Эпоха возрождения в критической литературе

В Средние века литературно критическая мысль полностью заглохла Разве что какие то ее отблески можно найти краткий период так называемого каролингского Возрождения конец VIII века В стенах основанной Карлом Великим Академии ученые литераторы Алкуин, Павел Диакон и др реанимировали некоторые идеи Аристотеля и Горация. Драма как род художественного творчества Характеристика жанров драматургии Самобытным родом художественного творчества является драма Специфика драмы как рода литературы заключается том, что она, как правило, предназначается для постановки на сцене В драме. Понятие античной литературы Если Греция колыбель европейской культуры, то греческая литература это основание, фундамент литературы европейской Слово античный переводе с латинского обозначает древний Но не всякую. Античная мифология Важнейшим элементом греческой культуры явились мифы, сказания, предания, легенды, восходящие к глубокой древности Они составляют богатейшую сокровищницу образов и сюжетов В мифах отразилась. Античный эпос Гомер Величайшими памятниками древнейшего периода греческой литературы являются поэмы Гомера Илиада и Одиссея Поэмы относятся к жанру народногероического эпоса, так как имеют фольклорную, народную.

Расцвет драмы эпоху Перикла 54 вв до славная эпоха истории Греции, отмеченная необычайным взлетом ее литературы и искусства, науки и культуры, расцветом демократии Этот период называют аттическим, по имени Аттики. Античная трагедия Страдания и гибель людей, объективно достойных лучшей участи, способных ко многим славным подвигам на благо человечества, снискавших бессмертную славу у современников и потомков, переживаются нами. Греческая проза Расцвет греческой прозы приходится на эллинский период IIII вв до Эта эпоха связана с именем Александра Македонского Его завоевания и походы восточные страны оказали большое влияние. Эпоха Средневековья Римская империя рухнула V результате восстания рабов и нашествия варваров На её обломках возникли недолговечные варварские государства Начался переход от исторически исчерпавшего себя. Понятие гуманизма Понятие гуманизм было введено употребление учеными XIX века Оно происходит от латинского humanitas человеческая природа, духовная культура и humanus человеческий, и обозначает идеологию Послание архиепископа новгородского Василия ко владыце тферскому Феодору о рае Происходившая рассмотренный период политическая борьба за первенство среди русских княжеств усиливает публицистическую направленность и злободневность создававшихся это время литературных произ.

Историческое повествование В XVI общерусское летописание стало централизованным летописание это велось Москве вероятнее всего, совместными силами великокняжеской и митрополичьей канцелярии летописцы других городах. Публицистика И Пересветов, А Курбский, Иван Грозный В Древней Руси не было специального термина для определения публицистики как и не было его и для беллетристики границы публицистического жанра, которые мы можем наметить, конечно, весьма условны. Принципы соцреализма Народность Под этим подразумевалась как понятность литры для простого народа, так и использование народных речевых оборотов и пословиц Идейность Показ. I Постмодернизм определение и характеристика Постмодернизм есть литное направление, пришедшее на смену модерну и отличающееся от него не столько оригинальностью, сколько разнообразием элементов, цитатностью, погруженностью. Другие группировки футуристов После кубо и эго возникли другие футуристические группировки Наиболее известные из них Мезонин поэзии В Шершеневич, Р Ивнев, С Третьяков, Б Лавренев и др и. Александр Введенский Гость на коне отрывок Конь степной бежит устало, пена капает с конских губ Гость ночной, тебя не. Экзистенциализм как лит направление Экзистенциализм В конце 40 начале 50х гг фр проза переживает полосу засилья литры экзистенциализма, кот оказал на искво влияние, сравнимое лишь с влиянием идей Фрейда Сложи. Художественная речь и её составляющие Художественная речь иначе язык художественной литературы частично совпадает с понятием литературный язык Литературный язык это язык нормативный, его нормы фиксируются. Понятие гуманизм было введено употребление учеными XIX века Оно происходит от латинского humanitas человеческая природа, духовная культура и humanus человеческий, и обозначает идеологию, направленную к человеку В Средневековье бытовала религиозная и феодальная идеология В философии господствовала схоластика.

В творчестве таких авторов, как Петрарка, Рабле, Шекспир, Сервантес выражено новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность, которую проповедует церковь Человека они представляют, как высшее создание природы, стараясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и. Литература Германии тогда была разнородна Гуманисты писали основном на латинском языке Это объяснялось культом классической древности и обособленностью гуманистов от жизни и потребностей народа Крупнейшие представители ученого гуманизма Иоганн Рейхлин 14551522, Ульрих фон Гуттен 14881523 Но кроме этого направления были и другие, была реформаторская литература. Мюнцер же, напротив, поддерживал крестьянское движение до конца, призывал разрушать монастыри и замки, конфисковывать и делить имущество Люди голодны, писал он, они хотят и должны есть. Специфические признаки и особенности эпохи Возрождения, ее место и значение во всемирной истории Культурное наследие Возрождения, представители и шедевры, характерные черты литературы Преобразования искусстве с переходом к новому восприятию мира. Культура итальянского Возрождения Северное Возрождение Эпоха возрождения, титаны Ренессанса Европейская литература эпохи Просвещения Немецкий романтизм Реализм и романтизм во Франции и Англии. В развитии итальянской литературы Возрождения различаются четыре этапа Первый из них конец XIII начало XIV Предвозрождение, лишь подготовка Возрождения Второй XIV знаменует собой раннее Возрождение и характеризуется особенно бурным его развитием На третьем XV зрелом Возрождении уже ощущается начало кризиса гуманизма, определенная утрата литературой ее прежних характерных для XIV демократических тенденций, связанных с изменениями во внутриполитической жизни итальянских городов замена свободных коммун синьориями, представляющими собой зародыш абсолютистского государства Четвертый этап конец XV XVI, позднее Возрождение, характеризуется его постепенным закатом, оскудением его литературы, вызванными общим упадком Италии с усилением феодальнокатолической реакции и связи с ухудшением ее международного положения после открытия Америки и перемещения мировых торговых путей. Страшная казнь погружение живым кровавый кипяток придумана поэтом для тех, кто жаждал золота и крови, ввергал народы кровопролитные войны Именно этой казни подвергнут находящийся седьмом круге ада бич земли Аттила и другие завоеватели чужих территорий Не догмами католицизма, а соображениями гуманизма руководствовался Данте, помещая ад римского папу Николая III и намечая поместить рядом с ним его преемника Бонифация VIII Требовался колоссальный разрыв с католическим средневековым представлением о святости пап, чтобы двух из них поместить один из самых страшных восьмой кругов ада К тем же, кого Данте как последний поэт Средневековья силу до конца не преодоленных им отдельных средневековых представлений решает поместить не столь мучительные круги ада, поэт относится скорее с сочувствием, чем с осуждением Это подтверждается отношением Данте к своим собратьям по таланту античным поэтам, которые хотя и не попадают рай поскольку язычники, но и не мучаются, находясь Лимбе первом немучительном круге ада, и встречей с которыми он, избравший себе проводники по аду Вергилия, гордится Не следованием церковным и феодальным догмам во взгляде на земную любовь, а глубоким сомнением их правильности продиктовано поэту глубокое сострадание к Франческе да Римини и Паоло жертвам любовной страсти. Замечательны помещенные этом сборнике канцоны, посвященные судьбе Италии Италия моя, Высокий дух и др Они пронизаны глубоким патриотическим чувством, жаждой мира Чувство негодования характерно для стихов Петрарки, как и для его публицистического труда Письма без адреса, обличающего папскую курию за царящие ней пороки Патриотическая и гневная лирика Петрарки сыграла значительную роль освободительном движении Италии XIX Бессмертна и его любовная лирика, породившая множество подражаний и сохраняющая сама по себе немеркнущую свежесть и славу.

Джованни Боккаччо 13131375, отличие от своих предшественников и учителей Данте и Петрарки, по преимуществу поэтов, проявил себя более всего художественной прозе Он стал, по существу, ее родоначальником Италии и одним из ее зачинателей Европе Будучи личностью активной и всесторонней, он много сделал и других областях общественной и научной деятельности Он был знатоком не только римской, но и греческой античной культуры, выполнял дипломатические поручения Флорентийской республики, являлся сторонником республиканского образа правления и ненавидел тиранов Нет жертвы, более угодной Богу, чем кровь тирана Он стал первым биографом Данте и комментатором его Божественной комедии, о которой читал лекции флорентийцам. В XVXVI вв итальянской литературе Возрождения все более нарастают кризисные явления Хотя количество писателей, выступающих различных жанрах, увеличивается по сравнению с ранним Возрождением, их творчество уже не достигает той идейной и реалистической силы, которая была присуща Данте, Петрарке, Боккаччо Даже наиболее яркие и талантливые поэты Л Ариосто 14741533, автор поэмы Неистовый Роланд, и Т Тассо 15441595, поэма Освобожденный Иерусалим, не избежали противоречий. Специфически ренессансным жанром стал диалог Он первоначально являлся излюбленной формой сочинений гуманистов, ставивших целью заставить читателя, взвесив доводы за и против спорах, сделать вывод самому. Подлинным зачинателем Ренессанса является Франческо Петрарка 1304 1374, творчестве которого определился поворот к новой культуре и иным духовным ценностям Именно с его деятельности началось воссоздание античной культуры, изучение литературных памятников, поиск античных рукописей Петрарка был не только ученым, но и видным философом, политическим деятелем, фактически первым истории Европы интеллектуалом Он поставил знание на такую высоту, что 1349 был торжественно увенчан лавровым венком на Капитолии Риме, подобно античным героям. Характерной чертой литературы 16 является появление и деятельность литературных объединений, прежде всего, академий. Расцвет французской поэзии был связан с деятельностью литературной группы Плеяда, создавшей национальную поэтическую школу Первым серьезным произведением этой группы стал ее литературный манифест Защита и прославление французского языка 1549, традиционно приписываемый Жоашену Дю Белле 1522 1560, где ясно декларировались новые представления о национальной культуре и литературе Автор связывал подъем и расцвет культуры с общенациональным подъемом и процветанием уровень развития культуры, таким образом, определялся уровнем развития государства и народа При этом манифесте прослеживается характерный для Ренессанса культ античности и декларирован лозунг подражания древним авторам Художественная программа Плеяды утверждала приоритет французского языка и его равенство с латинским и итальянским, провозглашала высокое назначение поэтатворца Язык провозглашался родом искусства, а поэзия его высшей формой Античное же наследие они считали стимулом для развития национальной литературы Состав группы менялся, но ведущими ней были Пьер Ронсар 1524 1585, Жоашен Дю Белле и Жан Антуан Баиф В наибольшей степени дух культуры Возрождения и ее идеалы были выражены творчестве лидера Плеяды Ронсара Гуманист, он воспевал радость жизни, человека и человеческую любовь как вершину его жизни Культ природы, ощущение и восприятие красоты мира, характерные для миросозерцания поэта, отразились утверждении идеи органического единства человека и природы В наследии Ронсара проявилось и его критическое восприятие общества Гимн золоту стихи, протестующие против гражданских войн и философские размышления о судьбах человечества В то же время он стремился прославить свою родину Гимн Франции Особое место его творчестве занимали темы любви и природы, он оставил несколько книг, посвященных любви Любовь к Кассандре Любовь к Марии и др Ему принадлежит эпическая поэма Франсиада Он по праву считался современниками князем поэтов.

Развитие французской прозы Ренессанса во многом связано с новеллой, историю развития которой открывают Сто новых новелл 1486 Среди многочисленных сборников выделяются Новые забавы и веселые разговоры известного вольнодумца и автора сатиры Кимвал мира Бонавентура Деперье 1510 1544, где дается широкая панорама повседневной жизни современной автору Франции и выведены колоритные индивидуализированные образы Вершиной французской новеллистики принято считать наследие коронованной писательницыгуманистки Маргариты Ангулемской 1592 1549 Сестра французского короля Франциска I была центре блестящего двора, всего интеллектуального и рафинированного придворного общества Став королевой Наваррской, она оторвалась от привычной культурной среды французского двора, но сумела создать глухой провинции новый крупный центр культуры, притягивающий к себе все новых и новых деятелей французского Возрождения В историю литературы она вошла как писательница и поэтесса Платоническое начало, характерное для ее кружка, нашло свое максимальное выражение поэзии самой королевы Наваррской Ей принадлежат аллегорические стихи и поэмы Подлинную славу Маргариты как писательницы, составил сборник новелл Гептамерон Сборник остался неоконченным, нем предполагалось 100 новелл, но писательница успела написать только 72 Второе его издание 1559, где новеллы с резкими антицерковными выпадами были заменены более нейтральными текстами, получило название Гептамерон Особенностью сборника был отказ автора от использования бродячих традиционных сюжетов новелл, сюжеты их связаны с личным опытом рассказчиков или другими реальными событиями Участниками событий оказались люди из непосредственного окружения писательницы, и даже ее родные Отсюда особый автобиографический колорит книги и глубина характеров героеврассказчиков, выдвижение на передний план не столько самих рассказов, а обсуждения По сравнению с другими сборниками ренессансных новелл Гептамерон представляет более узкий социальный круг, книге речь идет скорее о чувствах, моральных ситуациях и богатстве внутреннего мира людей Характерно, что сборнике нет ликующего оптимизма многие истории печальны, а трактовка их показывает несоответствие высокого идеала человека и действительности окружающего мира Творчество Маргариты Ангулемской и частности сборник Гептамерон отразило начало кризиса идеалов французского Возрождения. С Ренессансом и Реформацией связано было становление немецкого литературного языка Перевод выдающегося деятеля реформации Мартина Лютера Библии на немецкий язык означал утверждение норм общенемецкого языка Меньшее значение Германии приобретает поэзия, творчество Ганса Сакса 1494 1576 шло от немецкой традиции и воспроизводит городскую жизнь Германии Особое значение немецкой литературе приобретают народные книги, анонимные сочинения, рассчитанные на массовое чтение По своему содержанию они предельно пестры, них соединялись и сказочные мотивы, и сюжеты рыцарских романов, и анекдоты и даже историческое повествование Они были разными и по характеру если Прекрасной Магеллоне была присуща поэтичность, то Повести о Тиле Уленшпигеле и Шильдбюргерах присутствует острая сатирическая струя Наконец, ренессансный идеал жажды знания и славы, культа безграничных возможностей человека присутствуют Истории о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике 1587, первой обработке этого сюжета мировой литературе. Английская литература Возрождения Появление новых веяний литературе наблюдается со времени возникновения кружков гуманистов университетах, испытывавших влияние итальянского гуманизма Крупнейшей фигурой гуманизма Англии с тал Томас Мор 1478 1535, оставивший одно из программных сочинений Возрождения Утопию где рисуется идеальное общество, построенное на равенстве и справедливости, где господствует принцип коллективной собственности и общности труда, отсутствует бедность, а целью является достижение общего блага Как подлинный гуманист Мор настаивает на гармоническом развитии личности этом обществе, большая часть времени каждого человека отдается интеллектуальным занятиям Характерно, что эпоху, когда Европу разрывали религиозные распри, Мор рисует своем идеальном государстве торжество веротерпимости, и беспощадно с издевкой описывает удел золота Утопии. Драматурги, имевшие под рукой актеров они обычно работали с труппой и писали из расчета на ее возможности, не только выводили на сцену титанических персонажей, но и ставили вопрос о нравственной ответственности личности перед обществом, о том, что несет с собой неограниченная свобода незаурядного человека для других, пусть не столь великих, людей, какова судьба народа минуты роковые На рубеже 16 17 вв театр сумел обобщить весь опыт, накопленный Возрождением, и выразить его, углубив идеи, выдвинутые ранее. В творчестве первого великого трагедийного драматурга Кристофера Марло 1564 1593 выразились эти сомнения и противоречия Марло создал образ Фауста, стремившегося переустроить мир Устами другого своего персонажа, жестокого завоевателя, неграмотного пастуха Тамерлана, драматург излагает свое понимание предназначения человека, тревожный и неукротимый дух влечет его к действию и познанию Герои Марло впервые показали оборотную сторону идеала человека Возрождения они незаурядны и противостоят обществу, нарушая не только его законы, но и общепринятые нормы человечности Вызывали они силу своего аморализма и ужас, и восхищение С творчества Марло начинается новый этап развития драматургии английского Возрождения, который оказался связан с анализом внутренних душевных противоречий, с изображением грандиозной личности, неотвратимо влекущейся к гибели.

С именем Шекспира связано понятие трагического гуманизма осознание трагедии личности, вынужденной вступать борьбу с обществом Почти всегда эта борьба обречена, но необходима и неизбежна Шекспир полностью разделял идеалы Возрождения, но центральный конфликт его пьес определялся несоответствием ренессансного идеала человека реальной действительности Общество враждебно этому идеалу. Критическое отношение к несовершенному обществу связано с его отношением к времени, могущественной силе, которая, однако, не соответствует принципам мирового порядка, по образному выражению драматурга Время вывихнуло сустав Это обрекает на неизбежную гибель большинство шекспировских героев, и даже комедиях со счастливым концом герои проходят через суровые испытания Большинство его героев стремятся осмыслить не только себя, но и свое время, и место человека мире и вечности, и противостояние добра и зла Размышление, понимание ими своего предназначения, судьбы, ошибок приводит их к просветлению. Вершиной испанской литературы Возрождения принято считать творческое наследие Мигеля де Сервантеса Сааведра 1547 1616 Сложная судьба автора, его огромный опыт вплоть до долговой тюрьмы и алжирского плена нашли и отражение его творчестве Сервантес сохранял верность идеалам Ренессанса, что отчетливо проявилось и ранних его произведениях Первым из них был пасторальный роман Галатея котором герои были наделены благородством и нравственной стойкостью Персонажи его Назидательных новелл наделены теми же свойствами при любых испытаниях Героическим и патриотическим пафосом овеяна его трагедия Нумансия Наиболее полное воплощение гуманистическое мировоззрение писателя нашло его знаменитом романе ДонКихот Ламанчский История о бедном рыцаре, начитавшемся рыцарских романов и пустившемся странствия, была задумана как насмешка над изжившими себя идеалами Первые читатели так и воспринимали роман Но романе присутствует и высокая человечность, подлинный гуманизм Рыцарь Печального образа, остался верен гуманистическим идеалам и стал символом человечности мире жестокости и обмана. Испанская драматургия Возрождения связана была с процессом секуляризации театра Начало расцвета испанского театра совпадает с эпохой Ренессанса, и во многом этот расцвет был обязан творчеству Лопе де Вега Карпио 1562 1635 Выходец из городской среды, Лопе де Вега прожил полную приключений жизнь и, по сути, создал новый испанский театр Лопе, вероятно, поставил рекорд по размерам своего художественного наследия ему приписывали более 2000 пьес, из которых до нас дошло 468, том числе 426 комедий Именно он определил характер испанской драмы, соединяя пьесах элементы комического и трагического Лопе отказался от принципа единства места и времени, сохранив единство действия Лопе де Вега, как и Сервантес, сохраняет веру торжество гуманистического идеала совершенной и свободной личности Ценность имеют только высокие личные качества и таланты человека Остальное для гуманиста малосущественно, том числе и сословная принадлежность Эта линия проводится его лучших комедиях жанра плаща и шпаги Собака на сене Учитель танцев Девушка с кувшином В других своих комедиях драматург раскрывает силу человеческих чувств, преодолевающих все препятствия. Особое место его творчестве занимает пьеса Овечий источник где Лопе де Вега вывел на сцену крестьян, изобразил крестьянское восстание против феодала и показал крестьян нравственно стойкими, мужественными, героическими, по своей силе духа превосходящими не только своих господ, но и короля с королевой Благодаря своим блестящим фабульным и языковым достоинствам, глубине трактовки характеров его пьесы вошли золотой фонд европейской литературы.

Литература Возрождения полной мере выразила все особенности данной культуры, ее светский характер, устремленность к человеку и его чувствам, интерес к земному миру Ее произведения наряду с искусством эпохи Ренессанса приобретают особое значение, достигая статуса высшего художественного совершенства М Андреев Литература Возрождения стала полной мере классической, выразила культурные ценности Ренессанса, создала новые жанры и определила пути ее дальнейшего развития. Понятие гуманизм было введено употребление учеными XIX века Оно происходит от латинского humanitas человеческая природа, духовная культура и humanus человеческий, и обозначает идеологию, направленную к человеку В Средневековье бытовала религиозная и феодальная идеология В философии господствовала схоластика Средневековое направление мысли принижало роль человека природе, качестве высшего идеала представляя бога Церковь насаждала страх перед богом, призывала к смирению, покорности, внушала мысль о беспомощности и ничтожности человека Гуманисты начали рассматривать человека иначе, приподняли его роль его самого, и роль его ума и творческих способностей. Во Франции предпосылки для развития новых идей были общем те же, что Италии Но были и различия Если Италии буржуазия была более передовой, Северная Италия состояла из отдельных республик, то во Франции была монархия, развивался абсолютизм Буржуазия не играла такой большой роли Кроме того, здесь распространилась новая религия, протестантизм, или иначе кальвинизм, по имени ее основателя, Жана Кальвина Будучи сперва прогрессивным, последующие годы протестантизм вступил во вторую фазу развития, реакционную. В Англии развитие капиталистических отношений происходит быстрее, чем во Франции Происходит рост городов, развитие торговли Формируется сильная буржуазия, появляется новое дворянство, противостоящее старой, нормандской верхушке, которая те годы еще сохраняют свою руководящую роль Особенность английской культуры того времени отсутствие единого литературного языка Знать потомки норманнов говорила пофранцузски, на многочисленных англосаксонских диалектах говорили крестьяне и горожане, а церкви официальным языком была латынь Многие произведения тогда выходили на французском языке Не было и единой национальной культуры К середине XIV начинает складываться литературный английский язык на основе лондонского диалекта. В конце XIV века только у одного Джефри Чосера чувствуются влияния итальянского ренессанса Современник Петрарки, он всетаки остается писателем средневековья И только конце XV идеи гуманизма занимают английской культуре прочное положение Возрождение Англии практически совпадает с периодом правления Тюдоров 14851603 Литература Англии, конечно, испытывает влияние и других стран В XVI рвеке Англия переживает расцвет во всех областях мысли и творчества. Наиболее крупные представители литературы английского Возрождения Шекспир драматургии, Эдмунд Спенсер поэзии, области романа Джон Лили, Томас. В 1516 вв Германия испытывала экономический подъем, хотя от передовых стран Европы Италии, Франции, Нидерландов она отстает Особенность Германии том, что развитие на ее территории шло неравномерно Разные города находились на разных торговых путях, и торговали с разными партнерами Некоторые города вообще находились стороне от торговых путей, и сохраняли свой средневековый уровень развития Сильны были и классовые противоречия Крупная знать укрепляла свою власть за счет императора, а мелкое дворянство разорялось В городах шла борьба между имеющим власть патрициатом и мастерамиремесленниками Наиболее развитыми были южные города Страсбург, Аугсбург, Нюрнберг и др те, что находились ближе к Италии и имели с ней торговые связи.

Для литературы Возрождения характерны уже вышеизложенные гуманистические идеалы Эта эпоха связана с появлением новых жанров и с формированием раннего реализма который так и назван, реализм Возрождения или ренессансный, отличие от более поздних этапов, просветительского, критического социалистического. В творчестве таких авторов, как Петрарка Рабле Шекспир Сервантес выражено новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность, которую проповедует церковь Человека они представляют, как высшее создание природы, стараясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума Для реализма Возрождения характерна масштабность образов Гамлет, король Лир, поэтизация образа, способность к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта Ромео и Джульетта, отражающего столкновение человека с враждебными ему силами. Широко распространена публицистика и философская проза В Италии Джордано Бруно своих работах обличает церковь, создает свои новые философские концепции В Англии Томас Мор высказывает идеи утопического коммунизма книге Утопия Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень Опыты и Эразм Роттердамский Похвала глупости настоящее его имя Герхардт Герхардтс В числе писателей того времени оказываются и коронованные особы Стихи пишет герцог Лоренцо Медичи, а Маргарита Наваррская, сестра короля Франции Франциска I, известна как автор сборника Гептамерон. Культурные деятели того времени вели борьбу со схоластикой, аскетизмом, мистикой, с подчинением литературы и искусства религии, называли себя гуманистами Писатели Средневековья брали у античных авторов так сказать букву, отдельные сведения, отрывки, сентенции, вырванные из контекста Писатели Возрождения читали и изучали целые произведения, обращая внимание на существо произведений Они также обращались и к фольклору, народному творчеству, народной мудрости Первыми гуманистами считаются Джованни Боккаччо, автор Декамерона, сборника новелл, и Франческо Петрарка, автор цикла сонетов честь Лауры. В последующие века дают еще целую плеяду крупных представителей литературы Лодовико Ариосто Пьетро Аретино Торквато Тассо Саннадзаро, Маккиавелли группа поэтовпетраркистов. Франция Во Франции предпосылки для развития новых идей были общем те же, что Италии Но были и различия Если Италии буржуазия была более передовой, Северная Италия состояла из отдельных республик, то во Франции была монархия, развивался абсолютизм Буржуазия не играла такой большой роли Кроме того, здесь распространилась новая религия, протестантизм, или иначе кальвинизм, по имени ее основателя, Жана Кальвина Будучи сперва прогрессивным, последующие годы протестантизм вступил во вторую фазу развития, реакционную. Испания и Португалия Литература этих странах развивалась своеобразно Социальнополитическая обстановка них была сложной В первую очередь, здесь проходила Реконкиста, отвоевание земель у мавров Испания не была единой страной, а состояла из отдельных государств Каждая провинция развивалась поначалу обособленно Абсолютизм при Изабелле и Фердинанде сложился поздно Во вторую очередь, Испания это время вывозила из колоний огромное количество золота, ней накапливались огромные богатства, и все это тормозило развитие промышленности и формирование буржуазии Однако, литература испанского и португальского Возрождения богата, и представлена довольно крупными именами Например, Мигель Сервантес де Сааведра оставивший серьезное наследие, как прозу, так и поэзию В Португалии крупнейшим представителем Возрождения является Луис де Камоэнс автор Лузиад, исторического эпоса португальцев Развивались, как поэзия, так и жанры романа и новеллы Тогда появился типично испанский жанр плутовского романа Образцы Жизнь Ласарильо с Тормеса без автора, Жизнь и похождения Гусмана де Альфараче автор Матео Алеман. История зарубежной литературы Средние века и Возрождение М Высшая школа. Презентация на тему Литература эпохи Возрождения П А Бородин Характеристика эпохи Возрождения 1 Возрождение, или Ренессанс эпоха истории культуры Европы, пришедшая Транскрипт. XVII веку суждено было продолжить и развить тенденции, наметившиеся литературе эпохи русского Предвозрождения Именно этот век, по словам Д С Лихачева, принял на себя функцию эпохи Возрождения, но принял особых условиях и сложных обстоятельствах, а потому и сам был особым, неузнанным своем значении Это был век, когда прочно укоренившиеся за шесть веков литературные жанры легко уживались с новыми формами литературы с силлабическим стихотворством, с переводными приключенческими романами, с театральными пьесами, впервые появившимися на Руси при Алексее Михайловиче, с первыми записями фольклорных произведений, с пародиями и сатирами.

В старой историографии, например хрониках, разумеется, отмечались перемены образе мыслей и поступках того или иного исторического лица Но такие изменения лишь фиксировались, хронист радовался исправлению грешного, негодовал развращению праведного, но не пытался объяснить эту эволюцию индивидуальными чертами характера данного лица Писатели XVII уже хорошо понимают связь поступка с характером, сложность и изменчивость самих характеров Вот, например, Борис Годунов вначале он свое царство Руском государьстве градов и манастырей и прочих достохвальных вещей много устроив, ко мздоиманию стяжательству, взяточничеству же зело бысть ненавистен, был естеством светлодушен и нравом милостив, однако со временем характер его изменился терние завистныя злобы цвет добродетели того помрачи, и если бы не эта перемена, то могл бы убо всяко древьним уподобитися царем, иже во всячественем благочестии цветущим Столь же сложные характеристики получают исторических произведениях начала века и Иван Грозный, и патриарх Гермоген, и другие деятели этого периода Такой подход к изображению человеческой личности мы находим новой редакции Хронографа, статьях, посвященных событиям начала. Создаются новые редакции Повести об Акире, Повести о Трое, Девгениева деяния Произведения XVII даже те, которые могут быть отнесены к его официальной литературе, свидетельствуют об эмансипации жанров и героев, которую мы отмечали Повести о Басарге или Повести о Петре и Февронии, последнюю лишь формально можно отнести к жанру житий Столь же не похожа на традиционный жанр сказания о поставлении монастыря и Повесть о Тверском Отроче монастыре. Происходят географические открытия, такие как Колумб открывает Америку, Магеллан своим кругосветным путешествием доказывает шарообразность Земли и конечно многое другое Живопись открывает новые стороны познания красок, спектров цветов, перспективы и ощущений к окружающему миру Изобретаются новые музыкальные инструменты, появляются точные карты, компас. В то время, когда средневековье брали из античной литературы основном ораторскую прозу, избегали лирических жанров, то Ренессанс античную культуру заново переводили, давали оценку философским, историческим сочинениям, признавались творения поэтов, таких как Гомера, Овидия и других. Два с половиной столетия Возрождения от Петрарки до Галилея знаменуют собой разрыв со средневековой традицией и переход к новому времени Этот этап явился закономерным и необходимым истории философской мысли Не было непосредственного перехода от Сводов Фомы Аквинского к Рассуждению о методе Декарта, от поисков парижских и оксфордских номиналистов XIV к новой физике и механике Галилея Однако было бы неверно сводить роль философии Возрождения только к разрушению или изживанию схоластической традиции Мыслителями XIV XVI вв была разработана картина мира и человека, глубоко отличная от средневековой. Ренессанс знаменателен такими великими сынами литературы как Шекспир, Петрарка, Ронсар, Дю Белле, Фацио, Лоренцо Вала и др Ведь именно Эпоху Возрождения поэты показали триумф человечества над своими пороками и ошибками прошлых времен. Подводя итоги, на мой взгляд, именно Ренессансе каждая литература уникальна и представляет собой коллекцию интересных мыслей и размышлений Эпоха Возрождения явилась неким светлым периодом времени истории человечества, его культурной и духовной жизни Мы по сей день восхищаемся трудами той эпохи, ведутся споры Живопись, архитектура, наука и конечно же литература сравнении с другими периодами были полном расцвете Уничтожение угнетения церкви дал такой прогресс, не только технический, но и духовный Тема значимости Эпохи Возрождения, ее смысла истории человечества, духовности останется вечной и никогда не раствориться во времени. И тут явление Войны и мира, Илиады Нового времени, когда недавние исторические события воссозданы как миф См Русская классическая проза. Я фотограф Плагин для публикации фотографий дневнике пользователя Минимальные системные требования Inter Explorer 6, Fire Fox 1 5, Opera 9 5, Safari 3 1 1 со включенным JavaScript Возможно это будет рабо.

В экономике начинается переход к капитализму, аграрный переворот, эпоха первоначального накопления Из среды третьего сословия выделяется буржуазия, которая начинает создавать капиталы для развития промышленности Капиталы создавались любым путем нещадной эксплуатацией, колониях, пиратством В политике ведется борьба с феодальной раздробленностью, создание абсолютных монархий вся власть руках одного Абсолютная монархия способствовала созданию крепкого государства, развитию торговли и промышленности. Термин Ренессанс французское, Ринашименто итал, Возрождение русская калька с франц появился XVI веке Его впервые использовал по отношению к изобразительному искусству итальянский художник Джорджо Вазари своем сочинении Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих 1550 Он писал о возрождении искусства Италии после долгих лет упадка период средневековья Позже это понятие приобрело широкий смысл. Шекспировская трагедия Ромео и Джульетта следующий этап движения души, добивающейся любви Здесь уже нет чаши с колдовским напитком, отсутствует прямое вторжение Бога судьбы героев, не отыскать терновника на могилах влюбленных Отсутствие священных символов не умаляет достоинств текста Последовательно отвергаются все варианты фарисейских компромиссов формальноэтикетная любовь Ромео, вздыхающего о Розалине вера родителей право выбирать семью для своих детей призыв кормилицы быть с живым, избегая того, кто рискует стать мертвецом уверенность Париса достаточности одностороннего чувства для того, чтобы Джульетта была с ним На фоне этих желаний взаимное притяжение главных героев выглядит искренним выбором, который не надо объяснять Любовь это любовь Это не долг, не собственность, не компромисс Конечно, это не этикет. Представим, что богослужение храме Гамлета подходит к концу Последними ударами обмениваются Лаэрт и датский принц Пришла пора умирать Даже Лаэрт возвышается момент гибели Последним уходит главный герой Возможно, что на помосте его покинутое тело образует фигуру креста Несколько минут все хранят молчание Медленно исчезает свет Лишь Гамлет освещен направленным лучом Гдето алтарном пространстве слышен плач Храмовый зал тишине, предвещающей последний ритуальный аккорд Выходит тот, кого можно назвать священником Тишина углубляется И вдруг долгожданный возглас, сопровождаемый движением. Трагедия Христа, божественная трагедия, это трагедия креста Пилат, скептик, культурный человек, желая обратить ее шутку, и затеяв этот фарс с царем, тростью и терновым венцом, говорит Се человек, но народ, более человечный, чем он, народ, который хочет трагедии, кричит Распни его Распни его И еще одной трагедией, трагедией человеческой является трагедия Дон Кихота, который с исцарапанным лицом выставлен был на посмешище перед челядью герцога и герцогини, которые и сами были такою же чернью, что и их слуги Се безумец сказали бы они И мука, принятая от шутки и презрения, является трагедией комической, иррациональной Величайший героизм как для индивида, так и для народа это способность устоять перед насмешкой, вернее, способность выставить себя на посмешище и не дрогнуть Мы должны, идя по стопам Дон Кихота, искать насмешку. Возникло Возрождение Италии Здесь его первые симптомы были заметны XIII XIV столетиях Но твердо эпоха укоренилась только 20х годах XV века В Германии, Франции и других державах Ренессанс возник намного позже На окончание XV столетия выпадает наивысший расцвет Возрождения А уже следующем веке отмечается кризис идей этой эпохи В результате случившегося инцидента возникает барокко и маньеризм. Литература эпохи Возрождения это такие бессмертные имена, как Шекспир, Ронсар, Лоренцо Вала, Петрарка, Дю Белле и другие Именно период Ренессанса поэты продемонстрировали победу человечества над собственными недостатками и ошибками прошлого Самой развитой была литература Германии, Франции, Англии, Испании и Италии.

Становление новых социальных отношений выразилось раскрепощении личности Перед человеком, освобождавшимся от средневековых сословных пут, выходящим из замкнутого мирка религиозной культуры на широкий простор исторических перемен, открываются большие возможности активной творческой деятельности Это была эпоха гуманизма, когда духовная диктатура церкви оказалась сломленной и личность стала центром общественных интересов Человек эпохи Возрождения отличается верой разум, свои силы, свою доблесть. Особенности познания и осмысления мира литературе эпохи Возрождения. К сожалению, смерть унесла Б И Пуришева раньше, чем он успел внести свой труд завершающие штрихи Этим, а не только его эстетическими пристрастиями и отталкиваниями, объясняются некоторые структурные особенности его курса отсутствие лекции о Монтене разделе, посвященном французской литературе, а также общего заключения. В литературе средних веков подлинную жизнь теснили то благочестивая легенда, то волшебная сказка В ней царили назидательное иносказание, символы и аллегории Рыцарский литературный этикет окружал ее высокой крепостной стеной Да и герои средневековых романов, при всей их личной находчивости и авантюрной изобретательности, по сути дела, воплощали себе всего лишь устойчивый сословный рыцарский кодекс Ведь у великой куртуазной державы короля Артура не было ясных географических и исторических примет События, развертывающиеся на ее просторах, больше всего напоминают удивительные сновидения. Петрарка, конечно, не смог пройти мимо этих классических эпистолярных образцов Только ему гораздо ближе Цицерон, чем Сенека Последний, по словам Петрарки, сгрудил своих письмах нравственную философию почти всех своих книг, а Цицерон, философствуя книгах, письмах говорит о повседневных вещах, упоминает новости и разнообразные слухи своего времени И Петрарка признается, что именно письма Цицерона являются для него захватывающим чтением и что своих письмах он больше последователь Цицерона, чем Сенеки из письма от 13 января. Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения является его ориентация на искусство если Средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение эпохой преимущественно художественноэстетической И если центре внимания античности была природнокосмическая жизнь, Средние века Бог и связанная с ним идея спасения, то эпоху Возрождения центре внимания оказывается человек Поэтому философское мышление этого периода можно назвать антропоцентрическим Период Ренессанса это переворот системе ценностей, оценке всего сущего и отношении к нему Высшей ценностью становится человек, что обусловило важнейшую черту культуры Возрождения развитие индивидуализма сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности общественной жизни.

XIII XIV вв ознаменованы новыми тенденциями философии Характерно возрастание критического духа философии, который проявляется новых взглядах, новом отношении к традиционным средневековым темам Внутри схоластики возникают противоречия между томистами и августинистами, что лишает католическую идею единства и делает ее уязвимой 4 c. Человек у Кузанского выступает как микрокосм, Богочеловек Своей умственной деятельностью и созиданием он уподобляется Богу Все сущее Кузанский представляет как три мира, каждый последующий из которых включает себя предыдущий малый мир человек большой мир универсум, Вселенная максимальный мир Бог, божественный абсолют. Двумя великими личностями Реформации являются Лютер и Кальвин Оба они интеллектуальном отношении представители средневековой философии и сравнении с итальянцами, которые непосредственно им предшествовали, и сравнении с Эразмом Роттердамским и Николаем Кузанским. Ключевым пунктом Утопии является отсутствие частной собственности Я твердо убежден том, что распределение средств равномерным и справедливым способом и благополучие ходе людских дел возможно только с совершенным уничтожением частной собственности но если она останется, то у наибольшей и наилучшей части человечества навсегда останется горькое и неизбежное бремя скорбей Кроме того, Утопии все граждане равны между собой Жители Утопии занимаются сельским хозяйством и кустарными промыслами работают не по принуждению течение 6 часов день Такая организация делает всех граждан счастливыми Тут не существует неравномерного распределения продуктов, нет ни одного нуждающегося, ни одного нищего, и хотя никто ничего не имеет, тем не менее все богаты Другие государства представляются ни чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах. Развитие социальнополитической мысли эпоху Возрождения не является односторонним С одной стороны, идеалом представляется сильная центральная власть с другой стороны, были продолжены идеи Платона о разработке идеального государства, получившие раскрытие социальных утопиях Т Мора и Т Кампанеллы. В эпоху Возрождения предстояло заново возникнуть драматическим жанрам В средние века связь с античной драматургией прервалась В мистериях и мираклях ставились и разрешались религиозные конфликты В ренессансной драматургии конфликтом становятся взаимоотношения героя с окружающим миром и самим собой Гамлет Шекспира.

Если искусство слова эпоху Возрождения тесно соприкасается с окружающей действительностью, черпая сюжеты из современной повседневности Д Боккаччо или исторических источников Шекспир, то изобразительном искусстве преобладает религиозная проблематика Тайная вечеря Леонардо, Динарий кесаря Тициана, Несение креста Веронезе. На полотнах ренессансных художников мир прекрасен, а человек идеален Даже страдание не искажает светлый образ святого Себастьяна, пронзенного стрелами, которого так любили изображать ренессансные мастера В знаменитой скульптуре Микеланджело образ Давида соединяет себе героическое начало и эстетическое совершенство человека Историки искусства характеризуют творческий метод писателей и художников эпохи Возрождения как прекрасный реализм Однако было бы наивным представлять себе реальную жизнь четырнадцатогопятнадцатого столетий похожей на полотна Рафаэля или комедии Шекспира Жизнь эпоху Ренессанса изобиловала кровавыми событиями, ходе политических интриг ход пускали кинжалы, мечи, яд Ренессансная свобода имела свою оборотную сторону Свободный правитель Флоренции или Венеции не гнушался обмана и клеветы, дабы подавить сопротивление политических противников Наиболее красноречиво философия антигуманизма была сформулирована итальянским политическим публицистом и историком Никола Макиавелли его трактате Государь 1513 Как похвально было бы для Князя соблюдать данное слово и быть жизни прямым, а не лукавить, это понимает всякий Однако опыт нашего времени показывает, что великие дела творили как раз князья, которые мало считались с обещаниями, хитростью умели кружить людям головы и конце концов одолели тех, кто полагался на честность. Лаура де Нов происходила из знатной семьи, семнадцать лет 1325 вышла замуж за Уго де Сада, была матерью одиннадцати детей Умерла страшный год, когда по всей Европе прокатилась эпидемия чумы Она не ведала, того, что вдохновила гения поэзии и обрела бессмертие Поэт искусно обыгрывает имя возлюбленной Laura, ставя его один ряд с такими образамисимволами, как lauro лавр l auro золото, l aura ветер.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru