Древний египет знать

Пирамиды, фараоны, боги с головами животных, папирус… Да, пожалуй, и. Поэтому было придумано огромное число канонов, которые способствовали возвышению фараона. Как правило, статуи сохраняли форму каменной глыбы или куска дерева, из которых они были высечены. Также сохранилось множество деревянных статуэток рабов, которые клались гробницу вельможам, чтобы они сопровождали богачей загробной жизни. Лоб также считался важной точкой на теле человека, которая олицетворяла собой третий глаз. Поэтому эту область часто вешались символы могущества, частности и змея Буто или Урия, которую использовали фараоны. Но самым распространенным символом был скарабей Кефер, так как он символизировал смерть и перерождение.

Древнеегипетские ювелиры чаще всего использовали для своих украшений такие металлы как золото, серебро и электрум. Наибольшую ценность у египтян имели изделия из серебра, украшенные золотом и драгоценными камнями. Главной особенностью этой книги являлись ее многочисленные иллюстрации. Интересным фактом является то, что первые сказки появились Египте, причем притчи, описанные Евангелиях, по содержанию частенько перекликаются со Сказками верховных жрецах Мемфиса. Статьи с меткой Древний Египет В истории человечества есть немало тайн. Египет является для современного человека синонимом древности, а египетские пирамиды представляют собой олицетворение загадочности давно ушедших цивилизаций. Началось активное изучение египетских древностей, которое открыло перед нами удивительную и неповторимую цивилизацию. Но какие бы открытия ни совершали египтологи за последние двести лет, загадки и тайны египетских пирамид остаются наиболее популярной темой. Когда это произошло достоверно не известно, но уже к тысячелетию.

Применялись различные телесные и членовредительские наказания, широко применялась смертная казнь. Кроме того, существовали заключение тюрьму, отдача рабство, денежные штрафы. Это были небольшие городагосударства, общественном и государственном строе длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации. Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся полной собственности хозяина. Например, за лишение жизни рабавольноотпущенника по неосторожности виновный обязан был отдать раба за раба за смерть раба доме кредитора по вине последнего, за умерщвление его бодливым быком господину уплачивается треть мины за повреждение глаза рабу или неудачную операцию, повлекшую за собой смерть, половина его стоимости. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Свободное население Вавилона свою очередь делилось на полноправных и неполноправных. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными.

Наряду с ними появляются обедневшие общинники, попадающие долговую кабалу. Законы Хаммурапи свидетельствуют стремлении законодателя облегчить положение этих. За отказ следовала смертельная казнь, а человек, выступивший вместо воина, получал его земельный надел. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие. Низко ценился труд врачей, ветеринаров, отличие, например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар подарок врачи получали плату. Государственный строй Древневавилонского царства напоминает государственный строй Древнего Египта. В руках царя сосредоточена судебная, исполнительная власть, законодательная и верховная религиозная власть. Управление государством осуществлялось через сложный бюрократический аппарат. Источники показывают, каким образом функционировали три основные ведомства финансовое, военное и публичных работ.

В системе государственных органов различали центральные и местные органы управления. Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда например, врача случае смерти больного. В условиях существования частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество, большое. Продажа имущества, изъятого из оборота например, имущество илку, считалась недействительной.

Корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего. Довольно сильная власть отца над детьми проявляется возможности продавать детей, отдавать качестве заложников за долги, за злословие на родителей отрезать язык. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. Среди преступлений против личности Законы называют неосторожное убийство об умышленном ничего не говорится, к таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалится и причинит смерть хозяину. Довольно подробно Законах говорится различного рода членовредительствах повреждении глаза, зуба, кости. Укрывательство рабов, снятие клейма с рабов называют законы как преступные действия. Среди преступлений, подрывающих устои семьи, Законы называют прелюбодеяние причем, только со стороны жены, кровосмешение например, связь матери с сыном, отца с дочерью и других близких родственников. Названы преступлениями действия, подрывающие отцовскую власть сын, ударивший своего отца, лишается руки. Основными видами наказаний являются смертная казнь самых различных вариантах сожжение, утопление, посажение на кол членовредительские наказания отрубание руки, отрезание пальцев, языка. Постепенно из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных царя.

Органы племенной администрации постепенно превращаются государственные органы. Особое место истории Индии занимает магадскомаурийский период 111 вв, отмеченный созданием впервые истории Индии объединенного государства. Различные факторы социального, экономического и идеологического характера способствовали укреплению и сохранению Индии такой своеобразной социальной организации. Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись единожды рожденными. С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. Некоторые общинники разорялись, лишались земли и орудий труда и вынуждены были работать качестве арендаторов. Община еще сохраняла черты единого коллектива и старые общеобщинные традиции. Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, превращаясь постепенно ее представителя. В течение долгого времени общины были изолированы друг от друга, хотя постепенно эта ограниченность и замкнутость нарушалась.

В отличие от Греции и Рима, индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Особенностью древнеиндийского рабства является его неразвитость, наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохраняться значительные пережитки первобытнообщинного строя. Наиболее характерная общая черта, отличающая раба от других эксплуатируемых отсутствие права на свою личность он был вещью образе человека, полностью находящейся во власти другого. В Древней Индии, так же как и античных странах, считалось само собой разумеющимся право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба. К эпохе Маурьев уже оформилась концепция чакравартина единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромные территории. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Царь сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фиксальной администрации, верховным судьей. Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.

Паришад занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета раджасабхи. Наряду с делением на главные провинции существовало деление на обычные провинции джанапады, области падеши, округа ахале. В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. В Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения 10. В Законах Ману говорится, что, если несобственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай.

При этом, кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем должник отдавало долг постепенно. Кармакары, занятые на земледельческих работах, получали 1 10 урожая, скотоводстве 1 10 масла от молока коров, за которыми ухаживали. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье даже спустя долгого времени. В течение 10 дней после совершения куплипродажи сделку можно было расторгнуть без какихлибо уважительных причин. Недействительной являлась сделка, совершенная с обманом, с принуждением. В качестве основания для возникновения такого обязательства называется порча имущества потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного, вред, причиненный движением повозки по городу. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставлял, она продолжала считаться его женой. Согласно традиции, жена должна была принадлежать к той же варне, что и. Мужчинам разрешалось исключительных случаях вступать брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать брак с мужчиной низшей группы запрещалось. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот.

Среди имущественных преступлений Законы большое внимание уделяют краже, призывая царя к обузданию воров. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие ней, укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считалось тяжким грехом. При отсутствии свидетелей качестве доказательств применялись ордалии различных видов испытание огнем, весами, водой и некоторые другие. Государственный строй первого древнекитайского государства с течением времени трансформировался классическую восточную деспотию. Царь являлся сосредоточением высшей государственной власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога. Высшие должности государственном аппарате занимали родственники царя, а более мелкие судей, писцов, сборщиков налогов. Общественное поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и затем царю, Частные поля были индивидуальном пользовании семьи, ее распоряжении был и весь урожай.

В период царства Чжоу царь попрежнему является верховным собственником земли, но владения рабовладельческой знати постепенно превращаются частную собственность, которую можно было отчуждать, сдавать аренду, закладывать. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги, старые титулы были уничтожены. Острые социальные противоречия и народные восстания привели к ликвидации. Легисты напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни. Виды собственности Древнем Китае характеризовались эволюцией от общинных форм к частной собственности, прежде всего на землю и рабов. Процесс носил обвинительносостязательный характер, но начиная с периода Цинь судебном процессе усиливаются элементы розыскного процесса. Античные полисы, состоящие из самого города и прилегающего сельского округа, по существу представляли собой общину. Собственно образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ.

В результате чего афинское общество было разложено на три социальных группы родовую знать эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей простых земледельцев геоморов и ремесленников демиургов. Кроме того значительную часть населения составляли метеки выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные своих политических и экономических правах. Высшая власть принадлежала ареопагу, заменившему совет старейшин и архонтам, осуществляющим непосредственное управление, административную, судебную и военную власть. Дальнейшее развитие Афинского государства тесно связано с борьбой широких народных масс демоса с господством родовой аристократии, долговым рабством и другими формами закабаления. Решающими этапами становлении новых общественных отношений Афинах стали реформы, проведенные архонтами Соленом и Клисфеном была отмена долгового рабства сисахфия, а также изменение политической структуры общества. Народное собрание являлось законодательным органом афинской республики. Члены Совета собирали народные собрания, готовили заключения по рассматриваемым на этих собраниях вопросам. Коллегия десяти стратегов осуществляла руководство вооруженными силами афинского государства. Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган гелиэя.

Эфоров было пять, их ежегодно избирали на народном собрании из числа всех граждан. Члены герусии герунты избирались народным собранием пожизненно и были безответственны. После реформы качестве средств обеспечения договорных обязательств сохраняются задаток, залог и поручительство. Для действенности завещания необходимо было, чтобы завещатель находился здравом уме и не подвергался физическому или психическому насилию. Различались умышленные и неосторожные преступления частности, убийства, известно было понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления. При этом обвиняемый или ответчик имел право предоставить свои письменные возражения против рассмотрения дела по существу. По окончании предварительного расследования назначался день судебного заседания. К числу таких законов может быть отнесен наиболее ранний закон Лициния Секстия 367 года. К первому типу относилась земля поначалу около Рима, а затем вся земля Италии вообще, рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, то есть бесформальной передачи на условиях, установленных договором куплипродажи, мены, дарения.

Помимо обязательств из договоров Законы таблиц знают, конечно, и такие обязательства, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще воровства, потравы. В первом случае брак совершался религиозной форме, присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем Где ты, Гай, там найдешь и меня. Вторая форма брака состояла форме покупки невесты манципационнои форме. Но уже Законы таблиц знают бесформальную форму брака сине ману то есть без власти мужа. Для уяснения дальнейшей истории римской государственности и права необходимо уделить некоторое внимание римскому судебному процессу указанной поры процессу легисакционному. Первая стадия была Строго формальной, вторая характеризуется свободной процедурой. Позже жрецы Гелиополя объединили поклонение этому историческому Гору с поклонением Гору из народных легенд, которых он был сыном Осириса, повелителя царства мертвых. Поэтому предполагалось, что умерший фараон воскреснет обличье Осириса или, вернее, одного из Осирисов.

Никто не был настолько отгорожен от мира ореолом божественности, как фараон. Потом тело фараона умащали ароматическими маслами, облачали его царские одежды и вручали ему символ власти. В какойто степени эта традиция сохранилась и наши дни, когда мы говорим Букингемский дворец, имея виду королеву Англии, или Белый дом, имея виду президента. Когда подходило время его вступления на трон, из окруженного заботой, веселого наследника он становился далеким и пугающим божеством. Здесь мы приводим описание того торжественного момента, когда царь Сети решил сделать наследного принца, которому тогда было пятнадцать лет, своим соправителем Сам Всевышний бог то есть царь Сети растил меня, пока я был ребенком, до того момента, когда я стал императором. Тем самым он следовал примеру Осириса, который женился на собственной сестре Исиде. Поэтому он не только вступал инцест, но был еще и многоженцем помимо главной и весьма почитаемой супруги, которая звалась Великой главной женой, у него было еще множество жендочерей и женсестер. Они знали, что все государственные институты Египта развалятся, если будет подорвана система монархии.

Его слово было непререкаемым законом он был подобен папе римскому, читающему с кафедры свои проповеди. Груз ответственности, лежавший на их плечах, и все те вызовы судьбы, которые им приходилось принимать, находили них живейший отклик. Ежедневно а иногда и ежечасно фараон встречался со своими старшими советниками или иностранными послами. Писцы и художники Египта, несмотря на всю идеализацию образа фараона, свидетельствуют том, что многие царибоги были очень энергичными и деятельными людьми. Вместе эти цари правили Египтом почти восемьдесят лет, с 1878го по 1797 год до нашей. Они восстановили силу государства и направили его по дороге процветания. Поэтому прислушивайтесь к тому, что я вам говорю, и вам будет сопутствовать здоровье и богатство. Для древнего государства это огромная цифра, и поэтому фараон нуждался хорошо организованной армии, полиции и множестве чиновников. И здесь опять нас поражает, сколько параллелей можно провести между эпохой того далекого фараона и эпохой Людовика современной истории.

Однако они управляли царством с разнообразным и быстро растущим населением, которое простиралось на 500 миль с юга на север и объехать которое можно было лишь после долгого и утомительного путешествия по Нилу. Когда царь Джосер Третьей династии решил перенести столицу Мемфис Нижнем Египте, вполне естественно, что знатные люди Верхнего Египта волейневолей должны были взять на себя ответственность за состояние дел своей части государства. Некоторые из них прямо указывают на определенные должностные функции, то время как другие являются чисто номинальными и носят декоративный характер. Конечно, вполне возможно, что надзиратель за сдвоенной ванной комнатой имел какието особые обязанности и привилегии, например, он мог подавать полотенце выходящему из ванны царю. С другой стороны, у фараона было нечто вроде домашнего ордена, напоминающего орден рыцарей Виндзора. После фараона самым важным человеком государстве был верховный советник. Резкий утренний свет, льющийся через высокие окна комнату с ослепительно белыми стенами, освещает резкие, суровые черты его лица. Он то и дело негромким голосом прерывает говорящего и просит его говорить коротко и по существу. Давнымдавно он наизусть запомнил слова традиционного напутствия, с которым обратился к нему царь при его вступлении должность Верховному советнику следует быть не мягким, но твердым.

Рабочий день Рехмиры не закончится с закрытием заседания чиновников не закончится он даже после его аудиенции у фараона. До того как он сможет вернуться домой и отдохнуть кругу своей семьи, ему придется еще довольно долго потрудиться у себя кабинете, разбирая накопившиеся бумаги. Были династии номархов, руководителей провинций они могли быть из числа аристократов или чиновников, которые присваивали себе чуть ли не царский статус. Если бы вы провели хоть час при дворе номарха, вы бы нем без труда увидели копию двора Рехмиры Фивах и верховный советник, точно так же, как и Рехмира, ходил бы на аудиенцию к своему господину, чтобы передать ему ежедневный отчет. Мы уже сказали, что притязания провинциальной знати привели к распаду Древнего царства именно это время, эпоху правления Шестой династии, номархи начали воздвигать для себя грандиозные гробницы и украшать их надписями, которые свидетельствуют небывалом отсутствии всяческой почтительности по отношению к монарху. Очевидно, явное ослабление царской власти и рост влияния номархов впоследствии привели к междоусобицам Первого переходного периода.

Для этого существовала очень простая причина Египет находился полной зависимости от регулярных поставок воды, и самой важной задачей центральных и местных властей было поддержание надлежащем порядке сложной системы каналов. Им было суждено гордиться своим участием создании образа своей страны, который так глубоко поразил воображение последующих поколений. Он назначил управляющих во всех поместьях провинции и поручил им следить за тем, чтобы поголовье скота составляло не менее 3000 голов. Местные боги продолжали вполне благополучно существовать бок бок с великими богами Фив и Мемфиса. Ее формы и принципы были слишком разнообразны, чтобы их реформирование стало действительно насущной проблемой.

В обществе, где не было радикальной и прогрессивной этики, реформаторы любом случае были проигрыше. Люди, птицы, животные, рептилии, насекомые и рыбы были всего лишь различными аспектами жизненной силы. Нам они временами кажутся даже устрашающими, но для египтян они были вполне привычными и удобными. Вопросы зла и добра относились к компетенции гражданских властей, но не жрецов. Их недостатки, любовные похождения, пьяные приключения становились темами народных сказок. Некоторые жрецы сидели скрестив ноги перед своими маленькими учениками, посвящая их секреты гладкой и изящной руки другие корпели над папирусными свитками Доме жизни, как они называли библиотеку третьи обсуждали проблемы астрономии или новые способы лечения лихорадки или сломанной конечности. Обладая крепким здоровьем, некоторым запасом наличных денег и весьма ограниченным чувством социальной ответственности, путешественник мог проехать по Черной земле от конца до конца и обнаружить, что практически каждый день египтяне отмечают какиенибудь праздники. Ее ставили еще 550 году до нашей эры Абидосе, на закате Двадцать шестой династии, то есть она просуществовала примерно две тысячи. Исида со своим братом и мужем Осирисом Мы уже отмечали одной из предыдущих глав, что Абидос считался главным из священных городов Египта. Постепенно практически все стали считать для себя святой обязанностью совершить паломничество этот город, чтобы принять участие представлении и установить памятную доску священном некрополе и мы уже знаем, что богатые люди часто оставляли завещания, чтобы их тела перевезли Абидос для захоронения возле лестницы великого бога.

Волшебный цикл жизни, смерти, мумификации, воскрешения и восшествия на престол Осириса был запечатлен ряде сцен, которые длились много дней подряд. Совершались пышные процессии и происходили ожесточенные баталии на воде и на суше, которые сменялись трагическими и патетическими эпизодами кульминацией всего этого действа была окончательная победа бога. Однако египетская религия имела и другую сторону, помимо храмовых служб и контроля за повседневной деятельностью. Вместо фигурки бога жрец извлекал идола или настоящую мумию умершего человека, клал на песчаный холм и начинал одевать и кормить. Подношение мертвым Наконец, нам, видимо, следует упомянуть процедуре мумификации, которая так завораживает современных мирян и которая стала своеобразным несчастливым символом всего народа. Само слово мумия используется не вполне верно, поскольку, по сути, оно не относится к понятию мертвое тело, а восходит к слову, которое гораздо позже использовалось арабами для обозначения асфальта. Самая древняя засвидетельствованная мумия относится к периоду правления Восьмой династии 1941 году при бомбардировке Королевского хирургического колледжа она была уничтожена. В период расцвета они могли даже предлагать расценки на свои услуги, которые варьировались от таланта серебра до жалкой пригоршни медных денег. Обычно полотнище много раз обертывалось вокруг тела умершего например, мумия Тутанхамона была завернута не менее чем 16 слоев. Жрец, одетый как Анубис, завершает обряд мумифицирования Хотя сам этот ритуал сохранялся и даже был популярен до самого пришествия Христа, приемы этой сложной процедуры значительно упростились.

За три тысячи лет династической истории Египта мы знаем только трех крупных сражениях битве при Мегиддо Тутмос, битве при Кадеше Рамсес и морском сражении против народов моря Рамсес. Что касается победы Рамсеса при Кадеше, то она была омрачена позорным поведением египетской армии ситуацию спасла только храбрость батальона иностранцев, находящихся плену у египтян и вынужденных сражаться на их стороне. Очевидно, великие нациивоины появляются только тогда, когда границам их государства угрожает другая воинственная нация. Они прочесывали пустыню со своими собакамиследопытами и сообщали передвижениях бедуинов, преследовали бежавших преступников, искали золото и охотились на дичь. Нет никаких свидетельств того, что на ранней стадии развития египетского общества существовала регулярная армия.

Они запретили создавать военные формирования на местах и заменили их хорошо обученной централизованной армией, главнокомандующим которой был сам царь. Была введена всеобщая воинская повинность, были сформированы полки и соединения, а также была создана специальная гражданская администрация для обеспечения армии всем необходимым. Именно среди них мы видим самых воинственных из фараонов это Тутмос, Тутмос, Аменхотеп и Горемхаб. В период правления Восемнадцатой династии, наконец, начал меняться баланс сил Древнего мира. Чтобы держать узде беспокойное Средиземноморье, ему нужно раздвинуть свои владения вплоть до реки Евфрат и внимательно следить за ситуацией на севере, где начала формироваться империя хеттов. В течение двадцати лет Тутмос совершал ежегодные летние походы Палестину, держа местных князей строгом подчинении. Помимо пенсии, продвижения по службе, подарков виде наделов земли и рабов, они также могли получить золото славы, специальную эмблему почести, которую вешали им на шею на торжественной церемонии присутствии самого царя. Мы не знаем, почему на лошадь был наложен запрет, но, так или иначе, он был внезапно снят примерно 1700 году до нашей эры во время правления гиксосов или царей пастухов, правителей азиатских племен, проникших дельту и постепенно подчинивших себе всю страну.

Очень скоро египтяне стали использовать колесницы для нанесения первого удара по оборонительным линиям противника пехота следовала вплотную за ними, а затем двигалась сторону, чтобы перегруппироваться и нанести удар по врагу конце битвы, причинив ему наибольшие потери. Военная колесница была больше чем личная, поскольку нее запрягали двух лошадей и ней ехали два человека возчик и воин. Как и частная, военная колесница представляла собой легкое двухколесное движущееся средство с каркасом из тростника. Большинство колесниц были изящно украшены, равно как и уздечки запряженных них лошадей. Офицер, занимавшийся по поручению фараона набором рекрутов, объезжал деревни и забирал на обязательную военную службу каждого десятого. После этого его заставляют идти маршем через горы Сирию, неся на плечах мешок, как верблюд несет свой горб.

А когда наконец может вернуться на родину, он подобен куску трухлявого дерева. Он болен, не может двигать ни руками, ни ногами, и его везут домой на спине ишака. В конце концов на него нападают разбойники, и все его добро достается его слуге. Войско фараона выглядело воистину впечатляюще, когда оно маршировало мимо резиденции фараона. А битва при Кадете обернулась таким фиаско, что царь Египта обнародовал и оставил памяти поколений позорное поведение своей армии. К концу правления Восемнадцатой династии египетской армии были даже хетты. Результатом этого явилось то, что при столкновении с сильными армиями других народов египтяне неизменно терпели поражение. Самое же главное преимущество выбора этой профессии заключалось том, что писцам не грозила безработица.

В обществе с очень маленьким уровнем социальной мобильности, где высшее сословие, класс крестьян и класс ремесленников были четко обозначены и отделены друг от друга, писец совершенно точно принадлежал к высшему сословию или, по крайней мере, к высшей прослойке среднего класса. Высокопоставленный чиновник мог быть направлен Бейрут, Угарит или Библос за каучуком или священной древесиной, Нубию за слоновой костью, дикими животными и ароматическими маслами, Синай за медью, малахитом и бирюзой или на запад Харгу и Багарию процветающие оазисы за прекрасными винами. Помимо всего прочего, между долиной Нила и отдаленными регионами постоянно сновали караваны, перевозящие каменные глыбы, известняк, песчаник, мрамор, кальцит и другие ценные материалы. Очень часто эти путешествия были длительными и опасными, однако, поскольку их целью было добыть материалы для украшения гробницы или дворца фараона, чиновник, успешно выполнявший свою работу, гарантированно получал щедрое вознаграждение. Египетский художник или скульптор был всего лишь ремесленником, товарищем и помощником ремесленников. Ему надо было обладать глубокими знаниями природе и внутреннем строении камня, чтобы сделать отверстия скале нужных местах. После этого он вставлял них деревянные клинья, смачивал их водой и ждал, пока она заставит дерево расшириться и расколоть скалу. Само создание статуи считалось не одной процедурой, а лишь одной из нескольких, причем промежуточной. Египетский художник или скульптор создавали свои произведения не спонтанно и не по велению души. Трезвый профессионализм был жизненно необходим для художника, если он стремился не только удовлетворить своего господина на должном уровне, но и делать это регулярно, месяц за месяцем, год за годом.

Гуляя по музеям мира, не устаешь поражаться количеству предметов искусства, вышедших изпод рук ремесленников Древнего Египта. Однако и камне, и дереве всегда присутствует некий ритм, придающий статуе человеческую теплоту. Так и остается загадкой, каким образом цивилизация долины Нила могла на такой ранней стадии развития, самом начале трехтысячелетней истории обрести свои основные формы. Правила, которым следовали художники Восемнадцатой династии, почти полностью соблюдены на фрагменте палетки с изображением Нармера фото. Хотя это правило не так уж строго и соблюдалось, как можно видеть, внимательно посмотрев на образцы египетской живописи.

Возможно, они восхищались бы ею как техническим приемом, но технические приемы не особенно интересовали. Эти правила были реалистичными, потому что реалистичными были сами египтяне. Художник В то же время, если, конечно, художник не был совсем уж бесталанным или не делал работу спешке, этот каталог представлял собой не просто гротескное нагромождение предметов. Кисти делались из тростника, причем их кончики аккуратно подстригались, и им придавалась нужная форма. Не будет преувеличением сказать, что рядовой египетский художник ничуть не уступал лучшим чертежникам нашей эпохи, таким, как Леонардо, Гольбайн или Ингрес. Они ничего не оставляли на волю случая их отличительной чертой была точность и скрупулезность во всем. Так, если он рисовал бога Осириса, то традиция требовала, чтобы тело бога было нарисовано зеленым цветом, символизирующим возрождение. Тот факт, что они так быстро смогли воспользоваться представившейся им возможностью, свидетельствует гибкости египтян и их творческом подходе к живописи и скульптуре. Хотя мы и указали на ограниченность египетского искусства, египетские художники до некоторой степени были художниками современном понимании этого слова, точно так же, как наши современные художники просто обязаны быть еще и ремесленниками. Поэтому было бы глупо считать египетского художника всего лишь очень искусным и опытным ремесленником.

Египетский художник был частью общества, котором жил, он был полностью погружен него. И зритель, решивший непредвзято взглянуть на его работы, убедится его таланте и мастерстве. Судьба крестьянина всегда была тяжелой, но, кажется, не тяжелее того, что он мог вынести. В то же время он мог иметь клочок земли и собственность и стать посвоему зажиточным. Он занимал отведенное ему мире место и знал, чего ожидают от него царь и боги. Обязанностью каждого человека начиная от самого знатного и заканчивая рядовым было всеми силами сохранять божественный порядок человеческого общества. Осирис был убит своим завистливым братом, который сделал это вместе с 72 помощниками. Однако верная жена Осириса Исида узнала об этом Библосе, Сирии что наводит на мысль Таммузе, ближневосточном боге вегетации, и вернула его Египет.

Однако терпеливая Исида не отступила, разыскала каждый кусочек его тела и захоронила каждый фрагмент именно там, где нашла. Таким образом, практически все крупные города и храмы Египта могли похвастаться тем, что их распоряжении находятся останки бога. Исида, чудесным образом забеременевшая от своего покойного мужа, родила сына Гора. Проводились религиозные праздники, и крестьяне с трепетом наблюдали за тем, как начинали прорастать маленькие глиняные фигурки бога Осириса, которые предварительно поместили семена и как следует полили. Крестьяне ждали соблаговолит ли бог снова воскреснуть и этом году?. Но даже тогда крестьянин обычно был полном порядке, поскольку у него имелся запас накопленного за несколько лет зерна. В изумительной скальной гробнице принца Пахери ЭльКабе на фреске изображены крестьяне Первой династии во время пахоты. То, что дошло до нас после многочисленных разгромов и переворотов, пережитых Древним Египтом, действительно поражает даже своем настоящем виде многочисленностью, разнообразием, грандиозностью. Историков культуры и исследователей памятников искусств больше, чем египтологов.

В то время как вавилонская литература нашла себе собирателя лице просвещенного Ашшурбанипала, остатки библиотеки которого дошли до нас, до сих пор питают ассириологов и обусловили сравнительную обозримость письменности переднеазиатского Двуречья, литература Древнего Египта делалась и делается нам доступной постепенно, разбросана по музеям, еще не вполне упорядочена, издана и описана. Литература Древнего Египта с этой стороны представляет несколько иную картину. Мы можем проследить на некоторых родах древнеегипетской письменности целую цепь сменявших друг друга произведений, может быть, весьма близких по духу, но все же, несомненно, отражавших историческую эпоху, которую они возникли. Знакомство с этой богатой письменностью имеет большую важность для историка культуры, какая бы отрасль последней ни составляла предмет его научных интересов. Египтология с самого своего рождения стремится сделать этот необъятный литературный материал доступным для изучения.

Экспедиции и поиски Египте как отдельных ученых например, Дюмихена, Голенищева, так и музеев и ученых обществ до сих пор обогащают непрерывно наш материал, то время как специальные журналы печатают литературные тексты Древнего Египта и содержат работы по их истолкованию. Усовершенствованные технические способы воспроизведения памятников сделали возможным появление более точных копий и критических изданий текстов. Начинаются попытки обработки отдельных родов древнеегипетской литературы. Все эти и подобные работы значительной степени подготавливают общий труд по истории древнеегипетской литературы. Итак, материал, подлежащий нашему рассмотрению и изучению, крайне разбросан, разнороден, значительной своей частью даже не приведен известность и лежит общественных и частных музеях, иногда даже виде неразвернутых папирусов.

Таких литературных и полулитературных памятников немало, к числу их относятся все так называемые исторические надписи, надписи гробницах и на статуях царей и частных лиц, если они не заупокойного или специально религиозного содержания Конечно, и из Древнего Египта дошло много текстов, прошедших через века и обнаруживающих ошибки, объясняемые простым непониманием древнего языка, с ними приходится обращаться так же, как мы привыкли поступать с древними авторами, и иногда наш материал позволяет нам установить более или менее правильный текст. Слово Божие было у них техническим термином для иероглифического письма и для понятия словесности, письменный прибор сам по себе имел священное значение и считался почемуто останками Осириса. Писец Эннана, окончив копию известной сказки двух братьях, произведения, имеющего мало общего с храмами, всетаки пишет Кто будет возражать против этой книги, да будет Тот ему врагом!. Десять книг, касающихся культа их богов и древнеегипетского благочестия относительно каждений, начатков, песнопений, молитв, процессий, праздников. Таков первый опыт обзора литературы Древнего Египта, поскольку она стояла связи с храмами. Здесь мы находим только небольшую часть собственно богословского содержания канон 42 книг включена и вся ученая и частью юридическая литература, очевидно, также признававшаяся священной. Земля тогда была еще во мраке, и луна осветила своими лучами книгу во всем ее объеме. Точно так же и 64я глава Книги мертвых была найдена Гермополе храме у ног великого бога Тота, написанной на кирпиче нечто подобное рассказывалось и 130й главе.

Таким образом, и здесь древнеегипетская книга географического содержания представляется как откровение, облекается таинственную чудодейственную форму и упоминается как часть храмовой библиотеки. Равным образом сложная бюрократическая машина и канцелярщина требовали армии секретарей и писцов. Скорее можно предполагать, что тех случаях, когда клали могилу школьные тетради, нередко играло роль желание отделаться этим менее ценным материалом, чтобы приберечь настоящие книги для живых. Теория и систематика родились не на Востоке, опыт и наблюдения были чужды Древнему Египту едва ли не большей степени, чем другим областям восточного мира, а потому до самого последнего времени здесь переписывались старые медицинские рецепты, неточные арифметические задачи, поверхностные и приблизительные геометрические выкладки.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru