Философия эпохи средневековья и возрождения кратко

Средневековая философия – это философия доиндустриального общества, для которого характерны господства теологии teos – бог, logos учение и религии. Высказал мысль о движении, как естественном свойстве небесных и земных объектах. Причем, как правило, все происходит не как фильмах или сериалах, а гораздо. В заключении изложите разработанную Августином концепцию всемирной истории. В конечном счете, разум и вера направлены к познанию одной и той же Истины – Бога, но делают они это поразному.

В эпоху Ренессанса формируется совершенно новое самосознание человека, идея культуры приобретает человеческое, гуманистическое измерение. Культура – это не только преобразованная человеком природа, но и преобразование самого человека. Как это стало возможным?. Чтобы ответить на этот вопрос еще раз обратите внимание на значение термина гуманизм. Если Средневековье массы, завороженные идеей Бога, чувствовали и думали одинаково, то эпоху Возрождения ситуация меняется. Индивид становится самостоятельным, вырастает его новое самосознание и самоутверждение.

Покажите значение идей натурфилософов эпохи Возрождения для развития философии и науки Нового времени. Идейные и социальноисторические предпосылки научной революции. Данный вопрос тесно связан с предыдущим, поэтому постарайтесь построить свою работу о творчестве. Отработайте такие понятия, как эмпиризм и рационализм, ибо Бэкон был основателем английского эмпиризма и признавал ведущую роль познании опыта, эксперимента. Обратите внимание на убежденность Локка существовании внешней причины опыта. Отсюда можно перейти к таким кантовским понятиям, как явление и вещь себе. Следует познакомиться с исходным пунктом его философии – идеей тождества бытия и мышления. Проанализируйте его взгляды на Россию первом Философическом письме, чем суть его обличений России.

Делая вывод, покажите, что философия Чаадаева дала толчок к возникновению двух противоположных направлений – славянофильства и западничества. Абсолютное, или божественное, всеединство есть абсолютная единораздельная цельность бытия. Бердяева огромно и многогранно, то сосредоточьтесь на самом главном – свободе и творчестве трактовке автора. Выясните, как решает Бердяев вопрос о соотношении творчества и объективации. Все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креацинизма, провиденциализма. Аврелий Августин — крупнейший религиозный мыслитель раннего Средневековья. Опираясь на неоплатонизм, Августин создал влиятельное религиознофилософское учение, служившее фундаментом христианской мысли вплоть до XIII века. Если отцы церкви постижении Бога опирались на мистическую интуицию, сверхразумное созерцание, то теологисхоласты искали рациональные пути познания Бога. Одна из основных проблем схоластической философии — это проблема универсалий Обладают ли понятия самостоятельным, субстанциональным бытием или же они всего лишь имена для обозначения единичных вещей?. Номиналисты полагали, что понятия сами по себе не имеют онтологического статуса и являются всего лишь именами для обозначения единичных вещей.

За особые заслуги обосновании христианской идеологии церковь причислила Фому Аквинского после его смерти к лику святых, а его философию было рекомендовано изучать во всех духовных учебных заведениях, как единственно правильную. Главная заслуга Фомы Аквинского — разработка проблемы соотношения веры и разума познании, сравнительного значения истин, принятых на веру, и истин, полученных путем логических доказательств, основанных на разуме. Но со временем, период позднего Средневековья, под влиянием непрекращающегося роста научных знаний, обострения споров по поводу содержания основных церковных догм церковь вынуждена была занять более гибкую позицию по вопросу о соотношении истин, полученных с опорой на веру, и истин, полученных с помощью разума. Вера принимает истину, прежде всего, истину о существовании Богатворца, основываясь на чувстве, желании, воле. Поэтому вера выше разума это божественный, сверхъестественный свет, непосредственно, исходящий от Бога. Разум же — это человеческий инструмент, данная человеку непосредственная способность. В философии эпохи Возрождения мы встречаемся с оригинальными модификациями аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философской мысли. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека, прежде всего его земном предназначении. Он известен общественности как автор “Божественной комедии” и трактатов “Пир” и “Монархия”, заложивший своих произведениях основы нового гуманистического учения о человеке. Предстающая перед читателем “Божественной комедии” картина мира по своей структуре еще вполне средневековая.

Дело здесь не только унаследованной от античности геоцентрической космологии, согласно которой Земля есть центр вселенной, но и том, что творцом мира и его организатором считается. Так, вера земное предназначение человека, его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте создать “Божественной комедии” первый гимн достоинству человека. Задача философии для гуманистов состоит не противопоставлении человеке божественного и природного, духовного и материальных начал, а раскрытии их гармонического единства связан с интерпретацией идей платоников и аристотеликов применительно к потребностям обновляющегося мира. Согласно пантеистическому представлению, Бог как сущность вещей находится всюду. Большой вклад развитие ренессансной философии внес Эразм Роттердамский. В этом сочинении философ отстаивал мысль о том, что нормальный человек, подражая Иисусу Христу, способен подняться до следования его заповедям. Взгляды Макиавелли критиковались многими философами за то, что он провозгласил принцип “цель оправдывает средства”.

В едином – материя совпадает с формой, множественность и единство, минимум и максимум. Ему принадлежит гипотеза о неразрывной связи пространства, времени и движущейся материи. Мыслитель считал, что Вселенная бесконечна и равна Богу, который отождествляется с миром. Разработанное философией эпохи Возрождения диалектически цельное представление о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса было подхвачено философами последующего времени. Идеи гуманизма, талантливо отстаивавшиеся мыслителями Возрождения, оказали широкомасштабное влияние на все общественное сознание Европы. Феодальные привилегии, сословные границы, как и многочисленные барьеры между феодальными королевствами и княжествами, обнаруживают свою несовместимость с развитием капиталистической промышленности и торговли. Познание становится центральной проблемой философии, а его отношение к изучаемым материальным предметам стержнем новых философских направлений. Рационализм представляли Рене Декарт, Готфрид Лейбниц и Бенедикт Спиноза.

Во главу всего они ставили человеческий разум и считали, что только из опыта знание получить невозможно. Однако сами рационалисты не могли ответить на вопрос – почему возникают ошибки познании, если по их утверждению, все знания уже содержаться. Представителями эмпиризма были Френсис Бэкон, Томас Гоббс и Джон Локк. Для них главный источник познания – это опыт и ощущения человека, а основной метод философии – индуктивный. Развитие науки и общественной жизни обнаруживает ограниченность всех прежних философских систем, их мировоззренческих и методологических установок. Борьба материализма и идеализма этот период приобрела еще более острый характер. Они всегда взывали к истокам и сути христовой веры Бог есть любовь. В итоге христианское учение о мире характеризуют теоцентризм – Бог центр бытия креационизм – сотворение мира Всевышним из ничего провиденциализм – предопределенность спасения мира Богом теодицея – оправдание Бога – неслучайность, оправданность зла сотворенном Богом мире. Однако схоластика от греческого – школа выходила за рамки школьной философии. В средневековье наряду с религиозными постепенно развивались и прикладные знания, естественные науки.

В философию, минуя религиозную схоластику, пошел набирающий силу живой и богатый поток знаний, духовных устремлений, который нуждался более широком обосновании и осмыслении. Он требовал использования всего арсенала накопленных некогда ценностей, что и произошло позднее эпоху Возрождения Ренессанса. Бог не столько сходит со сцены, сколько заполняет собою живую суть мира. Тесная связь со Священным Писанием, которое является исчерпывающей и универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории. Наиболее известным представителем суфизма являлся АльГазали 10381111, имеющий мусульманской традиции почетное звание Довод ислама. Постулирование творческой сущности человека человек – деятель, он творит, никому не подражая, ни природе, ни Богу, основном рукотворно, ремесленно. Он уверен познаваемости мира и различает идеи, возникающие связи с воображением По мысли Спинозы, первые всегда смутны и неясны, вторые всегда ясны и их образцом является математика. Вокруг ответа на вопросы об универсальном методе и источнике научного познания философии Нового времени сложились две конфликтующие позиции эмпиризм и рационализм. На этом основании представители эмпиризма называют индукцию универсальным научным методом. Бог а не космос становится реальностью, определяющей всœе сущее Монотеизм единобожие — выделœение одного из богов качестве главного и превращение его единственного Бога.

Концепция двойственной истины обычно используется для автономного развития теологии и религии, философии и науки. Изучая Бога, необходимо изучать и природу, по его трудам природе можно познать Бога. Различают раннюю Ансельм Кентерберийский, зрелую Фома Аквинский и позднюю схоластику Пьер Абеляр, Окам. Однако возможно чудесное или символическое совмещение этих миров например, иконе, которая есть как бы окно из этого мира иной. Первая фаза формирования христианской философии начиналась ещё древние века, когда становящаяся христианская религия сталкивалась и переплеталась с философскими системами поздней античности. Апологеты от греческого апология защита христианские мыслители II столетия, обращавшиеся со своими трактатами к правителям и образованным людям с защитой христианского учения, которое первые века своего существования подвергалось нападкам со стороны язычества и еретиков. Завершает Исповедь философское вопрошание, обращённое к Богу, ходе которого Августин Аврелий высказывается по основным проблемам своего философского миросозерцания.

Если же он всемогущ, но не побеждает зла, то, может быть, он не добр. Как всякая развитая теория, достигшая пределов своего теоретического развития, становится крайне абстрактной, так и христианская философия этот период достигла не только пика, но и пределов своего развития. Сущность проблемы восходит к спору Аристотеля с Платоном как соотносятся вещь и идея эйдос вещи?. Он утверждал, что предложении Сократ есть человек лишь человек является реальностью, но Сократ как индивид, то есть нечто случайное и неопределенное, реальностью не обладает. Если бы можно было цепи причин идти до бесконечности, то не было бы ни первой причины, ни последнего действия, ни промежуточных причин, что опятьтаки ложно. Поэтому необходимо признать существование бога как действующей первопричины. Католическая церковь теряла свой безусловный авторитет, итоге реформаторского движения возникает новая христианская конфессия протестантизм, выражающая интересы нарождающейся буржуазии. Концепция человека эпохи Возрождения основе своей является попрежнему христианской человек есть образ и подобие Бога. В наиболее радикальных формах возрожденческого неоплатонизма Бог выступает как сверхличное начало, поэтому Личностью является только человек, и теперь именно он занимает центр бытия, которое средневековой философии принадлежало Абсолютной личности, то есть Богу.

И прошедшее, и будущее время, пола­гает Августин, также существуют могли же, поясняет он свою мысль, пророки предсказывать будущее, видеть его, а это было бы невозможно, если бы оно не существовало, но непостижимым для нас образом. Ис­ходное и принципиальное представление о двойственной природе челове­ка с одной стороны, поскольку человек создан по образу и подобию Бо­жию, он по природе своей добр, наделен такими угодными Богу доброде­телями, как правдивость, доброта, любовь, милосердие. Это значит мало знать, что есть добро, главное практически сле­довать ему приоритет отдается не разуму и знанию, как у Сокра­та, а воле, вере и убеждениям. Это также новый элемент сравнении с античностью, растворявшей личность либо космосе, либо государствеполисе. Церковь этом споре поддерживала то одну, то другую сторону конечном счете она предпочла позицию Фомы, да и целом его учение томизм стало позже официальной католической философией. Как оценивать христианскую философию Средневековья целом?. Экономическая сущность инвестиций Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем. И тем не менее общественные отношения феодализма при всем разнообразии их форм разных странах и разное время характеризовались общими чертами это собственность феодалов на землю и другие средства производства, на крестьян – земледельцев, находящихся крепостной зависимости, а также правом феодалов осуществлять государственную власть на своей территории.

Так, по Абеляру, вещи могут иметь сходные черты, и этом истина номинализма. В отличие от Аквинского Дунс Скотт стремился отделить философию от теологии. Смена дня и ночи, вращение звездного неба, лунные и солнечные затмения, петлеобразное движение планет и другие явления получили удивительно простое объяснение. В своих 95 тезисах, прибитых к дверям Виттенбергской церкви, он выступил против догмата и претензий к церкви быть посредником между богом и человеком. Активизировала свою деятельность инквизиция церковная полиция, был составлен индекс запрещенных книг, куда вошли сочинения Галилея. Из \ ничего\, лишь актом своей беспредельной воли и благо¬даря своему беспредельному могуществу Он творит сущее, причем, вопер¬вых, это творение абсолютно свободный. Но, существуя на протяжении почти тысячелетия, она не оставалась неизменной ней имелась своя эволюция, своя логика хотя и замедленного, но разви¬тия.

Это секулярная, светская культура, наиболее развернуто она представ¬лена Италии ниже нами рассматривается преимущественно итальянское Возрождение, своих ярких представителей имела она и других странах Запада во Франции, Германии, Голландии. Сам этот термин восходит к Античности, буквально означает \ человечность\ четко это выражено у Цицерона и мыслится как утверж¬дение самоценности личности, ее свободы и независимости, беспредельных возможностей ее саморазвития. В этих условиях вера безграничность деятельных и познавательных возможностей человека представляется уже чрезмерной, а гармоничности и уравновешенности указанных идеалов все чаще противопоставляются траги¬ческие диссонансы человеческого бытия, его зыбкость и неустойчивость, господство нем не светлых, а темных, иррациональных начал. Кузанец еще не отказывается полностью от идеи творения, однако устраняет резкое противопоставление Богатворца и творения природы и человека, приближаясь к идее Богаприроды, для характеристики которо¬го наиболее существенны, по его мнению, единство и бесконечность. С одной стороны, наблюдается решительный отход от теоцентризма к ант¬ропоцентризму и антицерковности и от схоластического априоризма и дог¬матизма к опытноматематическому изучению природы а с другой неза¬вершенность этого движения, а отсюда его неполнота, противоречивость, уступки средневековому мировоззрению, другие недостатки, устраняемые последующим развитием науки и философии. Разум был мистически ориентирован, поскольку направлен на выявление сущности сотворившего мир Слова, а мистика рационально организована силу того, что иначе как логически Логос и не мог быть представлен. В условиях заданности истины основными философскими методами были герменевтический и дидактический, тесно связанные с логикограмматическим и лингвистическисемантическим анализом слова. Слово было наивысшей реальностью именно силу его существования двух модусах.

Вопрос о свободе воли тесно связан с вопросом о Высшем благе, которым является Бог, зле, которое толкуется как нехватка блага, и предопределении выразителем этой идеи являлись Августин, Иоанн Скот Эриугена. Возрождение является термином, который качестве историкогеографического понятия вошел употребление 19 веке для обозначения периода развитии стран юга Европы 1516 веков. Он считает ощущения единственным источником познания мира и моральной деятельности. В дальнейшем Возрождение охватило и ряд стран Европы Францию, Германию. Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира Учебное пособие. Милане Августин становится профессором риторики и принимает христианство. Суждения науки высказывались на основании эксперимента и признавались подверженными процессу изменения. Эпикур питался только черным хлебом с водой и просил прислать немного сыра на случай, если он захочет устроить роскошный обед.

Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное Европе V — XVI. Постижение смысла божественных символов основная задача любого и светского, и религиозного мыслителя. Философы эпохи Возрождения большое внимание уделяли нравственным проблемам. Идеи социалистовутопистов, выдвинутые эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как эпоху Возрождения, так и будущем. В идеалистической философии душа отождествляется с тем или иным элементом сознания.

С греческого на русский язык слово философия переводится как любовь, и мудрость любовь к мудрости, или любомудрие. Парадоксально, но мыслители средних веков, отрицая философию и логику античности, постоянно прибегали к работам античных авторов и пользовались их логикой. Представители патристики Тертуллиан около 150222, Климент Александрийский 150215, Ориген 185254 и другие, отстаивая догматы христианской религии, утверждали несовместимость религиозной веры с античной философией. В рассматриваемую эпоху возрождались неоплатонизм во Флоренции Кареджи Фичино была основана Платоновская академия, аристотелизм Пьетро Помпанацци, эпикуреизм Лоренцо Валла, скептицизм Мишель Монтень. Пора нам обратиться к воззрениям тех авторов, которых чаще всего называют применительно к эпохе Возрождения философами. Эстетическое – доминирующий аспект философии эпохи Возрождения, но без утраты духовного. В средневековье это воззрение изменилось, соответствии с ветхозаветной традицией развивалось учение о креационизме сотворении мира Богом из ничего. Этимологический анализ обсуждалось происхождение слов, их привычные и первоначальные значения. Но для философов Возрождения это понятие, прежде всего, означало, что центре философского поиска оказывается не Бог или божественная природа, а человек и его земная жизнь. Так, уверовав высшее предназначение человека на земле, его способность к великим поступкам, мыслитель заложил фундамент для нового, гуманистического учения о человеке.

Автор философских трактатов и научных работ, он, не отрицая божественной природы, пытался постичь суть космогонии и устройства Вселенной. В труде О причине, начале и едином философ доказывал, что Вселенная едина это вообще было центральным понятием его учения, неподвижна и бесконечна. Сегодня термин гуманизм приобрел несколько иное значение, чем эпоху Ренессанса. Принято считать, что первые аннотированные переводы древних текстов, сделанные XV–XVI. Истина выявляется посредством спора или истолкования противоположных мнений. Апории против движения говорят следующее движение никогда не сможет начаться. Позиции математического естествознания и рационалистического метода Декарта.

Противоречия между предпринимателем и рабочим являются центральными социуме, более того, ведущим фактором социальных изменений. Человеческая история – это история борьбы между собой больших общественных групп. Принцип сохранения работы, история и корень его, Анализ ощущений и отношение физического к психическому, Познание и заблуждение. Философия как строгая наука наподобие позитивных природоведческих дисциплин. Феноменологические принципы описания и анализа структур сознания и самосознания человека. Диалектическая этика Платона, Истина и метод, Диалог и диалектика, Похвала теории. Предрассудок – как предсуждение вовсе не означает неверного суждения, но, составляя историческую действительность человеческого бытия, выступает условием понимания. Это связано прежде всего с тем, что культуре на первый план выдвигается идея высшей ценности знания для человека, знания для человека.

Она разделяется на Проторенессанс, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение период расцвета, Позднее Возрождение и отдельно выделяется Северное Возрождение Англии и Нидерландах. В это время культура и искусство выходят изпод власти средневековых церковных догматов, но не порывают с верой Бога. Это было время складывания основных доктрин, ходе которого христианские мыслители, используя библейские традиции, закладывали основы нового религиознофилософского мышления, а заодно формировали теологическую доктрину христианства. Человек должен до конца быть правдивым перед самим собой, как если бы он поверял свои мысли, чувства и поступки самому богу. У фи и теологии много общего, хотя есть и серьезное отличие теология исходит из предварительного знания откровения, христианские вероучения, мнения авторитетных людей, а фя не ограничена этим, поэтому путь ее бесконечен. Другой важной особенностью эпохи Возрождения является формирование новой пантеистической картины мира, что позволили сделать научно технические открытия, развитие знаний о мире. Изучая источники, дополните представленные черты натурфилософии Возрождения, которые проявляются философских учениях.

Кроме того, этот философ разделял взгляды, как было сказано выше, Николая Кузанского о гелиоцентрической системе небесного устройства, за эти взгляды философ был привселюдно сожжен. Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. В 1259 году Фома Аквинский возвратился Италию, где прошла вся его остальная жизнь. Там он 10 лет оставался под присмотром, терпел лишения и не имел возможность издать чтолибо, написанное. После смерти папы Клемента IV Бэкон подвергся преследованию за смелость высказанных им убеждений, был обвинен ереси. Свободолюбивые взгляды и независимый характер Ибн Сины вызывали ненависть к нему высокопоставленного мусульманского духовенства.

Но один содержался нормальных условиях, а около второго стоял на привязи волк. Таким образом, Ибн Сина впервые истории психологии обратился к проблеме регуляции внутренних психических состояний человека путем воздействия на его внешнее поведение. Основал Неаполе академию с целью опытного изучения природы на основе её законов. Он учился Париже, долгое время жил и преподавал Англии, был профессором Лувенском католическом и Оксфордском университетах. Политикоправовые взгляды Никколо Макиавелли Министерство образования Российской Федерации Удмуртский Государственный Университет Кафедра Новой и новейшей истории и международных отношений. Краткий указатель литературы, изданной на русском языке период с 1987 по 1991. Жестокие удары по распадавшейся античной культуре наносила христианская церковь, создававшая атмосферу воинственной нетерпимости ко всему языческому. В культурные центры Халифата прибывали караваны верблюдов, на вьюченных книгами чуть ли не на всех известных тогда языках. В средние века обучение было по преимуществу схоластическим, причем на протяжении долгого времени до XII века образованными людьми были главным образом лица духовного звания, так как светских школ и тем более высших учебных заведений фактически не существовало. И пятое исходит из распорядка природы, из того, что природные тела, лишенные разума, подчиняются целесообразности их направляет, считает Фома, некто одаренный разумом и пониманием, как стрелок направляет стрелу следовательно, заключает он, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит природе, и его мы именуем Богом.

Содержание этой истории охватывающая все народы и языки борьба двух родов человеческого общения желания жить по плоти, по человеку и желания жить также по духу, по Богу отсю­да борьба двух градов. Именно она само­утверждает мире человека свободного, гордого, сознающего свои силы и свои таланты. Математический образ абсолютного максимума центр и бесконечная окружность обращение к математике здесь не случайно, она для Кузанца главное средство познания не только Бога, но и мира. Так утверждается идея Единого, которое, по Бруно, есть Бог и од­новременно Вселенная, есть материя и вместе с тем источник движения, сущность и вместе с тем совокупность вещей совокупность естественных закономернос­тей, источник движения, действующий не извне мира, а изнутри, нем самом. С одной стороны, наблюдается решительный отход от теоцентризма к ант­ропоцентризму и антицерковности и от схоластического априоризма и дог­матизма к опытноматематическому изучению природы а с другой неза­вершенность этого движения, а отсюда его неполнота, противоречивость, уступки средневековому мировоззрению, другие недостатки, устраняемые последующим развитием науки и философии. Так Вселенная предстает как некое живое, одухотворенное целое, управляемое скрытой мировой душой. Ими были критически пересмотрены средневековые авторитеты, догмы, традиции, моральные нормы. Он высказал догадку, что Земля – небесное тело – не является центром вселенной. В частности, при рассмотрении понятия души он использовал идею о неотделимости души от тела.

В узком смысле слова Реформация – это проведение религиозных преобразований духе протестантизма. Он сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего бесконечность пространстве он также выступает против теологического принципа конечности Вселенной пространстве и сотворенности ее во времени, хотя и оговаривается, что мир не является бесконечным том смысле, котором является Бог как абсолютный максимум. Он обосновал понятие научного метода, проблему творчества — безграничность возможностей человека, особенно сфере познания. Они писали рассказы, которых зло высмеивали поповские выдумки о святых и чудесах, изобличали лицемерие монахов, отвергали средневековую проповедь отречения от жизни. Он прославляет образе Дон Кихота человека, неутомимого стремлении к подвигу и справедливости. Реалисты фактически продолжали линию Платона решении вопроса о соотношении понятия и объективной действительности, общего и единичного.

Промежуточное положение между номиналистами и реалистами занимал представитель концептуализма. В труде Диалектика византийский ученый раскрывает десять аристотелевских категорий, рассматривает суждение и категорический силлогизм. ИбнСина резко критиковал софистику, отстаивал принцип единства логического мышления и опыта, разума и эксперимента. Оккам разделил термины на два класса категорематические имена предметов и синкатегорематические свойства предметов. В сочинении Введение диалектику он анализировал суждения и их виды, рассматривал, при каких условиях они могут быть истинными или ложными, исследовал силлогизм и метод индукции, правила следования, логические связки и и или. Галилей 15641642 критиковал слепое преклонение перед авторитетом Аристотеля, а также схоластику. Особенности исторического периода Средневековое сознание Средневековая наука Естествознание арабском мире Начало возрождения научной мысли Европе Средневековая алхимия Р с с а. Иррациональность переносилась из земного мира надлунный, божественный. Для нас представляют интерес его идеи области разработки структурноматематического метода исследований, которым он заложил начала математического анализа. Созданный Данте его “священной поэме” великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения.

Здесь теология не только подчиняет себе космологию, но и поглощает. Бахтин, временноисторические разделения и связи заменены у Данте “чисто смысловыми, вневременноиерархическими. Учение Данте о человеке нашло свое выражение как теоретических формулировках его философских трактатов, так и во всей образной системе “Божественной комедии”, где земное вторгается запредельное, а личные и общественные страсти бушуют и провалах Ада, и на ступенях Чистилища, и райских высях, благодаря чему образуются отмеченные. Речь Улисса, обращенная к спутникам, звучит манифестом нарождающегося гуманистического представления о человеке. Досталось и медикам, и юристам, и схоластическим богословам, которые “желают навязать законы собственного наглого невежества богу, который смеется над ними”. Так Данте столкнул трагические судьбы Паоло и Франчески – и свое горькое сочувствие этой судьбе – с неумолимостью вечного приговора.

Кружки ученых собеседников городахкоммунах, на виллах богатых патрициев, при дворах меценатствующих синьоров становятся средоточием духовной жизни, очагами новой гуманистической культуры. Профессиональному языку схоластических трактатов гуманисты противопоставляют изящество возрожденной латинской речи, возвращая философию общей литературной культуре. Леонардо Бруни обращает это обвинение самой схоластической философии “О, достославные философы наших дней, дерзающие учить тому, чего сами не знают!. Впервые становятся доступными во всем объеме творения Платона, а затем и богатейшая неоплатоническая традиция. Этим профессиональным, школьным, цеховым жанрам гуманизм противопоставляет жанры литературнориторические, рассчитанные на образованные общественные круги, а не на узкоспециализированную аудиторию. Именно “лицемерием” считают гуманисты приверженность враждебному природе аскетическому монашескому идеалу. В полемике против аскетизма гуманисты обращаются к возрожденному и реабилитированному ими античному эпикуреизму.

Вряд ли верно защите “чести” как добродетели – высшего нравственного идеала–видеть одно лишь изложение враждебной гуманизму аскетической и феодальной морали. Осуждая аскетическое насилие над собственной природой человека, Панормита призывает следовать природному началу. Не отвергая собственно христианское учение, гуманизм рассматривает место человека мире не с точки зрения грехопадения и спасения, а как проблему достоинства человека. А высшим результатом этой деятельности по возвышению человека, высшим осуществлением человеческого достоинства является его “божественность”, понимаемая не только как божественное происхождение, но и возвышение человека до того, по чьему образу и подобию он сотворен. Устройство человеческого тела свидетельствует о его красоте и целесообразности, наилучшим образом приспособленных к осуществлению деяния и познания, которых и заключено главное предназначение человека “Итак, какое соединение членов, какое расположение линий, какой облик могут быть действительности или помыслах более прекрасными, нежели человеческие!. Оправдание “реабилитация” мира и человека, принимающее вид их обожествления, носит философии гуманизма преимущественно этический и эстетический характер. Ученое незнание не есть отказ от познания мира и даже бога, это не уход на позиции скептицизма. Итак, Николай Кузанский, отвергая терминологию Священного писания, ставит проблему бога не столько как теологическую, сколько как собственно философскую проблему. Соотношение “свернутого” боге максимума и “развернутой” космосе ограниченной бесконечности отражается и “малом мире” человеческой природы.

Позиция Николая Кузанского здесь не совпадает ни с мистическими течениями средневековой мысли, отдающими приоритет вере и отвергающими рациональное знание истины, ни с компромиссной точкой зрения томизма, сохраняющего главенство веры и использующего рациональное знание качестве “служанки” теологии, ни, наконец, с аверроистской концепцией “двоякой истины”, противопоставляющей истину разумного познания истине религиозного откровения. Конечным результатом интуитивного постижения бога оказывается “обожествление” человека, когда мы “поистине обожествляемся, поднимаясь к тому, чтобы стать едином тем же самым, котором все и во всем единое” и достигаем того “в высшей степени возможного совершенства”, которое можно обозначить как “знание бога” там. Бог философии Плифона – это Зевс одного из его “священных гимнов”, “производитель и всемогущий властелин, который себе самом, сокрывая воедино и нераздельно, из себя затем выпускает особо, делая таким образом свое произведение чемто законченно единым и целостным, а также, насколько возможно, полным и наилучшим. Сын врача Диотифечи от имени которого он и образовал латинизированное имя Фичино, Марсилио родился. Герметические трактаты глазах Фичино и его современников являли собой древнейшую мудрость, от которой брала начало платоническая религиознофилософская традиция. Теперь борьба между гуманизмом и схоластикой выходила за пределы этики и антропологии речь шла уже о боге и мире. К попытке преодоления разрыва и сводится философское содержание “Платоновского богословия” и других сочинений Фичино, и это главное содержание его философии не может быть смазано никакими самыми благочестивыми декларациями их автора. Главное “Платоновском богословии” –постоянно подчеркиваемая и выявляемая связь и взаимозависимость всех ступеней космической иерархии, их глубочайшее внутреннее единство. Так рождаются сферы небес, элементов, светила, воздух, формы камней, металлов, растений, животных” 146 Уму свойственны покой и постоянство, подвижным его можно именовать лишь том смысле, что он, подобно прочим вещам “происходя из бога, к нему же возвращается” там же Но будучи “вместилищем форм”, он являет собой “неподвижную множественность” – первую ступень “нисхождения” к той подвижной и изменчивой множественности, каковой является материя 147 Главнейшим воплощением единства и связи всех ступеней космической иерархии философии Марсилио Фичино является ее средняя, третья и сверху, и снизу, ступень, именуемая “душой” и постоянно отождествляемая с природой. Эта “необходимость” души определяется необходимостью дать объяснение движению, становлению, жизни природе.

Будучи по сущности своей духовной, красота мира находит свое воплощение и выражение красоте тел и форм. Концепция “всеобщей религии” и “согласия” философских учений содействовала гуманистическому перетолкованию христианского нравственного идеала, получившему дальнейшее развитие гуманистической мысли первой половины. Вот почему он создал уме своем еретический взгляд на вещи, не согласный ни с какой религией, предпочитая, повидимому, быть философом, а не христианином”. Необходимость есть безличный природный закон, совокупно выражающий господство причинноследственных связей “О чудесная необходимость, – восклицает одной из записей Леонардо да Винчи, – ты с величайшим умом понуждаешь все действия быть причастными. И хотя Леонардо прямо не выявляет себя сторонником гелиоцентрических представлений', направлении новой космологии вели его соображения о том, что Земля не является центром мироздания, о принципиальном полицентризме космоса, об относительности пространственных представлений. Определяющую роль его поисках новой картины мира сыграло знакомство со взглядами древних астрономов, придерживавшихся гелиоцентрических представлений, прежде всего с учением пифагорейцев, Филолая, Гераклида Понтийского, Аристарха Самосского. В жанровом разнообразии Эразмовых сочинений проявляется принципиальная, мировоззренческая позиция мыслителягуманиста. Ибо, заявив, что вера “совершенно несовместима с мудростью”, Глупость противопоставляет затем ученой мудрости философов и богословов то “истинное христианское благочестие”, которое видит.

Последователь учения Джованни Пико о достоинстве и свободе человека, единомышленник Эразма Роттердамского, Мор не мог не выступить против религиозного фатализма лютеранской и кальвинистской реформации, лишающего человека свободы воли и превращающего. На протяжении 14 лет он выполняет множество важных политических и дипломатических поручений флорентийской синьории, принимает участие посольствах Рим, Францию, Германию, пишет отчеты, докладные записки, “Рассуждения”, которых затрагивает важные вопросы внешней и внутренней политики республики. Дело, однако, не этой арифметике, впрочем, достаточно – и притом демонстративно – приблизительной. Если движение истории, исторических событий подчинено причинноследственной связи, природной необходимости, то и само возникновение человеческого общества, государства, морали объясняется политической философии Макиавелли естественным ходом причин, а не божественным вмешательством, и здесь флорентийский секретарь оказывается учеником и последователем античных материалистов. Государственным интересом, общественной пользой определяется его отношение к различным формам религиозного культа. Но религия оказалась разительном несоответствии с повседневной житейской практикой, особенности с пагубной для общества и государства деятельностью католической церкви “Но как глубоко упала она, – продолжает свою мысль Макиавелли “Рассуждениях на первую декаду Тита Ливия”, – лучше всего показывает то обстоятельство, что народы, наиболее близкие к римской церкви, главе нашей религии, оказываются наименее религиозными”. В условиях того времени “народ”, о котором ведет речь флорентийский секретарь, это не обездоленные низы общества, а средние, буржуазные слои городской республики. Нельзя, однако, забывать, что при всей своей прогрессивности национальное абсолютистское государство создавалось на костях обездоленных масс трудящихся, обычно не принимаемых во внимание апологетами буржуазного прогресса.

Характерна его биография, ничем не напоминающая богатую яркими событиями жизнь “титанов Возрождения”. Он знаком с открытыми гуманистами памятниками античной философской мысли, среди которых особое место занимают сочинения позднеантичного истолкователя Аристотеля – Александра Афродисийского. Будучи началом бытия, источником движения, он сам не властен вносить него перемены. Таким образом, именно экспансия мусульманской цивилизации послужила тем катализатором, который вызвал ускоренное развитие европейской цивилизации. Справочник адресован широкому кругу читателей учащимся, абитуриентам, учителям, родителям.

У Платона, одного из крупнейших диалектиков античности, мы не находим учения о совпадении противоположностей, поскольку для древнегреческой философии характерен дуализм, противопоставление идеи или формы и материи, единого и беспредельного. И самом деле так как точное определение размеров и формы мироздания может быть дано лишь через отнесение его к бесконечности, то нем не могут быть различены центр и окружность. А последнем тезисе речь идет о петлях описываемых планетами на небе вследствие движения Земли вокруг Солнца. Став дальнейшем профессором математики Падуанского университета, ученый развернул активную научноисследовательскую деятельность, особенно области механики и астрономии. Но отличие от них Галилей тесно увязывал атомистическое истолкование природы с математикой и механикой, Книгу природы, говорил Галилей, невозможно понять, если не овладеть ее математическим языком, знаки которого суть треугольники, круги и другие математические фигуры. Этого взгляда придерживалось затем большинство передовых мыслителей 17. Научнофилософская деятельность Галилея кладет начало новому этапу развития философской мысли Европе механистическому и метафизическому материализму 17. Главная черта философии эпохи Возрождения антропоцентризм имеет глубоко христианские корни. Томас Мор 14781535, написал роман Утопия, котором все граждане, населяющие город, обязательно участвуют общественном труде, совмещенном со всеобщим образованием.

В структуре академии были выделены традиционные университетские факультеты, а целью ее создания было сообщение пансофических знаний. Он приходит к заключению о том, что воспитание и обучение должны соответствовать возрасту человека. Константин Дмитриевич Ушинский 18241870 Ушинский предложил концепцию народности воспитании как основу построения всей педагогической системы. Мыс лителей интересуют уже не столько проблемы религии, сколько человек, его природа, самостоятельность, творчество, самоутверждение, красота. Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами изобретении новых приборов сложного микроскопа, телескопа, термометра, барометра, благодаря чему научные наблюдения стали значительно более точными и более обширными, чем когдалибо прежде области естественных наук рост объема сведений о живой природе, медицины возникновение научной анатомии, открытие кровообращения. Гармония и красота природы могут быть объяснены, согласно Бруно, лишь тем, что всеобщий ум выступает как художественный интеллект, что природа полна бессознательного творчества, а человеческое только уподобление.

Джордано Бруно и этом заключено то принципиально новое, что вносит он космологию бесконечности, отвергает деление мира на здешний, материальный и конечный, и иной, запредельный и нематериальный. В цикле стихотворений канцоньере, посвященном Лауре, аскетизму средневекового сознания противопоставляются естественные чувства к возлюбленной и природе. Глубоко верующий человек, он решительно отвергал схоластику, которую считал воплощением глупости и бессмыслицы. Но, тем не менее, отождествление той или иной мере бога и природы пантеизм фактически подрывало постулат о творении. Бруно сыграл важную роль и нашел продолжение европейском свободомыслии XVIIIXIX. Мы рассматриваем здесь лишь западноевропейскую ветвь средневеко­вой философии. Четвертое исходит из различных степеней совершенно­го, истинного и благородного.

Следовательно, если на человеке, на этой плоти крови, на гордой трухе, вины нет, то винить следует Творца и Устроителя неба и светил. Что сделал Ты тогда, Боже мой?. Он поправился и выздоровел, и как только я смог говорить с ним а смог я сейчас же, как смог и он, потому что я не отходил от него, и мы не могли оторваться друг от друга, я начал было насмехаться над крещёнием, которое он принял вовсе без сознания и без памяти. Сам Августин действительно пишет, что он хочет знать только душу и Бога, и ничего более. Этика, базирующаяся на определенным образом понятой диалектике 1, определила интонацию Диалога это не разыгрывание ролей противников, а спокойное ведение спора по правилам диспута, котором сила извлекается из аргументов наставленных свободных искусствах людей. Не собираясь здесь анализировать Диалог, предпочитая, чтобы его прежде прочел читатель, я все же хотела бы обратить внимание на некоторые моменты. Я изложил это потому, что, возможно, нас вначале привели к этой вере чувство телесного начала и обычай, который мы узнали прежде всего. Она не материя, ибо не имеет фигуры и не может её иметь, бесконечна и беспредельна. Она не форма, ибо не формирует и не образует другого, ввиду того, что она есть всё, есть величайшее, есть единое, есть вселенная.

Равным образом мудрейший Соломон утверждал, что все вещи труднопостижимы и что язык не может их объяснить. И ещё один вдохновенный духом божиим муж говорит, что мудрость — это седалище разума — скрыта от взоров всех живущих. Леонардо исполнил это с особенною охотою и стал упражняться не только одной этой профессии, но во всем, что имело отношение к рисованию. Мысленные вещи, не прошедшие через ощущение, пусты и не порождают никакой истины, а разве только вымыслы и так как рассуждения такие рождаются от скудости ума, то бедны всегда такие умозрители, и если богатыми родились, бедными к старости умрут, так что кажется, будто природа мстит. Природа полна бесчисленных оснований, которые никогда не были опыте. Широкое развитие мореплавания поисках новых земель превратило конец XV начало XVI столетий период Великих географических открытий. Но после грехопадения Адама и Евы произошло раздвоение человека, болезнь души.

Христос Иисус — основатель одной из крупнейших религий мира — христианства. А сопутствующее ему греческое слово Христос означает мессия поеврейски машиах, или помазанник, то есть человек, предназначенный для служения Богу. Ветхий завет, на котором воспитывались и образовывались целые поколения до Христа, весь переполнен пророчествами о пришествии Мессии, избавителя от земных страданий и горя. Как же было наконец не вспыхнуть этой постоянно тлевшей надежде, когда появился человек, котором по стечению обстоятельств люди как бы воочию и во плоти увидели все признаки Спасителя мира. А современник Христа, пророк Иоанн, названный Предтечей и Крестителем, пылко и убежденно говорил о том, что Мессия уже появился мире. Он крестил Его водою из Иордана, а слетевший с небес белый голубь символизировал крещение Святым Духом. Однако самой важной и всеопределяющей особенностью личности и всех проповедей Христа была его убежденность, что Он послан Богом мир как искупительная жертва. До христианства и после него ни одной из религий мира не появлялось образа страдающего Бога.

Большая роль отводится догмату искупления, соответствии с которым своими страданиями и смертью на кресте Иисус Христос принес себя жертву отцубогу за грехи людей — искупил.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru