Имперская власть и общество византийской империи

Византийская империя, Византия, Восточная Римская империя государство, оформившееся 395 вследствие окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части. Мистический идеал весьма далек от земной деятельности, от социальной активности Кроме того, этот идеал индивидуалистичен, так как мистик заботится прежде всего о собственном спасении, внешняя жизнь для него своего рода помеха освобождению от всего земного и греховного Очень характерно этом смысле изречение Симеона Да не разрушишь ты собственный дом, способствуя домостроительству ближнего Мистик гораздо сильнее стремится преобразовать самого себя, чем окружающую действительность. Большую роль укреплении идеи империи сыгра ло христианство, которое придало ей священный ха рактер Еще IV один из сподвижников императора Константина Евсевий разработал политическую тео рию, которая давала религиозное обоснование византийской государственности Она оставалась практиче ски неизменной течение многих веков и оказала большое влияние на политическое самосознание стран Восточной Европы, том числе и России. В Симфония переводе с греческого созвучие, гармо ническое сочетание разных элементов. Надо сказать, что судьба многих византийских мо нархов действительно была трагичной, а срок царство вания коротким, иногда всего несколько лет Поло вина из них насильственно лишились престола одни были ослеплены, отравлены или утоплены, других за точали монастырь Непрочность положения импера тора усиливалась и тем, что Византии долгое время царская власть не передавалась по наследству Но, хотя неугодных императоров смещали, сама имперская власть оставалась неприкосновенной. С другой стороны, самый высокий пост государ стве мог занять и человек низкого происхождения Например, один из наиболее знаменитых византий ских правителей, Юстиниан I VI, родился семье крестьян, а его жена красавица Феодора была актри сой Власть императора считалась божественной, и по этому происхождение человека и его прежние занятия не имели никакого значения.

Каким же образом теории имперской власти вопло щались реальность В какой степени Византия соот ветствовала идеалу истинно христианской гармонич ной цивилизации. Общество также имело свои особенности Как вы помните, Византии феодалы, оказавшиеся сильной зависимости от власти, так и не оформились со словие. Положение аристократии, приближенной к трону, несмотря на богатство и внешний блеск, было весьма неустойчивым Многое зависело от игры случая или милости императора Долгое время, примерно до кон ца X правящая элита была открытым слоем Про никнуть него можно было благодаря не столько про исхождению, сколько личным заслугам или располо жению императора. Император Лев VI писал, что о благородстве лю дей нужно судить не по их предкам, но по их собствен ным делам и успехам Однако был возможен и проти воположный путь сверху вниз Ссылка, конфиска ция имущества, тюрьма грозили вельможе так же, как и всякому другому. При императорском дворе царили заговоры и инт риги Разобщенная, не имевшая сословных привиле гий знать, часто жившая за счет подачек императора, не разработала отличие от западной аристократии принципов чести и верности. Сложными были отношения церкви и государства Императоры, конечно, были заинтересованы ее под держке, так как церковь имела огромное нравственное воздействие на общество Однако духовенство, по крайней мере до XII практически полностью было отстранено от участия административной деятель ности, так как Византии было запрещено сочетать духовную и светскую службу Кроме того, длительное время экономическое положение церкви большой степени зависело от пожалований императора и част ных. Духовное наследие, оставленное Византией, до сих пор поражает своим разнообразием и богатством В средние века Византия была наставницей славян ского мира южные и восточные славяне ей обязаны появлением письменности, у Византии перенимали они политические и богословские идеи, моральные нормы, у византийских мастеров учились строить хра мы и писать иконы Плодами византийской культуры пользовалась и Западная Европа.

Имперская власть и общество византийской империи

Однако влияние христианства неуклонно возраста ло Этот процесс был далеко не всегда мирным Так, конце IV в Александрии был разрушен Серапеум центр языческого культа, и сожжена знаменитая биб лиотека, жертвой обезумевшей толпы пала жен щинафилософ Ипатия Примерно это же время запрещено было проведение Олимпийских игр Унич тожались или закрывались языческие храмы, а их имущество отбиралось пользу казны. Победа христианства над умами людей не означа ла, что уничтожалось и все наследие, оставленное ан тичной культурой В Византии сохранилось глубокое уважение к знаниям, том числе к античной филосо фии и литературе Здесь большую роль сыграла идея преемственности, прямой связи Византии с грекоримским миром. От Римской империи Византия унаследовала формы государственного управления Первоначально Византии сохранялись сенат, государственный совет и организации свободных горожан димы Именно благодаря этим органам эпоху поздней античности общество могло корректировать действия императорской власти и придавать им силу закона В Византии IV V вв как считают ученые, они даже пережили некоторый расцвет. Однако такая ситуация продолжалась недолго К VI VII вв постепенно снизилась роль сената В конце VII стали утрачивать свои позиции димы Император Лев VI X уничтожил остатки городского самоуправления Своего рода символом отказа от прежних демократических обычаев было изменение обряда вступления на престол раньше нового императора провозглашал народ на ипподроме теперь его венчали на царство как Божьего избранника храме святой Софии В эту эпоху император нарекается василевсом, царем возможно, под влиянием восточной традиции, а также автократором самодержцем Имперская власть отнимала у общества право голоса, право активного участия политической деятельности Что же принесла такая власть стране Сильная централизация, единодержавие, конечно, помогали Византии сохранить свою целостность, а это придавало устойчивость цивилизационному процессу. Большую роль укреплении идеи империи сыграло христианство, которое придало ей священный характер Еще IV один из сподвижников императора Константина Евсевий разработал политическую теорию, которая давала религиозное обоснование византийской государственности Она оставалась практически неизменной течение многих веков и оказала большое влияние на политическое самосознание стран Восточной Европы, том числе и России. Тем не менее, распространение христианства было связано не только с гонениями на язычников или с официальными запретами Постепенно умирало языческое сознание, сменяясь новым, христианским более трагическим и дисгармоничным, но обращенным к внутреннему миру человека, дающим ему надежду на спасение, на обретение божественной сущности Читать дальше. Громадное значение для формирования и развития державноимперских структур Запада и Севера Евразии имела Византийская империя, которая дала парадигмы политической мысли, духовного осмысления потестарноимперского опыта, культурноцивилизационного развития для ряда крупных государств средневековья Западной и Восточной Европе Эта империя, находившаяся на стыке Запада и Востока, имела свои особенности, которые роднили её с империями, как той, так и другой части Старого света. Важным отличием общественного строя Византии было сохранение централизованного государства В централизованной организации государственного управления империей по сравнению с другими странами Европы сказалось влияние Востока, а также устойчивость традиций поздней Римской империи Во главе государства стоял император, прерогативы которого были чрезвычайно широки он считался верховным судьёй и мог без следствия сослать монастырь, заключить тюрьму или ослепить неугодного ему человека он назначал и смещал чиновников он принимал посольства, издавал законы, командовал войсками Однако юридически абсолютная власть монарха была фактически ограничена целым сонмом высших чиновников, сенатом синклитом, различными группировками господствующего класса Страна управлялась из императорской канцелярии, откуда контролировалась вся жизнь населения Политическое учение предоставляло василевсу, как впрочем, и римскому августу, верховное распоряжение всей земельной собственностью подданных Но данная недвижимость объявлялась подчинённой государству, то время как верховное право собственности императора на земли подданных источниках не зафиксировано. Божественность императорской власти закреплялась всем ритуалом константинопольского двора Однако, тот самый церемониал, который возносил императора, ставил, как это ни парадоксально, определённые пределы для полновластного василевса Император рассматривался как хранитель традиций, будь то римское право или постановления соборов если расправа с отдельным лицом не доставляла ему особых сложностей, то попытка скольконибудь серьёзных реформ расценивалась как нарушение божественных установлений.

Имперская власть и общество византийской империи

В Византийской империи существовало три вида государственной службы военная, гражданская и придворная Но судьба государства решалась как и Китае гражданской знатью, а не военной Иерархичность, строгое соотношение чинов и должностей ранней Византии шло, между тем, от Рима, а не от Востока Не было наследственного занятия должностей Бюрократия восточного типа империи не могла сложиться потому, что государственная служба рассматривалась византийцами как общественная обязанность, долг что шло от гражданских принципов античности отличие от личной службы, понимаемой как зависимость. Царства, котором слились воедино две сферы духовная, идеальная, и физическая. Крушение многих городов Запада привело к смещению торговых путей на восток В то же время нашествия и захваты варваров сделали сухопутные дороги небезопасными Закон и порядок сохранялись только во владениях константинопольских императоров Поэтому темные, наполненные войнами столетия V VIII вв стали порой расцвета византийских портов Они служили и перевалочными пунктами для военных отрядов, отправлявшихся на многочисленные войны, и стоянками сильнейшего Европе византийского флота Но главным смыслом и источником их существования была морская торговля Торговые связи ромеев простирались от Индии и древнего Китая до Британии. Византия сохранила римское право и основы римского судопроизводства В византийскую эпоху завершилась разработка римской теории права, получили окончательное оформление такие теоретические понятия юриспруденции, как право, закон, обычай, было уточнено различие между частным и публичным правом, определены основы регулирования международных отношений, нормы уголовного права и процесса. Превосходно было развито Византийской империи военное строительство, опиравшееся на богатую инженерную традицию Византийские инженеры строители крепостей славились далеко за пределами страны, даже далекой Хазарии, где по их планам возводилась крепость. Нигде лучше и четче, нежели Дигестах Юстиниана, не говорится об источнике права и власти императоров Источником власти является народ Ссылаясь на римского юристаэкзегета рубежа II и III вв Домиция Ульпиана, законодатель определяет Что угодно принцепсу имеет силу закона поскольку народ посредством царского закона, относящегося к его власти, вверил ему всю свою власть и силу Quod principi placuit, legis habet vigorem utpote cum lege regia, qe de imperio eius lata est, populus ei et in eum omne suum imperium et potestatem conferat D 1 4 1 Слово imperium изначально означающее власть, повеление постепенно обретает значение державности Но важна еще и ссылка на то, что сама эта власть делегирована принцепсу народом Она подкреплена и другими положениями законодательства D 1, 2 8 Inst, I, II, 6 Общее согласие подданных с монархом именовалось омонией Примечательно, что несмотря на фактически монархический характер правления, государство и Римской империи, и Византии во все времена продолжало называться res publica общее дело, δημόσιον πράγμα 6, а государь мыслился как поборник общих интересов противовес интересам частным. В правление того или иного императора нередко подчеркивалась мысль о том, что царствующий автократор самодержец, греческая калька латинского слова император является новым Константином или новым Юстинианом и обладает особыми полномочиями не только издании законов для государства, но также делах Веры, являясь ее блюстителем и толкователем. Уже Дигестах, со ссылкой на того же Ульпиана, указывается, что император не подвластен законам legibus solutus est, D 1 3 31 11 что, впрочем, относилось больше к его статусу, нежели к личности Ведь том же законе сказано, например, что это исключение не распространяется на его супругуавгусту По отношению к императору законы сохраняли свою силу, хотя сам он подчинялся им по своей доброй воле С 1 14 1 Однако рескрипт государя, противоречащий закону, следуя Василикам, должен был быть отклонен 12 Но постепенно, уже начиная с Юстиниана I, декларируемый с античности постулат о подчиненности императора закону начинает заменяться положением, что император и есть воплощенный закон 13 Он обладает особой привилегией, икономией, позволяющей ему отменить действие какоголибо юридического правила или приостановить его исполнение во имя высших государственных интересов. И все же сами императоры своих новеллах подчеркивают правовое самоограничение, ставя, как Мануил I Комнин 1143 1180 или Андроник II 1282 1328, обычай и право выше власти василевса, пусть и не ограниченной самим законом.

Решающий поворот от домината к автократии произошел, как кажется, VII когда император Ираклий принял титул царя василевса его эллинистической интерпретации 16 Дальнейший путь развития, достигший пика при Македонской династии 867 1056, вел к возрождению бюрократической административной системы, сформировавшейся империи IV VI вв к созданию не иерархии вассальных отношений, но иерархии чинов и титулов придворной, государственной и военной служб Такая же иерархия пронизывала и Церковь Византийская система потестарных отношений противостоит VIII XI вв феодальной системе оформления верховной власти на Западе, где власть сеньора и государя имеет патримониальный характер Покровом и основанием этого служила идея универсализма. Смена императора происходила со смертью правителя или с его низвержением по Божьему Промыслу, пути которого неведомы людскому разумению Впрочем, политическая теория ранней Византии предусматривала возможность и даже необходимость отречения василевса от трона при его биологическом старении. Процедура низложения императора имела, таким образом, три этапа 1 жалобы императору, 2 поношения императора, 3 стасис, восстание В теории, если побеждает император, значит Бог на его стороне, а восставшие государственные изменники Если победил народ император это тиран, и Бог его свергает силой народа. Итак, представления византийцев об Империи неизменно связаны с идеей ее абсолютности, богоизбранности василевса, наднациональным, универсальным и ойкуменическим характером его власти, гармонии власти и веры через их созвучие, симфонию, с миссионерской функцией высшей власти, обращенной как вовне, так и внутрь державы, с уважением к римскому закону и традиции, с попечением над общим делом и состоянием Консервативная по своей природе и медленно меняющаяся политическая идеология идеале стремилась к гармонии горнего и дольного мира, признавая несовершенство существующего миропорядка и стремясь следовать определенной Богом иерархии бытия, которой высшая власть излучение и отражение образа Божьего Как и всякая идеологема, эта идеологема могла существенно разниться с реальной практикой осуществления власти Но, вместе с тем, ее отличием была тесная и недвусмысленная связь с Законом В то время, как западных монархиях Средневековья публичный и частноправовой характеры власти практически сливались и процесс их разделения растянулся на столетия 44 Византии власть государя имела не патримониальный, а публичноправовой характер. Византия отнюдь не была какимлибо историческим феноменом Она не являла собой пример отклонения от общих закономерностей развития человеческого общества В течение своей тысячелетней исторической жизни, казалось бы столь длительной, но вместе с тем столь краткой общем ходе мировой истории, Византия прошла те же основные стадии общественного прогресса, что и многие другие страны средневекового мира Ей были знакомы крушение рабовладельческого общества, рождение, расцвет и упадок феодального строя. Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на области Африки, делало империю как бы средостением между Востоком и Западом Постоянное раздвоение между восточным и западным миром, скрещение азиатских и европейских влияний с преобладанием отдельные эпохи то одних, то других стало историческим уделом Византии Смешение грекоримских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиознофилософские идеи, культуру и искусство византийского общества. Роль Византии и ее политический престиж, естественно, менялись течение тысячелетнего существования империи Византийское государство переживало периоды взлета и падения, расцвета и упадка.

Первый период охватывает три с половиной столетия с IV до середины VII В эту эпоху Византия, непосредственная преемница Римской империи, сохраняет еще ореол мировой державы Во внутренней жизни византийского государства это было время изживания рабовладельческих, античных порядков, главным оплотом которых являлся полис Крушение античного полиса такой же мере отделяло новый, феодальный период от старого, рабовладельческого, как и арабский, славянский и лангобардский натиск. VII столетие принесло с собой кардинальные сдвиги истории Византии упадок полисамуниципия, временное ослабление государственной власти, перенесение центра общественной жизни деревню, а культурного центра монастырь Наступило средневековье Второй период начинается с середины VII и продолжается до начала XIII Византия это время стала по преимуществу греческим, а XI XII вв грекославянским государством Несмотря на территориальные потери, она оставалась одной из могущественных держав Средиземноморского бассейна Для социальноэкономических отношений этой эпохи характерно преобладание деревни жизни общества Доминантой общественных процессов стало вызревание вотчинной сеньориальной формы эксплуатации крестьянства и формирование феодальных институтов. Временное и неполное воссоединение греческих земель после полустолетних войн с латинянами не привело к возрождению былого могущества Византийской державы Покинутая союзниками, раздираемая внутренними смутами, Византия была отныне обречена на безнадежную, неравную борьбу с могучей Османской империей борьбу, трагически завершившуюся середине XV столетия Третий и последний период византийской истории характеризуется разложением феодальных порядков робкие ростки предкапиталистических отношений, пробивавшиеся здесь и там, гибли, однако, условиях торжества феодальной реакции, итальянского экономического засилья и османской военной угрозы. Византия избежала судьбы Западной Римской империи, она не знала полного завоевания страны варварами и гибели государства Поселение на ее территории различных народов, том числе славян, армян, арабов и других племен, хотя и изменило этнический состав населения империи и усилило влияние общественных отношений варваров на внутреннюю жизнь Византийского государства, тем не менее не привело к образованию на исконных землях Византии самостоятельных варварских королевств. Иерархическая структура земельной собственности, нашедшая столь яркое и законченное воплощение феодальном землевладении Западной Европы, Византии складывалась несколько более медленными темпами Коренные изменения произошли лишь XII когда наряду с другими видами собственности, довольно широкое распространение получают такие формы условного землевладения, как прения, близкая к западноевропейскому бенефицию, и гоникон, пожалование земли наследственное владение при условии несения феодалом определенной службы пользу государства В Византии, однако, имел значительно меньшее развитие, чем на Западе, процесс субинфеодации В этом аспекте аграрный строй Византии имеет больше сходства с аграрными отношениями стран Востока. В противоположность Западной Европе вассальноленная система осталась Византии сравнительно неразвитой феодальные дружины выступали здесь чаще как свита, а не как вассалы, связанные со своим сеньором личными, поземельными и формальноэтическими узами Многоступенчатая феодальная иерархическая лестница Византии так и не создалась И это было вполне закономерно при наличии Византийской империи сильной центральной власти и развитой бюрократии Разумеется, элементы чисто западных вассальноленных связей складывались Византии, но они утверждались дефакто и никогда и не были признаны государством деюре. Различия общественном строе и внутренней организации античного и феодального города проявлялись Византии столь же отчетливо, как и Западной Европе Однако рождение феодального города империи происходило иных, чем на Западе, условиях Феодальные общественные отношения городах Византийской империи складывались обстановке более длительного изживания традиций античного полиса Это имело как свои положительные, так и отрицательные последствия Преимуществом Византии сравнении с другими государствами Европы было сохранение городах империи унаследованной от античности высокой техники ремесленного производства Тормозящее же воздействие на развитие новых производственных отношений городах оказывал применявшийся значительно больших масштабах, чем на Западе, рабский труд Все же и Византии с X XI вв основной фигурой городском ремесленном производстве становится свободный ремесленник, владелец небольшой ремесленной мастерской. Государственная помощь, однако, покупалась дорогой ценой цехи теряли свою самостоятельность и попадали под строгий контроль центральной власти До поры до времени выгоды, извлекаемые торговоремесленными корпорациями из подобного рода привилегированного положения, превышали ущерб, наносимый их деятельности докучливой государственной регламентацией Более того, эти привилегии даже давали византийским корпорациям немаловажные преимущества сравнении с условиями, которых рождались ремесленные цехи и купеческие гильдии других стран Европы. Византийские города, преодолев кризис VII VIII вв раньше, чем города Западной Европы, вновь вступили полосу экономического процветания Этот подъем, начавшийся еще IX достиг своего апогея XI XII вв причем охватил не только столицу, но распространился на многие провинциальные городские центры Вплоть до XII Константинополь оставался средоточием транзитной торговли между Азией и Европой, поистине золотым мостом по выражению Маркса между Востоком и Западом Византийское мореходство и торговля, несмотря на конкуренцию арабов и норманнов, все еще продолжали играть главенствующую роль бассейне Средиземноморья, а византийская золотая монета высоко котировалась на всех рынках от Евфрата до Гибралтара Организация византийской морской торговли, морские законы и техника мореплавания византийцев служили объектом заимствования и подражания странах ЮгоВосточной и Западной Европы. Ремесло городах поздней Византии так и не достигло мануфактурной стадии своего развития В то время как на Западе разложение цехового строя было связано с переходом к высшей ступени организации производства, Византии корпоративное устройство стало разлагаться тогда, когда еще не появилось условий для развития мануфактур Византийское ремесло чахло, будучи не состоянии выдержать конкуренцию итальянцев, и не только изза того, что последним этот период покровительствовало византийское правительство, а главным образом потому, что расцвет мануфактур Италии того времени обеспечил решающее превосходство итальянского ремесленного производства над византийским Византия теряла былую монополию посреднической торговле между Востоком и Западом, переходящую руки венецианских и гэнуэзских купцов Этому способствовало и постоянное соперничество между Константинополем и провинциальными городами империи, и ослабление свободных крестьянских общин, которое мешало складыванию византийского внутреннего рынка, и, наконец, феодальные междоусобицы и внешнеполитические неудачи.

Иную картину эти же столетия мы наблюдаем Западной Европе Западноевропейские цехи, возникнув позднее, чем византийские корпорации, развивались более интенсивно и не только стимулировали подъем ремесла и торговли, но и помогали политическому сплочению торговоремесленного населения городов А с ростом богатства и политического влияния сословия горожан на Западе расцвел яркий цветок городских коммун Они не только упорно боролись с феодалами за свои вольности, но и добились освобождения многих городов от власти феодальных сеньоров. Ни одной сфере общественной жизни отличие Византии от Запада и ее сходство со странами Востока, частности с Сасанидским Ираном и Арабским халифатом, не бросается так явно глаза, как организации государственной власти Вместе с тем именно области государственного устройства Византии были особенно устойчивыми традиции поздней Римской империи Разумеется, истории Византии не раз обнаруживались тенденции к политическому разобщению страны, к феодальной раздробленности Однако, за исключением последнего этапа своего существования, государство ромеев оставалось централизованным. Наибольшего расцвета государственная централизация достигла ранней Византии В то время Византия выступала как единственная законная наследница великого Рима и претендовала на то, чтобы быть повелительницей всей цивилизованной ойкумены И хотя реальная действительность варварских нашествий резко контрастировала с этими притязаниями самонадеянных ромеев, идея всемирной монархии с центром Константинополе жила не только самой Византии, но и варварских королевствах Запада Вплоть до создания на Западе империи Карла Великого варварские королевства пусть номинально все же признавали верховную власть константинопольского императора варварские короли почитали за честь получать от него высшие имперские титулы и пышные инсигнии своей власти, латинские хронисты зачастую вели летосчисление по годам правления византийских василевсов, а при дворах западных правителей чеканились монеты, имитирующие византийские солиды Долгое время многие правители ЮгоВосточной и Западной Европы стремились не только подражать обычаям и нравам византийского двора, но и использовать систему византийского государственного управления качестве образца при создании административного аппарата своих странах. Византийское государство принципе контролировало всю жизнь страны вплоть до уплаты податей каждой отдельной деревне, деятельности ремесленных коллегий, строительства дорог, взимания торговых пошлин Система круговой ответственности за взнос налогов облегчала контроль за выполнением государственных повинностей. Номинально церковное единство признавалось и Римом и Константинополем, но фактически течение столетий между папским престолом и константинопольской патриархией шла никогда не затухавшая то подспудная, то открытая борьба за религиозное и политическое главенство Эта борьба изобиловала драматическими коллизиями, страстной догматической полемикой Не раз церковная рознь между Востоком и Западом доходила до жестоких стычек пап и патриархов и привела середине XI к разрыву схизме Церковный мир, периодически восстанавливаемый, оказывался столь шатким, что окончательный раскол был неминуем И он действительно произошел, когда после завоевания Византии крестоносцами католическая церковь попыталась провозгласить папскую супрематию на Востоке, но натолкнулась на решительное сопротивление как греческого духовенства, так и широких масс населения В последующие столетия церковные разногласия переросли открытую вражду схизматиков греков и католического Запада, и все попытки заключения церковной унии успеха не имели. В Византийской империи православные иерархи, за редким исключением, не претендовали на главенство над могущественной светской властью Православная церковь Византии, существовавшая условиях централизованного государства, не являлась носительницей универсалистских тенденций, а, наоборот, проповедовала единение церкви и государства В противовес этому феодальнораздробленной Европе именно папский престол был провозвестником универсалистских идей и стремился стать центром католического мира, независимым от государства и стоящим над ним Именно римская курия неуклонно отстаивала доктрину о примате духовной власти над светской. Между восточной и западной церквами довольно резко обозначились расхождения, касающиеся церковной обрядности Эти различия складывались течение веков и являлись не только результатом догматических несогласий, но и символическим выражением церковных традиций Запада и Востока, на которые свою очередь оказывали воздействие локальные обычаи, принятые церковном ритуале той или иной местности Языковые различия и территориальная разобщенность Запада и Востока, естественно, усугубляли эти литургические расхождения Споры по вопросам обрядности между католическим и православным духовенством чаще всего втягивали борьбу широкие народные массы и способствовали углублению церковной розни. Византия, как и Иран, была колыбелью многих ранних народноеретических движений Пестрота их необычайна среди них мы встречаем сторонников множества различных учений от самых радикальных дуалистических сект демократического характера, подобных манихеям, монтанистам, мессалианам, до гораздо более умеренных религиозных течений, не согласных с догматами господствующей церкви, как ариане, несториане или монофиситы Наибольшее распространение радикальные еретические движения имели среди сельского населения Византии, хотя еретические идеи широко проникали и среду горожан К социальным мотивам народноеретических учений зачастую примешивались самые разнообразные политические интересы различных племен и социальных групп, участвовавших религиознодогматической борьбе. Нередко с ними были связаны и соперничество различных группировок господствующего класса и сепаратистские тенденции отдельных провинций Но несмотря на наличие весьма существенных оттенков и градаций характере и направленности еретических течений Византии, эти движения, разумеется, разной степени всегда были вовлечены народные массы Это неизбежно придавало ересям не только религиозную, но и социальную окраску Некоторые из восточных вероучений, например арианство, получили распространение и варварских королевствах Запада Необычайно широкий размах народноеретических движений характеризует классовую борьбу Византии течение всего раннего средневековья. Антифеодальные крестьянские восстания Византии отнюдь не всегда принимали форму религиозных ересей Видную роль них играли наряду с социальными, религиозными и этнические противоречия В этих восстаниях нередко находила выход ненависть к Византийскому государству со стороны покоренных империей племен и народов, которые, став подданными Византии, все же сохранили известной мере самобытные черты свои национальные языки, военную организацию, культуру, быт и нравы Постоянная борьба этих народов против нивелирующего воздействия империи характерная особенность истории Византии Ярким примером ее являются восстания славянского и валашского населения Балкан против византийского господства XI XII вв Можно отметить еще одну специфическую черту, присущую классовой борьбе Византии При наличии Византийской империи сильного государства, разветвленного налогового аппарата и рентыналога крестьянские выступления Византии, естественно, часто принимали форму восстаний против гнета налоговых сборщиков В субъективном представлении крестьянства именно податный сборщик выступал как злейший и наиболее опасный эксплуататор.

Еще одной характерной особенностью классовой борьбы Византии является постоянная смена ее истории ведущей роли то городских, то крестьянских восстаний Весь ранний период, как уже было сказано, отмечен преобладанием более организованных городских движений, а классическое средневековье наполнено широкими антифеодальными выступлениями крестьянских масс В этот период восстания горожан вспыхивают лишь отдельными очагами преимущественно самой столице империи и ее наиболее крупных городских центрах В последние же столетия исторической жизни Византийского государства вновь происходит оживление социальной борьбы городских масс Византии Однако и кульминационный период своего развития XIV городские движения Византии так и не достигли социальной консолидации и политического размаха городских восстаний, развернувшихся Западной Европе, частности Италии, то же столетие Это объясняется относительной экономической слабостью византийских городов, отсутствием сплоченности среди горожан и политической незрелостью низов городского населения Даже наиболее мощное городское движение Византии Фессалоникская республика зилотов не нашла себе сильных союзников и погибла потому, что осталась разобщенной внутри и изолированной от внешнего мира извне Временно возникший союз горожан с восставшими крестьянами быстро распался, то время как феодалы борьбе с зилотами не только создали сплоченную лигу, но ради своей победы даже открыли дорогу глубь византийского государства его непримиримым врагам туркамосманам. Юридическая наука ранней Византии не ограничивалась только кодификацией римского права Она значительно обогатилась, впитав себя философскоправовые идеи греческих философов, религиозноэтические представления восточных народов, а также христианства Все это помогло оформлению теории естественного права, понятий гуманности и равенства человека перед законом Произошел как бы взаимный обмен правовыми и этическими ценностями, созданными грекоримским и восточным мирами. В противовес средневековой Европе именно Византия являлась страной, где действующем гражданском праве получил юридическую санкцию принцип полной частной собственности Это не могло не иметь значительных последствий защита прав частной собственности стимулировала развитие товарноденежных отношений, особенно городах Византии. Правда, следует подчеркнуть, что сквозь плотный покров римской юридической терминологии порой бывает трудно прощупать вызревание новых общественных институтов Оформлению феодального права собственности Византии, например, во многом препятствовало сохранение римских правовых традиций с их последовательно проведенным принципом частной собственности Новые отношения там, где они зарождались, оформлялись категориях безусловной частной собственности, феодальные по своему существу связи зачастую принимали облик римского вещного права или римских договорных отношений Если феодальная терминология для отношений крестьянской зависимости Византии была создана, то особой терминологии для отношений феодальной собственности на землю византийское право по существу так и не знало. Только после падения Византии ошеломленная Европа какойто мере осознала ту историческую роль, которую долгие годы играла эта страна международной политике средневековья. Окруженная опасностями, Византия постоянно старалась избежать одновременной борьбы на два фронта И всегда, когда ей это удавалось, она выходила победительницей из самых острых коллизий. Вместе с тем византийской дипломатии были присущи и некоторые особые черты, отличающие ее от дипломатии других феодальных государств Европы Прежде всего византийская дипломатия носила централизованный характер Вся внешнеполитическая деятельность византийских дипломатов руководилась из единого центра императорского дворца и находилась под неустанным строжайшим контролем государства Текли столетия, чередовались у власти социальные группировки господствующего класса, приходили и уходили с исторической арены византийские императоры и их логофеты, менялись зависимости от внутренних и внешних причин цели и задачи внешней политики Византии, но сохранялась централизация византийской дипломатической системы, совершенствовались ее методы и приемы. Византийская дипломатия оказала глубокое влияние на организацию дипломатического дела других средневековых государствах и долгое время оставалась своего рода эталоном для многочисленных варварских народов Организационные принципы и внешние формы дипломатического этикета византийской дипломатии легли основу европейской дипломатии феодальной эпохи По своей целенаправленности и четкой централизации с византийской дипломатической системой Европе может сравниться лишь дипломатия католического престола и Венецианской республики Но, кстати сказать, именно венецианские дожи и папская курия особенно много заимствовали своей дипломатической деятельности от византийской дипломатической школы, а многие их агенты были учениками и последователями византийских дипломатов. Художник теперь не только ясно видит всю противоречивость и сложность человеческой души, но и дает свою оценку действий человека Если житийной литературе предшествующих столетий характеристика героя была всегда однозначной он был или сосудом добра, или вместилищем всех зол, то ныне литературе появляются сложные человеческие характеры герой рисуется уже не только светлой или темной краской, но и полутонами, образ делается более жизненным, правдивым Сам писатель то восхищается своим героем, то иронизирует над ним, то бичует его пороки Сочнее, полнокровнее становится и язык литературных произведений, мертвый, книжный язык античных классиков или отцов церкви начинает заменяться народным разговорным языком. Последний период истории Византии был то же время веком выдающихся византийских эрудитов Широчайшие познания прославленных византийских философов, богословов, филологов, риторов таких, как Димитрий Кидонис, Мануил Хрисолор, Виссарион Никейский и другие, вызывали безграничное восхищение итальянских гуманистов, многие из которых были учениками и последователями византийских ученых В историографии и светской литературе поздней Византии явственно проступают гуманистические черты интерес к человеческой личности, к природе, мирозданию наряду с библейской концепцией исторического процесса зарождаются новые историкофилософские теории, частности теория закономерной смены мировых монархий В это время заметен прогресс точных и естественных науках, особенно математике и медицине.

Прогрессивные идеи византийских мыслителей, горячих приверженцев античной цивилизации, однако, не исчезли бесследно, а были перенесены на почву Западной Европы, где и продолжали жить, во многом оплодотворив ее культуру эпоху Ренессанса. Возникнув придворной, аристократической среде столицы мировой державы с ее автократической властью василевсов и влиятельной православной церковью, византийское искусство во всей полноте отразило основные черты христианского мировоззрения, воплотило эстетические идеалы феодального общества Византии Эллинистический языческий антропоморфизм отныне был наполнен совсем иным идейным содержанием искусство прониклось философскими представлениями восточнохристианской религии, а эстетика византийских мастеров оказалась органически связана с религиозным миросозерцанием. В полумраке сводов византийских храмов сумеречно сияло множество свечей и лампад, озарявших таинственными отблесками золото мозаик, темные лики икон, многоцветные мраморные колоннады, великолепную драгоценную утварь Статуи античных богов и героев, прекрасные своей мужественной пластичности, навсегда были изгнаны из дворцов и храмов и уступили место аскетическим образам христианских святых, воплощавших на мерцающем золотом фоне икон и мозаик бесплотный идеал христианского смирения. Церковное богослужение, превратившееся Византии своего рода пышную мистерию, должно было по замыслу церкви затмить душе человека эмоциональную приподнятость античной трагедии, здоровое веселье мимов, суетные волнения цирковых ристаний и даровать ему отраду тусклой повседневности реальной жизни И поскольку эти надежды далеко не всегда сбывались и простые радости бытия часто брали народе верх над проповедью аскетизма, постольку церковь стремилась с особой настойчивостью использовать для идейного воздействия на широкие массы магическую силу искусства. С 457 года патриарх Константинополя участвует коронации императора 4 показывая тем самым, что признание Церковью нового правителя, есть своего рода признание законности и Богоугодности нового режима Участие Церкви венчании на царство было настолько значительным для всей церемонии, что скором времени все прочие традиции либо исчезли поднятие на щит, либо отошли на второй план признание синклитом и народом А 468 году был издан указ, что только православные могли занимать царский трон. Но, несмотря на непопулярность Ираклидов и трудную как внутреннюю, так и внешнюю политическую обстановку, VII веке сознании ромеев понимание власти мистически сакрализуется Так, во время крестин своего сына император Ираклий расправился со своим недругом Криспом, обратившись с вопросом к Патриарху, синклиту и народу Кого оскорбляет обижающий императора, на что собрание ответило Бога, сделавшего императором Тогда Ираклий обвинил Криспа богохульстве, и никто не встал на защиту некогда могучего царедворца. Ключевые слова история, Рим, Византия, империя, долг, отечество, христианство, иконоборчество, Церковь, власть.

В IV V вв Византия практически без изменений сохраняла унаследованную от Римской империи государственную и админист ративную организацию Видоизменялся только военный строй важ нейшее место заняли располагавшиеся по пограничным областям империи отрядыплемена кочевников и славян, с которыми устанав ливались особого рода союзы под условием несения военной службы Это определило дальнейшем особую организацию местного и воен нофинансового управления Своего расцвета и наибольшего могущества Византия достигла правление императора Юстиниана 527565 Были осуществлены обширные внешние завоевания, под властью Восточной империи оказались Палестина, Египет, северное побережье Африки, Италия, юг Испании Средиземное море стало внутренним морем империи При Юстиниане были проведены важные правовые и административные реформы, которых стала обрисовываться новая организация государства Особое место государстве заняла греческоправославная церковь, подчинившаяся императору и с этого времени все более отдалявшаяся от западной. Верховенство власти монарха выражалось и том, что василевс по собственному усмотрению определял наследника престола Выверенной традиции престолонаследия Византии не было ни юридически, ни фактически особенно, учитывая, что из 107 правителей за историю империи только 42 умерли своей смертью Наследник избирался царствующим императором чаще из прямых потомков или родственников, но принципе это не было обязательным При своей жизни император передавал преемнику императорские права Только с IX предпочтение стало оказываться сыновьям императо ра Нередки были случаи раздела престола между несколькими со правителями Х таких случилось даже до пяти одновременно Возможность самовольного прихода к власти, ссылаясь на мифиче скую волю предыдущего монарха, сделала дворцовую борьбу за пре стол важнейшим ослабляющим фактором византийской государст венности. Главные черты общественного строя Византии были те же, что и Западной империи Здесь было крупное землевладение с прикрепленным к почве крестьянством, которое находилось подчинении у своих помещиков Различие заключалось том, что на Западе сельское население все более и более закрепощалось, тогда как Византии с течением времени, наоборот, произошло незаметным образом раскрепощение крестьянской массы, что настоящее время объясняюсь влиянием именно славянских обычаев и порядков Но землевладельческая знать и Византии имела большое значение и пользовалась сильным влиянием на общий ход дел В числе крупных земельных собственников, как и на Западе, были и здесь церкви и монастыри. Именно Церковь создает ту внутреннюю структуру, которая дает возможность переживать тяжелейшие политические кризисы. Нечто похожее было свое время и у нас России, когда во времена Московской Руси и XVII веке, да отчасти и XVIIIм, Россия представляла собой удивительную картину под скипетром монарха, под железной рукою императора или царя существовали тысячи крестьянских общин, которых действовало самоуправление Как иногда говорят, сотни тысяч крестьянских республик уживались под властью одного монарха. Самостоятельную территориальную единицу представляла столица Константинополь вместе с отнесенной к нему округой до 100 миль Столицей управлял особый чиновник эпарх, обладавший и военной, и гражданской, и судебной властью Помимо прочего, на нем лежала ответственность за безопасность дворца и государственных учреждений, как и за весь внутренний город Он ведал городским устройством, организацией ремесленных и торговых корпораций, рынками и морским делом, исполнял широком смысле полицейские функции, том числе начальствуя над стражей и специальными гвардейскими отрядами В ранний период Византии некоторое время сохранялись также качестве полупочетных должностей, связанных с организацией игр, празднеств, звания консулов и преторов городах.

К VI VII вв количество рабов неуклонно сокращалось Большинство из них трансформировалось другие категории зависимого или свободного плебейского населения главным образом, зависимых землевладельцевкрестьян К XII рабство империи было уже незначительным.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru