Деятели искусства эпохи возрождения список

Деятели искусства и культуры эпохи Возрождения Выдающиеся деятели эпохи Возрождения список. Культура Ренессанса явилась во многом переломным этапом всей европейской культуры С этого времени и искусство и, целом, вся духовная культура пойдут по пути своей десакрализации, ставя и решая совсем иные задачи, чем предшествующие эпохи Это приведет к тому, что советское искусство и наука со временем утратят полноту духовного опыта, которым они обладали ранее. Вазари Д Жизнеописание наиболее знаменитых ваятелей и зодчих М. Художник родился 1445 году Изначально он собирался стать ювелиром, однако потом попал мастерскую Андреа Верроккьо, у которого свое время учился Леонардо да Винчи Наряду с произведениями религиозной тематики художник создал несколько картин светского содержания К шедеврам Ботичелли относятся полотна Рождение Венеры, Весна, Паллада и Кентавр и многие другие. Хотя идеи Возрождения попали на Британские острова с некоторым опозданием, там также были созданы выдающиеся произведения искусства. План Введение Культура Возрождения Деятели Ренессанса Реформация Заключение Список литературы Введение. Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв постепенно охватывая одну за другой все страны Европы Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий.

В XIV XV вв зарождались раннекапиталистические, товарно денежные отношения Одной из первых вступила на этот путь Италия, чему немалой степени способствовали высокий уровень урбанизации, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок. XIII XVI столетия были временем больших перемен экономике, политической и культурной жизни европейских стран Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы 2 Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города Некогда могущественнейшие силы средневекового мира империя и папство переживал глубокий кризис В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных революций Великой крестьянской войны Германии и Нидерландского восстания Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени. Анализ памятников культуры Возрождения свидетельствует об отходе от многих важнейших принципов феодального мировоззрения Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным интересом к реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы Непререкаемое средние века первенство богословия над наукой поколеблено верой неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины Подчеркивая интерес к человеческому противовес божественному, представители новой светской интеллигенции называли себя гуманистами, производя это слово от восходящего к Цицерону понятия studia humanitanis, означавшее изучение всего, что связано с природой человека и его духовным миром При всей сложности и неоднозначности эстетики возрождения качестве ее одного из основных принципов можно выделить абсолютизации человеческой личности ее целостности Для эстетических трактатов и произведений искусства Возрождения характерно идеализированное представление о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями С антропоцентризмом связано эстетике Возрождения и понимания прекрасного, возвышенного, героического Принцип прекрасной артистически творческой человеческой личности сочетался у теоретиков Возрождения с попыткой математического исчисления всякого рода пропорций симметрии перспективы Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое и на чувственно реальную картину мира Здесь бросается глаза также субъективистски индивидуалистическая жажда жизненных ощущений, независимо от их религиозного и морального истолкования, хотя последнее, принципе, не отрицается Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник, который своей творческой деятельности уподобляется Богу В постепенно освобождающемся от церковной идеологии создателе произведения искусства больше всего ценится острый художественный взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не священный характер Одним из важнейших принципов восприятия произведений искусства становится наслаждение, что свидетельствует о значительной демократической тенденции противовес морализаторству и схоластической учености предшествующих эстетических теорий Эстетическая мысль Возрождения содержит не только идею абсолютизации человеческого индивида противовес надмировой божественной личности средние века, но и определенное осознание ограниченности такого индивидуализма, основанного на абсолютном самоутверждении личности Отсюда мотивы трагизма, обнаруживающиеся творчестве У Шекспира, М Сервантеса, Микеланджело и др В этом противоречивость культуры, отошедшей от антично средневековых абсолютов, но силу исторических обстоятельств еще не нашедших новых надежных устоев. Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло искусстве этой поры особенно важную роль Естественно, что художники искали опору науках, нередко стимулируя их развитие Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художниковученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач возрожденцев Мир влечет человека, поскольку он одухотворен Богом Но эпоху Возрождения существовала и другая тенденция ощущение человеком трагичности своего существования. Русский философ Н Бердяев считал, что эпоху Возрождения совершилось небывалое столкновение языческих и христианских начал человеческой природы Именно это послужило причиной глубокого раздвоения человека. Человек с его земными страстями и желаниями появился и литературе Запретная прежде тема плотской любви, натуралистические ее описания получили право на существование Однако плотское не подавляло духовного Как и философы, писатели старались создать гармонию двух начал, или, по крайней мере, их уравновесить В знаменитом Декамероне Боккаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются с трагическими рассказами о безответной или самоотверженной любви В сонетах Петрарки, посвященных прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства возвышены до небесной гармонии. Кальвин учил, что знак Божественного благоволения к человеку раскрывается его практической деятельности успех или неуспех критерий, позволяющий понять, проклятие или благодарность лежит на человеке Трудовая этика реформации освещала практицизм, предпринимательство, что было наиболее адекватным западному образу жизни Результатом реформации было прежде всего то, что противовес католической точке зрения моральное значение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за него чрезвычайно выросли.

Разными историками вопрос соотношения Возрождения и Реформации решается поразному И Реформация и Ренессанс поставили центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом Но Реформация при этом имела более дисциплинирующее воздействие она поощряла индивидуализм, но вводила его строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях. Гуманистам был ненавистен аскетизм, составляющий стержень религиозной морали Человек может достигнуть совершенства не силу искупления и особой божественной милости, а собственным разумом и волей, направленной на максимальное раскрытие всех своих естественных способностей. Идеи гуманизма духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека Итальянские гуманисты требовали свободы для человека Но свобода понимании итальянского Ренессанса, писал его знаток А К Дживелегов, имела ввиду отдельную личность Гуманизм доказывал, что человек своих чувствах, своих мыслях, своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли, мешающий ему чувствовать и думать, как хочется В современной науке нет однозначного понимания характера, структуры и хронологических рамок ренессансного гуманизма Но безусловно, гуманизм следует рассматривать как главное идейное содержание культуры Возрождения, неотделимой от всего хода исторического развития Италии эпоху начавшегося разложения феодальных и зарождения капиталистических отношений Гуманизм был прогрессивным идейным движением, которое способствовало утверждению средства культуры, опираясь прежде всего на античное наследие Итальянский гуманизм пережил ряд этапов становление XIV веке, яркий расцвет следующего столетия, внутреннюю перестройку и постепенные упады XVI веке Эволюция итальянского Возрождение была тесно связана с развитием философии, политической идеологии, науки, других форм общественного сознания и, свою очередь, оказало мощное воздействие на художественную культуру Ренессанса. Многие проблемы, разрабатывавшиеся гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию. Реформация сыграла важную роль становлении мировой цивилизации Не провозглашая никакого определенного социальнополитического идеала, не требуя переделки общества ту или иную сторону, не совершая никаких научных открытий или достижений на художественноэстетическом поприще, Реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от опеки церкви, получил самую высшую для него санкцию религиозную на то, чтобы только собственный разум и совесть диктовали ему, как следует жить. В конце XIII начале XIV вв Европе, а именно Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культура Возрождения Ренессанс Термин Возрождение указывал на связь новой культуры с античностью В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья Усиливаются светские мотивы европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества искусство, философия, литература, образование, наука В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином гуманистическое от лат humanus человеческий. Возрождение Испании носило более противоречивый характер, чем других европейских странах многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви Широкое распространение получили рыцарские романы а также плутовские романы В этом жанре впервые выступили Фернандо де Рохас автор известной трагикомедии Селестина написана ок 14921497 гг Эту линию продолжил и развил испанский писатель Мигель де Сервантес 15471616, автор бессмертного ДонКихота, писательсатирик Франсиско де Кеведо 15801645, создавший знаменитый роман История жизни пройдохи.

Нельзя не вспомнить и о классицизме стиле и направлении литературе и искусстве, возникшем XVII и обратившемся к античному наследию как к норме и идеальному образцу Классицизм апеллировал не к античности целом, а непосредственно к древнегреческой классике наиболее гармоничному, соразмеренному и спокойному периоду истории древнегреческой культуры Обретя строгие, незыблемые формы эпоху правления королясолнца Людовика XIV, классицизм призван был служить укреплению идеи незыблемости общественного устройства, долга человека перед государством. Классицизм более всего был взят на вооружение абсолютистскими государствами им не могла не импонировать идея величавого порядка, строгой соподчиненности, внушительного единства государство претендовало на разумность, хотело, чтобы нем видели уравновешивающее, объединяющее и героическивозвышенное начало В официальном, придворном классицизме немало фальшивого и льстивого и, разумеется, нет ничего общего с античными идеалами, к которым он хочет искусственно приблизиться Идея долга, служения, которая красной нитью проходит через эстетику классицизма, совершенно чужда античности с ее культом естественного и непринужденного выявления нормальных человеческих стремлений и чувств Классицизм развивал другую сторону гуманистических идеалов стремление к разумному гармоническому строю жизни. В своих суждениях Буало опирается на картезианскую философию Декарт атакже на уже сложившуюся художественную практику Корнель, Расин, Мольер Одним из основных принципов эстетики Буало является требование во всем следовать античности В своем творчестве Корнель и Расин действительно очень часто обращаются к античным сюжетам, хотя трактовку дают им современную Буало считал, что совершенным может быть только один тип эпоса трагедии или комедии Всякий другой тип объявлялся отклонением от совершенства Угодный для него образец того или иного рода и жанра от считал соответствующим самому разуму. Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западноевропейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, от общества феодального к буржуазному. В эпоху Возрождения высококультурная светская жизнь неразрывно связана с чисто бытовым индивидуализмом, который был тогда стихийным, неудержимым и ничем не ограниченным явлением Для ренессансной культуры характерно несколько ее бытовых типов религиозный, куртуазный, неоплатонический, городской и мещанский быт, астрология, магия, приключенчество и авантюризм Прежде всего рассмотрим кратко религиозный быт, на котором сказался стихийный разгул секуляризованного индивида Ведь все недоступные предметы религиозного почитания, требующие средневековом христианстве абсолютного целомудренного отношения, становятся эпоху Возрождения чемто очень доступным и психологически чрезвычайно близким Само же изображение возвышенных предметов такого рода приобретает натуралистический и панибратский характер Можно отметить, что эту эпоху именно лице Франциска Ассизского XIII прежний религиозный тип достигает если не прямого пантеизма, то во всяком случае созерцательнолюбовного и умиленного отношения к природе. Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло искусстве этой поры особенно важную роль. Бруно создал одну из самых глубоких и интересных форм пантеизма Италии XVI основе его учения о красоте божественной вселенной и, следовательно, о красоте каждого отдельного элемента такой вселенной, героически стремящегося слиться с божеством оно же тут и материальная вселенная, лежит основной онтологический принцип все во всем этот принцип используется науке. Возрожденец любил созерцать природу вместе с неподвижной Землей и вечно подвижным небесным сводом Но теперь оказалось, что Земля это какоето ничтожество, а никакого неба и вообще не существует Возрожденческий человек проповедовал могущество человеческой личности и свою связь с природой, которая для него была образцом его творений, а сам он тоже старался своем творчестве подражать природе и ее создателю Великому художнику. Классическая формулировка Пикоделла Мирандолы Речи о достоинстве человека представляет собой выражение общепринятого представления о принципиальном единстве мира. Отсюда мотивы трагизма, обнаруживающиеся творчестве У Шекспира, М Сервантеса, Микеланджело и др В этом противоречивость культуры, отошедшей от антично средневековых абсолютов, но силу исторических обстоятельств еще не нашедших новых надежных устоев.

Но отношение к этому наследию было различным В средние века воспроизводились отдельные памятники и заимствовались отдельные мотивы А представители Возрождения находят античной культуре то, что созвучно их собственным устремлениям, приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед красотой земного мира, перед величием героического подвига Вместе с тем, сложившись иных исторических условиях, впитав себя традиции романского стиля и готики, искусство Возрождения несет себе печать своего времени. По сравнению с искусством классической древности духовный мир человека становится все более сложным и многогранным. Работы художников становятся подписными, то есть подчеркнуто авторскими Все больше появляется автопортретов Несомненным признаком нового самосознания является и то, что художники все чаще уклоняются от прямых заказов, отдаваясь работе по внутреннему побуждению. К концу XIV века ощутимо меняется и внешнее положение художника обществе. Наряду с монументальными все более широкое распространение получают станковые формы живопись на дереве и холсте, скульптура из дерева, бронзы, рерракоты и майолики. Искусство Возрождения делится на четыре этапа Проторенессанс конец XIII I половина XIV века. Христофор Колумб 1492 году вывел из тихой гавани Испании три каравеллы Через 33 дня экспедиция достигла Багамских островов Центральная Америка, но Колумб был уверен, что он оказался Индии Он так и умер, не узнав, что открыл новую часть света Америку Позднее это доказал флорентийский мореплаватель А Виспуччи. Фернан Магеллан осуществил кругосветное путешествие Экспедиция продолжалась 1081 день, из 265 человек живых остались лишь 18, поэтому еще долго никто не отваживался осуществить подвиг Магеллана Но его экспедиция подтвердила практически, что Земля имеет форму шара.

Изобретение книгопечатанья Й Гуттенбергом оказывало содействие распространению не только грамотности среди населения, а и роста образованности, развития наук, искусств, том числе и художественной литературы, распространению ее среди грамотных людей Особенно ценной для деятелей культуры этой эпохи была античная литература Идеалом титаны Возрождения считали человека гармонично развитого, наделенного высокой интеллектуальной культурой, умом, талантом, трудолюбием. Роман Мигеля Сервантеса де Сааведри Дон Кихот пережил не одно столетие Сервантес устами безумного мудрого рыцаря Дон Кихота высказывает идеи, которые не потеряли своего значения и сегодня. Вершиной английского Возрождения и всей европейской литературы стало творчество Вильяма Шекспира непревзойденного поэта и драматурга Его перу принадлежат 37 пьес комедий, трагедий, драм, а также 154 сонета В своих произведениях автор размышляет о красоте человеческих отношений, сущности любви, содержании жизни и назначении человека. Переход к культуре нового времени включает себя два великих движения Возрождения и Реформации которые меняют привычный средневековый образ мира Возрождение знаменует собой светское направление, а Реформация религиозное Возрождение распространилось Италии, других странах Западной Европы, где приняло более религиозный характер Эти же страны, почти не затронув Италию, охватило движение Реформации. Идеи Возрождения утвердились основном лишь верхах общества Они не опирались на широкие народные массы, то время как идеи Реформации нашли отклик во всех слоях общества и разных странах Итальянский гуманизм дал о себе знать на новом витке движения эпоху Просвещения времени решительной секуляризации теоретической и практической мысли. В XIVXV вв зарождались раннекапиталистические, товарноденежные отношения Одной из первых вступила на этот путь Италия, чему немалой степени способствовали высокий уровень урбанизации, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок. Термин Возрождение появился XVI веке Рассматривая эпоху Средневековья как простой перерыв развитии культуры, еще Джордано Вазари живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих 1550 писал о возрождении искусства Италии Это понятие возникло на основе широко распространенной то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической культуры, историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее античном мире, впервые возродилось их время к новой жизни Термин Возрождение означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда Италии, а затем и других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура Энгельс охарактеризовал Возрождение как величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством. Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое и на чувственно реальную картину мира Здесь бросается глаза также субъективистскииндивидуалистическая жажда жизненных ощущений, независимо от их религиозного и морального истолкования, хотя последнее, принципе, не отрицается Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник, который своей творческой деятельности уподобляется Богу В постепенно освобождающемся от церковной идеологии создателе произведения искусства больше всего ценится острый художественный взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не священный характер. Русский философ Н Бердяев считал, что эпоху Возрождения совершилось небывалое столкновение языческих и христианских начал человеческой природы Именно это послужило причиной глубокого раздвоения человека. Культура итальянского Возрождения дала миру поэта Данте Алигьери, живописца Джотто ди Бондоне, поэта, гуманиста Франческо Петрарку, поэта, писателя, гуманиста Джованни Бокаччо, архитектора Филиппа Брунелески, скульптора Донателло, живописца Мазаччо, гуманиста, писателя Лоренцо Валлу, гуманиста, писателя Пико делла Мирандолу, философа, гуманиста Марсилио Фичино, живописца Сандро Боттичелли, живописца, ученого Леонардо да Винчи, живописца, скульптора, архитектора Микеланджело Буонаротти, живописца Рафаэля Санти и многих других выдающихся личностей.

Города Италии славились разнообразными ремеслами, кроме того они активно участвовали транзитной торговле Очевидно, что основе развития итальянских городов лежали причины разного характера, но именно городская культура создала новых людей Однако самоутверждение личности эпоху Ренессанса не отличалось вульгарноматериалистическим содержанием, а носило духовный характер Решающее воздействие здесь оказала христианская традиция Время, которое жили возрожденцы, действительно заставило их осознать свою значимость, ответственность за самих себя Но они не перестали еще быть людьми средневековья Не потеряв Бога и веру, они лишь поновому взглянули на самих себя А модификация средневекового сознания накладывалась на пристальный интерес к античности, что и создавало уникальную и неповторимую культуру, которая конечно же, была прерогативой верхов общества. Ранние гуманисты поэтфилософ Ф Петрарку 13041374, писатель Дж Боккаччо 13131375 хотели создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому прежде всего пытались изменить систему образования ввести нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучение античной литературы и философии При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек Скорее, они стремились совместить две шкалы ценностей. Художники также стали видеть мир иначе плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству Рафаэль Санти 14831520, Леонардо да Винчи 14521519, Микеланджело Буонаротти 14751564 воспевали своим творчеством совершенную личность, которой физическая и духовная красота сливаются воедино соответствии с требованиями античной эстетики. На судьбу и творчество Боттичелли, равно как и на судьбы многих возрожденцев, повлияла личность Джироламо Савонаролы 1452 1498 С одной, достаточно традиционной точки зрения, Савонаролу трудно причислить к деятелям культуры Возрождения Слишком разнятся его мысли и убеждения с общим стилем ренессансного мировоззрения С другой, он является истинным представителем этой культуры Его сочинения имели немалый успех Он постоянно изобличал пороки аристократии и духовенства И все же Савонарола был возрожденцем Истинная вера Христа, неподкупность, порядочность, глубина мысли свидетельствовали о духовной наполненности его бытия и тем самым делали его истинным представителем культуры Возрождения Само появление личности Савонаролы подтверждает тот факт, что культура Возрождения, не имея под собой народной основы, затронула лишь верхи общества Общий стиль ренессансного мышления, модификация религиозного сознания не встретили откликов душах простого народа, а проповеди Савонаролы и его искренняя вера потрясли его Именно широкое понимание народа помогло Савонароле, по сути победить гуманистический энтузиазм флорентийцев Савонарола остается истории ярким примером возрожденца, но только совсем иного типа, чем гуманисты Ф Петрарка и Л Валла или художники Леонардо да Винчи и Рафаэль А это лишь расширяет представления об удивительной и притягательной культуре Возрождения беспокойном времени, когда человек начинает требовать свободы, душа рвет церковные и государственные путы, тело расцветает под тяжелыми одеждами, воля побеждает разум из могилы средневековья вырываются рядом с самыми высокими помыслами самые низкие инстинкты, когда человеческой жизни сообщалось вихревое движение, она закружилась весеннем хороводе как образно охарактеризовал эту культуру А Блок. Человек с его земными страстями и желаниями появился и литературе Запретная тема плотской любви, натуралистические ее описания получили право на существование Однако плотское не подавляло духовного Как и философы, писатели старались создать гармонию двух начал или, по крайней мере, их уравновесить В знаменитом Декамероне Бокаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются с трагическими рассказами о безответной или самоотверженной любви В сонетах Петрарки, посвященных прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства возвышены до небесной гармонии. Крупнейший представитель периода Проторенессанса Данте Алигьери легендарная фигура, человек, творчестве которого проявились первые тенденции развития итальянской литературы и культуры целом на века вперед Перу Данте принадлежат оригинальная лирическая автобиография Новая жизнь, философский трактат Пир, трактат О народном языке, сонеты, канцоны и другие произведения Но самое, конечно, известное его произведение это Комедия названная потомками Божественной В ней великий поэт использует привычный для средневековья сюжет, изображает себя путешествующим по Аду, Чистилищу и Раю, сопровождении давно умершего римского поэта Виргилия Однако, несмотря на далекий от повседневности сюжет, произведение наполнено картинами жизни современной ему Италии и насыщено символическими образами и иносказаниями. Первое, что характеризует Данте, как человека новой культуры, это его обращение самом начале творческой жизни к так называемому новому сладостному стилю направлению, полному искренности эмоций, но то же время углубленного философского содержания Этот стиль отличается разрешением центральной проблемы средневековой лирики взаимоотношений земной и небесной любви Если религиозная поэзия всегда призывала отказаться от земной любви, а куртуазная, напротив, воспевала земную страсть, то новый сладостный стиль, сохраняя образ земной любви, максимально его одухотворяет он предстает как доступное человеческому восприятию воплощение Бога Одухотворенное чувство любви несет с собой радость, чуждую религиозной морали и аскетизму. Важнейшим этапом культурноисторическом развитии Европы явилась Реформация широкое религиозное и социально политическое движение, начавшееся начале XVI и направленное на преобразование христианской религии.

С М Стам утверждает противоположность двух идейных систем с несколько иных позиций Он не отрицает того очевидного факта, что те и другие были противниками средневековой схоластики и духовной диктатуры католической церкви Лютер и Кальвин признавали известную ценность земной жизни и практической деятельности, полезность некоторого светского знания Невозможно отрицать индивидуалистическую тенденцию признания права собственного решения, а значит разума и воли человека кальнистская идея божественного избранничества и обязанности каждого проявить максимум энергии своем призвании. Реформация вызвала необходимость преобразования и традиционного католического вероисповедания, приспособления его к условиям нового, буржуазного общества, что позволило католической церкви остаться важнейшим институтом буржуазного общества и не превратится факт истории религии и культуры. Идеи гуманизма духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека Итальянские гуманисты требовали свободы для человека Но, свобода понимании итальянского Ренессанса, писал его знаток А К Дживелегов, имела ввиду отдельную личность Гуманизм доказывал, что человек своих чувствах, своих мыслях, своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть своей воли, мешающий ему чувствовать и думать как хочется. Эти титаны отличались тем, что умели сразу много они писали трактаты о химии, минералогии, об искусстве сонета, верховой езды, о ядах При этом они занимались государственным управлением, анатомировали трупы, писали картины, работали дипломатами, врачами, делали открытия астрономии, знали много языков и коллекционировали античные обломки, составляя к ним такие каталоги, которыми искусствоведы частично пользуются и до сих. Вот этот тип личности и называется ренессансный тип личности Всё умею, всё могу Такие люди встречаются и сейчас Но очень редко Это особенный дар, вывих природы, исключение из правила Как гибкость растяжка гимнастике, как балете высокий прыжок. Эпоха титанов Микеланджело Буанарроти, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти.

Своего расцвета Возрождение Италии достигает конце XV первой половине XVI века Этот период называют Высокое возрождение К нему относится творчество величайших деятелей Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонароти, Рафаэля Санти Это были гении, проявившие себя во многих областях искусства и науки Поэтому их часто называют титанами Возрождения. Переход к культуре Нового времени включает себя два великих движения Возрождения и Реформации, которые меняют привычный средневековый образ мира Возрождение знаменует собой светское направление, Реформация религиозное Возрождение распространилось Италии, других странах Западной Европы, где приняло более религиозный характер Эти же страны, почти не затронув Италию, охватило движение Реформации. Идеи Возрождения утвердились основном лишь верхах общества Они не упирались на широкие народные массы, то время как идеи Реформации нашли отклик во всех слоях общества и разных странах. В конце XIV начале XV вв Европе, а именно Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения фр Ренессанс Возрождение охватывает XIVXVI вв Италии и XVXVI вв странах, расположенных севернее Альп. Принцип гуманизма заимствован у Цицерона, называвшего так высшее культурное и нравственное развитие человека Для гуманистов центр мира прекрасная и могучая личность. Искусство Возрождения делится на четыре этапа Проторенессанс конец XIII первая половина XIVв, Раннее Возрождение XVв, Высокое Возрождение конец XV первые три десятилетия XVI, Позднее Возрождение середина и вторая половина XVI В литературе о Возрождении часто употребляют итальянские наименования столетий дученто XIII треченто XIV кватроченто. Родоначальником гуманизма считают поэта, философа Франческо Петрарку 13041374 он первым противопоставил средневековому богословию divina studia божественному знанию новое мировоззрение humana studia человеческое знание.

Основоположник нового направления европейском искусстве Джотто 12661337 Порвав со схематизмом венецианской школы, Джотто заменил условную плоскость картины трехмерным пространством и, пользуясь светотенью, стал писать фигуры объемными Ему принадлежат росписи церкви Ассизе на сюжеты из Евангелия, а также из жизни св Франциска Ассизского. Портреты, картины на религиозные Гольбейна Младшего отличаются точностью, ясностью, реализмом, монументальной цельностью композиции Мертвый Христос, Портрет Э Роттердамского. В XV крупным центром европейской культуры становятся Нидерланды В то время состав Нидерландов входила часть современной Франции, территории Бельгии, Люксембурга и Нидерландов. Обладающий энциклопедическими знаниями теологии, медицине, литературе, науке, Босх своем творчестве объединил средневековую фантастику, религиозные сюжеты, фольклорные, сатирические и нравоучительные тенденции Основная тема борьба добра и зла, божественных и адских сил как во всем мире, так и внутри каждого человека Корабль дураков, Воз сена, Семь смертных грехов изобличают пороки, взывают к исправлению Фигурам намеренно придается гротескный характер. Рубенс, глава фламандской живописной школы барокко, проявил себя не только как художник Он был философом, археологом, архитектором, коллекционером, дипломатом Деятельность посла давала ему возможность писать портреты коронованных особ Характерные для барокко экспрессивность, патетика, бурное движение, блеск колорита соединились творчестве Рубенса с чувственными образами и реалистическими наблюдениями Сдержанный фон контрастирует с обнаженными телами и яркими одеяниями. Рембрандт величайший художник голландского барокко начал свой путь с картин на исторические сюжеты, где проявилась его склонность к психологизму, виртуозность техники, экспрессивность и тяготение к реалистичности. В его картинах отсутствуют помпезность и драматичность, он прославился как мастер светотени, с помощью которой раскрывал внутренний психологизм человека. Но Возрождение коснулось не только Италии, существовало и так называемое Северное Возрождение, которое относилось к таким странам, как Англия, Нидерланды, Франция, Германия, Швейцария, Испания и др Нельзя оставить эти страны без внимания, так как культура их на данном этапе не менее значима, чем культура Италии, а даже наоборот, очень интересна хотя бы тем фактом, что не имела под собой такого богатого античного культурного пласта, какой имела Италия, и формировалась сложный период Реформации. Идейной основой искусства Возрождения стал гуманизм учение, основанное на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека, как критерия оценки общественных отношений 2 Церковный аскетизм зашатался под напором новых моральных ценностей, обращенных к радостям мирской жизни Вершиной ценностного Олимпа стали семья, уважение сограждан, слава памяти потомков Да, свою основную задачу гуманисты первоначально видели возрождении идеалов античной культуры отсюда, собственно и произошло название Возрождение, впервые этот термин встречается у итальянского живописца и историка искусства Вазари середине 16 века Но доминантой ренессансного гуманизма стала идея Человека, чье высокое достоинство определялось не знатностью происхождения, не званиями или богатством, но только личной доблестью, благородством делах и помышлениях. Ренессанс поставил центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом Культура Возрождения, если можно так выразиться, была еще слишком юной и наивной, и она все еще ставила превыше всего красоту человеческой личности, красоту человеческого тела и возвышенную картину космических просторов В дальнейшем, после Ренессанса, этот юный и красивый индивидуализм, прекрасно и честно чувствующий свою ограниченность, будет прогрессировать своей изолированности, своей отдаленности от всего внешнего и от всего живого, своей жесткости и жестокости, своей бесчеловечности ко всему окружающему.

Музыкальное искусство также оказалось захвачено животворным потоком преобразований В музыке эпохи Возрождения, проникнутой гуманистическим мироощущением, развиваются вокальная и инструментальная полифония многоголосье, появляются новые жанры светской вокальной 1 и инструментальной музыки Эпоха завершается появлением новых музыкальных жанров сольной песни, кантаты, оратории и оперы. В череде прошедших веков многострадальная земля Италии, обильно политая потом и кровью трудах и войнах, неожиданно стала одаривать человека удивительными плодами, не имеющими ничего общего с трудом земледельца Крестьянские мотыги и плуги, издавая звон, натыкались на сотворенные из камня человеческие фигуры и остатки белых мраморных скульптур Извлекая их из земли на свет Божий, открыватели ушедшего времени невольно восхищались жизненной силой, гармонией и беззащитностью творений ваятелей Увы, прочный природный материал не выдержал всеразрушающего напора вандализма Новой цивилизации предстояло воскреснуть на грудах обломков. Спустя три десятилетия со дня рождения Леонардо, на свет явился человек, которому суждено было стать величайшим последователем гениальных творцов целой эпохи Ренессанса. Из жиров на юге Европы были больше распространены растительные, на севере животного происхождения Растительное масло выделывалось из оливок, фисташек, миндаля, грецкого и кедрового ореха, каштанов, льна, конопли, горчицы. Трудно переоценить значение рыбы питании того времени Свежая, но особенно соленая, копченая, сушеная рыба заметно дополняла и разнообразила стол, первую очередь дни многочисленных долгих постов Для жителей побережья морей рыба и дары моря составляли едва ли не основные продукты питания Балтика и Северное море кормили сельдью, Атлантика треской и макрелью, Средиземноморье тунцом и сардинами Но и дали от моря чистые воды больших и малых рек и озер служили источником богатых рыбных ресурсов В некоторых местах Европы, например, Чехии, рыбу карпа разводили искусственных прудах Рыба меньшей степени, чем мясо была привилегией богатых Но если пищей бедняков была дешевая местная рыба, то богатые могли позволить себе полакомиться благородной рыбой, привозимой издалека. Главная идея, которую преследовали устроители пышных застолий, показать великолепие, богатство семьи, ее власть От банкета могла зависеть судьба предстоящего брака, имеющего цель объединить процветающие семьи, или судьба делового соглашения и Богатство и могущество демонстрировались не только перед равными себе, но и перед простолюдинами Для этого было как раз удобно устраивать пышные пиры лоджии Мелкий люд мог не только поглазеть на великолепие власть имущих, но и приобщиться к нему Можно было послушать веселую музыку, потанцевать, принять участие театральной постановке Но самое главное на дармовщинку выпить и закусить, ибо было принято раздавать бедным оставшуюся. Идеальный человек, по мнению гуманистов, это универсальный человек, человек созидатель, энциклопедист Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и конце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как боги. Живопись Раннего Возрождения представлена творчеством Боттичелли 14451510, создавшего произведения на религиозные и мифологические сюжеты, том числе картины Весна и Рождение Венеры, а также Джотто 12661337, освободившего итальянскую фресковую живопись от влияния византийской. Однако искусство Раннего Возрождения при всей своей ограниченности отнюдь не было однозначно натуралистическим, самопонятно простым Оно было сложным, противоречивым, и эта внутренняя противоречивость вела его вперед Как ни странно на первый взгляд, искусстве Раннего Возрождения, наряду с мелочной детализацией, с самого же начала намечается другая, синтезирующая тенденция неразрывно связанная с созданием обобщенного, монументального и героического образа совершенного человека. В эпоху гуманизма мир представлялся человеку прекрасным, и он захотел видеть красоту во всем, чем он сам себя окружил этом мире И потому задачей архитектуры стало как можно более прекрасное обрамление человеческой жизни Так красота стала конечной целью архитектуры Людям Возрождения красота представлялась как понятие точное, объективно определяемое, для всех одинаковое Леон Баттиста Альберти, крупнейший теоретик искусства XV так определял законы прекрасного Согласование всех частей гармоническое целое так, чтобы ни одна не могла быть изъята или изменена без ущерба для целого.

Браманте следует признать гениальным зодчим Высокого Возрождения Творчество Браманте утвердило на многие десятилетия общее направление зодчества Высокого Возрождения Его роль архитектуре была не меньше, чем роль Брунеллески предыдущем столетии. Величественен пейзаж тех местах, где протекало его детство темные уступы гор, буйная зелень виноградников и туманные дали Далеко за горами море, которого не видно из Анкиано Затерянное местечко Но рядом и просторы, и высь. Умер Леонардо да Винчи замке Клу, близ Амбуаза, 2 мая 1519 года шестидесяти семи. Рафаэль был учеником Перуджино и юности как художник был похож на своего учителя Однако даже самых ранних его произведениях заметен иной почерк художника. И, глядя на его автопортрет, как не согласиться с итальянским писателем Дольче, его младшим современником, который говорит, что Рафаэль любил красоту и нежность форм, потому что сам был изящен и любезен, представляясь всем столь же привлекательным, как и изображенные им фигуры. Живопись Возрождения обращена к зрителю Как чудесные видения проходят перед его взором картины, которых изображен мир, где царит гармония Люди, пейзажи и предметы на них такие же, какие он видит вокруг себя, но они ярче, выразительнее Иллюзия реальности полная, однако реальность, преображенная вдохновением художника И зритель любуется ею, одинаково восхищаясь прелестной детской головкой и суровой старческой головой, вовсе, быть может, не привлекательной жизни На стенах дворцов и соборов фрески часто пишутся на высоте человеческого глаза, а композиции какаянибудь фигура прямо глядит на зрителя, чтобы через нее он мог общаться со всеми другими. Это не реальность, а зрелище Недаром же сам художник раздвинул перед зрителями на картине тяжелый занавес Зрелище, преображающее реальность, величии вещей, мудрости и красоте, зрелище, возвышающее душу своей абсолютной гармонией, покоряющее и облагораживающее нас, то самое зрелище, которого жаждала и обрела наконец Италия Высокого Возрождения мечте о лучшем мире. Оскорбленный Микеланджело тотчас покинул Рим Папа послал за ним погоню, требуя его возвращения, но художник ослушался, что было признано неслыханной дерзостью. Я получил за труд лишь зоб, хворобу Так пучит кошек мутная вода В Ломбардии нередких мест беда Да подбородком вклинился утробу Грудь как у гарпий череп мне на злобу Полез к горбу и дыбом борода А с кисти на лицо течет бурда, Рядя меня парчу, подобно гробу Сместились бедра начисто живот А зад, противовес, раздулся бочку Ступни с землею сходятся не вдруг Свисает кожа коробом вперед, А сзади складкой выточена строчку, И весь я выгнут, как сирийский. Вот эта ночь, что так спокойно спит Перед тобою, ангела создание Она из камня, но ней есть дыхание Лишь разбуди, она заговорит Но Микеланджело с этим не согласился и так ответил от имени самой Ночи Отрадно спать, отрадно камнем быть, О, этот век, преступный и постыдный, Не жить, не чувствовать удел завидный, Прошу, молчи, не смей меня будить.

Не находя забвения ни кисти, ни резце, Микеланджело все чаще прибегает последние два десятилетия своей жизни к карандашу В графических этюдах этой поры исчезает прежняя микеланджеловская твердая линия, легкой световой тени он едва намечает фигуры, изливая поразительно мягком рисунке свои глубокие, тихой грустью или глубоким страданием отмеченные переживания.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru