Идеалы философии просвещения

Родился семье ремесленника Отец И Канта мечтал о духовной карьере для сына и способствовал его воспитанию духе религиозности и высокой нравственности После окончания Кенигсбергского университета, где он изучал богословие и с увлечением занимался философией и естественными науками, Кант течении 9 лет работал домашним учителем и активно занимался самообразованием Получив место приватдоцента, а затем и профессора родном университете, Кант остается верным ему до выхода отставку 1801 году Его жизнь бедна внешними событиями и богата внутренней духовной работой Отличался пунктуальностью Местные жители могли сверять часы по его ежедневным прогулкам Любил проводить свободное время кругу близких друзей и красивых воспитанных женщин Женат не. Философские идеалы эпохи Просвещения Просвещение входит культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились период Возрождения и получили дальнейшее развитие XVII XVIII вв Просвещение эпоха гносеологического оптимизма и веры прогресс Как идейномировоззренческое движение Просвещение достигло высшего расцвета во Франции, хотя и получило распространение во всех странах Европы. XVII и XVIII века это время особых исторических изменений странах Западной Европы В этот период наблюдается становление и развитие промышленного производства Все активнее осваиваются чисто производственных целях новые природные силы и явления строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт и Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества развитии конкретнонаучного знания Уже XVII веке многие полагают, что знание сила Ф Бэкон, что именно практическая философия конкретнонаучное знание поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать господами и хозяевами этой природы Р Декарт. Первой эту эпоху вступает Англия Для английских просветителей Д Локк, Д Толанд, М Тиндаль и др была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе Идейной формой свободомыслия Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм Деизм не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но рамках деизма жестоко постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается природу теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов ней следует искать только ней самой, ее собственных закономерностях. Среди политических работ Локка основополагающей являются Два трактата об управлении государством, где он обосновывает свое понимание общественного устройства Значительную роль сыграли и его Письма о терпимости, которые были непосредственной реакцией на политическую ситуацию Англии. Драматическое развитие общественной и политической ситуации, свидетелем которой был Локк, вызывает у него, естественно, и интенсивный интерес к политике Об этом свидетельствуют не только Два трактата об управлении государством, но и его Исследование о естественном законе, написанное 1664 это была, видимо, реакция на работы Гоббса Левиафан и О человеке. Общество естественном состоянии у Локка выглядит как социум, организованный на основе принципов равенства, справедливости, независимости людей друг от друга В этом обществе отношения между индивидами регулируются нормами морали и религии, но не права, о котором люди, пребывающие естественном состоянии, ничего не знают Но, по мере накопления собственности у отдельных членов общества, у них возникает желание подчинить себе подобных, которые, естественно, противятся этому Второй предпосылкой разлада обществе и разрушения гармонии отношений становится быстрое увеличение населения При нехватке земли каждый видит другом не товарища, а врага, мечтающего завладеть долей собственности, ему не принадлежащей Так возникает состояние войны всех против всех, которое длится до тех пор, пока люди не осознают ненормальности сложившегося положения вещей В процессе поиска выхода из создавшейся ситуации они, конечном счете, приходят к мысли о необходимости учреждения государства, которому делегируются полномочия силой устанавливать мир, защищать собственность и жизнь собственников Это согласие и есть общественный договор, на который опирается вся пирамида властных, экономических и правовых отношений современного общества.

Английское просвещение было просвещением для избранных, носило аристократический характер В отличие от него французское просвещение ориентировано не на аристократическую элиту, а на широкие круги городского общества Именно во Франции русле этого демократического просвещения зарождается идея создания Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел, энциклопедии, которая бы простой и доходчивой форме а не форме научных трактатов знакомила читателей с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел. Философия Просвещения, как часто называют философию XVIII века, нацелена на идеалы разума, избавление от невежества и просветительскую миссию, хотя и не отмечена созданием фундаментальных учений и новых традиций, подобных эмпиризму или рационализму Возникнув Англии, просветительское движение распространяется затем во Франции, которая и становится его центром Французские мыслители, ознакомившиеся с идеями Локка, благодаря Юму, течение ряда лет занимавшего пост секретаря английского посольства Париже, увидели них возможность реализации своих собственных либеральных устремлений, и постарались перенести их на французскую почву Инициатором этого движения был Вольтер а его дальнейшее развитие связано с деятельностью кружка ученых энциклопедистов, которые положили начало процессу, приведшему к созданию оригинальной системы французского материализма, сыгравшего впоследствии роль теоретического пролога Великой Французской революции. Стиль философствования классической философии силу ее ориентированности на идеалы научной рациональности характеризует, как правило, строгость, логичность, доказательность, рациональнорассудочная схема рассуждения, ориентация на использование априорных схем обоснования знания и возможность достижения абсолютного знания Само философское знание строится как особая форма объективного знания например, у Гегеля, Канта, субъект же, мыслительклассик как бы извне исследует и свое состояние, и внешнее ему бытие, имея право мыслить за других, как монопольный обладатель истины. Происходит изменение классических идеалов строгости по отношению к философскому языку, который становиться более гибким, художественным, релевантным, допускающим различные интерпретации и соответствующую глубину понимания Иногда предлагается качестве варианта романтической постклассической солидарности за регулятивный идеал принимать образ, метафору, картину и Р Рорти. Конец метафизического стиля философствования, установка на анализ поверхностных, поведенческих, неявных явлений символизация и виртуализация реальности.

Основными принципами познавательного отношения выступают объективность знания установка на поиск Абсолютной истины системный и наукообразный характер изложения. Критическое отношение к рационализму детерминирует переосмысление новоевропейского рационализма, расширение рамок рациональности, рассмотрение наряду с научной рациональностью других разновидностей и специфических типов рациональности вненаучной, религиозной, художественной и. Сущность человека определена границами его разума, ибо она сводится к познавательной способности постигать сущности Высшей абсолютной ценностью человека является разум, который рассматривается и как познавательная способность, обладающая сверхопытной сущностью, не выводимой из опыта и не сводимой к нему и как средство объяснения мира и человека через установление причинноследственных связей и как средство переустройства и совершенствования мира и человека, и как неисчерпаемый независимый потенциал творчества. Смерть человека, расщепление Я на пересечении желаний и контекстов жизни, хозяйства, языка. Обоснование специфики социальной реальности, критика концепции социального прогресса, обоснование многовариантности и нелинейности исторического развития. Просвещение входит культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились период Возрождения и получили дальнейшее развитие XVIIXVIII.

Просвещение усилило критику религиозной идеологии, опираясь на достижения науки и принципы материалистической философии Во Франции Просвещение приняло форму материализма и атеизма и подготовило почву для появления социалистических идей Идеологи Просвещения ставили перед собой не только собственно философские и научные проблемы, но и общие социокультурные задачи, пытаясь просветить народ, научить его пользоваться возможностями своего разума Последний призван освободить народ от предрассудков, сделать людей совершеннолетними, научить их критически относиться к предлагаемым религиозным и социальным проектам Эти идеи развивали Вольтер, Ш Монтескье, Ж Ж Руссо, Ж Аламбер, Д Дидро, П Гольбах, Ж Ламетри, К Гельвеции во Франции Дж Толанд, А Шефтсбери Б Мандевиль, Т Рид, А Смиг Англии X Вольф, Г Лессинг Германии. Принципиально важно, что, возвышая разум, философы Просвещения ставили его зависимость от опыта конечном итоге он контролируется опытом и потому не всемогущ Таким образом, трактовка разума основана не столько на философско методологической установке, сколько на достижениях науки Философия Просвещения отрицает правомерность заранее установленных принципов, которые должны быть метафизическими указателями Меняется роль исходных принципов, которые оказываются зависимыми от опыта, данных науки Отсюда методологическая установка опытные данные должны быть исходными понимании происходящих процессов, ог них следуег идги к истине Это поднимает статус науки и образования а культуре, поскольку именно наука и образование учат анализировать, критически мыслить, не принимая ничего на веру. Итак, подводя итоги сказанному выше о философии Просвещения, можно отметить следующие важные моменты ее общей характеристике. Усматривая основную опору материализма понятии материи как объективной реальности, стоящей за нашими ощущениями, чувствами, Д Беркли развивает философию, которой вообще нет понятия материи Он всеми средствами доказывает, что это понятие материи пустое, что за ним ничего нет реального есть только бог, идеи и наши ощущения Да, вокруг нас существует реально множество вещей, растений животных, но все они, утверждает Д Беркли, представляют не материю, а всего лишь комбинации наших ощущений Возьмем яблоко, рассуждал Д Беркли Оно румяно, сладко кисло, сочно и Давайте уберем эти качества Что останется Ничего, считает он, ибо румяно, сладко, сочно и это всего лишь наши ощущения Таким образом любая вещь это та или иная идея от бога, существующая для нас ощущениях Поскольку мир, по Беркли, не есть нечто объективное существующее реально вне нас и независимо от нас, не материя, поскольку все вещи теперь предстают как комплексы ощущений, причем наших ощущений, постольку философские идеи Д Беркли были определены научном мире как субъективный идеализм. И еще важный момент Гердер отмечал исключительную роль преемственности развитии общества Эту преемственность он рассматривая как необходимое условие прогресса, необходимое условие достижения идеала гуманности А этот идеал гуманности он связывал с достижением богоподобного человека доброго, бескорыстного, любящего труд и знание и. В отличие от Д Юма, И Кант не сомневался реальном существовании вещей вне нас Он утверждал, что действие именно этих вещей на наши органы чувств порождает наши ощущения, восприятия, и при этом подчеркивал, что следует различать вещи сами по себе существующие реально вне человека своем естественном виде и явления вещей вещи том виде, каком они даются нам нашем сознании через посредство органов чувств Проводя это различие, И Кант далее доказывал, что научному познанию доступны лишь явления вещей, поскольку вещи сами по себе вещи себе, вызывая нашем сознании явления вещей, них не отражаются, А если не отражаются, то знание явлений вещей не может служить нам основанием для развития знаний о вещах себе Скажем, боль вызывает у человека крик, но по этому крику ни один врач не состоянии поставить уверенный диагноз о болезни человека Так и нашем случае вещь себе порождает нашем сознании явление свое явление вещи, но по этому явлению наука не может сказать ничего определенного о самой вещи себе Подвергнув таким образом сомнению сами основания современной ему науке, И Кант далее пытается решать другие вопросы познавательной деятельности вопрос о действительном объекте познания, вопрос о действительных основаниях наук и Но эти вопросы мы рассмотрим уже следующем разделе, при знакомстве с немецкой классической философией одним из представителей которой является И Кант. Развитие философской мысли во Франции XVIII веке под эгидой просвещения Идейные оппоненты просветителей Особенности философии эпохи Просвещения Основные идеи Д Дидро Произведения и теория Вольтера Идеология ЖанаЖака Руссо и Шарля Луи Монтескье. Вольтер, Монтескье как основоположники французского Просвещения Картина природы и познание Метафизичность мировоззрении французских Просветителей Роль творчества Вольтера развитии философии Гельвеций как представитель французского атеизма XVIII. Философия XVIII неоднородна ней присутствуют различные мировоззренческие ориентации Философия Просвещения была подготовлена работами П Гассенди 15921655, его атомистическим материализмом, сочин ениями Р Декарта влиянием идей Эпикура, его этики, критикой схоластики и религиозного догматизма работах П Бейля 16471706.

Расцвет философии Просвещения приходится на XVIII столетие Ее идейным центром становится предреволюционная Франция Начало эпохи французского Просвещения XVIII связывают с появлением сатирических сочин ений Вольтера 16941778, наст имя Франсуа Мари Аруэ Вольтер не внес философскую мысль принципиально новых идей, однако антифеодальный и антиклерикальный пафос его произведений стал стартовой позицией формирования новой идеологии Вольтер вошел историю философии как блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений, защитник свободы личности от посягательств церкви, иезуитов, инквизиции Кандид, Орлеанская дева, его статьи Философском словаре, Энциклопедии получили широкое распространение во вс ей Европе. Главное место учении просветителей занимала вера мощь и силу человеческого разума, который только один и способен изменить жизнь человечества к лучшему В деятельности просветителей важное место занимала критика религии и церкви, стимулировавшая развитие религиозного скептицизма и вольнодумства В первую половину эпохи философии господствовал деизм Вольтер, Монтескье, Руссо, с середины XVIII века начал активно развиваться и постепенно занял господствующую позицию материализм и атеизм Дидро, Ламетри, Гольбах Материализм этой эпохи носил по преимуществу механистический характер, давая объяснение всем природным явлениям прежде всего на базе законов механики В эпоху Просвещения имела место первая попытка связать законы и особенности развития человеческого общества с материальными условиями их жизни В эту эпоху получила свое развитие и завершение договорная теория происхождения государства Деятельность просветителей во многом идейно подготовила Великую французскую революцию именно их идеологии сформировался и знаменитый лозунг Свобода Равенство Братство. Философы эпохи просвещения происходили из разных классов и сословий аристократии, дворян, духовенства, служащих, торговопромышленных кругов Разнообразны были и условия, которых они жили В XVIII нивелирующее воздействие цивилизации едва ощущалось, и народы сильно отличались по уровню экономического развития, политической организации и культурным традициям Все это с неизбежностью приводило к различиям во взглядах В каждой стране просветительское движение несло печать национальной самобытности, и, несмотря на это, как течение общественной мысли Просвещение, несомненно, представляло собой некое единство За счет чего же это происходило. XVIII век истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь выходя за пределы университетов и лабораторий светские салоны Парижа и Лондона, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии Уверенность мощи человеческого разума, его безграничных возможностях, прогрессе наук, создающем условия для экономического и социального благоденствия, вот пафос эпохи Просвещения. Самой важной функцией разума является его способность устанавливать связь одного факта с другими и решать проблемы Он определяет любые простые фактические данные, все, что лежит основе доказательства откровения, традиции и авторитета он без устали раскладывает все на простые компоненты, том числе и причины веры религиозной и веры уверенности комто или чемнибудь Но после того как все по порядку разложено, он начинает новую работу, не может остановиться, disjecta membra опустив руки, он воздвигает новое здание Только таким двойным духовным движением можно определить понятие разума теперь это не концепция бытия, а концепция дела, образа действия Философия эпохи просвещения. Таким образом, Просветители создавали культ Разума, наследуя идеи Декарта, Спинозы и Лейбница Однако они апеллируют не просто к разуму как таковому, а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверхопытных гипотез.

Применение разума у просветителей действие публичное Кант писал о том, что Публичное применение разума должно быть свободным любое время Под публичным применением разума он понимал подобие того, что дает ученый перед целой аудиторией. Данные взгляды были исторически обусловлены тем, что просвещение выражало умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии Не случайно родиной философии Просвещения стала Англия, раньше других стран вставшая на путь капиталистического развития Именно появление на исторической сцене буржуазии с ее мирскими, практическими интересами, потребностями капиталистического способа производства стимулировали развитие науки, техники, культуры, просвещения и образования. Изменения общественных отношениях и общественном сознании служили предпосылкой для раскрепощения умов, освобождения человеческой мысли от феодальнорелигиозной идеологии, становления нового мировоззрения. Связанный с опытом и направленный против метафизических систем просветительский рационализм представляет собой светское движение, и просветители часто с презрительным сарказмом высмеивали мифы и суеверия позитивных религий Скептическое, а чаще откровенно непочтительное отношение к церкви является главной отличительной чертой Просвещения, философии, которую можно назвать секуляризацией мысли Как мы можем убедиться, английское и немецкое направления Просвещения были более сдержанными неуважении к религии Несмотря на материалистическую и даже атеистическую окраску, просветительская мысль связана с деизмом, а деизм составная часть Просвещения рациональная и естественная религия это самое большое, что может допустить человеческий разум локковском понимании. Вольтер писал Мне представляется очевидным, что существует необходимое Безличное разумное начало, вечное, высшее оно не истина религиозного верования, а истина разума Становится ясно, что если разум может постичь, принять и утвердить только эти религиозные истины, то обрядность, священные истории, все содержание и учреждения так называемой позитивной религии или религии Откровения представляет собой только суеверия плод страха и невежества Отсюда задача осветить тьму, окутывающую позитивные религии, показать их разнообразие, проанализировать истоки и связанные с ними общественные нравы и традиции, а затем разоблачить их нелепую бесчеловечность Раздавите гадину таков был боевой клич Вольтера конечно же, не против веры Бога как говорил сам философ, а против суеверия, нетерпимости и нелепости позитивных религий. Естественные обязанности как например, терпимость, свобода рациональны, носят гражданский характер, независимы от откровения Э Кассирер утверждает, что эпоху Просвещения царит поистине творческое чувство господствует безусловная уверенность обновлении и обустройстве мира Обновления требуют и ждут и от самой религии Чем больше ощущается неполнота ответов, данных религией на основные вопросы познания и нравственности, тем более интенсивной и страстной становится постановка таких вопросов Борьба идет уже не вокруг отдельных догм и их толкований, а вокруг самой религиозной убедительности это относится не только к вопросам верования, но и способу и направлению, к функции веры как таковой. В работе Дух законов французский философ Монтескье утверждает Законы своем более широком значении суть необходимые связи, происходящие из природы вещей Развивая эту тему Персидских письмах, он разъясняет, что хотя мы освобождены от цепей религии, но все же должны подчиняться юстиции ее законы объективны и неизменны, как и законы математики. Монтескье создал первую развернутую политическую доктрину идеологии просветительства В своих исследованиях он стремился расширить фактологическую базу социальнополитической теории, описать причины, вызывающие изменения законодательстве и нравах, и, обобщив накопленный материал, выявить законы истории Монтескье был убежден, что ход истории определяется не божественной волей и не случайным стечением обстоятельств, а действием соответствующих законов.

Эмпирические методы исследования трудах Монтескье используются наравне с методологией рационализма Так, изучение первобытного общества позволило ему преодолеть договорную теорию происхождения государственной власти Заимствуя идею естественного догражданского состояния, он то же время отвергает рационалистические конструкции, которых образование государства выводилось из требований естественного права Не принял он и само понятие общественного договора. Политикоправовой идеал будущего царства разума Вольтер не стремился определить во всех подробностях Он сосредоточил свое внимание на пропаганде идей законности и либеральных методов осуществления власти, предоставляя другим просветителям разработку проектов идеального устройства государства Вполне ясно ему было одно управлять государством должны только собственники Признавая естественное равенство мы все равной степени люди, Вольтер решительно отвергал как социальное, так и политическое равенство В нашем несчастном мире не может быть, чтобы люди, живя обществе, не разделились бы на два класса один класс богатых, которые приказывают, другой бедных, которые служат. ЖанЖак Руссо своем социальнополитическом учении исходил, как и многие другие философы XVIII из представлений о естественном состоянии Однако, его трактовка естественного состояния, стоит особняком и существенно отличается от предшествующих Ошибка философов, писал Руссо, имея виду Гоббса и Локка, заключалась том, что они говорили о диком человеке, а изображали человека гражданском состоянии Было бы также ошибкой предполагать, что естественное состояние когдато существовало на самом деле Мы должны принимать его лишь качестве гипотезы, способствующей лучшему пониманию человека, указывал мыслитель Впоследствии такая трактовка начального этапа человеческой истории получила название гипотетического естественного состояния. Рассмотрим более подробно трактовку человеческой природы философии Просвещения и те методы, которые используются при ее новом истолковании. В применении к человеку сказанное означает, что он, подобно всем другим вещам природы, несет себе и только и себе собственную сущность А, следовательно, изучение человеческой сущности носит не теологический, а вполне самостоятельный характер Эта идея, поначалу охранительная по отношению к теологической традиции, затем развилась целую систему более конкретных новых теоретикометодологических постулатов Будучи согласованными с общими требованиями метода, они вместе с тем были прилажены к тем идеалам, которые разделяли великие мыслители Просвещения.

Один из конкретных постулатов может быть сформулирован так качестве исходного объекта для выведения сущности человека должен быть взят отдельный индивид, его эмпирически наблюдаемой данности Тут были объединены две новые процедуры Вопервых, выдвигался своего рода методологический запрет подлинную человеческую сущность нельзя искать гдето вне человека, и, прежде всего боге или чемто другом сверхприродном Вовторых, идея о самостоятельности человеческой сущности поновому регулировала отношения между учением о человеческой природе и материалом опытного наблюдения Индивид представал качестве точки отсчета не только для естественных наук о человеке, но и для философии, призванной выявить целостную человеческую сущность. В полемике с христианским догматом об изначальной греховности человеческой природы, согласно которому именно человек есть источник зла мире, французские материалисты утверждали, что человек по своей природе добр Поскольку нет ничего дурного стремлении человека к самосохранению, полагали они, то нельзя осуждать и все те чувственные склонности, которые суть выражения этого стремления любить удовольствие и избегать страдания такова природная сущность человека Не случайно Гельвеций и Кондильяк, сущности, отождествляли чувство и разум, а Дидро, не соглашаясь с полным их отождествлением, тем не менее, считал разум общим чувством В защиту человеческой природы выступал также Руссо, отмечая что, только искажение и ущемление цивилизацией природного начала человеке приводит к злу и несправедливости. Несомненно, философией XVIII был сделан важнейший шаг на пути освобождения от теологии, а значит, и от догматической предвзятости Новыми идеалами были отброшены некоторые принципы средневековой идеологии и философии человека, целые их пласты, связанные, например, с идеями греховности человеческого рода, с поисками форм и степеней зависимости человека от воли, промысла и разума Бога Дискредитированными оказались способы теологического псевдообъяснения, требовавшие отыскивать главные источники человеческих действий и мыслей вне человека. Вместе с тем по целому ряду причин социального, личностного, нравственного и теоретического характера философия Просвещения, по сути дела, построила утопию нового бравого мира, превратив достижения науки средство осуществления социальных проектов и определения жизненных целей человечества Царство Разума было не просто экстатическим переживанием, а конструкцией интеллектуалов XVШ которая, будучи воспринята различными слоями общества, воодушевляла и определяла их революционную настроенность Это способствовало распространению массах идеалистического убеждения том, что после уничтожения феодального неравенства и деспотизма грядет эпоха всеобщего счастья, мира и благоденствия. Исторической границей европейского Просвещения становятся 17801790е гг Великая французская революция разрушила исторический оптимизм Просвещения Немецкая литературнофилософская революция пересмотрела статус разума. Интеллектуальное наследие Просвещение было скорее идеологией, чем философией, и поэтому оно быстро вытесняется немецкой классической философией и романтизмом, получив от них эпитет плоского рационализма Однако Просвещение находит союзников лице позитивистов 2й половины XIX века и обретает второе дыхание XX веке Так, некоторые просвещенческие мотивы звучат работах Гуссерля, Вебера, Рассела, Витгенштейна. Название Философия эпохи просвещения 2 Раздел Рефераты по философии Тип контрольная работа Добавлен 03 02 39 05 июня 2011 Похожие работы Просмотров 189 Комментариев 2 Оценило 0 человек Средний балл 0 Оценка неизвестно Скачать. Формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия С 1689 года последней революции Англии начинается эпоха Просвещения Это была славная эпоха, начатая одной революцией и закончившаяся тремя промышленной Англии, политической во Франции, философской и эстетической Германии За сто лет от 1689 до 1789 гг мир изменился Все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения, окончательно утвердившиеся после Великой французской революции XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения В философии Просвещение выступало против всякой метафизики науки о сверхчувственных принципах и началах бытия Оно содействовало развитию любого роли рационализма признающего разум основой познания и поведения людей, науке развитию естествознания, достижение которого оно часто использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры прогресс Не случайно, что и сам период Просвещения некоторых странах называли именами философов Во Франции, например, этот период называли веком Вольтера, Германии веком Канта В истории человечества просветителей волновали глобальные проблемы Как появилось государство Когда и почему возникло неравенство Что такое прогресс И на эти вопросы находились столь же рациональные ответы, как и тех случаях, когда речь шла о механизме мироздания В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и возлагало большие надежды на магическую силу воспитания В области политики, юриспруденции и общественноэкономической жизни освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед человечеством Эпохе впервые пришлось решать столь острых формах давно известный вопрос о достоинстве человека В разных сферах деятельности он трансформировался поразному, но неизбежно приводил к принципиально новым, новаторским по своей сути открытиям Если говорить об искусстве, например, то не случайно именно эта эпоха столь неожиданно для себя, но столь результативно вынуждена была откликнуться не только на проблему искусство и революция, но и на проблему художественного открытия, рожденного недрах формирующегося нового типа сознания Просветители были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма, сенсуализма и даже божественного провидения уповали на волю Бога Часть из них верила неизбежный прогресс человечества, другая рассматривала историю как общественный регресс Отсюда и своеобразие конфликта между историческим сознанием эпохи и вырабатывавшимся ею же историческим знанием конфликта тем более обострявшегося, чем обстоятельнее определяла сама эпоха свои исторические предпочтения, особую роль текущем и грядущем развитии человечества Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство Заключалось оно особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях Это прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм, том числе церковных Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально политической и культурной жизни Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла кровь и плоть западной цивилизации. Глава 2 Философия французского Просвещения Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Ламетри. В социальнополитическом отношении французское Просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой французской революции, выступало как идейное оружие борьбе с феодальноабсолютистским строем Можно утверждать, что прежде чем Великая французская революция свершилась действительности, она сначала произошла умах философовпросветителей, которые течение всего XVIII ковали новое, антифеодальное сознание, новые ценностные установки и мировоззренческие ориентиры, готовили массы к штурму твердынь феодализма Движение Просвещения, таким образом, было во Франции философской революцией, которая подготовила революцию политическую. Важное место вольтеровском мировоззрении заняли размышления о человеке как социальном существе, направленные против теологической и философскорелигиозной антропологии Их открыла полемика последнем из Философских писем с учением французского мыслителя XVIII Паскаля о том, что человек сам по себе ничтожен и потому обречен на невыносимое отчаяние, от которого его может избавить лишь христианская религия, служению которой он должен посвятить всю свою жизнь без остатка, вдохновляясь надеждой на посмертное вечное блаженство праведников царстве божием Принимая сторону человечества против этого возвышенного мизантропа, Вольтер проводит мысль о том, что человек своем бытии, познании и деятельности вовсе не ничтожен Вольтер усматривал углубляющемся познании природы и во все более эффективной практической деятельности людей их подлинное величие Согласно. Дальнейшее развитие идеи Дидро получили работах Д Аламбера, Гольбаха, Гельвеция. Жюльен Офре де Ламетри 17091751 В Естественной истории души Ламетри открыто обосновал атеизм Книгу сожгли, а Ламетри вынужден был эмигрировать Голландию Здесь он анонимно издал свое главное философское сочинение Человекмашина 1747, которое публично сожгли. Таким образом, подводя итоги о философии Просвещения, можно отметить следующие важные моменты ее общей характеристике. Мы будем пользоваться современным списком литературы, выполним все требования по наполнению и оформлению, проверим на плагиат и проведем дополнительный контроль качества, бесплатно распечатаем работу у нас офисе, позвоним и спросим на какую оценку вы защитились. Эпоха Просвещения конец XVII начало XIX вв продолжает, развивает, а во многом и преодолевает мировоззрение эпохи Возрождения Безоговорочная вера прогресс и возможность познания мира посредством разума вот основные идеалы эпохи просвещения Традиционные принципы рационализма находят свое дальнейшее развитие эпоху Просвещения При этом выдвигаются идеи принципиально новые, основанные на критике исследований Р Декарта и других философов, метафизические выводы которых были, по мнению идеологов Просвещения, чересчур умозрительны и оторваны от науки и практики Просвещение, как комплекс мировоззренческих установок, получило широкое распространение Европе, особенно хорошо новые идеалы были приняты во Франции Среди наиболее ярких представителей этого течения можно выделить Ж Ж Руссо, Д Дидро, Ш Монтескье, Вольтера, К Гельвеция, А Смита, А Шефтсбери, Г Лессинга, Х Вольфа Эти ученыефилософы своих трудах делали основной упор на принципы науки и философии материализма, подвергая критике религиозные представления о мире Французские атеизм и материализм, явившиеся следствием эпохи, подготовили почву для дальнейшего развития идей социализма Человек эпоху просвещения, следуя принципам ее идеологов, должен был научиться использовать свой разум, анализировать и оценивать события, происходящие не только его частной жизни, но и жизни политической и социальной Поэтому представители течения не просто занимались исследованием проблем науки и философского мышления, но и огромное значение придавали практической части своих трудов просвещению своих сограждан Чтобы использовать свой разум, необходимо обладать достаточным мужеством, считали идеологи Просвещения Безграничная вера силу человеческого разума предполагала возможность улучшения условий жизни человека, изменений социальной и политической сферах В эту эпоху появляется понятие естественный человек, осознается необходимость защиты гражданских прав, возникают специфические течения, основанные на стыке научных и религиозных взглядов деизм, пантеизм и другие При этом следует отметить, как именно представители Просвещения трактовали понятие разум Прежде всего, разум зависит от опыта Поэтому особую роль просветители отводили образованию, развитию критического мышления как способности постигать законы существования этого мира Разум дает только возможность познания истины, не всякий, обладающий разумом, состоянии постичь тайны вселенной Разум является помощником этом деле, позволяет классифицировать предметы и явления и выявлять взаимосвязи между происходящими событиями с опорой на предыдущий опыт Именно опыт, а не комплекс мировоззренческих или философских установок, должен лежать основе познания и понимания мира Это положение существенно поднимало статус науки обществе, отводя религиозным представлениям второе место Человек эпоху просвещения, по представлениям мыслителей, должен стать совершеннолетним, существом разумным, должен преодолеть узость чисто религиозного мышления и выйти на новый уровень осознания реальности Все, что делается человеком его повседневной жизни, должно быть осмыслено и освещено светом разума Таким образом, идеалы эпохи просвещения предполагали широкое распространение научных знаний и образования Особенно важным считалось просвещение и образование будущих правителей и людей, приближенных к государственной власти Главное место учении просветителей занимала вера мощь и силу человеческого разума, который только один и способен изменить жизнь человечества к лучшему В деятельности просветителей важное место занимала критика религии и церкви, стимулировавшая развитие религиозного скептицизма и вольнодумства В первую половину эпохи философии господствовал деизм Вольтер, Монтескье, Руссо, с середины XVIII века начал активно развиваться и постепенно занял господствующую позицию материализм и атеизм Дидро, Ламетри, Гольбах Материализм этой эпохи носил по преимуществу механистический характер, давая объяснение всем природным явлениям прежде всего на базе законов механики В эпоху Просвещения имела место первая попытка связать законы и особенности развития человеческого общества с материальными условиями их жизни В эту эпоху получила свое развитие и завершение договорная теория происхождения государства Деятельность просветителей во многом идейно подготовила Великую французскую революцию именно их идеологии сформировался и знаменитый лозунг Свобода Равенство Братство. Приоритет рационального познания, безграничная вера науку, прогресс, способность внеиндивидуального и индивидуального разума, возможность переустройства мира на началах Разума Считалось, что между знанием, выступающим логической форме, и окружающим миром имеется согласованность, ибо миру присущ внутренний порядок, и дело мыслителя заключается лишь том, чтобы найти принцип согласования как универсальный метод познания Основными принципами познавательного отношения выступают объективность знания установка на поиск Абсолютной истины системный и наукообразный характер изложения Классический научный рационализм, распространяется и на другие типы рациональности экономическую, направленную на получение максимальной прибыли, политическую, предполагающую разумное и эффективное воплощение власти.

Сущность человека определена границами его разума, ибо она сводится к познавательной способности постигать сущности Высшей абсолютной ценностью человека является разум, который рассматривается и как познавательная способность, обладающая сверхопытной сущностью, не выводимой из опыта и не сводимой к нему и как средство объяснения мира и человека через установление причинноследственных связей и как средство переустройства и совершенствования мира и человека, и как неисчерпаемый независимый потенциал творчества В соответствии с признанием неограниченных возможностей человеческого разума классической философии и свобода понимается как свобода, не имеющая границ, как абсолютная свобода личности, как познанная разумом необходимость Объективный мир описывается терминах деятельного мировосприятия, деятельности Причем деятельность понималась через сознание, происходило отождествление деятельности и сознания за исключением марксизма, для которого было характерно понимание практики как предметной и духовной деятельности. Тип работы курсовая работа Добавлен 27 08 2012 Сдан 2011 Страниц 6 Уникальность по производственных отношений Оно получило распространение основном период между славной революцией 1688 Англии и революцией 17891790 гг во Франции, оставив неизгладимый след литературе, искусстве, политике просвещенный абсолютизм, а главным образом истории общественнополитической мысли и философии При всем разнообразии мнений большинство мыслителей сходились его оценке как передового, новаторского явления, Например, И Кант понимал Просвещение как попытку использовать разум интересах морального и интеллектуального раскрепощения личности, а Ф Энгельс усматривал нем идеологическую подготовку буржуазных революций Среди представителей Просвещения встречались материалисты и идеалисты, сторонники рационализма признававшие разум основой познания, сенсуализма считавшие таковой ощущения и даже Божественного провидения уповавшие на волю Бога Часть из них верила неизбежный прогресс человечества, другая рассматривала историю как общественный регресс Тираноборческие мотивы творчестве просветителей не мешали большинству из них оставаться противниками насилия и революций Просветители вовсе не были мечтателями, витающими облаках Их духовные запросы и интересы большей частью были тесно связаны с злободневными проблемами жизни Они отнюдь не чуждались общественной деятельности, видя ней способ, повлиять на мнение сограждан и политику правительств Философы эпохи просвещения происходили из разных классов и сословий аристократии, дворян, духовенства, служащих, торговопромышленных кругов Разнообразны были и условия, которых они жили В XVIII нивелирующее воздействие цивилизации едва ощущалось, и народы сильно отличались по уровню экономического развития, политической организации и культурным традициям Все это с неизбежностью приводило к различиям во взглядах В каждой стране просветительское движение несло печать национальной самобытности, и, несмотря на это, как течение общественной мысли Просвещение, несомненно, представляло собой некое единство Речь идет, прежде всего, о целях и философских идеалах Просвещения таких, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др а также о знаменитом вольнодумстве, вере человеческий разум, критическом отношении к авторитетам всякого рода, не приятии догм и суеверий Одним словом, назрела необходимость их осмысления на уровне новейших достижений обществоведения и философии Именно разномыслие просветителей, объединенных общими целями и идеалами, явилось предпосылкой исключительной плодотворности их теоретической деятельности В нескончаемых спорах между ними рождались и оттачивались современные концепции прав человека и гражданина, гражданского общества и плюралистической демократии, правового государства и разделения властей, рыночной экономики и этики индивидуализма За попытки пренебречь этим наследием народы многих стран дорого поплатились сегодня В Англии философия Просвещения нашла своё выражение творчестве Дж Локка, Дж Толанда, А Коллинза, А Э Шефтсбери завершают английское Просвещение философы шотландской школы, возглавляемой Т Ридом, затем А Смит Во Франции плеяда просветителей была представлена Вольтером, Ж Ж Руссо, Д Дидро, Ж Л Д Аламбером, Э Кондильяком, П Голбахом, Ж О Ламетри В Германии носителями идей Просвещения стали Г Э Лессинг, И Г Гердер, молодой И Кант. Рассудительность, честность, трудолюбие и великодушие вот основные достоинства просветительской драмы и романа Этот новый герой гражданин мира, ему чужда слепая приверженность своему узкому мирку каким бы он не был, он находит хороших людей любом городе, любом сословии, вероисповедании Главная коллизия, которую пытается разрешить философия Просвещения состоит несовместимости частного человека, то есть индивида, который руководствуется собственными интересами, и человека вообще носителя разума и справедливости Начиная с Т Гоббса и заканчивая И Кантом философы заявляют, что собранные вместе частные индивиды могут только вести между собой войну всех против всех Человек живет среде, которой действуют жестокие, почти животные законы Миром правят богатство, власть, общественное положение На этом уровне жизни человека все решает случай Но через этот хаос случайностей постепенно начинает проступать разумное начало Это внутреннее достоинство человека В столкновении случая и разума побеждает разум Разум служит основой права человека быть равным другому, быть свободным своих отношениях и действиях, разрабатывать меры по обеспечению гражданских и политических свобод Разум выступает как абстрактное начало, как формальный закон Идеал свободомыслия самом широком значении этого слова приобрел у философов XVIII поистине революционный размах и остроту Хотя прямого призыва к ниспровержению государственного строя теориях просветителей не было, но они внедряли массовое сознание мысль о том, что люди вольны переустраивать общество и, следовательно, устранять преграды, мешающие им сделать это В этом, на мой взгляд, заключался революционный характер влияния философских идеалов просвещения на общественное сознание.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru