шакала, а приговор выносил супруг Маат, бог Тот Сердце человека помещалось на одну чашу весов, на другую страусиное перо Маат Чтобы Душа могла соединиться со Светом и Истиной и продолжать свое путешествие Вечности, сердце должно быть легче пера Маат Если сердце было отягощено преступлениями, чаша грехов перевешивала и чудовище Амту лев с головой крокодила, пожирало умершего Если покойный прожил жизнь с Маат сердце, был чист и безгрешен, то оживал для счастливой жизни на полях рая, иару Для древнего египтянина Следовать Законам Маат, являлось стержнем существования, Путем, ведущим Бессмертие Это был долг чести и образ жизни. Маат и Тот образе ибиса VII VI вв до Маат и Тот образе ибиса VII VI вв до Маат мифах древних египтян богиня истины и порядка Была женой бога мудрости Тота Изображалась женщиной, сидящей на земле, с прижатыми к туловищу Энциклопедический словарь Всемирная история. Иногда Маат изображали с весами руках Как написано Книге Мертвых, во время загробного суда умерший попадал чертоги богини справедливости и представал перед Осирисом Там египтянин произносил 42 пункта Исповеди отрицания принципы Маат Затем Маат клала перо, как мерило истины, на левую чашу весов на правую же чашу боги клали вместилище души, сердце усопшего Только если человек жил согласно принципам Маат, был честным и обладал чистыми помыслами, его душа оказывалась легче перышка Маат или равна ему по весу, и боги наделяли счастливца вечно беззаботной жизнью загробном мире или возможностью воплотиться на Земле еще раз В противном случае душа несчастного пожиралась чудовищем Амту, львом с головой крокодила, и таким образом предавалась окончательной смерти без возможности перерождения. Значение богини повседневной жизни и мировоззрении египтян было огромно Она оказывала покровительство всем людям с чистыми помыслами, могла защитить от бесчестья и клеветы Все законы существования и развития мира осуществлялись посредством Маат разливы Нила, смена времен года, движение звезд, порядок проведения ритуалов поклонения богам и правила взаимодействия людей друг с другом Маат противодействовала хаосу и беспорядку, без нее вселенная распалась бы на части Самого фараона величали олицетворением богини на земле знак того, что именно он призван доводить законы богов до людей и устанавливать порядок Принципы Маат отражали незыблемость устройства мира и были призваны предохранить государство от раскола Они так же послужили основой для правовой системы и кастового общества, где для каждого с рождения было указаны место и правила поведения. Это слова, написанные тысячи лет назад древнеегипетским мудрецом Аменемопе, не отделяют человека от Истины, а соединяют его с. Для египтян жизнь длилась вечно Рождение и смерть были лишь моментами перехода из одной формы жизни иную, воротами, через которые пролетает великая путешественница птица Ба, душа человека. Город СетМаат был построен на западном берегу Нила, рядом с величественными некрополями Долины Царей и Долины Цариц, гробницы которых были покрыты изображениями сцен путешествия души Именно здесь, Великом Чертоге Истины, происходил Суд Осириса Именно здесь душа человека расправляла свои крылья для полета. В городе жили архитекторы, чертежникирисовальщики, скульпторырезчики, художники, каменотесы, гипсоделы, инструментальщики медники вместе со своими семьями Но кем они были Рабами или свободными ремесленниками А может, жрецами. Фараон владыка Египта и посредник между небом и землей Он не только отвечал за все, что происходило стране, но и являлся неизменным центром государства Он был верховным жрецом и вдохновителем создания всех священных сооружений Под его покровительством находились архитекторы, строители, художники, скульпторы. И великое предназначение СетМаат, города мастеров, заключалось поддержании традиции священного искусства Древнего Египта, которому отводилась необычайно важная роль Оно должно было стать мостом между преходящим и вечным, Египтом земным и Египтом небесным, должно было помочь человеческой душе достичь мира небесного и дать возможность миру божественному проявиться здесь, на земле.

Сохранилось огромное количество остраконов плоских кусочков известняка и глиняных черепков, содержащих зарисовки с натуры, графические наброски будущих работ, эскизы росписей, планов храмов и гробниц, записи и письма мастеров Город был подобен Домам жизни, которых шла постоянная работа по передаче знаний и совершенствованию мастерства различных жреческих и профессиональных братств Возможно, городе мастеров тоже были свои классы, мастерские, библиотеки Круг читательских интересов мастеров чрезвычайно широк Многие уникальные тексты и папирусы известны нам именно благодаря находкам СетМаат Большую их часть представляет поучительная литература моральные наставления и рекомендации по поведению. Исследователи отмечают, что все внутренние дела городе выполняли сами жители На воротах города несли круглосуточно службу стражники, юридические дела решали самые уважаемые горожанемастера Врачеванием мастера занимались тоже сами Примечательно, что городе не было специально выделенных жрецов Все ритуалы и церемонии проводились мастерами В городе был свой оракул К администрации города можно отнести двух Писцов царских гробниц, которые отчитывались перед фараоном за происходившее городе и на строительстве и доводили указания правителя до жителей и Начальника работ, который отдавал распоряжения по ходу сооружения гробниц Государство выдавало мастерам оплату за работу продукты, масла для умащивания, ткани на одежду и выделяло помощников для ведения домашнего хозяйства, а также водоносов, доставлявших воду. Интересно отметить, что самое сакральное место находилось у входа, а не глубине, как мы привыкли Если сопоставить расположение комнат доме со структурой египетского храма пилонывход, открытый дворик, гипостильный зал с колоннами, святилище, можно предположить, что доме акцент делался на выходе из него, а не на входе Мастер, направлявшийся на работу, начинал свой путь с профанной хозяйственной части дома, а выходил через домашнее святилище Что же следовало дальше, за святая святых дома Выйдя на улицу, мастер подходил к северным воротам, за которыми располагался храм ХатхорМаат Направлявшийся к Домам вечности просто не мог его миновать У храма начинались горные тропы, ведшие к Долинам Царей и Цариц До них было несколько часов пешего перехода Туда начале недели, которая у египтян составляла 10 дней, и направлялись на работу мастера Возвращались они домой на выходные на 9й или 10й день, чтобы отдохнуть течение недели после работы во временных поселках. Строительство начиналось с поиска подходящего места при участии царской комиссии и визиря После завершения поиска архитекторы составляли план и делали разметку входа гробницу С этого момента мастера, получив с царских складов медный и бронзовый инструмент, могли приступать к работе В то время как каменотесы вырубали стены, за ними следовали штукатуры и отделывали стены гипсовой штукатуркой им помогали гипсоделы, готовившие раствор Следом шли рисовальщики, наносившие контуры изображений и текстов красной краской Старший художник корректировал изображения черным цветом, доводя их до совершенства В других местах Египта обычно происходило наоборот подмастерья рисовали наброски черным, а мастер исправлял красным Далее стена переходила к скульпторамрезчикам, вырезавшим возвышенный рельеф и снимавшим лишний гипс с плоскости стены, отличие от углубленного контррельефа, который использовался храмах В заключение художники расписывали потолок, стены и рельефы цветными красками На потолке обычно изображали звездное небо или астрономические сцены Краски делались на минеральной основе, поэтому даже сегодня мы можем видеть их первозданные цвета. С образом Маат была связана идея последнего суда Согласно древнеегипетской мифологии именно эта богиня совершала главное судебное действие взвешивала сердце умершего человека А мерилом здесь служило ее перо Если сердце оказывалось тяжелее ее пера, то это указывало на его отягощенность грехами Высокое значение своеобразно отразилось иероглифическом письме оно стало одним из символов богини Маат Лежавший основе вселенского порядка божественный дух разумности и справедливости имел не только персональное, но еще и понятийное воплощение В этом качестве он обозначался на древнеегипетском языке тем же самым словом маат, но этом случае оно подразумевало не богиню облике женщины с пером, а необыкновенно широкое по своему смыслу понятие По мнению немецкого египтолога Яна Ассманна, специально изучавшего содержание маат как центрального понятия египетской мысли, оно непереводимо, его можно только описать и лучшим выражением его смысла является лозунг Wahrheit, Gerichtigkeit, Weltordnung, verite, justice, ordre, tth, justice, order 896 Заметим по этому поводу, что если бы действительности так и было, то это означало бы, что древнеегипетский термин маат вполне можно выразить исконно русским словом правда, подразумевающим истину, справедливость и соответствующий им порядок обществе Однако маат не просто истина, справедливость и порядок Из древнеегипетских текстов следует, что маат есть некое качество любой жизни во вселенной Ян Ассманн приводит своей книге, посвященной этому понятию, образцы таких текстов1 В послесловии к новому ее изданию, вышедшему свет 2006 году, он признает, что это космическое измерение маат египтологии всегда виделось и поэтому слово маат переводилось не только как справедливость но также как мировой порядок и истина 897 898 По его словам, из внутреннего смысла древнеегипетских текстов вытекает, что маат существует не для государства, не для того, чтобы царство возникло, было легитимизировано и положительно воспринималось, а наоборот государство существует для маат Для того, чтобы маат претворилась жизнь, царство должно опираться на богов 899 Это означает, что официальная религиознополитическая идеология Древнего Египта исходила из того, что действия государства должны соответствовать маат, а законы, издаваемые верховной государственной властью, выражать своим содержанием сущность маат, то есть божественный дух справедливости и разумности О распространенности среди древних египтян такого воззрения свидетельствуют прежде всего надписи захоронениях фараонов и сановников Ты должен соблюдать законы Маат 900, такая надпись была обнаружена археологами захоронении КенАмуна, сановника периода правления XIX династии Его законы процветают как дар Маат Земле 901, говорится мемфисском коронационном тексте Харемхеба Обнаруженная Абидосе надпись с посвящением Рамсесу II гласит Возлюбленный Маат, он живет ею своими законами 1 Официальная религиознополитическая идеология требовала также, чтобы божественному духу справедливости и разумности под названием маат соответствовали не только законы, но и судьи Объявляя своем указе об издании законов для судей, фараон Хоремхеб сообщал, что дополнение к этому преподал им праведный образ жизни, наставляя их как вести себя согласно маату. Из глубин тысячелетий идут к нам тропинки мудрости, открывающей Истину, Любовь, Понимание Сказки, мифы и легенды что может быть ценней чем эти крупицы, дошедшие до нас, и заново открывающие бескрайние просторы Вселенной, миров и Любви Единая Суть, Единство Сущностей, Одно СуществоИсточник, Начало Как никогда люди наши дни способны откинуть стереотипы восприятия и прочувствовать чистоту и прозрачность мудрости древних сказаний В качестве эпиграфа я выбрала именно эти строчки, поскольку взгляд скользит сквозь египетские мистери к первоистоку к Мулапракрити. Дети солнечнорыжего меда И коричневокрасной земли Мы сквозь смерть во плоти проросли, И с огнем наша схожа природа. Древние Посвященные не допускали чудоподобного творения, но учили эволюции Атомов на нашем физическом плане и их первой дифференциации из состояния Лайа Протил, как показательно назвал Крукс Материю или первичную субстанцию за пределами нулевой линии там, где мы помещаем Мулапракрити, Коренное Начало Мирового Вещества и всего сущего во Вселенной. О том, каким уважением и поклонением пользовался Осирис поегипетски Усир, можно судить по гимну, начертанному на стеле, датируемой приблизительно XV до так как на ней уничтожено имя Амона а это делалось по указанию Эхнатона. Как видим, египтяне не скупились на славословия адрес Осириса, наделяя его едва ли не верховной властью Правда, упоминается и АтонРа, но ему предопределено место небесах Недаром одном из мифов сказано, что Ра состарившись и утомившись, отдалился от земных.

Осирис первенец бога земли Геба и богини небес Нут мифологические времена, как считалось, унаследовал власть на земле от своего отца естественно, центром земли и его владений был Египет Осирис научил людей хорошим нравам и обычаям, отучив от людоедства От него люди узнали, как выращивать злаки и виноград, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, строить города, лечить, почитать богов, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды Возможно, это свидетельствует о том, что первые мифы об Осирисе как культурном герое вспомним образ Прометея зародились еще медном веке. Став царем, Осирис вывел людей из дикости, обучив земледелию и ремеслам Женой его стала Исида, владевшая магией Люди прославляли своего мудрого и доброго царя Однако был у него злобный завистник Сет, мечтавший завладеть троном. Когда ничего не подозревавший Осирис лег ящик, Сет со своими приспешниками быстро захлопнули крышку, заколотив ее Ящик бросили воды Нила Однако течением его море не вынесло куст вереска задержал у берега, обхватив ветвями Благодаря чародейству, Исида сумела отыскать саркофаг с телом мужа, извлекла посредством магии жизненную силу из тела Осириса и таким образом зачала от него. Ну а как быть с земным воплощением бога фараоном В реальность его возрождения поверить было невозможно Но и тут оставалась интеллектуальная лазейка предположение о том, что помимо тела есть у человека еще одна сущность душа, нечто эфемерное, покидающее тело и уходящее мир иной В таком случае именно там, иномире, могла происходить встреча души человеческой с богами, а прежде всего с Осирисом. Подземный мир, как известно, является залогом возрождения растений плодородный почвенный слой, содержащий влагу Не удивительно, что и для тех людей, тела которых уходили землю, предполагалась возможность возрождения, хотя и ином, чем земном мире, виде Мысль об умирающем и воскресающем боге была настоящим открытием Не случайно эту идею подхватили многие другие народы и она пользовалась большой популярностью античности. Правда, древности египтяне считали, что для загробного существования необходимы определенные обряды доступные только фараонам и крупным вельможам, а также магические заклинания Даже высокие идеи находились зависимости от конкретных социальных материальных обстоятельств. Более четырех тысячелетий Египте сохранялся не только культ Осириса, но и метод мумификации тел подражание Осирису Так проявлялась борьба человека со смертью и тлением и надежда на жизнь после жизни. Причины мумификации постепенно забылись, писал У Бадж, искусство умерло, погребальные обряды, сократились, молитвы стали мертвой буквой, и обычай изготовления мумий вышел из употребления Вместе с искусством мумифицирования умерли культ и вера Осириса, который из бога мертвых стал мертвым богом Для христиан Египта его место занял Христос В Осирисе египетские христиане нашли прототип Христа изображениях и статуях Исиды, кормящей своего сына Хора, они распознавали прототип Девы Марии и ее Младенца Нигде мире христианство не нашло людей, чье сознание было столь хорошо подготовлено к восприятию его учения, как Египте. Гор один из древнейших египетских богов, хранивший предания о тех временах, когда охота была главенствующим занятием мужчин Его изображали более поздние периоды виде человека с головой сокола или солнечного диска с распростертыми соколиными крыльями.

Когда Гор скрывался дельте Нила, ему покровительствовали боги, а едва ли не более других Тот, бог мудрости, письменности, счета, а также магии Можно предположить, что Гор получил юности хорошее образование Став царем объединенного Египта, Гор своем земном воплощении приобрел небывалую власть Однако управление страной без организации путей сообщения и связи, а также государственного аппарата было затруднено. В связи с этим, писал Р Антее, высшие посты Египте занимали члены царской семьи Так было во времена Хеопса, около 2650 до при его преемниках и, несомненно, предшествующий период Однако с началом V династии, около 2550 до те же посты занимали уже люди нецарского происхождения Эта перемена показывает, что положение царя изменилось Одновременно концепция о Хоре Горе как о верховном боге была заменена или, скорее, отодвинута на второй план представлением о том, что верховным богом является солнце, Рэ Ра, и что царь просто сын. По мнению Антеса, такая перемена была вызвана скорее всего недовольством кликой царских родственников, управлявших страной Помимо этого стране происходили значительные перемены системе хозяйства, управления и укрепления центральной власти Стали утрачивать смысл архаичные представления о многочисленных богах, относящихся к миру животных и людей, а племенная организация общества, а с ней и племенные богипокровители, осталась прошлом Дополнялись мифы на прежние предания накладывались новые, отражающие меняющееся мировоззрение Успехи астрономии раскрыли великое значение Солнца для жизни на Земле. Так как он был властелином книг и владыкой речи, писал У Бадж, считалось, что он владеет всеми знаниями человеческими и божественными При сотворении мира именно он был тем, кто выразил словах волю невидимой и неведомой созидающей Силы и произнес эти слова так, что возник. Являясь олицетворением знания, он сумел защитить Осириса и Гора, поведав Исиде слова власти, магические заклинания, благодаря которым она смогла воскресить Осириса и обеспечить победу Гора над Сетом Кстати, важно было не только знать слова власти, но и произносить их без запинки, определенным образом И всему этому Тот обучил Исиду.

Тот почитался как покровитель не только жрецов и магов, но и представителей всех интеллектуальных профессий В период упадка египетской культуры на первый план вышли оккультные знания, связанные с магическими заклинаниями, астрологией и алхимией В античное время функции Тота унаследовал греческий бог Гермес А мистическом плане соединение Гермеса с Тотом привело к образу мага и волшебника Трисмегиста трижды величайшего, имя которого было особенно популярно у средневековых чернокнижников, алхимиков, астрологов. Надо подчеркнуть, что культ Тота показывает, какое большое значение придавали египтяне духовной культуре, знаниям, интеллекту Не этом ли был залог великих достижений египетской культуры, проникнутой светлым мировоззрением, несмотря на культ мертвых или благодаря. Есть еще один аспект представлений египтян о боге мудрости Ведь он олицетворял два очень разных вида знания рациональное, которое можно сопоставить с наукой и техникой, и мистическое, отчасти связанное с тем, что мы называем интуицией, проявлением подсознания В первом случае речь идет о подлинном знании, а во втором о стремлении преодолеть незнание, чем призвана помочь религия. Девятка первобогов Атума возникла из его семени и пальцев, а Девятка богов Пта это зубы и губы этих устах, которые произносят названия всех вещей Девятка создала видение глаз, слух ушей, обоняние носа, дабы они передавали все это сердцу, ибо всякое знание происходит от него, язык же повторяет лишь то, что замыслено сердцем. Создается впечатление, что данный миф объединяет две версии о сотворении мира гелиопольскую, которой первенствует Атум, и мемфисскую И если Атум творит материальный мир, то Птах духовный сердце те времена считалось средоточием души.

В этом мифе Птах выступает не только творцом и демиургом, но и культурным героем Как творец, одухотворявший все сущее, он является одновременно мужским и женским первичным океаном, отцом и матерью Атума, сердцем и языком Эннеады девятки первобогов и Нефертемом, который находится у носа. Птаха отождествляли со многими другими богами, женой его называли Сехмет, а то и других богинь Но почему его изображали странном виде путника, закрытого одеждами Этим он отличался от всех других богов. Бог есть сокрытое Существо, и ни один человек не знает Его образ Ни один человек не может искать Его облик Он скрыт от богов и людей, и Он тайна для своих творений. Только для равнодушного взгляда Солнце представляется одним и тем же Оно постоянно меняется, и это нашло отражение египетской мифологии Утреннее Солнце называли Хепри Это имя производное от глагола существовать Повидимому, появление Солнца воспринималось как залог существования, бытия, жизни Зрелое дневное светило получило имя Ра а вечернее Атум Сам по себе солнечный диск тоже именовался особо Атон. Этот миф удивительно созвучен научным гипотезам XX века, согласно которым синтез органических молекул, определивших появление живых организмов на Земле, происходил процессе вулканических извержений вулканические острова с полным основанием можно считать огненными Еще более обоснована связь солнечной энергии со всеми проявлениями жизни на нашей планете, биосфере.

В этом мифе Ра напоминает богам, что люди созданы из его слез Мысль не только оригинальная, но и странная не следует ли понимать ее так, что печальная участь людей предопределена их слёзным происхождением Как люди могли восстать против верховного бога Складывается впечатление, что данном случае бог отождестатается с фараоном, а недовольные им люди с населением страны. С богом Ра истории Египта происходили существенные изменения Когда держава была единой и мощной, его культ лице фараона достигал апогея тогда это был действительно повелитель богов, о чем повествовали мифы Но периоды распада единого государства образ Ра тоже дробился Каждый местный владыка претендовал на этот образ и связывал его с какимлибо местным богомпокровителем. Как мы знаем, к подобным несуразицам египтяне относились философски, не придавая им большого значения Но так было периоды стабильности В периоды разброда и междоусобиц, когда многие местные царьки становились воплощением Ра, образ этого бога и вовсе дробился и терял всякие связи с традиционной мифологией Ситуация усугублялась результате вторжений чуждых народов с их богами, которые случае победы обретали порой большую популярность. В этой связи вспоминается гениальная денежная единица, изобретенная Древнем Египте около четырех тысячелетий назад Она называлась шетит Ею пользовались при обмене товарами, оценке недвижимости или рабского труда И тем не менее, писал французский историк Пьер Монтэ, эта единица была чисто теоретической Официальным властям никогда не приходило голову наделать из металла кружочки строго определенного веса и выбить на них соответствующее изображение, однако египтяне хорошо знали, какое количество золота, серебра или другого металла соответствовало по весу одному шетиту Такова была совершенно умозрительная единица цены Все знали, что такое шетит, и пользовались им, но никто никогда его не видел и не держал руках Его держали уме Так экономилось огромное количество драгоценного металла, сил и средств Польза была не только материальная, но и моральная невозможно было накапливать шетитные капиталы Это одерживало человеческую алчность и исключало жульнические операции Впрочем, возможность пользоваться мнимыми деньгами возникла именно потому, что египтяне высоко чтили честность, истину и справедливость облике богине Маат И если нечестивец исхитрится избежать мирского суда, то его непременно постигнет суд всевышний, божеский В Чертоге Маати уже невозможно было прибегнуть к обману и лицемерию. В одном из папирусов приведены речи умершего, когда он, правдивый голосом, выходит из Чертога богинь Маати Вот его слова Слава вам, о боги, обитающие Чертоге богинь Маати, лишенные зла телах своих, живущие праведно и правдиво, питающиеся правдой и праведностью. Фараоны второй династии именовались Гор и Сет или Два сокола Согласно этой версии Сет был повелителем Верхнего Египта где преобладают пустыни, а Гор Нижнего В период Древнего царства Сет вовсе не был воплощением зла и коварства Его наделяли доблестью и силой, ибо ему приписывалось спасе. Для древних египтян звездный небосвод выступал образах коровы Нут, женщины Нут, океана, крыши и даже крыльев Суть космоса остается загадочной, хотя и более или менее понятной некоторых проявлениях Прежде всего, это нечто божественное и живое За видимым образом крыша, купол скрыто иное, во многом непостижимое Разнообразие символов подчеркивает их условность В то же время современное понимание космоса предельно упрощенное, лишенное поэзии, красоты. Обобщая представления древних египтян о богине Нут надо признать, что первоначальный смысл, который вкладывали этот образ, был многоплановым, глубоким, отражавшим целый комплекс космогонических представлений Замечательно уже то, что около пяти тысячелетий назад египтяне разделили три области, три сферы земли, воздуха, космоса.

Так имя великого бога было отобрано у него, и Исида, владычица магических слов, сказала Уходи, яд, выйди из Ра О, Око Гора, выйди из бога и засияй на его устах Это я творю, это я заставляю упасть на землю побежденный яд, ибо имя великого бога отобрано у него Да будет жить Ра, да погибнет яд Да погибнет яд, да будет жить Ра Таковы слова Исиды, могущественной владычицы, хозяйки богов, знающей сокровенное имя. В этом отрывке соединяется сразу несколько тем и проблем Прежде всего он призван продемонстрировать необычайную силу магии, способной воздействовать даже на великого бога Этот текст, писал У Бадж, является заклинанием или магической формулой против укуса змей считалось, что надпись со словами Исиды может спасти жизнь укушенному змеей, точно так же, как ее слова спасли жизнь. Амулет Пряжка Исиды, который изготавливался из сердолика, красной яшмы или других материалов красного цвета или покрытых позолотой, пристегивался к шее умершего, чтобы обеспечить ему воскрешение и благополучие мире ином Произносимое при этом заклинание приведенное Книге Мертвых гласило Кровь Исиды, сила Исиды и слова власти Исиды своим могуществом защитят это великое и божественное существо и охранят его от того, кто захочет совершить с ним то, что рождено ненавистью. Сказала богиня эта Жив ты, победила я людей, и сладостно это для сердца моего. Древнеегипетская богиня истины и справедливости Маат принимала участие суде над душами умерших При ней всегда было страусиное перо Сердце умершего помещали на одну чашу весов, а перо Маат на другую, так судьи могли видеть, тяжело сердце от грехов или нет Если грехи перевешивали перо Маат, то сердце отправляли на съедение чудовищу Аммат Если же человек прожил жизнь с Маат сердце, то есть был добрым, справедливым, он становился духом и отправлялся к богам Весы держал бог Анубис, а решение суда записывал бог Тот, муж Маат Богиня никогда не расставалось с пером, оно было воткнуто её волосы. Сохраненная записях история Древнего Египта включает себя шесть периодов Раннее царство 3000 2800 гг до Древнее царство 2800 2250 гг до Среднее царство 2050 1700 гг до Новое царство 1580 1070 гг до Поздний период 1070 332 гг до Грекоримский период 332г до 395. Итак, бытие мира Нуне это абсолютно недифференцированный универсум, изначальный хаос без какого бы то ни было набора координат или рамок Оно, таким образом, оказывается первичным по отношению ко всем последующим стадиям преобразования мира Первая из них, упомянутая нашем тексте возникновение неба pi и земли Это уже своеобразное установление рамок универсума, начало его постепенного упорядочивания Далее речь идёт о второй паре свойств создаваемого мира устойчивости Устойчивый, smnti и смятении hnnw Так вводится свойство изменчивости создаваемого универсума, его видоизменяемости Что же касается последней из перечисленных отрывке категорий страха snd, то она стоит этом перечислении как бы особняком, не имея своей собственной пары Страх это уже не физическая, а исключительно человеческая характеристика, но о таком, казалось бы, немаловажном событии, как сотворение человека, фрагмент умалчивает. Итак, пожалуй, самая характерная черта этикоантропологической концепции, излагаемой Текстах пирамид, её исключительная элитарность. Прежде чем получить бессмертие загробном мире, его необходимо заслужить своими делами земной жизни, и тут на первый план вновь выходит понятие.

Конечно же, совершенно очевидно, что применительно к царской персоне по крайней мере, согласно Текстам пирамид вердикт высшего судилища неизменно оказывается положительным Умерший царь, получивший решением божественного суда право на вечную жизнь, получает от него также и совершенно новый титул m3 hrw буквально правоголосый или правдивый голосом, то есть тот, кто делает правдивые истинные высказывания. Египетская теология очень рано начинает проводить тесную взаимосвязь между категорией маа херу то есть обозначением человека, получившего право на бессмертие благодаря праведному поведению земной жизни и категорией имени in Имя человека глазах египтян это сам человек, оно рождается и умирает вместе с ним Не случайно, скажем, царская титулатура занимает столь значимое место общей системе египетской религии. В целом, однако, складывается впечатление, что рассматриваемую нами историческую эпоху то есть время правления первых шести династий моральнонравственный компонент Маат, то есть трактовка её как сакральной справедливости, находится лишь начальном состоянии Возможно, такое относительно медленное развитие сравнении с онтологическим аспектом Маат возникшим, напомним, примерно то же самое время связано именно с отмеченной нами элитарностью всей религиозной антропологии Древнего царства Это, однако, совсем не означает, что этический компонент Маат вовсе отсутствовал обыденном сознании египтян той эпохи указанием на его наличие служит дошедшая до нашего времени дидактическая литература, частности, уже упоминавшееся Поучение Птаххотепа Наконец, не следует забывать, что всё же весьма значительная по сравнению с более поздними эпохами ограниченность подлинных источников, сохранившихся от этого периода, объективно не позволяет провести детальный анализ представлений простых египтян Древнего царства о сущностных характеристиках Маат как справедливости. Начнем с кошачьей богини Бастет, упоминавшейся главе о культе животных Центром ее культа был город Бубастис греческое название, расположенный восточной части Дельты, на восточном берегу Дамиеттского рукава Нила, несколько севернее Гелиополя Геродот, посетивший этот город, утверждает, что храм богини Бастет Бубастис очень красив, что богиня погречески называется Артемида II, 137138 и что ежегодно честь богини устраиваются пышные празднества, на которых выпивают виноградного вина больше, чем за весь год Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700000 людей обоего пола, не считая детей II, 60 Цифра эта, разумеется, преувеличенна, но празднества, несомненно, были всенародными и пользовались большим успехом Упоминания о Бастет встречаются еще религиозных текстах времен Древнего и Среднего царств, но популярность ее особенно возрастает при XXII ливийской династии Египтяне видели ней разновидность богини Хатхор, а также сопоставляли ее с мемфисской львиной богиней Сехмет Бог Анубис, считавшийся сыном Нефтиды, упоминается иногда как сын Бастет Изображалась богиня виде женщины с кошачьей головой кошка была ее священным животным. Авторитет Маат особенно возрос конце эпохи Древнего царства Богиня была поставлена непосредственную связь с богом Ра как его дочь А поскольку бог солнца начиная с V династии становится верховным богом покровителем царей, их отцом, постольку Маат во всех своих аспектах символизирует божественное установление, правильность жизненных устоев и нравственных принципов Концепция Маат составляет основное звено египетской этики Маат была приближена и к богу Тоту Везиры, начиная с V династии, считались жрецами Маат судьи более позднее время носили на шее на цепочке ее изображение В крупных храмах, и частности храме ДейрэльМедине, соблюдался культ Маат Фараон, как сын бога и представитель богов на земле, должен был охранять Маат правопорядок В религиозных текстах встречается упоминание двух Маат так назывались мифологические небесные барки богов. Маат проникла и литературу Известна Сказка о правде и кривде Без вины ослепленный герой сказки назван Маат Имеется серьезное исследование Р Антеса о Маат текстах Амарны Следует отметить также косвенное влияние обожествленной концепции Маат на возникновение позднее время на древнем Востоке романа об Ахикаре, написанном на арамейском языке. Геродот сообщает III, 37, что персидский царь Камбиз, покоривший Египет 525 до посетив Мемфисе храм бога Пта, которого Геродот отождествляет с греческим Гефестом, издевался над идолом этого божества, походившим на финикийских кабиров, имевших вид карликов В родстве с великим богом Пта находились какието карликообразные божества, которых науке называют патэками они считались детьми Пта Патэки, как и Бес, имели защитные функции охраняли от опасных животных Защитная функция была характерна и для греческих кабиров финикийского происхождения, Греции они считались великими богами Напомним, что героями ряда западноевропейских сказаний являются гномы, безобразные карликовые существа, доброжелательные к людям. Бесы, патэки, кабиры, гномы относятся, повидимому, к одному кругу представлений, бытовавших на той ступени умственного и духовного развития человечества, когда люди населяли землю несметным количеством божков или духов, многие из которых были вредны и опасны для человека За помощью человек обращался к Бесам и им подобным, ибо великие боги не всегда были склонны непосредственно вмешиваться его обыденную жизнь.

Как это мыло измылится, так и измылится моя, рабы Божьей имя, бедностьтоска лютая Во веки веков Аминь. Смс с прощенным воскресеньем, поздравления смс на прощенное воскресенье. Елена Щедрунова Господа, добрый вечер Саид Нофаль и Виктор Солкин Добрый вечер. Некоторые версии мифа о сотворении человечества называют её создательницей ливийцев и азиатов. Даже сам зал, котором определялась мера грехов сердца умершего, назывался Чертогом Двух Истин Маати.

Слово Баст состоит из древнеегипетского слова bas и женского окончания t Древние египтяне не записывали гласные звуки, поэтому мы, скорее всего никогда не узнаем, как действительности звучало слово Баст или Бастет. Её удалось усмирить лишь с помощью хитрости по земле было разлито пиво, подкрашенное минеральными красителями красный цвет Львица приняла эту жидкость за кровь, напилась и уснула Четвертая жена Тефнут египетской мифологии богиня влаги Входит гелиопольскую эннеаду Её земное воплощение львица. Тефнут отождествлялась с Мут, Баст, а также с Хатор, Сехмет и другими богинямильвицами Менхит Мент, почитавшиеся Египте. Отсюда следовала и последующая традиция её изображения образе привлекательной женщины с рогами позже превращёнными своеобразную корону и иногда ушами коровы, однако некоторых местностях богиня сохранила облик коровы одной из ипостасей Хатхор была корова Мехурет. Как и Гор, Хатхор почиталась роли защитницы фараона, даровавшей плодородие, а также выступала качестве богиниматери подобно супруге Амона.

При мироздании Шу поднял небо Нут от земли Геба и поддерживал его затем простертыми руками Когда Ра после своего царствования сел на спину небесной коровы, Шу также поддержал её руками Таким образом, Шу бог воздушного пространства, озаряемого солнцем впоследствии он получил характер божества палящего полуденного солнца. Оси рис греч Ὄσῑρις грецизированная форма египетского имени Усир бог возрождения, царь загробного мира древнеегипетской мифологии Иногда Осирис изображался с головою быка. Миф о Горе упоминается рядом греческих авторов Сын Осириса, египетское божество У Геродота он отождествлялся с Аполлоном. Имя Гора входило царскую титулатуру и слово Гор пред именем обозначало тоже что и царь. Ра поручил Гору преследовать и покарать врагов И Гор бросается на них и убивает без пощады Ра благодарит Гора за победу такими словами Ты убивал моих врагов Ты наполнил воду кровью Ты сделал воды красными и сердце мое радуется.

Раскрашенное изображение глаза со спиралевидной линией под ним это, как правило, эмблема сокологолового бога неба Гора, символ всевидящего ока и единства космоса, целостности мироздания Согласно древнеегипетскому мифу, лунный глаз Гора был вырван Сетом битве за первенство среди богов, однако после победы Гора этом сражении вырос снова Этот миф стал причиной чрезвычайной популярности глаза Гора качестве отводящего зло амулета Око также часто изображали или высекали на египетских надгробных камнях для помощи мертвым загробной жизни Спираль под глазом напоминающая формой галактику символизирует энергию и вечное движение Глаз Гора также ассоциировался с исцелением, поскольку древнеегипетские врачи часто рассматривали болезнь как аналог битвы Гора и Сета. Эту эмблему виде овала с прямой линией на торце часто называют картуш Внутри располагается написанное иероглифами имя например, имя фараона, которое овал символически оберегает. С переходом к классовому обществу сохранялись поначалу образы богов, имеющих черты людей и животных Но теперь эти боги отличались разнообразием и были выстроены соответствии с определенными иерархическими системами В такие эпохи не было обширных государств с устойчивой постоянной группой богов Тогда Египте и других регионах с культурой подобного типа существовало несколько десятков более или менее обособленных областей или городовгосударств, номов.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru