Кто бог мудрости в древнем египте

Древнеегипетский бог мудрости, с которым эллинистическую эпоху отождествляли Гермеса, как покровителя магии. Древнеегипетский бог растительности, бог духов Являлся покровителем парфюмеров Был беспощаден к врагам фараонов и врагам Египта Чаще всего изображался как молодой человек или ребенок, который сидит цветке лотоса Его голову украшал цветок лотоса, с двумя торчащими из него перьями Порой изображался с головой льва. Древнеегипетский бог времени и бог Луны, бог путешествий Был покровителем медицины Древними египтянами изображался человеком, на голове которого был серп луны, а нем находился лунный диск. Еще одним неотъемлемым атрибутом Тота является палетка писца, олицетворяющая его покровительство языкам, письменности и разнообразным точным наукам. По легенде, древнеегипетский бог Тот являлся автором огромного количества книг по астрологии, алхимии, медицине и химии Считается, что всего он написал более 36 тысяч трудов, главным из которых выступает знаменитая Изумрудная скрижаль Древние египтяне верили, что на изумрудной пластине небольших размеров божество сумело уместить всю мудрость нашей Вселенной Согласно другому поверью, Скрижаль была обнаружена могиле Тота, похороненного Великой Пирамиде Гизы Александром Македонским IV веке до нашей. Изумрудные пластины дошли и до наших дней, поэтому неудивительно, что их изучало и продолжает изучать множество ученых По мнению одного из них, доктора Мориса Дореаля, опубликовавшего 30х годах прошлого века перевод текста Скрижали, письмена на ней датируются примерно 36 тысячами лет до нашей эры Исследователь утверждает, что после гибели легендарной Атлантиды Тотом была основана колония Древнем Египте Подтверждением тому служит наличие на Скрижали знаков языка, на котором, по всей видимости, говорили древние атланты. Также считается, что часть знаний, которые бог Египта Тот передал людям, заключена системе Таро, карты которой произошли от золотых табличек страниц количестве 78 штук Также, по преданиям эзотерических орденов, 22 картины Старших Арканов Таро изображены на стенах двадцати двух комнат одном из египетских храмов, где проходило посвящение учениковмагов тайные ритуалы их наставниками. Что произойдет, если вы будете делать планку каждый день 7 неожиданных эффектов Планка это невероятная позиция, которая полезна сама по себе, но также является удобной для выполнения дополнительных упражнений. Правильный ответ на вопрос В Древнем Египте он представлял бога Тота О ком идет речь, виде кого павиан.

Бога Тота, супруга богини справедливости Маат, покровителя наук и ремесел, чаще всего изображали с головой ибиса Верховный жрец Тота имел титул общем, понашему проще назвать его великий мастер, так же, как верховный жрец бога Ра, назывался великий видением или великий ясновидец. В мифологии у древних египтян является одним из богов солнца Его изображали как человека с бараньей головой, так как священными животными для него являлись баран и гусь, которые символизировали мудрость У бога Амона была жена богиня Мут, а также сын бог Хонсу Первоначально культ почитания бога зародился Фивах, но постепенно его стали почитать по всему древнему Египту. Еще одним неотъемлемым атрибутом Тота является палетка писца, олицетворяющая его покровительство языкам, письменности и различным четким наукам. В Древнем Египте бог Ра и Амон освещали землю, передвигаясь по небу по реке, а ночью пересаживаясь на подземный Нил, чтобы вернуться свой дом Люди верили, что каждый день ровно полночь он сражается с огромным змеем Считали Амон Ра главным покровителем фараонов В мифологии можно заметить, что культ этого бога постоянно менял свою значимость, то падая, то поднимаясь. В Древнем Египте божество представляли образе человека, закутанного саван, что добавляло схожесть с мумией Осирис был правителем загробного мира, поэтому голову всегда венчала корона Согласно мифологии Древнего Египта это был первый царь этой страны, поэтому руках находятся символы власти плетка и скипетр Кожа у него черная и этот цвет символизирует возрождение и новую жизнь Осириса всегда сопровождает растение, например, лотос, виноградная лоза и дерево. Проводник умерших душ загробную жизнь В Древнем Египте считали, что Анубис провожает людей на суд Осириса.

У египтян было много священных животных, но самым почитаемым был бык Апис Он имел реальное воплощение и ему приписывали 29 признаков, которые были известны только жрецам По ним определяли рождение нового бога образе черного быка, и это был известный праздник Древнего Египта Быка поселяли храме и течение всей жизни окружали божескими почестями Раз год перед началом сельскохозяйственных работ, Аписа запрягали, и фараон вспахивал борозду Это обеспечивало хороший урожай будущем После смерти быка торжественно хоронили. Апис бог Египта, покровительствующий плодородию, изображался с белоснежной шкурой с несколькими черными пятнами и их количество строго определялось Представлен он с разными ожерельями, которые соответствовали разным праздничным обрядам Между рогами расположен солнечный диск бога Ра Еще Апис мог принимать человеческое обличие с головой быка, но такое представление было распространено Поздний период. Именно ибис дал свою голову богу Тоту, который Египте считался покровителем счета, письма, знания, мудрости общем, практически любой интеллектуальной деятельности Его женой считалась богиня Маат, а сам Тот считался сердцем бога Ра На самом деле великолепная аналогия сердце власти живет знание, обрученное с истиной Идеал государственного устройства. Тоту приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта Владыка времени, он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет Мудрый Тот записывал дни рождения и смерти людей, вел летописи, а также создал письменность и научил египтян счету, письму, математике, медицине и другим наукам. В легендах говорится, что его книга, Изумрудная скрижаль была написана, когда Тот был жрецом Атлантиде Тот и его книга спаслись во время гибели Атлантиды, и он основал Египте колонию на основе мудрости атлантов. Религиозные мифы и культ Осириса Хотя египетские боги, отличие от греческих, не общались с людьми, им были доступны такие человеческие чувства, как любовь, ненависть, зависть и мстительность Тем не менее египтяне считали своих богов высшей степени нравственными и стремились им подражать Ближе всех сердцу египтянина был, вероятно, бог города, котором он жил Связь человека с подобными богами была теснее, чем с величественным богом Неба. В египетской мифологии богиня истины и порядка, считалась женой бога мудрости Тота Изображалась женщиной, сидящей на земле с прижатыми к туловищу коленями Символ Маат страусовое перо, прикрепленное на голове иероглиф маат страусовое перо Большую роль играла Маат загробном суде Осириса на одну чашу весов клали сердце покойного, на другую статуэтку Маат Равновесие означало, что покойный оправдан его голос был праведным и достоин блаженства царстве Осириса В противном случае его пожирало чудовище Амт лев с головой крокодила Маат иногда называли Маати двойственное число, так как существовало представления о двух сестрах Маат зал суда назывался залой двух правд Эмблемой судей была статуэтка Маат, которую они носили на груди Жрецом Маат был визир центром культа Фиванский некрополь. Инпут Инпут др египет египетской мифологии богиня Дуата место пребывания умерших Изображалась виде женщины с головой собаки В Кинопольском номе считалась женой Анубиса Иногда почиталась как женская форма Анубиса.

В Фивах Амон почитался как супруг богини Мут и отец Хонсу величественный храм бога Карнаке и поныне потрясает воображение своей грандиозностью и является самым значительным египетским храмом эпохи Нового царства 1550 1078 гг до Амон одной из своих ипостасей Амон Камутеф также почитался итифаллической форме, часто отождествляясь с богом плодородия Мином В Карнаке Амон считался владыкой местной Эннеады, Ипетсут песеджет, которую, помимо богов Эннеады Гелиополя, входили Хор, Хатхор и некоторые божества Арманта. Имя Амона впервые упоминается Текстах пирамид как Амон Кематеф, вместе со своим женским дополнением Амаунет, бог почитался числе восьми предвечных хтонических божеств Огдоады Гермополя и изображался виде лягушки или змея, знак возрождения скидывающего свою кожу Древнейшие храмы Амона были воздвигнуты Фивах, где он почитался как локальное божество с конца правления VI династии 2347 2216 гг до Рост значимости культа бога был связан с воцарением фараона XI династии Ментухотепа II 2046 1995 до, фиванца по происхождению, выдвинувшего богапокровителя своего города число величайших божеств древнего мира Уже белом святилище Сенусерта I 1956 1911 гг до Карнаке Амон величается титулом царь богов Средним царством датируются древнейшие сохранившиеся до нашего времени постройки центральном святилище бога Карнакском храме. В египетской мифологии бог земли, покровитель мертвых, одно из древнейших божеств Называют также Акеру множественное число от Акер и считается воплощением духов земли змей Иногда изображается виде льва. В египетской мифологии бог мудрости, счета и письма Первоначально почитался качестве гермопольского божества, не принадлежавшего к Огдоаде, и как бог Луны и времени, но позже его представляли, первую очередь, как мудрейшего бога, подарившего людям письменность и бывшего писцом бога Ра этом качестве он присутствовал на суде мёртвых Осириса В первоначальной системе верований ТотЛуна считался левым глазом Тора Солнце считалось правым глазом Тора, повреждённым ходе сражения с Сетом Позже, эпоху Древнего царства, Тот трансформировался самодостаточного бога, которого иногда называли сыном Ра Будучи богом Луны эти функции всё больше перебирал на себя сын Амона Хонсу, Тот через фазы этого небесного тела был связан с любыми астрономическими или астрологическими наблюдениями, что и вызвало итоге превращение Тота бога мудрости и магии В развитой древнеегипетской мифологии Тот считался покровителем образования и письма Помимо письменности, он считался изобретателем или учредителем большинства религиозных и повседневных обрядов Поэтому он опекался измерениями и разнообразными событиями, происходящими мире Он также почитался, наряду с Хех, как бог времени В пантеоне богов он занимал почётное место писца, секретаря и визиря верховного бога Ра, и вместе с богиней справедливости и порядка Маат во время небесного путешествия Ра стоял сразу за ним Кроме того, ему приписывали изобретение года, состоящего из 365, а не 360, дней Согласно Плутарху, он выиграл 5 дополнительных дней, составлявших 1 72 года, игре кости, и, добавив их конец года, посвятил их празднествам честь Осириса, Сета, Хорура, Исиды и Нефтис Нефтиды богов, родившихся именно эти 5 дополнительных дней поздний вариант мифа повествует о том, что богине Нут было запрещено рожать 360 календарных дней, поэтому её дети появились на свет на протяжении 5 дней, выигранных Тотом Священными животными Тота были птица ибис и обезьяна павиан Он чаще всего изображался образе человека с головой ибиса и тросточкой для письма руке, хотя иногда встречаются изображения Тота образе павиана, так как эта обезьяна считалась весьма разумным созданием Считалось, что помощником Тота был павиан по имени Астенну или Истен, один из четырёх павианов, наблюдающих за судом Осириса загробном мире Дуат и иногда считавшимся воплощением самого Тота Богиня письменности Сешат обычно считалась дочерью Тота, хотя иногда выступала качестве его жены Основным центром почитания Тота был Шмун, или Эшмунен Гермополь Великий Во время Третьего переходного периода, когда Гермополь стал играть важную роль египетской политике, культ Тота становился всё более популярным Растущая популярность Тота привела к появлению новой интерпретации мифа о творении, основанного на принципах Огдоады Тот образе ибиса снёс яйцо, из которого на свет появился Ра Хепри Атум Нефертум Модификацией этого мифа стал миф о рождении Ра из Золотого яйца, снесённого гусём по имени Великий Гоготун Во время Второго переходного периода один из фараонов Шестнадцатой династии носил имя Джехути, то есть Тот Имя Тота также входило состав имён четырёх могущественных фараонов Восемнадцатой династии, том числе Тутмоса III Джехутимесес III Так как у древних греков мудрости покровительствовала богиня, а не бог, Тот был отождествлён ими с Гермесом, которому ранее такие функции не приписывались Результатом взаимного воздействия египетской и эллинистической культур стало возникновение мифологического образа Гермеса Трисмегиста Hermes Trismegistos, Гермеса Триждывеличайшего, центральной фигуры герметизма и легендарного основателя алхимии. В египетской мифологии один из элементов, составляющих человеческой сущность В литературе Ка нередко характеризуют как одну из душ человека, хотя термин душа не вполне точно раскрывает египетское понятие Ка Первоначально, согласно Текстам пирамид, Ка олицетворял жизненные силы богов и царей, воплощал их могущество Нередко они имели несколько Ка, например, Pa 14 Впоследствии, судя по Текстам саркофагов и Книге мертвых, обладание Ка приписывалось всем людям Ка определяет судьбу человека В гробницы ставили портретные статуи умерших, вместилища Ка, на них писали, что это Ка имярек Обитая гробнице, Ка могло покидать ее и устремляться загробный мир Изображали Ка виде человека, на голове которого помещены поднятые руки, согнутые локтях Создателем Ка считался Хнум, с Ка связана также богиня Хемсут, хранящая людей. В египетской мифологии богинямстительница Воплощалась образе гепарда, ее атрибуты палка и нож В мифах Мафдет сражается со змеем, иногда вместе с Pa Mафдет помогает больным, уничтожает змей, как карающий судья принимает участие загробном суде, заботится об умерших загробном царстве Праздник дня рождения Мафдет совпадал с днем рождения богини письма Сешат, возможно, они считались сестрамиблизнецами Сешат нередко выступала качестве ипостаси Мафдет. В египетской мифологии кровожадный бог, сын Баст Эпитеты Махеса дикосмотрящий лев, он радуется крови В поздний период считался богом грозы и бури, тьмы, ветра Изображался виде львиноголового человека с короной на голове Греки называли Махеса Минисис. В египетской мифологии богиняльвица Менкерот мать солнца, которое она виде ребенка поднимает на небо Отождествлялась с Сохмет В заупокойной литературе Менкерот поднимает на небо умерших.

В древнеегипетской мифологии божество виде черного быка Мневис почитался как живое воплощение бога солнца и изображался с солнечным диском между рогами Эпитет Мневиса посредник Ра, который сообщает истину Атуму Почитавшиеся Мневис быки содержались особом помещении, после смерти их бальзамировали и хоронили специальном склепе Матерью Мневиса была корова Хесат Мневис отождествлялся с быком Бухисом, считался ба душой Ра, а также города Нехен. В египетской мифологии богиня неба Входит гелиопольскую эннеаду, дочь Шу и Тефнут, жена одновременно сестра Геба Дети Нут звезды, движением которых она управляет, и солнце Ра Нут ежедневно проглатывает их, затем рождает снова так происходит смена дня и ночи Согласно мифу, Геб поссорился с пожиравшей детей Нут и Шу разъединила супругов, оставив Геба внизу, а Нут подняв наверх В Гелиополе детьми Нут являлись также Осирис и Сет, Исида и Нефтида Эпитеты Нут огромная мать звезд, рождающая богов Будучи матерью Исиды и Осириса, Нут связана с культом мертвых Она поднимает умерших на небо и охраняет их гробнице Изображения Нут, как бы смотрящее на мумию, нередко помещалось на внутренней стороне крышки саркофага Нут часто отождествлялась с древними богинямиматерями Мут, Таурт, небесными коровами Хатор, Йхет. В египетской мифологии Божество Нила Центр его культа главный город Файюмского оазиса Крокодилополь. В египетской мифологии богиня войны и палящего солнца Священное животное Сехмет львица Изображалась виде женщины с головой львицы Центр культа Сехмет Мемфис, ее почитание было распространено во всем Египте Сехмет дочь Ра его грозное Око, жена Птаха, мать Нефертума Сехмет уничтожила врагов Ра и Осириса Сета, Апопа и др, мифе о наказании Ра человеческого рода за грехи она истребляла людей Вместе с Уто и Иехбет Сехмет охраняла фараона Находясь рядом с ним во время битвы, она повергает врагов к его ногам Ее вид наводит ужас на противника, а пламя ее дыхания уничтожает все Обладая магической силой Сехмет может убить человека, напустить па него болезнь Вместе с тем Сехмет богиняцелительница Она покровительствовала врачам, считавшимся жрецами Сехмет очень рано была отождествлена с Тефнут и Хатор, отождествлялась также с богинями Баст, Уто, Мут и со многими другими богинямильвицами Менкерот, Мент, Менхит, Шесемтет. В египетской мифологии бог покровитель умерших Священное животное Сепа тысяченожка Центр его культа Гелиополь Сепа отождествлялся с Осирисом. Сетх Бог хаоса и беспорядка, чаще всего изображавшийся облике человека с головой загадочного животного, возможно муравьеда, а, скорее всего, некого существа, не принадлежащего этому миру Сет может представать и полностью форме животного с телом шакала, высоко поднятым раздвоенным хвостом Сет также может принимать облик осла, свиньи или гиппопотама Самое раннее изображение Сетха сохранилось на резном предмете из слоновой кости, обнаруженном одной из гробниц эльМахасны, датированной эпохой Нагада I 40003500 до Фигура священного животного Сетха также сохранилась на булаве архаического царя Скорпиона ок 3150 до Согласно сохранившимся мифологическим текстам, Сет был сыном небесной богини Нут, братом Осириса, Исиды и Небетхат Нефтиды, которая одновременно была его супругой По одной из версий был рожден районе города Су Фаюм День рождения Сетха, который падал на третий из пяти эпагоменальных дней, считался особенно несчастливым Фараон этот день не вел практически никаких дел Сетх считался повелителем пустынь, всего враждебного долине Нила, почитался качестве покровителем далеких стран и чужеземцев вместе с сирофиникийскими богинями Анат и Ашторет Астартой, которые Новом царстве считались его женами папирус ЧестерБитти I Легенды повествуют, что Сетх убил своего брата Осириса, а затем долго и коварно спорил со своим племянником Хором, который хотел отомстить за смерть отца, за владычество над землей Во время нескольких сражений Сетх вырвал у Хора его око, ставшее великим амулетом Уджат одновременно Хор кастрировал Сетха, тем самым лишив его основной части его сущности Сетх издревле ассоциировался с мужской сексуальной силой По одной из легенд отрезанная битве передняя нога Сетха была заброшена северную часть неба, где боги приковали ее золотыми цепями к извечным опорам небес и поставили охранять ее грозного гиппопотама Исиду Хесамут Сетх никогда не воспринимался египтянами как божество зла Как бог хаоса и беспорядка, он с одной стороны является силой, противостоящей созданной и упорядоченной вселенной, а с другой выступает качестве необходимого дополнения к божественному порядку египетском мировоззрении идеальным всегда считалось равновесие между двумя противостоящими началами Хор и Сетх, традиционно противостоящие друг другу, могут сливаться единое двухголовое божество Херуифи Несмотря на проигранный спор за престол Осириса, Сетх остался повелителем южных областей Египта и спутником Ра, источником штормов и плохой погоды, силы которой ему подвластны Вместе с солнечным божеством Сетх участвует ночном странствии солнечной ладьи через иные пространства, защищает Ра и души усопших от грозного змея Апопа Сетх был глубоко почитаемым божеством с самых отдаленных эпох существования древнеегипетской цивилизации Его культ процветал как Нагаде, Омбосе, Гипселе, оазисах Дахла и Харга, а особенно северовосточной дельте Нила Считалось, что земля оазисов Ливийской пустыни впитала себя кровь Сетха, пролитую борьбе с Хором Именно по этому оазисе Дахла вплоть до эпохи XXII династии процветал оракул бога Имя царя II династии Перибсена выписывалось традиционном серехе, увенчанном изображениями не столько традиционного Хора, сколько Сетха его преемник Хасехемуи помещал над своим именем обоих богов Во Второй переходный период Сетх был избран объектом почитания гиксосами их столице Аварисе совр Телль эдДаба здесь он ассимилировал культ финикийского бога Баала Сетх особенно почитался Рамессидами правителями XIX и XX династий, двое из них даже носили его честь имя Сети Рамессиды часто ссылались на Сетха, как на владыку воинской доблести, смелости Один из полков Рамсеса II битве при Кадеше был также назван его честь Некоторые храмовые рельефы показывают Сетха обучающим фараона стрельбе из лука и вообще воинскому искусству Цари XIX династии чувствовали особую связь с культом бога Сетха, причем это была семейная традиция, восходившая к очень отдаленным временам Неоднократно высказывались предположения, что предки Рамсеса I какимто образом связаны с гиксосскими правителями Египта, как известно почитавшими Сетха, или с тем слоем азиатов, которые остались долине Нила после изгнания гиксосов и были ассимилированы местным населением Вероятно, введенный при гиксосах культ Сетха, отождествленного с семитским Сутехом, какойто мере примирял чужеземцев и коренных египтян Тем не менее, изображения Сетха старались не помешать царские гробницы, дабы он не нанес вреда душе усопшего царя, и даже иероглиф его имени заменяли изображением амулета Исиды тет От грандиозных храмов Сетха ПерРамсесе и Танисе остались лишь развалины Вероятно, аллеи к этим храмам украшались не сфинксами, а изображениями сидящего животного Сетха, под подбородком которого стоит фигура правящего царя Одна такая статуя эпохи XIX династии хранится собрании египетского музея Каире Знаменитое изображение бога сохранилось скульптурной группе Хора и Сетха, возлагающих короны на фараона Рамсеса III памятник происходит из заупокойного храма последнего Мединет Абу Фивы В ПерРамсесе существовало грандиозное празднество юбилеев эры Сетха стела 400летия эры Сетха была воздвигнута здесь Рамсесом II Начиная с Третьего переходного периода ок 800 до отношение к Сетху начинает меняться Если ранее он воспринимался как противоречивое, амбивалентное божество, то теперь он стал символизировать силы зла В эту эпоху некоторые его статуи были разбиты или переделаны изображения других богов эпоху Птолемеев особую популярность приобрели мистерии Хора Эдфу, детально рассказывающие о повержении и уничтожении теперь уже ставшего ненавистным рыжеволосого бога песков пустыни Цвет, ассоциирующийся с Сетхом рыжекрасный, подвластные ему сторона света юг, растения салатлатук, дыни и арбузы, часть тела человека яички Планета Меркурий Сетх эм уха нечер эм дуаит Сетх вечерних сумерках, Бог утренних сумерках считался небесным образом бога Сетха, изображавшимся виде сокола со змеиной шеей и головой Сетха или же, во избежание изображения Сетха на потолке гробницы образе стоящего антропоморфного божества. В египетской мифологии богиня города Гермонта Жена Монту, связана с Себеком Изображалась виде женщины, отождествлялась с Раттауи. В египетской мифологии богиня города Мендес Ее священное животное рыба, эпитет первая среди рыб Изображалась женщиной с рыбой на голове В поздний период Хатмехит сближалась с Исидой считалась, что она помогла Исиде собирать части тела убитого Сетом Осириса.

В египетской мифологии богиня плодородия Ее священное животное лягушка Изображалась виде лягушки или женщины с лягушкой на голове Xекет помогала роженицам этом качестве она сближалась с Нехбет загробном царстве умершим Подобно Хнуму, она сотворила людей Изображения Хекет часто помещали на саркофагах. В египетской мифологии бог плодородия Центр его культа остров Элефантина, но Xнум почитался но всем Египте, а также Нубии В древности изображался виде барана с закругленными горизоитальными рогами, затем виде человека с головой барана Отец Xнума Нун, дочь Анукет Его женами считались Менхит, Сатис, Нейт, Небтуи Xнум помогал при родах, он создал из глины на гончарном круге человека, его духовного двойника ка, имел власть над человеческой судьбой В грекоримский период Xнум демиург, создавший на гончарном круге весь мир Xнум считался подателем воды, хранителем истоков Нила его эпитет владыка катарактов то есть порогов Нила, как бог воины он отражает нападения врагов Поскольку слова баран и душа поегипетски звучали одинаково ба Xнум считался воплощением душ многих богов например, Геба Как демиург сближался с Птахом, отождествлялся с Амоном, Ра, Себеком. В египетской мифологии бог воздуха, разделяющий небо и землю Обычно изображается человеком, стоящим на одном колене с поднятыми руками, которыми он поддерживает небо над землей Входит гелиопольскую эннеаду богов, его отец Атум РаАтум, сестра и жена Тефнут Дети Шу Геб земля и Нут небо их он разъединял подняв Нут наверх, а Геба оставив внизу Спутник и защитник АтумаРа солнечный змееборец Согласно Книге мертвых Шу один из судей над умершими В мифе о возвращении Тефнут солнечного Ока из Нубии Шу вместе с Тотом, приняв облик павиана, пением и плясками заманивают ее Египет Последующее вступление Тефнут брак с Шу предвещает весенний расцвет природы Отождествлялся с Онурисом. На виньетках 125й главы Книги мертвых мудрый Тот фигурирует как писец великого суда богов загробном мире, он участвует вынесении окончательного приговора душе умершего, сердце которого взвешивается на точных весах Отсюда Тот владыка Истины, судья мире богов и покровитель судей В мифологической сказке о Злоключениях Хора и Сета Тот является писцом божественной Девятерицы эннеады Во времена Нового царства он считался творцом разных языков, отличающим язык одной страны от языка другой. Луна ассоциировалась у древних египтян не только с Тотом, но и с другими богами прежде всего с членом фиванской триады богом Хонсу В поздних текстах нередко говорится о божестве ХонсуТоте Были еще лунные боги Дуау и Ях Имя последнего и означает луна. Земле фараонов древние греки дали имя Египет, что означает загадка, тайна С особой силой чувствуется здесь, что тайна некогда славной цивилизации еще скрывается на этой земле этих камнях, улыбках богов, вертикалях колонн, но прежде всего ее Мудрости.

Что известно о египетских мудрецах, авторах этих учений Прежде всего то, что среди них были многие если даже не все фараоны, считавшие своим долгом оставить духовное завещание своему наследнику, и не только для того, чтобы такой форме передать ему накопленный опыт Это делалось, первую очередь, для того, чтобы после их смерти Египтом продолжали править Божественная Мудрость и законы Справедливости Одно из самых известных произведений, дошедших до наших дней, это поучения одного из фараонов Древнего царства своему сыну и наследнику, царю Мерикаре Скорее всего, многие удивительные учения и тексты на папирусах, авторами которых были владыки Египта, были утрачены на протяжении долгой истории этой страны Быть может, некоторые из них до сих пор погребены песках Египта. Авторами учений были также и визири, которым фараон давал особые поручения Они отвечали за то, чтобы законы гармонии и справедливости применялись на практике и были стержнем государственной жизни Египта Самым известным из них был Птаххотеп, его поучения чудом сохранились на одномединственном папирусе Этот знаменитый визирь VI династии оставил письменное свидетельство своего богатого жизненного опыта, когда ему исполнилось 110 лет а этот возраст традиционно приписывают мудрецам Египта Другие мудрецы, например, Июпер, были также и пророками, предсказывали несчастья и катастрофы, которые обрушатся на людей, если те перестанут следовать законам справедливости Среди хаоса и немилости богов они предлагали единственное решение, позволяющее возродить гармонию, искать Мудрость и применять ее жизни В Новом царстве период расцвета Карнака, то время, когда создавалась Долина Царей, письменных свидетельствах появляются имена знаменитых мудрецов Египта Ани, Аменемоп, Анхшешонк, Петосирис и многие другие. Победить невежество и научить человека узнавать истину, Бога, сокровенный смысл существования везде и во всем, научить его жить соответствии с ними это была основная задача египетского мудреца качестве Учителя Никто не рождается мудрым Каждый человек должен долго и упорно трудиться, чтобы достичь этой цели Для этого ему нужно, прежде всего, пробудить качества сердца и прилагать титанические усилия, чтобы не попадаться ловушку эгоизма, тщеславия и жадности, которая может оказаться смертельной для его души Изо дня день его живые уши должны быть настороже, чтобы любой момент услышать голос Сердца и следовать Мудрости Сердца. Всегда твердо иди вперед, и всегда выбирай самые трудные и самые недосягаемые пути, ибо душа человека всегда стремится к месту, которое хорошо знает Она никогда не отступает от Пути Истины, и никто не силах прогнать ее с этого Пути Поучения Мерикаре. Когда твое сердце и твой язык без изъянов, ты владыка собственной жизни Анхшешонк. Египтяне не боялись смерти Для них это был Счастливый Миг освобождения от земных страданий, возвращения на свою звезду, на свою небесную родину Боль, которую они испытывали, теряя близких, сродни тому чувству, которое вызывает у нас разлука с близким человеком, отправляющимся далекое путешествие. Человек продолжает существовать за переделами смерти, и безумец тот, кто легкомысленно относится к этой истине Тот, кто достигает жизни Мире Ином чистым и освобожденным от всякого зла, станет ней подобен богу он будет передвигаться там так же свободно, как и все Владыки Вечности Поучения Мерикаре. Тот, кто говорит Такого не может быть, такое не может случиться, да взглянет он Сокровенное Каждый день Бог заботится о том, чтобы Земля узнала тайны Его сотворения Анхшешонк. Единственный день может стать вечностью В течение единственного часа можно сотворить будущее, ибо Бог знает того, кто действует вместе с ним Поучения Мерикаре.

Если ты стал великим, после того как был маленьким, если ты стал богатим, после того как был бедным, если ты присутствуешь на пышных городских торжествах, сумей оставаться скромным и простым Если ты достиг высокого поста, не допускай, чтобы сердце твое очерствело изза повышения должности, ибо ты стал лишь только распорядителем благ, принадлежащих Богам Вспомни, что твой ближний такой же, каким был ты сам, поэтому стань для него другом Птаххотеп. Восхождение на трон нового египетского царя становилось началом новой эры для Земли Возлюбленной, с него начинался новый отсчет времени. Основной задачей фараона было уничтожение зла и установление Маат справедливого порядка, управляющего миром людей и всей Вселенной Крылатая богиня Маат будет сопровождать фараона с первых дней его царствования до последнего этапа уже после смерти, когда его душа предстанет перед судом Осириса На этом суде будут взвешены каждая его мысль, каждое слово, каждое совершенное им действие. Велик тот владыка, чье окружение составляют великие люди Силен тот фараон, у которого служащие сведущи своих делах Достоин уважения и почитания тот владыка, чье богатство заключается благородных людях Поучения Мерикара. Слово для Короля словно меч Оно одно сильнее, чем целая армия Поучения Мерикаре.

Хвалить будут тебя за твою доброту Люби и уважай свой народ, делай все, чтобы он жил благополучии, ибо действовать во имя будущего, делая добро людям, это дело благородное Поучения Мерикаре. Не делай различия между богатыми и бедными, а оценивай человека по его делам Поучения Мерикаре. Злой язык глупого человека это кинжал, которым он сам себе отрезает путь к счастью Папирус Инсингер. Богу гораздо больше нравятся те, кто уважает бедных, нежели те, кто преклоняется перед богатыми Аменемопе. Знай, что для раненого сердца благие слова утешения становятся словно вода для умирающего от жажды Знай, что человек может возвысить или унизить себя действием собственного языка Аменемопе. Ты должен всегда стараться быть искренним по отношению к своему ближнему, даже если твоя искренность заставляет его грустить Не говори ему Приветствую тебя, если думаешь противоположное Не говори как лицемер, ибо это мерзость по отношению к богам Не отделяй твой язык от твоего сердца, и твой жизненный путь будет исполнен благородством и состраданием Перед своими сожителями будь всегда честным и решительным, и рука Бога тебя не тронет Ибо Бог ненавидит лживость словах, а коварство и обман являются для него самой большой мерзостью Аменемопе. Тому, кто плюет на Небо, его плевок упадет обратно на его собственную голову Анхшешонк. Маленькая забота ломает кости, Маленькая хорошая новость дает сердцу новое дыхание, Маленькая капелька росы дает полю новую жизнь, Маленькая пчела делает мед Анхшешонк. Да не гордится и не хвастает сердце твое своими знаниями Всегда проси совета как у мудрого, так и у незнающего Ибо подлинное искусство не имеет границ, и не было еще мастера, который искусстве своем достиг бы совершенства Птаххотеп. Амон покровитель города Фивы, бог воздуха и урожая, творец мира изображался с головой человека, а иногда быка или барана, с двузубой короной и длинным скипетром руке.

Тот бог луны, мудрости, письма и счета Изображался виде ибиса или человека с головой ибиса, а также виде бабуина Как основатель письменности и наук, считался покровителем писцов и ученых. Хатхор богиня любви и судьбы, богиня неба Кормилица фараонов и властительница дальних стран Изображалась виде коровы или женщины с рогами коровы, иногда только с одними ушами. Базовым центром культа египетского бога Тота являлся город Шмун Эшмунен При третьем переходном периоде, когда город Гермополь стал играть весьма значительную роль политике Египта, культ Тота приобретал все большую популярность Растущая популярность привела к тому, что космогонический миф о творении был немного преобразован соответствии с принципами Огдоады египетский бог Тот виде ибиса снес яйцо, из которого впоследствии родились Хепри, Ра, Атум и Нефертум Модификацией данного мифа был миф о рождении бога Ра из Золотого яйца Это яйцо снес гусь по кличке Великий Гоготун. Считался также богом луны левого глаза Ра правым глазом Ра мифологии Древнего Египта считалось солнце Как покровитель письменности и всего ученого люда обладал особым атрибутом палеткой для записей напоминает палитру художников, как предполагают историки, такой палетке хранились разные виды красок для нанесения иероглифов разного цвета на различные поверхности. Царь это пламя, движущееся, опережая ветер, на край неба и на край земли Из текстов следует, что лестницу ему спускали с неба, с железной пластины тарелки, висящей небе О отец мой, великий царь, отверстие небесного окна открыто для тебя Воссядь же на свой железный трон, как Тот Великий Перенесись же на небо на своем железном троне И таких примеров немало. Местный бог считался господином данной местности он имел свое пребывание храме посреди своих владений почитание его считалось обязательным для местной общины он был защитником и покровителем города и его округа, и благословение его считалось для жителей страны необходимым Культ его, однако, не исключал почитания других божеских существ но великие боги света, властители небес, стояли от людей гораздо дальше, чем местный бог, царствовавший их стране они не требовали от людей педантически строго установленного служения, так как они были выше всего человеческого, и им мало было дела до мелких нужд и радостей общины Рядом с местным богом могли существовать и другие божества, игравшие также известную роль тех или других жизненных делах Большинство известнейших божеств Египта первоначально были не более как местными богами того или другого округа, и только с течением времени культ их малопомалу распространился во все стороны вокруг первоначального места их поклонения.

Но не одно только политическое могущество центра какогонибудь культа способвовало возвышению местного божества египетской религии не раз встречаются случаи, когда религиозное содержание мифа и связанные с известным божеством идеи приобретали ему совершенно особенное значение сравнительно с другими богами, приготовляя тем самым повсюду почву для его культа Говоря это, мы имеем виду Озириса и его миф Подобным же образом солнечный культ, пользуясь поддержкой гелиополитанской теологии, победоносно распространялся во все стороны, и малопомалу старые местные боги один за другим превращались солнечных богов. Кажется, что различные боги погребения или смерти относятся также к местным богам можно доказать, что некоторых округах наряду с богом покровителем города существовал могильный бог со своим особым культом и что он почитался господином принадлежащего к городу некрополиса К подобного рода местным погребальным богам относятся Сокар Мемфисе, Хентаментет Абидосе, Анубис Сиуте Были ли и других местах подобные боги некрополисов, неизвестно так же, как мы не состоянии точнее определить взаимные отношения бога живых и бога мертвых Погребальные боги рано избавились от теологических спекуляций или были вытеснены культом Озириса. Из текстов видно, что цари пятой династии учредили честь Ра особый культ собственных его святилищах, имена которых сохранились Должны ли мы видеть этом попытку установить одну государственную религию На вопрос этот нет ответа Упомянутый культ существовал недолго Святилища Ра, согласно иероглифическим изображениям, имели своеобразную форму они представляли собою четырехугольные постройки с косыми стенами, над которыми возвышался обелиск При этих храмах состояло множество жрецов иногда них, повидимому, совершалось служение также честь Гатор и Горуса Во все эпохи обелиски стояли соотношении с почитанием солнца Ра очень рано был отождествлен с местными солнечными богами Тумом и Горусом мало того, солнечная теология, получившая свое начало Гелиополисе, представляла во всей стране могущественную духовную силу, перерабатывавшую своем горниле местные божества, превращая их солнечных богов Одна из самых обыкновенных и распространенных комбинаций была РаГорус на обоих горизонтах В эпоху нового царства АмонРа постепенно становится преобладающим богом египетского пантеона. Как бог солнца, Горус рано был приведен соотношение или родственную связь с Ра и считался душой или сыном последнего подобно Ра, он должен был вести борьбу с мраком В Едфу символом его служил крылатый солнечный диск, а ястреб считался его священной птицей сам он изображался с головой Горусдитя на крокодилах, ястреба В сказании об Озирисе Горус выступает качестве сына Изиды Другая форма Горуса Гарпехред, Горусдитя, известен у греков под именем Гарпократа если они его считали богом молчания, то это произошло от ошибочного толкования египетского изображения, на котором он представлен виде ребенка, прикладывающего палец ко рту В предании о Горусе сохранились следы того, что культ его был пропагандирован Нильской долине весьма вероятно, что во многих местах Горус был ассимилирован с местным богом, том случае, если последний был богом света, например, с Сепду, которому поклонялись восточной части дельты бог этот первоначально олицетворял собою зодиакальный свет пирамидальной формы, который утром и вечером виднеется на небе. Тот был местным богом Хемну Hermopolis magna Верхнем Египте и Hermopolis parva Нижнем Египте Его почитали образе ибиса или павиана и часто изображали с головой ибиса Без сомнения, это был бог луны и качестве последнего считался также богомраспределителем времени он слыл изобретателем письма и покровителем науки часто ему приписывали составление священных книг он великий маг и умеет произносить волшебные изречения с правильным ударением и интонацией, что египтяне обозначали выражением маахеру, верный голосом он секретарь и советник богов Греки сопоставляли его с Гермесом, а неоплатоники называли Гермесом Трисмегистом Довольно рано он был поставлен некоторые отношения к Озирису Он является помощником Изиды при оживлении Озириса и одной из версий рассказа выступает качестве посредника борьбе Горуса с Сетом При погребении по учению Озириса он играет большую роль и подземном царстве служит писцом при трибунале Озириса В Фивах его отождествляли с Хонзу и ввели также цикл солнечных сказаний. В близком отношении к Тоту часто ставится Маат Это богиня верного счета и меры, справедливости и правды В пирамидных надписях ее называют сторожем неба Это была, повидимому, абстракция, и нигде, кажется, она не имела местного культа Судей вообще принято было называть жрецами Маат, но это, без сомнения, был простой титул, с которым не связывались действительности никакие священнические обязанности. Когда Египет вышел из своей замкнутости и вошел оживленные сношения с Азией и Южной Африкой, него стали проникать различные чужеземные божества Египетская религия не отнеслась враждебно к нашествию чужеземных богов, как того требовала ее теология, но зато и эти последние не оказали существенного влияния на национальное развитие религиозных верований Выше мы привели догадку о ливийском происхождении богини Нейт, однако же долине Нила она была как дома Нубийский бог Дедун упоминается еще пирамидных надписях и хотя народном веровании он не играет никакой роли и египтяне никогда не поклонялись ему, тем не менее его включили теологическую систему наряду с прочими богами когда египтяне утвердились Нубии, Дедуну стали поклоняться Семнехском храме вместе с египетским Хнумом Другой бог, игравший более важную роль Египте, пришел, повидимому, также с юга мы говорим о карликовом боге Бесе, который начиная с эпохи Среднего царства стал почитаться как демонпокровитель его отвратительная фигура часто изображалась на туалетных принадлежностях по всему вероятию, он происходил из страны ладана на берегах Сомали, откуда, очевидно, и его отношение к парфюмерным принадлежностям египетских дам Подобно другим египетским богам, он превратился впоследствии солнечного бога В период Нового царства, после того как начались культурные сношения с Азией, довольно большого значения достигли семитические божества Ваал, Астарта и Решеп Культ их особенно распространился дельте Нила, но по своей природе они легко могли слиться с туземными богами и занять соответственное место теологической системе. Соответствующие места библейской истории патриархов свидетельствуют о достаточном знакомстве с египетскими делами, а культурноисторическая картина Египта, которую дает книга Бытия, подтверждается многочисленными туземными источниками Точно так же раскопки Навилля доставили значительные подтверждения справедливости повествования Моисея об исходе из Египта. И когда Ка душадвойник отделяется от Ба жизненной силы, Анубис встречает душу умершего на пороге Аменти, загробный мир Богпес будет охранять только что отлетевшую душу от всех опасностей, поджидающих ее на пути, и приведет к Осирису, судье и повелителю мира мертвых.

Изначально Древнем Египте не любили шакалов изза того, что они часто рылись могилах Люди надеялись положить конец этим действиям посредством обожествления Так, Бог мертвых Анубис приобрел облик собаки или шакала То, что собаки бродили ночное время между могилами, вызывало предположение, что эти животные будут защищать мертвых ночью. Из тайных магических заклинаний, составленых жрецами тех времен для фараонов пятой и шестой династий, которые позже были включены Книгу мертвых видно, что палате Сиута установлены весы, за которые отвечает Анубис В левую чашу весов кладется сердце человека, а правую чашу перо Маат, которое является символом истины и правосудия, непогрешимости и праведности поступков человека Помимо них, судьей так же выступал Тот Бог мудрости и письма, который записывает результат суда. Назовите имя учёного монаха, который первым предложил 525 вести начало счёта годов от рождества Христова. Нун, увидав Шу и Тефнут, воскликнул Да возрастут они И Атум вдохнул своих детей. Плоть и дух этого великого бога пребывают во всём живом и неживом, что есть мире Он почитается как покровитель искусств, ремёсел, кораблестроения и зодчества Птах, его жена богиняльвица Сохмет и их сын бог растительности Нефертум составляют Мемфисскую Триаду. В облике ибиса Тот полетел гости к Луне и предложил ей сыграть сенет для развлечения А ради азарта, чтоб интересней было играть Тот и Луна поставили на кон 1 72 часть света каждого из 360 дней лунного года Бог мудрости без труда одержал победу, и Луне волейневолей пришлось расплачиваться.

Геродот отмечал наблюдательность египтян, которые смогли выявить закономерности природных явлениях и научились на основе этого предугадывать события В этом деле не было никакой магии, просто логические выводы на основе эмпирических данных Однако не следует забывать о божественном мистицизме древних египтян Особую роль играли жрецы Ур Хеку жрицы Урт Хекау обладатель священных сил Они были хранителями Божественной Силы, и могли передать её предметам освятить, а также помочь больным исцелении Божественная Сила, которую они получали свыше, называлась Хека Египтяне верили, что Божественная Сила может быть не только созидательной, она может стать разрушительной, если люди прогневают Бога непослушанием. Древнеегипетская магия была тесно и неразрывно связана с религией Фактически невозможно разделить, где у египтян заканчивался религиозный обряд и начиналось магическое действо Соответственно, и главными магами были именно жрецы, которые вообще обладали Древнем Египте колоссальным влиянием и фактически правили страной совместно с фараонами Существовал и особый бог, отвечавший за магию Его звали Хека Этим же словом называлась и магия как таковая, Слово хека буквально означает усиление деятельности Ка Ка так называли египтяне одну из ипостасей человеческой души Соответственно, магию они считали не какойто внешней силой, а исключительно тем, что идет изнутри самого человека При помощи этой силы маг мог оказывать влияние на других людей, на окружающий мир, а затем и на самих богов Некоторые исследователи подчеркивают, что, отличие от других древних религий, где люди для достижения своих целей стремились как можно сильнее задобрить богов и угодить им, египтяне осмеливались своим богам приказывать и даже угрожать Сильный маг был способен заставить богов сделать даже то, что им категорически не нравилось.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru