Эллинизм как философия

Эпоха эллинизма начало датируется 323 — смерть Македонского — образование мировых монархий кот приходят на смену классическому античному полису. Главная задача состояла том, чтобы обеспечить политическую самостоятельность этой замкнутости. Распространены были общественное недовольство и страх перед революцией, что привело к тому, что многие философы начинали заниматься астрологией. В эпоху эллинизма не создается ни одной принципиально новой физической системы. Мощнейшее направление — неоплатонизм — Плотин, Прокл, Порфирий — создается на базе платонизма. Также происходит обращение к личности, только уже к личности атомистического толка. Необходимо обосновать идеал внутренней свободы, происходит обоснование положения человека этом новом мире, мире монархии деспотический режим. В огромной социальности человек уже не мог влиять на мир, он ему подчинялся, для больших социальных объединений характерна не проблема воздействия человека на мир, а проблема успокоения, утешения человека. Эпикур предложил такой способ обоснования личного счастья счастье — это удовольствие.

Стоики понимали личное счастье иначе Подчиняйся судьбе!. Рациональная ступень может быть редуцирована к отдельным чувственным ощущениям. Но атомы могут отклоняться под влиянием внутреннего импульса, но это отклонение случайно. Он считал, что никакая вера, никакая религия не даст человеку свободы. Видные ее представители — Сенека, учитель Нерона, император Марк Аврелий. Позиции этой философии противоположны Эпикуру доверься судьбе, покорного судьба ведет, а непокорного тащит. Стоики развивали онтологические идеи космического логоса, но преобразовывали это гераклитовское учение как учение о всеобщем законе, провидении и Боге. Эллинизм охватывающий период от завоевания Александра Македонского и до падения Западной Римской империи, характеризует собой последующую античную философию. Философ обязан ответить на такие вопросы из чего состоят вещи?.

Эпикур выдвинул идею, резко отличающуюся от трактовки атомов Демокритом. Получается, что атомам присуща свобода воли, которая и определяет непременное отклонение. В этом проявлялся идеал внутренней свободы, свободы от страстей, который лелеяли почти все стоики. Для него Вселенная — тесно связанное целое это единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой. Неоплатонизм — направление античной философии позднего эллинизма —. Философия приобретает практическое значение, вырабатывает правила жизни. Неоплатонизм получил распространение период, когда античный способ философствования уступал место философии, основанной на христианской догматике. Стоицизм главными представителями раннего стоицизма были Зенон Китийский. Скептик находится постоянном философском поиске, но он убежден что подлинное знание принципе невозможно.

Неоплатоники стремились дать философскую картину всего существующего, том числе космоса целом. Неоплатоники везде видят гармонию и красоту, за них ответственно фактически Единое Благо. Исходные принципы, заложенные великими греками, были систематизированы, развелись те или иные аспекты достижений прежнего периода, происходило концентрирование внимания на проблеме человека и общества. Примерно во времена Александра Македонского были основаны четыре философские школы киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев. Наиболее видные представители школы киников ученик Сократа Антисфен. По Перрону, философ это тот, кто стремиться к счастью, а оно состоит невозмутимости и отсутствии страданий. Принцип Перрона Следовать принципу воздержания от каких бы то ни было суждений о чемлибо!. Именно этом состоит высшая степень доступного философу истинного счастья. Возникнув связи и одновременно с переходом древнегреческого общества от раннего не развитого рабовладения от общества, пронизанного традициями родового строя, к зрелому раб Пифагор и его школа Пифагор и его школа.

Эллинизм как философия

В результате многочисленных войн появилась огромная держава, границы которой простирались от Египта до современной Средней Азии. Под ней следует подразумевать распространение греческой культуры по всем территориям, завоеванным Александром Македонским. В связи с тем, что произошло слияние греческой и местных культур, появился эллинизм. Как уже было сказано, эллинизм это своеобразный синтез разных элементов культуры. С другой же, его становлении сыграли роль древневосточные общества, а именно их консервативная и малоподвижная общественная структура. Необходимость слиянии нескольких культур возникла связи с тем, что греческий полис начал постепенно тормозить исторический прогресс, исчерпав все свои возможности. Вот почему стал возникать разлад между разными классами, социальная борьба между олигархией и демократией.

Это произошло после распада державы, построенной Александром Македонским. Существует несколько разных точек зрения. В одних городах важная роль отводилась элементам, присущим греческой культуре, других господствовали древневосточные начала. Такие отличия возникли связи с конкретными историческими особенностями обществ и городов. Культура эллинизма повлияла на исчезновение характерного для классического периода разрыва между техникой и наукой, практикой и теорией.

Создание новых городов и прогресс таких сферах, как мореплавание и военные технологии, поспособствовали подъему некоторых наук. Эратосфен определил истинные размеры земного шара, Аристарх Самосский доказал, что наша планета вращается вокруг своей оси и движется вокруг солнца. Философ на своем примере пытался показать, как важно следовать истинным, по его мнению, идеалам. Он рассуждал о том, что цивилизации и все изобретения человека не способствуют счастью, они являются вредоносными. Философия эллинизма многое обрела благодаря Эпикуру, являвшемуся основателем школы Сад. Утверждалось следующее связи с тем, что разных бед все равно избежать не получится, надо привыкнуть к. Только таком случае никакие внешние проблемы не смогут вывести из равновесия. Видимо, наиболее выдающимся мыслителем эллинистического периода был Эпикур 341 270.

Доминантную роль среди теоретических источников Эпикурова учения играет атомистическая система Демокрита. Главный упор Эпикур, как почти все направления эллинистического и позднейшего, римского периода, делает на этику. Абсолютный детерминизм Демокрита не соответствовал общей концепции Эпикура, завершающейся его этическими взглядами представлениями об общественном устройстве. Допущение отклонения от прямолинейного движения дает возможность более диалектического понимания проблемы движения. Эпикурово понимание случайности не исключает, однако, причинного объяснения. С разложением тела, согласно Эпикуру, рассеивается и душа, поэтому страх перед смертью необоснован Привыкай думать, что смерть для нас ничто ведь все и хорошее и дурное заключается ощущении, а смерть есть лишение ощущений.

Ясность и точность употребляемых понятий он считал основой любых рассуждений. Исходя из своей этики, Эпикур рекомендует, чтобы мудрый человек философ избегал общественной политической деятельности. Без нее нельзя понять ни физику, ни этику, которая является центральной частью стоической философии. Ее центральную часть, которой локализируется способность к мышлению и вообще все то, что можно определить нынешних терминах как психическую деятельность, стоики называют разумом гегемоником. Он отличается терпимостью и сдержанностью, а его счастье состоит том, что он не желает никакого счастья. Принятие этого утверждения качестве принципа философии также значило бы нечто утверждать. Исходя из принципа ничего не утверждать, подкрепленного тропами, скептики отвергали любые попытки познания причин и отбрасывали любые доказательства. Тем более удивительно сохранение греческой культуры не только порабощенной Греции, но и завоеванных странах Азии и Африки.

Ясно, что при таком общем не очень существенном изменении общественного бытия и философия, как одна из форм духовности, основном оставалась прежней. И все же наиболее удивительное явление перид эллинизма — невиданный дотоле расцвет наук. Учение Эпикура также делится на три части физику, логику и этику, но отличие от стоиков наиболее разработанной и структурообразующей частью его системы стало учение об устройстве и движении мира физика. Материя вечна, она несотворима и неуничтожима, она самодеятельна и не нуждается какойлибо творческой силе или божественном толчке. Характер и значение эллинизма, как нового этапа истории античного общества особенно четко отразились эллинистической культуре, что дало повод некоторым историкам видеть эллинизме только явление культурноисторическое. Такие изменения привели, соответственно, и к смещению основных проблем философии. Ученики и последователи Эпикура — эпикурейцы — высоко ценили радости частной жизни, дружбы. Этика Эпикура естественным образом вытекает из его материалистической онтологии.

Этические и вообще философские воззрения Эпикура теснейшим образом связаны с его открытым и воинствующим атеизмом. К наиболее видным представителям академического эклектицизма принадлежат Филон 150—79. Часть римских мыслителей пропагандировали, а также пытались развивать популярные греческие философские учения. Наивно истолковывая отклонение атома, Эпикур полагал, что оно необходимое условие свободы человека. Приобретает популярность философия греческого стоицизма, основоположником которой был Зенон, уроженец Кипра. Но природе форма разделена пространственно на части, и этой разделенности очень легко утратить единство формы.

В далеком Причерноморье, Ольвии, Херсонесе, Боспорском царстве эллинистическая культура достигла высокого развития. Истинное счастье, по мнению Диогена, состоит полной свободе индивида. Средство для достижения свободы Диоген обозначал понятием аскеза — усилие, тяжкий труд. Считается, что Эпикур написал около 300 произведений, из которых до нас дошли отдельные фрагменты, письма и книга изречений Главные мысли. Впоследствии, обыденном мнении философия Эпикура получила сильно упрощенное толкование — эпикуреец тот, кто стремится познать все радости жизни, не останавливаясь ни перед чем, ради получения телесного наслаждения. Правление македонцев привело к упадку греческих городовгосударств и, соответственно, отходу греческих философов от политики. И если даже он избежит внешних неудач, сто ум будет постоянно находиться беспокойном состоянии.

Из этого следует, по Эпикуру, что смерть не имеет никакого отношения к нам ибо то, что разложилось, не чувствует, а то, что не чувствует, не имеет никакого отношения к. Зенон верил, что случайности не существует, а ход процессов природы строго определен естественными законами. Выходит, что стоик добродетелен не для того, чтобы делать добро, но делает добро, чтобы быть добродетельным. С другой стороны, воля человека автономна и никого нельзя принудить к греху внешними причинами. Конечно, идеальное требование равенства всех людей не могло быть осуществлено Римской империи, но какойто степени оно всетаки влияло на улучшение положения женщин и рабов. Стоический космос это живой организм, пронизанный огненным дыханием, состоящим из смеси огня и воздуха и называемый пневмой. Какое отсюда вытекает для нас поведение?.

Становится ясной историческая роль эллинизм как одно из этапов, на которых подтачивалась социальноэкономическая ограниченность рабовладельческого общества, создались, хотя недостаточной степени, предпосылки для более прогрессивного общественно экономического подъема. Особенно привлекала и привлекает внимание деятельность Александра, как полководца его походы и данные или крупные сражения продолжают тщательно изучаться с точки зрения военного искусства. Больше всего трудностей доставили Александру Бактрия и Согдиана, на покорение которых он потратил два года. Прочно держалось убеждение невозможности равенства между господами и рабами, эллинами и варварами, а на Востоке также религиозные предрассудки и теократические учреждения все это противодействовало развертыванию и реализации тех тенденций, которые проявлялись деятельности Александра и были обусловлены всем предшествующим историческим развитием. Возможно поэтому, что если бы Александр не умер так рано, ему самому пришлось бы стать свидетелем крушения своих грандиозных планов.

Отсюда вышли знаменитые философы Бион и Сфер, историки Сириск и Посидоний Ольвиополит, географ Дионисий Ольвийский, поэт Исим. Католики и православные крайне осторожно относятся к требованиям со стороны протестантов вернуться к Евангелию и отказаться от эллинистического наследия собственных традициях, относя многое из его содержания к существенной части Предания. Скептики также отмечали разницу между чувственным восприятием и мышлением. Эпикур приписывает атомам способность отклоняться результате движения связной цепью. Ефрона Древнегреческая философия — Статья по тематике Древнегреческая философия Предфилософская традиция … Википедия Фонарь Диогена.

В современном смысле термин эллинизм был введен историческую науку немецким историком. Автор послания утверждает, что иудаизм не предполагает изоляции от язычников, и даже отождествляет Бога с Зевсом. Греция писал трагедии сохранилась одна — Исход стиле Еврипида. Греческое влияние видно также еврейском прикладном искусстве и архитектуре. Как и стоики, эпикурейцы ставят прежде всего вопросы устроения, комфорта личности сложных исторических условиях рабовладельческого общества поздний период его развития. Устойчивый смысл вообще отсутствует, все текуче, поэтому живи так как хочешь и принимай жизнь ее непосредственной данности. Основной мотив стремление изобразить совершенного человека, абсолютно свободного от влияний окружающей жизни. Рассуждая таким образом, Зенон приходит к логическому выводу, что расстояние между Ахиллесом и черепахой никогда не обратиться нуль. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи материя — своего рода глина.

Специфические черты средневековой философии дидактизм, учительство, назидательность. В онтологии стоики признают два основных принципа материальный принцип материал, который считается основой, и духовный принцип логос бог, который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи. Он видел счастье добродетели, но саму добродетель понимал оригинально. Он не был аскетом полном смысле слова, но презирал роскошь и все культурные, то есть искусственные наслаждения. Однако, как заметил Бертран Рассел, скептицизм, как философия, является не просто сомнением, а догматическим сомнением.

Более того, со временем именно разработке этических вопросов уделяется стоиками наибольшее внимание. Некоторые животные пригодны для пищи, другие для испытания мужества, даже клопы полезны, поскольку помогают просыпаться по утрам. Кажется частью, а для острого глаза, как у мифического Линкея, который видел внутренность земли, открывается как целое. Македоняне состояли родстве с прочими греческими племенами, однако не воспринимались ими качестве полноценных греков. Вскоре она была разделена на три части во главе с могущественными династиями потомки Антигона Македонии, Селевкиды Сирии и Птолемеи Египте.

Их сменила космополитическая культура, объединившая представителей множества различных этносов, для которых языком общения стал аттический диалект греческого. Медицина, наука и техника шагнули далеко вперед, как видно из трудов таких ученых, как Гален и Архимед. К периоду римского владычества Палестина и соседние с ней области также подверглись заметной эллинизации. В особенности двухчастное произведение Луки, Евангелие и Деяния, рассматривалось как подражание классическому образцу историографии, с формальным посвящением Феофилу, тщательной датировкой рождения Иисуса и сочиненными речами персонажей Деян. Многие города и географические местности названы их греческими или латинскими, а не семитскими именами напр. Резкие противопоставления плоти и духа, верха и низа, земного и небесного Ин могут быть отчасти связаны с распространившимся учением Платона это влияние могло быть опосредованным, прошедшим через эллинистический иудаизм много обсуждалась возможность гностического влияния на евангелиста. Самыми значительными его последователями были Тит Лукреций Кар, изложивший учение Эпикура поэме О природе вещей, поэт Вергилий, оратор и крупный государственный деятель Цицерон. Так, однажды он стал звать людей, а когда они сбежались, сказал, что ему нужны люди, а не мерзавцы. Целью жизни человека является достигаемое путем обуздания телесных влечений и развития своих духовных сил возвышение души до Единого и последующее окончательное ее слияние с Божеством состоянии экстаза. Считается, что именно Боэций отчасти придумал, отчасти впервые определил и ввел литературный оборот такие термины как субстанция, эссенция, атрибут, дефиниция, рациональный, иррациональный, натуральный, формальный, темпоральный, а также многие другие латинские термины, составляющие основу современного философского и научного языка.

При ее решении среди средневековых мыслителей появились два противоположных направления реализм и номинализм реализм средневековый реализм. В этот период схоластике сложились основные подходы к вопросу о соотношении веры и разума. В этот период схоластике происходит постепенное вытеснение платонизма и неоплатонизма философским учением Аристотеля. Вовторых, Бог иногда не пытается предотвратить зло во имя неких благих целей так, если бы Бог не допустил гибели святых великомучеников, у христиан не было бы примера подвига во имя веры, понимания значимости истинной веры для спасения души. В историю философской и научной мысли Уильям Оккам вошел, главным образом, благодаря методологическому принципу, получившему со временем название бритва Оккама сущности не должны умножаться без необходимости, или другая формулировка бесполезно делать посредством многого то, что может быть сделано посредством меньшего. Особенности периода античной философии, релятивизм софистов и идеализм Сократа, философские идеи Платона и Аристотеля.

Оживляется интерес и изменяется отношение к кинизму, котором внутренне разорванное общество восполняет социальную несвободу асоциальной свободой. Себя объявлял гражданином мира пропагандировал относительность общепринятых норм морали, относительность авторитетов не только среди политиков, но и среди философов. Этика Эпикура исходит из положения, что для человека первое и прирожденное благо есть удовольствие, понимаемое как отсутствие страдания, а не преимущественное состояние наслаждения. В целом этика Эпикура индивидуалистична и утилитарна даже дружба ценится более не ради нее самой, а ради приносимой ею безопасности и ради безмятежности души. В отличие от обычных атомов, образующих тело, атомы души наиболее мелкие, круглые, гладкие, подвижные.

Сцепление этих атомов существует лишь до того момента, пока существует связь атомов тела. В другом месте та же мысль о недоступности отдельных атомов чувственному зрению поясняется великолепным описанием зрительных иллюзий, необходимо возникающих у наблюдателя, который следит на большом расстоянии за движением большого стада по склону горы или за битвой двух войск на равнине. Портик погречески стоя представлял собой архитектурное сооружение с открытым входом. Виднейшим из неоплатоников был Плотин не путать с Платоном, живший третьем веке 204 205 269 270. Эллинистический период античной философии длился от начала походов Александра Великого до овладения римлян Египтом. Некоторые авторы считают особенно это характерно для диалектикоматериалистического подхода, что усилия, направленные на познание объективного мира философия Аристотеля, активное участие политической жизни, которое проявилось у греческих философов, постепенно замещаются индивидуализмом, этизированием и морализированием либо скептицизмом и агностицизмом, интерес к философскому мышлению резко падает, замещаясь периодом мистики. Более определенную форму стоическому мышлению придает Хрисипп из Сол 280207 до.

Он указывает на то, что каждое доказательство свою очередь требует доказательства, это доказательство требует своего доказательства и так по кругу до исходной точки. Плотин звал к ЕдиномуБлагу, к объединению благодаря мистическому единству. В монархических государствах от подданных уже не требуется соблюдения гражданских добродетелей, столь проповедуемых предшествующие времена. Она пронизывает тела пассивной материи подобно тому, как огонь пронизывает расплавленное железо проникая материю, формирует ее, устанавливает качества неподвижных вещей, природу растений, душу зверей, разум человека. Кроме того, пневма активна и обычно присутствует во всех телах, что делает все тела действующими, а не инертными. В любом случае пневма является причиной, которая действует не слепо и механически, а целенаправленно. Стоицизм не отступил от платоновскоаристотелевского финаяизма, и то же время посвоему материализовал его, трактуя целенаправленность не как действие духовных или надприродных сил, но как естественную характеристику материи.

Он является живым, разумным, целенаправленным и при этом целостным, подчиняющимся единому закону, как и любое разумное существо. Этика стоиков формировала суровые правила, рассудочную трезвость, но также и оптимизм, веру возможность и даже легкость достижения добра. На их основе мы создаем соответствующие и очевидные познавательные или каталептические суждения. Исходным пунктом для стоиков было убеждение, что каждая истина и ложь и, вместе с тем, каждое суждение составляют неразрывное целое, их нельзя трактовать как простое соединение терминов, как это делал Аристотель. Существенным его философии было то, что он опирался на достижения точных наук. Сенека придерживался того мнения, что философия делится на этику, логику и физику.

Сенека утверждал своих Нравственных письмах к Луцилию и трактате О благодеяниях, по которым основном судят о его взглядах, что мире царствует неумолимая необходимость, перед которой все люди — и свободные, и рабы — равны. Если придется быть бедным, он мужественно будет переносить гнет бедности. Это подтверждает и Прокл Комментарий к Тимею Приверженцы Стои говорят, что у богов и людей добродетель одна и та же. Она заслуживает стремления сама по себе, а не из страха, надежды или иных внешних причин. Достигший блага то есть равный богам мудрец уже не имеет нужды обращать какоелибо внимание на сферу ценностей. В частности, при Птолемеях, правивших Александрии, этот город стал живым средоточием эллинистической цивилизации. В глазах греческих философов, гимнософисты вели именно тот образ жизни, к какому призывали они сами они увидели жизнь, свободную от условностей и согласную с природой, совершенное безразличие к тому, что считается у людей желательным либо нежелательным, хорошим либо дурным, — безразличие, дарующее полный душевный покой и безмятежность. Таким образом, мы почти всегда, во всяком случае до конца эпохи эллинизма, обнаруживаем совпадение трех понятий школы как идейного течения, школы как места преподавания и школы как постоянно действующего учреждения, основателем которого были определены образ жизни, практикуемый школе, и связанное с ним идейное направление.

Античные историки сообщают, что у него было много учеников и что даже македонский царь Антигон Гонат приходил послушать его, когда бывал Афинах. Перемена отношении Афин к философии, происшедшая со времен осуждения Анаксагора и Сократа, ясно видна из текста постановления, вынесенного афинянами. Конечная цель системы — собрать воедино основополагающие догматы, связать их посредством строгой аргументации и сформировать плотное теоретическое ядро, сжатое порой до одной лаконичной сентенции, которая имеет большую убеждающую силу, больший мнемотехнический эффект. Конечно, существуют типично кинические философские понятия, но они не используются какойлибо логической аргументации, а служат для обозначения конкретной позиции, касающейся жизненного выбора аскеза, атараксия невозмутимость, автаркия независимость, самодостаточность, усилие, приспособление к обстоятельствам, простота, или непритязательность, бесстыдство. Он всегда пребывает одном и том же состоянии 47 — не испытывает никаких эмоций, не ощущает какойлибо перемены своих наклонностях под влиянием внешних обстоятельств он не придает значения тому, что он находится такомто или такомто месте, встречается с такимто или такимто человеком не полагает различия между тем, что обычно считается опасным или, наоборот, безобидным, между работой, почитаемой чистой или грязной, между тем, что зовется страданием или удовольствием, жизнью и смертью. Иначе говоря, для него все безразлично, за исключением безразличия к безразличным вещам, которое конечном счете есть добродетель 49 и, следовательно, абсолютная ценность. Обуздание желаний должно основываться на различении желаний естественных и необходимых, желаний естественных, но не необходимых и, наконец, желаний вздорных — тех, что не принадлежат ни к естественным, ни к необходимым 65 впрочем, различение это было намечено уже Платоновом Государстве.

Естественны, но не необходимы желания роскошных яств или половое влечение. Существо блаженное и бессмертное ни само забот не имеет, ни другим не доставляет, а поэтому не подвержено ни гневу, ни благоволению все подобное свойственно слабым. До нас дошли фрагменты сочинения эпикурейца Филодема О свободоречии. Существование надо рассматривать как чистую случайность, и тогда мы увидим нем величайшее чудо. В масштабе физики воля к согласию с самим собой, определяющая стоический выбор, являет себя материальной действительности как основной внутренний закон всякого живого существа и всякого множества живых существ.

Но возможность человеческой свободы они объясняют гораздо сложнее, чем эпикурейцы. А если это так, то все, что происходит, происходит по предшествующим причинам. Сцепление причин и следствий, или судьба, может привести волчок движение, но вращаться он будет сообразно форме волчка. В общем, заблуждение, а равно и свобода коренятся моих оценочных суждениях относительно фактов. От человеческого видения действительности, при котором наши оценочные суждения зависят от общественных условностей или от овладевших нами страстей, стоики переходят к естественному, физическому видению вещей, когда любое событие рассматривается с точки зрения природы и всеобщего Разума. Но если стоику все, помимо нравственного намерения, безразлично, как же ему ориентироваться жизни?.

Она ставит перед нами цель быть полезными, помогать другим и заботиться не только о себе, но и обо всех вместе и о каждом отдельности. Действуя, он предусматривает возможные препятствия, ничто не совершается против его ожиданий. Но стоическое самосознание есть не только нравственное сознание — это сознание космическое и рациональное человек, постоянно внемлющий имманентному всеобщему Разуму космоса, взирает на все с точки зрения мирового Разума и радостно приемлет его волю. Стратон из Лампсака, развивавший материалистическое учение о природе, сделал некоторые шаги направлении экспериментальной физики, особенности своих опытах относительно пустоты. Философский дискурс вновь принимает основном критическую, вопросительную и апоретическую форму. У Аркесилая же критика направлена, прежде всего, против мнимого знания философовдогматиков, против мнимой достоверности их теорий. Овладев же им, он приходит состояние еще большего смущения как от того, что безрассудно и неумеренно превозносится, так и от того, что, опасаясь перемены, он делает все, чтобы не потерять то, что ему кажется хорошим. Впрочем, подобно эпикурейцам и стоикам, скептик, дабы постоянно помнить о своем жизненном выборе, пользуется краткими и емкими формулировками. Следовательно, можно сказать, что это философский жизненный выбор нефилософского образа жизни.

Рикман показывает, что высшая даосская простота — это чистая виртуальность и отсутствие желаний. В онтологии которую они помещали философию природы стоики признают два основных принципа материальный принцип материал, который считается основой, и духовный принцип логос бог, который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи. Эллинистические общества располагали большими материальными возможностями, и часть средств могла быть затрачена на финансирование культуры. В образе Сараписа стали почитать единое верховное божество, тем самым удовлетворялась потребность вере единого бога, тяга к монотеизму, которая была особенно велика ряде восточных стран, например Иудее. В сущности, основные положения этической концепции киников были выражением протеста против несправедливого распределения богатства, имущественной и социальной дифференциации, столь характерных для социальноэкономической системы эллинизма. Эллинистический город невозможно представить без театра, который обычно вмещал до половины всего городского населения. Тем самым действие приобрело более реалистический, близкий к жизни характер. Если Афины были центром новой комедии и бытовой драмы, то Александрия стала центром эллинистической поэзии. Большая популярность этих жанров показывала, что их авторы точно угадывали общественные настроения широких масс населения.

В целом эллинистическая литература отличалась от классической как по художественноидейной направленности, так и по жанровому разнообразию. Элементы правильно спланированного и благоустроенного города появились еще классическое время, но полное использование градостроительных принципов регулярного города и их самое широкое распространение при основании многочисленных новых городов произошло лишь эллинистический период. Основные принципы регулярного города заключались следующем 1 выбор для города если он основывается заново благоприятной климатическом отношении, снабженной питьевой водой, на пересечении торговых путей, удобной для обороны местности, 2 составление генерального плана застройки, рассчитанной на долгие годы, 3 применение планировочных, пересекающих под прямым углом осей, предполагающих сетку параллельноперпендикулярных улиц, 4 разбивка города на равные кварталы, внутриквартальная планировка и блочная застройка кварталов. Главными архитектурными сооружениями стали здания общественного назначения здания пританеи, булевтерии, эклессиастерии, для заседаний пританов, членов Буле, Народного собрания, библиотеки, арсеналы и доки, театры и стадионы, гимнасии и палестры. Особым типом здания, тщательно разработанным эллинистическими архитекторами, стали комплексы царских дворцов, занимающие до четверти всей городской территории, включающие не только царские апартаменты, помещения для обслуживающего персонала, но и обширные хозяйственные постройки, ремесленные мастерские, тенистые парки, библиотеки, арсеналы для хранения оружия. Аналогичные направления художественных поисков прослеживаются развитии одного из самых разработанных греческом искусстве жанров — скульптуре. Другими шедеврами родосской школы были знаменитые скульптурные группы Лаокоон и его сыновья, изображающая мучительную смерть троянского жреца и его сыновей от змей эпизод из Троянской войны, и многофигурная группа, изображающая казнь злой царицы Дирки сыновьями Антиопы — так называемый Фарнезский бык. Каллимаху принадлежало интересное библиографическое руководство огромной ценности, настоящая историколитературная энциклопедия так называемые Таблицы 120 книгах.

Синтез разнородных начал каждом эллинистическом государстве породил дополнительные импульсы для роста экономики, создания более сложной социальной структуры, государственности и культуры. Однако двойственная природа эллинистических обществ, оплодотворяя и стимулируя процесс исторического существования. Эллинистическая государственность не справляется с общими задачами поддержания порядка и стабильности внутри страны, охраны ее внешней безопасности. Период крушения полиса своим следствием имел обращение людей к царям как к высшим заступникам земной жизни. Стоицизм имеет сходство с буддизмом, напоминая путь достижения нирваны. Позднее произошло искажение понимания его философии, сведенной лишь к учению о наслаждении. Последняя, правда, оказалась колоссом на глиняных ногах, и распалась сразу после смерти завоевателя. Святая святых греческого гражданина полис был безжалостно разрушен. Исчезло все, что поддерживало, обеспечивало, наполняло смыслом гражданскую жизнь эллина. Можно было поразительно быстро превратиться из жалкого раба знатного господина, но также не исключалось, что более сильный сосед любой момент отнимет у тебя все, и ты, еще вчера богатый и вроде бы могущественный, сегодня жалкий и презренный.

Космология и космогония, равно как и логика во многом понимаемая греками как теория познания всегда наполняли эллинскую мысль, занимая ней, пожалуй, центральное положение. К чему делать собственную жизнь предметом философского наблюдения, если она устроена и гарантирована, если ней все понятно. Мысль данном случае устремляется к мировому целому, к божественному Космосу, пытаясь найти его первоначало и выяснить основные принципы его построения и существования. Если кто и будет утверждать, что для него счастье вовсе не есть благо, и он добровольно выбирает страдания как несомненную истину, данном случае можно утверждать, что страдания для него есть благо, них он видит путь обретения счастья. Никто из эллинистических мыслителей не сомневался, что главная проблема заключается нахождении индивидуального счастья. В эллинистический период появились эпикурейская, стоическая и рассматриваемая нами настоящем исследовании скептическая школы.

Если ему и случится расстаться со своим богатством, он будет страдать еще сильнее, поскольку привыкнув к одному, он вряд ли сможет приучить себя к тому, чтобы довольствоваться меньшим. Ограничение себя искусственными и условными общественными установлениями, подчас совершенно глупыми и бессмысленными, доставляет нам, несомненно, отрицательные эмоции. За призыв уподобиться животным современники прозвали Антисфена и его последователей собаками греч. Самым выдающимся представителем кинической философии являлся ученик Антисфена Диоген Синопский, наиболее последовательно воплотивший жизнь основные принципы кинизма, благодаря чему и является одним из наиболее прославленных древнегреческих философов. Прежде чем выяснять, считал он, каким образом можно достичь счастья, требуется устранить препятствия к нему. Но при более детальном ознакомлении с эпикурейской теорией выбора и избежания видно, что охарактеризовать ее как гедонизм невозможно. Понятно поэтому, что назвать его учение гедонизмом совершенно невозможно.

Но если буддистские аскеты готовы претерпеть страдания лишений, для Эпикура сознательное ограничение собственных желаний есть средство удовольствия. Конечно, часть подчиняется целому. Можно сказать иначе поскольку нам доступен только феноменальный мир. Философ указал паниковавшим на поросенка, который, не обращая ни малейшего внимания на происходящее, спокойно продолжал поедать свой корм, и произнес знаменитые впоследствии слова Вот какой атараксии должен находиться мудрец. Государственное устройство вытолкнул человека с середины общественной жизни, активного участника превратил пассивного исполнителя чужой воли, сформировало новое мироощущение и сознание, изменило состояние, интересы единичной человека целом. Эллинистическая философия это философские учения эпохи эллинизма 323 30. Эпикурейская школа, представляя собой тесное сообщество единомышленников, являлась относительно закрытым заведением. Не надо забывать то, что сказано было у нас выше по вопросу о внеличностном характере античной философии. Но даже когда вещи и отличаются одна от другой более или менее заметным образом, все же более пристальный взгляд всегда натыкается на их непрерывную текучесть и даже на их взаимный переход. Яблоко можно разрезать на куски, его можно сварить, испечь или съесть сыром виде.

Стоицизм был не чем иным, как субъективной разновидностью досократовской теории материальных элементов, и прежде всего огня. И так как лектон само по себе не существовало, а только осмысливало, то объективном мире стоики и нашли такую категорию, когда лектон не просто существует, но осмысливает существующее. В результате всего этого необходимо сказать, что стоицизм был торжественной и величественной картиной объективного мира, нем выставлялись на первый план не просто материальные элементы, как ранней классике, и даже не диалектика логических категорий как у Платона или творческое становление идеально осмысленного мироздания как у Аристотеля. Значит, этом непрерывном потоке необходимо фиксировать прерывные точки. Но, по Эпикуру отличие от Демокрита, даже и сами атомы, то есть атомы, взятые сами по себе, без своих эйдолов, тоже могли менять направление своего движения, поскольку первопринцип требовал такого бытия, функции которого не отличались бы от природы этого бытия. В заключение этого раздела об античном эпикурействе невозможно не упомянуть именно великого римского эпикурейца. Он видит свою ничтожность перед бесконечно могущественной и самовольной природой и не знает, куда деться от слез и отчаяния. Именно, эпикурейцы исходили не из чисто словесной предметности, как это было у стоиков, но предметность эта сохраняла также и свою собственную бытийность. Скептическими суждениями вообще полна вся античная философия, как и вся античная литература.

Но соответствии с эпохами античный скепсис, конечно, был везде разный. Таких же условий требуют для себя и эпикурейский гедонизм, и скептический внутренний покой души. Жизнь человека заполнена злом и страданиями причина этого невежество, неведение, о котором гласил Сократ. В процессе падения они отклоняются на небольшой угол, соприкасаются и образуют вихрь, создающий мир, космос. Подлинное удовольствие, составляющее критерий нравственного поведения, это удовольствие разумное и справедливое. Так что этимологически нет никакой связи между словом стойкий и стоиками. Это означает, что тенденция к монотеизму стоицизме все же присутствует. Человек не может овладеть обстоятельствами внешнего мира, отсюда второй путь является предпочтительным. Но среди них все же выделяются свойства предпочтительные например, здоровье, богатство и непредпочтительные например, болезнь, бедность. Все высказывания о вещах, том числе и противоречащие друг другу, равноценны.

Всякое знание о вещах сугубо субъективно, зависит от возраста, способностей, обстоятельств, которых находится познающий человек. Именно неоплатонистская онтология, детально разработанная, легла основу онтологии христианской. Эллинистическая философия общая характеристика, основные школы и проблематика. Для философских школ, возникших и развившихся период эллинизма, характерно признание за рабами их человеческого достоинства и даже возможности наличия у них высших моральных качеств и мудрости. Христианская философия имеет духовнонравсвенную направленность и ориентирует человека на спасение его души. Божественное предопределение источник двух противоположных царств божьего и земного. Есть какието истины о Б, которые превосходят всякую способность человеческого рассудка, как например о том, что Б троичен и един. Его название происходит от названия Узорного портика Стоя Афинах, где располагалась философская школа, основанная конце. Плотин обосновывает свое идеалистическое учение через учение о разных типах людей. Среди греческого населения получают признание и пок лонение восточные культы Великой Матери Богов, но особую популярность приобрела египетская богиня Исида.

Прежде всего продолжали существовать фило софские школы учеников великих философов составили так называемую Древнюю Академию, последователи Платона —. Те же настроения ухода призрачный мир передаются романахутопиях —. Интерес и теории, к теоретическому выяснению картины мира, физике космологии, астрономии повсеместно снижается. Судьба ведет того, кто неразумно и безрассудно ей противится. Но несмотря на такой явный пессимизм этика стоиков ориентирована на альтруистический принцип долга и бесстрашия перед ударами судьбы, то время как идеал эпикуреизма эгоистичен, несмотря на свою утонченность и просвещенность.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru