Гос строй римской республики

Политическими деформациями называется отход от норм политической жизни времён расцвета Римской республики IIIII. Народные трибуны избирались только из плебеев, пользовались как и их помощники эдилы правом неприкосновенности и имели право запрета право veto распоряжений всех остальных должностных лиц. Развитие товарноденежных отношений и возможность ввоза большого количества рабов из завоёванных территорий привело к тому, что полунатуральные мелкие и средние крестьянские хозяйства стали вытесняться крупными и средними поместьями латифундиями и ориентированные на рынок виллы. Другими источниками их доходов являлось лжесвидетельство суде, продажа своих голосов на выборах, доносы, воровство. Утченко называет этот новый деклассированный слой населения античным люмпенпролетариатом. Другой характерной чертой новой эпохи стало повсеместное распространение рабов, которые большом количестве вывозились с завоёванных территорий, а затем распродавались на невольничьих рынках. Причинами этого явления являлась и общая усталость римлян, накопившаяся за годы беспрерывных войн, однако, основной причиной уклонения крестьян от участия военных походах была непопулярность агрессивной внешней политики римского правительства. Как только военные действия были перенесены за пределы Апеннинского полуострова, локализовавшись Альпах, Иллирии, на Дунае и Северной Африке, крестьянство утратило к ним интерес отдалённые земли не привлекали римского крестьянина, военная добыча, достававшаяся отдельным легионерам была невелика, а длительный отрыв от хозяйства грозил разорением.

Таким образом, не давая ни малейшей возможности обогащения, войны наоборот усугубляли тяжёлое положение крестьянского хозяйства. Куриатные собрания проходили присутствии курионов глав курий или 30 ликторов. Сходка комиций собиралась за стенами города во главе с одним из высших магистратов. Членов Сената, сенаторов, назначали вначале цари, а после их свержения – консулы. Сенату отводилась роль учреждения, с которым советуются магистраты, так как их решения имели опору согласии народа. Общее финансовое управление он выделял деньги на ведение войны, определял характер их поступления казну и Право управлять подвластными Риму провинциями назначение туда магистратов, определять их полномочия Рассматривание законодательных предложений магистратов, которые они вносили народные собрания. В полномочия магистрата входили обязанности по исполнению решений народных собраний или Сената и широкой собственной правительственной и правовой деятельности. Следуя принципу коллегиальности магистратур, римляне избирали ежегодно двух консулов, преторов, а плебеи избирали несколько народных трибунов.

Назначали их особо уполномоченные лица, избранные народным собранием, цензоры. В ведении сената распоряжение казной и наблюдение за государственным имуществом вообще бюджет внешние сношения военное дело, включая назначение командующих От него зависело назначение на почетную и доходную должность провинцию, завоеванную страну мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования. По роли сената и его составу римскую республику называют аристократической. Право народного собрания пересматривать приговоры и соответственно с тем право граждан обращаться народное собрание с просьбами о защите. Консулы были высшими магистратами республики дела текущего управления следили за исполнением законов. Каждый римский гражданин, достигший 17летнего возраста, был обязан нести военную службу.

Однако еще долго римская армия сохранит свой ополченский характер по окончании войны солдаты расходятся по домам. А изучение латинского языка и римских поэтов долгое время было основой школьного образования. Но раннереспубликанский период демократический потенциал, который присущ полисной системе, предусматривающей элементы непосредственной демократии народные собрания. На их месте создавалось новое и совершенное техникоюридическом отношении право, способное урегулировать тончайшие рыночные отношения, удовлетворить другие потребности развитого гражданского общества. Законами устанавливались не только чисто судопроизводственные правила, но и общие требования жизни городской общине, том числе касавшиеся соблюдения принятого порядка, предписаний морали. Назначали их особо уполномоченные лица, избранные народным собранием, — цензоры. Всякий вопрос, предложенный на решение центурий, обсуждался предварительно сенате.

Если же он находил, что решения народного собрания не соответствуют интересам Рима, он объявлял их недействительными или предлагал должностным лицам, ответственным за эти решения, отказаться от своих должностей. В особых случаях сенат имел право прибегнуть к временной военной диктатуре. Консулы и преторы несли ответственность перед одной и той же властью — народным собранием. Дифференциация продукта условиях монополистической конкуренции Модель Бертрана для случая дифференцированной продукции. Последний термин происходит от слова отец и означает отцовские, имеющие отцов. В римских источниках отразилось древнее наследственное право патрициев, согласно которому имущество умершего должно было оставаться его роде. В них роды перестали быть реальными хозяйственными единицами, сохранив военные, религиозные и некоторые бытовые функции.

Однако по отношению к земле прежняя общность имущества сохранилась собственником земли была община целом, а входящие нее семьи только владели. Показать роль и значение государственного и общественного строя Древнего Рима. Методология и методика исследования основу положены методы сравнительного анализа, функционального и системного подхода, критического анализа и синтеза. Основной закон Римского государства слагался частью из отдельных конституционных законов, принятых разное время, частью из конституционной практики, вошедший обычай. Раб являлся не субъектом, то есть носителем права, а только объектом. Эти права слагались из права голосовать, народном собрании, права быть избранным на любую государственную должность, права собственности, права вступать законный брак, права заключать сделки, права служить войске. По сервианской конституции, всадниками называли самых богатых людей первого разряда, служивших коннице. В бытовом отношении плебеев качестве простого народа стали противопоставлять земельной и денежной аристократии – сенаторам и всадникам. С появлением центуриантных и трибутных комиций, куриантные собрания потеряли всякое реальное политическое значение.

Насколько формальный характер носили куриантные комиции, показывает тот факт, что для их деятельности не требовалось присутствия членов курий, а достаточно было тридцати ликторов и трех жрецов – авгуров. Центуриатные комиции появились, согласно традиции, результате реформ Сервия Туллия и долго после этого служили высшим видом народных собраний. Так, центурные комиции должны были собираться за чертой города, так называемом Марсовом поле. Созывать их и председательствовать на них могли только высшие должностные лица, обладавшие военным империям диктаторы, консулы, преторы. Первоначально все новые законы должны были проходить через центуриатные комиции. В римских комициях было несколько общих организационных моментов, которые ослабляли их значение. Таким образом, сама организация римских народных собраний имела недемократический характер. Следует добавить, что центуриатные комиции были основаны на цензовом принципе. В соответствии с реформой Сервия Туллия Древнем Риме существовало два вида народных собраний центуриатные считались галвными и трибутные.

Важнейшее значение имели первые две коллегии коллегия консулов первоначально два и коллегия преторов сначала два, потом четыре и больше. Началом своей военной славы Древний Рим обязан народному ополчению первых веков своей истории. Уже из определения следует необходимость дать хотя бы сжатом виде, вопервых, характеристику римской политической системы её каноническом виде. Другой вид собраний центуриатные комиции представляли собой собрания патрициев и плебеев по имущественным разрядам и по центуриям и предназначались для решения вопросов о мире или о войне и для избрания высших магистратов. Срок службы магистратов был ограничен 1 годом, кроме должности цензоров, которые избирались раз 5 лет на 1#63 года. Смыслом организации власти государстве римляне видели обеспечение гражданских прав и гарантию особых свобод полноправного жителя полиса. На них избирали высших магистратов должностных лиц, принимались законы, объявлялись войны.

Отсутствие законодательных полномочий при широких правах административной и судебной сферах. По поручению сената они могли командовать армиями, руководили судопроизводством. В чрезвычайных ситуациях, то есть когда возникали восстания или военные угрозы, создавались экстраординарные магистратуры. Создается чисто административный аппарат управления, формируются канцелярии для управления различными отраслями. В 34 веке процессы разложения рабовладельческого уклада и зарождение элементов феодального строя развиваются по нарастающей. В правление императора Константина 306337 год завершилось оформление новой монархии, которая получила название доминат. Во главе бюрократического аппарата управления стоял император, которого называли доминус. Западная Империя стала быстро распадаться под напором германских племен и вследствие разложения рабовладельческого общества.

Восточная Римская Империя Византия просуществовала до 1453 года, когда Константинополь захватили Турки. Центуриатные комиции были полномочны принимать или отвергать законопроект, представл какимлибо магистратом имели пр избирать или отверг кандидатуры предложенных им должн лиц, решать вопросы и мира, судить за особо тяжкие преступления. Передача манципируемой вещи происходила торж обст, присутствии 5 свидетелей и весодержателя с весами и медью. Подгот Кодекса была поруч создан феврале 528 года комиссии, сост из 10 высших долж лиц и юристов. В книге I рассмат вопросы церкправа и христ теологии, книги 2 8 посвящены различ вопросам частного права, книгах 9 12 затраг разл стороны публичо права админ управ, прест и нак.

Особ много вним них уделено наслед по закону и завещанию, брачным отношениям, вещному праву, различным видам договоров. Уприе насем, прожив пагах и сотнях, поруч доверенным лицам короля. Особенности 1 должн лица, управл владениями феодалов, осущ и адмсуд вл над населением. Но созд путем завоеваний, оно предсто собой конгломерат народностей, ничем, кроме военн силы, не связ. Во гла­ве всех магистратур становится новое должностное лицо принцепс Это формально высший республиканский магистрат пожиз­ненный и с чрезвычайной властью. Основным титулом главы государства вместо принцепс первый и император первоначально почётный титул военачальников становится август Augustus — священный и доминус Dominus — господин, что подразумевало, что все остальные являются его подданными, оказываясь по отношению к нему на положении подвластных сыновей или рабов. Сочетание народного суверенитета с представительным органом, вполне независимым от основной массы народа, и с коллегиально единоличным управлением создавало особый уклад взаимной политической уравновешенности, которая уже древние времена представлялась идеалом гарантий от государственных злоупотреблений. Функции сената Общее попечение над культами, надзором за храмами и священными местами.

Общее народное собрание, куриатные комиции, принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало качестве верховной апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну. Всеобщая история государства и права история Государства и права зарубежных стран Учебник. Таким образом пределах одного и того же города возникают и обособляются две несхожие системы права одна для римских граждан, другая для перегринов право квиритское и право перегринское. Рим покорил Центральную и Южную Италию Северная была подчинена уже к 288, вступив политическое и военное соприкосновение с грекоиталийскими государствами и с господствовавшей тогда на Средиземноморье Карфагенской державой. Военное и политическое преобладание Рима сделало римский народ особым, господствующим народом. Из политических вопросов за куриатными комициями сохранилось полномочие на делегацию власти избранным другими собраниями магистратам виде специального закона – lex de. Центральным учреждением республики был Сенат, воплощавший представительное начало римском государственном устройстве. После полного установления республиканских институтов Сенат рассматривал законы до их предложения народным собраниям. Трибуны могли апеллировать к народному собранию, созывать его, предлагать законопроекты. Ему передавалась вся полнота управления, включая военную власть и право международных сношений, уголовной юстиции и любых изменений законов.

Вольноотпущенник не мог служить армии не доверяли, не мог быть избран на какуюлибо должность. Соответственно этим воззрениям раб не имел семьи, не мог иметь собственность. Всякий законопроект сначала обсуждался сенате, а потом выносился на голосование центуриатные комиции. В этих собраниях присутствовало все полноправное население, живущее этом округе. Римляне даже каждый год своего календаря называли именами обеих консулов. Они могли подвергнуть аресту и денежному штрафу всех, кто им противодействовал. Пусть будут даны должнику 30 льготных дней после признания им долга или после постановления против него судебного решения.

Также нобилитет претендовал на политическое первенство, имел религиозное влияние на граждан Рима и мог присваивать жреческие должности. Это предоставляло им право участвовать торговом и гражданском обороте, вступать законный брак. Также существовали жители областей или общин, враждебных и покоренных Риму с ликвидацией у них политических и административных институтов. На пролетариев возлагались воинская и другие общественные обязанности. За нарушение этих обязанностей вольноотпущенник мог быть снова объявлен рабом. Общественные противоречия осложнялись борьбой разоряющегося крестьянства с землевладельцами, городского плебеса с магнатами, италиков и провинциалов с римским гражданством. Некоторое время она отвечала условиям, какие были Риме ко времени возникновения государства. Ему принадлежали широкие судебные права он мог приговаривать даже к смертной казни либо к крупному штрафу. Однако, как бы широко ни трактовать положение и власть консула, они всё же были ограничены а одногодичностью данной магистратуры её коллегиальностью всн кий консул имел право налагать запрет, приостанавливать распорнженне своего коллеги правом обжаловании народное собрание приговора, вынесенного консулом пределах города.

Он ведает сооружением поддержанием порндке государственных зданий. При этом он учитывал а знатность происхождения богатство наличие определенных моральных достоинств. Если диктатор присуждал коголибо к смертной казни пределах города Рима, то на его приговор нельзя было жаловаться народное собрание. Формально консул, получивший сенатское предписание о назначении диктатора, мог назначить на эту должность любое лицо, но фактически кандидат предлагался сенатом, и не было случая, чтобы ставленники сената не проходили. Если древние диктаторы назначались для какойлибо строго определенной цели, то Сулла обладал самыми неограниченными полномочиями. После этого решение собрания поступало на рассмотрение сената, который сообщал ему свой авторитет. В тексте содержалось указание на имя автора закона, а конце на санкцию, то есть на последствие нарушения. Только народ целом обладает верховной властью, поручая от­дельные части этой власти разным учреждениям и лицам. В свою очередь и собрания itia республике были трех видов, с разными, не пересекаю­щимися между собою полномочиями. Законо­дательные права комиций были несколько ограничены Сенатом, но без них вообще не могло идти речи о законе.

В системе магистратур было и несколько рангов мелких должно­стей — общим числом. Они занимались местными полицейскими делами, надзором за монетным делом, починкой дорог, служили на­местниками малых городах. Выдающемуся предводите­лю войск по общему одобрению солдат мог быть присвоен титул по­велителя — императора. В этом смысле римская республика была новым важнейшим этапом истории античного го­сударства, возможно, даже более содержательным для последующей правовой истории, чем уклад греческих полисов, которые основыва­лись преимущественно на прямом народовластии и несколько арха­ичном верховенстве демократии. Идеал государственного равновесия хотя и не реализованный вполне самой Римской республикой стал едва ли не важнейшим вкладом республиканской государственности мировую поли­тическую культуру. Общее народное собрание, куриатные комиции, воспринимало либо отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало качестве верховной апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной экзекуции, объявляло войну. При Сервии Туллии число всаднических сотен центурий достигнуло 18, и это невзирая на то, что по собственному богатству наездники должны были превосходить людей первого разряда Совместно они составляли верховный орган Рима центуриатные комиции, собрание центурий вече. Сотки рабов использовались на изнурительных и гибельных работах рудниках медных, серебряных.

Исключительной, экстраординарной магистратурой числилась должность терана. Теран обладал неограниченной властью, подкрепляемой опорой на специально выделенное ему конное войско. Деятельность Гая была прервана его катастрофической гибелью, его убийством. Лишенный самого нужного, раб делал только то, к чему его конкретно заставляли, и делал только так, чтоб избежать бича. Дело, начатое Диоклетианом, продолжил правитель Константин, узнаваемый приемущественно благодаря собственной церковной политике, подходящей для христианства 313337. Торговец мог ограничиться молчанием, которое числилось знаком согласия. Ближний родственник, если его обошли наследством, имел право по последней мере на одну четвертую того, что он получил бы при отсутствии завещания. Возможно Вам будут интересны работы похожие на Эволюция государственного строя Древнего Рима В 509 году. Единство свободных граждан Рима квиритов некоторое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. И наконец, утрата статуса семьи результате, например, усыновления главы семьи другим лицом вела к потере только собственного права.

Вначале фас­ции и телохранители входили атрибуты царской власти, затем телохрани­телиликторы стали сопровождать консулов и преторов. Консулы име­ли право председательствовать сенате, созывать и поочередно председательствовать народных собраниях. Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободноshy рожденный римский гражданин. Высшими государственными органами Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Осуществляя аграрную реформу своего брата, Гай вместе с тем 123mdash 122.

Конечно, далеко не всем нравились уравнительные, коллективистские порядки. Как пример негативного отношения стал бранная кличка грек и философ, обращенная к Цицерону. Отметим, что эти государства всегда стремились тех случаях, когда это оказывалось возможно ограничить власть всех аристократов, олигархов, тиранов, царей, цезарей. На них перенесли всю царскую власть, за исключением жреческих обязанностей. Служба определялась так один год – Риме и один год – провинции, после истечения годичного срока службы. Эти должностные лица получили право вето я запрещаю на решение консулов и сената. Успешные завоевательные войны предопределяли обилие дешевых работ, и, соответственно рабский труд становился основным. В ходе этих войн союзники добились права гражданства, что несколько раз увеличило состав граждан. Остальные повинности назывались сенаторские и доходы от них поступали общую казну. Император издавал акты, ограничивающую свободу перехода арендатора с 1 местности другую.

Кризис торговли и ремесла привел к возникновению элементов натурального хозяйства и, следовательно, к экономической раздражительности. Что же представляла собой Римская империя период принципата, каков был ее общественный строй?. Отвечая на этот вопрос, мы должны первым делом сказать о гражданстве. Римские юристы находили этой жестокости веское оправдание ни один дом не может быть обезопасен от рабов иным способом, кроме как страхом смертной казни. Но для того чтобы пекулиатные отношения получили должный размах, вопервых, их следовало надежно оградить от злоупотреблений и, вовторых, дать им более или менее широкую правовую защиту.

Обязательства колона носили как денежный, так и натуральный характер. Но все это — уже не более чем прикрытие постреспубликанского государственного строя. Тогда впервые, — писал римский историк Тацит, — избирать должностных лиц стали сенаторы, а не собрания граждан на Марсовом поле, ибо до того, хотя все самое важное делалось по усмотрению принцепса, коечто делалось и по настоянию трибутных собраний 7а. В отношении законодательства тот же Тацит замечает, что принцепс подменял собой не только сенат и магистратов, но и сами законы. Окончательное разделение империи на две части — Западную со столицей Риме и Восточную со столицей Константинополе, произошло. На этом мы завершаем историю римской государственности, ибо с переводом столицы Константинополь начинается уже история Византии. Легко видеть, что многие принципы римской государственности, как мы их описали, не ушли историю.

Кодификация права была для них этапом борьбе за уравнение с патрициями. Все другие вещи, даже драгоценные, переходили посредством простой традиции бесформальной передачи на условиях, установленных договором куплипродажи, мены, дарения. Три раза подряд базарные дни кредитор обязывался выводить должника на рынок надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Такое родство называлось агнатическим, а все подвластные домовладыке были друг другу агнатами. Напротив, усыновленный и тем самым принятый семью становился по отношению к ней агнатом со всеми связанными с этим правами, том числе и на законную часть наследства. Среди других магистратов нужно назвать цензоров осуществляли надзор за нравами, распределяли граждан по центуриям и округам, с. Они имели право созывать не только Сенат, но и народные собрания, председательствуя них обладали высшей военной властью и могли даже заключать перемирие имели право издавать обязательные к исполнению приказы и применять по своему усмотрению меры принуждения ко всем с целью их исполнения имели право суда и назначения наказания. Они, как правило, не могли избираться на выборные должности, участвовать центуриатных собраниях, поскольку не служили изза недоверия к ним армии. Главный вид народных собраний ndash центуриатные комиции принимали законопроекты, организовывали выборы высших магистратов консулов, преторов, цензоров, обладали судебными полномочиями. В случаях вторжения врагов или внутренних беспорядков сенат выносил решение об утверждении диктатуры и предоставлении чрезвычайных полномочий специальному должностному лицу экстраординарному магистрату ndash диктатору. Центуриатные собрания утверждали законы и избирали всех основных начальников магистратов республики консулов, преторов, цензоров.

В Римской республике правительственная власть складывалась из некоторого числа коллегий. Причем отличие от греческого отношения к закону, римский lex адресовался не столько к магистратам, сколько ко всему правопорядку. Все римские магистраты подразделялись на сенаторские и на городские чины первые, собственно, и были общегосударственными, с правительственной властью. Реальный политический вес комиций с течением времени неуклонно падал. В крайне редких случаях прежние сенаторы оказывались исключенными из новых списков. Все законопроекты, выносимые на рассмотрение народных собраний, должны быть заранее одобрены сенатом. В республиканском Риме сложилась система магистратур – должностных лиц, уполномоченных представлять интересы государства и от его имени осуществлять управление и правосудие. Принцип ответственности заключался возможности привлечения магистрата к суду народного собрания после истечения срока пребывания должности кроме диктатора, цензора и народного трибуна, а иногда и до истечения этого срока. В случае отсутствия Риме консулов к преторам переходило управление городом.

К ним были отнесены магистратуры для выполнения обязанностей полиции, расследования преступлений, исполнения смертной казни, заведования чеканкой монеты, надзора за содержанием дорог и улиц. Диктатору подчинялись все магистраты, его распоряжения не подлежали обжалованию и за свои действия он не нес ответственности. Он становится крупной политической фигурой, а армия – самостоятельной политической силой. После смерти Энея Асканий основал новый город АльбуЛонгу и стал там царствовать. Избиравшийся народным собранием царь являлся военноначальником, верховным жрецом и судьей.

Включение Рима сферу этрусского политического влияния сыграло большую роль его экономическом и культурном развитии римском обществе начали формироваться патриархальнорабовладельческие отношения и аграрный строй, при котором внутри общины, наряду с общественной землей, зарождалась частная собственность отдельных ее членов. Реформы Сервия Тулия нанесли сокрушительный удар по устаревшему родовому строю и заложили основу государства. Законы Двенадцати таблиц свидетельствуют о появлении двух основных классов – рабовладельцев и рабов. Объединение Италии открывало возможности для известной унификации экономики, социальных, политических структур и культуры многочисленных городов, общин и племен, стоящих на самых разных уровнях исторического развития. А все другие вещи передавались из рук руки совершенно свободно не нуждались манципации определенном обряде передачи их другому лицу. Раб мог иметь своем обладании особое имущество пекулий, данный ему господином. Но раннереспубликанский период демократический потенциал, которыйприсущ полисной системе, предусматривающей элементы непосредственной демократии народные собрания. В Римской республике допускался не узаконенный брак с помощью покупки. Постановления XII таблиц запрещали лишать жизнибез суда какого бы то ни было человека 5 Законы XII таблиц рассматривают похищение чужого имущества нетолько как преступление против государства, но и как действие, наносящеечастный имущественный вред. Постепенно сословия превращались классы крупных землевладельцев, зависимых земледельцев и рабов, формировалось государство, где политическаявласть была сосредоточена руках господствующего класса.

А затем цензисчислялся уже и на основании движимого имущества, комиции были тем самымрасписаны не только землевладельцы, но и ремесленники, торговцы. Главным органом государственной власти республике был Сенат –древнейший из политических институтов, который выполнял роль опекуна римскогонарода. Бой, как правило, начинался легковооруженными пехотинцами, метавшимидротики неприятеля и отходившими на фланги, на которых располагалась конница. Большую роль играли римские укрепленные лагеря, создававшиеся поопределенному плану. Значительную роль этом процессе сыгралии успешные завоевательные войны, неуклонно расширявшие границы Римскогогосударства, превращавшие его могущественную мировую державу.

Такое звание давало право присутствовать Сенате иисполнять судейские обязанности спорах между гражданами. Классовая борьба рабов стала играть большую роль той общейсистеме социальноклассовых противоречий, которые приводили движение весьсложный механизм римского общества. Длягражданина полисной общины было характерно чувство свободы, сознательноговыбора своих действий. В так называемый республиканский период своей истории Рим вступает как типичный городгосударство, политическая власть котором принадлежит общине рабовладельцев и землевладельцев. К консулам перешла высшая власть империй и основные функции царей, за исключением жреческих обязанностей. Античная историография, а вслед за ней и буржуазная наука обычно выдвигают на первое место борьбу плебса за политические права. Борьба мелкого землевладения с крупным, осложнённая ростом задолженности и обнищания мелких землевладельцев — плебеев, тесно переплеталась с борьбой за политическое полноправие, к которому стремилась первую очередь плебейская верхушка.

Как своё время греческий демос, так теперь римские плебеи страдали от произвола судах и выдвинули требование кодификации законов. Чрезвычайно детально разработано таблицах и весьма суровое долговое право. Второй касался вопроса о политических правах должность консулов вместо которых последние годы избирались военные трибуны с консульской властью восстанавливалась, причём один консул должен был избираться обязательно из плебеев. Цензоры избирались на полтора года их функции входило производство ценза учёт граждан, распределение по центуриям и трибам, составление списков сенаторов. В противовес патрицианской аристократии он, как цензор, включил списки сенаторов некоторых сыновей вольноотпущенников.

Назначенный из плебеев диктатор Квинт Гортензий провёл закон, сущность которого сводилась к повторению закона Валерия и Горация очевидно, вследствие его нарушений решения трибутных комиций получают силу закона для всех граждан и не нуждаются одобрений сената. Правда, при слиянии патрицианскоплебейских органов власти победа часто оставалась за плебсом например, роль трибутных комиций, реформы Аппия Клавдия, но всё же итоге борьбы политическая власть оказалась руках новой знати — нобилитета. Сами римляне определяли свою гражданскую общину термином civitas, под которым и следует понимать совокупность граждан, их объединение общество и государство. Всё неримское, всё, заносимое извне, подвергалось самому решительному осуждению. В дальнейшем развитии римского права большую роль сыграли так называемые преторские эдикты, которые расширяли и исправляли действующие правовые нормы. Эти процессуальные формулы предполагали участие процессе жрецовпонтификов, которые, таким образом, были первыми римскими юристами и толкователями права.

Это объясняется тем, что римляне тот период, когда у них пробудились литературные интересы, находились под влиянием эллинистической культуры и римские писатели обращались не столько к памятникам народного творчества, сколько к греческим образцам и канонам. У римлян существовала пословица Дело дошло до триариев, означавшая, что дело доведено до крайности. На один легион полагалось 5 000 пехотинцев и 900 всадников из числа союзников. Эволюционный путь Центральной Рады от общественнополитического органа к парламенту повторила Украинская Национальная Рада. К тому времени Президент Украины был главой государства и главой исполнительной власти. Статус Украины уже как президентскопарламентской республики был закреплен Конституцией Украины. К их числу относились правитель конницы, особый военачальник особых обстоятельствах, десять мужей де­цемвиров, которым поручалось упорядочение права или особые су­дебные дела, и другие. Их функции заключались следующем управлении государством выработки законопроектов заключение мира распределяли денежные средства государства казной, а именно устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы следили за состоянием армии разрешал набор армию и распределял легионы между командующими армиями чрезвычайных обстоятельствах опасная война, мощное восстание рабов и сенат мог принять решение об установлении диктатуры ведали отношениями с другими государствами. Магистратуры делились на ординарные обычные и экстраординарные чрезвычайные.

Верховные жрецы понтифики избирались народном собрании комициях, а остальные по своим коллегиям или же назначались понтификами. Каменным и мраморным Рим станет уже эпоху империи, со времени императора Августа. Постепенно аристократия обзаводится рабами, а затем — зависимой от себя клиентеллой. До известного времени права и обязанности граждан находились своеобразной гармонии. Среди рабов царила массовая смертность от изнурительной работы, побоев, болезней. Но чтобы добиться решения этих вопросов свою пользу, плебеи нуждались политических правах. В результате длительной борьбы течение двух последующих столетий плебеи добились удовлетворения всех своих требований, том числе 1 учреждения особой плебейской магистратуры, так называемого народного трибуната, призванного защищать плебеев от произвола патрициев 2 доступа к общественной земле наравне с патрициями 3 защиты от произвола патрицианских судей введением кодекса законов, известных как Законы XII таблиц 4 разрешения браков между патрициями и плебеями 5 права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности, включая военные. Конечно, уважение древности происхождения, знатности исчезло не сразу, и патрицианские семьи сохранили несомненное преимущество при замещении — хотя и по выборам — всех главных должностей государстве. Коллективных органов было несколько, и наиболее важными являлись центуриатные и трибуатные комиций. Поэтому магистраты должны были советоваться между собой, прежде чем решиться на скольконибудь важную меру приказ.

По истечении шестимесячного срока своего правления диктатор был обязан сложить свои полномочия. Прямо противоположными республиканской диктатуре были диктатуры, возникшие с грубым нарушением республиканских основных законов, — бессрочные диктатуры Суллы, Цезаря. Она была бессрочной и уже одним этим отличалась от описанной выше республиканской диктатуры. Рядом последующих мер Цезарь привлек на свою сторону не только широкие слои римского народа, но и жителей провинций. Так возникла тетрархия — правление четырех императоров, считавшихся членами единой императорской семьи 2 армия, увеличенная на ' з> была поделена на две части одна ее часть размещалась на границах империи, другая, мобильная, служила для целей внутренней безопасности 3 административная реформа привела к разукрупнению провинций по одним сведениям, их было до 101, по другим — до 120 4 провинции, свою очередь, стали частью диоцезов, которых было 12 5 разделенная на провинции и диоцезы, Италия числе других земель империи теперь уже была окончательно лишена своего особого положения хотя Рим продолжал еще некоторое время считаться столицей империи. Коллегия преторов сначала два лица, затем восемь была непременной инстанцией при решении судебных делуголовных и гражданских. Сотни тысяч их были проданы за бесценок земледельческие поместья новой римской знати сословия нобилей. Выдающийся оратор и политический деятель, человек редкого благородства, Гай Гракх был избран на ту же должность, что и его старший брат.

Юридическим основанием аграрной реформы братьев Гракхов было то, что по старинной традиции римская территория считалась общественной собственностью. Наконец, римские республиканские учреждения сложились как органы управления городом, полисом. Консолидация господствующего класса облегчила управление огромной империей, позволила правительственной машине с большим успехом выполнять главную политическую функциюподавления рабов. Сначала было решено, что кандидаты на должности консулов и преторов проходят предварительную проверку специальной комиссии, составленной из сенаторов и всадников Среди них особого упоминания заслуживает императорская канцелярия с юридическим, финансовым и другими отделами. Управление империей сосредоточивается руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, которых назначает император. Двое из них, носившие титул августов, занимали первенствующее положение, управляя каждый своей половиной империиЗападной и Восточной армия, увеличенная на одну треть, была разделена по роду службы одна часть ее размещалась на границах империи, охраняя последние, другая находилась том месте, где ней была нужда административная реформа привела к разукрупнению провинций и одновременно с тем к их объединению во вновь созданные области диоцезы. Дело, начатое Диоклетианом, продолжил император Константин, известный главным образом благодаря своей церковной политике, благоприятной для христианства 313337. Считалось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, особенности судейские. Античная собственность имела форму государственной собственности, вследствие чего право отдельного индивида на нее ограничивалось простым владением.

Дети, рожденные как правильном браке, так и браке сине ману, признавались законными равной мере. Освободившись от религиозных и моральных оков прошлой эпохи, брак сделался легкорасторжимым, непрочным. При прекращении брака по вине мужа приданое, как уже говорилось, возвращается жене. Большое внимание уделяет римский законодатель преступлениям чиновниковвзяточничеству, присвоению казенных денег, хищениям государственного имущества вообще. Виновные этих преступлениях наказывались большей частью смертной казнью и ссылкой.

Право народов, свободное от древнеримских традиций, отличалось большей гибкостью, оно широко черпает из права и торговых обыкновений других стран, находившихся с Римом торговых сношениях или становившихся римскими провинциями, творец права народов, находился постоянном общении с претором цивильным, и последний нередко прибегал к использованию права народов сложных случаях регулирования правоотношений между самими римлянами. В особенной степени велико было влияние права народов на область оборота недвижимости и договорное право Рима. Ограничения эти делаются неизбежными вследствие противоположности интересов одного собственника интересам другого собственника. Особой формой ограничения права собственности является право на чужую вещь, или сервитут. Иски, учили римские юристы, могут быть как личными когда мы требуем от другого, чтобы он дал нам чтолибо или сделал для нас чтолибо, так и вещными когда мы предъявляем исковое требование о том, что телесная вещь наша или что какоенибудь вещное право принадлежит нам, например сервитут. А начале империи было постановлено, что при неисправности должника заложенная вещь поступает продажу, но так, что должнику возвращается излишек, вырученный против суммы долга. Соответственно и древние культы, здесь исповедуемые, культы скотоводческих богов и богинь богини размножения крупного рогатого скота, богини покровительницы молодняка. Что касается общественного строя период Римской республики, то тут следует отметить, люди были неравны друг с другом. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права зарубежных стран Под.

Первоначально определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спорshy ных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной казshy ни. В компетенцию сената вхоshy дило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратилshy ся политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициshy ату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями. Победа плебеев и возникновение государства Древнем Риме связывают с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI реshy форму общественного устройства, результате которой плебеи были введены состав populus romanus римского народа.

Первая часть реформы деление всего свободного населения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни центурии. Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия bull сословие нобилей. Колоны становятся людьми, зависимыми от землевладельцев, которые заменяют им и меshy стную власть, и императорскую администрацию они навечно прикрепshy ляются к земле и теряют возможность освободиться. Название связано с тем, что они были записаны на 12 деревянных доскахтаблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима Форуме. Реальные контракты, выделенные римскими юристами особую групshy пу, характеризуются тем, что обязанность исполнения и связанная с ним ответственность наступают по реальным сделкам не с момента соглашения, а с момента передачи вещи. Само завещание подлежало составлению письменной форshy ме и удостоверению свидетелями.

В императорском Риме происходит усиление карательной направленshy ности наказания, резкое увеличение числа его видов diams восстанавливается смертная казнь, которая позднюю республику не применялась к римским гражданам, причем появляются новые ее виды сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление diams каторжные работы на рудниках, принудительные работы на установshy ленный срок, отдача гладиаторы diams различные виды ссылок изгнание из Рима с потерей гражданства, ссылка на острова с полной изоляцией, временная ссылка diams по некоторым видам преступлений предусматривались телесные накаshy зания В древности судебный процесс по имущественным спорам отличался формализмом, разнообразием форм, разделением компетенции между магистраторомпретором и судьей частным лицом, назначенным для окончательного решения спорного случая. Когда там появились первые гос образования, достоверно не известно, но уже к 3му. На верху общественной лестницы стоя­ла крупная рабовладская знать, обладавшая огромными зе­мельными владениями. Крупные землевладельцы занимали важные должти при дворе и гос управлении. В эпоху Древ царва рабов было еще мало, хотя сущест­вовал рабский рынок, людей покупали и продавали. Из сре­ды рабов выходили каменотесы, перевозчики камня, кузнецы, ткачи, строители и др ремесленники.

С ростом богатства высшего жре­чества происходит его освобождение от зависимости по отноше­нию к центральной власти. Важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Костяк местной знати, как и ранее, составляли номархи и го­родские правители. В руках царя была сосредоточена законода­тя, исполня и судебя власть. Три священных города Вавило­нии Ниппур, Сиппар и Вавн имели льготные грамоты, ставившие их привилегированное положение. Среди высших сановников госва визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. После введения размещены статьи законов, крые свою очередь заканчиваются обстоятель­ным заключением.

И царским и храмовым хозвом управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Законы Хампи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, крые признаются таковыми. В эпоху Маурьев были заложены основы многих гос инсти­тутов, получивших развитие последующий период. Гос управление оставалось веде­нии двух первых варн, причем исполнение жреческих обязанно­стей было привилегией брахманов, военное делокшатриев. Законы Ману Главное законах Манузакре­пление существующего варнового устройства. В законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах у общинами, об общинных колодцах, каналах. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины вследствие непостоянства женского ума. Один из них 1ый архонт, по имени крого назывался год, стоял во главе коллегии и имел полномочия по надзору за внутренним управлением и судебные полномочия по семейным делам. Это приводит к нарушению обще­ственного мира, и когда беспорядки заходят слишком далеко, на­значается тиран, обладающий всей полнотой власти. В резулте рефмы Аттика была поделена на 3 терриальных округа город Афины с пригородами, внутренняя центральная полоса и бе­реговая полоса.

Право вето на постановления Народ­ного собрания было передано гелиэе, право контроля за должными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом к гелиэе. Совет пятисот из­бирался путем жеребьевки из числа полноправных гражн, дос­тигших 30него возраста, по 50 челк от каждых 10. Победа над персами стала возможна также благодаря объеди­нению греческих полисов. Главы родов составляли совет старейшин, или сенат, крый с течением времени приобрел значение главной правительственной власти. Сенат существовал и при царях, равно как и Народное собрание, бывшее первоначаль­но собранием римских курий. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республго строя. Специальные должные лицацензоры, распределявшие гражн по центуриям и трибам, раз 5 лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей.

Но специфика коллегиальности Риме заключалась том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Особенно существенными были военные полномочия консулов набор армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Все граждане с 18 до 60 лет, обладавшие имущественным цензом, были обязаны участвовать военных действиях причем клиенты могли выполнять военные обязанности вместо патронов.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru