Идеалы греческих полисов

Основной формой экономической, социальной, политической и идеологической организации древнегреческого общества был полис, характером и особенностями которого определяется все своеобразие и неповторимость эллинской цивилизации. При этом и те, и другие получали от своей гражданской общины гарантии их собственности, а также достаточно широкий набор политических прав. Другим правом и одновременно обязанностью гражданина было личное участие защите своего полиса. Получив возможность хорошо вооружить большой отряд воинов, греки создали фалангу тесно сомкнутое, действующее как единое целое тактическое построение гоплитов. Житель греческого полиса защищал не какуюто отвлеченную идею, а себя самого, своих близких, свою собственность, свою свободу, свой гражданский статус.

Гражданин, который не смог защитить свою родину, терял свой статус, а значит, по представлениям греков, становился неполноценным человеком. В обществе, где гражданин является частью вооруженного народа и, помимо этого народного ополчения, нет иной силы для принуждения отдельного человека к выполнению какихлибо действий, складывается иная система отношений между властью и отдельной личностью, между членами этого общества. Убежденность том, что лично от тебя, твоего решения зависит и судьба государства, и твое личное благополучие, стимулировала политическую активность граждан. Общественная индифферентность считалась недостойной статуса гражданина. Естественно, это расширяло материальные возможности греков, создавало предпосылки для появления более сложной экономики, динамичного товарного производства, которое задавало более быстрый темп хозяйственному и общественному развитию, чем консервативное натуральное хозяйство. Природные условия Греции отличаются от природных условий древневосточных стран тем, что здесь для нормального занятия земледелием нет необходимости строить сложные гидротехнические сооружения. Население полиса, — писал Аристотель, — должно быть легко обозримо, также легко обозрима должна быть и его территория легко обозрима приложении к территории значит то же, что ее легко можно защищать. Город должен представлять собою среди всего окружающего его пространства центральный пункт, из которого возможно было бы повсюду выслать помощь. Городской центр полиса мог быть окружен кольцом оборонительных стен, но.

Описанные выше наиболее общие черты свойственны той или иной степени каждому полису, однако среди множества греческих городовгосударств можно выделить два основных типа полис аграрный, со слабым развитием торговли и ремесел, большим удельным весом труда зависимых работников и, как правило, господством олигархии. В то же время слово полис означает также и государство, но опять же не смысле некой территории, находящейся под управлением определенной суверенной власти, а том же смысле гражданского коллектива, осуществляющего своими силами управление принадлежащей ему территорией. И все же, несмотря на отдельные недостатки, определение полиса как городской гражданской общины, конституирующей себя качестве государства, представляется наиболее предпочтительным перед термином городгосударство, поскольку роль гражданского коллектива была основополагающей для полисного типа государственности. Впрочем, кроме граждан, на территории полиса жили и лица, не пользовавшиеся гражданскими правами рабы, переселившиеся полис чужеземцы, женщины. После того как полисный тип социальнополитического устройства сформировался своем окончательном виде, понятия гражданин и раб стали несовместимы. Лично свободный, но не являвшийся гражданином житель полиса никогда не мог получить собственность земельный надел, а вместе с этим и права гражданина. Характерной особенностью полиса было то, что все его граждане имели право принимать участие управлении государством. Полисная государственность не предусматривала существования особых органов власти. Большинство жителей такого полиса, который можно было обойти за несколько часов, знали друг друга лицо.

Греческое полисное общество принципиально отлично от обществ многих других эпох, когда город являлся средоточием деятельности только торговцев и ремесленников, ведущих специфический городской образ жизни, а крестьянство населяло исключительно сельскую местность. А для большинства граждан участок земли был, несомненно, главным средством существования. Ближе всего к этому идеалу подошла, пожалуй, Спарта, хотя ее опора на собственные силы и привела к формированию полисе ряда консервативных тенденций. На этой базе развитых полисах начала складываться классическая форма рабства. По мнению многих ученых, именно античном обществе раб был наиболее рабом, а свободный – наиболее свободным.

Там господствовали архаичные формы зависимости, при которых положении, близком к рабскому, оказывалось целиком или частично завоеванное местное население, греческое или негреческое. Таким социальным слоем были спартанские илоты, а также пенесты Фессалии. Вопервых, сельское хозяйство являлось преобладающим сектором экономики не только аграрных полисах, но и подавляющем большинстве торговоремесленных, где товарноденежные отношения играли, безусловно, значительную роль, но основой экономической жизни все же не являлись. Что же касается полисов торговоремесленных, то них уже к концу архаической эпохи преобладал труд рабов, развилось классическое рабство. Пластический образ прекрасного человеческого тела давал античному человеку возможность представить эллинский идеал осязаемой, зрительно воспринимаемой форме, а античная трагедия указывала путь его достижения. Представление о греческом идеале претерпели определенную эволюцию процессе становления и расцвета греческого полиса. Первые городагосударствами – шумерские – появились на Ближнем Востоке Месопотамии. Из них состояло народное ополчение, которое использовалось для того, чтобы держать повиновении массу рабов и метеков – не граждан и оборонять полис от нападений извне. Свободные земледельцы благодаря повышению уровня доходов от земледелия и удешевления цен на вооружение смогли им себя обеспечить и составить основную часть народного ополчения. Она проявлялась, вопервых, том, что каждый из них мог свободно перемещаться, рамках социальной структуры полиса, занимая ней, силу своих личных качеств, различные официальные посты, вплоть до самых высоких вовторых, постоянных перемещениях эллинов из одного полиса другой.

Так, отец греческой натурфилософии Фалес Милетский был по матери финикийцем выдающийся античный поэт Архилох – сыном рабыни рабом, фракийцем или финикийцем был великий баснописец Эзоп по происхождению карийцем был отец истории Геродот скифских предков имел своем роду величайший оратор Афин Демосфен выдающийся политический деятель и полководец, герой Саламинского сражения Фемистокл по матери был фригийского или фракийского происхождения. В Великой Греции и на Сицилии развернулась деятельность Пифагора и пифагорейцев… Исключительна роль Кротона и Кирены, а затем Коса и Книда развитии греческой медицины. Особую роль становлении личных свобод эллинов и культурном перевороте классической Греции сыграл агональный дух греческого гения. В широком смысле слова, агон – это родственное игре чистое соревнование, не преследующее утилитарных интересов. Начиная с Сократа и софистов идея агона распространяется и на сферу философии, основной формой которой с этого момента становится диалог.

В древнегреческой драматургии идея агона воплощалась своеобразном состязании хора и актеров, а диалогической части трагедии Эврипид сценах состязаний речах, которых действующие лица рассуждали по всем правилам риторики и ораторского искусства. В этом отчетливо проявлялся соревновательный характер стремления к славе. Гесиод обращает его к своему непутевому брату Персу, который благодаря своему безрассудству и лени промотал от­цовское наследство и впал нищету. Занятие земледелием считалось не только необходимой, но и почетной обязанностью всех без исключения граждан и делом богоугодным Счита­лось, что занятие земледелием и участие связанных с ним ритуалах и культах дало людям возможность изгнать из своих душ звериное начало. В конце античного периода появляется латинский термин kultura, который первоначально имел два основных значения обработка земли и воспитание детей. В период зрелой классики занятие земледелием, по крайней мере той его части, которая была связана с тяжелым физическим трудом, становится уделом рабов, и это обстоятельство не могло не внести существенные кор­рективы греческие представления об идеале. Очень высокого уровня достигает ораторское искусство, речи Исократа 436—338 до долгое время оставались непревзойденными образцами литературного мастерства. Классическая скульптура это вторая эпоха развития древнегреческой культуры. Искусство освобождается от тех жестких рамок, которые сковывали его эпоху архаики, это время поисков нового, интенсивного развития различных школ и направлений, создания разнородных произведений. Возглавляемая им аттическая школа скульптуры занимала ведущее место искусстве высокой классики.

Самые знаменитые работы Фидия — Зевс и Афина Парфенос были выполнены хрисоэлефантинной технике — золото и слоновая кость. Шлем богини имел три гребня средний со сфинксом, боковые с грифонами. На мраморных копиях руку богини с Никой поддерживает столб, существовал ли он оригинале — предмет многочисленных споров. Само понятие человека у греков стало связываться с тем, что он является свободным гражданином, принадлежит к сообществу граждан полиса. Внутреннее долговое рабство, которое было уничтожено, сменилось рабством внешним. Греки пользовались термином пайдейя, которым обозначали результат полученного образования и целенаправленного воспитательного воздействия, итог формирования зрелого мужа, гражданина и полноправного члена общества из несмышлёного ребёнка. В общечеловеческом смысле пайдейя своей совокупности даёт общий эффект воспитания и одновременно образования, преодолевая исторические пределы семьи и чисто профессиональной подготовки. Если рабство одних и свобода других результат случайности и внешних обстоятельств, тогда каждый потенциально является рабом и свободным.

Источники рабства, общем, были те же, как и везде естественный прирост, война, морской разбой, похищение детей, торговля рабами, продажа детей практиковавшаяся всюду, кроме Афин и подкидывание их дозволенное везде, кроме Фив, обращение рабство несостоятельных должников кроме того, закон признавал рабами вольноотпущенников и метэков, не исполнивших своих обязанностей по отношению к государству, а также иностранцев, обманом присвоивших себе права гражданина. Из этого следует, что понятие класс рабовладельцев принципе невозможно Установки античного общества требовали, чтобы гражданин занимался и хозяйственной деятельностью, и военным делом, и политикой. Народное со­брание, объединявшее исключительно граждан, — важнейший институт полисного управления, благодаря которому учитыва­лось волеизъявление каждого гражданина, обязательно входив­шего его состав. Но замкнутое на себе внутреннее бытие само по себе тоже необязательно свободно. Наиболее характерной особенностью греческой литературы является рождение, расцвет и уход с литературного небосклона ее определенных жанров различные исторические периоды зависимости от качественного состояния полиса как социальнополитического организма. Вскоре, однако, эпос как отражение опыта всего общества условиях становления его новой организации, условиях утверждения полисной системы перестал удовлетворять насущным потребностям этого общества. В новых исторических и общественных условиях оно не отражало интеллектуальные, коллективистские потребности граждан городагосударства. Однако говорить о подобной целостности можно только начиная с I века. К моменту сближения Греция и Рим находились очень разных условиях для греков, живших эллинистических монархиях, демократия и гражданские идеалы свободных полисов остались прошлом, римляне, наоборот, находились на пике демократизма. Греческие поэты, философы, скульпторы прямо заявляли о своем авторстве.

История Геродота начинается словами Геродот, галикарнасец, собрал и записал эти сведения. Даже произведения прикладного искусства были авторскими на греческих вазах сохранились подписи художников, а иногда и гончаров. Они окружены стеной или валом, неподалеку от центральной площади находятся термы, там же — амфитеатр или театр, какоето место для зрелищ, также носивших сакральный характер определенное время них проходят выборы, результате которых образуется руководство гражданского коллектива. Вода подавалась город из отдельных источников по трубам, но трубы эти шли по ритмически повторяющимся или рассчитанным на эстетический эффект аркам водопроводов городе труба выводилась уличное водопроводное устройство, представлявшее собой обыкновенный каменный ящик, но конец трубы был вправлен стоящую на борту ящика декоративную стелу с изображением того или иного бога, героя, рога изобилия, животного. Такой пример являет Спарта, которая оставалась объединением 4х поселков, так и не ставших городом на протяжении всей классической античности. Каждый из полисов был уникален, имел свою историю и свои специфические черты, но все они имели и общие свойства, которые и позволяют говорить о полисе как о феномене античной истории. Преодолев болото личного благополучия, Древнегреческих полисах сформировалась могучая духовная культура, которая произвела большое влияние на развитие цивилизации многих стран мира.

Такие же сведения мы находим у древних авторов относительно Гомера, Ликурга, Солона, Демокрита, Героклита и других выдающихся представителей греческой культуры. Зная о большой древности восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение того или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на Востоке, что казалось логичным. Достойным гражданином считался средне зажиточный земледелец, который заботливо вел свое хозяйство, ревностно выполнял гражданские обязанности, являлся примерным семьянином, доблестным защитником своего полиса. Составной частью этого базового принципа было понятие личной свободы, без которой невозможна достойная жизнь. Он характеризуется преобладанием аграрного сектора, слабым развитием товарного производства, широким использованием труда зависимого населения.

Культура греческих полисов наиболее ярко проявилась чувстве неразрывной связи каждого гражданина с его городом, ощущении коллектива граждан как союза свободных, равноправных личностей. Боги жили на Олимпе общиной, они любили и страдали, ссорились и изменяли друг другу, завидовали и ревновали, соперничали и воевали. Отсутствие норм религии выражалось еще и том, что у греков не было специальных лиц, надзирающих за обязательным исполнением гражданами религиозных обрядов, а так же строгих судов по делам религии. Варвары и рабы допускались на состязания толь ко качестве зрителей, а женщинам категорически было запрещено как участвовать, так и наблюдать за играми. Поэмы Малая Илиада и Разрушение Илиона включали себя эпизоды смерти Париса, по тройки деревянного коня и взятия Трои. Таким место стал юговосточный склон афинского Акрополя, а зданием театр Диониса, классический образец греческого театрального строения. Первым трагическим поэтом, драмы которого сохранились до наших дней, был Эсхил 525456.

Наибольшую известность мировой литературе получили его драмы, основанные на фиванской мифологическом. Злобной критике комедии была подвергнута личность Сократа, школа которого представлялась Аристофану сборищем проходимцев и сумасшедших, а сам философ понимал широко распространенный и по сей день тип ученого шарлатана, за деньги готового исцелить любого от всех болезней. Одно из ранних применений коринфской колоннны круглый монумент Лисикрата Афинах, расположенный около театра Диониса. Он впервые использовал полутона и перспективу изображения, заложив, таким образом, основы современной живописи. Фон вазы покрывался черным лаком, а фигуры сохраняли красный цвет глины.

В духе материалистической диалектики разрабатывал свою теорию великий ученый Гераклит. Ряд полисов признавал гражданами только тех, кто имел возможность выступить на войну полном гоплитском вооружении. Постепенно греческом обществе утверждается идея о победе состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и уважение обществе агональность. Главное место среди его произведений, посвященных изучению государства и общества, бесспорно, занимает Политика. Нетрудно убедиться, что за каждым употребленным у Аристотеля политическим термином кроется вполне конкретное содержание. В сущности, вся теория Аристотеля, изложенная трактате, основывается на наблюдениях и обращена к реальной жизни своих, казалось бы, самых отвлеченных построениях попытка доказать это делается ниже. О том, что он хорошо знал историю государственного строя полисов, достаточно красноречиво свидетельствует созданная при его непосредственном участии обширная серия 158 монографий, содержащих очерк истории и современного состояния строя разных государств. Если так, то у нас есть еще одно доказательство того, что Аристотель работал над текстом Политики не только после смерти Филиппа и воцарения Александра, но и после крушения державы Ахеменидов. Полис не только занимался внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию граждане полиса вступали ополчение и на время войн превращались воинов.

Меж тем свобода способна воцариться только тогда, когда готовая расплющить Грецию враждебная стихия отхлынет от ее пределов сосуществование невозможно, как невозможна жизнь принципиально чуждой ей агрессивной среде, но безрассудно ждать, чтобы она сделала это по своей собственной ничем не понуждаемой воле. Дело том, что поначалу подсознательное, самоощущение осажденной превосходящими силами крепости делает первоочередным объектом активной обороны вовсе не внешний источник угрозы, а потенциальных союзников города, стремящегося объединить вокруг себя всю Грецию. Особый интерес представляет надпись, сделанная не иначе, как знак особой благодарности победителям на латыни Чеканено управление освободителя Греции. Словом, ничто из личной жизни не было частным делом, но являло собой некий общественный институт. И все же знаменитое утверждение Перикла, с правления которого, собственно, и начинается упадок Афин, не содержит себе никаких передержек, ибо с точки зрения эллина все эти ограничения столь же не существенны его понимании свободы, сколь сегодня — правила дорожного движения. Юрист, оратор, политический деятель, словом, человек далекий кабинетной премудрости, он должен уметь другое — остро чувствовать то, что носится самом воздухе его времени, и находить ему подходящие и точные формулировки. Рим, римский государственный деятель, писатель, философ, 47 письме к Луцилию составленном то ли 63, то ли 64 году, пишет Я с радостью узнаю от приезжающих из твоих мест, что ты обходишься со своими рабами, как с близкими. Последнее обстоятельство и служит ключом к пониманию того на первый взгляд странного и необъяснимого обстоятельства, силу которого виднейшие полководцы и талантливейшие общественные деятели часто подвергались остракизму, а то и просто физическому уничтожению. Слишком милитаризован его дух, слишком могущественны механизмы, обеспечивающие его превосходство над своим окружением, слишком непредсказуемы результаты тотальной мобилизации всех ресурсов и демократического государства, и преданного ему гражданина, чтобы все это могло оказаться под исключительным контролем харизматической персоны.

Но здесь уже не было противопоставления свободы несвободе, хотя включение круг полноправных граждан городских низов для нее означало точно такое же порабощение, только теперь уже не выдающейся из общего ряда личностью, а неразвитой толпой. Словом, как уже было сказано, иметь реальную возможность вершить не прекращающийся суд над всеми, кого сам же полис и сочтет враждебным его собственной свободе, угрозой для. Отсюда следует, что объединение Греции, ее сплочение под эгидой единого военнополитического центра становилось недостижимым ни для Спарты, ни для Афин, ни для Фив во время их недолгого возвышения. Не забудем еще одно — не последнее по своей важности — обстоятельство. Именно небрежение развитием собственных производительных сил станет одной из причин и его исторического поражения. Кстати, именно такой взгляд демократического полиса на свою свободу, а значит и на автаркию, порождал не просто идеологию — настоящий культ бедности.

Геродот, устами Демарата, отвечающего персидскому царю, говорит о том, что Спарте около восьми тысяч мужей, подобных тем, что сражались и пали Фермопильском ущелье битве же при Платеях она смогла поставить строй только пять тысяч формирование илотов не счет, ибо его надежность и боеспособность обеспечивались не только хорошей идеологической подготовкой войны и бдительно надзирающими за ними спартиатами, но и присутствием войск афинян и других греческих городов. Да и для Спарты откомандирование своих представителей было достойной формой утверждения собственного авторитета греческом мире военный авторитет был и самом деле высок, поэтому присутствие лакедемонян отряде поднимало и его рейтинг. К слову, корпусе, поход вглубь страны и отступление которого запечатлены Анабасисе, присутствуют и спартанцы 800 спартанских воинов под предводительством Хирисофа были посланы Киру Спартой ответ на его просьбу о помощи. Меж тем всецело подчинить себе не только действия, но и всю систему их мотивации, эмоциональную сферу, сознание, нравственное чувство индивида возможно только там, где сохраняется родство психики, этническое единство граждан. Обнаруживается, что теперь уже не обязательно рисковать своей собственной жизнью и утруждать себя тяготами боевых походов становится возможным пользоваться услугами платных наемников. Кстати, герои этих событий были не первыми, как не единственны свидетельства Геродота.

Пепел сожженных храмов и городов стучал еще не умершие для славы сердца, и многое, что делалось наследниками одержавших победу героев, так или иначе было подчинено этой цели, служило консолидации сил, обеспечению нужных для решающего похода стратегических условий. Свершение исторического возмездия уже не требовало предельной мобилизации всех национальных ресурсов. Не смирилась и Македония предводительствуемая самозванным царем, выдававшим себя за сына Персея, она опять восстала, но была побеждена и. В Греции эпохи темных веков и архаики центральная, объединяющая полисы власть отсутствовала, поэтому поселения оставались разрозненными и постоянно враждовали друг с другом. В этот период быстро деградируют ремесла и торговля и резко сокращается численность населения пришельцы основывают ряд поселений, которые некоторое время сосуществуют с выжившими ахейскими целостность округи разрывается и отношения ее с цитаделью ослабевают. В позднеклассический период понимание полиса получило теоретическое обоснование трудах греческих философов, особенно у Аристотеля и Платона.

Элементарной общественной ячейкой у Аристотеля выступает домохозяйство или семья ойкос. Микенские дворцы с их бюрократией остались лишь эпизодом и были сметены дорийским нашествием. Общественными обязанностями были участие общегосударственных праздниках, военная служба, литургии повинности для богатых граждан содержание за свой счет военного суда, подготовка театральных представлений и тому подобное. Благодаря этим попыткам великодержавной политики середине V века к нашей эре Делоский союз преобразован на Афинское морское государство архе. Полисы были очень устойчивой формой государственности, они возникали и колониях, причем основаны на тех же принципах, что и полисы Греции. В лучшем положении были рабы, которых отпускали на оброк а такое случалось нечасто. У нее есть свои основания действительно, Греция была вынуждена довольно рано перейти к экспорту некоторых видов сельскохозяйственных продуктов и изделий ремесла. В Афинах шла активная торговля с колониями, из Египта привозили зерно, льняные ткани, из Карфаге ковры, из Африки слоновую кость, из Причерноморья зерно, скот, мед, воск и товары основном тут же перепродавались другие города. Жизнь полисе давала человеку большие возможности реализовать себя, а это, свою очередь, пробуждало интерес к личности к разнообразию и неповторимости человеческих характеров, эмоций. В эпоху кризиса оно воспринималось как оплот всего традиционного, как противовес разрушению привычных норм жизни.

Внутреннее содержание полиса нельзя сводить только к о преде ленно му государстве иному устройству и системе духовных ценностей. С точки зрения государственного управления, греческий полис имел республи канское устройство. Основными органами Афинского государства являлись народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть 1 5 афинян 2. К компетенции Совета относились вопросы управления осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Нельзя было занимать должность кроме военных дважды или две должности одновременно. Прежде всего нужно отметить, что опятьтаки истории человечества и Греции так же это всё было огромную роль играет субъективный фактор. Что является объектом собственности?. В архаическое время связи с развитием экономики греческих полисов и ростом благосостояния значительной части их граждан, тяжелое вооружение, ранее доступное только представителям аристократии, получает более широкое распространение. Существовала определенная мобильность занятиях граждан полиса, охранявшая их гражданский статус. Основными источниками по этому вопросу служат два наиболее обширных и фундаментальных сочинения Платона — Государство и Законы.

Целью написания этого диалога являлось изображение идеального, с точки зрения Платона, полиса. Платон уделяет большое внимание детальному анализу законов, которые необходимы для достижения идеалов. Важнейшим из них следует считать права на земельную собственность, на участие защите родных рубежей и на участие политической жизни. Несмотря на имевшую место имущественную дифференциацию, все граждане потенциально обладали равными правами. Во втором проекте, Законах, мыслитель подошел к земельной реформе более реалистично. Во – первых, “Более, чем дети о своей матери, должны граждане заботиться о родимой земле ведь она богинявладычица смертных созданий” 20 V, 740. Соответственно, подвергается критике все, что может воспрепятствованию единению. Роль государства сводится, целом, к разработке основ единой идеологии.

Собственность граждан, хотя и неодинаковая, таковая, что среди них нет ни слишком богатых, ни слишком бедных. Олигархия, как и аристократия, — власть меньшинства, но не достойных, а богатых. Этическая точка зрения, играющая большую роль построениях Аристотеля, побуждает его сразу же заняться вопросом об отношении добродетели подлинного гражданства к добродетели хорошего человека. В управлении последнего он принимал участие качестве члена кружка философов, который организовался вокруг правителя Гермия. Что касается рекомендация относительно введения определённого вида. Две последние книги Политики содержат изложение проекта наилучшего. Предлагается разделить всю землю государстве на две части общественную и частновладельческую.

Умные люди прекрасно видели, что спорт из массового занятия людей, ставящих перед собой благородные цели совершенствования человеческой личности, все более и более стал превращаться нездоровый бизнес, зрелище на потеху толпы, которая сама совершенно далека от идеалов калокагатии. Философ выступал и против нездорового культа атлетизма ныне это – идиотский культуризм. Для достижения поставленной цели нам надо ответить на следующие вопросы. Население полиса, писал Аристотель, должно быть легко обозримо, также легко обозрима должна быть и его территория легко обозрима приложении к территории значит то же, что ее легко можно защищать. Сообщение города и всей территории полиса с морем является большим преимуществом и целях безопасности государства, и с точки зрения полного снабжения его всем необходимым Историки Античности. Теоретическое построение идеального полиса – конечная задача, которую ставит перед собой Аристотель Политике. Своё заключение Аристотель формулирует так существует несколько разновидностей гражданина гражданином по преимуществу является тот, кто обладает совокупностью гражданских прав. Аристократия – правление немногих, лучших, осуществляемое интересах всех граждан олигархия правление немногих состоятельных граждан, думающих только о собственной выгоде.

Исследователи приходят к выводу, что единственный муж – это современник философа – Александр Македонский. Одна часть общественной земли будет давать средства на покрытие расходов по религиозному культу, другая – по сисситиям. Население полиса, — писал Аристотель, — должно быть легко обозримо, также легко обозрима должна быть и его территория легко обозрима приложении к территории значит то же, что ее легко можно защищать. Систему управления этого времени обычно характеризуют как военную демократию. Отправной точкой формирования Афинского полиса стал синойкизм частью добровольное, частью насильственное объединение родовых общин вокруг одного центра Афин. Серьезной проблемой являлось отсутствие писаных законов, что приводило к произволу со стороны эвпатридов по отношению и к геоморам, и к демиургам. На народном собрании стали обсуждать важнейшие государственные дела и принимать законы.

Линию Солона на формирование Афинской демократии продолжил Клисфен, который проводил реформы после свержения тирании с 509 по. Впрочем, до полного торжества демократических идеалов Афинах было ещё далеко. Так, Илиаде Гомера упоминается 12 общин, подчиненных царю Менелаю. Эта область развивалась так же, как и остальная Эллада, и так же, как и другие области Греции ее постигли процессы, именуемые общим термином архаическая революция. С помощью такого террора спартанцы удерживали илотов повиновении и заставляли трудиться на себя. Каждый спартанский ребенок с момента рождения принадлежал государству, и специальная комиссия старцев по внешнему виду младенца должна была определить, способен ли он стать полноценным спартиатом или он слишком хилым и болезненным, чтобы служить спартанскому государству. Все остальные предметы изучались лишь постольку, поскольку они могли пригодиться будущему воину если спартиаты изучали музыку, то лишь для того, чтобы понимать и исполнять военные марши, если они изучали арифметику, то лишь для того, чтобы уметь сосчитать боевые силы противника, если они изучали письмо, то лишь для того, чтобы уметь читать приказы старших командиров и отдавать приказы своим подчиненным. Как уже отмечалось, непосредственной частью обучения было участие молодых спартиатов криптиях, которые учили их искусству убивать, безжалостности и беспощадности.

В целом антиаристократическая направленность реформ Ликурга не вызывает у историков сомнений, но последствия достигнутого социального компромисса условиях илотии оказались совершенно иными, по сравнению со всей остальной Грецией. Рабовладелец при возможности применения производстве дешевых рабов неограниченном количестве не считал нужным изобретать новые орудия, которые сократили бы процесс труда. Только историческая наука, вооруженная марксистской методологией, правильно раскрывает сущность социальноэкономического кризиса Греции. Поэтому развитие рабовладельческого способа производства неизбежно влекло за собой кризис полиса, выразившийся области экономики — эволюции античной формы собственности сторону частнорабовладельческой, сопровождающейся концентрацией земель и пауперизацией свободного мелкого производителя сфере политической — замене полиса системой союзов, федерацией централизованных держав сфере идеологической — крушении полисноавтаркистского идеала и распространении своеобразных индивидуалистических воззрений. Жебелевым том, что для Ксенофонта важно было то, чтобы его идеал совершенного государства уклонялся возможно дальше от характерных свойств нелюбезной его сердцу афинской демократии.

Представляет большой интерес второе письмо Исократа к Филиппу, написанное 344 году, после похода Филиппа Иллирию. Таким образом, деятельность Исократа приблизила македонскую монархию к Греции, что соответствовало усилившемуся желанию богатой верхушки греческих рабовладельцев мирно сосуществовать с Македонией. От критики существующего демократического строя идеологи крупных рабовладельцев переходили к признанию монархической формы власти, от рационалистического обоснования монархии к конкретному призыву македонского царя Грецию. Общими усилиями им удалось снять осаду с Самоса, но попытка овладеть Византией не увенчалась успехом. Это приукрашенное самим Харесом событие вызвало негодование афинских правящих кругах. Вследствие невозможности его уплаты он вынужден был окончить свою жизнь изгнании Халкидике.

Теория модернизации делает попытку определить социальные переменные, которые способствуют социальному прогрессу и развитию общества, и предпринимают попытку объяснить процесс социальной эволюции. Технический застой усугублялся ещё тем, что сами рабовладельцы не считали нужным совершенствовать орудия труда, потому что рост производства происходил за счёт увеличения количества эксплуатируемых рабов. В конечном счете, полис, как самоопределяющаяся политическая единица, как форма организации жизни людей, пришел к тому, что закончил себя оправдывать. Для мыслителя необходимость преобразования реальности виделась через внесение конфигураций социальную и политическую структуру общества. Таковым образом, становится ясно, что занятие земледелием было почетной обязанностью эллина.

Мыслитель обосновывает необходимость нововведения “сложностью военного искусства” и его “несовместимостью с другими занятиями” 20 II, 374c–e. Свое заключение Аристотель определяет так существует несколько разновидностей гражданина. Мыслитель подробно обрисовывает элементы, нужные для существования страны, различая элементы свойства и элементы количества под элементами свойства он разумеет свободу, воспитание и благородство рождения, а под элементами количества — численное превосходство массы. Но, по убеждению Аристотеля, недочет этих правильных форм государственного устройства состоит том, что они имеют тенденцию вырождаться неправильные формы, где царят порок и преступления. Такие люди бывают, и для них нет закона таковой человек “как бог меж людьми”, “попытаться подчинить их … закону … смешно”, “они сами закон. Подводя итоги нашего рассуждения о среднем строе рассуждении Аристотеля, можно сделать заключение полития, среднее государственное устройство, опорой которого обязаны служить граждане среднего достатка, представляла для Аристотеля не лишь теоретический энтузиазм.

Это значит, что для мыслителя данные вопросы стояли очень остро, и он находился состоянии неизменного творческого поиска этих наилучших форм общежития. Гово­ря совре­мен­ным язы­ком, эсте­ти­че­ское вос­пи­та­ние древ­ней Элла­де носи­ло повсе­мест­ный харак­тер. В соот­вет­ст­вии с теми зада­ча­ми, кото­рые ста­ви­лись перед еги­пет­ским худож­ни­ком, он стре­мил­ся передать и порт­рет­ное сход­ство ста­туи с изо­бра­жа­е­мым лицом, уси­лен­ное к тому же еще и тек­стом с начер­та­ни­ем име­ни изо­бра­жа­е­мо­го. Обна­жен­ное тело клас­си­че­ской гре­че­ской пла­сти­ке явля­ет­ся важ­ней­шим эсте­ти­че­ским фак­то­ром, несу­щим себе зна­чи­тель­ную идей­нохудо­же­ст­вен­ную нагруз­ку. В дви­же­нии мож­но было соста­вить себе точ­ное пред­став­ле­ние об игре всех групп мышц, увидеть тело самых слож­ных ракур­сах напри­мер, про­цес­се спор­тив­ной борь­бы. Олим­пий­ское вели­чие юной Афи­ны, сдер­жан­ным и пол­ным досто­ин­ства жестом отвер­гаю­щей бро­шен­ные ею на зем­лю флей­ты раздув­ши­е­ся щеки во вре­мя игры иска­зи­ли пре­крас­ное лицо боги­ни, про­ти­во­по­став­ле­но пер­во­быт­ной необуздан­но­сти сати­ра Мар­сия, кото­ром отра­зи­лась его душев­ная неурав­но­ве­шен­ность. Одеж­да того вре­ме­ни, отли­чав­ша­я­ся про­стотой и удоб­ст­вом и сво­див­ша­я­ся к кус­ку тка­ни, схва­чен­ной по краю или сши­тую с мини­му­мом швов, была часто лишь дру­гой, ино­гда еще более выра­зи­тель­ной фор­мой наготы, под­чер­ки­ва­ла или выгод­но отте­ня­ла гар­мо­ни­че­ское сло­же­ние фигу­ры и поз­во­ля­ла соче­тать живо­пис­ный и скульп­тур­ный эффек­ты самый яркий при­мер — ста­туя Афро­ди­та садах Алка­ме­на.

Их одеж­да, пыш­ны­ми склад­ка­ми дра­пи­ру­ю­щая могу­чие тела, бур­ны­ми. Откры­тость была чер­той нацио­наль­но­го харак­те­ра древ­них гре­ков, и наи­бо­лее ярким при­ме­ром может слу­жить герой Одис­сеи. Философия парадигм Томаса Куна Томас Кун – американский философ и историк науки. Каждый гражда­нин получил право быть избранным Совет пятисот Оуле. Войны с персами, длившиеся с большими перерывами свыше полувека 500—449 гг и оставившие глубокий след жизни двух поко­лений, воспринимались современниками и потомками как единое целое. Навстречу им неслись и персов крики. На него приходится также блестящий расцвет греческой культуры и искусства это время творчества гениальных скульпторов Мирона, Праксителя, Фидия, великих трагиков Софокла, Эсхила.

Он изготовил прославленную 12мет­ровую статую Афины из золота и слоновой кости для храма Афиныдевы Парфенона, возведенного тогда же архитекторами Иктином и Калликратом. Крутой склон Акрополя был использован для устройства здесь театра Диониса на 17. Вместе с тем ряд полисов с абсолютным преобладанием сельского хозяйства широко использовал труд зависимых людей типа спартанских илотов, фессалийских пенестов, гераклейских мариандинов. Он провозгласил главной задачей для человека нравственное совершенствование, которое позволит ему приблизиться к небесной красоте и гармонии. Сократ говорил, что юности был поражен, увидев на стенах храма Дельфах надпись Познай самого себя, основавший Афинах Академию философскую школу, объединившую его учеников. Социальные и политические катаклизмы изменяли мироощущение человека, который все острее чувствовал кризисность эпохи и трагическую неустойчивость своей судьбы. Римские гарнизоны размещались теперь крупных городах Эллады, Рим определял границы государств, вмешивался во внутренние дела полисов. Для того, чтобы понять и проанализировать работу Платона Государство, необходимо понять эту эпоху или, по крайней мере, с моей точки зрения, иметь представление о сложившейся ситуации. Направленность устремлений Платона пришлась на период, когда Солнце классического полиса уже клонилось к закату.

В предсмертных муках погибал греческий полис, шли к полному разложению его классы и сословия. Для иллюстрации представлений Платона о едином можно воспользоваться еще и таким вольным переводом греческого слова idea на русский проект. Слишком много несправедливостей и плохого видел Платон вокруг себя и был готов помочь человеку избавиться от своего несовершенства, поэтому то своем огромном произведении Государство строит модель исправленного и улучшенного человеческого общества. Воззрения, которые Платон излагает Государстве, впоследствии стало принятым называть словом утопия. Аргумент и за и против стражи, философы не имеют никакой частной собственности.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru