Древний китай этапы

Основные этапы развития древнего Китая Чему нас учит история религий?. Традиционная религия Древнего Китая представляла собой смесь местных верований и церемоний, объединенных единое целое универсальными теоретическими построениями ученых мужей. Его третьей женой стала прекрасная Чинг Тси, младшая из трёх дочерей семейства. Созданная Конфуцием система философских взглядов, оказала огромное воздействие на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч. Национальные праздники Национальные праздники играли большую роль Китае ещё со времён древности. Введение На географической карте мира удивительная страна Китай находится на самом востоке.

Подобная территориальная обособленность государства перешла некую культурную замкнутость, воплощая собой. В период своего возникновения и развития она не испытала существенного влияния никаких иных духовных традиций. Китайское мировосприятие позиционирует циклическое понимание развития, общее для космоса, природы и человека. Гармоничное сочетание трех цветков цзин, ци, шэнь, выраженное правильном психофизическом облике человека. Говоря философской мысли Древнего Китая, необходимо учитывать особенности темы этапы становления, проблемное поле, основные категории. Этапы становления Древнекитайская философия связана с политикоморальными взглядами, неотделима от родоиерархической системы и системы потомственного наследования.

Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. Отправление этого культа не сопровождалось мистическим трепетом или кровавыми человеческими жертвами. Люди верили, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных. На Небо перешло представление прямой генетической связи божественных сил с правителем. В основе общественных отношений лежит идея сыновности, почитание старших.

Шу цзин История древности описание жизни легендарных императоров. Лицзы Церемониальная книга труд, котором собраны описания различных обрядов. И цзин Книга перемен сборник магических формул, заклинаний чаще гадательного характера. Комментарии к Книге перемен И цзин, положили начало философии Древнем Китае. Из Луньюй В молодости я занимал низкое положение, поэтому научился многим занятиям простых людей Луньюй В центре социальной утопии, созданной Конфуцием, стоит цзюньцзы — благородный муж, идеализированный облик правителя, который должен обладать пятью обязательными качествами. Долг — это нормы отношений между пятью парами социальных ролей отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены, старшего и младшего, государя и подданного.

Сяо — сыновняя почтительность, благочестие и почитание старшего брата. А государственном строе, благодаря воспитанию у подданных чувства благоговения перед законом морали и ритуалами, правитель способен правильно управлять государством, лишь крайних случаях используя насилие. Он становится первым частным учителем Китае, посвятив свою жизнь воспитанию учеников. Книга его изречений Луньюй, составленная учениками, состоит из афоризмов, начинающихся словами Учитель сказал…. Мудрому человеку дано осознать и ощутить свое полное единение с Дао небесным, его микрокосмос сливается с макрокосмосом неба. Социальный идеал находится архетипе Дао, и подлежит распространению Поднебесной. Это своебразная философская школа, во многом противостоящая конфуцианству. Император обязан использовать единую для всех справедливую и законную власть, пресекая произвол чиновников. Создается договор между сыном Неба и народом и возникает государство, котором ключевой фигурой является император.

Благодаря своему статусу, категория ли приобретает регулирующее значение и повседневной практики китайского общества, выступая здесь роли нормы социальной жизни. Отсюда отсутствие различения Бытия от небытия, идеального и материального, категориального дуализма как такового. Порядок — ли имманентен миру, содержащему себе собственные организующие, упорядочивающие принципы. А раз так, задача состоит не том, чтобы вскрыть линейную причинную связь, а том, чтобы осознать взаимозависимость, коррелятивность. Получаются устойчивые числовые комплексы феноменов окружающего мира пять свойств, семь занятий, два очищения и, которые пронизывают текстовую ткань китайской мысли и представляют собой ее отличительную черту. Нумерология представляет собой формализованную систему, состоящую из математических и математикоподобных объектов, связанных между собой символически, ассоциативно, эстетически. Памятники древнекитайской письменности С первой половины первого тысячелетия.

Создание письменности послужило основой для появления первых литературных памятников, началом развития литературы. К первым ранним памятникам древнекитайской письменности относятся гадательные надписи —. Эти иероглифы, обозначающие слова, вошли основной словарный фонд китайцев. Вопервых, каждый элементарный знак являлся изображением контура какоголибо предмета, не разложенного на составные части. Заключение Философия древнего Китая была направлена на познания истинной природы Вселенной, смысла человеческой жизни. В Философия Древней Индии и Древнего Китая В их воображении эта страна с роскошной растительностью и почвой, скрывающей своих недрах неиссякаемый источник плодородия, казалась земным Китайская же народность, представляющая собой загадочное и своеобразное Первые попытки человека осмыслить окружающий мир живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого Философия Древнего Китая Труд рабов, которых обращали захваченных пленных, использовался скотоводстве, земледелии. Философия древнего Китая Философия Древней Индии и Древнего Китая В их воображении эта страна с роскошной растительностью и почвой, скрывающей своих недрах неиссякаемый источник плодородия, казалась земным Китайская же народность, представляющая собой загадочное и своеобразное Первые попытки человека осмыслить окружающий мир живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого Философия Древнего Китая Труд рабов, которых обращали захваченных пленных, использовался скотоводстве, земледелии.

Северном Китае по берегам поселения раннегородского типа, охватывающие одну или Искусство Древнего Китая Китайциодин из немногих народов, жизнь которого началась той же стране, где он пребывает и настоящее время. Предположительно боги В ранний период правления династии власть была сосредоточена руках С. Китай— огромная и самая населенная страна мире, которой живет множество разных народностей, но девять десятых населения составляют китайцы. Китайцы создали свое особенное письмо, где каждый специальный знакиероглиф обозначает не просто букву, а слог или целое слово. Однажды пришли к нему владыка Севера Ху и владыка Юга Шу, которых иначе называют Инь. Однако хаосе, как цыпленок курином яйце, спал первопредок людей Паньгу. Еще восемнадцать тысяч лет продолжал расти Паньгу, и своей головой все выше и выше поднимал он небо, отделяя его от земли, а потом разрубил перемычку между ними, чтобы земля и небо не могли соединиться вновь. Периодизация истории самого Китая для современного китаеведения остается спорным и актуальным вопросом. Архаический Китай представляет собой самую древнюю культуру китайского народа. Древнейшей антропологической находкой на территории Китая на сегодняшний день является обнаружение нескольких костных фрагментов 10 зубов дриопитека, найденных 19561957. Иньская эпоха ознаменовалась рядом историкокультурных процессов, предопределивших дальнейший ход развития китайской цивилизации.

Это изобретение и утверждение бронзолитейного производства, формирование основ государственности, включая сложение института царской власти, утверждение особенного для Китая мировоззрения. Еще одно важнейшее цивилизационное достижение иньской эпохи — изобретение письменности, возникшей русле официальной обрядовой деятельности так называемые надписи на гадательных костях. Одним из наиболее великолепных и хорошо сохранившихся монументальных сооружений Древнего царства является нижний храм Хефрена. Этот храм, имеющий плане форму квадрата со стороной 4, 5м, построен из больших блоков гранита. Термин Китай восходит к этнониму кидане — названию народности, населявшей страну то время, когда Россия стала проникать на соседние с Китаем территории. В Китае проживают пятьдесят народностей, не считая китайской общности, состоящей из четырех основных этноязычных групп. Собственно китайская этническая общность определяется как ханьжэнъ — дословно ханьцы, люди Хань жители империи Хань До того как возник наш мир, везде царил хаос по имени Хуньдунь.

Еще восемнадцать тысяч лет продолжал расти Паньгу, и своей головой все выше и выше поднимал он небо, отделяя его от земли, а потом разрубил перемычку между ними, чтобы земля и небо не могли соединиться вновь. В Древнем Китае империя была проявлением всеобъемлющей гармонии бытия, а император — религиозным символом власти. Он представлял собой фокус космического всеединства и мирового порядка. Император, подобно небу, все укрывал собой, подобно Солнцу, все освещал. Схема расположения триграмм по книге Чжэн Чжицяо Лю цзин ту Иллюстрации к семи классическим книгам. Император должен был выполнять множество ритуалов и знать советы Неба. Этому его учило гадание по китайской библии — Книге Перемен И цзин. Она была создана старейшими китайскими мудрецами глубокой древности и состоит из 64 гексаграмм, которые являются геометрическим выражением всеобщего ритма природы и соответствуют судьбам людей и государств. Совершенномудрые авторы достигли наивысшего пути открытий и свершений своих заботах последующих поколениях. В Книге Перемен есть четыре пути к совершенной мудрости 1 через слова подойти к пониманию текста изречений 2 через действия подойти к пониманию изменчивости 3 через устройство орудий подойти к пониманию образов и 4 через гадание подойти к пониманию предсказаний возникло результате покорения ШанИнь народностью, известной как чжоусы, точная этнокультурная принадлежность которой до сих пор дискутируется науке.

В этот период централизованное чжоуское государство, расцвет которого приходится на. К важнейшим из них относятся появление имущественной знати, интенсивное развитие ремесел, торговли и городов, активное использование железа, повлекшее за собой качественные изменения всистеме землепользования и прикладном искусстве. Это объясняется тем, что суровые природные условия породили страшные образы богов фантазии людей. Важным событием для Китая было создание письменной культуры, сопровождавшееся возникновением книги как таковой. Эпоха Чжаньго вошла традицию как классический период истории духовной культуры Китая. И действительно, она была неповторимой эпохой многообразия идей, не стесняемых никакой идеологической догмой. На городских площадях, на улицах и переулках, во дворцах правителей и домах знати происходили идейные диспуты. В эту эпоху соперничества ста школ, как ее называют источники, складывались основные направления философскополитической мысли Древнего Китая конфуцианство и даосизм.

Человек, обладающий дэ, движим внутренней чистотой История Древнего мира. Наиболее показательными его определениями дао являются Дао есть глубина людей. Большая дорога Дао и гладка, и ровна, но люди любят ходить по тропинкам. Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к естественному состоянию, которому свойственно внутриобщинное равенство. Даосы осуждали социальный гнет, войны, выступали против богатства и роскоши знати, поборов властей, доводящих народ до нищеты, бичевали жестокость правителей и самоуправство сановной элиты. В позитивном смысле это выражение означает жить так, как живет природа. Лаоцзы признавал объективность мира, выступал против обожествления неба.

Вместе с тем даосизм многое унаследовал оттрадиционных общинных идеалов крестьян. Даосы выдвигали образ двойника земного правителя, являющегося верховным повелителем мире духов. Его основоположником считается Учитель Кун Кунцзы, латинской транскрипции — Конфуций, 551479 гг — странствующий проповедник из царства Лу, который был впоследствии обожествлен. Государственный культ Конфуция с официальным ритуалом жертвоприношений, учрежденный стране. Учитель Кун излагал свое учение устно форме диалогического собеседования. Изречения Конфуция были затем записаны его учениками и сведены трактат Лунь юй Беседы и суждения. Конфуций уделял главное внимание не вопросам бытия, а человеку и обществу. По конфуцианскому учению, общественная структура, как и устройство мира, Письмена, по преданию, начертанные рукой Конфуция. Небом предопределено деление людей на управляющих — благородных мужей, способных к нравственному самоусовершенствованию Конфуций относил к ним лишь аристократов по рождению — и управляемых — низкий, презренный люд, аморальный по природе, которому предначертано свыше заниматься физическим трудом, кормить и обслуживать интеллектуальную и правящую элиту. Главная мысль Конфуция Правитель должен быть правителем, отец — отцом, сын — сыном.

Конфуций был противником введения писаного права, призывая к возрождению древних обычаев и методов управления. Согласно конфуцианству, необходим постулат Воле Неба, осуществляемой через гуманное правление высоконравственного государя. Основу гуманного правления составляло беспрекословное следование традиции, не допускающее отступления от заветов Божественных предков — правителей золотого века древности. Последователь Конфуция Мэнцзы выдвинул концепцию Кары Небес — Гэмин изменения Воли Неба, пытаясь представить насильственную смену власти не как бунт снизу, а как возмездие, ниспосланное свыше. Как на небе не может быть двух солнц, так и у народа не может быть двух правителей. Учение Конфуция гуманном правлении было призвано обосновать право потомственных знатных родов на политическое господство, возведенное к Воле Неба. Дети обязаны не только исполнять волю родителей и верно служить им, они должны любить их всем сердцем, быть преданы им всем своим существом. Если человек не любит своих родителей, если не признает своих сыновних обязанностей, он — существо ненормальное. В древнекитайском сознании факт смерти оценивался как нечто не имеющее глубокого значения.

В эпоху Инь культ почитания предков был зеркальным отражением порядков, существующих на земле. Ритуальная обрядовая культура укрепила положение правителей, роль которых более значительна, чем роль злых и добрых духов. Покинув этот мир, усопший отправлялся к другим людям, которые умерли раньше, но никуда не исчезли. Принцип сыновнего благочестия распространялся не только на взаимоотношения между отцом и детьми, но и на общество целом на отношения между императором и министрами между честным чиновником, которого называли отцом и матерью его подопечных, и населением данного района. Древнее правление было таковым Сын Неба считал придворных вельмож своими руками, добродетель и закон — уздой, чиновников — вожжами, уголовные наказания — стимулом, народ — лошадьми.

Чтобы хорошо управлять лошадьми, нужно правильно взнуздать, нужно ровно держать вожжи и прибегать к стимулу, следует соизмерять силы лошадей и наблюдать за согласным бегом последних при этих условиях правителю можно не издавать ни одного звука, вовсе не хлопать вожжами и не подстрекать стимулом — лошади сами собой побегут. Для ханьского искусства характерно дальнейшее развитие погребальной пластики, появление собственно живописи виде настенных росписей и монументальной каменной скульптуры. По маршруту Великого шелкового пути Китай проникло множество культурных, идеологических и технологических новаций, главной из которых является появление на Дальнем Востоке буддизма. Своеобразие классической культуры Китая состоит акценте на ритуальное, то есть символическое действие как таковое. Империя как конкретное государство только символизировала собой истинную небесную империю. В древнекитайской империи общественный, правовой и политический статусы индивида не различались.

Ее занимало лишь, что он значит для государства. Человек китайской империи не имел гражданского состояния он был представителем духовной культуры, обладал только талантом цаи и мог надеяться на то, что его используют юн согласии с совокупным движением космического ритма. Осмысление человека категориях иерархии врожденных талантов, определявших удел фэнь каждого индивида, стало господствующим древней китайской империи, оттеснив на задний план идею равенства людей, свойственную философским учениям эпохи Борющихся царств. Это обусловливалось стремлением иметь послушных и притом доверяющих власти подданных. Таким образом, лицо представляло собой своеобразное поле взаимозависимости людей, рамках которого индивид не имел возможности открыто преследовать личные цели. Это означает также, что лицо можно было потерять помимо своей воли и его следовало постоянно удостоверять, выражая заботу других людях.

Отсюда и такая особенность общественной позиции, как стремление критически оценивать современные им нравы. Несмотря на постоянную апелляцию служилых верхов древней китайской империи к общему мнению, их культура насквозь элитарна. Однако идеальный человек китайской традиции был лишен возможности преследовать цели для себя, отчего его возвышенной воле было суждено оставаться принципиально сокровенной. Однако, как и период Борющихся царств, эпоха Шести династий, несмотря на драматические историкополитические события, ознаменовалась бурными преобразованиями, охватившими все сферы духовной жизни общества. Формирование китайскобуддийской традиции превратило исходно чужое для китайцев учение одну из трех нормативных, наряду с конфуцианством и даосизмом, систем. Это повлекло за собой становление китайскобуддийского храмового зодчества пагоды и культового искусства, том числе создание так называемых пещерных монастырей и скальных храмов. Дальнейшая эволюция даосской традиции привела к появлению даосских монашеских организаций и светских культурных течений. Взаимодействие Трех учений на уровне сознания личности позволяло одному и тому же человеку следовать идеалам, проповедуемым различными учениями и вероучениями. Великий шелковый путь дополнился новыми сухопутными и морскими маршрутами, связавшими Китай с Японией и арабомусульманским Горы и воды.

Результатом этих контактов стало проникновение Китай очередных культурноидеологических том числе ислама и технологических новаций, оказавших решительное воздействие на местное изобразительное и прикладное искусство. Так, художественной культуре был утвержден идеал изысканной простоты, суть которого сводится к требованию максимальной лаконичности произведении искусства поэтического текста, живописного свитка, архитектурного памятника. Популяризации нормативной образованности объективно способствовала система государственных экзаменов на чиновничий. В дальнейшем монгольские власти попытались наладить хозяйственноэкономическую деятельность страны, создав отдаленное подобие китайской имперской управленческой структуры. При Юань наблюдается качественно новая стадия развития китайского театрального искусства — сложение драмы и собственно театра юаньская классическая драма. Эпоха Мин 13881644 является периодом реставрации не только национальной государственности, но и всех местных духовных и художественных ценностей. Эпоха Цин 16441911 характеризуется сложной и противоречивой общекультурной ситуацией.

Как и юаньскую эпоху, во главе огромной страны с многочисленным населением и богатейшими культурными традициями вновь оказались представители малочисленной народности, так и не отошедшей от нравов и обычаев полукочевого племени. Внешне они действительно адаптировались к китайской культуре и смогли создать централизованное государство, не уступавшее по своему экономическому и военнополитическому могуществу собственно китайским империям. Они сохранили социальное устройство китайского имперского общества заняв нем место высшего привилегированного сословия, его управленческие структуры и институты, включая институт государственных экзаменов. Политический и духовный расцвет цинской империи приходится на вторую половину. Художественная культура этого времени характеризуется несколькими ведущими тенденциями. Был создан относительно новый для национального искусства художественный стиль, типологически сопоставимый с барокко и отличающийся декоративностью, смешением одном произведении различных материалов и мотивов. Заключительным аккордом истории цинской империи и всего имперского Китая целом стала Синьхайская революция, начавшаяся осенью.

Государственный строй Древнего Китая Заключение Список литературы Китай древнейшая мировая цивилизация из ныне существующих. В древнекитайской традиции историю китайской государственности принято вести от так называемой династии. В связи этим современные китайские историки пытаются связать это древнейшее государство с одной из поздних энеолитических культур Китая. Однако попытки эти лишены реальных оснований хотя бы потому, что само понятие Ся появилось только. И, наконец, высшей точкой развития китайской древности стало создание первого централизованного государства молниеносной империи Цинь Щ, 221 206 гг, объединенной под эгидой древнекитайского государства Цинь 0Ь Это был первый еще неустойчивый результат борьбы за первенство Поднебесной древнекитайских царств и народностей. Поэтому сразу после падения Цинь, Китай объединила Великая империя Хань 206, уже не связывавшая себя названием ни с одним из локальных царств, а претендующая именно на всеобщность. Несмотря на недостаток письменных источников доисторического Китая, богатые археологические находки позволяют воссоздать картину жизни древнейшего Китая.

Исследования показали, что на протяжении всего доисторического периода одновременно существовало множество стоянок древнего человека. Найденные археологами останки древней посуды свидетельствует об определенном уровне технологического развития человечества те времена. Ее основал Ци сын Великого Ю, легендарного героя, который обладал властью укрощать Желтую реку Хуанхэ и предотвращать наводнения. Согласно историческим сведениям, протогосударство Ся просуществовало 471 год, и было уничтожено династией. Шанское государство занимало территорию современных провинций Хэнань, Хэбэй и Шаньдун. В этом месте были найдены обломки черепашьих панцирей и кости животных, на которых были выгравированы гадательные письмена. Значительное количество бронзовой утвари периода Шан отличаются тем, что они сплошь покрыты письменными знаками и рисунками. Наука, 2002 Последний император династии Шан был свергнут правителем соседнего государства Чжоу. Правление императоров чжоусской династии стало наиболее долговременным китайской истории и продолжалось 770.

Историки разделяют правление дома Чжоу на 2 периода Западная Чжоу и Восточная Чжоу. Правитель Западной Чжоу ввел практику распределения земли исключительно среди клановой знати. Чжоусская верхушка использовала ритуалы, демонстрирующие ее превосходство и легитимность, для контроля над подданными. До тех пор пока мандат находился руках у правителей Чжоу, их власть считалась дарованной самим Небом, а потому законной. Во времена правления Пин Вана, во избежание угрозы нападения воинственных племен с Запада, столица была перенесена город Лоян. По мере усиления местной знати, власть верховного правителя становилась все менее значимой, а выплата податей чисто номинальной процедурой.

Выделились наиболее значимые фигуры среди чжоусских вассалов, которые известны истории как Пять князей периода Весны и Осени Переломов. Это был переходный период, когда происходила смена династий и борьба за власть между независимыми князьями частое событие китайской истории. Каждое царство стремилось подчеркнуть и продемонстрировать свою уникальность это время было наполнено реформами и неожиданными стратегическими шагами. Наиболее успешно проходили реформы царстве Цин, где налицо были экономические, политические и технические результаты преобразований. В эпоху Воюющих царств, с ее потрясениями, выделился новый слой Ученых мужей, размывший социальные границы интеллектуальной элиты. Так появились Сто школ, положивших начало систематизированным учениям. Также к великим китайским философским школам, чаще называемым религиями, относятся буддизм и даосизм.

В догосударственный период родами управляли советы старейшин, с которыми советовался племенной вождь. Племенные вожди уже не избирались, появляется наследственная власть вождя, которая передавалась от отца к сыну. Конфуцианство проповедовало сохранение древних традиций, подчинение подданных властям, младших старшим, осуждало чрезмерное богатство, требовало от властей заботиться бедных. В противоположность конфуцианцам, руководствовавшимся традициями и обычаями, легисты считали, что основе управления государством должны лежать строгие и обязательные для всех законы государственный деятель Циньской империи, который провел государстве ряд реформ, способствовавших усилению государственной власти. В империи Цинь утвердились взгляды легистов, легизм стал официальной идеологией, конфуцианцы подвергались гонениям, однако на последнем этапе формирования древнекитайского права эпоху династии Хань произошло слияние идей конфуцианства и легизма. Как следствие, моральные нормы ли приобрели большую обязательность и формализм, а право были перенесены многие этические нормы.

Преступления и наказания еще чжоускому законодательству известно было около 500 видов преступлений государственные преступления бунт, измена императору и др имущественные преступления кража предметов культа, кража из храмов и др клевета, дезертирство, непочтение к старшему влияние конфуцианства, должностные преступления. Важнейшей предпосылкой возникновения государства стало развитие земледельческой экономики. Древнейшей столицей стал город Чжэнчжоу современный центр провинции Хэнань, затем с века до нашей эры, с установлением династии Инь, столица переместилась Аньян. В дальнейшем установится правило определения нового мистического центра государства с установлением новой династии и переноса туда столицы. Ван считался всемогущим, медиатором между миром земным и миром небесным ему подчинялись не только все китайцы, но и варвары и все другие народы Земли. Он имел сакральное значение, предводительствовал церемониях, ритуалах, возглавлял войско. Основой его власти была постоянно действующая армия, формировавшаяся ходе периодических призывов мужского населения. Особую роль управлении играли жрецы си и бу, так как ни одно государственное действие не осуществлялось без предварительных пророчеств и гаданий на костях или черепашьих панцирях.

Этот мандат вручался богом Неба тому избраннику, который проходил особые испытания, произносил пророчество, и последнее должно было сбыться. Считалось, что Небо, вручив мандат на управление страной, могло его и отнять. Утверждалась строго иерархизированная система территориальноадминистративного управления. Государство делилось на 9 провинций, во главе которых стояли бованы низшей административной единицей становилась пятидворка, то есть пять крестьянских дворов. В веке до нашей эры Китайское государство трансформировалось империю, охватившую Тибет, Корею, Индокитай и некоторые другие территории. Верховный правитель наделялся титулом хуанди божественный владыка. Он ввел 12 рангов сановников 1 3 саньгун, высшие сановники, имевшие право порицать императора 4 6 цзюцин, наставники престолонаследника 7 12 начальники приказов. Деятельность Цинь Шихуанди способствовала дальнейшему распаду общины, причем свободные общинникиземледельцы попадали зависимость от военной знати.

Его попытки продолжать политику отца вскоре привели к масштабному социальному взрыву. Недовольство различных слоев населения вылилось настоящую гражданскую войну. Недовольная ущемлением своих привилегий аристократия также начала вооруженную борьбу против центральных властей, попутно сражаясь и против повстанцевкрестьян. Сычуаньские раскопки иньского времени открыли древнюю культуру Шу, имевшую как общие иньские, так и самобытные черты. В то время как явление Чжоу, подарившее Китаю Канон Перемен и конфуцианство, представляется самым загадочным и принципиально отличным от эпохи. Чжоуским культ предков реально был культом родовой преемственности, где каждый умерший, с одно стороны отождествлялся со своим живым внуком, а с другой стороны с первопредком.

Вскоре возникло немало философских школ, открыто спорящих друг с другом. Процесс этот шел одновременно с общей рационализацией сознания и социального устройства Шан Ян, отрицанием предопределенности судьбы Моцзы, Сюньцзы, самоуверенном духоборчестве. Это стало как результатом предпочтительного отношения к человеку, большего интереса к реальной человеческой жизни. Впервые переживание собственного я зафиксировано даосских текстах Лаоцзы и Чжуанцзы. Комплекс гадания по человеческой форме, наиболее раннее упоминание котором содержится чуских источниках, стал основой для изучения конкретных живых форм. В результате к концу эпохи Чжаньго искусство уже накопило определенный и теоретический и практический опыт воспроизведения разнообразия человеческой внешности. Е, Этнокультурное разнообразие Древнем Китае научная конференция Общество и государство Китае. Одиннадцатая научная конференция Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока.

Бесчисленные набеги кочевников, жестокие и кровавые междоусобные войны, иноземные завоевания многократно разоряли и опустошали страну. Однако величие китайской культуры появлялось том, что она продолжала существовать и противостоять всем потрясениям как единый прочный массив. Все эти племена, завоевав страну, утрачивали свой родной язык, свою письменность, целиком попадая под воздействие Китая. В связи с историческими судьбами, переживаемыми страной, оно имело свои этапы подъёма и упадка. Вас изумляет, что уже за много веков до нашей эры, точно по такому же плану, с такими же количеством ворот, прямыми магистральными улицами и дворцами посредине возводились Китае города, планировка которых оставалась неизменной, несмотря на то, что сам облик отдельных зданий городов, сжигавшихся пожарами дотла, менялся многократно.

Какое бы явление китайской культуры вы ни взяли, вам обязательно придётся, прежде всего, узнать его первоисточники. В самом этом обстоятельстве нет, пожалуй, ничего оригинального, ибо также следует подходить и к культуре любой другой страны. Китае существовали многочисленные неолитические поселения, обнесённые рвами. Чёрные, красные, фиолетовые и белые краски наносились на тёплый красноватый тон глиняного черепка. Многие формы этих предметов гончарного искусства, например трехногие ли или округлые кувшины с невысоким горлом, сохранили своё существование течение многих последующих веков. Именно это время начинают обобщаться научные сведения, почёрпнутые из многовековых наблюдений над природой. Большой точности достигли биологические знания, сведения растениях и животных.

Вместе с тем познания этого времени теснейшим образом сплетались с мифологией и культами природы, которые являлись как бы обобщением представлений древних китайцев мире. Древнейшими из философских учений, а большой мере оказавшими влияние на различные области культуры и изобразительного искусства, были конфуцианство и даосизм, значительно изменившиеся на протяжении последующих столетий, но пронёсших некоторые из своих принципов вплоть до времени позднего средневековья. Конфуцианство объявляло власть правителя государя священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и несших благородных мужей и мелких людишек всеобщим законом справедливости. Даосизм Одно из основных направлений древнекитайской философии возникло. В ханьском искусстве при большой преемственности его стиля заметны те разительные перемены, которые постепенно произошли со времени более древних эпох. Ханьское время дало богатейший материал для изучения мифов, исторических легенд, обычаев и религиозных представлений Китая этого переходного от рабовладения к феодализму периода. Однако от этого могущества и единства древнего рабовладельческого государства остались лишь руины. Новое государство Северное Вэй, объединившее север страны, положило начало и новой эпохе.

Периодами развитого феодализма и наивысшего расцвета всех областей китайской средневековой культуры были века время господства двух государств Тан 618 907 и Сун 960. Именно это время утвердило веках наивысшие достижения творчества поэзию и живопись. Периоды Тан и Сун были блестящими этапами культуры, когда расцвета достигли многочисленные виды, формы и жанры искусства. Живопись этой исторической поры является высшим достижением искусства Китая. Она отражает весь тот мир идейных представлений с его преклонением перед красотой природы. Пути искусства периодов Тан и Сун связи с разными судьбами государства во многом так же различны. Острая социальная борьба, заполнившая всю историю Китая веков, коснулась и художественной культуры, Зарождаются и развиваются новые виды и жанры изобразительного искусства, рушатся прежние идеалы. Огромную роль начинают играть прикладные виды искусства, связанные с развитием ремёсел и внешней торговли. Поэзия уступает место драме, новелле и повести, гравюра и народный лубок завоёвывают себе значительное место искусстве.

Да и зачем нужна была китайской картине рама, если эта узкая и длинная полоса бумаги или специально обработанного проклеенного шёлка с двумя валиками по краям бережно хранились специальных ящиках и развёртывалась только редких случаях для рассматривания. В Китае, где помещениях не было прочных и массивных стен, как Европе, а воздух комнатах во многом определялся климатом улицы, вывешивать картины, не защищённые, как у нас, стеклом, было бы для них вредно. Вертикальные свитки обычно не превышают 3 метров, тогда как горизонтальные, являясь своеобразной панорамой, иллюстрированной повестью, где показана либо серия объединённых единую композицию пейзажей, либо сцены городской уличной жизни, достигают подчас свыше десяти метров. На китайской картине не редко встретишь изображение пейзажа и иероглифические надписи, поясняющие суть картины. В самом деле откуда нам знать, что две дремлющие прибрежных камышах пушистые мандариновые уточки или летящая небе пара гусей на картине живописца являются символами не расторжимой любви, понятными каждому образованному китайцу, а сочетание бамбука, сосны и дикорастущей сливы мэйхуа покитайски три друга холодной зимы, изображение которых мы беспрерывно встречаем и на китайских картинах и на вазах, означают стойкость и верную дружбу, где написано тонкое деревце с обнажёнными ветвями, выросшее среди маленького острова, затерянного среди безбрежной глади воды, мы воспринимаем сначала лишь показанный художником печальный пейзаж. Аллегория, символ и поэтическое образное толкование мира вошли исстари плоть и кровь китайской действительности. Это сложное образное мировосприятие, постоянное общение к образам природы для передачи своих чувств зародилось Китае ещё глубокой древности.

Вся китайская мифология связана с борьбой человека против стихий, с наивным и образным толкованием явлений природы. Поэты, художники во времена господства иноземных династий или те годы, когда страну разоряли не умные и жестокие правители, писали стихи и картины, где традиционные сюжеты и формы они вкладывали совсем иной, скрытый подтекст. Один великий китайский критик Чжан ЯньЮань подчеркнул неразрывность поэзии с живописью и сказал Когда они не могут выразить свою мысль живописью, они писали иероглифы, когда они не могли выразить свою мысль через письменность, они писали картины. Это сочетание картины и надписи необычно для европейского восприятия. В европейском пейзаже мир, изображенный художником, словно увиден им из окна.

В нем часто присутствует изображение гор и вод это устоявшаяся издревле традиция, связанная с религиозно философским пониманием природы, где взаимодействуют две силы активная мужская янь и пассивная женская инь. В древности, когда зародились эти представления, горы и воды обожествлялись как властители человеческой жизни. Недоступные, окутанные извечной тайной горы были местом, куда уходило солнце. Определённое содержание и значение китайского пейзажа породило и его особую роль живописи, а также необычную форму и многочисленные художественные приёмы его написания. Китайский художник никогда не писал с натуры и никогда не делал этюдов, как это принято европейской живописи.

Впечатление, которое остаётся от многих китайских произведений, таково, будто художник только что осязал шелковистые перья изображённой им маленькой птички или подсмотрел танец двух бабочек над цветущим деревом. Это впечатление основано на том, что китайский художник до того, как писать свои картины, подобно естествоиспытателю, с бесконечной тщательностью изучал природу во всех мельчайших её проявлениях. Он прекрасно знал структуру каждого листа, движение медлительных гусениц, пожирающих спелые плоды, он знал мягкую поступь крадущегося тигра и настороженный поворот головы молодого оленя, прислушивающегося к шорохам леса. Иногда произведения этого жанра писались на круглых и альбомных листах, на ширмах и веерах и изображали то птичку на ветке, то обезьяну, качающую детёныша, то стрекозу, порхающую над цветком лотоса. В пейзажах гор и вод природа, напротив, словно отдалена от зрителя, представляя перед ним как нечто титаническое и могучее. Всматриваясь этот пейзаж, человек себя чувствует себя бесконечно малой частью этого мира, и всегда с тем безумная смелость и бескрайняя широта развёрнутых перед ним просторов вызывает нем восхищение и гордость. Сам мир китайской живописи это мир природы, с жизнью которой всеми нитями связан человек.

Китайскую поэзию иногда сравнивают Китае с осенней хризантемой, прекрасным, но печальным цветком. Накопленная столетиями огромная поэтическая культура приносила обильные плоды. Выражения лирических переживаний и настроений поэтической форме стало обычным среде чиновничества. Возмущение и негодование, которыми кипели сердца от сознания позора, ложившегося на отчизну, поруганную завоевателями, тоска и печаль при виде горя народного, отливались поэтические формы. Это школа считала, что она продолжает линию танского поэта Ли ШанИня, однако действительности её поэты подражали худшим сторонам поздней танской поэзии. Таким образом, сунские поэты, как своё время и танское, росли и совершенствовались борьбе с формалистическим течением поэзии, эпигонски копировавшим своих предшественников. Китайские зодчий был таким же поэтом и мыслителем, отличался тем же возвышенным и обострённым чувством природы, что и живописец пейзажист. Горы, высоко вздымающиеся скалы, Сады и другие части природы составляют панораму для здания.

Он высматривает место и прикидывает, что будет сочетаться с этим местом. Он никогда не построит здания, если оно не будет сочетаться с окружающим массивом. Один из художников пейзажистов своём поэтическом трактате живописи передал то ощущение естественной взаимосвязи архитектуры и пейзажа, которое свойственно этому времени Вверх башни храмовой пусть будет у небес не следует показывать строений. Когда на ровном месте высятся храмы и террасы, то надо бы как раз, чтоб ряд высоких ив стал против человеческих жилищ а знаменитых горных храмах и молельнях достойно очень дать причудливую ель, что льнёт к домам иль башням. Это великое произведение человеческих рук, стоившееся с веков.

Выстроенная по северной границе Китая для защиты страны от кочевников и прикрытия полей от песков пустыни, стена первоначально простиралась на 750 км, затем, после многовековых достроек она превысила 3000. По поверхности стены идут зубцы и дорога, по которой солдаты могли передвигаться. По всему периметру проставлены башенки, через каждые 100 150 метров, для светового оповещения приближении врага. Значительно лучше сохранились культовые сооружения пагоды, строившиеся из кирпича и камня. В спокойных и строгих кирпичных пагодах танского времени всё дышит монументальной простотой.

Подобное расположение создаёт у зрителя, захваченного почти математическим ритмом пропорций пагоды, иллюзию ещё большей её высоты. На фоне яркой синевы южного неба и сочной зелени листвы эти огромные, сорока и шестидесятиметровые светлые сооружения кажутся воплощением и символом сияющей красоты окружающего мира. Кстати, Пекин покитайски Бэйцзин Северная столица существует уже более 3000. Огромные крепостные стены с могучими каменными надвратными башнями и воротами виде длинных туннелей замыкали город со всех сторон. Каждая пересекающая город магистральная улица упиралась подобные ворота, расположенные симметрично друг против друга. Таким образом, все огромное пространство столицы являлось объединённым, организованным и подчинённым единому замыслу.

Основным сооружением Пекина, расположенного центре Внутреннего города, является императорский дворец, замкнутый высокими стенами и названный Запретным городом. Весь Запретный город, окружённый садами и парками, то целый лабиринт с бесчисленным количеством боковых ответвлений, котором узкие коридоры выводят тихие солнечные дворы с декоративными деревьями, где парадные здания сменяются глубине жилыми постройками и живописными беседками. По основной оси, пересекающей весь Пекин, расположены стройном порядке самые значительные постройки, выделяющиеся среди остальных зданий Запретного города. Главное здание дворца Тайхэдянь павильон высшей гармонии, подобно всем дворцовым деревянным павильонам, чрезвычайно наряден и тоже время отличается большой простотой и логичностью конструкции. Лёгкие стены, состоящие из ажурных деревянных перегородок, служат как бы ширмами и не имеют опорного значения. Они придают всему зданию ощущение большой лёгкости и равновесия, скрадывают его подлинные размеры. Величие масштабов сооружения ощущается, главным образом, интерьере Тайхэдянь, где прямоугольное помещение заполнено лишь двумя рядами гладких колонн, и вся его протяжённость и ясная простота предстают ничем не скрытыми от глаза. Однако это время были проведены ещё многочисленные восстановительные работы.

Был восстановлен Храм неба, реставрирован Запретный город, сохранившие свой первоначальный величавый. В её мягкой и зернистой, словно бархатной, поверхности серо золотистого песчаника и был высечен старинный буддийский монастырь. Огромные пятнадцати и семнадцати метровые фигуры великого учителя Будды и поныне заполняют тесные ниши его пещер. Это целый город лабиринт горах со множеством огромных гротов и крошечны ниш, многие из которых, помещались на гигантской высоте, соединялись прежде висячими балконами и недоступны сейчас для человека. Но и там, где скала ни чем не заполнена, дикий камень, округлённый выветренный временем, воспринимается как скульптура, так он мягок и осязаем. Всё здесь исполнено с тем блестящим мастерством и изяществом владения ритмом линий, которым так славились рельефы Древнего Китая и станковая живопись.

Чужие образы постепенно становятся своими, чужие легенды рассказываются на китайский. Еще больше это родство со старым Китаем чувствуется пещерах храма Лунмынь Ворота дракона, расположенного близ второй Вэйской столицы Лояна. В рельефах Юньгана и Луньмыня особенно ощущается стремление к передаче духовного, возвышенного состояния человека. Грубые и тяжеловесные, порой примитивные формы сочетаются скульптуре этих храмов с образами, исполненными необычайной чистоты и целомудрия. В пору, когда создавались храмы, скульптуры расписывались нежными минеральными красками. Этот монастырь, расширявшейся и дополнявшейся целое тысячелетие с 366 по 1368, был не только местом паломничества монахов, но и крупным культурным центром. Скульптура периода Тан продолжала создаваться тех же скальных храмах, что и вэйская. Эту пору расцвета всех видов и областей китайского изобразительного искусства скульптура достигала своего высочайшего подъёма. Огромный подъём и широта культуры этого времени изменили и содержания культурного искусства, приблизив его к светскому, сообщив религиозным образом жизни утверждающую красоту и гармонию, свойственные духу всей культуры периода. Все основные качества таньской монументальной пластики, как фокусе, сосредоточиваются самой грандиозной скульптуре Лунмыня статуе Будды Вайрочаны.

Над всеми пещерами западного берега скального монастыря Луньмыня на огромной открытой платформе высятся двадцатипятиметровая статуя Будды Вайрочаны божества света. Гигантская статуя те времена являлась как бы символом мощи буддийской религии, достигнутой танское время. Массивные идолы вэйских пещер заключённые свои тесные кельи, кажутся грубыми и при сопоставлении с пластической свободой позы Вайрочаны. Здесь, этом храме, можно увидеть тот путь исканий, который прошло китайское искусство. В танское время погребение императоров украшались подчас, так же как и ханьские гробницы, скульптурными рельефами. Однако эти рельефы уже не были связаны с буддийской религией и носили часто светский характер. Таковы были расположенные Сиане шесть монументальных плит гробницы танского императора Тайцзуна. По традиции считают, что они были созданы по рисункам знаменитого живописца Янь Либэня.

Выполненные высоком рельефе на вытянутых плитах из светлосерого известняка, они изображают запряженных лошадей, стоящих, идущих и мчащихся стремительном галопе.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru