Искусство и живопись возрождения

Живопись эпоха Возрождения Творчество итальянских художников эпохи Возрождения. Еще одним ярким представителем литературы стал Джованни Боккаччо 13131375 автор всемирно известного Декамерона Принцип построения своего сборника новелл и сюжетную канву Боккаччо заимствует из Средневековья Все же остальное пропитано духом Ренессанса. Он участвует разработке теории линейной перспективы, возрождает скульптурный портрет и изображение обнаженного тела, отливает первый бронзовый памятник Созданные им образы являются воплощением гуманистического идеала гармонически развитой личности Своим творчеством Донателло оказал большое влияние на последующее развитие европейской скульптуры. Главным творением Мазаччо являются фрески капелле Бранкаччи церкви СантаМария дель Кармине во Флоренции, повествующие об эпизодах из легенд о святом Петре, а также изображающие два библейских сюжета Грехопадение и Изгнание из. Из всего цикла особого выделения заслуживает фреска Изгнание из Рая Она является подлинным шедевром живописи Фреска предельно лаконична, ней нет ничего лишнего На фоне смутного пейзажа четко видны фигуры покинувших ворота Рая Адама и Евы, над которыми парит ангел с мечом Все внимание сосредоточено на Маме и. Будучи портовым городом, Венеция оказалась на перекрестке экономических и торговых путей Она испытывала влияние Северной Германии, Византии и Востока Венеция стала местом паломничества многих художников Здесь дважды был А Дюрер конце XV и начале XVI Ее посетил Гёте 1790 Вагнер здесь слушал пение гондольеров 1857, под вдохновением которого он написал второй акт Тристана и Изольды Пение гондольеров слушал также Ницше, назвав его пением души. Близость моря навевала текучие и подвижные формы, а не четкие геометрические структуры Венеция тяготела не столько к разуму с его строгими правилами, сколько к чувствам, из которых рождалась удивительная поэтичность венецианского искусства В центре внимания этой поэзии были природа ее зримая и ощущаемая материальность, женщина волнующая красота ее плоти, музыка рождающаяся из игры цветов и света и из чарующих звуков одухотворенной природы. Художники венецианской школы отдавали предпочтение не форме и рисунку, но цвету, игре света и тени Изображая природу, они стремились передать ее порывы и движение, изменчивость и текучесть Красоту женского тела они видели не столько гармонии форм и пропорций, сколько самой живой и чувствующей плоти. Родоначальником венецианской школы является Джорджоне 14761510 В своем творчестве он выступил как настоящий новатор У него окончательно побеждает светское начало, и вместо библейских сюжетов он предпочитает писать на мифологические и литературные темы В его творчестве происходит утверждение станковой картины, которая уже ничем не напоминает икону или алтарный образ. В работах второго периода чувственное начало сохраняется, однако оно дополняется растущим психологизмом и драматизмом В целом Тициан совершает постепенный переход от физического и чувственного к духовному и драматическому Происходящие изменения творчестве Тициана хорошо видны при воплощении тем и сюжетов, к которым великий художник обращался дважды Характерным примером этом плане может служить картина Святой Себастьян В первом варианте судьба одинокого, брошенного людьми страдальца не кажется слишком печальной Напротив, изображенный святой наделен жизненными силами и физической красотой В более позднем варианте картины, находящемся Эрмитаже, тот же образ приобретает черты трагизма.

Художественная культура Возрождения складывалась период подъема культуры, бурного роста экономики, возникновения нового общественного строя разложения старого, средневекового уклада жизни и зарождения капиталистических отношений Ф Энгельс писал об эпохе Возрождения Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Возрождение высоко подняло представление о человеческом разуме, его способности познавать мир Бурное развитие науки характерная черта этого периода Особое внимание поисках идеала гуманисты обращали на историю человечества Античная культура оказалась наиболее близкой их устремлениям. Из всех видов искусства первое место принадлежало изобразительным искусствам и архитектуре Недаром имена великих живописцев XV известны любому образованному человеку. Парашют, к олесцовый замок, елосипед, анк, ёгкие переносные мосты для армии, рожектор, к атапульта, обот, вухлинзовый телескоп. Да, действительно, человеку эпохи Возрождения ослепительном блеске и многообразии открывался новый мир Деятели Возрождения искали его образцы прежде всего античной культуре, ее возрождении отсюда и название Этот мир запечатлен архитектуре Флоренции, Рима и Венеции, портретах, созданных Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Тицианом и Дюрером Он преломляется любовной лирике Петрарки, сатирических персонажах Боккаччо, Рабле и Сервантеса отражается страстях шекспировских героев и философских утопиях Томаса Мора и Эразма Роттердамского Это находит удивительное созвучие торжественных церковных мессах и светских мадригалах Палестрины и Орландо Лассо. Главная отличительная черта эпохи Возрождения это огромный интерес к человеческой личности, ее безграничным творческим возможностям В основе культуры Возрождения лежат идеи гуманизма лат Ъшпапиз человечный, провозгласившие высшей ценностью человека и его общественное благо Каким же был человек эпохи Возрождения Каково его место во Вселенной Вот что говорил об этом философ Марсилио Фичино 1433. В воскрешенной античной формуле красота это гармония выражались сущность искусства эпохи Возрождения и своеобразное представление об окружающем мире Красота это упорядоченное созвучие и соединение частей, то есть гармония В ее основе лежит пропорция, совершенный образ, где, по словам архитектора Леона Альберти 1404 1472, ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже. Джотто действительно показывал мир таким, каков он есть на самом деле, каким видел его каждый человек Новаторство его творческой манеры определили принципиально иная пластика, ритм линий, объединяющие единое композиционное целое все объемы и фигуры Художественными открытиями Джотто стали новые принципы построения пространства, изображение ин терьера, пейзажа и особенно внутреннего мира героев. XV век триумфальный период развитии искусства итальянского Возрождения, время, когда оно играло исключительно важную роль жизни общества, а личность художника была поднята на недосягаемую высоту Это было время профессионалов, мастеров высочайшего класса При общности взглядов на проблемы развития искусства, энциклопедичности знаний каждого художника отличали яркая индивидуальность и смелый поиск собственных путей Постигая и широко используя лучшие достижения Античности, Средневековья и Проторенессанса, они сумели сказать свое слово искусстве.

Внутри капеллы у подножия креста стоят Дева Мария и апостол Иоанн Лицо матери Христа, лишенное привычной красоты, обращено к зрителю Являясь связующим звеном между Богом и человеком, она сдержанным жестом руки указывает на распятого Сына В этой целом статичной композиции жест Марии единственное движение, символически организующее пространство Перед аркой, у входа, изображены профиль коленопреклоненные мужчина и женщина заказчики росписей для церкви. Раннее Возрождение это время окончательного отхода от художественных традиций Средневековья Хотя темы и сюжеты живописи оставались традиционно религиозными, существовавшая ранее пропасть между божественным и земным практически исчезла Библейские события приобрели черты реальной жизни и переместились на улицы и дома итальянских городов, а их участники обрели облик современников Каждый художник давал собственную трактовку одного и того же библейского сюжета или образа. Одно из лучших творений Боттичелли картина Благовещение Она была заказана качестве алтарного образа для капеллы одной из церквей Флоренции Сквозь раздвинутые створки окна небесный посланник архангел Гавриил проникает комнату Девы Марии Чудесные крылья продолжают трепетать, еще не успев сложиться, но сам он уже чтото пылко говорит ей Появление архангела столь неожиданно, что Мария пытается спастись бегством В то же время ее хрупкие руки с кроткой готовностью тянутся навстречу вестнику Смиренное выражение лица, покорно склоненная голова красноречиво свидетельствуют о согласии принять Благую весть. Несомненно, главную задачу художник видел изображении духовной жизни человека, его глубокой психологической характеристике В этом портрете ему удалось полной мере достичь поставленной цели Красивое выразительное лицо молодого человека обращено к зрителю Оно привлекает богатством внутренней жизни, аристократически сдержанным спокойствием и эмоциональной напряженностью Сосредоточенный, гордый и твердый взгляд, обращенный к зрителю, свидетельствует о решительном и волевом характере Впервые столько внимания уделено изображению гибких и сильных рук, сжимающих медаль с профилем Козимо Медичи Это своеобразная сюжетная кульминация портрета, ее главный смысловой центр Портрет строится на светотеневых контрастах Лицо юноши оттенено густой шапкой темных вьющихся волос, которые свою очередь обрамляет нежный светлый фон реки и неба Сопоставление красного и черного цветов, их явный контраст с голубоватым спокойным пейзажем усиливают общее впечатление от портрета. После смерти Донателло рядом с его именем впервые истории мирового искусства будет поставлено слово скульптор. При подготовке материала использован текст учебника Мировая художественная культура От истоков до XVIII века Автор Данилова. В качестве основных идей искусства Ренессанса выступают наиболее важные открытия области философии и нововведения этого исторического периода Особенно знаменитыми композициями, дошедшими до нас их этой эпохи, отличаются Итальянские художники Живопись Ренессанса несла свою философию и личность художников, которые поднимались из ямы анонимности и безызвестности, добиваясь впечатляющих высот Лучшие живописцы были востребованы среди коллекционеров, знати, богачей и правителей. Живопись средние века преобладала сценами из Библии и сюжетами мифологии Это направление было тесно связано с архитектурой Картины и фрески служили украшением для церковных стен, потолков, алтарей, дверных проемов и прочих элементов В начале эпохи Возрождения традиция начала меняться, так как художники стали создавать произведения, призванные стать первую очередь произведением искусства, зрители которого восхищались бы стилем мастера Изображение религиозного содержания перестает быть лишь объектом поклонения и различных ритуалов Религиозные образы до сих пор играют важную роль искусстве севера. Гуманизм Возрождения оставил важный отпечаток на живописи Художники сочетают работах языческие и христианские мифы, изучают анатомию, чтобы прийти к более реалистичному изображению человеческой формы, пишут сцены, создающие эффект объемности Новые методы значительной мере способствовало изобретению масляной и станковой живописи Такой рост укрепляет это направление, как самодостаточного раздел искусства.

Архитектура Раннего Возрождения Леон Баттиста Альберти Капелла Сант Андреа Мантуе. Особое место живописи Раннего Возрождения принадлежит Сандро Боттичелли 1445 1510, современнику Леонардо да Винчи и молодого Микеланджело Изысканное искусство Боттичелли с элементами стилизации обобщения изображений с помощью условных приемов упрощения цвета, формы и объема пользовалось большим успехом кругу образованных флорентийцев В основе искусства Боттичелли отличие от большинства мастеров Раннего Возрождения лежало личное переживание Среди множества картин, созданных Боттичелли, есть несколько прекраснейших творений мировой живописи Рождение Венеры, Весна Исключительно чуткий и искренний, Боттичелли прошел сложный и трагический путь творческих исканий от поэтического восприятия мира юности до мистицизма и религиозной экзальтации зрелом возрасте. Понятие гуманизм было введено употребление учеными XIX века Оно происходит от латинского humanitas человеческая природа, духовная культура и humanus человеческий, и обозначает идеологию, направленную к человеку В Средневековье бытовала религиозная и феодальная идеология. Говоря о Возрождении, мы говорим непосредственно об Италии, как носительнице основной части античной культуры, и о так называемом Северном Возрождении, которое проходило странах северной Европы Франция, Англия, Германия, Нидерланды, Испания и Португалия. Для литературы Возрождения характерны уже вышеизложенные гуманистические идеалы Эта эпоха связана с появлением новых жанров и с формированием раннего реализма, который так и назван, реализм Возрождения или ренессансный, отличие от более поздних этапов, просветительского, критического, социалистического. Для литературы Возрождения характерны различные жанры Но определенные литературные формы преобладали Наиболее популярным был жанр новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения В поэзии становится наиболее характерной формой сонет строфа из 14 строк с определенной рифмовкой Большое развитие получает драматургия Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега Испании и Шекспир Англии. В числе писателей того времени оказываются и коронованные особы Стихи пишет герцог Лоренцо Медичи, а Маргарита Наваррская, сестра короля Франции Франциска I, известна как автор сборника Гептамерон. Большое распространение получила скульптура В творчестве скульпторов получили развитие многие формы статуя, рельеф, бюст и Ими были достигнуты новые высоты изображении пластики человеческого тела эмоций, движений тела, сложных сцен многоплановых, перспективных рельефах Наиболее известными скульпторами этого периода являются Донателло 1386 1466 и Лоренцо Гиберти 1381. Творчество Джорджоне и Тициана отличает интерес к пейзажу, поэтизации сюжета Оба художника достигли большого мастерства искусстве портрета, с помощью которого передавали характер и богатый внутренний мир своих персонажей.

Высокое Возрождение Леонардо да Винчи Мадонна Литта 1490е, Эрмитаж, СанктПетербург. Итальянское искусство эпохи Возрождения носило своеобразный характер и на всех этапах почти трехвекового развития поднималось до исключительных творческих высот Грандиозный размах культуры Возрождения, огромное количество выдающихся произведений сравнительно с небольшими территориями, где они были созданы, до сих пор вызывают удивление и восхищение Все виды искусств переживали подъем В различных областях Италии сложились местные школы живописи, выдвинувшие художников, чьи творческие искания нашли высшие претворения искусстве титанов Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана Громадную роль приобрело искусство общественной жизни, оно стало насущной потребностью людей того времени Возведение общественных зданий рассматривалось как дело гражданской важности, открытие наиболее значительных монументов превращалось во всенародные праздники С особой последовательностью и силой новая культура проявилась итальянских городах, которые уже на рубеже 14 15 столетий вступили на путь капиталистического развития значительное распространение она получила также нидерландских, и некоторых прирейнских и южногерманских городах 15 века Однако круг влияния культуры Возрождения был гораздо шире и охватывал территории Франции, Испании, Англии, Чехии, Польши, где новые тенденции проявились с разной силой и специфических формах Важное значение становлении искусства Возрождения имело поновому понятое античное наследие Воздействие античности сильнее всего сказалось на формировании культуры Возрождения Италии, где сохранилось множество памятников древнеримского искусства В спасенных при падении Византии рукописях вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир греческая древность перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть. Джотто На флорентийской почве сформировалось могучее дарование родоначальника реалистического искусства Возрождения Джотто ди Бондоне 1266 1267 1337, связанного с передовыми кругами Флоренции Разносторонность интересов художника позволяет считать его типичным представителем новой культуры Он был архитектор, скульптор, поэт, но самый значительный вклад внес развитие живописи Живопись Джотто утверждает ценность реального человека Искусство отличается громадной силой эмоционального воздействия, моральноэтической глубиной, драматизмом и эпичностью Одним из первых итальянской живописи Джотто создает типический образ человека Скорее опираясь на интуицию, чем на научный метод, художник ставит задачу воспроизведения реального трехмерного пространства, весомости пластического объема, моделированного средствами светотени Джотто ди Бондоне добивается четкости обобщенного рисунка, ясности логически построенной, точно найденной композиции Работы Джотто находятся во Флоренции, Риме и Падуе Наиболее значительное его творение эпический цикл фресок на темы жизни Марии и Христа Капелле дель Арена Падуе построена 1303 1305 годах на месте арены разрушенного древнеримского цирка Ясные и гармоничные росписи Капеллы дель Арена сохранили свое эстетическое обаяние и значение до наших дней Традиционные религиозные сюжеты художник наполнил новым смыслом, по существу раскрыв них высокое моральное совершенство образа человека Росписи покрывают стены небольшой по размеру, прямоугольной плане, перекрытой сводом капеллы На входной узкой стене размещена сцена Страшный суд, напротив Благовещение На боковых стенах фрески расположены три яруса Заключенные изящные обрамления, они составляют последовательное повествование, которое развертывается спокойновеличавом ритме, строгих обобщенных формах Композиции следуют одна за другой вдоль стен, подчеркивая их плоскости Эпические и монументальные своей трактовке, полные живых чувств и переживаний, они поражают богатством зрительных впечатлений Религиозную легенду художник трактует как реальное событие Персонажи священного писания обретают росписях Джотто жизненность, глубину сдерживаемых чувств, фигуры мощную пластичность Элементы пейзажей и строений обозначают место действия Жанровые моменты усиливают реализм религиозных сцеп На фоне пейзажа изображены спокойновеличавый, задумчивый Иоаким и сочувственно глядящие на него пастухи Возвращение Иоакима к пастухам Маленькая собачонка ластится к Иоакиму, не нарушая сосредоточенной задумчивости общего настроения Здесь нет ничего таинственного, необъяснимого Наиболее значительны из фресок те, где драматизм повествования решительно отодвигает на второй план религиозномистическую окраску легенды С невиданной ранее силой Джотто передает характеры героев, раскрывающиеся их поступках, замедленных движениях, жестах Как драматический рассказ о предательстве, как столкновение двух контрастных характеров воспринимается сцена Поцелуй Иуды В центре ее среди жестикулирующих стражников и апостолов выделяются Христос и Иуда Носитель высокой идеи нравственного совершенства и стойкого мужества, Христос прекрасен своем благородстве и сдержанном спокойствии Его напряженный взгляд полон укора и гнева Отталкивающе безобразен лицемерный Иуда предатель учителя Глубокий моральноэтический смысл образов, понятный каждому, составляет неотразимую силу композиции Эпическое величие и драматизм сцены Оплакивание Христа подчеркнуты построением пейзажа спускающийся склон горы развернут так, чтобы выделить главных действующих лиц мертвого Христа и пристально, скорбно глядящую на него Марию Они составляют идейный центр композиции К ним обращены склоненные фигуры и взоры всех присутствующих Разнообразны жесты, мимика печальных лиц Изумительна по пластической выразительности группа женских фигур, замыкающих сцену и усиливающих ее драматическую напряженность Отбрасывая второстепенные детали, обобщая, монументализируя, Джотто создает образы большой глубины Светлые холодные краски желтые, розовые, голубые, зеленые составляют звучную, легко воспринимаемую гармонию росписей Искусство Джотто с его искренностью и простотой, ясное по мысли, полное веры человека, положило начало живописи Возрождения Оно вдохновило на поиски более глубоких средств реалистической выразительности не только современников и непосредственных последователей Джотто, но и многих художников следующих поколений Однако временный возврат к средневековой традиции во второй половине 14 века несколько затормозил развитие реализма и способствовал оживлению готических черт, особенно проявившихся искусстве Сиены. Гиберти Сотворение Адама и Евы Райские двери, 14251452, бронза Баптистерий, Флоренция. Гиберти 1378 1455, искусстве которого ясно обозначились устремления к реализму Вся его творческая жизнь по существу была посвящена решению единственной проблемы созданию живописного монументального декоративного рельефа Его основные произведения предназначались для оформления флорентийского баптистерия Блестящий мастер и тонкий рисовальщик, Гиберти занял 1401 году первое место конкурсе на северные двери баптистерия, работа над которыми продолжалась более двадцати лет 1404 1424 Каждая из двадцати восьми рельефных композиций этих дверей была исполнена на религиозный сюжет и вписывалась квадрифолии четырехлистниковые обрамления, еще связанные своей замысловатой колючей формой с готической традицией Внутренние ритмы круглящихся линий композиций вторят обрамлениям, подчеркивая декоративность общего решения В этих рельефах сделаны лишь первые шаги на пути оптического завоевания пространства Совершенно иной характер носили восточные двери баптистерия 1425 1452, также исполненные Гиберти, которые стали одной из достопримечательностей Флоренции Врата рад назвал их Микеланджело Вместо измельченных готических квадрифолиев эти двери украшают десять крупных, вписанных прямоугольные поля многофигурных рельефов, уподобленных сложным многоплановым живописным композициям Встреча царя Соломона с царицей Савской, Сотворение Адама и Евы и др Лирическая красота образов, правильность пропорций фигур, живое изящество форм и линий, богатство пейзажных и архитектурных фонов, сочность растительных орнаментов обрамления все это составляет единый ансамбль нового, реалистического искусства И только некоторые композиционные приемы, частности включение нескольких сюжетов каждое поле, сближают рельефы восточных дверей с искусством прошлого Донателло Настоящим реформатором итальянской скульптуры был Донателло около 1386 1466, полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди Широтой своих исканий и разносторонностью таланта он оказал огромное воздействие на последующее развитие европейской пластики Донателло прошел сложный творческий путь, снискав громкую прижизненную славу Донателло обучался мастерской Гиберти, где на его глазах создавались рельефы северных дверей баптистерия Быстро сформировавшись как художник, он начал работать самостоятельно Его ранние произведения носят отпечаток готических влияний, дальнейшем Донателло создает образы остроиндивидуальные, подчеркивает выразительность самых неправильных чертах Его самобытный талант проявился скульптурах, украшающих церковь ОрСанМикеле во Флоренции Поставленные, согласно установившейся традиции, нишах средневековой постройки, пластически самостоятельные, статуи Донателло обнаруживают свой гуманистический характер С особой полнотой это видно мраморной статуе святого Георгия 1417, Флоренция, Национальный музей Закованный доспехи, стройный, с одухотворенным лицом, настороженным взглядом, он воплощает идеал героической личности, созвучной эпохе, исполнен самосознания, спокоен и бесстрашен Более характерны и индивидуальны образы статуй пророков, исполненных для украшения кампанилы колокольни Флорентийского собора Простонародны их лица, тяжеловесны фигуры длинных одеяниях, едва умещающиеся нишах Некоторые из них имели портретное сходство с современниками Форма тыквообразной головы пророка Иова, яркая индивидуализация черт его лица породили прозвище этой статуи Цукконе тыква Обобщенно и смело трактованы складки его плаща, подчеркивающего движение и выявляющего компактность фигуры Мощная пластика акцентирует самостоятельное значение статуи Торжество идеалов ренессансной скульптуры и утверждение статуарного начала знаменует первая обнаженная статуя итальянской пластике Возрождения Давид 1430 1440е годы, Флоренция, Национальный музей Украсившая фонтан внутреннего двора палаццо Медичи бронзовая статуя воспринималась пространстве с разных точек зрения Юный пастух, победитель великана Голиафа, представлен, по примеру античных героев, обнаженным Угловатая фигура подростка дана состоянии покоя, отдыха после напряженного боя Тень от широкополой пастушеской шляпы падает на его спокойнозадумчивое лицо, усиливая сосредоточенность выражения Тяжесть тела перенесена на одну ногу, другая, свободно отставленная, попирает голову поверженного врага Характер постановки фигуры, мастерство трактовки обнаженного юношеского тела навеяны античной пластикой и вместе с тем более индивидуальны и обнаруживают ту остроту и напряженность форм и ритма, которые присущи лишь эпохе Возрождения.

Поездка Донателло Рим способствовала еще большему осмыслению им античного искусства, традиции которого находят претворение рельефах кафедры Флорентийского собора 1433 1439 Этот легкий, гармоничный и цельный фриз, составленный из фигурок танцующих путти младенцевангелов, радостных и ликующих, пронизан единым стремительным ритмом движения Возможно, античный памятник Марку Аврелию вдохновил Донателло на создание конной статуи кондотьера наемного военачальника Эразмо да Нарни, прозванного Гаттамелатой 1447 1453, Этот первый конный памятник искусстве Возрождения, посвященный выдающейся личности, получил совсем иную, чем античности, трактовку Уверенно сидит на могучем коне кондотьер, держа руке жезл командующего В его лице, умном и суровом, черты несомненного портретного сходства, выражение непреклонной воли и энергии Фигура кондотьера Гаттамелаты воспринимается неразрывном единстве с медленно шествующим коном, отяжеленные формы которого словно подчеркивают силу всадника Поставленный перед церковью СантАнтонио Падуе, монумент не только сохраняет свою значительность соседстве со зданием храма, но и организует весь ансамбль площади Здесь же Падуе, церкви СантАнтонио, находится алтарь, исполненный Донателло Его рельефы на сюжеты из жизни святого Антония представляются одним из высочайших достижений этого вида скульптуры В сложные многофигурные композиции с архитектурными фонами включено невиданное доселе множество действующих лиц, переданы их чувства и переживания Широтой охвата жизненных явлений эти рельефы, по существу, могут соперничать с живописью. Ту же эволюцию, что и скульптура, проходит живопись раннего Возрождения Преодолевая готическую отвлеченность образов, развивая лучшие черты живописи Джотто, художники 15 века вступают на широкий путь реализма Невиданный расцвет переживает монументальная фресковая живопись Мазаччо Реформатором живописи, сыгравшим ту же роль, что развитии архитектуры Брунеллески, а скульптуре Донателло, был флорентиец Мазаччо 1401 1428, проживший короткую жизнь и оставивший замечательные произведения, которых нашли продолжение поиски обобщенного героического образа человека, правдивой передачи окружающего его мира С наибольшей наглядностью эти искания проявились во фресках капеллы Бранкаччи при церкви СантаМария дель Кармине во Флоренции Чудо со статиром и Изгнание из рая обе между 1427 1428 годами Мазаччо порывает с господствовавшими живописи второй половины 14 века декоративностью и мелочной повествовательностью Следуя традиции Джотто, художник Мазаччо сосредоточивает внимание на образе человека, усиливая его суровую энергию и активность, гражданственный гуманизм Мазаччо делает решительный шаг объединении фигуры и пейзажа, впервые вводит воздушную перспективу Во фресках Мазаччо на смену неглубокой площадке месту действия росписях Джотто приходит изображение реального глубокого пространства убедительнее и богаче становится пластическая светотеневая моделировка фигур, прочнее их построение, разнообразнее характеристики И притом Мазаччо сохраняет огромную нравственную силу образов, которая пленяет искусстве Джотто Наиболее значительная из фресок Чудо со статиром, многофигурная композиция, включающая, по традиции, различные эпизоды легенды о том, как при входе город с Христа и его учеников спросили пошлину статир монету как по приказанию Христа Петр поймал озере рыбу и нашел ее пасти статир, который передал стражнику Оба этих дополнительных эпизода ловля рыбы и вручение статира не отвлекают внимания от центральной сцены группы апостолов, входящих город Фигуры их величавы, массивны, мужественные лица носят индивидуализированные черты людей из народа, крайнем справа человеке некоторые исследователи усматривают портрет самого Мазаччо Значительность происходящего подчеркнута общим состоянием сдержанного волнения Естественность жестов, движений, введение жанрового мотива сцене поисков монеты Петром, тщательно написанный пейзаж сообщают росписи светский, глубоко правдивый характер Не менее реалистична трактовка сцены Изгнание из рая, где впервые живописи Возрождения изображены обнаженные фигуры, мощно моделированные боковым светом Их движения, мимика выражают смятение, стыд, раскаяние Большая достоверность и убедительность образов Мазаччо сообщают особую силу гуманистической идее о достоинстве и значительности человеческой личности Своими новаторскими исканиями художник открыл пути дальнейшего развития реалистической живописи Учелло Экспериментатором области изучения и использования перспективы был Паоло Учелло 1397 1475, первый итальянский баталист Трижды варьировал Учелло композиции с эпизодами битвы при СанРомано середина 1450х годов, Лондон, Национальная галерея Флоренция, Уффици Париж, Лувр, увлеченно изображая разноцветных коней и всадников самых разнообразных перспективных сокращениях и разворотах. Открытия области передачи объема, пластики, живописи, ее перспективных построений, сделанные флорентийскими художниками, вскоре становятся достоянием мастеров других областей, где дольше держались готические традиции К середине 15 века происходит формирование ренессансной живописи областях Средней и Северной Италии Пьеро делла Франческа В распространении ренессансных принципов очень большую роль сыграл Пьеро делла Франческа около 1410 1420 1492 один из крупнейших монументалистов и теоретиков живописи раннего Возрождения Он работал во многих городах Средней Италии Ареццо, Урбино, Ферраре, Риме Его искусство, полное эпического спокойствия и просветленной героики, оказало большое воздействие на развитие ряда видных мастеров умбрийской и многих других итальянских школ. Развивая традиции Джотто и Мазаччо, Пьеро делла Франческа создает целостную декоративную систему, подчеркивающую архитектонику сооружения он развертывает происходящее действие параллельно плоскости стен, хотя более глубоком, чем у его предшественников, как бы насыщенном воздухом пространстве Единый ритм объединяет архитектурные фоны и пластически проработанные фигуры Часто художник вводит профильные изображения, предпочитает закругленные силуэты, плавные контуры, четкие членения Написанные поразительными по прозрачности нежнорозовыми, лимонножелтыми, лиловыми, синими, изумруднозелеными красками композиции художника Пьеро делла Франческа составляют единую лучезарную гармонию, обогащенную оттенками различной светосилы Замедленно развертывается композиция фрески Прибытие царицы Савской к царю Соломону Величественны и важны фигуры молодых женщин длинных платьях, ниспадающих свободными складками, размерен ритм благородных движений свиты, плавны линейные очертания Пропорциональны отношения между отдельными частями композиции, объемами, красочными плоскостями Ясно выделены пространственными паузами герои царица Савская и царь Соломон Радостные, звучные краски светлой серебристой гаммы подчинены единой цели созданию живописного ансамбля, торжественного и праздничного Иной характер носит фреска Сон Константина, где настроение тишины и таинственности создает ночной полумрак, пронизанный коегде светом Неподвижно застыли фигуры стражников ночном карауле, мерцающий свет ночника освещает спящего шатре Константина, яркое сияние исходит от явившегося ему во сне ангела, который предсказывает царю победу грядущей битве Во фреске Битва Константина с Максенцием многофигурная композиция пронизана напряженным четким ритмом Серебристый свет дня сообщает эпическое величие сцене Светлое голубое небо, победно реющее знамя, стройность рядов войска Константина ясно раскрывают идею произведения Чередуя разнопланные композиции, художник создает полнокровную гармонию росписей, контрастных и единых общем ансамбле церкви СанФранческо Если монументальных фресках персонажи Пьеро делла Франческа обладают обобщеннотипическими чертами, то замечательных парных портретах герцогов урбинских энергичного, умного и властного Федериго да Монтефельтро и его строгой жены Баттисты Сфорца оба ок 1465, Флоренция, Уффици выявлены индивидуально неповторимые черты моделей Профильные композиции не помешали художнику передать объемность форм, остроту характеристик Чудесны как бы окутанные воздушной дымкой пейзажи, на фоне которых господствуют образы портретируемых, гордые, замкнутые Мантенья Главным представителем ренессансной живописи Северной Италии был Андреа Мантенья 1431 1506, деятельность которого связана с Падуей, университетским городом, одним из центров гуманизма и научной мысли эпохи раннего Возрождения Формирование идеалов Возрождения Северной Италии, где свободные городакоммуны с 14 века превратились тирании, происходило медленно, напряженной борьбе с готической традицией условиях возникновения придворной культуры Мантенья был не только живописцем и рисовальщиком, но ученым, теоретиком, археологом, одним из лучших знатоков античности Он учился мастерской Скварчоне, у которого воспринял и элементы готической традиции и глубокий интерес к античному наследию Мантенья сохранил некоторую жесткость и угловатость даже самых ренессансных, пронизанных античным мировоззрением вещах Чеканно правильный рисунок сочетается них с ощутимо объемной, почти скульптурной формой, суровым, сдержанным колоритом В античности нашел художник свой идеал человекаборца, который претворил образы людей эпохи Возрождения, наделенных силой и страстностью переживаний, внутренним достоинством Не меньшую роль формировании стиля живописи Андреа Мантенья сыграли достижения флорентийской школы Драматизм и героика легенд и действительности органично сочетаются произведениях живописца Андреа Мантеньи Жизнь представляется них как жестокая борьба, исполненная противоречий и конфликтов В росписях Мантенья дал новые иллюзорные приемы построения пространства, неожиданные ракурсы и аспекты изображения В них постоянно виден расчет аналитика, разрабатывающего логические принципы композиции, знатока перспективных построений И то же время Мантенье присущи острое чувство индивидуального, черты повышенной экспрессивности, необычайной страстности и патетики, подчеркивающие жизненность его сложных суровых образов. Беллини Джентиле Чудо с крестом у моста Сан Лоренцо 1500, Галерея Академии, Венеция. Человек теперь рассматривается как личность, поднимается вопрос о свободе и личной деятельности В крупных городах появляются светские центры искусства и науки, функционирующие вне тотального контроля церкви Наблюдается активное возрождение античности она олицетворяет яркий пример неаскетичного гуманизма В середине 15го века изобретается книгопечатание, благодаря чему новое мировоззрение и античное наследие широко распространились по территории Европы Пик рассвета Ренессанса приходится на конец 15го века, но менее чем через столетие назревает идейный кризис Это положило начало для возникновения двух стилевых направлений барокко и маньеризм. Проторенессанс начался во 2й половине 13го столетия и закончился конце 14го века. Последний период Возрождения охватывает примерно 15901620 годы Его отличительной чертой является разнообразие культуры и искусства На территории Южной Европы активно продвигалась Контрреформация Это движение не приветствовало свободомыслие, выражало протест против возрождения античности культуре и искусстве, а также воспевания человеческого тела. Точных сроков Позднего этапа как таковых не существует В Британской энциклопедии говориться, что эпоха Ренессанса закончилась после падения Рима. На новое понимание внутреннего пространства глубокое влияние оказали простые и четкие интерьеры Филиппо Брунеллески Это можно наблюдать на примере капеллы Пацци церковь СантаКроче, Франция Талантливый скульптор и архитектор использовал светлые тона для отделки оштукатуренных тонированных стен, добавляя архитектурные рельефные членения из серого камня В богатых домах и дворцах особое внимание уделялось вестибюлям, где принимали гостей Выделялись огромные комнаты под библиотеки Появление книгопечатания сразу же привлекло внимание богачей Европы Столовых комнат как таковых не существовало, и обеденные столы были преимущественно раскладными Их выставляли на лоджии которые играли важную роль загородных и городских домах Изображения на мебели были без оттенков, почти монохромными Самые распространенные композиции декоративного характера.

Разные по цвету, но одинаковые по рисунку фрагменты, менялись местами. Архитектура эпохи Ренессанса стала активно видоизменяться Большое внимание уделяется формам античного зодчества четкой симметричности, порядку составных деталей и пропорции Ассиметричные очертания сменяются на полукруги арок, купольные полусферы и эдикулы А четкое расположение мощных колонн, притолок и пилястр заменяют сложные пропорции построек средневековья. Вас интересует Обои детскую комнату для девочек как правильно выбрать и что нужно учесть при подборе цвета. Одной из ключевых фигур становлении Эпохи Ренессанса был Леонардо да Винчи Это великий творец, художник, создатель и основоположник развития науки во Флоренции Более подробно с его работами можно ознакомиться с этим видео Приятного просмотра. Важное значение становлении искусства Возрождения имело поновому понятое античное наследие Воздействие античности сильнее всего сказалось на формировании культуры Возрождения Италии, где сохранилось множество памятников древнеримского искусства Победа светского начала культуре Возрождения была следствием социального утверждения набирающей силы буржуазии Однако гуманистическая направленность искусства Возрождения, его оптимизм, героический характер образов объективно выражали интересы не только молодой буржуазии, но и всех прогрессивных слоев общества целом. Усовершенствование известной Средние века техники масляной живописи, разработка новых составов приписываются Яну ван Эйку Применение масляной краски и смолистых веществ станковой живописи, наложение ее прозрачным, тонким слоем на подмалевок и белый или красный меловой грунт акцентировали насыщенность, глубину и чистоту ярких цветов, расширяли возможности живописи позволяли достигать богатства и разнообразия цвете, тончайших тональных переходов. Искусство немецкого Возрождения во многом близко нидерландскому нем то же развитое чувство индивидуального, то же восприятие явлений жизни тесной взаимосвязи с окружающей средой Это определяет особое значение пейзажа и интерьера решении эмоционального строя образов Пластическое понимание форм сочетается с эмоциональным живописным решением проблем света и тональности, имеющим важное значение для раскрытия взаимосвязи явлений, было важнейшим завоеванием немецкой школы XVI предвосхитившим искания тетерев. Лютер создал современную немецкую прозу и сочинил текст и мелодию того проникнутого уверенностью победе хорала, который стал Марсельезой XVI века К этому времени относится расцвет книжной иллюстрации, карикатуры, станковой гравюры Новые веяния ярко проявились области гравюры наиболее массовом виде искусства, менее скованном традицией гравюра возникла нач XV Однако и другие виды искусства встали на путь преобразования.

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений Европе. Период так называемого Раннего Возрождения охватывает собой Италии время с 1420 по 1500 года В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности Лишь впоследствии, и только малопомалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как общей концепции своих произведений, так и их деталях. Второй период Возрождения время самого пышного развития его стиля принято называть Высоким Возрождением, оно простирается Италии приблизительно от 1500 по 1580 год В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства Но подражание древним не заглушает художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из грекоримского искусства. С первыми признаками кризиса романтизма изобразительном искусстве рождается новая тенденция пристальное внимание к окружающему миру природе, общественным отношениям, индивидуальным особенностям человека, общества Так рождается новый реализм, который разных странах принимает различные формы. В Испании некоторые черты барокко проступали аскетичной архитектуре Хуан Баутиста де Эрреры, живописи Веласкеса. В VI до появляется влияние архаической ионийской скульптуры Вулка единственный известный по имени этрусский скульптор архаики, создал терракотового Аполлона из Вей, который служил наружным украшением храма.

Рельеф колонны Марка Аврелия Саркофаг, 170 год Колосс из Барлетты император Гонорий. В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая значительная из монументальных росписей Леонардо Тайная вечеря, исполненная 1495 1497 годах для монастыря СантаМария делла Грацие Милане Отступив от традиционного толкования евангельского эпизода, Леонардо дает новаторское решение темы, композиции, глубоко раскрывающей человеческие чувства и переживания Сведя к минимуму обрисовку обстановки трапезной, нарочито уменьшив размеры стола и выдвинув его к переднему плану, он сосредоточивает внимание на драматической кульминации события, на контрастных характеристиках людей различных темпераментов, проявлении сложной гаммы чувств, выражающихся и мимике и жестикуляции, которыми апостолы отвечают на слова Христа Один из вас предаст меня Решительный контраст апостолам составляют образы внешне спокойного, но печальнозадумчивого Христа, находящегося центре композиции, и облокотившегося на край стола предателя Иуды, грубый хищный профиль которого погружен тень Смятение, подчеркнутое жестом руки, судорожно сжимающей кошелек, и мрачный облик выделяют его среди других апостолов, на чьих освещенных лицах можно прочесть выражение удивления, сострадания, возмущения Леонардо не отделяет фигуру Иуды от других апостолов, как это делали мастера раннего Возрождения И все же отталкивающий облик Иуды раскрывает идею предательства острее и глубже Все двенадцать учеников Христа расположены группами по три человека, по обе стороны от учителя Некоторые из них волнении вскакивают со своих мест, обращаясь к Христу Разнообразные внутренние движения апостолов художник подчиняет строгому порядку Композиция фрески поражает единством, цельностью, она строго уравновешена, центрична по построению Монументализация образов, масштаб росписи способствуют впечатлению глубокой значительности изображения, подчиняющего себе все большое пространство трапезной Леонардо гениально решает проблему синтеза живописи и архитектуры Расположив стол параллельно стене, которую украшает фреска, он утверждает ее плоскость Перспективное сокращение боковых стен, изображенных на фреске, как бы продолжает реальное пространство трапезной Фреска сильно разрушена Эксперименты Леонардо с использованием новых материалов не выдержали испытания временем, позднейшие записи и реставрации почти скрыли подлинник, который был расчищен лишь 1954 году Но сохранившиеся гравюры и подготовительные рисунки позволяют восполнить все детали композиции После взятия Милана французскими войсками Леонардо покинул город Начались годы странствий По заказу Флорентийской республики он исполнил картон для фрески Битва при Ангиари, которая должна была украсить одну из стен зала Совета палаццо Веккьо здание городского самоуправления При создании этого картона Леонардо вступил соревнование с молодым Микеланджело, исполнявшим заказ на фреску Битва при Кашине для другой стены того же зала Однако эти картоны, получившие всеобщее признание современников, не дошли до наших дней Лишь старые копии и гравюры позволяют судить о новаторстве гениев Высокого Возрождения области батальной живописи В полной драматизма и динамики композиции Леонардо, эпизоде битвы за знамя, дан момент высшего напряжения сил сражающихся, раскрыта жестокая правда войны К этому же времени относится создание портрета Моны Лизы Джоконда, около 1504, Париж, Лувр, одного из самых прославленных произведений мировой живописи Необычайна глубина и значительность созданного образа, котором черты индивидуального сочетаются с большим обобщением Новаторство Леонардо проявилось и развитии портретной живописи Возрождения Пластически проработанная, замкнутая по силуэту, величественная фигура молодой женщины господствует над отдаленным, окутанным голубоватой дымкой пейзажем со скалами и вьющимися среди них водными протоками Сложный полуфантастический пейзаж тонко гармонирует с характером и интеллектом портретируемой Кажется, что зыбкая изменчивость самой жизни ощущается выражении ее лица, оживленного едва уловимой улыбкой, ее спокойноуверенном, проницательном взгляде Лицо и холеные руки патрицианки написаны с удивительной бережностью, мягкостью Тончайшая, словно тающая, дымка светотени так называемое сфумато, окутывая фигуру, смягчает контуры и тени картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура В последние годы жизни Леонардо большую часть времени уделял научным изысканиям Он умер во Франции, куда приехал по приглашению французского короля Франциска I и где прожил всего два года Его искусство, научные и теоретические исследования, сама его личность оказали громадное воздействие на развитие мировой культуры Его рукописи содержат бесчисленные заметки и рисунки, свидетельствующие об универсальности гения Леонардо Здесь и тщательно прорисованные цветы, и деревья, наброски неведомых орудий, машин и аппаратов Наряду с аналитически точными изображениями встречаются рисунки, отличающиеся необычайным размахом, эпичностью или тончайшим лиризмом Страстный поклонник опытного познания, Леонардо стремился к его критическому осмыслению, к поиску обобщающих законов Опыт это единственный источник познания, говорил художник Книга о живописи раскрывает его взгляды теоретика реалистического искусства, для которого живопись одновременно и наука и законная дочь природы В трактате содержатся высказывания Леонардо по анатомии, перспективе, он ищет закономерности построения гармонической человеческой фигуры, пишет о взаимодействии цветов, о рефлексах Среди последователей и учеников Леонардо не было, однако, ни одного приближающегося по силе одаренности к учителю лишенные самостоятельного взгляда на искусство, они лишь внешне усваивали его художественную манеру.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru