Культурно исторические концепции исторического процесса

Так что высшая точка развития не только органических телах, но и вообще органических явлениях, есть высшая степень сложности. Леонтьевым разработана теория ведущей деятельности как такой, которая становится центральной, основной на различных этапах развития и оказывает наибольшее влияние на формирование сознания, личности ребенка на этом этапе. Рубинштейна это прежде всего труд по преобразованию окружающего мира. Рубинштейн дал свой ответ и на вопрос том, что определяет психические явления влияние среды или внутренние факторы. Он возражал против абсолютизации роли среды, которая была то время едва ли не господствующей идеологической установкой, охватывавшей не только психологию, но и все естественные науки вспомним теорию. В противовес этому он выдвинул принцип, согласно которому внешние причины воздействуют на объект, том числе и человеческую психику, через внутренние условия.

В этом направлении получила содержательную психологическую разработку теория. Было показано, что основе способностей лежат врожденные особенности задатки. Ее суть заключается том, что история человечества рассматривается как пространство, заполненное самобытными региональнокультурными организмами или локальными цивилизациями. В этом смысле рационалистическая концепция истории оказывалась описанием не всемирной истории, а только одной из локальных цивилизаций европейской. И даже положение конце истории, выдвинутое Гегелем и молчаливо признававшееся марксизмом. Локальные цивилизации стремятся к обособленности, контакты между ними рождают конфликты и могут только ускорить гибель одной из. Специфика исторического факта его однократность и неповторимость, его отнесенность к прошлому и недоступность непосредственному наблюдению и фиксации.

Эта теория способствовала преодолению европоцентризма, создала предпосьшки для непредвзятого, объективного изучения иных культур. Вопервых, само понятие цивилизации возникло и разработалось рамках рационалистической концепции истории, заключавшей себе том или ином наборе существенные элементы цивилизационного подхода теорию гражданского общества, правового государства, учение роли экономики общественном процессе. В последние годы большой интерес вызывают работы русского историка. Данилевского и историков евразийского направления, он рассматривает качестве базовой структуры исторического процесса этнос общность людей, населяющих определенную территорию и объединенных действием пассионарного духа биопсихической энергии, рождаемой сочетанием собственно этнических, географических, климатических условий жизни этой общности. По мере затухания пассионарной энергии, растрачиваемой исторической деятельности, этнос снова растворяется природной и социальной среде, становится добычей иных, поднимающихся цивилизаций, поглощается ими, часто бесследно исчезает, входя состав нового этноса суперэтноса.

Гумилева своеобразная реакция исторической науки на засилие ней вульгарного экономикосоциологического детерминизма, по существу, не только игнорировавшего роль духовной культуры развитии общества, но и вырвавшего это развитие из природной среды, пренебрегшего, помимо всего прочего, этническим компонентом истории. Выготский разработал культурноисторическую теорию развития психики процессе освоения индивидом ценностей человеческой цивилизации. Выготский разработал учение возрасте как единице анализа детского развития. Биологический тип развития происходит процессе приспособления к природе путем наследования свойств вида и путем индивидуального опыта. По Выготскому, основным источникомразвития психики является среда, которой психика формируется. Наиболее важные среди них дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента появление новых сторон, новых элементов самом развитии перестройка связей между сторонами объекта. Леонтьева всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. Гальперина формирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит умственный план. Исторические ступени развития общества 11, 2014 Есть ряд вечных вопросов, которые издавна будоражат. В процессе исследований были выделены концепции исторического развития.

Две точки зрения Первый тип учений относится к унитарностадиальным. Если сторонники унитарностадиальной концепции считают прогресс бесконечным, то плюралисты этом сомневаются. Согласно их теории, история мира состоит из многих самостоятельных образований, которые проходят свои собственные пути развития. Натуралистическая концепция Мы с вами говорим таком понятии, как концепция исторического развития. Смысл развитии есть, ведь даже сторонники плюрализма не отрицают, что народы развиваются по одним законам и этапам, но по спирали. То есть, когда человек каменном веке хотел кушать, он шел на охоту или срывал фрукт с дерева. Смысл данной теории заключен том, что мораль, законы и принципы уже заложены человеке изначально. Однако благодаря подобному видению невозможно както убедительно объединить все происходящие процессы. Цивилизационная концепция исторического развития подразумевает соответствие определенных общностей неким условностям. То есть у каждой цивилизации есть периоды зарождения, расцвета и упадка.

И нашу цивилизацию также ожидает упадок, а на смену придет совершенно новая формация. Этот подход подразумевает линейную эволюцию человека от простейших форм до современного типа. Основу развития человечества они видели смене форм производства. Позже были приручены различные виды животных, выведены культурные сорта злаков, овощей и фруктов. Появилась возможность планировать положение племени и народа, отличие от случая и везения на предыдущем этапе.

На смену этому строю приходит феодальный, во время которого начинают создаваться механизмы, призванные заменить труд человека. Единственными способами добыть пропитание и одежду были охота и собирательство. Ученые находят отколотые пластины кремния, которые совмещались вместе на куске дерева или рога, образуя некоторое подобие лезвия. Далее люди научились делать дротики и копья, изобрели лук со стрелами. Рабовладельческий строй Со временем напоминаем, что мы говорим про основные концепции исторического развития общество начало делиться по положению и имуществу. Самыми высокочтимыми были те, кто мог командовать и брать ответственность за все племя на себя. Сюда относились люди, которые умели лечить, знали определенные секреты веществ и открыли для себя некоторые возможности, которых большинство даже не догадывалось. Эпоха феодализма Но человечество развивалось, и на смену торжества науки пришел рост военной экспансии. Прослойка правителей и воинов более сильных племен, подогреваемая священниками, начала навязывать соседним народам свое мировоззрение, заодно захватывая их земли и облагая данью.

Стало выгодно взять во владение не бесправных рабов, которые могли восстать, а несколько сел с крестьянами. Индустриальное общество Новый этап концепции исторического развития характеризуют большей свободой, человека, по сравнению с предыдущими. Начинают возникать мысли равенстве всех людей, праве каждого на достойную жизнь, а не прозябание и беспросветный труд. Не зря же это время возникают целые школы философов, исследователей естественных наук и прочих ученых, чьи идеи ценятся и сегодня. Кто не слышал Канте, Фрейде или Ницше?. Также, если посмотреть на производство, то практически все делают механизмы. Питирин Сорокин выделил этапы развития культурно исторического процесса.

В зависимости от смены этих этапов изменяется господствующий тип культуры. Не смотря на то что современная цивилизация проходит чувственный этап культуры, Сорокин оптимистически трактовал будущие современной цивилизации. Появляются многочисленные исследования, центре которых оказываются вопросы, поставленные свое время западной философии жизни и философии культуры, — движущих силах истории, культурноисторических типах. Абстрактные утопические картины будущего, которые рисовали мыслители прошлого, уступают место новой социологической дисциплине — футурологии. Весь исторический процесс здесь представлен как поток сменяющих одна другую культур. Этап зарождения и восхождения, считает Шпенглер, и является собственно культурой. Культура — дух, цивилизация — интеллект — вот самые короткие и существенные отличия того и другого, по Шпснглеру. Подобно Шпенглеру, Тойнби считает, что нет единой истории человечества, а есть лишь истории замкнутых, самодостаточных цивилизаций, которых ученый насчитывал. Каждая цивилизация — культурноисторическая монада, она Проходит определенный цикл развития становление — расцвет — гибель.

Такое историческое движение имеет, по Тойнби, своем основании закон вызова и ответа. В своей концепции Тойнби отдает дань религии адекватность ответа вызову обусловлена Богом. Гибель, или, по терминологии Тойнби, надломы цивилизации вызываются двумя причинами. Разделяя культуры на хамическую и эфиопскую позднее ученый называет первую обобщенно Востоком, а вторую — Западом, числе особенностей одной — восточной — он перечисляет пещерное чувство, неподвижность, идею непреодолимой судьбы, а другой — западной — чувство далекого, динамичность, идею личности и свободы. Особый вариант социокультурной реальности разработал русскоамериканский социолог.

В разные исторические периоды культурах доминирует то одна, то другая суперсистема. Сорокин представляет исторический процесс не только как динамику культур во времени по вертикали, но и как взаимодействие по горизонтали. Мирэкономика у Броделя — это способ расчленения исторического времени и пространства. Вторая стадия — переходное общество, или период подготовки так называемого сдвига. На этой стадии появляются люди, способные преодолеть косность и застой консервативного традиционного общества. Она знаменуется промышленной революцией, повышением доли капитала национальном доходе, развитием техники. Такие же, как Япония, — позже по Ростоу, Япония достигла этой стадии.

Основными отраслями экономике выступают сфера услуг и производство товаров массового потребления. И если первое — это общество консервативное, отсталое, застойное, основанное на рутинных формах ведения аграрного хозяйства и примитивной организации, то индустриальное общество — это тоже целая полоса развития человеческой истории, связанная с машинным, фабричным производством, свободной торговлей и развитыми рыночными отношениями. Кроме того, индустриальное общество характеризуется разрушением традиционных наследственных привилегий, провозглашением равных гражданских и политических прав, широкой демократизацией всей общественной жизни. В основе многочисленных теорий индустриального общества лежит концепция технологического детерминизма, согласно которой определяющую роль общественном развитии играют техника, технические знания. Капиталистическое общество рассматривается при этом лишь как начальная стадия индустриального века. Частная собственность — атрибут капиталистической фазы истории современное индустриальное общество основано на совершенно иной системе ценностей и социальных приоритетов. Теперь же имеет место крупная корпоративная собственность принцип корпоративизма.

При современном сложнейшем техническом обеспечении производства, крупных долгосрочных капиталовложениях, возрастании значения сбыта произведенной продукции необходимо централизованное планирование. Предприятие полностью отделено от семьи отличие от традиционного общества, где семья выполняет, помимо прочих, хозяйственную функцию. Современное производство характеризуется огромной концентрацией рабочей силы идет образование промышленных гигантов. Однако их конвергенции единую мировую систему мешают различия политическом строе и идеологии. Несколько иной вариант конвергенции двух систем предлагает американский социолог и экономист. В зависимости от характера этих прогнозов все футорологи разбились на два лагеря пессимистов и оптимистов. В этой книге, частности, показывается, что за индустриальным обществом следует новый этап человеческой истории, основе которого будет лежать научнотехнический прогресс.

Он вводит понятие технотронного общества, где главную роль человеческой жизни будут играть электроника, радиотехника, средства передачи и хранения информации. Бжезинский считает, что это общество наступит результате начавшейся технотронной революции. Вторая — осуществляется странах, уже раньше вставших на путь индустриального развития и этом отношении более зрелых развитых и подающих своеобразный пример для отсталых стран и народов. Несколько иначе трактует процесс модернизации, хронологически совпадающий с образованием капиталистического общества Тенниса модернизация по существу совпадает с переходом от системы общность к системе общество. Современные теории индустриального и постиндустриального общества при всех их различиях обычно связывают процессы модернизации со следующими социальными изменениями 1 преобразование местных рынков рынок всеобщий мировой, 2 ликвидация внеэкономического принуждения, 3 резкое возрастание динамичности социальных процессов, 4 профессионализация труда, 5 разделение ролей производителя и потребителя. Подобные теории, как видно, отождествляют модернизацию с европеизацией, вестернизацией. И, как показала эта дискуссия, концепция открытого общества имеет для теоретической социологии важное мировоззренческое значение. Для описываемого процесса критическими точками являются На сайте. Становление судебной власти России отражает процесс постепенного формирования нашей стране правового государства Решение этой задачи.

В последние годы неуклонно растет интерес к изучению познавательных процессов. До начала 50х годов вопросы, относящиеся к теории Первые исследования были посвящены изучению механизмов восприятия. Однако следует отметить, что сама идея линейного развития культуры, наоборот, получила всемерное распространение под влиянием взглядов протестантизма Англии и Германии, Просвещения во Франции. Из теологической она постепенно превратилась метафизическую и рационалистическую. В рационалистических концепциях история первоначально рассматривалась как царство случайностей и произвола. Выше уже говорилось, что одним из первых, кто выступил с позицией цивилизационного подхода и обосновал концепцию культурноисторических типов, идею самобытности России, был русский историк, славянофил. Идея нелинейном движении истории была воспринята славянофилами, доказывавшими самобытность русской культуры.

Ахиезер рассматривает традиционную и либеральную цивилизации, составляющие дуальную оппозицию, поляризующую человечество. В своем наиболее жестком варианте этот подход предполагает растворение специфики всех духовных сфер жизни общества социальноэкономической сфере, подчинение их законам базиса. В качестве фундаментальной основы развития человечества он рассматривает способ производства общественной жизни как некую совокупность человеческого потенциала, социальных условий и природной среды. Использование этой категории позволяет включить единую концепцию исторического процесса не только цивилизационную и формационную теории, но и многочисленные исследования сторонников географических, природнодемографических направлений. Единство человечества основано на замкнутости нашей планеты, общности хронологии единого времени и происхождения людей, способности к пониманию, вере единого бога. Она призвана гармонизировать сферу отношений личности, социума и космоса, взятых безотносительно ко времени и пространству. Они послужили дополнительным аргументом споре единстве человеческой цивилизации. Но полувековой цикл является лишь элементом цивилизационного цикла, меняющегося каждые 200300. Отдельные народы, страны, регионы обогащают нас массой достижений, уникальных событий и явлений, для изучения которых необходима определенная упорядоченность или типологизация.

Современные исследователи выделят совокупность показателей, которые являются для них наиболее важными анализе рассматриваемых культур и служат основанием для различных типологий. Мы большей мере ориентируемся на историческую типологию культур, дающую возможность анализа временного изменения культуры. Широкое распространение получили также взгляды французских историков, составлявших школу Анналов. В последнее время у нас стране широкое распространение получила модернизационная концепция. Модернизация это всеобщее мировое явление при переходе стран от традиционного общества к индустриальному. Вторая концепция, культурноисторическая или цивилизационная, исходит из следующих положений История человечества представляет собой не однонаправленный линейный процесс, а историю отдельных цивилизаций. Каждая цивилизация имеет завершающийся цикл развития она рождается, достигает расцвета и гибнет.

В нём исследуются пять живых цивилизаций западная, православнохристианская, исламская, индуистская, дальневосточная и тридцать две мёртвые. Окончил юридический факультет Московского университета 1917 и одновременно историкофилософский факультет университета. В психологии существовали две точки зрения на процесс психического развития ребенка одна точка зрения изучение высших психических функций со стороны составляющих их натуральных процессов, сведение высших и сложных процессов к элементарным, без рассмотрения специфических особенностей и закономерностей культурного развития поведения. Выготского не как замкнутый мир явлений, открытый только самонаблюдению субъекта как непосредственная данность, а как вещь принципиально иного сущностного порядка. Сознание требует столь же объективного научного опосредствованного изучения, как и любая иная сущность, и не сводится к интроспективно данному нам явлению переживанию субъектом какоголибо его содержания. Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Выготского заключалась том, что психические процессы преобразуются у человека так же, как процессы его практической деятельности Но сами по себе орудия, являясь вещами непсихологическими, не могут, по мнению. Овладение ребенком связью между знаком и значением, использование речи применении орудий знаменует возникновение новых психологических функций, систем, лежащих основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного.

Выготского исследования знака начались именно с изучения его инструментальной функции. Затем знак превращается во внутреннее средство организации психических процессов, которое возникает результате сложного поэтапного процесса вращивания интериоризации знака. Выготский утверждал, что если раньше приказ например, запомнить чтолибо и исполнение само запоминание были разделены между двумя людьми, то теперь оба действия выполнялись одним и тем же человеком. Выготскому, необходимо выделять две линии психического развития ребенка — натуральное и культурное развитие. Тем не менее, натуральное развитие продолжается, но снятом виде В процессе культурного развития изменяются не только отдельные функции — возникают новые системы высших психических функций, качественно отличные друг от друга на разных стадиях онтогенеза.

Таким образом, первичные связи между функциями, сложившиеся ходе эволюции, заменяются вторичными связями, построенными искусственно — результате овладения человеком знаковыми средствами, том числе языком как главной знаковой системой. Появление культурноисторической теории Выготского символизировало новый виток развития психологии личности, обретшей реальную опору обосновании своего социального происхождения, доказательстве существования первичных аффективносмысловых образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида идеальной и материальной формах культуры, которую приходит человек после рождения. Значительную роль этом процессе сыграл немецкий философ и культуролог Иоганн Готфрид Гердер 17441803. Наиболее подробно Гердер анализирует европейскую культуру, выступая против европоцентристской идеологии и одновременно подчеркивая азиатское происхождение многих культурных феноменов. Налицо было несоответствия между величественностью культурных задач и ограниченностью индивидов, между представлением бесконечном культурном прогрессе и пониманием разума как вечной и неизменной способности человека. Конечно, непосредственно все культурное творчество осуществляется индивидуальными усилиями людей. Дело том, что развитие мировой культуры обнаруживает такую целостность и логику развития, которые не могут быть выведены из суммы индивидуальных усилий. С точки зрения Гегеля, все существенное содержание культуры есть реализация логической идеи. Вопервых, все, что сводится к замкнутой себе логике, оказывается исчерпываемым и неспособным к бесконечному развитию.

Втретьих, теории Гегеля нет места для подлинной автономности и самоценности человека. Для Гегеля единичный человек ценен лишь постольку, поскольку он есть воплощение безличного мирового разума. Таким образом, оказывается, что мировой разум виде культуры и государства стоит над единичными людьми, используя их как орудие для своих целей. Ход истории, по мнению Данилевского, выражается смене вытесняющих друг друга культурноисторических типов, проходящих путь от этнографического состояния через государственность до цивилизованного уровня. Независимость нужна для того, чтобы родственные по духу культуры могли свободно и плодотворно развиваться и взаимодействовать, сохраняя то же время их общее культурное богатство. Данилевский выражал надежду на то, что славянам удастся создать гармоничный четырехосновный культурноисторический тип, призванный объединить во главе с Россией все славянские народы противовес Европе, вступившей период упадка.

Выразить ее характер невозможно с помощью разума и науки, это способна сделать только такая синтетическая форма жизнедеятельности человека, как искусство. Еще позднее во взглядах Ницше на жизнь и культуру происходит усиление социальнонравственного акцента, и жизнь начинает истолковываться им по преимуществу как воля к власти, а смысл культуры формировании носителя этой воли к власти сверхчеловека. По мнению Шпенглера, кризис не есть стадия перед новым процветанием, он завершение цикла, смерть культуры. Шпенглер считал, что кризис культуре наступает тогда, когда ее душа осуществит всю совокупность своих возможностей у народов, языков, религиозных учений, искусств, государств и наук. Но уже и сейчас ясно ощущаются первые признаки того хода событий, который придется на первые века будущего тысячелетия и может быть назван закатом Запада. Свобода есть великая неопределенность и великий риск, ней кроется как возможность добра и бесконечного возвышения человека, так и возможность зла и бесконечного падения. Культура и ее формы нередко противостоят личности как нечто принудительное и сковывающее творческую свободу.

Как понять эту принудительную и отчасти обезличивающую роль культуры?. Для социологии культуры концепция Макса Вебера имеет особое значение по причине высокой аналитической ценности его основных методов. Феноменолога не интересуют те или иные моральные нормы, его интересует, почему они нормы. Сущность же открывается исследователю тогда, когда он наблюдает свой объект незаинтересованно, избегает предубеждений, банальностей и самолюбования. Учение Гуссерля было чрезвычайно популярным и имело множество последователей. Шелер испытывал интерес к религии и соответственно строил свою концепцию феноменологии Хайдеггер предпринял основательную ревизию феноменологии, основываясь на понятиях бытия и существования. Поздний период его творчества завершила работа Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Отвечая на вопрос, что же явилось существенным превращении доисторического человека человека культуры, Ясперс называет использование огня и орудий труда, появление речи, формирующие человека способы насилия над самим собой такие, как табу, образование групп и сообществ, жизнь, которая формируется мифами. Осевое время это время рождения мировых религий, пришедших на смену мифологическому сознанию, прорыв мифологического миросозерцания, составляющего духовную основу доосевых культур.

Зигмунд Фрейд 18561939, австрийский врачпсихоаналитик, философ и культуролог, рассматривает параллельно детство вхождение культуру и становление культуры. В ней Фрейд выделяет принцип удовольствия, влечение к Эросу и стремление к смерти Танатосу как сил, побуждающих человека к действию. Для понимания этой психоаналитической концепции также важна его модель личности, состоящая из трех сфер Оно глубинный слой бессознательных влечений, сущностное ядро личности сфера сознательного, посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью культурной и природной СверхЯ сфера долженствования, моральная цензура, выступающая от имени родительского авторитета и установленных культурных норм. Данная структурная схема является универсальным способом объяснить поведение, деятельность человека современной и архаической культуры, нормального и безумного. Кроме стремлений к Эросу и Танатосу Фрейд отмечает у людей врожденную склонность к разрушению и необузданную страсть к истязанию.

Культурноисторических типов уже проявившихся истории человечества, Данилевский насчитывает 10 1 Египетский 2 Китайский 3 АссирийскоВавилонский, халдейский или древнесемитический 4 Индийский 5 Иранский 6 Еврейский 7 Греческий 8 Римский 9 НовоСемитический или аравийский 10 Германороманский или европейский. Так, еврейский культурноисторический тип развил религиозный тип деятельности эллинский культурный римский тип развил политическую сторону человеческой деятельности. Двухосновным культурноисторическим типом, развившим культурную и экономическую сторону человеческой деятельности Данилевский считал европейский германороманский культурноисторический. Линейность проявляется том, что история изучается по восходящей линии, когда последующие эпохи и события рассматриваются как развитие и увеличение предыдущих. Культура, по мнению Шпенглера, это отличающее эпоху и, более того, создающее ее как целостность определенное внутреннее единство стилистики, запечатленное формах экономической, политической, духовно религиозной, практической, художественной жизни.

Заканчивается эпоха цивилизации примитивизацией политических форм, внутренним распадом наций и превращением их бесформенное население, бессилием имперского механизма на фоне хищнической радости юных народов и внеисторическим окоченением. В первом случае не последует активного ответа, а во втором — непреодолимые трудности могут корне пресечь зарождение цивилизации. Возникают слои ремесленников, ученых, торговцев, людей умственного труда. Ограниченность и эгоизм правящих элит сочетании с леностью и консерватизмом большинства приводят к вырождению цивилизации. Авторитет ученых и их воздействие на политическую жизнь становятся все значительнее. Таким образом, общая схема существования этносов выглядит так Начало этногенеза внезапное появление популяции некоторого числа пассионариев пассионарный толчок. Таковы, общих чертах основные направления осмысления исторического процесса. Выготского, представлены отдельно, как независимые и самостоятельные линии развития.

Оба плана развития — естественный и культурный — совпадают и сливаются один с другим 1. Именно такими знаками, такими своеобразными психологическими орудиями, которыми человек оперирует своей психической деятельности, являются язык, различные формы нумерации и счисления, мнемотехнические приспособления, алгебраическая символика, письмо, диаграммы, карты. Актуальной проблемой детской психологии следует считать и разработку психологических предпосылок трудового воспитания с учетом возрастных особенностей детей и младших школьников. Ученые накопили много фактов, доказывающих неразрывное единство всех сторон воспитания. Отсюда были сделаны выводы глубокой связи эстетического и умственного воспитания успехи сфере эстетического развития детей оказывают положительное влияние на их умственное развитие. Такие же закономерные связи обнаружены между эстетическим и умственным развитием ребенка и формированием его нравственного облика.

Актуальной остается и дальнейшая разработка теории возрастной периодизации развития психики ребенка. То, что они перешли к новой деятельности — учению, совсем не означает необходимости исключения из их жизни игры. Еще по теме Концепция культурноисторического развития Заданный концепцией. Имя вещи не есть нечто случайно данное субъектом, но имени выявляется сущность вещи. Флоренский считал, что у бытия две связанные стороны одна обращена вовнутрь, Глава Почвенничество, теории культурноисторических типов и византизма Глава Почвенничество, теории культурноисторических типов и Под данным названием объединен целый ряд материалов разного характера, относящихся к одноименному курсу лекций Флоренского, прочитанному им с 11 24 августа по 18 ноября 1 декабря. Утверждение евразийцев, котором были изложены основные позиции евразийцев. Опыт систематического изложения, ставшие своеобразной программой евразийцев.

Карсавиным, выступивший инициатором издания газеты Евразия, которая стала выходить свет с. Бицилли, которые отказались от мировоззренческой борьбы и углубились чисто научные занятия. Нарастание противоречий вскоре стало причиной раскола между Парижским и Пражским центрами, а затем и самоликвидацией евразийства. Парижский центр вскоре становится полностью послушным Москве, а Пражский сосредотачивает свое внимание на узко специальных научных исследованиях области истории, геополитики, экономики. Тем не менее основоположники евразийства обозначили четыре магистральные идеи, ставшие основой нового направления утверждение особых путей развития России как Евразии идея культуры как симфонической личности обоснование идеалов на началах православной веры учение об идеократическом государстве идея том, что России вместе с населяющими ее народами предопределено особое место человеческой истории. Савицким, стал его прилежным учеником, и главным теоретиком и вдохновителем евразийского подхода советской этнографии. Согласно ей, новые народы возникают результате внезапного изменения генофонда уже существовавших народов под воздействием внешних условий космической энергии определенном месте и определенное время. Ярким примером выражения пассионарного духа Гумилев назвал Чингизхана В процессе исследования исторического пути 40 этносов Гумилев пришел к выводу, что полный жизненный цикл любого из них от момента мутации пассионарного толчка до его гибели составляет 1500. При этом этнос проходит закономерные фазы развития, процессе которых изменяется и уровень пассионарности.

Большая роль судьбе любого этноса, по мнению Гумилева, принадлежит кормящему ландшафту, место которому он определяет на границах регионов и зонах этнических контактов. В традиции элементы культурного наследия идеи, ценности сохраняются и передаются от поколения к поколению. Система традиций отражает целостность, устойчивость общественного организма. В процессе развития человечества возникают разнообразные локальные культуры, каждая из которых обладает специфическими чертами и особенностями. Установлено, что традиции и культурные универсалии существуют и развиваются единстве. Она охватывает взаимодействие между учреждениями культуры, творцами и потребителями культуры, устанавливает единую общечеловеческую систему ценностей.

Главную задачу сторонники эволюционизма видели открытии и обосновании общих закономерностей развития человеческой культуры, составлении рядов развития культур разных народов. Эволюция происходит постепенно, когда один слой культуры накладывается на другой. Он убедительно раскрывает процесс перехода от одной стадии к другой на примере развития материальной и духовной культуры. Цивилизация движется вперед, хотя возможны на ее пути отклонения и остановки. Моргана, последовательно выступал защиту, ограждая от несправедливой критики эволюционное учение последнего В. АннАрбор, котором находится Мичиганский университет, отлучила его от церкви. Наиболее известные из них — Культурология, опубликованная престижном американском журнале Сайенс 1958 и вошедшая международную энциклопедию социальных наук, и статья Энергия и эволюция культуры Американский антрополог. Во всей Вселенной господствуют законы термодинамики, по которым энергия стремится к равномерному рассеянию пространстве, а структура Вселенной — к упрощению увеличение энтропии, пределе к некоему абсолютно равновесному состоянию тепловая смерть Вселенной. Тем не менее, он полагает, что история культуры имеет линейный характер и смысловое завершение, которое, как и общий контур истории и культуры, задан истоками и целью человеческого существования.

До него развитие человечества, общества, культуры идет основном локальным образом. Основными типологическими чертами культуры этого типа выступают возникновение, наличие письменности оформление специфической техникоизобретательской рационализации, приведшей ко многим величайшим изобретениям. Эпоха формирования основы человеческого бытия — собственное осевое время и созданная им универсалистская и гуманистическая культура, заложившая основу превращения локальной истории единый мировой историкокультурный процесс. В этот момент он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность глубинах самосознания. Все они своем творчестве одержимы общей идей осознать бытие целом и отдельного человека.

Циклические модели отрицают эволюционную однолинейную или многолинейную концепцию исторического развития. Век Героев характеризуется символическим языком, или языком посредством подобий гербов, сравнений, метафор. Целью такого движения общественных тел народов, а значит смыслом, целью самой истории, ее развития, считает Вебер, является движение к прочным и зрелым социальным порядкам. Тойнби возникают при анализе работ русского ученого историка Льва Николаевича Гумилева. Сходство, общность доминировании того или иного вида деятельности и его результатов позволяют объединить те или иные культуры некоторую группу культур Он выделяет, вопервых, деятельность религиозную, объемлющую собой отношение к Богу на современном научном языке — религиозно мировоззренческую деятельность. Другой вид деятельности, рассматриваемый как некий самостоятельный, — это, по выражению самого Данилевского, собственно культурная деятельность, объемлющая отношение человека к внешнему миру и реализуемая теоретиконаучной, эстетическохудожественной и техникопромышленной формах.

К этому же одноосновному типу культуры он относит и греческую культуру, которая воплотила собственно культурную деятельность, где ведущей деятельностью были искусство и философия. Именно Европа подарила миру парламент и колониальную систему рамках политической деятельности и колоссальное развитие науки, техники, искусства. Это будет, по мысли культуролога, совершенный гармоничный общественный строй, который не удалось создать всем предшествующим культурам. Без сомнения, правомернее, корректнее ставить вопрос не об общечеловеческой культуре, а об общечеловеческом и индивидуальном каждой культуре. И тогда вывод напрашивается сам собой они общечеловеческое и индивидуальное не исключают, а дополняют друг друга культурах планеты Земля. Надежды на разрешение социальных проблем с усилением и развитием социальной коммуникации. Философия и религия Древнего Египта, Фаросский Александрийский маяк. Однако это уже не тот космос, котором жил человек первобытной общины. Условием выживания было наличие мощного деспотического государства, получавшего свое смысловое оправдание культуре и мироощущении древнего человека. В отличие от Месопотамии, где приходилось считаться с коварной и непредсказуемой стихией, египтяне вполне могли довериться регулярным ежегодным разливам Нила.

Создание календаря свидетельствовало высоком уровне развития астрономии Египте. Кроме того, Нил являлся идеальным путем сообщения и способствовал объединению и централизации государства. Это было сильное государство, котором народ был полностью подчинен правящему классу. Важнейшая черта культуры Древнего Египта протест против смерти, которую египтяне считали ненормальностью. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль истории Древнего Египта и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной.

Пирамиды строились для фараонов так называли Египте царей и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Пирамиды сооружали не рабы, а крестьяне периоды наводнений и засухи, свободные от полевых работ. Строительство пирамид было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало колоссального напряжения сил, и многочисленных жертв со стороны народа. История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, но можно предположить, что если бы египтяне с таким упорством и самоотверженностью строили дороги, а не пирамиды, Египет развивался бы более динамично. Самая ранняя из египетских пирамид пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5. Ученые подсчитали, что на строительство этой пирамиды пошло 2300000 таких камней.

Богов Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько. Одним из важнейших богов был Осирис бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскрешающуюся природу. Бог Луны был одновременно и богом письменности богиней истины и порядка считалась Маат. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Столицей государства он сделал город Ахетанон современное городище ЭльАмарна и сам принял имя Эхнатон, что означало угодный богу Атону. Он пытался сломить могущество старого жречества и старой знати культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано.

Преемники фараонареформатора вскоре вынуждены были пойти на примирение со жрецами. Душа, однако, пытается отговорить его от самоубийства, уверяет тщетности надежд на загробную жизнь, советует сполна насладиться земным бытием. Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали высокие тонкие обелиски, покрытые иероглифами рисуночным символическим письмом, ставшим важнейшей частью культуры Древнего Египта. Хотя на протяжении более чем трех тысячелетий египетское государство и претерпевает некоторые изменения, установленный нем канон остается незыблемым. Из поколения поколение, из тысячелетия тысячелетие существовали один и тот же стиль, одна и та же религия и одно и то же искусство.

Характерными их чертами были утверждение силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия. Значительными, судя по специализации врачей, были успехи медицины различались врачи утробные, глазные, зубные. Египет был завоеван персами, Египет владычество которых продолжалось до. Здесь жили и работали выдающиеся ученые, поэты, художники, архитекторы того времени. Ясперс же справедливо полагает, что явление Христа верят, только христиане, только для них оно является осевым событием истории. Весь остальной мир, индусскобуддийский, мусульманский, синтоистский. А значит, возникает вопрос возможна ли общая для всего человечества вера, такая вера, которая не разъединяла бы, а наоборот, объединяла народы, различные культуры и цивилизации. Каждая религия объявляет свою веру как откровение какоголибо Бога Яхве, Христа, Будды, Аллаха. Ясперс убежден, что общей для человечества может быть только философская вера.

Содержание исторической ситуации Ясперс связывает с такими понятиями как время и эпоха. Ясперс указывает, что осевая эпоха время рождения мировых религий, пришедших на смену язычеству, и философии, пришедшей на смену мифологическому сознанию. Основное, что сближало их, и что, следовательно, являлось главной характеристикой осевой эпохи это прорыв мифологического миросозерцания, составляющего духовную основу доосевых культур. Потребность зафиксировать устоявшиеся принципы и нормы культуры толкала народы Древнего Востока, частности египтян к созданию развитой системы канонов, предписывающих художнику правила пользования пропорцией и цветом, схемы изображения людей и животных.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru