Философия века просвещения о природе обществе человеке

Философия французского Просвещения века век вошел историю как век Просвещения. Считая, что основе всех видов познания лежит опыт, Вольтер делает из этого вывод, что человек по природе своей общественное существо, что общественное устройство жизни должно обеспечивать политическое и юридическое равенство людей. В центре мировоззрения энциклопедистов стоял человек как часть природы. Французское Просвещение природе, сущности человека, общества Выполнил ст удент. Можно назвать Просвещением эпоху, но можно так назвать и концепцию, суть которой вера то, что силами человеческого разума возможно достигнуть социального прогресса и совершенствовать общество во всех его положениях с точки зрения естественнонаучного прогресса, нравственного состояния, права.

С точки зрения этой концепции, единственным регулятором прогресса является человеческий разум. Концепция Просвещения, как и само Просвещение, понятие достаточно противоречивое. Общие тенденции развития философской мысли веке В столетии тенденция роста рациональности, проявившаяся столь ярко веке, была продолжена и развита новых условиях. Несмотря на особенности, которые Просвещение имело разных странах, общей основой для него явилось подчеркивание связи науки с практикой, безграничная вера человеческий разум, знания и общественный прогресс причина всех бед от недостатка знаний, критика умозрительных метафизических схем, защита деизма а впоследствии и материализма, борьба с сословными привилегиями, критика феодализма. Идеал Просвещения строился также на противопоставлении естественного и цивилизованного состояния человека, вместо активно познающего субъекта века обладающего, прежде всего, органами чувств, рассудком и разумом, появляется и становится центром всех философских воззрений, социально самосознающий себя человек, пытающийся понять свое происхождение, побудительные причины своего и общественного развития. По характеристике Энгельса, просветители это великие люди, которые во Франции просвещали головы для приблизившейся революции.

Основоположниками французского Просвещения явились Вольтер и Монтескье. Их произведения, прежде всего вольтеровские, способствовали формированию многочисленного второго поколения просветителей, творчество которых начало развертываться с середины 40х годов. Виднейшие представители этого поколения Ламетри, Дидро, Кондильяк, Руссо, Тюрго, Гельвеций, Гольбах. Религия, понимание природы, общество, государственный строй все было подвергнуто самой беспощадной критике все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Критическодеструктивная направленность Просвещения выступала единстве с выработкой его представителями четких позитивных альтернатив по каждому рассматриваемому вопросу. В философии французского Просвещения появилось много существенно нового по сравнению с физикой Декарта и трактовкой им рациональности, эмпиризмом Бэкона, учением Спинозы субстациальности природы, материализмом Гоббса, концепцией развития Лейбница и его идеей единстве движения, сенсуализмом Локка, скептицизмом Бэйля. С середины 30х годов внимание французских философов начала привлекать распространявшаяся списках рукопись Завещания Мелье, где он конце 20х годов выдвинул цельное материалистическое понимание природы, опирающееся как онтологическом, так и гносеологическом плане на картезианство и спиноизм. Во Франции века материализм был преобразован так, что стал служить обоснованию решительной борьбы с феодализмом, и его революционный характер вскоре выступил наружу французские материалисты отнюдь не ограничивались своей критике областью религии они критиковали каждое политическое учреждение своего времени. Разоблачение религиозного освящения феодальноабсолютистского строя, произведенное просветителями на базе материального отрицания реальности божественного откровения, позволило с полной ясностью осознать политическоправовые задачи революционной борьбы против данного строя.

Философия века просвещения о природе обществе человеке

Противники французского Просвещения распространяли измышления его догматичности, на котором они, сущности, выдавали материалистическоантитеологическую и направленную против социального гнета определенность воззрений просветителей. Но при всей категоричности просветительских отрицаний и утверждений ни одно из них не высказывалось без солидного обоснования, подкрепления фактами и аргументами. Философская мысль Просвещения находилась, по сути дела, постоянном движении, поиске, открытии и опробовании новых путей. В ней не было догматической окостенелости, даже когда она выступала виде систем, поскольку последние являлись открытыми. В учении причинности французские материалисты отождествляли ее с необходимостью, а случайность характеризовалась как субъективное незнание.

Идея это образ предмета, вызвавшего ощущение, истина это соответствие представлений вещах самим вещам и она проверяется опытом, экспериментом. Философия и социальнополитические теории французского Просвещения идеологически подготовили Французскую буржуазную революцию 1789 94 годов. При этом законы не должны находиться противоречии с природными свойствами человека, а сами природные свойства и потребности должны быть поняты. Поэтому истории человечества имеют место две параллельные закономерности просвещение мудрость добро прогресс любовь к знаниям свободомыслие атеизм царство разума счастье, и невежество глупость зло косность религиозное мракобесие политический деспотизм несчастье. Применительно к природе это означало, что она неизменна у Гольбаха это природные круговороты, которых сумма веществ и элементов неизменна. В познании механицизм и метафизика слились с абсолютизацией повседневного опыта познано то, что наглядно, а потому выразимо механических моделях. Но, разумеется, эти общие черты проявлялись с разной силой и разной значимостью. В частности, не историческим, а чисто рационалистическим было отношение к с редним векам как ко времени только невежества и упадка. Франклин идеями разделения властей, естественных прав человека и народа прямо или косвенно подготавливали революцию.

Преувеличение роли рациональности жизни общества препятствовало правильному понимаю законов его функционирования. Для просветителей главным казалось разоблачение глупости и невежества, что открывало бы возможности для движения по пути прогресса и разума, тогда как обществе как системе неизбежен сплав положительных и отрицательных качеств, изменение одного может вести к изменению многих других. Неудивительно, что после десятилетий критики религии французские революционеры вынуждены были взамен католичества вводить новую религию культ Верховного существа, Разума. Политические и полемические страсти часто ослепляли мыслителей этой эпохи. Поэтому просветители часто пользовались одним источником, когда имелось несколько, просто подбирали факты, которые им больше подходили 9 Этим грешили самые крупные авторитеты, такие как Вольтер, Руссо, Монтескьё. Философская история также представала как наука идеологическая национальных масштабах. Программа поиска и использования прошлого опыта для построения универсальной науки природе человека и исторического развития общества нашла многих приверженцев среди французских философов. Это существенно развивало философию и теорию истории, а также заложило фундамент идей, которые разрабатывались последующие века, и привело к целому ряду положительных следствий хотя одновременно давало основание просветителям не всегда строго относиться к фактам. Необходимость придать порядок историческим сведениям привела к тому, что ряд просветителей, таких как Вольтер, Тюрго, Юм, Гиббон, Робертсон, Ломоносов. Просветителями были созданы опыты универсальной всемирной истории, они обращались к истории Азии и Америки, изучали античность, с редние века и овое время.

Значительно способствовал расширению горизонтов всемирной истории Вольтер, частности его Опыт нравах и духе народов. Просветители также разрабатывали национальную историю европейских государств. Мало того, они нередко противопоставляли историю королей и народных масс, считая последнюю более важной. История должна стать историей культуры, охватывающей все стороны жизни общества, включить себя историю науки, просвещения, литературы, хозяйства, религии, нравов, народонаселения. Вольтер говорил, что историк должен уделять пристальное внимание обычаям, законам, нравам, торговле, финансам, сельскому хозяйству, населению. Для ряда исследователей, особенно английских и шотландских, характерен интерес к истории промышленности, торговли, технических усовершенствований. Даже английская мысль, целом отличавшаяся политической умеренностью, дала трудах своих выдающихся представителей. Таким образом, творчество эрудитов, антикваров, других ученых, добывающих факты, способствовало подготовке превращения истории науку с собственными методами. Однако если философская история характеризовалась недостаточно строгим отношением к фактам и источникам, то эрудиты теоретическом плане редко поднимались выше накопленной ими базы данных. Центром этих начинаний был Гёттингенский университет, котором возникла гёттингенская школа.

Одной из наиболее популярных период Просвещения тем была тема единой человеческой природы, что способствовало поиску универсальных законов, вытекающих из этих общих для человеческого рода качеств. В целом категория человеческой природы трактовалась как изначально заданная человеку на все времена. Такие подходы повышали статус истории, открывали поле исследования для философии истории, но одновременно ограничивали возможности использовать принцип историзма. В соответствии с пониманием природы людей они формулировали и представления наилучшем устройстве общества. Одни считали частную собственность основой всех бед людей Руссо, Мабли, другие полагали, что лучшее общество то, котором все собственники американские просветители, Руссо. Проблеме смены политических форм просветители, как и их античные предшественники, придавали большое значение. Они полагали, что смена политических форм дает ключ к пониманию сути исторического развития. Вольтер, Гольбах и другие подчеркивали роль выдающихся законодателей и правителей. Движущим началом исторического прогресса Гердер считал культуру, которой, по его мнению, воплощаются заложенные людях подлинно человеческие, гуманные свойства. Важную роль просветители придавали также естественным стремлениям и интересам людей, их страстям и идеям.

В перечень важных факторов, формирующих характер народа и государства, он включал почвы, ландшафт, размер территории. Неплодородная же почва и умеренный климат формируют стремление к свободе. Монтескьё прав, указывая на некоторые очевидные взаимосвязи и соотношения корреляции, например между размерами общества и формой правления. Бодена, заключался попытках найти прямые и инвариантные формы воздействия природы климата, территории на общество и людей. Барнав развивал, говоря сегодняшним языком, теорию факторов исторического развития, включая технологический, экономический и демографический факторы. Однако он сделал во взглядах шаг вперед, поскольку отличие от Монтескьё полагал, что влияние географической среды на жизнь людей проявляется главным образом не через психику, а через их хозяйственную деятельность. Он едва ли не первым отметил, что географическая среда может ускорить или замедлить переход на новый уровень развития, частности от земледельческой к промышленной стадии развития Общая характеристика Французские просветители Французские просветители В веке развитие философской мысли во Франции осуществлялось под эгидой просвещения. Собственно философские дискуссии развертывались лишь между представителями самого просвещения.

Просвещение как широкое культурноидеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической точностью, последовательностью и радикальностью. Их произведения способствовали формированию многочисленного второго поколения просветителей, творчество которых начало развертываться с середины сороковых годов. Просветительские идеи распространяемые собственно философскими произведениями, но также через художественную литературу и театр Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо были крупнейшими писателями. Таково понятие законах как необходимых отношениях, вытекающих из природы вещей. Из того или иного определенным образом толкуемого им принципа аристократической республики, демократической республики, монархии, деспотии Монтескье выводит наиболее целесообразные при данном строе законы и нормы государственного устройства, виды и пределы полномочий властей. Сама возможность существования различных типов государственного устройства объясняется у Монтескье не социальноисторическими условиями возникновения государств различного типа. Она выводится из соответствия между образом правления и физическими свойствами страны, ее пространственным протяжением, ее климатом и лишь затем из образа жизни народа, из его главных занятий, из степени его материального благосостояния, из его религиозных взглядов, нравов.

В демократии движущей силой и условием процветания Монтескье признавал доблесть любовь к республике, преданность каждого лица к общегосударственному делу. Бесправному и беззащитному состоянию гражданина при деспотической власти противопоставлены гарантии строгой законности и личной безопасности. Однако именно эта теория сделала Монтескье одним из знаменитейших писателей его века. Особенно большое влияние на идейную жизнь Франции рассматриваемой эпохи оказал Вольтер Франсуа Мари Аруэ, 16941778. В течение всей своей долгой жизни он неутомимо боролся против церкви и клерикализма, против религиозной и всякой иной нетерпимости. Здесь, тишине и уединении, но непрерывном литературном общении с культурным миром Франции, он остается до конца своей жизни. Незадолго до смерти Вольтер приехал Париж, где ему была устроена публикой триумфальная встреча. Наиболее важным философской деятельности Вольтера была его борьба против церкви, религиозной нетерпимости и фанатизма. Он отверг так называемое онтологическое доказательство бытия бога, но признал значение аргумента, заключающего от целесообразного устройства мира и от разумности человека к существованию разумного творца или причины этой целесообразности.

С другой стороны, Вольтер отверг атеизм как учение, опасное для общественного порядка, основанного на институте частной собственности. Предполагать нас существование души значит помещать внутри нас маленького бога. Но ни какой свободе воли не может быть и речи, ибо воля подобно мысли есть лишь абстракция, а не реальная сущность. Именно опираясь на физику Ньютона, он развил мысль всеобщей закономерности природы, а также отстаивал преимущества принципа причинной обусловленности ее явлений перед принципом целесообразности. В то же время он утверждал, что существует и абсолютное знание логикоматематическое и относящееся к морали. Оно для бога так же значимо, как и для человека существует только одна истина. Чрезвычайно своеобразное место Просвещении принадлежит ЖанЖаку Руссо 17121778 одному из самых влиятельных деятелей французского Просвещения. Руссо уроженец и гражданин Женевы, старинного центра кальвинистского богословия и морального уклада жизни. Основная тема философских размышлении Руссо судьба личности современном ему обществе с его сложной искусственной культурой, с его противоречиями. Французская философия века, том числе и социальная, не шла дальше критики феодализма и абсолютизма с точки зрения буржуазных интересов.

Никто из современников Руссо не ощущал так сильно, как он, противоречий французской общественной системы. Чувство не только первичнее разума по происхождению, но и важнее, чем разум. С другой стороны, оно таило себе глубоко ошибочную тенденцию, которую не раз использовала впоследствии философская реакция. Тенденция эта состояла противопоставлении чувства как высшей и наиболее ценной сферы душевной жизни разуму как сферы будто бы низшей. Однако у самого Руссо мысли эти еще далеки от позднейшего реакционного буржуазного алогизма отречение от логики. В них алогизм выступает лишь как тенденция, смягчаемая множеством оговорок и противоречий. Руссо доказывал, что развитие наук и искусств со времени Возрождения не усовершенствовало, а ухудшило нравы общества. Несмотря на явные преувеличения, односторонность и крайнюю абстрактность аргументации, сочинении Руссо удалось сильно и смело выразить горячий протест плебея, который видит, что плоды прогресса цивилизации не только остаются для него недоступными силу его социального положения, но и что самые блага цивилизации современных условиях жизни общества далеко не безусловны, заключают себе отрицательную сторону.

Так, разделение труда есть не только одно из условий прогресса, но и причина разрушения естественной целостности и гармоничности человеческой жизни. Специализация порождает расцвет ремесел и искусств, потребность обмене. В результате возникают не только отчуждение, разобщенность между людьми различных профессий, но и противоречие между деятельностью личной и общественной. По Руссо, одна из главных причин человеческих страданий противоречие между нашим состоянием и нашими желаниями, между нашим долгом и нашими склонностями, между природой и социальными учреждениями, между человеком и гражданином. Вольтер говорил, что Руссо приглашает человечество вновь стать на четвереньки и ползти первобытный. Источником противоречий цивилизации Руссо признал социальное неравенство, обусловленное неравенством имущества, неравенством во владении землей, орудиями труда. О которой говорит Руссо, не общественная революционная борьба, а лишь этическая борьба личности против собственных слабостей и недостатков, победа над своими страстями и господство над своими чувствами. Имел значительной мере аристократический характер, его учение предназначалось для избранных. Однако эти учения значительной мере утрачивают философии французских материалистов тот абстрактнонатуралистический характер, какой они имели у писателей века. Хотя для нас, утверждал Ламетри, настоящее время еще не понятен механизм посредством которого материя наделяется свойством ощущения, но несомненно, что все наши ощущения обусловлены связью чувства при посредстве нервов с материальным веществом мозга.

Основу всех процессов природы составляет материя с присущей ей свойством движения. Ссылаясь на Толанда, Гольбах доказывает универсальность движения природе. Из теории всеобщего детерминизма Гольбах выводит и отрицание порядка и беспорядка природе. Как и другие представители французского материализма, Дидро исходит из положения вечности и бесконечности природы. Дидро внес материалистическое учение природе некоторые черты и идеи диалектики.

Движение материи Дидро рассматривал через призму действующих ней. Он не только выработал четкую формулировку этого учения, но, кроме того, опроверг обычно выдвигаемые против него аргументы. В языке Ламетри видит систему знаков, изобретенных отдельными лицами и сообщенных людям посредством механической тренировки. В свою очередь все происходящее душе сводится к деятельности воображения. Однако они выступают против идеалистическитеологического понимания истории человечества, доказывая, что движущей силой истории человечества является человеческий разум, прогресс просвещения. Существующее состояние общества Гольбах и Гельвеций считают далеким от идеала. В тех случаях, когда кажется, будто люди руководствуются стремлением к истине и добру, основе этого стремления также лежит правильно понятый личный интерес. При этом воспитание должно быть не частным или домашним, а публичная или государственным только такой характер воспитания обеспечивает последовательное развитие человека нужном направлении.

Значение его заключается его борьбе против религии и идеализма, защите, обосновании и дальнейшем развитии материалистического миропонимания, которое трудах представителей этого философского течения приняло новую, более четкую историческую форму. С позиции разработанной ими новой философии они произвели громадное переосмысление мировоззренческой проблематики и принципов социальной жизни людей. Сам термин Просвещение, введенный научный оборот Вольтером 1784 году, означает распространение подлинно научного знания, источником которого является человеческий разум. Можно сказать, что под влиянием развития естественнонаучного знания и, прежде всего Ньютоновской теории строения и законов бытия Вселенной, и под воздействием именно философских битв фундаментально менялось мировоззрение той эпохи как целостная система оценок мироздания природы, человека и способов его деятельности. Как Вы помните из предыдущих лекций общетеоретической установкой для философии являлся пантеизм, основополагающим принципом которого было утверждение Бог во всем. В тоже время из механического понимания трудно вывести принцип активности, созидательности природы. Вот почему философии Просвещения постоянно будут прибегать к принципу гилозоизма от греч.

Поэтому философское осмысление сущности материи, природы и стало Просвещении центральной проблемой, решение которой уже нельзя было обойти. А наши чувства и ощущения есть результат воздействия внешнего мира на органы чувств, присущие человеку. Рационализм философии Просвещения приобретает черты направления, часто конкурирующего и становящегося оппозицию к сенсуализму. Пока лишь заметим, что особенность материализма этого периода определялась особенностью естественнонаучного знания того периода, котором механикоматематические методы описания и объяснения были наиболее распространенными. Отличие же состоит том, философы Французского Просвещения более последовательны и более радикальны исповедании принципа материализма. В философии Английского Просвещения исходным пунктом размышления сущности бытия мира и возможности его постижения является вопрос что такое материя, что такое субстанция?. Правда мыслители английского Просвещения разошлись вопросе об активности материи считали, что материя не является косной, пассивной, а является активной. Не отрицая объективности существования пространства и времени как форм бытия материи, Толанд, Пристли, Ньютон, Локк расходились интерпретации их сущности.

Толанд, Пристли признавали пространство как протяженность, время как длительность бытия материи, связанными с материей и без нее их представить невозможно. Признание материи как объективной реальности, а пространство и время как объективных форм бытия материи при всем различии их понимания позволяло рассматривать материалистическую сущность необходимости и детерминации как сторон бытия самой материи. Они являются механизмами бытия, а лучше сказать, законами самой природы. Под необходимостью понимается цепь событий и связей между явлениями, объективнопорождаемые механически движущейся материей. И вне этих связей невозможно существование природы как целого и как неисчезающей вечности. Более важно и то, что необходимость, причинноследственные связи и отношения можно познать, а действие Рока и Судьбы познать нельзя.

Эпицентром философских споров Английском Просвещении явилась даже не проблема материи, сущности природы, а проблема познаваемости сущности бытия материи, природы и человека. В рамках решения этой проблемы и формируется сенсуализм как теория познания, которая вскрывает источники, основы познания и возможные пути достижения истинного, достоверного знания, вскрывающего, схватывающего объективную сущность природных и иных процессов и их закономерностей. Такое утверждение Локка связано не с отрицанием объективности и вторичных свойств, а с наличием многообразия чувственных способов воспроизведения, их избирательностью реагировании на различные внешние раздражители. Грани сапфира с разной цветовой гаммой воспроизводят солнечные лучи, свет. Локк указывает на сложность чувственного воспроизведения свойств и качеств предметов, но без способности наших органов к воспроизведению никакой процесс познания не возможен. А силу наличия простых и сложных чувств, существуют простые и сложные идеи. В тоже время Локк отлично понимал, что ощущения и чувственный опыт лишь свидетельства объективных свойств предметов, но не само знание, что ощущение и восприятие не есть знание.

Другим способом образование производных сложных идей знание сущности, принадлежащей множеству явлений является абстрагирование. Тем самым подчеркивает сложность познавательной деятельности человека, преодолевая хотя и не до конца чисто механический взгляд на познание. Но подчеркивает, что без практики чувственного и рационального познания интуиция, как способность, не формируется и не действует. Локк признает принципиальную познаваемость и конкретных вещей и общих связей и отношений хотя это и различные знания и истины. Он вводит дополнительный признак истинности знания, которое является результатом деятельности мыслящего разума. Без принципа соответствия нас всегда будут одолевать сомнения, которые ведут к скептицизму, агностицизму, предрассудкам, схоластике, мистификациям, против которых он непримиримо выступал. Вопервых, это противоречило бы разуму, опирающегося на знание границ законов природы. В третьих, это наносило бы ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого 2. В частности, под собственностью Локк понимает все то, что человек создал своим собственным трудом, и силу этого по естественному праву она не может быть отчуждена. И то и другое ценны, если они сообщают бытию качества удовольствия, наслаждения от самого бытия.

Мир обществе и между людьми, укрощение страстей достижимы на основе общественного договора между людьми, поскольку люди, наделенные просвещенным разумом, могут добровольно придти к согласию всеобщих принципах и правилах поведения и действия. Это чисто номиналистическая позиция вспомните, что такое номинализм. Поэтому вещь, предмет есть комплекс моих ощущений, а реальность существования предметов ставится зависимость от субъективного восприятия. Как же Беркли аргументирует такую позицию?. Активной причиной, вызывающей способность к ощущению, является бестелесная деятельность субстанция, или дух, наделенной актом воли.

Поэтому и мои ощущения есть не что иное как конкретное выражение и проявление этой активной силы, а не отражение свойств материи. Юм утверждает, что невозможно доказать ни существование, ни несуществование материи, а также и высшего духа, ни материальной, ни духовной божественной субстанции. Он характеризует религю и слепую веру как величайшее зло против человечества, порождающее невежество, которое, по его выражению, становится матерью благочестия. Разумеется, он не отрицает существование природы, как предметнотелесной реальности. Юм находится границах субъективного сенсуализма, отрицая объективный характер детерминационных связей и отношений.

Философская мысль Франции эпохи Просвещения развивалась русле тех же проблем, которые имели принципиальное значение и для философии Английского Просвещения. Поскольку Просвещение как общественнополитическое и культурное явление охватило веке большинство стран Западной Европы. И для философии Франции этого периода характерна была ориентация на сенсуализм как метод и принцип познания сущности бытия мира. Вопервых, особенность заключается, прежде всего, более последовательном и глубоком проведении принципа материализма понимании гносеологических проблем, понимании оснований бытия мира. Втретьих, для философов французского Просвещения характерна атеистическая направленность их мировоззрения, непримиримая борьба с засильем церкви, церковными и религиозными предрассудками. Французские философы Просвещения были не только сторонниками сенсуализма Гоббса и Локка, но дальше развили и углубили их идеи.

Тем более, что развитие естественнонаучного знания того периода давало возможности более широкого и более глубокого обобщения по этому вопросу. Как подчеркивает Гольбах Она существует от века, никогда не перестает существовать и действовать силу собственной энергии 1. То есть, материя, природа являются причиной самой себя, сами себя творят и порождают. В зависимости от того, как решается данный вопрос, менялся и меняется взгляд не только на человека и его деятельность, но, конечном итоге, и на человеческую историю целом. Исходя из принципа материализма, который они пытаются распространить на познание всех аспектов бытия, философыпросветители приходят к выводу, что основой сознания и мышления является материя, а мозг есть конкретный материальный субстрат мышления. Напомним, что философыпросветители решении философских вопросов всегда апеллировали к естественнонаучным доказательствам той эпохи, на чем и основывался научный рационализм.

Безусловно, это позиция механического материализма, который соответсвовал принципам естественнонаучного знания того периода. Для философовпросветителей характерно доминантное утверждение, что источником знания являются ощущения и чувственный опыт. В тоже время для них было ясно, что процесс познания не сводим к деятельности ощущений. Вольтер утверждает, что способность мыслить способность мозга скорее и производит то, что мы называем душой. Безграничные познавательные возможности человеческого разума реализуются постольку, поскольку сама природа обладает бесконечными и безграничными свойствами, хотя природы и понималась ими как неизменная. Источник парадоксов он связывает со сложностью процессов самой природы.

Поэтому для них действовать означает действовать соответствии с законами природы. Нелишне отметить, что веке достаточно сильны были предрассудки до конца не преодоленные и поныне том, что принадлежность людей к различным расам и определяет их различие познавательных способностях. Развитие познавательных способностей зависит, прежде всего, от воспитания сознательного воздействия на человека с целью совершенствования его познавательных способностей, познания ими определенных образцов. Языку они придавали особое значение и как средству общения и как средству выражения мысли и знания. Правда и среди французских философов были расхождения воспитании как развивающей силе человеческого познания. Дидро же считал, что если человек от природы наделен малыми познавательными способностями, то просвещение не компенсирует природные недостатки, хотя целом пользе просвещения Дидро не сомневался.

Вторым важнейшим фактором, влияющим на развитие сознания и познавательных возможностей, они считали состояние общества, систему социальноэкономических отношений. Эта идея стала лейтмотивом переворота сначала умах людей, а затем и переворотом самой общественной жизни период Великой французской революции. Но только при том условии, если ней человеческая индивидуальность утверждается как ценность. В основе просвещенческой идеи, концепции человека лежит постулат человеке как естественном, природном а не сверхприродном существе. И как естественноприродное существо реальности каждый человек предстает как индивид отдельное, единичное существо полноправное со всеми другими границах природы. В этом утверждении заключается основополагающий принцип просвещенческого гуманизма чем подробнее мы скажем ниже.

Но полной мере человек, как человек, предстает тогда, когда разум человека, оформляющей силой которого является научное, рациональное знание, руководит действиями человека. Потребности, связанные не только с его телесным бытием, но бытием духовным, с бытием разума. Человек является эгоистом не потому, что он порочен, а потому, что он исходит из мотива полезности. Но этот эгоизм, делающий человека индивидуалистом, посредством разума, просвещения и воспитания может стать совершенным и разумным известная уже идея разумного эгоизма. И только на этом пути возможно предотвращение войны всех против всех. Свобода и воля, по мысли философов Просветителей, не существуют как самостоятельные данном случае как сверхъестественные сущности.

Воля которой наделен каждый индивид, а потому чистом виде существует только индивидуальная воля есть стремление человека к достижению частных интересов, интересов полезности. Поэтому свобода, воля, достижение частных интересов направлены на то, чтобы сделать свою жизнь счастливой, посредством использования личных способностей для этого разрядка. Таким противовесом индивидуальной воле, частным неустранимым интересам философы просветители считают общую волю, понимаемую ими как сумму индивидуальных воль, опирающуюся на просвещенный разум отдельной личности. Но это достижимо при том дополнительном условии, если люди наделены добродетелями и нравственными качествами высшего порядка, понимаемые ими как делание того, что полезно обществу. Как естественноприродное существо, человек справедлив всегда Гольбах, если его действия разрешены естественными законами. Но люди могут жить только обществе, для существование которого необходимо, чтобы каждый ставил общее благо выше личного, утверждал Ламетри1. Что же философыпросветители понимали под обществом?.

То есть, обществе, должны быть законы, предписывающие правила поведения и деятельности каждому индивиду. Именно поэтому они подчеркивают и особенность законов общества, хотя они и не должны противоречить законы природы. Предоставьте мне преимущества, достаточные для того, чтобы побудить меня пожертвовать вам часть того, чем я владею. Общественный договор посредством основополагающего принципа выполняет универсальную функцию саморегуляции жизни людей обществе, если употребить синергетический смысл понятия саморегуляция. На мой взгляд, они впервые четко сформировали мысль том, что обществом управляют не потребности и интересы, а принципы, выражающие и соответствующие естественным и общественным потребностям и интересам людей. Ведь для человека естественно стремление к утверждению своих потребностей и интересов качестве господствующих. Какова должна быть власть и каково должно быть устройство государства, чтобы общественный договор постоянно возобновлялся, самозаводящиеся часы общества не ломались, а принцип равноправия и справедливости постоянно соблюдался?. Они понимали, что монополия на власть и государство виде монархии абсолютная монархия и сословные привилегии дворянства не только препятствуют принципам общественного договора, свободы, равноправия и справедливости, но и противоестественны по своей сути. Так, философыпросветители пришли к идее разделения властей которая по сути и лежит основе вестерной цивилизации современного типа, которую наиболее последовательно обосновали.

Конечно, принципы соответствия несоответствия был ту эпоху да и соврем енном научном познании трудно применим области математического и интуитивного знания. Вовторых, нарушало бы естественные права быть равными друг перед другом посредством подчинения или подавления. Но само по себе естественное право и вытекающая из него свобода, по Локку, предназначены для достижения вполне практических целей бытия человека. По мнению того же Гоббса только государствоукротитель посредством принуждения и насилия может положить границы такому разрушительному разгулу эгоистических страстейустремлений. Посредством такого механизма естественное состояние людей становится общественным состоянием, а у людей вырабатывается социальный инстинкт к общественной безопасности как условия свободного бытия индивидов. В своем фундаментальном труде Естественная история религии 1755 он вскрывает реальные, действительные, земные причины и источники религии, а не метафизические.

Культивирование альтруизма как формы социального инстинкта позволяет избежать такой формы бытия обществе, как война всех против всех. Французские философы Просвещения были не только сторонниками сенсуализма Гоббса и Локка, но дальше развили и углубили их идеи. Проблема материи, понимание ее сущности, закономерности бытия материального мира были центральным предметом их философствования. Конечно, мыслит не мозг, а человек, являющийся изначально живым телесным существом. Гольбах При помощи этого внутреннего органа мозга совершаются все операции, приписываемые душе. Ламетри связывает отличие мышления человека от мышления животных с тем, что человек отличается сложн остью своей телесной, анатомической организацией от животных. Он выдвигает предположение, научную гипотезу для доказательства естественного происхождения сознания и мышления, хотя научное знание того периода еще не позволяло преодолеть представление не проходимых гранях между растениями, животными и человеком. Но без памяти души не было бы ни разума, ни мышления, а без мыслящей материи мозга не было бы ни ощущений, ни памяти, ни души. Вторым важнейшим фактором, влияющим на развитие сознания и познавательных возможностей, они считали состояние общества, систему социальноэкономических отношений. Третьим фактором, способствующим совершенствованию потенциально неограниченных познавательных возможностей как индивидуальности философыпросветители видели культуре.

Одной из центральных проблем, над которой интенсивно размышляли все без исключения философыпросветители, являлась проблема человека, его сущности, его активности, побуждающих мотивов деятельности человека. В основе просвещенческой идеи, концепции человека лежит постулат человеке как естественном, природном а не сверхприродном существе. Ламетри своем труде Человекмашина определяет, что человек самозаводящаяся при помощи питания ма шина, но способная чувствовать и мыслить. Но этот эгоизм, делающий человека индивидуалистом, пос редством разума, просвещения и воспитания может стать совершенным и разумным известная уже идея разумного эгоизма. Но как достигнуть того состояния отношений между людьми, чтобы жизнь обществе отвечала принципу справедливости. А частному интересу они качестве противовеса выдвигают идею общественных интересов, качестве которых они понимают такое состояние общества и условий, которые позволяют реализовываться свободе каждой индивидуальности.

Человек, и это было ясно философампросветителям, не только существо естественное, но и общественное, социальное. Хотя каждый индивид, предпочитая другому, следует лишь порядку природы 2, обществе он вынужден поскольку общество необходимо для всех и каждого вест и себя не как эгоист, по меньшей мере, не только как эгоист. Вовторых, право через своих представителей законодательном собрании, которых они избирают, опосредованно участвовать отправлении власти и деятельности государства. Но они придают огромное значение и общественной морали, которая непосредственно из естественной морали невыводима. Он сторонник эгалитаризма, наделения всех равной частной собственностью и равным размером богатства. Но тоже время нельзя не видеть, что их труды и деятельность были пронизаны духом необходимости преобразования и изменения положения вещей обществе, основной силой которого они считали просвещение человеческого разума, развитие наук, нравственного воспитания и развития культуры, под которой они понимали состояние нравов. В заключение заметим, что центральной и фундаментальной философской проблемой для философовпросветителей оказалась не столько проблема бытия природы, сколько проблема бытия человека, развития его как личности и развития человеческого разума, его неограниченных, самодостаточных возможностей. В чем состоит, на мой взгляд, особенность гуманистического пафоса философии французского Просвещения. В одном из своих ранних писем Юм сообщает об открывшейся ему новой сцене мысли, что обычно толкуют как возможность применения ньютоновского, основанного на опыте метода рассуждения к моральным предметам.

Новый фундамент экспериментальная наука заложен Бэконом и Ньютоном, предвидевшим приложение своих методов к моральным наукам 3 163 202 203 217 248. Согласно этой вполне ньютонианской методологической программы снимается с обсуждения декартовский дуализм человеческой природы, как лежащий вне сферы доступного опыта и наблюдения. В моральной же философии попытка возобновить условия опыта для разрешения сомнений, будучи связанной с рефлексией и предумышленностью, настолько нарушит действие естественных принципов, что вывести какоелибо правильное заключение из рассматриваемого явления станет невозможным. Эта задача окажется еще более важной, когда выяснится, что все науки, даже математика, естественная философия и естественная религия известной мере зависят от науки человеке, поскольку они являются предметом познания людей и последние судят них с помощью своих сил и способностей. Выделяя решающие направления поиска, Юм называет наиболее важные науки, которых содержится все, что нам важно знать, равно как и то, что может способствовать усовершенствованию или украшению человеческого ума. Логика объясняет принципы и операции нашей способности рассуждения, а также природу наших идей 141. Анонсируя свое первое произведение, автор несколько полнее обозначил предметы своего исследования познание, аффекты психология, мораль, политика, вкус. Тут надо заметить, что дополнение к заявленной приверженности к натуралистическим методам Юм придерживается по крайней мере двух установок, не артикулируемых до поры до времени, но без которых воссоздание целостной картины человеческой природы немыслимо. Первая позитивная установка предполагает, что человеческая природа формально одинакова у всех разумных субъектов, операционное единообразие элементов устройства человеческого духа, так же как и тела, обеспечивается универсальным принципом детерминизма как стихийной обусловленности всех действий физическом и ментальном мирах.

Только на основе этого допущения можно рассчитывать на открытие стабильной структуры и механизмов действия физической природы и человеческого духа. Вторая, критическая установка требует блокировать всякие попытки мистифицировать природу человека, выдать теологию за метаантропологию полностью секуляризировать исследование, чем не осмеливался даже задумываться предшественник Юма. Думается, прав выдающийся исследователь творчества Юма Норман Кемп Смит, считавший теорию морали первородной частью Трактата. Уже переписке с Хатчесоном по поводу присланной на отзыв книги Трактата Юм объявил себя приверженцем теории морального чувства, но оставлял за собой возможность нового ее обоснования, не отягощенного задолженностью локковской схеме познания. Само это намерение проясняет подсобную, вспомогательную роль, которую играет философии Юма Логика, традиционно рассматриваемая критиками Юма вне контекста всего его учения человеческой природе. Поэтому весьма существенно различие между идеями и впечатлениями, которое заключается той степени силы и живости, с которой они поражают наш. Впечатления включают себя все наши ощущения, аффекты и эмоции при их первом появлении душе, идеи слабые образы впечатлений, их бледные копии.

Таков первый принцип Логики Юма и такова его психологическая характеристика составных элементов ментальности человека. Термин просвещение первоначально возник среде французских мыслителей Вольтер, Гердер и окончательно утвердился после статьи. Именно ему принадлежал замысел Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел крупнейшего явления интеллектуальной жизни Франции века. Дидро был вдохновителем и бессменным редактором этого многотомного издания. Например, он полагал, что человек, как биологический вид, подобно всем живым существам имеет свою историю становления. Впервые общественный договор, считает Руссо, возник негласно, стихийно естественном, первобытном состоянии общества. Несмотря на то, что французские мыслители не создали фундаментальных философских концепций, их вклад философию несомненен.

Вопервых, они открытой и доступной форме, последовательно и убедительно изложили основополагающие принципы философского материализма, связав его с научным миропониманием и противопоставив его религиозноидеалистическому мировоззрению.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru