Культура возрождения и власть

Историческая и культурная эпоха Возрождения Ренессанса начинается 14 веке Италии и завершается 17м веке, распространившись по территории всей Европы. Эпоха Возрождения не представляет собой целостного и монолитного явления, охватившего всю Европу. Суть этого разделения коренится серьезных расхождениях по поводу отношения к христианскосредневековому наследию. В этом диалоге рождались гармония реального и идеального, материальноприродного и духовнобожественного, рождался новый тип эстетического сознания. Термин Возрождение пофранцузски ренессанс, поитальянски ринашименто, подчеркивающий возвращение культурных идеалов античности, появился веке для определения новой культурной эпохи, сменившей Средневековье. Именно мыслители Возрождения стали называть Средневековье мрачными темными веками, противопоставляя этому периоду расцвет новой культуры. На достижения этой средневековой культуры Возрождение опирается не меньше, чем на античное наследие.

Возрождение не отвергало христианскую культуру ради античности, но согласовывало их — черта, все более утрачиваемая и последующими веками. Ренессанс был подготовлен и выпестован средневековыми интеллектуалами, художниками, рыцарями, поэтами, историками. Мыслители, писатели историки, искусствоведы предлагают свои объяснения этому культурному феномену, обращая внимание на разные его признаки. Если сгруппировать множество самых разных признаков, можно понять культурный смысл Возрождения как Каждый из этих признаков может проявляться независимо от Ренессанса. Расцвет культуры эту эпоху связан с повышенной энергией культурной деятельности, с созданием новых стимулов для культурного творчества. Самым убедительным признаком культурного расцвета эпоху Ренессанса можно считать удивительную концентрацию на небольшом пространственновременном отрезке людей великих, универсально одаренных, избравших новые пути творчества.

Культура возрождения и власть

В эпоху Возрождения были поставлены под сомнение средневековые критерии оценки культурной деятельности. Но Ренессанс, используя уроки античности, вводил новшества современной ему культуре. Идея индивидуальности, впервые ярко проявившаяся итальянском Возрождении, вполне сформировалась эпоху Просвещения и только прошлом столетии стала привычной европейской культуре. Возрождение соединило природного человека античности и христианское понимание личности, наделенной свыше свободой выбора. Наличие капиталистических элементов экономике эпохи Возрождения несомненно, но не им принадлежало господствующее положение. Идеал героя литературы и искусства Возрождения тоже нельзя назвать буржуазным. Феодальные монархи и патриции тоже содействовали развитию искусства не меньше чем муниципальные коммуны. Европейское Возрождение за пределами Италии, поскольку оно развивалось странах к северу от нее, принято называть Северным Возрождением. В эпоху Нового времени центре философских изысканий ставят человека погречески человек называется антропосом. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени.

Культура возрождения и власть

Термин возрождение дал название целой эпохе прежде всего связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, итальянской почве античное культурное наследие, особенно философию, первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпикура. Начиналась эпоха становления опытных наук, признавалась их роль как дающих истинное знание о природе. Бердяев считал эту эпоху временем столкновения античных и христианских начал, что послужило причиной глубокого раздвоения человека. Используя законы перспективы, он сумел сделать изображения фигур объемными. Обладающий разносторонними способностями и дарованиями, Леонардо одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, астрономом, физиологом, анатомом, я это не полный перечень основных направлений его деятельности почти все области науки он обогатил гениальными догадками. Титаном высокого Возрождения был и великий живописец Рафаэль Санти 14831520, создатель Сикстинской мадонны, величайшего произведения мировой живописи юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына, Младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая необходимость принесения этой жертвы во имя искупления грехов человечества. Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно 15041600, автор знаменитого сочинения О бесконечности, Вселенной и мирах. Возглавлял движение за Реформацию Германии Мартин Лютер 14831546. Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога и что прийти к Богу можно и без посредничества католического духовенства. В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени.

Культура возрождения и власть

Основоположник испанской национальной драмы великий Лопе де Вега 15621635, автор таких литературных произведений как Собака на сене, Учитель танцев. Монтень доказывал важность опытного знания, прославлял природу качестве наставницы человека. Однако идеи и взгляд на мир, характерные для нее, не утратили своей значимости и привлекательности и. Политический расчет и связанные с ним вероломство и измена открыто заняли главное место. И все же гуманизм Возрождения с особой силой реализуется именно интеллектуальной, духовной сфере, и особенно искусстве. Название Культура Возрождения и власть Формат книги 2, Размер. Если для средневековья был характерен теоцентризм, то возрождение утверждает антропоцентризм как основу восприятия мира. У джотто каждая фигура наделяется своим характером, она уникальна, не похожа на другую. Значит, указать на городской, бюргерский характер культуры возрождения необходимо, но недостаточно. В творчестве пантормо, романо, россо, пармиджанино и других томмазо кампанелла с его городом солнца. Значит, надо изображать мир таким, каким он кажется утверждает ни одна ведьма из миллиона не была.

Одном городе, а не передвигаться по стране новых земель на западе Кризисные явления средневековой. Доктора богословия делафе, друга диктатора теодора безе, наследовавшего духовного производства художников, литераторов, становления их профессионализма Возрождение. Юлы создаёт иллюзию её покоя, неподвижности В то несколько взрывов Выше уже говорилось, что во второй. Разгорелись с новой силой У дело к борьбе передовой мысли возрождения против защитников. Современная Болгария известна не только своими морскими курортами, но и богатой историей. Культура Возрождения и власть Он наполнен ползающими, летающими, прыгающими тварями животными, насекомыми, дьявольскими созданиями. Идеализированный человек всё чаще трактуется как гражданин, титан, герой, то есть как современный, культурный человек.

Всемирную славу ему принесли картины операция от ума операцию больному делает монах, корабль дураков, сад наслаждений, иоанн на патмосе. Сборник статей посвящен одной из центральных проблем культуры эпохи Возрождения представлениям ее выдающихся и рядовых деятелей о сущности и задачах различных типов власти и о ее взаимоотношениях с культурой и искусством Италии, Германии, Франции, Англии и других странах Европы. Издательство Наука Год 1999 Страниц 223 Формат Размер 20, 77 Мб 5020117447 Качество Отличное Название Культура Возрождения и власть Автор Брагина. В книге освещаются особенности придворной культуры, методы использования искусства светской и церковной властью своих пропагандистских целях, многообразие ренессансного меценатства, гуманистические идеи воспитания просвещенных правителей. Разделы сайта постоянно обновляются, навигация совершенствуется, а выбор изданий растет — вот почему стоит обратиться именно к. Мы экономим время читателей и предлагаем удобный поиск по сайту, с помощью которого можно найти интересующего автора или издание. В разделе Искусство и культура читатели откроют для себя интересные книги, например Культура Возрождения и власть и другие. В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы для культурного развития последующих эпох. Как князь являлся единственным властителем на земле, так и верховный бог должен был быть единственным властителем на небе. Это делало необходимой замену разрозненных языческих культов единой государственной религией. В киевском Софийском соборе технике мозаики были выполнены подкупольное изображение ХристаПантократора Вседержителя и Богоматери, апостолов.

Самой знаменитой из икон той эпохи является Богоматерь Владимирская, созданная начале. Искусство период возрождения было главным видом духовной деятельности. Для литературы Раннего Ренессанса характерна новелла, особенно комическая, прославляющего предприимчивую и свободную от предрассудков личность. В период Позднего Возрождения развиваются жанры романа и драмы, основанные на трагических и трагикомических конфликтах между героической личностью и недостойной человека системой общественной жизни. Наивысшего расцвета достигло театральное искусство Возрождения творчестве Шекспира. Появляются различные жанры светского музыкального искусства фроттала и вилланелла Италии, вильянсико Испании, баллада Англии, мадригал, распространившийся из Италии на все европейские страны.

Вера Западной Европы безграничные возможности человеческого разума была несколько отрезвлена учением Иммануила Канта 17241804, который попытался начертать границы применения разума, за пределами которых выявляется его принципиальная несостоятельность. В группу импрессионистов объединяют тех художников, которые участвовали выставках импрессионистов 1870х 1880х годах. Эти и ряд других мер не сняли проблемы кризисные явления, на время затухнув, разгорелись с новой силой. Непредвзятому наблюдателю было ясно, что дальше так продолжаться не может. Германский король Оттон попытался возродить Римскую империю и. Но наряду с возрождениями авторы примечаний различают Возрождение узком значении этого слова переход от средневековой культуры к культуре Нового времени, охватывающий период культурном развитии стран Западной и Центральной Европы Италии.

И действительно, кто бы из наших современников мог, как Леонардо да Винчи, быть инженеромизобретателем, писателем, художником, скульптором, анатомом, архитектором, фортификатором?. Культура Возрождения характеризуется, прежде всего, своеобразием отношений, сложившихся бюргерской среде. В варварских культурах их основу составляют личностные связи, по видимости естественные, натуральные господствует род, личная сила, умение, предприимчивость. Прежде всего, меняется источник энергии на смену силе человека рабство Античности, животного Средневековье приходит природная сила воды и ветра. Именно новая двигательная сила позволит впоследствии перейти от мануфактуры к фабрике, от ручной технологии к механической. Возникла возможность массового производства, а значит, и распространения новых идей.

В античной культуре ценилось самое абстрактное из искусств музыка, потом шла поэзия, так же как ценились самые абстрактные из наук философия и математика. Значит, если чувственное познание несёт себе иллюзию, то оно неистинное. А два к трём не сводится до конца, всегда остаётся иррациональный остаток. Удлинённость фигур, их устремлённость вверх, к богу, характерные для средневекового теоцентризма, уходят прошлое, но ещё сохраняются для отдельных деталей например, лицо Девы Марии несколько удлинено. У Джотто это ещё сохраняется больший размер придается более значимым фигурам, и это сближает его со Средневековьем.

В основе его разочарование идеях Возрождения, попытке отойти от проблем реальной жизни, спрятаться чисто формальном творчестве. Возникают сомнения относительно природы человека действительно ли доброе начало действует. Нет, Ренессанс, как и другие эпохи, насыщен кровавыми столкновениями и разорительными войнами, монархи, тщеславные и жадные, преследовали тех, кем сейчас восхищается. Это было воистину время открытия мира, вдруг стремительно раздвинувшего свои границы и так широко, как не могли себе представить и крестоносцы новые континенты и народы, новые сведения и знания потрясают ограниченного обывателя и обостряют его представления о дьявольских искушениях, еретиках, колдунах и ведьмах. Лучше всего о противоречиях этой эпохи сказал французский поэт века Поль Валери 1871—1945 Италии происходило. Вспыхивает интерес к гуманитарному знанию, даже церквях праздничные дни вместо проповеди читались стихи Данте и лекции по античной литературе и философии. Воплощением политической и моральной беззастенчивости были не только Цезарь Борджиа, но и Генрих, Елизавета, Франциск, Екатерина Медичи и другие. Познанию представало только Священное писание, а ученостью считалось точное воспроизведение и толкование священных текстов и умение постигать величие Бога общих понятиях.

Но, как ни странно это покажется, именно средневековье вызревали элементы нового понимания мира и особенно нового отношения к человеку. Элемент духовности приобретает все большее значение лирике конечном счете следствие любви — состояние священного знания и благочестия Не последнее место возникновении нового взгляда на человека имело возникновение университетов, постепенное движение к экспериментальной науке, которая уже более твердо стоит на земле, не столь пристрастно обращена к небу науке, которой мало словесных построений, поскольку нужна чувственная предметность реального мира. В этой науке человек может быть кем угодно, но он уже не раб, более того, период высокого Возрождения он оказывается подобен Богу своей творческой способности делать то, чего до него не было мире. Появляется множество трактатов о любви, любовь для человека этой эпохи — не только чувство, страсть, Эрос, но и красота, на которой зиждется искусство. После автобиографических и философских трудов Петрарки мировоззрении мыслителей Ренессанса качестве главного объекта рассмотрения и познания надолго утвердился человек. Гуманисты считали, что свою земную жизнь каждый человек должен построить сам, изучая природу и весь предшествующий человеческий опыт через философию и искусство, преодолевая все случайности и превратности мира процессе самосовершенствования. Как бы сильна ни была струя атеизма этот период, как бы ни бунтовал ренессансный человек против ограничения свободы религией, он все же оставался рамках христианского взгляда на природу, на ее сотворенность Богом.

Одновременно с этими высказываниями сосуществовала идея Макиавелли, полагавшего, что общество не состоянии справиться со своими проблемами без религии, так как религия укрепляет любовь к отечеству, желание его защищать и полезна для армии. Папа Иннокентий приказал построить недалеко от Ватикана специальный дворец — Бельведер — для вполне светских забав и празднеств. При этом церковь продолжала требовать от своих прихожан верности религиозным заветам. Все это вызвало к жизни мощное явление европейской ренессансной культуры — Реформацию. Эти взгляды Лютера заложили основы протестантизма — нового направления христианства. Библия также была лишь на латинском языке и не могла стать доступной не только широкой публике, но и некоторым священникам. Эти проблемы рассмотрены достаточно глубоко и полно во множестве популярных и научных изданий. Гонениям со стороны церкви он не подвергся вопервых, его модель была математической, а математика считалась королевой наук и входила состав семи свободных искусств и здесь мы сталкиваемся со слиянием художественного и научного мировосприятия, вовторых.

И еще одно завоевание культуры эпохи Возрождения, воистину перевернувшее мир культуры, наложившее отпечаток на культуру всего мира, — это великое изобретение Иоганном Гутенбергом между 1394—1399 или 1406 — 1468 книгопечатания. И действительно, Лютер смог распространить свои знаменитые тезисы при помощи книгопечатания, перевод Библии на немецкий язык разошелся благодаря тому. Северное Возрождение и его особенности Введение и столетия были временем больших перемен экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Энгельс охарактеризовал Возрождение как величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством. Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным интересом к реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы. Здесь бросается глаза также субъективистски индивидуалистическая жажда жизненных ощущений, независимо от их религиозного и морального истолкования, хотя последнее, принципе, не отрицается. Одним из важнейших принципов восприятия произведений искусства становится наслаждение, что свидетельствует о значительной демократической тенденции противовес морализаторству и схоластической учености предшествующих эстетических теорий. Оно знаменует становление реализма надолго определившего развитие европейской художественной культуры. Естественно, что художники искали опору науках, нередко стимулируя их развитие.

А представители Возрождения находят античной культуре то, что созвучно их собственным устремлениям, приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед красотой земного мира, перед величием героического подвига. И все же искусство этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важнейшей общей чертой стремление к правдивому отражению реальности. Выжил феодал, подавив крестьянские движения церковь справилась с расколом, Реформацией государство вышло из схватки с феодальными кланами победителем, увеличившим свою власть абсолютно. Коренные изменения связаны с изживанием античнохристианского мифологического мировидения. Однако Возрождении и этот процесс не был еще доведен до конца, ограничиваясь основном человеком и гораздо меньше распространяясь на другие вещи мира. Аналогичного переходного периода не было ни одной из европейских стран. Его творчество развивалось под влиянием античной традиции, он, несомненно, изучал скульптурное оформление позднеримских и раннехристианских саркофагов, выполненная им для баптистерия Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла на её дальнейшее формирование. Донателло создал Давида — первую обнажённую статую итальянской скульптуре Возрождения.

Почти десять лет Донателло работал Падуе, старом университетском городе, одном из центров гуманистической культуры, родине глубоко почитаемого Католической Церкви Святого Антония Падуанского. Для городского собора, посвящённого Святому Антонию, Донателло выполнил 1446—1450. Картина изображает Венеру, богиню любви и красоты, плывущую на большой раковине. На него оказали сильнейшее влияние страстные проповеди доминиканского монаха Савонаролы, обличавшего папство, аристократию, богатых и гуманистическую культуру. Коренные сдвиги, связанные с решающими событиями мировой истории, успехами передовой научной мысли, бесконечно расширили представления людей о мире — не только о земле, но и о Космосе. Живописец отошёл от традиций столетия, религиозных картинах которого преобладала торжественная скованность, В алтарной картине Леонардо мало фигур женственная Мария, Младенец Христос, благословляющий маленького Иоанна Крестителя, и коленопреклонённый ангел, словно выглядывающий из картины. Художник достиг здесь редкого динамического равновесия кажущаяся ясная простота, черты отвлечённой идеальности, божественность чуда и реальная весомость форм сплетаются, дополняют и обогащают друг друга. Революционное значение Возрождения важно для всех последующих времен, так как именно этот период были заложены основные гуманистические взгляды, развитие которых актуально для всего человечества и наши. Именно эта эпоха дала человечеству огромное количество всесторонних, титанических, загадочных личностей — Петрарку, Шекспира, Джотто, Рафаэля, Тициана, Микеланджело, для понимания творчества и человеческой личности которых необходимы столетия.

Антропоцентризм Возрождения проявляется новой смысловой окраске микрокосмичности — том, что человек превращается макрокосме одну из самых живых и деятельных. Коренное отличие протестантизма от средневекового католичества состояло понимании того, как проявляется и реализуется подлинная вера. В случае если Лютер, освободив церковь от власти папы, не избежал ее зависимости от государства, то Кальвин осуществил принцип независимости церковной общины от государства. Гражданское общество не только не зависит от государства, но и контролирует его, превращая его правовое государство, защищающее интересы своих граждан. Присутствие земной любви Раю и Чистилище обозначало принципиально новое построение литературного произведения. Главными ценностями Кальвин считал бережливость и постоянный, упорный труд, совершенствование своего профессионального мастерства и изучение Библии. Таким образом, Ренессанс и Реформация стали началом и продолжением культурной революции.

В то же время особенности климата и другие факторы способствовали формированию специфических черт русской культуры общинной психологии. Так складываются владимиросуздальская и новгородская живописные школы. Многие поколения русских людей учились грамоте по Пластырю, Часослову, грамматике Ивана Федорова. Освоение новых территорий приводит к появлению географических описаний Сибири, Дальнего Востока, Урала. Например, нет противопоставления культура власть, когда их функция совпадает, то есть если идеологическая обусловленность, сохранение и укрепление власти достигаются любыми формами культурной деятельности с соблюдением определенных норм или проводятся, посредством цензурных ограничений, своеобразные запреты, или если функция культуры понимается вообще как опора власти смысле гаранта существования человеческого общества или как средство сохранения самой власти. Каждое общество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом психического заболевания.

Высокая культура изящное искусство, классическая музыка и литература создавалась и воспринималась элитой. Для этого необходимо исследование власти на самых разных уровнях её функционирования обществе, истории и культуре. Исследования власти как общественного явления и политической власти особенности позволили понять многие ее проблемы. Власть идеальное, волевое или эмоциональное и иное отношение и не может сама производить какоелибо действие это действие производят две стороны этого отношения, одна побуждающая к действию, другая производящая. Отношения власти, как и политические отношения, характеризуются их универсальностью и включенностью, способностью проникать во все сферы деятельности и жизни.

Под основаниями власти понимаются ее база, источники, на которые опирается властная воля субъекта. Все граждане демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Современное демократическое государство это государство правовое, котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан. Это, конечно, не значит, что не существовало другой, подпольной, диссидентской культуры, прозябавшей состоянии внутренней и внешней эмиграции. Ведь способность к демократическому существованию, как верхах, так и массах воспитывается веками и даже тысячелетиями, причем не абсолютными лозунгами, а повседневной практической жизнью коллективе каждого гражданина, призванного обладать определенным минимумом национального самосознания и индивидуальной культуры. Втретьих, поскольку одним из главных общественных слоев, не признающих монополии государственной власти на духовное самоопределение народов, является критически мыслящая диссидентская интеллигенция, то диктаторское, тоталитарное государство обычно относится к ней с крайним недоверием и, как правило, подвергает ее всяческого рода преследованиям. Формирование буржуазной идеологии эпоху Возрождения характеризуется ориентацией на материалистическое истолкование законов природы принцип природосообразности, антропоцентризмом человек рассматривается как венец Природы, рационализмом человек познает окружающий мир и самого себя благодаря Разуму, что отличает его от всех остальных земных существ и приближает к Богу, чьим подобием на земле человек и является. Развитие взаимоотношения между автором и героем ренессансной литературе от поэзии и новелистики к драме положили начало литературе Нового времени авантюрному, психологическому, реалистическому роману, трагедии, драме, развитию разнообразных форм лирической поэзии.

Со временем же и идеалы гуманизма, и практицизм протестантов равной степени вошли культуру Западной Европы. Таким образом, гелиоцентризм и бесконечное множество миров не просто противоречили культуре Ренессанса, но были ее отрицанием. В результате от католичества отошла часть населения Европы Англия, Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Финляндия, Швейцария, часть Германии, Чехии. Она вызвана появлением и развитием буржуазии, выступающей против феодализма и его освещения церковью. Стама, которая утверждает противоположность двух идейных систем с несколько иных позиций. Он не отрицает того очевидного факта, что и те и другие были противниками средневековой схоластики и духовной диктатуры католической церкви. Лютер и Кальвин признавали известную ценность земной жизни и практической деятельности, полезность некоторого светского знания. В разрушении средневекового мира огромная роль принадлежит развитию научной мысли Европы, достижениям технике и естественных науках. А новые технологии позволили производить усовершенствованные орудия труда.

Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый. Изобразительное искусство эпоху Возрождения достигает невиданного расцвета. Это связано с экономическим подъемом, с огромным сдвигом, происшедшим сознании людей, обратившихся к культу земной жизни и красоты. Изобразительное искусство Возрождения во многих отношениях представляет контраст средневековому. Появляются жанры, способствующие утверждению гомофонии одноголосья сольная песня, кантата, оратория. Завоеватель Тамерлан, ростовщик Варавва у Марле, шекспировские короли от Иоанна до Ричарда, многие частные лица Эдмунд, Яго, Шейлок отражают и воплощают жестокость времени, злодейские умыслы, ранее не доступные средневековому патриархальному варварству. В ней звучат весьма тревожные ноты, связанные с оценкой противоречивой роли буржуазии, стремящейся к пересмотру всех культурных ценностей человечества.

С середины столетия итальянской живописи и скульптуре усиливается влияние готики. Он стал основателем школы скульптуры, просуществовавшей до середины века и распространившей свое внимание по всей Италии. Заслуга Каваллини состоит том, что он стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения, которые были присущи господствовавшей его время итальянской живописи византийской или греческой манере. Ваши главные типо демократы, той же ситуации разбомбили Белград поддержку косовских сепаратистов. Наряду с Лютером он может считаться создателем современного немецкого языка. В Нидерландах проза появилась раньше, наиболее выдающимся прозаиком Северного Возрождения стал Эразм Роттердамский 1469—1536. Не случайно манера письма этого мастера особенно близка к итальянской. Однако специфика видения мира Альбрехта Дюрера состоит поисках возможности как можно объективнее отразить мир, ему был чужд итальянский возрожденческий идеализирующий реализм, он хотел добиться от живописи и рисунка полной достоверности. До сих пор пленяет графика Дюрера, понять которую часто пытаются, расшифровывая средневековую мистическую символику, которую там действительно можно обнаружить. Но его лучшие работы, созданные начале века, остаются образцом возрожденческого видения мира.

По контрасту с нарядным и жизнеутверждающим изображением Марии с младенцем написано мрачное, натуралистическое Распятие. На картинах Альтдорфера мы встретим также очень точно типизированных персонажей, изображающих святых и действующих лиц Священного писания. Батальной сцене на земле вторят чрезвычайно выразительные тучи, борющиеся с солнцем. Интерьеры церквей украшаются скульптурой, фресками, реже — витражами, складными алтарями и станковой живописью. В целом же достижения архитектуры Северного Возрождения менее самобытны, чем достижения живописи. Крестьянская война и Реформация вызвали новый подъем песенного народного творчества. Но первую очередь на музыкальность самих немцев, которые и сегодня музыкальное образование считают не менее важным, чем естественнонаучное, — а иначе как участвовать многоголосом хоре?. Шютцем написана первая немецкая опера Дафна и первый немецкий балет Орфей и Эвридика.

Культурноисторическое значение итальянского Возрождения оба этих мыслителя связывали с открытием мира и открытием человека. Напротив, Италия кануна Ренессанса представляла собой совокупность самостоятельных городовгосударств с разнообразными формами правления — от монархии Неаполитанское королевство до республики Генуя, Венеция, Флоренция. Основополагающими принципами ренессансного мировоззрения являются гуманизм и антропоцентризм. В человеке начинают цениться первую очередь индивидуальное и созидательное начала, поэтому художник, обладающий творческой силой, уподобляется Богу, его социальный статус чрезвычайно высок, публика наделяет его эпитетами бессмертный, божественный, небесный. Так, один из гениев Возрождения, основатель политической философии Никколо Макиавелли Государе своеобразном руководстве для стоящих у власти, восхищается Цезарем Борджиа, выдающимся политиком и не менее выдающимся злодеем, не разбиравшимся выборе средств для достижения своих целей. В этот период происходит разложение феодального способа производства и переход к новому — капиталистическому, что повлекло за собой изменения фундаментальных основаниях культуры — политике, идеологии, религии, экономике, философии и науке.

Протестантская религия, не отрицающая возможности рационального познания, отвергала схоластику и открывала дорогу научным революциям. Вот как описывал Джованни Боккаччо 13131375 атмосферу папского двора все они вообще прискорбно грешат сладострастием не только его естественном виде, но и виде содомии, не стесняясь ни укорами совести, ни стыдом, почему для получения милостей влияние куртизанок и мальчиков было не малой силой. В таком случае можно первый этап назвать гуманистическим, второй этап героическим, титаническим, третий этап трагическим. Ей противопоставляется гуманитас филологические и исторические науки, произведения, написанные античными авторами. Для Средневековья центром, откуда распространялись и где сосредоточивались культурные новации, была архитектура, породившая определенный стиль готику, зримое, вещное воплощение теоцентризма. Именно она вбирает себя все открытия области философии, истории, медицины, технологии, организации. В Средневековье приоритет отдавался слову Вначале было слово, и слово было у Бога, и Бог был слово, то есть акустическому восприятию, проповеди. Наибольшие изменения культуре нашли своё отражение творчестве голландского художника Иеронимуса ван Акена около 14501516, прозванного Босх.

Эпоха от Возрождения до Реформации стала временем колоссальной подготовительной работы по переориентации человека, да и всей европейской культуры целом, которое многие исследователи называют культурным переворотом. Энгельс писал об эпохе Возрождения Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. В контексте нашего рассмотрения достаточно заметить, что культура Возрождения Ренессанса ее общеевропейской перспективе должна быть своих истоках соотнесена с той перестройкой феодальных общественнополитических и идеологических структур, которым предстояло приспособиться к требованиям развитого простого товарного производства. Все это привело к тому, что под покровом догматизма и авторитаризма схоластики были проложены пути для опытного познания природы, для разграничения юрисдикции церкви и государства, для формирования доктрины сословного государства, для рецепции элементов римского права, которых столь остро нуждалось товарное производство. В развитом виде она уже представлена трактате флорентийского гуманиста Джаноццо Манетти О достоинстве и превосходстве человека середина и с этих пор становится излюбленной темой гуманистической литературы. Основой этого парадокса служит принятое Ренессансом положение о принципиальной генетической тождественности мира природы и мира культуры.

Само же изображение возвышенных предметов такого рода приобретает натуралистический и панибратский характер. Она — результат все той же индивидуалистической жажды овладеть таинственными силами природы, которая дает себя знать даже у Фрэнсиса Бэкона, этого знаменитого поборника индуктивных методов науке. С этим связан и тот исторический парадокс, что священная инквизиция получает расцвет эпоху Возрождения. Священнослужители содержат мясные лавки, кабаки, игорные и публичные дома, так что приходится неоднократно издавать декреты, запрещающие священникам ради денег делаться сводниками проституток, но все напрасно. Победители расправляются с побежденными, а через несколько лет сами становятся жертвами новых победителей. Можно привести множество примеров такого рода, все они свидетельствуют о том, что безграничный разгул страстей, пороков и преступлений органически связан со стихийным индивидуализмом и прославленным титанизмом всего Ренессанса. Действительно, творчество является основной категорией для интерпретации роли искусства эпоху Ренессанса, оно было признано выражением красоты человеческой цивилизации. Идеал жизни, соответствующей искусству, был реализован прежде всего во Флоренции.

Идеальный город родился прежде всего благодаря открытию перспективы, очерченной Брунеллески и Леонардо да Винчи, а также силу осуществленного единства пространственнопластического и общественнополитического видения мира. Идеальной моделью творческого человека был художник — жрец искусства, одаренный продуктивным воображением, благодаря которому он преобразует и мир, и самого себя. Имена таких художников, как Брунеллески, Донателло, Мазаччо, Альберта. Нет ничего удивительного том, что эпоху Ренессанса возникла новая — первая современная литература. Но самым значительным произведением Макиавелли стал преисполненный трагических противоречий Государь. Однако Государе — и здесь отчетливо проявилась противоречивость мировоззрения его автора — реальная политика сильной личности обособлена от всякой морали, том числе и от гуманистической морали. Новому государю, — писал Макиавелли, — необходимо владеть природой как зверя, так и человека. Противоречия между общечеловеческой моралью политикой осознавались им как трагические противоречия времени. Государь заканчивается трагическипатетическим призывом к освобождению Италии от варваров. Люди того времени всегда чувствовали на себе глаз божий и внимание всего мира, но это наполняло их чувством самоуважения, стремлением сделать свою жизнь такой же яркой и содержательной, какой она представала живописи, скульптуре и драматургии.

Произведение эпохи барокко, прославляя великих и их свершения, поражают нас своим вызовом и то же время демонстрируют попытку заглушить тоску их создателей. Открытие этих основополагающих законов и трансцендентной последовательности привело художников и писателей к мысли о том, что эта краткая и хрупкая жизнь, эта юдоль плачевная — не более, чем иллюзия. Острое ощущение несущегося времени, поглощающего всё и вся чувство тщетности всего земного, о которой твердили поэты и проповедники всей Европы могильный камень, неизбежно ожидающий каждого и напоминающий о том, что плоть смертна, человек — прах, — все это, как ни странно, вело к необычному жизнелюбию и жизнеутверждению. Несмотря на особое внимание к теме бренности всего сущего, культура барокко дала миру литературные произведения небывалого жизнелюбия и силы. Есть веские аргументы пользу того, что барокко как мироощущение зародилось не только Западной Европе, но и имело своих приверженцев Иране эпохи правления шаха Аббаса 1 1587—1629, Китае начального правления династии Цин и Японии времен великого драматурга Тикамацу 1653—1725, а также вошло русскую и украинскую культуру —. Выделяются отдельные семьи, причем неограниченная власть отца семье она сменяет теократическое правление эпохи Богов распространяется и на входящих состав семьи людей, и на слуг. Такова была позиция известных французских просветителей Анн Робер Жак Тюрго, ФрансуаМари Аруэ де Вольтера, Дени Дидро. Они не особенно помогал жить, но спасали от отчаяния эпоху, когда мир неудержимо катился непроглядную тьму мрачной пропасти. В Швейцарии реформационные идеи поддержал и продолжил Жан Кальвин 15091564. Исследования показывают, что русской культуре произошло слияние барокко и рококо, хотя этот вопрос до конца не решен.

В росте городов проявлялись черты, которые переходили за рамки феодального строя. В феодальной Европе существовали большие различия экономическом, политическом и культурном развитии государств, поэтому Ренессанс возникает не одновременно во всех странах. Достижения греческих и римских ученых, философов, поэтов, архитекторов, скульпторов служили образцом, отправной точкой для творцов Возрождения. Деятели Возрождения большое значение придавали овладению духовной культурой. Цицерон, у которого был заимствован данный термин, понимал под ним воскрешение на римской почве греческой образованности. Мир представлялся как приключенческий роман или театр, а человек это актер, меняющий разнообразные маски. Правитель не должен быть связан никакими правовыми предписаниями, нравственными нормами, религией, даже своим словом. Смешение рационального знания и фантастических представлений характеризует мышление Возрождения и отличает его от более позднего вв, систематичного и научного по методу.

Присущие средневековому искусству каноничность жестов и мимики, произвольность пропорций фигур не соответствовали объективному представлению об окружающем мире. Аналогичные изменения происходили искусстве, которое вступило на путь преодоления сверхчувственного и ирреального начала и создания нового художественного языка. Красота трактовалась как начало, присущее реальности целом, как гармоническая связь всех частей этого целого. Большинству образов присуща светлая вера неминуемую победу добра над злом. В живописи больше, чем архитектуре и скульптуре, было представлено разнообразие школ, создано количество шедевров. Раннее Возрождение отмечено появлением новых, светских жанров искусства исторической и мифологической картины.

С конца века итальянское искусство вступает период высочайшего расцвета. Она дала миру таких художников, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан. Хотя произведения греческих и римских авторов переводились на национальные языки, сами гуманисты предпочитали писать на латинском языке, и это обосабливало их от жизни и духовных потребностей широких масс. Крупнейшим ученым гуманистом начала века был Эразм Роттердамский 14661536. Но особенно значительное влияние на европейскую мысль имело предпринятое Эразмом критическое издание греческого текста Евангелия с новым латинским переводом. Немецкие живописцы не любовались столь сильно вещами предметного мира, сколько стремились изобразить человека, все вещи как они есть. Первые проявления реформаторской идеологии относятся еще к веку выступление чешского богослова Яна Гуса, который был сожжен как еретик 1415 году. Но начало Реформации связывают с выступлением немецкого священника и богослова Мартина Лютера 14831546, который 31 октября.

Он отверг идею, что человек может достигнуть спасения пожертвованиями, благочестием или даже беззаветным служением церкви спасение возможно через личную веру, которая является божьим даром. Лютер отверг большинство таинств христианской церкви из семи остались два крещение и причастие. Особенно сильно движение Реформации охватывает Швейцарию, где формируется еще одно течение протестантизма кальвинизм. Складывание нового отношения к труду и богатству было обусловлено тем значением, которое протестантизм отводил мирским занятиям, направленным на служение людям. Ценности протестантизма оказались очень созвучны зарождающемуся Европе буржуазному обществу. Значение разума хотя и рамках протестантизма, обращенного к вере будет полной мере осознанно уже веке, но можно утверждать, что протестантизм создал определенные предпосылки для формирования рационализма Нового времени. Меркуриалис итальянский врач, основываясь на идеях Авиценны, Гиппократа и Платона, издает шесть книг по гимнастике, которых предлагает ее классификацию по трем группам имеющим лечебную, атлетическую направленность, а также необходимым жизни и военном деле. В середине века издается первое учебное пособие по играм с мячом итальянского автора де Барди правила игры, судейства и рекомендации по дополнительной физической активности. Коменского Великая дидактика, которой автор предлагает с дошкольного возраста развивать детей как интеллектуально, так и физически, способствуя таким образом их духовному и эстетическому развитию.

Народное физическое воспитание продолжало оставаться на прежнем уровне форме праздников, развлечений и. Вопросами физической культуры занимались такие известные деятели того времени, как основатель воспитательных домов России века. Лесгафт разработал систему физкультурного образования, том числе программу физического воспитания военных гимназиях суть метода сводилась к совокупности общеразвивающих упражнений и имеющих военноприкладную направленность. Лесгафта стали его работы Руководство по физическому образованию детей школьного возраста и Наставление для внеклассных занятий кадетских корпусах. Возрождение, наоборот, отбрасывает всю эту ночь средневековья, обращается к светлой античности, к ее свободной философии, к скульптуре обнаженного человеческого тела, к земной, привольной и ничем не связанной свободе индивидуального и общественного развития. Это фаза, которой сдвиги основаниях феодального способа производства потребовали принципиально новых форм регулирования всей системы власти. Хотя эпоха Возрождения декларировала пределом духовных стремлений всего лишь максимально близкое подражание античности латынь моделировать по Цицерону, писать историю, как Ливии, комедии имитировать Плавта и Теренция, трагедии Сенеку. Для ренессансной культуры характерно несколько ее бытовых типов религиозный, куртуазный, неоплатонический, городской и мещанский быт, астрология. Внутренние раздоры и борьба партий различных итальянских городах, не прекращавшаяся всю эпоху Возрождения и выдвигавшая сильные личности, которые утверждали той или иной форме свою неограниченную власть.

Главный герой книги не обладал уже ни божественностью человека Фичино и Пико делла Мирандола. Указывая на практическую невозможность для нового государя обладать всеми общечеловеческими добродетелями. Научное обоснование, данное немецким астрономом Кеплером движению планет по эллипсу и постоянному расположению небесных тел, несмотря на их вечное движение. Даже невинная пасторальная идиллия, счастливая Аркадия, полная прелестных нимф и страдающих от безнадежной любви пастухов. Изучение и широкое использование культурного наследия античного мира, возрождение его и резко отрицательное отношение к средневековой культуре. В начале эпохи Возрождения происходят крупные изменения итальянском обществе, а затем и других странах Европы. Поэтому образцом для подражания становится не знатный дворянин и не благочестивый монах, а активная личность, сама вершащая свою судьбу. Они считали себя продолжателями того процесса развития древнего мира, который, по их мнению, был насильственно прерван средние века.

Именно эпоху Возрождения возникает до сих пор существующее отрицательное отношение к средневековью как эпохе тысячелетнего застоя, потерянного для европейской цивилизации времени. Его представления о справедливом и совершенном обществе изложены работе Город Солнца. Компанелла предлагает вообще упразднить всякую собственность, построение хозяйственной жизни общества как единого целостного организма с централизованным управлением, руководящая роль государства создании разумного и совершенного общественного устройства. Это тенденции укрепления общественной собственности, усиление демократических форм управления, различные формы заботы государства об отдельном человеке социальные гарантии, система социальной защиты населения. Компанелла, их более поздние последователи ничего не могли сказать о способах перехода от реально существующего несовершенного общества к созданным их воображением совершенным моделям.

Компанеллы обществом руководят священнослужители, вопрос о вступлении брак решают не будущие супруги, а свахи, опирающиеся на астрологический прогноз. В отличие от средневековых иконописцев художники начинают исследовать и изображать перспективу, пропорции человеческого тела, объем тела и глубину трехмерного пространства. На иконах объем пространства фактически не передавался, а тела изображались плоскими, часто с нарушениями пропорций. Позы, формы тела и складки одежды изображены так, что возникает ощущение реальных человеческих фигур. Вместе с ростом культуры и политической активности горожан развивалось самосознание личности, и возрастал интерес к ее внутреннему миру.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru