Бог на месопотамия

Древние наблюдатели видели Месопотамии земной рай, не всегда сознавая, каким титаническим трудом здесь создавалось изобилие Текущие с гор Армении Тигр и Евфрат с их многочисленными притоками переполнялись весною талыми водами и превращали низины сплошное болото Требовались постоянные усилия, чтобы отводить излишние воды каналы, очищать русла каналов от ила Зато урожай на поливных землях был фантастически велик Кроме воды и почвы Месопотамия не имела природных богатств, какими обладали соседние страны Ни камня, ни леса, ни металлов Жилища приходилось строить из глины и тростника, используя обожженные на солнце кирпичи Нефть, которой славится современная Месопотамия, была известна самые отдаленные времена Но применение ее древности было ограниченным. Асарлухи неизв шумерское время сын Энки, покровитель магии и медицины Вавилонии слился с Мардуком. Дамкина шум damgina истинная супруга или damgalnunna великая супруга Властителя супруга Энки. Нуску неизв шумерское божество, администратор храма Нинурты Ниппуре. Эннуги возможно, шум ennugi4 господин Страны без возврата божество Подземного мира. Эрра неизв одно из имен Нергала божество чумы, убийства и разрушений.

Игалима и Шульшагана близнецы Нингирсу и Бау, богипокровители правителей Лагаша. Лугальгирра и Месламтаэа близнецы, боги одоименного созвездия и стражи солнечного пути как течение суток, так и течение года, защитники от демонов Отождествлялись с Сином и Нергалом. Black J Green A Gods, Demons and Symbols of Ancient Mesopotamia An Illustrated Dictionary London Edzard D O in Haussig H W W 246rterbuch der Mythologie Stuttgart, 1965 Selz G J Untersuchungen zur Gotterwelt des altsumerischen Stadtstaates von Lagasch Philadelphia Миф об Адапе аккадский Адапа рыбак и мудрец поломал крылья Южному ветру, когда тот напал на него Ветер пожаловался Ану и верховный бог призвал Адапу для разбирательства Эа дал мудрецу совет облачиться траур и ничего не есть у небесного бога Встретив на небесах Думмузи и Гишзиду, Адапа сказал, что одел траур ради них Растроганные боги заступились за него перед Ану Небесный бог предложил Адапе пищу и воду жизни, Тот, наученный Эа и полагавший, что это смерть, отказался Так Адапа остался смертным и вернулся на землю. Тешуб, бог грозы, почитаемый во всей Малой Азии В текстах хеттской мифологии говорится о том, как грозный Тешуб победил отца богов Кумарби Кумарби родил сынамстителя Улликумме, призванного вернуть ему власть сотворенный из диорита и выросший до огромных размеров на спине гиганта Упеллури, он был так велик, что, пытаясь рассмотреть его, Тешуб поднялся на вершину высокой горы, а увидев чудовище, пришел ужас и призвал богов на помощь. Уту день, сияющий, светлый, шумерской мифологии солнечный бог, сын бога луны Нанны, брат Инанны Иштар В ежедневном странствии по небу УтуШамаш вечером скрывался подземном мире, ночью принося мертвецам свет, питье и еду, а утром снова выходил изза гор, причем выход ему открывали два богастража Уту почитали и как судью, хранителя справедливости и истины. Гильгамеш, шумерской и аккадской мифологии герой, чьим прототипом послужил один из правителей Урука Песнь о Гильгамеше, эпическое произведение о его подвигах, была записана на табличках 4000 лет назад Гильгамеш на две трети бог, на одну человек Он вел такой образ жизни, что обитатели Урука обратились к богам, чтобы те вразумили своенравного и буйного Гильгамеша В ответ боги создали Энкиду, который, хотя и оказался еще более воинственным и распутным, стал другом Гильгамеша Однажды боги повелели герою отправиться на битву с Хумбабой, или Хувавой, ужасным лесным чудовищем Гильгамеш вызвал многорукого и многоногого стража горного леса на бой и копье верного Энкиду нанесло ему смертельный удар Друзья сражались со свирепым быком, насланным на Урук богиней Иштар, чью любовь отверг Гильгамеш. Древние наблюдатели видели Месопотамии земной рай, не всегда сознавая, каким титаническим трудом здесь создавалось изобилие Текущие с гор Армении Тигр и Евфрат с их многочисленными притоками переполнялись весною талыми водами и превращали низины сплошное болото Требовались постоянные усилия, чтобы отводить излишние воды каналы, очищать русла каналов от ила Зато урожай на поливных землях был фантастически велик Кроме воды и почвы Месопотамия не имела природных богатств, какими обладали соседние страны Ни камня, ни леса, ни металлов Жилища приходилось строить из глины и тростника, используя обожженные на солнце кирпичи Нефть, которой славится современная Месопотамия, была известна самые отдаленные времена Но применение ее древности было ограниченным. Гильгамеш первый из этих героев не только по времени, но по гуманистической мотивировке поставленной им перед собой цели Он совершает немыслимое путешествие страну, откуда нет возврата, подземный мир, ради своего побратима и друга Энкиду В союзе Гильгамеша и Энкиду впервые выражена идея, которая впоследствии будет без конца разрабатываться поэтами и философами, идея противоположности естественного состояния человечества и прогресса Гильгамеш человек городской цивилизации, уже самые ранние эпохи враждебной миру природы Гильгамеш испорчен преимуществами своего происхождения на две трети бог и на одну треть человек, своей властью, дающей ему возможность осуществлять произвол над подданными Энкиду дитя природы, естественный человек, не знающий ни благ, ни зла цивилизации В схватке между Гильгамешем и Энкиду нет победителя герои равны физической силой, но Энкиду одерживает моральную победу над Гильгамешем Он уводит его из города степь, выпрямляет характер, очищает душу. Наблюдения над окружающим миром не оставляли у месопотамцев сомнений том, что во Вселенной действуют силы двух совершенно разных порядков 1 рутинные, достаточно хорошо известные 2 неизмеримо более таинственные и непредсказуемые высшие силы, невероятные по мощи и масштабам действия на людей и мир Главными носителями высших сил Месопотамии, как и других странах древности, считались особые существа боги или духи, наделенные разумом, волей и рядом уникальных характеристик, отличающих их от всех остальных объектов мира Это и фактическое бессмертие, и способность принимать вещественные воплощения или обходиться без них, и способность одновременно пребывать наблюдаемом временнопространственном измерении и вне его, находиться и действовать сразу во многих точках пространственновременного континуума, и невероятное могущество и осведомленность Любое соприкосновение с силами такого рода, учитывая их непредсказуемость и мощь, было для людей необычайно рискованным Поэтому все ситуации, чреватые подобным соприкосновением, необходимо было окружать множеством ритуальных запретов и предписаний.

Бог на месопотамия

Мир богов моделировался по образу и подобию мира людей нем были свои владыки и подданные, движимые примерно теми же мотивами и ценностями, что и люди В частности, шумероаккадский пантеон возглавлялся как почти по всей Западной Евразии двумя богами высший небесный космовладыка Ан Небо, пребывающий вечном покое вдали от мира, и его сын наместник Энлиль Господин дыхания воздуха, космоустроитель, который и осуществляет собственно управление делами Вселенной аналогичные роли играли Ил Отцовский и Ил у западных семитов, бог неба и бог грома у ранних индоевропейцев Нельзя не угадать здесь отражение распространенной первобытности практики раздела полномочий между сакральным и военным вождями человеческого сообщества. Центрами столь многообразного общения с богами были храмы городских боговпокровителей многие из них одновременно играли важную специфическую роль общемесопотамском пантеоне На загробный мир месопотамцы смотрели без всяких надежд что бы они ни делали, там всех ожидала одна, и очень плохая, судьба по выражению И С Клочкова, жалкое прозябание, принципиально лишенное каких бы то ни было радостей За пределами земной жизни заботиться людям было не о. Если вспомнить историю, то можно заметить, что многие народы считали своими богами покровителей пресных и морских вод Например, древнегреческий бог воды Посейдон, согласно мифам древних эллинов, входил тройку главных боговолимпийцев, наравне с Зевсом и Аидом Только отличие от Эа, он обладал буйным нравом, гневливостью и вспыльчивостью Бог воды шумеров добр к другим покровителям и снисходителен к людям. Ану верховный бог неба, правит на небесах и никогда не спускается на землю, является одним из трех главнейших покровителей древнего Междуречья, наряду с Энлилем и Эа Кроме этого, он считается символом высшей власти Согласно одному древнешумерскому мифу, боги Междуречья однажды решили заставить Ану поделиться своей мощью В ответ он создал семь злых демонов и наслал тьму на бога Луны, результате чего небесное тело попало плен и освободилось только благодаря вмешательству всесильного и доброго. УтуШамаш В аккадской мифологии Шамаш, шумерской мифологии ему соответствует Уту Хранитель истины и справедливости, солнечный бог Изображался с лучами над головой и с серповидным ножом руке Каждый день он путешествовал по небу, а с наступлением ночи спускался подземное царство, даруя свет мертвецам. Эти 10 мелочей мужчина всегда замечает женщине Думаете, ваш мужчина ничего не смыслит женской психологии Это не так От взгляда любящего вас партнера не укроется ни единая мелочь И вот 10 вещей. Что форма носа может сказать о вашей личности Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком. Зерван, древнеиранской мифологии верховный бог, воплощение времени и судьбы Зерван мыслился как бесконечное время, существующее изначально Согласно мифам, Зерван был двуполым божеством долгие века он совершал жертвоприношения, вымаливая себе сына Ахурамазду, призванного сотворить мир Поскольку Зерван до конца не верил пользу жертвоприношений, от этих сомнений вместе с Ахурамаздой у него зародился и Ахриман, верховное божество зла Бог времени дал обет даровать власть над миром тому из них, кто первым появится на свет Ахурамазда предугадал мысли Зервана и поделился ими с Ахриманом, а тот, разорвав чрево отцаматери, родился преждевременно, причем назвал себя именем брата Увидев это отвратительное существо и распознав его неудержимое стремление ко злу, Зерван отверг свое порождение Однако когда родился прекрасный ликом Ахурамазда, бог вынужденно на 9000 лет уступил власть над миром Ахриману По прошествии этого срока на земле должен был воцариться Ахурамазда и исправить все содеянное духом зла Так ход борьбы добра и зла и все, что происходит этом мире, владении князя тьмы, том числе и жизнь человека, предопределены Зерваном. Мифология Месопотамии возникла особой географической и исторической среде Природная среда Междуречья не позаботилась о безопасности населения первых карликовых государств Их обитатели даже за высокими стенами городских укреплений ни на мгновение не могли избавиться от ощущения тревоги, порождаемой угрозой вторжения кочевников Чувства безысходности и неуверенности провоцировали как нерегулярные разливы Тигра и Евфрата, так и нашествия воинственных соседей, возглавляемых честолюбивыми, рвущимися к неограниченной власти предводителями номов Отсутствие стабильности, размеренности, помноженное на извечно переживаемое состояние тревожности, наложило свой отпечаток на восприятие божественного мира Представители мира богов не казались жителям Месопотамии всемогущими демиургами, грозными и непостижимыми сущностями Лишённые статичности и постоянства, суетливые и непредсказуемые, они не сливались с моделируемыми ими природными стихиями и, подобно людям, наделялись пороками и неблаговидными поступками Боги Месопотамии напоминали культурных героев, которые, словно хлопотливые правители нома, не столько заботились о законах существования Вселенной, то есть о вечности сохранения жизни, сколько посвящали свою деятельность административным и хозяйственным сиюминутным заботам Они принимали решения сообща, будто боясь возложить на себя дополнительную ответственность за состояние земли и космоса, поэтому люди, хотя и считали себя слугами богов, не всегда испытывали перед ними благоговейный душевный трепет Добиваясь почтительного отношения к себе, боги должны были постоянно воспитывать людей, внушая им страх перед неминуемыми случае ослушания стихийными бедствиями, грозящими истреблением человеческого рода Поэтому жители Шумера и Аккада находились состоянии ожидания катастроф, трагедий, пресечения жизни они не верили достижение бессмертия исключительного удела богов и с отчаянием воспринимали саму идею гармоничного решения проблемы судьбы души после смерти её хозяина. Между землёй и небесной частью океана находится небесная, или воздушная, сфера, которой плывут облака Небесная сфера идёт по небесной тверди, на которой живут боги, покоятся солнце, луна, планеты, звёзды За небесной твердью находится небесный океан Из него льётся дождь, когда отворяются окна небесные Сзади небесного фундамента, как за плотиной, воды небесного океана сливаются с водами земного океана Мировой океан Опускаясь океан, солнце через небесные ворота у горы захода входит подземный мир, где плывёт по океану ночью Утром оно восходит через особые ворота на востоке, у горы восхода.

Бог на месопотамия

В самой нижней сфере Мирового океана находится страна без возврата, царство Эр шкигаль, окружённое семью стенами с соответствующим числом ворот, разделённое семью концентрическими стенами на семь отделений Здесь бесы мучают души умерших. Ануннаки убеждают Энлиля, что богам надлежит сотворить человека из крови двух Ланга боговремесленников, которых они убьют для этой цели Участью человека на веки веков будет служение богам возделывание и орошение полей и сооружение для них храмов и святилищ В соответствии с этим планом были сотворены двое смертных по имени Уллегарра и Заллегарра, и эта пара была благословлена обильным плодородием и пышным изобилием, чтобы они могли денно и нощно славить богов. Немало шумерских мифов группируется вокруг честолюбивой, энергичной и требовательной богини плодородия и любви Инанны аккад И штар и её супруга, богапастуха Думузи Тамму. Но хотя Инанна снова жива, её беды не закончились, ибо существовал нерушимый закон страны без возврата тот, кто вошёл её ворота, не может возвратиться наземный мир, не предоставив себе замену Поэтому Инанну на земле сопровождает толпа безжалостных демонов, готовых утащить её вновь преисподнюю, если она не компенсирует потерю Эрешкигаль. В шумерских мифах очень часто фигурирует богиня Инанна В одном из них повествуется о том, что с помощью хитрости богиня овладела божественными законами ме, которые, обладая таинственной, могущественной силой, управляют человечеством и всеми его установлениями. Инанна с великой радостью принимает дары Энки, нагружает ими свою Небесную ладью и поспешно отбывает Урук. В шумерском мифе о потопе, который стал образцом для аккадского и библейского, мы узнаём о решении собрания богов истребить семя человеческое Текст мифа очень повреждён, поэтому о причине гнева богов мы можем только догадываться, ориентрируясь на аккадский вариант В нём причиной потопа названы бесконечные грехи и злодейства людей. Для аккадского народа не было ничего страшнее бога чумы Э рры на небе буйвола, на земле льва и царя стране Он решил наказать жителей Вавилона за то, что они не страшились его речи и поступали по своей воле Разрушения, вызванные Эррой, были потрясающими он превратил поселения холмы, опустошил Вавилон и Урук, снёс горы, всколыхнул моря, уничтожил стада, искоренил растения Он хотел истребить и весь род людской, не принимая во внимание степень их вины перед богами Только бог огня И шум, постоянный спутник Эрры, заставляет его перестать бесчинствовать. Пережив неистовство, Эрра, словно сожалея о случившемся, пообещал заботиться о том, чтобы аккадцы покоряли своих врагов и приносили Вавилон богатую добычу, чтобы стране сопутствовал успех и мире, и войне. Из последних строк мифа ясно следует, что Вавилон возвысился над другими городами Месопотамии и стал главным городом страны, и его бог Марду к покровитель бури оказался во главе пантеона месопотамских богов.

Мардук разрезал тело Тиамат и одну его половину водрузил на небо, где построил дворец для Ану, Бела шум Энлиль и Эа Он создал звёзды, определил длительность календарного года, наметил путь всем звёздам С двух концов неба Мардук сделал запоры Затем на небе засияли луна и солнце, осветившие небесный Вавилон и храм Мардука Эсагилу. Очеловечивание богов привело к допущению у них слабостей и пороков Энлиль обесчещивает Нинлиль, Инанна безжалостно отсылает Подземный мир Думузи, Иштар погрязла разврате, как это видно из эпоса о Гильгамеше. В одном из них действующим лицом является мудрец из Эри ду города Эа Ад па, который ежедневно снабжает водой и пищей жителей города Однажды, когда Адапа ловил рыбу для храма Эа, Южный ветер поднял шторм и утопил его лодку Разгневанный Адапа сломал крылья Южному ветру, за что и был вызван на суд к Ану Опасаясь за жизнь мудреца, Эа даёт ему совет не принимать во дворце Ану воды и еды По дороге на небо Адапу встречают два привратника, которых он сумел расположить к себе Привратники заступаются за Адапу перед Ану, и тот, сменив гнев на милость, предлагает Адапу не пищу и воду смерти, но пищу и воду жизни К несчастью, Адапа, строго следуя совету Эа, отвергает гостинцы и тем самым теряет счастливую возможность обеспечить себе бессмертие. В обоих мифах, таким образом, подчёркивается невозможность гармоничного осирисовского решения судьбы человека. Значительную роль распространении шумеровавилонской культуры сыграла Ассирия, захватившая Вавилонию Поскольку ассирийский и вавилонский языки представляли собой два диалекта аккадского, культурное взаимодействие было облегчено Неудивительно, что Ассирии наряду с местным богом Ашшуром почитались вавилонские боги и богини Во главе божественной иерархии Ассирии стояла верховная троица Ану, Бел, представленный двух формах БелМардук и БелДаг или БелЭнлиль, и Эа Функции богов заметно усложнились Кроме олицетворения сил природы каждому богу были приписаны функции управления макро и микрокосмосом Ану это не только бог неба, он стал отцом отцов, повелителем Подземного мира и скрытых сокровищ В функции Бела входили творение Вселенной, организация мира, управление духами Эа бог водной стихии считался покровителем наук, тайных знаний, ремёсел, так как, по представлению древних, мудрость обитала глубине. Каждый из богов отделял от себя божество женского рода, составлявшее его пассивную форму, словно его отражение, например, Анату, Белет Иногда богини сливались одну Белет, олицетворявшую женское начало природе, влажную и плодовитую материю.

Во многих чертах религиозных верований жителей Древней Месопотамии шумеров и аккадцев видны остатки архаических представлений В них, например, заметны пережитки тотемизма Некоторые боги почитались образе животных собаки, быка, птиц, рыб Однако большинстве случаев боги Древней Месопотамии имеют человекообразный облик, лишь иногда с некоторыми атрибутами животного например, рога на голове Следует отметить также, что древние цари носят такие имена, как Ягненок, Скорпион и которые отражают воспоминания о тотемных предках. В Месопотамии почиталось огромное количество божеств Каждый город, каждый городской квартал, каждый более или менее крупный поселок имел своего божественного покровителя или покровительницу Одни боги почитались по всей стране, другие были местными Закономерности природе смена дня и ночи, времен года и, так же как основные перемены хозяйственной жизни появление земледелия и скотоводства, технические изобретения, объяснялись событиями из жизни богов. Однако они нашли хитроумный выход и решили обосновать право своего бога на верховенство особыми заслугами его перед другими месопотамскими богами Богиня первобытного океана Тиамат изображена вавилонской религии свирепым и хищным чудовищем Она пытается уничтожить всех богов и богинь, возникших ее недрах Тогда те собираются на совет, чтобы изыскать пути спасения Мардук оказался наиболее смелым и решительным Он предложил вступить единоборство с Тиамат но за это потребовал, чтобы боги признали его верховным владыкой. Тиамат, увидев противника, раскрыла свою огромную пасть, но Мардук вогнал нее семь ветров, которые стали раздирать внутренности богини После этого юный бог без труда поразил обессилевшее чудовище и разрубил ее тело, подобно двум створкам раковины Из верхней части он создал небо, а из нижней землю Затем сотворил все существующее. Наряду с космогонией и повествованиями о происхождении людей шумеры и аккадцы разработали другой цикл мифов, который Должен был объяснить изменения природе Центральным моментом этого древнего месопотамского цикла оказывается чудесная история смерти и воскресения богини плодородия ИнанныИштар. Некоторые учёные считают, что этот древней месопотамский миф наряду с подобными мифами других народов послужил прообразом христианского учения о погибающем и затем воскресающем Иисусе Христе. И ветхозаветный миф о потопе, по всей видимости, заимствован из шумерской религии В Древней Месопотамии нередки были наводнения результате разливов рек Они охватывали значительные пространства и казались тогдашним людям всемирными. Для народов Месопотамии, как и для большинства народов мира, древности характерен политеизм вера во множество богов с разными покровительственными функциями Мифы, посвященные космогонии, богам, этическим нормам и и перекликаются с мифологическими воззрениями других народов, стоящих на аналогичной стадии развития В V до этом регионе сформировалась одна из древнейших религий, сохранившихся до наших дней, зор оастризм. У шумеров не было единой мифологической и религиозной системы, поэтому количество мифов было весьма велико Космогонические представления шумеров наиболее четко отражены шумероаккадском эпосе Энума элиш Одним из наиболее известных произведений шумерской литературы, основанном на мифологических сюжетах, является эпос о Гильгамеше собрание шумерских легенд, позже переведенное на другие языки.

С широких равнин, с храмовых террас и башен жрецы пристально всматривались ночное небо, пытаясь разгадать великую тайну вселенной постичь первопричину бытия, смысл жизни и смерти Они возносили молитвы духу земли Эа и духу неба Ану Чтение заклинаний и воскурение ароматов, крики и шепот, жесты и песнопения, все это, по мнению жрецов, должно было привлечь внимание легкомысленных богов, которым вечно приходилось напоминать о несчастьях смертных Помни, настойчиво повторяли все молящиеся, помни того, кто приносит жертвы Пусть изливаются на него, подобно расплавленной меди, прощение и мир да будут дни сего человека оживотворены солнцем Дух Земли, помни Дух Неба, помни. Франсуа Ленорман, Халдейская магия Francois Lenormant La Magie chez les Chald ens Paris Страшиться следовало не только демонов опасные силы заключались и душе самого человека Магия защищала, но она же и разрушала, становясь чудовищным оружием руках негодяя, использовавшего ее во зло Полагая себя превыше всех законов и религиозных заповедей, злой колдун насылал заклятия и смертоносные чары на всех неугодных ему без разбора Это проклятие обрушится на человека с силой злого демона Визг насылаю на него Губительный голос насылаю на него Пагубное проклятие причина недуга его Губительное проклятие удушает сего человека, словно ягненка Бог теле его нанес рану, богиня вселяет него тревогу Визг, подобный визгу гиены, одолел его и владеет. Франсуа Ленорман, Халдейская магия Francois Lenormant La Magie chez les Chald ens Paris, 1874 прим автора. Верили, что некоторые колдуны обладают дурным глазом, могут убивать жертву, просто взглянув на нее О других говорили, что они делают статуэтки изображения своих врагов и сжигают их или протыкают булавками, зависимости от степени вреда, который желают нанести жертве Того, кто отливает образ, того, кто насылает чары, Злобное лицо его, дурной глаз, Зловредные уста, зловредный язык, Зловредные губы, зловредные слова, Дух Неба, помни Дух Земли, помни. Добро могло порождать зло, как мы видим на примере Мулга, который, не являясь всецело воплощением злого начала, тем не менее, стал отцом Намтара, самого жестокого из демонов Добро и зло не обязательно находятся по разные стороны баррикад мрачной бездне Мулга обитают некоторые благие духи, а вредоносные демоны уживаются на небесах бок о бок с милосердными богами Учитывая все это, человек непременно пал бы жертвой царящего во вселенной хаоса, не прибегни он к магическому искусству для защиты от пагубных влияний. Магия позволила человеку организовать общество и упорядочить свою повседневную жизнь Благодаря магии процветали искусства, преуспевали торговцы, воины покоряли новые земли, над святилищами поднимался дым сжигаемых подношений, охотники блуждали поисках добычи северных горах, мудрецы собирались царском дворце обсуждать государственные дела Дошедшее до нас наследие древних народов Междуречья свидетельствует о высокоразвитой культуре, утонченном вкусе и остром чувстве прекрасного Мы до сих пор любуемся прекрасными ремесленными изделиями той эпохи, изготовленными из металла, камня, дерева, раковин и прочих материалов В этих произведениях элегантность гармонично сочеталась с простотой, откровенная помпезность с глубоко личными переживаниями, добродушный юмор с жестокостью Древние эламитяне изображали своих богов обличьях животных Но у шумеров и аккадцев на смену животным богам пришли человекообразные Животное начало было подчинено человеческому На арфе царя Ура изображен мифический герой Гильгамеш, стиснувший мощных объятиях двух быков. Территорию на ближнем Востоке между реками Тигр и Евфрат разные века называли поразному Междуречьем, Двуречьем, Месопотамией, и даже Землей Обетованной Некоторые религиеведы и последователи авраами́ческих религиозных течений утверждают, что именно долине Тигра и Евфрата был расположен Эдем рай, где жили Адам и Ева до того, как Бог изгнал их за непослушание И именно на этой территории возникла одна из старейших мировых цивилизаций древняя Месопотамия, состоявшая из Шумерского, Ассирийского, Аккадского и Вавилонского царств Эта цивилизация существовала период с IV тыс до и до 12 октября 539 до дня, когда войска Персии захватили Вавилон. Как и жители других древних цивилизаций, люди, проживающие долине рек Тигра и Евфрата, очень много значения уделяли своим верованиям и культам Однако отличии от других древних народов, к примеру, египтян и римлян цивилизации которых с самого начала формировались как цивилизации цельных государств, цивилизация Месопотамии изначально состояла из культур ряда народов, живших разобщенно Религия древнего Муждуречья изначально представляла собой ряд отдельных культов, так как каждом населенном пункте были свои богипокровители и свои религиозные традиции И только после налаживания политических и экономических связей между царствами Месопотамии религия этой цивилизации сформировалась путем включения единое верования наиболее значимых культов разных народов. Понравился материал Вы наилучшим образом можете выразить свою благодарность, лайкнув его по достоинству.

Считается, что шумеры изобрели клинописное письмо, колесо и гончарный круг Они также первыми научились обжигать кирпич и строить оросительные каналы. Бау, БаБа жена воинственного бога Нингирсу дочь Ана и хозяйка города Лагаш. Хотя боги были приземлены, тем не менее они оставались прочно связанными с космосом Так, богиня Иштар была связана с Венерой, бог Мардук с Юпитером и созвездием Тельца, а бог Набу с Меркурием Каждый город имел своего богапокровителя, а поскольку тот был связан с небесным телом какойлибо планетой или созвездием, то тем самым и город оказывался связанным с космосом, с космическим телом Сознание этого придавало силы жителям города Они знали, что космический покровитель не оставит их беде Так укреплялась сила духа народа Но эта связь города, жизни его обитателей с планетой или созвездием не ограничивалась только сознанием опеки со стороны космоса За движением космического тела и за всеми переменами, связанными с ним, следили и делали соответствующие выводы Горожане также следили за затмениями и другими явлениями, связанными с их космическим телом, и пытались понять, что все это предвещает Им очень хотелось этих знаках видеть указания на то, что город будущем ждет благоденствие Но они не были застрахованы от того, что эти знаки могут означать и нашествие врагов, наступление засухи, голода и других бедствий, вроде чумы, проказы и других болезней Недаром они молились богу чумы, чтобы его умилостивить. Богу, отцу моему, скажи Так говорит Апиль Адад, твой раб что же ты мною пренебрегаешь Кто тебе даст другого такого, как я Напиши богу Мардуку, любящему тебя, прегрешения мои пусть он отпустит Да увижу я твой лик, стоны твои да облобызаю И на семью мою, на больших и малых, взгляни Ради них пожалей меня Помощь твоя пусть меня достигнет Первая фраза письма не должна удивлять Такова была традиция, так начинались все вавилонские и ассирийские письма. Каждый человек этом мире должен представлять себе, откуда он взялся, как должен жить и куда уйдет после смерти Мы рассмотрели представление граждан Месопотамии о том, как были сотворены люди и как им предписано было жить Рассмотрим кратко, куда и как люди уходят после смерти. Согласно древней месопотамской религии смерть является великим, но неизбежным злом Это тьма, которой нельзя противостоять Позднее стали доминировать оптимистические представления о бессмертии При этом понималось духовное бессмертие. Аккадцы известны с третьего тысячелетия до когда возникли их, аналогичные шумерским, городагосударства Аккад, Мари, Лагаш.

Человек Двуречья был связан с природой очень тесно, ему неустанно приходилось иметь дело с животворящими силами земли, рождением и смертью всего живого, с явлениями природы, имеющими благотворные или губительные последствия Все это оказывало глубокое влияние на формирование его религиозных представленю и находило свое отражение культе вечно плодоносящей и рождающей силы, которую олицетворяла богинямать ее первые статуэтки из необожженной глины относятся еще к V тысячелетию, что так характерно для матриархального строя. Существовало незыблемое правило, согласно которому всякий, кто попадал страну без возврата, если и покидал ее, то обязан был оставить когото вместо себя И тогда Энлиль, поочередно принимая обличье трех стражей подземного царства стража ворот, человека подземной реки и перевозчика, соединяется с пробивающейся к нему Нинлиль Они порождают трех подземных богов, которым суждено остаться загробном мире вместо родителей и старшего брата. Жрецы считались посредниками между людьми и сверхъестественными силами Жрецы прислужники храмов, происходили обычно из знатных фамилий, их звание было наследственным Одним из ритуальных требований, предъявляемых к кандидатам жрецы, было требование не иметь физических недостатков Наряду со жрецами существовали и жрицы, а также храмовые прислужницы Многие из них были связаны с культом богини любви Иштар Этой же богине служили и жрецыевнухи, носившие женские одежды, исполнявшие женские пляски. Чрезвычайно развита была система мантики различных гаданий Среди жрецов были особые специалистыгадатели бару к ним обращались за предсказаниями не только частные лица, но и цари Бару толковали сны, гадали по животным, по полету птиц, по форме масляных пятен на воде и Но самым характерным приемом мантики было гадание по внутренностям жертвенных животных, особенно по печени Техника этого способа гепатоскопия была разработана до виртуозности. Новые боги стремятся организовать хаос, олицетворяемый смутных образах Апсу Мумму и Тиамат Организовать первородный хаос значило прежде всего отделить влагу от тверди, воздух от огня Аккадский Энки бог Эа усыпляет Апсу и расчленяет его Он же связывает Мумму Однако третье лицо хаоса Тиамат плодит чудовищ и склоняет на свою сторону бога Кингу Все новые боги ужасе Лишь сын Эа бог Мардук решается сразиться с Тиамат и ее союзниками Но предварительно он вырывает у деморализованных богов согласие на свое превосходство Так вавилонские жрецы обосновали возвышение дотоле рядового городка Вавилона над другими городами Мардук был богом города Вавилона, другие боги богами других городов Это пример идеологической функции мифологии условиях раннеклассового общества.

Беседа господина и раба свидетельство глубокого кризиса авторитарного религиозномифологического мировоззрения и тоже время бессилия мировоззренческой мысли подняться условиях общества бронзового века на второй, философский уровень, где осознание своей смертности человеком компенсируется сознанием бессмертия человеческой мысли. Религиозные представления жителей Древнего Двуречья являли собой довольно сложную, многослойную систему верований и культов Это было связано с наличием большого количества самостоятельных религиозных центров, каждый из которых был посвящен своему местному божеству или нескольким божествам. Со II тысячелетия до Р Х некоторых районах Месопотамии объектом поклонения стали чудовищные комбинации из человеческих и животных форм Их считали олицетворениями божественных страстей и подвигов. В сказании о нисхождении Иштар ад заключается и заклинательная молитва Судя по окончанию, впрочем, испорченному временем и трудно понимаемому, все оно целом составе представляет собою чин богослужения, посвященного жертвоприношению за умерших, совершавшемуся праздник Таммуза связи с церемониями его оплакивания Жрец, приносивший жертву, прочитывал историю Иштар, которая ищет подземном мире потерянного супруга и освобождает его оттуда Богослужебные обряды заканчиваются принесением жертву Таммузу напитка во благо теням умерших. Религиозная система Древнего Двуречья включала себя и этические ценности шумерологи перечисляют весьма длинные, не ясные по содержанию списки ме, интерпретируемые как божественные, священные правилазаконы, божественный порядок организации понятий, существования и действия предметов или их функций Таких ме насчитывается свыше сотни, они относятся ко всему, что регулируется божествами соответствии с выполняемыми ими функциями. Из черной шерсти, из белой шерсти с этой стороны ты спрядешь, 7 и 7 узлов ты завяжешь, заговор ты прочтешь узел из черной шерсти ты привяжешь на больной глаз, узел из белой шерсти ты привяжешь на здоровый глаз. Древнейшим народом Месопотамии, о котором нам известно из оставленных им же письменных памятников, были шумеры Эти памятники были извлечены ещё прошлом веке из песчаных холмов, возникших на месте древних городов Но только XX удалось прочесть и понять шумерские тексты, открывшие поразительный мир шумерской культуры Теперь ни у кого не вызывает сомнений, что этот мир уходят корнями выросшие на территории обитания шумеров нижнее течение Тигра и Евфрата, впадающих Персидский залив аккадская, вавилонская, ассирийская цивилизации, а вслед за ними культуры всей Передней Азии. Сказано сделано Разорвали Ану и Энлиль гору Поднял вершину Ану вверх, а Энлиль опустил плоское подножье вниз Так появилось небо виде свода и земля, как плоский диск с неровностями, горами и ущельями, ибо гора была разорвана, а не разрезана ножом Ану избрал себе небо, а землю оставил сыну, и стал Энлиль носиться над ней, проникая взором самые дальние её концы и наполняя её дыханием жизни Без Энлиля не было бы ни летучих облаков, впитывающих и отдающих влагу, как губка, ни растений, ни трав, ни зарослей тростника, ни деревьев, приносящих плоды Братья и сестры Энлиля осветили и согрели землю И пришлась она им по сердцу И захотели они остаться на ней и обратились к старшему брату своему Энлилю. Заволновались ануннаки без работников не стало мире пищи Собрались они все вместе и запричитали, сетуя, что спит Энки глубине Энгури, куда никто проникнуть не смеет И услышав стоны и жалобы богов, отправилась к Энки праматерь Намму.

Обладание ме, согласно верованиям шумеров, означало пользование всей полнотой власти Боги вели между собою борьбу за обладание божественным знанием. Обнаружила Нинхурсаг, что съел Энки все восемь растений и ярости прокляла его, прокричав Глаза мои его больше не увидят, и покинула Дильмун. Между тем пробудился Энки Хмель прошел Просветлел разум бога Подняв голову, не нашел на своем обычном месте ме и взволновался Не помня о пире, он призвал Исимуду и вопросил. И догнали Исимуда и семь морских чудовищ небесную ладью, когда Инанна уже подплывала к дальней пристани И обратился Исимуда к богине с подобающей почтительностью. И тогда великой обиде призвала Инанна на помощь своего служителя Ниншу, чья рука не знает дрожи, чьи ноги не ведают усталости Явившись на призыв госпожи, Ниншу отогнал чудовищ, семь раз пытавшихся отнять у богини небесную ладью. Не за ту ты меня принимаешь Честная дева может стоять и воротах нет том позора А кто ты такой Откуда явился По делу какому Коль дел не имеешь, так убирайся. Между тем Тиамат супруга хватилась и, узнав, что он уничтожен, напряглась всем телом могучим Двенадцать породила она острозубых чудовищ с телами, полными яда, своим блеском внушающих трепет Показалось ей этого мало, и добавила Тиамат к воинству ещё и человекаскорпиона, и страшного льва, и чудовищных змей, и яростных демонов, и беспощадных обладателей чудесного оружия, не знающих страха сражении Во главе она поставила Кингу 11 и вручила ему судеб скрижали, их на грудь ему возложила, обратившись к нему с такими словами. И заполнился Упшукинак 12 богами, отовсюду, поспешившим на великое собранье Расцеловавшись друг с другом при встрече и, обменявшись приветствиями, устремились они к Аншару, чтоб выяснить поскорее, зачем их собрали всех вместе Ропот поднялся до неба, когда они услыхали, что им назначен владыка Но Аншар их успокоил Предложил он им угощенье За столами они расселись и вкушали хлебы без счета, мешали вино своих чашах, запивали пивом ячменным Одурманенная хмелем, из их душ удалилась тревога От сытости отяжелели тела их, усталость овладела умами И снова к ним Аншар обратился И с великой готовностью боги от вольности отказались и вручили себя Мардуку, признав его господином, хотя ещё так недавно, толпой окружив Аншара, наперебой кричали, что молод Мардук, сын Эа, чтоб управлять богами, что все они старше Мардука, а многие родом знатнее.

Вручили боги Мардуку жезл власти, на царский трон его усадили, к нему обратились с почтительной речью. Яростью волн вздымаясь, потекла Тиамат навстречу Мардуку Ловко он сеть набросил на её огромное тело И, разрывая путы, она разинула глотку, проглотить смельчака пытаясь Но он, отпрянув, ей ветры глотку направил С шумом проход ворвавшись, ветры вошли утробу, и Тиамат раздулась, подобно гигантской лягушке, и неподвижности страшной И подали лук Мардуку, на тетиву наложил он стрелу и оттянул к своей груди Стрела, полетев со свистом, праматери сердце пронзила, его разорвав на части И дух Тиамат испустила И ногой наступил он на необъятное тело. Летите, кургар с галатуром, и без Инанны, дщери любимой, не возвращайтесь У врат подземных вейтесь, как мухи, у оси дверной ползите, как змеи, к Эрешкигаль, владычице великой пройдите и её умолите. Его мы возьмем, Инанна, сказали они богине Ты же можешь вернуться город Он будет тебе заменой. Однажды отправился Таммуз степь на охоту и не вернулся От слуг, сопровождавших охотников, богиня узнала, что внезапно налетел вихрь и Таммуз упал, как надломленный тростник, и дух испустил. А потом ещё и ещё ворота Когда же седьмые ворота за её спиною остались, нагой она оказалась средь душ, шуршащих во мраке, словно летучие мыши На ощупь она пробиралась и натыкалась на стены, скользкие от крови и слез, натыкалась на камни, падала и поднималась. Таммуз один для меня на свете, Иштар возразила Прекрасному нет замены.

И вот началось сражение Дрожала земля, кружился Нинурта над полем боя, все время меняя оружье Цепляясь о землю кривыми когтями, пыль вздымает Асаг до крайнего неба. Услышав совет отцовский, Нинурта стал выламывать камни и громоздить их кучу И хлынули воды неукротимым потоком От пыли очистился. И вернул внуку жизненную силу великий бог Травы жизни, которым он вырасти повелел, Лугальбанда жует Воды жизни, которым он с гор течь повелел, Лугальбанда, черпая, пьет И вот он уже совершенно здоров. Возблагодарил благочестивый Лугальбанда Уту, вместе с ним других богов и почтил их обильным жертвенным пиром Теперь он мог двинуться путь Но за три дня воинство должно было уйти далеко и страх охватил Лугальбанду, что он не сможет догнать отца и выполнить данное ему обещание. Обрадовавшись, что может оказать услугу, Лугальбанда начал кормить голодного птенца Кусок за куском вкладывал он его клюв овечий жир, вливал душистый мед и прочие яства Насытив орленка, перед ним разложил Лугальбанда все, что осталось, а затем глаза ему сурьмою подкрасил 3, голову ароматным можжевельником украсил и, сделав из веток венец Шугур 4, положил его на голову орленку. Не отрыл своей тайны друзьям Лугальбанда, рассказал небылицы Вдоволь наговорившись, все вместе идут к Аратте Вот уже виден город враждебный, его могучие стены Но едва приблизилось к городу воинство Энмеркара, как изза стен послышались боевые кличи, посыпались дротики, словно ливень из тучи, полетели камни, как град тяжелый. На что ты надеешься, взяв на себя порученье Не жить тебе жилищах нашего города, не бродить дорогами нашими, не вернуться назад тому, кто скитается горах неприступных.

Фантастические птицы присутствуют почти во всех мифологиях древности Очень часто это не птицы чистом виде, а соединения птиц с существами иной породы конем, львом, змеем, человеком например, греческие сирены или гарпии Местом гнездовья этих птиц мыслилось гигантское дерево прообраз мира мировое древо Шумерскому герою удалось не только найти такое дерево глухих горах Хуррума, не только взобраться на него, но и накормить прожорливого птенца, оставленного птицейматерью, и этим заслужить её благоволение. Каждый день любую погоду рыбу он ловить отправлялся Были ею сыты служители храма Эа, кормились ею все жители города, мужи и жены, старики и дети. Но боги не дали мне крыльев, сказал Этана Как мне подняться на небо, чтобы добыть траву рождения. Я сам виновник своих несчастий ответил орел с тяжким вздохом Много лет занимал я гнездо на высоком дереве, корнях которого обитала змея Мы жили как добрые соседи, предупреждая друг друга об опасностях Если мне удавалось догнать и убить онагра, часть добычи получала нижняя соседка Так мы блюли клятву верности, произнесенную перед ликом Шамаша Но однажды у змеи появились детеныши, и мое неразумное сердце замыслило злое Дождавшись, когда змея отправится на добычу, я распростер крылья, чтобы слететь вниз Один из моих орлят, умная пташка, догадавшись о моем намерении, пропищал. Но я не придал значения этим словам и, упав вниз, растерзал и съел змеиных детенышей. Вскоре приползла матьзмея и, увидев, что змеенышей нет, взмолилась справедливому Шамашу, чтобы он наказал убийцу беззащитных И дал Шамаш совет змее, отыскать тушу буйвола и неё проникнуть.

Не гордись, сестра, дарами своими, ибо не ты, а я героям силу даю Не ты, а я царских дворцов нутро И пастух, что тебя пасет, сыт мной не тобой Что ты молчишь, Овца Признай превосходство. Мифология Месопотамии возникла особой географической и исторической среде Природная среда Междуречья не позаботилась о безопасности насел ения первых карликовых государств Их обитатели даже за высокими стенами городских укреплений ни на мгновение не могли избавиться от ощущения тревоги, порождаемой угрозой вторжения кочевников Чувства безысходности и неуверенности провоцировали как нерегулярные разливы Тигра и Евфрата так и нашествия воинственных сос едей, возглавляемых честолюбивыми, рвущимися к неограниченной власти предводителями номов Отсутствие стабильности, размеренности, помноженное на извечно переживаемое состояние тревожности, наложило свой отпечаток на восприятие божественного мира Представители мира богов не казались жителям Месопотамии вс емогущими демиургами, грозными и непостижимыми сущностями Лишённые статичности и постоянства, суетливые и непредсказуемые, они не сливались с моделируемыми ими природными стихиями и, подобно людям, наделялись пороками и неблаговидными поступками Боги Месопотамии напоминали культурных героев, которые, словно хлопотливые правители нома, не столько заботились о законах существования Всел енной, то есть о вечности сохранения жизни, сколько посвящали свою деятельность административным и хозяйственным сиюминутным заботам Οʜᴎ принимали решения сообща, будто боясь возложить на себя дополнительную ответственность за состояние земли и космоса, связи с этим люди, хотя и считали себя слугами богов, не вс егда испытывали перед ними благоговейный душевный трепет Добиваясь почтительного отношения к себе, боги должны были постоянно воспитывать людей, внушая им страх перед неминуемыми случае ослушания стихийными бедствиями, грозящими истреблением человеческого рода По этой причине жители Шумера и Аккада находились состоянии ожидания катастроф, трагедий, пресечения жизни они не верили достижение бессмертия исключительного удела богов и с отчаянием воспринимали саму идею гармоничного решения проблемы судьбы души после смерти её хозяина. Инанна отправляется Эриду, древнюю и почитаемую обитель шумерской культуры, где своей водной бездне, Абзу, живёт Энки владыка премудрости, хранитель магических тайн культуры, создатель ʼʼмеʼʼ.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru

 
Рекомендуем