Общество социальная структура философия

Социальная сфера жизни общества представляет собой совокупность индивидов, их общностей и взаимоотношений между ними, социальную структуру. В этом случае анализируются проблемы, связанные с познанием явлений социума, которые могут зависеть от человека или, наоборот, не зависят. Здесь социум предстает органическим соединением совершенно разных частей. Конечно, нельзя называть любое размышление о социуме таким понятием, как социальная философия. Ее построения должны быть вполне логичными и основываться на доказательной базе. Конечно, однозначных трактовок категориям социальной философии дать невозможно как и всем философским категориям, но фундаментальные понятия всетаки получают свои определения, отличающиеся четкостью и ясностью мысли.

Самые большие группы людей по отношению к управлению и власти государство и гражданское общество. Гражданское общество — это естественно складывающиеся классы, социальные и этнические группы, профсоюзы, неформальные организации и, вообще индивиды, а также их неполитические связи и отношения. Государство — это социальный институт, предназначенный для организации и управления обществом интересах определенных классов и социальных групп с помощью особого слоя людей — государственного аппарата. Процесс демократизации предполагает формирование развитого гражданского общества и правового государства. Каждый из перечисленных классов состоит из различных прослоек, а добуржуазных обществах — сословий или каст. Они делятся на производительные силы людей навыки, квалификация, организация, информация, воля и др, производительные силы природы, освоенные людьми средства производства, подразделяющиеся на орудия труда и предметы труда. Социальная сфера — это сфера где социальные группы людей взаимодействуют по поводу общественного положения, места и роли жизни общества.

Сферы жизни общества находятся тесной взаимосвязи, воздействуют друг на друга. Политика отражает соотношение социальных сил, через нее реализуются социальные потребности людей. В ней осмысливаются, формируются и реализуются коренные интересы и цели классов. Социальнофилософское знание выделяет основные формы человеческой деятельности, основные законы их функционирования и развития, анализирует взаимосвязь и взаимовлияние основных сфер жизнедеятельности общества и место человека этих системах. Усилия многих западных социологов направлены на изучение так называемых малых групп, складывающихся на основе более или менее постоянных и тесных контактов между несколькими людьми.

Такие группы складываются часто внутри больших социальных групп и слоев общества, том числе классов, профессиональных групп и этнических слоев населения. Основные характеристики человеческого существования неповторимость, способность к творчеству, свобода существует две концепции личности личность как функциональная ролевая характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Одной из важнейших характеристик человеческого существования, которая всегда востребована обществом, является способность к творчеству. Еще Аристотель сказал, что талант это природный дар, естественная способность человека к успешному выполнению какоголибо дела. В русской философской традиции категория свободы соотносилась с понятиями воля и вольница. К тому же не все отличительные признаки человека являются существенными. Это положение имеет важное методологическое значение человека надо понимать диалектически.

Однако человек — не только результат общества и общественных отношений, он свою очередь и творец. Поэтому и развитие способностей человека, и его целостное формирование всегда связано с этими основными факторами природными задатками, социальной средой и внутренним Я волей, стремлениями, интересами. Поэтому экзистенциализме индивид и общество рассматриваются как противоположные образования, находящиеся постоянном и непримиримом конфликте. Социальная сущность человека и его подлинное существование оказываются экзистенциализме находящимися постоянном противоречии. С точки зрения их соотношения существование предшествует сущности. И лишь перед лицом смерти, пограничной ситуации обнаруживается, что жизни человека было подлинно, а что.

Таким образом, качестве системообразующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей социальных групп и отдельных личностей и их общественные отношения. Можно выделить объективную и субъективную сторону общественного бытия. Для него это объективная данность, условиях которой оно вынуждено начинать свою общественную жизнь. В них выражены предельно общие стороны существования и развития общества. Поэтому любое современное общество придает развитию материального производства первостепенное значение. Материальное производство создает необходимые условия материального обеспечения функционирования социальной и духовной сфер жизни общества.

Это учение имеет своих сторонников и оппонентов, что вполне естественно философии. Поскольку его той или иной мере разделяют многие представители социальной философии, марксистской и немарксистской, остановимся на нем несколько подробнее. К основным элементам социальной структуры общества относятся классы люди города и деревни представители физического и умственного труда сословия. На это обращает внимание распространенная западной социологии теория стратификации, делящая общество на различные слои страты по самым разным основаниям уровень доходов, профессия, вид деятельности, политические взгляды, ценностные ориентации. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые социальные группы, институты семья, образование, экономика, политика. Не трудно заметить, что эти подходы во многом схожи, однако первый является для современного уровня развития социальнофилософской мысли более обоснованным, почему мы и остановимся на нем более подробно. Социальная жизнь это социальное взаимодействие человека и общества. Примитивные формы производства и организации труда это формы кровнородственной связи и типы семьи, простейшие социальные отношения.

В социально дифференцированное общество входят народности, нации классы социальные группы городское, сельское население и люди преимущественно умственного и физического труда первичные коллективы людей например, трудовые семья индивиды. Обобщенным признаком классов является их историческое место определенной системе производства. В ней деление общества на страты слои производится не только по структуре экономического базиса, но и по иным критериям профессии, доходу, образованию. Общественное разделение труда обусловливает также разделение интересов представителей города и деревни, умственного и физического труда, производителей и потребителей, управляющих и управляемых, общенародных, коллективногрупповых и индивидуальных, общегосударственных и местных, национальных, работающих и безработных. Для современного общества характерно переплетение процессов социальной интеграции цельность и социальной дифференциации различие. Социальная структура, реально классовое расслоение современного общества.

На это обращает внимание распространенная западной социологии теория стратификации, делящая общество на различные слои страты по самым разным основаниям уровень доходов, профессия, вид деятельности, политические взгляды, ценностные ориентации. Речь идет об удовлетворении потребностей, относящихся к социальной сфере общественной жизни, о самоутверждении этой сфере той или иной социальной группы или общности людей. Он характеризовал гражданское общество как относительно независимую от государства сферу реализации частных потребностей и интересов на базе частной собственности и всеобщего формального равенства людей. Гражданское общество предстает как система отношений между личностями и сословиями, покоящаяся на частной собственности и праве. Он исходил из того, что гражданском обществе следует искать ключ к пониманию исторического процесса.

Осмысливая проблему гражданского общества и беря на вооружение то, что оставлено нам предшествующими мыслителями, необходимо учитывать современные реалии и нынешнее состояние разработки данной проблемы. В итоге подлинно гражданском обществе, основу которого положены интересы и права гражданина, каждый человек имеет возможность свободно и творчески проявить себя, удовлетворить свои потребности соответствии с той пользой, которую он приносит другим людям и обществу. При этом он будет пользоваться всеми средствами правовой и социальной защиты государства. Насколько оптимальной была такая социальная структура общества, судить непросто. Первая из них заключается активном процессе дифференциации общества, появлении новых социальных групп. Это ведет к сближению других условий их жизни, а также структуры их потребностей и интересов. Данная политика направлена на регулирование отношений между всеми социальными группами, на согласование их интересов. Понятие общества является одним из наиболее многозначных понятий среди тех, что используют для описания и изучения социальных процессов.

Понятие социальной структуры общества является предметом изучения разных сфер социальногуманитарного знания, том числе социологии, политологии, экономической теории и других. Отсюда модно сделать вывод, что социальная структура социальной системы определяется основном экономическим базисом и возникающими на этой основе объективными интересами социальных групп. В марксистской традиции к народу относили представителей прогрессивных сил общества, первую очередь трудящихся и тех представителей эксплуататорских классов, которые способствовали движению общества к прогрессу. Энгельс, рассматривая пути образования классов выделял два основных момента первый связан с расслоением общины при росте производительных сил и необходимости выделения отдельных лиц, осуществляющие такие функции как охрана общих интересов, разрешение споров, надзор за орошением земли, религиозные функции, отпор противодействующим интересам других общин. Производство развивалось уже настолько, что рабочая сила приобрела стоимость. В противовес потоку общих фраз по поводу рабства он пишет Нам никогда не следовало бы забывать, что все наше экономическое, политическое и интеллектуальное развитие имеет своей предпосылкой такой строй, котором рабство было той же мере необходимо, какой и общепризнанно. Идеалистическая диалек Диалектика как учение о развитии, многообразных связях и отношении Диалектику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого развития признается становление и разрешение противоречий самой сущности развивающихся объектов Категории диалектики Категории — это предельно общие, универсальные понятия, которых представлены всеобщие связи и отношения реальности.

В целом классовая структура размывается, а внутриклассовая и неклассовая социальная дифференциация усиливается. Производство развилось уже настолько, что рабочая сила приобрела стоимость. Нацию этой связи можно определить таким обра зом это устойчивая историческая общность людей, сло жившаяся на базе общности экономической жизни со четании с общностью территории, языка, особенностями культуры, сознания и психологического склада. Когда власть, деньги, сла ва перестают быть реальными двигателями человеческого по ведения, общество входит состояние стагнации, застоя. Спускаться вниз по социальной лестнице легче, чем под ниматься.

Обмен вызывает необходимость управлении, а поскольку государство имеет внешние границы, то возможна опасность извне. Поскольку люди от природы еще и разумны, то они способны осознать перспективу этой войны и предпочтут делегировать часть своих прав государству, чтобы не утратить. Страта это группа людей, которые обладают одним и тем же социальным статусом, положением общественной системе. При интеграции множества целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумулируются массовые происходит сведение индивидуального к социальному, формируется социальная структура общества. Марксу человечество своем развитии проходит два глобальных периода царство необходимости, то есть подчиненности каким либо внешним силам и царство свободы. Отражение действительности эстетическом сознании осуществляется через понятие прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического форме художественного образа.

Уилкинс отвергает понимание цивилизации как социума, скрепленного однородной культурой. Глобализация — это стратегия неолиберального капитализма по установлению своего господства мировом масштабе на основе монетаризма и военнополитического гегемонизма. Поскольку эта информация имеет смысл, то на ее основе возникает такое явление, как культура. Признаком религиозного сознания является вера таинственное, сверхъестественное, неподвластное объяснению с точки зрения разума. Такие производственные отношения включая уравнительное распределение продуктов соответствовали крайне низкому уровню производительных.

При этом отнюдь не игнорируется то обстоятельство, что все предшествовавшее капитализму экономическое, политическое и духовное развитие общества явилось подготовкой материальных и духовных предпосылок для образования наций. Воздействие демографических факторов дает себя знать не только экономике трудно назвать такой компонент социума, котором бы оно не обнаруживалось. Особого мнения, но все же русле концепции происхождения города из общественного разделения труда, придерживался. Отношения между классами а следовательно, и противоречия между ними представляют собой целостную систему, внутри которой можно выделить Отношения между классами по поводу собственности на средства производства и вся следующая отсюда цепочка отношений непосредственном производстве, распределении, обмене и потреблении экономические отношения. Выделение слоев, составных частей, отрядов внутри того или иного класса позволяет лучше понять условия их общественного бытия и интересы, прогнозировать их социальное и политическое поведение.

Изучение протекционизма как социального феномена важно потому, что его реализация столь массовых масштабах оказывает серьезное негативное воздействие на все стороны нашей жизни. Есть и такие отряды интеллигенции, которые обслуживают интересы общества целом науке, управлении, образовании, здравоохранении, обороне страны, искусстве. По каким признакам различаются нация и народность?. Третья модель была порождена пониманием общества как особой самоорганизующейся и саморазвивающейся системы. Источником эмпирического материала для философа служит также критически осмысленный опыт жизни, самопознания. Производство материальных блага как предметов и средств удовлетворения потребностей обусловливает характер отношений не только экономике, но и других сферах общественной жизни, воздействуя на сложившиеся институты, нормы, взгляды людей.

Однако нельзя уповать на государство как универсальное средство решения всех социальноэкономических проблем. Многогранность, целостность феномена культуры достаточно полно представлена определении. Вместе с тем всякая культура существует лишь постольку, поскольку она передается и воспроизводится. Необходимо обратить внимание на два основных принципа динамики культуры. Вовторых, цивилизация демонстрирует единство исторического процесса человечества и совокупность его материально и духовных достижений ходе этого процесса человеческая цивилизация.

Основными признаками последней, по Шпенглеру, являются развитие индустрии и техники, урбанизация, преобладание масс над личностью, механическая работа, творческое бесплодие, упадок искусства. Идея Вико о триаде исторических стадий, наложенная на учение об историческом прогрессе, оказала сильное влияние на модели исторического развития Гегеля, Конта и Маркса. Хотя эти взгляды имеют немало сторонников и критиков, сама теория локальных цивилизаций уже не является последним словом философии истории. Маркс писал, что общество ставит перед собой только такие задачи, для решения которых уже сложились предпосылки. В результате этих взаимосвязанных процессов создаются предпосылки, при которых грядущее столкновение цивилизаций, возвещенное американским политологом. Опыт физической метафизики Вильнюсские лекции по социальной философии.

Впервые деление людей на особые классы было произведено легендарным римским Люди сами творят свою собственную драмуисторию, причем побуждают их к историческому действию их потребности и интересы. По отношению к двум другим классам мудрые правители выступали как родители. Но пока деление общества на классы было завуалировано сословными, кастовыми и иного рода делениями людей, исследователи не могли создать научную теорию возникновения и сущности классов. Это стало возможным тогда, когда развивающаяся буржуазия, сметая всесословные перегородки, возглавила борьбу масс против феодализма. Определяющий аспект классовой ситуации, несомненно, рынок, виды возможностей индивида на рынке, то есть возможности обладания благами и получения доходов условиях рынка товаров и труда. Многие авторы современных стратификационных теорий продолжают развивать классические теоретические модели, разной степени соглашаясь с пионерами и классиками социальной стратификации, из которых наиболее значительными по сей день являются. Он не только обладае наи большей производительностью по сравнению с ме нее продвинутыми пролетарскими слоями традиционных производственных отраслях, но и превращается основную ре волюционную силу, обладающую наибольшими поте нциями к ре формированию существующи базисных отнош ений.

Капиталистическое развитие породило рабочий класс, принципе не способны к овладению средствами производства и с непосредственными интересами, которые не созвучны социалистической рациональности Отчасти это произошло результате деквалификации рабочего класса под де йствием современных технологий и вытеснения квалифицированных рабочих машинами. Классы по его убеждению, образуются никак не до, а лишь процессе самой этой борь бы как результат коллективного организованного действия, прежде все го действия политических партий. Эти стратегии связаны не с прямым классовым угнетением и экономической эксплуатацией, но с выработкой механизмов так называемого паноптизма или всеобщей поднадзорностии дисциплинирования масс практиках их повседневной жизни. Ключом к анализу всей социальной структуры для Фуко становится особое внеполитическое понимание власти. И ученый, желающий объективировать оценки, даваемые самоклассифицирующимися агентами, должен каждый раз реконструировать работу истории, ходе которой складывается данное деление. Хабитус оказывает воздействие на политические мнения и поведение данных классов, а также на образующиеся рамках этих классов стили жизни и способы потребления. Когда же возникают классы, которые при этом не являются элементами социальной структуры?. Он связан с философским анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают соответствующих природных условиях и при наличии тех или иных верований, но имеют самодовлеющий, определяющий характер.

Постепенный переход от присваивающего типа хозяйства к производящему означал нарастание потенциала социальных форм плане преобразующей деятельности. Как и род, племя продолжает оставаться этнической категорией, поскольку основе ее продолжают оставаться кровнородственные связи. Мир разумных существ управляется далеко не с таким совершенством и с такой точностью, как мир физический хотя у него и есть свои специфические законы, он не следует им с той неукоснительностью, с которой физический мир следует своим законам. В физическом же мире, природе законом считается то, что постоянно повторяется. Линейные и нелинейные интерпретации направленности социальноисторического процесса. Вопервых, непосредственно из примитивного общества путем качественного изменения его структуры результате выделения из общей. Идеалистический подход к обществу наиболее четко отражен философской системе. Искусственную среду неизбежно постоянно наступает на естественное, поглощая.

С одной стороны изготовление искусственных, синтетических материалов с заранее заданными свойствами, то есть новых предметов труда. Следствием этих распределений труда особенно последнего стало возникновение интеллигенции от. Специфическим признаком малых социальных групп к которым относятся семья, школьный класс или академическая группа, курс, производственная бригада, дружеские компании, приятельские группы, соседские общности. Считать, что классы связаны только с материальным производством, сегодня является недостаточным, о чем свидетельствует опыт становления класса управленцевадминистраторов советском обществе. Индивидуальное сознание является отображением голове человека отдельных сторон, черт и связей внешнего мира, а также совокупность чувств, настроений и взглядов на. Существенным принципом рассмотрения структуры общественного сознания является ее разделение с уровнем, степенью и глубиной проникновения действительность, обобщенного отражения общественного бытия. Итак, усложнение процессов общественного развития, усиления их динамизма, переход к новым формам жизни требует повышения творческой активности людей. Таким образом, возрастает роль и значение всех уровней и форм общественного сознания, через которые происходит осмысление различных явлений и процессов общественной жизни и формируются способы активного воздействия на. В первом случае конечной причиной всех изменений обществе объявляется сознание людей или же мировой дух.

Данный подход, оформившийся материалистическое истолкование истории, составляет сущность современной диалектикоматериалистической социальной философии как философской теории развития общества. К ним прибегают при изучении экономических, социальнобытовых, политических и других явлений и процессов. Таковы вкратце положения социальной философии, характеризующие ее предмет, функции и принципы исследования социальных явлений, а также ее теоретическое и методологическое значение для других общественных наук, изучающих различные стороны жизни общества, для анализа практической деятельности людей и их общественных отношений. Он поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма. Надо сказать, что Маркс и Энгельс никогда не отрицали роли сознательных мотивов производственной, политической и других видов деятельности людей. Большое влияние на развитие социальной философии оказало ее психологическое направление, представленное прежде всего трудах. В психических импульсах, склонностях и предрасположениях людей Парето находил источник социальной жизни.

Она легко подчиняется своим вождям, слепо верит им, теряет способность критически относиться к их словам и делам. Они поставили и посвоему решали проблему сути философии как науки и мировоззрения. Социолог же должен разобраться не только содержании, но и мотивах действий людей, основанных на тех или иных духовных ценностях. В силу этого они выступают качестве своеобразных ориентиров и критериев, исходя из которых необходимо вносить изменения духовную, политическую и материальную жизнь людей. Поскольку идеальный тип не совпадает полностью с тем, что есть обществе, и нередко противоречит действительному положению вещей или же последнее ему противоречит, он, по словам Вебера, несет себе черты утопии. В итоге, рост цивилизаций рассматривается как дело творческих личностей и творческих меньшинств 305 За ростом и расцветом цивилизаций следуют, по Тойнби, их надломы и распады. В этом случае поток социальной жизни может стать неконтролируемым, к тому же утрачиваются жизненные порывы людей. В своем труде Социология революции он утверждал, что более или менее благополучное развитие общества после разрушающей его революции наступает благодаря его возврату к своим ценностям, прошлым инстинктам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп 313 В фундаментальном четырехтомном труде Социальная и культурная динамика.

Четко прослеживается установка на то, чтобы превратить социологию точную и по сути прикладную научную дисциплину. Он стремился выявить связи между макроструктурой социального коллектива его делением на представителей разных профессий и видов деятельности, на руководителей и подчиненных и его микроструктурой, элементами которой выступают чувства и ценностные ориентации людей, прежде всего чувства симпатии и антипатии, дружбы и вражды, а также ориентации на сотрудничество или же, напротив, на прекращение доверительных отношений. Его стремление идти от анализа деятельности людей к рассмотрению общественных отношений между ними и функционирования социальных институтов способствовало более глубокому исследованию общества именно как целостной социальной системы. Сексуальное самопознание ребенка означает, по Фрейду, первый шаг к его самостоятельной ориентировке мире 324. В дальнейшем поведение ребенка, а затем юноши и взрослого человека во многом определяется его сексуальной энергией. Различаются они лишь незначительными оттенками, обусловленными главным образом тем, что создавались на разных стадиях научнотехнического прогресса. Белла и многих других представителей технократических теорий, современный мир вступает эпоху постиндустриального развития, приходящего на смену существующему индустриальному обществу. В результате такой организации общества резко возрастает число активных участников бизнеса, растет скорость и частота деловых контактов. Такой подход позволяет объяснить развитие общественного сознания с позиций социального детерминизма.

Как видно, способ производства материальных благ воздействует прямо или косвенно на все стороны жизни общества. Итак, производственные отношения выступают как отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. В то же время Маркс не настаивал на том, что все страны должны пройти поочередно указанные формации. Методология формационного анализа ориентирует на изучение довольно сложного процесса перехода общества от одной формации к другой, путей и способов этого перехода, взаимодействия объективных и субъективных факторов данного процесса. В итоге, все желают той или иной форме оказывать влияние на политические процессы собственных интересах. Ее можно рассматривать как деятельность сознания, процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях. Существенной стороной духовной жизни общества является духовное потребление. В общественном сознании отражаются не только внешние, но и внутренние стороны жизни общества, их сущность и содержание. Будучи отражением явлений общественной жизни, различного рода образы, взгляды, теории направлены на более глубокое познание людьми данных явлений своих практических целях, том числе целях их непосредственного потребления или же иного их использования, скажем, целях эстетического наслаждения ими.

Разного рода идеи, теоретические концепции, политические доктрины, моральные принципы, направления области искусства и религии могут играть прогрессивную или, напротив, реакционную роль развитии общества. Прогрессивные идеи во всех областях общественной жизни являются мощным фактором развития, ибо они способствуют глубокому пониманию настоящего и предвидению будущего, вселяют уверенность действия людей, улучшают их социальное самочувствие, вдохновляют на новые творческие действия. В ней, как и общественной психологии, выражаются объективные потребности и интересы различных социальных групп, прежде всего классов, а также национальных общностей. Многие индивиды и группы людей могут впадать заблуждение и руководствоваться объективно чуждой им идеологией. Результатом этого должны быть повышение производительности общественного труда, увеличение выпуска продукции и рост общественного богатства. Тем самым производство получает новые импульсы и выходит на более высокий уровень своего развития. Признание того факта, что творцами всех происходящих обществе изменений выступают сами люди, действующие сознательно или под влиянием инстинктивных побуждений, освобождает социальную философию от какойлибо мистики.

Идеологи тоталитарного режима усматривали социальную роль интеллигенции главным образом обслуживании деятельности классов буржуазии, крестьянства, рабочих. Это можно сказать об их потребностях пище, жилище, передвижении, социальной свободе, политическом самовыражении, духовном творчестве. Однако уже сами достигнутые возможности общества свидетельствуют о том или ином уровне его развития. Органическая связь человека и природы заставляет полной мере учитывать природные факторы развитии общества. Так что наличие сознания, духовного начала человеке и обществе не доказывает их независимости или автономности по отношению к природе. Дорст писал В глазах биологов появление человека занимает истории земного шара такое же место, как крупные катаклизмы масштабах геологического времени… во время которых коренным образом и глобальных масштабах изменялись животный и растительный мир нашей планеты 344 Важнейшее значение для существования человечества приобретает сохранение и улучшение почв, вод, растительного и животного мира. Особенно остро стоит проблема пресной воды, которая берется из наземных и подземных рек, озер и других водоемов. Сегодня встает вопрос о защите не только водоемов, лесов, почв, флоры и фауны Земли, но также атмосферы и ближайшего космоса, который все больше становится сферой научной и практической деятельности людей. Не меньшая опасность заключается истощении озонового слоя атмосферы, защищающего все живое от жесткого космического излучения 349. В среднем на каждого жителя планеты приходится сегодня 1 гектар земли, однако эта величина снижается связи с ростом народонаселения и с тем, что часть земли выпадает из сельскохозяйственного оборота, поскольку используется на нужды промышленности, строительства.

Ведь прежде чем подготовить население как главную производительную силу общества обучить профессиям, развить творческие способности. Представители философии жизни, как и неокантианцы, резко разграничивают природу и историю. Для того чтобы эти процессы понять, необходимо разграничить, например, материальное производство от материальной культуры. Когда мы говорим об экологической культуре общества, то должны отметить, что хорошая технология та, которая ориентирована на сохранение и воссоздание природы дает соответственно и хорошую экологию. Были серьезно ущемлены права союзных республик, национальнотерриториальных образований, проявлялось немалое равнодушие со стороны государства к национальному своеобразию народов, их истории, культуре. При реформировании России надо обязательно учитывать ее славянотюркские исторические корни, которые помогут лучше понять соотношение государственности и рынка, естественной общности и гражданского общества, коллективистского и индивидуального сознания. Это открытие произошло вслед за немалым числом других всасывающим и нагнетательным насосами, инструментами, предвосхищающими термометр Однако древнее общество не стало даже доиндустриальной цивилизацией, не говоря уже об индустриальной цивилизации. Именно поэтому горизонтальная водяная мельница останется приспособленной единственно для помола зерна, а пар будет служить лишь хитроумных игрушках.

Социальная философия до века Основные вехи философского познания природы общества и законов его развития. Эти мотивы могли быть более или менее развитыми, более или менее эксплицированными — амплитуда колебаний этих отношениях огромна, — но они всегда были и есть любом философском творчестве. Хотя на протяжении последующих столетий философского развития изучение проблем социальной философии продвинулось по всем направлениям, хотя общественная жизнь человека предстала неизмеримо более сложной и разнообразной, все же стремление к выделению именно политикогосударственной области как центрального пункта общественной жизни остается устойчивым, пожалуй, вплоть до Гегеля. Думается, что этом русле можно рассматривать социальнофилософское творчество многих мыслителей —. Обычно его творчество, равно как и Давида Рикардо, относят исключительно к области политической экономии. Но это еше не была ни полном смысле история общества, ни тем более философия истории. Рикардо, не достигал такого органичного взаимопроникновения экономического и социальнофилософского анализа общества. Гегель первым придал социальной философии значительную степень теоретической отдельности, понятийнокатегориальной оформленности. Но поскольку развитие социальной философии не останавливается, можно высказать предположение, что нынешнее широкозахватное движение социологии приведет к такому накоплению новых идей и материалов, которое сделает возможным и обязательным новый рывок концептуальном развитии социальной философии.

Направлена на создание материальных объектов, товаров, необходимых для удовлетворения базовых потребностей людей поддержания их физиологической активности жилья, продовольствия, одежды, лекарств. Процесс преобразования объектов природы форму, необходимую для удовлетворения потребностей, называется производством. По способу отображения действительности, объективный дух включает себя следующие сферы 7 идеологию восприятие мира как способа выражения интересов различных социальных. Эти структурные модели не могут быть познаны путем индуктивных обобщений, они могут быть получены лишь путем математич. Исходя из этого под социальной структурой общества понимается исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей и отношений между такими элементами общества как целого, какими являются классы и иные социальные группы, социальнопрофессиональные и социальнодемографические группы, исторические формы общности, семья. Развитие демократических процессов и тех изменений, которые происходят сфере экономики и связаны с формированием новых форм собственности, наряду с существованием таких основных социальных групп как рабочий класс, крестьянство, интеллигенция и служащие, идет достаточно активный процесс формирования так называемого среднего класса слоя предпринимателей, которые большинстве из этих стран занимают пока небольшой удельный вес общей структуре общества, но будущем, видимо, они будут играть более значительную роль как экономике, так и политике. Потребность устойчивом коллективе людей, способных к согласованным действиям, к непрерывному ведению хозяйства была порождена необходимостью развития производительных сил и поддержания существования рода.

Каждое племя имело собственное имя, территорию, общность экономической жизни, языка, обычаев, нравов, культовых обрядов. Итак, нация это такая историческая общность людей, которая имеет общую территорию, язык, культуру и, главное, общую экономику. Все это основывается на соблюдении определенных нравственных и правовых норм любви, уважения, долга, верности. В качестве относительно самостоятельного предмета изучения может быть выделена исторически сложившаяся ходе совместной деятельности людей структура социальных общностей, включающая свой состав такие общности, как семья, род, племя, нация, класс, сословия, касты. Люди, однако, действуют различных сферах общественной жизни — экономической, социальнополитической, духовной, семейнобытовой.

Другая группа систем включает себя только людей, связанных определенными отношениями. Расширение ролевого плюрализма является важной составляющей процессов дифференциации, ведущих к становлению общества современного типа. Сложный нормативный порядок, однако, нуждается не только принуждении, но и авторитетной интерпретации. Реально это выглядит так между определенным видением мира, присущим протестантизму а если говорить только о земном, то это аскеза, индивидуализм, инициативность, и экономической деятельностью существует много общего. Каждый из них развивался самостоятельно, собственным путем соответствии с особенностями своей духовной природы и спецификой внешних условий жизни. Свобода греческом полисе заключается том, что гражданин познает законы не только виде предметной вещности, но, познавая себя них, как они через меня, так я через иных созерцаю их как себя, себя как. Ленин писал, что Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства или, все равно, по воле общества и правительства, возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественноэкономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественноисторический процесс 32 Исторический материализм означает такой подход познании общественных явлений, когда они изучаются первую очередь с позиции философского материализма, когда точкой отсчета при анализе общественных изменений выступают материализованные, главным образом, экономические преобразования, а затем и все остальные. Предметом исторического материализма выступают не отдельные общественные явления, а всеобщие законы и движущие силы общества, рассматриваемые через призму их целостности, противоречивости и взаимозависимости. На теоретическом уровне она анализирует общество целом, а методологическом плане представляет собой систему диалектических законов и принципов, используемых при анализе социальных явлений. Это, конечно, не означает, что деятельность отдельного человека и общества целом полностью детерминирована этими законами.

Общественное бытие предшествует всякой другой форме деятельности людей и не зависит от индивидуального и общественного сознания людей. Они возникают из материальных и представляют собой прежде всего политические, правовые, нравственные, религиозные и другие отношения. В этом своем качестве, со своими законами, понятиями, методами познания, она снабжает идеологию и политику обширной информацией о разных сторонах общественной жизни, принципах ее функционирования и путях ее познания. Хотя идеология обладает относительной самостоятельностью по отношению к происходящим обществе процессам, но целом ее сущность и социальная направленность определяется общественным бытием. Опираясь на заимствованное у марксизма положение о зависимости общественного сознания от общественного бытия, идеологии от экономических отношений, он разрабатывает концепцию об индивидуальной и универсальной идеологии.

Идеологией является любая вера, с помощью которой контролируются коллективные действия. Одновременно надо признать, что некоторые из этих идей, получивших марксизме название утопических, играют положительную роль. Не будучи реализованными свое время, будущем при создании необходимых объективных условий, они оказываются вполне выполнимыми. Идеология, хотя и является порождением общественного бытия, но, обладая относительной самостоятельностью, оказывает огромное обратное воздействие на общественную жизнь и социальные преобразования. Существовавшие ранее концепции изза отсутствия них научности объявлялись светской религией или же идеологизированным фанатизмом. Свои представления о государстве Аристотель формирует, исходя из анализа социальной истории и политического устройства целого ряда греческих государствполисов. Хотя политика является порождением экономики, тем не менее она обладает не только относительной самостоятельностью, но оказывает на экономику определенное влияние, а переходные и кризисные периоды это влияние может даже определять пути развития экономики. Российская философская мысль испытывает мощное влияние немецкой классической философии. Замечательные десятилетия русской романтики и идеализма от кружка московских любомудров до Крымской войны были прерваны неистовым проявлением противофилософских настроений, восстанием детей против отцов. Оно базируется на критическом отношении к позитивистским концепциям прогресса.

В другом произведении Тихона Сокровище духовное, от мира собираемое высказывается идея о том, что христианин, живущий светской жизнью, всегда должен духовно уходить от мира. Первые масонские ложи России были своеобразными кружками деистов, члены которых исповедовали разумную мораль и естественную религию, тем самым стремились к моральному самопознанию. Было развернуто книгопечатание по самым различным областям науки и культуры. Большинство русских философов тяготеет к Шеллингу, и первую очередь, к его натурфилософии. В известной мере философская проблематика любомудров есть результат перемещения интереса к теории общества и человека, потребности, продиктованной социальными запросами, публичной пропаганде новых философских идей. Необычайность его личности и судьбы послужила поводом к тому, что уже при жизни о нем создавались легенды. Лишь через полтора года философ вернулся к нормальной жизни, а. Киреевский исходил из того, что веку предназначено открыть эпоху духовного возрождения.

Он понимал, что воссоздать философию святых отцов первозданном виде невозможно. Славянофильство, основном, было представлено религиознонациональным движением и своей социальнополитической ориентации отстаивало патриархальномонархические идеалы. Больше всего они ценили политическую свободу и выступали пропагандистами социализма 54 В самостоятельную социальнофилософскую концепцию западничество оформилось 40х. Тем не менее влияние мировоззрения народников долгое время сказывалось общественнополитической жизни России. Отсюда его критика многих философских течений, включая ленинские философские представления. Выдающиеся достижения именно этих сферах отечественной культуры запечатлели эту эпоху истории как серебряный век. В целом направленность изданий, особенности Логоса, характеризовалась враждебностью по отношению к славянофильству и православному Пути. Но основном поиски русской духовности велись разного рода нагромождениях позитивизма. Разумеется, философские максимы о человеке при этом не порывают с религиозным содержанием, подчиняя поиск истины христианскому откровению.

Франку, своем творчестве, пытавшемуся преодолеть антиномичность теоретикопознавательного идеализма и включить гносеологию теорию познания онтологизм как основной принцип философского воззрения. Сегодня они все чаще становятся предметом самого внимательного анализа. Бердяев чутко уловил сомнения, высказанные свое время основоположником марксизма Изменение, которое мы видим Марксе, имеет глубочайшую связь с вхождением машины этот факт наиболее поразил Маркса, поразил настолько, что он положил его основу своего миросознания, сделал его первичным фактом всей человеческой жизни, и раскрыл все его значение для человеческой судьбы. Без учета влияния последнего невозможно приступить к изучению общества и человека, недостижима целостная картина человека. В истории, действительно, важную роль играют материальные, экономические факторы, но материальный фактор, как элемент исторической действительности, и сам имеет глубочайшую духовную почву и обладает духовной силой. Бердяев подчеркивает Поэтому истинная философия истории есть философия победы истинной жизни над смертью, есть приобщение человека к другой, бесконечно более широкой и богатой действительности, чем та, которую он ввергнут непосредственной эмпирией.

В отличие от многих современников, чье творчество составило эпоху развитии отечественной философской мысли русский религиознофилософский Ренессанс. Но он не может оставить ее только теоретическому мышлению, ибо она неотделима и от других областей работы сознания. Политический институт, возник на известной ступени развития общества, когда экономическое развитие привело к расслоению общества на антагонистические классы. Развитие ощества характеризуется не формами собственности, а уровнем развития промышленности, техники, хозяйства, науки, доли накопления капитала национальном доходе. Во втором случае общество рассматривается как некая целостность, как организм, работа которого не зависит от того, насколько осознаются принципы функционирования его отдельных органов. Общество может рассматриваться и как система общих структур человеческой деятельности как совокупность норм, технологий, принципов, правил, образцов. Более высокий уровень социальной иерархии соответственно, система поведения организма, система культуры использует энергию, предоставленную более низким уровнем, и подчиняется нормам, правилам, образцам, содержащимся на более высоких уровнях.

Как только эта взаимная зависимость нарушается, подсистема попадает зависимость от внешней среды. Капсулизация социальных групп на определенном этаже социальной системы ведет к застою обществе. Надежда и отчаяние, бесплодные мечты и трезвая целеустремленность весь этот аспект эмоций сопровождает действия человека, стремящегося повысить свой социальный статус или сохранить существующий. Для человека революционной эпохи будущая мировая революция реальность, и его жизнь, быт, все его поступки неясны без учета этой реальности. Элементы традиционного поведения современном динамичном обществе как бы символизируют открытую безличность, формальность некоторых видов ролевого поведения они для всех, значит, индивид не может отождествить себя с социальной ролью, не может присвоить традицию. Из наличного эмпирического материала истории извлекается некий привилегированный фактор, который затем возводится ранг субстанции исторических изменений.

В историю вторгаются и порой кажется, что завладевают ею такие явления, как религия, философия, политика.

 

© Copyright 2017-2018 - academy-schools-7.ru