Гуманистические идеи философии возрождения

Целью данного реферата является анализ гуманистических мотивов философии Эпохи Возрождения. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей отношении гуманизма к античному наследию. Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания. Несмотря на общее признание уникальности ренессансной культуры целом, этот период долгое время не считался оригинальным развитии философии и, следовательно, достойным выделения качестве самостоятельного этапа философской мысли. Однако двойственность и противоречивость философского мышления этого времени не должна умалять его значения для последующего развития философии, ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса преодолении средневековой схоластики и создании основ философии Нового времени. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник эпоху Возрождения. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе ведь Ренессанс и переводится как возрождение. Историческая и культурная эпоха Возрождения Ренессанса начинается 14 веке Италии и завершается 17м веке, распространившись по территории всей Европы. Она разделяется на Проторенессанс, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение период расцвета, Позднее Возрождение и отдельно выделяется Северное Возрождение Англии и Нидерландах Основные философские идеи эпохи Возрождения это утверждение достоинства человека, воспевание его красоты, огромных возможностей человеческого разума, воли, творческого потенциала.

Все эти принципы являются гуманистическими, то есть центре их стоит человек, они утверждают человека. Увлечение идеальным, духовным, небесным уступает теперь интересу к познанию реального, земного мира, как когдато было античности. Природа теперь рассматривается как гармоничный мир божественной благодати, следовательно, обожествляется. Даже герои традиционных библейских сюжетов мадонны, святые на картинах художников эпохи Возрождения впервые приобретают черты реальных людей. У истоков Ренессанса также стояли такие средневековые творцы как Данте Алигьери, Джованни Боккаччо.

В европейской культуре постепенно складывается новый взгляд на мир и человека, отличающийся от средневекового религиознодогматического. Возникнув Италии, идеи Возрождения проникают начале во Францию, затем и другие западноевропейские страны. Педагогипросветители эпохи Возрождения подвергли едкой и остроумной критике пороки воспитания и определили новый, гуманный принцип воспитания. В романе представлен и идеал гуманистического воспитания, заключающийся заботе о подготовке к жизни сильного физически, образованного и хорошо воспитанного юноши. Необходимо отметить, что сам термин гуманизм имеет гораздо более позднее происхождение, чем описываемая нами культурная эпоха. В ней проводилось различение истины веры, источником которой может быть только религиозное откровение, и истины знания, опирающейся на опыт и логику. Эпоха Возрождения не представляет собой целостного и монолитного явления, охватившего всю Европу. Суть этого разделения коренится серьезных расхождениях по поводу отношения к христианскосредневековому наследию. Вот почему Северном Возрождении античные идеалы прекрасного приобрели ярко выраженную форму нравственного совершенствования, обращения к духовному миру человека. На этой базе зарождаются идеи Просвещения, которые получат затем широкое распространение Европе.

Именно эту ноту Николай Кузанский подхватил и усилил, приближая Бога к природе и человеку, именуя Бога Абсолютным максимумом. Какую бы границу мы ни наметили природе, она рано или поздно преодолевается человеком. Эти идеи Николая Кузанского стали философским предвосхищением теории Коперника и других открытий Нового времени. Для него человек составляет высшее звено цепи природы, обладающее способностью к познанию мира. Результат абстрагирующей деятельности рассудка запечатлен во множестве слов, имен, создание которых составляет одну из его важных функций. При этом он подчеркивает непознаваемость Бога как актуальной бесконечности. Схоластика склонна рассматривать каждое из своих положений как истину последней инстанции. В Нидерландах это движение ярче всего представил Эразм Роттердамский 1466—1536.

Во многом именно по этой причине первоначально симпатизировавший Лютеру и давший мощный стимул Реформации, Эразм отдалился от всех религиозных фанатиков как католицизма, так и лютеранства и кальвинизма, рассматривавших человека как существо, изначально испорченное первородным грехом, призывавших к аскетическому искоренению его страстей. В реальных условиях своей эпохи, когда догматическая доктрина христианства оставалась мощной духовной силой, всемерно поддерживаемой государственной властью, позиция Эразма стала сильным фактором ослабления этого религиозного процесса и служила развитию прогрессивной мысли, В Италии гуманистическое движение Возрождения выразили итальянцы Марсилио Фичино 1433—1499. Пикоделла Мирандола 1463—1494, основывавшие свои идеи на принципах платонизма. Так, Пикоделла Мирандола, исходя из платоновской мысли о срединном положении человека между миром земным и небесным, подчеркивал способность человека стать своим собственным скульптором и творцом, неограниченно совершенствовать свою природу, искоренять все то, что напоминает о его животном состоянии. Таким образом, шаг за шагом открывалась дорога к натуралистическому пониманию человека как части природы. Видный представитель этого направления Пьетро Помпонацци 1462—1525, истолковывая аристотелизм духе номинализма и сенсуализма, особенно вопросе о смертности индивидуальных человеческих душ, не только разрушал тем самым основы христианской морали, но и приближал свои воззрения к материалистическим. Философы Возрождения не только обновляли античную натурфилософию, но и смогли приблизить ее к новым достижениям естествознания. Оно было связано со страстным стремлением передовых людей эпохи к пониманию и покорению природы, а также с необходимостью экспериментального ее изучения, получения точных знаний, совершенно необходимых для достижения практических целей мореплавания, торговли, земледелия, создания промышленных установок.

Бруно, выступивший позднее, уже испытавший на себе влияние не только античной, передовой средневековой мысли, но и философии раннего Возрождения, смог преодолеть даже ограниченность космологических воззрений Коперника. Природа у него — либо сам Бог, либо божественная сила, открытая вещах. Однако этих идеях уже практически отсутствует христианскотеологическое наследие. В этой сфере наиболее значительны и известны имена флорентийского государственного деятеля и политика Никколо Макиавелли 1469— 1527, итальянского философа Томмазо Кампанеллы 1568—1639, английского утописта Томаса Мора 1478—1535, вождя народной реформации Германии Томаса Мюнцера 1490—1525. Макиавелли, будучи идеологом молодой итальянской буржуазии, мечтал о создании на территории раздробленной тогда Италии единого и сильного государства, котором право и законность должны пересилить феодальный произвол. Но тогда это противопоставлялось теократическому обоснованию государственной власти как целиком и полностью зависящей от церковных санкций и религиозного авторитета. Маркса, выступает как один из создателей юридического мировоззрения, отделявшего правовые нормы от религиозных догматов. Другой проект утопического социализма принадлежал итальянскому философу Томмазо Кампанелле, изложенный им произведении Город Солнца, которое появилось спустя столетие после Утопии.

Их отдаленность во времени дает возможность интересных сравнений и выводов о развитии философии от раннего до позднего Возрождения. Иначе представляет себе факторы социальных преобразований Томас Мюнцер — идеолог Крестьянской войны Германии. Интересное соединение идей религии и коммунизма!. Гуманисты и гуманизм эпохи Возрождения явление сложное и неоднозначное оценках историков, культурологов и философов. Он был против официозности католических постулатов, но приветствовал веру внутри себя. По его концепции, религии должна быть отведена роль морального регулятора общества, но не роль абсолютного лидера и неограниченного своей власти государственного диктатора. Идеи гуманизма искусстве проявляются том, что оно начинает освобождаться от византийского влияния. Уже раннем произведении Вероккио Крещение Христа, голова ангела была написана его учеником, совсем юным тогда Леонардо да Винчи.

Эта небольшая фигура как знамение перехода новое время, ставшее через пару десятилетий великой эпохой, утвердившей гуманизм. Впервые истории архитектуры был возведен стрельчатый купол, покоящийся на восьми ребрах, без строительных лесов. В самом общем смысле под Возрождением понимают направленность культуры к возрождению античности. В этой связи культура Ренессанса воспринимается как антитеза средневековой схоластике. Однако неправомерно абсолютизировать разрыв между Возрождением и средними веками Ренессанс тесно связан с предшествующей эпохой, но есть нечто иное по сравнению со средневековьем. Следовательно, можно воскресить отдельные наиболее важные элементы прошлого, дополнив и обогатив ими современность.

Шаповалов, 2000 Идеи, высказанные данную эпоху, весьма неоднородны. Стремление к наслаждению заложено человеке от природы, к тому же способность наслаждаться выступает как добродетель. Возвышение человека, формирование представлений о нем как о высшей ценности отражается идее микрокосма. С одной стороны, подобие человека и космоса дает ему особые возможности осуществлении преобразовательной деятельности с другой стороны, это подобие понимается как наличие нем всех форм, имеющих место мире. Вовторых, это не просто светское свободомыслие, но общественнополитическая, гражданская, педагогическая, бытовая, моральная и иные практические стороны этого свободомыслия. Высоко ценится изящество речи языковой стиль мышления был противопоставлен логическому характерный для схоластики.

Бесконечное же не может быть познано путем сопоставления с конечным познание бесконечного прямым путем невозможно, следует искать косвенный путь. Поиски единой истины покоились на убеждении единстве и универсальности логоса. Таким образом, на основе данного изучения философии эпохи Возрождения я пришла к следующему выводу. Возрождение не теряло связи с предшествующей эпохой, и, с другой стороны, оно явилось чрезвычайно важным этапом становлении истории философии Нового времени, заложив основы для последующей, еще более радикальной критики схоластики и формирования новой механистической картины мира и человека. Этим мыслителям был свойственен естественнонаучный, во многом натуралистический подход к пониманию мира, широкое использование достижений естествознания, попытки переосмысления философских оснований науки и поиски экспериментальных методов обоснования новой космологии. Идеи, сформированные Утопии оказались достаточно жизнеспособными, и нашли свое дальнейшее развитие философии последующих веков. Он требовал отбросить авторитеты вопросах науки и основывать выводы на наблюдении и эксперименте.

Пьетро Помпонацци 14621525 итальянский философ, по своим взглядам тяготел к материализму. Пико делла Мирандола Джованни 14631494 итальянский философгуманист. В 14811482 годах был ректором Болонского университета, а с 1487 профессор Юрий Дрогобыч преподавал Краковском университете, занимал кафедру медицины на лекарственном отделе факультете. С точки зрения Петрарки, человек имеет право на счастье реальной земной жизни, а не только потустороннем мире, как утверждают религиозные догматы. Идею генезиса универсума Кузанский развивает соответствии с неоплатоновским принципом эманации. Однако он считает чувственное познание наиболее ограниченной разновидностью ума, присущей даже животному. Как и итальянские гуманисты, он ставил благородство и достоинство человека зависимость не от его происхождения, а от образования и воспитания. К нему часто обращались писатели и мыслители Просвещения, создатели известной Энциклопедии. Наша душа более могущественная этом отношении, чем судьба, употребляет и применяет их по своему усмотрению, являясь, таким образом, единственной предпосылкой и распорядительницей своего счастливого или бедственного состояния.

Эпоха Возрождения это переворот первую очередь системе ценностей, оценке всего сущего и отношению к нему. Согласно Пико, всякая сущность обладает своей природой, обусловливающей и ограничивающей её действия. Философ ясно выразил главную идею Возрождения человек стоит выше всех остальных творений, являясь центральным звеном природы. Возникновение античного атомизма учения об атомах связывают с именами Левкипа. Изучает процессы передачи информации познании межсубъектные, междисциплинарные, межвременные. Именно это представление было подорвано творчеством двух великих поэтовмыслителей Италии Данте и Петрарки, ставших провозвестниками и инициаторами гуманистической мысли одного из характернейших явлений данной эпохи. Обладая разумом и сознанием, он включает себя образы всех вещей, как действительных, так и возможных. Думая, что страх заставит его отречься от своих убеждений, ему дали неделю срока, но неделя прошла, а Бруно остался непреклонен. Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен природе. В философе он желал видеть не толкователя чужих текстов, а создателя своих собственных.

Эразм призывал к миру сочинении Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного 1517 и доказывал, что причина войн кроется недальновидности и глупости людей. Этот период отмечен творчеством ПьераАнжело Мандзоли, Мишеля Монтеня 1533 1592, Бернардино Телезио 1509 1588, Франческо Патрици 1529 1597, Джордано Бруно 1548 1600, Томмазо Кампанеллы 1568 1639, Якоба Беме 1575 1624, Галилео Галилея 1564. Так, например, Мандзоли и Монтень исследовали вопросы существования человека мире. Монтеню своем сочинении удалось обобщить опыт нравоучительной литературы прошлого и разобрать такие модели нравственных оценок поведения, которые воспринимаются и современным читателем как вполне приемлемые. Ренессансный индивидуализм будил мысль и волю, был нацелен на максимальное раскрытие возможностей человека, лучших сторон неповторимого своеобразия личности. Доблесть, писал Петрарка, всегда неуспокоенности и всегда больше других волнуется… всегда находится действии. В этом проявилось коренное внутреннее противоречие гуманизма как идеологии антифеодальной, но одновременно и буржуазной, а потому не способной подняться выше абстрактного гуманизма. Он показывает, что познание и действие, как высший долг человека, делают его схожим с ангелами и с самим богом.

Он ищет объяснения совершенства благородных и превосходных органов чувств, а также человеческого разума. Оно объявлялось доступным только потустороннем, вымышленном мире и только для тех, кто на земле был послушным рабом божьим, неукоснительно следовал законам церкви, без чего не возможно было достичь спасительной благодати. Эта эпоха оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии. Кампанелла разработал всеобъемлющую систему воспитания и подготовки новых поколений, которой учитывается природная предрасположенность каждого индивида. Однако различие между Мором и Кампанеллой этом важном пункте еще не дает основания для противопоставления этих мыслителей. Огромной философскомировоззренческой проблемой, решавшейся мастером из Винчи, была также проблема соотношения человеческого искусства, понимаемого самом широком смысле этого слова, и природы. Исходя из неразрывности Бога и природы, придавал последней активную роль, утверждал, что материя творит все из своего лона. Люди эпохи Возрождения были многосторонними личностями, наделенными яркими талантами и огромной энергией. Это свидетельствует о том, как мало способствовала эта эпоха освобождению женщин. Возрастание личностного фактора находит свое выражение и социальной психологии, что, например, проявляется отношении к фактору времени.

В своем наиболее известном произведении Государь Князь раскрывает побудительные мотивы деятельности людей — материальный интерес, эгоизм. Земля не противостоит коперниканской системе мироздания планетам и звездам, а образует с ними единую Вселенную. Николай Кузанский не разделяет ни концепцию творения мира во времени, ни концепцию эманации. В античной философии ещё нет чёткого противопоставления материализма и идеализма, и то и другое направление носят стихийный характер. Не будет большим преувеличением, если мы скажем, что современная социальная философия берет свое начало от философии Ренессанса гуманитарное познание, освобожденное от средневековой схоластики и теологии, делает предметом исследования факты действительной жизни, стремясь найти объективные причины изменения жизни.

Интерес к Политике Аристотеля продиктован и тем, что они находят параллели между греческими городамиполисами и итальянскими республиками. Соколов, отличие от фатума, выражавшего власть над человеком неких абсолютов, внеземных сил 2. Для спасения общества от вечной борьбы эгоистических индивидов, преследующих свои корыстные интересы, требуется государственная организация общества, способная подняться над сословными, религиозными и корпоративными интересами индивидов, с целью их примирения и объединения. Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение творчестве Леонардо да Винчи 14521519, Николая Коперника 14731543, Иоганна Кеплера 15711630, Галилео Галилея 15641642. Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословскосхоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира. Центральная идея космологической доктрины Бруно тезис о бесконечности Вселенной.

Философия эпохи Возрождения феномен, характерный для Западной Европы. Ученые все громче заявляют о рациональном строении мира, влиянии на происходящие процессы законов физики и химии, а не божественного чуда. Первыми проводниками гуманистических идей стали Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, Джованни Бокаччо. Он открыто выступал против схоластической доктрины, считая уделом истинного философа изложение собственных мыслей, а не комментирование чужих. Непосредственно к философии Платона и неоплатоников отсылает читателя трактат Платоновское богословие о бессмертии души Марсилио Фичино. Другой представитель социальнополитического течения, Никколо Макиавелли, трактате Государь излагал свое виденье природы государственной власти, правила ведения политики и поведения правителя. В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Одной из центральных тем его философии являются сомнения и противоречия.

По сути же оно было направлено против христианского аскетизма с его предопределенностью места человека иерархии. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Эпоха Возрождения это переворот прежде всего системе ценностей, оценке всего сущего и отношении к нему. Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции — равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. Теоретические положения, выдвинутые Мартином Лютером и его последователями — швейцарским священником Ульрихом Цвингли 1484—1531 и французским богословом Жаном Кальвином 1509—1564, имели не только религиозный смысл, но были наполнены и социальнополитическим и философским содержанием.

Устойчивый же миф о Макиавелли как авторе тезиса цель оправдывает средства был создан стараниями иезуитов. Все Городе Солнца подчинено разумности и все приведено соответствие с природой. Но поскольку каждый человек свободен, постольку он морально и юридически ответствен перед собой и обществом. Если раньше Платон и Аристотель смотрели на возрастное развитие ребенка как на внешнюю данность, с которой надо считаться, то Эразм увидел внутренний мир ребенка, его развитие, на основе которых и создал свою педагогическую теорию. Как космос свернутом виде содержится Боге, так и абсолютная природа Христа есть свернутое состояние человеческой природы. Собственную позицию Патрици изложил сочинении Новая философия Вселенной. Последний, просчитав тенденции научнотехнического прогресса, стремится спасти Бога, растворив его во Вселенной, лишая науку возможности исследовать Бога качестве объекта познания. Проявлением этой высшей ступени познания является непосредственное созерцание Бога как Природы и Природы как Материи во всеобщем содержании. В философии Эразма нет места аскетическому отрицанию и осуждению мира, природы и человека.

Мор выводит не только социальнополитический, но и нравственный идеал. Стало быть, народ может и должен сопротивляться монарху, если он злоупотребляет властью. Здесь критика догматизма перерастает критику обыденного сознания, с чего и начинали философы античности. Какие проблемы поставила или решила философия эпохи Возрождения?. Он полагал, что политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем приходят упадок, разлагаются и гибнут находятся вечном круговороте, не подчиненном никакой предустановленной свыше цели. Томмазо Кампанелла 1568 1639 считал главной причиной всех бедствий обществе неравенство людей. И не случайно именно эпоху Возрождения впервые размывается та грань, которая раньше существовала между наукой как постижением бытия, практическитехнической деятельностью, которую именовали искусством и художественной фантазией. Если области арифметики и геометрии бесконечное как мера превращает знание о конечных соотношениях приблизительное, то астрономию эта новая мера вносит, кроме того, еще и принцип относительности. Неудивительно, что учение Бруно было осуждено церковью как еретическое. Разработанное натурфилософией Возрождения целостное представление о неразрывном, развивающемся единстве человека и природы, Земли и бесконечного Космоса нашло свое продолжение космизме.

Все те универсалии, которые необходимо выражать столь непонятными для человеческого уха словами, являются не чем иным, как выдумкой псевдоученых. Стремление к обновлению является предпосылкой действительного, широкого и всеобщего возрождения классики. Против схоластики он выступал по всем пунктам — и против схоластического метода, и против диспутов, и против титулов и научных степеней. Философия должна решать задачи человеческой жизни, проблемы человека, а этого не замечала схоластическая философия. Философия природы Ренессанса исходила из античного философского наследия — платонизма, стоического пантеизма, ионической философии. Парацельс оставил ряд алхимических сочинений, том числе Алхимический псалтирь, Азот, или О древесине и нити жизни. Из экспериментально доказываемого единства индукции и дедукции Галилей выводит обоснование механики.

Деятели Ренессанса противопоставляли свою эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. В веке назревает кризис идей Возрождения, и начался переход к новой эпохе. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир Англия и Лопе да Вега Испания. В своих литературных и поэтических произведениях он заложил основы нового гуманистического учения о человеке. В таком контексте Помпонацци фактически выступает и как представитель натуралистического пантеизма. Впоследствии эти тезисы были опубликованы работе под названием Речь о достоинстве человека. Парацельса можно считать родоначальником немецкой натурфилософии, выдвигавшим, однако, на первый план медицину, опирающуюся на философию, астрологию, алхимию и теологию.

Отвергая геоцентризм, Коперник показал, что Земля не является центром Вселенной, а провозглашая гелиоцентризм, доказал, что Солнце является центром по отношению к Земле, Земля же вращается вокруг него. В диалоге О причине, начале и едином он пишет, что мир не сотворен во времени, он так же бесконечен и вечен, как и. Отсюда следует развитие Кеплером идеи о мире как небесной машине, подобной огромному часовому механизму. Первый закон планеты движутся вокруг Солнца не по идеально круговым орбитам, как это представлялось Аристотелю, Птолемею, да и Копернику, а по эллиптическим. Тем самым единство планетной системы, ассоциировавшееся у Кеплера с пифагорейской идеей гармонии, впервые получило строго научную формулировку. В октябре 1517 года Мартин Лютер выставляет у дверей дворцовой церкви Вюртенберге знаменитые 95 тезисов об индульгенциях, с которых и ведет свое начало эпоха Реформации. Кальвин провел реформы как внутри собственной Церкви, так и городе были запрещены пышные католические обряды, праздники, развлечения, яркая одежда, ношение украшений. В каждой религии, по мысли Монтеня, есть часть истинной религии, и христианство не должно претендовать на звание религии истинной. Некоторые мыслители для решения этих проблем разработали проекты идеального государства без социальных противоречий, где торжествует социальная справедливость. Труд Утопии является всеобщей обязанностью, жители ее работают по 6 часов день, а цель жизни видят удовольствии.

Ренессансная философия противостояла схоластическому знанию, она дала иную интерпретацию старым ценностям, которая, конечном итоге, повлекла за собой изменение метафизических оснований уже рамках новоевропейской философии. В традиционном христианском понимании человек — это лишь греховное существо, обязанное всей своей временной земной жизнью доказать право на жизнь вечную, но не материальную, а духовную. На смену христианскому теоцентризму приходит возрожденческий антропоцентризм, когда человек, проблемы личности становятся центром и целью всякого познания, мышления целом. Поэтому своеобразным девизом, символом Эпохи Возрождения можно считать слова, почерпнутые мыслителями этого времени античных произведениях и ставшие крайне популярными —. Гуманистические установки этих учениях принимали разные формы — от самых радикальных марксизм до либеральных и охранительных гегельянство. Собственная жизнь для человека более предпочтительна, нежели жизнь других людей. Следовательно, и античная философия и христианское вероучение проистекают из одного Божественного источника — Логоса. Фичино буквально воспевает душу, утверждая, что она является истинной связью всего, ибо, когда она вселяется одно, то при этом не оставляет другого.

Каббала основывается на ряде очень специфических способов познания, напрямую связанных с мистикой и магией, использующих при этом свойства еврейского языка. Впрочем, исключительно богословское образование, которое Бруно мог получить монастыре, вскоре перестало удовлетворять его поискам истины. Через год, по требованию самого папы римского, Бруно был выдан римской инквизиции. Жестокость призвана исправлять, а не разрушать — утверждает флорентийский мыслитель. По мнению Эразма мудрость заключается вовсе не многознании, к которому стремится человеческий разум, но возвращении простоте Христовой Благой Вести, заключенной Евангелие. Но оказывается, что эта глупость может считаться помешательством только тогда, когда на нее смотрят с позиции мирского безумия. В принципе, главной идеей Эразма был призыв к очищению — гуманистический идеал человека воплотим жизнь лишь тогда, когда сам человек простоте и искренности веры максимально приблизится к образу Христа. И даже на самом высоком из земных престолов сидим мы на своем заду.

Более того, наука без веры приводит человеческое сознание к атеизму — учению чудовищному и противоестественному, по определению Монтеня. Буквально Утопия означает место, которого нет и недаром сам Мор переводил слово Утопия как Нигдея. Книга написана форме бесед между путешественникомфилософом Рафаэлем Гитлодеем, самим Томасом Мором и нидерландским гуманистом Петром Эгидием. Ведь понимании гуманистов сами человеческие добродетели были напрямую связаны с духовными и телесными наслаждениями. Положительные стороны участия школьных олимпиадах Облегчение поступления университет. Не изменяя традиции богословия, Николай Кузанский то же время принадлежит уже будущей философии —. В таком общении с Богом осуществляется полнота образа Божия человеке —конечной цели богоуподобления, совершенного знания и совершенного человека. Бог Кузанского, не имеющий никакого конкретного образа, постоянно обращается к каждому человеку, требуя однозначного ответа на вопрос о смысле его бытия, его жизненной программы. Мысль Монтеня балансирует на грани собственно философской рефлексии и педагогики. Иначе говоря, не только человеку, но и обществу целом нужна его соизмеримость с чемто внешним для него самого.

Сами гуманисты века называли себя обычно ораторами, реже риторами, таким образом подчеркивая свое отличие от университетских ученых, а также демонстрируя связь с древними традициями античных ораторов. Является главной определяющей категорией гуманистического идеала личности. Речь, которую составил Маттео Пальмиери, гонфальоньер компании по приказу Синьории, которой ректоры и другие главные должностные призываются управлять справедливо. Однако о протогуманизм можно говорить лишь тогда, когда кругах стилистов, преподавали искусство письма, стали пропагандировать так называемые языческие тексты, вопреки сопротивлению католической церкви. По мнению Боккаччо, риторика и философия объединяются и достигают наивысшей степени именно поэзии. По сравнению с другими центрами гуманизма захвата наследием Цицерона было особенно большим именно Риме.

Правда эта академия не была настоящей институтом, а скорее дискуссионным кружком. Эта работа была посвящена исследованию монетного дела и единиц измерения античности и одновременно она имела широкий диапазон и была одной из первых гуманистических работ по экономической и социальной истории. Коллегия входила состав университета и имела четырех преподавателей для таких дисциплин, как поэтика, риторика, математика и астрономия. В начале века известным и влиятельным гуманистом севернее Альп был голландец Эразм Роттердамский. Гуманизм Португалии распространение только конце века, то есть еще позже, чем соседней Испании. Однако целом стиль императорской концелярии и литературные произведения этой эпохи были ближе к средневековой традиции и существенно уступали образцам итальянского гуманизма. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Мир потенция Бога, но Им был задан только импульс, а дальше Природа раскрывается, как книга, и человек венец ее творения. Первым, кто наиболее отчетливо и ярко представил эти идеи, был Данте Алигьери 1265. В итоге, Никколо Маккиавелли запретили проживание во Флоренции, и он был удален свое небогатое поместье.

В реальной жизни принципы гуманизма формулируются трех основных категориях Именно гуманизм сегодня считается самой передовой идеологией, признаком цивилизованности того или иного народа. Возрожденческое движение начинается Венеции, Флоренции, Генуе север Италии, где интенсивно развивалась торговля, происходили процессы первоначального накопления капитала, господствовали республиканские политические режимы. Одним из наиболее глубоких и оригинальных мыслителей раннего Ренессанса проявил себя Николай Кузанский 14011464 — кардинал римскокаталической церкви. Разумеется, он не отрицает и не может отрицать креационистских положений христианского вероучения, а, напротив, являясь одним из руководителей римскокаталической церкви стремился защищать ее догматы. Но, тем не менее, отождествление той или иной мере бога и природы пантеизм фактически подрывало постулат о творении. Бруно отказывается от признания абсолютного центра Вселенной бесконечность Единого исключает саму возможность подобного центра.

Она сводила цель гуманитарного образования к приобретению навыков апологетики, что доходило нередко до абсурда. Он отверг темные средневековые тексты с невнятной, изложенной стихах грамматикой, предложив вместо этого доступные детям учебные грамматические комментарии. Благородные традиции рыцарского воспитания отстаивал немецких землях. Осуждались антигуманность, схоластика и фразерство средневекового воспитания и обучения. В отношении ребенка предлагалось сочетать кротость и строгость с преобладанием гуманного подхода.

В деятельности человека выделены общественные и личные стороны, которые проявляются любви к труду, скромности, добродетели, взаимопомощи. В Утопии такое образование осуществляется виде ученичества и государственных школах. И мужчины, и женщины одинаково способны к тем занятиям, которые совершенствуют и оплодотворяют разум, подобно почве, на которой посеяны семена мудрости. Отсюда другая особенность ренессансной культуры и философии — отделение религии от науки, затем от политики и морали. Поэтому именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди людей своей волей, целеустремленностью, огромной энергией. В философии этой эпохи значительно ослаблены мотивы греховной сущности человека, испорченности его природы. Якоб Бёме 1575—1624 — крестьянин по происхождению, сапожник по профессии, философ по призванию. Отсюда и понимание свободы человека как действия согласно природе и ее законам. О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, что пожелает, и быть тем, кем хочет!. Именно это явилось важнейшим условием расцвета культуры эпоху Возрождения.

Кузанского, Земля не составляет центра мира, а так называемая сфера неподвижных звезд не является окружностью, замыкающей. Интересны его рассуждения о человеке как микрокосме и его связи с макрокосмом природой. Он стяжал славу Колумба неба, открыв кратеры и хребты на Луне его представлении горы и моря, разглядел бесчисленные скопища звезд, образующих Млечный Путь, увидел спутники Юпитера, рассмотрел, благодаря сконструированному им телескопу, пятна на Солнце. Галилей всячески подчеркивал, что природу, ее тайны нельзя познать, не овладев математическим языком. Все способности души распознаются ощущениях зрении, слухе, вкусе, обонянии и осязании. Происходит девальвация искажение общественном сознании гуманистической идеи, превращение её фикцию. Благородство и достоинство человека коренятся добродетелях и доблестных поступках. В городах формируются новый образ жизни и своя культура — повседневная и духовная, и этом процессе немалую роль играли гуманисты, которые своей деятельностью способствовали изменению тона жизни.

Эти внутренние борения и сомнения нашли яркое выражение его Исповеди, или Моей тайне, многочисленных письмах, трактатах, поэзии. Благочестие и познание божественного утрачивали, таким образом, монополию духовной сфере, разрешении проблем человеческого бытия ответ на них Петрарка искал светском знании, источником которого была для него античная культура. В указанной выше последовательности душа либо восходит по направлению к высшим ступеням, либо, наоборот, нисходит к низшим. Когда она действует согласии с духовными сущностями, она божественна когда же действует как животное, то него и обращается. Гуманистическая этика Пальмиери тесно сопрягалась с его социальнополитическими идеями. В эволюции философской мысли Возрождения принято выделять три характерных периода гуманистический середина середина вв этот период на смену средневекового теоцентризму пришел интерес к Человеку во всем многообразии его отношений с миром неоплатонический середина первая треть вв, связанный с постановкой широких онтологических проблем и натурфилософский вторая половина начало. Исполненная внутренних сил материя уже не аристотелевская пустая абстракция у неоплатоников она играет всеми красками индивидуализированного, чувственно воспринимаемого бытия. Вопреки христианскому учению, Франческо Петрарка считал, что Бог Христос воплотился Человеке для того чтобы сделавшись человеком, сделать человека богом, и теперь Человек вот уже он.

Человек, по Манетти, потенциально сильнее судьбы его нравственный долг требует, чтобы он стремился возвыситься над судьбой. Но совершенно очевидно, что Бог уже становился излишним звеном картине мира, развернутой Манетти. Человек более решительно и твердо примеряет на себя тогу завершителя дел Матери Природы. Во всех случаях компромисс с философами и религиозными идеологиями достигался ценой отхода от основных идей гуманистической философии. Мишель Монтень не был не только профессиональным ученым, философом или богословом, он не был и профессиональным гуманистом литературные занятия ни какой мере не определяли его положения обществе, да он и не считал литературу главным делом своей жизни. На этом этапе предпринимались попытки адаптировать аристотелизм к образу мысли Человека эпохи раннего Возрождения. Помпонацци отвергал этот постулат аристотелизма и противопоставлял ему собственный. Главной функцией персональной души Помпонацци полагал мышление, которое невозможно вне ощущений, без чувственных образов и представлений …человеческий разум, согласно Аристотеля, никоем образом не обладает деятельностью вполне независимой от тела, писал Помпонацци, разум есть акт физического тела и во всяком своем действии зависит от органа он неотделим от материи и, несомненно, неотдели от тела. Сомо же мировое зло получает оправдание гармонии мира, благостности Космоса благостность Космоса не была бы столь совершенной, если бы не существовало мировое.

В целом, необходимо отметить, что гуманистическое осмысление средневекового аристотелизма претерпело те же метаморфозы, что и ранний гуманизм как таковой. Реформация, как явление историкофилософского процесса, есть попытка сохранения духа средневекового аристотелизма путем разрушения, отторжения, изъятия из его структуры наиболее одиозных положений положений, вошедших противоречие с социальноэтическими, научномировоззренческими, религиозными и философскими представлениями и потребностями людей эпохи Великих географических открытий. Отрицая необходимость церковной иерархии, Лютер, таким образом, отвергал и ее символическое значение отображение общественных институтах тленного мира космической иерархии, мистически связывающей Небо и Землю. Последнее утверждение можно смело отнести не только к философии Пьера де ля Раме, но и к учениям всех идеологов протестантизма. Попыткой перестройки традиционного аристотелизма с учётом новых явлений философской культуре и то же время целях сохранения основ схоластического метода явилась так называемая вторая, или поздняя схоластика, зародившаяся кругах итальянских и испанских томистов начала.

Она не форма, ибо не формирует и не образует другого виду того, что она есть все, есть величайшее, есть единое, есть Вселенная…. В конечном счете, Бруно приходит к мысли об относительности времени Ибо не может быть такого во вселенной времени, которое было бы мерой всех движений… При единой длительности целого различным телам свойственны различные длительности и времена. Отличительной особенностью Человека как сущего является наличие у него. Истоки гуманизма лежали скорее контексте античной традиции философствования традиции, сохраненной византийской философией, нежели контексте средневековой схоластики. Гуманистические академии итальянского Возрождения Культура Возрождения и общество. К историкофилософскому осмыслению коперниканской революции Идеи Возрождения и философия нового времени. Эти произведения обращены к человеку, они выражают доверие и любовь к нему, воспевают его духовное величие. Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась титанах и которая породила титанов по силе и мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Цицерон, у которого заимствован термин, понимал под ним воскрешение на римской почве греческой образованности. Обновленный комплекс знаний человеческого, прочное основание которого составляет античная культура.

Как ни разнообразны литературные произведения Леонардо Бруни, не они занимали главное место его творчестве. Она находила прямой отклик среде пополанства, взгляды которого были принципиально враждебны сословнофеодальной идеологии. Доминирующей стала этика, так как именно она выражала во всей полноте новые представления о личном достоинстве, его земном предназначении. Среди членов Платоновской академии значительной была фигура Кристофоро Ландино 14241498, профессора поэтики и риторики Флорентийского университета, единомышленника Марсилио Фичино. Достижение естественного счастья это овладение человеком своей собственной природой, осознание ее совершенства. В умении распределять свет и тени, создании четкой пространственной композиции, силе, с которой он передает объемность, Мазаччо намного превосходит Джотто.

Ренессансные гуманистические идеи достигают своего предельного наглядного выражения именно искусстве рассматриваемого этапа. По свидетельству Вазари, он своей наружностью, являвшей высшую красоту, возвращал ясность каждой опечаленной душе. Все здесь так просто и так ясно, но тоже время бесконечно сложно, как сама жизнь. А между тем сколько времени, сколько вдохновенного искусства и любви вложил Леонардо создание этого шедевра. В самом деле, если Мадонне скалах Леонардо пытался выразить внутренние побуждения действующих лиц, то здесь он стремился передать движения, вызванные этими побуждениями. Поэты классической древности общаются с поэтами Возрождения Парнас. То было время дальнейшего усиления реакции, искоренения остатков ренессансного свободомыслия.

Причем этот интерес глубоко социален, ибо судьба благородного человека отнюдь не предопределена условностью рождения том или ином сословном звании и должна складываться не на основе его животной доли, а на основе неустанного стремления к доблести и знанию Ад, Если Данте — вдохновитель множества гуманистов, то общепризнанный родоначальник гуманистического движения Италии — поэт и философ Франческо Петрарка 13041374. Духовнотелесный человек столь прекрасен, что он, будучи творением Бога, вместе с тем служит основной моделью, по которой уже древние язычники, а за ними и христиане изображают своих богов, что способствует богопочитанию, особенно у более грубых и необразованных людей. И вполне закономерно, что гуманисты, начиная с Петрарки, не видели почти никакой практической ценности естественных науках известное исключение должно быть сделано здесь для Альберта, ибо их абстрактная натурфилософская направленность, присущая к тому же многим средневековосхоластическим доктринам, действительно, уменьшала возможность их практического применения. Определение человеческой личности через личные заслуги благодаря ее собственной деятельности, а не через родовую принадлежность к тому или иному сословию, возможно, наиболее ярко высветило роль гуманистов как идеологов нарождавшегося буржуазного общества, отрицавшего общество феодальносословное. Николай уже школьные годы испытал влияние мистиков братьев общей жизни.

Следует также иметь виду, что общей для теизма и пантеизма как и деизм является идея особого, совершенно духовного бытия Бога, первичного по отношению к человеку, который без такого бытия существовать не может. В свете сказанного выше понятно, почему интеллектуализация творящей деятельности Бога связана у Кузанца с весьма плодотворной проблемой соотношения природы и искусства. Кузанец защищал объективноидеалистическую идею развития, восходившую к тому же неоплатонизму, — от абстрактнопростого к конкретносложному, которые трактовались не как отражение какихто процессов, а как абсолютная действительность. Малый — подобие большого, большой — подобие максимального Об игре шар Для уяснения проблемы человека важно не столько то, что он — подобие универсума, ибо оно было установлено уже античности, констатировано некоторыми гуманистами и лежало основе ренессансных натуралистических истолкований человека. Так, по мере бесконечного увеличения высоты равнобедренного треугольника и, следовательно, бесконечного уменьшения угла, противолежащего основанию, уменьшающемуся по мере этого увеличения, треугольник будет совпадать с прямой линией. В бесконечности прямизна и кривизна вообще неразличимы, какую бы геометрическую фигуру мы ни взяли.

Его служба, связанная с выполнением многообразных политических и дипломатических поручений не только различных итальянских государствах, но и за их пределами, доставила Макиавелли множество бесценных наблюдений и выявила его незаурядный организаторский талант. Для созревшей уже эти годы социальнофилософской и политической концепции Макиавелли характерно, что он считал себя человеком действия, получавшего быстрое осмысление. Такой правитель должен сочетать своей личности и своих действиях качества льва, способного расправиться с любым из врагов, и лисицы, способной провести самого изощренного хитреца. В целом вера христианина например, индивидуальное бессмертие души превышает возможности его разума, но эта вера должна вести его к непрерывной борьбе с телесными соблазнами. Кузанский делает вывод существует всеобщая связь вещей природе, единство противоположностей.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru