Философский смысл понятия всемирная история

Существуют различные подходы к объяснению предмета и функций философии истории Философия истории как попытка осмысления сути диалектики исторического развития общества, его идеалов и целей возникла еще античности и связана с именами Геродота, Фукидида, Полибия, Плутарха В другие эпохи проблемой интересовались Августин, Лейбниц, Вико, Монтескье, Кондорсе, Гегель, Шопенгауэр, Шпенглер, Тойнби и другие мыслители Все они пытались найти и обосновать какойто один главный фактор исторического развития или сумму, систему таких факторов. Важная характеристика исторической концепции Гегеля высокая оценка активности и даже творческой роли народа развитии истории Человеческая деятельность, мотивированная самыми разными побуждениями, интересами, является тем единственным орудием и средством, которым дух добивается нужного ему результата Причем результат этот зачастую превосходит все мыслимые ожидания действующих лиц Гегель объясняет подобные чудеса хитростью разума, скрывающего под мнимым произволом индивидов порядок и закономерность исторического развития. Однако подлинный творец истории, мировой разум бывает у Гегеля не только хитер, но и коварен зачастую вроде бы благие побуждения и действия людей оборачиваются против них же самих Таков, например, феномен отчуждения процесса, котором созданные людьми предметы, организации, институты начинают жить своей самостоятельной жизнью, порабощая своих создателей Никакое, скажем, государство не может возникнуть без явно выраженной воли многих людей, но вряд ли эта воля предполагает, что, возникнув, государство начнет работать на себя, изобретая все новые и новые государственные интересы, стремясь к тотальному контролю чуть ли не над всеми сторонами жизни своих граждан Частный интерес страсти неразрывно связан с обнаружением всеобщего, потому что всеобщее является результатом частных и определенных интересов и их отрицания Частные интересы вступают борьбу между собой, и некоторые из них оказываются совершенно несостоятельными Не всеобщая идея противополагается чемулибо и борется с чемлибо не она подвергается опасности она остается недосягаемой и невредимой на заднем плане Частное большинстве случаев слишком мелко по сравнению со всеобщим индивидуумы приносятся жертву и обрекаются на гибель Идея уплачивает дань наличного бытия и бренности не из себя, а из страстей индивидуумов. Переходя к анализу истории как таковой, мы уже не можем ограничиться рассуждениями об обществе вообще, котором живут и действуют люди вообще, лишенные национальности, профессии, семейных и бытовых привязанностей Мы не можем ограничиться также абстрактно взятыми типами социальной организации феодализмом вообще или капитализмом вообще, котором отвлеченные феодалы и крестьяне, капиталисты и пролетарии сотрудничают или враждуют друг с другом, сражаясь неназванных классовых битвах. Такое понимание истории позволяет трактовать ее как событийную конкретизацию общественной жизни людей реальном времени и пространстве, как ту живую плоть социального, из которой абстрагируются типологические модели социума, общества вообще или обществ определенного социального типа будь то экономические формации Маркса или социокультурные суперсистемы Сорокина История есть область единичных событий, которой существуют и через которую проявляются общие и особенные черты социальной организации, реальные отношения сходства и подобия конкретных человеческих обществ. Таким образом, понятие история может рассматриваться как дальнейшая конкретизация ключевых социальнофилософских понятий Если категория общество конкретизирует понятие социум, указывает на реальный способ существования социального мире, то понятие история конкретизирует уже само понятие общество, указывая на те действительные формы, которые приняло реальном времени и реальном пространстве существование разумной социетальной цивилизации на планете Земля. Неудивительно, что большинство исследователей выражают несогласие с таким пониманием истории, когда общественные события жалуются исторические или разжалуются из них Такой подход тем более ошибочен, что критерии важности или неважности событий меняются от эпохи к эпохе, от школы к школе вместе с изменением познавательных приоритетов историков Так, некогда господствовавшая героическая школа стремилась свести историю к значимым событиям государственнополитической жизни войнам и революциям, заговорам и переворотам, законодательству и дипломатии, игнорируя хозяйственную жизнь, семью и быт как повседневности человеческого существования, составляющие лишь фон подлинно исторической жизни. Столь же неуместны хронологические изъятия из истории, настойчивое стремление свести ее к прошлому общества, противопоставленному его настоящему и будущему С философской точки зрения историю правильно понимать как хронологически непрерывную цепь событий, сквозную жизнь людей во времени, которой прошлое и настоящее разделены условной, неопределимой гранью, взаимно проникают друг друга прошлое воплощается настоящем, настоящее ежесекундно становится прошлым. Рассуждая о задачах философского анализа истории и его отличии от историографии, мы можем отнести к ним прежде всего постановку общеметодологических проблем исторического познания Именно философское мышление берет на себя уточнение концептуальной природы и предметных задач нефилософских наук об истории Именно философы определяют само понятие истории, соотнося его с категориями социум, общество, настоящее прошлое будущее и др Именно они решают проблему законосообразности исторического процесса наличия событийном пласте общественной жизни объективных, неслучайных связей, позволяющих историку считать себя ученым, объясняющим исторические события, а не только понимающим их мотивацию и. Казалось бы, здесь нет проблемы, так как, по определению, субъектами истории являются не общество вообще и не абстрактные типы социальной организации, подобные феодализму или капитализму, а люди, составляющие реальные народы, населяющие планету Земля, конкретные страны, нанесенные на политическую карту мира Однако действительности дело обстоит сложнее Чтобы убедиться этом, достаточно задаться простым вопросом событием чьей истории являются Наполеоновские войны начала XIX Принадлежат ли они отдельно истории Франции, Германии, России, или же мы можем рассматривать их как события единой и целостной истории Европы, включающей себя множество стран и народов, но не сводящейся к их арифметической сумме Спрашивается может ли быть субъектным началом истории определенная цивилизация, если понимать ее не как тип общества и не как конкретную страну, а как реальную группу таких стран, объединенных общностью культуры или переплетением исторических судеб.

Сторонники иной точки зрения, напротив, исходят из того, что подобная проблематика не входит минимум профессиональных требований, предъявляемых историку Конечно же, изучая событийную жизнь конкретных стран и народов, он учитывает разные градации ее целостности, принимает во внимание не только внутренние, но и внешние ее измерения. Что же представляет собой последняя, каков конкретный круг ее проблем Отвечая на этот вопрос, мы можем вслед за Гегелем сказать, что центральная проблема философии истории это проблема существования всемирной истории человечества, проблема механизмов и фаз становления и перспектив дальнейшего развития человечества как целостного интегративного образования исторической жизни. Нужно сказать, что проблема всемирности человеческой истории, возможности рассматривать развитие отдельных стран, народов и цивилизаций как единый целостный процесс имеет два различных аспекта Как и во всех предыдущих случаях анализа системных объектов, мы можем рассматривать целостность истории субстанциальном и интегративном планах, имеющих разное отношение к предмету философии истории. Итак, центральной проблемой философии истории являются проблема становления всемирной истории человечества, анализ тернистого пути возможной интеграции людей планетарную цивилизацию, прогноз судеб планетарно единого человечества, поджидающих его опасностей и альтернатив дальнейшего развития и Постановка и решение этих проблем придают философскоисторическому исследованию особый комплексный характер, заставляют его синтезировать подходы философского анализа общества со специфическими приемами исторического исследования Речь идет о синтезе методов генерализирующего обшествознания, с присущим ему анализом исторических структур, поиском обобщающих социальных законов, с методами индивидуализирующего объяснения глобальных исторических событий, имеющих судьбоносное значение для человечества. Лишь XX столетии на наших глазах возникает тенденция слияния таких цивилизаций планетарно единое человечество, прообразом которого может стать современная Европа, интегрирующая страны, конфликты между которыми еще недавно породили две мировые войны Можно лишь догадываться о реакции Бисмарка или Клемансо, если бы им пришлось узнать, что недалеком будущем Германия и Франция смогут ликвидировать границы, ввести общую валюту и объединенные вооруженные силы Очевидно, подобные интеграционные процессы во всей их сложности, противоречивости, конфликтности, неопределенности исходов не могут быть предметом индивидуализирующего исторического познания Они нуждаются глубокой философской проработке. С этой целью философ обязан искать объяснения и понимания значимых исторических событий, способных реально повлиять на судьбы человечества Это значит, что сугубо философская работа может быть посвящена конкретному историческому событию, например осмыслению Октябрьской революции 1917 России и ее всемирноисторического значения Очевидно, философия истории не может пройти мимо этого события надежде извлечь из него практический урок для человечества.

Философский смысл понятия всемирная история

Таким образом, можно сказать, что Бернгейм исходит из единства онтологического и гносеологического философии истории Эта плодотворная мысль не всегда находила поддержку со стороны других ученых Соотечественник Бернгейма Зиммель, например полагает, что философия истории должна заниматься только гносеологическими проблемами, изучением мотивов и поступков людей Необходимо познавать не только познанное, но и желаемое и прочувствованное, пережить заново то, что уже было пережито, перенестись психологическую атмосферу исследуемой эпохи Философии истории, пишет Зиммель, следовало бы установить, каких случаях историк руководимый инстинктом или размышлением, отвлекается от сознательной целесообразности поступках людей она должна бы исследовать, когда нам нужно для объяснения события предполагать сознательную волю и мысль и когда нам должно стараться избегать гипотезы о существовании их 16 В концепции Зим меля гносеологические вопросы, собственно говоря, редуцируются к психологизму, а конечном итоге и к иррационализму. Физиологопсихологическое течение исходит из того, что истории решающую роль играют человеческие страсти и потребности Поэтому оно главное внимание уделяет личности В противоположность этому течению культурноисторическое течение центр философско исторического исследования выдвигает социальную группу Личность рассматривается как продукт своего времени, как результат исторического развития Вся история конечном счете сводится к деятельности социальной группы, к культурным формам, но остается открытым вопрос, чем определяется характер самой социальной группы и образовавшихся течение длительной исторической эволюции культурных форм Раппопорт критикует это течение за его, как он утверждает, чисто формальный и абстрактный характер, так как оно не объясняет логику исторического движения, не учитывает климатический фактор формировании социальных связей, и отношений Думаю, что автор не совсем прав, ибо ни Кант, ни Конт, ни Маркс не игнорировали роли природы формировании общественных отношений. Гносеологическое направление получило еще другое название критическая философия истории, так как утверждает, что только критическое рассмотрение истории дает возможность создать модель человеческой истории, оценить степень истинности исторических фактов и теоретически воспроизвести картину исторической действительности Истоки этого направления восходят к Баден ской школе неокантианства, занимавшейся методологическими проблемами исторического познания, изучением специфики истории человечества Она выступила с критикой гегелевской философии истории, придававшей огромное значение изучению внутренних механизмов социальных процессов и феноменов Традиционная фило софия истории, пишет Арон, находит свое завершение системе Гегеля Современная философия истории начинается с отказа от гегельянства Идеалом больше не является определение значения становления человечества, философ больше не верит то, что он единственный депозитор секретов провидения 21 Вместе с тем она выступила и с критикой историковпозитивистов, которые ничего, кроме голых фактов, не признавали, ограничивались их описанием и отвергали какиелибо философские обобщения. Термин философия истории был введен Вольтером и охватывал совокупность философских рассуждений о всемирной истории без специального философскотеоретического обоснования их необходимости и правомерности. Хорошими примерами первой позиции вопросе о смысле истории служат религиозные концепции истории Так, иудеи, исходя из своего понимания признанности, отраженного книгах пророков, усматривали объективный смысл истории установлении господства Яхве над всеми народами Человек может пытаться способствовать этому процессу или, напротив, препятствовать ему от этого ничего не зависит История, написанная соответствии с христианскими принципами, также является провиденциальной и апокалипсической Она приписывает исторические события не мудрости людей, но действиям Бога, определившего не только основное направление, но и все детали человеческой деятельности В философии истории Г В Ф Гегеля, являющейся модификацией христианской философии истории, история рассматривается как целеполагающее и смыслообразующее поступательное движение Мир не предоставлен случаю и внешним случайным причинам, но управляется провидением Гегель Ход и развитие мировой истории раскрываются как разумный прогресс сознании свободы Знающая саму себя свобода способна самостоятельно стать действительным миром свободы Объективный смысл придает истории и К Маркс целью и тем самым смыслом истории является будущее царство свободы, для достижения которого необходимо уничтожение частной собственности и создание бесклассового общества.

Философский смысл понятия всемирная история

Мы называем историей то, что происходит пространстве и времени определенном месте Для того, чтобы быть историческим, индивид должен быть единичным, неповторимым Такую единичность можно найти лишь человеке понимании человека не как естественной, биологической, а прежде всего как духовного существа Историческое это не просто реальный индивидуум, сосуд всеобщего, это действительность, которая одухотворяет это всеобщее То, что мы познаем как исторически особое, разрешает нам двигаться к истории как единому индивидууму. Но, по мнению автора, переход не локализуется исключительно на какихто определенных этапах истории, он присутствует всегда Любое, даже величественное, обращенное вечность событие, есть лишь переходное явление Именно поэтому мы не можем найти для себя образцы совершенства или абсолюта достижениях предыдущих эпох они создавались время, когда их творцы уже ощущали приближение нового и даже момент создания начинали свою гибель Истории вообще не присуща продолжительность, она самая есть переход. Причина такой сложности освещении проблемы том, что использование каждой из отдельных линий развития, каждой группы фактов о разных единствах это упрощения, и задача исследователя состоит объединении разных аспектов, постижении единства линий и образов. Итак, мы рассмотрели развитие взглядов на смысл, направленность и возможность предвидения исторического развития. Возможность социального предвидения настоящее время видят первую очередь социальноматематическом моделировании отдельных процессов и тенденций Если же говорить о философском ответе на этот вопрос, то здесь существуют различные точки зрения.

Философский смысл понятия всемирная история

Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество Воззрения Ясперса на технику и техногенную цивилизацию Учение Данилевского о культурноисторических типах и закономерностях их развития Концепция истории Шпенглера Постижение истории Тойнби. Подходы и направления современной исторической науке Оригинальная концепция всемирной истории и прогресса у А Тойнби цивилизационный подход Сущность и характеристики локальных цивилизаций, концепция их Существования, развития и взаимодействия. Понятие ʼʼцивилизацияʼʼ ранее употреблялось лишь контексте истории при сравнении классовых обществ с родовым строем, и только последние годы оно развернулось емкую рабочую категорию К сожалению, социальнофилософской науке сегодня нет общепринятого понятия цивилизация В случае если суммировать разнообразные ее определ ения, то цивилизация собственно социальная организация общества, характеризующаяся вс еобщей связью индивидов и первичных общностей целях воспроизводства и приумножения общественного богатства или целостность материальной и духовной жизни людей определ енных пространственных и временных границах Особенность цивилизационных этапов раскрывается при сопоставлении с принципами выдел ения формационных структур. Размещено на Все авторы подчеркивают, что современное западное общество ᴛᴏ ступень крайне негативного проявления цивилизиционных признаков, при котором происходит обезличивание человека, превращение его часть производственного конвейера, элемент научнотехнического прогресса Образуется видимость жизни, при которой человек предстает как простая тел есная оболочка, перестает ощущать себя индивидуальностью Точнее, он принимает за собственную личность чисто внешние свойства стиль одежды, манеру поведения, круг знакомств Образ человека разрушается и вместо него появляются роли, профессии, функции Культура теряет своеобразие. Термин ʼʼкультураʼʼ обозначает внутреннее единство форм мышления, запечатленное формах экономической, политической, духовной, религиозной, художественной жизни Данное единство Шпенглер называет ʼʼпрасимволʼʼ или ʼʼпрафеноменʼʼ заимствовано у Гете Каждая культура формирует ʼʼпрасимволʼʼ, через который обнаруживается ее душа К примеру, душа грекоримской культуры является апполоновской, что нашло свое отражение философии Платона, Сократа Аристотеля В художественной жизни ᴛᴏ интерес к чувственному телу, его скульптурному изображению В философии опора на разум, развитие наук, идеалов справедливого государства. Концепция А Тойнби Тойнби создал 12томный труд ʼʼИсследование историиʼʼ, котором систематизировал огромный фактический материал с целью узнать смысл исторического процесса Для его концепции был характерен культурологический плюрализм, а именно убеждение многообразии форм социальной организации человечества, каждая из которых имеет своеобразную систему ценностей Все многообразие культурной жизни складывается вокруг этой системы ценностей Каждая цивилизация является неповторимой Признаки цивилизации согласно Тойнби. Это некая единица измерения истории, наподобие биологического вида, имеющего свойственную только ему среду обитания географические условия. Концепция К Ясперса В работе ʼʼИстоки истории и ее цельʼʼ 1949 Ясперс размышляет о судьбе современного человечества Критикуя теории Шпенглера и Тойнби, он предлагает новые способы понимания исторического прошлого.

Б Ясперс убежден, что общей для человечества верой должна быть только философская вера, которая древнее, чем христианство Время рождения философской веры он называет ʼʼос евое времяʼʼ примерно между 800 и 200 гᴦ до В данный период времени параллельно Китае, Индии, Персии, Палестин и Древней Греции возникают духовные движения религиозные и философские, сформировавшие тот тип человека, который существует и сегодня Через ʼʼос евое времяʼʼ происходит пробуждение человеческого сознания и духа Происходит переход от мифологического мышления к самосознанию Сократ, к опытным знаниям Аристотель Человек осознает недолговечность своей жизни и связи с этим создает идеи, с помощью которых он может жить дальше религии спасения буддизм, иудаизм, христианство. Р Арон 19051983 гᴦ французский философ и социолог основное внимание уделяет изучению индустриального общества, определяя его типом средств производства, максимализацией роста производства и потребления Подчеркивает, что индустриализация не является абсолютным благом. Все техницисты выделяют позитивные черты новой эпохи эпохи единого индустриального пространства информатизация общества, широкое развитие микроэлектроники, компьютеризации, установка на информационное обогащение, приобретение новых знаний, высокий уровень технологического производства, формирование гуманистической культуры, где целью общества будет человек Человек должен представлять гармоничное сочетание высокой квалификации, виртуозное владение техникой, предельной компетенцией своей специальности, социальной ответственностью, общечеловеческими принципами. Размещено на Этими мыслителями культура воспринимается как противоположность природному началу человека, как притворство, как средство подавления человека Отрицается прогресс культуре, подчеркивается ее усредненопринудительный характер по отношению к отдельному человеку. При этом, культура ᴛᴏ философское понятие для характеристики человека как творческого существа Культурность человека выражается не только следовании образцу, но и создании новых культурных смыслов Ни один человек не может жить вне культуры, но формы его культурного бытия бывают различны. Структура культуры Культуру составляют физическая и духовная энергия человека, процесс ее реализации созидательная духовнопрактическая деятельность, предметное воплощение этой деятельности идеи, вещи, отношения между людьми как членами общества нравы, институты, традиции Центр культуры идеология система идей, связанных с определ енным пониманием общественной жизни, оценкой ее качества, перспектив ее преобразования Идеология претендует на вс еобщность и незыблемость, она стремится поглотить культуру, законсервировать общественные отношения, хотя и выдвигает цели для развития общества Можно сказать, что идеология способна превратиться со временем маску культуры, псевдокультуру.

Будет правильным считать, что культура ᴛᴏ лишь то, что отвечает высоким гуманным критериям и служит интересам блага общества Культурно только то, что нравственно. Политический строй тоже влияет на развитие культуры Назревающие обществе крупные перемены вызывают крупные перемены, вызывают к жизни новые веяния и настроения духовной культуре Отсутствие обществе демократии вс егда ограничивает свободу культурного творчества. Принято выделять два базовых типа культуры Культура традиционного общества характеризуется устойчивостью традиций, медленным накоплением нововведений, невысокой степенью вмешательства человека природу Свобода человека таком обществе заменена зависимостью от общины, коллектива, государства. С момента своего возникновения философия играла решающую роль формировании мировоззрения людей Она боролась за свое место духовной жизни общества Ей пришлось очень тяжело, когда средние века тиология подчинила её себе В Новое время философия вырвалась оков христианства и снова заняла важное место обществе Причем рациональная философия оттеснила остальные философские течения и направления Она помогала людям правильно ориентироваться сложной сети общественной жизни, находить пути выхода из тупиковых ситуаций Она попрежнему выполняла важные мировоззренческие функции. Философию истории можно излагать поразному Одни исследователи дают широкую панораму всего исторического процесса Другие главное внимание обращают на теоретическое наследие крупнейших философов истории В этой работе используется проблемное изложение материала Такой подход дает возможность охватить наиболее фундаментальные проблемы философии истории, дать их комплексный и всесторонний анализ. Память не восстанавливает прошлое таки, каким оно было, она преображает это прошлое, идеализирует его соответствии с ожидаемым будущим. Историческая наука отличии от философии истории должна соблюдать временную последовательность событий и исторических фактов Если философия истории есть сущность, схваченная во времени, такая сущность, которая постоянно меняется, но тем не менее сохраняется, то историческая наука есть изложение фактов и событий хронологическом порядке Философия истории имеет определенный категориальный и понятийный аппарат, посредством которого дается философскоисторическое изложение исторического процесса прогресс, регресс, социальный детерминизм, цивилизация, закон, формация, общественные отношения, географический фактор, разум, способ производства, производительные силы, производственные отношения, историческое объяснение, менталитет, самосознание, историческое сознание и Она теорией высшей абстракции, но абстракцией глубокой, адекватно отражающей объективную действительность Философскоисторическая дисциплина необходима, так как она позволяет создать некую теоретическую картину человеческого общества, помогает людям правильно ориентироваться сложной сети общественной жизни, делать соответствующие выводы из опыта прошлого Но люди редко извлекают полезные уроки из прошлого Гегель писал, что правителям, государственным людям и народам с важностью советуют извлекать поучения из опыта истории Но опыт и история учит, что народы и правительства никогда ничему не научились из истории и действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из. Историческая наука это теория среднего уровня, то есть теория средней абстракции, и поэтому не может заниматься теоретической разработкой таких высоких абстрактных понятий, как закон и категория.

Немецкий философ Гердер написал обширный труд Идеи к философии истории человечества, котором дается широкая панорама всей мировой истории Как пишет немецкий просветитель, его интересовала наука, которая описывала бы всю историю человечества, начиная с его зарождения В качестве такой науки для Гердера выступает философия истории Философскоисторическое произведение Гердера сыграло важнейшую роль становлении философии истории как особой дисциплины. Таким образом, одни онтологи главное внимание уделяют бытию исторического процесса, а другие гносеологи теоретической реконструкцией исторического прошлого Но нельзя отрывать друг от друга гносеологию и онтологию Теория познания без объекта познания перестает быть теорией, так как без исследования практической деятельности людей, без анализа общественных отношений, без выяснения смысла и цели человеческого общества она не может претендовать на научную теорию, то есть без объекта познания, нет теории познания Поэтому предметом философии истории являются как гносеологические, тек и онтологические проблемы Она их рассматривает единстве, во взаимной связи, хотя может с целью более глубокого их изучения анализировать их отдельно друг от друга. История не только откровение Бога, но и ответное откровение человека Богу. Вико Джамбаттиста создал теорию исторического круговорота Каждая нация совершает поступательное движение от божественной эпохи до человеческой, а потом возвращается к своему первоначальному состоянию Вернулись некоторые виды Божьего суда, так называемые канонические очищения Вернулись Героические разбои Вернулись Героические возмездия И потому и войны позднейших варварских времен, как и времен первого варварства, были религиозными Вернулось и Героическое рабство, которое существовало чрезвычайно долго даже среди самих христианских наций Вико Но абсолютный возврат к первоначальному состоянию невозможен После завершения круга снова начинается развитие по восходящей линии Каждой эпохе соответствуют свои нравы, обычаи, характеры, юридические законы и В Божественную эпоху, например, право каждого зависело от богов, Героическую эпоху решающую роль играло право силы, то есть был прав тот, кто оказывался физически сильнее. Каждому веку соответствовали и свои формы правления, и свои авторитеты Божественную эпоху форма правления носила теократический характер, а главным авторитетом был авторитет Бога. Четвертую и пятую эпохи Кондорсе связывает с Древней Грецией и Древним Римом Он подчеркивает, что греческая культура возникла не на пустом месте, что Греция многое позаимствовала у восточных народов их ремесла, часть их знаний, азбуку и религиозную систему Кондорсе указывал на единство мировой истории, на взаимосвязь и взаимовлияние народов разных стран. Девятая эпоха, по мнению Кондорсе, начинается от Декарта и завершается образованием Французской республики А последней, десятой эпохе, то есть буржуазном способе производстве Кондорсе видит будущее человеческого общества Улучшение его состояния он усматривает уничтожении неравенства между людьми, совершенствовании человека. Восточный мир, пишет Гегель, есть детский возраст истории Здесь царствует деспотизм и свободным чувствует себя только деспот Люди вращаются вокруг одного центра, то есть властителя, который стоит во главе государства как патриарх Он требует от всех граждан соблюдать существующие предписания патриарх является субстанцией, которой всё принадлежит Но Гегель считает, что эта история не есть действительная история, так как ней нового ничего нет, а есть повторение одних и тех же процессов. Маркс разбил всю историю на пять формаций первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, и коммунистическая У Маркса есть еще и другое деление истории первичная формация первобытное общество, Вторичная формация рабство, феодализм, капитализм и третичная формация коммунизм Маркс подчеркивал, что общество не может перескочить через естественные фазы своего развития, что более развитая страна показывает менее развитой ее собственное будущее Маркс как диалектик прекрасно понимал сложный и трудный характер развития исторического процесса Но он не считал, что каждая страна обязательном порядке должна пройти все формации Для Маркса важно то, что все человечество проходит эти формации.

Рост цивилизации Не все цивилизации выдержали испытание временем Многие из них не смогли развиваться и конце концов погибли Тойнби такие цивилизации называет задержанными цивилизациями, к которым он относит цивилизации эскимосов, полинезийцев и других народов В росте цивилизации, по мнению Тойнби, большую роль играет не только творческое меньшинство, но и великие личности Они подтягивают нетворческое большинство толпу до творческого меньшинства. Надлом цивилизации Тойнби считает, что причины надлома цивилизаций не следует искать за их пределами, они находятся внутри самих цивилизаций Один из признаков роста цивилизации самодетерминация Но со временем внутри цивилизации появляются трещины Творческие личности постоянно заняты тем, чтобы вести за собой нетворческую массу, постоянно призывают ее к подвигам и непрерывному совершенствованию Однако нетворческая часть общества перестает подражать творческому меньшинству, и последнее начинает терпеть неудачу продвижении по пути прогресса, результате чего цивилизация начинает терять самодетерминацию. Социальная сфера Ретроспективный взгляд на историю свидетельствует, что одни и те же исторические эпохи разных регионах мира была примерно одна и та же социальная структура общества Социальная сфера очень разнообразна не только структурно, но и функционально, то есть по исполнению тех или иных общественных функций Род, племя, этнос, нация, народ, класс, каста, сословия и другие формы социальной общности людей очень дифференцированы. Духовная сфера Она имеет свою имманентную логику развития, показывающую, что обладает универсальными чертами и свойствами, присущими всем духовным сферам Разнообразие духовной деятельности народов мира очевидно Ведь каждый народ имеет свою собственную неповторимую и уникальную культуру, несравнимую с культурами других народов. Политическая сфера В широком смысле слова политическую сферу входит управление делами общества, регулирование отношений между индивидами, группами, классами, государствами, народами Очень разнообразна политическая жизнь государств и народов Сосуществовали и сосуществуют разные формы правления монархия и республика, аристократия и олигархия В восточных странах больше доминировали деспотические государства. Монтескье свое исследование роли географической среды начинает с выяснения вопроса о человеческой природе По его мнению, климатические условия определяют индивидуальные особенности человека, его телесную организацию, характер и склонности Так, например, холодном поясе люди крепче и физически сильнее, поскольку холодный воздух производит сжатие окончаний внешних волокон нашего тела, отчего напряжение их увеличивается и усиливается приток крови от конечностей к сердцу Южные народы, продолжает Монтескье ленивы от природы, и поэтому они не способны к героическим поступкам.

Оно всегда остается на почве действительной истории, объясняет не практику их идей, а идейном образовании из материальной жизни. Проблема человека имеет два аспекта практические и теоретические Под практическим аспектом подразумевается создание человеком необходимых условий для проявления его сущностных сил, то есть интеллектуальных и физических способностей Если величие человека проявляется том, что он мыслит, то, может быть, этом и его трагедия, ибо только человек, благодаря тому, что он мыслит, может сознательно заниматься деструктивной деятельностью, то есть ничего не создавать, а все разрушать. История это продукт деятельности людей, каждый из которых преследует свои цели и интересы Таким образом, история представляет собой единство объективного и субъективного то есть, с одной стороны, она развивается независимо от воли и желания людей, а с дугой она есть их история Русский философ П Л Лавров писал, что историю творят личности, и они могут её по своему усмотрению повернуть любую сторону, и что прогресс человечества лежит исключительно на критически мыслящих личностях без них он, безусловно, не возможен Личности являются главными двигателями человечества, они создают новые модели общества и реализуют их своей практической деятельности. Человечество оказалось на поворотном пункте никогда еще так остро не ощущался драматизм исторической ситуации Проблемы состояния экологии и демографической ситуации, войны и мира, нравственного и культурного развития человечества любой из них отражаются противоречия социального и духовного кризиса нашей эпохи Философская мысль современности озабочена вопросами сущности, характера и направленности истории, связанной с будущей судьбой человечества, которая ставится такой форме. I Пытаясь объяснить исторический процесс развития общества, многие мыслители выдвигали идею о том, что человечество движется к какойто цели В неустанном продвижении к этой цели человечество обретает смысл своей истории, состоящий выполнении предназначения. Функции философии Вопрос о функциях философии это вопрос о том, какую роль она играет жизни людей, как и для чего используется ими философское значение Рассмотрим основные функции. Философские направления Для наименования различных форм выражения философских взглядов применяются термины учение, теория, концепция, система, школа, течение, направление Хотя строгие границы между значениями. Принцип системности Первоначально диалектике считалось, что понять сущность предмета значит узнать, из чего он состоит, из каких простых частей состоит более сложное целое Целое рассматривалось как резул. Общественное животное Человек часть природы, биосферы, космоса Он принадлежит к одному из 1500000 видов живых организмов, населяющих Землю виду homо sаpiеns, отряду приматов, классу млекопитающих В отличие от друг.

Пути социальноэкономического прогресса Общественный прогресс многопланов, он складывается из неравномерно протекающих и взаимно воздействующих друг на друга потоков, захватывающих различные сферы общественной жизни. Преступление и наказание Чтобы осуществить исправительновоспитательное воздействие на личность человека, надо прежде всего отказаться от ярлыка общественно опасной личности В рамках карательных отношений это невозможно. Теория, согласно которой Бог являет себя и свой Суд истории, неотличима от теории, по которой мирской успех есть высшая оценка и оправдание наших действий Такая теория равносильна доктрине, согласно которой история всех рассудит, другими словами, что право на стороне будущей силы. Представления о времени зависят от конкретной эпохи, культуры общества, ее основополагающих ценностей Например, Древних цивилизациях понимание времени определялось мифологическим сознанием На его основе все процессы социальной жизни трактовались как периодически повторяющиеся циклы В Средние века видение времени задавала христианская религия Время было творением Бога, оно соотносилось с более ценной категорией вечностью, имело начало и окончание В Новое время, связи с развитием естествознания, материальной и социальной практики, представления о времени вошла идея процессуальности, направленности, периодичности социальной жизни Время стало восприниматься как универсальный атрибут бытия. Формационный подход является образцом классической философии истории, а цивилизационный неклассической, современной. Отделить человеческую историю от истории божественной, земную от небесной, попытался итальянский мыслитель Д Вико Он связывал смысл истории с естественной необходимостью, то есть с постоянно повторяющимся порядком причин и следствий Все народы проходят единый путь, включающий три эпохи божественную, героическую, человеческую, которые со ответствуют детству, юности и зрелости человечества Д Вико считал, что такие этапы своем развитии проходят культура, язык и все, что связано с жизнедеятельностью человека и человечества Пройдя положенный круг, страны и народы начинают круг новый те же три названные выше эпохи При этом Д Вико не отрицал роли Божественного провидения, которое обуздывает человеческие страсти. Понятно, что единообразия подходах к проблеме пе риодизации истории нет ведь выделение периодов истории зависит от того критерия или критериев, которые положены основу периодизации За основу периодизации истории брались, к примеру, орудия труда У Ростоу, Д Белл, О Тоффлер, рост народонаселения Т Р Мальтус, географическая среда Ш Л Монтескье и. У Ростоу поясняет, что конечном итоге, различие между традиционным и современным обществом, по его мнению, состоит том, является ли уровень капиталовложений низким по отношению к приросту населения Исходя из предыдущей периодизации истории общества, можно понять, что такое традиционное общество, но другие стадии, выделенные У Ростоу, требуют уточнения Общество процессе перехода это пе риод, когда создаются условия для сдвига, то есть накапливаются условия, необходимые для перехода к индустриальной цивилизации Период стадия сдвига это период промышлен ной революции, которая была связана с изменением методов производства Стадия роста это стадия, когда экономика демонстрирует, что у нее есть технические и предприниматель ские возможности производить, если не все, то почти все, что она предпочитает производить Человек и общество Основы современной цивилизации Хрестоматия М, 1992. Время возникает из вечности вместе с актом божественного творения и дальше как бы распадается на три времени, а имено прошлое, настоящее и будущее Прошлое это память, будущее надежда реально же только настоящее Это значит, что история переживается человеком как актуальное бытие, из которого он с необходимостью мысленно переносится то прошлое, то будущее И важно заметить, что история у Августина завершается окончательным отделением праведников от грешников, торжеством Града Божьего Церкви, ее идеалов, иначе говоря, она имеет эсхатологический характер от греч eshaton последний и logos слово, знание, она неизбежно заканчивается Время имело начало, имеет оно и конец.

Естественным при этом был вопрос о социальных революциях, их К Маркс называл локомотивами истории Они выводили общество из застоя, сообщали ему новые стимулы для развития, приобщали к активной деятельности на поприще истории народные массы их лице К Маркс видел подлинных творцов истории, отличие от выдающихся личностей, которые домарксистской исторической традиции считались таковыми. В конце XII происходит закат идеациональной культуры Но это не уход ее чистом виде Принцип сверхчувственности теперь сочетается с принципом, заключающимсся том, что объективная реальность и ее смысл чувственны Общая формулировка нового типа культуры такова объективная реальность сверхчувственна и частично чувственна Культурная система этого типа может быть названа идеалистической Она была характерной для культуры XIII XIY ст Западной Европе эпоха Возрождения, а также для греческой культуры Y IY вв до. Проблема движущих сил исторического процесса сложна и многопланова Известно, развитие общества определяется множеством фактором, как существенных, так и несущественных, как необходимых, так и случайных В связи с этим возникают следующие вопросы каковы же наиболее существенные и устойчивые причины и факторы, обеспечивающие развитие общества, какова их природа и структура, каков вклад каждого их них самодвижение и саморазвитие человеческого общества Для ответа на них необходимо определить понятие причин и движущих сил развития общества, систему движущих сил, соотношение общих и частных движущих сил развития общества. По Гегелю, развитость свободы определяется степенью ее всеобщности, справедливости Действительна лишь та свобода, которая желает справедливости и утверждает ее, которая знает и укореняет себя во всяком другом духовном существе и обществе целом Этот пункт отличает диалектический принцип свободы от метафизического Гоббс, к примеру, понимает свободу только субъективном виде Но такая свобода объективном выступает только как произвол и конечном итоге оборачивается против себя За объективным за обществом, по Гоббсу, остается по отношению к свободе лишь функция ограничения Гегель, наоборот, считает субъективную свободу еще неистинной, называя ее формальной, или абстрактной Только обществе свобода становится истинной, приобретает достойное содержание и конкретизируется. Более совершенный механизм представлен деянии всемирноисторической личности Мы уже говорили о том, что процессе развития совершенствуется не только наличный материал истории люди, но и разум В каждую историческую эпоху разум выступает виде определенной идеи, придавая соответствующий характер общественным отношениям По мере реализации идеи обнаруживается ее неудовлетворительность, возникает необходимость более развитой идеи и более развитых общественных отношений В такие переломные эпохи появляются индивиды, политические деятели, предвидящие новую идею и направляющие свою волю на ее осуществление Они не отказываются от своего интереса Наоборот, эти индивиды, стремящиеся к власти и славе, высшей степени эгоистичны Но их субъективная воля совпадает с объективной необходимостью Такие лица как бы вступают резонанс с разумом В этом их сила и значение Эти индивиды являются всемирноисторическими личностями. Определите сущность духа через сравнение его с природой материей В каких собственных функциях духа проявляется его сущность Какова цель деятельности духа В чем смысл всемирной истории Проведите деление всемирной истории на основании сущности духа.

Рассмотрите учение, признающее патриархальное начало качестве сущности государства Дайте критику этого учения. Особого внимания заслуживает вопрос о типологии современного цивилизационного развития Выше были вычленены два основных значения понятия цивилизация 1 как стадии перехода от животного состояния, а затем дикости и варварства к собственно человеческим цивилизованным формам жизни, определяемым технологическим освоением природы и совершенствованием способа регуляции социальных отношений 2 как некой устойчивой социокультурной общности людей и стран, сохраняющей свое своеобразие и целостность на больших отрезках исторического времени, несмотря на все изменения и внешние влияния В последние годы на фоне и под воздействием активно протекающего процесса глобализации см Глобализации или универсализации мира на первый план выступает значение термина цивилизация, фиксирующего предельно общее социокультурное различие между исторически возникшими типами цивилизованного устройства, сосуществование и противостояние которых характеризует то, что можно назвать современным миром Это контраверза и дихотомия традиционалистского и техногенного типа, различающихся буквально по всем параметрам и направлениям развития человеческой жизнедеятельности технологии производства и управления, системе социальных отношений и механизмах регуляции деятельности людей, ценностных ориентациях и предпочтениях, гарантирующих функциональную стабильность привычного уклада и образа жизни Различие не абстрактное, размываемое бурно идущим процессом модернизации см Модернизация политическая, Модернизация социальная, но вполне рельефное, ощутимое и целенаправленное, приобретающее всемирноисторический, судьбоносный характер и значение Оно представлено и описано работах Н Я Бромлея, Б С Ерасова, В С Степина, А С Ахиезера, А С Панарина и др российских исследователей см Цивилизационного развития типы Амбивалентное состояние современной мировой цивилизации терминологически и содержательно осмысливается как ее распадение на два древа Запад и Восток, каждое из которых имеет свой особый генотип и собственную логику развития Бромлей, взаимодействие двух типов общества традиционного и техногенного, отодвигающее на второй план дихотомии капитализм коммунизм, Север Юг, Запад Восток М К Петров, В С Степин, функционирование традиционной и либеральной цивилизации, где отсталость первой и преимущества второй составляют вместе дуальную оппозицию, парализующую человечество А С Ахиезер, либо как переход от индустриального экономического общества к постиндустриальному постэкономическому, который может быть реализован лишь путем взаимопроникновения достижений и ценностей традиционалистской и техногенной цивилизаций Н Н Моисеев, А С Панарин.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru